Анализ стихотворения Июль Пастернака 7 класс

Анализ стихотворения Пастернака Июль

Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик явлениям природы.

Стихотворение это Пастернак писал в 1956 г. Главная особенность этого произведения в неком почти живом образе месяца июля. В нем читателю представляются как слуховые – «сквозь окна вхожий, громко говорящий», так и зрительные образы – «Растрепанный, танцующий». Но это не вся картина, для полноты передачи чувств используются и звуковые интерпретации эпизодов «шаги над головой, мелькают тени, бродит, вбегает в вихре, взвивается, говорящий вслух», также присутствуют запахи – травы, укропа, липы, ароматы лугов и степей.

Что тут скажешь, если нас овевает ветер сквозняка, нам в лицо летит пух одуванчиков, а руки интуитивно стряхивают репейный ежик прилипший на одежду.

Автор произведения не желает обмануть читателя используя нелестные эпитеты, которыми он украсил это стихотворение: баловник, нечесаный растрепа, невежа… По мере того, как мы читаем произведение, мы понимаем, что в нем описывается не сам месяц июль, а некий его образ, суть которого пока мы еще не раскрыли полностью, поэтому он представляется нам странным и таинственным. В то же время кажется, что автор наделил его жизнью и вселил душу. Мы осознаем, что речь идет о неком живом существе, которое по непонятной причине не соблюдает правила приличия и живет весьма вольно, а точнее сказать, как ему вздумается. При этом сразу же, с первых строк произведения, становится ясно, что сам автор испытывает чувство симпатии к созданному им образу. Он действительно с радостью рассказывает читателю о своем новом поселенце, его охватывает восторг, ведь онподвижен, очень своенравен, ему все дозволено, он не знает преград, а значит он способен на все!

Как же это здорово – сдавать свой дом этому своенравному поселенцу. В момент осознания образа своего героя жаркий воздух июля словно становится частью самого автора и занимает его место в доме, словно он тоже является хозяином в нем, и начинает совершать всякие озорные поступки.

Анализ стихотворения Июль Пастернака

Несмотря на разнообразие тем, пронизывающих творчество Бориса Пастернака, автор чаще всего изображает события на природном фоне. Наделяя явления окружающего мира свойствами человека, он пытается установить между ними тесную взаимосвязь.

В начале стихотворения “Июль” нет четкого изображения действующего образа. Лишь последовательное приближение к концу произведения дает понять, о чем идет речь. Сплетение человека и природы присутствует в каждой строфе. Стихотворение напоминает один из русских фольклорных жанров – загадку.

Автор представляет неизвестный объект живым существом. Образ эмоционален (“взвивается до потолка”), движения его быстры и хаотичны, любопытен (“мешается во все дела”), подвижен (“вбегает в вихре сквозняка”). Но наряду с этими действиями он симпатичен автору. Б. Пастернак наделяет его качествами, характерными для ребенка, который беспрестанно проказничает. Поэтому становится притягательным, безобидным, вызывает нежность.

В начале автор определяет его как “домовой”, “привидение”, придавая неопределенность, таинственность. Далее представляет в роли приезжего, дачника-отпускника, путая читателя в определении истинного лица героя, блуждающего по дому.

Сюжет, который построен на распутывании загадочного образа, в шестой строфе становится прозрачным. Интрига раскрыта. В роли разгуливающего по дому существа выступает ветер. Отношение автора к одному из летних месяцев становится очевидным. Озорной теплый воздух радует лирического героя, являясь частым гостем в его доме с наступлением июля. Ароматы лугов наполняют помещение успокаивающим “запахом укропа”, “липой и травой”. “Пух одуванчиков”, символизирующий легкость, попадая с ветром в открытые окна, настраивает на мечтательность.

