Анализ стихотворения Сад Ахматовой

Анализ стихотворения Ахматовой «Сад»

В 1912 году увидел свет дебютный сборник Ахматовой под названием «Вечер». Книга мгновенно сделала молодую поэтессу популярной. Тираж был раскуплен за короткий промежуток времени. Успех оказался внезапным и совершенно непредсказуемым.

В сборник вошло и стихотворение «Сад», датированное 1911 годом. Произведение это тесно связано с пребыванием Анны Андреевны в Царском Селе. Родители привезли ее туда годовалым ребенком. Прожила она там до шестнадцати лет. Затем был перерыв длиной в пятилетие.

После этого Ахматова вернулась в Царское

Они часто выступали в качестве земного Эдема, символизировали счастливое бытие.

В стихотворении «Сад» сопоставляется увядание природы с подавленным состоянием человеческой души. Печальное настроение произведения передано через прилагательные — «обледенелый», «тусклый», «бледный»,

С самого начала Анна Андреевна берет высокую, звенящую ноту. По ходу развития произведения напряжение не спадает, а только нарастает. Интонация текста становится пронзительной. «Сад» — это единый эмоциональный выплеск.

Стихотворение отличается точными рифмами, короткими фразами и строгим ритмом, что вообще характерно для творчества Ахматовой. Поэтесса не перегружала синтаксис придаточными конструкциями, излишне сложными и вычурными средствами художественной выразительности. Простота лирики Анны Андреевны во все времена привлекала к ней множество читателей разных возрастов, социальных положений, мировосприятий.

Благодаря предельной искренности, выстраданности ее стихотворения всегда находили отклик в людских сердцах, и по сей день они остаются не только актуальными, но и горячо любимыми.

Дайджест:

Анализ стихотворения Ахматовой «Как белый камень в глубине колодца…» В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Выпущен он был вполне солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Так как вышла книга в. .

Анализ стихотворения «На столетие Айны Ахматовой» Бродского И. А «На столетие Айны Ахматовой» Стихотворение И. А. Бродского «На столетие Анны Ахматовой» посвящено памяти поэтессы, которую поэт считал своей наставницей в литературе. Известно, что И. А. Бродского и А. А. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад» Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я не знаю, ты жив или умер…» В 1910 году Ахматова вышла замуж за Гумилева. Буквально через несколько месяцев он охладел к молодой супруге. Вскоре после появления на свет сына Льва, рожденного в 1912, муж и жена. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти друга» Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Через несколько месяцев врачи настояли на том, чтобы 52-летняя поэтесса отправилась в эвакуацию. Сама того не желая, Анна Андреевна покинула любимый город. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем — поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка — Льва Гумилева. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Данте» Образ великого итальянского поэта Данте Алигьери, оказавшего огромное влияние на мировую культуру, занимает важное место в творчестве Ахматовой. В стихотворении «Муза», написанном в 1924 году, упоминается «Ад» — первая часть. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука» В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ива» В 1940 году Ахматова написала стихотворение «Ива». Ему предпослан эпиграф из творчества Пушкина, одного из любимых поэтов Анны Андреевны: «И дряхлый пук дерев…». Взят он из незавершенного лирического произведения «Царское. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета» В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…» В марте 1912 года свет увидела дебютная книга Ахматовой, получившая название «Вечер» и изданная тиражом в три сотни экземпляров. В состав сборника вошел цикл «В Царском Селе». Нынешний город Пушкин. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я так молилась: Утоли…» В 1917 году в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Муж хлестал меня узорчатым…» Весной 1910 года в Париже состоялось знакомство Ахматовой и итальянского художника, скульптора Амедео Модильяни. Спустя двенадцать месяцев между молодыми людьми вспыхнул роман. Они виделись каждый день — гуляли по улочкам. .

Анализ стихотворения Ахматовой «На шее мелких четок ряд…» В апреле 1921 года издательство «Петрополис» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Подорожник» и напечатанный тиражом в тысячу экземпляров. В числе стихотворений, включенных в книгу, — «На шее мелких четок. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Любовь» В 1912 году Ахматова выпустила дебютный сборник «Вечер» в издательстве «Цех поэтов». Первый тираж его, вышедший с предисловием выдающегося представителя литературы Серебряного века Михаила Кузмина, составил три сотни экземпляров. Творчество. .

Анализ стихотворения Ахматовой «В разбитом зеркале» В 1945 году, после завершения Великой Отечественной войны, в Москву прибыл британский дипломат Исайя Берлин, получивший должность в посольстве Великобритании в советской столице. Мужчина неплохо говорил по-русски, интересовался русской литературой. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь…» Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Цветов и неживых вещей…» Стихотворение «Цветов и неживых вещей…», датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево — имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится. .

Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Я пришла к поэту в гости…» Стихотворение А. А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты пришел меня утешить, милый…» У Анны Ахматовой было не так уж много верных друзей, одним из которых оказался литератор Михаил Лозинский. С ним поэтесса познакомилась в 1911 году, когда примкнула к кружку акмеистов и. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…» Согласно воспоминаниям художника Бориса Васильевича Анрепа, с Ахматовой он познакомился в 1914 году. Произошло это после его возвращения из Парижа и перед отбытием на фронт. При встрече популярная поэтесса очаровала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница» В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Подражание Кафке» С произведениями великого писателя Франца Кафки Ахматова познакомилась не позднее 1959 года. Официальных изданий на русском языке тогда еще не было. Поэтесса прочла роман «Процесс» на английском, но качество перевода. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Похороны» В 1906 году в семье Анны Ахматовой произошло трагическое событие — от туберкулеза скончалась Инна, старшая сестра будущей поэтессы. К тому времени родители Ахматовой развелись, и ее мать, забрав детей. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Еще весна таинственная млела…» В жизни и творчестве Анны Ахматовой 1917 год сыграл ключевую роль. И дело было отнюдь не в революции, которая посеяла хаос и разрушила прежние устои. Именно в этом году Ахматова. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было на­писано А. А. Ахматовой в 1922 году. Оно относится к. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь…» В 1914 году издательство «Гиперборей» выпустило вторую книгу Ахматовой, получившую название «Четки». При этом тираж по тем временам был действительно внушительным — тысяча экземпляров. Сборник закрепил за Анной Андреевной славу. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приговор « Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Мы не умеем прощаться…» Взаимоотношения Анны Ахматовой и Николая Гумилева складывались непросто, и к концу 1916 года пара приняла решение расстаться. Ахматова поняла, что упустила тот момент, когда могла раз и навсегда покорить сердце. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью» Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я гибель накликала милым…» «Я гибель накликала милым…» — стихотворение, входящее в сборник «Anno Domini MCMXXI». Написано оно осенью 1921 года, во времена, трудные для Ахматовой. В конце лета Анна Андреевна похоронила хорошего друга. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Небывалая осень построила купол высокий…» Стихотворение «Небывалая осень построила купол высокий…» написано в 1922 году. Изначально Ахматова хотела включить его в сборник «Тростник». В печати он не появился, так как в 1920-х годах произведения поэтессы. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Учитель» На творчество Анны Ахматовой значительное влияние оказало сразу несколько поэтов, среди которых был и Иннокентий Анненский. Он не был знаком с юной поэтессой, однако Ахматова считала его своим духовным наставником. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты письмо мое, Милый, не комкай…» Брачный союз Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был похож на сделку, в которой каждая из сторон получала определенную выгоду. Гумилев был на протяжении нескольких лет безнадежно влюблен. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге» Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» Стихотворение «Сероглазый король», написанное Анной Ахматовой в 1910 году, является, пожалуй, одним из наиболее загадочных лирических произведений поэтессы. До сих пор критики спорят о том, кому именно оно было посвящено. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Я улыбаться перестала…» Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был обречен на крах. Двум творческим людям было крайне сложно ужиться под одной крышей, хотя во многим их взгляды на литературу. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Творчество» В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все расхищено, предано, продано…» Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» было написано А. А. Ахматовой в 1921 году. События революции, граж­данской войны стали для поэта новой, тревожной. .

Анализ стихотворения Анны Ахматовой Летний сад
статья на тему

Анализ стихотворения с точки зрения изобразительных средств и картины мира, выраженной в стихотворении

Читайте также:  Анализ стихотворения Гость Ахматовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Анализ стихотворения Анны Ахматовой24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Летний сад»

1. Поэтика заглавия

Летний сад является и реальным местом, и мифологическим пространством, мифологемой. Это значимый образ в стихотворениях поэтессы, он является частью петербургского мифа, распространенного у многих поэтов (Пушкин, Мандельштам, Гребенщиков и т.д.). Сад в христианской традиции – символ рая, искупления грехов. Сад – это и обозначение замкнутого пространства. Так как Летний сад несет семантику и реального, и мифологического, он соединяет в себе сакральное и профанное пространство, это рай на земле, материальный рай. Т.е. границы «здесь» и «там» объединяются у поэтессы еще в заглавии стихотворения в единое пространство реального райского сада.

2. Мифологемы

Миф о райском саде задаётся еще в заглавии и развивается на протяжении всего текста. Розы, упомянутые в в первом стихе первой строфы – символ рая. По преданию, их аромат и цвет напоминают человеку об этом чудесном месте. Выбор прилагательного «единственный», содержащего лексемы «один», «исключительный» подчеркивает то, что образ сада – ключевой, центральный в стихотворении. Лучшая в мире ограда также говорит о его исключительности. Во 2 строфе появляется профанное пространство рая (статуи), в 3 строфе царственные липы, с одной стороны, посажены в петербургском саду, следовательно, являются частью профанного мира, с другой – являют собой символ первозданности мира (липа – символ дерева-родительницы у славян).

2. Вселенский потоп

Статуи под невскою водой во 2 строфе, скрип корабельных мачт в 3-й – это маркеры библейского мифа о потопе. Как известно, Петербург – кладовая мифов и легенд. Он считается проклятым городом, т.к. был построен «на костях». За свою историю он пережил 323 наводнения, поэтому данный мифосюжет так популярен в русской поэзии (Пушкин, Д. Мережковский, Мандельштам, B.C. Печерин и др.).

3.Символы

Несмотря на заявленные акмеистами творческие принципы, такие как, первостепенное значение прямого смысла слова, переживание предметности, устремление внимания поэта к миру вещи, а не миру тайн, многие из них, так или иначе, вероятно, не всегда осознанно, обращались к мифологии и символам.

Так сад и розу в данном контексте можно назвать символом райского блаженства. Липы являют собой символ новой жизни (Древо Жизни), но у Ахматовой, образ дерева скорее соотносится с образом времени, вечностью, как и всепоглощающая водная стихия.

