Мама куда-то ушла – краткое содержание рассказа Распутина

Валентин Распутин – Мама куда-то ушла

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Мама куда-то ушла”

Описание и краткое содержание “Мама куда-то ушла” читать бесплатно онлайн.

Мама куда-то ушла

Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.

Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

— Мама, я проснулся!

Никто ему не ответил.

— Мама! — позвал он. — Я молодец, я проснулся.

Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную — там тоже никто не прятался.

— Мама! — крикнул мальчишка.

Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

— Мама, — как можно спокойнее сказал мальчишка, — я проснулся, а тебя нету.

— Тебя нету, да? — спросил он.

Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришел, и мальчишка заплакал.

Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и еще раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

— Я больше не буду плакать, — сказал он себе. — Придет мама, я буду молодец.

Он пошел к кровати и одеялом вытер свое заплаканное лицо. Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошел все, что было у них в квартире. И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

— Мама, — негромко сказал он, — я хочу на горшок.

Он не хотел на горшок, но это было то, что заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

— Ма-ма, — повторил он.

Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

Надо было что-то делать. «Я сейчас поиграю, и мама придет», — решил он. Он пошел в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

— Давай играть, зайка, — предложил мальчишка.

Заяц молча согласился.

— Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.

Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол.

Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке.

— Нет, не так, — сказал мальчишка. — Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.

Он посадил зайца на стул, а сам лег в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.

Заяц, сидя на стуле, удивленно смотрел на него своими большими голубыми глазами.

— Я зайка, у меня ножка болит, — объяснил ему мальчишка.

— Зайка, — спросил он потом, — куда ушла мама?

Заяц не ответил.

— Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? — потребовал мальчишка и взял зайца в руки.

Мальчишка забыл, что раньше он сам всегда отвечал за зайца, выступая сразу в двух ролях, и теперь всерьез требовал от него ответа. Он забыл, что заяц был только игрушкой среди игрушек — среди кубиков, которые становились друг на друга, только когда их ставили, среди машин, которые шли, только когда их вели, среди зверей, которые рычали и разговаривали, только когда за них кто-нибудь рычал и отвечал.

Он обо всем забыл, этот мальчишка.

— Говори, говори! — требовал он.

Заяц продолжал молчать.

Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать.

Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка тоже подскакивал и крутился вокруг него и все повторял: «Говори, говори, говори!» — но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач. Он наклонился над зайцем, развел руками и виновато сказал:

— Мама куда-то ушла.

И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.

— Мама! — закричал он, бросаясь к двери, но запнулся о кресло и упал. Он поднялся, прислушиваясь, но за дверью никого не было. И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.

Похожие книги на “Мама куда-то ушла”

Книги похожие на “Мама куда-то ушла” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Рассказ “Мама куда-то ушла” СРОЧНО ПЛИЗ.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Умный17611 29.02.2016

Ответ

Мама куда-то ушла

Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.

Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

– Мама, я проснулся!

Никто ему не ответил.

– Мама! – позвал он. – Я молодец, я проснулся.

Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную – там тоже никто не прятался.

– Мама! – крикнул мальчишка.

Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

– Мама, – как можно спокойнее сказал мальчишка, – я проснулся, а тебя нету.

– Тебя нету, да? – спросил он.

Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришел, и мальчишка заплакал.

Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

Читайте также:  Сказка Одоевского Серебряный рубль читать полный текст онлайн

Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и еще раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

– Я больше не буду плакать, – сказал он себе. – Придет мама, я буду молодец.

Он пошел к кровати и одеялом вытер свое заплаканное лицо. Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошел все, что было у них в квартире. И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

– Мама, – негромко сказал он, – я хочу на горшок.

Он не хотел на горшок, но это было то, что заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

– Ма-ма, – повторил он.

Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

Надо было что-то делать. “Я сейчас поиграю, и мама придет”, – решил он. Он пошел в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

– Давай играть, зайка, – предложил мальчишка.

Преподавание в начальной школе по теме: В.Г.Распутин. “Мама куда-то ушла” (урок чтения)

а) раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;
б) развить умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний;
в) развить творческое воображение и чувство “языка”;
г) формировать интерес к внутреннему миру человека.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с биографией писателя.

а) Сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. Родился он в 1937 году.

б) Ребята, вы, наверное, слышали о том, что существует древняя легенда об острове Атлантида, ушедшем под воду то ли в результате извержения вулкана, то ли потопленном в морской пучине разгневанными богами. Так или иначе, известный миф повествует о гибели могущественной цивилизации, процветавшей на острове.

