Доклад на тему Гжель

Сообщение доклад Гжель

Гжель – это в первую очередь вид росписи. Но ещё это крупнейший центр производства керамических изделий. Ещё в 14 веке в посмертном завещании Ивана Калиты, упоминается это ремесло.

Эту роспись легко распознать по виду: белоснежный фон, на котором традиционно располагаются синие мотивы цветов и листьев, геометрические пояски, орнаменты. На некоторых изделиях можно увидеть целые композиции: пейзажи, архитектуру и даже людей. Своеобразной краской служит кобальт. После обжига он получает характерный синий цвет.

Само название Гжель – это имя села Московского района. Издавна это место было известно наличием глины и уже в середине 17 века, начали добывать разные сорта глины. Основали технику исполнения. Великое будущее производства увидел царь Алексей Романов. Он принял решение об отмене крепостного права на Гжельской земле. Мастера получили свободу, им повысили ранг и это улучшило производство. Новый рецепт фарфора, отвечавшего всем требованиям гжельской глины вывел Михаил Ломоносов вместе со своим сподвижников Виноградовым. С этого времени началась история промысла в всеобщем значении.

Обнаружение светлой серой глины в 1802 положило начало производству полуфаянса.

После второй половины двадцатых годов, рисунки на изделиях стали наносить только синего цвета. Но продукция была непрочной и грубой по строению.

Около 19 века братья Куликовы обнаружили состав белой фаянсовой массы и через несколько лет Павел Куликов основал первый фарфоровый завод и овладел техникой изготовления. Он хотел оставить её в тайне, поэтому штаб состоя из 2-3 самых преданных людей.

Период высоких достижений и расцвета этого искусства – 20-50 года 19 века. Мастера старались совершенствовать состав, чтобы получить тонкий фаянс и фарфор.

Но позже большинство заводов пришли в упадок. Работа была в основном на заводах Кузнецовых. После революции их заводы национализировали.

Сегодня в России роспись гжелью довольно популярна. Продукция производится на Гжельском фарфоровом заводе. Традиции исполнения рисунка и технологию изготовления весьма чтут и стараются не отступать от общепринятой формы.

В настоящее время, производится посуда, статуэтки, лапты, часы, шкатулки и многое другое. Ассортимент велик: более 600 наименований.

Гжель высоко ценится не только в России, но и за её пределами. Её коллекционируют, гжельский стиль используют в декоре. Мастера, в свою очередь, стараются предложить всё больше новых форм привычного изделия, при этом сохраняя традиции.

Доклад на тему Гжель

Гжель исконно русский народный промысел, по изготовлению уникальных керамических изделий.

Гжель – это также название района, объединяющего несколько деревень, в которых с 17 века добывалась фаянсовая глина. Она имела уникальные свойства, и отличалась необыкновенной белизной.

Изначально, гжельскую глину привозили в Москву, для изготовления аптечной посуды. Позже, начиная с 18 века, в Гжели производили глиняные кирпичи, керамическую плитку для стен и каминов, повседневную посуду. В большом количестве изготавливались детские игрушки и статуэтки, в виде животных и птиц. Изделия расписывались вручную, на каждом ставилась именная печать мастера. Тематика росписей – цветы и растения.

В Гжели производили фарфоровую, фаянсовую посуду и майолику; были построены 25 заводов, один из них фарфоровый.

Самыми дорогими считались изделия из фарфора. Фарфор обжигали в печи, при очень высоких температурах, поэтому посуда получалась тонкая и прозрачная.

Фаянс и майолика, подвергались обжигу при низких температурах, в пределах тысячи градусов. Такая посуда легче разбивалась и имела пористую структуру.

Майолика изготавливалась из более светлых, чем фаянс глин.

В Гжели производилось огромное количество майоликовой посуды, покрытой эмалями и расписанной яркими разноцветными красками.

До середины 19-го века, промысел гжельского фарфора, развивался и совершенствовался. Затем производство пришло в упадок, и только в 20-м веке было заново восстановлено.

