Басня Эзопа Ласточка и Ворона

От Эзопа до Библии

Когда и как впервые проявился интерес людей к птицам? – Для виртуальной выставки, посвящённой этой проблеме, мы используем один из самых богатых источников – старопечатные книги. Настоящий обзор стал результатом поиска изображений птиц в изданиях собрания инкунабулов Российской национальной библиотеки.

Изображения множества различных птиц мы встретим уже в Библии Гутенберга – первой в истории Европы печатной книге. Эти изображения врисованы от руки и принадлежат разным художникам. Оригинального экземпляра библии Гутенберга в Санкт-Петербурге нет, но в «Кабинете Фауста» РНБ имеется превосходное крупноформатное факсимиле берлинского экземпляра 42-строчной Библии Иоганна Гутенберга, которое было выпущено в 1913—1914 годах издательством «Остров» («Insel Verlag»).

В его орнаментальном оформлении можно насчитать более тридцати изображений птиц. Многие нарисованы очень реалистично – узнаются удод, попугай, журавль, курица, дятел, орёл. Некоторые птички показаны несоразмерно маленькими, например пичужка одного размера с мухой. Трижды показан однотипно нарисованный орёл держащий в лапах зайца и один раз – лиса, схватившая курицу.

Издания исторических и библийных книг XV века часто сопровождаются циклом гравюр, иллюстрирующих шесть дней создания мира. Изображение состояния нашей планеты к концу пятого дня обязательно показывает только что созданных рыб и птиц.

Изображения птиц в XV веке многократно встречаются и в изданиях литературных произведений, где в образе пернатых фигурируют узнаваемые члены человеческого сообщества. Породы изображаемых героев–птиц разные: здесь домашние куры и гуси, павлины и журавли, хищные ястребы и орлы… Множество птиц мы встречаем на страницах книги «Басни Эзопа» (Aesopus. Vita et Fabulae. Страсбург, 1481).

В самом полном, посвящённом басням Эзопа справочнике Эдвина Перри (так называемый Perry Index) систематизированы 584 сочинения. Героями многих басен стали птицы, о чём свидетельствуют названия: Куропатка и Курицы, Ласточка и другие птицы, Голубь и Вороны, Белая Галка, Павлин и Галка, Орёл и Лиса, Орёл и Галка, Черепаха и Орёл, Человек и Куропатка, Осёл, Грач и Пастух, Лягушка, Крыса и Журавль, Грач и Лиса, Лиса и Аист, Курица и Ласточка, Вороны и Птицы, Лиса и Голубь, Петух и Диамант, Петух и Прислуга и др.

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: “Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел”.
Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся,- к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал.
Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху.
Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.
Никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

Со скромным журавлём спорил золотокрылый павлин, насмехаясь над его опереньем. Журавль ответил: «Зато я взлетаю с криком до самых звёзд, а ты, как петух, еле поднимаешся над землёй, и тебя никогда не видели в небе».
Лучше быть достойным человеком под убогой одеждой, чем бесчестно жить в богатом наряде.

Один человек особенно чтил Гермеса, и Гермес за это подарил ему гусыню, которая несла золотые яйца. Но у того не было терпения богатеть понемножку: он решил, что гусыня внутри вся из золота, и, недолго думая, зарезал ее. Но и в ожиданиях он обманулся, и яиц с этих пор лишился, потому что в гусыне он нашел одни потроха.
Так что люди корыстолюбивые, льстясь на большее, теряют и то, что имеют.

Орёл – символ евангелиста Иоанна – изображен на титульном листе издания басен Эзопа, книге печатника Якуба из Бреды (Девентер, 8.04.1498 г.)

№ 85. (29.01.05) Откуда Ворона взяла сыр?

Да, многое в характере всё-таки определяется национальной принадлежностью. Русский человек не только любит водку и не любит работать. Русское авось – это тоже мудрость. Порой в жизни везёт именно тем, кто умеет не опережать события. “Если не делать лишних жестов, то мир удивительно прост:” Сейчас слишком ценятся такие человеческие качества, как целеустремлённость, активность, настойчивость, предприимчивость. Штольц, несомненно, современнее Обломова.
И всё же для того, чтобы понять себя и различить сигналы судьбы, надо уметь прислушаться к голосу в собственной душе. А если весь день торопишься, опаздываешь, с кем-то без конца общаешься, разговариваешь, договариваешь, то и поступаешь часто не как следует, а как получилось. Язык же отражает мировосприятие человека и философию нации. Может, поэтому так много в русском языке выражений с главным словом – Бог: слава Богу, ради Бога, ни Боже мой, Бог знает что, с Богом, Бог послал и т.д. Вот и такое милое слово спасибо – не что иное, как сокращение словосочетания Спаси Бог!
На эти мысли натолкнуло меня чтение с детства знакомой басни Ивана Андреевича “Ворона и Лисица“. Помните начало басни: “Вороне где-то Бог послал кусочек сыра”. Кстати, а помните, как выражение Бог послал обыграли И.Ильф и Е.Петров в романе “12 стульев”? “Застенчивый Александр Яковлевич тут же, без промедления пригласил пожарного инспектора пообедать чем Бог послал. В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селёдки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу с рисом и компот из сушёных яблок.

