Сочинение Что такое месть?

Сочинение на тему Месть (с примерами)

Месть — это намеренное причинение зла кому-либо за нанесённое оскорбление или обиду. Люди, которые мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте. И хотя месть совершается из стремления к справедливости, это злой и низкий поступок, о котором впоследствии многие жалеют. Часто месть перерастает в серьезный конфликт между людьми, а иногда и во вражду. Такая месть может привести к необратимым последствиям.

В качестве примера, рассмотрим произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Причиной мести Евгения Онегина Ленскому в данном случае стала завить. Онегин завидовал счастью в отношениях Ленского и Ольги, оно раздражало его. Евгений был не смог построить свое личное счастье, отказал Татьяне во взаимности, а потому счастье других оскорбляло его самолюбие. Более того, Онегин считал Ольгу ветреной девушкой, и, желая доказать, что любовь Ленского недолговременна, спровоцировал его на дуэль. Евгений Онегин проводит весь вечер на именинах у Татьяны в кампании Ольги, что вызывает ревность у Ленского, и тот приглашает Онегина на дуэль. Онегин был старше и опытнее Ленского, он понимал, что победит его и мог избежать дуэли, поэтому вина в произошедшем лежит на нём. Он фактически стал убийцей Ленского, причиной чему стала месть и слабость Онегина.

Другим примером мести может послужить рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор». Месть в этом произведении играет ключевую роль, ее мотив проходит через все произведение. Фаддей на протяжении всей своей жизни мстил не только Матрене, за то, что та вышла замуж за его брата, но и всем окружающим его людям, своей жене и детям. Его месть, хоть и косвенно, становится причиной смерти Матрены. Она погибает, попав под поезд, когда она помогала Фаддею перевозить горницу. Причиной поведения Фаддея, из-за которого страдали близкие для него люди, стала неспособность его, в отличие от Матрены, преодолеть преграды жизни. Он не поборол свое несчастье. Его месть — это месть не одному человеку, но судьбе и жизни в целом.

Таким образом, месть — это показатель слабости личности, не способной с достоинством перенести обиду. Человек, который решает отомстить, нравственно опускается на один уровень с обидчиком. Он посвящает себя негативным намерениям, вместо того чтобы нести добро.

Сочинение Что такое месть?

Человек нередко попадает в ситуации, когда считает себя или близких несправедливо обиженным. Возникает желание наказать виновных в этом, заставить их страдать морально или физически, одним словом, отомстить.

По моему мнению, месть – это действия личности по отношению к своему обидчику с целью навредить. В одном случае её можно оправдать, когда невозможен никакой другой вариант восстановления справедливости, в другом случае месть опускает человека на один уровень с его врагом.

Русская классическая литература знает немало примеров, где автор сосредотачивает внимание на мести. Одним из таких произведений можно назвать поэму М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Когда Кирибеевич, любимый опричник царя, пытается соблазнить Алёну Дмитриевну, супругу купца, Калашников не находит иного выхода, кроме как отомстить обидчику. Отстоять честь семьи купец намерен в кулачном бою, причём драться с противником он собирается до смерти одного из них. Победа над врагом оборачивается для Калашникова смертельной казнью, но герой, зная об этом, изначально не был готов идти на компромисс с опричником.

Также вопрос о мести затрагивается в другом произведении того же автора – романе «Герой нашего времени». В главе «Бэла» месть рассматривается как традиционное явление культуры горцев. В таком контексте месть не просто внезапно вспыхнувшее желание насолить врагу, а необходимость, обусловленная традициями народа. На примере Казбича читатель может узнать о кодексе чести горца. Герой мстит за кражу любимого коня, как самого ценного атрибута кавказского мужчины, убивая отца Бэлы. Кроме того, похитив и убив саму Бэлу, он мстит инородцам: нельзя, чтобы кавказская девушка досталась мужчине не её кровей.

Примеры из вышеуказанных произведений подчёркивают мысль о том, что месть всегда сопряжена с желанием наказать противника с помощью вредоносных действий. Это не всегда лучший выход из ситуации, но порой героя толкает на это не только собственный горячий нрав, но и традиции, социум, сами обстоятельства. Порой только с помощью мести человек рассчитывает добиться справедливости в волнующем его вопросе.

