Семейная хроника – краткое содержание повести Аксакова

Краткое содержание Аксаков Семейная хроника

Книга Аксакова «Семейная хроника» посвящена истории его семьи. Создана она по его воспоминаниям и рассказам родных. Дополняют мемуары писателя и еще два произведения – это «Воспоминания» и «Детские годы Багрова-внука». Сама же «Хроника» состоит из трех отрывков.

Самый первый из них посвящен переселению семейства на новое место жительства и началу этой новой жизни. Рассказывает Аксаков и о том, как дед его приобрел эти земли.

В то время башкиры за сущий бесценок раздавали уфимские земли. Но, Багров, дед рассказчика, не желая пользоваться их простодушием, честно выкупил свою землю.

Багров Степан Михайлович был помещиком, которого любили и уважали и домашние, и крестьяне. Жена и сестры радовались хорошему его настроению и старались угодить ему. Степан предстает перед читателем человеком порядочным и справедливым.

Описывает Аксаков целый день из его жизни. Таких дней много. Но каждый, прожитый подобным образом, приносит деду чувство самоудовлетворенности и счастья, когда смотрит он вечером на угасающую зарю после дня, полного забот.

Из второго отрывка читатель узнает о печальной судьбе двоюродной сестры Степана Михайловича – Прасковьи Ивановны.

Будучи еще совсем юной девушкой, Прасковья, да и все родственники ее, были просто очарованы одним симпатичным, умным и обходительным мужчиной. Это – майор Куролесов.

Прасковья осталась сиротой. И приданое ее было богатым. Никто не был против ее замужества с этим человеком. Однако же, Степан Михайлович, который являлся опекуном Прасковьи, был встревожен нехорошими слухами об этом человеке.

Но жена его и сестры выдали, все же, девушку за Куролесова. Произошло это в отсутствие Багрова-старшего. Поначалу все шло прекрасно. Но, однажды, Прасковья узнает всю правду о своем муже. Тот же, в ответ на ее просьбу вернуть ей доверенность на ее имение, избивает женщину и запирает ее в подвале.

Благодаря крестьянам, уважавшим Прасковью, весть эта достигнет Багрова. И он, вместе с верными рабочими, освободит родственницу. Куролесов же будет наказан – его отравит слуга. А Прасковья, оставшись вдовой, будет вести самостоятельную жизнь.

В третьем отрывке рассказывается о том, как отец и мать рассказчика создали семью. Она так и называется – «Женитьба молодого Багрова».

Родители его были полной противоположностью друг другу. Мать, урожденная Зубина, была женщиной сильной и властной. А отец, Алексей, напротив, был человеком с мягким характером, застенчивым. Многие его увлечения раздражали супругу. Уже после женитьбы, частенько Алексею приходилось выслушивать от нее несправедливые упреки. Но, отец его, Степан Михайлович, всегда старался примирить их.

Первым ребенком у молодых была девочка, которая умерла, не прожив и полгода. Вскоре, после лечения, Софья рожает мальчика, которого назвали Сергеем.

С гордостью дед, получивши долгожданную весть о рождении внука, вносит его имя в семейную родословную Багровых.

В конце произведения Аксаков пишет о тех мыслях и чувствах, которые и сам переживал он, и хотел донести до читателей. Он пишет, говоря о героях хроники, но относится это ко всем людям. К тем людям, которые не герои, и не известны они на весь мир. Но каждый из них, прожив свою обычную жизнь, может служить примером для других поколений. У них есть чему учиться, пусть это даже и ошибки.

Идея этих воспоминаний – это, конечно же, и память, и мысль о том, что каждый человек, хоть даже не велик он и не известен, но каждый – нужен.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Аксаков. Все произведения

  • Аленький цветочек
  • Буран
  • Детские годы Багрова-внука
  • Облако
  • Очерк зимнего дня
  • Семейная хроника

Семейная хроника. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Свое произведение Исповедь Толстой писал на протяжении трех лет – начиная с 1879 по 1882. Она совершенно не похожа по стилю написания на все его остальные работы.

В рассказе «Забуксовал», написанном Василием Макаровичем Шукшиным, описываются события, происходившие в Советском Союзе. Главный герой произведения – ничем не примечательный Роман Звягин

В произведении показан обыкновенный американец, который хочет вырваться их серой повседневности, от всех забот и суеты.

ахар Беркут это историческая повесть Ивана Франко. Действие происходит на землях древней карпатской общины в 1241 году. Там, в живописной долине, защищённой со всех сторон горами, находится село Тухля.

Волшебная страна появилась на земле благодаря волшебнику Гурикапу, которому захотелось жить вдали от людей. Он создал прекрасную страну, которая была окружена высокими горами и огромной пустыней. Животные умели разговаривать

Краткое содержание повести Аксакова «Семейная хроника»

1856
Краткое содержание повести
Читается за 9 минут, оригинал — 7 ч

В 60-х гг. XVIII в. Степану Михайловичу Багрову, дедушке рассказчика (легко догадаться, что Аксаков рассказывает о собственном дедушке), «тесно стало жить» в разнопоместной симбирской «отчине».

Степан Михайлович не получил образования, но «природный ум его был здрав и светел», он безусловно справедлив и отличный хозяин: крестьяне его любили.

В Уфимском наместничестве (позднее — Оренбургская губерния) многие за бесценок, за угощение башкирским старейшинам, получали богатейшие земли; Багров пользоваться простотою башкир не хотел и честно купил пять тысяч десятин земли на Бугуруслане. Тогдашнюю Оренбургскую губернию, «неизмятую» ещё людьми, Аксаков описывает восторженно и подробно; уже в середине XIX в. она была не та.

Крестьянам Багрова тяжело переселяться от отцовских могил в бусурманскую сторону; но неслыханный урожай, собранный на новом месте, скоро утешил их. Сразу же поставили мельницу: вся деревня не спала перед тем ночь, «на всех лицах было что-то торжественное», десятки людей дружно, с «беспрерывным воплем» занимали заимку…

Новое Багрово полюбили и помещик, и крестьяне. Старое Троицкое было безводным: люди уже успели погубить лесные озера и речку Майну. С лёгкой руки Багрова переселение умножилось, появились соседи, для которых Багров стал «истинным благодетелем», помогая хлебом в голодные годы, разрешая ссоры. И этот добрый человек становился иногда «диким зверем» во время вспышек гнева, вызванных, впрочем, серьёзными причинами, например обманом: его, почти безумного, нельзя было узнать, когда он жестоко избивал жену Арину Васильевну, дворовых и даже дочерей.

Целая глава посвящена жизни дома Багровых в один из светлых дней Степана Михайловича: Аксаков любуется мельчайшими деталями, описывает горницу деда и устройство старинной рамы, писк комаров, которых автор даже любит, потому что они напоминают ему детство… Жена и дочери рады, что хозяин проснулся весел: их любовь к Багрову смешана со страхом, они раболепствуют перед ним и тут же обманывают его не как родные, но почти как слуги. Хозяин проводит день на поле, на мельнице и остаётся доволен; вечером на крыльце смотрит на долго не угасающую зарю и крестится перед сном на звёздное небо.

Второй отрывок из «Семейной хроники» — «Михаила Максимович Куролесов» — посвящён драматической истории Прасковьи Ивановны Багровой, двоюродной сестры Степана Михайловича. За богатой четырнадцатилетней сиротою ухаживал майор Куролесов, «гусь лапчатый, зверь полосатый», как называли его подчинённые ему люди. Куролесов красив, умён, любезен и очаровал и девочку, и её родню; Степан Михайлович, опекун Параши, у которого она и жила, встревожен слухами о беспутстве майора: «хотя он сам был горяч до бешенства, но недобрых, злых и жестоких без гнева людей — терпеть не мог». В отсутствие Степана Михайловича Парашу выдают за Куролесова, чему помогли жена и дочери Багрова; гнев вернувшегося Багрова таков, что «старшие дочери долго хворали, а у бабушки не стало косы и целый год она ходила с пластырем на голове».

В браке Прасковья Ивановна очевидно счастлива, вдруг повзрослела и, между прочим, неожиданно горячо полюбила своего двоюродного брата; Куролесов стал образцовым помещиком, слышно только было, что «строгонек».

