Басня Эзопа Ласточка и Ворона

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Крот.
Купающийся мальчик.
Курица и ласточка.
Ласка и Афродита.
Ласка.
Ласточка и ворона.
Ласточка и змея.
Ласточка и птицы.
Лебедь.
Лебедь.

Крот
Крот, слепая тварь, сказал однажды своей матери: “Я прозрел!” Она решила проверить и дала ему зернышко ладана, спросив, что это такое? Ответил крот, что это – камешек. А она ему: “Дитя мое, не только зрения ты не получил, но еще и нюх потерял!”
Так иные хвастуны обещают невозможное, а сами оказываются бессильными и в малом.

Купающийся мальчик
Мальчик однажды, купаясь в реке, стал тонуть; заметил он прохожего и позвал его на помощь. Тот начал бранить мальчика за то, что он полез в воду, не подумав; но мальчик ему ответил: “Сперва ты мне помоги, а потом, когда вытащишь, тогда и ругай”.
Басня направлена против тех, кто сам дает повод себя бранить.

Курица и ласточка
Курица нашла змеиные яица, бережно их высидела, и они треснули. Увидела это ласточка и сказала ей: “Глупая! зачем вырастила ты таких детенышей, которые, чуть подрастут, тебя же загубят первую!”
Так никакие благодеяния не могут укротить дурной нрав.

Ласка и Афродита
Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик.
Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут.

Ласка
Ласка вошла в кузницу и стала облизывать пилу, которая там лежала. Она порезала об нее язык, потекла кровь; а ласка думала, что это она что-то высасывает из железа, и радовалась, пока не осталась совсем без языка.
Басня рассказывает о тех, кто сам себе вредит страстью к препирательству.

Ласточка и ворона
Ласточка и ворона спорили, кто красивее. И ворона ласточке сказала: “Твоя красота цветет лишь весной, а мое тело и зиму выдерживает”.
Басня показывает, что долголетие лучше красоты.

Ласточка и змея
Ласточка свила себе гнездо под крышею суда. Однажды, когда она улетела, заползла в гнездо змея и съела ее птенцов. Вернулась ласточка, увидела пустое гнездо и стала горько плакать. Другие ласточки старались ее утешить, ведь не ей одной довелось терять детенышей. Но она ответила: “Не столько о детях я плачу, сколько о том, что стала я жертвой насилия в таком месте, где другие жертвы насилия находят помощь”.
Басня показывает, что тогда тяжелее всего людям обиды, когда они приходят от того, от кого их меньше всего ждешь.

Ласточка и птицы
Как только зацвела омела, ласточка догадалась, какая в ней таится опасность для пернатых; и, собрав всех птиц, она стала их уговаривать. “Лучше всего, – говорила она, – вовсе вырубить дубы, на которых растет омела, если же это невозможно, то нужно лететь к людям и умолять их не пользоваться силой омелы для охоты на птиц”. Но птицы не поверили и осмеяли ее, и она просительницей полетела к людям. За ее сообразительность люди ее приняли и оставили жить у себя. Вот почему остальных птиц люди ловят и едят и только ласточку, просившую у них убежища, не трогают, позволяя ей спокойно гнездиться у них в домах.
Басня показывает: кто умеет предугадывать события, тот легко уберегается от опасностей.

Лебедь
Говорят, что лебеди перед смертью поют. И вот один человек увидел, как на базаре продавали лебедя, и купил его, потому что наслышался его пения. Однажды, собираясь угощать гостей, попросил он лебедя спеть на пиру; но тот отказался. Однако вскоре потом, почуяв свою близкую смерть, стал он себя оплакивать песней; и, услышав это, сказал хозяин: “Ежели поешь ты только перед смертью, надо было тогда мне, дураку, не просить тебя о песне, а зарезать”.
Так и некоторые люди, не пожелав что-нибудь сделать по доброй воле, должны бывают это сделать по принуждению.

