Анализ стихотворения Сонет к форме Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова Сонет к форме

Валерий Брюсов поэт, который подарил России новое направление в литературе – символизм. Перо Брюсова обнажало самые насущные проблемы человечества: начиная от личных переживаний – тем одиночества, любви, патриотизма и страха; и заканчивая глобальными темами войны, власти, культуры и искусства. Валерий Яковлевич развивал и совершенствовал культурную жизнь России. На его средства были изданы альманахи с опубликованными в них новаторскими сочинениями писателей символистов.

«Сонет к форме» является ярким примером стихотворения символистов. Он был написан двадцатилетним Брюсовым в 21 год, однако, содержательность, продуманность рифмы, «отточенность и завершенность» фраз, образов, «стройность сонета» – несомненно говорят о таланте начинающего молодого поэта.

Стихотворение написано в жанре философской лирики, его основная мысль заключается в раскрытии идеи символизма. Неслучайно Брюсов цитирует французского символиста в эпиграфе своего произведения: зарубежный поэт ставит непростую задачу – раскрыть сущность вещей, при невозможности ее описания обычными словами. Брюсов находит решение проблемы проводя символические связи.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

В первых четырех строчках стихотворения Брюсова подводит нас к главной мысли через сравнение с цветком: все вещи можно охарактеризовать формой (внешний вид, «контур» цветка) и содержанием (запах). Далее, на примере бриллианта, поэт показывает нам, что эти характеристики неотделимы друг от друга: содержание является нам только будучи заключенное в форму.

Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

И цветок, и бриллиант выступают символом, который подводит читателя к идее и к главному абстрактному образу: содержание – мысли, чувства, фантазии автора, становятся видны в фразе – форме, в которую их облекает поэт. Следующие три строки выражают надежды поэта на то, чтобы все мечты, мысли, чувства поэта, обличенные в форму слова были точны, правильны и доступны другим людям.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Стихотворение наполнено эпитетами, которые являются неотъемлемой составляющей произведений направления символизма. Они помогают ярче раскрыть образы, детализировать суть, чтобы доиться «стройности» мыслей, материализованных в слове.
Такие лексические средства как метафора, олицетворение, параллелизм так же помогают добиться легкости сонета. Все стихотворение воспринимается читателем как четко изложенная мысль, логически обоснованная, плавно переходящая от проблемы к аргументированному выводу.

Вплоть до заключительных строк поэт рассуждает о содержании вещей, показывая таким образом его важность и первенство в произведении. Заключение Брюсов посвящает форме: красивым буквам, стройности сонета – композиции, рифме, звукописи стихотворения, – таким образом обозначив свое убеждение о важности формы в восприятии содержания.

Сонет Валерия Яковлевича ритмичен и легок. Он прост в восприятии и своим существованием доказывает заключенные в нем мысли. Композиция, лексические приемы, примененные автором и строго выверенный размер стихотворения – стройная форма, содержащая в себе новейшую в то время идею символизма.

По плану в кратком содержании

Картинка к стихотворению Сонет к форме

Популярные темы анализов

И.Ф. Анненский был ярким представителем символистов. Данное направление пользовалось популярностью на рубеже XIX и XX веков. Работы И.Ф. Анненского, черпавшего свое вдохновение в творчестве французских символистов,

Н.А. Некрасов родился в сложное время, эпоху перемен в политической и духовной жизни России. Середина 19 века была переломным моментом для страны. Многие его произведения имеют острую социальную направленность

Ф. И. Тютчев был выдающимся поэтом XIX века. Автор множества прекрасных стихов о природе в своих произведениях гармонично переплел лучшие особенности русской и зарубежной поэзии. На творчество Ф. И. Тютчева большое влияние оказали

Николай Алексеевич Некрасов всегда отличался внимательностью и чуткостью к проблемам простого народа. Он всем сердцем и душой, как мог, откликался на зов нуждающихся людей. Немало интересным произведением Некрасова стало “Размышления

Судьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто. Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,

«Сонет к форме» В. Брюсов

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Дата создания: 6 июня 1895 г.

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»

Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме», в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие. Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», – отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме. Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение – это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму. Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

Анализ стихотворения Брюсова Сонет к форме

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме» – лучшее сочинение

Среди прочих классиков мировой литературы великий поэт и прозаик, критик и драматург Валерий Брюсов занимает далеко не последние место. Ему в заслугу ставится и проза, и поэзия. Лично меня восхищает то, как точно поэт использует в своем творчестве ассоциации. А вот его «Сонет к форме» со строгой системой рифмовки потряс глубокой полнотой кратких фраз.

Поэт утверждает, что между контуром и запахом цветка имеется какая-то тонкая связь. У меня эта фраза сначала вызвала сомнение. Ведь контур – это видимый образ предмета, который воспринимается зрением. А запах – увидеть невозможно. Но, с другой стороны, каждый цветок пахнет по-своему.

И получается, что увидев на рисунке ромашку, мы можем виртуально ощутить ее запах. А почувствовав аромат духов «Ландыш», сразу представляем себе форму этого цветка. Поразительно, но Брюсову для этой констатации потребовалось всего две строки сонета.

