Афанасий Фет – Чудная картина…

Анализ стихотворения А. А. Фета «Чудная картина»

А. Фета часто упрекали за чрезмерную краткость и отсутствие глубокого смысла в стихотворениях. Поэт признавался, что даже проявление личных чувств считает излишним. По его мнению, произведение должно максимально точно передавать непосредственные впечатления и не навязывать позицию автора читателям. Особенно ярко эта мысль Фета проявлялась в его раннем творчестве. Характерным примером служит стихотворение «Чудная картина» (1842 г.).

Полный текст стихотворения А. Фета «Чудная картина»

Как ты мне родна:

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Анализ стихотворения «Чудная картина» Фета

Вариант 1

Автор описывает свои реальные впечатления под воздействием зимней ночной поездки. Стихотворение представляет собой миниатюру. Оно могло быть создано в приливе творческого вдохновения за несколько секунд. Талант А. Фета заключается в том, что он сумел запечатлеть самые нужные детали. Личное отношение автора выражено только в одной фразе: «как ты мне родна».

Этого вполне достаточно, чтобы показать безграничную любовь поэта к своей земле. Если для большинства современников патриотизм выражался в обилии торжественных слов и обещаний, то Фет всего лишь упоминает о некоторых обыденных приметах русского пейзажа: «белая равнина», «блестящий снег». «Саней… одинокий бег» связывает его стихотворение с традиционным образом русской тройки, символизирующей собой всю Россию.

Фет был человеком с очень тонко чувствующей душой. Обычные вещи, на которые многие бы не обратили никакого внимания, могли привести его в восторг. Главная заслуга поэта заключается в умении передать читателю это чувство с использованием минимальных художественных средств. Стихотворение «Чудная картина» кажется до банальности простым и наивным, но волшебным образом создает в душе радостную атмосферу.

Поэт был еще очень молодым человеком. Его вдохновение было напрямую связано с юношескими мечтами и надеждами, которые отличались свежестью и чистотою.

Только после трагической смерти М. Лазич в творчестве Фета появляются личные мотивы. Но при этом поэт никогда не навязывал своих печальных размышлений природе, а продолжал искать в ней соответствие личным переживаниям. Фет придерживался мнения, что природа стоит с человеком на равных и обладает собственной душой. Поэтому свою задачу он видел в том, чтобы отдать природным явлениям заслуженную дань уважения, а не пытаться объяснить их с точки зрения разума.

Вариант 2

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, поле, ветер, лес или же различные времена года — Осень у Фета, зима, весна, лето..

При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует.

Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Вариант 3

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).

Относящееся к пейзажной лирике Фета стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя.

В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ритм: выше («полная луна»), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

Вариант 4

«Чудная картина» (1841) — одно из стихотворений молодого Фета, в котором с большой силой проявилось его дарование лирика, в этом шедевре пейзажной лирики поэт показал своё умение создавать картину, исполненную динамики, за счет смены изображенных в произведении явлении.

В стихотворении нет ни одного глагола, ощущения движения создается за счёт тончайшего описания того, что видит лирический герой, причём эти картины сменяют одна другую вроде бы даже и плавно, без резкого перехода, однако всё в стихотворении говорит о безостановочном и стремительном движении.

Это достигается за счет обращения к противостоящим друг другу стихиям земли (“Белая равнина”, “блестящий снег”) и небес (“Полная луна”, “Свет небес высоких”), которые в сознанием лирического героя воспринимаются как единое целое, как общая картина мироздания, которое для него одинаково дорого во всех своих проявлениях: “Чудная картина, Как ты мне родна…”

Душевные переживания лирического героя как бы приоткрываются с помощью образа, завершающего стихотворение (“И саней далёких Одинокий бег”), в котором с помощью тонко подобранных эпитетов обращается внимание читателя на одиночество героя, его душевную обеспокоенность, которая контрастирует с гармонией “чудной картины”; вероятно, именно эти гармония и покой мира природы и привлекают к нему душу лирического героя.

А. Фет «Чудная картина» − краткий анализ стихотворения

Стихотворение «Чудная картина», созданное в 1842 году, — одно из самых завораживающих поэтических полотен А.Фета.

В стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчёркнутого на фоне холодного лика природы человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звёзды, отбрасывающие свет на снег, — не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души.