Когда Куролесов наконец устроил своё хозяйство и у него появилось свободное время, в нем просыпаются его дурные наклонности: уезжая от жены в уфимские деревни, он пьёт и развратничает; что хуже всего, его потребностью становится мучить людей; многие погибли от его истязаний. С женою Куролесов тих и любезен, она ни о чем не подозревает. Наконец одна родственница сообщает ей правду о муже и об истязаемых им крепостных, по закону принадлежавших именно Прасковье Ивановне. Отважная женщина, взяв с собой только горничную, отправляется к мужу, видит все и требует, чтобы он вернул ей доверенность на имение и впредь не заглядывал бы ни в одну из её деревень. Недавний ласковый муж избивает её и бросает в подвал, желая заставить подписать купчую крепость на имение. Верные дворовые с трудом добираются до Багрова; вооружив крестьян и дворовых, Степан Михайлович освобождает сестру; Куролесов даже не пытается удержать добычу. Через несколько дней он умирает, отравленный слугами. К общему удивлению, Прасковья Ивановна очень горюет о нем; навсегда оставшись вдовой, она повела жизнь «самобытную» и самостоятельную; своё имение же обещает оставить детям брата

Третий отрывок из «Семейной хроники» — «Женитьба молодого Багрова». Мать рассказчика, Софья Николаевна Зубина, была женщина необыкновенная: она лишилась матери в отрочестве; мачеха возненавидела падчерицу, умницу и красавицу, и «поклялась, что дерзкая тринадцатилетняя девчонка, кумир отца и целого города, будет жить в девичьей, ходить в выбойчатом платье и выносить нечистоту из-под её детей; добрый, но слабый отец подчинился жене; девочка была близка к самоубийству. Мачеха умерла молодой, и семнадцатилетняя Софья Николаевна стала хозяйкой в доме; на руках у неё остались пятеро братьев и сестёр и разбитый параличом отец; Николай Федорович не оставлял службу — он был товарищем наместника, — и дочь, в сущности, выполняла работу за отца. Отыскав учителей для братьев, Софья Николаевна и сама училась очень прилежно; сам Новиков присылал ей «все замечательные сочинения в русской литературе»; живая, обаятельная и властная, она была душой уфимского общества.

Отец рассказчика, Алексей, сын Степана Михайловича, поступивший в 1780-х гг. на службу в уфимский Верхний Земский суд, был полной противоположностью Софье Николаевне — застенчивый, слабохарактерный и «совершенный невежда», хотя добрый, честный и неглупый, страстно полюбил Софью Николаевну с первого взгляда и наконец решился просить её руки и поехал в Багрово получать согласие родителей; между тем сестры Алексея, прослышавшие о любви Алексея и не желавшие видеть в доме новую хозяйку, успели настроить Степана Михайловича против возможного брака Алексея с городской модницей, гордой, бедной и незнатной. Степан Михайлович потребовал от Алексея забыть о Зубиной; кроткий сын, покорившись воле батюшки, слёг в нервной горячке и чуть не умер; вернувшись в Уфу, он прислал родителям письмо с угрозой самоубийства (как предполагал его сын, письмо одновременно вполне искреннее и взятое из какого-нибудь романа); испугавшийся старик сдался.

В городе не верили, что блестящая Софья Николаевна может стать женою Багрова Она не была влюблена в Алексея Степановича, но ценила его доброту и любовь к ней; предчувствуя близкую смерть отца, она со страхом думала о будущем и нуждалась в опоре. Все это она откровенно высказала молодому человеку, прежде чем дать согласие. Нравственное неравенство между женихом и невестою много раз обнаруживалось ещё до свадьбы, и Софья Николаевна с горечью понимала, что не сможет уважать мужа; её поддерживала только обычная женская надежда перевоспитать его по своему вкусу.

Через неделю после свадьбы молодые уехали к родителям мужа. В «слишком простом доме деревенских помещиков» гостей ждали с тревогой, боясь, что городская невестка «осудит, осмеёт». Свёкор и невестка сразу понравились друг другу: старик любил умных и бодрых людей, а Софья Николаевна из всей родни Степана Михайловича единственная способна оценить его вполне: дочь слабого отца, она не встречала раньше человека, не только поступавшего всегда прямо, но и говорившего всегда правду; она даже сильнее полюбила мужа, видя в нем сына Степана Михайловича.

Между тем различие натур Алексея Степановича и Софьи Николаевны обнаружилось: так, любовь мужа к природе, увлечение охотой и рыбной ловлею раздражает жену; страстная и живая, Софья Николаевна часто обрушивается на мужа с несправедливыми упрёками и так же страстно потом раскаивается и ласкает мужа; а мужа вскоре начинают пугать и вспышки гнева, и слезы раскаяния жены; наконец и ревность, «ещё без имени, без предмета», начинает мучить Софью Николаевну. Степан Михайлович замечает это и пытается помочь советом обоим.

Вернувшись в Уфу, Софья Николаевна понимает, что забеременела; это приводит в великую радость Степана Михайловича, мечтающего о продолжении древнего рода Багровых. Беременность Софья Николаевна переносит болезненно. Тогда же ходивший за её парализованным отцом лакей Калмык решает выжить из дома хозяйку, чтобы свободно обворовывать больного старика; Калмык хладнокровно оскорбляет её, Софья Николаевна требует от отца: «Выбирайте, кого выгнать: меня или его»; и отец просит купить себе другой дом. Потрясённая женщина теряет сознание. Тут впервые оказывается, что слабый и простой Алексей Степанович, в обычное время не способный «удовлетворять тонкости требований» жены, может быть опорой в тяжёлые минуты.

Рождается дочь. Софья Николаевна в любви к ней доходит до помешательства; на четвёртом месяце ребёнок умирает от родимца, от горя мать сама при смерти: летом в татарской деревне её вылечивают кумысом.

Через год у поздоровевшей женщины легко рождается долгожданный сын — Сергей, рассказчик «Семейной хроники» (сам Аксаков). Даже прислуга Багровых «опьянела от радости, а потом от вина»; врач-немец говорит о нем: «Какой счастливый мальчишка! как все ему рады!» Дед считает дни и часы до рождения внука, гонец скачет к нему на переменных. Узнав новость, дед торжественно вписывает имя Сергея в родословную Багровых.

«Хроника» заканчивается объяснением творческих принципов автора; он обращается к своим персонажам: «Вы не великие герои но вы были люди Вы были такие же действующие лица великого всемирного зрелища , как и все люди, и так же стоите воспоминания».

Помогите срочно краткое содержание первой главы Аксакова переселение Семейная хроника пожалуйста ​

u041au043du0438u0433u0430 u0410u043au0441u0430u043au043eu0432u0430 u00abu0421u0435u043cu0435u0439u043du0430u044f u0445u0440u043eu043du0438u043au0430u00bb u043fu043eu0441u0432u044fu0449u0435u043du0430 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0438 u0435u0433u043e u0441u0435u043cu044cu0438. u0421u043eu0437u0434u0430u043du0430 u043eu043du0430 u043fu043e u0435u0433u043e u0432u043eu0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u044fu043c u0438 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u0430u043c u0440u043eu0434u043du044bu0445. u0414u043eu043fu043eu043bu043du044fu044eu0442 u043cu0435u043cu0443u0430u0440u044b u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044f u0438 u0435u0449u0435 u0434u0432u0430 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u2013 u044du0442u043e u00abu0412u043eu0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u044fu00bb u0438 u00abu0414u0435u0442u0441u043au0438u0435 u0433u043eu0434u044b u0411u0430u0433u0440u043eu0432u0430-u0432u043du0443u043au0430u00bb. u0421u0430u043cu0430 u0436u0435 u00abu0425u0440u043eu043du0438u043au0430u00bb u0441u043eu0441u0442u043eu0438u0442 u0438u0437 u0442u0440u0435u0445 u043eu0442u0440u044bu0432u043au043eu0432.n

Читайте также:  Лицом к лицу - краткое содержание рассказа Айтматова

u0421u0430u043cu044bu0439 u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u0438u0437 u043du0438u0445 u043fu043eu0441u0432u044fu0449u0435u043d u043fu0435u0440u0435u0441u0435u043bu0435u043du0438u044e u0441u0435u043cu0435u0439u0441u0442u0432u0430 u043du0430 u043du043eu0432u043eu0435 u043cu0435u0441u0442u043e u0436u0438u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u0430 u0438 u043du0430u0447u0430u043bu0443 u044du0442u043eu0439 u043du043eu0432u043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438. u0420u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 u0410u043au0441u0430u043au043eu0432 u0438 u043e u0442u043eu043c, u043au0430u043a u0434u0435u0434 u0435u0433u043e u043fu0440u0438u043eu0431u0440u0435u043b u044du0442u0438 u0437u0435u043cu043bu0438.n

u0412 u0442u043e u0432u0440u0435u043cu044f u0431u0430u0448u043au0438u0440u044b u0437u0430 u0441u0443u0449u0438u0439 u0431u0435u0441u0446u0435u043du043eu043a u0440u0430u0437u0434u0430u0432u0430u043bu0438 u0443u0444u0438u043cu0441u043au0438u0435 u0437u0435u043cu043bu0438. u041du043e, u0411u0430u0433u0440u043eu0432, u0434u0435u0434 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u0447u0438u043au0430, u043du0435 u0436u0435u043bu0430u044f u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u0442u044cu0441u044f u0438u0445 u043fu0440u043eu0441u0442u043eu0434u0443u0448u0438u0435u043c, u0447u0435u0441u0442u043du043e u0432u044bu043au0443u043fu0438u043b u0441u0432u043eu044e u0437u0435u043cu043bu044e.n

u0411u0430u0433u0440u043eu0432 u0421u0442u0435u043fu0430u043d u041cu0438u0445u0430u0439u043bu043eu0432u0438u0447 u0431u044bu043b u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043au043eu043c, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u043bu044eu0431u0438u043bu0438 u0438 u0443u0432u0430u0436u0430u043bu0438 u0438 u0434u043eu043cu0430u0448u043du0438u0435, u0438 u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0435. u0416u0435u043du0430 u0438 u0441u0435u0441u0442u0440u044b u0440u0430u0434u043eu0432u0430u043bu0438u0441u044c u0445u043eu0440u043eu0448u0435u043cu0443 u0435u0433u043e u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u044e u0438 u0441u0442u0430u0440u0430u043bu0438u0441u044c u0443u0433u043eu0434u0438u0442u044c u0435u043cu0443. u0421u0442u0435u043fu0430u043d u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0435u0442 u043fu0435u0440u0435u0434 u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu0435u043c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au043eu043c u043fu043eu0440u044fu0434u043eu0447u043du044bu043c u0438 u0441u043fu0440u0430u0432u0435u0434u043bu0438u0432u044bu043c.n