Но вернёмся к басне “Ворона и лисица”.Интересное дело: этот сюжет встречается у многих авторов, но упоминание Всевышнего появилось у самого великого русского баснописца. А, может, потому он и велик, что в русском человеке главное подметил?
Сюжет басни о Вороне и Лисице встречается ещё у Эзопа. У него, правда, нет ни сыра, ни Бога, ни Вороны. Басня начинается просто: “Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо.” Дальше идёт знакомая нам история. Мораль эзоповской басни имеет, правда, более широкий смысл: “Басня уместна против человека неразумного”.
А вот сыр появляется в басне Жана де Лафонтена (1621 -1695) “Ворон и лисица”. Сюжет нам известен. Есть только небольшие отличия:

    Дядюшка ворон, сидя на дереве,
    Держал в своём клюве сыр.
    Дядюшка лис, привлечённый запахом,
    Повёл с ним такую речь:
    “Добрый день, благородный ворон!”
    (перевод М. Л. Гаспарова).

Русские же поэты в своих переводах ориентировались, в основном, именно на басню Лафонтена. Вот, например, как передает начало лафонтеновской басни В.К.Тредиаковский:

    Негде ворону унесть сыра часть случилось;
    На дерево с тем взлетел, как полюбилось.
    Оного лисице захотелось вот поесть;
    До того домочься б, задумала такую лесть.

У А.П.Сумарокова вместо Ворона появляется Ворона, но сыр по-прежнему она добывает себе сама:

    И птицы держатся людского ремесла:
    Ворона сыра кус когда-то унесла,
    И на дуб села.

Итак, получается, что только “дедушка Крылов” использовал русское выражение “Бог послал”. Нет, это не просто стилистическая правка. Может, национальная коренная переработка?

Учёный В.М.Мокиенко в своей книге “Образы русской речи” (С.-П., 1999) рассказывает, почему французский Ворон у Лафонтена просто держит в клюве сыр, в то время, как русская Ворона у Крылова получает его от самого Господа Бога. У французов сыр издавна был пищей общераспространённой: его ели и крестьяне, и простые горожане, и знать. Каждая провинция имела свои сыроварни, свои “фирменные сыры. Вот почему нет ничего удивительного в том, что французский “дядюшка Ворон” “держал в своём клюве сыр”: для него это было столь же обычной находкой, как для эзоповского ворона – мясо. Что же касается русской Вороны, то во времена Крылова ей пришлось бы долго летать по городам, чтобы “унесть сыра часть” – как у Тредиаковского и Сумарокова: сыр – правда, такой сыр, к которому мы привыкли сейчас, – был тогда продуктом редким, ели его знатные люди.

Скажем и о слове сыр. На Руси оно означало творог, – так его толкует и В.И.Даль. Он говорит и о приготовлении русского сыра: “квашеное молоко ставится в печь, и со свернувшейся гущи отцеживается сыворотка“. Таким сыром-творогом могли питаться русские крестьяне и городское простонародье. О таком сыре и идёт речь в выражении, характеризующем привольную, сытую жизнь: как сыр в масле кататься. Такой сыр Ворона, пожалуй, долго удержать в клюве не смогла бы. Твердые сыры в России не изготовляли, их ввозили из Франции, Голландии и Швейцарии.

Получается, что Ворона могла найти кусочек сыра по счастливой случайности: ведь русские крестьяне его и не видывали и не слыхивали.

В этом выражении есть оттенок и случайного везенья, и символика “оделяющего” Бога. Именно поэтому басня стала народной и национальной. Выражение Бог послал перекликается со словом доля (воплощение счастья, удачи, которое даруется божеством), и в то же время здесь присутствует оттенок какой-то случайности этого везенья: и, правда, не успел Бог послать дар, как Ворона тут же его и лишилась. А лишилась потому, что тщеславие злую шутку сыграло с птицей. Не преисполнилась благодарности и Радости, тут и потеряла дар Божий. Вот так и с нами порой бывает, не правда ли?

Эзоп: Басни 151 – 198

Эзоп :
Басни 151 – 198
(строки выполнены с басен Эзопа)

Лев и осел 151

Лев и осел порешили, они дуэт.
Кот и конь. Жить вместе паритет.
Разом решая, питания вопрос.
Отправились на охоту на диких коз.
Что рядом, в пещере, водились.
И на радость дуэта обильно расплодились.
Перед пещерой. Лев дал наказ.
Осел внутрь, издавать утробный глас.
Пугать коз. Гнать их из пещеры,
на засаду, карательные меры,
У дуэта охота, пошла продуктивно.
Очень быстро и очень эффективно.
Осел внутри, диких коз шугает.
Лев, как на блюдечке, их уминает.
Вышел осел, ко льву из пещеры и спросил:
“Славно ль он бился, гнал коз и голосил?”
Лев: “Да пару раз в заблуждение ввел,
Но осознание. Ба-а-а, это ж сам осел!”
* ** *
2016

Grandville 1870.

