Сочинение рассуждение Зачем нужна пунктуация? 9 класс

Разработка урока в 9 классе “Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»”
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингвистики, но и коммуникативную компетенцию (способность создавать связный текст, логически выстраивать высказывание, аргументировать, делать выводы). Этот сравнительно новый на экзамене вид задания вызывает немало трудностей у девятиклассников.

Мною разработан мастер-класс «Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?», который поможет учителям-словесникам и учащимся лучше подготовиться к ГИА. В нем используется разработанная таблица «Функции знаков препинания в русском языке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Polgotovka_k_lingvisticheskomu_sochineniyu_zachem_nuzhna_punktuaciya.doc49 КБ
Tablica_-_Funkcii_znakov_prepinaniya_v_russkom_yazyke.doc49.5 КБ
Prezentaciya.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингвистики, но и коммуникативную компетенцию (способность создавать связный текст, логически выстраивать высказывание, аргументировать, делать выводы). Этот сравнительно новый на экзамене вид задания вызывает немало трудностей у девятиклассников.

Мною разработан мастер-класс «Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?», который поможет учителям-словесникам и учащимся лучше подготовиться к ГИА. В нем используется разработанная таблица «Функции знаков препинания в русском языке».

Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?» (из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №2 г. Новокубанска Сотиной Ирины Викторовны, победителя конкурса «Лучший учитель РФ 2006 г.»)

Цели и задачи урока:

Развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенцию учащихся в следующих направлениях:

Языковая и лингвистическая компетенция: обобщить знания учащихся о системе знаков препинания как особой части графической системы русского языка, их функции в письменной речи, обратить внимание на то, что графика и входящая в нее система знаков препинания являются частью национального культурного наследия. Сохранение этой системы является неотъемлемой частью сохранения национальной письменной культуры.

Коммуникативная компетенция: совершенствовать навык грамотного письма, совершенствовать умение создавать текст- рассуждение на лингвистическую тему.

Комбинированный урок: знакомство со знаками препинания, пунктуационный анализ текста, комплексный анализ текста.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point, тексты для анализа, справочный материал (таблицы).

Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам.

Знакоположение грамоты, письма заключает в себя знаки письменные, или буквы, и знаки препинания.

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего.

I Организационные момент

II Вступительное слово учителя о теме, целях и задачах урока.

«Сегодня на уроке мы вспомним, что такое пунктуация, узнаем, когда появились знаки препинания в письменной речи, обратим внимание на их важную роль в нашем письме, проанализируем текст с точки зрения пунктуации. Все это вам поможет подготовиться к созданию лингвистического сочинения «Зачем нужна пунктуация?», которое предлагается в качестве тренировочного варианта экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации».

III. Словарная работа.

Знаки препинания – знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменности, которые не могут быть выражены буквами.

Интонация (от лат. intonare – громко произносить) – это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоциональной экспрессивной окраски.

Пунктуация (от лат. punktum – точка)

  1. Собрание правил постановки знаков препинания. Русская пунктуация.
  2. Расстановка знаков препинания в тексте. Ошибочная пунктуация.
  3. То же, что знаки препинания.

Сегментация – деление речевого потока на составляющие его отрезки или элементы.

Корректор – работник издательства, исправляющий ошибки на оттиске типографского набора.

IV. История знаков препинания? (Сообщение ученика и презентация.)

V .Беседа по вопросам:

– какие знаки препинания вам известны? Сколько их?

– на какие группы можно разделить знаки препинания?

– какие знаки являются разделяющими?

– какие знаки являются выделяющими?

VI .Работа по таблице «Функции знаков препинания в русской речи»

«Русская пунктуация строится на синтаксической основе, основные пунктуационные правила отражены в таблице «Знаки препинания» (рассмотреть таблицу). Но это не значит, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняется ей: структура предложения сама обусловлена смыслом высказывания (обратимся к эпиграфам).

Есть случаи, когда знаки препинания ставятся не по правилам. Например:

Ходить долго – не сможет. Ходить – долго не сможет.