Глаголы, которые имеют отношение к ветру, отличаются стремительностью действий, динамичностью. Впечатления автора усиливаются под воздействием звуков, напоминающих о жарком долгожданном лете (“все громко говорящий вслух”). Благодаря эпитетам (“недолгий роздых”, “целый дом”, “воздух луговой”), сравнению “И с занавеской как с танцоршей, взвивается до потолка”, олицетворениям (“снял комнаты”, “дачник-отпускник”) автор допускает образ ветра близко к себе, доверяя ему, принимая за родного.

Таким образом проявляется желание Б. Пастернака наслаждаться каждым проявлением в природе, стремление к единению с ней.

Вариант №3

Стихотворение Бориса Пастернака «Июль» увидело свет в 1956. Произведение выдержано в жанре пейзажной лирики, популярном среди писателей XX века. На его создание поэта вдохновила деревенская природа, красотой которой автор любовался во время летнего отдыха в Переделкино. Автор в свойственной ему манере говорит о единении окружающей действительности и внутреннего мира человека. Несмотря на то, что на поздних этапах творчества Б. Л. Пастернак старался отойти от авангардистских средств в поэзии, в своем творчестве он продолжал вдыхать жизнь в различные явления и наделять человеческими чувствами неживую природу.

Название стихотворения напрямую отражает его тематику: в работе ярко и чувственно описывается природа в разгар июля. Лирический герой искренне восхищен окружающим миром и тем, что ему дарит этот летний месяц.

Произведение включает в себя 7 катренов, строки в каждом четверостишии рифмуются перекрестно. В тексте присутствуют неточные рифмы («одеже» – «вхожий», «невежа» – «приезжий»), передающие игривый и бодрый настрой лирического героя.

В первой половине стихотворения присутствуют фольклорные образы привидений и домовых, благодаря этому автору удается создать атмосферу таинственности и заинтриговать читателя: кто же заглянул в гости к лирическому герою?

Ответ на этот вопрос дается во второй половине произведения, и читатель понимает, что гость – июль. Летний месяц наделен человеческими чертами и предстает в образе озорника и хулигана, который «везде болтается некстати». Однако, несмотря на баловство гостя, лирический герой испытывает к нему симпатию. Чтобы подчеркнуть характер летнего месяца и сделать его по-настоящему живым, автор использует множество олицетворений, просторечий и разговорной лексики.

Также в стихотворении задействованы яркие эпитеты («степной нечесаный растрепа»), красочные («с занавеской, как с танцоршей») и звукопись («все громко говорящий вслух»). Благодаря виртуозному мастерству Б. Л. Пастернака, произведение отличается потрясающей образностью и метафоричностью.

Стихотворение своей атмосферой позволяет окунуться в детство, поэтому его прочтение оживляет самые теплые воспоминания и наполняет сердце радостью.

6, 7 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Июль

Популярные темы анализов

Стихотворение «Буря» написано в юмористическо – романтическом стиле. Ценности человеческие неизменны во все времена. Кроме материальных благ люди стремятся получить и моральное удовлетворение своих потребностей:

А.А. Блок написал знаменитое произведение “Вхожу я в тёмные храмы. ” в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева.

Венцом «болдинской осени» и эрой расцвета таланта А. С. Пушкина принято считать стихотворение «Осень», написанное им в 1833 году в своём имении в Нижегородской области. Поэт открыто признавал, следующее за жарким летом

Когда Александр Сергеевич учился в лицее, на последнем году обучения ему приходит мысль написать новое произведение. Его жизнь полностью кипит и приобретает новых оборотов. Поэт участвует в работе литературного общества, увлекает творчеством

Конец сороковых годов, послевоенные года. Поэт Эдуард Асадов вернулся домой с войны с тяжелой травмой. Он снова начал писать. Много интересных, берущих за душу стихов вышло из-под его пера, которые вызывали слезы сочувствия

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака

Б. Пастернак видел не только оболочку природы, но и ее характер. Благодаря этому умению в его творчестве появились оригинальные метафоричные образы. Доказательством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Июль» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано летом 1956 года, когда поэт пребывал в подмосковной даче.

