Краткое содержание Астафьев Царь-рыба

Краткое содержание Царь рыба Астафьев для читательского дневника

Год: 1976 Жанр: повесть

Главные герои: рыбак Игнатьич и огромный осетр

Игнатьич — главный герой повести. Его ценят в селе за его ум, добрые дела. Он один из богатых людей, все у него получается, все он умеет. Не откажет и в помощи, но односельчане не чувствуют в нем открытости. С братом тоже нет взаимопонимания.

В деревне он прославился как самый опытный и смекалистый рыбак с хорошо развитым чутьем. Но свой опыт не редко применяет во вред окружающей среде, поскольку занимается браконьерством. Уничтожая рыбу в большом количестве, нанося тем самым неисчерпаемый урон, он понимает, что так делать не следует, страшится позора, который последует за тем, когда все узнают, чем он занимается. Но он не способен остановиться, не способен с собой справиться, его губит чувство жадности, богатства. Что в последствии сыграет большое значение при знакомстве с царь-рыбой.

Осетр похож на древнего ящера, у нее нет ни век, ни ресниц, что-то пугающее таилось в ее глазах. Мужчина удивляется габаритам. Рыбина, выросшая на одних «козявках», и с изумлением величает осетра «загадкой природы». С первого же знакомства, он почувствовал что-то страшное в ней, что-то не опознанное в ней.

Он хочет позвать на помощь братишку с механиком, но тут же у него проявляется чувство жадности, чтобы делить рыбу, с которой икры будет с пару ведерок не меньше, на троих? И в этот же миг Игнатьичу становится стыдно за свои мысли. Но еще через не которое время жадность снова показала свой характер, появился уже азарт. Помимо жажды наживаться, появился еще повод, побудивший его сравниться силами загадочного создания. Помириться с ней силами, проявить свою смекалистость. Ведь такая рыба не каждому поддаться, вот в чем весь смысл вопроса.
Сбросив сомнения, он ловко машет топором прямо рыбе в лоб. Скоро, мужчина оказывается в воде. Скованный своими же удочками с крючками, которые впились в тело его и в тело осетра. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — отмечает писатель.

И только сейчас осознал рыбак, что большая рыба не под силам ему. Да, конечно, он понимал это сразу, до борьбы, но хотел показать себе, какой он сильный и умелый. Рыбак и осетр оказались в ловушке. У них у обоих печальный конец – гибель. Огромное желание жить двигает мужчину вырываться из крючков, от безысходности, даже разговаривает с рыбой, спрашивая, чего она ждет? Как будет спасаться? Он рассчитывает на брата, что прибежит к нему, спасет его, и сильно начинает молиться. Жажда жить толкает мужчину на то, чтобы побороть свою гордость, что есть сил звать на помощь брата.

Человек понимает, он – тонет. Осетр сильно прижимался к Игнатьевичу своим жирным и мягким брюхом. Рыбак ощутил суеверный страх от этой почти женской нежности прохладной рыбы. Мужчина осознал, рыба прижимается к нему потому, что их двоих ждет погибель. И тут же он стал вспоминать то, как он взрослел. Каким был маленьким, потом юным и сейчас, когда уже совсем стал взрослым. Помимо хороших воспоминаний, идут думы о том, что его невезения взаимосвязаны с браконьерством. До мужчины стало доходить, большой лов рыбы не даст спокойно ему жить. Игнатьич вспомнил своего дедушку, его наставления рыбакам, – если имеется грех за душой, поступок плохой, не связывайтесь с царь – рыбою, отпускайте тут же.

Наставления дедушки принуждают переосмыслить свои поступки. Что он сделал плохого, что он сделал, чтоб оказаться сейчас в подобной ситуации и осознал, на нем лежит большая вина. Он вспомнил невестку свою, и то, что надругался над чувствами ее. Здесь нет оправданий. И дошло до рыбака, встреча с осетром не случайна – наказание его проступки.

Обратившись к Господу, мужчина молит, чтоб помог распутаться с рыбой, чтоб отпустил ее на свободу, и спас их двоих. Извиняется и перед женщиной, которую оскорбил когда – то в своей жизни.

