Басня Эзопа Осел, Ворон и Волк

Эзоп. Ворон и Лисица. Как вы поняли мораль басни?

1. Как вы поняли мораль басни?

Басня Эзопа убеждает нас в том, какую силу имеет лесть и как она опасна.

2. В чем выразилась неразумность Ворона?

Неразумность Ворона выразилась в том, что он поддался лести хитрой Лисы и по­этому потерял свою добычу.

3. Чем подействовала на него Лиса?

Лиса стала расхваливать Ворона, исполь­зовав лесть. Она понимала, что Ворон захо­чет похвастаться и при этом откроет клюв и уронит добычу.

4. Как вы понимаете слово лесть? Докажите, что оно уместно при оценке того, что говорила Лиса.

Лесть – это притворное одобрение, по­хвала с корыстной целью. Лиса, конечно, с корыстной целью восхваляла достоинст­ва Ворона. Напомним: она говорила, что он и велик, и красив, и мог бы стать царем над птицами, если бы у него был голос. Определить, что эти речи были льстивы­ми, умели и наши далекие предки.

Ведь Эзоп создал свои басни еще в VI-V веках до нашей эры. Не нужно долго размыш­лять, чтобы решить, что говорить о вели­чии и красоте Ворона можно только с целью ему польстить: Лиса называла те качества, которых у Ворона не было.

Related posts:

И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у […].

В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать?В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? 1. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? Басню В. К. Тредиаковского трудно читать потому, что она написана в XVIII веке. 2. Говорится ли и в этой басне про лесть? Проч­тите похвальное слово Лисицы. Лисица, захотев разжиться сыром, “вздумала такую […].

Ж. де Лафонтен. Ворон и ЛисицаЖ. де Лафонтен. Ворон и Лисица 1. Что отличает Ворона Эзопа от Ворона Лафонтена? Ворон в басне Лафонтена сообрази­тельней, чем Ворон в басне Эзопа. Он сму­тился по причине своей неудачи и даже поклялся, “что другого урока ему не понадобится”. 2. В какой из басен говорится о лести и льстецах? О лести и льстецах говорит “дядюшка […].

Мораль басни или Актуальность Басни в современном миреСочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […].

Ворона и Лисица (Крылов Иван Андреевич Басни)Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ___ Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: […].

Краткое содержание: Ворона и Лисица (Крылов)Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Далее автор рассказывает историю Вороны, где-то раздобывшей кусочек сыру и взгромоз­дившейся с этим сыром на ель, чтобы там спо­койно позавтракать. Мимо “близехонько бежа­ла” Лиса, которая […].

Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни (Крылов И. А.)“Рыбьи пляски” – известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, “черновой”, ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, “в духе” прогрессивной русской литературы. У первого, “чернового”, варианта неблагоприятная для властей развязка. […].

Эзоп – основатель жанра басниДревнегреческий полулегендарный баснописец. Имя Эзопа встречается в работах историка Геродота (V ст. до н. э.), который сообщает, что Эзоп жил на острове Самосии, был рабом с физическими недостатками, со временем стал свободным, писал басни. Сборник Эзопа содержит 426 басен, написанных прозой. Произведения его краткие, мораль довольно прямая и лаконичная. Например, мораль басни “Ворон и Лисица” […].

Ворона и ЛисицаВорона и Лисица Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то Бог послал кусочек сыра; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух […].

Работа над выразительностью чтения басни Л. Глибова “Лисица-Жалобница”Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в баснях приходится встречаться с разнообразными персонажами. – Какой характер воплощает образ Лисицы в любой басне? (Лицемерие, коварство, хитрость). – Какая же черта характера наиболее полно раскрывается в этом произведении? (На первое место четко выступает такая […].

Тема. И. А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”Цель: учить выразительности чтения, осмеяние пороков: хитрости и глупости, воспитывать лучшие человеческие качества. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Найдите и прочитайте строчки, которые говорят о глупости Мартышки. – Поняла ли Мартышка, что в зеркале она увидела себя? – Что ответил Медведь на Мартышкины слова? – Как отнеслась Мартышка к ним? […].

Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.)[center][/center]Басня 1830 года “Осел” рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, – он просто Осел в подлинности […].

Мораль басни Вороненок и ее анализ (Крылов И. А.)К 1811 году относится “Вороненок” с “моралью”, утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор – вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и “взманило” Вороненка, подбило его на подвиг. […].

А. П. Сумароков. Ворона и Лисица. Прочтите, что подумала Лиса, а затем – что сказала Вороне. В чем вы видите отличие?1. Прочтите, что подумала Лиса, а затем – что сказала Вороне. В чем вы видите отличие? В этой басне автор сначала рассказал о плане, который появился у Лисицы, а затем передал ее льстивую речь, ад­ресованную Вороне. Так мы убедились, что Лисица думает одно, а говорит другое, чтобы добиться цели, которую она перед собой поставила. Ей […].

Мораль басни Воспитание льва (Крылов И. А.)Субъективно Крылов не видит возможности иного правления, кроме монархического. Поэтому, обличая, он одновременно наставляет, дает своеобразный “урок царям”, что иногда делал, правда, в другом роде и Пушкин. Одним из таких “уроков” является басня “Воспитание Льва” (1811). Не пересказывая всего (в басне повествуется о том, как царь зверей Лев отдал Львенка на выучку к Орлу, который […].

Крылов, Два мальчика. Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление ис­пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад­ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши­те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо­бретательность, сообразительность, ловкость, […].

Мораль басни Пестрые овцы и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Пестрые овцы” Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит – а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […].

Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Чиж и Еж” (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […].

Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ (Крылов И. А.)“Пчела и Мухи” – басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню “Муха и Пчела”, где характер “трудолюбивой” хвастуньи 1808 года (“Муха и дорожные”) будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве. В басне “Пчела и Мухи” поэт рассматривает […].

Мораль басни Охотник и ее анализ (Крылов И. А.)“Охотник” – басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного “Еще успею”. Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед (то есть выверенная и выношенная), звучит призывом и строгим наказом: …Коль дело есть, скорей его кончай, Иль после на себя ропщи – не на случай… А […].

Мораль басни Мор зверей и ее анализ (Крылов И. А.)Рассмотрим басню “Мор зверей” (1809). Крылов рисует картину страшного опустошения – по лесам ходит смерть, она не щадит никого… Но поэт так выразителен в описании эпидемии. Чувствуется, что на описание мора Крылов бросил все свои силы – здесь краски сгущены до предела. Следовательно, для идеи целого данная картина существенна. Лютейший бич небес, природы ужас – […].

Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […].

Мораль басни Гуси и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Гуси” – одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип “первородства”, родовитости, […].

Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализ (Крылов И. А.)На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне “Сочинитель и Разбойник” осуждается Сочинитель на страшные муки – вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем […].

Мораль басни Квартет (Крылов И. А.)В басне “Квартет” Крылов дерзко осмеял высший государственный орган царской России, Государственный совет, который был учрежден в 1810 году и включал в себя 4 департамента. Его члены никак сразу не смогли разместиться по разделам, а пересаживались из одного в другой. Разностопный ямб, использованный автором, замечательно передает содержание басни. Размер стиха, краткость строк, частое повторение твердого […].

Мораль басни Лжец и ее анализ (Крылов И. А.)Крылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного “общечеловеческого” порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего “Лжеца”. Возвратившись из дальних странствий, дворянин (возможно, […].