Тема стихотворения – озорная душа летнего месяца.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог лирического героя, в котором постепенно создается неординарный образ июля. Он состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаем», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков».

Эпитеты«начесанный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых».

Сравнения – занавеска, «как танцовщица».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с пребыванием Б. Пастернака в Переделкино. Там, в тридцати минутах от Москвы, у поэта была дача, выделенная литфондом. Борис Леонидович любил проводить время в загородном доме, ведь там у него был небольшой огородик, где можно было отдохнуть душой от повседневной суеты. Дача поэта располагалась среди леса, прекрасная природа вдохновляла на создание прекрасных образов.

«Июль» – образец поздней лирики Бориса Пастернака. Он появился летом 1956 г. Этот период был одним из самых счастливых в жизни поэта. За год в его блокноте было записано около 40 стихотворений, в которых не развивались патриотические мотивы, зато появились оригинальные образы. Зрелый поэт позволил себе побыть в стихах «растрепой» , как и его июль. В анализируемом стихотворении он вернулся к футуристической манере, которая была присуща его ранней лирике.

Стихотворение посвящено летней тематике. В нем автор создал оригинальный образ июля, благодаря чему произведение занимает почетное место в русской литературе. Несмотря на то, что в центре авторского внимания природа, нельзя сказать, что произведение представляет целостный пейзаж. Скорее это рассказ о непоседе-дачнике, который в некоторых строках перебивается пейзажными зарисовками. Июль – центральный герой стихов, но нельзя забывать и о лирическом герое. Именно он сдает летнему месяцу в наем комнаты.

В первых строках лирический герой рассказывает, что в его доме появилось какое-то существо, топающее по чердаку. Он предполагает, что это приведение или домовой. Герой совсем не боится «гостя» , только жалуется на его проказы: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола» . Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.

В четырех строфах стихотворения автор сохраняет интригу, а в пятом признается, кто же этот гость-проказник. Оказывается, это июль. Летний месяц ассоциируется у Б. Пастернака с дачником, приехавшим на время короткого отпуска. Июль не стесняется хозяев, пустивших его в дом. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пастернака Весна (1918 г.)

В последнем катрене Б. Пастернак отображает целый букет июльских ароматов. Это запахи липы, укропа, ботвы и луга. Прочитав стихотворение, нетрудно заметить, что лирический герой совсем не сердится на растрепу. Наоборот, он грустит, что «отпуск» июля такой короткий.

Композиция

Разбор будет неполным без характеристики композиции. Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу. Каждая строфа раскрывает какую-то деталь образа летнего месяца. Стихотворение состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр произведения – элегия, так как в описаниях июля чувствуется грусть лирического героя за уходящим летом. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для создания образа июля средства выразительности. Главную роль играет метафора, ведь Пастернаков июль метафоричный: «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаем», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков» . Характеристики главного героя дополняются эпитетами – «начесанный растрепа» , «воздух луговой», «недолгий роздых» . Сравнение в тексте одно: занавеска, «как танцовщица» . Художественные средства, использованные в тексте, поражают сплетением оригинальности и простоты.

В некоторых строках используется аллитерация. Например, чтобы передать «хулиганский» характер июля, автор нанизывает слова с согласными «с», «ч», «р»: «степной нечесаный растрепа» .

Урок подготовки к сочинению “Анализ стихотворения Б.Пастернака “Июль”. 7 класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Конспект урока литературы в 7 классе, цель которого является обучение написанию сочинения – анализа лирического произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_s_iktchesnokova_1.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе с применением ИКТ

Автор – учитель русского языка и литературы Чеснокова Е.И.

Тема . Анализ стихотворения Б.Пастернака «Июль». Подготовка к сочинению.

Цель : учить написанию сочинения – анализа лирического стихотворения.