Читайте также:  Басня Эзопа Комар и Лев

Волки и овцы 153

Волки напасть на овец, выжидали.
Стадо от волков, собаки охраняли.
Решили серые, хитрость применить,
Послов они послали. Это обсудить:
“Вражда вся пошла, ведь из-за собак.
Гоните, этих псин и будет всё ништяк”.
Предложили волки решения проблемы.
Овцы ступили. Сдав свои защитные меры.
Не подумали, овечки чем это им грозит
Беззащитных порвали волки в meat/миг.
***

«Волки и Овцы». Художник Гранвиль. Тур. 1897 г.

Волк и конь 154

Волчара рыскал по полям.
Пусто. Лишь овес коням.
Волк затрусил от злаков прочь.
Есть ячмень, ему невмочь.
По пути волка домой.
Встретился ему конь гнедой.
Привел волк коня к колоскам.
Сказал: “Сам не ел тебе отдам
Мне отрада, прям елей,
Музыка, жуешь, умяная ячмень.”
Конь: “Ну, любезный, кабы волки.
Могли кормиться, ячменем ломким.
Не стал бы ты услаждать ухо.
Прежде бы набил брюха.”
* ** *
2016

Волк и ягнёнок 155

Волк узрел. Ягненок пьет из речки.
Жрать хотел. Не попадалися овечки.
Но под благовидным предлогом.
Обвинить его по принятым каноном.
Выше по течению встал. И попрекать.
Мутит де он воду. Не даёт лакать.
“Но я же ниже вас по течению.”
Не подался он волчьему обвинению.
“Пью, едва касаясь губами воды.”
Волчара по новой, ухищрения, ходы:
“В позапрошлом году, ты ругал моего отца!”
Ему: “Я ещё не родился. Это другая овца.”
Сказал на это волк: “Неважно, сестра, брат.
Оправдываться видать ты ловок, хват.
А всё-таки, всё равно. Я тебя съем!”
Жуткий волчий голод, рулит всем.
* ** *
18.07.2020

Samuel Croxall 1814.

Волк и цапля 156

Волк помощи рыщет. Ну хоть кто-нибудь
Кость в горле, ни охнуть ни вздохнуть.
Застряла, подавился, знамо торопился.
Цапля встретилась. Волк к ней взмолился.
Сулил ей награду. Он ее отблагодарит,
если она ему поможет, и кость вытащит.
Сунулась в волчью пасть, она без тирады
Удалила кость. Желая, обещанной награды.
Но волк на любезность. Ей в ответ:
“Мало тебе голова цела. “Решпект”
– так тебе еще и награду подавай?
Бля! Цапля! Не усугубляй!”
* ** *
2020

Brad Sneed иллюстратор

Волк и коза 157

Волк узел козу, паслась она высоко,
над обрывом. Добраться до неё не легко.
Стал ее упрашивать, спуститься вниз:
Вверху опасно ненароком она сорвись,
А тут на плато. Луг и травы, прекрасные.
Коза ему в ответ: “Посулы твои опасные.
Да хорошо. Пастись, на сочном плато.
Но не с тобой, последствиями чревато.”
* ** *
2016

Charles Livingston Bull 1915.

Волк и овца 159

Сытый волк увидел овцу, лежит на земле;
догадался со страху упала, объяснимо вполне
Подошел, ободрил ее. Сказал что не тронет.
Коль овца, ему правду, три раза прогонит.
Начала овца: “Раз!
Не встречаться бы нам вовсе! А не только сейчас!”
Продолжила овца: “Два!
Коли уж встретить, то слепого! На глаза оба!
Ну, а, третье желание.
Чтоб сгинуло ваше волчье отродье, как наказание:
Мы вам ничего не сделали. А вы на нас нападаете!”
Сытый не тронул овцу. Правда глаза колет знаете ли.
***

Harrison Weir 1871.

Волк и овца 160

Искусанный, волк, пострадал от собак
Лежал пластом, добыть еды не мог никак.
Увидел он овцу и попросил, напиться,
из ближайшей речки: дать ему водицы:
“Ты мне дай, только пить,
после найду что промыслить.”
Но овца отвечала: “Если я тебе пить дам.
Преподнесу себя. Лакомый кусок волкам.”
(Welcome)
***

Harrison Weir 1871.

Пчёлы и Зевс 163

Пчёлы хотели мёд от людей зажать.
И к Зевсу. Чтоб насмерть их поражать.
Всех тех кто покуситься на их соты.
Гнев Зевса: “Смерть, жалящим из жопы.”
* ** *
18.07.2020

Steinhowel 1477.

