Басня Эзопа Осел, Ворон и Волк

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Осел со статуей на спине.
Осел, ворон и волк.
Осел, лисица и лев.
Осел, навьюченный солью.
Осел, петух и лев.
Ослы и Зевс.
Осы, куропатки и крестьянин.
Отец и дочери.
Павлин и галка.
Пасечник.

Осел со статуей на спине
Один человек поставил на осла статую бога и погнал осла в город. И каждый встречный этой статуе низко кланялся; а осел решил, что это кланяются ему, возгордился, начал реветь и не захотел идти дальше. Догадался погонщик, в чем дело, и отколотил осла палкою, приговаривая: “Дурная ты голова! только этого не хватало, чтобы люди поклонились ослу!”
Басня показывает, что люди, которые хвастаются чужими заслугами, становятся посмешищем для всех, кто с ними знаком.

Осел, ворон и волк
Пасся на лугу осел, у которого вся спина была в ранах. Сел ему на спину ворон и стал их расклевывать. Осел ревел и бился, а погонщик стоял поодаль и хохотал. Увидел это, проходя мимо, волк и сказал сам себе: “Несчастные мы! нас увидят и бросаются в погоню, а ворон как ни вцепись, над ним только смеются”.
Басня показывает, что злых людей издалека видно.

Осел, лисица и лев
Осел и лисица решили жить в дружбе и отправилась на охоту. Встретился им лев. Лисица, завидев грозящую опасность, подбежала к нему и пообещала выдать осла, если он за это ее не тронет. Лев объявил, что отпустит ее; и тогда лиса подвела осла к ловушке и заманила его туда. Увидел лев, что осел уже убежать не может, и растерзал сперва лисицу, а потом уж набросился на осла.
Так люди, замышляющие зло против товарищей, часто не замечают, как и сами себя губят.

Осел, навьюченный солью
Осел, навьюченный солью, переходил через реку, но поскользнулся и упал в воду; соль растаяла, и ослу стало легче. Обрадовался осел, и когда в следующий раз подошел к реке, навьюченный губками, то подумал, что если он опять упадет, то снова встанет с облегченной ношей; и поскользнулся уже нарочно. Но вышло так, что губки от воды разбухли, поднять их было уже невмочь, и осел утонул.
Так не следует завидовать выгодам, которые сопряжены с опасностями и несчастьями.

Осел, петух и лев
На скотном дворе были осел и петух. Голодный лев увидел осла и хотел уже подкрасться и растерзать его. Но в этот самый миг запел петух, – а львы, говорят, петушиного пения боятся; припал лев к земле и пустился бежать. А осел воспрянул духом, видя, что лев петуха боится, и бросился в погоню; и тут-то, когда они отбежали подальше, лев повернулся и сожрал осла.
Так и некоторые люди, видя унижение своих врагов, преисполняются самоуверенности и, сами того не замечая, идут к гибели.

Ослы и Зевс
Ослы, измученные постоянным страданиями и невзгодами, отправили к Зевсу послов и просили у него избавления от трудов. Зевс, желая дать им понять, что это дело невозможное, сказал: тогда наступит перемена в их горькой судьбе, когда им удастся напрудить целую реку. А ослы подумали, что он и вправду это обещает; и вот до сих пор, где помочится один осел, туда сбегаются прудить и другие.
Басня показывает: кому что суждено, того не изменить.

Осы, куропатки и крестьянин
Однажды осы и куропатки, томясь жаждой, пришли к крестьянину и попросили у него попить воды; за это куропатки обещали ему вскопать виноградник и ухаживать за лозами, а осы – летать кругом и жалом отгонять воров. Ответил крестьянин: “Но у меня есть двое волов, они мне ничего не обещают, а все делают: лучше уж им я и дам пить”.
Басня относится к человеку неблагодарному.

Отец и дочери
У отца были две дочери. Одну он выдал за огородника, другую – за горшечника. Прошло время, пришел отец к жене огородника и спросил, как она живет и как у них дела. Она отвечала, что все у них есть, и об одном только они молят богов: чтобы настала гроза с ливнем и овощи напились. Немного спустя пришел он и к жене горшечника и тоже спросил, как она живет. Та ответила, что всего им хватает, и об одном только они молятся: чтобы стояла хорошая погода, светило солнце и посуда могла просохнуть. Сказал ей тогда отец: “Если ты будешь просить о хорошей погоде, а сестра твоя о ненастье, то с кем же должен молиться я?”
Люди, которые берутся за два разных дела сразу, понятным образом терпят неудачу в обоих.