В наши дни, при нанесении рисунка на изделия из гжельской глины, используются белые эмали и черный кобальт, который после обжига приобретает синий оттенок. Художники разрисовывают изделия при помощи кистей разной толщины. Технология росписи разбивается на следующие этапы:

  • на предварительно обожженную форму наносится рисунок;
  • заготовка с рисунком опускается в емкость с глазурью;
  • изделие подвергается заключительному обжигу.

Художественная роспись гжельских изделий, требует профессиональных навыков, точности и тонкости рисунка. Технология оформления совершенствуется, используются высококачественные краски и современные эмали.

Картинка к сообщению Гжель

Популярные сегодня темы

Этот дикий кот обитает в степях Азии. Свой внешний вид он не изменил спустя 20 тысяч лет, со времени своего образования.

На нашей планете расположено множество стран и городов, где обязательно есть какая-нибудь достопримечательность. У некоторых достопримечательностей, есть одна особенность, они могут быть вклю

Блохи относятся к бескрылым паразитирующим насекомым. Паразитируют блохи на птицах, животных и некоторые виды на человеке.

Иудаизм представляет собой одну из древнейших и крупнейших религий мира. Особенностью этой религии является национальная принадлежность.

Поэзия Афанасия Фета была как бы ограждена от многих проблем социального и политического характера. Сам поэт был уверен, что всякое искусство должно служить исключительно красоте.

Названием многолетнее растение обязано легенде, по которой богиня красоты Венера потеряла свой башмачок, когда убегала от преследователей. Венерин башмачок – настоящий долгожитель

Гжель. История промысла

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Читайте также:  Доклад на тему Сергиев посад: Золотое кольцо России

Гжель — от XVII века до наших дней

Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров.

Голубое на белом.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.

В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной.

К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса — технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;

Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель, цвета и элементы

Морозный узор на белом снегу, трогательные сцены крестьянской жизни и незамысловатые, но тем и очаровательные пейзажи, отточенный стиль и особый, «фирменный» мазок… Все это можно назвать двумя словами – гжельская роспись. О происхождении промысла, его тонкостях и секретах, технике и этапах созданий изделий, читайте далее.

История промысла

Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной хохломы и гжели точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.

Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.

Затем в этой местности наладили производство полуфаянса, фаянса, вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.

Секреты росписи гжель

Интересный факт: гжель в своем развитии прошла несколько этапов, и знаменитая синяя роспись на белом фоне – только один из них. Однако ни с чем иным обыватель более не сравнивает гжель. Ведь это цветовое решение стало главным, определяющим для данного вида росписи.

Предлагаем вам посмотреть видео, в котором речь пойдет о гжельской росписи, история промысла

Виды росписи гжель

В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Обусловлено развитие этого вида тем, что многие мастера начали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуду расписывали орнаментами с применением зеленого, желтого, синего цветов. Использовались и фиолетово-коричневые краски на белом фоне. Основа изображения – картинки лубка, очень модные в то время. Например, в центре рисунка могла быть птица, люди, животные, домик. Увы, но это ремесло более не развивается, лубочный гжельский промысел можно считать утраченным.

Другие виды гжели:

  • Надглазурная. Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза.
  • Глухой кобальт. Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом.
  • Костяной и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность.
  • Традиционная роспись. Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.

Цвета гжельской росписи

Есть несколько мнений, почему именно синие узоры на белом фоне стали самыми удачными для гжельских керамистов. Даже ребенок узнает синеватые завитки на молочной белизне фарфора. А ведь, как уже говорилось, есть несколько видов росписи, где цветовая палитра была не столь ограниченной.

Обе версии правдоподобны, и их смешение, возможно, и является истиной. Синий цвет наиболее удачно сочетался с глазурью. Другие цвета не всегда давали хорошую комбинацию, немало изделий приходилось отбраковывать. Синий же «срабатывал» идеально. Справедливо и то, что роспись в бело-голубых тонах была в то время общемировой тенденцией: знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор, яркие тому примеры.

И технические хитрости, и культурное заимствование поучаствовали в создании мирового художественного бренда. Гжельскую колористику постоянно обыгрывают в своих работах современные дизайнеры. Они украшают интерьеры текстилем в стиле гжели, используют вдохновленное гжелью оформление стен. И, удивительно, бело-голубая русская эстетика, умудряется прекрасно ужиться в кантри, скандинавском стиле, и даже в провансе.

