Басня Эзопа Пастух-шутник

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Пастух и волк.
Пастух и волчата.
Пастух и море.
Пастух и овцы.
Пастух и собака.
Пастух.
Пастух-шутник.
Пахарь и волк.
Петухи и куропатка.
Пловцы.

Пастух и волк
Пастух нашел новорожденного волчонка, забрал его и выкормил вместе с собаками. Волчонок вырос; но когда случалось волку унести из стада овцу, он гнался за волком вместе с собаками, а когда собаки, не догнав волка, поворачивали, он бежал дальше, выхватывал овцу и делил с волком его добычу, а потом возвращался. Если же волки ниоткуда на стадо не нападали, он убивал овец сам и пожирал их вместе с собаками. Наконец, пастух дознался, в чем дело, понял все и казнил волка, повесив его на дереве.

Пастух и волчата
Пастух нашел волчат и выкормил их с великим старанием: он надеялся, что когда они вырастут, то не только будут охранять его овец, но даже добывать ему и чужих. Но как только волчата выросли, они при первом удобном случае набросились на его собственное стадо. Со стоном сказал пастух: “Поделом мне: зачем я спас малолетками тех, кого надо было бы убить и взрослыми?”
Так, спасти дурных людей – это значит укрепить их силы против себя же первого.

Пастух и море
Пастух пас стадо на берегу моря. Увидел он, какое море спокойное и тихое, и захотелось ему пуститься в плавание. Продал он овец, купил фиников, погрузил их на корабль и отплыл. Но разразилась страшная буря, корабль перевернулся, весь товар погиб, и сам он едва доплыл до берега. А когда снова наступила тишь, увидел он, что стоит на берегу человек и восхваляет спокойное море. И сказал ему пловец: “Эй, любезный, никак морю и от тебя фиников захотелось?”
Так часто разумным людям мука бывает наукой.

Пастух и овцы
Пастух пригнал своих овец в рощу и увидел там огромный дуб, весь в желудях. Расстелил он плащ, влез на дерево и начал стряхивать желуди. А овцы стали эти желуди подъедать и незаметно вместе с ними съели плащ. Спустился пастух, увидел, что случилось, и говорит: “Зловредные вы твари! другим людям вы шерсть для плащей даете, а у меня, который вас кормит, и старый-то плащ отнимаете?”
Так многие люди по глупости чужим услуживают, а ближних обижают.

Пастух и собака
У пастуха была огромная собака, и он всегда давал ей на съедение мертворожденных ягнят и околевших овец. Однажды, загнав уже стадо, увидел пастух, как собака ходит меж овец и виляет им. “Эй, любезная! – крикнул он, – самой бы тебе того, чего ты им желаешь!”
Басня относится к льстецу.

Пастух
У пастуха, который пас стадо волов, пропал теленок. Он искал его повсюду, не нашел и тогда дал обет Зевсу принести в жертву козленка, если вор отыщется. Но вот зашел он в одну рощу и увидел, что его теленка пожирает лев. В ужасе возвел он руки к небу и воскликнул: “Владыка Зевс! обещал я тебе в жертву козленка, если смогу отыскать вора; а теперь обещаю вола, если смогу от вора спастись”.
Басню можно применить к неудачникам, которые ищут то, чего у них нет, а потом не знают, как избавиться от того, что нашли.

Пастух-шутник
Пастух выгонял свое стадо от деревни подальше и частенько развлекался вот каким образом. Он кричал, будто волки напали на овец, и скликал поселян на помощь. Два-три раза крестьяне пугались и прибегали, а потом возвращались по домам осмеянные. Наконец, волк и в самом деле появился: он стал губить овец, пастух стал звать на помощь, но люди подумали, что это его всегдашние шутки, и не обратили на него внимания. Так и потерял пастух все свое стадо.
Басня показывает: вот чего достигают лжецы, – им не верят, даже когда они говорят правду.

Пахарь и волк
Пахарь распряг волов и погнал их на водопой. А голодный волк в поисках поживы набрел на брошенный плуг, стал лизать бычье ярмо, потом понемногу, сам того не замечая, просунул в него голову и, не в силах высвободиться, поволок плуг по пашне. Вернулся пахарь, увидел его и воскликнул: “Зловредная ты тварь! вот кабы ты на самом деле забросил разбой и грабеж и взялся бы вместо этого за землепашество. ”
Так и нраву дурных людей нельзя доверять, даже если они обещают стать хорошими.