Павлин и галка
Птицы держали совет, кого избрать царем, и павлин настаивал, чтобы выбрали его, потому что он красивый. Птицы уже готовы были согласиться, но тут галка сказала: “А если ты будешь царем и на нас нападет орел, то как ты нас спасешь?”
О том, что не красота, а сила должна украшать правителей.

Пасечник
Какой-то человек пришел на пасеку, когда пасечника не было, и унес с собой соты и мед. Вернулся пасечник, увидел, что ульи пустые, остановился и начал их осматривать. А пчелы прилетели с поля, заметили его и стали жалить. И пасечник, больно искусанный, сказал им: “Негодные вы твари! Кто украл ваши соты, того вы отпустили, не тронув, а меня, кто о вас же заботится, кусаете!”
Так иные люди, не умея разобраться, от врагов не защищаются, а друзей отталкивают как злоумышленников.

Басня Эзопа Осел, Ворон и Волк

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 079
  • КНИГИ 592 365
  • СЕРИИ 22 121
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 703

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Читайте также:  Басня Эзопа Две Cобаки

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Басня Эзопа Осел, Ворон и Волк

Давным-давно, никто и не припомнит когда, человек научился выражать поучительную мысль в краткой форме, например в пословицах. Со временем возникла потребность проиллюстрировать назидание каким-нибудь примером из жизни. Чтобы рассказ был занимательным и чтобы поучение не было слишком прямолинейным, в роли персонажей изображали животных, рыб, птиц, растения, вещи и т. п. Такие рассказы стали называть баснями. Произошло это слово от древнерусского глагола баяти — рассказывать. Поучительный вывод басни стали произносить в начале или (чаще) в конце занимательного рассказа. Вывод, или мораль, является важной частью басни, что отображено в таких пословицах, как «Басни толком красны», «Басня моралью красна»,

«Басни — ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок».

Каждый народ имеет своих знаменитых баснописцев, например, у древних римлян это Федр, у французов —

Ж. де Лафонтен, у немцев — Лессинг, у украинцев — Л. Глибов и т. д.

В этом разделе вы познакомитесь с баснями древнегреческого поэта Эзопа и произведениями русского баснописца XIX в. Ивана Андреевича Крылова.

Их басни восхищали и слушателей, и читателей многих поколений. Надеемся, что и вам они понравятся.

Эзоп

Рождение жанра басни связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа, которого причисляли к семи выдающимся мудрецам античности. И хотя все сведения о его жизни легендарны, Эзоп, по видимому, всё-таки был реальным человеком. По мнению древнегреческого историка Геродота, Эзон родился рабом, жил на острове Самос, позднее служил при дворе лидийского царя Креза. Был убит жрецами 1 в Дельфах, потому что высмеивал богов.

Чем же снискал себе такую славу человек рабского происхождения, которого современники и потомки считали достойнее жрецов и богачей?

Люди из народа были по-своему очень мудры и остры на язык: они могли метко, порой даже в обидной форме, высмеять любые недостатки знати. Из таких народных насмешек, вероятно, и зародился жанр басни, который сразу же стал довольно глубоким и структурированным.

В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего выступают условные басенные звери. Но под видом животных в баснях аллегорически изображены определённые люди или социальные явления.

Все басни Эзопа написаны прозой. Очень долгое время они существовали устно. Первый сборник «Эзоповых басен» на рубеже IV-III вв. до н. э. составил Деметрий Фалерский 2 . Этот сборник положил начало традиции басенных записей. В него включены более трёхсот произведений разных баснописцев.

Читайте также:  Басня Эзопа Ворон и Змея

В V. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа. Басни Эзопа просты и кратки, их сюжет не отягощён второстепенными подробностями. Басенный язык простой и близкий к разговорному. Сюжеты взяты из жизни.

Чаще всего в баснях Эзопа встречаются такие животные персонажи, как лисица, лев, змея, волк, собака, осёл. Причём характеры этих зверей меняются в зависимости от сюжета басни, то есть все они интересуют автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп придумал свой особый, иносказательный, язык, который так и называют — эзопов язык.