И тут, осетр распутывается от крюков и исчезает вдали, унося за собой смертельные уды. Рыбаку тут же делается проще: телу – свобода от тяжелой рыбы, душе – что природа его поняла и простила, дала еще одну возможность искупиться от проступков своих и начать жить заново.

Этот рассказ заставляет задуматься над тем, как мы живем, что творим. И что за каждый проступок обязательно наступит возмездие.

Читать краткое содержание Царь рыба. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Царь-рыба

Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу. ». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждёт смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик. »

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды — отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее. её-еээээ. Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Краткое содержание Астафьев Царь рыба

Pыбака Игнатьича односельчане уважали за его ум и готовность всем помочь, однако отмечали отсутствие искренности в его поступках. У героя было какое-то особенное чутье, позволившее ему стать самым умелым рыбаком в округе. Однако рыбацкое мастерство он использовал во вред природе, занимаясь браконьерством. Хоть и опасаясь быть пойманным во время запрещенной рыбалки, он из жадности не мог остановиться, желая наловить рыбы больше.

И вот попался ему как-то огромный осётр – прямо царь-рыба. Схватил рыбак топор и ударил обухом по рыбьей голове, но не удержался и свалился с лодки в воду, угодив в свои же сети. Понял Игнатьич, что не сможет он совладать с царь-рыбой, что теперь обоих их ждет погибель. Судорожно пытаясь высвободиться от крючков и сетей, рыбак даже заговаривает с осётром. Все больше запутываясь, без особой надежды на освобождение, герой чувствует холод прижавшейся к нему рыбы и понимает, что осётр жмётся к нему, так же, как и он, боясь смерти. В голове проносятся далекие воспоминания из детства и юности. Игнатьич осознает, что все жизненные неприятности были связаны с его зверским и жадным отловом рыбы.

Читайте также:  Людочка - краткое содержание рассказа Астафьев

Внезапно вспомнился старый рыбак, который предостерегал от встречи с царь-рыбой, советуя сразу опускать его, коль есть в прошлом грех. Герой начинает думать, какой же грех лежит на нём? И тут вспомнил он историю, тяжким грузом лежащую на его совести.

Была у него по молодости невеста Глаха. И поползли по деревне слухи, что зажималась она в углу с приезжим лейтенантом. Решил он отомстить за измену, и надругался над девушкой, еще и хвастался потом ребятам да мужикам. После армии он женился, Глаха тоже вышла замуж, но между ними так и осталась эта тихая вражда и обида. Со временем Игнатьич начал испытывать муки совести, но девушка его так и не простила.

Понял рыбак, что за этот грех он несет наказание сейчас, и начал просить прощения перед Богом и Глашей. И вдруг рыба, освобождаясь, уплывает, унося с собой все крючки и сети, вызволив тем самым рыбака. Понял он – простила его природа, дала второй шанс.

Автор описывает высвобождение от рыболовных сетей и крючков, но на самом деле имеется в виду освобождение души, достигнутое рыбаком после искреннего раскаяния.

Подробный пересказ

Главным героем в произведении Виктора Астафьева «Царь – рыба» является Зиновий Игнатьевич Утробин, односельчане его называют по – простому – Игнатьич.

Родился и вырос Зиновий в рыбацком сибирском поселке, недалеко от Енисея.

За ум и смекалку односельчане с большим уважением относятся к этому человеку. Игнатьич никогда не отказывает в помощи, но все его добрые поступки совершаются не от чистого сердца.

В селе он слывет самым зажиточным мужиком, у которого крепкое ладное хозяйство, у Зиновия самый лучший и красивый дом, но дружеских и близких отношений он не поддерживает ни с кем, даже с родным братом.

В селе, где проживает Игнатьич и его односельчане, в основном все занимаются рыбным промыслом. И тут Игнатьич опережает всех своим везением и умением чувствовать рыбу. С детства он связан с рыбалкой, и его большой опыт, приобретенный за длинную жизнь, помогает ему в рыбацком деле.

Природная жадность толкает Игнатьича на браконьерство, он вылавливает огромное количество рыбы, идущей на нерест, этим самым опустошая природные водоемы.