Мораль басни Лев и ее анализ (Крылов И. А.)Обратимся к басне 1830 года. Ее название “Лев”. Просто “Лев”, без “и”. Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […].

Мораль басни Две Собаки и ее анализ (Крылов И. А.)Крылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое – холуйство, угодничество, порождаемые неограниченной единодержавной властью. Если не ценится труд, если попрано личное достоинство, то процветает холуйство, ищущее, по Достоевскому, кому бы сапоги почистить. Это писатель наблюдал у русских либералов. […].

Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол (Крылов И. А.)“Собака, Человек, Кошка и Сокол”- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу, а при необходимости и умереть друг за друга. Налицо вся бутафория дружбы – полный комплект славословия и словоизвержения. Сюда прибавить нечего. А что было на деле? (Крылов делом всегда проверяет […].

Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализ (Крылов И. А.)Крыловская тема “Змея”, змея “умная”, маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, […].

Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И. А.)Подлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне “Волк на псарне”. Это произведение поэта – чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности,- в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и […].

Мораль басни Волки и овцы и ее анализ (Крылов И. А.)Крылов прослеживал открытую им истину на малом и большом, на частностях и общем, на главных государственных институтах и маленьких сошках управления. В частности, он писал о “совете” при царе. И в “Водолазах”, и в “Рыбьих плясках”, и в “Пестрых овцах”, и в “Волках и Овцах” на протяжении ряда лет Крылов зло издевается над этим “учреждением”, […].

Мораль басни Листы и Корни и ее анализ (Крылов И. А.)И Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года “Листы и Корни” находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория […].

Почему мне нравятся Басни И. А. КрыловаС детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […].

Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”)Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) 1. Власть хитрости и лести в басне “Ворона и Лисица”. 2. Осмеяние напыщенной бездарности в басне “Квартет”. 3. Басня “Лебедь, Рак и Щука” […].

Д. И. Фонвизин. Лисица-кознодей. Кого обличает автор в этой басне?1. Как вы поняли название басни? Почему имен­но Лисица вынесена в ее название? Как вы поняли слово кознодей? О каких кознях в басне идет речь? Справка. Кознодей – строящий козни. Басня повествует о смерти звериного ца­ря Льва. О его достоинствах “с восторгом вопиет” Лисица. “Взмостясь на кафедру”, она перечисляет достоинства, которые яко­бы были присущи Льву. […].

Мораль басни Соловьи и ее анализ (Крылов И. А.)Не единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские “Соловьи” (1824) “метят” во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия – так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и […].

Мораль басни Обоз и ее анализ (Крылов И. А.)“Обоз”, как известно,- выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, “досюльным” приемом стратегии – чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях. Победа (имея в виду […].

Мораль басни Два мужика и ее анализ (Крылов И. А.)Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне (в басне ли?) “Два Мужика” (1824), известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и “по […].

Читайте также:  Басня Эзопа Человек с проседью и его любовницы

Мораль басни Слон и Моська (Крылов И. А.)Наверное каждый в своем детстве читал басню Крылова “Слон и Моська”. И не многие в те далекие годы смогли разглядеть в ней ярко выраженный смысл. Чаще всего это обусловленной юным возрастом, когда проходили данное произведение в школе и только благодаря Родителям или учителям Литературы мы понимали всю иронию и сатиру данного произведения. Ведь только задуматься, […].

Ворон и лисица — Толстой Л.Н.

Как-то раз лисица увидела ворона с куском мяса в клюве. Лисица начала его хвалить и попросила спеть. Ворон раскрыл рот, мясо упало на землю к лисе.

Ворон и лисица читать

Достал ворон кусок мяса и сел на дерево. Увидела это лисица, захоте­лось и ей мяса. Подошла она и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя — такой ты красивый, что тебе только царём и быть. И верно, был бы царём, если б ещё и петь умел.

Ворон разинул рот и закричал изо всех сил. Мясо упало, лисица его подхватила и говорит:

— Ах, ворон! Если б тебе ещё ума побольше, быть бы тебе царём.

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 2.3 / 5. Количестов оценок: 4

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 111 раз(а)

Другие басни Толстого Л.Н.

Собака и ее тень — Толстой Л.Н.

Басня про собаку, которая переходила через реку по дощечке и несла мясо в зубах. Но увидела свое отражение в реке и бросилась в воду отнимать .

Собака, петух и лисица — Толстой Л.Н.

Басня про Петуха и Собаку, которые пошли странствовать. Ночью Петух спал на дереве, а собака внизу. Утром петух запел, его услышала Лисица, .

Галка и кувшин — Толстой Л.Н.

Басня про смекалистую галку, которая хотела пить, но не доставала до воды в кувшине. Она не сдалась и придумала способ напиться. Галка и кувшин .

Все басни Толстого Л.Н.

Рекомендуем Вам прочитать

Орел и лисица — Толстой Л.Н.

Басня о том, как орел схватил лисенка , а лиса просила его пожалеть. Но орел не отдал лисенка, подумав, что лиса ему не сможет отомстить. Орел и .

Волк и Кукушка — басня Крылова

Волк стал рассказывать Кукушке, что уезжает жить в другое место, где все замечательные, люди добрые, никого не обижают, собаки даже не лают, а .

Зайцы и лягушки — Толстой Л.Н.

Перевод Л.Н. Толстого басни Эзопа. Басня про зайцев, которые устали всех бояться и решили в озере утопиться. Зайцы и лягушки читать Сошлись раз .

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Крылов И.А. (31)
  • Михалков С.В. (6)
  • Толстой Л.Н. (68)
  • Басни (все) (105)

Басни по возрасту:

  • для детей 3-4-5 лет (32)
  • для детей 6-7-8 лет (105)
  • для детей 9-10 лет (82)
  • Медвежья услуга. Помощь друга в беде

    Наконец-то лесной Медведь улегся под огромный старый дуб , зарылся в листья своей берлоги и глубоко вздохнул, засыпая под первый снежок с мыслями : — Вот сейчас засну на всю зиму до самой весны ……

    Скоро Новый год!

    Белая полярная сова села на заснеженный подоконник и стала скрестись когтистыми лапами и стучать мощным клювом в морозное окно сказочно красивого дома, стоящего на окраине таежного хвойного леса. — Кто там ? – послышался мужской…

    Как снежинка взрослее стала

    Жила-была Маленькая Снежинка. Жила она в пушистом облачке, в виде капельки дождя, и ждала момента, когда ей нужно будет сформироваться в настоящую снежинку и спуститься на землю. И вот этот момент наступил. Маленькая Снежинка очень…

    Как в резиновой калоше Таракан живёт Тимоша; По утрам – салат и сыр, Перед сном — всегда кефир! Хорошо живёт в калоше Хитрый маленький Тимоша! Но друзей, как старый крот, Ну никак он не найдёт!…

    Герой нашего времени

    Лирико-психологический роман о молодом офицере царской армии Печорине, отправленном на службу в горах. Печорин — натура чувствительная и возвышенная, но эгоистичная. Предисловие Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно…

    История про юношу и девушку, влюбленных друг в друга. Девушка была из богатой семьи, а юноша был беден и зарабатывал на жизнь игрой на музыкальном инструменте на торжествах у зажиточных людей. Ашик-Кериб читать Давно тому…

    В рассказе автор, как большой любитель природы и ценитель прекрасного, описывает красоту зарождения нового дня. Горы, волны моря, деревья, цветы — все вокруг радуются солнцу. Утро читать Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается…

    Дед Архип и Лёнька

    Рассказ о тяжелой судьбе нищего старика и мальчика, которые ходили по деревням и просили милостыню. Однажды они зашли в станицу на Кубани и там с ними произошли трагические события. Дед Архип и Лёнька читать Ожидая…

    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;Мы сложили ее на старинный лад,Мы певали ее под гуслярный звонИ причитывали да присказывали.Православный народ ею…

    Казачья колыбельная песня

    Спи, младенец мой прекрасный,‎Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясный‎В колыбель твою.Стану сказывать я сказки,‎Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки,‎Баюшки-баю. По камням струится Терек,‎Плещет мутный вал;Злой чечен ползет на берег,‎Точит свой кинжал;Но отец твой — старый воин,‎Закален в…

    На севере диком

    На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой она.И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет….

    Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.Под нависшею скалоюУж не любит, меж цветов,Пахарь отдыхать пороюОт полуденных трудов.Зверь, отважный, поневолеСкрыться где-нибудь спешит.Ночью месяц тускл, и полеСквозь туман лишь серебрит. (Илл….

    • О проекте
    • Блогерам
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

    Басни Эзопа, 2 класс

    Басни для младших школьников 2 класса

    Ворон и Лисица

    Вopoн добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:

    — Эх, Ворон, как посмотрю на тебя — по твоему росту да красоте, только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

    Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

    — Ах, Ворон! Коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

    Лисица и Виноград

    Лисица увидала — висят спелые кисти Винограда — и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не могла достать.

    Чтоб досаду заглушить, она говорит: «Зелены ещё».

    Лев и Лисица

    Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростью жить: зашёл в пещеру, лёг и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру.

    Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит:

    — Что, Лев, как можешь?

    — Плохо. Да ты отчего же не входишь?

    А лисица говорит:

    — Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет.

    Лисица и Журавль

    Лисица позвала Журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и Лисица сама всё поела. На другой день Журавль к себе позвал Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а Журавль всунул свою длинную шею и всё выпил один.

    Орёл, Ворона и Пастух

    Ходили овцы по полю. Откуда ни взялся Орёл, — упал с неба, вцепился когтями в ягнёнка и унёс его. Ворона видела это и хотела тоже мяса поесть. Она сказала: «Это не хитрая штука. Дай я тоже сделаю, да ещё лучше. Орёл глуп, он малого ягнёнка взял, а я вон того жирного барана выберу». Взялась барану Ворона когтями прямо в волну, хотела поднять — не может. И не знает Ворона, как самой из волны когти выдрать. Пастух пришёл, выдрал Вороне ноги из волны, убил её и бросил.

    Растолстевшая Мышь

    Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь прошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, Мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

    Мышь и Лягушка

    Пришла Мышь в гости к Лягушке. Лягушка встретила Мышь на берегу и стала ее звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла.

    — Никогда, — сказала она, — к чужим людям в гости ходить не буду.

    Два Петуха и Орёл

    Дрались два Петуха у навозной кучи. У одного Петуха было силы больше, он забил другого и прогнал от навозной кучи. Все куры сошлись вокруг Петуха и стали хвалить его. Петух хотел, чтобы и на другом дворе узнали про его силу и славу. Он взлетел на сарай, забил крылами и запел громко: «Смотрите все на меня, я Петуха побил! Нет ни у одного Петуха на свете такой силы».

    Не успел пропеть, летит Орёл, сбил Петуха, схватил в когти и унёс в своё гнездо.

    Кот с бубенцом

    Стало Мышам плохо жить от Кота. Что ни день, то двух, трёх заест. Сошлись раз Мыши и стали судить, как бы им от Кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать.

    Вот одна Мышка и сказала:

    — Я вам скажу, как нам от Кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идёт. Надо Коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём.

    — Это бы хорошо, — сказала старая Мышь, — да надо кому-нибудь звонок на Кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок Коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

    Путники

    Шли по дороге Старик и Молодой. Видят они: на дороге лежит мешок денег.

    Молодой поднял и сказал:

    — Вот бог мне находку послал.

    А Старик сказал:

    — Нет, мы не вместе нашли, я один поднял.

    Старик ничего не сказал. Прошли они ещё немного. Вдруг слышат, скачет сзади погоня, кричат:

    — Кто мешок денег украл?

    Молодой струсил и сказал:

    — Как бы нам, дядюшка, за нашу находку беды не было.

    — Находка твоя, а не наша, и беда твоя, а не наша.

    Малого схватили и повели в город судить, а Старик пошёл домой.

    Черепаха и Орёл

    Черепаха просила Орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало; а она всё просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

    Мышь, Петух и Кот

    Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

    — Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

    — Скажи, какие это звери?

    — Един страшный ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

    — Это Петух, — сказала старая Мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

    — Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

    Старая Мышь сказала:

    — Дура ты, дура. Ведь это сам Кот.

    Волк и Собака

    Худой Волк ходил подле деревни и встретил жирную Собаку.

    Волк спросил у Собаки:

    — Скажи, Собака, откуда вы корм берёте?

    — Верно, вы трудную службу служите.

    — Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.

    — Так только за это вас так кормят, — сказал Волк. — Я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.

    — Что ж, иди, — сказала Собака. — Хозяин и тебя также кормить станет.

    Волк был рад и пошёл с Собакой к людям служить. Стал уже Волк в ворота входить, видит он, что у Собаки на шее шерсть стёрта.

    — А это у тебя, Собака, от чего?

    — Да так, — сказала Собака.

    — Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.

    — Ну, так прощай, Собака, — сказал Волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирён буду, да на воле.

    Лев и Осёл

    Пошёл раз Лев на охоту и взял с собой Осла и сказал ему:

    — Ты зайди, Осёл, в лес и кричи, что есть мочи — у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю.

    Так и сделал. Осёл кричал, а звери бежали, куда попало, и Лев ловил их.

    После ловли Лев сказал Ослу:

    — Ну, хвалю тебя, ты хорошо кричал.

    И с тех пор Осёл всё кричит, всё ждёт, чтобы его хвалили.

    Мужик и Счастье

    Мужик пошёл косить луга и заснул, а Счастье ходило по свету.

    Подошло Счастье к Мужику и сказало:

    — Вот он вместо работы спит, а потом не сберёт сено за погоду, на меня, на Счастье, скажет. Скажет: мне счастья нет.

    Конь и Кобыла

    Кобыла ходила день и ночь в поле, не пахала, а Конь кормился ночью, а днём пахал.

    Кобыла и говорит Коню:

    — Зачем ты пашешь? Я бы на твоём месте не пошла. Он бы меня плетью, а я бы его ногою.

    На другой день Конь так и сделал. Мужик видит, что Конь стал упрям, запрёг в соху Кобылу.

    Стрекоза и Муравей

    Осенью у Муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму.

    Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?»

    Она сказала: «Недосуг было: песни пела».

    Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

    Уж и Ёж

    Пришёл раз Еж к Ужу и сказал:

    — Пусти меня, Уж, в своё гнездо на время.

    Уж пустил. Только как залез Ёж в гнездо, не

    стало житья ужатам от Ежа.

    — Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои все колются о твои иглы, и им больно.

    — Тот уходи, кому больно, а мне и тут хорошо.

    Галка и Кувшин

    Хотела Галка пить. На дворе стоял Кувшин с водой, а в Кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать.

    Она стала кидать в Кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было пить.

    Лисица и Обезьяна

    Выбрали раз звери себе Обезьяну в начальники.

