Басня Толстого Старый дед и внучек

Старый дед и внучек — Толстой Л.Н.

Басня про старика, который жил с сыном, невесткой и внуком. Он был старенький и беспомощный. Невестка часто ругала его и плохо ухаживала. Но потом они поняли, что подают плохой пример для их сыночка.

Старый дед и внучек читать

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Мораль: Надо любить родителей не только тогда, когда они в силе, но и когда они становятся слабыми и немощными. К людям надо относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Пожалуйста, оцените произведение

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 592 раз(а)

Другие басни Толстого Л.Н.

Муравей и голубка — Толстой Л.Н.

Басня про Муравья, который чуть не утонул в ручье, и Голубке, которая пришла ему на помощь. Муравью тоже представилась возможность помочь Голубке. Муравей и голубка читать Муравей спустился к ручью: захотел напиться.…

Садовник и сыновья — Толстой Л.Н.

Басня про садовника, который велел своим сыновьям после его смерти хорошенько поискать в саду что там спрятано. Сыновья подумали, что там зарыт клад. На самом деле, старик хотел приобщить сыновей к садовому…

Галка и голуби — Толстой Л.Н.

Басня про Галку, которая увидела, что голубей лучше кормят и решила притвориться голубем. Она выбелилась и пришла в голубятню. Галка и голуби читать Галка увидала, что голубей хорошо кормят,— выбелилась и влетела…

Все басни Толстого Л.Н.

Рекомендуем Вам прочитать

Дележ наследства — Толстой Л.Н.

Басня про то, как два брата на могли поделить наследство, оставленное отцом, хотя тот велел им поделить все поровну. Дележ наследства читать У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру…

Осел и лошадь — Толстой Л.Н.

Басня про то, как шли по дороге нагруженные осел и лошадь. Ослу было невмоготу нести груз, и он попросил лошадь ему помочь, но та не согласилась, о чем впоследствии очень пожалела. Осел…

Обезьяна и горох — Толстой Л.Н.

Басня про обезьяну, которая несла две горсти гороха, но выронила одну горошину. Пока она пыталась поднять ее, она выронила весь горох. Обезьяна и горох читать Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила…

Открытое занятие по развитию речи пересказ басни Л.Толстого “Старый дед и внучек”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек»

Цели: Составление пересказа по тексту. Учить детей последовательно пересказывать литературный образец. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Семья». Развивать способность к целостному восприятию произведения. Воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.

Материалы: Предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л.Толстого « Старый дед и внучек».

Скачать:

ВложениеРазмер
pereskaz.docx544.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек»

Цели: Составление пересказа по тексту. Учить детей последовательно пересказывать литературный образец. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Семья». Развивать способность к целостному восприятию произведения. Воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.

Материалы: Предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л.Толстого « Старый дед и внучек».

На столе лежат предметные картинки с изображением мужчины и женщины по мере их роста. Дети должны их разложить по порядку, отделив мужской и женский род.

Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка.

Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка.

Воспитатель: Я сейчас вам прочитаю одну басню, который написал великий русский писатель Л.Н.Толстой, эта очень поучительная история и басня называется «Старый дед и внучек». Сейчас я вам её прочитаю, а затем вы ее будете пересказывать.

Послушайте басню «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал .Сидят раз муж с женой дома и смотрят—сынишка их на полу дощечками играет, что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

1.О ком этот рассказ(басня)?

2.Какой дедушка стал в старости?

3.Из-за чего сын и невестка перестали сажать его за стол?

4.А где они его кормили?

5.В чем носили ему обед?

6.Почему он разбил чашку?

7.Как отнеслась к этому невестка?

8. Из чего она пообещала кормить старика?

9. Что на это сказал дедушка?

10. Что однажды увидели родители?

11.Что собирался делать из дощечек Миша?

12. Почему родители заплакали?

13.Как они после этого стали относится к дедушке?

