Оленьи Рога – краткое содержание рассказа Казакова

Оленьи Рога

Шестнадца­тилетняя девочка уже давно живёт в доме отдыха на Балтийском берегу, у Риги. Она болеет и начинает выходить из дома лишь на четвёртый день. Ей нравятся сосновые леса и замёрзшее у берега море. Как все выздорав­ливающие, девочка беспричинно счастлива. Она подолгу гуляет, и всё окружающее кажется ей сказочным.

Однажды девочку замечает молодой, сухощавый лыжник. Она пугливо спешит пройти, а лыжник долго смотрит ей вслед. Потом он часто приезжает на место их встречи, но её больше не видит.

По ночам, во сне, девочка летает над холмами под тихую музыку, и сердце её замирает от страха и восторга. С ней происходит что-то непонятное и необычное. Она наслаждается одиночеством и почти не отвечает на письма.

Вечерами в гостиной дома отдыха растапливают камин. Девочка любит сидеть там, пока все отдыхающие в столовой, смотреть на огонь и подбирать на рояле приснившуюся мелодию.

В последнее время девочку привлекает пустой дом с мезонином, стоящий неподалёку. Участок его особенно велик, он обнесён особенно высоким забором. Окно в мезонине не закрыто ставнями, а под ним к стене прибиты рога оленя. Девочка называет этот дом «Оленьи Рога», приходит к нему каждый день, «садится на пень и замирает».

Она воображает его пустые, гулкие, сумрачные комнаты, тишину по ночам, тонкие лунные иглы, пробивающиеся сквозь ставни.

Однажды девочка видит, как окно в мезонине открывается, из него вылезает человечек и крепко хватается за отросток оленьих рогов. Сразу же в окно высовывается длинная и тонкая лестница, человечек устанавливает её и спускается на крыльцо.

Вслед за первым человечком спускается второй. Оба одеты в старинную одежду — короткие штаны, чулки, длинные камзолы, красные колпачки — и похожи на сказочных длиннобородых троллей. Они долго сидят на крыльце и курят трубки, потом выкапывают в саду какие-то корешки, играют с пушистыми шариками вербы и возвращаются в дом.

Когда окно за троллями захлопывается, девочка возвращается в дом отдыха. Она уже не верит, что на самом деле видит троллей. Ночью она идёт к «Оленьим Рогам», пролазит через дыру в заборе, подходит к дому и слышит, что внутри играет приснившаяся ей музыка.

Через щель в ставне девочка видит большую комнату, освещённую пылающим камином и свечами. Посреди комнаты — огромный стол с бочонком вина, оловянными кружками и головками сыру. За столом сидят серьёзные бородатые тролли и играют в карты. У камина группа троллей играет на старинных струнных инструментах, остальные медленно и важно танцуют.

Девочка входит в комнату троллей. Они пугаются, но скоро успокаиваются, глядя на её сияющее лицо. Однако, «потаённость их жизни нарушена». Тролли открывают люк и уходят под пол, по очереди кланяясь незваной гостье. В комнате остаётся самый старый тролль с добрыми глазами.

Что-то говорит он ей глазами, своим тысячелетним мудрым лицом, своим вещим знанием печалей и радостей жизни, но она не понимает его, и ей больно от этого.

Девочка понимает, что тролли не могут разговаривать с людьми. Ей становится грустно, она выходит на крыльцо и замечает, что старый тролль идёт за ней. Он подзывает девочку к щели в ставне и заставляет взглянуть.

Девочка видит не тёмную комнату, а солнечный день и холмы, по которым скользит худощавый лыжник. Наглядевшись, она обнаруживает, что тролль исчез.

На другой день девочка снова идёт к «Оленьим Рогам». К её удивлению, следов у дома нет, окно в мезонине закрыто, и даже щель в ставне исчезла, словно не было троллей и музыки.

Тут у дома появляется лыжник. Девочка прячется за угол, а потом бежит проверить: вдруг он тоже не оставляет следов. Поднявшись на холм, она видит ту местность, что показал ей старый тролль. Девочка снова начинает верить в сказки и громко кричит от радости.

Услыхав крик, лыжник поворачивает обратно, а девочка стоит и ждёт. Почему она летает во сне под музыку и встречает троллей? Чего она ждёт так уверенно и страстно? И кто угадает, чего она ждёт?

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Казаков Юрий Павлович

Книга “Манька”

Оглавление

ОЛЕНЬИ РОГА

Читать

ОЛЕНЬИ РОГА

Уже много дней живет она в доме отдыха на берегу моря. После долгой болезни приехала она сюда и первые три дня не выходила из дому, сидела на гулкой холодной веранде, грустно смотрела на прыгающих по соснам белок.

