Русская песня – краткое содержание рассказа Шмелёва

Шмелёв «Русская песня»

Иван Шмелёв «Русская песня»

Я с нетерпением поджидал лета, следя за его приближением по хорошо мне известным признакам.

Самым ранним вестником лета являлся полосатый мешок. Его вытягивали из огромного сундука, пропитанного запахом камфары, и вываливали из него груду парусиновых курточек и штанишек для примерки. Я подолгу должен был стоять на одном месте, снимать, надевать, опять снимать и снова надевать, а меня повертывали, закалывали на мне, припускали и отпускали — «на полвершочка». Я потел и вертелся, а за не выставленными еще рамами качались тополевые ветки с золотившимися от клея почками и радостно голубело небо.

Вторым и важным признаком весны-лета было появление рыжего маляра, от которого пахло самой весной — замазкой и красками. Маляр приходил выставлять рамы — «впущать весну» — наводить ремонт. Он появлялся всегда внезапно и говорил мрачно, покачиваясь: Ну, и где у вас тут чего.

И с таким видом выхватывал стамески из-за тесемки грязного фартука, словно хотел зарезать. Потом начинал драть замазку и сердито мурлыкать под нос:

И-ах и те-мы-най ле-со.

Да йехх и те-мы-на-ай.

Я старался узнать, что дальше, но суровый маляр вдруг останавливал стамеску, глотал из желтой бутылочки, у которой на зеленом ярлычке стояло «политура», плевал на пол, свирепо взглядывал на меня и начинал опять:

Ах-ехх и в темы-на-ам ле.

Да и в те. мы-ны-мм.

И пел все громче. И потому ли, что он только всего и пел, что про темный лес, или потому, что вскрякивал и вздыхал, взглядывая свирепо исподлобья, — он казался мне очень страшным.

Потом мы его хорошо узнали, когда он оттаскал моего приятеля Ваську за волосы.

Маляр поработал, пообедал и завалился спать на крыше сеней, на солнышке. Помурлыкав про темный лес, где «сы-тоя-ла ах да и со сенка», маляр заснул, ничего больше не сообщив. Лежал он на спине, а его рыжая борода глядела в небо. Мы с Васькой, чтобы было побольше ветру, тоже забрались на крышу — пускать «монаха»- Но ветру и на крыше не было. Тогда Васька от нечего делать принялся щекотать соломинкой голые маляровы пятки. Но они были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, и маляру было нипочем. Тогда я наклонился к уху маляра и дрожащим тоненьким голосом запел:

И-ах и в те-мы-ном ле-э.

Рот маляра перекосился, и улыбка выползла из-под рыжих его усов на сухие губы. Должно быть, было приятно ему, но он все-таки не проснулся. Тогда Васька предложил приняться за маляра как следует. И мы принялись-таки.

Васька приволок на крышу большую кисть и ведро с краской и выкрасил маляру пятки. Маляр лягнулся и успокоился. Васька состроил рожу и продолжал. Он обвел маляру у щиколоток по зеленому браслету, а я осторожно покрасил большие пальцы и ноготки. Маляр сладко похрапывал — должно быть, от удовольствия. Тогда Васька обвел вокруг маляра широкий «заколдованный круг», присел на корточки и затянул над самым маляровым ухом песенку, которую с удовольствием подхватил и я:

Рыжий красного спросил:

— Чем ты бороду лучил?

— Я не краской, не замазкой,

Я на солнышке лежал!

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал!

Маляр заворочался и зевнул. Мы притихли, а он повернулся на бок и выкрасился. Тут и вышло. Я махнул в слуховое окошко, а Васька поскользнулся и попал маляру в лапы. Маляр оттрепал Ваську и грозил окунуть в ведерко, но скоро развеселился, гладил по спине Ваську и приговаривал:

— А ты не реви, дурашка. Такой же растет у меня в деревне. Что хозяйской краски извел, дура. да еще ревет!

С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра молодца в чужу-дальнюю сы-то-ронуш-ку. ». Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее? Пел и еще песенки — про «темную ноченьку, осеннюю», и про «березыньку», и еще про «поле чистое».

Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир — тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни, приоткрылся мне новый мир — и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то. Тогда-то, на ранней моей поре, — впервые, быть может, — почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом — я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его.

Иван Шмелёв. Русская песня

Я с нетерпением поджидал лета, следя за его приближением по хорошо мне известным признакам.