Он понимает, какой вред наносит, истребляя ценную рыбу, боится быть пойманным рыбоохраной, боится позора, но жажда обогащения, чудовищная жадность не дают ему пересилить себя.

И в случае с царь – рыбой его жадность сыграла главную роль.

Однажды, уже наловив достаточное количество стерляди, Зиновий собрался домой, как почувствовал, что ему попалась главная рыба, он понял, что это был осетр. Когда рыбак увидел свою добычу, он был поражен величием и мощью царь – рыбы.

В Зиновии, с детства больше всего любившим рыбалку и все, что с ней связано, проснулся звериный азарт. Рыбак во чтобы – то ни стало, хотел одолеть огромную рыбину.

Но и рыба, недаром ее называют царем рыб, сопротивлялась изо всех сил.

Жадность не позволяла Игнатьичу крикнуть на помощь брату, ему не хотелось ни с кем делиться своим уловом. Да ещё и осетр был с икрой, и это было выше его сил, отдать кому – то хоть малую часть.

Упустить царь – рыбу Зиновию совсем не хотелось, и он продолжал бороться за свой улов.

Случайно рыбак сам попадается на крючки, и, не в силах освободиться, начинает тонуть. Перед его глазами проносится вся его жизнь. Вспомнил он и своего деда, который учил своих внуков отпускать на волю осетра, если совершил в жизни что – то плохое, так как это будет наказанием за все прегрешения.

Стараясь освободиться от крючков, царь – рыба только больше запутывается в лесках, и запутывает Игнатьича. Рыбак чувствует, что они сейчас погибнут, он начинает судорожно отбиваться от рыбины. Ему не хочется умирать, но рыбина не отстаёт от него, а все больше прижимается к рыбаку своим телом.

В мозгу Игнатьича всплывает мысль, что это не рыба, а оборотень, и послана ему как наказание свыше.

Он вспомнил, как в далёкой юности подло поступил с девушкой, которая была в него влюблена. Подумал о том, сколько он нанес ущерба своим браконьерством, своей неуёмной жадностью. Думал о своем детстве, о школе, в которой он отучился всего лишь четыре класса, потому что всегда мысли его были заняты только речкой и рыбалкой. Даже ни на одной должности он не мог долго удержаться из – за страсти к рыбалке.

И вот ночью, на реке, он остался один на один с царь – рыбой, которая представилась ему карой за его неправильную жизнь. И Зиновий огласил реку криком. Он просил помощи, он просил прощения. И случилось чудо: рванувшись, резко дёрнув, осетр ушел в глубину, и рыбак отпустил его без сомнения, пожелав ему дальнейшей жизни.

После того, как царь – рыба ушла, Игнатьич испытывает огромное облегчение от того, что он не погиб. Ещё больше облегчение он испытывает духовно, поняв, что ему выпал счастливый жребий, что у него появилась возможность оставшуюся жизнь прожить, не повторяя своих ошибок, и не совершая новых.

За любое деяние человек должен нести ответственность, всегда наступает час расплаты.

Произведение Виктора Астафьева «Царь – рыба» является доказательством неразрывного единения человека с природой. Главным для человека должны быть совесть и уважение к природе. Природа – это живое существо, обладающая сверхъестественными силами. Природа способна как отблагодарить, так и наказать, и человек не должен забывать об этом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

Царь рыба. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Автор данного произведения неизвестен. Точнее его скорей всего нет, потому что раньше все передавалось из уст в уста. Рассказ начинается с того, что показывается красота русских земель.

Однажды зимним утром школьники Миша и Володя на лыжах пошли на «охоту» в лес. Правда пошли без ружей. Но мальчики утешали себя тем, что охотники-следопыты находят прелесть не в убийстве животного

Сегодня у меня была особая радость: прилетал дядя Николай. Отца я не видел никогда, а с дядей Николаем они были дружны и вместе боролись с фашистами, летали на бомбардировщиках.

В эссе автор ищет ответ на вопрос, который подразумевается в заголовке. В первых строках Сартр заявляет, что вынужден защитить экзистенциализм и тех, кто придерживается его идей, от непонимания обществом.

