Анализ стихотворения в прозе Русский язык Тургенева

Краткий анализ стихотворений в прозе Тургенева

Темы стихотворений в прозе Тургенева совершенно различные. Они отражают социальные проблемы, касаются нравственных категорий и затрагивают общечеловеческие ценности. Периодически эти тексты полезно перечитывать, отмечать в них для себя что-то важное и значимое. Вот почему они до сих пор актуальны и в наше время. Анализ стихотворений в прозе Тургенева позволяет глубже понять проблематику его произведений, проникнуться трогательными текстами, которые учат добру, справедливости и ответственности.

Когда с ними знакомишься, появляется ощущение светлой грусти. Одним из самых интересных и запоминающихся являются коротенькие заметки Тургенева. Жанр стихотворения в прозе появился именно с момента создания этих удивительных мини-рассказов. Иван Сергеевич стал его основателем. Рассмотрим подробнее отдельные тексты.

«Два богача»

Здесь автор сравнивает между собой примеры щедрости души. Один человек, состоятельный во всех отношениях, жертвует огромные суммы денег на то, чтобы помогать больным и обездоленным. Другой – бедный крестьянин – отказывает себе в самом необходимом. Главной его целью становится забота о сироте племяннице. Он не жалеет денег на чужого ребенка и даже не помышляет о том, скольким ему приходится жертвовать. Тургенев подчеркивает мысль о том, что истинное благо всегда исходит из сострадания, умения отказаться от чего-то важного во имя благополучия другого.

«Воробей»

В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.

Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.

Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки – вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» – это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.

«Русский язык»

Замечательный текст, который хочется периодически читать и перечитывать. Автор восхваляет родную речь, считая ее эталоном красоты и изящества. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» заставляет о многом задуматься: о выборе своего индивидуального пути, о том, где всегда можно найти опору и поддержку. Автор ощущает созвучие своей души с родной речью, искренне восторгается ею. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» наполнено небывалой нежностью, проникнуто сокровенными чувствами. Этот текст пробуждает в сердце добрые воспоминания.

«Враг и друг»

Тема этого произведения достаточно неоднозначная, не позволяющая сразу понять, в чем заключен его непреходящий смысл. И друг может случайно погубить, и враг в какой-то момент сказать правду. Автор подчеркивает многоплановость самой проблемы.

«Голуби»

Потрясающее жизнеутверждающее произведение, которое помогает почувствовать, насколько велико многообразие жизни. Оно наполнено невообразимой любовью ко всему сущему, чем и отличается от других стихотворений в прозе Тургенева. «Голуби» – это настоящий гимн жизни. Произведение помогает понять, насколько мы порой заблуждаемся относительно каких-то проявлений действительности. По мнению автора, самым главным в жизни является любовь и сострадание.

Наблюдая за поведением птиц, писатель восторгается их самоотверженными проявлениями, желанием помогать и быть нужными друг другу. Вероятно, он сравнивает эту картину с людскими взаимоотношениями, которые не всегда бывают столь гармоничными и прекрасными.

«Что я буду думать»

Произведение, овеянное мрачным настроем перед неотвратимой близостью смерти. Писатель предчувствует, что скоро настанет конец его жизненного пути и потому очень страдает.

Его страшит неизвестность, а также перспектива того, что жизнь прожита не самым лучшим образом. Кажется, что впереди не ожидает ничего хорошего, и сердце медленно заполняет тоска. «Что я буду думать» представляет собой один большой вопрос, на который невозможно ответить, не погружаясь в детали, не рассматривая конкретные обстоятельства. Анализ стихотворений в прозе Тургенева подчеркивает, насколько сам человек, находясь в преклонном возрасте, может задаваться серьезными вопросами, тем самым лишая себя душевного спокойствия и уверенности.

Подводя итоги, можно не просто многое упустить, а еще и оценить необъективно.

«Песочные часы»

Произведение, которое несет в себе скорбь по бесполезно прожитой жизни. Автор в каждом предложении утверждает, что всякое мгновение бесценно, но мы тратим время на сущую ерунду! По сути, люди проживают его так, как будто у них нет других возможностей и альтернатив. Скоротечность каждого индивидуального пути усложняет понимание смысла своего предназначения.

«Писатель и критик»

Здесь речь идет о том, что значит настоящий талант в жизни и чем он измеряется. Писатель видит смысл жизни в подлинной самоотдаче и величайшем стремлении донести до читателей какую-то светлую идею, обладающую непреходящей ценностью. Критик обнаруживает в таком существовании нечто недостойное, однако сам умеет только рассуждать и оценивать. Автор показывает, что настоящий писатель и критик живут в каждом из нас. Один одержим мечтой о творчестве, другой его постоянно ругает, возвращая к суровой неприглядной действительности. Их спор может продолжаться до тех пор, пока кто-то один не уступит другому и не сдаст собственные позиции.