Картина Фета в стихотворении о зиме рождается как бы на глазах у читателя. Яркие пейзажные детали зарисованы по первому впечатлению. В «чудной картине» ночь светла и полна блеска. Неожиданно появляются одинокие сани. Переживания одинокого путника знакомы автору.

Литературовед М.Гаспаров утверждал, что «образы и чувства в восьми строках сменяются в упорядоченной и стройной последовательности».

Что мы видим? «Белая равнина» — мы смотрим прямо перед собой. «Полная луна» — наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» — пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» — наш взгляд скользит обратно вниз. «И саней далёких одинокий бег» — поле зрения сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной тёмной точке.

Выше – шире – ниже – уже. Вот чёткий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения.

Все три измерения пространства заданы словами «равнина», «высоких», «далёких». Ключевое слово «бег» сводит ширь, высь и даль к движению. Неподвижный мир становится движущимся!

По первым строкам («Чудная картина…») можно понять интонацию всего стихотворения: грусть и восхищение природой. Стихотворение – последовательность чувств.

Начало – эмоциональное восклицание, подчёркнутое лирическими эпитетами «чудная», «родна»; затем поэт переходит к объективному описанию:

Спокойная картина, которая приобретает эмоциональную окраску уже в следующих строках:

Свет небес высоких

И блестящий снег…

Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» — это ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока. Это восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром, как всегда в стихотворениях А. Фета.

Читатель не сразу замечает, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней зимней дороге.

Природа у Фета никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир спаяны, так и в стихотворении «Чудная картина».

Литературоведы отмечают не только живописность, но и музыкальность поэтических картин Фета.

Литература. 5 класс

Конспект урока

А. А. Фет. «Чудные картины» русской природы

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. знакомство с некоторыми моментами биографии поэта А. А. Фета;
  2. развитие представлений обучающихся о пейзажной лирике на примере стихотворений «Чудная картина. », «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая. »;
  3. формирование навыка анализа и интерпретации лирического произведения.

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Герой лирический – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Лирика – один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Читайте также:  Стихотворение Агния Барто Шуточка про Шурочку

Обязательная литература:
1. Коровина В.Я. Литература. 5 кл.: учеб. в 2 ч. // В.Я., Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2018. – 305 с.

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007. – 160 с.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: практическая методика: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 254 с.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.
  4. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий». URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (Дата обращения: 06.06.2019).
  2. «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой. URL: http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 (Дата обращения: 06.06.2019).
  3. Сайт о творчестве Афанасия Фета на сайте «Проект Культура Советской России» URL: http://a-fet.ru (Дата обращения: 06.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кто знает, какой бы была судьба поэта, да и судьба русской литературы, если бы орловский помещик отставной ротмистр Афанасий Шеншин не влюбился бы в немку Шарлотту-Елизавету Фет (в девичестве Беккер). Если бы не увёз её от мужа из Дармштадта в своё поместье Новосёлки, Мценского уезда, где и появился на свет Афанасий Фет. Когда именно родился будущий поэт – нет определённости. По одним источникам, это произошло 23 ноября, а по другим 23 октября 1820 года.

До 14 лет жил и учился дома и считал себя сыном Шеншина и даже носил его фамилию. Но, некие доброжелатели донесли, что в Россию Шарлотта приехала уже будучи беременной, и маленький Афанасий не наследник древнего рода Шеншиных, а всего лишь сын немца Фета. Афанасий считался незаконнорожденным ребёнком, поэтому носил фамилию матери. Прославился он как поэт с немецкой фамилией. Тем не менее, отчим Афанасия сделал всё, чтобы усыновить его, и ему это в итоге удалось. Но к тому времени Фет был уже известным поэтом и от своей немецкой фамилии отказываться не стал, а в официальных бумагах просто добавлял вторую фамилию Фет-Шеншин.

Первые стихи Фета относятся к тому периоду, когда он учился в университете в Москве. В 1840 году была напечатана его первая книга «Лирический пантеон».

В возрасте 25 лет Фет поступил на военную службу и через 13 лет вышел в отставку. Женился на Марии Боткиной и на деньги от приданого купил имение во Мценском уезде и стал помещиком. В его имении выращивали рожь и разводили лошадей и овец. На доходы от поместья семья и жила. Так, хозяйствуя и продолжая писать стихи, Фет прожил 72 года. За это время он выпустил множество сборников стихотворений.