Задачи : – учить определять тему и основную мысль стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства, повторить понятие олицетворения, метафоры, учить определять морфологические средства выразительности, раскрыть образы стихотворения Пастернака Б. «Июль», определить настроение стихотворения, развивать письменную и устную речь, опираться на пошаговую инструкцию при написании сочинения, составлять материалы к сочинению;

– развивать умение анализировать, выделять главное, развивать мышление, память, внимание;

– воспитывать внимание к поэтическому слову.

Оборудование : доска, тетради, компьютерная презентация, проектор, учебник.

  1. Подготовка к сочинению . (Слайд №2)
  • Прочитай стихотворение несколько раз.
  • Узнай сведения об авторе стихотворения.
  • Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).
  • Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.
  • Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже).
  • Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.
  • Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой ). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.
  • Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.
  • Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

3. План сочинения (Слайд№3) Записать в тетради.

  • Кто автор? Год издания стихотворения.
  • Тема и основная мысль стихотворения.
  • Какую картину рисует поэт? Какое настроение передаёт?
  • Главные образы. Изобразительно-выразительные средства.
  • Какие чувства вызывает стихотворение?

4. Составление таблицы «Материалы к сочинению», опираясь на план подготовки к сочинению (слайд №4)

Ст. написано в 1956.г.П. предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него. “Единение с природой придаёт стихам Пастернака особую интимность и подлинность”.

Пересказ “своими словами”

Поэт создаёт картину июля. Автор показывает его в образе “степного нечёсаного растрёпы”, называя “призраком”, “двойником”, “баловником-невежей”. Июль врывается в дом ветром, сквозняком, и всё приходит в движение: скатерть, занавеска. С ним приходят запахи липы и травы, гроза и пух одуванчиков.

Поэт передаёт весёлое, жизнерадостное настроение.

Олицетворение: “ног у порога не обтёрши, вбегает в вихре сквозняка”, “июль. всё громко говорящий вслух”.Обилие глаголов, передающих движение: бродит, мелькают, болтается, мешается, крадётся.

Тема и основная мысль

Тема: Поэт говорит об особом очаровании июля, такого разного, живого, как вихрь.

Осн. мысль: Пастернак хочет показать, какое жизнерадостное настроение вносит июль в дом своей разноликостью и вечным движением.

Вспоминаю летние деньки, чувствую дуновение июльского ветерка и запах скошенной травы.

5 . Работа над речевым оформлением стихотворения.

Речевые клише помогут составить предложения (слайд №5)

  • В стихотворении… (автор, название) говорится о…
  • В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
  • Поэт хочет запечатлеть словами….
  • Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…
  • Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
  • Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)
  • Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …
  • Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
  • Стихотворение вызывает у меня чувство…

Словарь настроений (поможет подобрать нужное слово для передачи настроения) (Слайд №6)

Анализ стихотворения Пастернака Июль

Рефераты. Скачать реферат

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа).

У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает, «мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» – своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка», «взвивается до потолка»), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух») образами.

«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже – вхожий, невежа – приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа – укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты (июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

Борис Пастернак

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Пастернаковский «Июль» – наиярчайший пример того, как поэт может «оживить», «материализовать», наделить человеческим обликом любое природное явление.

Стихотворение было написано в 1956 году. И особенным его делает невероятно живой образ озорного июльского ветра. Стихотворение будит в читателе не только слуховые (Июль, домой сквозь окна вхожий, все громко говорящий вслух ) и зрительные образы( Растрепанный юный июль, танцующий с занавеской, как с партнершей ). Кроме звуков и картинок перед нами проносятся запахи травы, липы, укропа, степные и луговые ароматы…

Что и говорить, когда нас явственно овевает ветерок сквозняка, прямо в нас летит пух одуванчиков, а рука тянется стряхнуть прилипший репейный ежик с одежды.