Повествование ведётся о безупречном, статном и красивом беговом жеребце. Изумруд, так зовут лошадь, проводит свои дни в тесной конюшне, рядом с достаточно вредными и капризными жеребцами.

Краткое содержание «Царь-рыба»

Повесть «Царь-рыба» Астафьев написал в 1976 году. В ней автор раскрывает темы противостояния человека и природы, отношений индивида и общества. Произведение вошло в книгу Астафьева «Царь рыба», включающую эту и другие повести и рассказы писателя.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Царь рыбы» по главам. Пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Зиновий Игнатьич – рыбак, « сибиряк », работал на пилораме наладчиком пил и станков; был женат.

Царь-рыба – большой осетр, который попался Игнатьичу.

Командор – « грозный чеченец », « капитан », младший брат Игнатьича.

Краткое содержание

В поселке Чуш у реки Енисей жил рыбак Игнатьич. К младшему брату Командору и чушанцам он относился « с некой долей снисходительности и превосходства ». Игнатьич любил « поковыряться в технике », « дабы постигнуть ее существо », поэтому люди звали его « механиком ».

Игнатьич плавал на моторной лодке « дюральке », выкрашенной белой и голубой краской. Всегда выглядел аккуратно, пил « с умом ». Со всеми общался вежливо, помогал рыбакам чинить лодки. « Ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось ». Ему никто не завидовал, кроме « младшего Утробина », который был с « гнильцой самолюбия » и « всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата ». Братья давно « отурились друг от друга » и встречались только по крайней надобности или на реке. Командор вытеснил самолова брата с рыбного места на « Золотую каргу », однако и на этом месте у Игнатьича ловилась отборная стерлядь. Как-то среди реки Командор едва со злости не застрелил брата. Игнатьич в свою очередь вспомнил, как их мать жалела, что не задушила брата еще маленьким подушкой. Командор поклялся « очесливого братца и осадой, измором, нахрапом ли выжить его с реки или загнать в такой угол, где ерш – и тот не водится ».

Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.

« В студеный осенний морок вышел Игнатьич на Енисей, завис на самоловах ». Собирая пойманное, он почувствовал, на самолов попалась « крупная рыбина ». Игнатьич был браконьером, поэтому « больше смерти бойся рыбнадзора – подкрадется во тьме, сцапает – сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь – тюрьма тебе ». Борясь с рыбиной, Игнатьич напряженно следил за проплывающими мимо сначала грузовой самоходкой, а затем « грустным корабликом ».

Читайте также:  Васюткино озеро - краткое содержание рассказа Астафьева

По всем повадкам рыбы Игнатьич понял, что попался осетр. За кормой « взбурлило грузное тело рыбины ». « Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела на доисторического ящера походила рыбина ». Игнатьич удивлялся тому, что « на мормыше, на козявках и вьюнцах » вырос « этакий боровище ».

« Долгожданная, редкостная рыба вдруг показалась Игнатьичу зловещей ». Он осветил рыбину фонариком. « Из воды, из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью ». Осетр висел на шести крючках, Игнатьич добавил еще пять – рыба даже не дрогнула.

Игнатьич начал понимать, что ему одному не справиться « с этаким чудищей ». Но ему очень не хотелось делить с братом и, скорее всего, механиком свою добычу: « В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?! ».

« Все хапуги схожи нутром и мордой! ». « Чалдонская настырность, самолюбство, жадность » ломали, корежили, раздирали на части Игнатьича. Он не решался идти к берегу, но и упускать рыбу не хотел: « Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову ». Вспомнилось Игнатьичу, как дедушка рассказывал, что лучше отпустить Царь-рыбу, « перекреститься и жить дальше ». Но рыбак отбросил эти мысли и со всего маху ударил обухом топора рыбу в лоб, но удар прошелся вскользь. Неожиданно рыба резко « вертанулась », ударилась о лодку, река за бортом взорвалась и Игнатьича оглушило. Он хлебнул воды и начал тонуть. Рыбака тянуло за ногу в глубину, « рыба продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды ».