«Собака»

В данном произведении автор пытается осмыслить непреходящую ценность жизни. Взгляд животного как будто отражает его собственные страхи, которые сделались невыносимыми и чересчур навязчивыми. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» показывает связь жизни питомца с мыслями и чувствами его хозяина.

Если у человека не очень позитивное расположение духа, то и животное начинает вести себя подобным образом: беспокоится, жалобно заглядывает в глаза. Во всем этом прослеживается взаимосвязь близких душ. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» направлено на раскрытие чувств, которые человек спрятал от самого себя, опасаясь новых разочарований.

«Завтра! Завтра!»

Произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни. Люди склонны приближать завтрашний день, строить планы, однако упускают настоящее мгновение. Даже тот, кто состоялся в жизни, сумел сполна выразить свой талант, несомненно, перед смертью жалеет о нереализованных возможностях.

Таким образом, анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, что автор много размышлял о сути и ценности своего бытия. Собственная жизнь представлялась ему заведомо проигранной партией. Индивидуальные переживания писателя нашли воплощение в изысканных и лаконичных историях, которые легко читаются. Анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, насколько тяжелыми были последние годы жизни Ивана Сергеевича. Он постоянно обращается к своим воспоминаниям и не находит в них утешения. Во многих отдельных произведениях прослеживается мысль о бессмысленности дальнейшей жизни, надрывной нотой звучит тема разочарования. Сами стихотворения в прозе достаточно емкие, наполнены мудростью, хотя и не отличаются оптимизмом.

«Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева

История создания

Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» было создано в 1882 г. и напечатано в «Вестнике Европы» № 12 за 1882 г.

Это стихотворение в прозе вместе с остальными сорока девятью было прислано редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу. Тургенев дал стихотворениям в прозе подзаголовок, который переводится с латыни как «Старческое». Вся мудрость 65-летнего писателя воплотилась в этих произведениях. «Русский язык» написал стихотворение одним из последних, и оно было расположено в публикации последним.

Литературное направление и жанр

Писатель-реалист Тургенев определил жанр этих маленьких произведений, которые даже не сразу оформились в цикл, как «стихотворения без рифмы и размера». Стасюлевичу он объяснял, что такие произведения подобны эскизам или этюдам с натуры, которые пишет художник перед созданием большой картины. Но исследователи сходятся во мнении, что Тургенев лукавил и романов на эти сюжеты писать не собирался. К тому же многие стихотворения в прозе бессюжетны, как «Русский язык».

Тема, основная мысль и композиция

Если все стихотворения в прозе Тургенев в письме к Стасюлевичу назвал последними тяжкими вздохами старика, то «Русский язык» – самый горький его вздох. «Стихотворения в прозе» – прощание писателя с жизнью, родиной и творчеством. В последние годы Тургенев зимы проводил в Париже, а на лето переезжал в Буживаль под Парижем, где находилось имение Виардо. Он часто приезжал в Россию, но мог посмотреть на события, происходящие на родине, со стороны.

В марте 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, закончившееся его смертью. После этого события в Росси наступила реакция. Александр III отменил конституционную реформу. Все ведомства обязаны были выполнять распоряжения начальника охраны. Были закрыты не только революционные, но и либеральные издания, вводилась жесточайшая цензура. Исчезла надежда на любые демократические преобразования.

Стихотворение «Русский язык» – переживания писателя по поводу событий на родине. Обращаясь к языку, Тургенев указал на ту роль языка в жизнь человека, о которой до сих пор не было сказано. Родной язык – это стержень, который помогает пережить невзгоды в тот момент, когда рядом нет никого близкого, ни семьи, ни соотечественников, когда сам ты находишься далеко от родины и не слышишь родной речи. Родной язык – это все поколения людей, на нём говорящих, все их мысли и чувства, чаянья, все произведения литературы на этом языке. Каждый русский чувствует себя частью ныне живущих и прошлых поколений. В этом надежда Тургенева.

Тема стихотворения – роль русского языка в жизни русского человека. Основная мысль: русский язык вобрал в себя всю мудрость великого народа, он – последняя надежда и опора любого говорящего на нём. Стихотворение целиком отражает всё богатство мысли Тургенева. Это единое афористическое выражение. Стасюлевич назвал 5 строк стихотворения золотыми строками, более ёмкими, чем целый трактат.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – олицетворение. Язык для лирического героя, который в стихотворении близок к автору, – это живое родное существо, друг, в котором нуждаются.

