Анализ стихотворения Сонет к форме Брюсова

«Сонет к форме» В. Брюсов

«Сонет к форме» Валерий Брюсов

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»

Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме», в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие. Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», — отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме. Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение – это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму. Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

Анализ стихотворения Брюсова Сонет к форме

Валерий Брюсов поэт, который подарил России новое направление в литературе – символизм. Перо Брюсова обнажало самые насущные проблемы человечества: начиная от личных переживаний – тем одиночества, любви, патриотизма и страха; и заканчивая глобальными темами войны, власти, культуры и искусства. Валерий Яковлевич развивал и совершенствовал культурную жизнь России. На его средства были изданы альманахи с опубликованными в них новаторскими сочинениями писателей символистов.

«Сонет к форме» является ярким примером стихотворения символистов. Он был написан двадцатилетним Брюсовым в 21 год, однако, содержательность, продуманность рифмы, «отточенность и завершенность» фраз, образов, «стройность сонета» – несомненно говорят о таланте начинающего молодого поэта.

Стихотворение написано в жанре философской лирики, его основная мысль заключается в раскрытии идеи символизма. Неслучайно Брюсов цитирует французского символиста в эпиграфе своего произведения: зарубежный поэт ставит непростую задачу – раскрыть сущность вещей, при невозможности ее описания обычными словами. Брюсов находит решение проблемы проводя символические связи.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

В первых четырех строчках стихотворения Брюсова подводит нас к главной мысли через сравнение с цветком: все вещи можно охарактеризовать формой (внешний вид, «контур» цветка) и содержанием (запах). Далее, на примере бриллианта, поэт показывает нам, что эти характеристики неотделимы друг от друга: содержание является нам только будучи заключенное в форму.

Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

И цветок, и бриллиант выступают символом, который подводит читателя к идее и к главному абстрактному образу: содержание – мысли, чувства, фантазии автора, становятся видны в фразе – форме, в которую их облекает поэт. Следующие три строки выражают надежды поэта на то, чтобы все мечты, мысли, чувства поэта, обличенные в форму слова были точны, правильны и доступны другим людям.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Стихотворение наполнено эпитетами, которые являются неотъемлемой составляющей произведений направления символизма. Они помогают ярче раскрыть образы, детализировать суть, чтобы доиться «стройности» мыслей, материализованных в слове.
Такие лексические средства как метафора, олицетворение, параллелизм так же помогают добиться легкости сонета. Все стихотворение воспринимается читателем как четко изложенная мысль, логически обоснованная, плавно переходящая от проблемы к аргументированному выводу.

Вплоть до заключительных строк поэт рассуждает о содержании вещей, показывая таким образом его важность и первенство в произведении. Заключение Брюсов посвящает форме: красивым буквам, стройности сонета – композиции, рифме, звукописи стихотворения, – таким образом обозначив свое убеждение о важности формы в восприятии содержания.

Сонет Валерия Яковлевича ритмичен и легок. Он прост в восприятии и своим существованием доказывает заключенные в нем мысли. Композиция, лексические приемы, примененные автором и строго выверенный размер стихотворения – стройная форма, содержащая в себе новейшую в то время идею символизма.

По плану в кратком содержании

Картинка к стихотворению Сонет к форме

Популярные темы анализов

Точно неизвестно, когда Есенин написал стихотворение «Зима». Предположительно оно было создано ещё тогда, когда будущий великий поэт посещал школу. Увы, там не нашлось ни одного преподавателя, который разглядел бы в мальчишке

Паспорт – это самый документ каждого человека. Он нужен и в повседневной жизни в родной стране, и, особенно, когда выезжаешь за её пределы. Вот и Маяковский много путешествовал, бывал в Европе и Америке. Стихотворение было написано через семь лет

Воспоминания из детства прекрасны. Потому как этап этот особенный «Вас не омрачает горе и беда» пишет автор, кто может с этим не согласится. Наполненный счастьем и радостью он словно лучик света в памяти человека,

Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и

Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,

«Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова

История создания

«Сонет к форме» был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл «Пролог» в сборнике юношеских стихотворений «Juvenilia», который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в «Полное собрание сочинений» (1913).

Литературное направление и жанр

В 1894 г. родилось направление символизма в России, у истоков которого стоял Брюсов. Был издан манифест символистов и альманахи «Русские символисты» (на средства Брюсова). «Сонет к форме» – стихотворение о воплощении идей символизма в поэзии. Жанр стихотворения – философская лирика, так называемый сонет – поэтический манифест.

