Сочинение Сила характера (9 класс 15.3 ОГЭ) рассуждение

Сочинение 9.3 “Сильный человек”

(1)Ста­ри­чок с длин­ной седой бо­ро­дой сидел на ска­мей­ке и зон­ти­ком чер­тил что-то на песке.

— (2)По­двинь­тесь, — ска­зал ему Пав­лик и при­сел на край.

(3)Ста­рик по­дви­нул­ся и, взгля­нув на крас­ное сер­ди­тое лицо маль­чи­ка, ска­зал:

— (4)С тобой что-то слу­чи­лось?

— (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? — по­ко­сил­ся на него Пав­лик.

— (7)Мне ни­че­го. (8)А вот ты сей­час кри­чал, пла­кал, ссо­рил­ся с кем-то…

— (9)Ещё бы! — сер­ди­то бурк­нул маль­чик. — (10)Я скоро со­всем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Пав­лик сжал ку­ла­ки. — (13)Я ей сей­час чуть не под­дал хо­ро­шень­ко! (14)Ни одной крас­ки не даёт! (15)А у самой сколь­ко!

— (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убе­гать не стоит.

— (18)Не толь­ко из-за этого. (19)Ба­буш­ка за одну мор­ков­ку из кухни меня про­гна­ла.

(20)Пав­лик за­со­пел от обиды.

— (21)Пу­стя­ки! — ска­зал ста­рик. — (22)Один по­ру­га­ет, дру­гой по­жа­ле­ет.

— (23)Никто меня не жа­ле­ет! — крик­нул Пав­лик. — (24)Брат на лодке едет ка­тать­ся, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему го­во­рю: (26)«Возь­ми лучше, всё равно я от тебя не от­ста­ну, вёсла утащу, в лодку за­ле­зу!»

(27)Пав­лик стук­нул ку­ла­ком по ска­мей­ке и вдруг за­мол­чал.

— (28)А по­че­му вы всё спра­ши­ва­е­те?

(29)Ста­рик раз­гла­дил длин­ную бо­ро­ду.

— (30)Я хочу тебе по­мочь. (31)Есть такое вол­шеб­ное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: го­во­рить его надо тихим го­ло­сом, глядя прямо в глаза… (34)Помни — тихим го­ло­сом, глядя прямо в глаза тому, с кем го­во­ришь …

— (35)А какое слово?

(36)Ста­рик на­кло­нил­ся к са­мо­му уху маль­чи­ка и про­шеп­тал что-то.

— (37)Я по­про­бую, — усмех­нул­ся Пав­лик, — я сей­час же по­про­бую. — (38)Он вско­чил и по­бе­жал домой.

(39)Лена си­де­ла за сто­лом и ри­со­ва­ла, но, уви­дев, что к ней при­бли­жа­ет­ся брат, она сей­час же сгреб­ла крас­ки в кучу и на­кры­ла рукой. (40)«Разве такая поймёт вол­шеб­ное слово!» — с до­са­дой по­ду­мал маль­чик, но всё же подошёл к сест­ре, по­тя­нул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим го­ло­сом ска­зал:

— (41)Лена, дай мне одну крас­ку… по­жа­луй­ста…

(42)Лена ши­ро­ко рас­кры­ла глаза, паль­цы её раз­жа­лись, и, сни­мая руку со стола, она смущённо про­бор­мо­та­ла:

— (44)Мне синюю, — робко ска­зал Пав­лик.

(45)Он взял крас­ку, по­дер­жал её в руках, по­хо­дил с ней по ком­на­те и отдал сест­ре. (46)Ему не нужна была крас­ка. (47)Он думал те­перь толь­ко о вол­шеб­ном слове.

(48)«Пойду к ба­буш­ке. (49)Она как раз го­то­вит обед. (50)Про­го­нит или нет?» (51)Пав­лик от­во­рил дверь в кухню. (52)Ста­руш­ка сни­ма­ла с про­тив­ня го­ря­чие пи­рож­ки.

(53)Внук под­бе­жал к ней, обе­и­ми ру­ка­ми по­вер­нул к себе её лицо, за­гля­нул в глаза и про­шеп­тал:

— (54)Дай мне ку­со­чек пи­рож­ка… по­жа­луй­ста.

(55)Ба­буш­ка вы­пря­ми­лась. (56)Вол­шеб­ное слово так и за­си­я­ло в каж­дой мор­щин­ке, в гла­зах, в улыб­ке.

— (57)Го­ря­чень­ко­го за­хо­тел, го­луб­чик мой! — при­го­ва­ри­ва­ла она, вы­би­рая самый луч­ший, ру­мя­ный пи­ро­жок.

(58)Пав­лик под­прыг­нул от ра­до­сти и рас­це­ло­вал её в обе щеки.

(59)«Вол­шеб­ник! Вол­шеб­ник!» — по­вто­рял он про себя, вспо­ми­ная ста­ри­ка. (60)За обе­дом Пав­лик сидел при­тих­ший и при­слу­ши­вал­ся к каж­до­му слову брата. (61)Когда брат ска­зал, что по­едет ка­тать­ся на лодке, Пав­лик по­ло­жил руку на его плечо и ти­хонь­ко по­про­сил:

— (62)Возь­ми меня, по­жа­луй­ста.

(63)За сто­лом все за­мол­ча­ли, а брат под­нял брови и усмех­нул­ся.

— (64)Возь­ми его, — вдруг ска­за­ла сест­ра. — (65)Что тебе стоит!

— (66)Ну, от­че­го же не взять? — улыб­ну­лась ба­буш­ка. — (67)Ко­неч­но, возь­ми.

— (68)По­жа­луй­ста, — по­вто­рил Пав­лик.

(69)Брат гром­ко за­сме­ял­ся, по­тре­пал маль­чи­ка по плечу, взъеро­шил ему во­ло­сы:

— (70)Эх ты, пу­те­ше­ствен­ник! (71)Ну ладно, со­би­рай­ся!

