Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

Особенности пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой “Перед весной бывают дни такие…”. 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Педагогическая цель: выявление особенностей пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой “Перед весной бывают дни такие. “

1. Формирование представления об особенностях лирики АА. Ахматовой.

2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в группах.

Результат: обучающиеся находят особенности пейзажной лирики в стихотворении.

Оборудование: учебник “Литература” В.П. Полухина, В.Я. Коровина, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Основные понятия: пейзажная лирика, художественные средства выразительности, особенности пейзажной лирики А.А. Ахматовой.

Межпредметные связи: искусство, музыка, окружающий мир.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Слайд 1. Мотивация к учебной деятельности.

– Сегодня мы вместе проведём урок литературы.

– Предлагаю вам послушать звуковой фрагмент, а вы постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Окружающая природа. Красота природы. Время года – весна. Рождение нового.)

(Прослушивание звукового фрагмента.)

– Какому времени года свойственны услышанные нами звуки? (Весна.)

– Какие чувства вы испытали? (Радость, восторг.)

– Когда я слушала звуки, у меня в голове возник образ – небольшой росток, из которого мы постараемся к концу урока вырастить растение.

(Учитель рисует мелом на доске росток.)

– Во время прослушивания звуков стали ли мы с природой единым целым? (Да.)

– В чём проявилось наше единение? (Наши переживания и чувства были связаны с состоянием природы, звуки которой мы услышали.)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

– Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Возможны разные ответы.)

– Сейчас мы получили совершенно разные ответы: к единому мнению не пришли. Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

– С помощью чего человек может показать состояние природы? (Ответы ребят.)

(Учитель подводит итог ответам.)

– Очень хорошо понимают язык природы и умеют ярко передать ее красоту:

(слайд 3) в музыке – это музыкальные произведения, например: цикл “Времена года” Петра Ильича Чайковского;

(слайд 4) в живописи – это полотна художников;

(слайд 5) в литературе – это произведения поэтов и писателей.

– Поскольку у нас урок литературы, мы обращаемся к художественным произведениям. В каком жанре литературы ярче раскрываются состояние природы и внутреннее состояние человека? (В стихотворениях.)

– Все произведения о природе – это рассказ о человеке, о его чувствах и мыслях.

– Итак, начинаем встречу с настоящей поэзией.

III. Постановка учебной задачи.

Слайд 6. Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту – так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу?

Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.

В автобиографии “Коротко о себе” А. Ахматова пишет:

“Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я “не сообразив”, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом”. Настоящая фамилия у Анны Андреевны – Горенко.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением “Перед весной бывают дни такие. ” А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение.

(Учитель читает или рассказывает стихотворение).

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

– Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.)

– Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

– Представьте, что вы журналисты. Ваша задача: написать в газету статью об особенностях лирики Анны Андреевны. Что нам нужно для этого сделать? (Проанализировать стихотворение и найти его особенности)

Я предлагаю поработать вам в парах. Ваша задача: выполнить задание в парах. У вас на партах лежат листы:

– лист № 2 – информационный материал. Изучите материал листа № 2 и внесите свои ответы в лист заданий № 1. На выполнение задания – 6 минут, в течение которых будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского из цикла “Времена года”. Окончание музыки послужит сигналом завершения работы в парах.

Поскольку мы работаем в парах, нам необходимо помнить правила сотрудничества: слушать друг друга, уметь уступать и договариваться, распределять роли в паре при работе и ответе.

– Принимаемся за работу.

VI. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Март. Апрель. Май” 6 минут.)

– Время выполнения заданий закончилось. Сейчас, уважаемые журналисты, представьте, пожалуйста, результаты своего труда. Во время обсуждения результатов работы вы можете вносить изменения и дополнения в свои записи.

(В ходе анализа стихотворения учитель на доске дорисовывает листочки к ростку и записывает на них выявленные особенности лирики А.А.Ахматовой.)