Смешение двух цветов дает возможность получить множество оттенков. Мастер использует и контрастные переходы, и растягивание через тушевку, и даже сильное затемнение синего.

Элементы и узоры гжельской росписи

Начинающие художники думают, что главное в гжели – научиться изящно замешивать два цвета. Но, пожалуй, более сложным будет освоить движение кисти. Научиться делать мазок шире и плотнее, когда нужно, правильно рассчитать толщину краски на каждой части ворса, направление мазка: вот где хитрость. А еще мастерам придется научиться работать со светотеневым пятном: правильный переход от светлого к темному и делает гжель лаконичным и тонким ремеслом, с запоминающимся узором.

Основные приемы и элементы гжельской росписи:

  • Ситчик. Берется кисть с длинным тонким ворсом, задействуется в работе только кончик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи.
  • Китайский мазок. На кисть можно набирать сразу два цвета (либо один, но со стягиванием по ворсу). Элементы прорисовываются кистью неотрывно, потому цветовая насыщенность по поверхности плавно угасает.
  • Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, изначально синий с белым берется в нужных, просчитанных пропорциях, регулируется количество краски на ворсе. Синяя область во время движения кисти всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая служит ее ореолом, рассеивает свет.

Искусству знаменитой росписи учатся и сегодня. Существуют специальные курсы гжели для детей, гжели для начинающих и т.д. Это лишь кажется, что ремесло, в котором используются только два цвета, будет простым. И хоть иные начинающие художники считают, что раз крестьяне освоили эту роспись, у них уж точно получится, на практике оказывается, что творчество требует не только терпения и внимательности, но и большого художественного навыка. Тем и интересно сегодня заниматься гжелью: радует сам момент сакрального прикосновения к истокам, а еще возможность отвлечься от суеты и однообразия будней.

Читайте также:  Солнечная энергия - сообщение доклад

Техника выполнения: как расписывают гжель

Если вы решили всерьез освоить гжельскую технику, приготовьтесь к тому, что начинать нужно с самых азов. И с усердием первоклашки придется проделывать несложные, элементарные приемы, не спеша переходить к более мудреным изображениям.

Для работы понадобятся:

  • плотная бумага;
  • гуашь (но акварель и акрил также допустимы для научения);
  • кисти разных размеров;
  • вода в стакане;
  • палитра;
  • тряпочка.

Начинайте с простейшего – капелек, точек, линий, штрихов. С соединением этих базовых элементов и получаются узнаваемые гжельские узоры. Попробуйте провести по бумаге несколько параллельных синих линий. Из линий у вас должны образоваться клетки. Потом внутри этих клеток ставьте точки, они должны быть одноразмерные. А теперь в полученном рисунке найдите способ провести тонкие темные линии.

По образцам и шаблонам можно рисовать узорные строчки: как в прописях, один элемент повторяем всю строку, и только потом переходим к следующему. И лишь исписав таким способом несколько листов, путем усложнения рисунка и узора, можно начинать рисовать цветы или листочки на стебельке.

Обязательная практика – игра с цветами. Вы должны «попробовать на кисть» разные комбинации белого с синим. Вам следует научиться чувствовать кистью соотношение набранных красок, толщину, силу мазка. Главное – увидеть, как распределяется краска, и эти наблюдения перевести в статус подсказки. После такой практики, ваша рука «будет знать», сколько какой краски нужно взять, чтобы получить тот или другой элемент.

Рисование птицы в стиле Гжель

Нарисуйте на листе плотной акварельной бумаги тарелку. Центральные линии наметьте карандашом. Задача – расписать тарелку в гжельской технике. Будут там простые элементы или сценки из крестьянской жизни, зависит от вашей готовности и уже наработанных умений. Но, только потренировавшись на бумаге, приступайте к росписи керамики.

Как много времени займут тренировки, зависит от усердия и начальных навыков. Если вы распечатаете сначала прописи, и поработаете над ним хотя бы недельку (хватит часа в день), можно заполнять специальные шаблоны, расписывать эскизы, и готовиться к работе с глиной.