А далее он расшифровывает свою точку зрения, и все окончательно встает на свои места. Оказывается, что все в этом мире, так или иначе, это плод человеческих фантазий. Он смотрит на небо, и облака представляются ему в виде диковинных существ или сказочных дворцов. Эти и другие образы, которые рождаются в головах людей, сменяют друг друга ежесекундно. Но, воплотив эти видения в стихах, картинах или скульптурах человек обрекает их на существование в веках.

Однако поэт считает, что образы, созданные человеком на века, должны быть отточены до совершенства, только тогда они достойны пребывать на земле дольше самого автора. Воплотить свои представления и переживания художник обязан столь филигранно, сколь совершенно обрабатывает алмаз ювелир, доводя его до состояния бриллианта.

К слову сказать, Брюсов принадлежал к течению символистов, которые свято верили, что их творчество изменит человека к лучшему, а значит, жизнь будет совершенствоваться. Свои работы они сравнивали с чистейшими бриллиантами, красота которых должна преобразить внутренний мир людей, сделать его духовно богаче.

По крайней мере, Брюсов, на мой взгляд, очень чистый и светлый поэт, за которым хочется идти и совершенствоваться.

  • Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворению Брюсова «Кинжал» предшествуют два стихотворения известных.

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»

Валерий Брюсов жил в ту эпоху, когда революционное движение в России.

Анализ стихотворения «Ассаргадон» Валерия Брюсова

Не многие осмелятся поспорить с тем фактом, что Валерий Яковлевич.

Анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Произведение под названием «Творчество» было написано Брюсовым первого.

Анализ стихотворения Брюсова «Конь Блед»

Разнообразие творчества Валерия Брюсова вызывает искреннее восхищение.

Анализ стихотворения Брюсова «Дай устам моим приникнуть…»

Случайно прочитав стихотворение Валерия Брюсова «Дай устам моим приникнуть…».

Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет»

Стихотворение «Приморский сонет» было написано в 1958 году и включено.

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»

Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме». в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие. Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», — отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме. Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение – это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму. Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки.

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.

Контур – Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее. Все названное человек воспринимает зрением. Мир, воспринимаемый зрением – видимый, внешний и так далее. А запах не возможно увидеть. Он невидим, это — невидимый мир. Контур и запах нельзя разорвать.

Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.

Бриллиант – обработанный алмаз. Ювелир – человек, видящий в алмазе бриллиант

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие. как в небе облака,
Окаменев. живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.

Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут.

Читайте также:  Анализ стихотворения Родной язык Брюсова

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Что означает фраза: “Мечты дошли до слова”?

— Их можно увидет.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Здесь ключевые слова: — Упьётся, стройность, красота.

Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.

И символисты дерзновенно верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь — человека.

Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдёт вслед за первооткрывателями, покорённый красотой их творений.

Сбылись ли их надежды — другой вопрос. Но в историю всеобщей литературы о Валерии Брюсове вписано гораздо больше двух строк.

«Сонет к форме» В.Брюсов

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»

Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме», в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие. Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», — отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме. Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение – это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму. Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

Художественный разбор стихотворения В. Брюсова «Сонет к форме»

Анализ стихотворения – Сонет к форме

Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки.

Есть тонкие властительные связиМеж контуром и запахом цветка.

Контур – Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее. Все названное человек воспринимает зрением. Мир, воспринимаемый зрением – видимый, внешний и так далее. А запах не возможно увидеть. Он невидим, это — невидимый мир. Контур и запах нельзя разорвать.

Так бриллиант невидим нам, покаПод гранями не оживёт в алмазе.

Бриллиант – обработанный алмаз. Ювелир – человек, видящий в алмазе бриллиант

Так образы изменчивых фантазий,Бегущие. как в небе облака,Окаменев. живут потом векаВ отточенной и завершённой фразе.

Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут.

И я хочу, чтоб все мои мечты,Дошедшие до слова и до света,Нашли себе желанные черты.

Что означает фраза: “Мечты дошли до слова”?

— Их можно увидет.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,Упьётся в нём и стройностью сонета,И буквами спокойной красоты!

Здесь ключевые слова: — Упьётся, стройность, красота.

Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.

И символисты дерзновенно верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь — человека.

Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдёт вслед за первооткрывателями, покорённый красотой их творений.

Сбылись ли их надежды — другой вопрос. Но в историю всеобщей литературы о Валерии Брюсове вписано гораздо больше двух строк.