Петухи и куропатка
Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи стали ее бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили они ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и сказала про себя: “Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят”.
Басня показывает: умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.

Пловцы
Взошли люди на корабль и пустились в плавание. Когда они были уже далеко в море, поднялась страшная буря, и корабль чуть не потонул. А один из пловцов стал рвать на себе одежду и с плачем и стоном взывает к отеческим богам, обещая им благодарственные жертвы, если корабль уцелеет. Утихла буря, море снова успокоилось, и пловцы, неожиданно избежав опасности, принялись пировать, плясать и прыгать. Но суровый кормчий властно им сказал: “Нет, друзья, и в радости должны мы помнить, что снова может разразиться буря!”
Басня учит не радоваться чрезмерно своим удачам, памятуя, как переменчива судьба.

Басня Эзопа Пастух-шутник

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Читайте также:  Басня Эзопа Осел со статуей на спине

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

9. Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

10. Лисица и лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Уроки стихосложения в начальных

Эзоп “Пастух-шутник” – Л.Н. Толстой “Лгун”

(2-х часовое занятие)

Цель: дать понятие о критериях оценки произведения искусства; закрепление представлений об основных признаках образности; закрепление представления об основных признаках художественного образа. (Самостоятельная работа школьников).

Пастух выгонял свое стадо от деревни подальше и частенько развлекался вот каким образом. Он кричал, будто волки напали на овец, и скликал поселян на помощь. Два-три раза крестьяне пугались и прибегали, а потом возвращались по домам осмеянные. Наконец волк и в самом деле появился: он стал губить овец, пастух стал звать на помощь, но люди подумали, что это его всегдашние шутки, и не обратили на него внимания. Так и потерял пастух все свое стадо.

Басня показывает: вот чего достигают лжецы, – им не верят, даже когда они говорят правду.

Л.Н. Толстой “Лгун”

Мальчик стерег овец и будто увидал волка, стал звать: “Помогите, волк! волк!” Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: “Сюда, сюда, скорей, волк!” Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

В жизни мы часто встречаемся с вопросами, разрешить которые трудно или невозможно без специальной подготовки. Таким вопросом задаемся мы, посещая, например, книжный магазин, чтобы купить художественное произведение; или библиотеку, чтобы прочитать произведение искусства. Есть ли такое мерило, средство, с помощью которого можно отличить настоящее, истинно художественное произведение от нехудожественного, подделки?

Такое мерило (критерий) в русской эстетике есть: произведение искусства должно соответствовать требованиям гармонии в отношении Правды, Красоты, Добра. Этим критерием пользовался и Л.Н. Толстой в оценке как взрослых, так и детских произведений. Под правдой надо понимать художественную правду, Толстой еще называет, имеет ввиду – справедливость. Понятие красоты он видит как изящество отделки, совершенство языка; добро рассматривает как утверждение, пробуждение в человеке добрых чувств, воспитание в человеке основ и отношений любви, доброжелательства, взаимопонимания и взаимопомощи.

Посмотрим, как этот критерий использует он в оценке произведений взрослых, написанных ими для детей. (Толстой, Л.Н. Анализ статьи К.Д. Ушинского “Дети в роще”// Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. – Т. 8. – С. 280-281).

Попробуем, используя выше названные критерии, объяснить правомерность тех изменений, которые вносит Толстой в текст басни Эзопа “Пастух – шутник”, создавая свое произведение “Лгун”.

Толстой заменил главный персонаж повествования (у Эзопа это взрослый человек, у Толстого – ребенок). Каковы мотивы? Вероятно, он руководствовался художественной правдой : легче объяснить поведение мальчика. – Ему было скучно, он развлекался, конечно, не представляя последствий таких шуток.

Сделав виновником гибели стада ребенка, Толстой руководствовался критерием добра , и это можно подтвердить хотя бы тем, что ребенку не след обсуждать пороки взрослых; а недоброе, бездумное поведение ребенка – можно и нужно: нравственные знания могут стать убеждениями. Толстой заменой “героя” убрал еще одну мрачную деталь: то, что поселяне не только были обмануты пастухом, но и “осмеянные”.