Муравей был человеком, когда-то
и завидовал он, всем, и всяко,
не довольный, он был хлебороб,
обкрадывал других, под себя греб.
Рассердил он Зевса, таким житьем.
Стал, насекомым, мы зовем муравьем.
В новом облике, остался он верен себе,
бегает, собирает пшеницу, ячмень в гумне.
* ** *
2016

Samuel Croxall 1867.

Муха угодила, в мясной отвар, в горшок.
Захлебываясь выдала не утешительный итог:
“Что ж, я искупалась. Прям вдоволь, всласть
Наелась, напилась. Теперь не жаль и пропасть.”
* ** *
2016

Arthur Rackham 1912.

Мот и ласточка 169

Юноша. Рубаха-душа.
Примотал всё. Ни шиша
Только плащ и остался.
А ласточкой заинтересовался.
Раз она весенняя тут.
Знать мороз уже не лют.
На рынке он плащ продал.
А холод, вернулся задувал.
Бродил, юноша тут-и-там.
Хлопая себя по всем местам.
Узрел птаху на земле мертва.
Ей: “Эх ты! Сгубила себя и меня.”
* ** *
01.07.2020

Bewick 1784.

Летучая мышь, терновник и нырок 171

Совместный пай, торговля, прок.
Летучая мышь, терновник и нырок.
Денег заняла, и внесла мышь.
Нырок медь. Терновник шмотки лишь.
Торговать, товарищество, отплыло,
А разразился шторм их волной накрыло.
Корабль перевернулся, не хило огрёб.
Они выбрались на сушу, а товар, утоп.
С тех самых пор, нырок все ищет медь,
ныряет в морскую глубину она там, ведь,
Мышь не показывается заимодавцам днем
боится, прячется, не выманить не почем.
На добычу, вылетает, только по ночам,
терновник же, ищет всюду своё барахло,
Надеясь, думая, а вдруг это моё,
цепляясь к прохожим, репейником, сам.
***

Phaedrus 1701

Летучая мышь и ласка 172

В полете у летучей мыши, криз
случился, упала, на землю в низ.
И ласка её тут как тут, схватила.
Видя. Каюк! Та о пощаде её молила,
Ласка ей: “Не могу тебя пощадить,
от природы вражда, птиц давить.”
А та ей: “Я мышь а не вражеская сила.”
И ласка поверила, мышь, отпустила.
В другой раз мышь, упала вновь,
другая ласка поймала пустила ей кровь.
Стала просить, ее не убивать.
Охотницу, к пощаде взывать.
Ласка ей: “Не могу тебя пощадить,
от природы вражда, мышей давить.”
А та ей: “Я птаха, а не вражеская сила.”
И ласка поверила двуличной. Отпустила.
* ** *
2020


Grandville 1870.

Осёл и садовник 179

Ослу у садовника, яблок было мало.
Недовольство в еде, к Зевсу взывало.
Зевс через Гермеса, поменял его рацион.
Другому хозяину. Гончару был продан он.
И здесь, осёл, страдал. Причём, жутко.
Отсутствовало желанное насыщение желудка.
Вновь он жаловался, Зевсу: “Голодаю.”
Зевс ему: “Скорняка тебя хозяином назначаю.”
Заблажил:”Вряд ли тварь, у него бывает сыта.
От меня, там останутся, лишь копыта.”
* ** *
07.07.2020
Желанье большого неплохо.
Но жизнь, увы, не без подвоха.
Цени. Всё то, что ты имеешь.
Утратишь это. Пожалеешь.
12.07.2020


Billinghurst 1900.

Осел, навьюченный солью 180

Через реку переходил осел
навьюченный солью, тяжко брел,
и поскользнулся, в воду пал
соль растаяла и он легко встал.
Обрадовался осел, и другой раз,
навьюченный губками, думал. Щас.
Плюхнусь в воду, облегчу ношу,
нарочно поскользнусь, не брошу.
Но от воды вышло, разбухли губки
Потоп осел. Не превозмог. Дудки!
* ** *
2016

Grandville 1870.

Осел и мул 181

Погонщик, тягловых, постукивал. Всё подгонял.
Каждый из них навьюченный большой груз тягал.
От махали верст осел и мул так уже много.
Вверх пошла ухабистая, пыльная, горная, дорога.
Заметил погонщик. Осел сильно-сильно сдаёт.
Мул, ослу про себя :”Чай не впервой, пронесёт.”
Осел мулу: “Слышь. Возьми часть моей поклажи.
Ща, точно ноги протяну, без всякой там лажи.”
Рухнул осел с горы и убился насмерть. Шмяк!
Погонщик: “Выбираться из этой жопы теперь как?”
Перевалил всю ношу на мула, вдобавок осла труп.
Рек мул:”Тащю всё. Так мне балде, взмокнет круп.
Вот ведь. Упрям и туп.”
* ** *
07.07.2020


Tenniel 1848.

