Анализ стихотворения Сад Ахматовой

Анализ стихотворения Анны Ахматовой Летний сад
статья на тему

Анализ стихотворения с точки зрения изобразительных средств и картины мира, выраженной в стихотворении

Скачать:

ВложениеРазмер
Анализ стихотворения Анны Ахматовой24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Летний сад»

1. Поэтика заглавия

Летний сад является и реальным местом, и мифологическим пространством, мифологемой. Это значимый образ в стихотворениях поэтессы, он является частью петербургского мифа, распространенного у многих поэтов (Пушкин, Мандельштам, Гребенщиков и т.д.). Сад в христианской традиции – символ рая, искупления грехов. Сад – это и обозначение замкнутого пространства. Так как Летний сад несет семантику и реального, и мифологического, он соединяет в себе сакральное и профанное пространство, это рай на земле, материальный рай. Т.е. границы «здесь» и «там» объединяются у поэтессы еще в заглавии стихотворения в единое пространство реального райского сада.

2. Мифологемы

Миф о райском саде задаётся еще в заглавии и развивается на протяжении всего текста. Розы, упомянутые в в первом стихе первой строфы – символ рая. По преданию, их аромат и цвет напоминают человеку об этом чудесном месте. Выбор прилагательного «единственный», содержащего лексемы «один», «исключительный» подчеркивает то, что образ сада – ключевой, центральный в стихотворении. Лучшая в мире ограда также говорит о его исключительности. Во 2 строфе появляется профанное пространство рая (статуи), в 3 строфе царственные липы, с одной стороны, посажены в петербургском саду, следовательно, являются частью профанного мира, с другой – являют собой символ первозданности мира (липа – символ дерева-родительницы у славян).

2. Вселенский потоп

Статуи под невскою водой во 2 строфе, скрип корабельных мачт в 3-й – это маркеры библейского мифа о потопе. Как известно, Петербург – кладовая мифов и легенд. Он считается проклятым городом, т.к. был построен «на костях». За свою историю он пережил 323 наводнения, поэтому данный мифосюжет так популярен в русской поэзии (Пушкин, Д. Мережковский, Мандельштам, B.C. Печерин и др.).

3.Символы

Несмотря на заявленные акмеистами творческие принципы, такие как, первостепенное значение прямого смысла слова, переживание предметности, устремление внимания поэта к миру вещи, а не миру тайн, многие из них, так или иначе, вероятно, не всегда осознанно, обращались к мифологии и символам.

Так сад и розу в данном контексте можно назвать символом райского блаженства. Липы являют собой символ новой жизни (Древо Жизни), но у Ахматовой, образ дерева скорее соотносится с образом времени, вечностью, как и всепоглощающая водная стихия.

Корабль и лебедь в стихотворении – символы жизненного пути человека, судьбы поэзии. Эти образы соотносятся параллельно: в первой строке 3 строфы корабль в видении лирического субъекта проходит меж лип, а в первом стихе 4 строфы лебедь «плывёт сквозь века». Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта. Здесь мы видим отношение автора к поэзии: несмотря ни на что дело поэтов останется в веках, поэзия будет возрождаться снова, и снова.

4. Образ Петербурга

Мы отметили, что одним из текстообразующих образов стихотворения является райский сад. Также значительное место в тексте занимает сюжет Вселенского потопа. Можно сказать, что семантика райского блаженства и разрушающей силы водной стихии соотносятся как полюса. Т.е. образ Петербурга противоречивый – это и рай, и ад в одном лице.

Нельзя не отметить призрачность этого образа. В 1 строке 2 строфы появляются статуи. Они, как призраки прошлого, хранители города, его истории, помнят каждого жителя, побывавшего в райском саду. Они хранят и образ лирической героини, в молодости гулявшей по ныне затопленному Эдему.

Мотив смерти, остановки времени в единственно существующем моменте содержится и в 5 строфе (« И замертво спят сотни тысяч шагов… »), здесь он усиливается, появляются сотни тысяч мертвецов, статуй, бывших когда-то людьми…

В 6 строфе автор раскрывает перед читателями масштаб трагедии города на Неве. Как известно, во время его строительства погибло около 200 тыс. человек. Поэтесса ставит тех, кто, так или иначе, отдал жизнь Петербургу, в один ряд, ряд теней, и отправляет в вечное шествие « от вазы гранитной до двери дворца »…Эти тени – античные статуи в Летнем саду, но способ их описания способствует восприятию описанных нами смыслов.

5. Образ мира

Пространство стихотворения замкнутое. Летний сад организует это пространство. Ограда является границей художественного мира стихотворения. Потоп, прогулка лирической героини, шествие статуй – всё это происходит в ограниченном пространстве сада. Это подтверждает тот акт текста, что шествие идет «от вазы гранитной до двери дворца», т.е. от порфировой вазы до Летнего дворца Петра I.

Мы отметили, что поэзия существует вне реки времени, она живет вечно, так же, как и душа человека. Теперь рассмотрим лексический уровень.

Категория времени принадлежит глаголам и причастиям. Причастие в стихотворении только одно – скрыт (страдат., прош. время), глаголов – 10. Последние употребляются от первого и третьего лица, в зависимости от того, к кому они относятся (к лирической героине – «хочу», «помню», к миру сада – «стоит» (ограда), «помнят» статуи, мерещится скрип и т.д.).

В 1 и 2 строфе эти формы находятся в контрастном и равном соотношении (в 1 строке 1 строфы – «хочу», во 2 строке той же строфы – «стоит»; во 2 строфе, соответственно – «помнят» – «помню». Далее в 3, 4 и 5 строфах – по одному глаголу 3 лица, затем в 6 строфе функцию причастия выполняет наречие «видно», в 7 – глагол 3 лица «шепчутся» и в 8 – «горит» и «скрыт».

Можно проследить динамику действия и времени в стихотворении.

1 строфа – «хочу» – направленность героини к саду, «стоит» (в значении находится в определенном месте и всегда существует, вечный сад ).

2 строфа – «помнят» – «помню» – появляется ретроспективный взгляд в со стороны статуй в отношении героини и со стороны героини в отношении статуй.

3 строфа – «мерещится» – действие происходит внутри сознания лирической героини, задается мотив сна (еще один признак ретроспективы), в то же время – вечно плывущий корабль.

4 строфа – вечно плывущая сквозь века лебедь поэзии («плывет»).

5 строфа – «замертво спят» – замирание времени (призраки-статуи), градация мотива смерти, остановки времени, сна.

6 строфа – наречие «не видно» – градация мотива смерти, остановки времени.

7 – «шепчутся» ночи – происходит некое таинство, оно циклично, повторяется каждую ночь, где ночь – не только временной период, но и субъект действия, приятельница героини.

8 – слово «всё» объединяет все элементы художественного мира. «Всё горит» – как на солнце (от божьих лучей). Далее отметим, по каким причинам это определительное обобщающее местоимение оказалось именно в этой строфе.

5.3. Концепция мира

О «тайной любви», «Но света источник таинственно скрыт» – присущая символизму недосказанность есть и в ахматовских текстах, принадлежащих к акмеизму. Это космические таинства, секреты мирового устройства. Вернемся к композиции и еще раз отметим количество строф –8, т.е. символ бесконечности, цикличности. Это сквозной временной мотив произведения. Поэтому и объединяющее местоимение «всё» находится именно в 8 строфе.

Но! Глагол «хочу» говорит нам о том, что всё это происходит в сознании героини, и потому может являться ретроспекцией. Т.е. и сад, и происходящий в нем потоп, и таинства белых ночей – всё объединяет ее сознание (мысли, воспоминания). Следовательно, в данном тексте героиня организует миры внутри себя → божественная функция (созидательная, творческая). Значит, лирической героине открыт источник таинственного света, вдохновение. И здесь мы возвращаемся к центральному (композиционно, в 4 строфе) образу лебедя – символа поэзии, плывущего «сквозь века».