u041eu043fu0438u0441u044bu0432u0430u0435u0442 u0410u043au0441u0430u043au043eu0432 u0446u0435u043bu044bu0439 u0434u0435u043du044c u0438u0437 u0435u0433u043e u0436u0438u0437u043du0438. u0422u0430u043au0438u0445 u0434u043du0435u0439 u043cu043du043eu0433u043e. u041du043e u043au0430u0436u0434u044bu0439, u043fu0440u043eu0436u0438u0442u044bu0439 u043fu043eu0434u043eu0431u043du044bu043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c, u043fu0440u0438u043du043eu0441u0438u0442 u0434u0435u0434u0443 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u043e u0441u0430u043cu043eu0443u0434u043eu0432u043bu0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u0438 u0441u0447u0430u0441u0442u044cu044f, u043au043eu0433u0434u0430 u0441u043cu043eu0442u0440u0438u0442 u043eu043d u0432u0435u0447u0435u0440u043eu043c u043du0430 u0443u0433u0430u0441u0430u044eu0449u0443u044e u0437u0430u0440u044e u043fu043eu0441u043bu0435 u0434u043du044f, u043fu043eu043bu043du043eu0433u043e u0437u0430u0431u043eu0442.n

u0418u0437 u0432u0442u043eu0440u043eu0433u043e u043eu0442u0440u044bu0432u043au0430 u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044c u0443u0437u043du0430u0435u0442 u043e u043fu0435u0447u0430u043bu044cu043du043eu0439 u0441u0443u0434u044cu0431u0435 u0434u0432u043eu044eu0440u043eu0434u043du043eu0439 u0441u0435u0441u0442u0440u044b u0421u0442u0435u043fu0430u043du0430 u041cu0438u0445u0430u0439u043bu043eu0432u0438u0447u0430 u2013 u041fu0440u0430u0441u043au043eu0432u044cu0438 u0418u0432u0430u043du043eu0432u043du044b.n

u0411u0443u0434u0443u0447u0438 u0435u0449u0435 u0441u043eu0432u0441u0435u043c u044eu043du043eu0439 u0434u0435u0432u0443u0448u043au043eu0439, u041fu0440u0430u0441u043au043eu0432u044cu044f, u0434u0430 u0438 u0432u0441u0435 u0440u043eu0434u0441u0442u0432u0435u043du043du0438u043au0438 u0435u0435, u0431u044bu043bu0438 u043fu0440u043eu0441u0442u043e u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043du044b u043eu0434u043du0438u043c u0441u0438u043cu043fu0430u0442u0438u0447u043du044bu043c, u0443u043cu043du044bu043c u0438 u043eu0431u0445u043eu0434u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u043cu0443u0436u0447u0438u043du043eu0439. u042du0442u043e u2013 u043cu0430u0439u043eu0440 u041au0443u0440u043eu043bu0435u0441u043eu0432.n

u041fu0440u0430u0441u043au043eu0432u044cu044f u043eu0441u0442u0430u043bu0430u0441u044c u0441u0438u0440u043eu0442u043eu0439. u0418 u043fu0440u0438u0434u0430u043du043eu0435 u0435u0435 u0431u044bu043bu043e u0431u043eu0433u0430u0442u044bu043c. u041du0438u043au0442u043e u043du0435 u0431u044bu043b u043fu0440u043eu0442u0438u0432 u0435u0435 u0437u0430u043cu0443u0436u0435u0441u0442u0432u0430 u0441 u044du0442u0438u043c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au043eu043c. u041eu0434u043du0430u043au043e u0436u0435, u0421u0442u0435u043fu0430u043d u041cu0438u0445u0430u0439u043bu043eu0432u0438u0447, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u044fu0432u043bu044fu043bu0441u044f u043eu043fu0435u043au0443u043du043eu043c u041fu0440u0430u0441u043au043eu0432u044cu0438, u0431u044bu043b u0432u0441u0442u0440u0435u0432u043eu0436u0435u043d u043du0435u0445u043eu0440u043eu0448u0438u043cu0438 u0441u043bu0443u0445u0430u043cu0438 u043eu0431 u044du0442u043eu043c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0435.n

u041du043e u0436u0435u043du0430 u0435u0433u043e u0438 u0441u0435u0441u0442u0440u044b u0432u044bu0434u0430u043bu0438, u0432u0441u0435 u0436u0435, u0434u0435u0432u0443u0448u043au0443 u0437u0430 u041au0443u0440u043eu043bu0435u0441u043eu0432u0430. u041fu0440u043eu0438u0437u043eu0448u043bu043e u044du0442u043e u0432 u043eu0442u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0438u0435 u0411u0430u0433u0440u043eu0432u0430-u0441u0442u0430u0440u0448u0435u0433u043e. u041fu043eu043du0430u0447u0430u043bu0443 u0432u0441u0435 u0448u043bu043e u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043e. u041du043e, u043eu0434u043du0430u0436u0434u044b, u041fu0440u0430u0441u043au043eu0432u044cu044f u0443u0437u043du0430u0435u0442 u0432u0441u044e u043fu0440u0430u0432u0434u0443 u043e u0441u0432u043eu0435u043c u043cu0443u0436u0435. u0422u043eu0442 u0436u0435, u0432 u043eu0442u0432u0435u0442 u043du0430 u0435u0435 u043fu0440u043eu0441u044cu0431u0443 u0432u0435u0440u043du0443u0442u044c u0435u0439 u0434u043eu0432u0435u0440u0435u043du043du043eu0441u0442u044c u043du0430 u0435u0435 u0438u043cu0435u043du0438u0435, u0438u0437u0431u0438u0432u0430u0435u0442 u0436u0435u043du0449u0438u043du0443 u0438 u0437u0430u043fu0438u0440u0430u0435u0442 u0435u0435 u0432 u043fu043eu0434u0432u0430u043bu0435.n

u0411u043bu0430u0433u043eu0434u0430u0440u044f u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0430u043c, u0443u0432u0430u0436u0430u0432u0448u0438u043c u041fu0440u0430u0441u043au043eu0432u044cu044e, u0432u0435u0441u0442u044c u044du0442u0430 u0434u043eu0441u0442u0438u0433u043du0435u0442 u0411u0430u0433u0440u043eu0432u0430. u0418 u043eu043d, u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u0432u0435u0440u043du044bu043cu0438 u0440u0430u0431u043eu0447u0438u043cu0438, u043eu0441u0432u043eu0431u043eu0434u0438u0442 u0440u043eu0434u0441u0442u0432u0435u043du043du0438u0446u0443. u041au0443u0440u043eu043bu0435u0441u043eu0432 u0436u0435 u0431u0443u0434u0435u0442 u043du0430u043au0430u0437u0430u043d u2013 u0435u0433u043e u043eu0442u0440u0430u0432u0438u0442 u0441u043bu0443u0433u0430. u0410 u041fu0440u0430u0441u043au043eu0432u044cu044f, u043eu0441u0442u0430u0432u0448u0438u0441u044c u0432u0434u043eu0432u043eu0439, u0431u0443u0434u0435u0442 u0432u0435u0441u0442u0438 u0441u0430u043cu043eu0441u0442u043eu044fu0442u0435u043bu044cu043du0443u044e u0436u0438u0437u043du044c.n

u0412 u0442u0440u0435u0442u044cu0435u043c u043eu0442u0440u044bu0432u043au0435 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043e u0442u043eu043c, u043au0430u043a u043eu0442u0435u0446 u0438 u043cu0430u0442u044c u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u0447u0438u043au0430 u0441u043eu0437u0434u0430u043bu0438 u0441u0435u043cu044cu044e. u041eu043du0430 u0442u0430u043a u0438 u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u2013 u00abu0416u0435u043du0438u0442u044cu0431u0430 u043cu043eu043bu043eu0434u043eu0433u043e u0411u0430u0433u0440u043eu0432u0430u00bb.n