Тема, основная мысль и композиция

Сонет имеет эпиграф французского символиста Малларме, который утверждает, что сущность вещей не раскрывается в обыденной речи. Как же тогда её раскрыть? Об этом сонет Брюсова.

Сонетная форма предполагает 2 катрена и 2 терцета. Первый катрен задаёт тему, тезис. Автор рассуждает о цветке, у которого связаны форма и содержание, внешнее и внутреннее, контур и запах. Эта мысль получает развитие в образе бриллианта, суть которого недоступна взгляду, пока огранка не сделает совершенной форму.

Во втором катрене тезис развивается дальше. Лирический герой подступает, наконец, к тому, что его волнует, переходя от материальных образов к абстрактным. Возникает утверждение, что изменчивые фантазии застывают в отточенных фразах.

Первый терцет, казалось бы, не содержит противоречий, в нём нет ожидаемого перелома. Лирический герой мечтает, чтобы и его мечты воплотились в слове. Но антитезис к первоначальному тезису о единстве формы и содержания всё же представлен: важность формы на первом месте. Не доходят к свету мечты, не воплощённые в слове, исчезают, умирают.

Синтез второго терцета – история об издании стихов лирического героя и о восприятии их другом. Сонет – вот совершенная форма, с точки зрения лирического героя. То есть «Сонет к форме» – это сонет о сонете как совершенной форме. Так форма и содержание сливаются, но форма, согласно учению символистов, оказывается ведущей.

Тема стихотворения вынесена в заголовок. Это сонет не столько к форме, сколько о форме. В том числе – стихов.

Основная мысль стихотворения: совершенная форма – единственное условие правильного восприятия смысла художественного произведения.

Тропы и образы

Эпитеты стихотворения характеризуют и предмет изображения в поэзии, и саму суть совершенной поэзии. Тонкие властительные связи, изменчивые фантазии, желанные черты воплощаются в отточенной и завершённой фразе, буквах спокойной красоты.

Синтаксический параллелизм в катренах позволяет сопоставить единство формы и содержания цветка, ценности алмаза и красоты его огранки, мысленной фантазии и её воплощения в фразе. Быстротечность изменчивых фантазий в стихотворении сравнивается с облаками в небе. И к фантазиям, и к облакам применяется метафора «бегут», а фантазии каменеют в совершенных фразах (метафора).

В первом терцете основное внимание уделяется мечтам, которые как будто обладают собственной волей (олицетворение). Мечты доходят до слова и до света (метафора рождения мысли, её формулировки и словесного воплощения). Желанные черты – это совершенная форма, которая необходима для воплощения мыслей.

В последней строфе появляется образ друга. Это единомышленник, способный увидеть красоту стиха, готовый упиться им (метафора). Как известно, желанный том, в который должен был войти сонет, так и не был издан.

В сонетном замке поэт как будто вовсе забывает о содержании. На единомышленника производят впечатление стройность сонета (композиция, размер, рифмовка) и «буквы спокойной красоты» (очевидно, звукопись). Таким образом, Брюсов воплощает идею о том, что форма чрезвычайно важна.

Размер и рифмовка

Рифмовка данного сонета такова: аББа аББа вГвГГв. Это классический сонет с вариативной рифмовкой в терцетах. Сонет написан пятистопным ямбом со множеством пиррихиев.

Анализ стихотворения Брюсова Сонет к форме

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме» – лучшее сочинение

Среди прочих классиков мировой литературы великий поэт и прозаик, критик и драматург Валерий Брюсов занимает далеко не последние место. Ему в заслугу ставится и проза, и поэзия. Лично меня восхищает то, как точно поэт использует в своем творчестве ассоциации. А вот его «Сонет к форме» со строгой системой рифмовки потряс глубокой полнотой кратких фраз.

Читайте также:  Анализ стихотворения Антоний Брюсова

Поэт утверждает, что между контуром и запахом цветка имеется какая-то тонкая связь. У меня эта фраза сначала вызвала сомнение. Ведь контур – это видимый образ предмета, который воспринимается зрением. А запах – увидеть невозможно. Но, с другой стороны, каждый цветок пахнет по-своему.

И получается, что увидев на рисунке ромашку, мы можем виртуально ощутить ее запах. А почувствовав аромат духов «Ландыш», сразу представляем себе форму этого цветка. Поразительно, но Брюсову для этой констатации потребовалось всего две строки сонета.

А далее он расшифровывает свою точку зрения, и все окончательно встает на свои места. Оказывается, что все в этом мире, так или иначе, это плод человеческих фантазий. Он смотрит на небо, и облака представляются ему в виде диковинных существ или сказочных дворцов. Эти и другие образы, которые рождаются в головах людей, сменяют друг друга ежесекундно. Но, воплотив эти видения в стихах, картинах или скульптурах человек обрекает их на существование в веках.