14.А как вы относитесь к своим родителям?

Обсудить с детьми сложные и не понятные слова: бранить, невестка, жена, лоханка.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз. два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать: папа, мама, брат, сестренка и я.

Вот и вся моя семья!

Повторное чтение текста с установкой на пересказ.

Воспитатель: Сейчас, я еще раз прочитаю рассказ. Вы его внимательно послушайте. А затем вы мне его будете пересказывать.

Воспитатель: А теперь проверим, как вы запомнили рассказ. Кто первый хочет попробовать его пересказать?

Итог занятия: Воспитатель подводит итог занятия.

Материал подготовила воспитатель : Мелекесова Е.В. ( фотографии по возрасту людей)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли.

Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о .

Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о .

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе “Пересказ рассказа “Как Миша варежку потерял”Программные задачи:1. Учить передавать литературный текст связно, посл.

Конспект занятия по развитию речи.

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. .

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок – схем, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь .

Работа с художественным текстом. Л.Н.Толстой “Старый дед и внучек”

Презентация к уроку

Тип урока: Работа с художественным текстом.

Цель: познакомить детей с биографией и творчеством Л.Н.Толстого, продолжить работу по воспитанию нравственных ценностей человека.

Задачи:

  • учить находить главную мысль произведения, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
  • развивать логику;
  • совершенствовать технику чтения;
  • воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Л.Н.Толстого, мультимедийный проектор, презентация, рисунки учащихся на тему “Моя семья”

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

1. Орг.момент.

Ребята, проверьте готовность к уроку. На парте лежат учебник, дневник, линейка, простой карандаш, ластик. У каждого на парте лежат картинки с СОЛНЫШКОМ и надписью “Поделись своей добротой”. В конце урока вы поделитесь этими карточками с родителями или друг с другом.

2. Проверка дом.задания.

Начнём урок с игры “Сложи название”. На доске прикреплены карточки:

ЛЕБЕДЬСТРЕКОЗАЩУКАРАКМУРАВЕЙ

– Что объединяет всех этих животных? ( герои басен)

– Разбейте их на 2 группы по принадлежности к басням. Кто автор этих басен?(вывешивается портрет И.А.Крылова)

– Что такое басня? Давайте разыграем диалог из басни “Стрекоза и Муравей”. ( опрос 4-6 чел.) Чему учит эта басня?

3. Постановка темы и цели урока.

– Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. (Вывешивается портрет Л.Н.Толстого). Кто узнал этого писателя? Кто это?

Помогут рассказать о Л.Н.Толстом мои помощники. (Они заранее выучили по карточкам библиографическую справку об авторе) . (Вызываются 4 ученика).

4. Знакомство с биографией писателя.

(Все сообщения сопровождаются слайдами презентации).Презентация.

5. Работа по учебнику.

Откройте с.108 и прочитайте самостоятельно статью о Л.Н.Толстом. Вам нужно найти ответ на вопрос: ЧЕГО БОЯЛСЯ Л.Н.ТОЛСТОЙ? Отметьте галочкой простым карандашом ответ на мой вопрос.( Вопрос параллельно записывается на доске).( При этом дети, отметившие ответ на вопрос, встают и получают дополнительную карточку с информацией о писателе)

Родился Лев Николаевич Толстой 28 августа(9сентября)1828 года в Тульской губернии, в наследственном имении матери –Ясной Поляне. “Я родился в 28-м году, 28-го числа. И всю мою жизнь число 28 было самым счастливым числом”, – вспоминал Л.Н.Толстой.
В то время было ещё слишком мало школ. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Толстой открыл в Ясной Поляне школу, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Он много времени проводил с детьми: зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. Составил учебники для детей, книги для чтения.
Всю свою жизнь Лев Николаевич любил и уважал простых людей. С ними вместе он работал: пахал, сеял, колол дрова. Хотя в этом не было необходимости, т.к. был он ГРАФОМ. Никому не отказывал в помощи. Жизнь свою он прожил не для себя одного, а для людей.
Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой покинул Ясную Поляну, никого об этом не предупредив. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Лев Николаевич заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой ж/дорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провёл последние семь дней своей жизни. Его похоронили на краю оврага в Ясной Поляне.