Лебедь
Один богач выкармливал гуся и лебедя, но с разной целью: гуся – для стола, лебедя – ради пения. А когда пришло время принять гусю ту участь, для которой его растили, была ночь, и нельзя было распознать, который кто: и вместо гуся схватили лебедя. Но запел лебедь, почуяв смерть, и пение это обнаружило его природу и спасло от гибели.
Басня показывает, что часто дары Муз помогают избегнуть гибели.

Басни (15 стр.)

Басня показывает, что нередко труд берет верх над природными способностями, когда ими пренебрегают.

227. Ласточка и змея

Ласточка свила себе гнездо под крышею суда. Однажды, когда она улетела, заползла в гнездо змея и съела ее птенцов. Вернулась ласточка, увидела пустое гнездо и стала горько плакать. Другие ласточки старались ее утешить, ведь не ей одной довелось терять детенышей. Но она ответила: «Не столько о детях я плачу, сколько о том, что стала я жертвой насилия в таком месте, где другие жертвы насилия находят помощь».

Басня показывает, что тогда тяжелее всего людям обиды, когда они приходят от того, от кого их меньше всего ждешь.

228. Гуси и журавли

Гуси и журавли паслись на одном лугу. Вдруг появились охотники; легкие журавли взлетели в воздух, а гуси были грузные, замешкались и попались в плен.

Так и у людей: во время государственных смут бедняки, легкие на подъем, без труда спасаются из одного города в другой, а богачи от избытка имущества остаются и часто попадают в рабство.

229. Ласточка и ворона

Ласточка и ворона спорили, кто красивее. И ворона ласточке сказала: «Твоя красота цветет лишь весной, а мое тело и зиму выдерживает».

Басня показывает, что долголетие лучше красоты.

230. Черепаха и орел

Черепаха увидела в небе орла, и захотелось ей и самой летать. Подошла она к нему и попросила за какую угодно плату научить ее. Сказал орел, что это невозможно, а она все настаивала и упрашивала. Поднял тогда орел ее в воздух, унес в вышину и бросил оттуда на скалу. Рухнула черепаха, разбилась и испустила дух.

О том, что многие люди в жажде соперничества не слушают разумных советов и губят самих себя.

231. Блоха и атлет

Блоха однажды вспрыгнула на ногу разгоряченному атлету и на скаку укусила его. Он рассердился и уже сложил ногти, чтобы ее раздавить, а она опять прыгнула так, как от природы дано ей прыгать, и ускользнула от гибели. Застонал атлет и молвил: «О Геракл! если ты против блохи мне не помогаешь, то как же ты поможешь мне против соперников?»

Басня показывает, что богов следует призывать не ради пустячных и безвредных мелочей, а только при важной необходимости.

Басни из переиздания основного эзоповского сборника

232. Лисица у Меандра

Собрались однажды лисицы на берегу Меандра, чтобы напиться; но река неслась с таким шумом, что как они друг друга ни подбадривали, никто не решался сойти к воде. Но вот одной из них захотелось унизить других: она вышла вперед, стала насмехаться над их трусостью, а сама, гордясь своей отвагой, смело бросилась в воду. Течение вынесло ее на середину реки, а остальные лисы, стоя на берегу, кричали ей: «Не покидай нас, вернись, покажи, как вернее спуститься к воде?» Отвечала лисица, увлекаемая течением: «У меня есть весточка в Милет, и я хочу ее туда снести; когда буду возвращаться, покажу!»

Против тех, кто своей похвальбой сам себя вводит в опасность.

233. Лебедь

Говорят, что лебеди перед смертью поют. И вот один человек увидел, как на базаре продавали лебедя, и купил его, потому что наслышался его пения. Однажды, собираясь угощать гостей, попросил он лебедя спеть на пиру; но тот отказался. Однако вскоре потом, почуяв свою близкую смерть, стал он себя оплакивать песней; и, услышав это, сказал хозяин: «Ежели поешь ты только перед смертью, надо было тогда мне, дураку, не просить тебя о песне, а зарезать».

Так и некоторые люди, не пожелав что-нибудь сделать по доброй воле, должны бывают это сделать по принуждению.