Если домашнее задание на тему: » Художественный разбор стихотворения В. Брюсова «Сонет к форме» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

Свежие новости
Сочинения по теме
  • Тест по математике по теме “Тригонометрические выражения” Ответы 1.Упростить выражение: Ctg2(3п/2- X)/(1 +Tg2X) 1) ctg2X; 2) tg2 X; 3) sin2X 4) cos 2 X 2. Упростить: (Cos2(п/2 + X) –
  • Любовь к родной природе в стихотворениях Т. Г. Шевченко Стихи Шевченко – непревзойденный образ пейзажной лирики. Поэзия Т. Г. Шевченко очень эмоциональная, откровенная. Писатель с нескрываемой любовью относится к
  • Новогодняя ёлочка из помпонов и шишек своими руками Новогодняя ёлка своими руками. Мастер-классКак хороша новогодняя ёлка! Как нарядилась она – погляди! Платье на ёлке зелёного цвета, Яркие бусы
  • Художній розбір вірша В. Брюсова «Сонет до форми» Аналіз вірша – Сонет до формиСонет – вірш із 14 рядків, що володіє строгою системою римуванняЄ тонкі властительние связимеж контуром
  • Решить систему уравнений X2 + y2 – 2z2 = 2a2, X + y + 2z =4(a2 + 1), Z2 – xy = a2. Решение Запишем эти уравнения
  • Рейтинг сочинений

    Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

    Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

    Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы

    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Роль частей речи в художественном произведении

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое

    Послушать стихотворение Брюсова Сонет к форме

    «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова

    Тема, основная мысль и композиция

    Сонет имеет эпиграф французского символиста Малларме, который утверждает, что сущность вещей не раскрывается в обыденной речи. Как же тогда её раскрыть? Об этом сонет Брюсова.

    Сонетная форма предполагает 2 катрена и 2 терцета. Первый катрен задаёт тему, тезис. Автор рассуждает о цветке, у которого связаны форма и содержание, внешнее и внутреннее, контур и запах. Эта мысль получает развитие в образе бриллианта, суть которого недоступна взгляду, пока огранка не сделает совершенной форму.

    Во втором катрене тезис развивается дальше. Лирический герой подступает, наконец, к тому, что его волнует, переходя от материальных образов к абстрактным. Возникает утверждение, что изменчивые фантазии застывают в отточенных фразах.

    Первый терцет, казалось бы, не содержит противоречий, в нём нет ожидаемого перелома. Лирический герой мечтает, чтобы и его мечты воплотились в слове. Но антитезис к первоначальному тезису о единстве формы и содержания всё же представлен: важность формы на первом месте. Не доходят к свету мечты, не воплощённые в слове, исчезают, умирают.

    Синтез второго терцета – история об издании стихов лирического героя и о восприятии их другом. Сонет – вот совершенная форма, с точки зрения лирического героя. То есть «Сонет к форме» — это сонет о сонете как совершенной форме. Так форма и содержание сливаются, но форма, согласно учению символистов, оказывается ведущей.

    Тема стихотворения вынесена в заголовок. Это сонет не столько к форме, сколько о форме. В том числе – стихов.

    Основная мысль стихотворения: совершенная форма – единственное условие правильного восприятия смысла художественного произведения.

    Возможно вам будет интересно

    • Анализ стихотворения Фета Поэтам
      Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение «Поэтам» было написано в 1890 году пятого июня
    • Анализ стихотворения Тютчева Вечер (Как тихо веет над долиной…)
      Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего
    • Анализ стихотворения Цветы Есенина
      Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение
    • Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина
      Цикл стихов Персидские мотивы был подобен яркой вспышке, которая порой озаряет горящий факел прежде чем он полностью потухнет. Поездка Есенина на Кавказ и в Азию, начавшаяся в 1924 году принесла поэту немало положительных

    Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе.

    Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе.

    И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.

    Пускай мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты!

    Тропы и образы

    Эпитеты стихотворения характеризуют и предмет изображения в поэзии, и саму суть совершенной поэзии. Тонкие властительные связи, изменчивые фантазии, желанные черты воплощаются в отточенной и завершённой фразе, буквах спокойной красоты.

    Синтаксический параллелизм в катренах позволяет сопоставить единство формы и содержания цветка, ценности алмаза и красоты его огранки, мысленной фантазии и её воплощения в фразе. Быстротечность изменчивых фантазий в стихотворении сравнивается с облаками в небе. И к фантазиям, и к облакам применяется метафора «бегут», а фантазии каменеют в совершенных фразах (метафора).

    В первом терцете основное внимание уделяется мечтам, которые как будто обладают собственной волей (олицетворение). Мечты доходят до слова и до света (метафора рождения мысли, её формулировки и словесного воплощения). Желанные черты – это совершенная форма, которая необходима для воплощения мыслей.

    В последней строфе появляется образ друга. Это единомышленник, способный увидеть красоту стиха, готовый упиться им (метафора). Как известно, желанный том, в который должен был войти сонет, так и не был издан.

    В сонетном замке поэт как будто вовсе забывает о содержании. На единомышленника производят впечатление стройность сонета (композиция, размер, рифмовка) и «буквы спокойной красоты» (очевидно, звукопись). Таким образом, Брюсов воплощает идею о том, что форма чрезвычайно важна.

    «Сонет к форме» В.Брюсов

    Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака,

    Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе.

    И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.

    Пускай мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты!

    Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»

    Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

    Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

    В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме», в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие. Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», — отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

    Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме. Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение – это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

    Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму. Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

    Размер и рифмовка

    Рифмовка данного сонета такова: аББа аББа вГвГГв. Это классический сонет с вариативной рифмовкой в терцетах. Сонет написан пятистопным ямбом со множеством пиррихиев.

    • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
    • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
    • «Женщине», анализ стихотворения Брюсова
    • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
    • «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова
    • «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова
    • «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова
    • «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова
    • «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова
    • «Работа(Единое счастье — работа…)», анализ стихотворения Брюсова
    • «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова
    • «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова
    • «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова
    • «В глуби тайные вселенной», анализ стихотворения Брюсова, сочинение
    • «Близким», анализ стихотворения Брюсова

    По произведению: «Сонет к форме»

    По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич

    Анализ 2

    Произведение «Сонет к форме» — это отличный пример творения символистов. Хоть и на момент создания Валерий Брюсов был очень молод, в стихотворении прослеживается его огромный талант. Стихотворение ставит целью раскрыть суть, идею символизма . Его можно отнести к философской лирике.

    Эпитеты — постоянные гости стихотворений Брюсова, они нужны поэту, поскольку имеют большую роль в произведениях символического направления. Эпитет в произведениях способствует более яркому раскрытию образа, он детализирует суть, для того чтобы достичь стройности мыслей, появившихся в голове человека.

    Любой поэт без исключения, своими произведениями стремится к вечности. Брюсов уделял этому вопросу большое внимание. В нём не было сомнений в том что можно создать сотни стихотворений, и все они могут быть написаны зря, они не станут предметом для восхищения, никто не будет стремиться подражать стихотворениям. А происходит это из-за того что читатель не понял, какие мысли вложил поэт в своё творение. С другой точки зрения, даже если стихотворения обладают простотой, доступны для понимания широким кругом, они всё же не вызывают нужного восхищения, ибо даром стихосложения обладает абсолютно любой человек.

    Валерий Брюсов считает, что произведение должно иметь какую-нибудь неординарную мысль, поданную в крайне тонкой и безупречной в своем величии форме. Только с соблюдением данных условий, на свет появляются лучшие стихи, впоследствии становящихся достоянием мировой литературы, новым этапом в её развитии.

    До конца своей жизни, поэт Брюсов стремился воссоединить в своих произведениях форму с содержанием. Он тщательно выбирал слова для любого своего творения и стремился превратить его в шедевр.

    Валерий Брюсов является талантливый поэтом, подарившим России новейшее течение в литературе, такое как символизм. В основном поэт концентрировал свое внимание на различные актуальные, волнующие человека проблемы человека: от простых личных переживаниях человека — тем влюбленности, любви к Родине, одиночества, до более важных тем, вроде власти, культуры, искусства, войны и иных потрясений. Валерием Брюсовым была развита и усовершенствована культурная жизнь России. Благодаря поэту, выходили в печать новейшие сочинения писателей-символистов.

    Анализ стихотворения Сонет к форме по плану

    Сонет: особенности жанра, формы

    Изучаете творчество Шекспира или Петрарки и не знаете, что такое сонет? Не спешите искать справочники и читать долгие заумные статьи литературоведов. Предлагаем простую схему, которая поможет распознать сонет среди иных поэтических жанров.

    Сонет — это одна из классических стихотворных форм. Поэтам непросто овладеть сонетарной формой, а вот читателям легко узнать ее среди прочих стихотворных построений. Эту возможность обеспечивают четкие требования к этой форме:

    • Определенное количество строк и строф.

    Первое, на что следует обратить внимание, чтобы определить сонет, — сколько строк в произведении. В классической версии — всегда 14 строк, которые распределяют по 4 строфам таким образом:

    • 2 четверостишия (катрены) и 2 трехстишия (терцеты);


    Фото: pixabay.com

    • 3 четверостишия и 1 двустишие (дистих). Такую вариацию имеет сонет Шекспира.


    Фото: pixabay.com

    • Строгая композиция.

    Поэтическая мысль в сонете развивается по такому принципу:

    • 1-я строфа — тезис, завязка мотива;
    • 2-я строфа — антитезис, формулировка конфликта;
    • 3-я строфа — синтез, решение конфликта;
    • 4-я строфа — развязка или философское обобщение.


    Фото: pixabay.com

    • Количество слогов и особенности рифм.

    Традиционно в сонете 154 слога, однако это не строгий показатель этой классической формы, поскольку большинство таких произведений доступны в переводах, где сложно воссоздать точное количество слогов.

    Сонет — форма поэзии, которая отличается музыкальностью. Это обеспечивается чередованием мужских и женских рифм (мужская рифма — ударение на последнем слоге в строке, женская рифма — на предпоследнем слоге). Если сонет начинается с мужской рифмы, то завершить его должна женская.

    Традиционно сонеты пишутся ямбом. Используют для него и александрийский стих (двенадцать слогов с ударением на 6-м и 12-м слогах).