Однако поэт считает, что образы, созданные человеком на века, должны быть отточены до совершенства, только тогда они достойны пребывать на земле дольше самого автора. Воплотить свои представления и переживания художник обязан столь филигранно, сколь совершенно обрабатывает алмаз ювелир, доводя его до состояния бриллианта.

К слову сказать, Брюсов принадлежал к течению символистов, которые свято верили, что их творчество изменит человека к лучшему, а значит, жизнь будет совершенствоваться. Свои работы они сравнивали с чистейшими бриллиантами, красота которых должна преобразить внутренний мир людей, сделать его духовно богаче.

По крайней мере, Брюсов, на мой взгляд, очень чистый и светлый поэт, за которым хочется идти и совершенствоваться.

  • Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворению Брюсова «Кинжал» предшествуют два стихотворения известных.

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»

Валерий Брюсов жил в ту эпоху, когда революционное движение в России.

Анализ стихотворения «Ассаргадон» Валерия Брюсова

Не многие осмелятся поспорить с тем фактом, что Валерий Яковлевич.

Анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Произведение под названием «Творчество» было написано Брюсовым первого.

Анализ стихотворения Брюсова «Конь Блед»

Разнообразие творчества Валерия Брюсова вызывает искреннее восхищение.

Анализ стихотворения Брюсова «Дай устам моим приникнуть…»

Случайно прочитав стихотворение Валерия Брюсова «Дай устам моим приникнуть…».

Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет»

Стихотворение «Приморский сонет» было написано в 1958 году и включено.

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»

Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме». в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие. Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», — отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме. Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение – это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму. Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки.

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.

Контур – Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее. Все названное человек воспринимает зрением. Мир, воспринимаемый зрением – видимый, внешний и так далее. А запах не возможно увидеть. Он невидим, это — невидимый мир. Контур и запах нельзя разорвать.

Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.

Бриллиант – обработанный алмаз. Ювелир – человек, видящий в алмазе бриллиант

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие. как в небе облака,
Окаменев. живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.

Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Что означает фраза: “Мечты дошли до слова”?

— Их можно увидет.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Здесь ключевые слова: — Упьётся, стройность, красота.

Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.

И символисты дерзновенно верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь — человека.

Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдёт вслед за первооткрывателями, покорённый красотой их творений.

Сбылись ли их надежды — другой вопрос. Но в историю всеобщей литературы о Валерии Брюсове вписано гораздо больше двух строк.

«Сонет к форме» В.Брюсов

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»

Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме», в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие. Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», — отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме. Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение – это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму. Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

Художественный разбор стихотворения В. Брюсова «Сонет к форме»

Анализ стихотворения – Сонет к форме

Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки.

Есть тонкие властительные связиМеж контуром и запахом цветка.

Контур – Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее. Все названное человек воспринимает зрением. Мир, воспринимаемый зрением – видимый, внешний и так далее. А запах не возможно увидеть. Он невидим, это — невидимый мир. Контур и запах нельзя разорвать.

Так бриллиант невидим нам, покаПод гранями не оживёт в алмазе.

Бриллиант – обработанный алмаз. Ювелир – человек, видящий в алмазе бриллиант

Так образы изменчивых фантазий,Бегущие. как в небе облака,Окаменев. живут потом векаВ отточенной и завершённой фразе.

Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут.

И я хочу, чтоб все мои мечты,Дошедшие до слова и до света,Нашли себе желанные черты.

Что означает фраза: “Мечты дошли до слова”?

— Их можно увидет.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,Упьётся в нём и стройностью сонета,И буквами спокойной красоты!

Здесь ключевые слова: — Упьётся, стройность, красота.

Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.

Читайте также:  Анализ стихотворения Детская Брюсова

И символисты дерзновенно верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь — человека.

Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдёт вслед за первооткрывателями, покорённый красотой их творений.

Сбылись ли их надежды — другой вопрос. Но в историю всеобщей литературы о Валерии Брюсове вписано гораздо больше двух строк.