    Лисица пришла к Обезьяне и говорит:

    — Ты теперь у нас начальник, я тебе услужить хочу: я нашла в лесу клад; пойдём, я тебе покажу.

    Обезьяна обрадовалась и пошла за Лисицей.

    Лисица привела Обезьяну к капкану и говорит:

    — Вот здесь, возьми сама, я до тебя трогать не хотела.

    Обезьяна засунула лапы в капкан и попалась. Тогда Лисица побежала, призвала всех зверей и показала им Обезьяну.

    — Посмотрите, — говорит, — какого вы начальника выбрали! Видите, у неё ума нет, она в капкан попала.

    Мышь полевая и Мышь городская

    Пришла важная Мышь из города к простой Мыши. Простая Мышь жила в поле и дала своей гостье, что было: гороха и пшеницы.

    Важная Мышь погрызла и сказала:

    — Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное, приходи ко мне, посмотри, как мы живём.

    Вот пришла простая Мышь в гости. Дождались под полом ночи.

    Люди поели и ушли. Важная Мышь ввела из щели свою гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая Мышь никогда не видала такой еды и не знала, за что взяться.

    — Твоя правда, наше житьё плохое. Я перейду также в город жить.

    Только она сказала это, затрясся стол, и в двери вошёл человек со свечкой и стал ловить Мышей. Насилу они ушли в щёлку.

    — Нет, — говорит полевая Мышь, — моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не знаю.

    Кошка и Лисица

    Разговорились Кошка с Лисицею, как от собак отделаться.

    — Я собак не боюсь, потому что у меня от них одна уловка есть.

    А лисица говорит:

    — Как можно с одной уловкой отделаться от собак? У меня так семьдесят семь уловок и семьдесят семь увёрток есть.

    Пока они говорили, наехали охотники и набежали собаки. У Кошки одна уловка: она вскочила на дерево, и собаки не поймали её, а Лисица начала свои увёртки делать, да не увернулась — собаки поймали её.

    Собака и Волк

    Собака заснула за двором.

    Голодный Волк набежал и хотел съесть её.

    Собака и говорит:

    — Волк! Подожди меня есть, — теперь я костлява, худа. А вот, дай срок, хозяева будут свадьбу играть, тогда мне еды будет вволю, я разжирею, — лучше тогда меня съесть.

    Волк поверил и ушёл.

    Вот приходит он в другой раз и видит — Собака лежит на крыше. Волк и говорит:

    — Что ж, была свадьба?

    А Собака и говорит:

    — Вот что, Волк: коли другой раз застанешь меня сонную перед двором, не дожидайся больше свадьбы.

    Читайте также:  Басня Эзопа Ворожея

    Волк и Белка

    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

    Белка стала просить:

    — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, Белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь — вы там вверху всё играете и прыгаете.

    — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

    Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:

    — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

    Мужик и Водяной

    Мужик уронил топор в реку; с горя сел на беpeг и стал плакать.

    Водяной услыхал, пожалел Мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит:

    Водяной вынес другой, серебряный топор.

    Мужик опять говорит:

    Тогда Водяной вынес настоящий топор.

    — Вот это мой топор.

    Водяной подарил Мужику все три топора за его правду. Дома мужик показал товарищам топоры и рассказал, что с ним было.

    Вот один Мужик задумал то же сделать: пошёл к речке, нарочно бросил свой топор в воду, сел на берег и заплакал.

    Водяной вынес золотой топор и спросил:

    Мужик обрадовался и закричал:

    Водяной не дал ему золотого топора и его собственного назад не отдал, — за его неправду.

    Отец и Сыновья

    Отец приказывал Сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались.

    Вот он велел принести веник и говорит:

    Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда Отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

    Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:

    — Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь, — вас всякий легко погубит.

    Лгун

    Мальчик стерёг овец и, будто увидав Волка, стал звать: «Помогите, Волк! Волк!»

    Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал Волк.

    Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, Волк!»

    Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

    Волк видит: бояться нечего — на просторе перерезал всё стадо.

    Тест с ответами: “Басни И.А. Крылова”

    I вариант.

    1. Что такое басня:
    а) короткое стихотворение о жизни зверей
    б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл +
    в) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае

    2. Что такое мораль басни:
    а) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом +
    б) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце
    в) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями

    3. Кто является автором басен “Свинья под Дубом”, “Волк на псарне”, “Ворона и Лисица”:
    а) Эзоп
    б) Ломоносов
    в) Крылов +

    4. Из какой басни взяты следующие строки: “Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею”:
    а) “Свинья под Дубом” +
    б) “Волк на псарне”
    в) “Ворона и Лисица”

    5. Из какой басни взяты следующие слова: “Спой, светик, не стыдись!”:
    а) “Свинья под Дубом”
    б) “Волк на псарне”
    в) “Ворона и Лисица” +

    6. Из какой басни взяты следующие слова: “Ты сер, а я, приятель, сед…”:
    а) “Ворона и Лисица”
    б) “Волк на псарне” +
    в) “Свинья под Дубом”

    7. Какой персонаж басни “Свинья под Дубом” попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба:
    а) Сокол
    б) Коршун
    в) Ворон +

    8. В чём состоит мораль басни “Свинья под Дубом”:
    а) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро +
    б) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства
    в) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний

    9. Как автор называет Лисицу из басни “Ворона и Лисица”:
    а) царь – птица
    б) голубушка
    в) плутовка +

    10. Какие события из истории России запечатлел Крылов в басне “Волк на псарне”:
    а) войну с японцами в 1904-1905 гг.
    б) войну с Наполеоном в 1812 году +
    в) войну с фашистами в 1941-1945 гг.

    11. Где льстец всегда отыщет уголок в басне “”Ворона и Лисица”:
    а) в сердце +
    б) в душе
    в) в доме

    12. Что бог послал вороне:
    а) творог
    б) сыр +
    в) монету

    13. Сколько сыра было в этой басне:
    а) кусочек +
    б) 2 кусочка
    в) килограмм

    14. На каком дереве сидела ворона:
    а) на дубе
    б) на сосне
    в) на ели +

    15. Какое определение лисица дала голосу вороны:
    а) ангельский +
    б) приятный
    в) божественный

    16. Что лисица попросила сделать ворону:
    а) указать дорогу
    б) спеть +
    в) отдать ей сыр

    17. Какое дело объединило героев басни “Лебедь, рак и щука”:
    а) везти плот
    б) строить дом
    в) везти воз +

    18. Чем был наполнен воз:
    а) удочками
    б) поклажей +
    в) одеждой

    19. Почему воз не двигался с места:
    а) он был слишком тяжелый
    б) не было колес
    в) все трое тянули в разные стороны +

    20. Чего не было у героев басни, чтобы воз поехал:
    а) сил
    б) согласия +
    в) ума

    II вариант.

