Басня Эзопа Пастух-шутник

Эзоп — Пастух-шутник

Пастух выгонял свое стадо от деревни подальше и частенько развлекался вот каким образом. Он кричал, будто волки напали на овец, и скликал поселян на помощь. Два-три раза крестьяне пугались и прибегали, а потом возвращались по домам осмеянные.

Наконец, волк и в самом деле появился: он стал губить овец, пастух стал звать на помощь, но люди подумали, что это его всегдашние шутки, и не обратили на него внимания.

Так и потерял пастух все свое стадо.

Мораль басни:

Басня показывает: вот чего достигают лжецы, — им не верят, даже когда они говорят правду.

  • Следующий стих → Эзоп — Стриженая овца
  • Предыдущий стих → Эзоп — Пастух и море

Читать похожие стихи:

  1. Эзоп — Волк и пастух
  2. Эзоп — Пастух и собака
  3. Эзоп — Пастух и волчата
  4. Эзоп — Пастух и волк
  5. Эзоп — Пастух и овцы
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Эзоп биография для детей и интересные факты

Реальность или миф?

В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Интересные факты об Эзопе

Факт 1. До наших дней дошла лишь краткая биография Эзопа, так как жил этот древнегреческий поэт очень давно, около 2600 лет назад. Даже в более-менее достоверной информации правду от вымысла отличить достаточно сложно, хотя некоторые моменты его жизни считаются вполне достоверно установленными.

Факт 2. Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось до наших дней. Известны лишь его стихотворения в переработанном другими античными авторами виде — или, как бы сейчас их назвали, ремейки. Самые старые из этих переработок датируются I веком нашей эры.

Факт 3. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для великого баснописца Ивана Крылова. Многие его произведения представляют собой именно творения этого древнегреческого автора, просто в очередной раз переработанные и адаптированные. Что ничуть не умаляет его таланта.

Факт 4. О происхождении Эзопа до сих пор ведутся жаркие споры. К примеру, знаменитый историк Геродот утверждает, что поэт был невольником из Самоса, освобождённым из рабства, а другие античные философы выводят совсем иную его биографию. Есть даже теория, утверждающая, что на самом деле никакого Эзопа никогда не существовало, а под этим именем скрывается собирательный образ нескольких античных авторов.

Факт 5. Существует древний роман “Жизнеописание Эзопа”, которому около 1800 лет, если не больше. В нём утверждается, что поэт страдал от некоего внешнего уродства, но эта версия ставится под сомнение, так как ни один другой автор об этом не упоминает.

Факт 6. Судя по всему, за свою жизнь Эзоп не создал ни одного крупного произведения. Он писал в основном короткие стихотворения-басни, которых (как уже упомянуто выше, в переработанном виде) до наших дней сохранилось 426 штук. Весьма вероятно, их было намного больше.

Факт 7. Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. Но при переводах они зачастую перерабатывались — в России над ними работал Крылов, а во Франции, например, знаменитый стихотворец Лафонтен.

Факт 8. На русском языке его произведения тоже издавались в более-менее приближенном к оригиналу виде. Самое крупное русскоязычное издание было опубликовано в далёком 1968 году.

Факт 9. Мартин Лютер, один из крупнейших деятелей эпохи Реформации и основатель такого религиозного направления, как лютеранство, утверждал, что за биографией Эзопа на самом деле скрывается наследие множества поэтов, а сам сборник его произведений представляет собой сборник их стихотворений.

Факт 10. Судя по имеющейся информации, Эзоп действительно писал свои басни в стихотворной форме. Однако, единственный сохранившийся сборник его произведений написан в прозе, но он является переработкой. При этом большинство переводов эзоповских басен также сделаны в стихотворной форме.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Жизненный путь

Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?

». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

Биография

Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.


Эзоп на старинной гравюре

Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.


Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.


Портрет Эзопа

Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.


Эзоп и петух

На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

Творчество

Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

Сборник основных басен Эзопа (278 басен)

Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.

Басни из переиздания основного эзоповского сборника

  • Блоха и атлет
  • Волк и пастух
  • Гиена и лисица
  • Гиены
  • Домашние голуби и дикие голуби
  • Лисица у Меандра
  • Лебедь
  • Муравей и голубь
  • Путники и ворон
  • Покупка осла
  • Попугай и ласка
  • Прометей и люди
  • Хранитель денег и Клятва
  • Цикада и лисица

Басни Эзопа из рукописей старшей редакции

  • Верблюд
  • Волк и ягненок
  • Два петуха и орел
  • Две сумы
  • Диоген в дороге
  • Диоген и плешивый
  • Дровосеки и дуб
  • Зайцы и лисицы
  • Кабан, конь и охотник
  • Комар и лев
  • Львица и лиса
  • Орешник
  • Осел и мул
  • Птицелов и куропатка
  • Сосна и терновник
  • Собака и повар
  • Собака и улитка
  • Червяк и змея
  • Человек и лев попутчики

Басни из рукописей средней редакции

  • Волк и собака
  • Воин и вороны
  • Деревья и олива
  • Жаворонок
  • Зима и весна
  • Осел и собака
  • Собака, лисица и петух
  • Стена и клин
  • Лев, Прометей и слон

Эзоп (баснописец)

Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος ) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).

Содержание

  • 1 Биография в античной традиции
  • 2 Наследие
  • 3 Некоторые басни
  • 4 Цитаты
  • 5 Литература
    • 5.1 Переводы
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Биография в античной традиции [ | ]

Был ли Эзоп исторической личностью — сказать невозможно. Впервые его упоминает Геродот, который сообщает (II, 134), что Эзоп был рабом некоего Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 годы до н. э.,) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, а первого его хозяина звали Ксанф. Но эти данные извлечены из более раннего рассказа Геродота путём ненадёжных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона). Аристофан («Осы») уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V века) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV века), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крёзе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов. Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов, — все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV века до н. э.

Читайте также:  Басня Эзопа Эфиоп

Важнейшим памятником этой традиции стал анонимный позднеантичный роман (на греческом языке), известный как «Жизнеописание Эзопа». Роман сохранился в нескольких редакциях: древнейшие его фрагменты на папирусе датируются II веком н. э.; в Европе с XI века получила хождение византийская редакция «Жизнеописания».