Последствия мести с примерами из литературы

Во многих произведениях зарубежной и русской литературы встречаются сюжеты о человеческой мести. Но я хочу рассмотреть на примере пословиц и притч, что говорит об этом чувстве народная мудрость.

Есть хорошая японская пословица: «если идешь мстить, готовь могилу и себе». А вот русские пословицы: «у мести нет чести»; «лесть да месть дружны». Оказывается, умение прощать расценивается как мудрость и правда.

Чувство мести губит не только душу, но и саму жизнь. Из истории мы знаем, что кровная месть разоряла целые семьи, роды.

Желание мстить вызывает уязвленная гордыня, обида за нанесенное оскорбление, ущерб. Оскорбленный человек думает, что своей местью он восстанавливает справедливость. Страстно желая справедливости, он днем и ночью в своем воображении рисует картины, как он будет наказывать обидчика. Мстительное чувство буквально сжигает человека, лишая его радостей жизни. Уязвленный носит в себе обиду и желание отомстить, как камень на сердце или змею за пазухой.

Часто месть лишает даже разума. Об этом есть много притч. Один пастух обидел своего соседа, и тот не смог это простить. Пастух уводил скотину пастись в отдаленное безлюдное место. И там темной ночью обиженный сосед стал копать глубокую яму в надежде, что днем туда упадет и переломает себе ребра или сам пастух, или корова, или овца. Выстраивая в своем воображении картины, как будет мучиться пастух, сосед продолжал копать, не замечая, что выкопал уже настолько глубокую яму, что сам из нее уже не может выбраться.

В другой притче рассказывается, как обиженный человек купил гадюку и спрятал к себе за пазуху, чтобы никто не видел. Его задумка состояла в том, чтобы при встрече с обидчиком сунуть ему гадюку. Но встреча с ним состоялась не скоро, так что обиженный был весь искусан сам, но продолжал носить с собой гадюку, так ему нравился его план мести. Когда же наконец встреча состоялась, и гадюка укусила обидчика в руку, то вскричал от боли обиженный, а не обидчик. Укушенный в руку человек недоумевал, почему тот кричит, ведь змея укусила не его. Тогда мститель расстегнул рубаху и показал свои раны. И кто в результате пострадал больше?

Гадюка – это очень хороший образ, метафора желания мстить, потому что эта гадюка, мстительное чувство, жалит не только тело, но, самое главное, она отравляет ядом сердце.

Какие чувства сродни мести? Ненависть, злоба. Ни одно хорошее дело не рождалось от этих чувств. А что противоположно мести? Прощение, великодушие, доброта. Сколько хорошего выросло на почве этих добрых чувств!

Также читают:

Картинка к сочинению Месть

Популярные сегодня темы

Каждая сказка В. В. Бианки – небольшая история, иногда напоминающая жанр басни. Кроме того, в конце произведения читатель мысленно делает вывод, анализируя прочитанный текст.

По сегодняшний день произведение на сатирическую тему под названием «Недоросль», написанное Денисом Ивановичем Фонвизиным осенью 1782 года является актуальным для нынешнего поколения.

Здравствуй, моя любимая мамочка! В этом письме я хочу рассказать о своих теплых и искренних чувствах к тебе. У меня не всегда получается передать это на словах, но ты и без слов всегда меня понимаешь

В данном произведении показано много ярких и интересных персонажей, однако, одним из центральных – является образ Хлестакова. Благодаря его поступкам, становится возможным разглядеть личность героя.

Папу Карло знают как добродушного папу деревянного мальчика по имени Буратино. Он – старый шарманщик, из друзей которого только пьяница Джузеппе, который и подарил ему полено, впоследствии ставшее самой известной куклой в городе.

Сочинение Что такое месть

Месть как говорят, блюдо холодное. Ну то есть применить ее желательно по прошествии какого-то времени. Но надо ли это делать вообще? Я думаю, что нет.