Если домашнее задание на тему: » Художественный разбор стихотворения В. Брюсова «Сонет к форме» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

Свежие новости

Сочинения по теме

  • Тест по математике по теме “Тригонометрические выражения” Ответы 1.Упростить выражение: Ctg2(3п/2- X)/(1 +Tg2X) 1) ctg2X; 2) tg2 X; 3) sin2X 4) cos 2 X 2. Упростить: (Cos2(п/2 + X) –
  • Любовь к родной природе в стихотворениях Т. Г. Шевченко Стихи Шевченко – непревзойденный образ пейзажной лирики. Поэзия Т. Г. Шевченко очень эмоциональная, откровенная. Писатель с нескрываемой любовью относится к
  • Новогодняя ёлочка из помпонов и шишек своими руками Новогодняя ёлка своими руками. Мастер-классКак хороша новогодняя ёлка! Как нарядилась она – погляди! Платье на ёлке зелёного цвета, Яркие бусы
  • Художній розбір вірша В. Брюсова «Сонет до форми» Аналіз вірша – Сонет до формиСонет – вірш із 14 рядків, що володіє строгою системою римуванняЄ тонкі властительние связимеж контуром
  • Решить систему уравнений X2 + y2 – 2z2 = 2a2, X + y + 2z =4(a2 + 1), Z2 – xy = a2. Решение Запишем эти уравнения
  • Рейтинг сочинений

    Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

    Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

    Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы

    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Роль частей речи в художественном произведении

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое

    Послушать стихотворение Брюсова Сонет к форме

    Сонет к мечте анализ. Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме

    В работах Валерия Брюсова можно встретить множество работ, которые написаны в стиле русского символизма. Поэт был уверен, что литературные стихотворения должны быть совершенны, поэтому, даже небольшие четверостишия наполнял доскональной красотой. И такому принципу написания стихотворений придерживались многие русские поэты. Именно символизм дал толчок развитию лаконичного и отточенного поэтического языка.

    В стихотворной работе «Сонет к форме» Брюсов высказывает свои символистические взгляды. Поэт говорит о том, что необычайно важно установить связь между главной идеей стихотворение, а также формой, через которую эта идея будет выражена.

    Основой любой стихотворной работы является фантазия автора. Она изменчивая, гибкая, воздушная. Однако, не глядя на это, некоторым одаренным поэтам все-таки удается создавать такие стихотворные работы, которые запечатлеются в памяти многих читателей на века.

    С особой внимательностью и душевностью Брюсов создает стихотворения, посвященные вечности. По его мнению, можно написать десятки и сотни рифмованных работ, однако, так и не воплотить идею вечности в их смысл. Такие работы должны быть сложными и пронзительными, их текс должен затрагивать душу каждого читателя.

    Итогом таких умозаключений является простая истина – стихотворные работы должны обладать оригинальностью, основной мыслью, которая утонченно вплетена в строки стиха. Их форма должна быть совершенной. Только в этом случае такие литературные работы могут заслужить мировую известность и популярность.

    Валерий Брюсов стремился к такому совершенству. Он всячески старался, чтобы его стихотворения имели ту самую, изящную и воздушную форму. До конца своей литературной карьеры поэт пытался найти гармонию, золотую середину между понятиями формы и содержания в стихотворениях. Каждое слово в его рифмованных строках было подобрано с особым вниманием. Благодаря такому старанию и таланту, каждая работа Валерия Брюсова превращалась в настоящий литературный шедевр.

    Валерий Яковлевич Брюсов

    Есть тонкие властительные связи
    Меж контуром и запахом цветка
    Так бриллиант невидим нам, пока
    Под гранями не оживет в алмазе.

    Так образы изменчивых фантазий,
    Бегущие, как в небе облака,
    Окаменев, живут потом века
    В отточенной и завершенной фразе.

    И я хочу, чтоб все мои мечты,
    Дошедшие до слова и до света,
    Нашли себе желанные черты.

    Пускай мой друг, разрезав том поэта,
    Упьется в нем и стройностью сонета,
    И буквами спокойной красоты!

    Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте.

    Впрочем, увлечение формой было свойственно многим русским поэтам, придерживающимся символистических взглядов. И это стало прекрасным стимулом для развития поэтического языка, который стал более отточенным, лаконичным и изящным.

    В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение «Сонет к форме», в котором попытался донести до читателей, что связь между смыслом любого произведения и тем, как этот смысл выражается, влияет на его восприятие . Эта связь едва уловима, и чтобы ее сделать более видимой, любому автору приходится прилагать множество усилий. «Так бриллиант невидим нам, пока под гранями не оживет в алмазе», — отмечает поэт. По мнению Брюсова, в основе любого произведения лежит фантазия, которая воздушна и изменчива, как «в небе облака». Тем не менее, некоторым все же удается их запечатлеть таким образом, чтобы читатели смогли уловить каждый их изгиб и переменчивый контур. Они «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе».