В «Жизнеописании» важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции.

Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Лютер в XVI веке впервые поставил его под сомнение. Филология XVIII века обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела: Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи.

В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.

Наследие [ | ]

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый «Эзопов сборник» вошли басни самых различных эпох.

В III веке до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (около 350 — около 283 года до н. э.). Это собрание было утрачено после IX века н. э.

В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV века, переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью. Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 года н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

Мартин Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И. А. Крыловым.

В СССР наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе М. Л. Гаспарова был издан издательством «Наука» в 1968 году.

В западном литературоведении басни Эзопа (так называемая «эзопика») принято идентифицировать по справочнику Эдвина Перри (см. Perry Index), где 584 сочинения систематизированы, главным образом, по языковому, хронологическому и палеографическому критериям.

Некоторые басни [ | ]

  • Белая Галка
  • Бык и Лев
  • Верблюд
  • Волк и Журавль
  • Волк и Пастухи
  • Вороны и другие птицы
  • Вороны и Птицы
  • Ворон и лисица
  • Галка и Голубь
  • Голубь и Вороны
  • Грач и Лиса
  • Два друга и Медведь
  • Два рака
  • Две лягушки
  • Дикая Коза и виноградная ветка
  • Дикая Собака
  • Заяц и Лягушки
  • Звездочёт
  • Зевс и Верблюд
  • Зевс и стыд
  • Змея и Крестьянин
  • Коза и Пастух
  • Крестьянин и его сыновья
  • Курица и Ласточка
  • Курица и Яйцо
  • Куропатка и Курицы
  • Ласточка и другие птицы
  • Лев и Ишак
  • Лев и Коза
  • Лев и Комар
  • Лев и Медведь
  • Лев и мышка
  • Лев с другими животными на охоте
  • Лев, Волк и Лиса
  • Лев, Лиса и Ишак
  • Летучая мышь
  • Лиса и Аист
  • Лиса и Баран
  • Лиса и Голубь
  • Лиса и Дровосек
  • Лиса и Кабан
  • Лиса и Осёл
  • Лиса и виноград
  • Лошадь и Ишак
  • Львица и Лисица
  • Лягушка, Крыса и Журавль
  • Лягушки и Змея
  • Мухи
  • Мышь и Лягушка
  • Мышь из города и Мышь из деревни
  • Обе курицы
  • Обе лягушки
  • Олень
  • Олень и Лев
  • Орёл и Галка
  • Орёл и Лиса
  • Орёл и Черепаха
  • Осёл и Коза
  • Осёл и Лиса
  • Осёл и Лошадь
  • Осёл, Грач и Пастух
  • Отец и Сыновья
  • Павлин и Галка
  • Пастух и Волк
  • Пастух-шутник
  • Петух и Диамант
  • Петух и Прислуга
  • Собака и Баран
  • Собака и Волк
  • Собака и кусок мяса
  • Старый Лев и Лиса
  • Три быка и Лев
  • Тростник и Оливковое дерево
  • Хвастливый пятиборец
  • Человек и Куропатка
  • Черепаха и Заяц
  • Юпитер и Змея
  • Юпитер и Пчёлы
  • Ягнёнок и Волк

Цитаты [ | ]

  • Благодарность — признак благородства души.
  • Говорят, что Хилон спросил Эзопа: «Чем занят Зевс?» Эзоп ответил: «Делает высокое низким, а низкое высоким».
  • Если человек берётся за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них непременно не удастся ему.
  • Каждому человеку дано своё дело и каждому делу — своё время.
  • Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Литература [ | ]

Переводы [ | ]

  • В серии: «Collection Budé»: Esope. Fables. Texte établi et traduit par E. Chambry. 5e tirage 2002. LIV, 324 p.
  • Езоповы басни с нравоучением и примечаниями Рожера Летранжа, вновь изданные, а на российской язык переведены в С.-Петербурге, канцелярии Академии наук секретарем Сергеем Волчковым. СПб., 1747. 515 стр. (переиздания)
  • Езоповы басни с баснями латинского стихотворца Филельфа, с новейшего французского перевода, полным описанием жизни Езоповой… снабденного г. Беллегардом, ныне вновь на российской язык переведенные Д. Т. М., 1792. 558 стр.
  • Басни Езоповы, переведенныя с греческаго Иваном Мартыновым. СПб., 1823
  • Полное собрание басен Езопа… М., 1871. 132 стр.
  • Басни Эзопа. / Пер. М. Л. Гаспарова. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 1968. 320 стр. 30 000 экз.
    • репринт в той же серии: М., 1993.
    • переизд.: Античная басня. М.: Худож. лит. 1991. С. 23-268.
    • переизд.: Эзоп. Заповеди. Басни. Жизнеописание / пер. Гаспарова М. Л. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 288 с. — ISBN 5-222-03491-7

Эзоп (баснописец)

Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος ) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).

Содержание

  • 1 Биография в античной традиции
  • 2 Наследие
  • 3 Некоторые басни
  • 4 Цитаты
  • 5 Литература
    • 5.1 Переводы
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Биография в античной традиции

Был ли Эзоп исторической личностью — сказать невозможно. Впервые его упоминает Геродот, который сообщает (II, 134), что Эзоп был рабом некоего Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 годы до н. э.,) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, а первого его хозяина звали Ксанф. Но эти данные извлечены из более раннего рассказа Геродота путём ненадёжных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона). Аристофан («Осы») уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V века) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV века), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крёзе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов. Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов, — все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV века до н. э.

Важнейшим памятником этой традиции стал анонимный позднеантичный роман (на греческом языке), известный как «Жизнеописание Эзопа». Роман сохранился в нескольких редакциях: древнейшие его фрагменты на папирусе датируются II веком н. э.; в Европе с XI века получила хождение византийская редакция «Жизнеописания».

В «Жизнеописании» важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции.

Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Лютер в XVI веке впервые поставил его под сомнение. Филология XVIII века обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела: Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи.

В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.

Наследие

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый «Эзопов сборник» вошли басни самых различных эпох.

В III веке до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (около 350 — около 283 года до н. э.). Это собрание было утрачено после IX века н. э.

В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV века, переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью. Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 года н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

Мартин Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И. А. Крыловым.