Кажется, Фета не вдохновляли к написанию стихотворений ни люди, ни их страсти, переживания, чувства, и его очаровывала только природа. Однако, именно через запечатлённые пейзажи в своих стихотворениях он невероятно тонко передаёт собственные глубокие переживания.

Прослушаем стихотворение «Чудная картина»:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

Не правда ли, создаётся ощущение, что любуетесь нарисованным пейзажем? Как поэту удаётся достичь такого эффекта?

Через эпитеты: равнина белая, луна полная, небеса высокие, сани далёкие, бег одинокий.

Обратите внимание: в стихотворении отсутствуют глаголы. Нет ни одного действия, ни одного движения. Таким приёмом автор добивается эффекта застывшей картины.

Рассмотрим ещё одно стихотворение – «Весенний дождь»:

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет…

…Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Здесь никаких застывших картин, наоборот, движение, жизнь в каждой строчке: солнце блещет, воробей трепещет. И в последних строках стихотворения к движению вокруг: капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит», – добавляется ещё и осязательная часть. И вместе с поэтом мы уже чувствуем как «от лип душистым мёдом тянет».

Следующее стихотворение, которое мы рассмотрим, называется «Задрожали листы, облетая…». Это стихотворение-метафора.

Метафора – это скрытое сравнение.

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря, ворвавшися, злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.

Фет рисует картину осенней бури. И, внезапно, от бушующей непогоды автор переходит к описанию милой птички в тёплом гнёздышке:

Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна,
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

Это противопоставление – антитеза – усиливается в следующем четверостишье, когда автор помещает в соседних строках и образ птички в уютном гнёздышке и грохочущую бурю:

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.

Почему это стихотворение называется метафорой? Исследователи творчества поэта считают, что под милой птичкой поэт вывел образ женщины, хлопочущей по хозяйству, а буря – это мир за стенами её уютного дома, полный горя и невзгод.

Значение метафор усиливает антитеза – противопоставление «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка».

Итак, мы с вами рассмотрели пейзажную лирику А. А. Фета. Что объединяет эти стихи? Конечно, объект изображения — природа и любовь к ней. Однако природа здесь является скорее поводом для выражения широкой гаммы настроений и переживаний поэта.

Теоретический материал для углублённого изучения

Отношение к пейзажной лирике Фета у его современников было неоднозначное. Кто-то восхищался его поэзией, кто-то называл её бессмысленной. Но к концу его жизни его талант и его стихи были признаны. Философ В. С. Соловьёв писал: «А. А. Фет, которого исключительное дарование как лирика было по справедливости оценено в начале его литературного поприща, подвергся затем продолжительному гонению и глумлению по причинам, не имеющим никакого отношения к поэзии. Лишь в последние десятилетия своей жизни этот несравненный поэт, которым должна гордиться наша литература, приобрёл благосклонных читателей».

«Чудная картина. » в исполнении А. Смирнова

«Весенний дождь» в исполнении В. Бабятинского

«Задрожали листы, облетая. » в исполнении Павла Беседина

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите недостающие слова из стихотворения А. А. Фета «Чудная картина. »:

Как ты мне родна:

Свет небес _____,

И блестящий снег,

И саней _______

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Перед обучающимся стихотворение «Чудная картина. ». Проанализируем его: рифмование перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть созвучны. Он обязательно вспомнит, что название произведения по первым строчкам, значит, первое недостающее слово «картина». Следующий шаг – подбираем недостающую рифму к слову «картина». Что может быть белым? Белым под полной луной? Слово должно быть созвучно слову «картина», подбираем и подставляем:

Как ты мне родна:

Следующие пары рифм пытаемся подобрать по аналогии. Если это вызывает трудность, обучающийся может заглянуть в блок «Теоретический материал для самостоятельного изучения».

Как ты мне родна:

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Выделите цветом поэтические строки, которые относятся к пейзажной лирике:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос. После прочтения списка вариантов ответа ученик вспоминает, что А. А. Фет – мастер пейзажных зарисовок. Обязательно вспомнит определение: пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Ещё раз проанализируем варианты ответов, ищем в них отношение автора к природе или описание природы. Исключаем два последних отрывка, и остаётся первый отрывок.

«Чудная картина», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).

Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются основные мотивы – очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна»«свет небес», «белая равнина»«блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ритм: выше («полная луна»), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

Анализ стихотворения Фета Чудная картина 5 класс

Краткий анализ для 5 класса

Стихотворение «Чудная картина» было написано Афанасием Фетом в 1842 году,и его относят к раннему периоду творчества.