ВопросыВозможные варианты ответов
1. Определи вид лирики.Пейзажная (описание луга, деревьев, ветра, внутреннее состояние лирического героя)
2. Каким настроением проникнуто стихотворение?Приподнятым настроением,

верой в обновление.3. Определите тему стихотворения.Приближение, предчувствие весны4. Какие картины рисует поэт?“Луг отдыхает под снегом” (мы видим), “деревья шумят” (слышим), “веет ветерок” (осязаем, т.е. чувствуем).

Вывод: первая особенность лирики – поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) нам даёт возможность слышать, видеть, осязать5. а) Какая строка “подсказывает” нам состояние лирического героя?

б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя?а) “И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь”. (Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя)

Вывод: вторая особенность лирики заключается в том, что А.Ахматова не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть возникают ассоциации.6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних строках?6 строка “И дома своего не узнаешь” – в значении “все обыденное (привычное) воспринимается как новое”.7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками.Да. В последних трёх строках.

Вывод: третья особенность лирики заключается в том, что возникает ощущение доверительного разговора.7. Назовите художественные средства, используемые поэтом.Олицетворение: луг “отдыхает”, “шумят деревья”, “дивится тело”.

Эпитеты: “под плотным снегом”, “деревья весело-сухие”, “теплый ветер”.

Анафора: 3 строчки начинаются с союза “и” (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.)

Аллитерация: “Шумят деревья весело – сухие”. Вывод: использование средств художественной выразительности – еще одна особенность лирики Ахматовой.

Вывод: четвёртая особенность лирики – использование средств художественной выразительности.8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе?Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека неотделимы друг от друга.9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части.1-я – описание природы (настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация.);

2-я часть – описание внутреннего состояния лирического героя10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения?Мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека.11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение?Со сдержанно-радостной интонацией пейзажной лирики. (Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны А. В этом – своеобразие её восприятия и самобытность мира.)

– Уважаемые журналисты, вам предоставляется возможность прочитать стихотворение, выразив своеобразие восприятия мира и самобытность поэтического мира А.А.Ахматовой. Кто желает выразительно прочитать?

12. В чём заключается главная мысль стихотворения?Каждый видит за этими строчками что-то своё: строки вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека.

Через картины природы открывается внутренний мир человека.

Главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, а наполнение этих картин философскими размышлениями о вечном обновлении природы и единении человека с природой, которая дает ему ощутить свою прочную связь с космосом, с мирозданьем.

Вывод: пятая особенность лирики – наполнение картин природы философским смыслом (о прошлом и будущем.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

– Уважаемые журналисты, так что же представляет собой у Анны Андреевны природа? (Природа – это живительная сила, которая защищает человека, дает его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу, помогает разобраться в своих чувствах, задуматься о своём предназначении)

VIII. Рефлексия деятельности.

– Обратимся к вопросу, который звучал в начале урока. Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Порывы души, которые находят свой выход в произведениях) музыкальных, художественных, полотнах художников.)

– Обратите внимание на то, что в процессе работы из ростка выросло большое растение, также как из небольшой задумки, порыва души вырастает произведение, которым восхищаются люди.

– Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока? Каким образом? (Стихотворения помогает нам по-новому взглянуть на окружающий нас мир.)

– Образ взрослого растения, которое выросло благодаря нашим стараниям, останется нам напоминанием того, что “окружающая природа – это мы с вами”, а А.А.Ахматова, как многие творческие люди, является связующим звеном между природой и людьми.

– Уважаемые журналисты, перед тем, как написать статью в газету, перечислите ещё раз особенности лирики А.А.Ахматовой.

1. Не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки;

2. Возникновение ощущения доверительного разговора;

3. Сдержанно-радостная интонация пейзажной лирики;

4. Наполнение картин природы философским смыслом: размышлениями о жизни и смерти, о прошлом и будущем.

– Мне понравилась ваша работа. Сегодня вы работали в парах. Те, кому понравилось работать в парах, возьмитесь друг друга за руки и поднимите их вверх.

– Кто считает, что получил полезную информацию на уроке, улыбнитесь друг другу.

– Молодцы, вы справились с работой.

IX. Домашнее задание.

– Домашним заданием для вас является написать стихотворение по первой строке “Перед весной бывают дни такие. ” или сочинение-миниатюру об особенностях лирики А.А.Ахматовой.