Игнатьич подплыл к лодке, но не смог забраться в нее, потому что « в ноги воткнулось еще несколько уд спутанного самолова ». « Очумелая рыба садила в себя крючок за крючком, и ловца не облетало ».

« Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне! » – слабо и без надежды взмолился Игнатьич. Зря не верил он ни в бога, ни в дедушкины рассказы. Рыба подплыла к лодке и уткнулась в бок мужчине. Ему показалось, что она начинает жевать его. « И рыба, и человек слабели, истекали кровью ». « Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке ».

Игнатьич рванулся из воды, попробовал перевалиться в лодку, но рыба тут же попыталась укусить его за ногу. Мужчина обвис, он постепенно погружался в дрему. Он вспомнил, как видел утопленника, которого поедали рыбешки.

Игнатьич снова начал « дубасить рыбину по башке ». « Рыба отодвинулась, грузно взбурлила воду, потащив за собой ловца. Руки его скользили по борту лодки, пальцы разжимались ». Игнатьич начал уговаривать рыбу быстрее умереть, шепотом звать брата. Мужчина впал в забытье, « в ушах зазвенело, значит, совсем обескровел ». Игнатьич подумал о том, что умирает. Он задумался, не оборотень ли царь-рыба. « И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! ». Игнатьич вспомнил свои школьные годы, как « сколь помнит себя, все в лодке ». Как его наметили в депутаты, но отвели, потому что « рыбачит втихую, хапает ». И в народную дружину не взяли. Как хулиганы « достали » его племянницу Тайку – « машиной об столб всмятку ».

Снова Игнатьичу вспомнился дед, который говорил, что если за душой у рыбака какой-то грех, то « не вяжитесь с царью-рыбой », а сразу отпускайте. Понял Игнатьич: « пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи ».

В 42-м году в Чушь приехали трудармейцы, один из них загулял с Глашкой, возлюбленной Игнатьича, о ней пошли слухи. Игнатьич, узнав об этом, завел Глашку за поскотину и надругался над ней, сбросил в реку. « С той поры легла меж двумя человеками глухая, враждебная тайна ». Прошло время, он женился, Глашка вышла замуж. Но воспоминание о том надругательстве осталось. « Бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку ». Вот и пришла заслуженная кара – « Природа, она, брат, тоже женского рода ».

Уже не владея ртом, Игнатьич пытался просить у Глаши прощения. Силы его покидали, он уже приготовился к неминуемой смерти. Издалека послышался звук мотора. Волна от лодки качнула рыбу, и та « неожиданно вздыбила себя ». Рыба перевернулась на живот, начала бить хвостом и, « изорвав свое тело в клочья », снялась с самолова и уплыла.

Игнатьич сказал в след рыбе: « Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу! ». Ему сделалось легче. « Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения ».

Заключение

Повесть Виктора Петровича Астафьева «Царь-Рыба» была удостоена Государственной премии СССР в области литературы, переведена на десятки языков. Недалеко от Красноярска был возведен посвященный произведению памятник – в виде большого осетра, разрывающего рыбацкую сеть.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Царь-Рыбы», а оценить повесть в полном варианте.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание “Царь – рыба” Астафьева В. П

Повествование в рассказах “Царь-рыба” и одноименный рассказ написаны В. П. Астафьевым в 1973 году. Впервые “Царь-рыба” была опубликована в книге “Мальчик в белой рубахе”, вышедшей в издательстве “Молодая гвардия” в 1977 году. В 1978-м за повествование в рассказах “Царь-рыба”В.

П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.
***
В рассказе “Царь-рыба” на первый взгляд не совершается ничего сверхъестественного. Но за всем повествованием стоят загадочные и стихийные силы природы, так и не прокорившиеся

Игнатьич “пил с умом”, отчего лицо у него было “цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках”. Главный герой показан благополучным, вежливым, учтивым, щедрым человеком. За ремонт лодок со своих односельчан он материальной благодарности не принимал, а Только просил их заботиться о своих лодках, аккуратно обращаться с мотором.
Рыбу Игнатьич ловил “лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось”. Ему никго не завидовал, кроме его младшего брата – Коммандора. Дом у старшего Утробина был “лучший в поселке”: небольшой, красивый, с верандочкой, с резными наличниками, с весело выкрашенными ставенками, с палисадничком под окнами. В палисаднике у хозяина росли малина, черемуха, мохнатые маки и “неизвестные здешнему народу шаровидные цветы”.