Самым ранним вестником лета являлся полосатый мешок. Его вытягивали из огромного сундука, пропитанного запахом камфары, и вываливали из него груду парусиновых курточек и штанишек для примерки. Я подолгу должен был стоять на одном месте, снимать, надевать, опять снимать и снова надевать, а меня повертывали, закалывали на мне, припускали и отпускали – “на полвершочка”. Я потел и вертелся, а за не выставленными еще рамами качались тополевые ветки с золотившимися от клея почками и радостно голубело небо.

Вторым и важным признаком весны-лета было появление рыжего маляра, от которого пахло самой весной- замазкой и красками. Маляр приходил выставлять орамы – “впущать весну” – наводить ремонт. Он появлялся всегда внезапно и говорил мрачно, покачиваясь:

– Ну, и где у вас тут чего.

И с таким видом выхватывал стамески из-за тесемки грязного фартука, словно хотел зарезать. Потом начинал драть замазку и сердито мурлыкать под нос:

И-ах и те-мы-най ле-со.

Да йехх и те-мы-на-ай.

Я старался узнать, что дальше, но суровый маляр вдруг останавливал стамеску, глотал из желтой бутылочки, у которой на зеленом ярлычке стояло “политура”, плевал на пол, свирепо взглядывал на меня и начинал опять:

Ах-ехх и в темы-на-ам ле.

Да и в те. мы-ны-мм.

И пел все громче. И потому ли, что он только всего и пел, что про темный лес, или потому, что вскрякивал и вздыхал, взглядывая свирепо исподлобья,- он казался мне очень страшным.

Потом мы его хорошо узнали, когда он оттаскал моего приятеля Ваську за волосы.

Маляр поработал, пообедал и завалился спать на крыше сеней, на солнышке. Помурлыкав про темный лес, где “сы-тоя-ла ах да и со-сенка”, маляр заснул, ничего больше не сообщив. Лежал он на спине, а его рыжая борода глядела в небо. Мы с Васькой, чтобы было побольше ветру, тоже забрались на крышу – пускать “монаха”. Но ветру и на крыше не было. Тогда Васька от нечего делать принялся щекотать соломинкой голые маляровы пятки. Но они были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, и маляру было нипочем. Тогда я наклонился к уху маляра и дрожащим тоненьким голосом запел:

И-ах и в те-мы-ном ле-э.

Рот маляра перекосился, и улыбка выползла из-под рыжих его усов на сухие губы. Должно быть, было приятно ему, но он все-таки не проснулся. Тогда Васька предложил приняться за маляра как следует. И мы принялись-таки.

Васька приволок на крышу большую кисть и ведро с краской и выкрасил маляру пятки. Маляр лягнулся и успокоился. Васька состроил рожу и продолжал. Он обвел маляру у щиколоток по зеленому браслету, а я осторожно покрасил большие пальцы и ноготки. Маляр сладко похрапывал – должно быть, от удовольствия. Тогда Васька обвел вокруг маляра широкий “заколдованный круг”, присел на корточки и затянул над самым маляровым ухом песенку, которую с удовольствием подхватил и я:

Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду лучил?
– Я не краской, не замазкой,
Я на солнышке лежал!
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал!

Маляр заворочался и зевнул. Мы притихли, а он повернулся на бок и выкрасился. Тут и вышло. Я махнул в слуховое окошко, а Васька поскользнулся и попал маляру в лапы. Маляр оттрепал Ваську и грозил окунуть в ведерко, но скоро развеселился, гладил по спине Ваську и приговаривал:

– А ты не реви, дурашка. Такой же растет у меня в деревне. Что хозяйской краски извел, ду-ра. да еще ревет.

С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как “угы-на-ли добра молодца в чужу-дальнюю сы-то-ронушку. “. Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее?

Пел и еще песенки – про “темную ноченьку, осеннюю”, и про “березыньку”, и еще про “поле чистое”.

Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир – тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то. Тогда-то, на ранней моей поре,- впервые, быть может,- почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом – я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его.

Читайте также:  Лето Господне - краткое содержание романа Шмелёва

Ключевые слова: Иван Шмелёв,Русская песня,творчество Ивана Шмелёва,рассказы Ивана Шмелёва,скачать произведения Ивана Шмелёва,скачать бесплатно,читать текст,русская литература 20 века

Иван Сергеевич Шмелёв
«РУССКАЯ ПЕСНЯ»

“РУССКАЯ ПЕСНЯ”

Я с нетерпением поджидал лета, следя за его прибли­жением по хорошо мне известным признакам.

Самым ранним вестником лета являлся полосатый мешок. Его вытягивали из огромного сундука, пропитанного запахом камфары, и вываливали из него груду парусиновых курточек и штанишек для примерки. Я подолгу должен был стоять на одном месте, снимать, надевать, опять снимать и снова надевать, а меня повертывали, закалывали на мне, припускали и отпускали – “на полвершочка”. Я потел и вертелся, а за не выставленными еще рамами качались тополевые ветки с золотившимися от клея почками и радостно голубело небо.