Помогут рассказать о Л.Н.Толстом мои помощники. (Они заранее выучили по карточкам библиографическую справку об авторе) . (Вызываются 4 ученика).

6. Знакомство с биографией писателя.

(Все сообщения сопровождаются слайдами презентации).Презентация.

7. Работа по учебнику.

– Откройте с.108 и прочитайте самостоятельно статью о Л.Н.Толстом. Вам нужно найти ответ на вопрос: ЧЕГО БОЯЛСЯ Л.Н.ТОЛСТОЙ? Отметьте галочкой простым карандашом ответ на мой вопрос. (Вопрос параллельно записывается на доске). (При этом дети, отметившие ответ на вопрос, встают и получают дополнительную карточку с информацией о писателе)

8. Проверка восприятия материала.

– Чего же боялся Л.Н Толстой?

– Кого Толстой понимал и очень любил? О каких друзьях, идущих рядом по жизни говорил Л.Толстой? Что ещё нового узнали о Льве Николаевиче?

Раз – поднялись, потянулись.
Два – нагнулись, разогнулись.
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

10. Актуализация знаний.

Знакомство с басней “Старый дед и внучек”

– Как вы думаете, судя по картинке, о чём это произведение?

11. Словарная работа.

Басня, “Старый дед и внучек”, рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.

Дома вы нашли это слово в “Толковом словаре” и готовы объяснить нам его значение.

ЛОХАНЬ – круглая и продолговатая деревянная посуда для кормления скотины, выливания помоев, стирки белья.( показ слайдов

Вам встретятся и другие незнакомые слова. Кто знает их значение?

НЕВЕСТКА – жена сына

СЛАЖИВАТЬ – мастерить, делать

12. Первичное чтение басни хорошо читающим учеником.

Проверка первичного восприятия басни.

– Назовите героев басни. Как их можно назвать одним словом? Это кто? (семья)

– Можно ли назвать её дружной, благополучной? (Нет, они не уважали дедушку).

Значит, в благополучной дружной семье все любят друг друга и уважают.

– Вернёмся к басне.

Вторичное чтение басни цепочкой.

Сейчас мы будем читать её цепочкой и подумаем, на какие 2 смысловые части можно поделить басню. Сначала о чём шла речь? А потом?

13. Структурный анализ текста.

  • 1 часть: Как обидели старика.
  • 2 часть: Как сын проучил родителей.

Чтение и анализ 1 части.

1 часть прочитает . – Почему дедушку не сажали за стол? За что невестка стала бранить старика? Правильно ли она поступила? Как бы ты поступил на её месте?

Чтение и анализ 2 части.

2 часть прочитает. -Чем занимался мальчик? Зачем Миша делал лохань? Почему родители заплакали? Как они стали относиться к старику?

Логический анализ текста. Определение поучения басни.

– Поучительна ли басня? Чему она нас учит? (с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательным и заботливым к своим родителям).

Где мораль- в начале или в конце басни? (в конце)

Прочитаем хором последний абзац.

Вывод: как ты будешь относиться к своим родителям, так и твои дети будут относиться к тебе и к бабушке с дедушкой.

Определение актуальности басни.

Прочитайте пословицу в конце басни. Вопрос №2.

Знание пословиц и поговорок обогащают нашу речь.

14. Работа в парах. У вас на парте лежит карточка с пословицами. Нужно соединить по линейке начало и конец пословиц. Посоветуйтесь друг с другом и выберите правильное решение. Подчеркните те пословицы, которые подходят к нашей басне.

Вся семья вместе,

Нет лучше дружка,

чем родная матушка.

так и откликнется.

