Анализ стихотворения Маяковского Люблю

Анализ стихотворения «Люблю» Маяковского

Поэма “Люблю” – это одно из самых жизнеутверждающих произведений Маяковского, хотя это в целом нехарактерно для его творчества. Краткий анализ “Люблю” по плану покажет ученикам 9 класса не только особенности поэтического метода автора, но и раскроет некоторые аспекты его личности. На уроке литературы его можно использовать и как основу, и в качестве дополнительного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Люблю.

История создания – над поэмой Владимир Владимирович работал достаточно долго: она писалась с конца 1921 по начало 1922 годов. Напечатали ее в Риге, как раз во время пребывания там автора.

Тема – идеал высокой любви, который может быть воплощен лишь в будущем.

Композиция – произведение разделено на 11 глав, каждая из которых имеет свою отдельную тему.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты“ стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце”.

Метафоры – “мыслишки звякают лбенками медненькими “, “столиц сердцебиение дикое“, “комок сердечный разросся громадой“, “не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

История создания

Знакомство в 1915 году с Лилей Брик стало для Маяковского и роковым, и прекрасным. Поэт безоглядно влюбился в эту женщину, посвящая ей многие свои произведения, в том числе и поэму “Люблю””.

Маяковский писал ее с ноября 1921 года по февраль 1922-го. Владимир Владимирович уехал с рукописью в Ригу, где оно и было напечатано издательством “Арбейтергейм”. Вышло два издания, поскольку одно конфисковала полиция.

Критики считают “Люблю” одним из самых светлых произведений поэта. Он написал ее под влиянием сильного чувства и вложил множество положительных эмоций. Основная тема, как легко понять из названия – как раз любовь. Поэт говорит о том, что хотя время для воплощения настоящих идеалов высокой любви еще не настало, не любить прекрасную героиню невозможно.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Это лирическая поэма, развернутый любовный стих, искренний до полного обнажения чувств, которые Маяковский не стесняется демонстрировать всему миру. Он рассказывает о своей любви с непосредственностью ребенка, используя для этого характерную для себя тоническую систему стихосложения. Поэт показывает, что шанс на взаимное чувство есть у каждого, в это важно только поверить. Как и всегда, в поэме важна не рифма, а интонационное выделение слова в строке.

Средства выразительности

Поэма богата разнообразными художественными средствами. Так, в произведении “Люблю Владимир Владимирович употребляет:

  • Эпитеты – “ стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце” .
  • Метафоры – “ мыслишки звякают лбенками медненькими “, “ столиц сердцебиение дикое “, “комок сердечный разросся громадой “, “ не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

Это примеры не только коннотативной окрашенности тропов стихотворения, но и искусной работы со словом, его смыслом и формой.

Анализ стихотворения Маяковского Люблю

Эта поэма обладает очень интересной историей написания. В 1915г. Владимир познакомился с Лилей Брик, после чего по уши в неё влюбился. Он посвятил ей много стихотворений, и поэма «люблю» одна из них.

Создавалась поэма «люблю» с 1921 до 1922г. В период написания автор переехал в Ригу. После того, как Владимир закончил свою работу, его творчество было напечатано издательством «Арбейтергейм», благодаря чему стала популярной. Большинству читателей, эта поэма понравилась из-за искренне вылитых чувств Маяковского, которые просто завораживают.

Тему поэмы можно догадаться даже не читая её. На листе бумаги автор излил сильную любовь к Лилии. Как раз благодаря сильной, и настоящей любви Маяковского к Брик, стихотворение вышло самим светлым из всех работ поэта, по мнению критиков. Владимир не стеснялся кричать о своей любви всему миру. Его чувства сложные, но в тоже время и простые, как у ребёнка. Он верит, что если сильно захотеть, то взаимности чувств может достичь каждый. Главное не терять своей цели , и делать все возможное чтобы добиться любви.

Также автор верит в бесконечность любви. Он написал: «. не смоют любовь ни ссоры, ни версты. ». Настоящая любовь, по мнению Владимира никогда не проходит. Но её нужно развивать на протяжении многих лет. Воплотить свои чувства в реальность Маяковский планировал в будущем, а сейчас нужно работать над собой и развивать эту любовь, вечную любовь. Ибо не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту. Для того, чтобы разглядеть ту красоту, ему требовалось время.

Тех, кто покупал любовь за деньги, не прилагая никаких усилий к достижению её, он презирал. Это хорошо видно из его слов: «я жирных с детства привык ненавидеть. ». В словах Владимира описана ненависть к людям, которые привыкли надеяться на своё благосостояние во всех сферах своей жизни. Маяковский очень эмоциональный человек, который живёт двумя чувствами, любовь и ненависть. Как раз в этом стихотворении он вылил все свои чувства.

Поэма «Люблю», учит нас развивать настоящую любовь, которая некогда не проходит. Именно вступив в брак по настоящей любви, а не симпатии, наша супружеская жизнь будет приносить только радость. Каждый прожитый день со своей второй половинкой, слаще мёда. И даже ссоры и версты, не в силах охладить наших искренних чувств.

Вариант 2

Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной «Люблю».

Поэма несколько автобиографичная, ведь поэт рассказывает о том, как зарождалась с детства любовь в его сердце. Ещё ребенком он ощущал любовь ко всему этому миру. Даже очеловеченное солнце удивлялось ему, мол, в таком ещё маленьком сердце (и анатомически, и психологически) есть место и горам, и реке, и самому Солнцу.

Дальше поэт смеётся, что пока другие учились в школе умножать, читали любовные романы, осваивали галантное обхождение, его «вышибли» из пятого класса. И вскоре он попал в тюрьму. Любовь Маяковского росла не в тепличных условиях. Важно, что человек не озлобился, а сохранил чувство любви, сохранил свой дар. Маяковский планету изучал не по глобусу, а на своих боках, поэтому он имеет право смеяться над теоретиками. И пользуется этим правом. Всегда противопоставляет себя обывателям.