1 Жрец — служитель религиозного культа.

2 Деметрий Фалерский (350-283 гг. до н. э.) — древнегреческий государственный деятель и философ. Один из основателей Александрийской библиотеки.

Басня — это короткий рассказ, написанный в стихах или прозой, который отличается иносказательным сюжетом и через иносказание и аллегорию высмеивает человеческие пороки или недостатки общества.

Экспозиция — это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.

Мораль басни — меткий вывод, который делает автор из описанной им ситуации. Мораль, как правило, располагается в конце басни, как бы подытоживая её.

Сначала басни активно использовались в школах на уроках риторики (красноречия), но очень быстро стали популярным жанром массовой литературы.

Читая басню, мы должны показать, что верим в её достоверность. Поскольку описанная ситуация чаще всего имеет бытовой характер, нужно научиться с помощью интонации выделять реплики каждого действующего лица, используя жесты и мимику.

Благодаря басням сформировался и так называемый эзопов язык — своеобразный способ формулирования двузначных мыслей с намёками, недомолвками, иронией, фигурами умолчания, аллегориями.

Структуру басни можно представить следующей схемой: экспозиция — замысел — повествование — неожиданный результат — реплика-мораль.

Рассмотрим басню Эзопа «Отец и сыновья» (перевод Л. Толстого), относительно приведённой выше структуры.

Басни Эзопа
в библиотеке Чугунного Козьмы

Плоды руздумья титанов человеческой цивилизации

Библиотека Козьмы Пруткова
содержит сочинения его любимых авторов

Эзоп

ЭЗОП. БАСНИ

Эзоп (Aisopos), древнегреческий баснописец 6 в. до н. э. Сюжеты Эзопа составили основной фонд европейской басни от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.

Басни Эзопа

ВОРОН И ЛИСИЦА

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос — быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

Не верь врагам — проку не выйдет.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

ЖУК И МУРАВЕЙ

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, — а ты смеялся надо мной, — не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».

БЕДНЯК

У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», — молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя — ты не помог мне, хлопнул об угол — послал великое счастье».

Кто обращается с негодяем ласково — останется в убытке, кто поступает с ним грубо — в барыше.

ДВА ГОРШКА

Река несла в своем течении два горшка — глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, — просит глиняный горшок медного. — Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.

БЫК И ЖАБА

Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать — ее там не было — и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» — «Он умер, матушка, — говорят они, — сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» — «Перестань, мама, — слышит она в ответ. — Не сердись, — скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».

Опасно слабому тягаться с сильным.

КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ

В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». — «Должно быть, там зарыт клад», — думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.

Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Перевод Алексеева Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М., «Просвещение», 1965

Басня Эзопа Осел, Ворон и Волк

«В ЭЗОПА УЧИТЕСЬ, ДОБРЫЕ ЛЮДИ!»

Тема: Эзоп (VI в. до н. э.). «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравей и Цикада», «Земледельцу дети».

Он – раб, но мудрее свободных; он некрасивый, но выше красавцев.

В Эзопа учитесь, добрые люди!

Для того байка колет под ребро,

Чтобы исправят человеческие заблуды

И похвалят красоту и добро.

Цель: изучить основные сведения о легендарной личности – Эзопа, раскрыть особенности содержания и построения басен, углубить понятие о аллегорию, развивать устную речь учащихся, навыки выразительного и вдумчивого чтения, способствовать формированию обраВНОго мышления, побудить к выявлению творческих способностей.

Оборудование и материалы: портрет Эзопа работы Диего Веласкеса, иллюстрации к басням Эзопа.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

• Что такое басня?

• Из каких частей она состоит? Охарактеризуйте каждую из них.

• Назовите основные признаки басни.

• Раскройте понятие «аллегория», «олицетворение». Приведите примеры.

• Назовите известных баснописцев мира.

• Какие жанры литературы близки к басни?

2. Объявление темы урока.

3. Работа с эпиграфами.

• На что обращают внимание Бабрій и Федр, говоря о Эзопа?

• Какой художественный прием использует Бабрій в построении своего высказывания? Что хотел этим сказать автор?