(72)«По­мог­ло! (73)Опять по­мог­ло!» (74)Пав­лик вы­ско­чил из-за стола и по­бе­жал на улицу. (75)Ни на ска­мей­ке, ни во всём пу­стын­ном скве­ре ста­ри­ка не было. (76)И толь­ко на песке оста­лись на­чер­чен­ные зон­ти­ком не­по­нят­ные знаки. (По В. Осе­е­вой) *

* Осе­е­ва-Хмелёва Ва­лен­ти­на Алек­сан­дров­на (1902—1969) — дет­ская пи­са­тель­ни­ца. Шест­на­дцать лет про­ра­бо­та­ла с без­над­зор­ны­ми и труд­ны­ми детьми, для ко­то­рых и на­ча­ла пи­сать сказ­ки, стихи и рас­ска­зы. Са­мы­ми из­вест­ны­ми её про­из­ве­де­ни­я­ми стали по­ве­сти «Динка», «Динка про­ща­ет­ся с дет­ством».

Готовое сочинение 9.3 «СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Кого можно назвать сильным человеком? Я считаю, что сильный человек – человек, который способен преодолеть многие жизненные препятствия, например, травму, болезнь, уход близких из жизни. Также сильным можно назвать того, кто может простить обиду или может разобраться в какой-либо сложной ситуации и признать собственные ошибки. Докажу это примерами из жизни и прочитанного текста.

В тексте В. Осеевой Павлик злился на своих близких: на сестру за то, что она не делилась красками, на бабушку за то, что не дала морковку, на брата – не брал кататься на лодке. Павлик не осознавал, что нужно было просто попросить по-хорошему и сказать «волшебное» слово. Но все же мальчик прислушался к совету старика и нашел в себе силы исправить ситуацию. И каким же было его удивление, когда все вдруг стали к нему по-другому относиться (предложения 72-73). За это Павлика можно считать сильным человеком.

В жизни мы часто встречаем сильных людей. К примеру, паралимпийцы. Такими людьми можно только гордиться. Они смогли пережить жизненные трудности, научились жить с ограничениями по здоровью и находят в себе силы, чтобы участвовать в Паралимпийских играх, уверенно идти к победе и становиться чемпионами. Это поистине сильные люди.

Таким образом, сильный человек – это тот, кто сумел пережить жизненные трудности, сумел переступить через себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека.

Сочинение на тему Малодушие 9 класс

Если задуматься, кто такой малодушный человек, то представляются злые, бескультурные люди, неспособные на искренние и добросердечные поступки. Если великодушие – это помощь человеку в беде, защита слабых, то малодушие определяется в словаре, как неспособность отстоять нравственные принципы из-за личных интересов, боязни трудностей, недооцененных способностей.

Не всегда в малодушии человека виновато воспитание. Это качество развивается на почве социального неравенства, бесправность, подавление инициативы. Угнетенное состояние подавляет хорошие стремления. К сожалению, в нашем обществе многие люди чувствуют себя безнаказанными, а потому причиняют вред окружающим без угрызений совести. Такие люди верят, что эгоистичные интересы всегда одерживают верх над нравственностью, бесполезно бороться со злом, когда справедливость и честность обращаются против человека. У мира, где процветает беспринципность, нет будущего, ведь никто не будет чувствовать ответственности за свои деяния.

Горе людям, которые боятся действовать в согласии с совестью, они больше других подвержены плохому влиянию и негативным позывам. Слабоволие – это и есть малодушие. В произведениях русских и зарубежных писателей часто встречаются малодушные герои, подверженные всему злому и чужому. «Малые души» встречаются и в нашей жизни, их очень много, из-за страха отличиться, стать изгоем они не прислушиваются к голосу совести.

Ошибочно думать, что малодушие проявляется в некрасивой внешности или раскованном поведении. На самом деле, эта черта человека определяется по поступкам, которые совершил человек, и его отношению к миру.

Одно слово «малодушный» о человеке способно рассказать, что в нем нет мужественности, решительности и твердости духа. Толковый словарь В. И. Даля определяет это качество, как упадок сил, отчаяние духа, сравнивается с глубокой печалью или унынием. Немощь души, трусость – все эти описания дают наиболее точное описание этого понятия.

Малодушие порождает черствость и жестокость. Если все люди перестанут ценить нравственные качества, что же хорошего и доброго останется в нашем мире? Постоянный страх за привычную жизнь, личную безопасность, насиженное место может привести к конфликтам или войнам. По словам Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», трусость – «один из самых страшных пороков».

Вариант 2

Каждый человек в своей жизни сталкивался со словом “малодушие”. Что оно означает? К каким людям и персонажам его можно применить? Именно над этими вопросами я хочу поразмыслить в своем сочинении.

Малодушие – черта характера, которая присуща людям слабохарактерным, не имеющим собственного мнения. Также малодушными называют эгоистов, которые думают только о себе и своем благополучии. Определенно сказать можно лишь одно – малодушие признак слабости, хотя иногда это пытаются скрыть за жестокостью и безразличием.

Яркий пример малодушия можно увидеть в произведении Грибоедова “Горе от ума”. Алексей Молчалин, секретарь Фамусова, живет по завету своего отца и считает, что в его возрасте недолжно иметь своего мнения. Молодой человек постоянно выслуживается перед своим господином, даже если просьбы идут в разрез с желаниями самого Алексея. В этом примере можно заметить, что проблема с характером человека начинает свою историю еще с его детства, возможно, если бы отец не вбил в голову тогда еще мальчика свое видение жизни, то этого бы не случилось.

В произведении же Фёдора Достоевского “Преступление и наказание” можно встретить персонажа с диаметрально противоположным характером, но при этом не менее малодушным. Итак, старуха процентщица, также известная как Алена Ивановна, наживается на проблемах людей, ей абсолютно все равно на судьбы клиентов, что пришли занять у нее денег. Вот тут и можно увидеть человека, который готов заботиться лишь о себе, ведь даже свою младшую сестру, Лизу, старуха постоянно обижает.

В заключении хочется отметить, что малодушность не всегда признак отрицательности персонажа, но положительные персонажи чаще всего замечают у себя эту отвратительную черту и стараются от нее избавиться. Самое главное стоит помнить, что в реальной жизни нет четкого деления на “плохих” и “хороших”, поэтому каждый человек должен в первую очередь ориентироваться на свои мысли и желания, а не на слова родителей, чтобы не стать походим на Алексея Молчалина, но также важно думать и о других, иначе можно стать настоящей “старухой процентщицей”.