Взрослея, поэт сохранил любовь к миру. Он ловит сердцебиение столиц… Но появляется, конечно, и женщина. К любимой женщине поэт возвращается всегда, стремится. Его тянет к ней, как поезд к вокзалу – неожиданное, но такое логичное сравнение. В такой любви нет места играм, интригам, тут всё честно и открыто.

В поэме есть даже оформленный вывод. Он в том, что любовь Маяковского не тонкая и романтичная, непроверенная, мимолётная, а испытанная, честная, крепкая. Такую любовь ничто не смоет… Разве что предательство любимой. Ведь сильное чувство может устоять перед всем внешним, но от внутренней угрозы его трудно спасти. От такой любви-страсти до ненависти тоже один шаг.

И ещё одна опасность существует даже для проверенной любви – рутина. Через пять лет поэт с сожалением напишет, что любовная лодка разбилась о быт.

Анализ стихотворения Люблю по плану

Люблю

Возможно вам будет интересно

Цикл стихотворений, получивший название «Персидские мотивы» был навеян поэту экзотикой Востока, стремлением искать новые способы выражения образов, рождающихся в его душе.

Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

Произведение иллюстрирует восприятие автором мира. Отдельные элементы, каждый из которых значит мало, складываются в единую картину.

Произведение, относящееся к позднему творчеству поэта, является по жанровой направленности пейзажной лирикой, отличающейся особым философским смыслом, отражающим соединительную связь описания природы и поэтической жизни.

Владимир Владимирович Маяковский – великий русский поэт. Свое стихотворение “Прощание” он написал спустя год после посещения прекрасного романтичного города Париж в 1925 году. Этот город оставил на поэте неизгладимое впечатление

«Люблю», анализ поэмы Маяковского

Творчество поэта ХХ века Владимира Маяковского у читателя в большинстве случаев вызывает ассоциацию с революцией, Лениным и Октябрем. Однако никто не вправе отказать этому человеку в праве на лирические чувства. Его фанатичное желание перестроить мир, шагнуть «в коммунистическое далеко», остаться в анналах истории все-таки не противоречило глубоким чувствам и переживаниям.

Маяковский, повинуясь, как он думал, чувству долга, стремился отказать теме любви в праве на существование: «Нынче не время для любовных ляс». Но и освободиться от любовного плена не мог да и не хотел: он лишь пытался внести в свое чувство другой смысл, может быть, диктуемый самой действительностью. Идеал высокой любви, который утверждал всем своим творчеством поэт, мог воплотиться в светлом будущем, а задача поэзии сводилась к тому, чтобы ускорить путь в грядущее, преодолев «будничную чушь».

Таким образом, стихи с глубоко «личными мотивами» становились стихами о всеобщем счастье – ведь на меньший масштаб Маяковский и не рассчитывал. Но оказаться в другом времени не под силу никому. Однако все самое обычное, что есть в жизни, – не «чушь», а основание жизни, своеобразная «быта кобыла», которая, несмотря на все понукания, движется не так уж и быстро, как того хотелось бы.

После знакомства с Лилей Брик в 1915 году Маяковский почти все свои произведения посвящал ей. Она стала его настоящей Музой. А он посвятил ей очень яркое произведение – поэму «Люблю», над которой работал с ноября 1921 года по февраль 1922 года. Уже само название – «Люблю» – звучит жизнеутверждающе. В отличие от стихотворения «Лиличка!», в поэме нет места мрачным настроениям, она полна любви и жизнелюбия.

В поэме одиннадцать глав, первые из которых, по традиции русской литературы, посвящены детству, отрочеству и юности самого поэта. В главе «Мальчишкой» уже возникает образ героя, чье сердце способно полюбить весь мир:

Откуда в этом
в аршине место —
и мне, и реке,
и стовёрстым скалам?!

В главе «Юношей» герой признается, что, пока другие учились влюбляться, ему пришлось пройти «школу жизни» в тюрьме:

А там можно было влюбиться только «в глазок 103 камеры». Поэтому герой испытывает, может быть, странное для юноши чувство – желание увидеть солнечного зайчика:

А я за стенного
за желтого зайца
отдал тогда бы — всё на свете.

В главе «Взрослое» можно увидеть результат такого обучения: рассматривая взаимоотношения людей, особенно мужчины и женщины, он высмеивает тех, кто стремится произвести впечатление с помощью нарядов или благосостояния. А тех, кто привык покупать любовь за деньги, поэт не просто осуждает – он их ненавидит:

Я жирных
с детства привык ненавидеть…

Стремясь понравиться дамам, они пытаются выглядеть умнее, чем есть на самом деле, а ничего не выходит – «мыслишки звякают лбёнками медненькими». Герой поэмы же учился любви, «говорил с одними домами», а «водокачки были собеседниками», это позволило ему научиться ценить истинную любовь. Поэтому герой ловил «столиц сердцебиение дикое», в итоге научившись испытывать чувство любви только в таком масштабе:

Наверное, в этом понимании и нужно искать первопричину его состояния – состояния, когда «комок сердечный разросся громадой», что в дальнейшем и будет называться «громада любовь».

Глава, посвященная встрече с любимой, называется очень просто и непредвзято – «Ты». Итак, героиня пришла за проявлениями брутального, как принято сейчас называть, мужчины, а «разглядела просто мальчика». Но не растерялась, а «взяла, отобрала сердце и просто пошла играть – как девочка мячиком».

Заключительная часть поэмы написана в свойственной Маяковскому манере: от конкретного случая он идет к расширению в масштабах всего мира. Поэтому, как флоты стекаются к гавани, как поезда к вокзалу клонит, так и героя «манит и клонит» к героине, ведь он же любит по-настоящему:

Любовь в тебя —
запрятал, хожу
и радуюсь Крезом.