Месть это то, что убивает в нас все доброе и светлое, все человеческое. Человек рождается добрым и хорошим, а месть этому противоречит. Конечно, иногда мы все задумываемся, как сладко послевкусие победы, победы в мести. Но стоит ли оно того? Некоторые люди годами вынашивают в себе мысль отомстить, они живут ради этого, это становится их смыслом жизни, но они думают, что они хозяева положения. Я считаю, что как раз они – заложники. С каждым днем их война с другими людьми завладевает их жизнью и не дает отступить даже если такие моменты проскальзывают, что-то толкает их на это.

Как остаться человечными? Не мстить. Я считаю, что любой плохой поступок рано или поздно найдет своё месть, но в виде кармы. Все бумерангом возвращается, нам это говорят и мамы, и папы еще с детского сада. Можно оставаться в стороне и просто наблюдать за тем, кто сделал тебе больно.

Но от мести откажется только сильный, умный, мудрый, умеющий прощать и отпускать человек. Вам нужно понять, что вокруг столько всего интересного, кроме ваших мыслей о мести. Не нужно создавать себе лживых причин для существования, найдите действительно важное, чем можно увлечься, чем можно заполнить все свои думы, будьте добрее. Вы спустя время поймете, что сделали все правильно. Только вы отошли в сторону и вас это не заденет никаким образом. Если вы полезете в эту трясину, будет только хуже, но вы кстати можете провалиться со своей местью. Учитесь прощать, каждый понесет наказание, учитесь быть добрым, вы сами для себя это делаете, а не для других, это ваша совесть должна быть чиста, для вас же. Учитесь быть мудрым и сильным, отпускать обиды, просто перешагнуть и дать всему этому самотек.

Как говорят, на ваших руках грязь останется, а до другого может не долететь. Оно вам надо? Я думаю, что нет. Тогда зачем утопать в этом болоте самому? Самого себя топить безжалостно и ждать, ведь все возвращается бумерангом, в том числе и месть.

Конечно, иногда слишком тяжело и больно и месть приобретает краски спасения. Множество новостей страшных, где родители теряют ребенка и их смысл жизни – отомстить. А если они отомстят? Смысл жизни прекратится? Не создавайте вокруг себя воздушных смыслов, просто живите наслаждаясь жизнью, мы все попадем туда, где суд неизбежен, где каждый понесет то, что заслужил.

Помните, вы делаете все для себя. Мстите для себя, прощаете для себя, отпускаете что-то, чтобы вам было легче на душе. Хотели бы вы плохого исхода для себя? Думаю, нет.

Сочинение 2

Я думаю, что многое толкает человека на это… И собственные чувства, и реакция окружающих, и даже традиции.

Конечно, если человек обижен, то ему больно – и вот он пытается убрать эту боль. Ему кажется, что если он сделает другому больно, то ему станет лучше. Иногда это срабатывает, но иногда – нет.

Чувство справедливости! Тут человек считает, что с ним несправедливо получилось, а если виновные есть, то нужно восстановить баланс. Понятно, когда борются с другими людьми, но иногда виновны силы природы. Я слышал, что однажды наказали реку – её отстегали кнутом. То есть это кажется полным бредом, но человеку, наверное, стало легче. Или тогда считали реку одушевленной, тогда это имеет смысл… В общем, сейчас это точно смотрится странно! Я вот хотел гулять, собрался, а вдруг дождь, поэтому я из ружья по тучам! Месть такая… Тут главное – не попасть в самолёт какой-нибудь. И чтобы в сумасшедший дом не забрали.

Ещё могут родные и знакомые говорить, что нужно отомстить, что нельзя так оставить. Реже будут говорить о том, что нужно смириться и простить… Хотя в церкви должны так сказать! Там считают, что мстить нельзя, что всё не просто так происходит. Раз получилась так, то ты заслуживал, а несправедливостью всё только кажется. И вообще, без нас разберётся сама жизнь – накажет и наградит.

Читайте также:  Сочинение на тему Дисциплина. Что такое дисциплина рассуждение 7, 9 класс

Хотя во многих странах всё не так. И религия разрешает наказывать. За некоторые поступки могут и камнями побить. И само государство тоже поддерживает идею мести.