Чтобы как можно меньше походить на отрицательного малодушного персонажа, нужно всегда стоит помнить золотое правило морали: “Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе”.

Малодушие

Несколько интересных сочинений

В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.

Герой нашего времени – это произведение, задумка которого в том, чтобы более полно раскрыть характер героя, показать читателю проблемы характера и влияние на него обстановки, в которой герой воспитывался и жил

Я думаю, что цена, которую люди платят за удобства и комфорт, слишком велика . и общество может быть современным, но оно определенно не является независимым, а именно такое качество является одним из самых значимых для существования настоящей мечты

Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» имеет известность во всем мире. Стоит упомянуть и то, что именно за это произведение Борис Леонидович получил «Нобелевскую премию». Пастернак не старался написать художественный роман, он писал историю России.

В повести «Шинель», принадлежащей перу выдающегося русского писателя Н.В. Гоголя, рассказывается о трагической судьбе мелкого чиновника, Акакия Акакиевича Башмачкина.

Аргументы для сочинения 9.3: Что такое малодушие (ОГЭ по русскому языку)

Что такое малодушие?

Малодушие – это черта человеческого характера, проявляющаяся в душевной слабости, нестабильности, подверженности чужому влиянию, трусости и боязни поступать согласно своим убеждениям и понятиям. Это качество не является временным состоянием человеческой психики. Если оно присуще индивиду, то сопровождает его постоянно в течение всей жизни.

Малодушные люди постоянно нуждаются в одобрении и поддержке со стороны окружающих. Они готовы легко подстроиться под чужие интересы, сделать так, как будет выгодно в данной ситуации. В конфликтах и спорах малодушный человек всегда встает на сторону большинства.

klassreferat.ru

ОГЭ русский язык 9 класс. Задание 15.3.

Текст для работы (I)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как — ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы. (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи. (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть. (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало… (Ю)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова. (II)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома. (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то. (17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход. 105 (18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал: (19)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку! (21)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно. (22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: (24)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. (25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное… (26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился. (28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька. (29)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали. (30)— Моя, — ответила Светка. (31)— Алле хоп! — воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (32)— Эй, Рыжая! (ЗЗ)Вон где твоя сумочка! (34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (Зб)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (Зб)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (37)Женька Светке рукой машет и орёт: (38)— До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (40)Девчонки -кричат противными голосами: (41)— Прощай, подруга! (42)— Больше не увидимся! (43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил… 106 (44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала… (48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться… (52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. (54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу. (55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (57)— Рыжуха! — ахнул я. (58)— Ты понимаешь, это Рыжуха! — кричу я Наташе шёпотом. (59)— Мы с ней в одном классе учились! (60)— Что ты говоришь?! — всполошилась знакомая. — (61)Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда! (63)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я. (64)— Светлана Сергеева. (65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда. (66)После спектакля Наташа предложила: (67)— Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника. 107 (69)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я. (70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз. (71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла». (73)— Надо же! — удивлялась Наташа. (74)— С Сергеевой в одном классе учился! (75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос. (76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий. (По Е. Габовой )

Читайте также:  Сочинение на тему Жадность. Что это такое 15.3 9 класс ОГЭ

15.3. Как Вы понимаете значение слова МАЛОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое малодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1 Малодушие — это слабоволие, которое проявляется в подверженности чужому, чаще плохому, влиянию и боязни поступать так, как велит совесть. В тексте Е. Габовой малодушно повёл себя рассказчик по отношению к Светке Сергеевой, талантливой девочке, впоследствии ставшей оперной звездой. Он ни разу не сделал замечания одноклассникам, называвшим пение Светы «воем», хотя чувствовал, что поёт она хорошо (предл. 14). Кроме того, рассказчик понимал, что все они не правы, презирая Светку, демонстрируя свою жестокость, однако предпочёл лишь молча осуждать действия одноклассников (предл. 40, 44-47). Почему он повёл себя так? Да просто из-за страха оказаться белой вороной, изгоем. В самом деле, у таких, как он, людей «малая душа», а потому и совести там нет места…

Вариант 2 В моём понимании малодушие — это недоразвитость души, отсутствие в характере человека таких качеств, как уважение к ближнему и забота о нём, умение отстоять своё мнение. Из текста мы узнаём, что рассказчик знаёт, почему так бедно была одета Светка (предл. 3), однако ни разу не остановил бездушных соклассниц, осуждавших девочку, не защитил её. Не проявил он характер и тогда, когда Женька подлым образом заставил её сойти на берег и не поехать в поход (предл. 30-36). Поэтому-то снова смалодушничал рассказчик, когда ему представилась возможность встретиться со Светкой и, возможно, извиниться перед ней за поведение всего класса. Он просто не захотел встречи (предл. 70), струсил. Как многолико и неприятно может быть малодушие! Нам всем нужно работать над собой, чтобы потом не мучила совесть за когда-то проявленное слабоволие.

Вариант 3 Малодушие — это синоним слабохарактерности, такое качество, которое говорит об отсутствии в человеке воли. Кроме того, малодушный человек лишён собственного мнения, а потому в сложных конфликтных ситуациях предпочитает отмалчиваться или принимает сторону большинства, невольно становясь соучастником очень неприятных событий. Например, рассказчик в тексте Е. Габовой, когда сообщает подруге о том, что учился в одном классе с восходящей оперной звездой Светланой Сергеевой (предл. 59), малодушно умалчивает, как они, одноклассники, не видели в ней таланта (предл. 10), не желали терпеть её репетиций (предл. 11-13), презирали за бедность (предл. 4). Ему стыдно за своё прошлое, но он снова не нашёл в себе мужества и воли, чтобы попросить у Светы прощения за нанесённые ей обиды (предл. 70). А ведь отсутствие воли приводит к тому, что, не желая потерять расположение окружающих или боясь показаться слабым, малодушный человек становится наркоманом или соучастником преступления. Таких примеров немало в нашей жизни. Поэтому, чтобы не зависеть от мнений и действий других людей, нужно подавлять в себе малодушные мысли и желания.