По скорбной иронии истории скромная сибирская деревня, где прошло детство Распутина, тоже островная и тоже ушедшая под воду искусственного моря называлась Аталанка, что в Иркутской области.

в) Детство его пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Вот, что вспоминает писатель о своём детстве: “Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки; ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла…”

Вопрос: – Услышав эти строки, где он описывает свой край, что мы можем сказать о писателе?

Ответ:
– Любит свою Родину, природу. Это добрый, внимательный человек, уважает людей и окружающую его природу.
– Одна из важнейших проблем в настоящее время для Распутина – это проблема сохранения природных богатств России, в частности озера Байкала для потомков.
– Это талантливый человек. Он написал много произведений, и сегодня мы с вами познакомимся с одним из них – это рассказ “Мама куда-то ушла”.

Откройте учебник стр. 154 – II часть

III. Работа над текстом:
Ребята, прочитав название рассказа, как вы думаете о чём или о ком этот текст?

– Куда могла уйти мама, что бывает в её отсутствие?

– Какие эпизоды особенно затронули?
– Что показалось непонятным?
– Какой по настроению этот рассказ?

– Какие чувства испытывал герой рассказа?
– Писатель изобразил целую гамму переживаний. Он испытывал не только боль, но и пережил радость, и “блестящую мысль”.
У меня на доске находятся карточки их нужно расположить в том порядке, в котором эти чувства переживал мальчик.
– У вас возникли разногласия, поэтому давайте перечитаем текст ещё раз.

– При чтении рассказа вы можете подчёркивать слова, выражающие чувства и переживание героя.

а) – Давайте подумаем, какое чувство испытал мальчик проснувшись.

– Радость. Мальчик обрадовался, что он проснулся и увидел маму.
– Что такое радость?
– Радость – веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения; радостное, счастливое событие.

б) – Какое чувство дальше испытал мальчишка и почему? (Тишину – отсутствие мамы)

– Что необычного изобразил писатель в комнате? (тишину – “сомкнувшуюся”)
– Что значит “тишина сомкнулась”? (отсутствие шума, безмолвие)
– А вы испытывали ли когда – ни будь “сомкнувшуюся” возле вас тишину?
– Какое настроение порождает этот необычный образ – “сомкнувшаяся тишина”? (Меня он скорее всего настораживает и удивляет).
Что такое удивление?
Удивление – впечатление, от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного.

в) – Что дальше происходило с мальчиком?

– Он заплакал.
– Почему?
– Сначала никто не ответил, а затем – из-за того, зашиб ногу.
– Почему мальчик не мог успокоиться?
– Он ждал, что вот-вот за его спиной послышаться шаги, но их не было.
– Что такое боль?
Боль – ощущение страдания (физическая, душевная).

г) – Ребята, а почему мальчик успокоился, перестал плакать?

– У него появилась надежда (“Придёт мама”).
– Появилась “блестящая мысль”. Какая?
– Что из этого получилось? (Он окончательно понял, что мамы дома нет).
– Что он начал делать дальше? (Играть).
– Почему он выбрал зайца? (Он был его любимцем).
– К нему пришло успокоение.
– Что такое успокоение?
Успокоение – стать спокойным, утихнуть, стать умиротворенным.

д) – Как мальчик играл с зайцем?

– Почему мальчик стал пинать зайца, ведь тот был его любимцем?
– Его охватило отчаянье. Он забыл, что заяц – это игрушка, что за неё он сам и говорил во время игр.
– Что такое отчаяние?
Отчаяние – это состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

е) – Дальше какое чувство испытал наш герой?

– Вину?
– Почему?
– Потому что пинал ни в чём неповинного зайца.
– Как объясните слово вина?
Вина – проступок, причины, источник неблагоприятного.

ж) – Ребята в конце рассказа с чем мальчик встретился впервые?

– С одиночеством.
– Что такое одиночество?
– Одиночество – это состояние одинокого человека; отдельное от других подобных, без других, без близких.
– Давайте перечитаем по порядку те чувства, которые испытывал мальчик.
– Как вы думаете, почему мальчик встретился с одиночеством впервые?

– Почему?
– Я думаю, наверное, 4 или 5 – это тот возраст, когда человек впервые начинает осознавать себя и свой внутренний мир.

Герой одинок, и именно по этому у него нет имени. Назвать его по имени может лишь тот, кто будет рядом с ним. Например, мама. – Но тогда закончится одиночество или нет? (Да)

Значит, имя … – это знак приобщённости человека к обществу, а безымянность – это знак одиночества.