Сработал ли критерий красоты? – Да, конечно:

“спрятано” назидание, отчего произведение Толстого стройно и изящно;

язык прост и изящен, лаконичен, за счет включения реплик, прямой речи. (У Эзопа текст из 89 слов, у Толстого – 56).

Применял ли Толстой эти критерии к детским произведениям? – Применял. В качестве примера можно проследить, как работал он над сочинением Василия Румянцева “Как меня в лесу застала гроза” (Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. – Т. 22. – С. 88-89).

Самостоятельно в тексте Л.Н. Толстого “Лгун” найти признаки образности, т.е. доказать, что это художественный текст.

Эзоп “Олень и виноград” – Л.Н. Толстой “Олень и виноград”

Цель: дать понятие о критериях оценки произведения искусства (продолжение).

Эзоп “Олень и виноград”

Олень, убегая от охотников, спрятался в винограднике. Прошли охотники мимо, и олень решил, что его уже не заметят, стал объедать виноградные листья. Но один из охотников обернулся, увидел его, метнул оставшийся дротик и ранил оленя. И, почувствовав смерть, олень со стоном сказал сам себе: “Поделом мне: виноград меня спас, а я его губил”.

Эту басню можно применять к людям, которые обижают своих благодетелей и за это их наказывает Бог.

Л.Н. Толстой “Олень и виноград”

Олень спрятался от охотников в виноградник. Когда охотники проминовали его, олень стал объедать виноградные листья.

Охотники приметили, что листья шевелятся, и думают: “Не зверь ли тут под листьями?” – выстрелили и ранили оленя.

Олень и говорит умираючи: “Поделом мне за то, что я хотел съесть листья те самые, какие спасли меня”.

Прочитав произведение Эзопа, дети отмечают, что все признаки басни налицо: история о том, как спасся, было, олень от преследования охотников, благодаря тому, что скрылся в винограднике. Мораль (поучение): Эту басню можно применить к людям, которые обижают своих благодетелей, и за это их наказывает бог; главным персонажем является “говорящий” олень.

Ознакомившись с текстом, созданным Л.Н. Толстым, они приходят к выводу о том, что содержание басни осталось без существенных изменений, а вот сюжет, композиция, язык произведения подверглись переработке: во-первых, появился внутренний монолог охотников – “не зверь ли тут под листьями?” Во-вторых, Толстой не видит необходимости в особо вычлененной, как мы это видим у Эзопа, морали-поучении – дети это объясняют тем, что он, Толстой, доверяет ребенку, видит в нем в перспективе вдумчивого читателя, который в процессе чтения произведения сам находит нравоучительный смысл, который, как они считают, “разлит” по ткани текста. В-третьих, язык произведения: лексика, синтаксис – упрощены. Например, изъято из текста слово “дротик”, исчезли книжные слова и обороты речи и т.д.

Все это, вместе взятое, дает право сделать вывод о том, что художественный текст, созданный Толстым на основе басни Эзопа, в большей мере соотносится с природой ребенка (не взрослого человека), т.е. находится в соответствии с требованиями “Правды, Красоты и Добра”.

Эзоп “Собака и волк” – Л.Н. Толстой “Собака и волк”

Цель: дать представление о критериях искусства.

Эзоп “Собака и волк”

Собака спала перед хижиной; волк ее увидел, схватил и хотел сожрать. Попросила собака отпустить ее на этот раз. “Сейчас я худая и тощая, – говорила она, – но у моих хозяев скоро будет свадьба, и если ты меня сейчас отпустишь, то потом сожрешь пожирнее”. Поверил волк и пока отпустил ее. Но когда он вернулся через несколько дней, то увидел, что собака спит теперь на крыше; стал он ее звать, напоминая об их уговоре, но собака отвечала: “Ну, любезный, если ты еще раз увидишь, что я сплю перед домом, то уж до свадьбы не откладывай!”

Так и разумные люди, раз избежав опасности, остерегаются потом ее всю жизнь.