В Библии, в Ветхом Завете есть замечательная заповедь: “Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Как вы это понимаете?

В нашей стране есть замечательная традиция: ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека, чтобы напомнить людям, что молодость не вечна и когда-то все станут пожилыми и будут нуждаться в любви и заботе. (слайд)

15. Итог урока. Рефлексия.

С каким писателем познакомились? С каким произведением? Какая главная мысль этой басни?

Продолжите предложение:

  • Я понял, что.
  • Я буду.

А теперь поделитесь своей добротой друг с другом и с родителями. Пусть любовь и доброта к ближним сопровождают вас всю жизнь.

16. Дом.задание: с.110-111 (ответить на вопросы №3, 4)

Басня Л. Толстого «Старый дед и внучек» для читательского дневника

Детские басни в прозе знаменитого русского писателя Льва Николаевича Толстого показывают, что он является мудрым учителем, который в ненавязчивой форме прививает читателям основные нормы морали. Одна из таких поучительных историй называется «Старый дед и внучек». В читательский дневник можно написать, что это произведение учит с уважением относиться к старости и беречь своих постаревших родителей. Его будет полезно перечитывать и детям, и взрослым.

Краткое содержание

В одной семье стал старик очень дряхлым: ноги у него уже не ходили, он был ослепшим, глухим и беззубым, а когда ел, всё у него выливалось назад изо рта. Из-за этого его взрослый сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать за печкой.

Однажды они принесли ему обед в чашке, а он её случайно разбил. Забранила его тогда невестка, что он у них в доме посуду бьёт, и сказала, что теперь будет подавать ему еду в лоханке. Дед только вздохнул и промолчал.

Как-то раз заметили муж с женой интересную картинку: их сынишка Миша, внук старика, дощечками на полу играет и что-то слаживает. Спросили они, что он делает. Он и ответил, что мастерит лоханку — когда они старыми станут, он из неё их кормить будет.

Поняв, какой урок невольно преподал им сынишка, муж с женой заплакали. Стыдно стало им за то, что они обижали деда, и с тех пор начали они сажать старика с собой вместе за стол и ухаживать за ним.

План для пересказа

Это очень короткое произведение, чтение которого не займёт много времени, но всё же в него заложен очень глубокий смысл. Однако его можно разделить на несколько частей, составив план для краткого пересказа:

  1. Дедушка одряхлел.
  2. Старику отводят место за печью.
  3. Разбитая чашка.
  4. Лоханка.
  5. Миша мастерит лоханку.
  6. Раскаяние родителей.
  7. Уважение старости.

Устный пересказ позволяет провести анализ произведения и лучше понять его смысл.

Характеристика персонажей

Главные герои произведения — обычная семья. Их описание и характеристика:

  1. Дедушка — очень старый, немощный и беззащитный старик. Когда невестка бранит его, он только вздыхает и ничего не говорит, из чего можно сделать вывод, что ему самому неловко за свою немощность.
  2. Внучок Мишка — маленький мальчик, добрый и заботливый, мудрый не по годам, который указал родителям на их ошибку.
  3. Сын и невестка — равнодушные и жестокие люди, которых раздражала беспомощность старика. Предметы обихода, которые он мог им испортить в силу своей немощности, были для них важнее чувств пожилого человека. Однако они вовремя осознали свою вину перед ним, заплакали и исправились. Они оказались не бесчувственными, а сознательными людьми.

Описание дедушки не может не вызывать у читателя сочувствие и сострадание. Он настолько состарился, что ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, а во рту уже не было зубов. Поэтому, когда он ел, у него всё текло изо рта. Однако окружающие должны были понимать, что он не был виноват в собственной немощности.

Идея и главная мысль

Главная проблема, затронутая в этом произведении, — правильное отношение к своим постаревшим родителям. Очень часто взрослые дети оказываются равнодушны к их болезням, со злобой относятся к их недостаткам, не понимают, что те прожили долгую жизнь, вырастили своих детей и теперь заслуживают уважения и благодарности с их стороны.