На четвертый день она просыпается рано утром, когда за окном стоит еще полутьма медленного весеннего рассвета. Она одевается, выходит на крыльцо и начинает розоветь от холода, от запаха мартовского снега, от вида поросших соснами холмов, от утренней чистоты и тишины. Она осторожно сходит на подтаявшую вчера днем и замерзшую за ночь дорожку, расставив руки, делает несколько шагов. Льдинки хрустят, звенят у нее под ногами, этот хруст и звон прозрачен, громок и что-то напоминает ей давно забытое, до сердцебиения сладкое и тайное. Не оглядываясь, она все дальше уходит от дома, поднимается на холм, видит внизу замерзшее море с темной полосой свободной ото льда воды у горизонта, видит, как постепенно все светлеет кругом и как, наконец, встает солнце, еще неяркобелое, еще бессильное. Возвращается она, пахнущая морозом, и когда проходит столовой, здоровается с отдыхающими — низко наклоняет лицо, прячет улыбку, прячет одурманенные глаза.

Как все выздоравливающие, она делается беспричинно счастлива, и счастье ее особенно остро и свежо, потому что ей шестнадцать лет, потому что глаза ее темны и влажны, потому что она одна и свободна, а воображение ее наивно и романтично. И еще потому, что необычайным, древнесказочным кажется ей все вокруг.

Каждое утро восторгом сотрясает ее глубокий добрый голос диктора: «Руне Рига! Пáрейзс лайкс…» Каждое утро, хрустя каблуками, ставя ноги во вчерашние свои следы, идет она к холмам, вытягиваясь, закидывая топ кое лицо, ломает вербу и ставит ее дома в вазу. И все дольше бродит она совершенно одна в сосновых борах, выходит к морю, замирая от страха, идет по льду и, наконец, останавливается, еле переводя дух, боясь пошевелиться, чувствуя, как чуть заметно покачивается, волнуется лед.

Потом она идет обратно и с задумчивым любопытством осматривает заколоченные на зиму пустые дома. Неизъяснимое впечатление производят они на нее! Ей делается отчего-то жутко-весело, как будто проникает она в фантастический мир сказок, которыми стыдясь, втайне от всех, зачитывается еще и сейчас. Она ни с кем не знакомится в доме отдыха, только аккуратно здоровается тонким голоском, едва не приседая по-школьному, пламенея, смущаясь, боясь взглянуть на того, с кем поздоровалась. Ее одиночество, свобода, ее прогулки нравятся ей все больше, она боится даже думать о времени, когда придется ей уезжать отсюда. И чем чаще она уединяется, чем взрослее, строже хочет казаться на людях, тем больше видна в ней девочка.

Однажды ее встречает молодой лыжник. Он замедляет бег, останавливается, жадно разглядывает ее, а она спешит пройти, упорно глядя себе под ноги. С этого дня он часто прибегает сюда на лыжах, взлетает на холмы, оглядывается, но больше уже не встречает ее.

Стоят в лесу дома, один красивее другого, светит солнце, лежат у заборов, у деревьев сине-зеленые тени, прыгают по соснам белки, зеленеет, желтеет на бетонных столбах оград плотный мох. А ночью тягуче вызванивают часы-куранты на кирхе, редко в два тона гудит электричка, потрескивает дом, шуршит в водосточной трубе лед и шумит вдали море. Остро, колко пахнет снегом, сосновой корой и липкими почками. И с каждым днем все продолжительнее, все стекляннее вечерняя заря, все глубже и холоднее по тону небо над ней, все синее на востоке звезды. А когда закат погаснет, подернется слабой желтизной, переходящей в зелень, в лиловость — черными тогда кажутся на его фоне деревья, черны дома с прозрачными верандами, черна кирха и крест на ней.

Ночью девочка летает во сне над холмами, слышит тихую музыку, и у нее замирает сердце от страха и восторга. Проснувшись, чувствуя головокружительную легкость, она важно думает о том, что с ней происходит. А происходит с ней что-то необычное, совсем ей не понятное. Она почти не отвечает на письма, она влюблена в глухие боры, в одиночество, она любит заброшенность, безмолвие, любит солнечные поляны, заросли краснотала, сизо-серебристые канадские ели, каменистые мрачные гроты в холмах.