Л.Н. Толстой “Собака и волк”

Собака заснула за двором. Голодный волк набежал и хотел схватить ее. Собака и говорит: “Волк, погоди меня есть, – теперь я костлява, худа. А вот дай срок, хозяева будут свадьбу играть; тогда мне еды будет вволю, я разжирею, – лучше тогда меня съесть”. Волк поверил и ушел. Вот приходит он в другой раз и видит − собака лежит на крыше. Волк и говорит: “Что ж, была свадьба?” А собака говорит: “Вот что, волк: коли, другой раз застанешь меня сонную перед двором, не дожидайся больше свадьбы”.

Познакомившись с текстом Эзопа, школьники отмечают, как и на предыдущем занятии, что это басня.

Читая толстовский текст, они говорят о том, что содержание его вполне соответствует эзоповскому: собака чудом спаслась от волчьих зубов и извлекла из своей оплошности (“заснула за двором”), оставшись живой, соответствующий жизненный урок, сделала вывод: теперь она будет спать только на крыше.

Дети приходят к заключению, что Толстой создает на основе басни Эзопа маленькую пьеску, которая не требует особых режиссерских затрат, в ней отсутствует особо выписанное, как у Эзопа, нравоучение. Зато актерам дается простор – через речь, жесты, мимику, позы – выразить, в каком глупом положении оказался доверчивый волк, и в то же время – какой урок получила собака.

На основании наблюдений школьников над обоими текстами делаем вывод о том, что те изменения, которые внес Толстой в текст Эзопа, дают нам право считать, что Толстой создал принципиально новое произведение, пьеску, тем самым включив “дополнительные мощности”, каковыми обладает пьеса: дети, будучи актерами, в игре, на эмоциональном фоне, глубже познают идейно-художественное богатство произведения искусства. Это потребовало от Толстого включения реплики волка, появился диалог. Так, изменение содержания повлекло за собой изменение формы. Фактически басня трансформировалась в драматическое произведение.

Читайте также:  Басня Эзопа Муха

Эзоп “Лев и медведь” – Л.Н. Толстой “Лев, медведь и лисица”

Цель: углубить представление школьников о критериях оценки произведения искусства; роль заглавия в понимании идейно-художественного содержания произведения.

Эзоп “Лев и медведь”

Лев и медведь затравили молодого оленя и стали за него драться. Бились они жестоко, пока не потемнело у них в глазах, и не упали они наземь полумертвые. Проходила мимо лисица и увидела, что лев и медведь лежат рядом, а между ними – олень; подхватила оленя и пошла прочь. А те, не в силах подняться, промолвили: “Несчастные мы! выходит, это для лисицы мы трудились!”

Басня показывает, что не зря горюют люди, когда видят, что плоды их трудов достаются первому встречному.

Л.Н. Толстой “Лев, медведь и лисица”

Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступать и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидела промеж них мясо, подхватила его и убежала.

Начнем занятие с того, что вспомним, какие критерии оценки произведения искусства выработала русская эстетическая мысль конца XIX века? (Настоящее произведение искусства в первую очередь должно удовлетворять требованиям Правды, Красоты и Добра).

Отмечаем, что произведение Л.Н. Толстого соответствует критерию Добра: наказаны те, кто не поделили результаты совместного труда. Автор так переработал произведение, что оно стало отличаться краткостью и лаконизмом повествования. (У Эзопа басня из 78 слов, у Толстого – из 36) – несомненно, признак таланта. В результате стилистической трансформации произошло опрощение лексики (дети сами найдут примеры, подтверждающие это). Все это, вместе взятое, сделало произведение изящным по исполнению, в соответствии с требованием Красоты.

В соответствии с требованиями художественной Правды автор изменил заглавие (спросить детей – почему?); добыча охотящихся зверей названа обобщающе – мясо, оттого повествование обрело логичность (у Эзопа лиса “подхватила оленя (!) и пошла прочь”, у Толстого “лиса. мясо подхватила и убежала”). Исчезла из текста прямая речь зверей, и это соответствует требованиям художественной правды: не к лицу таким могучим зверям, как лев и медведь, произносить “жалостливые” слова.

Таким образом, мы пронаблюдали, как Толстой в работе над произведением для детей пользовался критерием оценки произведения искусства.