– Урок закончен. Спасибо за работу. Всего вам доброго.

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой

Раннее творчество Анны Андреевной Ахматовой характеризуется большой чувствительностью, эмоциональностью, мечтательностью. Не стало исключением и стихотворение «Перед весной бывают дни такие…», в котором поэтесса с присущей ей эмоционально-экспрессивной манерой описала пробуждение природы после зимнего сна. Предложенный краткий анализ «Перед весной бывают дни такие…» по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 4 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Перед весной бывают дни такие.

История создания – Стихотворение написано весной 1915 года, во время отдыха в родовом имении.

Тема стихотворения – Пробуждение природы и души человека с приходом весны.

Композиция – Композиция стихотворения включает в себя две условные части: в первой автор описывает весеннее обновление природы, во второй – раскрывает внутренние ощущения лирической героини.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Ямб с использованием парной рифмы.

Метафоры«деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг».

Эпитеты«плотный», «теплый», «новая».

Анафора – 4 строчки берут начало с «и».

Олицетворения«отдыхает луг», «шумят деревья».

История создания

Стих был написан Анной Андреевной весной 1915 года, во время пребывания в родовом поместье ее супруга Николая Гумилева. Одной из немногих подруг Анны Андреевной была жена известного литератора Чулкова, Надежда.

На одном из литературных вечеров между дамами возник спор: Надежда Чулкова уверяла, что по-настоящему талантливый поэт должен развивать грани своего мастерства, охватывая своим творчеством самые разнообразные темы. Тем самым она намекнула на «однобокость» произведений Ахматовой, в которых она часто описывала любовные чувства к таинственным незнакомцам, существовавших лишь в ее фантазиях.

Анна Андреевна приняла вызов подруги, и написала небольшой стих под названием «Перед весной бывают дни такие…», ставший прекрасным образцом пейзажной лирики в творческой копилке поэтессы.

Тема произведения – приход весны и связанные с ним перемены. Однако сама природа не представляет для поэтессы особого интереса: куда больше ее волнуют те чувства и эмоции, которые появляются при взгляде на обновление природы.

Именно весной, по признанию Ахматовой, возникает ощущения полноты жизни. Все окружающие предметы и события воспринимаются иначе, душа трепещет в предчувствии грядущих радостных перемен.

Ахматова уверена, что только обновленные внутренние ощущения являются истинными предвестниками весны, способными наполнить ощущением счастья и радости. Первые дни весны, когда земля только пробуждается после долгого зимнего сна, даруют стойкое ощущение наступления нового периода в жизни. Все былое безвозвратно уходит в небытие, уступая место чему-то неизведанному.

Композиция

Произведение отличается небольшим объемом – всего 8 строк. Однако даже столь скромный размер стиха не помешал поэтессе в полной мере отразить чувства и эмоции лирической героини.

Композиционная структура представлена двумя условным частями. В первом четверостишии преобладает повествование, передающее атмосферу ожидания.

Во втором же части наблюдается резкий переход в настроении лирической героини, которая делится легкостью и новизной чувств, вызванных приходом весны.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Размер стихотворения – ямб, рифма – парная.

Средства выразительности

Даже в небольшом по размеру стихотворении поэтессу удалось передать душевные переживания героини. Произведение вызывает исключительно положительные, яркие эмоции.

Созданию подобного настроения способствовали такие средства художественной выразительности как метафоры ( «деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг» ), эпитеты (« плотный», «теплый», «новая» ), олицетворения (« отдыхает луг», «шумят деревья» ).

«Перед весной бывают дни такие…», анализ стихотворения Ахматовой

История возникновения стихотворения

Анна Ахматова никогда не отличалась большой любовью к женщинам, неизменно предпочитая проводить время в мужском обществе. По ее собственным словам, большинство представительниц женского пола слишком завистливы, глупы и корыстны. Да и собратьев по творческим интересам поэтессе было намного легче найти среди мужчин, составляющих основу литературных кружков ее времени.