В стихотворении существительные с отрицательной окраской и эпитеты при них противопоставлены положительным: сомнения и тягостные раздумья, отчаянье – поддержка и опора (метафоры). Располагая эпитеты в порядке возрастания ценности лично для себя, Тургенев использует градацию. Великий и могучий – это почти синонимы. Мощь языка в том воздействии, которое он может оказывать. Эпитеты правдивый и свободный тоже связаны между собой. Свобода языка, как и человека, как раз и заключается в возможности говорить правду.

Только язык помогает лирическому герою пережить реакцию, происходящую на родине. Употребление синонима слова родина (дома) передаёт восприятие лирическим героем всей России как собственного дома, о котором печёшься. В последнем предложении эпитету великий (народ) соответствует местоимение такой (язык). Местоимение заменяет четыре эпитета, перечисленных в первом предложении.

Читайте также:  Месяц в деревне - краткое содержание пьесы Тургенева

Для создания художественного образа важен синтаксис стихотворения в прозе. Стихотворение состоит из трёх предложений, первое предложение простое распространённое, второе бессоюзное. Тургенев стремится к краткому и афористичному высказыванию. Последнее сложноподчиненное предложение своей синтаксической конструкцией приводит в недоумение современного читателя. Мысль понятна, но высказана она странно. Действительно, Тургенев использует галлицизм – конструкцию, свойственную французскому языку. В русском языке существует двойное отрицание, которого нет во французском. Для русского читателя нужно было бы добавить второе не: но нельзя не верить. Такое двойное отрицание заменяет утверждение: можно верить. Отрицание во второй части предложения: не был дан – это просто фигура речи. Последнее предложение значит следующее: можно верить, что русский язык был дан великому народу. Многочисленные не – это попытка уговорить оппонентов, тех, кто сомневается в величии народа, а значит, и языка.

Анализ стихотворения «Русский язык» Тургенева

Иван Тургенев в 1882 году создает прекрасное и необычное стихотворение в прозе. Гениальное произведение «Русский язык» было опубликовано в двенадцатом номере известного и популярного журнала «Вестник Европы». В тургеневском стихотворении есть и подзаголовок, написанный на латыни. В переводе он означал «Старческое». Когда стихотворение вышло из печати, писателю уже исполнилось 65 лет.

Свои заметки к этому произведению автор делал на протяжении практически всей своей жизни. Он много путешествовал, часто бывая за границей. Поэтому он не только сам становился участником этих событий, но и часто смотрел на все происходящее со стороны. Это позволило Ивану Сергеевичу анализировать их и отображать в своих произведениях.
Результатом таких переживаний за судьбу своей Родины стал стих «Русский язык».

Обращаясь к своему родному языку, известный писатель указывал на то, какова роль русского языка в жизни каждого человека. А ведь до Ивана Тургенева никто не мог сказать так искренне и проникновенно про свой родной язык. Именно этот сложный и меткий язык является тем стержнем, который всегда поможет преодолеть все трудности и невзгоды в самые сложные периоды человеческой жизни. Писатель утверждает мысль о том, что «свободный русский язык» помогает ему вдали от родины.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

И сам писатель, находясь за границей, вдали от родины, не слыша русской речи, переживал, что нет рядом тех людей, которые ему так близки. И только работа спасала его в эти дни, в дни «тягостных раздумий», «во дни сомнений». Родной язык помогает передать все произведения, которые были написаны раннее, понять общество, которое складывалось веками и узнать мысли, взгляды, чаянья и чувства других людей. Ведь только русский язык способен объединить и показать, насколько прекрасна Родина, родная земля.

Каждый человек, живущий на этой земле, — это часть истории прошлых поколений, которая несет в себе информацию. И это надежда и вера будущего поколения. Вот об этом и рассказывает Иван Тургенев в своем небольшом прозаическом стихотворении. Русский язык — это опора, вера и надежда самого автора. Поэтому и основная и важная тема этого прозаического стихотворения — роль русского языка в жизни человека. Главная мысль тургеневского произведения заключена в строках, где говорится о том, что русский язык это не только последняя надежда, но и необходимая опора любого гражданина нашей страны. Русский язык, по мнению писателя, вобрал в себя и всю мудрость великого и сильного народа, и все качества прекрасной речи.

Несмотря на то, что стихотворение небольшое по своему объему, но каждый живущий в России знает его и понимает, насколько важно его содержание. По мнению редактора Стасюлевича, тургеневские строки можно назвать не только емкими и содержательными, но и «золотыми».

Чтобы правильно, ярко и образно выразить свои мысли и чувства, которые испытывает к родной земле, к великому и могучему русскому языку, Иван Тургенев использует и выразительные средства. Часто в тексте можно встретить олицетворение. Автор и лирический герой произведения становятся близки, так как они разговаривают на одном языке, находятся вдали от родины и нуждаются в поддержке, которую может дать лишь только друг.