В СССР наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе М. Л. Гаспарова был издан издательством «Наука» в 1968 году.

В западном литературоведении басни Эзопа (так называемая «эзопика») принято идентифицировать по справочнику Эдвина Перри (см. Perry Index), где 584 сочинения систематизированы, главным образом, по языковому, хронологическому и палеографическому критериям.

Некоторые басни

  • Белая Галка
  • Бык и Лев
  • Верблюд
  • Волк и Журавль
  • Волк и Пастухи
  • Вороны и другие птицы
  • Вороны и Птицы
  • Ворон и лисица
  • Галка и Голубь
  • Голубь и Вороны
  • Грач и Лиса
  • Два друга и Медведь
  • Два рака
  • Две лягушки
  • Дикая Коза и виноградная ветка
  • Дикая Собака
  • Заяц и Лягушки
  • Звездочёт
  • Зевс и Верблюд
  • Зевс и стыд
  • Змея и Крестьянин
  • Коза и Пастух
  • Крестьянин и его сыновья
  • Курица и Ласточка
  • Курица и Яйцо
  • Куропатка и Курицы
  • Ласточка и другие птицы
  • Лев и Ишак
  • Лев и Коза
  • Лев и Комар
  • Лев и Медведь
  • Лев и мышка
  • Лев с другими животными на охоте
  • Лев, Волк и Лиса
  • Лев, Лиса и Ишак
  • Летучая мышь
  • Лиса и Аист
  • Лиса и Баран
  • Лиса и Голубь
  • Лиса и Дровосек
  • Лиса и Кабан
  • Лиса и Осёл
  • Лиса и виноград
  • Лошадь и Ишак
  • Львица и Лисица
  • Лягушка, Крыса и Журавль
  • Лягушки и Змея
  • Мухи
  • Мышь и Лягушка
  • Мышь из города и Мышь из деревни
  • Обе курицы
  • Обе лягушки
  • Олень
  • Олень и Лев
  • Орёл и Галка
  • Орёл и Лиса
  • Орёл и Черепаха
  • Осёл и Коза
  • Осёл и Лиса
  • Осёл и Лошадь
  • Осёл, Грач и Пастух
  • Отец и Сыновья
  • Павлин и Галка
  • Пастух и Волк
  • Пастух-шутник
  • Петух и Диамант
  • Петух и Прислуга
  • Собака и Баран
  • Собака и Волк
  • Собака и кусок мяса
  • Старый Лев и Лиса
  • Три быка и Лев
  • Тростник и Оливковое дерево
  • Хвастливый пятиборец
  • Человек и Куропатка
  • Черепаха и Заяц
  • Юпитер и Змея
  • Юпитер и Пчёлы
  • Ягнёнок и Волк

Цитаты

  • Благодарность — признак благородства души.
  • Говорят, что Хилон спросил Эзопа: «Чем занят Зевс?» Эзоп ответил: «Делает высокое низким, а низкое высоким».
  • Если человек берётся за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них непременно не удастся ему.
  • Каждому человеку дано своё дело и каждому делу — своё время.
  • Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Литература

Переводы

  • В серии: «Collection Budé»: Esope. Fables. Texte établi et traduit par E. Chambry. 5e tirage 2002. LIV, 324 p.
  • Езоповы басни с нравоучением и примечаниями Рожера Летранжа, вновь изданные, а на российской язык переведены в С.-Петербурге, канцелярии Академии наук секретарем Сергеем Волчковым. СПб., 1747. 515 стр. (переиздания)
  • Езоповы басни с баснями латинского стихотворца Филельфа, с новейшего французского перевода, полным описанием жизни Езоповой… снабденного г. Беллегардом, ныне вновь на российской язык переведенные Д. Т. М., 1792. 558 стр.
  • Басни Езоповы, переведенныя с греческаго Иваном Мартыновым. СПб., 1823
  • Полное собрание басен Езопа… М., 1871. 132 стр.
  • Басни Эзопа. / Пер. М. Л. Гаспарова. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 1968. 320 стр. 30 000 экз.
    • репринт в той же серии: М., 1993.
    • переизд.: Античная басня. М.: Худож. лит. 1991. С. 23-268.
    • переизд.: Эзоп. Заповеди. Басни. Жизнеописание / пер. Гаспарова М. Л. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 288 с. — ISBN 5-222-03491-7
Читайте также:  Басня Эзопа Двое Лысых

«ГБОУ ЛНР «Хорошенская ООШ І – ІІІ ступеней 00 Цель. Углубить понятие о байке, учить анализировать басни, передавать в интонации характеры . »

ГБОУ ЛНР «Хорошенская ООШ І – ІІІ ступеней

Цель. Углубить понятие о байке, учить анализировать басни, передавать в интонации характеры действующих лиц, оценивать их поступки, выявлять мотивы их поведения, выяснить имена известных поэтов-баснописцев; развивать логическое мышление, память, устную связную речь учащихся, формировать умение самостоятельно добывать знания и делиться приобретенным опытом, творческие способности школьников; воспитывать уважение к слову, к литературе.

Оборудование. Портреты баснописцев, иллюстрации к басне, маски для инсценировки, слайды, мультфильм, лепестки красного, оранжевого, синего цветов, зеленая ножка и листик, желтая серединка.Ход урока

І. Организация класса. (слайд 1)

Прозвенел уже звонок,

Поздоровайтесь с гостями

И садитесь ровно, прямо.

На уроке не дремать,

Руки вовремя поднимать!

-Дорогие дети! Чтобы наш урок прошел не напрасно, посмотрим друг на друга и улыбнемся! Пусть улыбка поможет нам сегодня. Хочу, чтобы у вас на уроке было хорошее настроение.

II. Припоминание правил работы.

1. Метод «Мозговой штурм.» (слайд 2)

-Давайте вспомним, что мы делаем на уроках чтения?

Чтение :Пересказываем, анализируем, думаем, составляем план, высказываем свое мнение, развиваем речь, расширяем свой кругозор, сравниваем, обращаемся, характеризуем героев, читаем.III. Актуализация знаний.

-Какой раздел мы закончили изучать?

-С какими баснями мы познакомились?

-Назовите их авторов.

-Что такое басня?

-Как называют авторов басен?

2. Игра «Скажи быстро».