СМЫСЛ +СТРОЕНИЕ+ИНТОНАЦИЯ – вот формула, по которой мы расставляем знаки препинания. Безусловно, нужно учитывать пунктуационные правила. Но еще существует и ненормативная пунктуация (авторская). Такая пунктуация помогает писателю передавать мелодию фразы, выделить то, что считает он главным (слова А.П. Чехова в эпиграфе). Авторские знаки препинания применяются лишь в пределах общепринятых значений и функций».

VII. Выразительное чтение и анализ текста К.Симонова

2. Беседа по вопросам:

– понятен ли вам текст?

-какова главная мысль текста? (выполнение заданий А1, А2)

-какие знаки препинания помогают автору передать смысл, выразить свое эмоциональное состояние?

-для чего используются вопросительный, восклицательный знаки и тире?

3 .Лингвистический эксперимент. (Анализ текста без знаков препинания )

4 Составление и заполнение таблицы об употреблении знаков препинания в тексте К.Симонова.

5. Знакомство с фрагментом из книги К. Паустовского «Золотая роза».

– Знаки препинания – это сложная система, которая складывалась веками. Мы должны уважительно относиться к культурному наследию.

– Пунктуация строится не только на синтаксической основе, но и обусловлена смыслом высказывания.

-Знаки препинания ставятся в соответствии с пунктуационными нормами.

– Авторские знаки препинания создают эмоциональный строй речи.

IX Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?»

Список использованной литературы.

  1. Большая советская энциклопедия. – М.: СЭ, т.10
  2. Волина В.В. Веселая грамматика. – М: Знание, 1995.
  3. ГИА -2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме/авт. – сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2009-(ФИПИ)
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Кн. Для уч-ся ср. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Кничина М.П., Коротченкова Л.М. Русский язык: 9 класс. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме. – Саратов: Лицей, 2009.
  6. Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

(1) Говоря о любви к Родине, мы часто вспоминаем старину, свою историю. (2) А разве может быть иначе?

  1. Мне, например, непонятно, как можно любить Родину, не испытывая и инстинктивного, и осознанного интереса к ее прошлому, к ее истории, к тому, из чего и как сложилось все то, что сейчас входит для тебя в это понятие — Родина.
  2. Только надо, чтобы история была в нашем сознании действительно историей. (5) Нельзя выковыривать из нее только изюминки, как пятилетний ребенок из булки.

(6) Как мне не хотелось в юности вспоминать про какую-нибудь Цусиму! (7) Как хотелось задним числом, чтобы русско-японская война состояла из одной геройской гибели “Варяга”! (8) Но что поделаешь — да, и Цусима была в истории страны, которая через двенадцать лет после этой самой Цусимы совершила повернувшую всю историю человечества Октябрьскую революцию, и вынесла гражданскую войну и интервенцию, и устояла перед всеми силами старого мира.

(9) Не все легко вспоминать в своей истории. (10) Но как без этого? (11) Как без полного знания всего, что было в истории, понимать душу своего народа, меру его стойкости, запас его нравственных сил?

(12) Да, вся история твоей Родины принадлежит тебе! (13) И Ледовое побоище — твое, и Куликовская битва — твоя. (14) Но и горькая битва на Калке — тоже твоя. (15) И разорение русской земли — твое. (16) Ты, сын своего народа, должен знать и помнить все!

(17) Конечно, мои чувства русского человека — обычно на стороне моих предков. (18) Переносясь своими мыслями в те давние исторические времена, я молюсь о победе Александра Невского над ливонскими рыцарями, и хочу оборонять от супостатов осажденную польскими полками Троице-Сергиеву лавру, и готов вместе с Багратионом отдать жизнь на Бородинском поле.

  1. Но, переносясь своими чувствами в историю, я не могу сочувствовать Суворову, берущему в плен Костюшко, или желать победы русскому оружию в той битве 1849 года, где будет растоптана независимость Венгрии во имя великодержавных обязательств, данных российским императором австрийскому.