• Составьте пары – антитезы по словам Бабрія. (Раб – мудрее свободных; некрасивый – выше красавцев).

• Сделайте вывод о том, каким был Эзоп. (Мудрый, но внешне уродливый невольник, который благодаря своему уму в глазах людей становился хорошим).

• К чему призывает в своем высказывании Федр?

• Чему могут научиться люди у Эзопа?

• Попробуйте определить, для чего необходима байка людям.

4. Работа с портретом Эзопа.

• Каким предстает перед нами Эзоп? (Некрасивый внешне: выпяченное брюхо, слишком большая голова, на спине – горб).

• Присмотритесь к его лицу. Что выражает взгляд баснописца? (Глаза прищурены, возможно, от усталости или привычки скрывать собственные мысли, взгляд выражает состояние человека, который много в жизни страдала).

• Как вы думаете, о чем думает художник?

• Присмотритесь к рукам Эзопа. Что вы заметили? (Баснописец держит книгу одним пальцем, остальные пальцы отсутствует; это свидетельствует о том, что увечье Эзопа или было вызвано несчастным случаем, или его за что-то наказали; книга говорит об образованности баснописца).

• Что выражает поза Эзопа? (Застывшая поза, незыблемое лица свидетельствуют о момент задумчивости).

5. Сообщения учащихся о Эзопа.

Материал сообщения учащихся о Эзопа

Имя знаменитого баснописца в Древней Греции проиВНОсилось как Айсопос. Первые упоминания о Эзопа, датируемые 440 году до нашей эры, находим у Геродота. Вероятно, что в VI веке была создана первая биография баснописца. Достоверных сведений о Эзопа осталось мало, однако существует немало легенд. Известно, что по своему происхождению выдающийся баснописец был рабом из Фригии. Для тяжелой работы он не годился, снаружи был настолько уродливым, что даже страшно было смотреть на него. Некоторые легенды повествуют, что Эзоп не умел красиво говорить, пока одна из богинь не подарила ему красноречия. Когда же заговорил, то оказалось, что он очень умный и сообразительный. Тогда хозяин, решив избавиться от плохого раба, задешево (семьдесят пять мелких серебряных монет) продал его Ксанфа-философу с острова Самое.

Острый на язык раб и новому хозяину допекал. «И не рассуждай, пожалуйста, слишком много, делай только то, что тебе приказано, ни больше, ни меньше, а то добра тебе не будет!» – частенько говорил Ксанф Езопові, наконец приказал связать раба и держать под замком.

Ксанф был неучем, однако считал себя философом, к тому же был хвастливым. Услышав от своего раба какую-то действительно мудрую мысль, он присваивал ее и хвастался перед друзьями своей ученостью.

Одна из легенд повествует о том, как Ксанф попал в ловушку: заявил своим собеседникам, что он такой умный и всесильный, может выпить море. Его поймали на слове и поспорили: если завтра утром Ксанф не выпьет моря, то потеряет свое имение.

Опомнившись, хвастун прибежал домой, позвал Эзопа и начал умолять:

– – Спасай меня! Проси за спасение все, что хочешь! – Обеднеть – это было самым страшным для Ксанфа.

– Я помогу,. – сказал Эзоп. – Скажешь. Но за это ты должен дать мне волю.

Ксанф вынужден был согласиться. На утро он пришел на берег моря, где собралась толпа, чтобы посмеяться с хвастуна. Осмотрев всех присутствующих, Ксанф гордо произнес:

– Я выпью море, но для этого нужна чаша. Сделайте ее, перелейте воду из моря в чашу, и я докажу, что перед вами не болтун.

Все были потрясены. Но, как повествует одна из легенд, Ксанф не отпустил, как обещал, своего умного раба.

В то время в городе проходили выборы, и весь народ собрался в театре. Вдруг налетел орел, схватил государственную печать и исчез. Озадачены самосцы обратились к Ксанфа с просьбой разгадать знамение. Но Ксанф, хоть и назывался философом, не мог ничего лучшего придумать, чем обратиться к Эзопа или покончить с жизнью. Раб помог своему хозяину, и тогда Ксанф даровал волю разумном Езопові.