Основная мысль басни — необходимо уважать старость, оказывать пожилым людям почёт и заботиться о них, быть к ним терпеливыми и снисходительными.

Произведение учит, что за больными и немощными стариками нужно ухаживать, учит не быть равнодушным эгоистом и быть благодарным своим родителям, которые в своё время сделали для своих детей много хорошего.

Также автор хочет донести до читателей, что маленькие дети берут со старших пример, даже если этот пример — не всегда положительный. В силу своего возраста они не всегда понимают, что правильно, а что — нет. Поэтому маленький Миша решил, что кормить стариков из лоханки — это норма, и начал готовиться относиться так же к собственным родителям, когда они состарятся. Но тем самым он невольно открыл им глаза на неприглядную картину, показав, насколько они неправы. Спроецировав ситуацию на себя, они признали свою ошибку и изменились.

Пословицы к произведению

Пословицы выражают народную мудрость и часто помогают отразить смысл произведения. К сюжету этой поучительной басни подходят следующие пословицы и поговорки:

  1. Кто родителей почитает, тот век не погибает.
  2. Устами младенца глаголет истина.
  3. Старость не радость.
  4. Как ты относишься к людям, так и они к тебе.
  5. Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
  6. Уважай старого, тебе тоже быть старым.
  7. Что посеешь, то и пожнёшь.

Пословицы также могут отразить главную мысль произведения.

Отзывы для читательского дневника

Сегодня в классе мы прочитали басню Толстого «Старый дед и внучек». К сожалению, проблема, затронутая в этом произведении, актуальна и в современном мире: пожилые беспомощные люди часто становятся обузой для членов своей семьи и вызывают у них раздражение и злость. Те не понимают, что в старости тоже могут стать столь же немощными, и тогда к ним будут так же относиться их собственные дети. Далеко не все люди могут пройти жизненный тест на сострадание к ближнему: иногда они даже сдают в дома престарелых своих пожилых родственников, забывая о всяком уважении к ним.

Однако автор привлекает внимание к этой теме, надеясь, что его рассказ изменит чьё-либо мировоззрение, как изменил взгляды взрослых поступок маленького внука.

Мне очень понравилась эта поучительная и трогательная история, которая нашла отклик в моём сердце. Она прививает читателю правильные ценности и показывает, как важно заботиться о постаревших близких. Больше всего мне понравился маленький мальчик Миша, который своим нехитрым детским поступком заступился за дедушку и пробудил осознание в сердцах своих родителей. По этому произведению мне хочется нарисовать рисунок, на котором вся семья сидит за столом, и дедушка вместе с ними.

Пересказ басни л. Толстого старый дед и внучек

ПЕРЕСКАЗ БАСНИ Л. ТОЛСТОГО «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»
Цель: Составление пересказа по тексту.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить детей последовательно пересказывать литературный образец.
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Семья»;
Развивать способность к целостному восприятию произведения.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.
Оборудование: предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек».
Предварительная работа: Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: В. Осеев «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик – помогайка», Л. Толстой «Внучка», А. Митяяв «За что я люблю маму». Рисование картины – «Моя семья».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
На доске выставлены предметные картинки с изображением мужчины и женщины по мере их роста. Дети должны назвать.
Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка.
Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка.
Объявление темы занятия:
Логопед: Одну очень поучительную историю написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Называется она «Старый дед и внучек». Сейчас я вам ее прочитаю, а затем вы ее будете пересказывать.
Чтение рассказа Г. Цыферова «паровозик» с последующим подробным обсуждением:
Логопед: Послушайте рассказ.
Логопед выразительно читает рассказ. По ходу чтения рассказа логопед объясняет значение малознакомых слов: невестка, лоханка, бранить, слаживает.
«Старый дед и внучек»
Л.Н. Толстой
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
О ком этот рассказ (басня)?
Какой дедушка стал в старости?
Из-за чего сын и невестка перестали сажать его за стол?
А где они его кормили?
В чем носили ему обед?
Почему он разбил чашку?
Как отнеслась к этому невестка?
Из чего она пообещала кормить старика?
Что на это сказал дедушка?
Что однажды увидели родители?
Что собирался делать из дощечек Миша?
Почему родители заплакали?
Как они после этого стали относится к дедушке?
А как вы относитесь к своим родителям?
Физминутка:
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я Вот и вся моя семья!
(хлопают в ладоши)
(хлопают в ладоши)
(поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Повторное чтение текста с установкой на пересказ:
Логопед: Сейчас, я ещё раз прочитаю рассказ. Вы внимательно его послушайте. А затем мы будем его пересказывать.