(20) Воспоминания об истории своего народа дают огромный простор чувствам. (21) Но на этом просторе не должно быть места одному чувству — исторической нечуткости по отношению к другим народам, к их истории, к самым разным ее, в том числе и горьким, страницам. (КМ. Симонов)

А1 Какая мысль является главной в тексте?

  1. Интерес к историческому прошлому испытывает далеко не каждый.
  2. В истории страны не должно быть белых пятен — только в этом случае можно понять душу народа.
  3. Русский человек, конечно, будет интересоваться историческими страницами прошлого.
  4. Вспоминая о прошлом и анализируя его, человек по-другому начинает чувствовать и мыслить.

А2 Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

  1. Мы должны знать все, что было в истории нашей страны.
  2. Мы должны помнить и хранить в своей памяти только героические события своего исторического прошлого.
  3. Только память обо всех, трагических и героических, страницах истории даст возможность постичь душу народа.

Говоря о своей истории, нельзя не испытывать уважения к прошлому не только своего, но и других народов.

B3 Найти предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

B4 Указать номера предложений с вводным словом.

B5 Укажите номера предложений с однородными членами.

Сочинение рассуждение Зачем нужна пунктуация? 9 класс

Сочинение – рассуждение 15.3 на тему Зачем нужна пунктуация

  • Страница 1 из 1
  • 1
BigBoyДата: Среда, 24.01.2018, 15:14 | Сообщение # 1


Сочинение – рассуждение 15.3 на тему Зачем нужна пунктуация

Основной Государственный Экзамен 2017-2018 учебный год. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. Школа России. 21 век

Здесь мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2018. Данное эссе или готовое школьное сочинение – рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на экзамене ОГЭ-2018. Все сочинения и изложения включают в себя вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитаь краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению – изложению.

Скачать бесплатно несколько вариантов экзаменационных сочинений

ОГЭ-2018 готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена. 9 класс

Скачать бесплатно аргументы из литературы для сочинения на экзамене

Скачать бесплатно ответы на задания ОГЭ 2018 Русский язык Цыбулько И.П.

Скачать бесплатно без регистрации проект – презентацию на тему: Зачем нужна пунктуация ?

Задание к сочинению ОГЭ:

15.3 Как вы понимаете значение фразы: Зачем нужна пунктуация ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Зачем нужна пунктуация

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Зачем нужна пунктуация ? Как написать мини сочинение с планом

Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.

Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.

9 образцов сочинения на лингвистическую тему “Зачем нужны знаки препинания?”

9 образцов сочинения на лингвистическую тему “Зачем нужны знаки препинания?”

Пожалуй, наибольшие затруднения у 9-классников вызывают задания С2.1 и С2.2 экзаменационного теста – написание сочинения-рассуждения.
Данная статья содержит 9 образцов сочинения на тему “Зачем нужны знаки препинания?” Прочитайте их внимательно. Обратите внимание на вступление, аргументы, заключение. Как говорят, лучше один раз увидеть.

Образец 1
Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, счи­таю, что без знаков препинания обойтись невозможно.

Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков за­вершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, вы­раженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между одно­родными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).

Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утверди­тельного высказывания (Люди слушали вни­мательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предло­жении 25 многоточие указывает на интона­цию незавершенности.

В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

Вот и в тексте В. Крапивина знаки препи­нания помогают передать смысл. В предло­жении 22 (Хотя. посмел бы он?) многото­чие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начина­ет сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.

Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.

Образец 2
Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.

Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.

Образец 3
Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К. Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

Образец 4
Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

Образец 5
Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?

Русская пунктуация очень значима и экспрессивна. Возьмём обыкновенную запятую. Кажется, самый простой знак. А она может перечислять, выделять, разделять. Например, в предложении (№…) она выделяет обособленное определение, обособленное обстоятельство, вводное слово. В предложениях (№….) разделяет однородные члены; в предложении (№…) отделяет простые предложения в составе сложного.

Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, в предложении (№…) восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы внимания, как красив, выразителен единственный листочек дерева.

Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным образом:
Дайте полные неба речные затоны,
В острых искорках звёзд,

И откосы крутые,
Я в полях предвечерних травинки не трону,

Лишь помечу кой-где запятые…

Риторический вопрос (№…) заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором. Как правило, риторический вопрос не требует ответа.

Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

Образец 6
Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении (№. ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( №. ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Образец 7
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без пунктуационных знаков. Они стали настолько привычны для нас, что иногда мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем роль пунктуации в письменной речи огромна.
Знаки препинания могут выполнять разделительную, выделительную, интонационную, смысловую функции. Для текста К. Паустовского характерно разнообразие пунктуационных знаков. Например, точка – это знак разделения. С помощью неё в конце предложений 1, 2, 3, 4, 5 и др. автор показывает границу между высказываниями.
Очень важна выделительная функция знаков препинания. Так, в предложении 3 с помощью запятой выделено вводное слово «пожалуй», а в предложении 24 – вводное слово «может» и уточняющее обстоятельство «под молоденькой сосной».
В заключение хотелось бы сказать, что Антон, конечно же, прав: без знаков препинания действительно обойтись невозможно.

Образец 8
Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. На мой взгляд, на письме без знаков препинания обойтись невозможно.
Так, например, восклицательный знак выполняетинтонационную функцию. Примером могут служить предложения 21, 22, 28. В них с помощью восклицательного знака передаётся эмоциональное состояние говорящего.
Кроме того, одной из самых распространённых функций знаков препинания является разделительная функция. В предложении 2 запятая разделяет части сложносочинённого предложения, а в предложении 20 – однородные сказуемые.
Многообразие функций знаков препинания позволяет сделать вывод о том, что пунктуация очень важна в письменной речи.

Образец 9
Трудно не согласиться с мыслью Антона о том, что без знаков препинания на письме не обойтись, потому что они выполняют разные функции и помогают понять смысл написанного.
Разделительная функция пунктуационных знаков является, безусловно, одной из самых распространённых. Она характерна для знаков конца предложения, а также для запятой, двоеточия, тире. В предложении 31 из текста К. Паустовского двоеточие разделяет ряд однородных подлежащих и обобщающее слово.
Выделительная функция тоже не менее важна. Её часто могут выполнять запятая и тире. Так, например, с помощью двойного тире в предложении 11 оформляется вставное предложение. В предложении 5 запятые выделяют обособленное определение «рождавшейся в тайниках сознания», выраженное причастным оборотом.
Таким образом, пунктуация – это действительно важный раздел языкознания, роль которого в письменной речи огромна.

Сочинение рассуждение Зачем нужна пунктуация? 9 класс

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Материалы к сочинению на лингвистическую тему – Зачем нужна пунктуация?

Сочинение 16

Зачем нужна пунктуация?

До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания – это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина?

В предложенном отрывке нахожу все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак, восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки. Остановлюсь на самых распространенных.

Во-первых, в конце почти всех предложений стоит точка – знак препинания, который ставится в конце повествовательного предложения. Например, предложение 5 «Одного с Кинтелем возраста».

Во-вторых, в конце текста неоднократно используется многоточие. Например, в предложении 22 «Хотя … пошёл бы он?». Этот знак в данной ситуации передаёт недосказанность, недоговорённость. А в предложении 28 «И долго еще слышал скрипку…» многоточие указывает на скрытый смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.

Таким образом, знаки препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи.

Поделись с другом в социальной сети

В помощь пишущему сочинение «Зачем нужна пунктуация» Варианты вступлений к сочинению

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

В помощь пишущему сочинение «Зачем нужна пунктуация»

Варианты вступлений к сочинению

«Для чего нужны знаки препинания».

На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении №. <Но как он преподносил. ) обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Восклицательный знак предаёт восхищение автора.

Многие обнаруживают непонимание роли пунктуации в литературном языке и плохое знание и понимание пунктуационных правил.

Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной жизни, недопустимо для человека любой профессии.

Зачем нужна пунктуация? Пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами для этого воспользоваться.

В устной речи мы делаем расстановки, меняем голос, одни слова и предложения произносим с большим напряжением голоса, нежели другие. Всё это на письме изображается знаками препинания. Без них нельзя прочитать текст правильно, внятно и с верным выражением мыслей и чувств пишущего.

Знаки препинания нужны в письменной речи, так как они способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть от другой. Также они выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему.

Известно много случаев, когда только постановкой того или иного знака препинания можно показать, каков характер предложения или каковы взаимоотношения между частями предложения. Например: «Казнить, нельзя помиловать!», «Казнить нельзя, помиловать.».

Варианты заключений к сочинению «Для чего нужны знаки препинания».

Таким образом, пунктуация занимает важное место в письменной речи, потому что подчеркивает, более точно выражает мысли и чувства пишущего.

Таким образом, (следовательно) выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

Так что знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Итак, если бы знаки препинания отсутствовали в тексте, то разобраться в нём было бы невозможно.

Вступление. Знаки, которые ставятся в письменной речи между словами или группами слов, называются знаками препинания. Они помогают понять смысловые взаимоотношения между частями и членами предложения. Без них нельзя читать текст правильно, внятно и с верным выражением мыслей и чувств автора.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания.

(1 )Например, в предложении (п) запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения.

(2)Например, в предложении (п) запятая разделяет однородные члены.

Например, в предложении (п) запятая отделяет простые в составе сложного.

Например, в предложении (п) она выделяет обособленное определение (вводное слово).

(1)Например, в предложении (п) точка обозначает конец предложения, не заключающего в себе ни прямого вопроса.

(2)Например, в предложении (п) точка обозначает конец предложения, в котором заключается описание (сообщение, рассуждение о чём-либо).

(1)Например, в предложении (п) многоточие обозначает незаконченное высказывание.

(2). .указывает на неожиданный переход от одной мысли к другой.

(3). указывает на то, что приводимое перечисление может быть продолжено. (4),. ставится при перечислении слов с нераскрытым содержанием. Вопросительный знак.

Очень экспрессивный вопросительный знак.

(1)Например, в предложении (п) вопросительный знак заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором.

(2).. в предложении (п) вопросительный знак обозначает риторический вопрос, который не требует никакого ответа.

(1)Например, в предложении (п) восклицательный знак передаёт восхищение (восторг) автора и придаёт предложению однозначный смысл. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте.

(1) Например, в предложении (п) тире служит для сжатого, резкого и контрастного выражения мыслей.

(2). в предложении (п) автор выделил вставное предложение.

(3). в предложении (п) тире подчёркивает (уточняет!) смысловые отношения между членами предложения или предложениями.

За ключение . Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Текст для чтения

1) Отправляя письма в большой южный город Ростов, на конверте обязательно пишут: «Ростов-на-Дону», смутно догадываясь, что есть ещё где-то какой-то Ростов. 2) И не всем известно, что огромный южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным, маленьким Ростовом северным.

3) Ростову на севере было двести лет, когда в устье Дона рубили первую избу. 4) Москва была деревенькой, когда Ростов называли не иначе как Ростовом Великим. 5) Город имел в своё время такую же славу, как Киев и Новгород. 6) Первый раз Ростов летописцами упомянут в 862 году -тысяча сто двадцать три года назад. 7) Представим эту глыбищу времени и, попытавшись, отмеряем тысячу с лишним лет не назад, а вперёд.8) Каждый юд теперь рождаются новые города. 9) Вообразим: нынешняя Дубна, Комсомольск-на-Амуре, Ангарск простояли тысячу сто с лишним лет. 10) На Земле 3090 год. 11) Какой фантаст решится предсказать, что будет и чего не будет на Земле в то далёкое время? 12) Вот что такое тысяча лет. 13) Ростов преодолел эту толщу времени. 14) И мы с любопытством и восхищением разглядываем его как некий корабль, приплывший из страны с названием Древняя Русь.