«Приморский сонет», анализ стихотворения Ахматовой

Любой человек рано или поздно задумывается о смерти, ведь все люди, увы, смертны. Кого-то она пугает, кто-то демонстрирует, что не боится ее, многие думают и говорят о ней, как о чем-то неизбежном. Однако любой публичный человек, скорее, боится не смерти, а беспамятства — того, что о нем быстро забудут, когда его не станет. Именно поэтому так популярен среди поэтов мотив «памятника нерукотворного», по сути, сборника стихов, который всех переживет и «тленья убежит».

Есть те, кто воспринимает смерть всего лишь как миг перед лицом вечности. К числу таких поэтов по праву можно отнести Анну Андреевну Ахматову. Пережив расстрел мужа, блокаду Ленинграда, арест и ссылку единственного сына, она действительно научилась «просто, мудро жить, смотреть на небо и молиться Богу». Правда, эти строки она написала, когда ей исполнилось 23 года и счастье было впереди. Когда ей исполнилось 69 лет, а позади осталась большая и трудная жизнь, Анна Андреевна написала «Приморский сонет», анализ которого и будет здесь представлен.

Обращение к сонету, по меньшей мере, странно. Сонет — каноническая форма, имеющая строгое построение, строфику и рифмовку. В русской поэзии XIX века сонет почти не использовался. В начале ХХ века только старшие символисты — В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб — создавали сонеты. Сама Ахматова почти не обращалась к этому жанру, тем более не выносила в название. И вдруг — «Приморский сонет». В то время Ахматова жила в поселке Комарово на берегу Финского залива в доме, предоставленном ей Литфондом. Очевидно, поэтому и назван сонет «Приморским». Гуляя по берегу Финского залива, уже немолодая поэтесса получила возможность осмыслить все прожитое и достойно подготовиться к завершению своего земного пути.

Однако образ смерти в этом произведении как будто подменен образом вечности. А перед лицом вечности меркнут все обиды, забываются все житейские мелочи, замирает суета. Даже ритм этого произведения неспешный, несмотря на то, что написан четырехстопным ямбом вместо общепринятого в мировой практике пятистопного или даже гекзаметра. Чередование женской и мужской рифмы тоже замедляет темп стихотворения, а повторение точной рифмы — «скворешни — вешний — нездешний — черешни» — словно бы окончательно останавливает движение. Действительно, а куда торопиться? Героиня никуда и не торопится, она тщательно взвешивает: что было ЗДЕСЬ и что будет ТАМ, за гранью неизвестного. Поэтому стихотворение и построено на антитезе: смерть и бессмертие, вечность. При этом слово «смерть» не звучит — Ахматова использует прием умолчания:

Строгость формы сонета во многом обусловлена тем, что начинается он, как правило, с тезиса, а последующие тринадцать строк раскрывают содержание этого тезиса. В произведении Ахматовой все подчинено данному правилу. Тезис «Здесь всё меня переживет», содержащий обобщающее слово всё, раскрывается с помощью ряда однородных членов, куда логически входят и скворешни, и воздух, и черешня, и месяц — действительно, все — все, что так дорого в земной жизни.

В завершающих строках возникают приметы родных для Ахматовой мест, связанных с Царским Селом. Здесь прошла ее гимназическая жизнь, здесь она познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилевым. Гуляя по дорожкам Царского Села, Ахматова ощущала просто физическую связь с Александром Пушкиным, а сама атмосфера располагала к творчеству, к поэзии.

Итак, своеобразный жизненный круг замкнулся: героиня вновь оказывается там, где когда-то, «на заре туманной юности», была счастлива, а значит, «средь стволов еще светлее» и «дорога не скажу куда» будет такой же радостной. Настораживает только использование слова «кажется» в первом терцете. Конечно, поэт всегда как бы отделяется, абстрагируется от созданного им героя. И в этом стихотворении представлено наиболее достойное, по мнению Анны Андреевны Ахматовой, отношение к смерти. Но на самом деле дорога к смерти только кажется легкой, ведь, говорят, ожидание смерти во сто крат тяжелее самой смерти.

Анализ стихотворения «Приморский сонет»

Здесь всё меня переживет,

Всё, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…

Там средь стволов еще светлее,

И всё похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Человеческая жизнь — бесконечная череда дней и ночей, закатов и рассветов. Она не бывает однообразной, она полна загадок. Писатель — это художник жизни, стремящийся запечатлеть на бумаге всю эту картину, не упустив ни одного явления. Поэтому-то литература так богата, ярка, таинственна, и при выборе одного любимого произведения “заботливая” память подкидывает читателю их не один десяток. Многие из этих произведений касаются темы, волновавшей в прошлом, волнующей сегодня и, несомненно, важной для будущего, — темы вечности и бренности. Разные авторы затрагивают философскую проблему восприятия этих двух начал, таинственного взаимодействия жизни и смерти: кого-то смерть страшит, кого-то неотвязно манит, а кто-то играет со смертью, не веря в ее близость. В произведении А.А. Ахматовой “Приморский сонет” дорога в иной мир не кажется ничем страшным, похожим на грозное “memento more”. Стихотворение умиротворяет своей глубокой, отнюдь не показной верой в вечную жизнь и примиряет с мыслью о смерти.

Этот сонет был написан в Комарове — небольшом местечке на берегу Финского залива. В одной заметке о Лермонтове Ахматова упомянула, что он, глядя на Маркизову лужу, писал: “Белеет парус одинокий…”, — а сама поэтесса на берег Финского залива переносит “и блеск, и тень, и говор волн” южного моря и пишет “Приморский сонет” — эпитафию “цветущим черешням”, юности, воспоминаниям:

Бухты изрезали низкий берег,

Все паруса убежали в море,

А я сушила солнечную косу

За версту от земли на плоском камне.

И вовсе не знала, что это счастье.

(А. Ахматова. “У самого моря”.)

Уже в названии Ахматова обозначает жанровую форму стихотворения — сонет, строго выдерживая ее на протяжении всего произведения. В стихотворении есть все части, соответствующие сонету. В первой строфе — утверждение: “Здесь все меня переживет…” Гипербола (“все”) усиливает ощущение человеческой бренности и незыблемости всего окружающего. Во второй строфе зазвучали сомнения в смертности человека, появился образ вечности. В легком сиянии месяца мерещится лунная дорога. Она манит “с неодолимостью нездешней”, манит переступить порог из бесконечной бренности в бездну, как это некогда сделал мой любимый герой — прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Но конец пути еще не виден, он скрыт фигурой умолчания (“дорога не скажу куда…”). Далее идет обобщение: дорога становится более явственной. В четвертой строфе — вывод, окончание пути. Лунная дорога привела поэтессу к Пушкину. “Там средь стволов еще светлее”, потому что там Пушкин. Ахматова тянется к этому свету:

Холодный, белый, подожди,

Я тоже мраморною стану.

(А. Ахматова. “В Царском селе”.)

Стихотворение от утверждения к выводу движется интуитивно. В нем нет строгой логики. Художественное пространство — своеобразная граница между жизнью и вечностью — объемно, разомкнуто. Стихотворное время бесконечно условно: будущее и прошлое настолько сплелись, что ощущение времени исчезло.

“Приморский сонет” не изобилует многочисленными художественными приемами: в стихотворении всего один эпитет — “изумрудная” чаща, но он сверкает чистыми пушкинскими красками. Инверсия (“с неодолимостью нездешней”) усиливает стремление к неземному. Выбранный Ахматовой стихотворный размер (ямб) не противоречит элегическому настроению сонета. Пиррихии облегчают этот размер, придают стихотворению особую мелодичность.

Сонет как стихотворный жанр возник в тринадцатом веке, был особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения:

Суровый Дант не презирал сонета,

В нем жар любви Петрарка изливал,

Игру его любил творец Макбета,

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

(А. С. Пушкин. “Суровый Дант не презирал сонета…”)

Ахматова продолжает эту поэтическую традицию. В отличие от сонетов, в которых преобладало лирическое, любовное начало, “Приморский сонет” проникнут глубоким философским смыслом. Ахматова не была в этом новатором, первым философское звучание сонету придал А.С. Пушкин. Это еще одна ниточка, связывающая двух великих поэтов “золотого” и “серебряного” века.