Однако для одной женщины она всегда делала исключение, считая ее интересным собеседником и творческим человеком. Близкой приятельницей поэтессы стала Надежа Чулкова, супруга известнейшего русского издателя 19-го века Михаила Дмитриевича Чулкова.

Супруги Чулковы имели свой литературный салон, в котором регулярно собирались выдающиеся писатели и другие творческие деятели. На одном из таких собраний Чулкова упрекнула Ахматову в том, что она пишет исключительно о страсти к мужчинам, причем к тем, которых создало воображение самой поэтессы.

По словам Чулковой, настоящий писательский талант многогранен. Для его развития необходимо прибегать к различным темам, оттачивая и совершенствуя свой дар. Для Ахматовой эти слова прозвучали как вызов ее творческим способностям. Она пообещала создать стихотворение на тему пейзажной лирики, демонстрирующее ее состоятельность и в других областях литературного жанра.

Летом 1915 года, находясь в поместье, принадлежавшем супругу поэтессы, Николаю Гумилеву, Ахматова пишет стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» Это произведение ясно показало ее критикам, что талант поэтессы не ограничен любовной лирикой, а способен творить на самые разные темы.

Основная идея и эмоциональный лейтмотив произведения

Рассказывая о наступлении весны, поэтесса не посчитала нужным описывать изменения, происходящие в природе. Намного важнее для Ахматовой чувства, которые она испытывает, глядя на пробуждение природы. В такие дни, как отмечает она в начале стихотворения, ее мировосприятие меняется, она чувствует себя обновленной и счастливой, забывая о том, что все жизненные обстоятельства остались прежними.

Радостное предвкушение перемен Ахматова передает, рассказывая о природе, которая ждет весну. Еще не побежали ручьи, а на полях, как и прежде, лежит снег. Но уже сам воздух изменился, ветер стал теплым и упругим. Ожидание для поэтессы намного радостнее, чем сам приход весны. Напряженное предчувствие перемен созвучно с состоянием лирического героя произведения, чувствующего в такие дни волнение и радость.

Но Ахматова не стремится подробно описать окружающую ее природу. Для характеристики дней, радующих ее, ей достаточно всего 2–3 строк. Она не художник-пейзажист, ей важно схватить самую суть, создать набросок, показать, как это время меняет характер ее героя.

Большая часть произведения рассказывает именно о чувствах наблюдателя. Он смотрит другими глазами на окружающие его предметы. Дом, к которому он привык, кажется ему новым и необычным. Герой не узнает себя, удивляется и радуется новым ощущениям.

В эти дни к поэтессе приходит осознание того, что жизнь не стоит на месте, делая очередные витки согласно законам природы. Прошлое безвозвратно уходит, даже старая песня, «та, что прежде надоела», обретает новый смысл и звучит по-другому. Все переживания, беспокоящие героя, уходят, уступая место другим, светлым чувствам.

Композиционные особенности стихотворения

Несмотря на краткость произведения (8 строк), Ахматовой в полной мере удается передать душевное состояние своего героя. Стихотворение вызывает яркие, положительные эмоции. Достичь такого эффекта поэтессе помогает ряд литературных приемов. В своем стихотворении она применяет:

  • Метафоры, которые передают красоту природы. Например — «деревья весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг».
  • Олицетворения, благодаря которым стихотворение будто «оживает»«отдыхает луг», «шумят деревья» и т. д.
  • Анафора, придающая произведению еще большую выразительность — четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза «и».

Стих написан с использованием парной рифмы. Размер произведения — ямб. Ахматова нередко прибегает к нему при создании своих произведений.

Во многих культурах символ весны связан с обновлением, началом новой жизни. Но Ахматова привносит в старый образ и другое, более глубокое звучание. Для нее весна — не только время созидания, но и этап переосмысления прошлого, попытки воспринять его на новый лад, давая простор новым идеям и чаяниям.

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни такие 6 класс

Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны. Эта подруга, Надежда Чулкова, муж которой быт известный литератор, участвовала в творчестве Анны и помогла ей издать первые сборники.