Эзоп “Крестьянин и его сыновья” – Л.Н. Толстой “Отец и сыновья”

Цель: закрепление понимания школьниками критериев оценки произведения искусства; роль заглавия в понимании идеи-образа.

Эзоп “Крестьянин и его сыновья”

Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова им не помогали. И тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они не силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: “Так и вы, дети мои: если будете жить дружно между собой, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко”.

Басня показывает, что насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

Л.Н. Толстой “Отец и сыновья”

Отец приказывал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: “Сломайте!”

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по пруту. Они поломали.

Отец и говорит: “Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь, – вас всякий легко погубит”.

Сравнивая оба текста, дети устанавливают, что, изменив название, Толстой в соответствии с требованиями художественной правды восстановил справедливость: проблема взаимоотношения отцов и детей – касается не только крестьянской семьи, она всеобщая. Название “Отец и сыновья” логичнее эзоповского.

Убрав нравоучение, сохранив слова, обращенные к сыновьям (после заданного им урока), сохранив соответствие требованию Добра, Толстой сделал текст стройнее и изящнее в соответствии с требованиями Красоты.

Стилистическую правку, которая сделает текст лаконичнее (у Эзопа 110 слов, у Толстого – 62) и опростила его, дети произведут сами.

Басни

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

3. Орел и жук

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

5. Должник

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

7. Кошка и куры

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

9. Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Читайте также:  Басня Эзопа Дикий осел

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

10. Лисица и лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Эзоп: биография

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

Мартин Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым.

В СССР наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе М. Л. Гаспарова был издан издательством «Наука» в 1968 году.

В западном литературоведении басни Эзопа (т.наз. «эзопика») принято идентифицировать по справочнику Эдвина Перри (см. Perry Index), где 584 сочинения систематизированы, главным образом, по языковому, хронологическому и палеографическому критериям.

Некоторые басни

  • Белая Галка
  • Бык и Лев
  • Верблюд
  • Волк и Журавль
  • Волк и Пастухи
  • Вороны и другие птицы
  • Вороны и Птицы
  • Ворон и лисица
  • Галка и Голубь
  • Голубь и Вороны
  • Грач и Лиса
  • Два друга и Медведь
  • Два рака
  • Две лягушки
  • Дикая Коза и виноградная ветка
  • Дикая Собака
  • Заяц и Лягушки
  • Зевс и Верблюд
  • Змея и Крестьянин
  • Кабан и Лиса
  • Коза и Пастух
  • Крестьянин и его сыновья
  • Курица и Ласточка
  • Курица и Яйцо
  • Куропатка и Курицы
  • Ласточка и другие птицы
  • Лев и Ишак
  • Лев и Коза
  • Лев и Комар
  • Лев и Медведь
  • Лев и мышка
  • Лев с другими животными на охоте
  • Лев, Волк и Лиса
  • Лев, Лиса и Ишак
  • Летучая мышь
  • Лиса и Аист
  • Лиса и Баран
  • Лиса и Голубь
  • Лиса и Дровосек
  • Лиса и Осёл
  • Лисица и виноград
  • Лошадь и Ишак
  • Львица и Лисица
  • Лягушка, Крыса и Журавль
  • Лягушки и Змея
  • Мухи
  • Мышь и Лягушка
  • Мышь из города и Мышь из деревни
  • Обе курицы
  • Обе лягушки
  • Олень
  • Олень и Лев
  • Орёл и Галка
  • Орёл и Лиса
  • Орёл и Черепаха
  • Осёл и Коза
  • Осёл и Лиса
  • Осёл и Лошадь
  • Осёл, Грач и Пастух
  • Павлин и Галка
  • Пастух и Волк
  • Пастух-шутник
  • Петух и Диамант
  • Петух и Прислуга
  • Собака и Баран
  • Собака и Волк
  • Собака и кусок мяса
  • Старый Лев и Лиса
  • Три быка и Лев
  • Тростник и Оливковое дерево
  • вастливый пятиборец
  • Человек и Куропатка
  • Черепаха и Заяц
  • Юпитер и Змея
  • Юпитер и Пчёлы
  • Ягнёнок и Волк