    Стремление к вечности в своих произведениях свойственно практически каждому поэту. Однако Брюсов относился к этому вопросу с особым трепетом. Автор был убежден, что можно написать сотни стихов, и ни один из них не станет предметом для подражания и восхищения только потому, что читатели так и не смогут понять, что именно хотел сказать им поэт. С другой стороны, слишком простые и доступные в своем понимании произведения не вызывают должного восторга, так как даром стихосложения обладает практически каждый человек. В итоге идеальный вариант произведения, по мнению Брюсова, должен заключать в себе оригинальную мысль, которая подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме . Только так рождаются настоящие стихи, которые становятся достояние мировой литературы и очередной ступенью в ее развитии. А имена их создателей золотыми буквами вписываются в историю, даже если автору принадлежит всего лишь одно четверостишие, идеальное во всех отношениях. Такие произведения под силу создавать лишь единицам, и вдохновение в этом отношении играет второстепенную роль. Поэт убежден, что стихосложение – это тяжелый умственный труд, помноженный на безупречное чувство гармонии.

    Именно к такой вершине мастерства стремится и сам Брюсов, который мечтает о том, чтобы его стихи были не только прекрасны по содержанию, но и имели безупречную форму . Он мечтает, чтобы любой читатель смог насладиться двумя этими важными составляющими поэзии, так тесно взаимосвязанными между собой и позволяющими создавать единую картину мироздания, образную, волнующую и восхитительную в своей красоте. Брюсов хочет, чтобы каждый читатель, открыв сборник его стихов, «упьется в нем и стройностью сонета, и буквами спокойной красоты». Впрочем, стоит отметить, что с годами поэт несколько изменил свои взгляды, убедившись, что сила слова далеко не всегда зависит от той формы, в которую она обличена. Тем не менее, до конца своих дней Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

    Сонет к форме Есть тонкие властительные связи. Брюсов сонет к форме анализ. Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в. На этой странице находится текст песни Валерий Брюсов Сонет к форме, а также перевод песни и видео или клип. Сонет к форме Брюсов Валерий Стихи. Анализ стихотворения В. Есть тонкие властительные связи. Валерий Брюсов СОНЕТ К ФОРМЕ

    И буквами спокойной красоты! Страна читающая Алена Чуванова читает произведение Сонет к форме В. Стихотворение Брюсова В. Читайте стихотворение Валерия Брюсова Сонет к форме на лучшем сайте стихов. Брюсова Сонет к форме оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживт в алмазе. В стихотворной работе Сонет к форме Брюсов высказывает свои символистические взгляды. Сонет стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки. Валерий Брюсов Сонет к форме

    Упьется в нем и стройностью сонета. Сонет к форме Валерий Брюсов. Брюсова Сонет к форме. Сонет к форме Валерий Брюсов Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма направления, которое. Сонет к форме был написан в 1894 г. Поэт говорит о том, что необычайно важно установить связь между. Художественный разбор стихотворения В

    Меж контуром и запахом цветка. В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение Сонет к форме, в котором попытался донести до. Стихотворение Брюсова Сонет к форме. Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма направления, которое возводит. Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Анализ стихотворения Брюсова Сонет к форме.

    «Сонет к форме» был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым , студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл «Пролог» в сборнике юношеских стихотворений «Juvenilia», который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в «Полное собрание сочинений» (1913).

    Литературное направление и жанр

    В 1894 г. родилось направление символизма в России, у истоков которого стоял Брюсов. Был издан манифест символистов и альманахи «Русские символисты» (на средства Брюсова). «Сонет к форме» – стихотворение о воплощении идей символизма в поэзии. Жанр стихотворения – философская лирика, так называемый сонет – поэтический манифест.

    Тема, основная мысль и композиция

    Сонет имеет эпиграф французского символиста Малларме, который утверждает, что сущность вещей не раскрывается в обыденной речи. Как же тогда её раскрыть? Об этом сонет Брюсова.

    Сонетная форма предполагает 2 катрена и 2 терцета. Первый катрен задаёт тему, тезис. Автор рассуждает о цветке, у которого связаны форма и содержание, внешнее и внутреннее, контур и запах. Эта мысль получает развитие в образе бриллианта, суть которого недоступна взгляду, пока огранка не сделает совершенной форму.

    Первый терцет, казалось бы, не содержит противоречий, в нём нет ожидаемого перелома. Лирический герой мечтает, чтобы и его мечты воплотились в слове. Но антитезис к первоначальному тезису о единстве формы и содержания всё же представлен: важность формы на первом месте. Не доходят к свету мечты, не воплощённые в слове, исчезают, умирают.