Ещё я знаю, что в древнем обществе ещё хуже было. Там за проступок могли наказать весь род. Тех, кто никакого отношения не имеет к ситуации. Например, совершил мой троюродный дядя преступление, так и меня могут наказать из-за него! Хотя я его сто лет не видел, а живёт он в другом городе. Тогда логично, что нужно следить очень за своей семьей – даже дальними родственниками.

После решили, что отвечает только «преступник». Око за зуб… А моральный ущерб? Тут я не понимаю… Его тоже ведь нужно обязательно возместить. Преступник отдаст сам мне сто рублей, но это не то же самое, что он их у меня украл. Вдруг они мне как раз в тот момент нужны были?

Всё-таки, самое трудное, но правильное, наверное, – прощать. Не тратить энергию на планы мести, на обиду, которую хранишь. Она затихла бы, возможно, а ты ведь её поддерживаешь, чтобы мстить было приятней. Застреваешь в этой ситуации, а лучше двигаться дальше, но не повторять ошибок.

Что такое месть

Популярные сочинения

Александр Андреевич Иванов был сторонником академизма, признан был при жизни. Он слыл трудолюбивым, жил скромно. Его главной темой для творчества была библия, истории их неё.

В произведение Казакова Юрия Павловича Тихое утро Яшка является главным героям. В основе этого рассказа лежит реальная ситуация из жизни. Яшка спасает своего друга, Володю

Произведение посвящено силе любви, в которую верит автор. Построив идеальный образ человека, всецело отдавшегося именно ей, автор показал несовместимость его с обществом обычных людей и закономерный трагический конец.

Вариант №24

Сочинения к варианту №24 ОГЭ по русскому языку “36 вариантов. И.П. Цыбулько”.

(1)Это было на пятый день моего пребывания в доме дяди. (2)Все собрались в столовой, только Жоржа не было.
— (З)Где Жорж? — спросила тётя, обращаясь к Матильде Францевне.
(4) И вдруг в эту самую минуту Жорж, как ураган, ворвался в комнату и с громкими криками бросился на грудь матери.
(5) Он ревел на весь дом, всхлипывая и причитая.
— (6)Что случилось с Жоржем? — спрашивали все в один голос.
(7) Наконец Жорж выговорил прерывающимся от рыданий голосом:
— Филька пропал.
(8) Все разом заахали и засуетились. (9)Филька — это была сова, которую дядя привёз однажды, возвратившись с пригородной охоты, и эта птица очень напугала меня в первую ночь моего пребывания в новом доме.
(Ю)Филька пропал? (11)Как?
(12)Но Жорж ничего не знал. (13)Филька жил со дня своего появления в большой кладовой, куда входили очень редко и куда сам Жорж являлся два раза в день, чтобы накормить Фильку сырым мясом и подрессировать его на свободе. (14)И вдруг — Филька пропал!
(15)Все принялись за поиски Фильки. (16)Только Жюли и меня отправили учить уроки.
(17) Лишь только мы остались одни, Жюли сказала:
— А я знаю, где Филька!
(18) Я подняла на неё глаза, недоумевая.
— (19)Я знаю, где Филька! — повторила девочка. — (20)Это хорошо. — неожиданно заговорила она, задыхаясь, — это очень даже хорошо. (21)Жорж мне сделал гадость, а у него пропал Филька.
(22)Тут мне разом припомнилась одна сцена, и я поняла всё. (23)В тот день, когда Жюли получила единицу за урок, дядя был в очень дурном настроении. (24)Жюли, боясь, что ей достанется, попросила Матильду Францевну не говорить о её единице, и та обещала. (25)Но Жорж не выдержал и нечаянно или нарочно объявил во всеуслышание за вечерним чаем:
— А Жюли получила кол!
(26)Девочку наказали. (27)И в тот же вечер, ложась спать, Жюли погрозила кому-то кулаками (я зашла в эту минуту случайно в их комнату) и сказала:
— Ну уж я ему припомню за это.
(25) И она припомнила — на Фильке. (29)Филька исчез. (ЗО)Как и куда могла маленькая двенадцатилетняя девочка спрятать птицу, этого я угадать не могла.
— (31)Жюли! (32)3ачем ты сделала это? (ЗЗ)Куда ты дела Фильку? — спросила я, когда мы вернулись в классную.
— (34)Я? — вскричала она. —- (35)Да ты с ума сошла! (36)Я не видела Фильки.
— (37)А зачем же ты. — начала я и не закончила.
(38)Дверь широко распахнулась, и Матильда Францевна, красная, как пион, влетела в комнату.
— (ЗЭ)Воровка! (40)Преступница! — грозно закричала она и потащила меня куда-то.
(41)Кладовая. (42)Там стоят тётя Нелли, Ниночка, Жорж, Толя.
— (43)Вот! (44)Я привела виновную! — торжествующе вскричала Матильда Францевна.
(45)Тут я увидела небольшой сундучок и в нём распростёртого на дне мёртвого Фильку. (46)Сова лежала, широко распластав крылья и уткнувшись клювом в доску сундука. (47)Должно быть, она задохнулась в нём от недостатка воздуха.
— (48)Что это такое? — спросила я.
— (49)И она ещё спрашивает! — взвизгнула гувернантка.
— (50)Я ни в чём не виновата! — произнесла я тихо.
— (51)Не виновата! — произнесла тётя Нелли. — (52)Жорж, кто, по-твоему, спрятал сову в ящик? — обратилась она к старшему сыну.
— (53)Конечно, она, — произнёс он уверенным голосом. — (54)Филька напугал её тогда ночью. (55)И вот она в отместку за это.
(56)Я стояла, ничего не понимая. (57)Меня обвинили — ив чём же? (58)В чём я совсем не была виновата.
(59)Я снова взглянула на тётю Нелли и не узнала её лица. (бО)Всегда спокойное и красивое, оно как-то подёргивалось в то время, когда она говорила:
— Девочка неисправима. (61)Надо наказать её. (62)Пойдёмте, дети.
(63) И, взяв младших за руки, вывела их из кладовой.
(64) На минуту сюда заглянула Жюли. (65)Я взглянула на неё умоляющими глазами:
— Жюли! (66)Ведь ты знаешь, что я не виновата. (67)Скажи же это.
(68)Но Жюли ничего не сказала, повернулась и исчезла за дверью. (69)А меня должны были позорно наказать.