Вторым и важным признаком весны-лета было появление рыжего маляра, от которого пахло самой весной- замазкой и красками. Маляр приходил выставлять орамы – “впущать весну” – наводить ремонт. Он появлялся всегда внезапно и говорил мрачно, покачиваясь:

– Ну, и где у вас тут чего.

И с таким видом выхватывал стамески из-за тесемки грязного фартука, словно хотел зарезать. Потом начинал драть замазку и сердито мурлыкать под нос:

И-ах и те-мы-най ле-со.

Да йехх и те-мы-на-ай.

Я старался узнать, что дальше, но суровый маляр вдруг останавливал стамеску, глотал из желтой бутылочки, у которой на зеленом ярлычке стояло “политура”, плевал на пол, свирепо взглядывал на меня и начинал опять:

Ах-ехх и в темы-на-ам ле.

Да и в те. мы-ны-мм.

И пел все громче. И потому ли, что он только всего и пел, что про темный лес, или потому, что вскрякивал и вздыхал, взглядывая свирепо исподлобья,- он казался мне очень страшным.

Потом мы его хорошо узнали, когда он оттаскал моего приятеля Ваську за волосы.

Маляр поработал, пообедал и завалился спать на крыше сеней, на солнышке. Помурлыкав про темный лес, где “сы-тоя-ла ах да и со-сенка”, маляр заснул, ничего больше не сообщив. Лежал он на спине, а его рыжая борода глядела в небо. Мы с Васькой, чтобы было побольше ветру, тоже забрались на крышу – пускать “монаха”. Но ветру и на крыше не было. Тогда Васька от нечего делать принялся щекотать соломинкой голые маляровы пятки. Но они были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, и маляру было нипочем. Тогда я наклонился к уху маляра и дрожащим тоненьким голосом запел:

И-ах и в те-мы-ном ле-э.

Рот маляра перекосился, и улыбка выползла из-под рыжих его усов на сухие губы. Должно быть, было приятно ему, но он все-таки не проснулся. Тогда Васька предложил приняться за маляра как следует. И мы принялись-таки.

Васька приволок на крышу большую кисть и ведро с краской и выкрасил маляру пятки. Маляр лягнулся и успокоился. Васька состроил рожу и продолжал. Он обвел маляру у щиколоток по зеленому браслету, а я осторожно покрасил большие пальцы и ноготки. Маляр сладко похрапывал – должно быть, от удовольствия. Тогда Васька обвел вокруг маляра широкий “заколдованный круг”, присел на корточки и затянул над самым маляровым ухом песенку, которую с удовольствием подхватил и я:

Рыжий красного спросил:

– Чем ты бороду лучил?

– Я не краской, не замазкой, Я на солнышке лежал!

Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал!

Маляр заворочался и зевнул. Мы притихли, а он повернулся на бок и выкрасился. Тут и вышло. Я махнул в слуховое окошко, а Васька поскользнулся и попал маляру в лапы. Маляр оттрепал Ваську и грозил окунуть в ведерко, но скоро развеселился, гладил по спине Ваську и приговаривал:

– А ты не реви, дурашка. Такой же растет у меня в деревне. Что хозяйской краски извел, ду-ра. да еще ревет.

С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как “угы-на-ли добра молодца в чужу-дальнюю сы-то-ронушку. “. Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее?

Пел и еще песенки – про “темную ноченьку, осеннюю”, и про “березыньку”, и еще про “поле чистое”.

Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир – тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то. Тогда-то, на ранней моей поре,- впервые, быть может,- почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом – я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его.

Иван Сергеевич Шмелёв – РУССКАЯ ПЕСНЯ, читать текст

См. также Шмелёв Иван Сергеевич – Проза (рассказы, поэмы, романы . ) :

Солдаты – 01
Роман ЧАСТЬ I ПЕРЕД ВОЙНОЙ I – Ро-тный командир. – крикнул предупреж.

Солдаты – 02
VI Выехав на Московскую, Бураев перевел Рябчика на рысь. Сеял дождик, .

Лето Господне

Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему.

Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и «чуть не изувечили публику». Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. После обеда отец прощает Василь Василича. Вечером Ваня с Горкиным идут в церковь: начались особенные великопостные службы. Горкин — бывший плотник. Он уже старенький, потому и не работает, а просто живёт «при доме», опекает Ваню.