Корабль и лебедь в стихотворении – символы жизненного пути человека, судьбы поэзии. Эти образы соотносятся параллельно: в первой строке 3 строфы корабль в видении лирического субъекта проходит меж лип, а в первом стихе 4 строфы лебедь «плывёт сквозь века». Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта. Здесь мы видим отношение автора к поэзии: несмотря ни на что дело поэтов останется в веках, поэзия будет возрождаться снова, и снова.

4. Образ Петербурга

Мы отметили, что одним из текстообразующих образов стихотворения является райский сад. Также значительное место в тексте занимает сюжет Вселенского потопа. Можно сказать, что семантика райского блаженства и разрушающей силы водной стихии соотносятся как полюса. Т.е. образ Петербурга противоречивый – это и рай, и ад в одном лице.

Нельзя не отметить призрачность этого образа. В 1 строке 2 строфы появляются статуи. Они, как призраки прошлого, хранители города, его истории, помнят каждого жителя, побывавшего в райском саду. Они хранят и образ лирической героини, в молодости гулявшей по ныне затопленному Эдему.

Мотив смерти, остановки времени в единственно существующем моменте содержится и в 5 строфе (« И замертво спят сотни тысяч шагов… »), здесь он усиливается, появляются сотни тысяч мертвецов, статуй, бывших когда-то людьми…

В 6 строфе автор раскрывает перед читателями масштаб трагедии города на Неве. Как известно, во время его строительства погибло около 200 тыс. человек. Поэтесса ставит тех, кто, так или иначе, отдал жизнь Петербургу, в один ряд, ряд теней, и отправляет в вечное шествие « от вазы гранитной до двери дворца »…Эти тени – античные статуи в Летнем саду, но способ их описания способствует восприятию описанных нами смыслов.

5. Образ мира

Пространство стихотворения замкнутое. Летний сад организует это пространство. Ограда является границей художественного мира стихотворения. Потоп, прогулка лирической героини, шествие статуй – всё это происходит в ограниченном пространстве сада. Это подтверждает тот акт текста, что шествие идет «от вазы гранитной до двери дворца», т.е. от порфировой вазы до Летнего дворца Петра I.

Мы отметили, что поэзия существует вне реки времени, она живет вечно, так же, как и душа человека. Теперь рассмотрим лексический уровень.

Категория времени принадлежит глаголам и причастиям. Причастие в стихотворении только одно – скрыт (страдат., прош. время), глаголов – 10. Последние употребляются от первого и третьего лица, в зависимости от того, к кому они относятся (к лирической героине – «хочу», «помню», к миру сада – «стоит» (ограда), «помнят» статуи, мерещится скрип и т.д.).

В 1 и 2 строфе эти формы находятся в контрастном и равном соотношении (в 1 строке 1 строфы – «хочу», во 2 строке той же строфы – «стоит»; во 2 строфе, соответственно – «помнят» – «помню». Далее в 3, 4 и 5 строфах – по одному глаголу 3 лица, затем в 6 строфе функцию причастия выполняет наречие «видно», в 7 – глагол 3 лица «шепчутся» и в 8 – «горит» и «скрыт».

Можно проследить динамику действия и времени в стихотворении.

1 строфа – «хочу» – направленность героини к саду, «стоит» (в значении находится в определенном месте и всегда существует, вечный сад ).

2 строфа – «помнят» – «помню» – появляется ретроспективный взгляд в со стороны статуй в отношении героини и со стороны героини в отношении статуй.

3 строфа – «мерещится» – действие происходит внутри сознания лирической героини, задается мотив сна (еще один признак ретроспективы), в то же время – вечно плывущий корабль.

4 строфа – вечно плывущая сквозь века лебедь поэзии («плывет»).

5 строфа – «замертво спят» – замирание времени (призраки-статуи), градация мотива смерти, остановки времени, сна.

6 строфа – наречие «не видно» – градация мотива смерти, остановки времени.

7 – «шепчутся» ночи – происходит некое таинство, оно циклично, повторяется каждую ночь, где ночь – не только временной период, но и субъект действия, приятельница героини.

8 – слово «всё» объединяет все элементы художественного мира. «Всё горит» – как на солнце (от божьих лучей). Далее отметим, по каким причинам это определительное обобщающее местоимение оказалось именно в этой строфе.

5.3. Концепция мира

О «тайной любви», «Но света источник таинственно скрыт» – присущая символизму недосказанность есть и в ахматовских текстах, принадлежащих к акмеизму. Это космические таинства, секреты мирового устройства. Вернемся к композиции и еще раз отметим количество строф –8, т.е. символ бесконечности, цикличности. Это сквозной временной мотив произведения. Поэтому и объединяющее местоимение «всё» находится именно в 8 строфе.

Но! Глагол «хочу» говорит нам о том, что всё это происходит в сознании героини, и потому может являться ретроспекцией. Т.е. и сад, и происходящий в нем потоп, и таинства белых ночей – всё объединяет ее сознание (мысли, воспоминания). Следовательно, в данном тексте героиня организует миры внутри себя → божественная функция (созидательная, творческая). Значит, лирической героине открыт источник таинственного света, вдохновение. И здесь мы возвращаемся к центральному (композиционно, в 4 строфе) образу лебедя – символа поэзии, плывущего «сквозь века».