Читайте также:  Тихое утро – краткое содержание рассказа Казакова

Вечерами в доме отдыха, в гостиной со старинной мебелью растапливают камин. Трещат березовые дрова, пляшут на стенах багровые пятна, слегка пахнет дымом, и слабо светятся большие холодные окна, выходящие на запад. А она уже ждет этой минуты, на цыпочках опускается в гостиную, забирается в кресло и огромными блестящими глазами смотрит в огонь. Иногда, оглянувшись на окна, прислушавшись к говору отдыхающих в далекой столовой, она подходит к ореховому кабинетному роялю и открывает крышку. Клавиши рояля смуглы от времени, туги и холодны. Нажав на скрипящую педаль, она робко ударяет по клавише. Ей хочется вспомнить музыку, слышанную во сне, она подбирает аккорды, пальцы ее холодеют, дрожат от волнения, ее знобит, ей кажется уже, что вот-вот она все вспомнит… Нет, все не то, не так, все непохоже! И осторожно закрыв крышку, подышав на лак и оставив на нем туманное пятно, она опять забирается с ногами в кресло, опять рассеянно смотрит в огонь, слушает треск, с наслаждением ощущает странно-печальный, какой-то домашний запах березового дыма. «Что со мной! — изумленно думает она. — Отчего так болит, ноет сердце? И отчего эта боль так сладка?»

С некоторых пор ее внимание привлекает один пустой дом. Стоит он на большом участке, под деревьями, и еле виден из-за ограды. Двери его забиты, окна закрыты деревянными жалюзи, крыша под красной черепицей высока и остра, крыльцо занесено снегом, оттаяли только верхние ступени. Под окном в мезонине прибиты к стене лаково-коричневые рога оленя, а окно почему-то не загорожено и вместе с верандой бледно отсвечивает на закате. Снег вокруг дома нетронут, чист, участок особенно велик, особенно глух, ограда особенно высока и прочна. Только в одном месте выломаны планки, и и дыру лазят собаки. Оставляя глубокие отчетливые следы, все они бегут к старой кряжистой сосне, а от нее — веером куда-то в глубь участка.

Оленьи рога — так называет девочка дом и участок вокруг него. И почти никуда уже не ходит, а идет каждый раз к Оленьим рогам, с удовольствием видит свои вчерашние следы, убеждается, что никто больше не побывал здесь, садится на пень, подтыкает под коленки пальто и замирает. Она думает о заколоченном доме. Она воображает его пустые, гулкие, сумрачные комнаты, тишину по ночам, тонкие лунные иглы, пробивающиеся сквозь ставни. А поляна полна блеска, света, солнце напекает так, что тает смола на солнечных сторонах сосен, стволы верб потеют, стоят в темных талых лунках, и пушисты уже, туманно-сизы и гибки их набухшие ветки.

Случается это в день, когда особенно тепел и прян весенний воздух, особенно кружится, туманится голова и томительно замирает сердце, — девочка вдруг ахает, закрывает рот руками, смотрит во все глаза на дом: наверху, в мезонине, отворяется окно и наружу выглядывает человечек! Он вылезает задом, достает ногами до оленьих рогов и крепко хватается за отросток. Тотчас же просовывается через окно длинная тонкая лестница. Человечек устанавливает ее и первым спускается вниз, на крыльцо. За ним следом спускается другой. «Да это же тролли! — догадывается девочка и замирает от сладкого ужаса. — Волшебные карлики! Они живут здесь, в этом заколдованном доме!» И пригнувшись, приоткрыв рот, она следит блестящими глазами за обитателями дома.

Одеты они в старинные одежды: чулки и короткие штаны, длинные лиловые камзолы. Оба бородаты и важны, оба в красных колпачках с кисточками, оба курят старинные голландские трубки, Усевшись рядом на верхней теплой ступеньке крыльца, они свешивают ноги, поднимают лица к солнцу и замирают. Только то у одного, то у другого вылетают изо рта, из зеленоватых бород клубочки дыма. Дым несет в сторону притаившейся девочки, она чувствует странный аромат, часто, глубоко дышит, а воздух дрожит, струится, шорохи слышатся со всех сторон — падают с елей и сосен комки снега. Тролли вдруг встают и деловито друг за другом идут по синему снегу к зарослям вербы. Там они долго нюхают что-то, выкапывают и рассматривают, поднося близко к глазам какие-то корешки. Потом вытирают руки и начинают играть, кидая друг в друга пушистыми шариками вербы, бегают неторопливо, с достоинством, сохраняя на лицах задумчивую важность и не выпуская изо рта трубок. Наигравшись, они бредут к крыльцу, поднимаются в окно, втягивают лестницу внутрь. Окно захлопывается, и дом опять кажется необитаемым.

Краткое содержание рассказа оленьи рога юрий казаков?