Автор не обманет нас нелестными эпитетами, которыми щедро сдобрил свое творение: нечесаный растрепа, баловник – невежа, болтающийся без дела… Сразу ясно, что это таинственное существо, не соблюдающее приличий и живущее так вольно, как только ему хочется, глубоко симпатично Пастернаку. Да, он просто в восторге от своего «жильца» – подвижного и своенравного, для которого нет никаких границ, преград, правил!

Какое удовольствие сдать дом такому неординарному гостю. И жаркий июльский воздух вытесняет не только автора с собственной дачи, но и по-хозяйски озорничает на всем пастернаковском стихотворном пространстве.

Совсем по-новому, взволнованно и пылко, вспоминаешь июльские деньки после прочтения стихотворения Пастернака «Июль».

Читайте также:

16th Июнь 2012 at 21:36

Чудесно! Спасибо за эмоции: заметно, что они искренние. Вообще анализирование лирики считаю делом опасным и неблагодарным, но, задавленная в рамки обязательной программы, вынуждена “разбирать по косточкам” то, о чём поэт порой не задумывался, пытаясь поделиться с нами своими чувствами. Поэтому, “вооружая” своих учеников подробным планом анализа лирических произведений, всё же самыми главными вопросами считаю такие:
– понравилось ли Вам стихотворение? почему?
– какие чувства (впечатления, ассоциации, воспоминания и т.п.) оно у Вас вызвало?
– какие строки (слова) удивили, порадовали (или, наоборот, не понравились и т.п.)?
– какими переживаниями, мыслями, по Вашему мнению, хотел поделиться с нами поэт?
И, конечно, при этом не может быть какого-то однозначного, устоявшегося мнения – ведь на то она и лирика, чтобы пробуждать в нас разные чувства… И как приятно, когда моё восприятие созвучно ещё одной душе (уверена, не одной, но в данном случае – Вашей)! Спасибо!
P.S. Ну, очччень интересно: кто Вы?

19th Июнь 2012 at 6:32

Спасибо, Татьяна, что нашли время для доброго слова.
Если хотите узнать обо мне больше, то это просто, я не шифруюсь. Загляните в рубрику сайта “Логопед в Самаре” или в описание моего курса “Разговори молчуна”.
Творческих успехов вам!

«Июль» Б.Пастернак

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Анализ стихотворения Пастернака «Июль»

Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда проступают черты этого направления. Поэт отверг концепцию, согласно которой форма в поэзии играет гораздо более важную роль, чем содержание, но, тем не менее, остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность.

В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц .

Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.

Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.

«Июль», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике. было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши ) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа ).

У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати». громко разговаривает, «мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» – своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка». «взвивается до потолка» ), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух» ) образами.

«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом. придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже – вхожий, невежа – приезжий, привиденье – тени ) соседствуют с необычными (растрепа – укропа, роздых – воздух, некстати – кровати ), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник ). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты (июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа ) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей» ).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

Природа в стихах Б. Пастернака: анализ стихотворения “Июль”

Анализ стихотворения “Июль”

Стихотворение «Июль», выдержанное в духе пейзажной лирики того времени, было написано Пастернаком, когда он отдыхал на подмосковной даче в Переделкино в 1956 году. Оно отличается характерными чертами, которые были присущи позднему этапу в творчестве этого выдающегося поэта, а именно осмыслением природы и всего мира в целом посредством поэзии, осознанием принадлежности человека к миру природы, признанием полного единения с ней и неразрывности этих связей.

С первых же строк этого произведения читатель оказывается в замешательстве, он заинтригован описанием приведения, таинственного жителя потустороннего мира, эдакого домового, который свободно и беспрепятственно «везде болтается некстати» и ведет себя довольно бесцеремонно «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола» и даже проявляет чудеса левитации, когда на занавеске «взвивается до потолка».