Поэтесса посвятила стихотворение именно Чулковой. Этим Анна своеобразно ответила на недопонимания среди подруг. Дело в том, что Чулкова настаивала на пейзажный характер лирики, а Анна не разделяла с ней интерес к пейзажной лирике. Позиция Чулковой не была не обоснованной: замужная Ахматова признавалась в любви вымышленным персонажам.

Анна приезжает в имение Гумелёвых и приступает к написанию данного стихотворения, как и рекомендовала Чулкова. Анна не интересовалась пробуждением природы, её переходом из зимы в весну, поэтому переход она описывает за три первые строчки. Её больше интересуют чувства, эмоции. Поэтому далее стихотворение посвящено эмоциям автора, когда она наблюдает природное пробуждение.

Анна замечает, что, наблюдая за природой, особенно за её пробуждением, мир переосмысливается, меняется отношение к многому, если не ко всему. По мнению Ахматовой, предугадать пробуждение можно исключительно с помощью новых этих духовных ощущенях. Изменённое настроение, новые душевные чувства меняют поэтессу глубоко внутри неё самой, а также наполняют её радостными, счастливыми, приключенческими чувствами.

За один день в стихотворении сама героиня ощущает это обновление, пробуждение мира. Она понимает, что старое уходит, что-то новое, пробуждающееся приходит на место старого. Благодаря такому обновлению мировоззрение изменится, и то, что надоело, вполне сможет заиграть новыми красками, стать интересным.

Как часто это бывает с произведениями Анны, стихотворение короткое, всего восемь строк, но, как часто это бывает, стихотворение гениально. Анна гений своего дела. Негромоздкое произведение содержит глубокий смысл, тонко передаёт духовную окраску. Чтобы проявить чувства и эмоции, Ахматова воспользовалась олицетворением, метафорой, анафорой. Начальная часть стихотворения короткая, сдержанная. Тут поэтесса использовала простые конструкции, не акцентируя внимание на начальную часть. Вторая же часть длинная, поскольку она содержит суть произведения. От неё веет радостью и умиротворённостью.

Прочитав произведение, понимаешь, что надо радоваться, не задумываться о прошлом, стремиться в будущее.

Анализ стихотворения Перед весной бывают дни такие Ахматовой

Анна Ахматова в предпочтениях дружбы большую роль отводила общению с мужчинами, к женщинам она относилась немного скептически, так как считала их немного глупыми, завистливыми и корыстными личностями. Это, конечно же, не говорит о том, что она не дружила с женским полом. В ее жизни появилась та, которая стала для нее подругой. Этой женщиной была супруга русского литератора Надежда Чулкова. Именно с Надеждой Анна делилась многим, особенно творческими планами. Это время сыграло положительными моментами для пейзажной лирики поэтессы. Она написала стихотворение “Перед весной бывают дни”, которое посвятила подруге Надежде.

Стихотворение было написано в 1925 году, в то время, когда Анна находилась в родовом поместье мужа. Прекрасная весенняя обновленная природа положительно сказалась на работе поэтессы. Достаточно точно, с помощью различных художественных средств Ахматова описывает приближение весны. “Перед весной бывают дни” показывает читателям гениальность творца, отличающегося гениальными замыслами и лаконичностью.

Произведение описывает то время года, где на смену суровой, холодной зиме, приходит теплая, мягкая весна. Хоть видны еще сугробы, это не значит, что природа не готова проснуться от долгого зимнего сна, она так жаждет пробудиться. Сухие, еще холодные деревья готовятся выпускать свои почки, но еще немножко рановато. Все же зима закончилась, чувство тепла пронзает воздух и на душе становится приятно. Для поэта не столь важны детали пробуждения природы, ее больше интересует чувство, то волнение, которое возникает от понимания того, что природа оживает, медленно снимая “зимние оковы”. Наблюдая изменения природы, героиня словно приобретает умиротворение, чувствует себя намного счастливее, забывая о всех прежних жизненных проблемах.

Сама Анна признает, что именно в такие дни и она сама, ощущая окружающую действительность, некоторым образом менялась, начинала все воспринимать абсолютно в другом свете. Заново воспринималась окружающая ее действительность, даже привычные обыденные вещи и явления казались немного другими. Стихотворение дает понять, что прошлая жизнь отходит на второй план, на смену ей, постепенно, приходит что-то новое и неизведанное. Судьба приобретает очередной поворот, происходит обновление души.