    Анализ стихотворения Сонет к форме Брюсова

    Магнитов С.Н.
    Тринитарное понимание структуры стиха в стихотворении Брюсова «Сонет к форме»

    Валерий Брюсов – признанный лидер раннего русского символизма, вошёл в литературу в эпоху смены власти в России — в девяностых годах девятнадцатого века.
    По поэтам можно судить о смене эпох. После ухода мощного Александра Третьего стало ясно, что пришла другая эпоха: пришёл слабый царь. На слабость в первую очередь реагируют поэты, которые чувствуют, что «можно». И в борьбе с Политическим началом начинают протестное самоутвержднение.
    Слабость политическая всегда сопрягается с усилением личностного начала, выразителем которого является поэзия. А личное начало заносит иногда настолько далеко, что доходит до распада не только мертвеющее, мёртвое, но и косное. В борьбе с косным поэты становятся иногда сами жертвами распада. Ведь на косном держится жизнь, как тело на костях. Без косного начала человек становится просто грудой мяса и лужей воды.
    Первый шаг освобождения начинается с удара по форме. Удар по государству в стихе – удар по форме стиха. Все начинается с формального эпатажа. Он мог называться экспериментом, поиском новых форм, но суть оставалась простой – шёл слом форм. По тому, как поэт относился к форме, определялось его политическое лицо. Вопрос становился жгучим с учётом появления маяковских, пытающихся не только сломать форму, но уйти от неё вообще, размазать стих по лицу пространства или страницы. И Маяковский – совершеннейший неуч – становился революционером! Его приятель Кручёных начал писать по краям листа, по его диагонали, крестом, витражами. Это был писк моды. Молодежная массовка бегала с революционными изысками, млея от восторга от эстетических новин.
    Но все было не так просто. Пришла эпоха диктатуры диалектики, которой нужны были антагонистические противоречия двух несовместимых начал, миров. Чтобы обеспечить сплошное столкновение и войну. Противопоставление формы и содержания стало знаменем эпохи.
    Эпоха расчленения миновала. Сейчас можно задаться вопросом: где изыски Кручёных? Это не более чем забавный пример эпатажа, казус. Читать Кручёных невозможно. Эксперимент с формой означал простое её уничтожение. Вместе с поэзией, разумеется.

    Вопрос о форме обострился в нынешнее время. Эпоха слома касается не только политики. И всё возвращается «во круги своя».
    Форма трактовалась как «низкое», сдерживающее вдохновение, поэтическую интуицию. Как насилие. Представьте, что пылкому влюбленному человеку нужно выкладывать свои чувство на бумагу, постоянно помня, что ему нужно прорифмовать два четверостишия в строго в определенном порядке: опоясывающей (АВВА), затем тройной перекрестной, при том связать катрены смежной рифмовкой! И все свои чувства уложить в четырнадцать строчек! Сплошная помеха, ограничение, насилие над чувством!
    Это же наблюдаем и сейчас. Зачем поэту жанр сонета, если четырнадцать строчек – просто издевательство над его чувствами, которых накопится на миллион строчек!
    Убедить молодого поэта в необходимости оформлять поэтическую мысль сложнее, чем убедить носить лапти. У него простые, доступные, как мычание, тезисы.

    1. Зачем форма, если ясен и высок Смысл (Замысел, Тема)?
    2. Зачем форма и Смысл, если есть Экстаз, вне формы и содержания – его величество Переживание Поэта (или его Почитателя)?
    3. Современный мир переживает кризис форм. Зачем жанры, зачем формы стиха. Это так старо и банально! Поэты требуют «Дайте нам свободу, полет нашего духа – вот главное в поэзии». То, что за ними и их поэзией больше никто не летит, поэтов не смущает.

    В контексте борьбы за форму Брюсов становится чрезвычайно актуален как мастер формы и её яркий защитник.
    Но у Брюсова есть главное – умение уйти от профанации формы – от её тупой культивации, которой потом станут страдать последователи Виктора Шкловского, провозгласившего: искусство – это форма.
    Но дело даже не в этом, а в том, что Брюсов при этом сумел стать авангардным, эпатажным!







                Брюсов Валерий Яковлевич


          Сонет к форме

          Есть тонкие властительные связи
          Меж контуром и запахом цветка.
          Так бриллиант невидим нам, пока
          Под гранями не оживёт в алмазе.

          Так образы изменчивых фантазий,
          Бегущие, как в небе облака,
          Окаменев, живут потом века
          В отточенной и завершённой фразе.

          И я хочу, чтоб все мои мечты,
          Дошедшие до слова и до света,
          Нашли себе желанные черты.

          Пускай мой друг, разрезав том поэта,
          Упьётся в нём и стройностью сонета,
          И буквами спокойной красоты!




                6 июня 1895


    Вызов Брюсова звучит двояко.
    Сонет – поэтическое понятие жанра, который практически всегда связывался с любовной, чувственной, чувствительной, эмоциональной стороной жизни. И вышел из песни. Генетически жанр связан со строгой музыкальной сонатной формой.
    На само понятие формы — сугубо теоретическое. Написать сонет на теоретическую проблему — сплошной эпатаж. Это вещи несовместимые в традиции. Сонет ограничивался сугубо любовной тематикой. Представить, что Шекспир пишет сонет на теоретическую тему невозможно.
    Получается, Брюсов ломал форму по теме? Ведь сонет – один из самых прославленных, самых устойчивых жанров в поэзии. Спросите на улице – какой из двух поэтических жанров вы знаете больше (если знаете) – сонет или октаву? Ответ будет однозначный.
    Но кто скажет, что нельзя объясниться в любви к Форме? Брюсов шокирует обращением к абстракции, обобщению как живому, высокому явлению! То есть получается, что он не разрушает жанр, он его расширяет!
    Именно сонет стал формой для теоретического стиха как знак возможностей формы, если её не разрушать, а знать её возможности!