“Сад” анализ стихотворения Анны Ахматовой

Стихотворение “Сад” Анны Ахматовой – необыкновенно выразительное произведение, где в четырех строфах раскрыта целая философия. Оно относится к ранней поэзии Анны Андреевны: в момент написания, в 1911 году, поэтессе было лишь 22 года. Начиная анализ стихотворения, сразу можно выделить главное: сюжет произведения основан на сопоставлении.

Главной темой является увядание природы и вместе с ней человеческой души, есть в стихотворении и предчувствие конца.

Лирический герой сравнивает зимний сон сада, похожий на умирание, со своими

Горечь некой утраты сменяется равнодушием – так же, как увядание летних красок сада сменяется оцепенелым зимним сном.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, с перекрестной рифмой. Эти простые формы словно подчеркивают неотвратимость происходящего: все, что должно свершиться, свершится. Природа уснет зимним сном, а лишенный иллюзий лирический герой

“Сад” вошел в первый сборник Ахматовой “Вечер”, тогда поэтесса причисляла себя к акмеистам. Стихотворение можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике. Именно это неразрывное сплетение сил природы и человеческой души является стержнем произведения.

“До свиданья, друг мой, до свиданья” анализ стихотворения Есенина “До свиданья, друг мой, до свиданья” – пожалуй, наиболее известное из всех стихотворений Сергея Есенина. И дело не только в том, что оно имеет мистический ярлык “предсмертное”, но и в.

Волков А. М. биография Александр Мелентьевич Волков – русский советский писатель, драматург, переводчик. Родился 14 июля 1891 года в городе Усть-Каменогорск в семье военного фельдфебеля и портнихи. В старой крепости маленький Саша Волков знал.

Безпечний Iнтернет. Кориснi поради батькам i учням Рекомендації психолога Ти вже добре знайомий з інтернетом. У тебе напевно є улюблені сайти й віртуальні друзі, ти знаходиш в інтернеті інформацію, що допомагає навчатися й займатися улюбленими справами, спілкуєшся.

Анализ стихотворения Есенина Береза Сергей Есенин написал стихотворение “Береза” в 1913 году. К этому времени он уже покинул село Константиново, в котором он провел свое детство и переехал в Москву. Большой город с его.

“Слово” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Слово” Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ.

Вопросы и ответы к повести С. Т. Аксакова “Детские годы Багрова-внука” В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его произведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и заданиями.

Помогите написать сочинение образ чичикова Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие симпатии.

Зачем жить? Зачем жить? У каждого человека свой смысл жизни. Наверное все мы здесь для чего-то. Кто-то видит целью жизни достижение определенных вершин, карьерный рост. Кому-то хочется всего лишь счастья близким людям.

Николай Гаврилович Чернышевский Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 года в Саратове в семье протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны . Оба деда его и прадед по материнской линии.

Федор Иванович Тютчев ТЮТЧЕВ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ , русский поэт. Родился 23 ноября 1803 в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губ. в стародворянской семье. Детство Тютчева прошло в усадьбе Овстуг, в Москве и подмосковном.

Сочинение на тему Родная природа “Родная природа”-это то, что окружает нас, где бы мы ни были и куда бы ни пошли. Она придает нам сил, хотя многие в современном мире этого не замечают, но речь.

Сочинение на тему Почему я люблю рисовать? Представьте перед нами лежит белый совсем пустой лист бумаги. Он большой и мы можем сделать с ним что угодно. Из ближайшего комода мы достанем краски, кисти разных размеров, палитру, различные.

Класс Птицы. Отряд Пингвины Вопрос 1. Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся? Предполагается, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку.

Сочинение на тему Что я люблю рассуждение Люблю я много чего! Родителей, конечно, а еще брата с сестрой. Кошку нашу люблю. И это нормально. Еще очень люблю хорошую погоду. Когда просыпаешься, а сквозь еще закрытые веки солнечные.

О творчестве М. А. Булгакова Мировоззренческо-эстетические принципы творчества М. Булгакова формировались на основе литературной традиции, прежде всего русской классики ХIХ столетия. В его прозе прослеживаются следы влияния “Капитанской дочки” Пушкина с ее описанием “бессмысленного и.

Анализ стихотворения Блока В ресторане Это произведение посвящено прекрасной незнакомки, которую заприметил в одном из питерских питейных заведении. Прототипом герои стала Ольгу Судейкину. В тот чарующий вечер Ольга проводила совое время со одним из своих.

“Не забыть, что мы люди…” Рассказ В. Шукшина “Волки” в 8-м классе Эпиграф к уроку: Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений . 1. Вступительное слово учителя. Василий.

Твір Без дружби життя Дружба – це невід’ємна частина життя. Бо людина є істотою суспільною. Але є люди, які відчувають себе одинаками. Вони живуть самі по собі. Можливо – це їхня риса характеру. Але.

Кто такой спелеолог и чем он занимается? Услышав слово спелеолог многие задаются вопросом – а кто это и чем он занимается? Оказывается, это одна из самых опасных и интересных профессий. Ведь спелеологи большинство своего времени проводят под.

Сочинение на тему Лесное озеро 3 класс Зарисовка Лесное озеро для 3 класса Однажды мы с родителями решили отправиться в лес. В лесу можно отдохнуть от городской суеты, насладиться природой и подышать свежим воздухом. Мы взяли с.