Ахматова олицетворяет весну с большими душевными переживаниями, которые будто разрывают ее изнутри. Наступает осознание того, что жизнь быстротечна и стоит переосмыслить некоторые свои поступки. Появляются новые надежды, которые дают силы двигаться и жить дальше. Предчувствие перемен природы, ожидание, волнение и радость, это ощущается достаточно глубоко. На первый план выходят чувства наблюдателя за происходящим и радость новым ощущениям. Весна Ахматовой это время осознания всего происходящего, что было и что предстоит пережить. Данное произведение показало критикам, что Анна не ограничивается только любовной лирикой

Своим произведением поэтесса смогла доказать критикам, что своим талантом она не ограничена только любовной лирикой, Анна способна раскрывать даже самые сложные жизненные темы.

Вариант №3

Подруг у Ахматовой было мало. Дружба с женщинами была ей в основном неизвестна, потому что Анна считала их злыми, глупыми, корыстными. Женщины были ей отвратительны. Но была в её жизни одна, с которой Ахматова могла более-менее дружить и даже назвать своей подругой. Это Надежда Чулкова.

Чулкова была женой человека, помогавшего Ахматовой составлять сборники поэзии. Анна без страха могла посвятить Надежду в свои планы насчёт творчества. Однажды у подруг разгорелся спор, и во время него Чулкова предложила подруге написать пейзажную лирику.

Чулкову смущало то, что женщина, у которой есть хороший муж, пишет стихотворения о любви к мужчинам. Более того, эти мужчины были всего лишь выдумкой! Ахматова приняла вызов и написала стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Посвящено оно Надежде Чулковой. О чём это стихотворение?

Сначала идёт описание природы. Описание того, как она ещё отдыхает под снегом. Нет весеннего солнца, и нет смысла пробуждаться от зимнего сна. Деревья сухие, и в то же время они веселы, будто предчувствуют наступление праздника воскресающей жизни. А ветер уже тёплый. Он нежный и упругий, его уже можно назвать весенним.

Затем идёт описание внутренних переживаний. Весна наступает, и пробуждается не только природа, но и душа, и даже тело. Оно настолько лёгкое, что это удивляет. Будто на теле была гора снега, а оно его сбросило.

Дом переменился, и его не узнать. Солнце ли светит иначе или же снег уже начал оттаивать? Даже песня, которая раньше надоела, теперь поётся по-новому. Радость в душе просыпается и стремится наружу. Радость пробуждается и вокруг.

Ахматова описала, как всё живое предвкушает появление весны. Скоро запоют птички, и станет весело и хорошо. Не в первый раз происходит это чудо. Наступает весна, будьте готовы.

6 класс по плану, кратко вывод

Картинка к стихотворению Перед весной бывают дни такие

Популярные темы анализов

Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого пестрит яркими природными зарисовками, в которых каждый объект окружающего мира наделён душой. Наиболее эмоциональным диалогом поэта с мирозданием по праву стоит считать стихотворение

Яркая и загадочная звезда таланта Евгения Абрамовича Баратынского зажглась на поэтическом небосклоне России в первой половине XIX века. Отчисление Евгения Абрамовича из Пажеского корпуса круто изменило дальнейшую судьбу будущего поэта

Афанасий Афанасьевич Фет, в конце 50-х годов, затронул такую тему как смерть. Причиной тому, стала девушка, которую он любил всем сердцем, но потерял из-за своей финансовой недостаточности. В своих стихотворениях, Афанасий Афанасьевич, часто

Проникающие в душу стихотворения о любви, Афанасий Фет написал, не будучи юношей или в период возвышенных чувств. Причиной такого довольно-таки удивительного факта являются невероятные воспоминания великого поэта. Его воспоминания

Николай Алексеевич Некрасов – народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (А. Ахматова)

Автор: Guru · 29.07.2018

А. Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она многим запомнилась своей непримиримостью к тем, кто предаёт Родину, и своим патриотизмом. Для многих читателей Анна Андреевна – творец лишь гражданской лирики, но это далеко не так. Это виртуоз своего дела, в ее творчестве не только патриотические стихотворения, но и глубоко лирические, возвышенные и лёгкие…

История создания

В 1915 году в свет вышло необычное для Анны Ахматовой стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Мало кто ждал от нее обращения к подобной теме — пейзажная лирика. Ни для кого не секрет, что Анна Андреевна всю жизнь настоятельно просила называть себя именно поэтом, а не поэтессой, чтобы не выделяться из общества, в котором преимущественно она находилась.