Произведение относится к пейзажной лирике, и показывает описание зимней ночи. Автор очень любил зиму, его очаровывал “блестящий” снег и “белые” равнины. Кажется, что сложно найти особую красоту пейзажа зимы, но автор точно передал ту красоту и чистоту, которую скрывает белоснежные края. Основным мотивом можно выделить захватывающий ночной пейзаж и удивление этой красоте героя.

В стихотворении можно заметить тему человеческого одиночества, с помощью зимней красоты, оно приобретает особый смысл. Луна в стихотворении отражает человеческую душу. Поэтому перед нами вырисовывается картина объединения человека и природы. Основные художественные средства, которые использовал Фет были: эпитеты, олицетворения, инверсии. Композиция состоит из двух строй, с помощью перекрестной рифмовки ощутима особая легкость произведения.

Анализ стихотверения Фета А.А. “Чудная картина”

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.

Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далеких
Одинокий бег.

Стихотворение «Чудная картина», созданное в 1842 году, – одно из самых завораживающих поэтических полотен А.Фета.

В стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчёркнутого на фоне холодного лика природы человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звёзды, отбрасывающие свет на снег, – не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души.
Картина Фета рождается как бы на глазах у читателя. Яркие пейзажные детали зарисованы по первому впечатлению. В «чудной картине» ночь светла и полна блеска. Неожиданно появляются одинокие сани. Переживания одинокого путника знакомы автору.

Читайте также:  Стихотворение Александра Блока - Ветхая избушка

Литературовед М.Гаспаров утверждал, что «образы и чувства в восьми строках сменяются в упорядоченной и стройной последовательности».

Что мы видим? «Белая равнина» – мы смотрим прямо перед собой. «Полная луна» – наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» – пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» – наш взгляд скользит обратно вниз. «И саней далёких одинокий бег» – поле зрения сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной тёмной точке.

Выше – шире – ниже – уже. Вот чёткий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения.
Все три измерения пространства заданы словами «равнина», «высоких», «далёких». Ключевое слово «бег» сводит ширь, высь и даль к движению. Неподвижный мир становится движущимся!

По первым строкам («Чудная картина…») можно понять интонацию всего стихотворения: грусть и восхищение природой. Стихотворение – последовательность чувств.

Начало – эмоциональное восклицание, подчёркнутое лирическими эпитетами «чудная», «родна»; затем поэт переходит к объективному описанию:

Белая равнина,
Полная луна…

Спокойная картина, которая приобретает эмоциональную окраску уже в следующих строках:

Свет небес высоких
И блестящий снег…

Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» – это ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока. Это восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром, как всегда в стихотворениях А.Фета.

Читатель не сразу замечает, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней зимней дороге.

Природа у Фета никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир спаяны, так и в стихотворении «Чудная картина».

Литературоведы отмечают не только живописность, но и музыкальность поэтических картин Фета. Так в стихотворении …

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Чудная картина»

Удивительно легкое творение, умиротворяющее и завораживающее трогательностью образов – «Чудная картина» А. Фета. Произведение было создано в 1842 году. В его содержании Фет вновь раскрывает свой дар передавать простыми словами необычайную красоту мира. В этот раз автора зацепила прелесть зимнего пейзажа.

Стихотворение можно поделить на две образные составляющие: нежное восхищение поэта увиденным и подробная передача свойств наблюдаемой природы. Первая строчка дословно дублирует название стихотворения. Вторая – состоит из откровенного душевного признания («Как ты мне родна»), за которым следует остальная часть пояснительного содержания. Следует отметить, что произведение состоит лишь из одного предложения. Оно разделено на две равные четырехстрочные строфы. Перечисление выхваченных поэтическим взором картин ведется через запятые и соединительные союзы.

«Белая равнина» – первое, что поражает душу автора. После заглядывается он ввысь – на «полную луну». Взгляд невольно охватывает всю обозреваемую ширь – «свет небес». Отражение блистающих небесных светил видит Фет на снегу. И, наконец, глаза вниманием устремляются вдаль – «одинокий бег» саней становится преисполненным смысла.

Удивительно, только существительными и меткими эпитетами нарисовал поэт целостную картину зимы, вложил свои чувства в эти описания и сроднил природу с человеком. Глаголы оказались лишними для воплощения литературной идеи.