  • Проблема значения родного языка
  • Проблема оценки хорошей речи
  • Проблема личности учителя
  • Проблема учения
  • Проблема воспитания правильного отношения к труду
  • Проблема понимания истинного милосердия
  • Проблема выбора современными детьми положительного героя-персонажа
  • Проблема достижения путей взаимопонимания между представителями разных народов
  • Проблема ответственности человека за свои действия на войне
  • Проблема сосуществования людей в современном мире

Почему люди становятся малодушными?

Так как малодушие – это одно из свойств характера, можно предположить, что его задатки заложены в человеке еще при рождении. Кто-то от природы смелый и отважный, а кто-то робкий и трусливый. Для одного человека совершить подвиг не так уж сложно, а для другого это является непосильной задачей.

В раннем детстве родители могут как подавить зачатки, так и поспособствовать тому, чтобы у ребенка развилось малодушие. Значение воспитания в формировании этого качества личности играет огромную роль. Если постоянно стремиться защитить и оградить ребенка от всех бед и проблем, гасить проявления самостоятельности, оставлять безнаказанными проступки малыша, не стоит удивляться, что, повзрослев, он станет малодушным человеком. Люди, воспитанные подобным образом, не способны на благородные поступки, они всегда ждут, что кто-то сделает за них всю работу, не умеют сами принимать решения и брать на себя ответственность.

Общественный уклад также оказывает немалое влияние на формирование в человеке малодушия. Обстановка, при которой деньги побеждают над справедливостью, инициатива является наказуемой, кругом процветают взяточничество и беспринципность, способствует укреплению в человеке безволия и трусости.

Как определить малодушного человека?

Очень ярко первые признаки малодушия проявляются в подростковом возрасте. В этот период дети в большей мере подвержены влиянию окружающих. От того, в какую компанию попадет молодой человек, зависит его дальнейшее будущее.

Очень многие подростки из-за своего малодушия начинают курить, употреблять алкоголь или даже наркотики лишь потому, что все вокруг поступают подобным образом. Им не хочется потерять уважение сверстников, быть изгоем и «белой вороной».

Для взрослого человека малодушие — это не просто плохая черта характера, но и большой грех. Оно проявляется в нежелании принимать важные решения, перекладывании ответственности за свои поступки на других, постоянном поиске виноватых, стремлении избежать конфликтов путем лести и лицемерия. Малодушие тесно связанно с нерешительностью, страхом, эгоистичностью. Такие люди готовы на все, лишь бы выгородить себя, предстать для других в нужном свете.

Малодушие и безволие

Малодушие является характеристикой безвольного поведение. К этим двум свойствам некоторые люди относят внушаемость и негативизм. К. Н. Корнилов к последнему относит необоснованную склонность действовать наперекор другим людям. Внушаемость же является недостатком воли, поскольку субъект не может критически отнестись к тому, что ему предлагают сделать.

Взаимосвязь между этими двумя понятиями нашли и К.К. Платонов и Г. Г. Голубев. Они говорили о том, что свойства личности возникают в том случае, если у субъекта преобладают мотивы, которые не соответствуют общей цели деятельности. По их мнению, безволие проявляется всегда, когда при оценке ситуации отдается предпочтение мотиву «хочется». Как и при безволии, убеждения малодушного человека меняются вместе с ситуацией или обстоятельствами. У таких личностей нет глубоких убеждений.

В чем заключается грех малодушия?

Понятие освещается и с точки зрения православной церкви. В том случае речь идет о «немощности души», связанной с гордыней. В религии малодушие связано и с человекоугодием. Под последним понимается простейшее действие, вызванное попыткой получить выгоду. Это внутреннее рабство.

По мнению отдельных священнослужителей, национальной проблемой является малодетность. Родители стараются оберегать своих детей, они их кутают, оберегают от общения со сверстниками, всегда защищают. В такой среде человек вырастает малодушным. От него не приходится в будущем ждать подвига, ответственности за свои поступки. Такие люди не могут стать великодушными или защитными слабых.

Описываемое свойство мешает:

  • создавать семьи;
  • самореализоваться;
  • выбрать увлечение по душе;
  • создать круг друзей с общими интересами.

Нужно ли бороться с малодушием?

Малодушие – это, прежде всего грех, поэтому бороться с ним нужно обязательно. Оно может привести к очень страшным последствиям, которые люди даже не в силах себе представить. Если малодушный человек занимает высокую должность и от него зависит судьба других людей, последствия принятого им не по совести решения могут привести к трагедии.

Примером проявления малодушия является осознанно неправильный приговор судьи, в результате которого невинный человек будет осужден на долгие годы заключения. Такое может произойти, если человек, выносящий вердикт, получил взятку, либо ощутил угрозу потерять свою должность со стороны вышестоящих людей. К сожалению, в современном мире это нередкая ситуация.

Малодушие мешает и в повседневной жизни даже самого обычного человека. Из-за нерешительности такие люди с трудом создают семьи, терпят неудачи на работе, имеют проблемы в общении с окружающими.

Примеры малодушия

Теперь вы знаете, что такое малодушие, но как этот психологический тип проявляется в реальном мире?

  • Во-первых, человек никогда не будет спорить с окружающими, а даже если и начнет, то не сможет привести действительно весомые аргументы. Это приводит к тому, что индивидуум не будет отстаивать свои интересы и взгляды, просто соглашаясь с чужим мнением, несмотря на то, что в глубине души он категорически против.
  • Во-вторых, все качества малодушия очень редко проявляются в одном человеке. Например, такой психотип можно присудить людям, которые очень скупы или лицемерны, не уверены в себе или робкие.
  • В-третьих, у таких людей всегда есть внутри злоба или ненависть, которая и сделала их малодушными. Возможно, они осознают ошибку в воспитании, патологическую обстановку в школе или университете.

Как побороть малодушие в себе?

Если вы понимаете, что являетесь малодушным человеком, не стоит пускать проблему на самотек, и оставлять без внимания этот грех. Малодушие необходимо всеми силами пытаться искоренить в себе, приложить старание и проявить терпение в борьбе с ним.

Для начала необходимо понять, чего именно вы боитесь и почему, на чем основаны ваши страхи? В борьбе с малодушием могут помочь укрепление веры и каждодневные молитвы. Однако помимо этого человек должен развивать в себе качества, противоположные малодушию, пересиливать себя, стараться действовать по совести. Победить в себе это качество совсем не просто, но если вы сделаете это, то и ваша жизнь и жизнь окружающих станет намного лучше.