u0420u043eu0434u0438u0442u0435u043bu0438 u0435u0433u043e u0431u044bu043bu0438 u043fu043eu043bu043du043eu0439 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu043bu043eu0436u043du043eu0441u0442u044cu044e u0434u0440u0443u0433 u0434u0440u0443u0433u0443. u041cu0430u0442u044c, u0443u0440u043eu0436u0434u0435u043du043du0430u044f u0417u0443u0431u0438u043du0430, u0431u044bu043bu0430 u0436u0435u043du0449u0438u043du043eu0439 u0441u0438u043bu044cu043du043eu0439 u0438 u0432u043bu0430u0441u0442u043du043eu0439. u0410 u043eu0442u0435u0446, u0410u043bu0435u043au0441u0435u0439, u043du0430u043fu0440u043eu0442u0438u0432, u0431u044bu043b u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au043eu043c u0441 u043cu044fu0433u043au0438u043c u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u043eu043c, u0437u0430u0441u0442u0435u043du0447u0438u0432u044bu043c. u041cu043du043eu0433u0438u0435 u0435u0433u043e u0443u0432u043bu0435u0447u0435u043du0438u044f u0440u0430u0437u0434u0440u0430u0436u0430u043bu0438 u0441u0443u043fu0440u0443u0433u0443. u0423u0436u0435 u043fu043eu0441u043bu0435 u0436u0435u043du0438u0442u044cu0431u044b, u0447u0430u0441u0442u0435u043du044cu043au043e u0410u043bu0435u043au0441u0435u044e u043fu0440u0438u0445u043eu0434u0438u043bu043eu0441u044c u0432u044bu0441u043bu0443u0448u0438u0432u0430u0442u044c u043eu0442 u043du0435u0435 u043du0435u0441u043fu0440u0430u0432u0435u0434u043bu0438u0432u044bu0435 u0443u043fu0440u0435u043au0438. u041du043e, u043eu0442u0435u0446 u0435u0433u043e, u0421u0442u0435u043fu0430u043d u041cu0438u0445u0430u0439u043bu043eu0432u0438u0447, u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0441u0442u0430u0440u0430u043bu0441u044f u043fu0440u0438u043cu0438u0440u0438u0442u044c u0438u0445.n

u041fu0435u0440u0432u044bu043c u0440u0435u0431u0435u043du043au043eu043c u0443 u043cu043eu043bu043eu0434u044bu0445 u0431u044bu043bu0430 u0434u0435u0432u043eu0447u043au0430, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0443u043cu0435u0440u043bu0430, u043du0435 u043fu0440u043eu0436u0438u0432 u0438 u043fu043eu043bu0433u043eu0434u0430. u0412u0441u043au043eu0440u0435, u043fu043eu0441u043bu0435 u043bu0435u0447u0435u043du0438u044f, u0421u043eu0444u044cu044f u0440u043eu0436u0430u0435u0442 u043cu0430u043bu044cu0447u0438u043au0430, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u043du0430u0437u0432u0430u043bu0438 u0421u0435u0440u0433u0435u0435u043c.n

u0421 u0433u043eu0440u0434u043eu0441u0442u044cu044e u0434u0435u0434, u043fu043eu043bu0443u0447u0438u0432u0448u0438 u0434u043eu043bu0433u043eu0436u0434u0430u043du043du0443u044e u0432u0435u0441u0442u044c u043e u0440u043eu0436u0434u0435u043du0438u0438 u0432u043du0443u043au0430, u0432u043du043eu0441u0438u0442 u0435u0433u043e u0438u043cu044f u0432 u0441u0435u043cu0435u0439u043du0443u044e u0440u043eu0434u043eu0441u043bu043eu0432u043du0443u044e u0411u0430u0433u0440u043eu0432u044bu0445.n

u0412 u043au043eu043du0446u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0410u043au0441u0430u043au043eu0432 u043fu0438u0448u0435u0442 u043e u0442u0435u0445 u043cu044bu0441u043bu044fu0445 u0438 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430u0445, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0438 u0441u0430u043c u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043b u043eu043d, u0438 u0445u043eu0442u0435u043b u0434u043eu043du0435u0441u0442u0438 u0434u043e u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu0435u0439. u041eu043d u043fu0438u0448u0435u0442, u0433u043eu0432u043eu0440u044f u043e u0433u0435u0440u043eu044fu0445 u0445u0440u043eu043du0438u043au0438, u043du043e u043eu0442u043du043eu0441u0438u0442u0441u044f u044du0442u043e u043au043e u0432u0441u0435u043c u043bu044eu0434u044fu043c. u041a u0442u0435u043c u043bu044eu0434u044fu043c, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043du0435 u0433u0435u0440u043eu0438, u0438 u043du0435 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du044b u043eu043du0438 u043du0430 u0432u0435u0441u044c u043cu0438u0440. u041du043e u043au0430u0436u0434u044bu0439 u0438u0437 u043du0438u0445, u043fu0440u043eu0436u0438u0432 u0441u0432u043eu044e u043eu0431u044bu0447u043du0443u044e u0436u0438u0437u043du044c, u043cu043eu0436u0435u0442 u0441u043bu0443u0436u0438u0442u044c u043fu0440u0438u043cu0435u0440u043eu043c u0434u043bu044f u0434u0440u0443u0433u0438u0445 u043fu043eu043au043eu043bu0435u043du0438u0439. u0423 u043du0438u0445 u0435u0441u0442u044c u0447u0435u043cu0443 u0443u0447u0438u0442u044cu0441u044f, u043fu0443u0441u0442u044c u044du0442u043e u0434u0430u0436u0435 u0438 u043eu0448u0438u0431u043au0438.n

u0418u0434u0435u044f u044du0442u0438u0445 u0432u043eu0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u0439 u2013 u044du0442u043e, u043au043eu043du0435u0447u043du043e u0436u0435, u0438 u043fu0430u043cu044fu0442u044c, u0438 u043cu044bu0441u043bu044c u043e u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u043au0430u0436u0434u044bu0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a, u0445u043eu0442u044c u0434u0430u0436u0435 u043du0435 u0432u0435u043bu0438u043a u043eu043d u0438 u043du0435 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u0435u043d, u043du043e u043au0430u0436u0434u044bu0439 u2013 u043du0443u0436u0435u043dn

u0418u0441u0442u043eu0447u043du0438u043a: u041au0440u0430u0442u043au043eu0435 u0441u043eu0434u0435u0440u0436u0430u043du0438u0435 u0410u043au0441u0430u043au043eu0432 u0421u0435u043cu0435u0439u043du0430u044f u0445u0440u043eu043du0438u043au0430 u0437u0430 2 u043cu0438u043du0443u0442u044b u043fu0435u0440u0435u0441u043au0430u0437 u0441u044eu0436u0435u0442u0430

Краткое содержание «Детские годы Багрова-внука»

Повесть «Детские годы Багрова-внука» Аксакова была написана в 1858 году. Книга является второй частью автобиографической трилогии писателя. В ней описаны годы детства Сергея Тимофеевича, проведенные на Южном Урале.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детские годы Багрова-внука» по главам. Пересказ повести будет полезен и для читательского дневника.

Главные герои

Сережа Багров – маленький мальчик, добрый, любящий, открытый.

Другие персонажи

Отец – заботливый, мягкий, семейный мужчина.

Мать – болезненная, немного нервная женщина, любящая Сережу больше других детей.

Сестра – младшая сестренка Сережи, которая очень любит своего братца.

Бабушка и дедушка – родители отца, старые, строгие люди.

Прасковья Ивановна Куролесова – тетка отца, богатая, властная, но добрая женщина.

Краткое содержание

Глава 1. Отрывочные воспоминания

В самых ранних воспоминаниях Сережи присутствуют только три человека – «кормилица, маленькая сестрица и мать» . Тяжелым испытанием для него стало расставание с кормилицей, которую он очень любил. Больного мальчика долго лечили и «наконец залечили почти до смерти, доведя до совершенного ослабления пищеварительные органы» . Невозможно описать страдания матери, которая молилась днем и ночью за больного сына. Утешением Сережи всегда было общение с младшей сестрой, особенно когда ему «давали поцеловать, погладить по головке» малышку, а после он показывал ей свои игрушки.

Глава 2. Последовательные воспоминания

После выздоровления Сережа стал «тихим, кротким, необыкновенно жалостливым, большим трусом» . Мальчика научили читать, а писать он выучился гораздо позднее. В те годы его семья жила в Уфе, в большом деревянном доме. Сережа рос нервным, впечатлительным ребенком с богатым воображением – рассказы няньки «о буке, о домовых и мертвецах» могли легко довести его до исступления. Узнав, что мальчик стал бояться темноты из-за сказок и легенд старой женщины, мать отослала ее в деревню.

Поначалу Сережа каждый день читал «единственную книжку «Зеркало добродетели»» . Он настолько увлекся чтением, что стал запоем читать все подряд.

Мать, измученная серьезной болезнью Сережи и его медленным выздоровлением, сама заболела чахоткой. Супруг решил отвезти ее в Оренбург к лучшему специалисту. Детей же на время отправили к их бабушке и дедушке в Багрово.

Глава 3. Дорога до Парашина

Дорога произвела на маленького Сережу сильное впечатление. Он был настолько поражен сменой картинок, что даже позабыл о своей страсти – чтении.

Глава 4. Парашино

Прибыв в «богатое село Парашино» , родители Сережи первым делом встретили Мироныча – управителя и поверенного бабушки Куролесовой. Мальчик сразу невзлюбил Мироныча, который был зол, жесток и несправедлив по отношению к крестьянам. Отец взял с собой Сережу на конный двор, в поля, и эти поездки доставили ему огромное удовольствие.

Глава 5. Дорога из Парашина в Багрово

Переезд от Парашино к Багрово «был огромный, с лишком сорок верст» . Мать решила отдохнуть в крошечной чувашской деревеньке. Отец предложил Сереже отправиться с ним на рыбалку, и тот с радостью согласился. Пробуждение было очень ранним, на заре. При виде Багрово глаза у матери «наполнились слезами и на лице выразилась грусть» , заметно погрустнел и отец Сережи.