Сейчас вы читаете: “Сад” анализ стихотворения Анны Ахматовой

Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

Анне Ахматовой в 1959 году, которым датируется стихотворение «Летний сад», было семьдесят лет.

Понятно, что в этом возрасте человек обращает свой взор не к текущим политическим, или культурным событиям, а к своему прошлому и личным воспоминаниям, которые дороги его сердцу. Приятней и проще написать стихотворение, используя свой талант, и немного погрустить о прошлом, как каждый человек.

У Анны Ахматовой много лирических стихотворений связанных с пейзажными и городскими мотивами, очень много личного, написанного в них, но данное стихотворение отличается от других чётким ритмом слога, оно написано отрывочно, блоками, как рубаи Хайяма.

Очевидно причиной написания этого стихотворения послужил букет роз, который ей подарили в этот день и он вызвал у поэтессы массу воспоминаний. Даже ограда в парке её умиляет, как дощатый забор в родной деревне и она считает её уникальной.

Конечно, можно не обратить внимания, но далее – её помнят статуи, но непонятно: то ли Ахматова смотрела из под невской воды на статуи, то ли статуи были сброшены в Неву. Или это просто поэтический образ? Современному человеку сложно понять людей, пришедших к нам со своими поэтическими образами из позапрошлого века.

Следующие строки возвращают нас в романтичный девятнадцатый век с парусными кораблями, где скрипят мачты и люди ходят туда-сюда, но мы их не помним. Затеряны следы этих людей в воспоминаньях наших.

Последующие строки стихотворения очень красивы и вызывают желание понять тайну этих строк. Там используются слова: друзья и враги, перламутр и яшма, шествие теней, тайная любовь, таинственный источник света. Всё это так волнует и возбуждает, но остаётся непонятным, что хотела сказать поэтесса. Строки стихотворения очень похожи на мистические видения, однако, возможно, что эти, якобы отрывочные фразы, её современникам сказали бы больше, чем они говорят нам.

Несомненно, что при написании стихотворения у неё были прекрасные воспоминания и о прекрасной тайной любви, и о белых ночах и эта реальность отвлекает нас от мистики некоторых строф этого произведения и смягчает нашу реакцию на непонятные нам фразы, которые кажутся бессмысленными. Например, такая фраза: «От вазы гранитной до двери дворца». О чём это? Может это просто рифма?

Кстати, о рифмах. Стихотворение срифмовано великолепно: нет ни одной ошибки с рифмой и смыслом строки. У поэтессы Анны Ахматовой – это стандарт, или талант, что будет правильнее.

Вариант №2

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Летний сад», написанное в 1959 году, относится к акмеизму.

Этот тонкий литературный стиль позволяет автору и его романтическому герою передавать свои чувства и настроения читателю через определенные звуки, явления, предметы.

Тоска по родным местам Санкт-Петербурга пронизывает все стихотворение Анны Андреевны, по прожитым там, и безвозвратно ушедшим годам молодости.

В то же время, перемежая грустный лирический настрой с гордостью и уверенностью в своем городе, в своей родине, которая рождает своих детей, хоронит их, но продолжает жить вечно и уверенно. И эту уверенность в себе передает людям, рожденным им. Величие и гордость за любимый город читается в каждой строчке произведения. Чистота и красота воспоминаний говорят о забытых неурядицах и проблемах жизни там. Сейчас осталась только любовь, только нежность и уверенность.

И эта уверенность в своем, даже утерянном сейчас доме, уравновешивает грустный настрой тоски лирического героя, делая его спокойным, с легкой нотой ностальгии.

И опять в этом произведении Анны Ахматовой читатель видит образ сада, не редко встречающийся в ее стихотворениях. Для Ахматовой сад символизирует счастье, нечто настоящее и прекрасное, настоящий рай. Титульный образ розы только довершает всю картину. И ограда появилась здесь совершенно не случайно. Любой райский сад всегда будет отгорожен от грехов. Ограда, это символ спасения от грехопадения. И там, где-то в глубине цветущего сада, любой человек найдет успокоение, умиротворение, отчужденность от мирских грешных дел и счастье.

Прошлое для поэтессы имеет огромное значение. Едва ли не большее, чем реальное настоящее. В этом произведении Анны Андреевны явственно чувствуется четкая твердая мысль умудренного жизненным опытом человека, отдающего себе отчет в том, что он не боится ничего потерять. Лирический герой может и готов отдать все, что имеет и ему не страшно. Он знает, у него останется нечто главное и самое для него важное – его воспоминания.

Картинка к стихотворению Летний сад

Популярные темы анализов

Иван Алексеевич Бунин начал взрослую жизнь довольно таки рано. Уже в возрасте семнадцати лет он покинул родной дом, отправившись в самостоятельный путь. Таким образом он хотел показать не только свое право на личные взгляды,

Каждого русского человека поражала красота его родного края, пусть все картины и красоты со временем приедаются взгляду, но все равно случаются моменты, когда обыденная даль может показаться под новым взглядом,

В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

Знаменитое стихотворение “Ветер принёс издалека. ” великого русского писателя Александра Александровича Блока было написано 29 января 1901 года. Нужно отметить, что данное произведение является одним из самых ранних у данного поэта.

М.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге. Элегию « Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г.