И до такой степени сильна эта любовь, что герой готов поведать о ней всему миру. Он не может находиться далеко от нее, тянется неуклонно,

Пожалуй, самое любопытное в герое, что он прекрасно осознает: чувство любви может быть безответным, но сама мысль о том, что где-то существует человек, которому можно адресовать свое признание в любви, рождает в душе счастье и надежду на взаимность. Поэтому он дает своеобразную клятву: «Клянусь – люблю неизменно и верно!». Возможно, слишком пафосно звучат такие слова, но ведь это «Вывод», в котором поэт провозглашает: «Не смоют любовь ни ссоры, ни версты».

Таким образом, поэма дает шанс всем влюбленным испытать не просто взаимное чувство, а чувство, которое выстрадано и проверено не только временем, но и расстоянием.

Владимир Маяковский — Кем быть: Стих

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники —
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берём бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки —
желтые игрушки.
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!

Столяру хорошо,
а инженеру —
лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет
перед,
называется фасад.
Это
каждый разберет —
это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.

Инженеру хорошо,
а доктору —
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
— Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? —
Погляжу
из очков
кончики язычков.
— Поставьте этот градусник
под мышку, детишки.-
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
— Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам —
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
все, конечно, заживет.

Докторам хорошо,
а рабочим —
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа — уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает —
сделаем вместе,
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там —
дым,
здесь —
гром.
Гро-
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.

На заводе хорошо,
а в трамвае —
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
красные
и голубые.-
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.

Кондуктору хорошо,
а шоферу —
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо —
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е-дем,
ду-дим:
«С пу-ти
уй-ди!»

Быть шофером хорошо,
а летчиком —
лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звёзд
совсем отдалены».

Летчику хорошо,
а матросу —
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
морской дорожкой
на реях и по мачте
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный —
наверное.

Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
на вкус!

Анализ стихотворения «Кем быть?» Маяковского

Основная часть литературных произведений Владимира Маяковского была направлена на взрослую аудиторию, но в его арсенале были и детские стихи. Одним из самых ярких и популярных примеров является стихотворение «Кем быть?», написанное летом 1928 года.

Немного о создании произведения и его первых тиражах

Маяковский представил это произведение на празднике, посвященному детским книгам, в Москве. В 1929 году, через год после первого издания книги «Кем быть?» ее переиздали в другом экземпляре, дополнив картинками, нарисованными Н. Шифриным. В 20м веке книга стала одной из самых популярных на прилавках книжных магазинов, ее можно было увидеть в руках практически каждого ребенка. В последующие 4 года после издания книгу перевыпускали ежегодно, в большом тираже.

Тема и идея стихотворения

Перелистывая страницы книги «Кем быть?», читатель может увидеть множество рабочих профессий, из которых ребенку в будущем придется выбрать одну, которая ему больше всего по душе. На каждой страничке писатель выдает главному герою «спецодежду», и рассказывает о принципе работы и тонкостях той или иной профессии. В игровой форме, Маяковский помогает маленьким читателям почувствовать себя врачами, моряками, плотниками, и другими рабочими.

Безусловно, такой сюжет стихотворения и его подача были доступны и понятны даже самым маленьким читателям, с чем и связана такая популярность произведения.

Владимир Маяковский в стихотворении «Кем быть?» постарался создать положительные образы взрослых профессий, успешно совместив и взрослое, и детское мировоззрение, и восприятие. Поэт считал, что ребенок с малых лет должен начинать задумываться о том, кем он станет в будущем, и какого уровня жизни он хотел бы достичь.

Мастерский слог Маяковского и знакомство с рабочими профессиями

Детское стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?» написано с детской добротой и искренностью, также имеет место малая доля мягкого юмора, с помощью которой читатель познает суть профессий.

В своем произведении Маяковский умело и быстро знакомит читателей с будущими профессиями. Подобно карнавальному костюму, ребенок может сменять род деятельности во взрослом мире.

Доктора в стихотворении охотно берутся за лечение маленьких детей, назначая им лечение и постельный режим, в конце говоря, что при соблюдении всех рекомендаций врача – до свадьбы все обязательно заживет. Кондукторы рады, что выбрали именно такую профессию, и с радостью и удовольствием ездят на работу. Даже простые опилки и стружки кажутся в стихотворении «желтыми игрушками», а транспортные средства «фырчат» как настоящие лошади. В каждой новой строчке детской книги читатель четко видит то, как поэт относится к детям и как важен для него правильный выбор профессии.

Наиболее яркие примеры удачно переданного ритма и звуков можно увидеть в первой половине стихотворения, где в красках описан рабочий шум в цехе для сборки деталей, а также быстрый ход автомобиля.

В своих произведениях Владимир Маяковский всегда затрагивал важные для людей темы. Стихотворение «Кем быть?» не стало исключением, скорее, наоборот, в очередной раз показало мастерский слог и успешную подачу мысли. С помощью данного произведения поэт предлагает на выбор множество различных рабочих профессий, описывая их важность и преимущества для маленьких читателей с помощью рифмы, чувства юмора и детских шаржевых иллюстраций.

Урок по творчеству В.В. Маяковского «Я — поэт. Этим и интересен» план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Владимир Маяковский

Обращаясь к толпе, В. Маяковский пытается объяснить, почему он несет свою душу на блюде к обеду идущих лет. Стекая ненужной слезою с небритой щеки площадей, он чувствует себя последним поэтом. Он готов открыть людям их новые души — словами простыми, как мычание.

В. Маяковский участвует в уличном празднике нищих. Ему приносят еду: железного сельдя с вывески, золотой огромный калач, складки желтого бархата. Поэт просит заштопать ему душу и собирается танцевать перед собравшимися. На него смотрят Человек без уха, Человек без головы и другие. Тысячелетний старик с кошками призывает собравшихся гладить сухих и черных кошек, чтобы влить электрические вспышки в провода и расшевелить мир. Старик считает вещи врагами людей и спорит с человеком с растянутым липом, который считает, что у вещей другая душа и их надо любить. Включившийся в разговор В. Маяковский говорит, что все люди — лишь бубенцы на колпаке у Бога.