Литература | 5 – 9 классы

Краткое содержание рассказа оленьи рога юрий казаков.

Тихая, впечатлительная девушка приехала в Дом отдыха после

Она застенчивая и скромная, совершенно потрясенная тем, что

сней произошло, почти не выходит из дома, ни с кем не общается.

душе автор услышал красивую музыку, увидел солнце, рассвет, загадку.

искренне удивляется старому заброшенному дому, который манит ее в

детство, где был мир сказок и волшебства.

Она ждет чего – то необычного,

Место, куда она ходит каждый день посидеть и помечтать в

одиночестве, она называет “Оленьи рога”.

Она видит сон, в котором,

конечно же, появляется старый тролль, открывший для нее затворки, и она видит

солнечный свет, видит лыжника, и ей хочется петь и танцевать, беспричинно

смеяться и радоваться.

И, когда на следующий день онадействительно видит

лыжника, сердце ее замирает, она понимает, что выздоровела окончательно и

готова любить, радоваться и быть счастливой.

В. ТендряковВесенние перевертыши, о чем рассказ?

Весенние перевертыши, о чем рассказ?

Краткое содержание рассказа заячьи лапы СРОЧНО?

Краткое содержание рассказа заячьи лапы СРОЧНО.

Сочинение на тему “Человек и мир природы в литературе” возьмите рассказ или бежин луг, или рождество, или оленьи рога, или малыш, или белый пороход?

Сочинение на тему “Человек и мир природы в литературе” возьмите рассказ или бежин луг, или рождество, или оленьи рога, или малыш, или белый пороход.

Краткое содержание рассказа “Ленька Панттелеев”?

Краткое содержание рассказа “Ленька Панттелеев”.

Напишите краткое содержание рассказа И?

Напишите краткое содержание рассказа И.

А. Бунина “В деревне“.

Напишите краткое содержания рассказа “Критики”, Шукшин?

Напишите краткое содержания рассказа “Критики”, Шукшин.

Краткое содержания рассказа Бедная Лиза?

Краткое содержания рассказа Бедная Лиза.

Рассказ Юрия Нагибина “Мой первый друг, мой друг бесценный” краткое содержание?

Рассказ Юрия Нагибина “Мой первый друг, мой друг бесценный” краткое содержание.

Краткое содержание рассказа резиновая лодка Паустовский?

Краткое содержание рассказа резиновая лодка Паустовский.

Краткое содержание рассказа вождь краснокожих?

Краткое содержание рассказа вождь краснокожих.

На странице вопроса Краткое содержание рассказа оленьи рога юрий казаков? из категории Литература вы найдете ответ для уровня учащихся 5 – 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Обильное употребление эпитетов , сравнений , олицетворений , метафор в тексте поэмы объясняется стилем написания, свойственным концу Серебряного века. Есенин был приверженцемдекадентства, оппозиционером мещанской морали, оннаписал поэму в стиле имаж..

Лирика – лирическая поэзия, которая выражает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость.

У димы 5 грибов а у оли 3 гриба больше сколько осталось у димы решение 5 – 3 = 2(гр) ответ : у димы 2 грибов.

Прекрасные хариты и музы услаждали их пением и танцами.

Общее название гибриды. Кто и где их вырастил неизвестно).

ЛегкоЗагадка– это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира ; поэтическое, часто иносказательное описание какого – либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими назыв..

Прочитай! )) может поймёш))))).

В рассказе «Кусака» героем является собака, все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни Отношение к животным является у Андреева одн..

В королестве жила принцесса и она хотела чтобы ей принесли подснежников, а на тот момент было зима. И вот, она дала указ : тот, кто принесет ей корзину подснежников, получит золото в награду. В том же королестве жила девочка, у нее была злая мачеха..

Ю.П.Казаков «Оленьи рога»

Тайна старого дома

Аннотация содержания урока: урок включает в себя небольшой сопоставительный анализ ранее изученных рассказов И.С.Тургенева, В.М.Гаршина, А.П.Чехова. Творчество Ю.П.Казакова рассматривается как продолжение традиций классической русской литературы. В ходе анализа рассказа «Оленьи рога» раскрывается внутренний мир главной героини, ее отношения с окружающим миром, роль фантазии в жизни человека.

Читайте также:  Открытая книга – краткое содержание рассказа Каверина

Проверка домашнего задания.

· Чтение наизусть отрывка из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

· Задание А (с.161) (Следует рекомендовать учащимся обратиться к материалу учебника: часть 1 с.206, часть 2 с.137,138).

Вспомните, какие произведения И.С.Тургенева, В.М.Гаршина, А.П.Чехова вы читали.