Последние две строки раскрывают мотив одиночества. Затерянность человеческого существа в белых снежных просторах воспринимается автором глубоко личностно. Он проецирует свои чувства: движение саней – как жизненный путь человека по неизведанным тропам и далям.

Инверсия позволяет выстроить гармонические ряды трехстопного хорея, а олицетворение встраивает в стих мотив пути («саней… бег»). Цветовая палитра стиха монотонна, но изумительно яркая благодаря контрастам: белое – сугробы, луна и звезды, и черное – бездна неба, фигура повозки.

Пространство стихотворения поочередно, строка за строкой расширяется до всеобъемлющих пределов. Увидев сияющий морозный пейзаж, Фет с любовью в душе заключает: «Чудная картина».

анализ стихоторения Чудная картина Фета

А. А. Фет – известный русский поэт, умеющий видеть красоту природы. Идея его стихотворения «Чудная картина. » – показать зимний пейзаж. Автор представляет чудную картину, а не движение зимы, поэтому он использует много эпитетов: «чудная картина». «белая равнина». «небес высоких». «блестящий снег». «саней далеких». «одинокий бег». Они передают величественность и необъятность русских полей.

В тексте также использована инверсия («небес высоких». «саней далеких»). благодаря которой логическое ударение падает на прилагательные. В последней строфе есть олицетворение: «и саней далеких одинокий бег».

Есть в тексте и аллитерация. В первом четверостишии выделяется сонорный звук р, а во втором – с, создающий ощущение света.

Я думаю, что в произведении нет мотива одиночества, потому что лирический герой, хотя и едет по одинокой, никем не протоптанной дороге, но не перестает любоваться и блестящим снегом, и полной луной, и светом небес.

алиев шамиль Ученик (159) 1 неделю назад

«Чудная картина» А.Фет

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Послушать стихотворение Фета Чудная картина

УРОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Чудная картина…» Афанасий Афанасьевич Фет. 2 класс
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Данный урок разработан мною к уроку литературного чтения 2 класс. УМК «Гармония»

Скачать:

ВложениеРазмер
УРОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Чудная картина…» Афанасий Афанасьевич Фет. 2 класс297.54 КБ
УРОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Чудная картина…» Афанасий Афанасьевич Фет. 2 класс25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Афанасий Афанасьевич Фет « Чудная картина…» 2 класс Учитель начальных классов ГБОУ СОШ№ 178 Центрального района Г. Санкт -Петербурга Булатова Елена Витальевна.

Художник – И. Репин «На дерновой скамье» Художник – А. Саврасов «Грачи прилетели» Художник – И. Левитан «Березовая роща»

Портрет работы художника И. Репина (1882) -А.А. Фет

«Чудная картина» – Афанасий Фет Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Родина – Род, Родной, Родненький, родители

«Чудная картина» – Афанасий Фет Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

РАВНИНА ЛУНА СНЕГ НЕБЕСА САНИ белая полная Свет небес высоких – БЛЕСТЯЩИЙ И САНЕЙ ОДИНОКИХ –

«Чудная картина» Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Афанасий Фет

Домашнее задание. – Выучить стихотворение А. Фета «Чудная картина». – Нарисовать рисунки к стихотворению. (по желанию)

Предварительный просмотр:

Афанасий Афанасьевич Фет

Учитель начальных классов

Г. Санкт – Петербурга

Булатова Елена Витальевна.

-развить у учащихся представление о лирике и слове, как о средстве создания образа.

– приобщить детей к творчеству русского поэта – лирика – А.А. Фета.

– познакомить учащихся с литературным понятием – « эпитет».

– воспитание художественного вкуса и любви к Родине.

– картины русских художников,

– портрет А.А. Фета.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию.
  3. – предварительное посещение учащимися Русского музея.

Просмотр картин: И. Репин «На дерновой скамье», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Березовая роща».

– Ребята, а в каком музее нашего города мы видели с вами эти картины?

– Писатель В. Гаршин, глядя на картину А. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: – Я бы назвал эту картину «Чувства Родины». Весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое, родное.

Перед вами картина Левитана «Берёзовая роща». Белоствольные берёзки, покрытые молодой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи картины очаровывают свежестью красок.