Продолжение после рекламы:

Обыкновенный молодой человек пытается предостеречь собравшихся от необдуманных действий. Он рассказывает о множестве полезных занятий: сам он придумал машинку для рубки котлет, а его знакомый двадцать пять лет работает над капканом для ловли блох. Чувствуя нарастающую тревогу, обыкновенный молодой человек умоляет людей не лить кровь.

Но тысячи ног ударяют в натянутое брюхо площади. Собравшиеся хотят установить памятник красному мясу на черном граните греха и порока, но вскоре забывают о своем намерении. Человек без глаза и ноги кричит о том, что старуха-время родила огромный криворотый мятеж и все вещи кинулись скидывать лохмотья изношенных имен.

Толпа объявляет В. Маяковского своим князем. Женщины с узлами кланяются ему. Они приносят поэту свои слезки, слезы и слезищи, предлагая использовать их как красивые пряжки для туфель.

Брифли существует благодаря рекламе:

Большому и грязному человеку подарили два поцелуя. Он не знал, что с ними делать, — их нельзя было использовать вместо калош, и человек бросил ненужные поцелуи. И вдруг они ожили, стали расти, беситься. Человек повесился. И пока он висел, фабрики мясистыми рычагами шлепающих губ стали миллионами выделывать поцелуи. Поцелуи бегут к поэту, каждый из них приносит по слезе.

В. Маяковский пытается объяснить толпе, как тяжело ему жить с болью. Но толпа требует, чтобы он отнес гору собранных слез своему Богу. Наконец поэт обещает бросить эти слезы темному Богу гроз у истока звериных вер. Он чувствует себя блаженненьким, который дал мыслям нечеловеческий простор. Иногда ему кажется, что он петух голландский или король псковский. А иногда ему больше всего нравится собственная фамилия — Владимир Маяковский.

Владимир Маяковский — Я сам Страница 3

Что я могу противопоставить навалившейся на меня эстетике старья? Разве революция не потребует от меня серьезной школы? Я зашел к тогда еще товарищу по партии — Медведеву: хочу делать социалистическое искусство. Сережа долго смеялся, кишка тонка.

Думаю все-таки, что он недооценил мои кишки.

Я прервал партийную работу. Я сел учиться.

Думалось — стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался — учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся.

Требование — мастерство, Гольбейн. Терпеть не могущий красивенькое.

Поэт читаемый — Саша Черный. Радовал его антиэстетизм.

Сидел на «голове» год. Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.

Удивило: подражателей лелеют — самостоятельных гонят. Ларионов, Машков. Ревинстинктом стал за выгоняемых.

В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались.

Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе.

Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной — на всю классическую скуку. У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.

Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это же ж вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!» Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом.

Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: «Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский». Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение».

Пришлось писать. Я и написал первое (первое профессиональное, печатаемое) — «Багровый и белый» и другие.

Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая.

На Рождество завез к себе в Новую Маячку. Привез «Порт» и другое.

Из Маячки вернулись. Если с неотчетливыми взглядами, то с отточенными темпераментами. В Москве Хлебников. Его тихая гениальность тогда была для меня совершенно затемнена бурлящим Давидом. Здесь же вился футуристический иезуит слова — Крученых.

После нескольких ночей лирики родили совместный манифест. Давид собирал, переписывал, дал имя и выпустил «Пощечину общественному вкусу».

Выставки «Бубновый валет». Диспуты. Разъяренные речи мои и Давида. Газеты стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Так, например, меня просто называли «сукиным сыном».

Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук.

Генералитет искусства ощерился. Князь Львов. Директор училища. Предложил прекратить критику и агитацию. Отказались.

Совет «художников» изгнал нас из училища.

Ездили Россией. Вечера. Лекции. Губернаторство настораживалось. В Николаеве нам предложили не касаться ни начальства, ни Пушкина. Часто обрывались полицией на полуслове доклада. К ватаге присоединился Вася Каменский. Старейший футурист.

Для меня эти годы — формальная работа, овладение словом.

Издатели не брали нас. Капиталистический нос чуял в нас динамитчиков. У меня не покупали ни одной строчки.

Возвращаясь в Москву — чаще всего жил на бульварах.

Это время завершилось трагедией «Владимир Маяковский». Поставлена в Петербурге. Луна-Парк. Просвистели ее до дырок.

НАЧАЛО 14-го ГОДА

Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах».

Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Стихотворение — «Война объявлена». Рисование заказных плакатов.

Первое сражение. Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне — надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности.

И у полковника Модля оказалась одна хорошая идея.

Отвращение и ненависть к войне. «Ах, закройте, закройте глаза газет» и другие.

Интерес к искусству пропал вовсе.

Выиграл 65 рублей. Уехал в Финляндию. Куоккала.

Семизнакомая система (семипольная). Установил семь обедающих знакомств. В воскресенье «ем» Чуковского, понедельник — Евреинова и т. д. В четверг было хуже — ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень — это не дело.

Вечера шатаюсь пляжем. Пишу «Облако».

Выкрепло сознание близкой революции.

Поехал в Мустамяки. М. Горький. Читал ему части «Облака». Расчувствовавшийся Горький обплакал мне весь жилет. Расстроил стихами. Я чуть загордился. Скоро выяснилось, что Горький рыдает на каждом поэтическом жилете.

Истории любви: Владимир Маяковский и Лиличка Брик

Автор Ирина Шлионская

Обновлено: 06.01.2016 15:29 Опубликовано: 11.02.2012 16:00

Общество » Семья » Житейские истории

Имя Лили Брик неизменно упоминают рядом с именем советского поэта Владимира Маяковского. Хотя эта женщина никогда не была его женой. Да и любила ли она его на самом деле — это и по сей день остается загадкой. Их отношения были странными, запутанными и в каком-то смысле безнадежными… Но именно Лиле Брик поэт был обязан своими лучшими стихами.

Плакат — оружие пролетариата!

Лиля Юрьевна Брик, урожденная Каган, родилась в 1891 году в Москве. Ее отец Урия Александрович Каган был по профессии юристом, мать, Елена Юльевна Берман — пианисткой. Обеих дочерей называли на европейский манер -Лили и Эльза.