Цветы эти привезла из Киргизии, посадила и “приучила расти в суровом чушанском климате” жена Зиновия. Она работала бухгалтером на одном предприятии с мужем. Сам Игнатьич слыл богатым человеком: работница сберкассы проговорилась, что у него на сберкнижке лежит “семьдесят тысяч старыми”.
По словам автора, улов на рыбалке Игнатьичу доставался отменный: стерлядь “самая отборная”, весом не менее килограмма. Посельчане удивлялись везению и сноровке Зиновия, даже подозревали, что знает он ка-кое-то колдовское слово.
Младший брат Коммандор был с Игнатьичем в ссоре, завидовал ему во всем, был упрям. Жена Коммандора корила мужа, просила одуматься: “…Совсем выволчился! Мало тебе дочери, кровинки!

Брата родного свести со свету готов!” (У младшего брата Утробина погибла любимая дочь Тайка – попала под машину, управляемую пьяным водителем. С тех пор и без этого недобрый Коммандор стал еще злее и жестче).
Игнатьич частенько браконьерил: боялся рыбнадзора, но продолжал незаконно рыбачить. Незавидная доля была у браконьера, рисковая: “возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора…”. Но не рыбачить он не мог, так как любил рыбалку и реку больше жизни.

А у того, кто всю жизнь прожил на реке, появляется со временем непреодолимая черта, азарт, который требует “взять рыбу, и только”. В этих описаниях отразилась любовь самого автора к рыбалке. Астафьев говорит о рыбе, словно о человеке: “уверенно, не толкалась попусту, не делала в панике тычков туда-сюда…”.
Кульминационный момент рассказа – борьба Игнатьича с “царь-ры-бой”. Наловив отборных стерлядей, он уже планировал возвращаться домой, как невидимая рыбина “заявила о себе”. С первого раза рыбаку не удалось вытянуть рыбу: “…она давила, давила вниз с тупым, непоколебимым упрямством”. По всем “повадкам” рыбины Игнатьич догадался, что это был осетр.

Рыбак увидел свою добычу, его восхитили величие и красота рыбы.
Рыба и рыбак продолжают бороться: рыба тянет в воду, рыбак – к себе, в лодку. Хоть и чувствует Игнатьич страх, охвативший его во время этого поединка на воде в темноте, однако он пытается шутить, разговаривает с собой, мечтает, что сможет получить, если поборет осетра, у которого, наверное, икры “ведра два”. А вдруг придется делиться икрой с кем-то?

Старший Утробин ловит себя на мысли, что жадность ломает, корежит человека, раздирает на части.
Борьба рыбака с осетром продолжалась: ни человек, ни рыба не собирались сдаваться. Игнатьич старался говорить вслух, борясь таким образом со страхом и отчаяньем. Он не хотел упускать такого осетра, ведь царь-рыба, как называют крупных, икристых рыб рыбаки, “попадается раз в жизни, да и то не всякому”.

Игнатьич чувствовал какое-то знамение в этом улове, какую-то особенность, выпавшую именно ему.
Осетр тянет Зиновия в воду, тот сам неожиданно попадается на крючок. Его зацепило, и он начал тонуть. “Так вот оно как, на войне-то…” – думает рыбак. Много пронеслось мыслей: о смерти, о войне, рыбак почти уже смирился со смертью.

Читайте также:  Бабушка с малиной - краткое содержание рассказа Астафьева

Подумал, что путь ему – в ад, “у райских врат стучаться бесполезно…”.
Но Игнатьич был напористым, смелым, жизнелюбивым, как и его добыча – царь-рыба. Он сумел выплыть из воды в лодку, хотя и был ранен. “…И рыба, и человек слабели, истекали кровью”. Он думал о том, почему скрестились их пути, пути “реки царя и всей природы царя – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть”.