Во второй половине произведения автор, наконец, раскрывает секрет этого таинственного и беззаботного астрального проказника, ведь ним оказывается беззаботный и бесшабашный, самый жаркий месяц лета – июль, от которого можно ожидать чего угодно: от плавящего знойного спокойствия до дикой энергии грозы и бури.

И вроде, когда интрига раскрыта и все уже поняли, что никаких приведений и домовых в доме поэта нет, наш интерес должен понемногу ослабевать и сходить на нет, но далее автор настолько интересно, восторженно и «человечно» описывает июль как нечесаного и балованного «дачника-отпускника», которому « мы целый дом ему сдаем», что интерес не только не пропадает, а еще и возрастает с каждой прочитанной строчкой.

С какой ласковой иронией и восторгом описывает Пастернак этого таинственного гостя, который ведет себя как полноправный хозяин дома и вообще творит все, что ему вздумается. Сразу представляешь себе эдакого чудаковатого дачника, взбалмошного и веселого, в простой и незамысловатой одежде в пуху из одуванчиков, с растрепанной прической, несущий за собой аромат луговых трав, медовой липы и пряный запах зонтиков укропа, без которых просто невозможно представить летний день на природе.

И какие бы чудеса и нелепицы не творил этот странный гость-дачник, а в стихотворении видно, что как раз на них он очень даже горазд: мелькание теней и шаги на чердаке, срывание скатерти со стола, катание на оконной занавеске, испачканная в одуванчиках и лопухах одежда и т.д. сразу чувствуется, что поэт относится к этому месяцу-чудаку с большой симпатией, и его ирония над ним добрая и смешная. И всем понятно, что к этому гостю, порой такому невежественному и непредсказуемому, уже привыкли, его все любят и прощают все шалости. Ведь дом отдан ему «на весь недолгий роздых», отдыху быстро придет конец, настанет конец лета и начнется осень, навсегда оставив в прошлом и притягательный запах трав и укропа, и «июль с грозой, июльский воздух» и веселые танцы с занавесками, которые обязательно вернуться на следующий год вместе с веселым и проказливым баловником-невежей июлем.

Слушать стихотворение Пастернака Июль

Анализ стихотворения «Июль» (Б. Пастернак)

Автор: Guru · 27.06.2018

Борис Леонидович Пастернак – весьма неоднозначная фигура в истории мировой литературы, но бесспорно великий русский писатель и поэт, признанный мастер слова, а, кроме того, один из пяти русских писателей–лауреатов Нобелевской премии. В золотой фонд русской литературы входит множество его произведений.

История создания

Стихотворение «Июль» оформлено в 1956-ом, который считается периодом позднего творчества Бориса Леонидовича, когда он на постоянной основе проживал в Переделкино. Работал, можно сказать, среди леса. В писательском посёлке, однако, всего в получасе от Москвы. У него была литфондовская дача с огородиком, где можно работать, не для пропитания, а лишь для успокоения души. У Пастернака одновременно две семьи, которые, как это ни удивительно, даже располагаются по соседству. Он проводит время у «подруги», но работать предпочитает в уюте своего привычного кабинета, прекрасно уживаясь в обеих семьях.

Счастливое время для Пастернака, возможно даже, самое счастливое в его жизни. Но одновременно с этим – неизбежное для порядочного человека чувство вины перед родными людьми. Однако всё это в комплексе идёт на пользу творчеству. За один только 1956 год написано немногим меньше сорока стихотворений. Среди них нет ничего патриотического. Зато рождаются прекрасные стихи.

Жанр, направление и размер

  • Жанр произведения – лирическое стихотворение;
  • Направление – символизм.

Стихотворение «Июль» написано с использованием перекрестной рифмы и не самым распространённым стихотворным размером: четырёхстопным ямбом, композиционно состоит из 7 строф, разделённых на 2 части, первая из которых близка по своему содержанию и структуре к загадке – одному из известных родов фольклорного творчества.