Лиля Брик не была по-настоящему красива, но в ней присутствовало нечто весьма притягательное для мужчин. У нее рано начались романы, и один из них кончился абортом, после которого она больше не могла иметь детей. Однако это не помешало ей выйти замуж за Осипа Брика, выпускника юридического факультета Московского университета. Свадьба состоялась 26 марта 1912 года. В июле 1914 года молодые супруги переехали в Петроград.

В июле 1915 года произошло знакомство Бриков с Маяковским. Его привела к ним в дом младшая сестра Лили, в будущем французская писательница Эльза Триоле. Поэт прочел хозяевам дома свою поэму «Облако в штанах» и, с трепетом глядя на Лилю, спросил: «Можно, я посвящу это вам?»

«Я испугалась!»

В предсмертной записке Маяковский писал: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил». Но сплетни поползли по городу уже через несколько часов, после того как стало известно о трагедии. Шептали разное: и про болезнь, и про странную жизнь втроём: Лиля Брик — Осип Брик — Владимир Маяковский. И про то, что виновата в случившемся вовсе не Лиля Брик, а Вероника Полонская, начинающая актриса МХАТа. Что же было такого в этой молодой актрисе?

— Да, в те годы вопрос этот звучал довольно часто: ну что такое Полонская? Девчонка! Ему не о чем с ней было даже говорить! А мне кажется, что всё у них было достаточно серьёзно, по одной простой причине: Полонская являлась полной противоположностью тому, что Маяковский видел в своём доме, — рассуждает Светлана Стрижнева, директор Музея В. Маяковского, филолог. — В этом треугольнике «Лиля — Осип — Владимир» каждый угол имел свою трагедию. Внешне соблюдалось условие: каждый может быть абсолютно свободен, но на ночь все должны приходить домой. Домой-то все приходили… Но не все при этом ночевали в своей комнате в одиночестве. У Осипа Брика интереса к Лиле — физического — в этот момент не было, и Евгения Жемчужная, официально числившаяся секретарём Брика, уже фактически была его женой. Это вызывало бурю протеста у Лили. Маяковский же страдал от бесконечных попыток Лили Брик доказать Осипу, которого Лиля обожала, что она интересна другим мужчинам.

А Полонская была человеком удивительно искренним, стеснительным. Она очень мучилась, когда ей пришлось сделать аборт от Маяковского. Операция прошла тяжело, она попала в больницу. На физическую боль наложилась тяжёлая депрессия: в больничную палату её приходил навещать муж — актёр Михаил Яншин, а Вероника не могла признаться, что ребёнок не от него. Маяковского же она и вовсе не поставила в известность об операции. В те дни Полонская испытывала физическое отвращение к близости с мужчиной, а Маяковский не мог понять причины её охлаждения. И мучил себя мыслями, что Норик разлюбила его.

Кстати, сразу после гибели поэта обсуждалась и такая гипотеза — Маяковскому приписывали сифилис. Причиной сплетен стали близкие отношения Маяковского с Соней Шамардиной. Произошло это в 1915 г. Сонечка была очень хорошей знакомой Корнея Чуковского. Как-то в ресторан, где они сидели, вошёл Маяковский. Увидев красивую девушку, он подсел к столику познакомиться и… увёл её от Чуковского. По дороге он читал ей только что написанные строки: «Послушайте! Если звёзды зажигают…» Через некоторое время выяснилось, что Соня ждёт от Маяковского ребёнка. Корней Чуковский был очень недоволен этой связью и однажды, вызвав её к себе, поинтересовался: «Ты не боишься иметь ребёнка от сифилитика?» Соня, испугавшись, сделала аборт, собрала вещи и уехала в Белоруссию, ничего не объяснив Маяковскому. Положить конец слухам о дурной болезни поэта попыталась Лиля Брик. Она даже ходила к Горькому, чтобы объясниться с ним, а заодно и выяснить источник сплетен. Тогда разговоры постепенно угасли, но, когда Маяковский застрелился, они вновь вспыхнули. И оказались настолько сильны, что власти приняли решение провести повторное вскрытие тела с экспертизой, чтобы расставить все точки над i…

Но вернёмся к Полонской… Почему же эта девушка, которую так любил поэт и к которой её собственный муж относился гораздо прохладнее, отказалась стать женой Маяковского?

— Я много раз пыталась завести с ней откровенный разговор, — объясняет Светлана Стрижнева. — Вероника Полонская призналась, что, если бы Маяковский сделал ей предложение чуть раньше, она бы сказала «да». Но тут у него начался период страшного нервного срыва. «Когда я увидела, каким он бывает в этом состоянии, я испугалась. И ещё: пусть страстной любви между мною и Яншиным не было, но уйти от него без объяснений я не могла. Как не могла и доверить этот разговор Маяковскому», — признавалась Полонская.

…В тот день, 14-го, Маяковский и Полонская снова поссорились. Бурный сперва разговор постепенно перетёк в мирное русло.После репетиции она собиралась вернуться, чтобы продолжить разговор и найти наконец решение. Но не успела дойти даже до двери, как прозвучал выстрел.

Хорошо!

Поэма носит автобиографический характер.

Маяковский начинает свою поэму заявлением, что былинные времена прошли. Пора отказаться от былин, эпосов и эпопей и перейти к краткому телеграммному стилю.

Телеграммой / лети, / строфа!
Воспалённой губой / припади / и попей
из реки / по имени — «Факт».

Само время «гудит телеграфной струной» и рассказывает правду о том, что случилось со страной и с самим поэтом.

Маяковский хочет, чтобы эта книга выдернула читателя из его «квартирного мирка», наполнила «строящей и бунтующей силой» и заставила вспомнить день, который поэт считал самым значимым в истории своей страны.

Поэт описывает народный бунт. Крестьяне, переодетые в солдатские шинели и насильно согнанные на войну, голодают и больше не хотят слышать обманных обещаний временного правительства. Им обещали свободу, права и землю, но всё оказалось ложью, и народ кричит: «Бей!».