(По Л. А. Чарской*)
* Чарская Лидия Алексеевна (1875-1937) — русская детская писательница, актриса.

Известный лингвист Виктор Владимирович Виноградов совершенно справедливо заявлял: «Формы словесного творчества дают возможность наглядно представить грамматическое и лексическое богатство речи». Это мнение можно подтвердить на примере текста Лидии Алексеевны Чарской.

Грамматическое богатство речи в тексте писательницы представлено очень широко. Например, перечитаем предложение 9: «Филька – это птица, которую дядя привёз однажды, возвратившись с пригородной охоты, и эта птица очень напугала меня в первую ночь моего пребывания в новом доме». Здесь удивительно обширная информация представлена в сжатой форме: подлежащее и сказуемое, выраженные существительными, помогают кратко познакомить нас с предметом речи; сложноподчинённое определительное предложение, осложнённое деепричастным оборотом, даёт представление о том, кто и откуда привёз птицу в дом, а сложносочинённое предложение с соединительным союзом позволяет рассказчику поведать о своей первой встрече с Филькой.

Лексическое богатство речи также восхищает. Если обратить внимание на предложение, описывающее неожиданное появление взбешённой гувернантки, то мы можем в этом убедиться: «Дверь широко распахнулась, и Матильда Францевна, красная, как пион, влетела в комнату». Сочетание слов «широко распахнулась» рисует картину, полную экспрессии; сравнение «как пион» даёт представление о том, как выглядит человек в состоянии крайнего душевного возбуждения, а метафора «влетела» помогает понять, насколько стремительно было движение персонажа. В результате мы легко получаем образ нервозной, напряжённой, из ряда вон выходящей ситуации.

Текст Лидии Алексеевны Чарской помог нам убедиться в правоте утверждения известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: творческая словесная деятельность наглядно демонстрирует богатые грамматические и лексические речевые возможности.