Среди произведений, принадлежащих перу поздней А. Ахматовой, много шедевров: “Реквием”, “Поэма без героя”, “Венок мертвым”. Но мне запомнился именно маленький, светлый “Приморский сонет”. Он покоряет тихой грустью о невозвратном и незабвенном, притягивает образом уставшей, много вынесшей, но не сломленной, гордой русской женщины.

Вариант 2

В то время я гостила на земле…

В русской и мировой литературе немало лирических произведений, посвященных вечным темам жизни и смерти. Среди этих удивительных и, безусловно, заслуживающих внимания стихотворений меня более всего привлекает “Приморский сонет” Анны Ахматовой: он наиболее полно соответствует моему сегодняшнему пониманию мироустройства. Человека часто волнуют вечные проблемы жизни и смерти, своего предназначения здесь, на Земле. Эти вопросы одними из первых возникают перед многими молодыми людьми, впервые отправляющимися в самостоятельное плавание по жизни. Те или иные ответы на эти вопросы могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь человека.

В философском стихотворении Анны Ахматовой раскрывается тема вечного и преходящего, их связи между собой, делается акцент на бесконечности жизни, непрерывно текущей из прошлого в будущее.

Из названия и формы стихотворения (два катрена и два терцета) становится ясно, что перед нами сонет, а это, в свою очередь, предполагает, что поэтическая мысль произведения должна быть раскрыта по строго определенным правилам.

В самой первой строке стихотворения четко выявляется утверждение:

Здесь все меня переживет.

Создается ощущение бренности земного существования, особенно усиливаемое повторением слов “все — все”, “воздух — воздух”. Лирический герой сознает, как мала и незначительна его земная жизнь. Образ “ветхие скворешни” и метафора “воздух вешний, морской свершивший перелет”, имеющая оттенок гиперболы, передают чувство мимолетности жизни “здесь” и неизбежности ухода в некий иной мир.

Лирический герой сонета условен: в тексте стихотворения нет глаголов и прилагательных женского или мужского рода, соответствующих лирическому герою, единственное слово, напрямую связанное с ним, — местоимение “меня”. Этим достигается высокий уровень обобщения, в котором присутствует философский подтекст: любой человек рано или поздно задумывается над вечными вопросами.

В следующей строфе косвенно выражается сомнение в незначительности земной жизни человека, а яркая метафора “голос вечности” предполагает существование неземного мира, в котором сделанное человеком на Земле обязательно найдет свое отражение. Созданное в этом “ветхом” мире обретет новую жизнь в “вечности”.

Таким образом после двух первых строф в сонете обозначаются два мира: существующий сейчас на Земле и существующий вечно везде. Пространство и время сливаются в стихотворении воедино, образуя неделимое целое. Лирический герой словно балансирует на грани вечного и настоящего. Не случайно сонет назван именно “приморским”, а не “морским”. Анна Ахматова и этим подчеркивает существование некой грани. Символом вечного является море, стихия, а настоящее вводится словом “здесь” в первой строке стихотворения.

Без сомнения, между мирами должна существовать какая-то связь. И, действительно, символический образ дороги, уходящей в вечность, возникает перед нами в виде сияния, изливаемого месяцем, в четвертой строке второго катрена. Мотив лунной дорожки будет звучать и далее в стихотворении. Чуть раньше появляется образ “цветущей черешни”, связанный с лунной дорожкой. Здесь важно прилагательное “цветущий”, помогающее восстановить эту связь: цветение — это жизнь.

Путь к пониманию своего предназначения, дорога к вечному у каждого человека своя. Для подтверждения этой мысли Ахматова использует прием умолчания:

Дорога не скажу куда…

Незаконченность позволяет подчеркнуть неповторимость пути каждого, невозможность заранее спланировать и точно определить этот путь. Анну Ахматову ее дорога привела к Царскосельскому пруду, образ которого символизирует “колыбель” русской поэзии, связанную с именем Александра Сергеевича Пушкина.

Переход от настоящего к будущему в начале сонета и возвращение во времена Пушкина в финале значительно расширяют художественное время и пространство, создавая впечатление их неразрывности и бесконечности.

Язык стихотворения очень органичен. Анна Ахматова не прибегает к особенной, нарочитой образности, но в то же время она прекрасно использует разнообразные художественные приемы, например, развернутую метафору “воздух вешний, морской свершивший перелет”. Эпитет “изумрудная чаща” напоминает яркие краски пушкинского “Зимнего утра”:

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ощущение неразрывности и бесконечности времени и пространства создается благодаря использованию кольцевых рифм в первой и второй строфах. Ямбический стих сонета содержит большое число спондеев и пиррихиев, что облегчает ритм, усиливает нужные ударения и придает стихотворению элегическую интонацию.

Если говорить о построении стихотворения в целом, то оно характерно для классического сонета: вначале идут два катрена, объединенных опоясывающей рифмовкой:

Здесь все меня переживет…

Голос вечности зовет…

Далее следуют два терцета с парными (“нетрудной — изумрудной”) и опоясывающими (“куда — пруда”) рифмовками.

Анна Ахматова не отвечает в “Приморском сонете” на те вечные вопросы, на которые хотелось бы найти ответы, да и вряд ли кто на Земле знает эти ответы. Но это не самое важное, гораздо значимее, чтобы человек жил не просто так, а пытался найти свой путь, призвание, свое место в жизни. Важно, чтобы человек верил, что все созданное им не будет забыто после его смерти и он оставит свой след на “песке времен”. Именно об этом стихотворение Анны Ахматовой, именно поэтому оно по праву принадлежит золотому фонду как русской, так и мировой поэзии.

Сочинение Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет»

Произведение представляет собой стихотворение, написанной в каноническом жанре лирики, называемом сонетом, и относится к позднему творчеству поэтессы.

По композиционной структуре стихотворение является твердой формой, состоящей из четырнадцати строк в виде двух четверостиший и двух трехстиший, по стихотворному содержанию представляющих разновидности рассуждения по поэтической схеме в форме тезиса, антитезиса и синтеза.

Ключевой тематикой стихотворения изображается идея о скоротечности жизненного существования и понятии смерти, при этом в качестве стихотворного размера поэтесса выбирает четырехстопный ямб, чередуя мужскую и женскую рифмы и повторяя точные опоясывающие рифмовки.

Произведение имеет отличительные черты в виде ясного, естественного образа, неперегруженного средствами художественной выразительности в форме метафор, сложных аллегорий, многозначных символов, изображая пейзажную зарисовку прозрачно и подвижно. Используемые в стихотворении эпитеты и инверсии создают эффект раскованной торжественности и плавности произведения.

Образ земного мира с реально существующими человеческими чувствами представляется поэтессой в качестве цветущей черешни, тогда как образ смерти автор заменяет понятием вечности, зовущей лирическую героиню в другое неизведанное мироздание. Таким образом, стихотворение демонстрирует художественный прием в виде некоего умолчания, построенного на антитезе, которое раскрывается посредством изложения однородных грамматических членов.

В качестве последнего пути человека, упомянутого в финале стихотворения, называется дорога, направление которой поэтесса не указывает, но сравнивает ее с царскосельскими аллеями, где маленькая девочка училась делать первые шаги и в настоящее время завершает свое жизненное предназначение, не чувствуя страха по пути в вечность.

Стихотворение наполнено спокойно-просветленным авторским настроением, полным надежды на обретение вечного покоя в бессмертном существовании, тем самым раскрывая поэтический смыл, заложенный поэтессой и состоящим в смирении и принятии неизбежности окончания человеческой жизни.

Повествование в произведении выстроено путем применения интуитивного движения, которое, начавшись с утверждения, заканчивается авторским объемным и разомкнутым выводом, заключающимся в переплетении прошлого, настоящего и будущего, теряющихся во временном пространстве.

Анализ 2

Каждый человек в течение своей жизни хоть раз задумывается о смерти. В основном это происходит ближе к самой старости. Для поэта же главное сделать так, чтобы после смерти о тебе помнили потомки. В связи с этим основной тематикой позднего творчества Ахматовой стала тема жизни и смерти.