Цитаты

  • Благодарность — признак благородства души.
  • Говорят, что Хилон спросил Эзопа: «Чем занят Зевс?» Эзоп ответил: «Делает высокое низким, а низкое высоким».
  • Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них непременно не удастся ему.
  • Каждому человеку дано своё дело, и каждому делу — своё время.
  • Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Литература

Переводы

  • В серии: «Collection Bud»: Esope. Fables. Texte tabli et traduit par E. Chambry. 5e tirage 2002. LIV, 324 p.
  • Езоповы басни с нравоучением и примечаниями Рожера Летранжа, вновь изданные, а на российской язык переведены в С.-Петербурге, канцелярии Академии наук секретарем Сергеем Волчковым. СПб., 1747. 515 стр. (переиздания)
  • Езоповы басни с баснями латинского стихотворца Филельфа, с новейшего французского перевода, полным описанием жизни Езоповой… снабденного г. Беллегардом, ныне вновь на российской язык переведенные Д. Т. М., 1792. 558 стр.
  • Полное собрание басен Езопа… М., 1871. 132 стр.
  • Басни Эзопа. / Пер. М. Л. Гаспарова. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 1968. 320 стр. 30000 экз.
    • репринт в той же серии: М., 1993.
    • переизд.: Античная басня. М.: Худож. лит. 1991. С. 23-268.
    • переизд.: Эзоп. Заповеди. Басни. Жизнеописание / пер. Гаспарова М. Л. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 288 с. — ISBN 5-222-03491-7

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ 10 САМЫХ БЕЗУМНЫХ БАССЕЙНОВ В МИРЕ (ТОП10 НЕОБЫЧНЫХ БАССЕЙНОВ) ТОП 10 ЖУТКИХ секретов ДИСНЕЙЛЕНДА ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Басня Эзопа Пастух-шутник

Ответ оставил Гость

Бесхвостая лисица.
Рыбак и рыбешка.
Лисица и терновник.
Лисица и крокодил.
Рыбаки.
Лисица и дровосек.
Петухи и куропатки.
Растолтевшая лисица.
Зимородок.
Рыбак.
Лисица и маска.
Обманщик.
Угольщик и сукновал.
Потерпевший кораблекрушение.