Одной из немногих ее подруг была жена Чулкова, владельца собственного литературного салона, Надежда. На одном из вечеров за непринуждённой беседой две дамы долго спорили, может ли поэт быть великим и талантливым, если обращается лишь к одной теме. Этот риторический вопрос Ахматова приняла как вызов, неверие в ее талант. В этот же вечер Анна Андреевна пообещала издать стихотворение, в котором не будет обращения к типичным для ее репертуара темам. Так и случилось, в 1915 году литературный салон Чулковых «услышал» новое произведение Ахматовой. После этого никто больше не мог даже на мгновение усомниться в ее даровитости.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» нетипичное для лирики Анны Андреевны, но отлично оно лишь по теме, в остальном автор не изменяет себе. Стихотворение написано в традиционном для поэтессы направлении — акмеизм, который исповедует ясность в выражении мысли и верховенство смысла, а не поэтичной красочности.

Размер стихотворения, пятистопный ямб, также типичен для Ахматовой. Вкупе с парной рифмой (АВАВ) создаётся ощущение легкого разговора с аудиторией.

Композиция

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» невелико по объёму, оно содержит лишь 8 строк. Условно лирическое произведение можно разделить на 2 части.

    Первая часть подчинена конкретному описанию времени и состояния природы, которая и окружает лирического героя — «под плотным снегом отдыхает луг», «шумят деревья весело-сухие».

Образы и символы

Главный образ в стихотворении — природа, точнее, смена времен года. Вот-вот наступит весна, зима сдаёт свои позиции, и вся природа в ожидании чего-то иного и нового. Стоит отметить, что образ природы сложный. Окружающий мир у Ахматовой в данном произведении — не просто ландшафты, луга и леса, поля и пролески, это и лирический герой тоже.

Образ человека — будто бы часть образа природы в целом. Человек полностью разделает эту жажду жизни.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — перемена с приходом весны и в природе, и в сознании человека. Все живое только просыпается, пробуждается после длительного сна. Так и личность оживает после периода отчаяния или же уныния. С приходом весны она приобретает веру в светлое будущее, стремится к чему-то новому, неизведанному, приобретает огромную жажду жизни. Поэтесса будто бы советует читателям забыть привычное и старое бремя забот, и не бояться новых поворотов судьбы, чего-то непривычного.

Стоит отметить, что она отождествляет освобождение от зимнего сна природы с пробуждением человеческой души: у них все общее. «Тёплый ветер» и легкое тело — очень сильно связанные описания изменений. Окружающий мир и человек не существуют отдельно. Любое изменение за окном наталкивает личность на подобные метаморфозы.

Главная идея стихотворения «Перед весной бывают дни такие» — выразить чувства обычного человека, которые меняются в зависимости от изменений в природе. Автор указывает на невидимую связь окружающего мира и людей, обитающих в нем. Все, даже самые маленькие метаморфозы в погоде, личность принимает очень близко к сердцу, меняется вслед за солнечным лучом или каплей дождя. Если с весной на землю приходит нечто новое и свежее, то и у человека открывается новое дыхание, жажда жизни и порыв к свершениям.

Смысл произведения также выражает необходимость внутреннего расцвета. Многие из нас живут в застое рутины и пребывают в вечной зиме. Нужно уметь открыть свое сердце переменам и свежему ветру, иначе наша внутренняя гармония разрушится.