234. Волк и пастух

Волк шел за стадом овец, но никого не трогал. Пастух сперва заподозрил в нем врага и с опаской выжидал; но, увидев, что волк идет все время следом, а ни на кого не нападает, пастух решил, что нашел в волке не врага, а сторожа. И когда пришла ему нужда отлучиться в город, оставил он своих овец волку и ушел. Понял волк, что пришел его час, и прикончил чуть ли не все стадо. Вернулся пастух, увидел, что овцы его погибли, и сказал: «Поделом мне: как я мог овец доверить волку?»

Так и люди, которые доверяют свое добро жадным, поделом его теряют.

235. Муравей и голубь

Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. Голубь с ближнего дерева оторвал листок и бросил ему; муравей выбрался на листок и спасся. В это время остановился поблизости охотник, приготовил свои прутья и хотел уже голубя изловить; но тут муравей укусил птицелова в ногу, прутья у него дрогнули, и голубь успел улететь.

Басня показывает, что при случае и от бессильных бывает помощь.

236. Путники и ворон

Шли люди по своим делам, и попался им ворон, слепой на один глаз. Стали они следить за ним, а один даже предлагал вернуться: этого, мол, требует примета. Но другой возразил: «Как же может ворон предвещать будущее нам, коли собственного увечья он не мог предвидеть и не остерегся?»

Так люди, беспомощные в собственных делах, не годятся и близким в советчики.

237. Покупка осла

Один человек, покупая осла, взял его на испытание — привел к своим ослам и поставил возле кормушки. А осел сразу стал рядом с самым ленивым и прожорливым, от которого не было никакого толку, а на других ослов даже не посмотрел. Взял покупатель осла за привязь и отвел обратно к хозяину. тот спросил, чем же кончилось испытание; ответил покупатель: «Мне теперь никаких испытаний не надо: как я погляжу, он такой же, как и тот, кого он из всех одного выбрал себе товарищем».

Читайте также:  Басня Эзопа Лев, Медведь и Лиса

Басня показывает, что о человеке судят по его друзьям.

238. Домашние голуби и дикие голуби

Птицелов раскинул сети и привязал к ним домашних голубей, а сам стал поодаль и принялся ждать. Дикие голуби подлетели к домашним и запутались в сетях, а птицелов подбежал и начал их ловить. Дикие стали корить домашних за то, что они не предупредили соплеменников о западне; но те отвечали: «Нет, нам важнее не ссориться с хозяином, чем заботиться о соплеменниках».

Так и слуг не следует бранить за то, что из верности своим господам они отступают от любви к своим родичам.

239. Хранитель денег и Клятва

Один человек получил от приятеля на хранение деньги и задумал их присвоить. Друг призвал его к клятве; тогда он забеспокоился и отправился к себе в деревню. У самых городских ворот увидел он какого-то хромого, который шел из города, и спросил его, кто он и куда идет. Ответил хромой, что зовут его Клятва и идет он в погоню за клятвопреступниками. Спросил тогда человек, через сколько же времени возвращается обычно хромой в город. Ответил тот: «Лет через сорок, а то и через тридцать». И тогда человек, не беспокоясь о будущем, пошел и дал клятву, что никаких денег на хранение не брал. Но тут же Клятва на него накинулась и погналась, чтобы сбросить с обрыва. Стал он жаловаться, что обещала Клятва вернуться через тридцать лет, а сама не дала ему даже и дня. Отвечала Клятва: «Знай же, что если кто против меня жестоко провинится, то и дня не проходит, как я возвращаюсь».

Басня показывает, что не писаны сроки божьего наказания, посылаемого злодеям за их нечестие.

240. Прометей и люди

Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу сохранили зверообразную.

Басня направлена против человека грубого и глупого.