Ради чего, для чего автор написал этот рассказ?

Стр. 42 – перепишите по порядку чувства, которые испытал мальчик и закрасьте клеточки тем цветом, который по-твоему подходит для этого душевного состояния.

  • . Тетрадь – Стр. 44
  • – Попробуйте изобразить одиночество.
    – Почему именно так?

    Мама куда-то ушла – Распутин Валентин Григорьевич

    Дата добавления: 2015-07-02

    Кол-во страниц: 1

    Поделиться в соц.сетях:

    Мама куда-то ушла – Распутин Валентин Григорьевич краткое содержание

    Мама куда-то ушла читать онлайн бесплатно

    Мама куда-то ушла

    Мама куда-то ушла

    Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.

    Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

    Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

    – Мама, я проснулся!

    Никто ему не ответил.

    – Мама! – позвал он. – Я молодец, я проснулся.

    Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

    Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

    Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную – там тоже никто не прятался.

    – Мама! – крикнул мальчишка.

    Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

    – Мама, – как можно спокойнее сказал мальчишка, – я проснулся, а тебя нету.

    – Тебя нету, да? – спросил он.

    Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришел, и мальчишка заплакал.

    Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

    Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

    Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

    Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

    Читайте также:  Одоевский Индийская сказка о четырёх глухих

    Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

    В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

    И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

    Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

    Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и еще раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

    – Я больше не буду плакать, – сказал он себе. – Придет мама, я буду молодец.

    Он пошел к кровати и одеялом вытер свое заплаканное лицо. Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошел все, что было у них в квартире. И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

    – Мама, – негромко сказал он, – я хочу на горшок.

    Он не хотел на горшок, но это было то, что заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

    – Ма-ма, – повторил он.

    Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

    Надо было что-то делать. “Я сейчас поиграю, и мама придет”, – решил он. Он пошел в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

    – Давай играть, зайка, – предложил мальчишка.

    Заяц молча согласился.

    – Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

    Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

    Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.

    Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол.

    Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке.

    – Нет, не так, – сказал мальчишка. – Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.

    Он посадил зайца на стул, а сам лег в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.

    Заяц, сидя на стуле, удивленно смотрел на него своими большими голубыми глазами.

    – Я зайка, у меня ножка болит, – объяснил ему мальчишка.

    – Зайка, – спросил он потом, – куда ушла мама?

    Заяц не ответил.

    – Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? – потребовал мальчишка и взял зайца в руки.

    Мальчишка забыл, что раньше он сам всегда отвечал за зайца, выступая сразу в двух ролях, и теперь всерьез требовал от него ответа. Он забыл, что заяц был только игрушкой среди игрушек – среди кубиков, которые становились друг на друга, только когда их ставили, среди машин, которые шли, только когда их вели, среди зверей, которые рычали и разговаривали, только когда за них кто-нибудь рычал и отвечал.

    Он обо всем забыл, этот мальчишка.

    – Говори, говори! – требовал он.

    Заяц продолжал молчать.

    Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать.

    Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка тоже подскакивал и крутился вокруг него и все повторял: “Говори, говори, говори!” – но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач. Он наклонился над зайцем, развел руками и виновато сказал:

    – Мама куда-то ушла.

    И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.

    – Мама! – закричал он, бросаясь к двери, но запнулся о кресло и упал. Он поднялся, прислушиваясь, но за дверью никого не было. И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.

    Урок по рассказу В.Г.Распутина «Мама куда-то ушла»

    Какарова Анна Петровна учитель русского языка и литературы

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Тиинск» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области

    Тема урока: Рассказ В.Г. Распутина «Мама куда-то ушла».

    Цель: проанализировать содержание рассказа.

    – уметь понимать тему, определять основную мысль;

    – уметь работать с текстом;

    – уметь наблюдать, делать выводы.

    Оборудование: экран, мультимедийный проектор.

    «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком».

    – Как вы понимаете прочитанную фразу? Это высказывание принадлежит талантливому человеку, писателю – В.Г.Распутину. Это был замечательный человек, скромный в повседневной жизни, непримиримый при защите главных человеческих ценностей. Все его художественные произведения – это обращение к душе человека.

    – Тема нашего урока: рассказ В.Г.Распутина «Мама куда-то ушла».

    – Сформулируйте цель нашего урока.

    – Какие задачи поставим перед собой?

    – Ребята, что мы должны знать, работая с текстом? (текста, основная мысль текста)

    – Что такое тема текста?