Глава 6. Багрово

Бабушка и дедушка Сережи оказались старыми, строгими, бедно одетыми людьми. Мать общалась с родителями мужа очень почтительно, но Сережа тут же уловил в их разговоре «что-то чужое, недоброхотное» . Мальчику было невесело в Багрово, он боялся дедушки и хотел «опять в карету, опять в дорогу» . На следующий день мать «очень захворала; у ней разлилась желчь и била лихорадка» . Сережа, который никогда не видел мать такой больной, очень испугался. Отъезд родителей в Оренбург к доктору и, в частности, первое расставание с матерью стали для Сережи большим потрясением.

Глава 7. В Багрове без отца и матери

«Скоро наступила сырая погода» , и дети не могли подолгу гулять на улице. Пребывание в доме у бабушки и дедушки оказалось очень скучным. Настроение дедушки часто менялось: он был то весел, то сердит, то угрюм и молчалив. Поначалу Сережа пытался «учить читать маленькую сестрицу» , но безрезультатно. Чтобы хоть как-то развлечь себя, он «пускался в разные выдумки» , рассказывая сестре увлекательные истории, главным героем в которых был он сам. Спустя время вернулась отец с повеселевшей, окрепшей матерью. Все засобирались в обратную дорогу.

Глава 8. Зима в Уфе

Сережа очень обрадовался возвращению в уфимский дом, а именно – «свободе бегать, играть и шуметь где угодно» . Он заметно «стал смелее прежнего, тверже и бойчее» , и близкие друзья родителей отмечали, что мальчик вырос и поумнел. Братья по линии матери стали обучать любимого племянника навыкам рисования, письма, открыли ему мир поэзии.

Глава 9. Сергеевка

С приходом весны Сережа отправился с родителями и сестрой в деревушку Сергеевку, где мать могла бы по совету доктора беспрепятственно получать свежий кумыс. Здесь мальчик замечательно провел время, наблюдая за охотой и занимаясь рыбной ловлей. Но самое главное – здоровье матери заметно окрепло.

Глава 10. Возвращение в Уфу к городской жизни

Большим контрастом с беспечной, привольной жизнью в деревне показалась Сереже его привычная городская жизнь в Уфе. Спасаясь от скуки, мальчик увлек себя чтением новых книг.

Глава 11. Зимняя дорога в Багрово

Дорога в Багрово, занявшая двое суток, оставила у мальчика «самое тягостное и неприятное воспоминание» . Он очень переживал за мать, которая всю дорогу «чувствовала тошноту и головокруженье» . На подъезде к Багрово возок, в котором ехали дети и нянюшки, опрокинулся, и Сережа сильно ударился головой.

Глава 12. Багрово зимой

Оказалось, что дедушка был при смерти, но он оказался «в совершенной памяти и нетерпеливо желал увидеть сына, невестку и внучат» . В голове у Сережи оказалась совершенная путаница из «разных впечатлений, воспоминаний, страха и предчувствий» – мысль о скорой дедушкиной смерти не давала ему покоя. В ту же ночь дедушка скончался. Сережу очень удивило, что после похорон домочадцы «плакали и ели с удивительным аппетитом» . Перед отъездом родителей бабушка слезно просила отца подать в отставку и приехать к ней управлять деревней.

Глава 13. Уфа

По возвращении домой в Уфу Сережа стал замечать, что «у матери с отцом происходили споры, даже неприятные» . Дело в том, что отец хотел выполнить обещание, данное своей матери – «выйти немедленно в отставку, переехать в деревню, избавить свою мать от всех забот по хозяйству и успокоить ее старость» . В свою очередь, мать горячо с ним спорила, что жизнь в Багрово, где ее никто не любит, плохо скажется на ее здоровье. В этот раз отец решил сделать по-своему, и переезд в деревню отложили до лета, пока мать не подарит Сереже братика или сестричку.

В июне мать благополучно родила мальчика, отец вышел в отставку, и все семейство переехало в Багрово.

Глава 14. Приезд на постоянное житье в Багрово

В Багрово семью встретила «бабушка, в полгода очень постаревшая, и тетушка Татьяна Степановна» . Отец сразу приступил к выполнению своих обязанностей в качестве хозяина, в то время как мать «твердо объявила, что будет жить гостьей» . Сережа пристрастился к арабским сказкам, которые полностью занимали его воображение.

Глава 15. Чурасово

Поздней осенью семья отправилась погостить к тетке отца – Прасковье Ивановне Куролесовой – в Чурасово. Тетушка встретила гостей «просто, ласково и весело» , и Сережа быстро привязался к доброй женщине. Спустя два месяца было решено вернуться в Багрово.

Глава 16. Багрово после Чурасова

По сравнению с жизнью у тетки в Багрово «все было тихо, глухо, пусто» . После масленицы к одной из сестер отца приехал свататься Митенька Рожнов, чьей главной и единственной потребностью было чревоугодие. После обеда «тетушка объявила, что ни за что на свете не пойдет за такого урода и увальня» , чему Сережа был очень рад.

Глава 17. Первая весна в деревне

Приход весны произвел на мальчика большое впечатление. Он никак не мог привыкнуть к «весне и к ее разнообразным явлениям, всегда новым, потрясающим и восхитительным» . Когда установилась теплая погода, Сережа много времени проводил за ловлей рыбы и раков. Вместе с любимой сестрой он рвал цветы для матери, собирал «червячков, бабочек и разных букашек» . В августе семья собралась в Чурасово, чтобы навестить тетку Прасковью Ивановну.

Глава 18. Летняя поездка в Чурасово

По дороге в Чурасово семья остановилась у богатого помещика Дурасова. Сережу впечатлил «мраморный фонтан и солнечные часы» , расположенные во дворе. Роскошная обстановка дома имела много общего с настоящим дворцом, и мальчик почувствовал себя героем какой-то волшебной сказки. Гостеприимный хозяин показал свои великолепные оранжереи и теплицы, в которых росли диковинные цветы и заморские фрукты. Сережа был поражен всем увиденным, а мать – раздосадована его неумением скрыть удивление.

Прасковья Ивановна встретил родственников с неизменным благодушием. Однако вскоре отец получил тревожное письмо о болезни своей матери, и все стали собираться в обратный путь.

Глава 20. Осенняя дорога в Багрово

Дорога в Багрово оказалась очень трудной из-за плохой погоды и растянулась на семь дней. Отец был на грани отчаяния, и мать старалась успокоить его, как могла. Он так и не успел проститься с матушкой, которая «скончалась в самый покров» . Это известие серьезно подкосило отца.

Глава 21. Жизнь в Багрове после кончины бабушки

Вскоре после смерти бабушки Сережа серьезно заболел, пролежав «в жару и в забытьи трое суток» . Все это время мать не отходила от него ни днем, ни ночью. Прасковья Ивановна настоятельно попросила родителей Сережи приехать к ней в Чурасово зимой, и они не смогли ей отказать. Было решено ехать «немедленно, как только ляжет зимний путь» . Тем временем Евсеич научил мальчика ловле птиц при помощи силков, и тот был очень рад новому развлечению. Прасковья Ивановна посоветовала матери «побывать в Казани и помолиться тамошним чудотворцам» . Сережа был рад возможности увидеть «новый богатый город» – он еще не знал, что впереди его ожидает начало важнейшего события в жизни…

Заключение

В своем произведении Сергей Аксаков сделал акцент на том, насколько важно с любовью и вниманием относиться к детям, когда они только постигают окружающий их мир.

После ознакомления с кратким пересказом «Детские годы Багрова-внука» рекомендуем прочесть ее в полной версии.

Читайте также:  Детские годы Багрова-внука – краткое содержание рассказа Аксакова

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

“Семейная хроника” Аксакова в кратком содержании

В 60-х гг. XVIII в. Степану Михайловичу Багрову, дедушке рассказчика, “тесно стало жить” в разнопоместной симбирской “отчине”.

Степан Михайлович не получил образования, но “природный ум его был здрав и светел”, он безусловно справедлив и отличный хозяин: крестьяне его любили.

В Уфимском наместничестве многие за бесценок, за угощение башкирским старейшинам, получали богатейшие земли; Багров пользоваться простотою башкир не хотел и честно купил пять тысяч десятин земли на Бугуруслане. Тогдашнюю Оренбургскую губернию, “неизмятую”

Крестьянам Багрова тяжело переселяться от отцовских могил в бусурманскую сторону; но неслыханный урожай, собранный на новом месте, скоро утешил их. Сразу же поставили мельницу: вся деревня не спала перед тем ночь, “на всех лицах было что-то торжественное”, десятки людей дружно, с “беспрерывным воплем” занимали заимку…

Новое Багрово полюбили и помещик, и крестьяне. Старое Троицкое было безводным: люди уже успели погубить лесные озера и речку Майну. С легкой руки Багрова переселение умножилось,

И этот добрый человек становился иногда “диким зверем” во время вспышек гнева, вызванных, впрочем, серьезными причинами, например обманом: его, почти безумного, нельзя было узнать, когда он жестоко избивал жену Арину Васильевну, дворовых и даже дочерей.