    Синтез второго терцета – история об издании стихов лирического героя и о восприятии их другом. Сонет – вот совершенная форма, с точки зрения лирического героя. То есть «Сонет к форме» – это сонет о сонете как совершенной форме. Так форма и содержание сливаются, но форма, согласно учению символистов, оказывается ведущей.

    Тема стихотворения вынесена в заголовок. Это сонет не столько к форме, сколько о форме. В том числе – стихов.

    Основная мысль стихотворения: совершенная форма – единственное условие правильного восприятия смысла художественного произведения.

    Тропы и образы

    Эпитеты стихотворения характеризуют и предмет изображения в поэзии, и саму суть совершенной поэзии. Тонкие властительные связи, изменчивые фантазии, желанные черты воплощаются в отточенной и завершённой фразе, буквах спокойной красоты.

    Синтаксический параллелизм в катренах позволяет сопоставить единство формы и содержания цветка, ценности алмаза и красоты его огранки, мысленной фантазии и её воплощения в фразе. Быстротечность изменчивых фантазий в стихотворении сравнивается с облаками в небе. И к фантазиям, и к облакам применяется метафора «бегут», а фантазии каменеют в совершенных фразах (метафора).

    В первом терцете основное внимание уделяется мечтам, которые как будто обладают собственной волей (олицетворение). Мечты доходят до слова и до света (метафора рождения мысли, её формулировки и словесного воплощения). Желанные черты – это совершенная форма, которая необходима для воплощения мыслей.

    В последней строфе появляется образ друга. Это единомышленник, способный увидеть красоту стиха, готовый упиться им (метафора). Как известно, желанный том, в который должен был войти сонет, так и не был издан.

    В сонетном замке поэт как будто вовсе забывает о содержании. На единомышленника производят впечатление стройность сонета (композиция, размер, рифмовка) и «буквы спокойной красоты» (очевидно, звукопись). Таким образом, Брюсов воплощает идею о том, что форма чрезвычайно важна.

    Размер и рифмовка

    Рифмовка данного сонета такова: аББа аББа вГвГГв. Это классический сонет с вариативной рифмовкой в терцетах. Сонет написан пятистопным ямбом со множеством пиррихиев.

    • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
    • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
    • «Женщине», анализ стихотворения Брюсова

    Есть информация, которая как мусор засоряет мозги своей бесполезностью. Приняв в себя ненужное, человек отнимает место в голове у важного и крайне необходимого.

    Прелесть – это подчинение жизни ложным мнениям и представлениям.

    Любить ближнего – это значит быть пространством его становления в Боге.
    Быть с Богом – это быть пространством становления в Боге другого.

    Даже там, где один большой даёт, а другой малый принимает, возможно равенство величий. Благодарный берущий равен бескорыстно дающему. И корыстно/кичливо дающий меньше благодарно берущего.
    Дружба – это равенство величий.

    Достоинство – это собранность воедино, наличие всех частей целого на своих местах и нахождение этих частей в правильных отношениях друг с другом – т.е. отношениях целостности.

    Любую проблему можно решить, используя принцип «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди» (Мтф. 18:20), т.е. если проблемы не решаются, значит мы не собираемся их решать во имя Его, а хотим решить во имя своё (если вообще хотим решить, а не предпочитаем ничего не видеть и не слышать). Или же попросту каждый находится на своей волне и думает лишь о себе и своём, теряя из виду другого.

    Молитва – это стояние в Боге. Молиться о ком-то – это стоять в Боге, удерживая в себе образ этого человека,и желать ему от сердца спасения во Христе. Молящийся не злопамятен, потому что стоять в Боге, злобствуя, невозможно (злобствовать – стоять во зле, а не в Боге).

    Я боюсь знать – знающие врут.

    Три бытийных состояния человека: текст, песня, антипесня. Антипесня убивает, как песня животворит.
    Каждый человек может быть тем, другим и третьим. Текстом он становится трудами других (рождается текстом), всё – текст и все – текст. Песней он становится в Боге и с Богом. А антипесней – когда сражается против песни другого.
    Христос – Песня, Антихрист – Антипесня.

    Не торгуй небом – не лишишься хлеба.

    Г. Сковороде повезло, он мог уверенно говорить: «Мір ловил меня и не поймал». Нынешних гениев, особенно после смерти, мір ловит копирайтом. И вылавливает.

    Творческий акт заключается в том, чтобы внутреннее событие зарисовать доступными внешнему восприятию средствами и тем застолбить вход в пережитое состояние (чтобы можно было вернуться), а также сделать его доступным для других.