Стихотворение “Приморский сонет” было написано в 1958 году. В это время Ахматова жила в поселке Костомарово и часто встречалась с известными поэтами и писателями. Среди них особо выделяются И. Бродский и Ф. Раневская. На тот момент Ахматовой было уже 69 лет. За свою долгую жизнь поэтесса пережила очень много трудностей, испытала огромное количество счастливых моментов. Тем не менее при создании “Приморского сонета” можно сказать, что Ахматова была уже душевно опустошена. Она не боялась смерти, но и не ждала ее приближения. К определению самой смерти Ахматова подходит философски, сравнивая ее с вечностью.

Лирическая героиня рассуждает над темой жизни и смерти. Ей не интересен мир земной, но и счастья в загробном она не ждет. В первой строфе говорится о скорой смерти героини и вечности жизни природы. Вторая строфа противопоставлена первой. Она повествует о голосе вечности, который зовет героиню, которая возможно все-таки верит в загробный мир. В третьей говориться о дороге, которая идет в некуда. В заключительной строфе повествуется о неком покое, который связан с детством лирического героя. Ахматова считает, что путь к новой жизни ждет любого человека.

Стихотворение “Приморский сонет” написано четырехстопным ямбом. Рифмовка-опоясывающая с чередованием женской и мужской. Все стихотворение построено на противопоставлении жизни и вечности. Ахматова использует не так много средств художественной выразительности. Среди них можно выделить: эпитет( изумрудная чаща), метафора( ветхие скворешни), инверсия( с неделимостью нездешней). Стихотворение содержит философские размышления о беспрерывно текущей жизни, которая плавно перетекает в будущее.

Анализ стихотворения Приморский сонет по плану

Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой

Наверное, каждый рано или поздно задумывается о том, что ожидает его, когда «смерть будет совсем близко». Некоторые с тревогой, страхом думают о смерти. Другие будто сами приближают момент смерти, «играя с жизнью». А остальные ожидают его с необычным спокойствием, понимая, что ничего страшного не случится, просто человек перейдет из одного мира в другой, где, может быть, будет лучше, чем на Земле.

На долю Анны Ахматовой выпали очень страшные годы: Октябрьская и Февральская революции, Гражданская и Великая Отечественная войны — да и сама судьба поэтессы преподнесла ей много «сюрпризов», которые выдержит не всякий расстрел мужа, запрет не издание стихов, многочисленные аресты сына. Может, именно все это повлияло на то, что она так спокойно воспринимала смерть? По-моему, это так. Ахматова верила, что существует жизнь после смерти. Верила, что там она сможет встретится с Пушкиным:

Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

У меня возникло ощущение, что каждое слово стихотворения подводит меня все ближе и ближе к теме вечного и превосходящего, потому что в первой строфе употреблены глаголы совершенного вида («переживет»), которые подчеркивают незыблемость мира, природы, окружающих смертного человека… Но вдруг во второй строфе смерть, пытающаяся захватить человека, отступает, уступая место вечности, все это происходит в течение нескольких мгновений, потому что надо спешить, ведь

И голос вечности зовёт С неодолимостью нездешней, И над цветущею черешней Сиянье лёгкий месяц льёт.

Кажется, что еще один шаг, еще немного, и мы увидим, как герой погружается в вечность, находя там покой, умиротворение… Но вдруг все меняется, этот мир словно погружается в туман, не желая раскрыть свои тайны.

Герой уже перешел в тот мир, но мы не знаем, где он: поэтесса не говорит об этом. Я думаю, что, используя глаголы разных видов, Ахматова хотела подчеркнуть незыблемость окружающего нас мира и необычайно быстрое истечение времени, отведенного человеку…

Говоря о вечности, Ахматова показывает, что дорога к вечности у каждого человека будет своя… Например, она говорит, что ее дорога к ней намечена и этот путь связан со светлым именем Пушкина:

Там средь стволов ещё светлее, И всё похоже на аллею У царскосельского пруда.

Кольцевая рифма придает относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, составляющим строфу. Но четвертая строфа плавно «вытекает» из третьей — это подчеркивает то, что именно здесь Ахматова показывает то, как она представляет себе вечность.

И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда… Там средь стволов ещё светлее, И всё похоже на аллею У царскосельского пруда.

Художественная зоркость Ахматовой, психологическая глубина ее поэзии неразрывно связаны, слиты с фонетической, звуковой окраской ее стиха. Строка и фраза не являются у Ахматовой только неким элементом музыкальной волны, музыкального рисунка, как это было у многих ее современников — символистов. Внимание в стихах Ахматовой перенесено на интонацию, на слово, причем на слово произносимое, а не декламационно-распевное. Именно поэтому такие размеры стиха, которые придают им еще большую ритмическую выразительность (например, как в этом «ямб»).

«Приморский сонет» не изобилует изобразительно-выразительными средствами, в нем всего один эпитет «чаща изумрудная», но именно он заранее подводит нас к вечности, которая сложилась для Ахматовой, сияя пушкинскими красками.

Наибольшая точность, ясность всему происходящему достигается с помощью лирических повторений

Здесь всё меня переживёт, Всё, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний…

До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Стихи Ахматовой необычны, они делают людей рабами творчества поэтессы: прочитав однажды ее стихотворения, вы не забудете их никогда.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер
    Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву — покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным стихотворением.
  • Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся
    Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.
  • Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева
    Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.
  • Анализ стихотворения Никитина Поле
    Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство
  • Анализ стихотворений Цветаевой

Творческий путь Анны Ахматовой достаточно велик: начав публиковать свои лирические произведения в 1914 году, она не переставала работать до конца жизни (последние изданные стихотворения датируются 1964 годом). Стихотворения Ахматовой разнообразны в тематическом и идейном плане. Поэтесса проявила силу своего творчества в любовной лирике, работала над темой поэзии, поэта и его судьбы, тема патриотизма. Не могла в её стихах не отразиться и философская тематика, решающая проблемы жизни и смерти, рока. Героиня Ахматовой – не только отражение её личной судьбы, но и вечная женщина, со всеми проявлениями женской доли и женского голоса. Это и юная девушка в ожидании любви, и зрелая женщина, и сестра, и мать, и жена, и поэт. Итог своей жизни Ахматова подвела в стихотворении «Приморский сонет» (1958), которое вошло в ее «Седьмую книгу». Лирическое «я» в поздних стихах Ахматовой не многоликая героиня ранних книг, это образ более автобиографический. Часто поэт выступает от лица выстраданной истины. Ближе к классическим стали формы стиха, торжественная интонация. Вообще, Ахматова вступила в литературу как представительница основанного Н. С. Гумилевым направления акмеизма, противопоставлявшего себя символизму с его мистикой, попытками интуитивно постичь непознаваемое, расплывчатостью образов, музыкальностью стиха. Потому и данное стихотворение наполнено ясными, естественными, зримыми образами. Оно не перегружено метафорами, сложными аллегориями, многозначными символами. Элементы пейзажа прозрачны, подвижны. В целом «Приморский сонет» — образец традиций русской классической литературы XIX века. В нём перед лицом недалёкой, в представлении лирической героини, смерти поэт по-пушкински спокойно принимает жизнь как таковую, с ее неизбежным исходом. В двух первых строках (Здесь всё меня переживёт // Всё, даже ветхие скворешни…) используется анафорический повтор местоимения «всё», чем выражается абсолютность высказывания. Человек не может существовать вечно. За свою жизнь он видит, как умирают другие люди, цветы, животные, рушатся от старости здания. Через какое-то время на месте исчезнувшего появляется новое. И человеческую смерть заменяет новая жизнь. Таков закон бытия. К своей смерти лирическая героиня относится спокойно, философски. Она ощущает себя частью огромного мира и ничуть не жалеет себя, не жалеет о красоте вечной природы. Острота восприятия оставляемого очень велика, и всё, кроме «ветхих скворешен», видится в лучшем свете. Показательны эпитеты: воздух «вешний, / Морской свершивший перелёт», черешня «цветущая», месяц «лёгкий» и льёт «сиянье», чаща «изумрудная». Используемая автором инверсия создаёт эффект большей торжественности, плавности стиха. Второе четверостишие будто противоречит начальным строкам: жизнь не вечна, но «голос вечности зовёт». Вероятно, лирическая героиня верит в жизнь загробную, неизвестную, но нисколько не пугающую: к чему бояться того, чего не избежать? Поэтому «…кажется такой нетрудной,/… Дорога не скажу куда…». От этих слов веет умиротворением, душевной тишиной. Их может произнести не пылкий юнец, жаждущий испытать судьбу, броситься в омут страстей, а человек, умудрённый опытом, знающий цену счастливым моментам, проведённым с любимыми людьми, и горьким минутам без близких и родины. Нетрудная дорога, уводящая от всего этого, даже более светла: «Там средь стволов ещё светлее, / И всё похоже на аллею / У Царскосельского пруда». Заключительное трёхстишие – не просто о парке и дорогом для Ахматовой городке, где прошли её детство и молодость. Она вспоминает то, чего теперь не существует, что она считала безвозвратно утраченным в результате разрушений военных лет. Царское Село и Пушкин – сквозные образы в творчестве Ахматовой и связаны с темой поэзии, памяти, преемственности, духовной и творческой связи поэтов XIX и XX веков. Наступивший XX век своим художественным языком говорит о прошлом веке, о самом ценном в нём, получившем непреходящее значение. При виде пейзажа, показавшегося похожим на Царскосельский, поэт готовится вновь соединиться со всем тем, чего уже нет, но что существует в вечности, которая потому так властно и «зовёт». Это совершенно иное отношение к смерти, чем в ранних стихах Ахматовой, где автор ожидал её вскоре, или в стихах о потерянных любимых людях. Новое отношение к смерти выстрадано тяжёлой, но достойной жизнью, хотя об этом в стихотворении не говорится, дан только итог всего. Сонет построен в соответствии с идеальным представлением о внутренней композиции этой твёрдой формы. Первое четверостишие (катрен), — тезис о том, что «всё меня переживёт» (человек не вечен). Второе четверостишие- антитезис о зовущей вечности, два следующих трёхстишия (первый и второй терцет) – сама вечность. Лёгкость и раскованность прочтения, достигаемая четырёхстопным ямбом, соответствует всему характеру этого поистине классического произведения. Творчество Анны Ахматовой – один из лучших образцов «женской» поэзии. Это уникальное сочетание женственности и мужественности, тонкого чувства, глубокой мысли и эмоциональной выразительности.