В следующем видео, мастер Зинаида Голубева расписывает фарфоровую тарелочку «под гжель»:

Народные промыслы – гжель и хохлома, дымковская роспись и жостовская, городецкая роспись и палехская миниатюра, это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников, которые создают новые изделия в традиционных техниках.

Вазы в гжельской росписи украсят интерьер, сделают визуально богаче любой находящийся в вазах букет. Посуда и сувениры также внесут особую прелесть в образ жилища. А если изделие сделано собственноручно, в нем появляется нежное очарование.

Гжель сегодня – это созвучная русскому характеру декоративность, красота, тонкость. Роспись достойна появления новых почитателей и мастеров.

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?

Что такое роспись гжель?

Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.

История гжельской росписи

Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.

Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.

Гжель особенности росписи

Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:

  • исключительно ручная работа;
  • неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
  • узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
  • цветовые переходы отличаются резкостью;
  • выдерживание строгой последовательности оттенков;
  • предмет и его декор составляют цельную композицию;
  • элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.

Чем выполняется роспись гжели

Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.

Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.

Роспись гжель основные цвета

Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:

  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • темный кобальтовый;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:

  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.

Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

  1. Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
  2. Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
  3. Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

    1. Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.

    1. Животные в основном представлены пернатыми.

    1. Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»

    1. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

  1. Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
  2. Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
  3. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
  4. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

Роспись гжель изделия

Разнообразие майолики этого промысла поражает, но традиционным стилем остается бело-голубой рисунок. «Синью России» называют в народе творения мастеров гжели. Продукция представлена несколькими направлениями:

    • лубочная (например, роспись матрешки гжель);

    • цветная надглазурная (самый старинный вид);

    • глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);

    • фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).
Читайте также:  Доклад сообщение Волнистый попугай

Сообщение о гжели – история возникновения, техника и элементы росписи

Основные понятия и история возникновения

Роспись гжель известна не только жителям России и всего постсоветского пространства, но и далеко за его пределами. Нежные узоры бледно-голубого и насыщенного синего цвета, нанесенные на тонкий белоснежный фарфор или керамику, стали популярны во всем мире, ведь посуда и другие изделия, украшенные в этой технике, идеально вписываются практически в любой интерьер. Подобное удовольствие стоит немалых денег, как и многий другой народный промысел, в основе которого лежит ручная работа.

Название техники имеет прибалтийские корни, но она берет свои истоки из одноименной русской деревни, расположенной в ближайшем Подмосковье. Некоторые исследователи считают, что название росписи может происходить от прусского слова, дословно переводящегося как «кустарник». Что касается истории возникновения промысла гжель, то сегодня известны следующие факты:

  1. Первое упоминание о регионе, который со временем стал крупнейшим центром гончарного искусства, датируется 1328 годом, однако тогда там было развито другое ремесленничество.
  2. Ситуация изменилась лишь в XVII столетии, когда в 1663 году по приказу русского царя Алексея началась массовая добыча местной глины, именуемой гжельской. На тот момент основное предназначение сырья сводилось к изготовлению различных сосудов для аптечного дела и алхимии. Девственную белизну материала для выпекания фарфора отмечал и знаменитый русский ученый Ломоносов, который писал, что во всем свете ему нет равных.
  3. К середине следующего столетия гжель получила широкое применение, используясь для изготовления посуды, штучных печных изразцов и даже игрушек, тысячные партии которых вывозились в Москву и другие крупные города. Но все изменилось после того, как местные мастера начали делать майолику с особым упором на кувшины и прочие сосуды для жидкости. Незатейливые узоры и сюжеты с ироническим подтекстом настолько полюбились и прижились в народе, что гжель приобрела другое значение.
  4. К 1812 году на месте деревни выросло 25 предприятий, специализирующихся на производстве посуды, изготовленной по особой технологии. На сохранившихся до наших времен игрушках и другой продукции можно было увидеть подписи лучших мастеров того времени. В качестве узоров была использована тематика флоры и фауны, представленная в виде трав, цветов, диковинных птиц, лошадок и прочих подобных элементов.
  5. Чуть ранее в другой подмосковной деревне Минино была обнаружена глина светло-серого цвета, которая впоследствии стала использоваться для изготовления более доступного по цене материала, именуемого полуфаянсом. Получаемое сырье обладало меньшей прочностью, чем фаянс, и было довольно грубым. Кроме того, в ту пору мастера не ограничивались одной только синей краской, используя и другие яркие оттенки, а также специальные кисти для их нанесения. Со временем в деревне Володино удалось найти белую глину для изготовления фаянса более высокого качества.
  6. Начало производства фарфоровой гжели было положено на фабрике Куликова. Ее основатель был настоящим фанатом своего дела, обучаясь ему на другом заводе в Перово. Он работал сам, наняв себе в помощники несколько гончаров. Чуть позже они украли секрет его технологии, открыв свои предприятия по производству фарфоровой гжели.
  7. Расцвет промысла пришелся на начало XIX века, когда создавались лучшие образцы за всю историю его существования. Однако уже во второй половине столетия заводы приходят в упадок, и все производство сосредотачивается в руках одного мастера Кузнецова. После революции его фабрики переходят в народное хозяйство, после чего ремесло фактически перестало существовать.