Осел со статуей Зевса 182

Погонщик поставил на повозку статую бога.
И погнал ослика, предстояла дальняя дорога.
Каждый встречный, перед Дием низко в поклон.
А осел решил, что преклонения, вызывает он,
Возгордился, заартачился. Встал и давай реветь
Догадался погонщик, в чем дело. Свистнула плеть.
Отлупил, сказав: “Дурень! Смешно сказать кому.
Да не в жизнь, чтобы люди поклонились ослу!”
***

1848 Tenniel.

Дикий осел 183

Дикий осел увидел домашнего осла.
Позавидовал ему. Вот жизнь. Лофа.
Греется на солнце. Он крепко спит,
кормушка полная. Такой холеный вид.
Но затем домашнего осла, он увидал,
как тот тащит тяжесть. Прям подыхал,
а погонщик, охаживал его бока.
“Нет, не завидую я тебе старина,
сказал осел: Мне не сахар живется,
а твоя дорогой ценой тебе достается.”
* ** *
2016

Francis Barlow. 1687

Осел и цикады 184

Осел услышал, цикады пенье.
Захотел такой голос и уменье.
Спросил: “Что они потребляют?”
“Росу.” Ему, цикады отвечают.
Осел бросил, что ранее ел,
Итог: Истощен росой. И околел.
* ** *
2016

F Barlow 1687.

Осёл и погонщик 186

Непонятно. Что стряслось с идущим ослом.
Свернув, он к обрыву, вдруг помчался галопом.
Но погонщик на крою, поймал его за хвост.
Тянул назад. А осел упирался в полный рост.
Выпустил рек: “Будь по-твоему: тебе же хуже!”
Ослиное упрямство, не проходит, к тому же.
* ** *
18.07.2020

Harrison Weir 1871.

Осел и волк 187

Волк выскочил на пасущегося осла.
Тот притворился, одолела его хромота,
Волк приблизился. Что он хромает спросил.
“Через плетень скакал. Колючкой копыто занозил”
ответил ему осел и попросил волка.
Лучше извлечь, а то при поедании уколит его иголка.
Задрал осел ногу, где вроде заноза скрыта,
Поверил волк, стал разглядывать его копыто.
А осел как вдарил, его копытом в пасть.
Вышиб ему все зубы. Челюсть. Хрясь!
Мучаясь от боли мычал волчара:
“Поделом мне! Ведь я бучара.
Какой из меня, серого, эскулап,
Моя натура, только щёлк и цап!
Не проявил инстинкт природный
Вот и огрёб, от осла по полной.”
* ** *
2016

Baby′s Book 1880.

Осел в львиной шкуре 188

Осел натянул львиную шкуру
и давай гонять всю округу,
неразумных животных пугая.
Завидев лисицу, с воем нападая.
Осел и ее хотел видом напугать.
Но та сказала.
И не думала удирать.
“Будь уверен, и я бы тоже испугалась
Но малость.
Вид.
И твой крик.
Не сочеталась.”
* ** *
2020

1848 Tenniel.

Читайте также:  Басня Эзопа Черепаха и Заяц

Осел и лягушки 189

Через болото переходил осёл
Навьюченный дровами, брёл.
Но поскользнулся, упал встать не смог
И начал стонать. Крик исторг.
Болотные лягушки, это услыхали,
его крик и стоны и ослу сказали:
“Любезный, ты чего так протяжно ревешь;
Лишь пал, а никак мы, тут сиднем не живёшь.”
* ** *
2016

Jacobs 1894.

Осел, ворон и волк 190

Спина у осла, была вся в ранах.
Он пасся на лугу, в высоких травах.
Сел ему на спину ворон, стал раны клевать.
Осел ревел и бился, а погонщику плевать,
что поодаль стоял, смотрел и хохотал.
Увидел это, проходя мимо, волк и сам себе сказал:
“Несчастные мы! Нас увидят и бросаются в погоню,
а ворону дают клевать, и потешаются вволю”.
* ** *
2016

Medici 1480.

Осёл лисица и лев 191

Осел и лиска подружились
И на охоту снарядились.
Льва там они повстречали.
Вот ведь. Не было печали,
Лиска к царю и лебезить:
“Желаете, ослика замочить?
А меня, оставите в покое.”
Лев царски обещал ей такое.
Осла она сдала с потрохами.
Но лев, не брезговал и холуями.
* ** *
07.07.2020

иллюстратор Don Daily

Курица и ласточка 192

Курица змеиные яйца нашла,
и бережно их высидела пока,
не треснули в момент вылупления.
Увидела это ласточка и ахнула от удивления:
“Глупая курица! Зачем? Таких детенышей не любят.
Они чуть подрастут, тебя же первую загубят!”
* ** *
2016


Samuel Croxall 1814.