Много лет Эзоп жил на Самосе, снискал себе большое уважение, потом решил путешествовать по миру, начав с посещения греческих городов. Везде, где бы он не был, проводил беседы в училищах. Наконец оказался в Дельфах. Его выступления настолько раздражали дельфийцев, что они решили коварно расправиться с Езопом: подложили в его товар золотую чашу из храма, обвинили в святотатстве, привлекли к скале и поставили перед пропастью.

Понял Эзоп, что настал его смертный час, и говорит: «Дайте мне сказать хотя бы басню!» Последняя из трех басен звучала примерно так:

Читайте также:  Басня Эзопа Вдовушка и Курочка

«Один крестьянин прожил всю жизнь в селе и ни разу не был в городе. Он попросил детей отпустить его, чтобы посмотреть на старости лет на город. Запрягли ему в тележку ослов и сказали: «Ты только их не подгоняй, они дорогу знают и довезут тебя до города». Но в пути их застала непогода и ночь. Ослы заблудились и завезли крестьянина на самый край какой-то скалы. «Владыка Зевс, – воскликнул крестьянин, – за что мне такая злая гибель? Хорошо еще бы от коня, а то от недостойных ослов!» Вот и мне обидно, что я погибаю не от рук достойных людей, а от рабских подонков».

Рассказав байку, он призвал богов в свидетели своей невинной гибели и бросился в пропасть. А потом дельфийцев постигла чума. Так говорит легенда.

Через несколько столетий какой-то человек собрала все истории про легендарного баснописца и записала их как «Повесть о Ксанфа-философа и Эзопа, его рабе, или Похождения Эзопа». Имя составителя этого нам неизвестно, так же, как неизвестно что в повести правда, а что – вымысел.

Древние греки и римляне все свои басни называли езопівськими. Сюжеты неоднократно пересказывались античными и средневековыми авторами и, впоследствии, – Жаном де Лафонтеном, Готхольдом Эфраимом Лессингом, Иваном Андреевичем Крыловым.

6. Чтение учителем басни.

Эзоп на корабельные

Баснописец Эзоп однажды на досуге зашел в корабельные. Кораблестроители смеялись над ним, побуждая его заговорить. И Эзоп сказал: «В древние времена возникли Хаос и Вода. Но Зевс, чтобы показать силу земной стихии, посоветовал Земли трижды глотнуть море. Вот Земля и приступила к работе. За первым разом зависочіли горы. Глотнула раз – и вполне обнажились равнины. Когда же она надумает и третий раз глотнуть Воду, то ваше ремесло станет лишним».

Байка доказывает, что тот, кто насмехается над дотепніших за себя, испытывает досаду.

7. Беседа по содержанию прочитанного.

• Сколько событий отражена в басне? Где происходит действие?

• Определите основные части этой басни.

• Кратко охарактеризуйте персонажей произведения.

• Как кораблестроители отнеслись к Эзопа?

• Почему они с него смеялись?

• Что, по вашему мнению, побудило Эзопа заговорить?

• А как бы вы поступили на месте Эзопа?

• О чем рассказал баснописец?

• В какой форме он выразил свое мнение?

• На что похожа рассказ Эзопа? Ответ аргументируйте. (Миф ).

• Как вы думаете, кораблестроители поняли смысл ответа баснописца? Обоснуйте свое мнение.

• Подумайте, почему в басне не описывается то, что произошло после ответа Эзопа.

• Что доказывает эта байка?

8. . Подготовка к «чтению в ролях» басни «Волк и Ягненок».

• Чтение басни учениками молча.

• Распределение «ролей» (Автор, Волк, Ягненок).

• Обсуждение интонаций, выражать характер героев (Волк – агрессивность, злость, нападение и т.п.; Ягненок – страх, защита и т.п.; автор – неспешность повествования, выразительность, эмоциональность и т.д.).

9. «Чтения в ролях» басни «Волк и Ягненок» (учебник, с. 38-39).

10. Обсуждение прочитанного.

• Какие чувства вызывают у вас персонажи произведения? » Определите отношение автора к героям.

• Какие черты характеров людей олицетворяют Волк и Ягненок? Как называется этот художественный прием?

• Что осуждается в басне? (Осуждение произвола и насилия).

• Как вы поняли мораль произведения?

11. Чтение басни «Ворон и Лисица» (учебник, с. 39).

