Дни Турбиных – краткое содержание пьесы Булгакова

Краткое содержание «Дни Турбиных»

Пьеса «Дни Турбиных» Булгакова была написана в 1926 году на основе романа «Белая гвардия». При этом автор сохранил как основных героев романа, так и ключевые события. Сюжет произведения переносит читателей в 1918 год – период зарождения «новой России».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дни Турбиных» по главам, которое будет полезным для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Алексей Васильевич Турбин – полковник-артиллерист, тридцати лет.

Николай Турбин (Николка) – юнкер, 18-летний восторженный юноша.

Елена Васильевна Тальберг – сестра Алексея и Николая, красивая, прекрасно образованная девушка 24 лет.

Другие персонажи

Тальберг Владимир Робертович – супруг Елены, полковник генштаба, неприятный тип, 38 лет.

Мышлаевский Виктор Викторович – артиллерист, штабс-капитан, бесстрашный, открытый человек, 38 лет.

Шевринский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана, давно влюблен в Елену.

Студзинский Александр Брониславович – капитан, 29 лет.

Суржанский Ларион Ларионович (Лариосик) – 21-летний кузен Турбиных, родом из Житомира.

Краткое содержание

Действие первое

Картина первая

В квартире Турбиных Николка « играет на гитаре и поет ». Его брат Алексей просит спеть другую песню, между ними завязывается перепалка. Они замечают, как нервничает их сестра Елена, чей муж до сих пор не появился дома.

Появляется замерзший Мышлаевский, которого Турбины принимаются отогревать. Он рассказывает, как в страшный мороз они стояли без валенок против Петлюры. После того, как он скандал « в штабе на посту устроил », его отправили к кавалеристам. Алексей решает забрать его к себе.

В этот момент раздается звонок в дверь, и на пороге появляется житомирский кузен Лариосик. Все удивлены его появлению, поскольку телеграмма от его матери так и не дошла к Турбиным. В сопроводительном письме мать просила Турбиных, у которых « такая громадная квартира» , принять сына – будущего студента Киевского университета.

Наконец, появляется Тальберг, которого Елена ожидает с самого утра. Он сообщает, что « немцы оставляют гетмана на произвол судьбы », и ему нужно срочно бежать с ними « в Германию, в Берлин ». Благодаря своим связям ему удалось достать одно место « в германском штабном поезде ». Растерянная Елена отпускает его. Прощаясь с женой, он переживает лишь о том, чтобы она не бросила « тень на фамилию Тальберг » и проследила за сохранностью их комнат. Алексей, узнав о побеге Тальберга, не подает ему руки на прощанье. Николка замечает, что муж Елены « на крысу похож ».

Картина вторая

Сразу после ухода Тальберга « внезапно появляется на пороге » Шервинский с огромным букетом для Елены. Он осыпает комплиментами Елену, в которую давно влюблен. Настроение его еще больше улучшается, когда он узнает о внезапной «командировке» Тальберга.

Все садятся за стол, выпивают, поют песни, обсуждают политику и неумелое командование гетмана. Они понимают, что война проиграна, и у них « теперь другое, более страшное, чем война, чем немцы, чем вообще все на свете » – большевики. Пьяный Мышлаевский хватается за маузер, чтобы стрелять красных комиссаров, и его уносят в ванну. Лариосик, не выдержав обильных возлияний, засыпает. Шервинский, оставшись наедине с Еленой, признается ей в любви. Елена, в свою очередь, вынуждена признать, что не любит и не уважает мужа, который ее бросил на произвол судьбы. Шервинский умоляет ее развестись с Тальбергом и стать его женой.

Действие второе

Картина первая

В « рабочий кабинет гетмана во дворце » входит Шервинский. От лакея он узнает, что никого из адъютантов нет. Появляется гетман « в богатейшей черкеске, малиновых шароварах и сапогах без каблуков кавказского типа ». Шервинский передает ему « известие чрезвычайной важности » – командующий добровольческой армии отбыл в Германию, поскольку петлюровские части прорвали фронт.

Появляются « представители германского командования », которые сообщают об отступлении немецких войск. Они предлагают гетману бежать в Германию, и тот после недолгого раздумья соглашается. Его переодевают в немецкую форму, заматывают бинтами голову и под видом раненого выносят из кабинета.