А) Небольшое, чаще всего стихотворное произведение поучительного содержания (байка).

Б) Поучительный вывод басни (мораль).

В) Имя первого баснописца (Эзоп).

Г) С какой басней Эзопа мы познакомились? (Двое приятелей и медведь).

Г) Украинский баснописец, автор басни «Кукушка и Петух» (Леонид Глебов).

Д) Назовите мораль басни Ивана Крылова «Кукушка и Петух» (Хвалить надо за сделанное дело).

Е) Назовите басню известной украинской писательницы Елены Пчелки (Котова наука).

ІУ. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня вы расширите свои знания о жанре басни, о творчестве известных баснописцев.

ІV. Работа над темой урока.

1. Обработка басни Эзопа «Пастух-шутник».

-Мы начнем работу со знакомства с произведением основоположника мировой басни Эзопа, который жил в Древней Греции две с половиной тысячи лет назад. Читая его басни, познаем разум великого мудреца. В баснях он высмеивал людей корыстолюбивых, неискренних, корыстных. (слайд 3)

А) Инсценировка басни Эзопа «Пастух-шутник».

Действующие лица:

(Камень, три жилета, три шапки, маска волка, слайд с рисунком с овцами)

-У детей было задание: ознакомиться с баснями Эзопа. Им понравилась басня «Пастух-шутник» и они решили инсценировать эту байку. Сейчас мы посмотрим инсценировку басни Эзопа «Пастух-шутник», которую подготовили учащиеся. (слайд 4)

Автор. Когда-то и где-то был пастух, пас в горах овец. Однажды он совсем заскучал у овец и ему захотелось придумать какую-то шутку. Думал, думал – и надумал. Стал на большой камень и закричал:

Пастух-шутник. –Волки! Волки! Спасайте!

Автор. Услышали его другие пастухи и бросились со всех ног на крик.

Пастух 1. Где они?

Пастух 2. И волки же! Где ты их видел? Говори скорее!

Автор. Но пастух расхохотался.

Пастух-шутник. Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Неужели вы и вправду поверили, что волки? Я же хотел только напугать вас и пошутить!

Пастух 1. Хорошая шутка!

Пастух 2. Кнутом бы тебя угостить, чтобы сам так побегал!

Автор. И пастухи отправились к своим овец. А парень очень был доволен своей выходкой и смеялся с недотеп. Через несколько дней парень, пася овец, снова закричал:

Пастух-шутник. Волки! Волки! Спасайте!

Автор. Пастухи почуяли крик и говорят друг другу:

Пастух 1. Может, он опять шутит?

Пастух 2. А когда нет?

Пастух 1. Ну, то бежим!

Автор. И изо всех сил бросились бежать. А, прибежав, увидели – парень заливается смехом. Пастухи разгневались не на шутку, но ничего не сказали и молча вернулись к своим овцам. Прошло какое-то время. Однажды сидел пастух под деревом возле костра и вдруг, взглянув на стадо, замер от ужаса. Огромный волк, обнажив зубы, несся прямо на овец.

Пастух-шутник. Волк! Волк! Спасайте!

Автор. А пастухи, услышав крик, засмеялись.

Пастух 1. Слышите этого лжеца?

Пастух 2. Опять шутит, но дураков нет.

Автор. А пастух не унимался.

Пастух-шутник. Волк! Спасайте! Действительно волк! Скорей бегите, а то овец разорвет!

Автор. Никто не поспешил парню на помощь. А волк разодрал несколько овец и скрылся в лесу. С тех пор пастух запомнил: когда хочешь, чтобы тебе верили, никогда не говори неправды.

В) Анализ содержания басни.

-Что надумал пастух-шутник?

-Как отреагировали другие пастухи?

-Что случилось снова через несколько дней?

-Прибежали к нему на помощь?

-Чем закончились выходки парня?

-Какова мораль этой басни?

2. Обработка басни Ивана Крылова «Ворона и Лисица».

А) Игра «Шифровальщик»

-Чтобы узнать название следующей басни и ее автора, вам нужно расшифровать надпись. (слайд 5)

ваИн рыКлов « ронаВо и сиЛица»

-Давайте вспомним, кто такой Иван Крылов и на каком языке он писал свои произведения? (Иван Крылов-известный русский баснописец, и писал он на русском языке). (слайд 6)

-Да. Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец. Он создал более 200 басен, в которых, под видом животных, высмеивались негативные человеческие качества. Известный писатель Николай Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа». По его байками было создано много мультфильмов, они переведены на многие языки мира. Давайте просмотрим мультфильм, созданный по басне «Ворона и Лисица».

Просмотр мультфильма «Ворона и Лисица». (слайд 7. Мультфильм отдельно)-А теперь прочитайте эту басню в переводе Терещенко в сборнике художественных произведений молча.

-Есть ли разница между мультфильмом и содержанию басни?

-Давайте прочитаем басню «Дождиком».

Первые 7 строчек – «дождик» (вполголоса медленное чтение).

С 8 по 18 (11) строка – «дождь» (громко, быстро).

3 строки – «ливень» (громко, скороговоркой).

Последние 5 строк – «солнце» (молча).

Физкультминутка (слайд 8)

В) Анализ содержания басни.

-Кто главные герои басни?

-Какова мораль басни? (противная лесть)

-Почему льстивый «всегда трогает сердца»? (человеку хочется верить, что он действительно такой хороший, как ему об этом говорят; ему приятно слышать похвалу)

-Чем опасна лесть? (лесть опасна своей неискренностью, человек, которого хвалят, может не догадываться.)

-Какие человеческие пороки высмеивает автор в образах Лисы и Вороны? (Ворона – наивная и доверчивая, не умеет оценить себя объективно, глуповатая; Лисица – хитрая, льстивая, корыстная.)Г) Выразительное чтение басни несколькими учениками.

3. Обработка басни Леонида Глебова «Синица». (слайд 9)

Кажется, байка просто врет,

А на самом деле ясную правду чешет,

Никого в мире не пройдет,

Читайте, радуйте меня.

-Это слова классика украинской басни Леонида Глебова. Мы сегодня познакомимся еще с одной басней этого выдающегося баснописца. А название этой басни вы узнаете, отгадав загадку.