Биография и анализ стихотворения Анны Ахматовой

Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.04.2019

Нестерова И.А. Биография и анализ стихотворения Анны Ахматовой // Энциклопедия Нестеровых

Долгий творческий путь Анны Ахматовой получил признание как в Росси, так и за рубежом. Ее поэзия очень выразительная и глубокая.

Краткая биография Анны Ахматовой

“Портрет Анны Ахматовой”, К.Петров-Водкин

Анна Ахматова, настоящая фамилия Горенко, родилась в 1889 году под Одессой. Отец её, Андрей Антонович Горенко, был в то время отставным инженером-механиком флота.

В 1890 семья переезжает в Царское село.

В 1905 году молодая Анна заканчивает Царскосельскую гимназию и поступает на юридический факультет Высших женских курсов.

В 1910году она вступает в брак с [url=http://odiplom.ru/lab/hudozhestvennyi-mir-n_s_-gumileva.html] Н.С. Гумилевым [/url]. Затем супруги отправились вместе во Францию в Париж. В этом же году поэтесса примкнула к акмеистам.

Уже в 1912 году выходит первый сборник стихов Анны Ахматовой под названием “вечер”. У поэтессы рождается сын Лев Николаевич Гумилев.

В 1914 году свет увидела вторая книга стихов “Четки”.

В 1917 создан сборник “Белая стая”. После Октябрьской Революции Анная Ахматова работала в библиотеке Агрономического института.

В 1918 году поэтесса разводится с мужем и вскоре снова выходит замуж за поэта и ученого В. Шилейко.

В 1920 году поэтесса стоит перед выбором: уезжать или остаться в России.

В 1921 году вышел сборник “Подорожник”., в 1922 году книга “Anno Domini”.

В середине двадцатых годов новые стихи Ахматовой перестают печатать, а старые переиздавать. В это время поэтесса увлеклась архитектурой старого Петербурга и творчеством А.С. Пушкина.

В 1929 году Ахматова вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Евгения Замятина и Бориса Пильняка.

Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Затем она была эвакуирована в Ташкент.

В 1944 году Анна Ахматова возвращается в Москву, позднее в Петербург, где работала над “поэмой без героя”. Там же она пишет прозу и различные очерки.

В 1946 году Ахматову и Зощенко исключают из Союза писателей по причине наличия антисоветского пафоса в произведениях. Ахматова лишается средств к существованию. И она начинает заниматься переводами.

После смерти Иосифа Виссарионовича Сталина в 1953 году поэтессу начали снова печатать. При этом восстановив её членство в Союзе писателей СССР.

В 1964 году Анна Ахматова получает международную премию “Этна Таормина” за пятидесятилетие поэтической деятельности. Награждение посвящено выходу в Италии сборника стихов поэтессы. В этом же году Оксфордский Университет присвоил Ахматовой степень доктора литературы.

Анна Ахматова скончалась в 1966 году в возрасте 77 лет после четвертого инфаркта. Похоронена поэтесса в поселке Комарово под Санкт-Петербургом. В 1967 году на могиле Ахматовой был установлен памятник по проекту Александра Игнатьева и Всеволода Смирнова.

Особенности поэзии Анны Ахматовой

В двадцатые годы поэтесса переживает тяжелый период. Она стоит перед выбором покинуть Россию или остаться. В связи с этим стихи Ахматовой становятся более трагичными и мрачными.

Любовная лирика Анны Ахматовой либо описывает зарождение чувств. Для стихов поэтессы характерны содержательность в выборе средств художественной выразительности. В ее поэзии преобладает матово-бледные тона, где лишь изредка встречаются яркие мазки, такие как например “золотой листопад”. При этом Анна Ахматова использует активно всевозможные выразительные средства, такие как метафоры, эпитеты и сравнения.

Анализ стихотворения Ахматовой “Кое как удалось разлучиться”

Стихотворение Анны Ахматовой “Кое как удалось разлучиться” было написано в 1921 году. Оно входит в сборник стихов “Подорожник”.

Особенностью данного стихотворения является наличие перекрестной рифмы. Стихотворный метр – анапест.

В данном стихотворении поэтесса говорит о любви. Однако любовь не может препятствовать свободному полету души поэта. Все любовные муки позволит перенести стойко муза.

Я-то вольная. Всё мне забава,
– Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Во второй строфе поэтесса говорит о том, что ей удалось потушить огонь любви, которая уже невыносима. Она обвиняет своего возлюбленного в том, что он не умеет и не сможет любить по-настоящему. При этом в первой строфе она говорит с укором:

Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

В строках стиха звучит признание радости от свободы, от того, что муза снова настигла её. При этом муза, пришедшая утешать, принесет её новую волну вдохновения, а за вдохновением “притащиться слава”. Очевидно, что известность не прельщает Анну Ахматову. Она для нее помеха творчеству.

В третьей строфе Анна Ахматова говорит, что не стоит о ней молиться и вспоминать. “Черный ветер” и “золотой листопад” позаботятся о ней и успокоят неприкаянную душу.

В четвертой строфе поэтесса говорит, что не боится разлуки. Именно разлука для поэтессы – истинная благодать для творческой самореализации.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.

При этом она говорит, что не хочет, чтобы еще кто-то влюблялся в этого мужчину и также страдал, как она от его безразличия и неспособности любить.

Анализ стихотворения Сад Ахматовой

Стихотворение «ЛЕТНИЙ САД»

Я к розам хочу, в тот единственный сад.