Анализ стихотворения Приморский сонет Ахматовой

Произведение представляет собой стихотворение, написанной в каноническом жанре лирики, называемом сонетом, и относится к позднему творчеству поэтессы.

По композиционной структуре стихотворение является твердой формой, состоящей из четырнадцати строк в виде двух четверостиший и двух трехстиший, по стихотворному содержанию представляющих разновидности рассуждения по поэтической схеме в форме тезиса, антитезиса и синтеза.

Ключевой тематикой стихотворения изображается идея о скоротечности жизненного существования и понятии смерти, при этом в качестве стихотворного размера поэтесса выбирает четырехстопный ямб, чередуя мужскую и женскую рифмы и повторяя точные опоясывающие рифмовки.

Произведение имеет отличительные черты в виде ясного, естественного образа, неперегруженного средствами художественной выразительности в форме метафор, сложных аллегорий, многозначных символов, изображая пейзажную зарисовку прозрачно и подвижно. Используемые в стихотворении эпитеты и инверсии создают эффект раскованной торжественности и плавности произведения.

Образ земного мира с реально существующими человеческими чувствами представляется поэтессой в качестве цветущей черешни, тогда как образ смерти автор заменяет понятием вечности, зовущей лирическую героиню в другое неизведанное мироздание. Таким образом, стихотворение демонстрирует художественный прием в виде некоего умолчания, построенного на антитезе, которое раскрывается посредством изложения однородных грамматических членов.

В качестве последнего пути человека, упомянутого в финале стихотворения, называется дорога, направление которой поэтесса не указывает, но сравнивает ее с царскосельскими аллеями, где маленькая девочка училась делать первые шаги и в настоящее время завершает свое жизненное предназначение, не чувствуя страха по пути в вечность.

Стихотворение наполнено спокойно-просветленным авторским настроением, полным надежды на обретение вечного покоя в бессмертном существовании, тем самым раскрывая поэтический смыл, заложенный поэтессой и состоящим в смирении и принятии неизбежности окончания человеческой жизни.

Повествование в произведении выстроено путем применения интуитивного движения, которое, начавшись с утверждения, заканчивается авторским объемным и разомкнутым выводом, заключающимся в переплетении прошлого, настоящего и будущего, теряющихся во временном пространстве.

Анализ 2

Каждый человек в течение своей жизни хоть раз задумывается о смерти. В основном это происходит ближе к самой старости. Для поэта же главное сделать так, чтобы после смерти о тебе помнили потомки. В связи с этим основной тематикой позднего творчества Ахматовой стала тема жизни и смерти.

Стихотворение “Приморский сонет” было написано в 1958 году. В это время Ахматова жила в поселке Костомарово и часто встречалась с известными поэтами и писателями. Среди них особо выделяются И. Бродский и Ф. Раневская. На тот момент Ахматовой было уже 69 лет. За свою долгую жизнь поэтесса пережила очень много трудностей, испытала огромное количество счастливых моментов. Тем не менее при создании “Приморского сонета” можно сказать, что Ахматова была уже душевно опустошена. Она не боялась смерти, но и не ждала ее приближения. К определению самой смерти Ахматова подходит философски, сравнивая ее с вечностью.

Лирическая героиня рассуждает над темой жизни и смерти. Ей не интересен мир земной, но и счастья в загробном она не ждет. В первой строфе говорится о скорой смерти героини и вечности жизни природы. Вторая строфа противопоставлена первой. Она повествует о голосе вечности, который зовет героиню, которая возможно все-таки верит в загробный мир. В третьей говориться о дороге, которая идет в некуда. В заключительной строфе повествуется о неком покое, который связан с детством лирического героя. Ахматова считает, что путь к новой жизни ждет любого человека.

Стихотворение “Приморский сонет” написано четырехстопным ямбом. Рифмовка-опоясывающая с чередованием женской и мужской. Все стихотворение построено на противопоставлении жизни и вечности. Ахматова использует не так много средств художественной выразительности. Среди них можно выделить: эпитет( изумрудная чаща), метафора( ветхие скворешни), инверсия( с неделимостью нездешней). Стихотворение содержит философские размышления о беспрерывно текущей жизни, которая плавно перетекает в будущее.

Анализ стихотворения Приморский сонет по плану

Приморский сонет

Возможно вам будет интересно

Сергей Есенин написал стихотворение «Береза» в 1913 году. К этому времени он уже покинул село Константиново, в котором он провел свое детство и переехал в Москву. Большой город с его вечным движением накладывает свой отпечаток на автора

В данном произведении поэт, с помощью образов, смог передать тягостные и пессимистические настроения.

Стихотворение поэт написал в 1842 году. Оно отображает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В тот период Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной особенностью этого сочинения от других является краткость, недосказанность сюжета.

Александр Блок – человек необыкновенно поэтический. Для него нет приятней дела писать прекрасные и живые стихи. Этот человек любил свое дело, в принципе, как и другие писатели и поэты.

Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой А.А.

Произведение представляет собой стихотворение, написанной в каноническом жанре лирики, называемом сонетом, и относится к позднему творчеству поэтессы.

По композиционной структуре стихотворение является твердой формой, состоящей из четырнадцати строк в виде двух четверостиший и двух трехстиший, по стихотворному содержанию представляющих разновидности рассуждения по поэтической схеме в форме тезиса, антитезиса и синтеза.

Ключевой тематикой стихотворения изображается идея о скоротечности жизненного существования и понятии смерти, при этом в качестве стихотворного размера поэтесса выбирает четырехстопный ямб, чередуя мужскую и женскую рифмы и повторяя точные опоясывающие рифмовки.

Произведение имеет отличительные черты в виде ясного, естественного образа, неперегруженного средствами художественной выразительности в форме метафор, сложных аллегорий, многозначных символов, изображая пейзажную зарисовку прозрачно и подвижно. Используемые в стихотворении эпитеты и инверсии создают эффект раскованной торжественности и плавности произведения.