– Ребята, вам понравились картины русских художников? С помощью чего художник выражает свои мысли, чувства? ( с помощью красок)

– Как вы думаете, любят художники свою Родину?

– Как вы это поняли? (ответы детей).

Раз художник написал картину о своей Родине, значит, он любит свою Родину.

Художественные картины писали не только художники, но и поэты. Сегодня мы с вами как раз и познакомимся с необычным поэтом, поэтом – художником.

портрет А.А. Фета.

А.А. Фета можно назвать певцом природы. На его стихи написаны романсы, его поэзию ценил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. «Это не просто поэт, а скорее музыкант», – писал он о А. Фете.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей, ведь он вырос в деревне.

– Ребята, послушайте стихотворение. (учитель читает стихотворение наизусть)

«Чудная картина» Афанасий Фет

Как ты мне родна:

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

– Вам понравилось стихотворение? ( ответы)

– Что именно вам понравилось , что не понравилось в услышанном стихотворении? (разные ответы)

-Что запомнилось? ( ответы)

– Что оказалось сложным в понимании этого стихотворения? ( ответы)

– Какое настроение у вас вызывает это произведение?

– Почему поэт начинает своё стихотворение с фразы «Чудная картина, как ты мне родна?» (Автор хочет передать свои чувства к Родине).

– Какие однокоренные слова к слову Родина? (родной, родня, родненький, родители)

– Ребята, ваши мнения и оценки стихотворения не во всём совпадают. Давайте разберёмся, в чём же причины?

5. Постановка учебной задачи.

Поэт А. Фет в своём стихотворении «Чудная картина» описал зимний пейзаж. Очень скромный, почти пустынный. В общем-то, ничем непримечательная картина, но для самого поэта в его воображении она чудная.

– Так как же из очень обыденных образов получается чудо? Попробуем в этом разобраться.

– Прочитаем стихотворение и подумаем над этим.

6. Анализ стихотворения.

Чтение стихотворения учащимися.

– Ребята, вы представили себе эту картину?

– На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала смотрим, что изображено на переднем плане картины, все крупные предметы, потом – задний план – мелкие детали. И вот создаётся полный образ картины.

А. Фет – художник слова, а слова создают образы.

Учитель задаёт вопросы ученикам .

– Что мы видим прямо перед собой? («Белая равнина…»)

-Если мы посмотрим вверх, что мы представим? («Полная луна, свет небес высоких…»)

– Наш взгляд скользит обратно вниз («И блестящий снег…»)

– А что вдалеке? («Саней далёких одинокий бег»)

– Сколько предложений в этом стихотворении? (одно)

– Как вы думаете, почему? (ответы)

– Что выражает это предложение? (законченную мысль, целостность)

– О чём думает автор? (вспоминает родной край)

-Какие чувства испытывает? (спокойное, умиротворённое настроение)

-Найдите слова в стихотворении, которые подтверждают это. («Родна» – Родина, «одинокий» – одиночество, грусть»)

– Мы можем только размышлять о мыслях автора . Это тайна поэзии.

– Что можно понять по первым строкам стихотворения? (речь идёт о необычной картине)

– С какой целью автор использует слово «чудная?» Почему он не написал, например, прекрасная?

– «Чудная», – чудо, чудеса, таинственность, необыкновенность. Словом «чудная» автор показывает своё восхищение и любовь к природе.

Мы с вами можем сделать вывод о том, что уже по первым словам можно сказать, что для А. Фета картина природы – необыкновенная, прекрасная.

– Давайте найдём в стихотворении эти образы – слова, созданные поэтом.

На доске выписаны слова: равнина, луна, снег, небеса, сани.

– Ребята, с какими воспоминаниями, чувствами связан у вас белый цвет? (белый цвет – символ чистоты, первозданности)

-Видите, поэт с помощью слова расширяет картину: сказано одно слово, а мы их услышали несколько.

Эпитеты – это образные красочные определения.

– В этом стихотворении каждый образ наделён эпитетами.

– Найдите эпитеты в этом стихотворении.

– Вспомните, ребята, когда луна бывает полной? (в полнолуние)

– Представьте или вспомните, как выглядит луна? Какая это луна? Огромная? Маленькая? (источник ночного света, большая, яркая, таинственная)

– Какой он, лунный свет? (яркий, отчётливый)

– Тёмное небо – зимнее, и на нём луна, ведь о звёздах поэт не пишет. Он наделяет луну сказочной красотой. Красивая, необычная, яркая картина.