    Помимо тонкого вопроса взаимоотношения с жанром, Брюсов, несомненно, решал и теоретический вопрос. Все стихотворение ставило вопрос не приоритетах Содержания и Форму друг перед другом, а во взаимном снятии их. Снятие конфликта Формы и Содержания в Третьем – властительных связях, в Единстве.
    В этом стихотворении Брюсов один из несомненных предтеч Тринитарного Символизма, поскольку утверждает не только Высокое, Удалённое, Непостижимое, чем позже станут грешить младосимволисты (Блок), но вместе с тем и текучее, изменчивое, но в точных связях и пропорциях.
    Связь «неба» и «почвы» хорошо закрепляется категориально.

    1. Образы изменчивых фантазий, связанных с множественностью (многим).
    2. Форма – одно (в данном случае сонет).
    3. Единство (связь) первого и второго.
    4. Сопряжение в определенной мере первого, второго, и третьего.

    Заклинания о Единстве формы (Одного) и содержания (Многого) становится не просто пожеланием, а внятной реализацией требования Строения Трёх Составных.

    Тогда упоение Поэтическим Целым станет реальностью. Так же, как его жизнь в человеке и народе.

    Время – жестокий враг профанации. Приходит Время и берёт своё. И отдаёт заслуженное. Так и сейчас. Уходят закрученные, возвращаются брюсовы.

    Анализ стихотворения В будущем Брюсова

    Валерия Брюсова называют выдающимся русским писателем, основоположником символизма, творчество которого приходится на конец XIX и XX века. У поэта было очень много произведений, состоящих из стихотворений, радующих своей оригинальностью и необычайной красотой образов.

    Произведение Валерия Брюсова “В будущем” относится к раннему творчеству поэта. На момент создания стихотворения Брюсов был еще совсем юным мальчишкой. Как и свойственно всем юношам, поэт Валерий Брюсов был высокого о себе мнения, обладал завышенной самооценкой, считал себя непризнанным гением. Естественно, люди окружавшие поэта, не воспринимали всерьез его мнения, кто-то даже относился к юному и целеустремленному парню с отвращением. Но как показало время, Валерий Брюсов всё же стал гениальным творцом, и даже основал новое направление в литературе – символизм. Данный факт безусловно говорит о высокой талантливости и успехе поэта.

    Главная особенность раннего творчества Валерия Брюсова состоит в том, что именно в этом периоде в творениях наблюдается простота и мечтательность. Один из удачных примеров подобных стихотворений – “В будущем”. Лирический герой данного произведения предающийся печали, предстает перед читателями совершенно невозмутимым, умиротворенным. В один момент герой ощущает будто рядом находится иная душа, походящая на дуновение ветра. Кто же хозяин этой души? Неизвестная незнакомка, пребывающая на иной планете. Всё же, такое дальнее расстояние не сколь не является преградой для героев. Они нашли друг друга, их похожие души воссоединились.

    Произведение Валерия Брюсова “В будущем” вбирает в себя несколько отличительных черт. Так, поэт оперирует в стихотворении большим количеством экзотических определений, несмотря на то что в период его жизни данные определение не пользовались огромным успехом, были крайне непопулярны.

    Своим стихотворением талантливый Брюсов пробуждает особые чувства. Оно привлекает своей легкостью, фантастичностью. Считается, что это творение поэта ни чем иным как продолжением другого стихотворения “В прошлом”.

    Анализ 2

    Произведение Брюсова “В будущем” принадлежит к раннему творческому периоду поэта. Амбициозность молодого Брюсова не знала границ и он называет свой сборник стихотворений, написанный под влиянием творчества Поля Верлена, “Chefs d’oeuvre”, что в переводе значит шедевры. Многие критики того времени нелицеприятно высказывались относительно названия данного сборника, по их мнению содержание не соответствовало шедевру и поэт слишком рано причислил себя к гениям.

    Основной чертой сборника явилась попытка поэта символиста отступить от реальности в сторону надуманных мыслей и вымышленных фантазий. Такое проявление из мира грёз уже заметно в содержании стихотворения “В будущем”. Лирического героя находящегося в полудреме, вдруг постигает некое дуновение, прилетевшее от незнакомки с другой планеты. Невзирая на временной промежуток в несколько столетий герою удаётся слиться с мистической героиней на миг в едином душевном порыве.

    Появляется ощущение, что поэт не находит любви и признания в реальности. Он словно находится в легкой отстраненности от общественного непонимания и с помощью воображения создаёт образ такой же одинокой девушки, которая без надежды томится одна. Лирический герой находит в этом образе “созвучные звуки”, то есть она становится для него родственной душой, с которой происходит мимолетное слияние.

    В стихотворении используется множество художественных средств выразительности: Олицетворения (“скользнуло дыхание”, “долетели больные мечты”), эпитеты (“музыкальной тишина”, “прекрасной души”, “созвучные звуки”, “родные томленья”).