5 лучших сочинений про малодушие для ОГЭ

Малодушие – это внутреннее качество человека, выраженное в слабохарактерности и отсутствии смелости. Малодушный человек не может найти в себе силы для того, чтобы восстать против людей, совершающих плохие поступки.

У такого человека нет ни мужества, ни храбрости, ни решительности, ни силы, ни твердости духа. Когда нужно совершить что-то хорошее, чего не хотят другие люди, малодушный человек мирится с мнением окружающих и ничего не делает для того, чтобы противостоять злу.

  1. Рассуждение Что такое малодушие
  2. Сочинение В чем заключается малодушие
  3. Что я понимаю под словом Малодушие
  4. Чем опасно малодушие
  5. Сочинение-рассуждение про Малодушие

Рассуждение Что такое малодушие

Малодушие – это неспособность отстаивать собственную точку зрения, страх перед негативным ответом или отвержением. Проблема в том, что через это человек становится легко подвержен дурному влиянию, только потому что он не в состоянии отказать. Голос совести приглушается любым другим.

Читайте также:  Сочинение рассуждение на тему Талант 15.3 (9 класс)

Человек не может постоять за себя, он легко внушаемый, не имеет внутреннего стержня.

Примером подобного поведения является рассказ Габовой под названием «Не пускайте Рыжую озеро». Главная героиня рассказа Света Сергеева, которая занималась пением. Она была очень талантлива.

Однако, одноклассники постоянно насмехались над ней. Говорили, что она не поет, а воет. Также в классе был один парень, который наслаждался ее пением. Однако, он не мог противостоять другим подросткам. Он, всего лишь, смотрел на происходящее, молча осуждая поведение других школьников.

Причина его поведения проста. Он попросту боялся, что его оттолкнут. После этого разговора парень станет белой вороной, его станут также осуждать и будут насмехаться над ним. У него было недостаточно силы духа на такое действие.

Парень не мог подняться над ситуацией. Он не понимал, что эти замечания и суждения говорят глупые одноклассники, которые сами ничего не понимают в музыке. Им нечем заняться, поэтому они выбирают себе жертву и начинают подшучивать над ней.

Благо, девочка не остановилась из-за оскорблений и продолжала двигаться к поставленной цели. Она добилась того, чего хотела. Стала оперной певицей. А где ее одноклассники? Кем они стали?

Проблема в том, что такое отношение могло остановить Светлану. По этой причине она могла потерять свою мечту и не стать тем, кем хотела быть. Но, несмотря на все издевки, у девочки был внутренний стержень. Скорее всего, она не страдала малодушием.

Проблема в том, что человек, страдающий малодушием не способен принести пользу обществу. Скорее, наоборот будет для него токсичным. Такого человека легко сбить с толку, развернуть в другую сторону, использовать для собственной выгоды. У него нет жизненных ориентиров, он глупо следует тому, что ему говорят. Такой человек не мыслит. По какой причине неизвестно.

Малодушие – это порок, от которого необходимо избавиться. В первую очередь необходимо понять, чего ты хочешь от жизни. Установить жизненные ориентиры. Понять, что для тебя приемлемо, а что нет. И во всем придерживаться этого. Даже если это не выгодно. Через время это вызовет уважение у окружающих.

Сочинение В чем заключается малодушие

Малодушие — отсутствие решительности, мужества. Малодушному человеку не хватает духа, смелости для совершения какого-либо поступка.

Также малодушными называют эгоистов, которые думают только о себе и своем благополучии. Определенно сказать можно лишь одно — малодушие признак слабости, хотя иногда это пытаются скрыть за жестокостью и безразличием.

Яркий пример малодушия можно увидеть в произведении Грибоедова “Горе от ума”. Алексей Молчалин, секретарь Фамусова, живет по завету своего отца и считает, что в его возрасте недолжно иметь своего мнения. Молодой человек постоянно выслуживается перед своим господином, даже если просьбы идут в разрез с желаниями самого Алексея.

В этом примере можно заметить, что проблема с характером человека начинает свою историю еще с его детства, возможно, если бы отец не вбил в голову тогда еще мальчика свое видение жизни, то этого бы не случилось.

В произведении же Фёдора Достоевского “Преступление и наказание” можно встретить персонажа с диаметрально противоположным характером, но при этом не менее малодушным.

Итак, старуха процентщица, также известная как Алена Ивановна, наживается на проблемах людей, ей абсолютно все равно на судьбы клиентов, что пришли занять у нее денег. Вот тут и можно увидеть человека, который готов заботиться лишь о себе, ведь даже свою младшую сестру, Лизу, старуха постоянно обижает.

В заключении хочется отметить, что малодушность не всегда признак отрицательности персонажа, но положительные персонажи чаще всего замечают у себя эту отвратительную черту и стараются от нее избавиться.

Самое главное стоит помнить, что в реальной жизни нет четкого деления на “плохих” и “хороших”, поэтому каждый человек должен в первую очередь ориентироваться на свои мысли и желания, а не на слова родителей, чтобы не стать походим на Алексея Молчалина, но также важно думать и о других, иначе можно стать настоящей “старухой процентщицей”.

Чтобы как можно меньше походить на отрицательного малодушного персонажа, нужно всегда стоит помнить золотое правило морали: “Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе”.

Что я понимаю под словом Малодушие

Совершенно очевидно, что только единственный факт может быть для души поруганием. Забывание о ней, пренебрежение душой в угоду каких-либо собственных земных интересов.

Именно такое и начинается малодушием. Когда человек начинает пренебрегать собственной душой под воздействием внешних обстоятельств. Даже не вдаваясь в религиозные дебри становится понятным, что есть некие вневременные идеалы, существует нечто ценное на самом деле и есть комфорт человека, его привязанности и удовольствия.

Если «земное» перевешивает, то начинается малодушие. К примеру, хочется получить положительную оценку, но для этого нужно обмануть педагога или поступить не совсем порядочно с другими людьми. Тогда человек думает: разве имеет значение этот небольшой обман, когда на кону мое собственное благо?