12. Обсуждение прочитанного.

• О чем рассказывается в басне?

• Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

• Раскройте аллегорический смысл басни.

• Что высмеивается в произведении?

• Как вы поняли вывод: «Эта басня касается неразумного человека»?

13. Чтение басни «Земледельцу дети» (учебник, с. 39).

• Чем эта басня отличается от двух предыдущих?

• Вспомните народные сказки, пословицы, поговорки, близкие по сюжету к этой байки.

• Чему учит произведение? (Прославление разума и согласия между людьми).

• Приведите примеры пословиц, поговорок, которые будут выражать главную мысль басни.

14. Закрепление изученного материала.

Легендарного Эзопа считают основателем жанра басни. Эзоп был рабом и не мог говорить свободно, откровенно, поэтому обращался к аллегорической формы, формы басни.

15. Работа с литературоведческим понятием (запись в тетради) по учебнику (с. 38).

Писатель М. Есть. Салтыков-Щедрин «эзоповым языком» называет ту особую манеру аллегорического изложения, которую писателям приходилось применять для того, чтобы обойти царскую цензуру. Теперь это выражение употребляют для обозначения языка, полной намеков, умалчиваний, аллегорий.

16. Работа в группах.

Методический комментарий. Этот вид работы на карточках предусматривает несколько вариантов его проведения: 1 – работа в группах, 2 – индивидуальные задания (как раВНОвидность – домашние задания), 3 – работа с классом в форме эвристической беседы. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может выбрать один вид работы или комбинировать несколько. К примеру, сначала с классом прорабатывается 1-2 басни («Лиса и Козел»), для работы в группах (или индивидуальных заданий на карточках во время чтения классом статьи учебника) предлагается проработать басни «Волы и оси», «Лягушки», «Лиса перед маской», «Угольщик и Сукновал», «Орел, Галка и Пастух», а в качестве домашнего задания – одну из двух или обе басни – «Хвастун-Пятиборец», «Соловей и Ястреб» – по аналогии работы в классе.

На карточках записаны байки без поучительного вывода.

Предложенный вид работы можно провести и в форме игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». В этом случае – команда (команды) знатоков течение минуты пытаются сформулировать мораль басни.

Во время проверки правильности выполнения задания (или ответа на вопрос «знатокам») учитель (ведущий) зачитывает поучительный вывод.

Задачи. Внимательно прочитайте басню. Составьте план согласно ее построения (экспозиция, замысел, действие). Определите и запишите мораль басни.

Волы тянут воз. Когда Ось скрипела, они оборачивались к ней и говорили: «Эх ты! Это же мы такую тяжесть несем, а ты кричишь!»

Так и среди людей: кое-кто делает вид, что только он изнывает в работе, хотя и другие так же тяжело работают.

Две Лягушки, когда высох стал их, начали искать, где бы им жить. Они пришли к колодцу, и одна из них посоветовала прыгнуть в него. Но вторая сказала: «А когда и здесь высохнет вода, то что мы будем делать?»

Басня учит нас, что не следует браться за дело опрометчиво.

Лиса перед маской

Лиса забралась в мастерскую резчика и, не минуя ни одной вещи в комнате, наткнулась на маску трагедийного актера. Подняв ее, Лиса сказала: «Такая голова – и не имеет мозга».

Эта басня относится к человеку хорошей на красоту, но скудной на ум.

Угольщик и Сукновал

Угольщик работал в каком-то доме: увидев Сукновала, что именно поступал, он предложил поселиться с ним в одной комнате, доказывая, что они заприятелюють и что им будет выгоднее жить вместе. А Сукновал ответил ему: «Но для меня это вообще невозможно: ибо то, что я побілю, ты испачкаешь».

Байка доказывает, что раВНОе не сочетается.

Орел, Галка и Пастух

Орел, взлетев с высокой скалы, схватил ягненка. Галка, увидев это, из зависти решила последовать Орла и с большим шумом бросилась на барана. Но, вонзив когти в шерсть, она не могла их вытащить и только трепетала крыльями. Пастух заметил, что произошло, подбежал и схватил Галку, а вечером, обрезав крылья, принес ее своим детям. Когда они спросили, что это за птица, он ответил: «Как на меня, то я уверен, что это Галка, но, по ее мнению, она – Орел». Следовательно, отставание приводит только к беде и насмешки.