Финал текста Лидии Алексеевны Чарской открытый: «Но Жюли ничего не сказала, повернулась и исчезла за дверью. А меня должны были позорно наказать….». Это говорит о многом: о предстоящей расправе над невинной жертвой, а главное – о судьбе виновницы этой расправы, которой предстоит жить дальше с грузом совершённой подлости на своей совести. Что страшнее?

О том, что Жюли уже имеет проблемы в своей жизни, мы можем узнать из предложения, в котором говорится о поведении девочки после полученной единицы за урок: «Жюли, боясь, что ей достанется, попросила

Матильду Францевну не говорить о её единице, и та обещала». Рисуется перед нами образ нелицеприятный – глупая и трусливая девчонка.

А ещё ужаснее – это мстительность, ведь Жюли совершила подлость в отместку за то, что Жорж сказал всем о её единице, об этом мы читаем в предложении 26: «…Ну уж я ему припомню за это…». Подумать только: убить птицу, только чтобы отомстить за то, в чём сама и была виновата!

Когда наказывают невиновного, это, конечно, несправедливо и обидно, но когда-нибудь всё забудется. А тому, кто убил живое существо и свалил свою вину на другого, не позавидуешь, потому что за такие дела обычно наказывает сама судьба. И ужасно наказывает – всё впереди. Вот на что намекает нам открытый финал текста.

Нравственный выбор – это поступок, в основе которого лежат представления о том, что хорошо, а что плохо. Бывает ужасно, когда люди думают, что хорошо должно быть только им, а если кто-то или что-то против них, то это – плохо. Такие люди способны мстить, а месть опасна тем, что страдают все, кто находится рядом, а сами виновники зла обречены на вечное одиночество и презрение.

В тексте Лидии Алексеевны Чарской говорится о девочке, которая имела именно такие жизненные ценности: хорошо – это когда ей удаётся избежать наказания, а плохо – это когда ей в этом мешают. Она задумала месть Жоржу, рассказавшему о её единице, после чего последовало наказание нерадивой девочки. Жюли решила: «Ну уж я ему припомню за это». В результате была убита птица, которую любил Жорж, и наказана ни в чём не виновная девочка – всем плохо, одной Жюли хорошо. До поры до времени…

С ней будет примерно то же, что и в произведении Максима Горького «Легенда о Ларре». Там сын орла в отместку за пренебрежение убил девушку. Это не прошло ему даром: люди не стали ему мстить за преступление, а просто изгнали его от себя. В этом и заключалось высшее наказание – Ларре жизнь стала не мила в одиночестве.

Месть пробуждается в сердце человека, который самой высшей ценностью в мире считает самого себя. Однако мстительный человек рано или поздно останется один, так как никому не захочется стать жертвой себялюбца.

СПАДИЛО.РУ

Введение

Месть – это всегда большой соблазн для того, кому причинили боль. Ему хочется ответить более сильным ударом, поставить обидчика в те же условия. Заставить также почувствовать боль.

Проблема

Месть – это слабость. Жажда возмездия разрушает душу. Истинная сила в великодушии.

Тезис №1

«Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.»

Аргументация

Человек, которого предали испытывает тяжелые моральные муки. Предательство товарища, друга выбивает из общего ритма жизни. Но самую острую боль приносит измена любимого человека. Этой теме посвящали свои произведения многие литераторы.

В рассказе И.А. Бунина «Кавказ» офицер, которого все считали сухим и холодным, не выдерживает позора и боли. После побега жены с любовником, он стреляет в себя из двух пистолетов. Похожая судьба у Алексея Каренина – мужа Анны из романа Л.Н. Толстого.

Будучи сиротой, герой вырос с дядей – важным чиновником. Благодаря ему получил прекрасное образование. И полностью посвятил себя службе. К браку мужчина подошел ответственно, как ко всему в своей жизни. Но отсутствие эмоциональных проявлений со стороны супруга угнетало юную Анну и огорчало их маленького сына.

Когда возникают подозрения об измене, Алексей Александрович стыдится этой пошлой мысли. И просит молодую жену лишь о соблюдении внешних приличий. Но она с омерзением и слезами сознается в порочной связи.