Весеннее утро. Ваня смотрит в окно, как набивают льдом погреба, едет с Горкиным на Постный рынок за припасами. Приходит Благовещение — в этот день «каждый должен обрадовать кого-то». Отец прощает Дениса, пропившего хозяйскую выручку. Приходит торговец певчими птицами Солодовкин. Все вместе, по обычаю, выпускают птиц. Вечером узнают, что из-за ледохода «срезало» отцовские барки. Отцу с помощниками удаётся их поймать.

Пасха. Отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и, главное, в Кремле. Праздничный обед — во дворе, хозяева обедают вместе со своими работниками. После праздников приходят наниматься новые рабочие. В дом торжественно вносят Иверскую икону Богородицы — помолиться ей перед началом работы.

На Троицу Ваня с Горкиным едет на Воробьёвы горы за берёзками, потом с отцом — за цветами. В день праздника церковь, украшенная цветами и зеленью, превращается в «священный сад».

Приближается Преображение — яблочный Спас. В саду трясут яблоню, а потом Ваня и Горкин отправляются на Болото к торговцу яблоками Крапивкину. Яблок нужно много: для себя, для рабочих, для причта, для прихожан.

Морозная, снежная зима. Рождество. В дом приходит сапожник с мальчишками «славить Христа». Они дают маленькое представление про царя Ирода. Приходят нищие-убогие, им подают «на Праздник». Кроме того, как всегда, устраивают обед «для разных», то есть для нищих. Ване всегда любопытно посмотреть на диковинных «разных» людей.

Наступили Святки. Родители уехали в театр, и Ваня идёт на кухню, к людям. Горкин предлагает погадать «по кругу царя Соломона». Читает каждому изречение — кому какое выпадет. Правда, эти изречения он выбирает сам, пользуясь тем, что остальные — неграмотные. Только Ваня замечает лукавство Горкина. А дело в том, что Горкин хочет для каждого прочесть самое подходящее и поучительное.

На Крещение в Москве-реке освящают воду, и многие, в том числе Горкин, купаются в проруби. Василь Василич состязается с немцем «Ледовиком», кто дольше просидит в воде. Они исхитряются: немец натирается свиным салом, Василь Василич — гусиным. С ними состязается солдат, причём без всяких хитростей. Побеждает Василь Василич. А солдата отец берет в сторожа.

Масленица. Рабочие пекут блины. Приезжает архиерей, для приготовления праздничного угощения приглашают повара Гараньку. В субботу лихо катаются с гор. А в воскресенье все просят друг у друга прощения перед началом Великого поста.

Горкин и Ваня едут на ледокольню «навести порядок»: Василь Василич все пьёт, а нужно успеть свезти лёд заказчику. Однако выясняется, что подённые рабочие все делают быстро и хорошо: Василь Василич «проникся в них» и поит каждый день пивом.

Читайте также:  Сочинение Математика мой любимый школьный предмет 5 класс

Летний Петровский пост. Горничная Маша, белошвейка Глаша, Горкин и Ваня едут на Москву-реку полоскать белье. Там на портомойне живёт Денис. Он хочет жениться на Маше, просит Горкина поговорить с ней.

Праздник Донской иконы, торжественный крестный ход. Несут хоругви из всех московских церквей. Скоро наступит Покров. Дома солят огурцы, рубят капусту, мочат антоновку. Денис и Маша перебрасываются колкостями. В самый праздник появляется на свет Ванина сестрёнка Катюша. А Денис с Машей, наконец, сосватались.

Рабочие спешат подарить Сергею Ивановичу на именины невиданных размеров крендель с надписью: «Хозяину благому». Василь Василич, в нарушение правил, устраивает церковный звон, пока несут крендель. Именины удаются на славу. Больше сотни поздравлений, пирогов со всей Москвы. Прибывает сам архиерей. Когда он благословляет Василь Василича, тот плачет тоненьким голоском.

Настаёт Михайлов день, именины Горкина. Его тоже все любят. Ванин отец жалует ему богатые подарки.

Все заговляются перед Рождественским постом. Приезжает тётка отца, Пелагея Ивановна. Она — «вроде юродная», и в её прибаутках таятся предсказания.

Приходит Рождество. Отец взялся выстроить в Зоологическом саду «ледяной дом». Денис и Андрюшка-плотник подсказывают, как это нужно сделать. Выходит — просто чудо. Отцу — слава на всю Москву (правда, никакой прибыли).

Ваня идёт поздравлять с днём ангела крестного Кашина, «гордеца-богача».

На крестопоклонной неделе Ваня с Горкиным говеют, причём Ваня впервые. В этом году в доме множество дурных предзнаменований: отец и Горкин видят зловещие сны, расцветает страшный цветок «змеиный цвет».