Змея и краб 196

Змея и краб, жили вместе.
Вроде всё, честь по чести.
Краб к змее относился галантно.
А змея была злонравна и коварна.
Краб просил не таить на него зла
Пусть будет как он, бесхитростна.
Но змея не слушалась. Хитрила.
Рассердился краб, на неё не хило.
Подстерег ее во время крепкого сна
ухватил за глотку и задушил, аспида.
И, глядя, как она лежит, такая прямая
Краб тихо молвил, змеюку упрекая:
“Эх, любезная, моим просьбам ты не внимала
Теперь, после смерти, стала не хитрости не жало!”
* ** *
2016

Grandville 1870.

Змея, ласка и мыши 197

В доме одном, бились как с врагом
Змея и ласка, друг с другом.
А мыши этого дома,
которых ласка и змея истребляли особо,
выбежали глянуть что за свистопляска.
Но, завидев это, змея и ласка,
Перестали между собой биться.
Бросились слажено давить мышей. Резвится.
* ** *
2016

Phaedrus 1701.

Растоптанная змея 198

Змея, которую люди топтали,
Жаловалась Зевсу: “Одолели, попрали”
Зевс ответил, рассудительно ей:
“Не прикидывайся шлангом ужалила б скорей.
Первого, второй зассал бы наступать.
Сократила б охотников степ выбивать.”
* ** *
2016

Grandville 1870.

Глуппи

  • Править код
  • История
  • Обсуждение (0)

«Я, государь? – послышался голос осла. – Я, право же, очень жалею, что вёл себя неправильно. Обезьян сказал, Аслан хочет, чтобы я так нарядился. Я думал, он знает. Я гораздо глупее его. Я только делал, что мне скажут. Мне не было никакой радости жить в этом хлеву. Меня выводили только на минутку-другую, и то ночью. Иногда мне даже забывали принести воды.»
— «Последняя битва»

Глуппи – говорящий осёл, по наивности ставший причиной крушения Нарнии.

«Последняя битва» [ править | править код ]

На берегу Кипящего озера

Глуппи жил на западе Нарнии и дружил с обезьяном Подлусом. Подлус постоянно злоупотреблял этой дружбой и заставлял Глуппи выполнять всю тяжёлую работу. Ослик верил доводам товарища и всё послушно делал. Однажды они гуляли по берегу Кипящего озера и увидели, что в нём что-то плавает. Подлус убедил Глуппи достать загадочный предмет. Осёл чуть не утонул и сильно измучился, но справился и вытащил на берег львиную шкуру. Затем Подлус отправил уставшего и измотанного Глуппи в город за фруктами, а сам подогнал шкуру под осла. Когда Глуппи вернулся, обезьян заставил его надеть шкуру и придумал выдавать его за Аслана. Глуппи сначала возражал, но Подлус настоял на своём.

Ночью перед нарнийцами

Подлус стал использовать Глуппи в своих эгоистичных целях. Он подчинил себе нарнийцев, поверивших в возвращение Аслана, а Глуппи в это время томился в хлеву и выходил наружу только по окончании дня, чтобы в темноте было сложнее заметить подмену. Заключению ослика пришёл конец, когда король Тириан и Юстас с Джил пришли к хлеву освободить единорога Драгоценного. Они захватили с собой и Глуппи, а Джил убедила всех, что ослик не виноват в обмане.

Глуппи в львиной шкуре

Тириан взял Глуппи в свой отряд и вскоре предъявил группе гномов как доказательство подмены. Однако гномы, узнав об этом, отказались следовать за Тирианом, думая, что он тоже хочет как-то их использовать. Затем друзья решили вернуться к хлеву и показать всем Глуппи, чтобы разоблачить Подлуса. Но когда они подкрались к сборищу, то поняли, что Глуппи нельзя выходить в львиной шкуре к нарнийцам, потому что тем объявили, что вокруг ходит самозванец, пытающийся выдать себя за Великого Льва. Тогда Джил помогла ослу освободиться от неудобного одеяния.

Устав слушать разглагольствования заговорщиков, Тириан повёл своё маленький отряд в бой. Глуппи шёл рядом с Драгоценным и дрался копытами. Битва окончилась разрушением Нарнии, и Глуппи вошёл в страну Аслана вместе со всеми, но держался в стороне, потому что ему было стыдно перед Асланом. Он пощипал травы и отправился на запад вслед за друзьями. Когда они предстали перед Асланом, Лев что-то сказал на ухо Глуппи, и тот сначала понурился, а потом поднял уши торчком. Он остался жить в стране Аслана вместе с остальными.

Личность [ править | править код ]

Глуппи не отличается умом, но он добр и скромен. Он считал честью, что мудрый Подлус вообще водился с таким глупым ослом, а потому не перечил ему и поддавался на все уговоры. Глуппи верит в Аслана и с уважением относится даже к обычным львам, потому что Аслан — тоже лев. Он искренне стыдится своего проступка и не любит быть в центре внимания, предпочитая держаться в стороне от шумной толпы.