Герой не назначает дуэли, понимая ее бессмысленность. Но и простить не может. По-своему добрый и порядочный человек в минуту обмана, унижения, предательства не смог проявить великодушия. Он уязвлен и раздавлен. Страдает сам, заставляя страдать жену.

Читайте также:  Сочинение Что такое мужество рассуждение 9 класс огэ 15.3

У постели жены, мечущейся в бреду и умоляющей о милосердии, герой прощает ее и обидчика. Открывает новые грани собственной души, такие как: доброта, сострадание, любовь, великодушие. Но единственным человеком, проявившим к нему сочувствие становится графиня Лидия Ивановна.

Отсутствие прощения Алексея, невозможность видеться с сыном, всеобщее порицание толкают Анну на страшный шаг.

Вывод

Литературный пример доказывает, что человек, который уязвлен, обижен, предан и не может проявить великодушие, на самом деле слаб, незащищен. Если бы Анна проявила участие к мужу в эти дни, искренне покаялась перед ним, трагедии бы не случилось.

Тезис №2

«Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это!»

Аргументация

Мелочность мести проявляется в героях А.П. Чехова. В рассказе «Неприятность» земский врач Овчинников ссорится с фельдшером. Григорий Иванович давно не возлюбил выпивоху помощника, которого ему навязали. Однако, сильно переживает из-за того, что ударил его прилюдно.

Михаил Захарович сам приходит вечером к доктору, просит прощения за то, что пришел нетрезвым на службу. Но врач, усомнившись в искренности, прогоняет мужчину, продолжая переживать. Все доходит до мелких кляуз друг на друга и мирового судьи. Оба измучились, что стало отражаться на работе. А ведь достаточно было сразу великодушно друг друга простить и примириться.

В рассказе «Месть» другая ситуация. Лев Саввич Турманов привык к неверности, ветрености супруги. Уже не удивляется ее интрижкам. Но, подслушав разговор, жены и приятеля, понимает, что обманывают его оба. Друг, закрутив роман с чужой женой, оскорбляет Турманова обидными словами. Тогда, как в глаза любезен, вежлив, услужлив.

Лев Саввич сильно расстроился после бала. Стал вынашивать план мести. Придумал как подставить Дегтярева под арест. Но в итоге оказалось, что не только не досадил, но и оказал услугу. Обидчик благодаря такой «мести» заработал двести рублей.

Вывод

Герои А.П. Чехова простые обыватели. Они не обладают великой душой. Их поступки совершаются под влиянием эмоций. Автор показал в этих двух рассказах всю мелочность и бессмысленность бытовой мести.

Тезис №3

«Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть»

Аргументация

Наиболее ярко эта тема освещена в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Семьи Болконских и Курагиных – антиподы в романе. Два старинных княжеских рода, но таких не похожих друг на друга. Болконские –сдержанные, интеллигентные. Им присуща фамильная гордость и твердость духа. Но внешней красотой они не отличаются. А также сторонятся светской жизни. Курагины, в свою очередь, привлекательны, горды, высокомерны, меркантильны. Им присущи эгоизм и лицемерие. Любят бывать в свете.

Случается так, что Андрей Болконский и Анатоль Курагин становятся злейшими врагами. Князь Андрей не может забыть обиду. Он продолжает любить, но в то же время ненавидеть Наташу, считая ее изменницей. И мечтает убить Анатоля. Он делится этими мыслями с Пьером. Безухов – сторонник иного мнения. Он обижен тем же родом. Элен Курагина была его женой, но изменила с Долоховым. И хотя Пьер дрался на дуэли с соперником, он жалеет об этом. И благодарит Бога, что его не убил. Граф – добрый, великодушный юноша.

Позиция Болконского меняется, когда он тяжело раненый, видит рядом искалеченного противника. Сцена ампутации ноги Курагина оказывает на него неизгладимое впечатление. Он прощает все бывшему сопернику.

Вывод

Несчастье врага превзошло ненависть героя. Андрей проявляет сострадание. Это говорит о его великодушии. Правдиво утверждение А.Дюма.