С желтой грудкой у окошкаСобирает шустро крошкиОтгадайте что за птица?Называется (Синица). (слайд 10)

А) Выразительное чтение басни учителем.

-Что пообещала сделать синица?

Б) Выразительное чтение басни «цепочкой» по строфе.

В) Анализ содержания басни.

-Поверили ли люди и животные Синице?

-Что можно сказать об этих людях?

-Сделала Синица то, что обещала? Почему?

-Найдите и зачитайте поучительную часть басни. Как вы понимаете эти слова?

Г) Выборочное чтение.

-Вам на дом было задано предупредительное задание: нарисовать иллюстрации к басне «Синица». Сейчас мы обратимся к нашей художественной галереи. Посмотрите на рисунок, найдите соответствующие строчки в произведении и прочитайте их. (слайды 11 – 18 )

-Каковы ваши впечатления от урока?

-Благодаря чему удалось выполнить все задания?

-Благодаря басням мы учимся быть: (слайд 19)

-Давайте составим «СЕНКАН» к слову «байка».

Говорит, изображает, учит.

Помогает раскрыть правду и сделать вывод.

-У вас на партах есть лепестки разного цвета, которые обозначают определенные баллы.Лепестки красного цвета – 10, 11, 12 баллов; лепестки оранжевого цвета – 7, 8, 9 баллов; лепестки синего цвета – 4, 5, 6 баллов. На уроке вы все плодотворно работали. Сейчас оцените самостоятельно свою работу. Выберите лепесток нужного цвета и прикрепите его к желтой серединки нашего будущего цветочка.

-Посмотрите, какой красивый цветочек у нас получился.

-Станьте в круг. Поверните руки ладошкой вверх. Положив свою ладошку сверху на ладошку соседа, поблагодарите друг друга за сотрудничество.

-Вопрос добра и зла, равнодушия и человечности всегда волновали людей, беспокоит и сейчас. А вы на примерах героев басен должны воспитывать те черты характера, которые помогли бы вам стать настоящими людьми!

VIII. Домашнее задание. (слайд 20)

С. 128 – 133 читать, нарисовать иллюстрацию.

На выбор: выучить одну басню наизусть или пересказывать на выбор.

«Муниципальное общеобразовательное учреждение “Гимназия №1 Октябрьского района г. Саратова”Исследовательская работа по теме: “Быстрый устный счёт” Работу выполнили ученицы МАОУ “Гимназия №1 Октябр. »

«Памятка для родителей “Профилактика младенческой смертности” Младенческий возраст – период от рождения до 1 года – один из наиболее критичных периодов жизни ребенка. Этот период связан с адаптацией ребенка к условиям внешней среды. В организме происходят существенные изменения, особенно они касаются ды. »

«Тестовая работа по обучению дошкольников лепке. Составила Протасова Н.Н.1.Как называется вид изобразительного искусства, в котором, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах, выполненных как. »

«Публичный отчет МБОУ Тюльковской средней общеобразовательной школы Забота о благоприятных условиях освоения школьниками основной и дополнительной образовательных программ школы Школа укомплектована педагогическими кадрами, все предметы федерального, регионального к. »

«Прививка от кори Симптомы и течение кори. Вакцинация против кори Речь пойдет о прививке против кори — одной из так называемых детских инфекций, возбудитель которой чрезвычайно заразен, или, как говорят специалисты, обладает высокой с контагиозностью. Для того чтобы заболеть корью, не обя. »

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 “Веснушка” (МБДОУ № 92 “Веснушка”) “Международный день чая” Консультация для родителей Составил: воспитатель Локоткова Т.И. Декабрь 2016 год Сургут “День чая” отмечается ежегодно 15 декабря. Целью создания этого интересного праздника. »

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Подольск Московской областиУтверждаю: Директор МБОУ СОШ №5 с УИОП _Е.А.Гончарук”” _ 2016 г. Рабочая программа по информатике и ИКТ (. »

«Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №13” УТВЕРЖДЕНА Приказом от _2017 г. № СОГЛАСОВАНО на заседании РМО протокол № _ от “_” 20_ г. Директор МОУ ДППОС “ВНМЦ” /Маскаева О.В./ Рабочая программа учебного предмета “Информатика и ИКТ” для. »

2017 www.docx.lib-i.ru – «Бесплатная электронная библиотека – интернет материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Эхо басни см в части 2 11

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

БАСНИ ЭЗОПА И ЭХО.