Человек с проседью и его любовницы.
Убийца.
Хвастливый пятиборец.
Человек, обещающий невозможное.
Человек и сатир.
Коварный.
Слепец
Орел и лисица.
Орел, галка и пастух.
Орел и жук.
соловей и ястреб.
Должник.
Дикие козы и пастух.
Кошка и куры.
Эзоп на корабельной верфи.
Лисица и козел.
Лисица и лев.
Рыбак.
Лисица и барс.
Рыбаки.
Лисица и обезьяна.
Лисица и виноград.
Кошка и петух.
39. Ласточка и птицы.
40. Звездочет.
41. Лисица и собаки.
42. Крестьянин и его дети.
43. Лягушки.
44. Лягушки, просящие царя.
45. Волы и ось.
46. Борей и Солнце.
47. Мальчик, объевшийся потрохов.
48. Чиж.
49. Пастух.
50. Ласка и Афродита.
51. Крестьянин и змея.
52. Крестьянин и собаки.
53. Крестьянин и его сыновья.
54. Улитки.
55. Хозяйка и служанки.
56. Ворожея.
57. Старуха и лекарь.
58. Женщина и курица.
59. Ласка.
60. Старик и смерть.
61. Крестьянин и судьба.
62. Дельфины и пескарь.
63. Оратор Демад.
64. Укушенный собакой.
65. Путники и медведь.
66. Юноши и мясник.
67. Путники.
68. Враги.
69. Лягушки.
70. Дуб и тростник.
71. Трус, отыскавший золотого льва.
72. Пасечник.
73. Дельфин и обезьяна.
74. Олень и лев.
75. Олень.
76. Олень и лев.
77. лень и виноград.
78. Пловцы.
79. Кошка и мыши.
80. Мухи.
81. Лисица и обезьяна.
82. Осел, петух и лев.
83. Обезьяна и верблюд.
84. Два жука.
85. Поросенок и овцы.
86. Дрозд.
87. Гусыня, несущая золотые яйца.
88. Гермес и скульптор.
89. Гермес и Тиресий.
90. Гадюка и водяная змея.
91. Собака и хозяин.
92. Две собаки.
93. Гадюка и пила.
94. Отец и дочери.
95. Муж и жена.
96. Гадюка и лиса.
97. Волк и козленок.
98. Волк и козленок.
99. Продавец статуй.
100. Зевс, Прометей, Афина и Мом.
101. Галка и птицы.
102. Гермес и земля.
103. Гермес.
104. Зевс и Аполлон.
105. Конь, бык, собака и человек.
106. Зевс и черепаха.
107. Зевс и лисица.
108. Зевс и люди.
109. Зевс и стыд.
110. Герой.
111. Геракл и Плутос.
112. Муравей и жук.
113. Тунец и дельфин.
114. Лекарь и больной.
115. Птицелов и аспид.
116. Краб и лисица.
117. Верблюд и Зевс.
118. Бобр.
119. Огородник.
120. Огородник и собака.
121. Кифаред.
122. Воры и петух.
123. Галка и ворона.
124. Ворон и лисица.
125. Ворона и ворон.
126. Галка и лисица.
127. Ворона и собака.
128. Ворон и змея.
129. Галка и голуби.
130. Живот и ноги.
131. Галка-беглянка.
132. Собака и лисица.
133. Собака с куском мяса.
134. Собака и волк.
135. Голодные собаки.
136. Собака и заяц.
137. Комар и бык.
138. Зайцы и лягушки.
139. Чайка и коршун.
140. Лев и крестьянин.
141. Лев и лягушка.
142. Лев и лисица.
143. Лев и бык.
144. Лев и крестьянин.
145. Лев и дельфин.
146. Лев, испуганный мышью.
147. Лев и медведь.
148. Лев и заяц.
149. Лев, осел и лисица.
150. Лев и мышь.
151. Лев и осел.
152. Разбойник и тутовое дерево.
153. Волки и овцы.
154. Волк и конь.
155. Волк и ягненок.
156. Волк и цапля.
157. Волк и коза.
158. Волк и старуха.
159. Волк и овца.
160. Волк и овца.
161. Гадатель.
162. Мальчик и ворон.
163. Пчелы и Зевс.
164. Жрецы Кибелы.
165. Мыши и ласки.
166. Муравей.
167. Муха.
168. Человек, потерпевший крушение, и море.
169. Мот и ласточка.
170. Больной и лекарь.
171. Летучая мышь, терновник и нырок.
172. Летучая мышь и ласка.
173. Дровосек и гермес.
174. Путник и Судьба.
175. Путники и платан.
176. Путник и гадюка.
177. Путники.
178. Путник и Гермес.
179. Осел и садовник.
180. Осел, навьюченный солью.
181. Осел и мул.
182. Осел со статуей на спине.
183. Дикий осел.
184. Осел и цикады.
185. Ослы и Зевс.
186. Осел и погонщик.
187. Осел и волк.
188. Осел в львиной шкуре.
189. Осел и лягушки.
190. Осел, ворон и волк.
191. Осел, лисица и лев.
192. Курица и ласточка.
193. Птицелов и жаворонок.
194. Птицелов и аист.
195. Верблюд.
196. Змея и краб.
197. Змея, ласка и мыши.
198. Растоптанная змея.
199. Мальчик, ловящий кузнечиков.
200. Мальчик-вор и его мать.
201. Голубь, который хотел пить.
202. Голубка и ворона.
203. Обезьяна и рыбаки.
204. Богач и кожевник.
205. Богачи и плакальщицы.
206. Пастух и собака.
207. Пастух и море.
208. Пастух и овцы.
209. Пастух и волчата.
210. Пастух-шутник.
211. Купающийся мальчик.
212. Стриженая овца.
213. Гранатовое дерево, яблоня и терновник.
214. Крот.
215. Осы, куропатки и крестьянин.
216. Оса и змея.
217. Бык и дикие козы.
218. Обезьяньи дети.
219. Павлин и галка.
220. Верблюд, слон и обезьяна.
221. Зевс и змея.
222. Свинья и собака.
223. Свинья и собака.
Кабан и лисица.
Скряга.
Черепаха и заяц.
Ласточка и змея.
Гуси и журавли.
Ласточка и ворона.
Черепаха и орел.
блоха и атлет.

Ссылка на основную публикацию