Басня Эзопа Осел в львиной шкуре

(даты, события, история)

(ввселенная, планеты, фазы луны)

Новые статьи:

Какими были трамваи в Выборге? Выборг трамваи.

Причины появления депрессии.

Орущие коты мешают спать. Онлайн игра.

“река из мусора и отходов”. Чем примечателен Лиговский проспект?

правильно или неправильно вы живёте?

Как сделать пробел (пропуск) в тексте? html css

Защита сайта от СПАМА. проверка в форме.

Если вы любите давать советы.

[ФОТО] Как менялся пр.Стачек (СПб). метро Автово.

Как вывести данные из базы данных на php?

Удаление дубликатов строк из таблицы MySQL

“ Запретные плоды растут по ту сторону оград. Это мы огорожены, а они — на свободе.”
дед Мазай

Первой страной в мире предоставившей равные избирательные права женщинам стала Новая Зеландия в 1893 году, тогда как женщины Швейцарии обрели право голосовать и быть избранными лишь в 1971 году, а герцогства Лихтенштейн — в 1984 году.

Почитать интересные истории:


Сырно написано? Заложи страницу в закладки 🙂

Рассказы из категории:

Спасибо за посещение этого позитивного портала!
Веселого вам настроения!

Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉

Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss

За порядком на портале следит бог портала – Нубозавр, а тех, кто попытается нарушить святые правила портала, ждёт встреча с этим разъяренным существом!
На портале есть много разных разделов, поэтому каждому разделу соответсвует своя возрастная категория.

Внимание! Программы или файлы находящиеся на портале проверяются на безопасность! Поэтому 99% файлов находящихся на портале – безопасны, но всё-же на всякий случай стоит проверять скачаные файлы антивирусом! Это зависит и от вашего порта скачивания, некоторые вирусы могут передоваться и через них.

Осел В Львиной Шкуре Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Загрузил: Пинкфонг Детские Песни и Сказки

Длительность: 4 мин и 9 сек

Битрейт: 192 Kbps

Интересные Животные Рассказы Сборник Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Акулёнок И Другие Песни Песни Про Животных Сборник Пинкфонг Песни Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Осёл И Соль Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Лев И Вор Русские Сказки Мультфильмы Сказки На Ночь Для Детей

Live Пинкфонг Песни Для Детей С Рождеством С Новым Года Прямой Эфир

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Лев И Мышь Сказка Для Детей Анимация И Мультик

Песни и Сказки для детей

Лучшие Песни Про Фигуры Песни Про Фигуры Сборник Пинкфонг Песни Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Интересные Рассказы Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Лучшие Детские Рассказы Басни Эзопа Сборник Пинкфонг Рассказы Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

10 Русские Животных Сказки Русские Сказки Сказки На Ночь Русские Мультфильмы

Старый Лев И Лиса Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Осел Лиса И Волк Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Лев И Мышь Златовласка И Три Медведя Сказка Сборник Сказки Для Детей Мультик

Песни и Сказки для детей

Лушие Песни Этого Года Сборник Пинкфонг Песни Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Оставайтесь Дома Будем Здоровы Песни Про Здоровое Тело Сборник Пинкфонг Песни Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Поем И Учим Цифры 1 До 5 10 Сборник Песни Про Цифры Пинкфонг Песни Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Интересные Басни Эзопе Для Детей Сборник Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Летучая Мышь Звери И Птицы Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Лучшие Рождественские Сказки Рождественские Сказки Сборник Пинкфонг Песни Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Лучшие Песни Про Динозавров И Ти Рекс Сборник Детка Ти Рекс Пинкфонг Песни Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Тетрадь Мести 1 Сезон

Re Zero Season 2 Opening

Undertale Last Breath Phase 69

Милош Бикович На Сиреневой Луне

Drawn To The Bitter Bass Boosted

Вой Аламжон Жон Алам 1989

Ты Моя Джоконда

Kings Queens Ava Max Kings Queens Russian Cover

Песни В Головах Бравлеров

Я Не Звезда 10 D

Читайте также:  Басня Эзопа Гусыня, несущая золотые яйца

Cool With Forever

Bad Romance By Rolling Quartz

Рвётся Бас Из Тазов Полная Версия

Deep Turkish Saz Rap Beat Instrumental Kar Turkish Trap

Baby In The Kitchen Meme

Осел В Львиной Шкуре Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Spring Movie Explained In Hindi Spring 2014 Movie Ending Explained

Похитители Мотоциклов Специальный Корреспондент Москва 24

Attaque 77 Beatle Video Version

Nanatsu No Taizai S2 Ost Sunshine Escanor S Theme Song

Рождественское Предсказание На Свече Важные Перемены В Вашей Жизни Обращение К Роду