Эпитеты помогают увидеть эмоциональное состояние автора. Иван Сергеевич использует не только слова с отрицательной окраской, но и существительные, которые имеют положительную оценку всего происходящего. Например, тягостные раздумья и поддержка, отчаянье и опора. Все эти метафоры помогают почувствовать автора, его раздумья и переживания. Иван Сергеевич старается располагать эпитеты по возрастанию, чтобы читатель смог почувствовать всю мощь и силу русского языка. Так, вначале он использует эпитеты: великий и могучий, правдивый и свободный.

Чтобы правильно понять это стихотворение в прозе, необходимо обратить внимание и на синтаксис. Все произведение Ивана Тургенева состоит их трех предложений, которые различны по своему синтаксису. Первое предложение, имея одну грамматическую основу, является простым. Но зато оно распространенное. Второе сложное бессоюзное. А третье — это сложноподчиненное. Синтаксическое построение последнего предложения и сейчас вызывает различные разногласия у критиков, так как автор решил использовать построение предложение такое, как во французском языке.

Эта конструкция интересна и дает возможность понять основную мысль всего стихотворения в прозе. Автор использует большое количество частиц «не», чтобы доказать свою мысль о том, что только русскому народу, великому и одаренному, мог быть дан такой язык. И писатель не дает возможности никому сомневаться в том, что это могло быть как-то иначе. Сам Иван Сергеевич рад, что является носителем этого могучего языка, на котором и созданы его великие и замечательные произведения.

Родина — это дом писателя, поэтому он так печалиться о том, что происходит с Россией. Ведь такой язык, могучий и правдивый, мог быть дан лишь только его великому народу.

«Русский язык» Тургенева. Стихотворение. Анализ

Изучение стихотворения в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева имеет давнюю методическую традицию, которая во многом и определяет работу над ним: стихотворение выразительно читается учителем, затем идет работа над его «партитурой» (иногда с привлечением записей мастеров художественного слова), ученики отвечают на вопросы, связанные с общей идеей стихотворения и его пафосом, и затем учат его наизусть.

Учение и труд все перетрут

Но давайте задумаемся, можно ли считать такую работу над стихотворением эффективной, происходит ли подлинное постижение идеи этого художественного текста учениками или создается лишь иллюзия понимания. В большинстве случаев ответ очевиден. Дело в том, что слишком долго мы изучали художественный текст, игнорируя его поэтику или — в лучшем случае — касаясь его «художественных особенностей» лишь на заключительном этапе работы, и, как следствие, не учили главному — пониманию художественного текста. А ведь понимание, как трактует его современная герменевтика,- «это процесс познания «внутреннего содержания» жизненного факта с помощью внешних знаков, воспринимаемых нашими чувствами. Основываясь на анализе процесса понимания, герменевтика утверждает возможность универсального действенного истолкования фактов и стремится решить общую проблему — доказать способность «наук о духе» дать знание, обладающее универсальным значением»’. Интерпретируя это высказывание к методике преподавания нашего предмета, мы с определенной долей уверенности можем утверждать: понимание художественного текста дает ученику знание текста, но не знание о нем, почерпнутое из учебника или другого источника. Не будем забывать также и о том, что навык понимания текста во многом формируется на уроках литературы. И задача учителя не «транслировать» информацию о тексте и проверять ее «усвоение» учениками, а создать условия для формирования этого навыка. И здесь на помощь учителю приходят современные образовательные технологии, позволяющие освоить новые формы урока: например, урока-практикума или — в иной терминологии — урока, выстроенного в жанре лабораторной работы. Безусловно, подготовка к такому уроку — дело чрезвычайно трудоемкое для учителя, поэтому надеемся, что предлагаемые ниже материалы во многом облегчат его труд. Сразу отметим, что при подготовке заданий для урока по стихотворению в прозе «Русский язык» Тургенева мы обращались к работам Е.В.ДжанжаковоЙ и А.К.Киселёва, а сам принцип построения карточек и ход урока аналогичен тому, что предлагается в пособии «Обучающие практические работы по литературе».