Образ земного мира с реально существующими человеческими чувствами представляется поэтессой в качестве цветущей черешни, тогда как образ смерти автор заменяет понятием вечности, зовущей лирическую героиню в другое неизведанное мироздание. Таким образом, стихотворение демонстрирует художественный прием в виде некоего умолчания, построенного на антитезе, которое раскрывается посредством изложения однородных грамматических членов.

В качестве последнего пути человека, упомянутого в финале стихотворения, называется дорога, направление которой поэтесса не указывает, но сравнивает ее с царскосельскими аллеями, где маленькая девочка училась делать первые шаги и в настоящее время завершает свое жизненное предназначение, не чувствуя страха по пути в вечность.

Стихотворение наполнено спокойно-просветленным авторским настроением, полным надежды на обретение вечного покоя в бессмертном существовании, тем самым раскрывая поэтический смыл, заложенный поэтессой и состоящим в смирении и принятии неизбежности окончания человеческой жизни.

Повествование в произведении выстроено путем применения интуитивного движения, которое, начавшись с утверждения, заканчивается авторским объемным и разомкнутым выводом, заключающимся в переплетении прошлого, настоящего и будущего, теряющихся во временном пространстве.

Анализ 2

Каждый человек в течение своей жизни хоть раз задумывается о смерти. В основном это происходит ближе к самой старости. Для поэта же главное сделать так, чтобы после смерти о тебе помнили потомки. В связи с этим основной тематикой позднего творчества Ахматовой стала тема жизни и смерти.

Стихотворение “Приморский сонет” было написано в 1958 году. В это время Ахматова жила в поселке Костомарово и часто встречалась с известными поэтами и писателями. Среди них особо выделяются И. Бродский и Ф. Раневская. На тот момент Ахматовой было уже 69 лет. За свою долгую жизнь поэтесса пережила очень много трудностей, испытала огромное количество счастливых моментов. Тем не менее при создании “Приморского сонета” можно сказать, что Ахматова была уже душевно опустошена. Она не боялась смерти, но и не ждала ее приближения. К определению самой смерти Ахматова подходит философски, сравнивая ее с вечностью.

Лирическая героиня рассуждает над темой жизни и смерти. Ей не интересен мир земной, но и счастья в загробном она не ждет. В первой строфе говорится о скорой смерти героини и вечности жизни природы. Вторая строфа противопоставлена первой. Она повествует о голосе вечности, который зовет героиню, которая возможно все-таки верит в загробный мир. В третьей говориться о дороге, которая идет в некуда. В заключительной строфе повествуется о неком покое, который связан с детством лирического героя. Ахматова считает, что путь к новой жизни ждет любого человека.

Стихотворение “Приморский сонет” написано четырехстопным ямбом. Рифмовка-опоясывающая с чередованием женской и мужской. Все стихотворение построено на противопоставлении жизни и вечности. Ахматова использует не так много средств художественной выразительности. Среди них можно выделить: эпитет( изумрудная чаща), метафора( ветхие скворешни), инверсия( с неделимостью нездешней). Стихотворение содержит философские размышления о беспрерывно текущей жизни, которая плавно перетекает в будущее.

Анализ стихотворения Приморский сонет по плану

Лирическое произведение и его анализ… Не погубит ли скальпель хирурга-аналитика тот тонкий волшебный покров, то эмоциональное чудо, которое возникает в душе читателя при соприкосновении с искусством поэзии? Нередко перед учителем литературы возникает такой вопрос. «Разъять музыку, как труп» и не позволить ей потерять при этой операции живое очарование, удержать эмоциональный читательский накал или даже повысить его — сложная задача. В одном из недавних выпусков телевизионной передачи «Апокриф» пожилая учительница, говоря об этой проблеме, сказала примерно следующее: «Только не лингвистический анализ! Если вместо «Джоконды» вам преподнесут отдельно глазки, щечки, ручки, какое художественное впечатление у вас останется?» Но работать с современными школьниками так, будто за окном девятнадцатый, а не двадцать первый век, будто научного подхода к изучению художественного текста не существует, сегодня, без сомнения, нельзя. От учителя требуется, на мой взгляд, почти невозможное: не теряя высоты эмоционального тона, предельно осторожно и трепетно относясь к каждому поэтическому звуку, «поверить алгеброй гармонию». Эволюции поэзии Анны Ахматовой посвящается обычно целая система уроков в XI классе. Анализ стихотворения «Приморский сонет» может быть заключительной работой в процессе изучения творчества поэта. Глубина содержания и отточенность формы позволяют именно этим шедевром поставить точку в драматической истории творческой жизни Ахматовой. Ахматова выбирает жанр сонета. Сонет — канонический жанр лирики, имеющий твердую, веками заданную форму: 14 строк (два четверостишия, два трехстишия). И в лирическом содержании сонета наблюдается то же неукоснительное построение. Сонет — стихотворное рассуждение, в котором мысль поэта развивается по известной логической схеме: тезис, антитезис, синтез. Строгость и краткость формы сонета диктуют и тип речи, и тематический круг. Значит, задача поэта — поделиться мыслями с читателем. О чем рассуждает поэт? » Здесь все меня переживет …» — тема смерти заявлена с первой строки стихотворения. Оно пишется человеком, прожившим долгую жизнь и на пороге вечности познавшим ее истину и глубину. Ахматова для разговора с читателем о жизни и смерти, о вечности и времени выбирает классический четырехстопный ямб, «спокойный», размеренный ритм поэтической речи, способствующий неторопливому и обстоятельному разговору. Первое четверостишие по закону жанра представляет собой тезис, утверждение. И первой строкой поэт выдвигает его: жизнь коротка, конец ее так близок, что все окружающее воспринимается лирической героиней как некое потомство, остающееся на земле после нее. Но уже во второй строке нарушается спокойное, плавное течение речи: » Все, даже ветхие скворешни …» Первая ямбическая стопа утяжеляется, сильное ударение перемещается со второго слога на первый. Таким образом слово » все » ритмически выделяется, сопровождается паузой. И это, конечно, не случайно. Это слово несет особую смысловую нагрузку. Все — это мир в широком смысле слова: от мелких деталей, предметов, примет времени и даже символов его скоротечности (» ветхие скворешни «) до невидимого, глобального (» воздух «). Следовательно, поэтический разговор пойдет о временном и вечном, о жизни и смерти. В первой строфе Ахматова создает определенный эмоциональный настрой: возникает ощущение легкости, свежести, воздушности вследствие повтора слова » воздух » в третьей строке: » И этот воздух, воздух вешний …» И звуковой рисунок строки наполняет ее весенним теплым дыханием. Следующая строка уточняет, что это не просто воздух весны, но еще и морской влажный ветер: » Морской свершивший перелет «. Ветер — дыхание моря — наполняет стихотворение жизнью, весной, юностью и творчеством. Именно с творческим настроем, поэтическим вдохновением ассоциировалась у Ахматовой морская влага: «… я никогда не улетала и не уползала из Поэзии, хотя неоднократно сильными ударами весел по одеревеневшим и уцепившимся за борт лодки рукам приглашалась опуститься на дно. Сознаюсь, что временами воздух вокруг меня терял влажность и звукопроницаемость , и вообще наступало удушье, которое длилось годами» (дневниковая запись от 13 декабря 1959 г.) . Вторая строфа сонета должна содержать антитезис и противопоставляться первой. Что же противопоставляется? Первая строфа начинается со слова » здесь » — во второй встречаем антонимичное ему слово » нездешней «. Здесь — это мир, жизнь. Нездешнее находится где-то за пределами этого мира, этой жизни, там, где все не так, как здесь. Эта антитеза подчеркивается отрицаниями: И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней…