В этом и заключается малодушие, в намерении действовать даже не просто ради себя, а ради своих простых целей и желаний. Как ни печально, но, мне кажется, что малодушие люди проявляют регулярно и очень часто, они во многом соглашаются с обстоятельствами, только бы не иметь неудобств и волнений.

При этом за такой мнимый комфорт они готовы соглашаться со злом, потакать глупости и обманывать не только других, но и самих себя.. в самом главном в потребности помнить о душе.

Наверное, суть малодушия заключается в самом этом слове, мне кажется, акцент нужно сделать на слове душа, которое тут фигурирует. Нужно просто понять, что такое маленькая душа.

Вообще, сам факт существования души является больше предметом религии и для людей, не принимающих какую-либо религиозную концепцию, этот феномен будет просто метафорой.

Конечно, мы можем исходить и из этого понимания, только тогда сам термин будет не полностью разъяснен. Вообще, мне кажется, что отсутствие ясного понимания наличия у себя души и ответственности перед этим фактом является во многом малодушием.

Итак, если мы говорим о душе, то подразумевается нечто необъятное и безграничное. Такое понимание собственной сути открывает невероятные возможности. Ведь может ли какое-то внешнее обстоятельство повредить душе, может ли душа быть как-либо поругана.

Чем опасно малодушие

Рано или поздно каждому человеку приходится делать нравственный выбор. Что же это такое? На мой взгляд, нравственный выбор – это выбор, который приходится делать человеку в сложных жизненных ситуациях, ориентируясь на свою совесть и представления о морали.

Сделать повседневный выбор гораздо проще, поскольку от такого выбора ничего не зависит, однако нравственный выбор отличается тем, что требует от человека более тщательного взвешивания всех «за» и «против», умения оценивать последствия.

Нравственный выбор часто приходится делать в очень непростых жизненных ситуациях, например, когда человеку или его близким угрожает опасность, потому часто приходится выбирать между тем, чтобы проявить смелость или проявить малодушие.

Именно с таким нравственным выбором сталкивается герой текста А.И. Куприна Буланин. Новичок вскользь заявляет, что пришитую на его куртке пуговицу никому не удастся оторвать, чем вызывает азарт у одноклассников.

Это заявление герой делает, чтобы понравиться «старичкам», однако у него не хватает смелости вовремя остановить ребят или взять свои слова обратно. В итоге общими усилиями пуговицу все-таки отрывают.

Буланин понимает, что совершил ошибку: он позволил одноклассникам испортить куртку, к которой его мама так «старательно пришивала» пуговицы, на которую смотрела с «такой гордостью». Именно это осознание приводит героя к выводу: «он совершил против нее нехороший, низкий и трусливый поступок».

Этот пример показывает нам, что совершая нравственный выбор, стоит думать о последствиях, потому ни в коем случае не следует руководствоваться мимолетным малодушием.

Другой пример можно найти в произведении В.К. Железникова «Чучело». В этой повести одному из главных героев Диме Сомову приходится делать нравственный выбор. Дима поступает малодушно: случайно рассказывает учительнице о том, что весь класс ушел с урока, а потом, чтобы не портить отношения с одноклассниками, он не решается признаться в этом. О

н позволяет своей подруге Лене взять вину на себя. Впоследствии Дима так не решается признать свою вину, чем только усугубляет положение Лены в классе. Поведение Димы Сомова – яркий пример того, что малодушие, которым может руководствоваться человек, совершая нравственный выбор, может быть опасно для окружающих, они могут от этого пострадать, как Лена Бессольцева.

Таким образом, можно сделать вывод: нравственный выбор – самый сложный выбор, с которым приходится сталкиваться человеку. Когда его совершаешь, очень важно прислушиваться к голосу совести, не поддаваться малодушию, которое может навредить как самому человеку, его внутреннему самоощущению, так и окружающим.

Сочинение-рассуждение про Малодушие

Говоря про такое понятие и определение, как малодушие, хочется отметить тот факт, что малодушным можно назвать человека, который не способен на добрые и честные поступки, а также, обычно, он ведет себя бескультурно и безнравственно.

Это понятие является полной противоположностью определению великодушия, так как при нем, осуществляется помощь окружающим и забота о близких людях. Стоит сказать о том, что малодушием называется проявление человека отказываться от защиты тех или иных интересов по ряду причин.

Например, можно отметить, что малодушные люди, зачастую, не отстаивают свои интересы и мнения по той причине, что они боятся этого делать. Также, зачастую, они недооценивают свои возможности и способности, отчего проявляется их слабохарактерность в поступках.

Нельзя говорить о том, что малодушие закладывается при воспитании человека, так как крайне сильное влияние на личность оказывает и социальная среда, в которой не всегда есть место равноправным и справедливым отношениям.

Стоит сказать о том, что и личный опыт может привести человека к тому, что он становится безынициативным и слабым на фоне того, что все его попытки начать что-либо менять не увенчались успехом.

Очень часто малодушные люди сталкивались с агрессивными личностями на своем пути, которые принижали возможности и способности окружающих с той целью, чтобы выставить свое эго на первый план.

Люди, которые не могут найти верного решения, становятся неуверенными в себе, ведь они не хотят или не могут отвечать агрессорам такими же методами и действиями.

Слабовольных людей отличает от сильных личностей также и то, что они привыкли поддаваться чувствам и эмоциям, и справиться с ними, порой, бывает крайне непросто. Для того, чтобы обрести эмоциональную устойчивость и защиту, следует воспитывать в себе характер, и стараться на практике отстаивать свои интересы.

Эти люди, зачастую, выбирают не тот путь, по которому они хотели бы идти изначально, и поэтому, в финальном счете оказываются совершенно не в своей колее. Это происходит также по той причине, что в свое время они не воспитали в себе такую черту, при которой они могли бы самостоятельно делать выбор, влияющий на их состояние души и тела.

Малодушных людей не всегда отличает то, что за их неуверенностью кроется страх и отчаяние. Бывает, что на пути человека встречались те люди, которые сеяли в человека такие порывы души, отчего он и стал таким.

Читайте также: Матерь человеческая – сочинения и анализ романа Закруткина.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что малодушие – это отсутствие у человека силы, решимости и храбрости для того, чтобы совершить правильный поступок или остановить другого человека от совершения плохого поступка.