Скоро Вербное воскресенье. Старики угольщики привозят из леса вербу. Пасха. Дворника Гришку, который не побывал на службе, окатывают холодной водой. На Святой неделе Ваня с Горкиным едут в Кремль, ходят по соборам.

Егорьев день. Ваня слушает пастушеские песни. Снова дурные предзнаменования: воет собака Бушуй, не прилетели скворцы, скорняку вместо святой картинки подсунули кощунственную.

Радуница — пасхальное поминовение усопших. Горкин и Ваня ездят по кладбищам. На обратном пути, заехав в трактир, слышат страшную весть: Ваниного отца «лошадь убила».

Отец остался жив, но все болеет с тех пор, как разбил голову, упав с норовистой лошади. Ему становится лучше, он едет в бани — окачиваться холодной водой. После этого чувствует себя совсем здоровым, отправляется на Воробьевку — любоваться на Москву. Начинает ездить и на стройки. но тут возвращается болезнь.

В дом приглашают икону целителя Пантелеймона, служат молебен. Больному ненадолго становится лучше. Доктора говорят, что надежды нет. Сергей Иванович на прощание благословляет детей; Ваню — иконой Троицы. Уже всем ясно, что он умирает. Его соборуют.

Наступают отцовские именины. Снова отовсюду присылают поздравления и пироги. Но семье умирающего все это кажется горькой насмешкой.

Приходит батюшка — читать отходную. Ваня засыпает, ему снится радостный сон, а наутро он узнает, что отец скончался. У гроба Ване становится дурно. Он заболевает, не может идти на похороны и только в окно видит вынос гроба.

Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Любить весь мир, одинаково дружелюбно относиться ко всем странам и народам, их населяющим, безусловно, прекрасно. Но тот, кто любит всех, непременно более всего предан своей Родине. Даже если в силу обстоятельств вынужден жить вдали от нее.

Необходимо воспитывать в наших учениках любовь к Родине, чтобы берегли, боялись обидеть, навредить. Чтобы, где бы ни жили, хранили в сердце своем «любовь к родному пепелищу». Именно поэтому на уроке внеклассного чтения я обращаюсь к творчеству И.Шмелева в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_shmelevu_dukhovnaya_krasota.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)

(Урок внеклассного чтения в 5 классе.)

Учитель: Мишина Е.М.

Любить весь мир, одинаково дружелюбно относиться ко всем странам и народам, их населяющим, безусловно, прекрасно. Но тот, кто любит всех, непременно более всего предан своей Родине. Даже если в силу обстоятельств вынужден жить вдали от нее.

Необходимо воспитывать в наших учениках любовь к Родине, чтобы берегли, боялись обидеть, навредить. Чтобы, где бы ни жили, хранили в сердце своем «любовь к родному пепелищу». Именно поэтому на уроке внеклассного чтения я обращаюсь к творчеству И.Шмелева в 5 классе.

  • Вступительное слово учителя.

Тема нашего сегодняшнего урока внеклассного чтения «Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)

Я хочу вам объяснить, почему мы обращаемся к творчеству этого писателя. Наша большая родина – Россия – испытавает тяжелые времена. Причин тому много. Но одна из них в том, что забыты наши корни. И как дерево без корней погибает, так и народ ищет, страдает, вновь мучается вопросом: что делать?

Вы еще дети, но вы – будущее нашей страны. Вы умные, добрые, воспитанные, но я бы очень хотела, чтобы вы выросли любящими свою землю и свой народ. Такими же, как наш русский писатель И. Шмелев. Он знал, помнил, понимал и главное – любил Россию. В его произведениях ожила Россия конца второй половины XXI века. Пристальное внимание писателя приковывает душа простого русского народа.

Почему для автора Русь – это не царь и не знать, правящая миром?

Почему вечный образ «Святой Руси» воплотился в образах простых крестьян?

  • (Проблемный вопрос записан на доске.)

На этот вопрос мы ответим в конце урока. А сейчас я хотела бы предложить вам полистать «Живые энциклопедии» и узнать о жизни человека, постигшего всю глубину и сложность русской души. (Двум ученикам было дано индивидуальное задание: почитать о жизни И.Шмелева, а остальные учащиеся подготовили вопросы по биографии писателя о том, что их наиболее заинтересовало.)

Кто были предки И.Шмелева?

(Предками были крестьяне, в их семье свято хранили русские традиции, помнили историю рода, уважительно относились к простым людям из народа).

С чего началось творчество И. Шмелева?