Сочетание неточных и нестандартных рифм придаёт стихотворению некоторую небрежность и лёгкость. Можно даже сказать – создаёт озорное настроение. Благодаря особенной, необычной рифмовке стихотворение приобретает хорошо ощутимую музыкальность.

Композиция

В первой части стихотворения, состоящей из 4 катренов, автор пытается заинтриговать читателя с помощью неоднозначных и загадочных строк. Читатель ещё не понимает, о ком идёт речь в произведении. Кто-то или что-то, возможно привидение, или домовой крадётся по дому без разрешения хозяев и занимается мелкими шалостями. Как уже говорилось выше, поэт прибегает к использованию загадки. Но затем, во второй части, ближе к середине стихотворения (точнее, ровно в середине, можно посчитать по строчкам) читатель видит, что речь идёт об июле.

Кроме того, автор поясняет, что июль — не просто «случайный прохожий», забредший в уже занятый дом. Он показан в роли арендатора уже занятой дачи, которому хозяева сдают свой дом во временное пользование. Заканчивается произведение более подробным описанием главного героя, без использования путающих читателя загадок.

Образы и символы

Герой повествования — летний месяц. Автор использует развёрнутые олицетворения для описания главного героя повествования, чтобы «очеловечить» его, в этом состоит своеобразие и особенность поэтических образов в стихотворении.

Летний месяц показан в виде «дачника-отпускника», распоряжающегося домом по личному усмотрению. Он чересчур легкомыслен, немного небрежен, не может удержаться от того, чтобы не подшутить над другими жителями. Кроме того, в произведении непрестанно присутствует образ владельца дачи, где безобразничает июль. Однако хозяин не переживает из-за своего необычного соседа. Наоборот, он рад ему и с пониманием, лёгкой иронией и, возможно, даже нежностью относится к новому, пусть и временному, жильцу.

Темы и настроение

Основная и вечно любимая тема поэта – неразрывная связь человека и природы, их единство. «Июль» является прекрасным примером пейзажной лирики. Автор не прекращает восхищаться своеобразием и великолепием одного из самых, по его мнению, приятных месяцев года, и ему удаётся разделить своё восхищение с читателем.

В этом стихотворении природа пытается расположить читателя к тому, чтобы он отложил, пусть даже только на время, все свои дела и посодействовал проказнику-июлю в его весёлых забавах. Еще одна важная тема творчества Пастернака – это его настроение: радость самой жизни и чувство благодарности к ней.

Основная мысль стихотворения – счастье его автора. Смысл произведения становится ясен, когда во время прочтения возникает чувство, что ничто не может помешать ему творить. Он совершенно свободен, только лёгкий ветерок, дождь, гроза и пух одуванчиков немного отвлекают его от творчества. Но это небольшое отвлечение приятно и совсем не раздражает. Писатель по молчаливому согласию и доброй воле «сдал» весь дом настырному летнему месяцу и с удовольствием наблюдает за тем, как текут прекрасные июльские деньки.

Стихотворение учит читателя замечать красоту природы и уметь воздавать ей должное. Это умение является залогом его душевной гармонии и созидательной силы.

Средства художественной выразительности

В этом произведении образ июля создают в первую очередь олицетворения. Читатель наблюдает озорника, даже хулигана, которым предстаёт летний месяц, наделённый человеческими чертами. Характер июля кажется живым, в том числе благодаря тому, что Пастернак добавил разговорную лексику и просторечные выражения. Поэт привносит в стихотворение разнообразные тропы: сравнения («И с занавеской, как с танцоршей»), инверсия («Июльский воздух луговой») и т.д.. При этом в тексте практически отсутствуют эпитеты, самый распространенный троп в русской словесности. Этот факт лишний раз подчеркивает оригинальность автора.