    Знать человека – это знать его глубинное, сердцевинное, главное, его вечное. Вечность – это когда мы смотрим друг на друга вечными глазами и видим вечное друг друга. Когда мы смотрим на вечное, мы становимся вечными.

    Идеологические штампы – это мусор, засоряющий мозги. Итог – люди перестают воспринимать нормальный текст, чувствительность остается только к идеологическим агиткам.

    Жизнь – это обмен жизнью.

    Свобода – это богообщение. Общение с Богом и в Боге, общение богом в себе с богом в другом. Свобода – это бытие в Боге. Быть собой с самим собой или с другими, или с Богом, можно только пребывая в Боге.

    Каждый человек – текст, который призван стать песней.
    В чём разница? Наверное можно сказать так: текст – это набор букв, слов, фраз в произвольном порядке, они были до человека и будут после него. А песня – это его внутренняя суть, звучащая посредством тех же слов, но передающая личное звучание. Текст как бы нельзя патентовать – он общий, а песня как бы получает личный патент у Бога. Почему у Бога? Потому что песню даёт Бог, наш внутренний человек поёт, только пребывая в Боге.

    Речь – как нить Ариадны в лабиринте обыденности. Об этом слова Цветаевой «поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь». Поэт держит в руках эту ниточку и может потянуть за неё, приобщаясь и приобщая к её сообщениям. Поэт прыгает в «воду» слов, увязанных между собой законами цельности, и, перебирая слова, как бусины на чётках, мыслит не от себя, а от речи – от Слова.
    Речь поэта – беседа со Словом посредством слов.

    Христианин – это не человек своей толпы, своей тусовки, а Христов человек.

    В ком нет любви, тот не может слышать слова, потому что не может идти путём Слова.

    Анализ стихотворения Сонет к форме Брюсова

    Магнитов С.Н.
    Тринитарное понимание структуры стиха в стихотворении Брюсова «Сонет к форме»

    Валерий Брюсов – признанный лидер раннего русского символизма, вошёл в литературу в эпоху смены власти в России — в девяностых годах девятнадцатого века.
    По поэтам можно судить о смене эпох. После ухода мощного Александра Третьего стало ясно, что пришла другая эпоха: пришёл слабый царь. На слабость в первую очередь реагируют поэты, которые чувствуют, что «можно». И в борьбе с Политическим началом начинают протестное самоутвержднение.
    Слабость политическая всегда сопрягается с усилением личностного начала, выразителем которого является поэзия. А личное начало заносит иногда настолько далеко, что доходит до распада не только мертвеющее, мёртвое, но и косное. В борьбе с косным поэты становятся иногда сами жертвами распада. Ведь на косном держится жизнь, как тело на костях. Без косного начала человек становится просто грудой мяса и лужей воды.
    Первый шаг освобождения начинается с удара по форме. Удар по государству в стихе – удар по форме стиха. Все начинается с формального эпатажа. Он мог называться экспериментом, поиском новых форм, но суть оставалась простой – шёл слом форм. По тому, как поэт относился к форме, определялось его политическое лицо. Вопрос становился жгучим с учётом появления маяковских, пытающихся не только сломать форму, но уйти от неё вообще, размазать стих по лицу пространства или страницы. И Маяковский – совершеннейший неуч – становился революционером! Его приятель Кручёных начал писать по краям листа, по его диагонали, крестом, витражами. Это был писк моды. Молодежная массовка бегала с революционными изысками, млея от восторга от эстетических новин.
    Но все было не так просто. Пришла эпоха диктатуры диалектики, которой нужны были антагонистические противоречия двух несовместимых начал, миров. Чтобы обеспечить сплошное столкновение и войну. Противопоставление формы и содержания стало знаменем эпохи.
    Эпоха расчленения миновала. Сейчас можно задаться вопросом: где изыски Кручёных? Это не более чем забавный пример эпатажа, казус. Читать Кручёных невозможно. Эксперимент с формой означал простое её уничтожение. Вместе с поэзией, разумеется.

    Вопрос о форме обострился в нынешнее время. Эпоха слома касается не только политики. И всё возвращается «во круги своя».
    Форма трактовалась как «низкое», сдерживающее вдохновение, поэтическую интуицию. Как насилие. Представьте, что пылкому влюбленному человеку нужно выкладывать свои чувство на бумагу, постоянно помня, что ему нужно прорифмовать два четверостишия в строго в определенном порядке: опоясывающей (АВВА), затем тройной перекрестной, при том связать катрены смежной рифмовкой! И все свои чувства уложить в четырнадцать строчек! Сплошная помеха, ограничение, насилие над чувством!
    Это же наблюдаем и сейчас. Зачем поэту жанр сонета, если четырнадцать строчек – просто издевательство над его чувствами, которых накопится на миллион строчек!
    Убедить молодого поэта в необходимости оформлять поэтическую мысль сложнее, чем убедить носить лапти. У него простые, доступные, как мычание, тезисы.