    1. Что хочет сделать осёл в начале повествования басни “Осёл и соловей”:
    а) самолично оценить пение соловья +
    б) прогнать соловья, который разбудил его своим пением
    в) купить соловья

    2. На сколько ладов свистал соловей:
    а) на три лада
    б) на тысячу ладов +
    в) на сто ладов

    3. Кто любовался соловьем, улыбаясь девушке:
    а) осёл
    б) певец
    в) пастух +

    4. Кто,по мнению осла, поёт лучше, чем соловей:
    а) иволга
    б) петух +
    в) дрозд

    5. Как называет осёл соловья в начале басни:
    а) дружок
    б) братец
    в) дружище +

    6. Как Крылов называет Стрекозу в начале своей басни “Стрекоза и Муравей”:
    а) шалунья
    б) попрыгунья +
    в) певунья

    7. Что делала Стрекоза все лето:
    а) пела +
    б) ходила в гости к Муравью
    в) готовилась к зиме

    8. Что произошло со Стрекозой с приходом зимы:
    а) стала кататься на санках
    б) стала много играть в снежки
    в) начала голодать +

    9. К кому Стрекоза, замерзнув и проголодавшись, обратилась за помощью:
    а) к Кузнечику
    б) к Муравью +
    в) к своей маме – стрекозе

    10. Что предложил делать Стрекозе Муравей зимой:
    а) поплясать +
    б) продолжать радоваться зимним забавам
    в) продолжать петь

    11. Вспомните, кто такой невежда в басне «Свинья под Дубом»?
    а) Малообразованный человек, а также человек, не сведущий в какой-либо области +
    б) Грубый, невоспитанный человек
    в) Глупый человек

    12. Определите, куда в басне «Волк на псарне» пустился хитрый Волк?
    а) Наутёк
    б) В угол
    в) В лес
    г) В переговоры +

    13. Вспомните, столько лет было Дубу, под которым “Свинья … Наелась желудей досыта, до отвала”:
    а) 100 лет +
    б) 150 лет
    в) 200 лет

    14. Выберите, в басне «Ворона и Лисица» где льстец всегда отыщет уголок?
    а) В душе
    б) В сердце+
    в) В доме

    15. Укажите, что бог послал вороне в басне «Ворона и Лисица»?
    а) Монету
    б) Сыр+
    в) Творог

    16. Вспомните, сколько сыра было в басне «Ворона и Лисица»?
    а) Кусочек+
    б) Два кусочка
    в) Килограмм

    17. Выберите, где сидела ворона в басне «Ворона и Лисица»?
    а) На сосне
    б) На ели+
    в) На дубе

    18 Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»:
    а) Голубушка +
    б) Плутовка
    в) Царь-птица

    19. Вспомните, какие события И.А. Крылов запечатлел в басне «Волк на псарне»?
    а) Войну с Наполеоном в 1812 году +
    б) Войну с фашистами в 1941-1945 году
    в) Войну с японцами в 1904-1905 г.

    20. Из какой басни взяты данные строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?
    а) «Волк на псарне»
    б) «Свинья под Дубом» +
    в) «Ворона и Лисица»

    Басня Эзопа Жрецы Кибелы

    Басни основного эзоповского сборника

    1. Орел и лисица

    Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

    Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

    2. Орел, галка и пастух

    Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

    Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

    Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

    Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

    4. Соловей и ястреб

    Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

    Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

    В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

    Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

    6. Дикие козы и пастух

    Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

    Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

    Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

    Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

    8. Эзоп на корабельной верфи

    Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

    Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

    9. Лисица и козел

    Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

    Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

    10. Лисица и лев

    Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

    Басни Эзопа и Эхо – редакция 2019

    Басни Эзопа и Эхо / Феано, Москва 2019, библиотека проекта «Галактический Ковчег». Серия «Царства мудрости. Наследие мудрецов», кол-во страниц 146
    ISBN: 978-5-8853-4575-0

    Предваряет книгу историко-библиографический очерк – Родословная басни. Оглавление и графика – в конце книги. В части первой звучит ритмичное эхо – эзоповы басни, во второй части – басни античных авторов и эхо, а также исследование некоторых басен; в части третьей – новые басни; в части четвёртой – избранные притчи и басни суфийских авторов.

    © Феано
    Иллюстративный материал – графика:
    Marcus Gheeraerts I.(1516-1590), Wenceslaus Hollar (1607 – 1677)
    обложка – Wilhelm von Kaulbach (1804 – 1874)

    СЕРИЯ «НАСЛЕДИЕ МУДРЕЦОВ. ЦАРСТВА МУДРОСТИ»