Розы не сажались в Летнем саду со времен Ахматовой. Кружевные рисунки из цветов скорее относятся к Летнему саду петровских времен с гротом, фонтанами, регулярной планировкой, лабиринтом и ассамблеями. Первоначально из-за обилия цветов сад называли «Цветочным». Название «Летний» восходит к слову «летник» – однолетний цветок.

В более ранней редакции стихотворения Ахматова использовала другое определение – «таинственный». Изменено, вероятно, из-за метафизической смысловой нагрузки стихотворения – сад как Рай.

Где лучшая в мире стоит из оград,

Знаменитая ограда, выполненная по проекту М. Ю. Фельтона и П. Е. Егорова, появляется в 1784г. 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 гг. на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев. Трое ворот расположены по осям центральных аллей сада. Малые ворота – это изящная имитация ворот. Надворотные украшения в стиле барокко выполнены по рисункам молодого архитектора П.Е.Егорова. Гранитные столбы выполнялись под руководством каменных дел мастера Т.И.Насонова.

Перспектива наб. Кутузова. Автор фотографии: Бродский Александр Иванович, 1942г.

Законченный вид Невская ограда Летнего сада получила в 1827 году после установки веерообразных кованых завершений Л.И. Шарлеманем.

Решетку Летнего сада иногда называют восьмым чудом света. «Набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ». ( Д. И. Соколов , ученый-минералог , 1824 г.) . Отсюда вытекает ахматовская строчка «где лучшая в мире стоит из оград».

Где статуи помнят меня молодой,

Анализируемое стихотворение было написано 9 июля 1959 в Ленинграде. Ахматовой на тот момент было ровно семьдесят лет. Строчка «Статуи помнят меня молодой» – слова женщины, достигшей зрелого возраста, вынесшей множество бедствий, пережившей почти всех своих сверстников друзья, превратившиеся в мемориальные доски » )

первая половина 1960-х гг.1924г.

А я их под невскою помню водой.

В 1924 г. Летний сад пострадал от разрушительного наводнения. Ахматова, которой было тогда 35 лет, жила на набережной Фонтанки, 2, напротив Летнего сада.

(Цитируется по Померанец К. Два наводненья, с разницей в сто лет. Нева, №7, 1998.)

Наводнение 1924 г. нанесло урон Летнему саду. Погибло 550 вековых деревьев, которые при падении сломали много статуй. После наводнения начались работы по реставрации зданий и скульптур. В саду вместо погибших деревьев были высажены молодые липы.

Описание Летнего сада до наводнения можно прочитать у К. Н. Батюшкова, поэта первой половины XIX в.: «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в ее рисунке».

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

Здесь имеется в виду петровское время, когда в этой части Невы, примыкающей к Летнему саду, ходили торговые суда.

После окончания Великой Отечественной войны, когда Летний сад был восстановлен, в Карпиевом пруду вновь поселились лебеди.

С одной стороны, это ещё одна вариация темы одиночества: Ахматова пережила почти всех своих современников: первого мужа, Н. С. Гумилева расстреляли ещё в 1921-м г., (последний, Н. Н. Пунин умер в заключении в Воркуте, в 1953-м). 1925-й – гибель С. Есенина, 1930г. – самоубийство Вл. Маяковского. Друг, О. Мандельштам, умирает в 1938-м году, М. Булгаков – в 1940-м. М. Цветаевой не стало в 1941-м. В эмиграции умирает И. А. Бунин (1953г.) , 1955г. – смерть М. Л. Лозинского, друга Ахматовой, известного русского поэта, переводчика, литературоведа, которому она посвятила несколько своих стихотворений. М. Зощенко умирает в 1958-м году. Из писателей современников Ахматовой можно отметить Б. Пастернака, однако, и его не станет в следующем после написания стихотворения, 1960-м году.

С другой стороны, данную строчку можно комментировать более обобщенно, так же, как и в стихотворении « А вы, мои друзья последнего призыва!»

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир ваши имена!
Да что там имена! Ведь все равно – вы с нами.
Все на колени, все! Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Эльфдальская ваза (выполнена из розового порфира) – подарок шведского короля Карла XIV императору Николаю I . Её установили на берегу пруда, у южных ворот Летнего сада в 1838г. Высота вазы равняется 5 метрам. Название объясняется тем, что вазу выполнили мастера из города Эльфдалена. В 1968 г. проведена реставрация.

В январе 2008 г. на вазе образовалась трещина. Через несколько дней знаменитая порфировая ваза Летнего сада развалилась на куски. В рамках глобального проекта реконструкции Летнего сада ваза была отреставрирована и вернулась на прежнее место.

Автор фотографии: Ширман Михаил Александрович, 1972г.

Летний дворец Петра I расположен у истока реки Фонтанки, в северо-восточной части Летнего сада. Один из первых каменных дворцов Петербурга, Летний дворец был построен по проекту Д. Трезини.

Уместно вспомнить здесь о роковом для Ахматовой постановлении ЦК ВКП (б) 1946г., в котором её лирика подвергалась издевательствам именно за выражение любовной тематики. Содержание её стихов объявлялось «ничтожными переживаниями», а сама она – «барынькой», «мечущейся между будуаром и моленной». Трудно сказать, отделена ли в этом стихотворении лирическая героиня от самой поэтессы. С одной стороны, это могут быть воспоминания о чувствах «другой», молодой Ахматовой, которой уже больше и не существует, так как прошло очень много лет, и многое переосмыслено, с другой стороны, поэт могла действительно показать, описать любовь «чью-то» как сторонний наблюдатель, как поэт.