К счастью, его удалось возродить, пусть и не в былых масштабах. Восстановление началось в середине прошлого века, и совсем недавно легендарное ремесло отметило свой 670-летний юбилей.

Виды и особенности гжели

Гжель сегодня — это не просто посуда, печная облицовка или декор, а самая настоящая роскошь, позволить себе которую могут немногие. Тем не менее спрос на подобную продукцию не падает, и сегодня даже открываются частные художественные мастерские, глубоко изучающие эту область без претензий на оригинальность. Можно пойти на обучающие курсы и мастер-классы, дабы ознакомиться с основными орнаментами, применяемыми в промысле, и поупражняться в росписи тарелок, поэтапно осваивая технику.

Ключевые направления

Ознакомившись с тем, где появилось старинное мастерство, стоит углубиться в изучение его особенностей. Сейчас известно три основных вида гжели, которые сменяли друг друга в зависимости от используемого сырья и других обстоятельств. В этот перечень входят:

  1. Майолика с применением нетрадиционных для более поздней гжели оттенков.
  2. Полуфаянс.
  3. Фарфор, который можно условно разделить на продукцию, выпускаемую до 1940 года и после него.

Все перечисленные образцы росписи гжель отличались не только техникой нанесения и узорами, но и используемым материалом, а также составом применяемой для художественной росписи основы. Первые два вида промысла были актуальны в период с XVIII по XIX столетие, хотя внешне они практически не были похожи между собой.

Для производства майолики использовалась белоснежная глина, готовые изделия из которой расписывались желтым, зеленым, голубым и графитовым цветом. Совершенно другой была и техника, а также ключевые элементы гжельской росписи полуфаянса, где по большей части задействовался наивный стиль с присущими ему орнаментами, ягодами, листвой, птицами, домиками и сюжетными картинками.

Сырье использовалось для изготовления трех основных групп товаров: дешевой посуды, дорогих сосудов, зачастую применяющихся для украшения дома, а также небольших статуэток, сувениров и игрушек. Окрашивание по технологии майолики производилось по жидкой эмали с поэтапной прорисовкой темного контура основных элементов и дальнейшей их цветной заливкой. Запекание обеспечивало прочность не только посуды, но и ее покрытия, поэтому мастерам приходилось действовать предельно точно из-за невозможности исправления ошибок.

Постепенно менялась и форма изготавливаемой продукции. Она становилась более вычурной под воздействием моды на барокко, а после возвращалась к изначальному примитивизму, поскольку хромало качество основного сырья. К примеру, изделия из полуфаянса, в основе которых лежала серая глина, отличались простотой форм, самыми простыми элементами росписи и более бледными красками (как правило, использовался только голубой цвет). Объяснялось это хрупкостью материала, а также его чрезмерной пористостью и грубостью, если проводить сравнение с белыми глинами.