    РОДОСЛОВНАЯ БАСНИ – опубликована тут http://stihi.ru/2019/11/27/5530

    УЧИТЕЛЮ 23
    ВО ВСЕ ВЕКА 23
    БАСНИ ЭЗОПА 25
    ЭХО ЭЗОПА 27
    ВОЛКИ И ОВЦЫ 31
    ЛЕБЕДЬ 32
    ЛИСИЦА И ВИНОГРАД 33
    КОШКА И ПЕТУХ 33
    БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА 33
    Эхо – ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА 34
    ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК 34
    ЗИМОРОДОК 34
    ЛИСИЦА И МАСКА 35
    ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ 35
    КОВАРНЫЙ 35
    ЗВЕЗДОЧЁТ 36
    ЛИСИЦА И СОБАКА 36
    ЛЯГУШКИ 36
    ОГОРОДНИК И СОБАКА 36
    ВОЛЫ И ОСЬ 36
    ОГОРОДНИК 37
    ЗЕВС И ЛЮДИ 37
    ВОЛК И ЖУРАВЛЬ 37
    ПТИЦЕЛОВ И АСПИД 37
    СОБАКА С КУСКОМ МЯСА 38
    ЛЕВ И КРЕСТЬЯНИН 38
    ЛЕВ И ДЕЛЬФИН 38
    ЛЕВ, ИСПУГАННЫЙ МЫШЬЮ 39
    ЛЕВ И МЫШЬ 40
    ЛЕВ И МЕДВЕДЬ 40
    ВОЛК И СТАРУХА 41
    ЛЕВ И ЛИСА 41
    ВОЛК И ОВЦА 41
    ЛИСИЦА И ЛЕВ 41
    ОРЁЛ И ЛИСИЦА 43
    СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ 44
    ОРЁЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ 45
    ОРЁЛ И ЖУК 45
    РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА 45
    РАСТОЛСТЕВШАЯ МЫШЬ 46
    ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ 46
    Эхо басни см. в разделе 2 47
    ВОРОН И ЛИСИЦА 47
    ЛЕВ, ВОЛК И ЛИСИЦА 47
    ЛЕВ, ОСЁЛ И ЛИСИЦА 48
    МУЖИК И ВОДЯНОЙ 49
    БОРЕЙ И СОЛНЦЕ 49
    ПАСТУХ 51
    ЛАСКА И АФРОДИТА 51
    КРЕСТЬЯНИН И ЗМЕЯ 51
    УЛИТКИ 53
    ЖЕНЩИНА И КУРИЦА 53
    СТАРИК И СМЕРТЬ 53
    ПУТНИКИ И МЕДВЕДЬ 53
    ТРОСТНИК И ДУБ 54
    ПАСЕЧНИК 54
    ОЛЕНЬ И ЛЬВИЦА 54
    ОЛЕНЬ И ЛЕВ 54
    МУХИ 55
    ОСЁЛ, ПЕТУХ И ЛЕВ 55
    ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 1 55
    ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 2 55
    СОБАЧКА И ХОЗЯИН 56
    СОБАКИ И ХОЗЯИН 56
    ВОЛК И КОЗЛЁНОК – 1 56
    ВОЛК И КОЗЛЁНОК – 2 57
    ГЕРМЕС И ЗЕМЛЯ 57
    ЗЕВС И ЧЕРЕПАХА 57
    ПЧЁЛЫ И ЗЕВС 58
    МУРАВЬИ И ЗЕВС 58
    ЖРЕЦЫ КИБЕЛЫ 58
    МУХА 58
    СПАСЁННЫЙ 59
    БОЛЬНОЙ И ЛЕКАРЬ 59
    ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ЛАСКА 59
    ПУТНИК И СУДЬБА 60
    ПУТНИКИ И ПЛАТАН 60
    ПУТНИК И ГАДЮКА 60
    ОСЁЛ И САДОВНИК 61
    ОСЁЛ И ЦИКАДЫ 61
    ОСЁЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ 61
    ОСЁЛ И ЛЯГУШКИ 62
    ОСЁЛ, ЛИСИЦА И ЛЕВ 62
    ЗМЕЯ, ЛАСКА И МЫШИ 62
    РОПОТ ЗМЕИ 62
    ХОТЕЛ ПИТЬ 63
    ГОЛУБКА И ВОРОН 63
    ОБЕЗЬЯНА И РЫБАКИ 63
    БОГАЧИ И ПЛАКАЛЬЩИЦЫ 63
    ПАСТУХ И ОВЦЫ 64
    ПАСТУХ И СОБАКА 64
    ПАСТУХ И ВОЛЧАТА 64
    ПАСТУХ ШУТНИК 65
    ГРАНАТОВОЕ ДЕРЕВО, ЯБЛОНЯ И ТЕРНОВНИК 65
    КРОТ 65
    ОСА И ЗМЕЯ 66
    БЫК И ДИКИЕ КОЗЫ 66
    ОБЕЗЬЯНЬИ ДЕТИ 66
    ПАВЛИН И ГАЛКА 66
    ВЕРБЛЮД, СЛОН И ОБЕЗЬЯНА 67
    ЗЕВС И ЗМЕЯ 67
    СВИНЬЯ И СОБАКА 67
    КАБАН И ЛИСИЦА 67
    СКРЯГА 68
    ЧЕРЕПАХА И ЗАЯЦ 68
    ПОКУПКА ОСЛА 69
    ЛАСТОЧКА И ЗМЕЯ 69
    КЛЯТВА 69
    ПРОМЕТЕЙ И ЛЮДИ 70
    ЦИКАДА И ЛИСИЦА 70
    ГИЕНА 70
    ДИОГЕН В ПУТИ 71
    ОРЕШНИК 71
    ОСЁЛ И МУЛ 71
    ДВЕ СУМЫ 72
    КАБАН, КОНЬ И ОХОТНИК 72
    КОМАР И ЛЕВ 72
    ДРОВОСЕКИ И ДУБ 73
    СОСНА И ТЕРНОВНИК 73
    ЧЕЛОВЕК И ЛЕВ – ПОПУТЧИКИ 73
    ЛЬВИЦА И ЛИСА 74
    ДВА ПЕТУХА И ОРЁЛ 74
    ЛЕВ, ПРОМЕТЕЙ И СЛОН 74
    ВОЛК И СОБАКА 75
    ОСЁЛ И СОБАКА 76
    ЗИМА И ВЕСНА 76
    СОЛОВЕЙ И ЛАСТОЧКА 76
    ЗЕВС И ДУБЫ 77
    РЫБАК И РЫБЫ 77
    ЧЕЛОВЕК И ГЕРМЕС 77
    ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ 77
    АФИНЯНИН И ФИВАНЕЦ 78
    СВАДЬБА СОЛНЦА 78
    ЛЕВ И ВОЛК 78
    ГЕРАКЛ, АФИНА И РАЗДОР 78
    БОЧКА ЗЕВСА 79
    БРАКИ БОГОВ 79
    КОЗЁЛ И ВИНОГРАД – 1 79
    КОЗЁЛ И ВИНОГРАД – 2 79
    КРЕСТЬЯНИН И ОРЁЛ 80
    ДВА ДНЯ ПРАЗДНИКА 81
    Эхо 81
    ЧЕЛОВЕК, СЧИТАЮЩИЙ ВОЛНЫ 81
    Эхо 81
    ОСЁЛ И ЖАЖДЕНЬ 82
    ЛЬВЫ И ЗАЙЦЫ 87
    МЫШЬ И РАКУШКА 87
    ГЛАЗА И РОТ 87
    САТИР И ОГОНЬ 88
    ДАР СКОРБИ 88
    БЕГЛЫЙ РАБ 89
    ВОЛК И ПАСТУХИ 89
    ЛУНА И ЕЁ МАТЬ 89
    ЛИСА И ЖУРАВЛЬ 90
    КОРОЛЁК И ОРЁЛ 90
    КУКУШКА И ПТИЦЫ 90
    ДЕМОСФЕН 90
    СОФИЗМ ЭВАТЛА 91
    ЕЗДОК И БЕШЕНЫЙ КОНЬ 92
    МОМ И АФРОДИТА 92
    МУРАВЕЙ И СТРЕКОЗА 97
    ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ. 102
    ЭХО – ДЕВУШКА 102
    СОБАКА С КОШКОЙ 102
    БЕРЁЗА И ЕЛЬ 103
    ПУСТОЙ МЕШОК 103
    ОРЕЛ И ГЛОРИЯ 103
    СОБАКА У ДОМА 104
    ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ 104
    ВЗГЛЯДЫ 104
    ДОСТИЖЕНИЯ 105
    ЛЕКАРИ 105
    РЕПЕЙ 105
    МЫСЛИ 105
    ИГРА СОБАКИ 106
    НЕОБХОДИМОСТЬ 106
    ШВЕЙЦАР 107
    ЗАЧЕМ СТРОЯТ ГОРОДА 107
    БЫВАЕТ 108
    ВРАЧ 108
    КОКЕТКА 109
    ЗОЛОТАЯ РЫБКА 110
    ОГОНЬ И ФИГУРКИ 110
    ПРО КРОТА 111
    МЕЧТА СОЛОВЬЯ 113
    СОСНА И ДУБ 113
    ГОРА И ЛЮДИ 114
    МУРАВЕЙ 116
    СКАЗКА О ХВОИНКЕ 117
    РАЗГОВОР 120
    ЗВЁЗДНЫЕ СУТКИ 120
    ЛЕВ В ПЛЕНУ 122
    ДВОЕ НИЩИХ 122
    СЛОН В ТЕМНОТЕ 123
    СКАЗКА О ФЛЕЙТЕ 124
    ОДНАЖДЫ СЛОН 127
    МУРАВЬИ И КАРАНДАШ 128
    ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО 130
    УСТРИЦА 130
    МОЛНИЯ И КЕДР 131
    УТОПАНИЕ 131
    НЕПРЯМОЙ ПУТЬ 131
    ЖАР И ХОЛОД 131
    СВОБОДА 132
    ФУНКЦИЯ 132
    ДОБРОДЕТЕЛЬ 137
    ТРИ ЖЕЛАНИЯ 138
    СЫР 138
    ВЫСШИЕ ВОСПРИЯТИЯ 139
    ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ 139
    УЧЁНЫЙ И ФИЛОСОФ 139
    ДРАКОН 140
    ЧЕЛОВЕК И ТИГР 140
    ДОБРО И ЗЛО 141
    МЫСЛЬ 142
    ВЕЖЛИВОСТЬ И ПРАВДА 142
    ВРЕМЯ УБЕГАЕТ 142
    ПОБЕГ 143
    СОЧЕТАНИЕ 143
    ПАРИ 143
    ПОКРАСКА 144
    УДИВЛЕНИЕ 144
    ЭЗОПУ 146

    Читайте также:  Басня Эзопа Дуб и Тростник

    фрагмент текста книги:

    Неудивительно читать мне в Маснави ,
    Что рождено когда-то было на фарси,
    Сюжеты басен, что Эзоповыми были,
    Что Пифагоровыми в плаванье отплыли.
    А реки водною природою сильны,
    И все ручьи, и все дожди – то путь воды.
    Моря вмещают воды разные всех рек,
    Пусть удивляется, коль хочет, человек.