    – Основная мысль текста?

    -Послушайте, пожалуйста, текст (учитель читает).

    Задание №1 Индивидуальная работа

    1. Определите и запишите тему рассказа – 1б

    2. Назовите и запишите основную мысль текста – 1б

    3. Выберите только те чувства, которые испытывал мальчишка. Подчеркните.

    – Проверьте по образцу и оцените свою работу РАДОСТЬ, ОДИНОЧЕСТВО, УДИВЛЕНИЕ, УГРЮМОСТЬ, ВИНА, РАНИМОСТЬ, ГЛУПОСТЬ,

    НАДЕЖДА, ОТЧАЯНИЕ, БОЛЬ, УСПОКОЕНИЕ, МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ – 8б

    Задание№2 Работа в парах

    Соотнесите абзацы текста и чувства мальчика.

    1 абзац РАДОСТЬ, 2 абзац УДИВЛЕНИЕ, 3 абзац НАДЕЖДА, 4 абзац УСПОКОЕНИЕ, 5 абзац ОТЧАЯНИЕ, 6 абзац ВИНА, 7 абзац БОЛЬ, 8 абзац ОДИНОЧЕСТВО.

    Поменяйтесь работами, проверьте по образцу, оцените работу товарища.

    За каждый верный ответ -1б. (=8б)

    Задание №3 Продолжаем работать в парах.

    Среди гаммы чувств мальчишки, выделите ключевые.

    БОЛЬ ОДИНОЧЕСТВО Подберите синонимы к словам.

    БОЛЬ – мучение горе печаль скорбь страдание

    Давайте проверим по образцу. Посмотрите, какие синонимы можно было подобрать. За каждый верный ответ -1б.

    Задание №4 Индивидуальная работа.

    Сформулируйте и запишите 3 вопроса к тексту.

    -Какую боль испытывал мальчишка?

    – Почему заяц его любимая игрушка?

    – Мальчик встретился с одиночеством впервые?

    – Сколько лет мальчишке? А как зовут мальчишку? Какой совершил плохой поступок мальчишка? Почему?

    Оцените работу: за вопрос – 1 балл.(=3б)

    Работа в группах. Вспомните правила работы в группе, выберите лидера, который будет координировать ваши действия и оценивать вашу работу.

    Придумайте ассоциацию к слову «одиночество», нарисуйте.

    Выпишите из текста слова, которые иллюстрируют одиночество мальчишки.

    Придумайте финал рассказа. Чем может закончится рассказ?

    Придумайте ассоциацию к слову «одиночество», нарисуйте.

    Постройте диаграмму чувств мальчишки. Используйте красный и черный маркеры для работы.

    Придумайте финал рассказа. Чем может закончится рассказ?

    Придумайте ассоциацию к слову «одиночество», нарисуйте.

    Составьте памятку «Если ты один дома…»

    Придумайте финал рассказа. Чем может закончится рассказ?

    Выступление групп. Оценивание работы 1 задание – 1балл,

    2 задание – 2 балла, 3 задание -3балла.

    -К какому стилю речи относится рассказ? Назовите цель художественного стиля.

    – Попробуйте пересказать текст в одном предложении: «Этот рассказ о том, как…».

    Выступление ребят в роли мамы и мальчишки. Какие слова скажет мама? Что ответит мальчишка? Какой совет можно дать маме?

    -О чем заставил нас задуматься рассказ?

    -Одиночество – это плохо или хорошо?

    -Вам знакомо чувство одиночества?

    Рассказ заставил нас задуматься об одиночестве, о сложном человеческом состоянии, когда ты испытываешь гамму разных чувств: от радости до ненависти…

    Подведение итогов урока

    – Ребята. А какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Мы достигли ее?

    Рефлексия: оцените свою деятельность: подсчитайте количество баллов за работу на уроке в оценочных листах; определите индивидуальный уровень(базовый, повышенный, высокий) овладения темой.

    Допишите предложения: «Я узнала…» «Меня удивило…» «Было трудно…»

    Базовый уровень:1. Написать сообщение о В.Г. Распутине.

    Повышенный уровень: 1. Написать сообщение о В.Г. Распутине.

    2. Создать презентацию о писателе.

    Высокий уровень: 1. Написать сообщение о В.Г. Распутине.

    2. Создать презентацию о писателе.

    3. Написать письмо мальчишке.