Заключение

Месть редко приносит удовлетворение. Ее не заглушить боль. Наоборот, она рождает еще большее зло. Она разрушает душу. Чтобы искоренить зло, на него необходимо отвечать добром, прощением. Только великодушие может спасти в трудной ситуации.

Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Месть и великодушие»

Направление «Месть и великодушие»

МЕСТЬ , мести, мн. нет . жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть..|| Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой . Оклеветать из мести.

ВЕЛИКОДУШИЕ мн. нет, ср. Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Великодушие — -я; ср. Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить в. В порыве великодушия.

Тезисы по направлению «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление

Месть – это сила, которая руководит действиями человека обиженного, претерпевшего жестокость и несправедливость в свой адрес. В большинстве случаев поводом для мести служат трагические события в жизни. Проявления несправедливости могут быть самыми разными и ограничиваются лишь уровнем человеческого сознания. Желание отомстить во что бы то ни стало подчас закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Жизнь сама по себе сложна, и каждый борется за нее изо всех сил, нанося в этой борьбе ближнему порой самые жестокие обиды. И немногие находят в себе силы великодушно простить, желание ответить злом на зло оказывается сильнее. И возникает вопрос: почему человек, посвящает свою жизнь тому, чтобы «наказать» другого. Наверное, большинство просто находит в своей мести успокоение, которое иногда так тяжело обрести. Возмездие доставляет наслаждение именно за счет утоления своего гнева, душевной боли. Переступить через свою боль, прервать цепь зла и не наносить обид в ответ может только поистине великодушный человек. Что такое великодушие? Если прочитать определение этого слова в любом словаре, мы увидим, что это качество трактуется как положительное, присущее сильным и мудрым людям.

Великодушие – это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Это качество характера, которое выражается в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Издавна все ценили и уважали великодушных людей как тех, у кого есть большое любящее сердце. Даже само это слово сложное, оно состоит из двух частей: “великая душа”. Какого человека можно назвать великодушным? Великая душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен быть благородным по отношению к своему обидчику. Великодушный человек не злопамятен, он умеет прощать и принимать несовершенство людей, умеет жертвовать своими интересами. Ребенок, который чувствует любовь родителей, видит их великодушные поступки, может стать таким в будущем. Быть великодушным очень сложно, и человек, который научится думать не только о себе, но и о других, получит любовь и уважение всех вокруг. Понятия «мести» и «великодушия» диаметрально противоположны, но зачастую в литературных произведениях они проявляются в поступках одного и того же героя.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский» В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова» В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Н.В.Гоголь «Страшная месть» В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок – бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.

В.А.Закруткин «Матерь человеческая» Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.

А. И. Куприн. «Поединок». Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

Л. Н. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее Толстого главному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость. Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни – то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – . та любовь, которую проповедовал Бог на земле. ». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.

Читайте также:  Сочинение на тему Малодушие 9 класс

Цитаты и афоризмы про великодушие и месть:

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу

Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка

Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен

Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо

Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский

Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

«Месть — это блюдо, которое нужно есть холодным» Английская пословица.

«Месть — это слабых душ наследство. В груди достойного ему не место» (Карл Кёрнер). «Сладчайшая месть — это прощение» (Исраэл Фридман).

«Справедливость всегда приправлена щепоткой мести» (Жорж Вольфром).

«Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести» (Сенека). «Месть сладка, но не слишком питательна» (Мейсон Кули).

«Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении» (Фукидид).

«Месть и великодушие» аргументы к сочинению

Список аргументов из литературы по направлению «Месть и великодушие» для сочинения в 11 классе.

Аргументы по направлению «Месть и великодушие» :

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой, когда узнает, что девушка увлеклась молодым человеком Анатолем Курагиным. Он делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». Но все же при встрече перед смертью смог проявить великодушие и простить девушку, чувства которой к нему оказались искренними и пылали с еще большей силой.

М. Горький «На дне»

В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

А.И. Куприн «Поединок»

В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, не смотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.

Другие аргументы из повести Капитанской дочки смотри здесь.

А.С. Пушкин «Пиковая дама»

Желая быстро разбогатеть, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

А.С. Пушкин «Дубровский»

  • В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

    В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

  • Ссылка на основную публикацию