241. Цикада и лисица

Цикада пела на высоком дереве. Лисице захотелось ее съесть, и пошла лисица на такую хитрость. Став перед деревом, стала она восхищаться дивным голосом и упрашивать цикаду спуститься: хочется ей посмотреть, какое существо так прекрасно поет. Догадалась цикада, что лиса хитрит, оторвала с дерева листок и бросила. Кинулась на него лисица, как на настоящую цикаду; а та сказала: «Ошиблась ты, любезная, если возмечтала, что я сойду: лисиц я остерегаюсь с тех самых пор, как в лисьем навозе заметила я крылышки цикад».

О том, что разумные люди учатся на несчастьях ближних.

242. Гиена и лисица

Говорят, что гиены каждый год меняют свой пол и становятся то самцами, то самками. И вот однажды гиена, встретив лисицу, стала ее корить: она, гиена, хочет стать ей подругой, а лисица ее отвергает. Но та ответила: «Не меня кори, а свою породу — из-за нее не могу я знать даже, будешь ли ты мне подругой или другом.»

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Урок по чтению “Баснописцы. Басня «Ворона и лисица»”

Цели:

  • расширять знания детей о литературном жанре, о баснописцах;
  • правильно понимать, оценивать, охарактеризовать, смысл басни, воспитывать любовь к басням;
  • развивать речь детей, логическое мышление.
Читайте также:  Басня Эзопа Две Cобаки

Оборудование: портрет И.А.Крылова с годами жизни; карточки с краткой биографией Эзопа, А.П.Сумарокова, Жана де Лафонтена; тексты басен.

ХОД УРОКА

I. Задание: определить литературный жанр (отрывки).

1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Загадка)

2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Стихотворение)

3. Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица)

4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. (Басня)

II. Беседа. Постановка проблемы.

Дети, а каких баснописцев вы знаете? (И.А.Крылов). Назовите басни И.А. Крылова (Дети называют басни: “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и очки”, “Ворона и лисица” и др.). А ешё каких баснописцев вы знаете? (Дети затрудняются).

Побуждение к проблеме, название темы: “Баснописцы”. Предлагается басня для обсуждения “Ворона и лисица”.

Работа с карточками по группам.

Дети делятся на пять групп.

№1. Карточка: краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.

№2. Карточка: краткая биография Жана де Лафонтена, басня “Ворон и лисица”.

№3. Карточка: краткая биография А.П.Суморокова, басня “Ворона и лисица”.

№4. Повторение № 1.

№5. Повторение № 2.

Каждой группе даётся по 10 минут на выполнение заданий.

III. Поиск решения. Каждая группа знакомит детей с краткой биографией баснописца, читает басню, выносит на обсуждение класса свои выводы по содержанию текста.

1. Обсуждение краткой биографии Эзопа. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Эзопа “Ворон и Лисица” (работа с текстом):

а) вместо сыра – кусок мяса. Почему? Люди охотились, основное занятие людей в 6 веке до нашей эры – охота;

б) басня написана в прозе (что такое проза?);

в) автор делает вывод: “Басня уместна против человека”;

г) образ Ворона и Лисицы в басне Эзопа;

д) обсуждение выражений из текста: “стать царём над птицами”, “…и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.

2. Обсуждение краткой биографии Жана де Лафонтена. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Жан де Лафонтена “Ворон и лисица” (работа с текстом):

а) басня написана не в рифму, сложным языком;

б) в клюве у ворона – сыр. Почему? Изготовляли сыр;

в) вывод в басне делает лис;

г) обсуждение выражений из текста: “благородный ворон”, “Феникс наших дубрав!”.

3. Обсуждение краткой биографии А.П.Суморокова. Диалог по басне А.П.Суморокова “Ворона и Лисица” (работа с текстом):

а) басня по объёму больше, чем басня Эзопа;

б) много старых русских слов (“сыру кус”, “не вспряну”, “уста”, “паче”, “в сию минуту”, “из роту” и т.д.);

в) басня в прочтении – сложная;

г) много сравнений, эпитетов (дети зачитывают сравнения, эпитеты);

д) в названии не ворон, а ворона;

е) нет вывода в басне.

Ученики делают вывод о баснописцах, о басне “Ворона и лисица”.

Беседа о И.А.Крылове. Диалог по содержанию басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”.