Целая глава посвящена жизни дома Багровых в один из светлых дней Степана Михайловича: Аксаков любуется мельчайшими деталями, описывает горницу деда и устройство старинной рамы, писк комаров, которых автор даже любит, потому что они напоминают ему детство… Жена и дочери рады, что хозяин проснулся весел: их любовь к Багрову смешана со страхом, они раболепствуют перед ним и тут же обманывают его не как родные, но почти как слуги. Хозяин проводит день на поле, на мельнице и остается доволен; вечером на крыльце смотрит на долго не угасающую зарю и крестится перед сном на звездное небо.

Второй отрывок из “Семейной хроники” – “Михаила Максимович Куролесов” – посвящен драматической истории Прасковьи Ивановны Багровой, двоюродной сестры Степана Михайловича. За богатой четырнадцатилетней сиротою ухаживал майор Куролесов, “гусь лапчатый, зверь полосатый”, как называли его подчиненные ему люди. Куролесов красив, умен, любезен и очаровал и девочку, и ее родню; Степан Михайлович, опекун Параши, у которого она и жила, встревожен слухами о беспутстве майора: “хотя он сам был горяч до бешенства, но недобрых, злых и жестоких без гнева людей – терпеть не мог”.

В отсутствие Степана Михайловича Парашу выдают за Куролесова, чему помогли жена и дочери Багрова; гнев вернувшегося Багрова таков, что “старшие дочери долго хворали, а у бабушки не стало косы и целый год она ходила с пластырем на голове”.

В браке Прасковья Ивановна очевидно счастлива, вдруг повзрослела и, между прочим, неожиданно горячо полюбила своего двоюродного брата; Куролесов стал образцовым помещиком, слышно только было, что “строгонек”.

Когда Куролесов наконец устроил свое хозяйство и у него появилось свободное время, в нем просыпаются его дурные наклонности: уезжая от жены в уфимские деревни, он пьет и развратничает; что хуже всего, его потребностью становится мучить людей; многие погибли от его истязаний. С женою Куролесов тих и любезен, она ни о чем не подозревает. Наконец одна родственница сообщает ей правду о муже и об истязаемых им крепостных, по закону принадлежавших именно Прасковье Ивановне.

Отважная женщина, взяв с собой только горничную, отправляется к мужу, видит все и требует, чтобы он вернул ей доверенность на имение и впредь не заглядывал бы ни в одну из ее деревень. Недавний ласковый муж избивает ее и бросает в подвал, желая заставить подписать купчую крепость на имение. Верные дворовые с трудом добираются до Багрова; вооружив крестьян и дворовых, Степан Михайлович освобождает сестру; Куролесов даже не пытается удержать добычу.

Через несколько дней он умирает, отравленный слугами. К общему удивлению, Прасковья Ивановна очень горюет о нем; навсегда оставшись вдовой, она повела жизнь “самобытную” и самостоятельную; свое имение же обещает оставить детям брата

Третий отрывок из “Семейной хроники” – “Женитьба молодого Багрова”. Мать рассказчика, Софья Николаевна Зубина, была женщина необыкновенная: она лишилась матери в отрочестве; мачеха возненавидела падчерицу, умницу и красавицу, и “поклялась, что дерзкая тринадцатилетняя девчонка, кумир отца и целого города, будет жить в девичьей, ходить в выбойчатом платье и выносить нечистоту из-под ее детей; добрый, но слабый отец подчинился жене; девочка была близка к самоубийству. Мачеха умерла молодой, и семнадцатилетняя Софья Николаевна стала хозяйкой в доме; на руках у нее остались пятеро братьев и сестер и разбитый параличом отец; Николай Федорович не оставлял службу – он был товарищем наместника, – и дочь, в сущности, выполняла работу за отца.

Отыскав учителей для братьев, Софья Николаевна и сама училась очень прилежно; сам Новиков присылал ей “все замечательные сочинения в русской литературе”; живая, обаятельная и властная, она была душой уфимского общества.

Отец рассказчика, Алексей, сын Степана Михайловича, поступивший в 1780-х гг. на службу в уфимский Верхний Земский суд, был полной противоположностью Софье Николаевне – застенчивый, слабохарактерный и “совершенный невежда”, хотя добрый, честный и неглупый, страстно полюбил Софью Николаевну с первого взгляда и наконец решился просить ее руки и поехал в Багрово получать согласие родителей; между тем сестры Алексея, прослышавшие о любви Алексея и не желавшие видеть в доме новую хозяйку, успели настроить Степана Михайловича против возможного брака Алексея с городской модницей, гордой, бедной и незнатной. Степан Михайлович потребовал от Алексея забыть о Зубиной; кроткий сын, покорившись воле батюшки, слег в нервной горячке и чуть не умер; вернувшись в Уфу, он прислал родителям письмо с угрозой самоубийства ; испугавшийся старик сдался.

В городе не верили, что блестящая Софья Николаевна может стать женою Багрова Она не была влюблена в Алексея Степановича, но ценила его доброту и любовь к ней; предчувствуя близкую смерть отца, она со страхом думала о будущем и нуждалась в опоре. Все это она откровенно высказала молодому человеку, прежде чем дать согласие. Нравственное неравенство между женихом и невестою много раз обнаруживалось еще до свадьбы, и Софья Николаевна с горечью понимала, что не сможет уважать мужа; ее поддерживала только обычная женская надежда перевоспитать его по своему вкусу.

Через неделю после свадьбы молодые уехали к родителям мужа. В “слишком простом доме деревенских помещиков” гостей ждали с тревогой, боясь, что городская невестка “осудит, осмеет”. Свекор и невестка сразу понравились друг другу: старик любил умных и бодрых людей, а Софья Николаевна из всей родни Степана Михайловича единственная способна оценить его вполне: дочь слабого отца, она не встречала раньше человека, не только поступавшего всегда прямо, но и говорившего всегда правду; она даже сильнее полюбила мужа, видя в нем сына Степана Михайловича.

Между тем различие натур Алексея Степановича и Софьи Николаевны обнаружилось: так, любовь мужа к природе, увлечение охотой и рыбной ловлею раздражает жену; страстная и живая, Софья Николаевна часто обрушивается на мужа с несправедливыми упреками и так же страстно потом раскаивается и ласкает мужа; а мужа вскоре начинают пугать и вспышки гнева, и слезы раскаяния жены; наконец и ревность, “еще без имени, без предмета”, начинает мучить Софью Николаевну. Степан Михайлович замечает это и пытается помочь советом обоим.

Вернувшись в Уфу, Софья Николаевна понимает, что забеременела; это приводит в великую радость Степана Михайловича, мечтающего о продолжении древнего рода Багровых. Беременность Софья Николаевна переносит болезненно. Тогда же ходивший за ее парализованным отцом лакей Калмык решает выжить из дома хозяйку, чтобы свободно обворовывать больного старика; Калмык хладнокровно оскорбляет ее, Софья Николаевна требует от отца: “Выбирайте, кого выгнать: меня или его”; и отец просит купить себе другой дом.

Потрясенная женщина теряет сознание. Тут впервые оказывается, что слабый и простой Алексей Степанович, в обычное время не способный “удовлетворять тонкости требований” жены, может быть опорой в тяжелые минуты.

Рождается дочь. Софья Николаевна в любви к ней доходит до помешательства; на четвертом месяце ребенок умирает от родимца, от горя мать сама при смерти: летом в татарской деревне ее вылечивают кумысом.

Через год у поздоровевшей женщины легко рождается долгожданный сын – Сергей, рассказчик “Семейной хроники” . Даже прислуга Багровых “опьянела от радости, а потом от вина”; врач-немец говорит о нем: “Какой счастливый мальчишка! как все ему рады!” Дед считает дни и часы до рождения внука, гонец скачет к нему на переменных. Узнав новость, дед торжественно вписывает имя Сергея в родословную Багровых.

“Хроника” заканчивается объяснением творческих принципов автора; он обращается к своим персонажам: “Вы не великие герои но вы были люди Вы были такие же действующие лица великого всемирного зрелища, как и все люди, и так же стоите воспоминания”.

Семейная хроника

Русский писатель Сергей Аксаков написал автобиографическую повесть “Семейная хроника”, чье краткое содержание вы найдете ниже, в 1856 году.

История создания “Семейной хроники” насчитывает немало лет работы писателя, поскольку Аксаков начал работать над повестью еще в 1840 году. Записки о рыбалке и охоте, которым Аксаков уделял немало внимания в то время, отвлекли писателя от “Семейной хроники”, однако он не переставал над ней размышлять, и в 1852 году возобновил работу над повестью.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание повести “Семейная хроника”.

Краткое содержание повести
Семейная хроника

В 60-х гг. XVIII в. Степану Михайловичу Багрову, дедушке рассказчика (легко догадаться, что Аксаков рассказывает о собственном дедушке), «тесно стало жить» в разнопоместной симбирской «отчине».

Степан Михайлович не получил образования, но «природный ум его был здрав и светел», он безусловно справедлив и отличный хозяин: крестьяне его любили.

В Уфимском наместничестве (позднее — Оренбургская губерния) многие за бесценок, за угощение башкирским старейшинам, получали богатейшие земли; Багров пользоваться простотою башкир не хотел и честно купил пять тысяч десятин земли на Бугуруслане. Тогдашнюю Оренбургскую губернию, «неизмятую» еще людьми, Аксаков описывает восторженно и подробно; уже в середине XIX в. она была не та.