(Будучи гимназистом, Шмелев писал сочинения, за которые учитель Федор Цветаев ставил ему «5» с тремя плюсами.)

Почему в воспоминаниях писателя на первом плане – образ отца?

(К отцу он был привязан, с него брал пример, согревался отцовской любовью и нежностью.)

Вопросы учеников были самые разнообразные и неожиданные, а «живые энциклопедии» дали интересные ответы.

Вспомним эпизод «Крещенское состязание» из главы «Крещение», прочитанной дома. (Ученик пересказывает основные события, намеренно допуская ошибки. Ребята тут же исправляют его. Выделяем таким образом важные для понимания идейного смысла моменты: зачем Василь Василич вступает в спор с Ледовиком Карлычем, сколько лет пытается одолеть немца, как заканчивается состязание, поясняем значение слов ердань, нонче, задор, пуд.)

Почему так важно было для Василь Василича одолеть Ледовика Карловича? (Наверное, нет такого на свете, чего бы не мог простой русский человек. Он может все. И иногда миру нужно об этом говорить.)

Содержание рассказа «Мартын и Кинга» напоминает заранее подготовившийся ученик, пересказывая его от своего лица. Эмоциональная, прочувствованная история состязания скромного плотника с хвастуном иностранцем заставляет ребят переживать за «наших».

Снова знакомимся с непонятными словами (форсировать, выламываться).

  • Чем похожи эпизоды? (сюжетом)

Сравним основные элементы композиции. (Похожи завязки: иностранцы вызывают русских на состязания, будучи заранее уверены в легкой победе. В кульминационных моментах Василь Василис и Мартын изо всех сил, во что бы то ни стало стараются одержать верх над противником. Развязки: русские герои побеждают, у всех чувство общей радости и удовлетворения, ведь состязались за веру.)

Зачем автор живописует столь похожие события? (это не единичный случай. Так все и было: русский человек чище душой и сильнее духом.)

  • Сопоставление героев (портретов, поступков, речи).

Перед нами образы простых русских мужиков. Читая Шмелева, мы зримо представляем их. Какими средствами автор воссоздает эти образы? (Описанием внешности, поступков, речи.)

Сравним Мартына и Василь Василича. Дома вы нашли слова и выражения, описывающие внешность персонажей. Что общего? (Нет черт лица. Создается впечатление силы.) Сравнивая поступки, сразу отмечаем открывающиеся нам черты характера главных героев и записываем их в правую половину таблицы. Сначала отмечаем черты, характерные для обоих героев, затем индивидуальные.

Лучшие черты характера русского народа в произведениях И. Шмелева:

  1. смелость, бесстрашие, мужество, самоотверженность ( отважились на опасные соревнования);
  2. вера в Бога (крестятся перед началом, прося благословения);
  3. не терпят оскорбления, уважают свое достоинство (Мартын отвечает на оскорбление англичанина, Василь Василич из последних сил вылезает на карачках из проруби);
  4. чувство юмора («…Пятки пощекочу», – кричит Мартын рыжему пловцу, догоняя его. «В пуху сижу», – говорит Василь Василич о ледяной воде в проруби.);
  5. целеустремленность (Василь Василич вступается в спор уже 4 год. Мартын не останавливается даже после обмана со стороны противника.);
  6. бескорыстность (Мартын не взял хозяйских денег.);
  7. смиренность, послушание тем, кого уважают (слушались Горкина – благоразумного человека, праведника);
  8. терпение;
  9. справедливость;
  10. немногословность (Мартын);
  11. чуткость, отзывчивость (спасал Кингу, переживал за его жизнь);
  12. хитрость, лукавство (Василь Василич узнал секрет немца);
  13. остроумие (Василь Василич за словом в карман не лезет, не смолчит на укоры, балагур).

Чтобы точнее охарактеризовать русских мужиков из произведений Шмелева, давайте обратимся к их речи. Речь удивительна, метафорична. Постоянно встречаем поговорки, пословицы ( «Не хвались идучи на рать, а хвались…» – продолжение пословицы ребята нашли самостоятельно.) Язык живой, ощущается реальность героев. В словах Мартына чувствуем бесстрашие, твердость и непреклонность, а особенности речи Василь Василича открывают нам легкость сердца, быстроту мыслей и движения. Он ясно сознает цель и степень опасности. Говоря об этом образе, вспоминаем русские былины, в которых народ с благодарностью обращался к богатырям:

Что спасибо вам, удалы добры молодцы,

Послужили вы верой-правдою,

Верой-правдою за Отечество.

Почему Шмелев сделал Василь Василича и Мартына главными героями ?