    А, коль не хочет, пусть отыщет те значенья,
    Что, как круги на глади вод, дают реченья.
    Реченья мудрые вовек не иссякают,
    А в каждом искреннем таланте оживают!
    Ну как, скажите, о любви не говорить,
    И как при этом слов любви не повторить?
    Вот точно так же и сюжеты сказок мудрых
    Из века в век живут и зреют в думах трудных.

    Но Океанова любовь не знает слов,
    А лишь значение всего, что есть Любовь.
    Неудивительно читать мне у Руми
    Сюжеты сказок, что озвучил Санайи.

    Но что сказать нам о Крылове, о Толстом,
    Кто повторял сюжет искрящимся умом!
    И Идрис Шах не всех по имени назвал,
    Когда речения времён передавал.
    У Соломона в притчах – эхо сказок древних,
    Что из Египта привезли для благоверных.
    Не зря изрёк мудрец: – «Вернётся всё опять»,
    Чтоб новой амфоры границы наполнять.

    «И на круги своя, воротится всё то,
    Что будет жить», покуда Эхо нам дано.
    Покуда горные вершины и ущелья
    Своей твердыней отражают грех сомненья.
    Доколе лес высокий эхом нам вторит,
    Живёт и рифма, возрождается пиит.
    Неудивительно, что суфии любили
    Царя времён, и Пифагора оценили.

    Эзопов язык загадочен, хотя и кажется простодушным, очевидным для ума. Но иносказательные намёки простых сюжетов могут увести наблюдателя так далеко по тропочкам размышлений, что он с удивлением обнаружит себя вовлечённым в потайные беседы ума современного с самим собой древним – вечным Эзопом. Кто же такой, на самом деле, древний Эзоп, а бог Зевс, а богиня Афина? А кого изображает баснописец под образами тех или иных животных? Как черты характера людей проявляются и взаимодействуют между собой, раскрываясь благодаря басенным сюжетам? Символическое значение каждого животного играет в басне заглавную роль. Конечно, под масками животных или богов читатель разглядит черты характера человека, а где-то черты своего характера, особенности восприятия чувств. Приглашаю вас поразмышлять не только над очевидным в сюжетах басен, но и над вторым, третьим смыслами, открывающимися внимательному взгляду. Важно попробовать уйти от спешки при чтении и настроиться на то, что преодолело временность и суету, на то, что вечно. Мораль у басен пусть же любой ум поищет самостоятельно, ибо каждому открывается свой уникальный мир восприятия мудрости времён.

    Основой для сбора текстов эзоповых басен послужило создание в 295 г. до н.э. Александрийской библиотеки. А поскольку Деметрий являлся не только инициатором создания библиотеки, но и ее первым руководителем, поставившим своей целью собрать, по возможности, все книги мира – то, вероятно, именно в эти годы им и было осуществлено первое собрание эзоповых басен, о котором мы знаем от Диогена Лаэртского. Собрание басен состояло из десяти книг, а утрачено было после IX в. н.э.

    Сложности идентификации подлинных сочинений Эзопа, как и самой личности автора, существовали уже в III в. до н.э., их вполне осознавал Деметрий Фалерский.

    Можно предположить, что к составлению текстов басен были причастны пифагорейцы, сохранявшие эзотерическое знание лишь для посвящённых, но использовавшие народные сюжеты историй, басен нравственного содержания для самого широкого распространения. Деметрий Фалерский был хорошо знаком и, скорее всего, был приверженцем пифагорейского учения, ибо учился у Теофраста, а сам Теофраст (370 до н. э., — 285 до н. э.), — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки, почитается родоначальником истории философии, следовательно, и пифагорейской традиции, ведь именно Пифагор (YI в. до н.э.) был первым, кто назвался философом.

    В первые сборники басен Деметрием сознательно были включены тексты, которые могли принадлежать автору (или авторам) YI в. до н.э., но включалось также и большинство сочинений, соответствовавших критериям мировоззренческой близости и жанровой общности формы «эзоповой басни». Самым важным при составлении сборников «Эзоповых басен» Деметрий полагал именно воспитательную ценность произведения. Деметрий Фалерский проявил себя не только в роли собирателя, исследователя и издателя «эзоповых басен», но также и в качестве автора некоторых из них.

    Как пример одного из текстов написанного Деметрием Фалерским, можно назвать басню «Оратор Демад».

    Оратор Демад говорил однажды перед народом в Афинах, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать народу Эзопову басню. Все согласились, и он начал: “Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки; ласточка через нее перелетела, а угорь в нее нырнул. ” И на этом замолк. ” А что же Деметра?” – стали все его спрашивать. ” А Деметра стоит и гневается на вас, – отвечал Демад, – за то, что Эзоповы басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите”.
    Так среди людей неразумны те, кто пренебрегают делами необходимыми, а предпочитают дела приятные.

    (Оратор Демад. Басни основного эзоповского сборника, 63).

    Даже при первом рассмотрении ясно, что Эзоп, живший в YI в. до н.э. не мог писать об афинском ораторе конца IY в. до н.э. Вряд ли эту басню мог составить автор живший позднее III в. до н.э., поскольку фигура Демада не была широко известна в последующие столетия, и даже Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.) не упоминал сочинений Демада. Наиболее вероятным автором этой басни представляется именно Деметрий Фалерский, для которого Демад был не только современником – но человеком с которым Деметрий был близко знаком, а также восхищался стилем его речей, о чем сам Деметрий говорит в книге «О риторике». С таким предисловием и начнём.

    Оратор с жаром говорил, хотя народ
    Был невнимателен.
    Тогда Демад сказал:
    – Эзопа басню расскажу, а то устал.
    Деметра, ласточка и угорь шли вперёд.
    Вдруг оказались перед речкою они.
    И угорь нырнул, и в небо ласточка взлетела. –

    На этом месте замолчал он.
    – В чём же дело?
    – А что Деметра? – загудели земляки.

    Он отвечал:
    – Деметра сердится на вас,
    Что государственные вам дела скучны,
    И вы Эзопом в этот час поглощены.
    Но вот закончился Эзопа вкусный час.
    Пора трудиться!

    Эхо басни – в части 2 – басни античных писателей:
    ДЕМОСФЕН – СОФИЗМ ЭВАТЛА

    Хранят Эзоповы слова
    столетий воды…

    Когда-то волею Зевеса
    Прометей
    дороги людям указал
    в потоках дней.
    Их было две:
    дорога Рабства,
    путь Свободы.

    Свободы путь
    вначале узкий и крутой,
    шипами полный
    и опасностей, к концу
    он станет плавным,
    подходящим мудрецу,
    плодоносящим
    от ручьев воды Живой..

    А Рабства путь –
    в истоке ровный
    и приятный,
    в цветах и полный
    наслаждений, но потом,
    к исходу, – узкий
    и со множеством препон,
    со страхом смерти неотступной, безвозвратной.

    Волки хотели напасть на стадо овец, но никак это им не удавалось, потому что овец сторожили собаки. Тогда решили они добиться своего хитростью и послали к овцам послов с предложением выдать собак: ведь из-за них-то и пошла вражда, и если их выдадут, то меж волками и овцами водворится мир. Овцы не подумали, что из этого получится, и выдали собак. И тогда волки, оказавшись сильнее, без труда расправились с беззащитным стадом.
    Так и государства, которые без сопротивления выдают народных вождей, незаметно для себя становятся вскоре добычей врагов.