Можем ли мы говорить о сходстве тематики произведений, героев? Объясните свою позицию (сравнение тем и героев).

Подумайте, как эти русские писатели относились к миру и людям.

Примерный вывод: В своих произведениях И.С.Тургенев, В.М.Гаршин и А.П.Чехов часто рассуждают о несправедливости мира и в то же время любуются его многообразием. Некоторые свои рассказы эти писатели посвящали детям. Судьбы маленьких героев иногда трагичны. Но они всегда умеют видеть красоту окружающего мира, верят в добро и стремятся к справедливости.

Продолжателем традиций русской классической прозы можно назвать Ю.П.Казакова.

Работа с учебником. Чтение статьи о Ю.П.Казакове (с. 162).

Почему авторы учебника считают, что Ю.П.Казаков – наследник традиций русской классической литературы?

Как вы поняли выражение: писатель-пейзажист и психолог?

Что означают слова «внутренний мир человека?

Почему жанр рассказа «Оленьи рога» определяется как «рассказ-фантазия»? Знакомы ли вам другие произведения этого жанра? (В.М.Гаршин «То, чего не было») Как переплетаются в рассказе реальность и фантазия?

Цель нашего урока – понять, какую роль фантазия может сыграть в жизни человека.

Работа с текстом произведения. Беседа. Комментированное чтение. Анализ.

Опишите, какой вы представляете главную героиню рассказа (внешность, предыстория, восприятие природы, богатая внутренняя жизнь, отсутствие имени). Какие детали помогли нарисовать ее психологический портрет?

Как чувствует себя героиня среди людей? Что мешает ей быть общительной?

В каком мире она живет? Что становится для нее главным развлечением? Почему ее влекут пустые дома?

Найдите описание дома, который героиня называет «Оленьими рогами». Чем он отличается от своих соседей? Каким представляет его внутреннее убранство героиня? Случайно ли этот дом облюбовали тролли?

Что вы знаете об этих таинственных существах? Как произошла первая встреча героини с троллями? Найдите этот эпизод в тексте (с.167).

Что чувствует героиня? Как автор передает ее состояние героини? Почему девочка, которая избегает людей, спешит на встречу с троллями? Найдите описание праздника. Какие детали привлекают внимание героини?

Почему тролли не рады гостье? Каким взглядом провожает девочка сказочных человечков? Чего она ждет?

Какой ответ на свою просьбу получает героиня? Как изменилась ее жизнь после этой ночи?

Подведение итогов беседы. Выразительное чтение эпизода.

Чтение отрывка на с. 171 (2 и 3 абзацы).

Что же произошло на самом деле? Может быть, встреча с троллями была всего лишь сном? Или она состоялась на самом деле? Какие доказательства вашей точки зрения есть в тексте?

Почему боль и одиночество героини сменяются радостью?

Что, по мнению автора, наполняет жизнь человека радостью? Почему в начале повествования сны и сказки отделяли героиню от мира, а в конце примирили?

Какие традиции русской классической прозы продолжает в своем произведении Ю.П.Казаков? (жанр рассказа, вера автора и его героини в добро и возможность счастья, обращение к пейзажу, исследование внутреннего мира человека).

5. Домашнее задание.Письменная работа: «Какую роль играет фантазия в жизни человека?»

Королькова Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

Ю.П.Казаков «Оленьи рога»

Фрагмент урока

Составление заданий и вопросов

1.Какой представляется вам героиня рассказа?

Можно ли назвать ее доброй?

Что еще можно о ней сказать?

2. Как вы думаете, почему автор оставил героиню безымянной?

3. На героя какой из прочитанных нами авторских сказок похожа девочка из рассказа Казакова? Чем?

Выберите из текста ключевые слова и словосочетания

(цвет, запах, звук, детали), с помощью которых создается картина внутреннего мира девочки.

1. Посмотрите на иллюстрацию учебника.

Удалось ли художнику верно понять и запечатлеть образ девочки? Обратите внимание на колорит и летали портрета.

2. Какими вы их видите Дом с оленьими рогами,

в который вошла девочка, и троллей, сидящих за столом? Попробуйте изобразить.

Вспомните, чем отличается рассказ от других эпических жанров? Поясните на примере данного произведения.

1.Прочитайте внимательно последние строки рассказа «И кто найдет ее, кто угадает, чего она ждет?». Напишите продолжение рассказа.

2.Может быть что-то подобное, фантастическое произошло и в вашей жизни? Расскажите.

Ж Вы этому верите?