ОРЕЛ И ЛИСИЦА 9

ОРЕЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ 9

СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ 10

ЛИСИЦА И ЛЕВ 10

РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА 10

РАСТОЛСТЕВШАЯ МЫШЬ 11

ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ 11

Эхо басни см. в части 2 11

ЛЕВ, ВОЛК И ЛИСИЦА 11

ЛЕВ, ОСЕЛ И ЛИСИЦА 12

МУЖИК И ВОДЯНОЙ 12

ВОРОН И ЛИСИЦА 13

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД 13

КОШКА И ПЕТУХ 13

БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА 13

Эхо ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА 13

ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК 14

ЛИСИЦА И МАСКА 14

ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ 14

ЛИСИЦА И СОБАКА 15

БОРЕЙ И СОЛНЦЕ 15

ЛАСКА И АФРОДИТА 16

КРЕСТЬЯНИН И ЗМЕЯ 16

ЖЕНЩИНА И КУРИЦА 17

СТАРИК И СМЕРТЬ 17

ОРАТОР ДЕМАД 17

ПУТНИКИ И МЕДВЕДЬ 17

ТРОСТНИК И ДУБ 18

ОЛЕНЬ И ЛЬВИЦА 18

ОСЕЛ, ПЕТУХ И ЛЕВ 18

ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 1 19

ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 2 19

СОБАЧКА И ХОЗЯИН 19

СОБАКИ И ХОЗЯИН 19

ВОЛК И КОЗЛЕНОК – 1 20

ВОЛК И КОЗЛЕНОК – 2 20

ГЕРМЕС И ЗЕМЛЯ 20

ЗЕВС И ЧЕРЕПАХА 20

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ 21

ПТИЦЕЛОВ И АСПИД 21

ОГОРОДНИК И СОБАКА 21

СОБАКА С КУСКОМ МЯСА 21

ЛЕВ И КРЕСТЬЯНИН 22

ЛЕВ И ДЕЛЬФИН 22

ЛЕВ, ИСПУГАННЫЙ МЫШЬЮ 22

ЛЕВ И МЕДВЕДЬ 22

ВОЛКИ И ОВЦЫ 23

ВОЛК И СТАРУХА 23

ПЧЕЛЫ И ЗЕВС 24

МУРАВЬИ И ЗЕВС 24

ЖРЕЦЫ КИБЕЛЫ 24

БОЛЬНОЙ И ЛЕКАРЬ 25

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ЛАСКА 25

ПУТНИК И СУДЬБА 26

ПУТНИКИ И ПЛАТАН 26

ПУТНИК И ГАДЮКА 26

ОСЕЛ И САДОВНИК 26

ОСЕЛ И ЦИКАДЫ 26

ОСЕЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ 27

ОСЕЛ И ЛЯГУШКИ 27

ОСЕЛ, ЛИСИЦА И ЛЕВ 27

ЗМЕЯ, ЛАСКА И МЫШИ 27

ГОЛУБКА И ВОРОН 28

ОБЕЗЬЯНА И РЫБАКИ 28

БОГАЧИ И ПЛАКАЛЬЩИЦЫ 28

ПАСТУХ И СОБАКА 28

ПАСТУХ И ОВЦЫ 29

ПАСТУХ И ВОЛЧАТА 29

ПАСТУХ ШУТНИК 29

ГРАНАТОВОЕ ДЕРЕВО, ЯБЛОНЯ И ТЕРНОВНИК 29

БЫК И ДИКИЕ КОЗЫ 30

ОБЕЗЬЯНЬИ ДЕТИ 30

ПАВЛИН И ГАЛКА 30

ВЕРБЛЮД, СЛОН И ОБЕЗЬЯНА 30

СВИНЬЯ И СОБАКА 31

КАБАН И ЛИСИЦА 31

ЧЕРЕПАХА И ЗАЯЦ 31

ЛАСТОЧКА И ЗМЕЯ 32

ПОКУПКА ОСЛА 32

ПРОМЕТЕЙ И ЛЮДИ 33

ЦИКАДА И ЛИСИЦА 33

ДИОГЕН В ПУТИ 33

ЛЬВИЦА И ЛИСА 34

КАБАН, КОНЬ И ОХОТНИК 34

ДРОВОСЕКИ И ДУБ 35

СОСНА И ТЕРНОВНИК 35

ЧЕЛОВЕК И ЛЕВ – ПОПУТЧИКИ 35

ДВА ПЕТУХА И ОРЕЛ 35

ЛЕВ, ПРОМЕТЕЙ И СЛОН 36

ВОЛК И СОБАКА 36

ОСЕЛ И СОБАКА 36

ЗИМА И ВЕСНА 37

СОЛОВЕЙ И ЛАСТОЧКА 37

РЫБАК И РЫБЫ 37

ЧЕЛОВЕК И ГЕРМЕС 37

ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ 38

АФИНЯНИН И ФИВАНЕЦ 38

СВАДЬБА СОЛНЦА 38

ГЕРАКЛ, АФИНА И РАЗДОР 38

КОЗЕЛ И ВИНОГРАД – 1 39

КОЗЕЛ И ВИНОГРАД – 2 39

КРЕСТЬЯНИН И ОРЕЛ 39

ДВА ДНЯ ПРАЗДНИКА 40

ЧЕЛОВЕК, СЧИТАЮЩИЙ ВОЛНЫ 40

ОСЕЛ И ЖАЖДЕНЬ 40

ЛЬВЫ И ЗАЙЦЫ 41

МЫШЬ И РАКУШКА 41

САТИР И ОГОНЬ 42

ВОЛК И ПАСТУХИ 43

ЛУНА И ЕЕ МАТЬ 43

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ 43

КОРОЛЕК И ОРЕЛ 43

КУКУШКА И ПТИЦЫ 43

СОФИЗМ ЭВАТА 44

ЕЗДОК И БЕШЕНЫЙ КОНЬ 45

МОМ И АФРОДИТА 45

ЧАСТЬ 3 Новые притчи 2002 45

ЭХО – ДЕВУШКА 45

СОБАКА С КОШКОЙ 46

БЕРЕЗА И ЕЛЬ 46

ПУСТОЙ МЕШОК 46

Читайте также:  Басня Эзопа Человек, обещающий невозможное

ОРЕЛ И ГЛОРИЯ 46

СОБАКА У ДОМА 47

ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ 47

ЗАЧЕМ СТРОЯТ ГОРОДА 49

ЗОЛОТАЯ РЫБКА 50

ОГОНЬ И ФИГУРКИ 51

Из книги сказок 99 51

СКАЗКА ПРО КРОТА 51

МЕЧТА СОЛОВЬЯ 52

СКАЗКА СОСНЫ 53

СКАЗКА О ХВОИНКЕ 56

ЗВЕЗДНЫЕ СУТКИ 58

Другие сказки в библиотеке Острова Эхо 58

ЧАСТЬ 4 Избранные басни суфиев 2002 58

Притчи – басни Джалалуддина Руми 58

СЛОН В ТЕМНОТЕ 58

РАДОСТЬ ПРИ НЕОЖИДАННОМ РАЗОЧАРОВАНИИ 60

Что есть суфизм? – То Ощущение полета 62

Притчи – басни Джами (избранные) 62

СМЕРТЬ АБУЛ МАДЖДА САНАЙИ 62

ИДИОТ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 62

РАССКАЗ О ТРЕХ МУДРЕЦАХ 64

СОВЕТ МУДРЕЦА 64

Абу Али Ибн Сина и сумасшедший 65

ЦАРЬ НУШИРВАН 65

МАМУН И ЕГО РАБ 66

ОТВЕТ ПАДИШАХА 66

НАХОДЧИВЫЙ МАЛЫШ 67

ТИРАН И ЖЕНЩИНА 68

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 68

СУЩНОСТЬ ЩЕДРОСТИ 68

Другие притчи, сказки Джами в библиотеке 69

Миниатюры – басни Идриса Шаха (избранные) 69

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО 69

МОЛНИЯ И КЕДР 70

НЕПРЯМОЙ ПУТЬ 70

ПРИСУТСТВИЕ И ОТСУТСТВИЕ 71

ЛАВКА ПЛОТНИКА 71

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ КРОЛИКА 73

ПРЕДВОДИТЕЛЬ КОЗ 73

УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК 74

ЧЕЛОВЕК И ТИГР 75

ВЫСШИЕ ВОСПРИЯТИЯ 75

ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ 75

УЧЕНЫЙ И ФИЛОСОФ 76

КОШКА И СОБАКА 77

ВЕЖЛИВОСТЬ И ПРАВДА 77

Другие сказки Идриса Шаха в отдельных файлах библиотеки. 79

Предисловие

Седою сказка не бывает

И устаревшею для мира

Она не может стать. Дар Пира,

Где Безвремение свет рождает.