Сценка басни “Ворона и лисица”. (Ученики готовят сценку к уроку)

4. Обсуждение басни И.А.Крылова, её отличие от басен других баснописцев. (“Ворона и лисица”):

а) басня И.А.Крылова читается легко, интересно, написана в рифму;

б) басня начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни;

в) басня – народная; доступна для детей;

г) образ вороны и лисы в басне И.А.Крылова.

IV. Подведение итогов. Закрепление поставленной темы.

Опрос, вопросы к детям по уроку и их ответы.

1. Назовите баснописцев.

2. Биографии писателей – баснописцев.

3. Басня “Ворон и Лисица”, “Ворона и лисица” (ответы по содержанию).

4. Что нового и интересного узнали на уроке?

Итог урока. Оценка.

Д/з на дом: Чтение басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”, нарисовать иллюстрацию к басне.

Оборудование к уроку:

а) краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.

Эзоп – древне-греческий баснописец VI века до нашей эры. Древнейшие басенные сюжеты появились в греческой литературе ёщё в VI–VII веке нашей эры, но окончательное оформление жанра устной басни относили к VI в. до н. э. и приписывали народному мудрецу Эзопу – личности легендарной. Легенды говорят, что Эзоп жил в Древней Греции на острове Самос. Он был рабом, безобразным горбуном. Но, благодаря своему уму, Эзоп добился свободы. Он написал много сборников, тексты их видоизменились и свободно перерабатывались, до нас дошло свыше 100 рукописей.

б) Особенности басни Эзопа.

в) Прочитать вслух “Ворон и Лисица”.

Басня Эзопа “Ворон и Лисица”

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон. Кабы у тебя ещё и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.

а) краткая биография Жан де Лафонтена (1621–1695 гг.). Басня “Ворон и лисица”.

Жан де Лафонтен учился в парижской ораторианской семинарии. В 1647 г. в 26 лет отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1680 г. он издал двенадцать книг Басен и в 1683 г. был избран членом Французской Академии.

Великий французский поэт, баснописец в своей творческой деятельности обращается к басне не сразу, сначала писал героические поэмы, стихи. В XVII веке Жан де Лафонтен пишет развёрнутые, полные жизни, действий, остроумные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость, стремится передать взгляд простого человека, басни замечательны своим разнообразием.

б) Особенности басни Лафонтена.

в) Прочитать вслух.

“Ворона и лисица”

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своём клюве сыр.
Дядюшка лис, привлечённый запахом,
Повёл с ним такую речь:
“Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья,-
То вы – Феникс наших дубрав!”
Ворону этого показалось мало,
Захотелось ему блеснуть и голосом.
Разинул клюв – и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: “Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, –
Вот урок вам, а урок стоит сыра”.
И поклялся смущённый ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.

а) краткая биография А.П.Суморокова (1717–1777 гг.).

Александр Петрович Сумороков родился в Москве в известной дворянской семье. До 15 лет обучался и воспитывался дома. В 1732–1740 г. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи. А.П.Сумороков утвердил в русской поэзии жанр басни. Смело вводит в свои произведения народные выражения, пословицы. “Склад басни должен быть шутлив” – пишет Сумороков. Для баснописца характерна резкость сатирических красок, страстность обличения ненавистных ему пороков.

б) Особенности басни.

в) Прочитать вслух.

“Ворона и Лисица”

И птицы держатся людского ремесла:
Ворона сыру кус когда-то унесла,
И на дуб села. Села,
Да только лишь ёщё ни крошечки не ела.
видела лиса во рту у ней кусок,
И думает она: “Я дам вороне сок:
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок”.
“Здорово, – говорит лисица, –
Дружок воронушка, названая сестрица:
Прекрасная ты птица;
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша;
И попугай ничто перед тобой, душа;
Прекраснее стократ твои павлиньих перья;
Нелестны похвалы приятно нам терпеть.
О если бы ещё умела ты и петь!
Так не было б тебе подобной птицы в мире”.
Ворона горлушко разинула пошире,
Чтоб быти соловьём,
“А сыру, – думает, – и после я поём:
В сию минуту мне здесь дело не о пире”.
Разинула уста
И дождалась поста:
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела;
Хотела есть, не ела:
Причина та тому, что сыру больше нет:
Сыр выпал из роту лисице на обед.