Roses Revolutions Dancing In A Daydream Feat Weathers Lyric Video

Amber This Is Your Night

Derrama Tua Gloria

Анонимус Поёт Кадилак

Tlc200 Меняем Магнитолу На 2 Din С Изготовлением Кастомной Рамки

Locals In Canacona Opppose The Construction Of Galgibag Bridge

Nanatsu No Taizai Season 2 Ost Sunshine Escanor Theme Soul My Be Still

Nightcore Dropwizz X Afterfab Underwater

Bizde Hava Xeberleri Ve Onlarda

My Hero Academia Bakudeku 18 Yaoi Hard Audio Asmr Eng

Nanatsu No Taizai Season 2 Ost Sunshine Escanor Theme Heavy Rain For Sleep Study And Relaxati

Эзоп биография для детей и интересные факты

Реальность или миф?

В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Интересные факты об Эзопе

Факт 1. До наших дней дошла лишь краткая биография Эзопа, так как жил этот древнегреческий поэт очень давно, около 2600 лет назад. Даже в более-менее достоверной информации правду от вымысла отличить достаточно сложно, хотя некоторые моменты его жизни считаются вполне достоверно установленными.

Факт 2. Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось до наших дней. Известны лишь его стихотворения в переработанном другими античными авторами виде — или, как бы сейчас их назвали, ремейки. Самые старые из этих переработок датируются I веком нашей эры.

Факт 3. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для великого баснописца Ивана Крылова. Многие его произведения представляют собой именно творения этого древнегреческого автора, просто в очередной раз переработанные и адаптированные. Что ничуть не умаляет его таланта.

Факт 4. О происхождении Эзопа до сих пор ведутся жаркие споры. К примеру, знаменитый историк Геродот утверждает, что поэт был невольником из Самоса, освобождённым из рабства, а другие античные философы выводят совсем иную его биографию. Есть даже теория, утверждающая, что на самом деле никакого Эзопа никогда не существовало, а под этим именем скрывается собирательный образ нескольких античных авторов.

Факт 5. Существует древний роман “Жизнеописание Эзопа”, которому около 1800 лет, если не больше. В нём утверждается, что поэт страдал от некоего внешнего уродства, но эта версия ставится под сомнение, так как ни один другой автор об этом не упоминает.

Факт 6. Судя по всему, за свою жизнь Эзоп не создал ни одного крупного произведения. Он писал в основном короткие стихотворения-басни, которых (как уже упомянуто выше, в переработанном виде) до наших дней сохранилось 426 штук. Весьма вероятно, их было намного больше.

Факт 7. Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. Но при переводах они зачастую перерабатывались — в России над ними работал Крылов, а во Франции, например, знаменитый стихотворец Лафонтен.

Факт 8. На русском языке его произведения тоже издавались в более-менее приближенном к оригиналу виде. Самое крупное русскоязычное издание было опубликовано в далёком 1968 году.

Факт 9. Мартин Лютер, один из крупнейших деятелей эпохи Реформации и основатель такого религиозного направления, как лютеранство, утверждал, что за биографией Эзопа на самом деле скрывается наследие множества поэтов, а сам сборник его произведений представляет собой сборник их стихотворений.

Факт 10. Судя по имеющейся информации, Эзоп действительно писал свои басни в стихотворной форме. Однако, единственный сохранившийся сборник его произведений написан в прозе, но он является переработкой. При этом большинство переводов эзоповских басен также сделаны в стихотворной форме.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Жизненный путь

Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?

». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

Биография

Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.


Эзоп на старинной гравюре

Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.


Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.


Портрет Эзопа

Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.


Эзоп и петух

На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

Творчество

Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

Сборник основных басен Эзопа (278 басен)

Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.

Басни из переиздания основного эзоповского сборника

  • Блоха и атлет
  • Волк и пастух
  • Гиена и лисица
  • Гиены
  • Домашние голуби и дикие голуби
  • Лисица у Меандра
  • Лебедь
  • Муравей и голубь
  • Путники и ворон
  • Покупка осла
  • Попугай и ласка
  • Прометей и люди
  • Хранитель денег и Клятва
  • Цикада и лисица

Басни Эзопа из рукописей старшей редакции

  • Верблюд
  • Волк и ягненок
  • Два петуха и орел
  • Две сумы
  • Диоген в дороге
  • Диоген и плешивый
  • Дровосеки и дуб
  • Зайцы и лисицы
  • Кабан, конь и охотник
  • Комар и лев
  • Львица и лиса
  • Орешник
  • Осел и мул
  • Птицелов и куропатка
  • Сосна и терновник
  • Собака и повар
  • Собака и улитка
  • Червяк и змея
  • Человек и лев попутчики

Басни из рукописей средней редакции

  • Волк и собака
  • Воин и вороны
  • Деревья и олива
  • Жаворонок
  • Зима и весна
  • Осел и собака
  • Собака, лисица и петух
  • Стена и клин
  • Лев, Прометей и слон
Ссылка на основную публикацию