Логопед повторно читает рассказ.
Рассказы детей:
Логопед: А теперь проверим, как вы запомнили рассказ. Кто первый хочет попробовать его пересказать?
(ответы детей)
Итог занятия:
Логопед подводит итог занятия. Отмечает наиболее активных детей.

  • pereskaz_basni_l._tolstogo_staryy_ded_i_vnuchek
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 3

: Семья в жизни человека на примере рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

на примере Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек” показать важность семьи и семейных традиций в жизни человека

Содержимое разработки

Класс: 2 «Г»
Учитель: Яна Владимировна Адмухамедова
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Семья в жизни человека на примере рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Цель урока: создание условий для осознания детей, что семья – это самое ценное для человека, а сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Задачи: знакомство учащихся с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек»; развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.
Задачи деятельности учителя: на примере произведения Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» познакомить детей с понятием «Семья», «Семейная традиция». Продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека, любви и заботы родственникам.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: постановка проблемы и поиск её решения, обращение к личному опыту учащихся, составление кластер, составление синквейна, поиск ответов на поставленные, ответы на вопросы, работа в группах, составление «Корзины предложений».

Планируемые результаты:
Предметные:
высказывать своё мнение о прочитанном

определять главную мысль текста

соотносить содержание произведения с пословицами

осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы

уметь работать с текстом, прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям

отвечать на вопросы по содержанию
Личностные:
уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку

выражать свои эмоции посредством выразительного чтения

ориентироваться в нравственном содержании

выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости

проявлять сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям

эмоционально воспринимать художественное произведения и поступки литературных героев оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других.
Метапредметные:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

принимать и сохранять учебную задачу

оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.

Регулятивные УУД
уметь слушать и понимать речь других

оформлять свои мысли в устной форме

работать в паре, в группе

следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности

проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.

Коммуникативные УУД
уметь ориентироваться в своей системе знаний

осуществлять анализ содержания

находить ответы на вопросы в тексте

составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; устанавливать причинно-следственные связи

читать произведение, отражая его настроение

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1. Самоопределение.
Организационный момент
1–2 мин.

1.Общая готовность детей к уроку.
2. Концентрация внимания детей.

1. Проверка готовности.
2. Выбор эффективного способа, приёма
концентрации внимания.
На уроке литературного чтения мы вновь прикоснёмся к произведениям великих мастеров слова и рассмотрим очень интересную и важную тему. Работать нам предстоит в группах по 4 человека. Поэтому впередисидящие ребята повернуться к тем, кто сидит за ними. Таким образом, у нас получится 6 групп. Кто напомнит нам о правилах работы в группах?

1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы (Совместная деятельность по достижению цели).

1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

2. Работа до знакомства с произведением (прогнозирование темы произведения)

1. Знакомство с автором произведения.

Л. Н. Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.
– Как вы думаете, почему?
В каждой группе лежат конверты с рассыпанными пословицами. Соберите их и объясните, как вы понимаете их смысл.
Открывайте конверты. Удачи.
– Какой общей темой объединены все пословицы?
– Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»?
– Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить кластер «Семья».
Организует работу по созданию кластера «Семья».
У вас на столах лежат карточки с незаполненными ячейками кластера. Заполните кластер, и через несколько минут мы обменяемся мнениями.
– Итак, мы с вами получили модель идеальной семьи.