Ход урока.
Вступительное слово. Последние произведения И.С.Тургенева, а именно к их числу и относится цикл «Стихотворения В прозе» (18П-188З), полны раздумий о судьбах родины, о быстротечности человеческой жизни, о связи при роды и разума. В прозаических произведениях писателя эти размышления находятся за сюжетом, за внешними событиями и редко-редко прорываются в лирические отступления: «И Я сам — что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и горести человека переживает самого человека» ( удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе». «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»

Задание 2.
Основная мысль стихотворения выражена предельно ясно: родной язык — это то единственное, что дает автору веру в народ и его будущее. Посмотрите, с помощью каких художественных средств она выражена. Найдите метафоры и определите, по какому принципу они созданы.
Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству и контрасту. Метафоры создаются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения. Найдите эпитеты, обратившись к лексическому толкованию слов, выступающих в роли эпитетов, выясните, сколько значений включает в себя каждое из них. Подумайте, как эти значения обыгрываются в тексте. Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки. Великий — превышающий всякую меру, выдающийся по своим достоинствам. Могучий — очень большой, значительный, мощный; обладающий властью, силой, влиянием, могущественный. Правдивый — любящий правду, истину; содержащий в себе правду, основанный на правде. Свободный — не знающий, не терпящий ограничений, не связанный никакими обязательствами, ограничениями; проявляющийся легко, без ограничений, затруднений. Подумайте, почему автор употребляет не один эпитет, а несколько подряд. Как называется такой синтаксический прием? Каким образом достигается выделение смысла последнего из названных эпитетов?

Задание З.
Разберемся в стилистических фигурах речи, используемых автором. Фигура — обороты речи, средство художественной выразительности, способствующие восприятию образа, фигуры речи «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю» (А. Горнфельд). Определите, какое настроение и каким образом стремится передать автор читателю. Для этого еще раз обратитесь к ряду эпитетов великий, могучий, правдивый и свободный и определите: по принципу перечисления или градации они выстроены? Перечисления — частный случай синтаксического повтора. Градация — вид перечисления, когда между членами ряда возникают отношения, усиливающие или ослабляющие тот или иной признак.

Читайте также:  Провинциалка - краткое содержание рассказа Тургенева

Задание 4.
Выполняя задание 1, вы уже установили, что метафоры синонимичны. Найдите в тексте стихотворения аналогичный случай повтора близких по смыслу слов. Что изменится, если оставить только одно из слов и/или заменить оба слова синонимом размышлений? Почему Тургенев использует форму во дни? Какой стилистический эффект достигается использованием повтора этой формы? (Для ответа на этот вопрос сравните два высказывания: во дни сомнений, во дни тягостных раздумий и во дни сомнений и тягостных раздумий).

Задание 5.
Найдите в тексте стихотворения обращение. К кому обращается автор? Зачем перед обращением употреблена частица о? Прочитайте второе предложение. В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу требует ли такой вопрос ответа? Как называется такой стилистический прием?
Дайте истолкование значению слова дома. Как называется этот троп?

Задание б.
Перечитайте еще раз первые два предложения: вы заметили, что в них тропы поддержаны фигурами, а фигуры, в свою очередь, выделяют тропы? Соблюдается ли такая закономерность в последнем предложении? Определите, как выражена его эмоциональная окраска (предложение — восклицательное). Перечитайте внимательно первое и последнее предложения. Какой эпитет повторяется? К какому слову он отнесен в первом случае, к какому — во втором? Как он помогает установить глубинную связь между этими понятиями? Если вы затрудняетесь с ответом на этот вопрос, то подумайте, в каком значении употреблено слово язык в одной из известных пушкинских строф:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Исследователи творчества Тургенева отмечают, что в стихотворении «Русский язык» использован еще один художественный прием: автор не договаривает мысль до конца. Этот прием является и синтаксическим и лексическим одновременно, это прием умолчания. Определите, какая мысль «не выговорена» автором до конца. Посмотрите, как связаны между собой по смыслу первое и последнее предложения. Подумайте, чем можно считать последнюю фразу стихотворения: его последней мыслью или отправной точкой для дальнейших размышлений? Каких? Как вы думаете, можно ли считать строки из поэмы «Мертвые души»: «Выражается сильно российский народ! и всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» — тоже созданными в русле подобных размышлений?

Подводя итоги, можно сказать, что подобная работа с текстом на уроке — это последовательное постижение смысла художественного произведения, который раскрывается в его композиции, в его поэтике: ведь, как правильно заметил однажды известный литературовед Ю.В.Манн, «смысла, отдельного от поэтики, не существует».

Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» »

Тема: И.Тургенев. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык»

обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;

формирование навыков лингвистического анализа текста.

развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся;

развитие аналитических умений и навыков;

развитие творческих способностей учащихся.

воспитывающие: воспитание интереса к литературе, к творчеству Тургенева;

воспитание нравственных качеств учащихся.

Межпредметные связи: русский язык – литература – история

Оборудование: записи на доске, стенд, учебник литературы

Тургеневу-писателю всегда было характерно лирическое переживание. В конце 70-х годов оно вылилось в небольшие лирические миниатюры, как итог размышлений о жизни, о смерти, о любви, о красоте. Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный ум, миропонимание и неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Тургенев не рассчитывал, что его стихотворения будут приняты публикой и называл их »материалами, этюдами». Но современники оценили его творения, называя их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов».