Партии в Думе отдают свои силы и голоса большевикам, а по деревням идёт молва, «что есть за мужиков какие-то „большаки“».

В царском дворце, построенном Растрелли, поселился «вертлявый пострел» и «присяжный поверенный» Керенский. Роскошь, слава и власть вскружили ему голову «не хуже сорокоградусной».

«Адъютатнтики» распускают слухи о том, как народ любит Керенского. Когда «премьер проплывает над Невским», «дамы и дети-пузанчики» кидают ему «цветы и розанчики». Если же от безделья Керенский заскучает, то быстро сам себя назначит каким-нибудь министром.

На сообщения о беспорядках у него один ответ: арестуйте, выловите, пошлите казаков или карательный отряд. Зато Керенский мечтает сговориться с Корниловым и отправить императора Николая II не «на воду и чёрную корку», а к английскому кузену королю Георгу.

Керенский «пришит к истории, ‹…› его рисуют — и Бродский и Репин».

Маяковский описывает диалог между деятельницей партии кадетов Кусковой и лидером этой партии, министром иностранных дел Милюковым. Разговор пародирует беседу пушкинской Татьяны с няней.

Кускова, которую Маяковский называет то мадам, то старушкой, жалуется на духоту. Милюков вспоминает старинные были и небылицы, и, чтобы утешить плачущую воспитанницу, обещает дать ей «свобод и конституций». Наконец, Кускова признаётся «няне» Милюкову, что пылает страстью к «душке Саше» — Керенскому.

«Усатая няня» Милюков счастлив — «при Николае и при Саше мы сохраним доходы наши».

В ресторане пируют «аксельбантами увешанные до пупов» монархист штабс-капитан Попов и некий адъютант-либерал. Попов убеждён, что «Россию жиды продают жидам», и ничего хорошего эту страну не ждёт. Он жалуется на денщика, который в ответ на приказ «наваксить щиблетину, чтоб видеть рыло в ней», послал штабс-капитана к его матушке.

Адъютант возражает: он не монархист, и даже социалист, но «для социализма нужен базис. ‹…› Культура нужна. А мы — Азия-с». Социализм надо внедрять не сразу, а «постепенно, понемногу, по вершочку, по шажку, сегодня, завтра, через двадцать лет». Адъютант недолюбливает тех, у кого «от Вильгельма кресты и ленты», и кто ездит в пломбированных вагонах, но и «Ленина, который смуту сеет», к власти допускать нельзя.

Приятели надеются на помощь казачества и проклинают большевиков, пока не напиваются.

Тем временем в подвалах большевики раздают оружие, патроны и планируют штурм Зимнего.

Большевики готовятся к восстанию, «окружая Зимний в кольца». В смольном Ильич и его сторонники думают «о битвах и войске», и «перед картой ‹…› втыкают в место атак флажки».

Отряды рабочих, / матросов, / голи —
дошли, / штыком домерцав,
как будто / руки / сошлись на горле,
холёном / горле / дворца.

Маяковский представляет взятие Зимнего, как битву двух огромных теней. Тень дворца сжала руками-решётками торс тени толпы. Защитники Зимнего редеют, батальоны сдаются один за другим, «а Керенский спрятался, попробуй вымань его».

А во дворце, в «мягких мебелях», сидят министры. Их уже никто не слушает, и они «готовы упасть переспевшей грушею, как только их потрясут».

И вот дрожат стёкла дворцовых окон — это ударили «форты Петропавловки», а вслед за ними «бабахнула шестидюймовка Авроры». Восстание начинается. Солдаты берут приступом каждую лестницу и комнату Зимнего, «перешагивая через юнкеров».

Тринадцать министров понимают, что сопротивляться глупо, и сдаются.

Председатель реввоенкомитета Антонов объявляет временное правительство низложенным. В Смольном толпа поёт: «Это есть наш последний. », и умолкает пулемёт, а первый трамвай выезжает уже при социализме.

Поэт описывает утонувший в сумраке Петербург. На улицах пусто, лишь кое-где у горящих костров греются солдаты. Возле одного из таких костров Маяковский встречает Александра Блока.

Блок жалуется, что крестьяне подхватили песню восстания, спетую в Петербурге, и сожгли в его усадьбе библиотеку. Сёла восстали против лютых помещиков. Партия прибирала к рукам «этот вихрь ‹…› и пожара дым» и строила в ряды.

Зима, мороз, но коммунистам жарко — они работают на трудовом субботнике. Они имеют право закончить работу раньше и уйти, но не сделают этого потому, что грузят свои дрова в свои вагоны, чтобы согреть своих товарищей.

Здесь свершается «социализм: свободный труд свободно собравшихся людей».

Богачи не могут понять, «что это за „социалистическое отечество“», чем восторгаются живущие в нём люди, за что готовы сражаться. Ведь «можно умирать за землю свою, но как умирать за общую»? Для капиталистов «жена, да квартира, да счёт текущий — вот это отечество, райские кущи», ради которых можно и на смерть пойти.

Поэт отвечает капиталистам:

Слушайте, / национальный трутень,—
день наш / тем и хорош, что труден.

Капиталисты, «ощерившие сытую пасть», понимают, «что если в Россиях увязнет коготок, всей буржуазной птичке пропасть». Поэтому «разная сволочь и стерва шьёт шинели цвета серого» — европейская буржуазия хочет задушить молодое советское государство и шлёт войска на помощь «белым».

Военные суда из Марселя и Дувра плывут к Новороссийску и Архангельску, на них — сытые солдаты. В ход идут подводные лодка, авианосцы и ядовитые газы.

Все моря — и белое, и Чёрное, и Каспийское, и Балтийское — оккупировала «морей владычица, бульдожья Британия». Буржуи гребут жар чужими руками — чёрную работу за них делают «бароны и князья недорасстрелянные».

На Питер идёт войско Юденича с танками и обозами, полными еды. В Сибири хозяйничает адмирал Колчак с чехами, а в Крыму — Врангель. На обедах полковники хвастаются, «прихлёбывая виски», как убивали десятками «чудовищ большевицких».