Басни Эзопа
в библиотеке Чугунного Козьмы

Плоды руздумья титанов человеческой цивилизации

Библиотека Козьмы Пруткова
содержит сочинения его любимых авторов

Эзоп

ЭЗОП. БАСНИ

Эзоп (Aisopos), древнегреческий баснописец 6 в. до н. э. Сюжеты Эзопа составили основной фонд европейской басни от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.

Басни Эзопа

ВОРОН И ЛИСИЦА

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос — быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

Не верь врагам — проку не выйдет.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

ЖУК И МУРАВЕЙ

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, — а ты смеялся надо мной, — не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».

БЕДНЯК

У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», — молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя — ты не помог мне, хлопнул об угол — послал великое счастье».

Кто обращается с негодяем ласково — останется в убытке, кто поступает с ним грубо — в барыше.

ДВА ГОРШКА

Река несла в своем течении два горшка — глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, — просит глиняный горшок медного. — Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.

БЫК И ЖАБА

Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать — ее там не было — и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» — «Он умер, матушка, — говорят они, — сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» — «Перестань, мама, — слышит она в ответ. — Не сердись, — скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».

Опасно слабому тягаться с сильным.

КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ

В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». — «Должно быть, там зарыт клад», — думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.

Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Читайте также:  Басня Эзопа Птицелов и Жаворонок

Перевод Алексеева Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М., «Просвещение», 1965

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Эзоп “Ворон и лисица”, И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Басни: Эзоп « Ворон и Лисица », И.А. Крылов « Ворона и Лисица ». Сравнение басен.Урок литературного чтения в 3 классе для учителей, работающих по программе “Начальная школа 21 века”.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.docx39.1 КБ
prezentatsiya_k_basne.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Елена Игоревна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» г. Курска

Урок литературного чтения в 3 классе по теме

Эзоп «Ворон и лисица», И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Эзоп «Ворон и лисица», И.А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Осмыслить содержание, мораль, жанровые особенности басен Эзопа «Ворон и лисица», и И. А. Крылова «Ворона и лисица» на основе их сравнения.

  1. Учиться понимать содержание басен, воздействия содержания на чувства, мысли детей;
  2. Учить сравнивать басни разных авторов: находить общее и различие в построении сюжета, характерах героев, морали, форме речи.
  3. Развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять и называть композиционные части;
  4. Читать выразительно басню.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Познавательные УУД: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;

выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

работать с несколькими источниками информации, текстами; проводить сравнительный анализ двух произведений; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: контролировать и оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД: развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем; работать в паре, в группе; развивать умения выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Личностные результаты: ориентироваться в нравственном содержании произведения, самостоятельно делать выводы.

Технология развивающего обучения, элементы информационно – коммуникационной технологии и здоровьесберегающей технологии.

Басня, мораль, лексическое значение слова.

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Учебник Литературное чтение: 3 класс: Ч. 1 Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013; Литературное чтение: 3 класс, рабочие тетради: Ч. 1 Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015. выставка книг басен, презентация, карточки с таблицами на каждого ученика; карточки для групповой работы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация.

1.Целеполагание и мотивация

2. Актуализация полученных знаний.

3.Сообщение темы и целей урока.

11.Подведение итогов. Рефлексия.

– Послушаем выразительное чтение произведения, с которым вы работали дома.

-Какой жанр произведения?

– Что такое басня?

-Выражена ли в этой басне мораль?

-Назовите мораль басни.

– Кто автор этой басни?

– Посмотрите на экран. Найдите среди писателей портрет И.А.Крылова.

-Что вы знаете об этом писателе?

-А кто изображён рядом?

-Что вы можете о нём рассказать?