    (Волки и овцы. Басни основного эзоповского сборника, 153).

    Хотели волки на овец напасть, но им
    Собаки тотчас помешали: – Вы куда!
    Тогда на хитрость те пошли, и вот посла
    Послали к овцам. Тот прикинулся своим:

    – О, распрекрасные, весёлые созданья,
    С густою шерстью, благородными глазами!
    Зачем собаки изуверы рядом с вами?
    Такие злобные, – одни переживанья
    От лая громкого, когтистых, крепких лап.
    Да прогоните их, чем попусту кормить
    Своею пищей. Мы же в мире станем жить,
    Овца нам друг, а не скотина, и не раб.

    Из-за собак вражда меж нами! Мы друзья.
    Подумав, овцы всех собак тогда. прогнали.
    А волки, справившись со стадом, всех сожрали.
    И эта басня актуальна все века.

    Один богач выкармливал гуся и лебедя, но с разной целью: гуся – для стола, лебедя – ради пения. А когда пришло время принять гусю ту участь, для которой его растили, была ночь, и нельзя было распознать, который кто: и вместо гуся схватили лебедя. Но запел лебедь, почуяв смерть, и пение это обнаружило его природу и спасло от гибели.
    Басня показывает, что часто дары Муз помогают избегнуть гибели.

    (Лебедь. Басни из рукописей младшей редакции, 277).

    – Перед кончиной лебедь песнь души поёт, –
    Так говорят. И человеку на базаре
    Продали лебедя живого. О товаре
    Сказали точно, что пословица не врёт.

    Вот, собираясь угощать гостей, сказал
    Хозяин лебедю: – Пропой нам песню. – Тот
    Молчал, как раньше, как воды набравши в рот.
    – Похоже, кто-то на базаре мне солгал.

    Но вскоре смерть почуял лебедь и беду,
    В неволе лебеди, увы, не могут жить,
    И он. запел! Да что об этом говорить!
    Хозяин понял: просьбы были ни к чему.

    ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

    Лиса, гуляя виноградником, узрела
    Гроздь виноградную, что в солнышке блестела.
    Но, коль добраться не смогла, сказала так:
    – Зачем незрелые плоды желать? Пустяк.

    Поймала кошка петуха, да захотела
    Под благовидным всё ж предлогом съесть его.
    Вот обвиняет: – Что орёшь, когда темно!
    А он в ответ: – Да я бужу людей для дела!

    Она опять: – Ты нечестивец, кроешь мать,
    Сестёр своих! – А он на это: – Польза есть
    Моим хозяевам – яиц уже не счесть!
    И без меня могли бы просто голодать.

    А кошка, сильно рассердившись, изрекла:
    – Неужто думаешь, коль скажешь отговорки,
    То я не съем тебя? – Прикрыла глазки–створки,
    Да в тот же миг и растерзала петуха.

    Лисе в какой-то западне отгрызли хвост.
    С таким позором жить немыслимо, нельзя.
    Она решила моду сделать «под себя»,
    И собрала своих собратьев. Вставши в рост,

    Им говорит: – Хвосты бы надо обрубить.
    Они мешают, некрасивы, тяжелы! –
    Но лишь одна ей возразила из толпы:
    – Быть может, ты своё увечье хочешь скрыть!

    Лишилась лисонька пушистого хвоста…
    Судьба наказывает, видно, неспроста.
    Как дальше жить? Лисичка выдумала моду!
    Теперь бесхвостые хранят её породу.

    Эхо – ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА

    Лиса с хвостом гордилась истинной красой!
    Она носила этот хвост перед собой.
    О назначении его, увы, не знала,
    И от охотников она не убежала.

    ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК

    Лиса, карабкаясь по стенке частоколов,
    Чуть не упала, за терновник ухватившись.
    Вся искололась. И к нему уж обратившись:
    – Хотела помощи твоей, а не уколов!
    На это тёрн: – Ошиблась, милая, ведь я
    И сам привык цепляться, думай за себя.

    Такая птичка любит тишь, уединенье.
    Живёт у моря, а гнездится лишь на скалах.
    Свила гнездо она себе вдали от шквалов,
    От птицеловов и от шумного веселья.
    Но так случилось, что стихия разыгралась.
    Вернулась птичка – нет гнезда! – Несчастье мне!
    Я от опасностей укрылась, но судьбе
    Предосторожность всё же малой показалась.

    Лиса прокралась в мастерскую лепщика,
    И, всё обшарив, нос засунула в сундук.
    Нашла там маску трагедийную: – А вдруг,
    Её одев, я наберусь тотчас ума?

    ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ

    Он был не стар, и двух любовниц заимел.
    Одна моложе, а другая много старше.
    Седые волосы рвала ему, что младше,
    А уж старуха остальные, чтоб не смел.
    Итак, он лысым стал. Неравенство вредно.
    Но без любовниц облысел бы всё равно….

    Пришёл коварный человек однажды в храм,
    Где уличить хотел оракула во лжи.
    Взял воробья, прикрыл плащом, (уж, не взыщи),
    И вот взывает к всемогущим небесам:

    – Что я держу, оно живое или нет?
    Он так решил, коль он услышит, что «живое»,
    Задушит тут же воробья, коль «неживое» –
    На волю выпустит, являя свой ответ.

    А бог увидел всё, да так и говорит:
    – Уйми, голубчик, искушение своё.
    Живое, нет ли, – всё зависит от того,
    Кто ныне спрашивает. Совесть крепко спит.
    ;

    Басня Эзопа Жрецы Кибелы

    (даты, события, история)

    (ввселенная, планеты, фазы луны)

    Новые статьи:

    Какими были трамваи в Выборге? Выборг трамваи.

    Причины появления депрессии.

    Орущие коты мешают спать. Онлайн игра.

    Удаляем ссылки из текстового файла с помощью Notepad++

    живопись японии картины миниатюры. картины

    Почему гулять одному и без друзей грустно?

    Стоит ли работать в Яндекс Еде или Дивилири?(Личный опыт)

    как выглядели игровые автоматы и приставки в СССР (ФОТО)

    Как стать мужиком? Нужно ли это?

    Лекарство от коронавируса. как справиться с пандемией.

    Цветные фотографии старой Японии 19 век. (31 ФОТО)

    “Государство легко может себе позволить иметь меньшее население… незаконнорожденные, сироты, дети-уроды должны осуждаться на смерть еще в младенчестве.”
    Альфонс де Сад

    Композитором музыки, звучащей при загрузке Windows*95 является известный ambient-музыкант Брайан Ино.

    Почитать интересные истории:


    Сырно написано? Заложи страницу в закладки 🙂

    Рассказы из категории:

    Спасибо за посещение этого позитивного портала!
    Веселого вам настроения!

    Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉

    Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss

    За порядком на портале следит бог портала – Нубозавр, а тех, кто попытается нарушить святые правила портала, ждёт встреча с этим разъяренным существом!
    На портале есть много разных разделов, поэтому каждому разделу соответсвует своя возрастная категория.

    Внимание! Программы или файлы находящиеся на портале проверяются на безопасность! Поэтому 99% файлов находящихся на портале – безопасны, но всё-же на всякий случай стоит проверять скачаные файлы антивирусом! Это зависит и от вашего порта скачивания, некоторые вирусы могут передоваться и через них.

    Ссылка на основную публикацию