Крестьянам Багрова тяжело переселяться от отцовских могил в бусурманскую сторону; но неслыханный урожай, собранный на новом месте, скоро утешил их. Сразу же поставили мельницу: вся деревня не спала перед тем ночь, «на всех лицах было что-то торжественное», десятки людей дружно, с «беспрерывным воплем» занимали заимку…

Новое Багрово полюбили и помещик, и крестьяне. Старое Троицкое было безводным: люди уже успели погубить лесные озера и речку Майну. С легкой руки Багрова переселение умножилось, появились соседи, для которых Багров стал «истинным благодетелем», помогая хлебом в голодные годы, разрешая ссоры. И этот добрый человек становился иногда «диким зверем» во время вспышек гнева, вызванных, впрочем, серьезными причинами, например обманом: его, почти безумного, нельзя было узнать, когда он жестоко избивал жену Арину Васильевну, дворовых и даже дочерей.

Целая глава посвящена жизни дома Багровых в один из светлых дней Степана Михайловича: Аксаков любуется мельчайшими деталями, описывает горницу деда и устройство старинной рамы, писк комаров, которых автор даже любит, потому что они напоминают ему детство… Жена и дочери рады, что хозяин проснулся весел: их любовь к Багрову смешана со страхом, они раболепствуют перед ним и тут же обманывают его не как родные, но почти как слуги. Хозяин проводит день на поле, на мельнице и остается доволен; вечером на крыльце смотрит на долго не угасающую зарю и крестится перед сном на звездное небо.

Второй отрывок из «Семейной хроники» — «Михаила Максимович Куролесов» — посвящен драматической истории Прасковьи Ивановны Багровой, двоюродной сестры Степана Михайловича. За богатой четырнадцатилетней сиротою ухаживал майор Куролесов, «гусь лапчатый, зверь полосатый», как называли его подчиненные ему люди. Куролесов красив, умен, любезен и очаровал и девочку, и ее родню; Степан Михайлович, опекун Параши, у которого она и жила, встревожен слухами о беспутстве майора: «хотя он сам был горяч до бешенства, но недобрых, злых и жестоких без гнева людей — терпеть не мог». В отсутствие Степана Михайловича Парашу выдают за Куролесова, чему помогли жена и дочери Багрова; гнев вернувшегося Багрова таков, что «старшие дочери долго хворали, а у бабушки не стало косы и целый год она ходила с пластырем на голове».

В браке Прасковья Ивановна очевидно счастлива, вдруг повзрослела и, между прочим, неожиданно горячо полюбила своего двоюродного брата; Куролесов стал образцовым помещиком, слышно только было, что «строгонек».

Когда Куролесов наконец устроил свое хозяйство и у него появилось свободное время, в нем просыпаются его дурные наклонности: уезжая от жены в уфимские деревни, он пьет и развратничает; что хуже всего, его потребностью становится мучить людей; многие погибли от его истязаний. С женою Куролесов тих и любезен, она ни о чем не подозревает. Наконец одна родственница сообщает ей правду о муже и об истязаемых им крепостных, по закону принадлежавших именно Прасковье Ивановне. Отважная женщина, взяв с собой только горничную, отправляется к мужу, видит все и требует, чтобы он вернул ей доверенность на имение и впредь не заглядывал бы ни в одну из ее деревень. Недавний ласковый муж избивает ее и бросает в подвал, желая заставить подписать купчую крепость на имение. Верные дворовые с трудом добираются до Багрова; вооружив крестьян и дворовых, Степан Михайлович освобождает сестру; Куролесов даже не пытается удержать добычу. Через несколько дней он умирает, отравленный слугами. К общему удивлению, Прасковья Ивановна очень горюет о нем; навсегда оставшись вдовой, она повела жизнь «самобытную» и самостоятельную; свое имение же обещает оставить детям брата

Третий отрывок из «Семейной хроники» — «Женитьба молодого Багрова». Мать рассказчика, Софья Николаевна Зубина, была женщина необыкновенная: она лишилась матери в отрочестве; мачеха возненавидела падчерицу, умницу и красавицу, и «поклялась, что дерзкая тринадцатилетняя девчонка, кумир отца и целого города, будет жить в девичьей, ходить в выбойчатом платье и выносить нечистоту из-под ее детей; добрый, но слабый отец подчинился жене; девочка была близка к самоубийству. Мачеха умерла молодой, и семнадцатилетняя Софья Николаевна стала хозяйкой в доме; на руках у нее остались пятеро братьев и сестер и разбитый параличом отец; Николай Федорович не оставлял службу — он был товарищем наместника, — и дочь, в сущности, выполняла работу за отца. Отыскав учителей для братьев, Софья Николаевна и сама училась очень прилежно; сам Новиков присылал ей «все замечательные сочинения в русской литературе»; живая, обаятельная и властная, она была душой уфимского общества.

Читайте также:  Лицом к лицу – краткое содержание рассказа Айтматова

Отец рассказчика, Алексей, сын Степана Михайловича, поступивший в 1780-х гг. на службу в уфимский Верхний Земский суд, был полной противоположностью Софье Николаевне — застенчивый, слабохарактерный и «совершенный невежда», хотя добрый, честный и неглупый, страстно полюбил Софью Николаевну с первого взгляда и наконец решился просить ее руки и поехал в Багрово получать согласие родителей; между тем сестры Алексея, прослышавшие о любви Алексея и не желавшие видеть в доме новую хозяйку, успели настроить Степана Михайловича против возможного брака Алексея с городской модницей, гордой, бедной и незнатной. Степан Михайлович потребовал от Алексея забыть о Зубиной; кроткий сын, покорившись воле батюшки, слег в нервной горячке и чуть не умер; вернувшись в Уфу, он прислал родителям письмо с угрозой самоубийства (как предполагал его сын, письмо одновременно вполне искреннее и взятое из какого-нибудь романа); испугавшийся старик сдался.

В городе не верили, что блестящая Софья Николаевна может стать женою Багрова Она не была влюблена в Алексея Степановича, но ценила его доброту и любовь к ней; предчувствуя близкую смерть отца, она со страхом думала о будущем и нуждалась в опоре. Все это она откровенно высказала молодому человеку, прежде чем дать согласие. Нравственное неравенство между женихом и невестою много раз обнаруживалось еще до свадьбы, и Софья Николаевна с горечью понимала, что не сможет уважать мужа; ее поддерживала только обычная женская надежда перевоспитать его по своему вкусу.

Через неделю после свадьбы молодые уехали к родителям мужа. В «слишком простом доме деревенских помещиков» гостей ждали с тревогой, боясь, что городская невестка «осудит, осмеет». Свекор и невестка сразу понравились друг другу: старик любил умных и бодрых людей, а Софья Николаевна из всей родни Степана Михайловича единственная способна оценить его вполне: дочь слабого отца, она не встречала раньше человека, не только поступавшего всегда прямо, но и говорившего всегда правду; она даже сильнее полюбила мужа, видя в нем сына Степана Михайловича.

Между тем различие натур Алексея Степановича и Софьи Николаевны обнаружилось: так, любовь мужа к природе, увлечение охотой и рыбной ловлею раздражает жену; страстная и живая, Софья Николаевна часто обрушивается на мужа с несправедливыми упреками и так же страстно потом раскаивается и ласкает мужа; а мужа вскоре начинают пугать и вспышки гнева, и слезы раскаяния жены; наконец и ревность, «еще без имени, без предмета», начинает мучить Софью Николаевну. Степан Михайлович замечает это и пытается помочь советом обоим.

Вернувшись в Уфу, Софья Николаевна понимает, что забеременела; это приводит в великую радость Степана Михайловича, мечтающего о продолжении древнего рода Багровых. Беременность Софья Николаевна переносит болезненно. Тогда же ходивший за ее парализованным отцом лакей Калмык решает выжить из дома хозяйку, чтобы свободно обворовывать больного старика; Калмык хладнокровно оскорбляет ее, Софья Николаевна требует от отца: «Выбирайте, кого выгнать: меня или его»; и отец просит купить себе другой дом. Потрясенная женщина теряет сознание. Тут впервые оказывается, что слабый и простой Алексей Степанович, в обычное время не способный «удовлетворять тонкости требований» жены, может быть опорой в тяжелые минуты.

Рождается дочь. Софья Николаевна в любви к ней доходит до помешательства; на четвертом месяце ребенок умирает от родимца, от горя мать сама при смерти: летом в татарской деревне ее вылечивают кумысом.

Через год у поздоровевшей женщины легко рождается долгожданный сын — Сергей, рассказчик «Семейной хроники» (сам Аксаков). Даже прислуга Багровых «опьянела от радости, а потом от вина»; врач-немец говорит о нем: «Какой счастливый мальчишка! как все ему рады!» Дед считает дни и часы до рождения внука, гонец скачет к нему на переменных. Узнав новость, дед торжественно вписывает имя Сергея в родословную Багровых.

«Хроника» заканчивается объяснением творческих принципов автора; он обращается к своим персонажам: «Вы не великие герои но вы были люди Вы были такие же действующие лица великого всемирного зрелища , как и все люди, и так же стоите воспоминания».