А вот зачем мы создали этот кластер, вы мне скажите в конце урока.
Учитель создаёт обстановку для знакомства с некоторыми элементами биографии Л. Н. Толстого.

Умение работать самостоятельно в группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.
– Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Учащиеся собирают пословицы, озвучивают их, объясняют смысл, опираясь на жизненный опыт.
1. Вся семья вместе, и душа на месте.
2. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
4. Не будет добра, коль в семье вражда.
5. Семья в куче, не страшна и туча.
Умение самостоятельно сформулировать тему урока. (Ответы детей: тема – семья, взаимоотношения в семье)
Составляют кластер «Семья». Обмениваются мнениями. Выполняют индивидуальную работу по созданию кластера «Семья»
Представляют результат своей работы.

Принятие целей урока, готовность слушать и обсуждать.
Подготовленные дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.
– Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
– Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.
Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников.
В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости

2. Первичное знакомство с содержанием.

Настраивает внимание детей для прослушивания рассказа. Организует прогнозирование настроения произведения по иллюстрации.
– Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», в котором речь тоже пойдёт о семье, как вы и определили ранее. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, есть ли в этой семье всё то, что должно быть в хорошей семье?
Какое настроение будет у этого рассказа?
Организует первичное прослушивание текста произведения.
Ну что же, давайте познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» и проверим ваши предположения.
Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните их. Мы с ними поработаем позже

Подготавливаются к знакомству с рассказом, высказывают предположения о характере, настроении произведения.

Зайцы и лягушки

  • 305

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • txt
  • epub
  • rtf
  • mobi

Аннотация

Лев Николаевич Толстой

Зайцы и лягушки

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:

– И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!

И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц говорит:

– Стойте, ребята! Подождём топиться; вот лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего: они и нас боятся.

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 43926
  • 10

Джон ГРЕЙ МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ С глубочайшей любовью и нежностью посвящаю эту книгу .

Мужчины с Марса, женщины с Венеры

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 34404
  • 1
  • 3

Александр Солженицын Один день Ивана Денисовича Эта редакция является истинной и окончательной. .

Один день Ивана Денисовича

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 51342
  • 20
  • 2

В Горлумском лесу, среди исполинских деревьев, стволы которых не обхватить и вчетвером, по единств.

Долина драконов

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 81648
  • 20
  • 11

Уличный кот по имени Боб Джеймс Боуэн www.hodder.co.uk First published in Great Britain in 2012 .

Уличный кот по имени Боб

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 49545
  • 2

Габриэль Гарсиа Маркес Сто лет одиночества ройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, .

Сто лет одиночества

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 71057
  • 14
  • 1

Рэй Брэдбери Вино из одуванчиков Уолтеру А. Брэдбери, не дядюшке и не двоюродному брату, но, в.

Вино из одуванчиков

Дорогие друзья по чтению. Книга “Зайцы и лягушки” Толстой Лев Николаевич произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом – во всю даль и ширь души. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. Интрига настолько запутанна, что несмотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к главному герою и его спутнице. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному чтению. Помимо увлекательного, захватывающего и интересного повествования, в сюжете также сохраняется логичность и последовательность событий. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. “Зайцы и лягушки” Толстой Лев Николаевич читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 305

Новинки

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 16

Повесть об одном из пионеров космонавтики, советском изобретателе и ученом Ф. А. Цандере. Им был в.

Марсианин: Цандер. Опыт биографии

Повесть об одном из пионеров космонавтики, советском изобретателе и ученом Ф. А. Цандере. Им был в.

Читайте также:  Басня Толстого Рыбак и Рыбка
Ссылка на основную публикацию