Что зернышко восходит в темноте

Известно нам, и это знают все.

Однако же, о солнышке поют.

Но где оно нашло себе приют?

В бескрайней черноте Вселенной звезды

Сияют, как неведомые гнезда.

Что в недрах созревает их всегда?

Ужели. в сердце солнца. темнота?

УЧИТЕЛЮ

Живой калейдоскоп в оттенках света,

Играющий узором редких форм,

Взрывающий все табу строгих норм,

Рождает мед фантазии поэта!

Каким прекрасным спектром описать

Иных миров звучанье и свеченье,

Являющих свое златосеченье,

Какою рифмой строгой окрылять.

Невольницей неведомых рассветов

Вплываю в вихре вальса в Океан,

В поющий излучающий орган,

В мерцанье различая пульс ответов.

ВО ВСЕ ВЕКА

Любили люди сказки, басни.

Читать, придумывать. Как будто корешки

Из тьмы земной на божий свет дают вершки.

Из бездны времени выуживая счастье.

Как клад бесценного сокровища ума.

Так ум нам дан, как рыбаку даются снасти.

Рыбак, и невод, и улов – в одной мы власти:

Желанья знать, зачем земная жизнь дана.

И не воспользоваться снастью – неумно.

Не станешь рыбу ты руками-то ловить.

А голодать уму, что диким зверем жить.

Вот мудрецы. сбирают басни на гумно.

Иди в амбар, как муравей, что за зерном

Пришел однажды, и, не в силах осознать

Все изобилие. хоть зернышко забрать.

Решил, сказав, что возвратится он потом.

БАСНИ ЭЗОПА

Зачем же баснями Эзоп нас поучает?

В них мудрость юная, которой тысячи лет.

С алмазных граней их сюжетов льется свет.

Какую радость встреча с басней предвещает?

Итак, Эзоп! Его лишь имя нам известно.

На самом деле был он выдуман затем,

Чтобы доходчивей коснуться главных тем.

Игра в учении воистину чудесна!

Народ на сказках этих учится давно.

Они как молния способны осветить,

И подсказать, и удивить, и напоить!

При этом учат и красиво и умно.

Итак, Эзоп! Мы полагаем, что Эзопа

Придумал мудрый Пифагор. А уж затем

Ученики вложили в басни сотни тем.

С тех пор пошли. соревнования урока.

На первый взгляд уроки басен – для детей.

А на второй, коль время есть и для второго,

Уроки трудные пути ума земного.
Эзоп – мудрец, живущий в каждом из людей.

Он был немым в любом из нас и лишь потом

Заговорил, когда в работе утомился,

И, с нимфой встретившись прекрасною, сдружился,

И в сон волшебный был внезапно погружен.

Что удивляться, коль Эзоп был некрасив.

Он землю вспахивал ничтожнейшим рабом,

Ведь ум растет, как подобает, лишь трудом.

Однажды чудо пробудило в нем прилив.

И он, представьте, сам с собой заговорил.

Да вспомнил нимфу, что красою обожгла.

Она виновницею чуда и была.

А он молитву благодарности вкусил.

Возможно, в книгу Гиерокл записал

Все биографию Эзопа для того,

Чтоб мы задумались над нею глубоко.

А между строчек. наставления он дал.

Быть может, время подойдет, и в третий раз

Взглянуть захочется вам в сказку – радость глаз.

Попримеряйте на себя ума одежды,

Порассмотрите, чем являются надежды.

Да нет, напрасны те мечтанья. Где ж у нас

Найдется время, если занят каждый час.

На этих баснях наставлялись мудрецы

Во всех веках. В них все начала, все концы.

У мудрецов всегда в запасе время есть,

Хотя всех басен всех времен не перечесть.

На этих баснях и суфийское ученье

Взошло когда-то, и возникли изреченья.

Из рек речения, из рек земных времен

Всходили мудрости ростки, в них мир рожден!

Руми, Аттар, и Пифагор, и Тот Гермес!

А если глубже заглянуть – вот мир чудес!

В нарядах красочных сюжетов есть. орех.

Он в каждой басенке за внешнею оберткой

Укрыт надежно, огражденный твердой коркой.

Скорлупка вкусный плод хранит! Но. не для всех.

А коль пустой орех – кори тогда себя.

Не говори же, что бесплодная Земля.

ЭХО ЭЗОПА

Не удивительно читать мне в Маснави,

Что рождено когда-то было на фарси,

Сюжеты басен, что Эзоповыми были,

Что Пифагоровыми в плаванье отплыли.

Все реки водною природою сильны,

И все ручьи, и все дожди: то путь воды.

Моря вмещают воды разные всех рек.

Пусть удивляется, коль хочет, человек.

А, коль не хочет, пусть отыщет те значенья,

Что, как круги на глади вод, дают реченья.

Реченья мудрые вовек не иссякают,

А в каждом искреннем таланте оживают.

Ну, как, скажите, о любви не говорить,

И как при этом слов любви не повторить?

Вот точно так же и сюжеты сказок мудрых

Из века в век живут и зреют в думах трудных.

Но Океанова любовь не знает слов,

А лишь значение всего, что есть Любовь.

Не удивительно читать мне у Руми

Сюжеты сказок, что живут у Санайи.

А что сказать мне о Крылове, о Толстом?

О каждом Авторе с искрящимся умом?

И даже Идрис Шах не всех перечислял,

Когда речения времен передавал.

Да разве можно удивляться нам на это?

Когда и эти рифмы просто эхо света

Звучания мудрого во веки всех веков

Имен любимых нами Авторов стихов.