Вы прочитали краткое содержание повести Семейная хроника. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Будем рады, если произведение Семейная хроника у вас получится прочитать целиком, ведь краткое содержание, безусловно, не может отразить полноты повести Семейная хроника, передать до конца тонкие нити повествования.

Зачем мы опубликовали краткое содержание “Семейная хроника”?

  • Кто-то, например, давно прочитал полностью повесть, а сейчас, спустя какое-то время, решил вспомнить основные моменты и восстановить цепь событий — краткое содержание Семейная хроника будет вам отличным подспорьем, поскольку оно не займет много времени и написано простым доступным языком.
  • К тому же часто родители хотят вспомнить суть повести, чтобы помочь своим детям в школе, однако читать заново произведение целиком просто не представляется возможным. Опять же хорошей помощью таким родителям станет краткое содержание Семейная хроника.

Обращаем ваше внимание, что мы следим за тем, чтобы наши краткие содержания были доступны бесплатно в полной форме без регистрации и без рекламы.

А.Алексин:рассказ “Саша и Шура”. Какое краткое содержание?

А.Алексин:рассказ “Саша и Шура”. Какое краткое содержание ?

Краткое содержание для читательского дневника (5-6 предложений) ?

В повести «Саша и Шура» рассказывается о поездке московского школьника Саши, в гости, в Белогорск, к своему дедушке-доктору. У него есть тайна- переэкзаменовка по русскому языку. В городке он знакомится с мальчиком, с таким же именем, и такой же проблемой, как у него. И Саша, во избежание путаницы, становится Шурой.

Его просят помочь новому приятелю и подтянуть его в правописании. Начинаются летние, невероятно таинственные приключения с участием мальчика, со странным именем – Веник и болтушкой- хохотушкой Липой-Липучкой. На становление и взросление «московского гостя» влияние окажет полковник Андрей Никитич, нежданно из попутчика по поезду, ставшего главным генератором идей по улучшению жизни в поселке.

Составим краткое содержание сказки Льва Толстого “Работник емельян и пустой барабан” в 6 предложений для читательского дневника.

  1. Работник Емельян встретил красавицу, женился на ней. стали они в городе жить, да царь на жену емельяна глаз положил.
  2. Взял царь Емельяна к себе в работники и слуги его работой нагрузили, но Емельян со всем справлялся
  3. Стал царь Емельяну непосильные задачи задавать, но с помощью жены Емельян и собор построил и реку вокруг дворца пустил.
  4. Наказал царь Емельяну принести то, не знаю что, но жена емельяна подсказала ему куда идти и что делать.
  5. Емельян пришел за клубком в город и увидел пустой барабан, которого все слушались больше матери, украл он барабан и царю принес.
  6. Царь отказывается от барабана, а Емельян стал в него бить и все солдаты стали Емельяна слушать, а потом разбил Емельян барабан и стал с женой жить, а царь его больше не трогал

Японская сказка”Девочка, вьюн и обезьянка” учит доброте, смирению, незлобию, послушанию. В сказке рассказывается о девочке, мать которой умерла и отец привёл в дом мачеху- злую соседку. Мачеха невзлюбила девочку и хотела всячески избавиться от неё. Она посылала девочку работать на рисовое поле. Здесь, у ручья, девочка и увидела впервые вьюна-рыбёшку, которую мальчик поймал в ручье и нёс домой, чтобы скормить кошке. Девочка пожалела рыбку и выменяла её у мальчика на горсть бобов. Она выпустила вьюна в воду и стала ежедневно подкармливать его зёрнами риса. Когда мать увидела девочку за этим занятием, то сильна избила её и решила избавиться от падчерицы, послав её за цветами для себя к омуту, в котором жил грозный дракон. Она не сомневалась, что девочку съест дракон, а поэтому представилась доброй и даже дала ей денег для покупки на обратном пути наряда. Эти-то деньги девочка отдала охотнику, собиравшегося застрелить сидящую в лесу на дереве обезьянку. Девочка благополучно добралась до омута и нарвала для мачехи букет хризантем. А вот дракон её не заметил, поскольку подоспевшие к этому времени вьюны так взмутили в омуте воду, что на нём не было видно тени подошедшей девочки. Совсем разозлилась мачеха на девочку, увидев её с цветами здоровой и невредимой. На этот раз она решила отравить падчерицу и послала её за целебными травами. С собой в дорогу она испекла для девочки рисовые колобки, отравленные ядом. Но девочка не стала есть отравленное угощение, она по своей доброте бросила их в ручей, желая накормить добрых вьюнов. Рыбы, чувствуя неладное,тоже не стали есть отраву. Уставшая девочка попила воды из ручья, присела у дерева отдохнуть и уснула. Проснулась же она от чудесной мелодии,её издавали падающие с дерева жёлтые листья, которые, падая, превращались в звенящие монеты. Их-то и принесла девочка мачехе. Жадная мачеха, услышав рассказ девочки, решила обогатиться: теперь она себе напекла рисовых колобков с ядом, пошла той же дорогой, что и девочка, съела свою стряпню, запила водой из ручья, тоже уснула под деревом. Однако проснуться ей было не суждено.

Рассказ Михаила Зощенко “Очень умные обезьянки” – это смешная и поучительная история, которая произошла в зоосаду.

Как-то один из посетителей подошел к клетке с обезьянами и начал их дразнить. Он протянул конфету обезьянке, а когда та пыталась её схватить, то отдернул руку. Так продолжалось несколько раз, а когда человек ударил обезьяну по лапке, то та обиделась, да и стащила с него шляпу. Она начала рвать зубами добычу, а человек стал звать сторожа на подмогу.

А в это время подружка нашей обезьянки схватила посетителя за пиджак, что заставило мужчину занервничать еще больше. Он громко стал звать сторожа, а в это время третья обезьяна стала хватать его за нос и за волосы. Посетитель принялся визжать от страха, но тут подоспел сторож.

Работник зоосада велел мужчине снять пиджак, а довольные обезьянки стали терзать его зубами. Вскоре они обнаружили конфеты в карманах и стали их друг у друга забирать.

Сторожу удалось угомонить обитательниц клетки, он вытащил вещи и отдал потрясенному посетителю. А затем пояснил мужчине, что в произошедшем виноват он сам. И прибавил, что разозленные обезьяны могли ему еще и нос оторвать.

Незадачливый посетитель напялил на себя изорванные вещи и отправился восвояси. Вот так обезьянки отомстили человеку за то, что тот проявил к ним неуважение.

Михаил Пришвин – автор замечательных рассказов и сказок о природе, о животных, один из которых – “Ежовых рукавицы”.

Главный герой Михаил Михайлович, автор, от лица которого идет повествование, учит свою собаку Ромку правильно охотиться, то есть в нужный момент сделать стойку, когда учует, только не нестись сразу же с лаем, распугивая дичь. “Некультурен” – так характеризует четвероногого друга Кирсан Николаевич, егерь. Он полагает, что в борьбе с “некультурностью” существует особенный метод борьбы: “изгнание ежом”.

Учит рассказчик своего пса “ежом”: пришли на место, где водятся тетерева, стал хозяин позади от собаки, а егерь – сбоку. В решающий момент охотник призывает Ромку броситься вперед, пока тетерев вылетит. Но команду “назад” собака не хочет понимать, поэтому Кирсан подбрасывает ежа. Когда животное колется, то ему приговаривают охотники, чтобы не забывал: “Помни ежа”. Теперь каждый раз, когда надо отступить, охотник произносит: “помни ежа”, – собака останавливается. На вопрос, откуда известен такой хороший способ приучения, Кирсан поведал историю из детства, когда из рогатки попадал в окна, поэтому про него было сказано, что мальчика надо “взять в ежовые рукавицы”. Так же точно собаку предложил воспитывать подобным образом, в буквальном смысле.

Рассказ интересный и запоминающийся. Главные герои – охотник, который ведет рассказ, которого опытный егерь Кирсан Николаевич, – другой персонаж – называет Михайло Михаловичем, а третий участник событий – это собака Ромка, сначала “некультурный” и нерадивый, но потом быстро учащийся на своих ошибках пес.

Двое мальчишек дружат и любят гулять по разным сеновалам и сараям. Сюжет происходит во время Гражданской войны .

Главный герой Димка не любит своего отчима, по имени Головень. Головень дизертирует из Красной армии и возвращается в деревню. Димка заряжает нечаянно ружьё и стреляет.Головень его бьёт , но приходят красные, один боец заступается за Димку и Головень отпускает Димку.

Димка со своим другом Жиганом, который приехал в деревню к бабушке, хотят сбежать на фронт.Вокруг села шли бои с бандами.Друзья решили бежать и спрятали мясо на сеновале. Там они обнаруживают раненого красноармейца, того самого, который заступился за Димку.

Они пытаются ухаживать за красноармейцем.В это время Головень хочет выгнать Димку из дома и хочет найти красноармейца, потому что ходят слухи. что он где-то прячется и Головень находит книжку с буквами РВС.

Ребята предупреждают красноариейца и он просит их отнести записку красным. В записке помимо прочего были буквы РВС.

Жиган доставляет записку.В это время деревню занимают “зелёные”, но вскоре приходят красные и выгоняют банду “зелёных”.

Таким образом бойца спасают, а ребятам выдают бумаги об их лояльности к революции.

Ссылка на основную публикацию