Противопоставлены не только два мира, два «света» (тот и этот), но и их приметы. В этом мире — временное, сиюминутное, преходящее (» ветхие скворешни «); в том понятие времени пропадает вовсе (» голос вечности «). Но, несмотря на тематическое противопоставление двух строф, в их эмоциональном звучании антитезы нет. Более того, ощущение легкости, свежести, воздушности усиливается во второй строфе сонета. Обилие гласных звуков и мягких согласных, несомненно, способствует созданию такого эффекта: неодолимость, сиянье, льет, лёгкий . И зрительная картина, рисуемая автором, помогает читателю чувствовать именно так: цветовая гамма тоже легкая, светлая, ножная: «И над цветущею черешней / Сиянье легкий месяц льет …» — а ведь разговор уже идет о смерти! По закону сонета третья строфа — синтез. Здесь должны соединиться тезис и антитезис, жизнь и смерть. И они соединяются, они связаны дорогой. Образ дороги — сквозной в лирике Ахматовой, и несет он в разных стихотворениях разную смысловую нагрузку. Чаще всего «дорога» у Ахматовой — это традиционный жизненный путь:

Смерть стоит все равно у порога, Ты гони ее или зови. А за нею темнеет дорога, По которой ползла я в крови… («Ты напрасно мне под ноги мечешь…», 1958)

Но уже в тридцатые годы появляется дорога из жизни в смерть:

А надо мной спокойный и двурогий Стоит свидетель… о, туда, туда, По древней подкапризовой дороге, Где лебеди и мертвая вода. («Одни глядятся в ласковые взоры…», 1936)

Дорога — не страшное слово, это не обрыв, и ведет она в вечность, а не в пропасть:

И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда.

Почему наложено табу на слово «смерть»? Оно ни разу не произносится в стихотворении. Вероятно, оно слишком мрачное, слишком темное, оно лишнее в этой светлой картине. А может быть, Ахматова не хочет не только произносить, но даже и подразумевать его, так как совсем иначе представляет себе переход в небытие. Этот путь кажется (так как точно еще не известен) не катастрофой, а нетрудной (но и не легкой!) дорогой. Но дорогой нереальной, неземной. Обратим внимание на два крайних слова во второй строке. Она начинается и заканчивается цветовыми обозначениями — » белея «, » изумрудной «. Белая дорога ночью (при свете легкого месяца) нереальна в земном, человеческом измерении. Это может быть только лунная дорожка (не по ней ли шел булгаковский Понтий Пилат к своему вечному приюту?), но и она должна потеряться, померкнуть в чаще. Но она видна, она ярко белеет, потому что в том мире все не так. А изумрудная чаща? Это слишком яркий цвет для реального леса, тем более чащи, тем более ночной. Наш лес ночью темный. И на фонетическом уровне жили, и смерть, здесь и там — разные. В этом мире, здесь — [О], [Э] (тема воздуха); в том, нездешнем — [У]: нетрудной, изумрудной, не скажу, куда (может быть, глубина?). Таким образом, первая и вторая строфа, тезис и антитезис переплетаются: вечность похожа на жизнь, но она другая: ярче, красивее, фантастичнее. И последнее трехстишие сонета развивает это сопоставление. «Там средь стволов еще светлее «, — опять несоответствие с реальностью. Ночью в чаще среди деревьев светлее, чем вне ее! Но как похоже на наш мир: стволы, луна, дорога… Так, значит, смерть — отражение жизни, но еще светлее самой светлой земной картины.

И все похоже на аллею У царскосельского пруда.

Сонет заканчивается упоминанием о Царском Селе, духовной родине Анны Ахматовой, об истоках ее жизни. Рождение и смерть сошлись в одной точке. Круг замкнулся. Поэт говорит с читателем о сложнейших философских понятиях лаконичным строгим языком. Вероятно, то, что открывает Ахматова читателю, настолько значительно и глубоко, что не требует дополнительных «украшений». Отсутствие их — тоже своего рода художественный прием, глубокое и мудрое «не терпит суеты», «должно быть величаво», как библейский стих. И не случайно, наверное, анафорическое «И» в пяти стихах этого сонета — библейская тема тяготеет и к библейской форме. Конечно, литературные и общекультурные ассоциации «Приморского сонета» Ахматовой не ограничиваются Библией. Можно провести тысячи связей с решением этой вечной темы в искусстве разных веков и разных национальных культур. Но, возможно, наиболее оправдана будет параллель с современным Ахматовой поэтом. Стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» — тоже о смерти. В нем смерть — тоже отражение жизни. Но у Ахматовой это отражение светло, у Блока — зловеще мрачно. У Ахматовой вечность в светлой сияющей дали, у Блока — в ледяной воде грязного петербургского канала. В обоих стихотворениях жизнь и смерть замыкаются в круг. У Ахматовой этот круг чудесный, идеализированное, улучшенное отражение жизни в смерти, у Блока — порочный круг, западня, ловушка («Умрешь — начнешь опять сначала «). Так по-разному и в то же время созвучно решают два поэта одну тему. «Приморский сонет» — позднее стихотворение Ахматовой, подведение итогов, завершение поэтической биографии. В предисловии к мюнхенскому изданию 1968 г. Виктор Франк писал: «Устами большого поэта говорит правда. Правда — всегда и везде редкость. Но в этом мире миража и обмана, в котором. Ахматова прожила свою большую и трагическую жизнь, этот голос правды звучал и звучит как трубный глас. В эпоху, когда свыше навязывался притворный и приторный оптимизм, Ахматова говорила свое; говорила о том, что важнее всего человеку — о смерти, о старости, об одиночестве, о бездомности, о вдохновении, и говорила неповторимо простым и мудрым языком». Поэт заканчивает свой творческий путь как лирик-философ, говорящий с читателями о глобальном, о вечном. А начинался когда-то этот путь с мира внутреннего, интимного, в котором есть только «я» и «ты». Поэтическая дорога привела поэта от мира для двоих к «голосу вечности».

Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой А.А.

Итог жизни Ахматова подвела, в частности, “Приморским сонетом” (1958, “Седьмая книга”), имеющим в одной из рукописей название “Последний сонет”. В нем перед лицом недалекой, в представлении автора уже совсем близкой смерти (“Здесь все меня переживет, / Все, даже ветхие скворешни / И этот воздух…”) поэт по-пушкински умудренно приемлет жизнь как таковую, с неизбежным финалом: “И кажется такой нетрудной, / Белея в чаще изумрудной, / Дорога не скажу куда…” Более того, “голос вечности зовет / С неодолимостью нездешней”. Опять голос, теперь самый значительный — голос вечности. Острота восприятия оставляемого очень велика, и все, кроме разве что ветхих скворешен, видится в лучшем свете. Показательны эпитеты: воздух “вешний, / Морской свершивший перелет” (инверсия, высокий стиль), черешня “цветущая”, месяц “легкий” и льет “сиянье”, чаща “изумрудная”. Нетрудная дорога, уводящая ох всего этого, даже более светла: “Там средь стволов еще светлее, / И все похоже на аллею / У царскосельского пруда”. Заключительный терцет — не просто о парке в дорогом для Ахматовой городке, где прошли ее детство и молодость. Она вспоминает то, чего теперь не существует, что она считала безвозвратно утраченным в результате разрушений военных лет. “Все места, где я росла и жила в юности, больше не существуют: Царское Село, Севастополь, Киев, Слепнево, Гунгербург (Усть-Нарова)”, — писала Ахматова в автобиографической заметке 1963 г. При виде пейзажа, показавшегося похожим на царскосельский, поэт готовится вновь соединиться со всем тем, чего уже нет, но что существует в вечности, которая потому так властно и “зовет”. Это совершенно иное отношение к смерти, чем в ранних стихах, автор которых ожидал ее вскорости, или в стихах о личных утратах, потерянных дорогих людях, или в “Реквиеме”, где смерть именовалась “блаженной” совсем по другой причине. Новое отношение к смерти выстрадано тяжелой, но достойной, истинно прекрасной жизнью, хотя об этом в стихотворении прямо не говорится, дан только итог всего.

Сонет построен в соответствии с идеальным представлением о внутренней композиции этой твердой формы: первый катрен, тезис, — о том, что “все меня переживет” (я не вечна), второй катрен, антитезис, — о вечности, которая зовет, первый терцет, о легкости перехода в вечность, — начало синтеза, второй терцет — как бы сама вечность въяве, только нет афористического “замка”, последний стих внешне лишь пейзажная картинка, но для поэта XX в. внешнее может быть исполнено глубочайшего смысла, так что некий аналог “замка” тоже есть. Схема рифмовки “Приморского сонета” — аББа аББа BBг ДДг — близка к канону, но не тождественна ему: при охватной рифмовке катренов такая же рифмовка, объединяющая терцеты, считается вольностью, так же как и использование 4-стопного ямба, более легкого, чем канонический 5- или 6-стопный. Ho эта легкость и относительная раскованность, не порывающая резко с традицией, соответствуют всему характеру этого поистине классического произведения.