    Композиционная структура состоит из трех катренов объединенных перекрестной рифмовкой (“азалий” – “печали”, “тиши – души”).

    Стихотворение “В будущем” имеет ряд особенностей. Поэт употребляет не характерные для России определения, например, его мечты возникают “в аромате азалий”. Образ этих цветов не случаен, они очень красивы и могут быть соотнесены с красотой той девушки, которая видится ему в мечтах. Но в месте с тем, эти цветы ядовиты, что так же может служить символом женского коварства.

    Стихотворение написано с необычайной легкостью и незамысловатым вымышленным сюжетом. После мимолетного созвучия душ не возникает чувства тоски, как после тяжелого расставания. Видно, что герою нравится пребывать в фантазиях и он не стремится возвращаться к реальной обыденности.

    Анализ стихотворения В будущем по плану

    В будущем

    Возможно вам будет интересно

    Фет всегда держал свою личную жизнь вдали от глаз окружающих его людей. Его любовная лирика является неотъемлемой частью его творчества, но ни одно из стихотворений не имеет конкретного адресата.

    Тема героизма является весьма распространенной для стихотворений. Особенно, если речь о русских поэтах, ведь для России тема войны и воинского подвига является характерной, так как страна ведет войны на протяжении многих лет

    Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом. Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание

    Анализ стихотворений Кедрина

    Стих «Край ты мой, родимый край!» были создан А. К. Толстым в 50-е гг. XIX столетия. Это было особенно благоприятное время в творческом процессе автора. В стихах не отмечаются какие-то определенные истории или числа

    Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова. Анализ стихотворение «В будущем» В.Я

    Литературное направление и жанр

    Сам Брюсов относил это стихотворение к жанру интимной лирики, но в нём есть и философская составляющая. Лирический герой пытается понять философию любви и разлуки. Попытка анализа происходящего поднимает героя над личными переживаниями. Он находит закономерность в развитии событий и утешение в том, чем брошенный влюблённый утешится не может.

    Такое обобщение, совершенная форма, высокий стиль, абстрактная лексика (всегда, никогда, восторги мечты) свойственны произведениям символизма.

    Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

    В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным. Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов. Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно. Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта.
    Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим. Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни. Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой: Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству. Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Брюсов В.Я. / Лирика / Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

    Смотрите также по произведению «Лирика»:

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

    Я лежал в аромате азалий, Я дремал в музыкальной тиши, И скользнуло дыханье печали, Дуновенье прекрасной души.

    Где-то там, на какой-то планете, Без надежды томилася ты, И ко мне через много столетий Долетели больные мечты.

    Уловил я созвучные звуки, Мне родные томленья постиг, И меж гранями вечной разлуки Мы душою слилися на миг.

    Тема, основная мысль и композиция

    Стихотворение написано тремя восьмистишьями (октетами), которые Брюсов не разделил пробелами. Очевидно, так он хотел передать непрерывность физического и интеллектуально-чувственного движения героя.

    Эпиграфом стала первая строфа стихотворения Пушкина с одноименным названием: «Всё кончено. Меж нами связи нет». В нём лирический герой приходит к выводу, что любовь сотворена не для него, ведь он отвергнут возлюбленной и расстаётся с ней, продолжая любить и желая для любимой… новой счастливой любви. Лирический герой Брюсова тоже переживает расставание, но утешается по-другому.

    Первое восьмистишье посвящено движению героя по ночному городу. Он чем-то возбуждён, но это счастливое возбуждение: он не может превозмочь восторга мечты, напевает. Второе восьмистишье звучит контрастом: лирический герой заявляет, что расстался с возлюбленной навсегда. Эта мысль кажется ему нелепой и странной, ведь девушка продолжает быть любимой и вечно желанной.

    Третья строфа раскрывает суть переживаний лирического героя, именно в ней заключена философия стихотворения: мучение от расставанья может быть сладким, мука — вызывать восторг.

    Наверное, это чувство знакомо многим влюблённым. Они решают расстаться, их муки искренни, но в глубине души они, как и лирический герой Брюсова, надеются, что не перейдут грань разлуки.

    Композиция каждой строфы кольцевая. Первая начинается и заканчивается образом ночи. Вторая начинается с утверждения о разлуке навсегда, а в конце лирический герой ставит это утверждение под сомнение. Последняя строфа начинается и заканчивается утешением и забвением («восторгами сердце баюкаю»).

    Тема стихотворения – расставание с возлюбленной и переживание этого чувства. Основная мысль: даже боль может быть сладкой, а мука рождает восторг. Когда человек влюблён, тогда и зло превращается в благо и источник вдохновения, энергии, жизни.

    Анализ 2

    Произведение Брюсова «В будущем» принадлежит к раннему творческому периоду поэта. Амбициозность молодого Брюсова не знала границ и он называет свой сборник стихотворений, написанный под влиянием творчества Поля Верлена, «Chefs d’oeuvre», что в переводе значит шедевры. Многие критики того времени нелицеприятно высказывались относительно названия данного сборника, по их мнению содержание не соответствовало шедевру и поэт слишком рано причислил себя к гениям.