Страна тонет в крови, горят сёла. Голодающим большевикам некуда деваться, они в Москве, как на острове «с Лениным в башке и с наганом в руке».

Проходит время. Маяковский селится в доме ВСНХ, где живут «всякие и люди, и классы». Обитатели дома голодают, отапливают комнаты «томами Шекспирьими», а «картошка — пир им». В этом доме отражена вся жизнь, и поэт варится в ней, как в каменном котле.

В пальбу / присев / на корточки,
в покой / глазами к форточке,
чтоб было / видней,
я / в комнатёнке-лодочке
проплыл / три тыщи дней.

Маяковский описывает голодную московскую жизнь. Возле Главтопа дежурят спекулянты — «обнимут, зацелуют, убьют за руп». В очередях за хлебными карточками стоят лесорубы, им положен только фунт хлеба высшей категории. Но они понимают: сейчас главное — отбиться от «белых».

Есть захотелось, / пояс — / потуже,
в руки винтовку / и / на фронт.

Самый хороший паёк у «незаменимых» — им «правление выдало урюк и повидло». Богатые питаются в коммерческих ресторанах. Учёным по особому мандату Луначарского полагается масло, сахар, мясо, дрова и «шуба широкого потребления», но от комиссара они получают только «головной убор» и «ногу лошажью».

Маяковский живёт на двенадцати квадратных аршинах с друзьями — Лилей и Осей Брик — и собакой Щеником. Взяв салазки и надев оборванную шапчонку, поэт отправляется раздобыть дров и вскоре везёт домой насквозь промёрзшее полено из разломанного забора. Принёс, настрогал перочинным ножиком, растопил печку. Обитатели комнаты уснули и чуть не угорели.

Поэт вспоминает морозную зиму, розовое закатное небо и облака, похожие на корабли.

Только в морозную ночь, «зубами вместе поляскав», поймёшь, что «нельзя на людей жалеть ни одеяло, ни ласку» и невозможно разлюбить землю, «с которою вместе мёрз».

Многие умерли в эту зиму. Поэт не хочет касаться «боли волжской» — голодающего Поволжья. На творчество Маяковского вдохновляют только глаза любимой — «круглые да карие, горячие до гари».

Поэту сообщают, что любимая опухла от голода. Врач говорит, что нужны витамины — свежие овощи. Вместо цветов, Маяковский несёт возлюбленной две морковины.

Я / много дарил / конфект да букетов,
но больше / всех / дорогих даров
я помню / морковь драгоценную эту
и пол-/полена / берёзовых дров.

«Зеленью да лаской» поэт выходил любимую.

О себе поэт не думает: «Мне легше, чем всем — я Маяковский. Сижу и ем кусок конский». Он жалеет сестру, которой приходится менять вещи на еду. Тем не менее, поэт кричит в лицо Америки «круглей ресторанных блюд», что любит свою нищую землю, «с которой вдвоём голодал».

Маяковский продолжает рассказывать о голоде, о том, что «нету топлив брюхам заводовым». Поэт описывает, как рабочие в залатанных валенках откапывают занесённый снегом локомотив.

По Москве ползут «обывательские слухи-свиньи» о том, что «Деникин подходит к самой, к тульской, к пороховой сердцевине». «Шептоголосые кухарочьи хоры» поют, что будет много еды. Обыватели ждут Деникина-освободителя. Но город проснулся, партия призвала к оружию, и уже скачут на юг «красные» эскадроны.

В Ленина стреляет Каплан — это «заёрзали длинноносые щуки», враги советской власти. Но «лежит на хищнике Лубянская лапа Че-ка» и ветер уже треплет списки расстрелянных.

Обыватели-мошки прячутся и замолкают, а наутро счастливая весть: Ленин жив. Коммунисты «держали взятое, да так, что кровь выступала из-под ногтей».

Поэт видел щедрые южные края, но только за «землю, которую завоевал и полуживую вынянчил», можно пойти «на жизнь, на труд, на праздник и на смерть».

Маяковский описывает бегство интервентов из Крыма, о котором ему рассказал «тихий еврей».

Бегут все, недовольные советской властью, — и «чистая публика, и солдатня». Везде суматоха и толкотня. Полуодетые люди, забыв приличия, кулаками пробивают себе дорогу на теплоходы, невзирая на пол и чины.

«Хлопнув дверью, сухой, как рапорт» из штаба выходит Врангель в чёрной черкеске. Перед тем как сесть в ждущую его лодку, главнокомандующий падает на колени, трижды целует родную землю и крестит город.

Так покидают Родину «вчерашние русские», «оторванные от станка и пахот», чтобы «доить коров в Аргентине» и «мереть по ямам африканским». Уплывают на турецких судах, которых сопровождают «два миноносца-американца». А им вслед несётся: «Спёрли казну и удрали, сволочи».

Советскому правительству отправлена телеграмма: «Врангель опрокинут в море», точка в войне. Коммунисты бросают оружие и расходятся к недопаханным полям и остывшим доменным печам.

Поэт не хочет хвалить всё, что сделано. Он «пол-отечества мог бы снести, а пол — отстроить, умыв». Маяковский вместе со всеми «вышел строить и месть». Он счастлив видеть, что много достигнуто, но считает, что большая часть пути ещё впереди.

Я / планов наших / люблю громадьё,
размаха / шаги саженьи.
Я радуюсь / маршу, / которым идём
в работу / и в сраженья.

Поэт наблюдает, как из-под сора «коммуны дома прорастают ‹…› и поворачиваются к тракторам крестьян заскорузлые сердца». А планы, которые раньше «задерживал нищенства тормоз», встают, «железом и камнем формясь». И поэт прославляет свою республику, «рождённую в трудах и бою».

Маяковский описывает Красную площадь, куда часто приходит один, поздно вечером или ночью. Там, у Кремлёвской стены, покоятся те, кто отдал свою жизнь и кровь за СССР. Рядом, «как нагромождённые книги», мавзолей Ленина.