Вот этим бриллиантам и будет посвящен наш урок. А работать мы будем с одной из самых известных миниатюр, которая называется «Русский язык».

Чтение стихотворения наизусть.

Работа с эпиграфом.

«Тургенев спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда».

Ребята, согласны ли вы, что это стихотворение можно считать гимном русскому языку?

Тургенев довольно долго искал название своим художественным миниатюрам. Вначале озаглавил их как «Посмертное», не имея намерения публиковать их при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». И только в сентябре 1882 года Тургенев окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе».

Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное , прекрасное.

– Что же необычного в этом названии?

Введение понятия ОКСЮМОРОН.

– Ребята, давайте определим, чем же лирическое стихотворение отличается от прозы?

Что сближает их?

Нет рифм, не выдерживается стихотворный размер, но мы ощущаем музыкальность речи, передающей настроения, чувства, душевное состояние автора.

Отметить музыкальность самого Тургенева.

Сам Тургенев не знал наслаждения выше, чем музыка. Обладал необыкновенным музыкальным слухом.

Вывод: Перед нами прощальная песнь любви к милой, дорогой и в тоже время далекой Родине.

Ребята, лирика бывает пейзажной, любовной , философской, гражданской.

– Как вы думаете, к какому виду лирики относится это стихотворение? Почему?

6. Анализ средств выразительности.

Посмотрим, при помощи каких языковых средств автор выражает свою главную идею, идею единства языка и народа.

Мы отметили, что одним из признаков лирического стихотворения является его музыкальность. А музыка – это звуки. Определим их роль.

(О, А, У)-печаль, боль, тоска (сомнений, раздумий, отчаяние)

(О!)- торжественность, восторг (поддержка, опора, родина)

(Р,Л,М,Н,Й)- надежда, радость, жизнь.

Вывод: Смысл передается и с помощью фонетики, через употребление гласных и звонких согласных.

– Что такое тропы? Их роль в тексте?

Эпитеты. Тягостные раздумья – душевное состояние лирического героя. Великий, могучий,… язык- оценка , характеристика языка.

Чтобы пропеть гимн, сказать благоговейное слово, выразить свои чувства, автор использует эпитеты.

Есть в этом тексте и МЕТАФОРА – поддержка и опора- с ее помощью автор выражает свое отношение к языку. Именно язык стал на протяжении нескольких лет жизни за границей поддержкой и опорой. Именно он в трудные минуты согревал, давал силы жить, творить, не падать духом.

– Ребята, как вы думаете, почему в таком небольшом по объему тексте автор дважды употребляет эпитет «великий»?

Неслучайно, дабы показать величие языка и народа – одна из главных идей произведения.

Закрасьте синим карандашом слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым – слова с положительной эмоциональной окраской.

Назовите слова с «-» эмоц-ой окраской. Как вы понимаете их значение?

сомнение – неуверенность, отсутствие веры

тягостный – трудный, обременительный

отчаяние- безнадежность, безвыходность

– Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения? Чем они вызваны?

Здесь не только благодарность, но и размышление о будущем своей страны, о судьбе своего Отечества. Об этом говорит использование слова СУДЬБА. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Судьба людей, судьба родины, судьба государства. Лирический герой размышляет о том, что совершалось в России, и это размышление тягостное.

Историческая справка (сообщение ученика).

-Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих эпитетов?

могучий – мощный, сильный

правдивый – говорящий правду

свободный – пользующийся свободой

-Ребята, посмотрите, текст состоит из трех предложений, где каждое интонационно оформлено. О чем это говорит? Когда мы используем эти знаки?

1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства.

Какие знаки препинания использует Тургенев в этом предложений? Их функция?

Тире разделяет предложение на две части: с «-» и «+» эмоциональной окраской. Но одного тире Тургеневу было не достаточно, он поставил еще и запятую.

Введение понятия АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ.

Вывод: Использование тире и запятой нужно для усиления эмоциональности, а длительная пауза говорит о силе чувств.

2 предложение – вопросительное. Заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Здесь передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой, окрашено синим цветом.

3 предложение – восклицательное. Последнее предложение более эмоционально насыщено, т.к. в нем заключена идея и вывод.

– Давайте посмотрим, как последнее предложение соотносится с предыдущими.

9. Работа со схемой.

Автор наблюдает то, что происходит на родине – Автор размышляет о дальнейшей судьбе Отечества – Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями – автор готов впасть в отчаяние – Но поддержкой и опорой ему служит русский язык – Русский язык – великий, могучий, свободный – ….