    Основной чертой сборника явилась попытка поэта символиста отступить от реальности в сторону надуманных мыслей и вымышленных фантазий. Такое проявление из мира грёз уже заметно в содержании стихотворения «В будущем». Лирического героя находящегося в полудреме, вдруг постигает некое дуновение, прилетевшее от незнакомки с другой планеты. Невзирая на временной промежуток в несколько столетий герою удаётся слиться с мистической героиней на миг в едином душевном порыве.

    Появляется ощущение, что поэт не находит любви и признания в реальности. Он словно находится в легкой отстраненности от общественного непонимания и с помощью воображения создаёт образ такой же одинокой девушки, которая без надежды томится одна. Лирический герой находит в этом образе «созвучные звуки», то есть она становится для него родственной душой, с которой происходит мимолетное слияние.

    В стихотворении используется множество художественных средств выразительности: Олицетворения («скользнуло дыхание», «долетели больные мечты»), эпитеты («музыкальной тишина», «прекрасной души», «созвучные звуки», «родные томленья»).

    Композиционная структура состоит из трех катренов объединенных перекрестной рифмовкой («азалий» — «печали», «тиши — души»).

    Стихотворение «В будущем» имеет ряд особенностей. Поэт употребляет не характерные для России определения, например, его мечты возникают «в аромате азалий». Образ этих цветов не случаен, они очень красивы и могут быть соотнесены с красотой той девушки, которая видится ему в мечтах. Но в месте с тем, эти цветы ядовиты, что так же может служить символом женского коварства.

    Стихотворение написано с необычайной легкостью и незамысловатым вымышленным сюжетом. После мимолетного созвучия душ не возникает чувства тоски, как после тяжелого расставания. Видно, что герою нравится пребывать в фантазиях и он не стремится возвращаться к реальной обыденности.

    Анализ стихотворения В будущем по плану

    Тропы и образы

    Основное средство передачи сумбурных мыслей бегущего человека – повторы слов (ночь, навсегда, восторги, мука), синонимов и однокоренных слов (несказанная, странная; спешу, бегу, убегаю; любимая, вечно желанная). Рефреном звучит: «Что за мысль несказанная, странная».

    Брюсов использует восходящую градацию для нагнетания эмоционального возбуждения: спешу, бегу, убегаю прочь; сердце баюкаю, упиваюсь мукою, восторгов ищу, восторгами сердце баюкаю.

    Город в первой строфе не враждебен герою, а, наоборот, помогает ему. Длинные узкие

    улицы,
    пустынные
    тротуары (эпитеты) помогают беспрепятственному перемещению героя в пространстве города, так ему необходимому в момент душевного смятения.
    Манящие длинные
    тени (эпитеты) соединяют лирического героя с пространством города, а
    старинные
    напевы (эпитет) – со всеми поколениями влюблённых. Инверсия акцентирует внимание на эпитетах.

    Ночь, названная светлой и тихой

    (эпитеты) тоже способствует пешей прогулке. Оксюморон
    светлая ночь, прозрачная ночь
    наводит на мысль о весеннем Петербурге с его белыми ночами. Но стихотворение написано в ноябре, а Брюсов был москвичом. Эпитет
    светлая
    приобретает символический смысл: это ночь озарения, просветления, понимания.

    Мир чувств лирического героя раскрывается с помощью метафор и эпитетов: неясно туманная

    вереница годов без любви, мысль
    несказанная
    , мукой мечты, «восторгами сердце баюкаю», родник красоты в муке, «упиваюсь изысканной мукою».

    Возлюбленную герой называет любимой, вечно желанной

    (эпитеты). Грань перед
    вечной
    разлукою (метафора, эпитет) – переломный момент в жизни лирического героя. Он уже принял решение, но ещё этим вечером был рядом с возлюбленной, всё ещё переживает последний разговор и не верит, что он последний.

    Лирический герой сумел соединить в едином миге счастливое прошлое и будущее, которое баюкает в своих мечтах.

    Особенности композиции

    Упоминание о нежном аромате азалий будто позволяет читателям услышать тихую, но ласкающую слух мелодию, о которой автор пишет во второй строке произведения. Он слышит музыку сквозь долгое сновидение. О ней никто не сможет узнать, ведь это песня истинного поэта, окрыленного вдохновением и жаждой творить. Различимы нотки печали и задумчивости. Литератор вспоминает о своем состоянии в третьей и четвертой строках.

    Во второй строфе рассказывается о том, что лирический протагонист не может отвлечься от мыслей о прекрасной девушке, томящейся в ожидании избавления. Он смотрит на купол неба, надеясь, что за его необъятными просторами терпеливо ждёт избранница, ожидает. Поэт желает увидеться с родственной душой, не силится изнывать от безысходности так же долго, как и прежде. Его не покидает надежда о ее возвращении.

    В третьей строфе манера повествования меняется. Литератор клянется, что слышал песню красавицы, всегда казавшейся ему родной. Это не просто приятные звуки:

    • это истинное единство мыслей, порывов и стремлений;
    • невыразимое счастье, которого пришлось ждать так долго.

    Творец уверен: воссоединившись с той, без кого жизнь беспросветна, удастся обрести долгожданный покой. Он мечтал об этом мгновении.

Ссылка на основную публикацию