В небольшой деревушке , стоящей на самом берегу Рыбинского моря, в доме, в котором когда – то жили наши деды и прадеды , мы теперь проводим лето. По вечерам большой и дружной семьей мы собираемся возле белой изразцовой печи за столом, пьем чай из ведерного медного самовара и беседуем. Самые интересные истории, как правило, рассказывают взрослые.

Я хочу рассказать вам об одном удивительном происшествии, которое сохранилось в памяти нашей семьи и передается как некая легенда из уст в уста из поколения в поколение. А произошло это так.

Было это еще в годы Великой Отечественной войны. Моя прабабушка вышла во двор взглянуть на корову, которая почему–то себя тревожно вела. Взгляд скользнул вверх, под крышу дома. Изумлению бабушки не было предела: по крутым деревянным ступенькам с поветей спускался маленький человечек, мужичок с ноготок. На ногах лапотки, штаны из мешковины с напуском, рубашечка в горошек с пояском, а на голове – колпак, из-под которого выглядывало хитрое лицо. Сколько времени прабабушка находилась в изумленном состоянии, неизвестно. Но когда она вновь подняла глаза вверх, домовенка – а это был, скорее всего, он – уже, как говорится, и след простыл, как сквозь землю провалился.

Рассказу о старичке-домовничке никто не удивился, только заметили, что не каждому он показывается. А обитает он, говорят, на чердаке, где рядами вялится рыба, громоздятся сундуки с добром и всяким домашним скарбом.

Рассказ о домовом, живущем в нашем доме, не выходит из моей головы. И, приезжая каждое лето в наше родовое жилище, мне ужасно хочется узнать, здесь ли он и как он зимует. Я тайком от взрослых задабриваю его конфетами и прошу показаться. (Казакова Лика).

ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ

«Любую книгу приятно взять в руки и почитать, а если это учебник, который хочется почитать даже родителям?! Хорошая подборка отечественных и зарубежных авторов, понимаемых и принимаемых детьми, интересные задания, которые учат рассуждать, сравнивать, делать выводы, выражать свое мнение, отношение, творить…

Замечательные иллюстрации, качественная бумага, хороший шрифт…» (Тиханова).

«Оформление учебника замечательное. Хорошо, что портреты писателей и поэтов сопровождают каждое произведение, кратко дается тот фрагмент их биографии, который непосредственно связан с данным произведением.

Произведения подобраны в соответствии с возрастом и интересами пятиклассников.

Вопросы и задания в конце каждого произведения помогают детям вспомнить прочитанное, сделать свои умозаключения, в некоторых случаях даже предлагается поискать информацию в дополнительных источниках – в энциклопедии, Интернете …» (Федулова).

«Я вспоминаю свои школьные годы, и мне бы хотелось учиться по таким учебникам литературы. Я благодарна авторам за создание такого творческого чуда. Учебник легко читать, учить стихи, да и готовить домашнее задание. Большое спасибо за то, что моя дочь учиться по учебникам этих авторов» (Платонова).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9193 – | 7798 – или читать все.

Урок «Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Оленьи Рога»

Ход урока

Слово учителя.

– Мы знакомы с жанром рассказа, многие герои рассказов стали вашими добрыми друзьями. Но среди героев-ровесников и в жизни, и в литературе встречаются такие, внутренний мир которых открывается не сразу. Непревзойдённым мастером таких рассказов является Юрий Петрович Казаков. Откройте учебник на с.162 , посмотрите на портрет этого человека, обратите внимание на годы его жизни и выскажите свои предположения о нём: какой он по характеру, каковы герои его произведений? (Ответы учащихся).

2. Чтение статьи учебника. Прочитайте статью о писателе и ответьте на вопросы учебника на с.162.

3. Чтение рассказа по частям. Подбор заголовков для каждой части.

Познакомимся с содержанием рассказа Ю.П.Казакова «Оленьи Рога», подумаем, почему так называется рассказ.

Волшебная встреча с троллями.

Чего ждёт девочка?

Беседа по содержанию рассказа.

– Как вы думаете, почему автор не называет девочку по имени?

– Как она оказалась на Рижском взморье?

– Почему героиня предпочитает проводить время в одиночестве?

– Расскажи о том особом мире, который привлекает девочку, наполняет её внутреннюю жизнь?

Читайте также:  Голубое и зелёное – краткое содержание рассказа Казакова

– Почему её так интересует заколоченный дом?

– Расскажите, что увидела девочка в этом доме.

– Что произошло на следующий день, когда девочка опять пришла к Оленьим Рогам?

– Скажите, чем необычна героиня рассказа?

– Какое чувство возникло у вас к ней?