-Назовите известные вам басни Эзопа, Крылова.

-Крылов и Эзоп написали много басен.

-Угадайте, кто герои басен, которые мы будем читать сегодня?

1)Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: – Карр, карр, карр.

2)Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт.

-К какому жанру относятся эти произведения?

-Кто же герои басни?

– Предположите, что с ними может произойти в басне?

-Вам предстоит сегодня познакомиться с басней Эзопа «Ворон и лисица» и басней И.А.Крылова «Ворона и лисица» и узнать о повадках героев данных произведений получше.

Эзоп«Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»

-Назовите тему и цели урока.

-Составим алгоритм действий при сравнении.

-По каким критериям вы будете сравнивать басни?

На слайде запись:

-Прочитайте басню Эзопа.

-На произведение какого жанра похожа эта басня?

-Что такое мораль?

-В какой форме написана басня?

-Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?

-Что вы можете сказать о языке басни?

-Назовите героев басни.

-Каким в басне показан ворон?

-Назовите сюжет басни.

-Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.

-Назовите композиционные части басни.

-Где в басне спрятана мораль?

-Чему учит нас эта басня?

-Какой человеческий недостаток высмеивается?

-Заполните 1-ую колонку таблицы.

-Проверим, что у вас получилось.

-Какие критерии вызвали затруднения?

-Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание – изобразить себя в виде животных: лисицы и ворона. Сделать это надо с помощью языка жестов.

-Послушайте басню И.А.Крылова.

(Учитель читает басню).

-Понравилась ли вам басня? Чем?

-В какой форме написана басня?

-Что вы можете сказать о сюжете басни?

-Как называется такой сюжет?

-Как вы думаете, кто из баснописцев позаимствовал сюжет?

-Прочитайте басню про себя и найдите

слова, значение которых вам непонятно.

-Как вы понимаете значение этих слов?

-Где можно узнать лексическое значение слова?

– Поработайте в парах, найдите значение слов:

  • «гнусна» – отвратительна;
  • «пленил» – очаровал;
  • «вещунья» -приносящая вести;
  • «взгромоздясь» – взобралась с трудом

-Назовите главных героев басни.

-Какой вы представляете себе Ворону? Подтвердите свои мысли словами из текста.

-Какой представлена в басне Лисица?

-Выделите композиционные части басни.

-Прочитайте мораль басни.

-Как вы понимаете значение слова лесть?

-В каких словах Лисицы слышится похвала?

-Всегда ли похвала бывает приятной?

-Почему Лисица хвалит Ворону?

-В чём заключается смысл морали?

-Что вы можете сказать об языке басни?

– Запишите синонимы к крылатым выражениям басни в РТ стр. 41 упр.5.

-Заполните в группах 2-ую колонку таблицы.

-Проверим, что получилось.

-Какие критерии вызвали затруднения?

-Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.

-В чём сходство басен?

-Чем отличаются басни?

-В какой басне легче представить поведение героев?

-И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.

-Удалось ли художникам передать характеры героев?

-Какой представлена Ворона? Лисица?

-Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

– Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.

-Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.

– Прочитайте басню Крылова выразительно, передавая словами поведение и характер героев.

-Ответьте на вопросы:

1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?

2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…

3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:

-Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.

  • – Всякий трус о храбрости говорит.

-За глупость всегда приходится расплачиваться.

4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.

-Проверьте, что у вас получилось.

-Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.

-Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни.

-Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни.

-Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни.

-Выполнение какого задания вызвало затруднение?

-Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?

-Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.

-Запишем домашнее задание выразительно читать басню И.А.Крылова по желанию можно нарисовать иллюстрацию к басне; инсценировать басню.

…начать урок готовы.

…друг другу помогать.

– Басня – это стихотворный или прозаический короткий рассказ с нравоучительным выводом.

– Некоторые люди обвиняют обстоятельства в том, что им не удалось достигнуть того, чего они хотели. При всех неудачах нужно винить только себя. Лисица в басне, говоря, что виноград зелёный обманывает саму себя.

Ссылка на основную публикацию