С годами Борис Пастернак по большей части изменил своё отношение к литературе. Он практически прекратил использовать приёмы футуризма, излюбленные им в молодости. Но, по всей видимости, невозможно полностью поменять структуру сочинения, ведь в некоторых поздних произведениях всё же проступают черты описанного направления. По прошествии времени поэт остаётся верен своим основным идеям: одушевление предметов и явлений. И это только помогает произведениям обрести необычную метафоричность и, что, возможно, даже важнее – особую образность.

«Июль» анализ стихотворения Пастернак по плану кратко – средства выразительности, история создания, разбор, рифма

Б. Пастернак видел не только оболочку природы, но и ее характер. Благодаря этому умению в его творчестве появились оригинальные метафоричные образы. Доказательством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Июль» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано летом 1956 года, когда поэт пребывал в подмосковной даче.

Тема стихотворения – озорная душа летнего месяца.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог лирического героя, в котором постепенно создается неординарный образ июля. Он состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаем», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков».

Эпитеты«начесанный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых».

Сравнения – занавеска, «как танцовщица».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с пребыванием Б. Пастернака в Переделкино. Там, в тридцати минутах от Москвы, у поэта была дача, выделенная литфондом. Борис Леонидович любил проводить время в загородном доме, ведь там у него был небольшой огородик, где можно было отдохнуть душой от повседневной суеты. Дача поэта располагалась среди леса, прекрасная природа вдохновляла на создание прекрасных образов.

«Июль» – образец поздней лирики Бориса Пастернака. Он появился летом 1956 г. Этот период был одним из самых счастливых в жизни поэта. За год в его блокноте было записано около 40 стихотворений, в которых не развивались патриотические мотивы, зато появились оригинальные образы. Зрелый поэт позволил себе побыть в стихах «растрепой», как и его июль. В анализируемом стихотворении он вернулся к футуристической манере, которая была присуща его ранней лирике.

Стихотворение посвящено летней тематике. В нем автор создал оригинальный образ июля, благодаря чему произведение занимает почетное место в русской литературе. Несмотря на то, что в центре авторского внимания природа, нельзя сказать, что произведение представляет целостный пейзаж. Скорее это рассказ о непоседе-дачнике, который в некоторых строках перебивается пейзажными зарисовками. Июль – центральный герой стихов, но нельзя забывать и о лирическом герое. Именно он сдает летнему месяцу в наем комнаты.

В первых строках лирический герой рассказывает, что в его доме появилось какое-то существо, топающее по чердаку. Он предполагает, что это приведение или домовой. Герой совсем не боится «гостя», только жалуется на его проказы: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола». Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.

В четырех строфах стихотворения автор сохраняет интригу, а в пятом признается, кто же этот гость-проказник. Оказывается, это июль. Летний месяц ассоциируется у Б. Пастернака с дачником, приехавшим на время короткого отпуска. Июль не стесняется хозяев, пустивших его в дом. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.

В последнем катрене Б. Пастернак отображает целый букет июльских ароматов. Это запахи липы, укропа, ботвы и луга. Прочитав стихотворение, нетрудно заметить, что лирический герой совсем не сердится на растрепу. Наоборот, он грустит, что «отпуск» июля такой короткий.

Композиция

Разбор будет неполным без характеристики композиции. Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу. Каждая строфа раскрывает какую-то деталь образа летнего месяца. Стихотворение состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр произведения – элегия, так как в описаниях июля чувствуется грусть лирического героя за уходящим летом. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для создания образа июля средства выразительности. Главную роль играет метафора, ведь Пастернаков июль метафоричный: «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаем», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков». Характеристики главного героя дополняются эпитетами – «начесанный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых». Сравнение в тексте одно: занавеска, «как танцовщица». Художественные средства, использованные в тексте, поражают сплетением оригинальности и простоты.

В некоторых строках используется аллитерация. Например, чтобы передать «хулиганский» характер июля, автор нанизывает слова с согласными «с», «ч», «р»: «степной нечесаный растрепа».

Ссылка на основную публикацию