Анализ стихотворения А. Ахматовой “Приморский сонет”

Здесь всё меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворечни,

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелёт.

И голос вечности зовёт

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льёт.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…

Там средь стволов еще светлее,

И всё похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Стихотворение «Приморский сонет» – один из несомненных шедевров поздней лирики Ахматовой. Уже при первом чтении, до всякого анализа, оно привлекает читателя глубиной содержания и совершенством формы. Вместе с тем, оно оставляет впечатление необычности, новизны – как в творчестве Ахматовой, так и в традиционной поэтике сонета.

«Здесь все меня переживет» – тема смерти заявлена с первой строки стихотворения. Оно пишется человеком, прожившим долгую жизнь и на пороге вечности познавшим её истину и глубину. Ахматова для разговора с читателем о жизни и смерти, о вечности и времени выбирает классический четырехстопный ямб, «спокойный», размеренный ритм поэтической речи, способствующий неторопливому и обстоятельному разговору.

Тема стихотворения ясна: это стихотворение о смерти, хотя смерть в нем не названа прямо, сознательно убрана в подтекст. Необычна не тема, а её трактовка. В «Приморском сонете» нет ни страха перед смертью, ни стремления её приблизить или отдалить, ни предсмертных мук, ни смертельной тоски, ни горечи расставания с земной жизнью, ни надежд на счастье за гробом – ничего того, что обычно сопровождает тему смерти и в лирике Ахматовой, и во всей мировой поэзии. Стихотворение лишено мрачного, трагического колорита. Образ смерти замещен в «Приморском сонете» образом вечности.

Жанр этого стихотворения, написанного в 1958 году – сонет. Сонет – канонический жанр лирики, имеющий твердую форму: 14 строк (два четверостишья, три трехстишья). В содержательном плане сонет представляет собой стихотворение – рассуждение, в котором мысль автора развивается по схеме: тезис, антитезис, синтез. И в лирическом содержании сонета наблюдается то же неукоснительное построение. Строгость и краткость формы сонета диктуют и тип речи, и тематический круг. Задача поэта – поделиться мыслями с читателем.

Первое четверостишие представляет собой тезис, утверждение. Центральная тема – скоротечность жизни. И первой строкой автор выдвигает его: жизнь коротка, конец её так близок, что все окружающее воспринимается лирической героиней как некое потомство, остающееся на земле после нее. Но уже во второй строке нарушается спокойное, плавное течение речи: «Все, даже ветхие скворечни» Делается смысловой и ритмический акцент на слове «все». И это, конечно, не случайно. Это слово несет особую смысловую нагрузку. Все – это мир в широком смысле слова: от мелких деталей, предметов, примет времени и даже символов его скоротечности («ветхие скворечни») до невидимого, глобального («воздух»). Следовательно, поэтический разговор пойдет о временном и вечном, о жизни и смерти.

Особую смысловую нагрузку несут в стихотворении наречия «здесь» и «там». Слово «здесь», которым начинается сонет, означает, конечно, не дачный поселок Комарово – место написания стихотворения, обозначенное под текстом. Истинный смысл это слово приобретает в сочетании со словом «там», которым открывается последняя строфа. Становится ясно, что наречия «здесь» и «там» выступают в этом контексте синонимами земного и загробного мира.

«Здесь», на пороге смерти, время остановилось. В нём уже ничего не происходит. Даже вешний воздух свершил свой перелет и замер, а «ветхие», готовые рассыпаться «скворечни» приостановили своё разрушение и, скорее всего, переживут лирическую героиню, готовую переступить рубеж между земной и загробной жизнью. «Там» категории времени тоже не существует, но оно перешло в совершенно иную категорию – вечность. Это ключевое слово прямо названо в тексте стихотворения, другие смысловые доминанты, прежде всего жизнь и смерть, убраны в подтекст. Читатель домысливает их сам, и потому они приобретают в его сознании особую значительность и весомость.

В первой строфе автор создает определенный эмоциональный настрой: возникает ощущение легкости, свежести, воздушности вследствие повтора слова «воздух» в третьей строке: «И этот воздух, воздух вешний…» И звуковой рисунок строки наполняет её весенним теплым дыханием. Следующая строка уточняет, что это не просто воздух весны, но ещё и морской влажный ветер: «Морской свершивший перелет». Ветер – дыхание моря – наполняет стихотворение жизнью, весной, юностью и творчеством. Именно с творческим настроем, поэтическим вдохновением ассоциировалась у Ахматовой морская влага.

Вторая строфа сонета содержит антитезис и противопоставляется первой. Первая строфа начинается со слова «здесь» – во второй встречаем антонимичное ему слово «нездешней». Здесь – это мир, жизнь. Нездешнее находится где-то за пределами этого мира, этой жизни, там, где все не так, как здесь. Эта антитеза подчеркивается отрицаниями:

И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней

Противопоставлены не только два мира, два «света» (тот и этот), но и их приметы. В этом мире – временное, сиюминутное, преходящее («ветхие скворечни»); в том понятие времени пропадает вовсе («голос вечности»).

Несмотря на тематическое противопоставление двух строф, в их эмоциональном плане присутствует ощущение легкости, свежести, воздушности. Оно усиливается во второй строфе сонета. Обилие гласных звуков и мягких согласных, несомненно, способствует созданию такого эффекта: «неодолимостью», «сиянье», «льет», «лёгкий». И зрительная картина, рисуемая автором, помогает читателю чувствовать именно так: цветовая гамма тоже легкая, светлая, нежная: «И над цветущею черешней / Сиянье легкий месяц льет» – а ведь разговор уже идет о смерти!

По закону сонета третья строфа – синтез. Здесь должны соединиться тезис и антитезис, жизнь и смерть. И они соединяются, они связаны дорогой. Образ дороги – сквозной в лирике Ахматовой, и несет он в разных стихотворениях разную смысловую нагрузку. Чаще всего «дорога» у Ахматовой – это традиционный жизненный путь. Дорога – не страшное слово, это не обрыв, и ведет она в вечность, а не в пропасть:

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда.

Использование белого цвета в ее изображении символизирует светлое начало в этом образе.

Любопытно, что слово смерть ни разу не произносится в стихотворении. Вероятно, оно слишком мрачное, слишком темное, оно лишнее в этой светлой картине. А может быть, автор намеренно не хочет не только произносить, но даже и подразумевать его, так как совсем иначе представляет себе переход в небытие.

Вторая строка начинается и заканчивается цветовыми обозначениями – «белея», «изумрудной». Белая дорога ночью (при свете легкого месяца) нереальна в земном, человеческом измерении. Но она видна, она ярко белеет, потому что в том мире все не так. Да и образ «изумрудной чащи» слишком нетипичный для реального ночного леса, тем более чащи.

Различия двух миров заметны и на фонетическом уровне стихотворения. Гласные звуки [о], [э] (тема воздуха) характерны для этого мира, в том, нездешнем, повторяется звук [у]: «нетрудной», «изумрудной», «не скажу», «куда».

Таким образом, первая и вторая строфа, тезис и антитезис переплетаются: вечность похожа на жизнь, но она другая: ярче, красивее, фантастичнее. И последнее трехстишие сонета развивает это сопоставление. «Там средь стволов ещё светлее», – опять несоответствие с реальностью. Ночью в чаще среди деревьев светлее, чем в не её! Но как похоже на наш мир: стволы, луна, дорога… Так, значит, смерть – отражение жизни, но ещё светлее самой светлой земной картины.

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Сонет заканчивается упоминанием о Царском Селе, духовной родине Анны Ахматовой, об истоках её жизни. Рождение и смерть сошлись в одной точке. Круг замкнулся.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс
Ссылка на основную публикацию