– Давайте ещё найдём эпитет.

«Свет небес высоких…»

– Падает свет. Откуда свет? (светит луна)

-Представьте, простор безоблачного неба, на котором светит яркая, большая луна.

– Кто-нибудь из вас наблюдал такую картину в природе?

– Найдём следующий эпитет.

– Блеск, золото, серебро. Снег блестит от света луны.

-С чем его можно сравнить? (снег – символ мягкого, пушистого, нежного)

– Значит, белая равнина блестит.

– Представьте себе этот блеск, сияние, очарование. Сияющий снег во многих произведениях – это символ сказочной, неописуемой красоты.

– А теперь найдём ещё один эпитет.

– Почему автор написал «саней далеких одинокий бег…»

– Почему он не написал «Бегут одинокие сани?» (здесь чувствуется грусть)

– Давайте, подумаем. Одинокий бег . Как бег может быть одиноким? Кто в санях? Мы видим?

– Нет, сани далёко, не видно.

Автор в этих строках запечатлел своё настроение, свои переживания. Всё вдалеке, ничего не видно, это тайна, лишь среди поля остался след одинокий.

Афанасий Афанасьевич Фет – удивительный поэт, чувственный. Он создал атмосферу тайны, покоя. Картина природы, очень скромная, почти пустынная, вызывает удивительные переживания.

– А теперь прочитаем и попробуем передать чувства автора

Выразительное чтение стихотворения «Чудная картина».

– Представим себе снова эту картину. А. Фет – художник? Мы можем так сказать о нём? (ответы детей)

– А если он так красочно написал словесную картину о своей Родине, как вы думаете, он любит её?

– Конечно, поэт любит свою Родину, свой край и привлекает читателя к этой любви.

Учитель задаёт вопросы ученикам.

– О ком мы говорили сегодня на уроке? (о поэте – художнике А. А. Фете)

– Смог ли А. Фет написать словами этот пейзаж?

– Что ему помогло в этом? (его талант)

– Поэт очень талантлив, он прекрасно владеет красочными, образными определениями (эпитетами), у него яркое, богатое воображение.

– Ребята, в начале урока некоторые из вас сказали, что эта картина – обычная. Изменилось ваше мнение после этого урока?

8. Домашнее задание.

– Выучить стихотворение А. Фета «Чудная картина».

– Нарисовать рисунки по стихотворению. (по желанию)

Анализ стихотворения Фета Чудная картина 5 класс

Краткий анализ для 5 класса

Стихотворение «Чудная картина» было написано Афанасием Фетом в 1842 году,и его относят к раннему периоду творчества.

Произведение относится к пейзажной лирике, и показывает описание зимней ночи. Автор очень любил зиму, его очаровывал “блестящий” снег и “белые” равнины. Кажется, что сложно найти особую красоту пейзажа зимы, но автор точно передал ту красоту и чистоту, которую скрывает белоснежные края. Основным мотивом можно выделить захватывающий ночной пейзаж и удивление этой красоте героя.

В стихотворении можно заметить тему человеческого одиночества, с помощью зимней красоты, оно приобретает особый смысл. Луна в стихотворении отражает человеческую душу. Поэтому перед нами вырисовывается картина объединения человека и природы. Основные художественные средства, которые использовал Фет были: эпитеты, олицетворения, инверсии. Композиция состоит из двух строй, с помощью перекрестной рифмовки ощутима особая легкость произведения.

Анализ стихотверения Фета А.А. “Чудная картина”

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.

Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далеких
Одинокий бег.

Стихотворение «Чудная картина», созданное в 1842 году, – одно из самых завораживающих поэтических полотен А.Фета.

В стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчёркнутого на фоне холодного лика природы человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звёзды, отбрасывающие свет на снег, – не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души.
Картина Фета рождается как бы на глазах у читателя. Яркие пейзажные детали зарисованы по первому впечатлению. В «чудной картине» ночь светла и полна блеска. Неожиданно появляются одинокие сани. Переживания одинокого путника знакомы автору.

Литературовед М.Гаспаров утверждал, что «образы и чувства в восьми строках сменяются в упорядоченной и стройной последовательности».

Что мы видим? «Белая равнина» – мы смотрим прямо перед собой. «Полная луна» – наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» – пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» – наш взгляд скользит обратно вниз. «И саней далёких одинокий бег» – поле зрения сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной тёмной точке.