Средства художественной выразительности

Несмотря на достаточно маленький объём, стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами. То, что бросается в глаза сразу — анафора. 4 строчки начинаются с «и». Поэтесса неслучайно прибегает к этому сильному приему — она усиливает впечатление читателей, которые намного сильнее чувствуют лирического героя, ведь ровно половина произведения начинается с одной и той же буквы. Человек инстинктивно обращает бóльшее внимание на эти строки.

Так же стоит отметить, что в начале стихотворения автор прибегает к использованию метафоры — «антология русской поэзии». Антология — некий сборник; Ахматова указывает на то, что данное произведение служит некоторым заголовком ко всей русской поэзии, ко всей пейзажной лирике.

Поэтесса использует очень броский эпитет — «весело-сухие» деревья. Ахматова вкладывает в этот эпитет глубокий смысл — природа, только начинающая пробуждаться от долгой зимы, ожидает некого обновления, приятной смены обстановки, из-за чего приходит в веселье. Особую образность создаёт приём олицетворение («отдыхает луг»). Этот приём помогает читателям легче понять то, как меняется природа и человек вместе с ней в преддверии весны.

Урок литературы в 6 классе по теме “А. Ахматова. Стихотворение “Перед весной бывают дни такие””
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок литературы в 6 классе по теме: А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие». ( с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

· регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

· познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_stihotvoreniyu_ahmatovoy_pered_vesnoy.docx19.72 КБ
prezentatsiya_k_uroku_po_stihotvoreniyu_ahmatovoy_pered_vesnoy.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска ХМАО – Югра

Конспект урока по литературе
в 6 классе

«А.А. Ахматова. Стихотворение

«Перед весной бывают дни такие»»

Кузнецова Ольга Леонтьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №6» г. Югорска

Урок литературы в 6 классе по теме: А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие». ( с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

Тип урока : урок “открытия” новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы , фронтальный опрос, синквейн .

2. Настрой на работу.

Работа с выражением Homo sapiens (Человек разумный) (слайд 1)

Учащимся предлагается объяснить, как они понимают это выражение, имеет ли это выражение отношение к ним.

3. Определение темы урока, постановка целей.

Работа с эпиграфом урока. (слайд № 2)

Учащиеся читают и объясняют высказывание: «Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая». ( Паскаль Блез)

– В этих словах известного ученого заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?

– Учитель резюмирует сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе.

– Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели работы.

(1. Определить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.

2. Изучить произведение(я), посвященные взаимоотношению человека и природы.)

Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.

4. Работа по реализации целей урока.

– Ребята, попробуйте с помощью схемы изобразить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.

Учащиеся работают на листах в парах, Представляя свои схемы, они объясняют их.

Учитель подводит итоги выступлений. Человек – часть природы, а раз это так, то он должен чувствовать природу, откликаться на все изменения в ней.

При этом учитель предлагает учащимся доказать данную мысль с помощью произведения Вивальди «Времена года». Учитель включает отрывок из этого произведения , а учащиеся должны определить, какому времени года он соответствует. Нужно не только назвать время года, но и указать, по каким музыкальным приметам они его определили.

– учитель продолжает урок, говоря о том, что о взаимоотношениях человека и природы размышляли в своих произведениях многие писатели и поэты, не является исключением и А.А. Ахматова.

– знакомство с биографией А.А. Ахматовой. (слайды 5-6)

– Учащиеся выписывают те факты из биографии поэтессы, которые показались наиболее важными.

– Чтение стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (запись через гиперссылку слайд 7)

Слушая стихотворение, учащиеся размышляют думают, кто является героем (героями) стихотворения.

– Учитель подводит итог, говоря, что в стихотворении два героя: человек и природа. Учитель и ученики, опираясь на текст стихотворения строят схему, которая подтверждает наличие в стихотворении двух героев (выписывают словосочетания, предложения). Природа: отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг. Человек: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома. (слайды 8 – 10) . Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что человек откликается на все изменения в природе.

– А. Ахматова наблюдательна и точна в описании природы и человека. Для этого она использует средства выразительности. Учащимся предлагается заполнить таблицу.(слайд 11)

Читайте также:  Анализ стихотворения Сад Ахматовой
Ссылка на основную публикацию