    1. Зачем форма, если ясен и высок Смысл (Замысел, Тема)?
    2. Зачем форма и Смысл, если есть Экстаз, вне формы и содержания – его величество Переживание Поэта (или его Почитателя)?
    3. Современный мир переживает кризис форм. Зачем жанры, зачем формы стиха. Это так старо и банально! Поэты требуют «Дайте нам свободу, полет нашего духа – вот главное в поэзии». То, что за ними и их поэзией больше никто не летит, поэтов не смущает.

    В контексте борьбы за форму Брюсов становится чрезвычайно актуален как мастер формы и её яркий защитник.
    Но у Брюсова есть главное – умение уйти от профанации формы – от её тупой культивации, которой потом станут страдать последователи Виктора Шкловского, провозгласившего: искусство – это форма.
    Но дело даже не в этом, а в том, что Брюсов при этом сумел стать авангардным, эпатажным!







                Брюсов Валерий Яковлевич


          Сонет к форме

          Есть тонкие властительные связи
          Меж контуром и запахом цветка.
          Так бриллиант невидим нам, пока
          Под гранями не оживёт в алмазе.

          Так образы изменчивых фантазий,
          Бегущие, как в небе облака,
          Окаменев, живут потом века
          В отточенной и завершённой фразе.

          И я хочу, чтоб все мои мечты,
          Дошедшие до слова и до света,
          Нашли себе желанные черты.

          Пускай мой друг, разрезав том поэта,
          Упьётся в нём и стройностью сонета,
          И буквами спокойной красоты!




                6 июня 1895


    Вызов Брюсова звучит двояко.
    Сонет – поэтическое понятие жанра, который практически всегда связывался с любовной, чувственной, чувствительной, эмоциональной стороной жизни. И вышел из песни. Генетически жанр связан со строгой музыкальной сонатной формой.
    На само понятие формы — сугубо теоретическое. Написать сонет на теоретическую проблему — сплошной эпатаж. Это вещи несовместимые в традиции. Сонет ограничивался сугубо любовной тематикой. Представить, что Шекспир пишет сонет на теоретическую тему невозможно.
    Получается, Брюсов ломал форму по теме? Ведь сонет – один из самых прославленных, самых устойчивых жанров в поэзии. Спросите на улице – какой из двух поэтических жанров вы знаете больше (если знаете) – сонет или октаву? Ответ будет однозначный.
    Но кто скажет, что нельзя объясниться в любви к Форме? Брюсов шокирует обращением к абстракции, обобщению как живому, высокому явлению! То есть получается, что он не разрушает жанр, он его расширяет!
    Именно сонет стал формой для теоретического стиха как знак возможностей формы, если её не разрушать, а знать её возможности!

    Помимо тонкого вопроса взаимоотношения с жанром, Брюсов, несомненно, решал и теоретический вопрос. Все стихотворение ставило вопрос не приоритетах Содержания и Форму друг перед другом, а во взаимном снятии их. Снятие конфликта Формы и Содержания в Третьем – властительных связях, в Единстве.
    В этом стихотворении Брюсов один из несомненных предтеч Тринитарного Символизма, поскольку утверждает не только Высокое, Удалённое, Непостижимое, чем позже станут грешить младосимволисты (Блок), но вместе с тем и текучее, изменчивое, но в точных связях и пропорциях.
    Связь «неба» и «почвы» хорошо закрепляется категориально.

    1. Образы изменчивых фантазий, связанных с множественностью (многим).
    2. Форма – одно (в данном случае сонет).
    3. Единство (связь) первого и второго.
    4. Сопряжение в определенной мере первого, второго, и третьего.

    Заклинания о Единстве формы (Одного) и содержания (Многого) становится не просто пожеланием, а внятной реализацией требования Строения Трёх Составных.

    ЦЕЛОЕ (стихотворение)

    ОДНО (форма)

    МНОГОЕ (содержание)

    ЕДИНСТВО (связь)

    Тогда упоение Поэтическим Целым станет реальностью. Так же, как его жизнь в человеке и народе.

    Время – жестокий враг профанации. Приходит Время и берёт своё. И отдаёт заслуженное. Так и сейчас. Уходят закрученные, возвращаются брюсовы.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Творчество Брюсова
Ссылка на основную публикацию