– Чем бы вы помогли ей, если бы оказались рядом?

5. Домашнее задание: перечитайте последнее предложение рассказа. Оно содержит вопрос. Дайте письменный ответ на вопрос: «Чего ждёт девочка?»

Урок «Джек Лондон «Сказание о Кише»

Ход урока

Слово учителя.

Дома вы прочитали произведение «Сказание о Кише» замечательного автора Джека Лондона. Многие из вас это имя, наверное, услышали в первый раз.

Его жизнь была сложна и сурова: он не имел возможности даже окончить школу, очень рано пришлось устроиться на работу. Но после рабочего дня он хватался за книги, которые открыли ему ранее неведомый мир. Он прожил жизнь бойцом, стал большим писателем, ушёл от нас сорокалетним, оставив после себя пятьдесят книг. Одна из них включает в себя «Сказание о Кише».

2. Работа с учебником. Прочитайте статью об авторе и дайте ответы на вопросы – стр.173.

Беседа.

– Какое впечатление произвело на вас произведение?

– С каким чувством закрыли последнюю страницу?

– Почему автор назвал произведение «сказание»?

Введение определения жанра сказания. (Имеет сказовую основу, опирающуюся на реальное событие; передается от отцов к детям в устной форме).

4. Проверка домашнего задания. Составляли план.

1. Жизнь Киша у Полярного моря.

4. Охота в одиночестве.

5. Обвинение в колдовстве.

6. Смекалка Киша.

7. Настоящий вождь племени.

5. Беседа по содержанию «Сказания»:

– Почему автор указал на возраст мальчика?

– Как охотники восприняли справедливые слова Киша на совете? Почему?

– Как изменилось отношение охотников к мальчику? Какие события повлияли на их мнение?

– Какие качества личности и особенности характера Киша позволили ему стать вождём племени?

– Почему вовсе не удивительная история мальчика легла в основу сказания?

– Чем похож Киш на других героев прочитанных тобой произведений? Чем отличается от них?

Вывод: – Что значит быть взрослым?

6. Домашнее задание: выучить монолог Киша; ответить на вопрос: Какие качества Киша ты хотел бы воспитать в себе?

Урок «Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть монолога Киша из повести Джека Лондона «Сказание о Кише».

Слово учителя.

Благодаря писателю Джеку Лондону мы познакомились с особенностями трудной жизни и быта эскимосов, а смекалистый, самостоятельный мальчик Киш стал любимым героем. Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству очень интересного писателя, с которым вы уже знакомы с уроков литературного чтения, многие из вас читали его произведения самостоятельно. Это Виктор Петрович Астафьев. Какие рассказы вы читали? О чём они? Кто может поделиться впечатлениями о прочитанных произведениях? (Свободные ответы учащихся).

В учебнике на с.183 посмотрим на портрет этого замечательного писателя.

– Что вы можете сказать о нём? (Ещё не старый, красиво зачёсанные волосы, изображён вполоборота, как будто пристально рассматривает что-то, мягкий, спокойный взгляд, располагает к себе).

– Прочитайте вопрос, предшествующий статье об авторе, и дайте на него ответ. (Действительно, таких произведений много: о своём детстве писали Л.Толстой, М.Горький С.Аксаков и др.)

– Познакомимся с содержанием статьи, которая расскажет о трудном детстве писателя. О своеобразии его творчества.

3. Работа с учебником. Чтение статьи на с.183 – 184. Беседа по вопросам.

– Что такое сибирский характер?

– Чем он привлекал Астафьева-прозаика?

– Как ты думаешь, почему события, произошедшие много лет назад, оставили яркий след в памяти писателя и легли в основу его произведения?

– На вопрос о других писателях-сибиряках вы дадите ответ на следующем уроке, посоветовавшись с родителями, библиотекарем, обратившись к ресурсам Интернет.

– Познакомимся с содержанием рассказа «Васюткино озеро». Читая рассказ, мы будем выделять смысловые части и подбирать к ним соответствующие заголовки.

4. Чтение рассказа, подбор заголовков частей.

В тайгу за орехами.

Охота на глухаря.

5. Домашнее задание: дочитать рассказ, разбить на части, подобрать заголовок к каждой части.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 650 ;

Ж Продолжение рассказа Ю. Казакова «Оленьи рога»

«…А может, она ждет друга – такого же , как она сама …Ему не нужно будет говорить ни о чем: он и без слов угадает ее мысли. И он услышит ту таинственную музыку, которая звучит в ее сердце.

А может, ее ждет любовь… тот таинственный, незамеченный ею , но открытый троллем лыжник.