Гжельский фарфор, выпущенный до 40-х годов прошлого века, также мало походил на более поздние образцы, включая те, что можно встретить сейчас. Для его изготовления использовали тонкую вычурную лепнину и самые сложные элементы росписи, в основе которых лежали желтый, красный, зеленый, голубой, коричневый, розовый и даже золотой цвет.

После 40-х гг. дорогой императорский фарфор с ручной лепкой, обжигом и росписью уступил место так называемому штампованному продукту, хотя и его выпуск был ограничен в самом скором времени из-за охватившего Россию кризиса. Низкое качество сырья пытались компенсировать краской полихромного типа. После войны даже было выдвинуто предложение о возрождении майолики, которое было отвергнуто из-за сложности технологии. В итоге было принято решение изготавливать толстостенную посуду, покрытую одноцветной синей росписью.

Цвета и мотивы

После 40-х годов начали открываться мастерские, предназначенные для обучения новых специалистов искусству рисования в технике гжель. Авторами узоров стали известные художники Наталья Бессарабова и Александр Салтыков. Именно они стояли у истоков возрождения промысла, разработав методическое пособие, раскрывающее секреты работы тонкой и широкой кистью по фарфору. Рисование в технике гжель делится на три основных типа:

  1. Кобальтовая надглазурная роспись с золотыми или платиновыми элементами, применяемая для украшения дорогих сервизов и считающаяся одной из самых сложных.
  2. Белая роспись на глухом кобальтовом фоне, обеспечивающая зеркальный эффект. Готовые изделия получаются более яркими, поэтому их производство требует особого подхода.
  3. Золотая или платиновая окантовка на самом тонком и изящном костяном фарфоре с небольшими кобальтовыми элементами. Сервизы, расписанные в такой технике, представляют собой настоящее чудо, выполнить которое под силу далеко не каждому мастеру.

В основе техники лежит исключительно ручная работа с применением всех кобальтовых оттенков (более 20 разных видов), а также белого и других цветов, что актуально для майолики (на белом фоне желтые, зеленые, синие и вишневые узоры). Если же говорить об инструментах, то необходимый для росписи набор поражает своей простотой, состоя из стеклышек для смешивания и разбавления красок, кистей с натуральным ворсом разной толщины, шпателей, а также баночки, в которой готовится кобальтовая окись.

Для нанесения оригинального орнамента существует целая азбука, в основе которой лежит мазок-капелька, чаще всего применяемый для отображения листьев, ягод и цветочных лепестков, и обратный мазок, подразумевающий переход от более темного и насыщенного тона к максимально светлому. Наиболее узнаваемыми узорами гжельской техники являются:

  • роза, выполненная крупными мазками;
  • птица с широко расставленными крыльями.

Выбор рисунка напрямую зависит от формы, так как он должен идеально «сесть» на основу. Именно он оживляет ее, делая холодный фарфор объемным и живым.

Составление сообщения о технике

Гжельская роспись — очень интересная тема, которая обязательно запомнится ценителям народного творчества и любителям домашнего уюта, так как абсолютное большинство продукции предназначено для использования в быту и украшения интерьеров. Но если доклад о промысле приходится составлять ребенку, то необходимо адаптировать рассказ под школьную аудиторию, дополнив его наглядыми рисунками, фотографиями или даже оригинальными образцами. Текст лучше всего составлять в соответствии со следующим планом:

  1. Вступление, состоящее из нескольких предложений. Оно должно кратко описывать технику и ее роль в народном хозяйстве.
  2. Основной текст, который принято условно разбивать на несколько частей. Сначала можно рассказать о том, где находится родина промысла, а также указать ее основные достопримечательности. В следующей части обязательно нужно поведать об истории развития ремесла и дать его описание, подкрепив приведенную информацию интересными фактами.
  3. Вывод должен быть таким же кратким, как и вступление, после чего можно прикрепить используемые в докладе дополнения (иллюстрации, фото и т. д. ).

Показывать картинки (это может быть не только роспись и всевозможные ее образцы, но и фото деревни, в которой добывалось сырье, а также самые крупные заводы по производству гжели) рекомендуется во время доклада, делая его более понятным и увлекательным.

Ссылка на основную публикацию