Выше – шире – ниже – уже. Вот чёткий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения.
Все три измерения пространства заданы словами «равнина», «высоких», «далёких». Ключевое слово «бег» сводит ширь, высь и даль к движению. Неподвижный мир становится движущимся!

По первым строкам («Чудная картина…») можно понять интонацию всего стихотворения: грусть и восхищение природой. Стихотворение – последовательность чувств.

Начало – эмоциональное восклицание, подчёркнутое лирическими эпитетами «чудная», «родна»; затем поэт переходит к объективному описанию:

Белая равнина,
Полная луна…

Спокойная картина, которая приобретает эмоциональную окраску уже в следующих строках:

Свет небес высоких
И блестящий снег…

Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» – это ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока. Это восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром, как всегда в стихотворениях А.Фета.

Читатель не сразу замечает, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней зимней дороге.

Природа у Фета никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир спаяны, так и в стихотворении «Чудная картина».

Литературоведы отмечают не только живописность, но и музыкальность поэтических картин Фета. Так в стихотворении …

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Чудная картина»

Удивительно легкое творение, умиротворяющее и завораживающее трогательностью образов – «Чудная картина» А. Фета. Произведение было создано в 1842 году. В его содержании Фет вновь раскрывает свой дар передавать простыми словами необычайную красоту мира. В этот раз автора зацепила прелесть зимнего пейзажа.

Стихотворение можно поделить на две образные составляющие: нежное восхищение поэта увиденным и подробная передача свойств наблюдаемой природы. Первая строчка дословно дублирует название стихотворения. Вторая – состоит из откровенного душевного признания («Как ты мне родна»), за которым следует остальная часть пояснительного содержания. Следует отметить, что произведение состоит лишь из одного предложения. Оно разделено на две равные четырехстрочные строфы. Перечисление выхваченных поэтическим взором картин ведется через запятые и соединительные союзы.

«Белая равнина» – первое, что поражает душу автора. После заглядывается он ввысь – на «полную луну». Взгляд невольно охватывает всю обозреваемую ширь – «свет небес». Отражение блистающих небесных светил видит Фет на снегу. И, наконец, глаза вниманием устремляются вдаль – «одинокий бег» саней становится преисполненным смысла.

Удивительно, только существительными и меткими эпитетами нарисовал поэт целостную картину зимы, вложил свои чувства в эти описания и сроднил природу с человеком. Глаголы оказались лишними для воплощения литературной идеи.

Последние две строки раскрывают мотив одиночества. Затерянность человеческого существа в белых снежных просторах воспринимается автором глубоко личностно. Он проецирует свои чувства: движение саней – как жизненный путь человека по неизведанным тропам и далям.

Инверсия позволяет выстроить гармонические ряды трехстопного хорея, а олицетворение встраивает в стих мотив пути («саней… бег»). Цветовая палитра стиха монотонна, но изумительно яркая благодаря контрастам: белое – сугробы, луна и звезды, и черное – бездна неба, фигура повозки.

Пространство стихотворения поочередно, строка за строкой расширяется до всеобъемлющих пределов. Увидев сияющий морозный пейзаж, Фет с любовью в душе заключает: «Чудная картина».

анализ стихоторения Чудная картина Фета

А. А. Фет – известный русский поэт, умеющий видеть красоту природы. Идея его стихотворения «Чудная картина. » – показать зимний пейзаж. Автор представляет чудную картину, а не движение зимы, поэтому он использует много эпитетов: «чудная картина». «белая равнина». «небес высоких». «блестящий снег». «саней далеких». «одинокий бег». Они передают величественность и необъятность русских полей.

В тексте также использована инверсия («небес высоких». «саней далеких»). благодаря которой логическое ударение падает на прилагательные. В последней строфе есть олицетворение: «и саней далеких одинокий бег».

Есть в тексте и аллитерация. В первом четверостишии выделяется сонорный звук р, а во втором – с, создающий ощущение света.

Я думаю, что в произведении нет мотива одиночества, потому что лирический герой, хотя и едет по одинокой, никем не протоптанной дороге, но не перестает любоваться и блестящим снегом, и полной луной, и светом небес.

алиев шамиль Ученик (159) 1 неделю назад

«Чудная картина» А.Фет

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Послушать стихотворение Фета Чудная картина

Ссылка на основную публикацию