Примеры памяти из литературы для сочинения

Проблема памяти прослеживается в творчестве многих писателей русской и зарубежной литературы на протяжении различных эпох. Память, это человеческий фактор, который воспринимает информацию, сохраняет ее и анализирует происходящее. Без памятного прошлого не будет легендарного настоящего и счастливого будущего.

Размышления о сохранении культурного наследия заметны в книге русского филолога Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Автор открыто призывает задуматься о разрушенных памятниках архитектурных сооружениий и мемориалах, которые невозможно восстановить, а значит, они навечно вычеркнуты из людской памяти. Каждый гипсовый постамент или мраморная статуя таит в себе вековую историю того времени, к которой принадлежит. Беречь и поддерживать культуру наших предков, это прямая обязанность современного человечества.

Роль духовной сферы в жизни простых людей заметна в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». О важности культуры и искусства писатель говорит устами своего главного героя Павла Кирсанова. Диалог Кирсанова и Базарова направлен на развитие культуры и искусства в человеке, воспитанию духовности и нравственности, а значит и уважению к достопримечательностям прошлого.

Проблему исторической памяти поднимает Б. Л. Васильев в романе «В списках не значился». Образ героя Второй Мировой Войны Николая Плужникова – собирательный, он объединяет безымянных героев, имена которых не известны настоящему поколению, однако подвиг их бессмертный и значимый. Защитник Брестской крепости наводил ужас на оккупантов своей смелостью и отвагой, он героически погиб, но даже враг признал силу духа русского солдата. Память о неизвестных солдатах должна жить и передаваться из поколения в поколение.

Тему исторической памяти поднимал А. Т. Твардовский в стихотворении «Есть имена, и есть такие даты…». Писатель наделил лирического героя богатым духовным миром, он переживает о войне, о сотнях погибших и о счастье будущего человечества. Герой не причастен к происходящему, но чувство вины, в том, что он живет и наслаждается тем, что другим не доступно, постоянно его гложет. В лирике русского писателя звучит призыв к памяти о тех, кто отдал свою жизнь в военные годы.

Уважение и память к семейным ценностям прослеживается в рассказе К. П. Паустовского «Телеграмма». Настя, живет своей жизнью и о престарелой матери старается забыть, всячески находя оправдания. Не уделяя должного внимания той, которая не досыпала ночей ради ребенка, дочь ощущает потерю мамы, только после ее смерти. Запоздалые раскаяния неблагодарной Насти затрагивают тонкие душевные струны читателя, подводят к выводу о памяти и ценности семейных отношений.

Читайте также:  Сочинение Зачем нужны орфографические правила рассуждение 9 класс

Литературные произведения учат помнить и хранить то, что нам досталось из истории прошлого и ценить то, что имеем в мире настоящем.

Также читают:

Картинка к сочинению Примеры памяти из литературы

Популярные сегодня темы

Главный герой романа — барин Илья Обломов, проводивший все дни в халате на любимом диване. Нет, он вовсе не был ленивым. Лежание на диване было его привычным занятием. Так сказать, естественным положением.

В рассказе Антона Павловича Чехова Иван Великопольский показан самым обычным бедным студентом. Ему всего лишь 22 года, поэтому становится вполне понятен тот образ мыслей, который присущ данному персонажу.

Сказка Бианки «Лесные домишки» показывает многообразие живой природы. Юный читатель узнаёт, что у каждой птички и животного есть свои привычки и домик.

Анна Марковна, пожилая женщина которой 60 лет, сейчас содержит публичный дом. Ранее сама работала дамой легкого поведения, она не имеет образования. Но всем ее достижениям в жизни помогла интуиция и хваткая натура

Мне нравится летними днями работать на дачном участке. Здесь тепло, свежий воздух. Поют птицы. Расцветает вишня, облепиха и абрикос. Рядом прорастают сосны, чистый воздух. Здесь в лесном бору можно подышать свежим воздухом

Примеры памяти из литературы (аргументы для сочинения)

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Что такое память» (ЕГЭ по русскому языку)

Много писателей задавалось вопросом «Что такое память», поэтому данная тема поднимается в сочинении ЕГЭ по русскому языку, для которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Проблемы, волнующие человеческие умы на протяжении многих веков, обретают значение нравственных. Следовательно, сформированной личности нужно уметь разбираться в подобных вопросах и иметь навыки подтверждения собственных мыслей мнением более опытных и осведомлённых в данном направлении людей.

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «память»
  5. Синонимы к слову «память»
  6. Примеры из художественной литературы
  7. Примеры из жизни
  8. Народная мудрость
  9. Афоризмы

Проблема

Значение памяти для конкретного человека и всего человечества в целом.

Отношение автора к проблеме

Память – это широкое и жизненно важное понятие. Она бывает разной: о прошлом своей Родины, о прошлом своего народа, о близких людях, о любви, дружбе и счастье и о другом. Уважительное отношение человека к своей истории формирует историческую память. А помнить историю необходимо для того, чтобы не совершать ошибок прошлого. Опираясь на знания, приобретённые нашими предками, мы можем создать более совершенный мир. Наше будущее в наших руках.

Аргументы

  1. Память – это свойство человека сохранять прошлое.
  2. Память стремиться сохранить самое ценное и важное для человека.
  3. Память – это опыт, на основе которого проходит наша жизнь.
  4. История – это память в масштабах всего человечества.
  5. Настоящее – это результат событий прошлого, поэтому их нужно знать и помнить.
  6. Каждый человек бережно хранит воспоминания о тех моментах, когда ему было хорошо.
  7. Память позволяет не повторять былых ошибок.
  8. Память – это основа любой культуры.
  9. Память имеет весомое значение для становления человека и его духовного развития.
  10. Память является показателем нравственности человека.