Поэт идёт вдоль могил и вспоминает каждого героя Революции и Гражданской войны. Они умерли «от трудов, от каторг и от пуль, и никто почти — от долгих лет».

Поэту чудится, «что на красном погосте товарищей мучит тревоги отрава» — не предали ли потомки их дело, и скор ли освободят народ «в чёрных Европах и Азиях». Маяковский успокаивает их, говорит, что «страна-подросток» становится всё краше и сильнее, а «в мире насилия и денег» народ будят их тени, и «готова к бою партийная сила».

В последней главе Маяковский описывает, какой стала Советская страна. Он рад обильным витринам магазинов со сниженными ценами, обновлённым и украшенным городам, развивающейся кооперации и своей фамилии в поэтической рубрике «книжных груд».

Я / земной шар
чуть не весь / обошёл,—
и жизнь / хороша,
и жить / хорошо.

Депутаты защищают права советского человека, а милиционеры, уличные регулировщики, красная армия — его жизнь и покой. Страна строится, работают фабрики — ткут ситчик комсомолкам, а колхозники «доят, пашут, ловят рыбицу».

Обрисовав каждое достижение советского народа, Маяковский удовлетворённо восклицает: «Хорошо!».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

План занятий по произведению В.В.Маяковского “Кем быть?”

Содержимое публикации


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Компас»

городского округа Самара

Сценическая постановка

по произведению В.В. Маяковского «Кем быть?»

Подготовила и провела:

1. Корытцева Валентина Владимировна — педагог дополнительного образования

– познакомить детей с творчеством В.В. Маяковского, с его стихотворением «Кем быть?», расширить представления детей о мире профессий, обогащать словарный запас учеников ;

– развивать любознательность, мышление, речь, память, сообразительность, расширять кругозор, побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;

– воспитывать уважительное отношение к любому труду, способствовать воспитанию интереса к различным профессиям, уважения к людям труда.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;

фонограмма песен: Bella’s Lullaby «River Flows in You», песня «Кем стать?»

эстрадный ансамбль «Мульти Кейс», группа «Непоседы» песня «Быть человеком», магнитофон; портрет писателя, плакат и презентация к инсценировке, стихотворение

«Кем быть?» В.В. Маяковского

І. Организационный момент

– Добрый день, ребята.

Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшнее мероприятие принесет нам радость общения друг с другом.

ІІ. Мотивация учебной деятельности детей

Наше мероприятие сегодня будет необычным. А поговорим мы с вами о том, что является для человека важным и нужным в жизни. Попробуйте отгадать.

Без него нам не одеться,

Ни покушать, ни согреться.

Даже рыбку из пруда

Не достанешь никогда. (Труд)

Беседа о труде

– А зачем человеку нужен труд? (ответы детей)

– Какой ваш главный труд? (ответы детей)

ІІІ. Сообщение темы, цели занятия

– Ребята, как называть одним словом, то чем занимаются ваши родители ? (Профессия)

Профессия — основной род занятий, трудовая деятельность.

Любая профессия – это труд. Ваш труд – это учёба. Учиться и трудиться надо в полную силу – только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других.

Мы сегодня поговорим о профессиях, узнаем о жизни и творчестве Владимира Владимировича Маяковского, познакомимся с его стихотворением «Кем быть?».

Знакомство с биографией и творчеством Владимира Владимировича Маяковского.

Владимир Владимирович Маяковский был поэтом. Проявил себя, как хороший драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журнала. В прошлом году отмечали 120-летие со дня рождения поэта.

Много произведений он написал для детей. Это такие книжки, как:

«Что такое хорошо и что такое плохо», « Эта книжечка моя, про моря и про маяк», «Что ни страница, то слон, то львица», «Конь огонь», «Сказка о Пете толстом ребёнке и о Симе, который тонкий» и стихотворение с которым мы познакомимся сегодня «Кем быть?»

IV . Инсценировка произведения Маяковского «Кем быть?»

– Давайте пофантазируем, кем бы вы могли стать когда вырастите.

( см. Приложение 1)

V . Рефлексия

Притча о мудреце

Ребята, очень давно в одной стране жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая? А сам думает, если скажет живая, я ее умертвлю, а мертвая – выпущу.

Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»

Всё, ребята, в ваших руках. Хорошо трудитесь, учитесь, чтобы вы смогли, стать кем вы мечтаете. А самое главное надо быть человеком.

Исполнение песни группы «Непоседы» – «Быть человеком»

Приложение 1

Маяковский В. В. «Кем быть?»

Наумова Настя:
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Бельчиков Никита:
Нужные работники –
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки –
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки –
желтые игрушки.
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!

Никитин Игнат:
Столяру хорошо,
а инженеру –
лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет
перед,
называется фасад.
Это
каждый разберет –
это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.
Ермишкина Саша:
Инженеру хорошо,
а доктору –
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
– Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? –
Погляжу
из очков
кончики язычков.
– Поставьте этот градусник
под мышку, детишки.-
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
– Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам –
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
все, конечно, заживет.

Сребнов Андрей:
Докторам хорошо,
а рабочим –
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа – уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает –
сделаем вместе.

Борисова Ксюша:
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.

Плотникова Даша:
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.

Наумова Настя:
Там –
дым,
здесь –
гром.
Гро-
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.

Бельчикова Арина:
На заводе хорошо,
а в трамвае –
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
– Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые –
зеленые,
красные
и голубые.-
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.

Батаев Дима:
Кондуктору хорошо,
а шоферу –
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я –
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо –
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е-
дем,
ду-
дим:
“С пу-
ти
уй-
ди!”

Гиршин Роман:
Быть шофером хорошо,
а летчиком –
лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
“В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели”.
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
“Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звезд
совсем отдалены”.

Грачев Денис:
Летчику хорошо,
а матросу –
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете –
морской дорожкой
на реях и по мачте
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный –
наверное.

Наумова Настя:
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай
на вкус!

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского Нате!
Ссылка на основную публикацию