Связь судеб русского языка и народа не раз отмечалась Тургеневым. Так, в одном письме он писал о русском языке: «… для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы – нет в народе, а в языке они есть… Значит, будут и в народе. По тому самому я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».

Какую связь видит Тургенев между судьбой народа и русским языком?

У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее (запись на доске и в тетради).

И.С. Тургенев “Стихотворения в прозе”

Разделы: Литература

Цели урока:

  1. Выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; помочь понять философский смысл стихотворения в прозе;
  2. Проанализировать стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы …», «Нищий», «Воробей», определить способы раскрытия авторской мысли; развивать навыки выразительного чтения;
  3. Прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева; Воспитывать чувство сострадания, любовь к людям.

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.
    1. Повторение изученного материала о жанре «Стихотворения в прозе»;
    2. Подбор высказываний о «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева;
    3. Сообщение учащегося об истории создания «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева;
  3. Анализ «Стихотворений в прозе».
    1. Слово учителя.
    2. Выразительное чтение учащимся стихотворения в прозе «Русский язык».
    3. Выразительное чтение учащимся и анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…».
    4. Выразительное чтение учащимся и анализ стихотворения в прозе «Нищий».
    5. Выразительное чтение учащимся и анализ стихотворения в прозе «Воробей».
  4. Подведение итогов.
  5. Объяснение домашнего задания
Читайте также:  Бежин луг - краткое содержание повести Тургенева

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

На протяжении всего своего творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними, он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность, логичность мысли со сложностью поэтического настроя, словом, стремился, в конечном счёте, к стихотворениям в прозе

II. Проверка выполнения домашнего задания.

1. На прошлом уроке путём сопоставления философских афоризмов Шопенгауэра, стихотворений в прозе Ш. Бодлера, верлибра А.А.Фета, стихотворений Ф.И.Тютчева и стихотворения в прозе И.С. Тургенева мы выявили особенности такого жанра как стихотворение в прозе.

  • В чём заключается особенность жанра стихотворения в прозе?
  • Что сближает стихотворение в прозе и стихотворение?

Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми стихотворениями в прозе И.С. Тургенева. Запишите тему урока. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

О том, как и когда, создавались стихотворения в прозе, вы узнаете из сообщения.

2. Сообщение учащегося на тему: «История создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева».

История создания «Стихотворений в прозе».

И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, находясь за границей, в Буживале .Сам он называл их «…нечто вроде того , что художники называют эскизами , этюдами с натуры , которыми они потом пользуются , когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли , писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.

«Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу. »

Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять».

Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера.

Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать.

51 стихотворение, отданных Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г.

Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений , в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение) , была издана только в 1930-1931 г.

Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.

Сам Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединённый общей тональностью. Хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, он беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии.

Из сообщения вы узнали, что «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева вызвали живейший интерес у всех, кто их прочитал.

3. Подбор высказываний о «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева;

Высказывания.

П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»

С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева» писал: «В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение.…Но есть и иные…Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».

А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель» писал: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовывались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».

В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

Ю.Л. Лотман писал: «Этот маленький по объёму цикл – квинтессенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».

Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

  • Итак, что чаще всего отмечается в этих высказываниях, что больше всего восхищает читателей? (Поэтическое мастерство, глубина мысли, выразительность и богатство речи).

III. Анализ «Стихотворений в прозе»

1. И.С. Тургенев в совершенстве владел словом, был носителем, хранителем живого русского слова. Проведя полжизни за границей, он писал только на русском языке.

Мысль о величии русского языка и русского народа звучит в знакомом вам стихотворении в прозе «Русский язык».

2. Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения «Русский язык».

  • С какой силой звучит проникновенная любовь к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Тургеневу была свойственна обострённая чуткость к слову. И нам он завещал относиться к слову бережно, с вниманием, с любовью.

3. Сегодня на уроке, проанализировав стихотворения в прозе, ответим на вопросы:

Какой представляется личность поэта в эти годы?

О чём свидетельствует его лирический дневник?

Эпиграфом к уроку послужили слова И.С. Тургенева «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».

Любовь…Это слово было самым важным в жизни Тургенева. Это и любовь к близким, к друзьям, к природе, к женщине, т.е. всему что его окружало. Сам Тургенев говорил друзьям: «Я полагаю, только любовь вызывает такой расцвет всего существа ,которое не может дать ничто другое, не правда ли?»

Любовь мы видим во всех его произведениях: в романах, в повестях, в поэмах, в стихотворениях в прозе.

В сентябре 1879 г., спустя 30 лет после первых встреч с Полиной Виардо, Тургенев пишет одно из своих чудных стихотворений в прозе «Как хороши, как свежи были розы…», вспоминая строчку из давно забытого стихотворения. Это стихотворение называлось «Роза» и было написано И. Мятлевым в 1843 г. под впечатлением выступления П.Виардо.

Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» под звучание «Лунной сонаты» Л. Бетховена.

Беседа по вопросам.

  • Каковы мотивы этого стихотворения?
  • Как построено это стихотворение?
  • Какова особенность деления на абзацы?
  • В чём особенность начала стихотворения?
  • Какой приём использует автор?
  • Каким мы видим прошлое?
  • Какова тональность этих абзацев?
  • Каково настоящее?
  • Обратите внимание на слово зима. Что имеет в виду автор, говоря, что теперь зима?
  • О чём свидетельствует единственная свеча?
  • Каково настроение в настоящем?
  • О чём свидетельствует многоточие?
  • Последнее многоточие как бы говорит о всеобщей смерти. Всё кончилось. Нет больше ни горечи, ни страха, ни холода.
  • Каково последнее воспоминание?
  • Итак, что же остаётся в памяти человека, прожившего долгую жизнь?

Вывод.

Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Поэтому нужно ценить каждое мгновение нашей жизни. Чередование прошлого и настоящего придаёт этому стихотворению неповторимое поэтическое звучание.

Человеческая жизнь представляется писателю мгновенной, обречённой на неизбежную смерть. Её скоротечность особенно ощутима на склоне лет, в часы долгих ночных раздумий. Мотив старости, смерти, одиночества чувствуется в стихотворениях «Сон», «Старуха». «Без гнезда», «Насекомые».

4. В тургеневском цикле получают своё решение самые разнообразные философские, нравственно-этические и общественно-социальные вопросы, которые актуальны и в наше время.

Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения в прозе «Нищий».

Беседа по вопросам.

  • Каковы мотивы этого стихотворения?
  • Что заставляет нас сочувствовать, сопереживать нищему?
  • Какое выразительное средство использует автор при описании нищего?
  • Что мы можем сказать о рассказчике?
  • В каком состоянии он находится? Что он чувствует?
  • Какое слово они оба повторяют дважды?
  • Кто такие братья? Что означает это слово в данном контексте?
  • Что даёт рассказчик вместо милостыни?
  • Что означает рукопожатие?
  • Что легче: дать милостыню или пожать руку нищему?
  • О чём свидетельствует поступок рассказчика?
  • Оценил ли это нищий?
  • О чём последние предложения стихотворения?
  • Но всё-таки стихотворение называется не «Подаяние», не «Братья», а «Нищий». Почему?

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни.

  • В каких произведениях встречаются эти мотивы?
  • Что вы сейчас наблюдаете по отношению к нищим?
  • Как окружающие к ним относятся?
  • Как вы понимаете слово милосердие?

Тургенев говорил об уважении к человеку, о любви к людям и ко всему живому.

Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

С неменьшей силой в стихотворениях в прозе выступает и другой круг мотивов и настроений.

5. Выразительное чтение и анализ стихотворения в прозе «Воробей».

  • Что демонстрирует автор в этом стихотворении?
  • Какова интонация в начале, в середине и в конце стихотворения?
  • Какими мы видим воробьёв и собаку?
  • Как автор передаёт их чувства и состояние?
  • Какие чувства испытывает сам рассказчик?
  • Почему не происходит борьбы между сильным и слабым?
  • Что понял автор, наблюдая за участниками этой сцены-битвы?

Вывод.

Любовь – сильней всего. Любовь – сильнее смерти и страха смерти. Только ею движется жизнь.

Последний абзац – апофеоз счастья, счастья от сделанного открытия, от справедливости закона, которому подчиняется мир. Это открытие выстрадано автором, это любимая его мысль, отразившаяся во многих его произведениях.

IV. Подведение итогов

Итак, подведём итоги и ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

  • Какой представляется личность писателя в эти годы?

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева написаны в последние 5 лет жизни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания.

Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.

  • Каковы основные мотивы стихотворений в прозе Тургенева?
  • Что их характеризует?
  • Можем ли мы назвать их лирическим дневником писателя?

Действительно, «Стихотворения в прозе» Тургенева – это «лирический дневник» человека, потому что он передаёт тонкости духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума.

  • Согласны ли вы с высказываниями о стихотворениях в прозе Тургенева, которые прозвучали в начале урока?

«Стихотворения в прозе» Тургенева – это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить целый мир в зерно небольших размышлений». Сам Тургенев называл их ещё «последними вздохами старика».

Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя и его огромной любви к людям.

Обратимся к эпиграфу. «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».

Следуйте совету И.С. Тургенева. Любите людей – это самое главное в жизни.

V. Объяснение домашнего задания.

Проанализируйте стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Природа», «Стой», «Христос».

Ссылка на основную публикацию