    Валентин Распутин «Мама куда-то ушла»

    1абзац. Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он приподнялся в кровати и крикнул: – Мама, я проснулся! Никто ему не ответил .- Мама! – позвал он. – Я молодец, я проснулся. Тишина. Мальчишка подождал, но тишина не прошла.Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную – там тоже никто не прятался. – Мама! – крикнул мальчишка. Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась.

    2 абзац. – Мама, – как можно спокойнее сказал мальчишка, – я проснулся, а тебя нету. Молчание.– Тебя нету, да? – спросил он. Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.- Я больше не буду плакать, – сказал он себе. – Придет мама, я буду молодец. – Ма-ма, – повторил он. Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

    3 абзац. Надо было что-то делать. “Я сейчас поиграю, и мама придет”, – решил он. Он пошел в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

    4 абзац. – Давай играть, зайка, – предложил мальчишка. Заяц молча согласился. – Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить. Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол. Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол. Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке. – Нет, не так, – сказал мальчишка. – Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.Он посадил зайца на стул, а сам лег в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.Заяц, сидя на стуле, удивленно смотрел на него своими большими голубыми глазами. – Я зайка, у меня ножка болит, – объяснил ему мальчишка. Заяц молчал. – Зайка, – спросил он потом, – куда ушла мама? Заяц не ответил.

    5 абзац.- Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? – потребовал мальчишка и взял зайца в руки .Заяц молчал. Мальчишка забыл, что раньше он сам всегда отвечал за зайца, выступая сразу в двух ролях, и теперь всерьез требовал от него ответа. Он забыл, что заяц был только игрушкой среди игрушек .Он обо всем забыл, этот мальчишка. – Говори, говори! – требовал он. Заяц продолжал молчать. Мальчишка швырнул его на пол. Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка и все повторял: “Говори, говори, говори!” – но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это.

    6 абзац. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач. Он наклонился над зайцем, развел руками и виновато сказал: – Мама куда-то ушла.

    7 абзац. И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.- Мама! – закричал он, бросаясь к двери, но запнулся о кресло и упал. Он поднялся, прислушиваясь, но за дверью никого не было.

    8 абзац. И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.

    Валентин Распутин: Мама куда-то ушла

    Здесь есть возможность читать онлайн «Валентин Распутин: Мама куда-то ушла» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Советская классическая проза / Прочая детская литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

    Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Мама куда-то ушла: краткое содержание, описание и аннотация

    Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Мама куда-то ушла»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

    Валентин Распутин: другие книги автора

    Кто написал Мама куда-то ушла? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

    Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

    В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

    Мама куда-то ушла — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

    Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Мама куда-то ушла», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

    Мама куда-то ушла

    Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползет.

    Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у нее очень быстро.

    Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползет ли за ней еще одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

    — Мама, я проснулся!

    Никто ему не ответил.

    — Мама! — позвал он. — Я молодец, я проснулся.

    Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

    Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

    Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную — там тоже никто не прятался.

    — Мама! — крикнул мальчишка.

    Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась. Мальчишка, не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

    — Мама, — как можно спокойнее сказал мальчишка, — я проснулся, а тебя нету.

    — Тебя нету, да? — спросил он.

    Его лицо напряглось в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришел, и мальчишка заплакал.

    Плача, он пошел к двери и стал ее дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил ее ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал еще громче.

    Он стоял посреди комнаты, и крупные теплые слезы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.

    Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.

    Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их все не было, и он никак не мог успокоиться.

    Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

    В конце концов он лег на пол и стал плакать лежа. Он так устал, что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен, как дыхание, и уже не подчинялся ему. Наоборот, он был сильнее его.

    И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

    Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

    Всхлипывая, мальчишка вернулся и закрыл ладонями глаза. Потом он убрал ладони и еще раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

    — Я больше не буду плакать, — сказал он себе. — Придет мама, я буду молодец.

    Он пошел к кровати и одеялом вытер свое заплаканное лицо. Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошел все, что было у них в квартире. И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

    — Мама, — негромко сказал он, — я хочу на горшок.

    Он не хотел на горшок, но это было то, что заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

    — Ма-ма, — повторил он.

    Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

    Надо было что-то делать. «Я сейчас поиграю, и мама придет», — решил он. Он пошел в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

    — Давай играть, зайка, — предложил мальчишка.

    Заяц молча согласился.

    — Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

    Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

    Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.

    Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол.

    Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке.

    — Нет, не так, — сказал мальчишка. — Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.

    Похожие книги на «Мама куда-то ушла»

    Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Мама куда-то ушла» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

    Ссылка на основную публикацию