У Соломона в притчах – эхо сказок древних,

Что из Египта привезли для благоверных.

Ведь он не зря изрек: – «Вернется все опять»,

Чтоб новой амфоры границы наполнять.

«И на круги своя, воротится все то,

Что будет жить», покуда эхо нам дано.

Покуда горные вершины и ущелья

Своей твердыней отражают все сомненья.

Покуда лес высокий эхом нам вторит.

Покуда рифма существует, жив пиит.

Не удивительно, что суфии любили

Царя времен, и Пифагора не забыли.

Стихотворный вариант басен (можно назвать ритмической прозой)

части 1, 2 настоящей книги и жизнеописание Эзопа в стихах (файл Эзоп) появились после переработки текстов основного Эзоповского сборника и других переводов басен по книге Эзоп – Басни (в переводах Л.Н. Толстого, М.Л. Гаспарова и др.) «Эксмо-Пресс», 2000;

часть 3 – избранные новые басни;

часть 4 – избранные притчи и басни суфийских Авторов переработаны по нескольким книгам Идриса Шаха и книге Суфии (составитель Лео Яковлев) «Эксмо-Пресс», 2001.

Более полные стихотворные переводы сказок и произведений суфийских Авторов в библиотеке острова Эхо.

Мне говорят: – Оригинал же не читала,

Так что берешься повторять Эзопа ты?

Я улыбнусь в ответ: – Зато его слыхала!

Оригинал слыхала чудной красоты.

Пусть слог не лучше всех других, зато он прост.

Пусть это проза с ритмом, пусть я не поэт,

Зато Эзопу отраженье в полный рост,

И возрождаю мудрость эхом звучных лет.

ЧАСТЬ 1

ОРЕЛ И ЛИСИЦА

Орел с лисицею однажды подружились,

И друг у друга по соседству поселились.

Орел на дереве гнездо свил, и лисица

Под тем же деревом сумела поселиться.

Настало время, и в норе уже лисята.

И то же время из гнезда кричат орлята.

Но как ушла лиса охотится, сосед

Лисят похитил, да орлятам на обед.

Вернулась лисонька и тотчас поняла,

Что за беда ее детенышей взяла.

Ей горько стало за детишек, что таить,

Но тяжелей всего – не в силах отомстить.

Ведь недоступна зверю птица, и она

Лишь проклинала все обидчика сполна.

А что еще бессильный может предпринять?

К кому за помощью идти, кого позвать.

Но и орлу пришлось за попранную дружбу

Детьми своими расплатиться. Это нужно,

Знать, Справедливости, что движет времена.

Закон возмездия карает все века.

Однажды в жертву человек принес козу,

Горела жертва на костре, да на виду.

Орел схватил кусок горящий и в гнездо,

Своим детишкам дал отведать, да. во зло.

Они горящими кусками подавились,

С гнезда попадали, в отчаянии убились.

Лиса же, ими отобедав, так сказала:

Что на глазах произошло – и это мало.

Нам не уйти от всех последствий никогда.

Подумай прежде, чем придет к тебе беда.

ОРЕЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ

Орел, слетев с высоких скал, унес ягненка.

А галка, тут же позавидовав, взлетела,

Да за барана уцепилась. В ходе дела

Она запуталась когтями в шерсти тонкой.

И вот беспомощно крылами все махала,

Пока пастух, увидев это, крылья ей

Подрезал, чтобы тем порадовать детей:

– Пусть поиграют с ней, игрушек в доме мало.

А дети спрашивают: – Что это за птица?

Да я-то знаю, это галка, а она

Уж возомнила из себя, поди, орла!

Несчастье глупого все в зависти таится.

ОРЕЛ И ЖУК

Орел за зайцем гнался. Тот, жука увидев,

К нему с мольбой нижайшей: – Выручи, друг мой!

А жук к орлу уже: – Пусти его домой!

Но пренебрег орел жуком, того обидев.

И зайца съел. А жук обиды не простил.

И каждый раз в гнезде орла он яйца бил,

И вот орел, боясь остаться без потомства,

У Зевса просит: – Защити от вероломства.

Он на колени Зевсу яйца положил,

А жук и тут. пред носом Зевса закружил,

И тот чихнул, а яйца вдребезги тотчас!

С тех самых пор орла гнездовье скрыто глаз.

СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ

Однажды ястреб соловья схватил. беда,

Чтоб пообедать тем певцом. А соловей,

Борясь за жизнь свою: – Да мал я для твоей

Закуски даже, отпусти, что за еда.

На это ястреб: – Ту добычу, что в когтях,

Не променяю я на курицу в ветвях.

ЛИСИЦА И ЛЕВ

Лисица, в первый раз увидев льва, присела,

И в землю вжалась, и со страха онемела.

И во второй раз тоже сильно испугалась,

Не понимая, как живою – то осталась.

На третий раз она уж с ним заговорила.

И, расхрабрившись, про опасности забыла.

РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА

Лиса увидела в дупле еды запас,

Что пастухи тут припасли на поздний час,

В дупло залезла, съела все и растолстела,

Да так, что выбраться обратно не сумела.

И вот заохала она. Лиса другая,

Что пробегала мимо, так ей: – Ох, родная,

Придется здесь тебе сидеть, пока не станешь

Такой, как прежде. Ведь природу не обманешь.

Эзоп — Зайцы и лягушки

Поняли зайцы, какие они трусливые, и порешили, что лучше им всем разом утопиться. Пришли они к обрыву над прудом, а лягушки у пруда как заслышали их топотанье, так и попрыгали в самую глубь. Увидел это один заяц и сказал остальным:
«Давайте не будем топиться: смотрите, и трусливее нас есть твари на свете».

Мораль басни:

Так и для людей зрелище чужих несчастий служит ободрением в собственных невзгодах.

  • Следующий стих → Эзоп — Чайка и коршун
  • Предыдущий стих → Эзоп — Комар и бык

Читать похожие стихи:

  1. Эзоп — Щенок и лягушки
  2. Эзоп — Зайцы и лисицы
  3. Эзоп — Лягушки
  4. Эзоп — Осел и лягушки
  5. Эзоп — Лягушки, просящие царя
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Ссылка на основную публикацию