Что удивительного? Ей уже шестнадцать…Интересно, как это произойдет?

Если бы можно было упросить старого тролля показать чуть-чуть подальше..»

Приложения

Фрагменты детских работ.

А.С.Пушкин «Анчар».

«Это место похоже на ад, там жарко и страшно». Н. Чадаева.

«Очень много зла. Все умерло, нет ничего живого, темнота». Л.Казакова.

«Создается очень страшная картина. Мне представляется ночь. Возле Анчара сверкает молния, течет кровавая река. Чувства мрачные, настроение грустное, тоскливое». К. Лифанова.

«Создается картина сущего ада. Ощущение мрака, смерти, конца жизни». П. Каплун.

«Картина вся пылает огнем. Настроение грусти, чувство страха». Л.Алдошина.

«Картина темная, страшная, опустошенная, наполненная тьмой. Чувство мерзости, пустоты, страха .Настроение необыкновенное.». А Платонова.

Первые впечатления. «Мой учебник. ».

«Мой учебник самый лучший. Его обложка красочная. Цвета яркие. А внутри, под обложкой, самые добрые сказки, рассказы, где добро всегда побеждает зло. В этом учебнике чудесные рисунки и новые авторы, с которыми я буду знакомиться». Сивова Н.

«. Мой учебник зелененький. Он с картинками. У моего учебника очень, очень, очень. большое содержание. У него толстая корочка. приятный запах. Мой учебник привезен из Москвы. Его писали три автора. ». Шукаев Дмитрий Сергеевич.

Передаю привет авторам. Спасибо, что написали такой учебник. 15.09.2008 год.

«. Сам учебник с разноцветными иллюстрациями, с крупным шрифтом (что очень облегчает чтение), содержание разделено на части и очень легко найти нужный рассказ, сказку, повесть. ». (А.Платонова).

«. Кроме текстов есть задания « Проверь себя». Я жду, когда мы начнем работать с этим учебником. Он очень мне понравился. Спасибо авторам. А.Калязина.

«. Тут самые лучшие произведения великих писателей. Новые рассказы и повести, сказки невероятные, очень интересные. Те, кто создавали этот учебник, очень постарались. ». С.Крохичев.

Фрагменты работ

· Кто из героев прочитанных произведений вам понравился и почему?

« Мне понравился герой из произведения Александра Грина « Зеленая лампа «. Его зовут Джон Ив. В сложной ситуации он не опустил руки, а наоборот, стал учиться и совершенствоваться, чтобы принести пользу людям и стать настоящим человеком» (А Платонова).

«Из всех героев, с которыми мы познакомились, больше всех мне понравился Робинзон Крузо – герой романа Д.Дефо. Робинзон умеет находить выход из любой сложной ситуации. Двадцать восемь лет он ждал помощи, но за это время многому научился, приобрел замечательного и верного друга. Читая этот роман, можно многому научиться, например, научиться дружить, выживать в трудных обстоятельствах. Робинзон Крузо и вместе с ним Д.Дефо щедро делятся с нами опытом жизни. ». К.Лифанова.

« Мне очень понравилось стихотворение С.А.Пушкина «Няне», потому что в этом стихотворении звучат удивительно нежные, добрые слова в адрес простой русской женщины, няни поэта, посвятившей в свое время семье А,С.Пушкина свою жизнь, горячо любившей своего воспитанника Сашу. Вряд ли у кого из поэтов можно найти такие слова, такие чувства. Столько любви, столько ласки я не видел ни в одном стихотворении». Д.Шукаев.

1. Предмет описания
2.Два прилагат.
3. Три глагола
4. Одно предложение
5.Метафора

Галкина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Белосельская сош Пошехонский район

Урок «Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Оленьи Рога»

Ход урока

Слово учителя.

– Мы знакомы с жанром рассказа, многие герои рассказов стали вашими добрыми друзьями. Но среди героев-ровесников и в жизни, и в литературе встречаются такие, внутренний мир которых открывается не сразу. Непревзойдённым мастером таких рассказов является Юрий Петрович Казаков. Откройте учебник на с.162 , посмотрите на портрет этого человека, обратите внимание на годы его жизни и выскажите свои предположения о нём: какой он по характеру, каковы герои его произведений? (Ответы учащихся).

2. Чтение статьи учебника. Прочитайте статью о писателе и ответьте на вопросы учебника на с.162.

3. Чтение рассказа по частям. Подбор заголовков для каждой части.

Познакомимся с содержанием рассказа Ю.П.Казакова «Оленьи Рога», подумаем, почему так называется рассказ.

Ссылка на основную публикацию