Эпитеты к слову «память»

Бессмертная, вечная, бесподобная, лёгкая, странная, прекрасная, редкая, превосходная, временная, собственная, общая, минутная, детская, непонятная, неожиданная, удивительная, немалая, невероятная, настоящая, душевная, женская, мужская, нынешняя, подобная, полнейшая, невообразимая, небывалая, подлинная, истинная, человеческая, приятная, долгая, изумительная, феноменальная, зрительная, фотографическая, развитая, долговременная, наследственная, подсознательная, отменная, родовая, образная, коллективная, великолепная, превосходная, людская, здравая, отличная, визуальная, долгосрочная, историческая, исключительная, потрясающая, поразительная, неплохая, печальная, эмоциональная, духовная, душевная, замечательная, добрая, редкостная, бесподобная, недурственная, колоссальная, старая, детская, мучительная, болезненная, страшная, жуткая, ужасная, дикая, убийственная, исступленная, отчаянная, обречённая, невольная, тревожная, тупая, короткая, недобрая, плохая, ошибочная, скудная, странная, бедная, печальная, грустная, неумолимая, страшная, губительная, жестокая, дырявая, девичья, куриная, незавидная, никудышная, отвратительная, яростная, тёмная.

Синонимы к слову «память»

Воспоминание, прошлое, отголосок, сознание, подсознание, мозг, мышление, отражение, предыдущее, прошедшее.

Примеры из художественной литературы

  1. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

В рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тема памяти является основной. Это становится понятно из самого названия, потому что фотография является средством сохранения памяти, она олицетворяет прошлое, которое уже не вернуть. Особенно в те времена, когда фотографирование было очень редким занятием. Для жителей глухой деревни Овсянка – это было исключительным событием. Селяне уважительно относились к профессии фотографа, долго решали, у кого он остановится, как лучше его принять. День фотографирования для школьников был праздником, они ждали его с нетерпением, заранее подготавливаясь к торжественному событию. Спор за лучшее место на фотографии доходил до драки.

Зная все эти нюансы, становится понятно, как сильно страдал Витя из-за того, что не смог прийти в этот день в школу. У него случился приступ ревматизма, именно больные ноги стали причиной, по которой он не смог пойти в школу в знаменательный день. Бабушка всю ночь провела у постели внука, жалея его всем сердцем.

Поступок друга Вити обретает особую ценность, ведь он пожертвовал таким удовольствием ради близкого человека. Именно поэтому фотография принесённая учителем значила намного больше, чем просто кусок бумаги с изображением класса мальчика. Это память о былом времени, сложном, но таком счастливом и интересном. Для главного героя совершенно не важно, что на фото нет его самого, ведь там запечатлено намного больше, чем просто лица людей.

  1. Д.С. Лихачёв «Письма к молодым читателям».

Д.С. Лихачёв посвятил данную статью теме памяти. Он пишет о том, что память – это одно из самых важных свойств всех форм бытия. Он приводит в пример лист бумаги, на котором останутся складки после того, как скомкаешь его. Выходит, что даже бумага обладает памятью.

Памятью обладают растения, камни, стекло, древесина. Сложнейшей формой родовой памяти обладают птицы. Именно благодаря ей новые поколения могут совершать перелёты в нужное место. По мнению Лихачёва, память – это не механический процесс, а творческий. Запоминается только то, что необходимо. Таким образом, накапливается добрый опыт, создаётся традиция. Память всегда противостоит безграничной силе времени и это её свойство имеет особое значение. Из-за неё стираются временные рамки, выделяющие прошлое, настоящее и будущее, потому что прошлое входит в настоящее, а будущее можно предугадать настоящим. Память способна преодолеть прошлое и даже смерть. И в этом заключается её нравственное значение. По мнению профессора: «Беспамятный – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки». Эта беспамятность ложится в основу нехороших поступков, ведь человек думает, что о них все позабудут, подобно ему самому. Безответственность появляется тогда, когда исчезает сознание того, что ничто не проходит бесследно. Кроме того, без памяти нет совести, потому что совесть – это память с нравственной оценкой происходящих событий и, если совершённое не запомнилось, то и оценить его невозможно.

Память – это основа нравственности, поэзии, культуры. Сохранение памяти – это долг человека перед самим собой и будущими поколениями. В памяти заключается истинное богатство, только у тех, кто помнит прошлое – есть будущее.

  1. Лирика В.А. Жуковского.

Одной из главных тем, пронизывающих всё творчество В.А. Жуковского, является тема памяти. Большую часть занимает память о Великой Отечественной войне. Поэт принимал участие в войне, находясь в рядах народного ополчения. Ярким примером памяти о тех годах является поэма «Певец во стане русских воинов». В начале произведения Жуковский вспоминает о дедах, память о которых вдохновляет солдат на подвиги. Здесь звучат имена Святослава, Дмитрий Донского, Петра I, Суворова. Автор прославляет славных защитников Отечества и призывает их любить свою Родину и защищать её до последнего вздоха во имя памяти о своих предках.

Кроме храбрых воинов, Жуковский вспоминает и тех, кто воспевал доблесть русского народа: знаменитого Бояна, поведавшего «Слово о полку Игореве», о Ломоносове, говорившего о Петре I, о Державине и других известных писателях и мыслителях.

После сражений, очевидцем которых был В.А. Жуковский, создавался целый ряд стихотворений, например, посвящённое великому полководцу Кутузову, под названием «Вождю победителей». В нём описывает позорное бегство наполеоновской армии, испугавшейся мощи русских солдат.

Военно-патриотическое направление в творчестве Жуковского является наиболее глубоким и значительным с идейно-художественной точки зрения.

Тема памяти связаны у поэта не только с военными буднями, а и с дружбой, чувствами, любовью. Одна часть стихотворений посвящено рано ушедшим из жизни друзьям, другая – М. Протасовой, которую Василий Андреевич горячо любил, но так и не смог заполучить разрешение на брак с ней. Он долго и мучительно переживал разлуку с возлюбленной, и эти чувства нашли отражение в его лирике. Память о сильной любви осталась глубоко в сердце Жуковского, он сохранил её там до конца своих дней.

В последние годы жизни поэт снова возвращается к народной теме, он мечтает создать литературу, которая учла бы интересы всех слоёв общества и возрастов. В это время Жуковский много пишет и переводит для детской аудитории. Он понимает, что дети – это будущее его страны, именно в их руках находится завтрашний день, который может сделать жизнь поэта лучше или хуже.

Тема памяти проходит через всё творчество Василия Андреевича и до сих пор сохранила свою актуальность, благодаря высокой нравственности и приоритетности.

Ссылка на основную публикацию