Соловей и Ястреб

Соловей сидел на высоком дереве и, по своему обыкновению, щебетал. Ястреб, что именно не имел пищи, увидел Соловья и, підлетівши, схватил его. Соловей перед неизбежной смертью начал умолять Ястреба отпустить его, говоря, что Ястребу следует нападать на более крупных птиц, если ему не хватает пищи, потому что Соловей не заполнит собой Яструбового желудка. Но Ястреб ответил: «Надо безумном быть, чтобы, выпустив из рук готовую, гоняться за воображаемой добычей».

Байка доказывает, что среди людей есть такие нерозважні, которые, в надежде на большее, выпускают из рук и то, что имеют.

Пятиборец, в котором граждане не раз попрекали, что он трус, уехал, а потом снова вернулся к родному краю и стал хвастаться своими многочисленными подвигами, в том числе таким своим прыжком на Родосе, которого не сделал бы ни один из победителей на Олимпийских играх. Он добавил, что это показали бы все, кто там был, если бы они прибыли сюда. И кто-то из присутствующих сказал в ответ: «Но какой же ты! Когда это правда, то никаких тебе свидетелей не нужно! Здесь Родос, здесь и прыгай!»

Байка доказывает, что всякое слово лишнее, когда что-то можно доказать делом.

Лисица упала в колодец и никак не могла оттуда выбраться. Измученный жаждой, Козел подошел к тому же колодца и, увидев Лису, спросил, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись из удобного случая, похвалила воду и стала уговаривать Козла спуститься вниз. Цап сразу же прыгнул, чтобы успокоить жажду. После этого они вместе попытались выбраться, но Лиса, все сообразив себе на пользу, сказала, что она уже надумала, как спастись им обоим. «Если ты можешь опереться передними ногами на стену и наклонить рога, то я и сама по твоей спине выскочу и тебя вытащу». Цап охотно согласился на такой совет. Лисица вскочила ему на бедра, перешла по спине, а потом, опершись на рога, выскочила наверх и ушла прочь. Цап стал ругать ее за нарушение соглашения, и Лиса, обернувшись, сказала: «Эх ты! Если бы у тебя было столько ума в голове, сколько волос в бороде, то спустился бы ты вниз, не подумав раньше, как подняться вверх?»

Так следует поступать и умным людям: сначала взвесить, чем дело кончится, а тогда уже браться за нее.

17. Обсуждение результатов работы в группах.

Для Езопових басен характерным является то, что их тексты простые и короткие, сюжет передается без второстепенных подробностей, мораль не остается скрытой, а открыто высказывается. Язык прост и близок к разговорному: в ней преобладают глаголы, немного прилагательных, ведь обычно в баснях говорится о действиях, а не о лицах или ситуации. Редко случается диалог – разве что развязка подается в форме прямой реплики.

О чем писал Эзоп:

В мире немало зла. Не следует надеяться на то, что плохой человек может измениться, она может лишь скрыть свою сущность; природа доброго человека очень уязвима, а потому весьма часто ухудшается.

Человеческая судьба изменчива и обычно меняется к худшему. От судьбы не уйти, а потому важнее приспособиться к обстоятельствам и помнить, что все преходяще.

Нередко губительными для человека является его страсти. Самая опасная из них – жадность, за ней идут тщеславие, ласолюбство, зависть, наивность и др., подчеркивается также пагубность страха. Человек, который стал жертвой страстей, ведет себя безрассудно и совершает ошибки, которые приводят к беде.

Самый надежный в жизни талант – умение довольствоваться тем, что имеешь, не стремясь того, что тебе не принадлежит от природы, не соревноваться с теми, кто сильнее.

В жизни лучше полагаться на самого себя, прежде всего, на собственный труд, терпение, умение учиться на чужих и собственных ошибках. Выбирая друзей, следует быть очень осмотрительным, благодарить им, когда они этого заслуживают, но самому ни от кого не ждать благодарности.

19. Подведение итогов урока.

20. Домашнее задание.

1. Повторить материал урока, определения литературоведческих понятий.

2. Прочитать статью учебника о Эзопа, выполнить письменно творческое задание на с. 40.

Ссылка на основную публикацию