15) Дорога из Москвы в Ростов такая же древняя, как её конечный пункт и как все маленькие городки, деревушки, монастыри и церкви, посаженные на ней, как драгоценный жемчуг на прочной нитке. 16) Как хороша ты (тут уж не задремлешь), старинная дорога в Ростов! 17) Маячат перелески в красках вечернего облака; ещё одна колоколенка скрылась за поворотом.

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки. А может быть. вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, го получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть еще интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

Для чего нужны знаки препинания.

1. Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?

Русская пунктуация очень значима и экспрессивна.

Возьмём обыкновенную запятую. Кажется, самый простой знак. А она может перечислять, выделять, разделять. Например, в предложении (№. ) она выделяет обособленное определение, обособленное обстоятельство, вводное слово. В предложениях (№. ) разделяет однородные члены; в предложении (№. ) отделяет простые предложения в составе сложного.

Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, в предложении (№. ) восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы внимания, как красив, выразителен единственный листочек дерева.

Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным образом:

Дайте полные неба речные затоны,

В острых искорках звёзд,

И откосы крутые,

Я в полях предвечерних травинки не трону,

Лишь помечу кой-где запятые.

Риторический вопрос (№. ) заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором. Как правило, риторический вопрос не требует ответа.

Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

2. Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения.

9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемimcnkr.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” 9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.” — Транскрипт:

1 9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка и литературы МОУ «Безруковская ООШ»

2 Структура текста-рассуждения: Тезис Доказательства Вывод Аргументы Факты Примеры Структура текста-рассуждения: Тезис Доказательства Вывод Аргументы Факты Примеры

3 1 часть: вступление 1 часть: вступление Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

4 2 часть: основная 2 часть: основная Функции знаков препинания и примеры из текста, иллюстрирующие их. Функции знаков препинания: 1)Разделение (разделяющие знаки) 2)Выделение (выделяющие знаки)

5 Разделяющие знаки. ? ! … Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения.

6 Разделяющие знаки, Запятая разделяет : Однородные члены предложения. Простые предложения в составе сложного.

7 Разделяющие знаки ТИРЕ разделяет: Состав подлежащего и состав сказуемого. Прямую речь и слова автора. Простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

8 Разделяющие знаки Двоеточие разделяет: Обобщающие слова и однородные члены при них. Слова автора и прямую речь. Простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.

9 Разделяющие знаки ;ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения

10 Выделяющие знаки Запятые выделяют Вводные слова, обращения. Причастный оборот (обособленные определения). Деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства). Обособленные дополнения. Уточняющие члены предложения.

11 Выделяющие знаки « » Кавычки выделяют прямую речь.

12 Практическая работа над основной частью Спишите, вставьте нужные по смыслу слова. В конце предложения ставится …, … или …. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они … предложения в тексте, помогая точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. (пример из текста) В простом предложении встречаются такие знаки препинания: тире, …, …. Они либо разделяют, например …члены предложения, либо выделяют, например вводные слова, …. Это позволяет….,интонационно выделить….. (пример из текста).

13 Практическая работа над основной частью (продолжение Простые предложения в составе сложного … запятой. Благодаря этому легче воспринимается мысль, выраженная в … предложении. (Пример из текста) В предложениях с прямой речью двоеточие … слова автора и прямую речь, а кавычки … прямую речь. Эти знаки помогают пишущему…, а читающему …. (пример из текста)

14 3 часть. Заключение Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения и предложения, знаки препинания устанавливают связи между ними, помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять. К.Г.Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации – залог осуществления главной функции языка – успешного общения людей.

15 На экзамене требуется: Найти в тексте необходимые для подтверждения ваших теоретических положений примеры использования знаков препинания (аргументы). Требуется привести два примера, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Читайте также:  Сочинение рассуждение на тему Смелость 15.3 9 класс ОГЭ
Ссылка на основную публикацию