Вывод: Именно в характерах этих людей видел он лучшие человеческие качества, в образах Мартына и Василь Василича раскрывается духовная красота человека. (Остановимся на слове «духовная». Дух – «сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действию…». Не животные инстинкты «руководят» человеком, нет, по жизни его ведет внутреннее сознание. Чистота помыслов – главное, что движет поступками героев И. Шмелева.

Это далеко не все, что сказано Шмелевым о русском человеке. Давайте посмотрим инсценировку маленькой истории из детства писателя.

Каждый год с наступлением теплых весенних дней в дом Шмелевых приходил рыжий маляр. «Он приходил выставлять рамы – «впущать весну» – наводить ремонт». Говорил маляр «мрачно», казался «суровым» и «страшным», но однажды автору довелось познакомиться с ним поближе. Дело было так… (Ребята с удовольствием показывают подготовленную миниатюру.)

«С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добро молодца в чужу-дальнюю сы-то-ро-нушку. » Пел и еще песенки – «про темную ноченьку, осеннюю» и про «березыньку», и еще про «поле чистое».

Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я тогда не ведомый мне дотоле мир — тоски и раздолья, таящейся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир — и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего то. »)

Слушаем песню, которую, может быть, тоже пел маляр, и подумаем, какие еще черты характера русского человека открываются в нем. (Звучит русская народная песня «В темном лесе» в исполнении хора им. Пятницкого.)

Ребята говорят, что он тянется к красоте, чувствует песню; трудолюбивый, сердечный, ласковый, любит детей, добрый и отходчивый.

  • Почему у маляра нет имени? Только ли потому, что не помнит его автор? (Маляр — один из многих русских людей. )

Затем слушаем русские народные наигрыши, и ребята «видят», как уже Василь Василич пускается в пляс. Музыка переполняет всех радостью и весельем, помогает почувствовать и понять характеры главных героев.

Мы обращались к образам, созданным художником слова. А теперь давайте посетим галерею портретов, которые написал художник И.Н. Крамской.

«Крестьянская тема» – одна из самых главных в творчестве замечательного русского портретиста Крамского. Он уважал и любил трудового человека и в своих картинах стремился раскрыть высокие духовные силы народа.

-Что вы можете сказать об этих людях? («Полесовщик» – умный, сильный, активный, готовый к борьбе. «Мина Моисеев» – когда-то сильный человек, много страдал, терпеливый. «Портрет крестьянина» – мужественный и волевой, ясный ум, человеческое достоинство, моральная и физическая сила.)

Вывод: в портретах Крамского узнаются герои рассказов И. Шмелева. Живопись наряду с художественной литературой хранит замечательные образы простого русского человека.

На уроках литературы мы знакомились со славными представителями русского народа. А сейчас – небольшая викторина. Узнайте героя произведения, назовите автора.

  1. «…Уж постоим мы головою за Родину свою. » (старый солдат из стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова);
  2. «… И живет до сих пор в своей одинокой избе, здоров и могуч по-прежнему и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен…» (Герасим из рассказа И. С. Тургенева «Муму»);
  3. «…Тяжело…, ноги тоже в крови и уморился, но бросить товарища не годится…» (Жилин из «кавказского пленника» Л. Н. Толстого).

Отвечаем на проблемный вопрос урока.

Лучшие черты характера, духовная красота человека раскрылись Шмелеву именно в простых людях. Поэтому Россия – это прежде всего русский народ.

Выбираем эпиграф к уроку. (Высказывания распечатаны и розданы перед уроком.)

  1. Душа человека заключается в его делах. (Г. Ибсен)

2. «Думаю, что много хорошего и даже чудесного сумеешь увидеть в русском человеке и полюбить его, видавшего так мало счастливой доли. Закрой глаза на его отрицательное ( в ком его нет?), сумей извинить его, зная историю и теснины жизни. Сумей оценить положительное.» И. Шмелев (из письма к сыну).

Ученики выбирают слова И. Шмелева. В письме к сыну писатель выразил главную мысль своих произведений, которые составляют духовное богатство нации.

а) заполнить вторую половину таблицы «Лучшие черты моего народа»;
б) подумать, о ком напишете сочинение в жанре рассказа «Я хочу сказать о…», «Я хочу быть похожим на…»
(Класс многонациональный: русские, мордва, татары, украинец, белорус, азербайджанка. Будет интересно послушать ответы ребят, пытающихся вслед за писателем «увидеть в своем народе хорошее».)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб.

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб.

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб.

Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева “Лето Господне”, затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в.

Лето также есть Господне,То, что длится лишь сегодня,Звон заоблачных звонниц.Лето света, Воскресенье,За терзанием прошенья,Час восстания из тленья,Час нездешних огневиц. (1933г.).

Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат.

Увлекаемая мерным движением колеса времени, жизнь течет по кругу. Бесконечно повторяются религиозные праздники с их традициями, обрядами и приметами. Иван Шмелев.

Русская песня – краткое содержание рассказа Шмелёва

Левзея из 65 экдистеронов Почтой для спорта, Левзея порошок и ÑÐµÑ€Ð¿ÑƒÑ Ð° для спорта, медицины и домашнего Ñ Ð¾Ð·ÑÐ¹ÑÑ‚Ð²Ð°. Содержат 65 Ð¿Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ñ ÑÑ‚ÐµÑ€Ð¾Ð¸Ð´Ð¾Ð².

Рейтинг Alexa: #6,434,843

Левзея из 65 экдистеронов Почтой для спорта, Левзея порошок и ÑÐµÑ€Ð¿ÑƒÑ Ð° для спорта, медицины и домашнего Ñ Ð¾Ð·ÑÐ¹ÑÑ‚Ð²Ð°. Содержат 65 Ð¿Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ñ ÑÑ‚ÐµÑ€Ð¾Ð¸Ð´Ð¾Ð².

Левзея из 65 экдистеронов Почтой для спорта, Левзея порошок и ÑÐµÑ€Ð¿ÑƒÑ Ð° для спорта, медицины и домашнего Ñ Ð¾Ð·ÑÐ¹ÑÑ‚Ð²Ð°. Содержат 65 Ð¿Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ñ ÑÑ‚ÐµÑ€Ð¾Ð¸Ð´Ð¾Ð².

Рейтинг Alexa: #1,474,448

Кожа, ткани, экокожа, фурнитура для мягкой мебели
кожа
ткани
фурнитура
Калининград
перетяжка
кожаная мебель
Рейтинг Alexa: #8,781,927 Google PageRank: 3 из 10

Деревянная мебель ручной работы на заказ, Изделия из дерева ручной работы! Мебель (столы, стулья, кресла, комоды, серванты, лестницы, кровати).

Google PageRank: 0 из 10

Звонить межгород дешевле: самые низкие тарифы на междугороднюю международную связь

Google PageRank: 0 из 10

Мастерская «Ваш Мебельер». Продукция из натурального дерева, корпусная мебель. Современные материалы и оборудование, качество и надёжность.

Google PageRank: 0 из 10

Дизайн-мебель – производство и продажа мебели в г Ижевск, любая корпусная мебель на заказ по индивидуальным размерам: офисная мебель, ÐºÑƒÑ Ð½Ð¸.

Google PageRank: 2 из 10

Мебель для дома в Москве, недорогая мебель в интернет-магазине, купить мебель от производителя недорого, продажа мебели эконом-класса для дома.

Рейтинг Alexa: #3,915,161 Google PageRank: 1 из 10

Изготовление по индивидуальному заказу деревянной мебели для дома и сада, а также Ð¼Ð°Ð»Ñ‹Ñ Ð°Ñ€Ñ Ð¸Ñ‚ÐµÐºÑ‚ÑƒÑ€Ð½Ñ‹Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼: беседки, мосты, террасы. Создание.

Google PageRank: 0 из 10

Новые девизы, свежие названия, веселые речевки и бодрые кричалки! Все материалы авторские и не заимствованы

Рейтинг Alexa: #5,515,497 Google PageRank: 0 из 10 Яндекс ТИЦ: 20

Воинская часть и военная часть – какое между ними различие

Рейтинг Alexa: #724,967 Google PageRank: 1 из 10

Mebeos.ru – это самый полный мебельный каталог по Москве и Московской области. В нашем каталоге представлены все магазины мебели на карте: офисная.

Рейтинг Alexa: #2,249,287 Google PageRank: 3 из 10

Компания «Мадонна» принимает заказы на изготовление мебели для ÐºÑƒÑ Ð¾Ð½ÑŒ, Ð³Ð¾ÑÑ‚Ð¸Ð½Ñ‹Ñ , Ð¿Ñ€Ð¸Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ñ , выполненной в Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ ÑÑ‚Ð¸Ð»ÑÑ Ð¸Ð· МДФ, шпона, пластика.

Google PageRank: 0 из 10

Google Тренды это диаграмма для отслеживания сезонности ключевых слов. Этот график позволяет лучше понять сезонное изменение полулярности запросов по определенной тематике.

Значения приведены относительно максимума, который принят за 100. Чтобы увидеть более подробную информацию о количестве запросов в определенный момент времени, наведите указатель на график.

Ссылка на основную публикацию