Во время борьбы с царь-рыбой на Игнатьича нахлынули воспоминания о своем прошлом. Он вспомнил, как однажды видел утопленника с глазами, “подернутыми свинцовой пленкой, пленкой смерти”, с выщипанными мелкой рыбешкой ресницами, обсосанными той же рыбой веками…”
Рыбак представил себя на месте этого утопленника, “завизжал… и принялся дубасить рыбину по башке… принялся уговаривать рыбу скорее умереть”, чтобы самому остаться в живых. Но рыба не слушалась, оказалась она не менее упрямая, чем рыбак. Игнатьич старался не смотреть на воду, смотрел на небо, продолжая вспоминать.

Вспомнил покос на Фетисовой речке и почувствовал рядом осетра, “рыба плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом. Что-то женское было в этой бережности, в желании согреть, сохранить в себе зародившуюся жизнь”. И у рыбака вдруг мелькнула догадка: “Да уж не оборотень ли это?”
Игнатьич продолжает вспоминать: свое детство, школу – четыре класса. Вспомнил, что, сидя на уроках, представлял себя на реке, думал о ней, о рыбалке, о рыбе. Размышлял, что долго не мог удержаться на месте: был и председателем школьного родительского комитета, и депутатом поселкового совета, и народным дружинником.

Представил свою племянницу Тайку, погибшую под колесами пьяного водителя. “Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи”, – сожалеет рыбак.
Всю свою жизнь он не мог простить себе, как обошелся с Глашкой Куклиной. Девушка, по-видимому, нравилась Зиновию Утробину. Но пришедшие на чушанскую лесопилку трудармейцы, особенно командир – “тонкий да звонкий лейтенантик”, овладели девичьим слухом. По поселку поползли слухи,’дошли они и до Зиновия.

Мужики научили Утробина, как рассчитаться с “изменщицей” Глашкой: прижать, зацеловать, затискать, дать волю рукам. Но когда Зиновий увидел скромный девичий наряд: байковые штанишки, крашенные домодельной краской, с разномастными, колотыми пуговицами, он остановился. “…Поддал он хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду”. С тех пор между Глашкой и Зиновием легла вражда.
По окончании службы в Киргизии Зиновий вернулся домой, в поселок Чуш, вместе с женой. Глаша вышла замуж за тихого, приезжего мужика – счетовода. Женщина вежливо здоровалась, но рыбак понимал: Глаша не забыла обиды.

Зиновий мучился, раскаивался. Будучи еще на службе, написал Глаше письмо с извйнениями, но ответа так и не получил. В первый вечер после приезда он подкараулил ее, решил лично извиниться, на что женщина ему ответила: “Пусть вас Бог простит…”.
И теперь, один на один с рекой, ночью и царь-рыбой, Игнатьич думал, что пришло возмездие, потому что никакое злодейство бесследно не проходит. Он стал неистово кричать в темноту: “Прости, Глаша! Прости!” Игнатьич почувствовал рывок, потом удар, царь-рыба ушла в воду, на дно.

Рыбак отпустил добычу: “Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь. ” И вдруг Игнатьичу стало легче – и физически, и душевно…
***
Рассказ “Царь-рыба” является, во-первых, ярким и самобытным рассказом-свидетельством огромной любви сибирского мужика Игнатьича (и автора тоже) к родной сибирской природе. Вторая и основная мысль произведения – о том, как важно для человека сохранить совесть и порядочность, иметь мужество признать свои ошибки, искренне раскаяться в них и попросить прощения – не напоказ, а перед самим собой и этой темной рекой, перед лицом чистой и неподкупной родной природы.

Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание, анализ

Творчество Виктора Петровича Астафьева в основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад. Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры – вот чем всегда отличался Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) – ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» – это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника – единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) – центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа – Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»). Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича – его младшем брате, тоже заядлом рыболове. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» – произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему – один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба – оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми. Смерть племянницы Тайки. Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи.

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой. Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле – браконьерство не только в природе, но и обществе. Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.

Ссылка на основную публикацию