Мемуары известной актрисы Ольги Гильдебрандт-Арбениной отчасти показывают, что Летний сад мог быть местом любовных встреч, в том числе и «тайных». Книга «Девочка, катящая серсо. » затрагивает в частности отношения актрисы с Н. Гумилевым, начиная со знакомства в 1916году, когда он был ещё мужем Ахматовой (очерк «Гумилев»): « Пошла я в Летний сад с Курдюмовым (отношения сугубо платонические) — и на крайней скамейке у решетки увидела Гумилева с Аней! Мужчины о чем-то поговорили, Аня имела вид смущенный, девический и счастливый, а я собрала все свое нахальство и какой-то актерский талант и переглянулась с Гумилевым как в романах Мопассана.» (Имеется в виду Анна Энгельгардт, вторая жена Н. Гумилева).

Цитируется по: Гильдебрандт-Арбенина О. Девочка, катящая серсо. М.: Молодая гвардия, 2007.

Развернутая метафора, которая опять-таки касается белых ночей.

Итак, в русской культуре упоминания о Летнем саде, первом садово-парковом ансамбле Петербурга, довольно часты. Это касается, и Пушкинских времен (строки из романа «Евгений Онегин», четверостишье П. Вяземского о Летнем саде), в ХХ в. (стихотворение С. Я. Маршака, отрывок из «Человека» В. Маяковского) а также в поэзии современной.

Однако следует учесть то, что Летний сад допушкинской эпохи сильно отличался от Летнего сада века двадцатого. Во-первых, по своим внешним характеристикам: В XVIII—XIX веках в саду протекала придворная жизнь столицы, здесь устраивались балы и гулянья. Летний сад во второй половине XVIII века становится местом прогулок для петербургских жителей. Если по указу 1755 года разрешалось посещать сад два раза в неделю и в праздничные дни, то в XIX веке доступ в сад расширяется. Однако вплоть до 1917 года плохо одетому человеку вход запрещался. Таким образом, при А. С. Пушкине сад все ещё ассоциировался с чем-то элитарным, принадлежащим интеллигенции. В XIX веке аллеи сада были местом встреч, прогулок для А.С. Пушкина, ИА Крылова, И.А. Гончарова, П.И. Чайковского и многих других писателей, композиторов, художников. Пушкин писал своей жене: «Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома. ». Памятник И. А. Крылову был установлен в 1855-м году . Регулярный парк заменяется пейзажным.

В течение жизни А. А. Ахматовой Летний сад также претерпевал различные изменения. Изменения эти связаны, во-первых, с наводнением 1924 года, и во-вторых, с событиями Великой Отечественной войны. Последнее отражено в стихотворении « Nox: Статуя «Ночь» в Летнем саду», 1942г., Ташкент, о том, как статуи в Летнем саду укрывали в земле, чтобы бомбы не повредили их. Большие изменения коснулись и фельтеновской Невской ограды. В 1918 году часовню, построенную в 1866—1868 гг. по проекту Р. А. Кузьмина в память о спасении императора Александра II во время покушения на его жизнь 4 апреля, закрыли. В 1930-м же разобрали полностью. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды.

Хотелось бы завершить анализ словами самой А. А. Ахматовой:

« Летний – первый, благоуханный, замерший в июльской неподвижности, и второй, под водой в 1924 году, и снова Летний, изрезанный зловонными рвами – щелями (1941)».

(А. Ахматова «Набросок» 19 апреля 1962 Ленинград – Москва)

Эта небольшая цитата из дневниковых записей Ахматовой, небольшого «наброска», воспоминаний поэтессы о тех петербургских местах, которые были связаны с определенными событиями её жизни, ассоциации, которые вызывает у поэтессы Петербург. Летний сад становится одним из таких мест. При этом восприятие Летнего сада с течением времени у поэтессы менялось неоднократно. Первый Летний сад – «благоуханный», тот, который Ахматова увидела, когда приехала в Петербург из Царского Села, на заре своей жизни (1912г.), второй Летний – после разрушительного наводнения, и третий – Летний сад военного времени. Можно предположить, что Ахматова так сильно любила этот садово-парковый ансамбль, потому что воспринимала его как аллегорию собственной жизни, полной трудностей и потрясений.

  1. Болотова Г. Р. Летний сад. Л., 1981.
  2. Вербловская И. Горькой любовью любимый Петербург Анны Ахматовой , Изд. 2-е, СПб.: Нева, 2003.
  3. Гильдебрандт-Арбенина О. Девочка, катящая серсо. М.: Молодая гвардия, 2007.
  4. Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. С-Пб.: КОРОНА принт, 2001.
  5. Записные книжки Анны Ахматовой (1958 – 1966). Составитель: Суворова К. Н. М., 1996.
  6. Померанец К. Два наводненья, с разницей в сто лет… Нева, №7, 1998.

Также были использованы фотографии К. К. Буллы, А. И. Булгакова и М. А. Ширмана, оригиналы которых находятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Автор – Храброва Анастасия, 4 курс,1 группа.

Читайте также:  Анализ поэмы Ахматовой Реквием стихотворения 11 класс сочинение
Ссылка на основную публикацию