Узнав, что в спасительном поезде нет больше мест, Шервинский предупреждает Алексея Турбина о побеге гетмана, переодевается в штатское и на прощанье дает лакею денег и просит не выдавать его в случае чего.

Картина вторая

В пустое помещение штаба 1-й конной дивизии приводят пойманного дезертира с отмороженными ногами. Полковник Болботун выясняет, что это простой солдат, который пробирался к лазарету. Несчастного обвиняют в том, что у него нет соответствующего документа, и уводят под арест.

Следом приводят ремесленника с корзиной, полной сапог. Болботун приказывает раздать своим людям новую обувь. Узнав, что два гетманских сердюкских полка могут перейти на их сторону, Болботун седлает коня и отправляется на переговоры.

Действие третье

Картина первая

В Александровской гимназии юнкера под командованием Мышлаевского ломают парты, чтобы растопить печи. Сторож Максим в ужасе от подобного вандализма. Услышав вдалеке звуки разрывающихся снарядов, один из юнкеров не сомневается: « Это по нас, господин капитан, пожалуй ». Мышлаевский подбадривает юнцов, и те запевают песню.

Появляется Алексей Турбин, и приказывает всем « слушать, запоминать. Запомнив, исполнять ». Из-за внезапных изменений в государственном положении Украины он берет на себя ответственность и распускает дивизион. Алексей приказывает юнкерам и офицерам « немедленно снять с себя погоны, все знаки отличия и немедленно же бежать и скрыться по домам ».

Все в смятении, кто-то порывается арестовать Алексея за измену. Турбин сообщает, что изменять некому, поскольку господин гетман « бросив на произвол судьбы армию, бежал, переодевшись германским офицером ».

Студзинский предлагает всем отправиться на Дон к Деникину, но Алексей отвечает, что там они встретят « тех же генералов и ту же штабную ораву », которые « заставят драться с собственным народом ». Турбин заявляет, что белому движению пришел конец не только на Украине, но и « в Ростове-на-Дону, всюду ».

Услышав приближающиеся пушечные удары, « юнкера срывают погоны, бросают винтовки ». Алексей сжигает бумаги, списки юнкеров. Он приказывает Мышлаевскому отправиться к Елене и охранять ее. Николка, несмотря на все угрозы, остается со старшим братом. Прикрывая отступающих юнкеров, Алексей умирает, став жертвой разорвавшегося снаряда. Стреляют в Николку, но ему удается скрыться.

Картина вторая

Дождавшись рассвета, Елена собирается выйти на улицу и узнать о судьбе братьев. Лариосик всеми силами пытается ее удержать дома. Появляется Шервинский и с порога сообщает, что « Петлюра город взял », а все командование сбежало. Он уверяет Елену, что Алексей с Николкой вскоре вернутся домой.

Приходят Мышлаевский и Студзинский. Мышлаевский набрасывается на Шервинского, который в свое время « сулил и государя императора и за здоровье светлости пил ». Шервинский напоминает, что это именно он успел предупредить всех об измене командования. Студзинский с трудом мирит друзей.

Успокоившись, Мышлаевский расспрашивает о подробностях позорного побега гетмана, и Шервинский, несколько приукрасив, удовлетворяет его любопытство. В качестве доказательства своих слов демонстрирует тяжелый золотой портсигар гетмана, который тот в спешке забыл на столе.

Вдруг раздается стук в окно. Все осторожно выглядывают на улицу, а после бегут во двор, где обнаруживают раненого Николку. Елена догадывается, что Алексея убили. Обращаясь к офицерам, она обвиняет их: « Все домой пришли, а командира убили?» . Те оправдываются, что лишь « исполняли его приказание ». Студзинский берет на себя вину за все случившееся. Он хватает револьвер и порывается выйти из дома. Мышлаевский его успокаивает, но у капитана начинается истерика. Придя в себя, Николка сообщает: « Убили командира…».

Действие четвертое

Спустя два месяца, в « Крещенский сочельник 1919 года » Елена и Лариосик украшают елку. Елена просит юношу прочесть стихи собственного сочинения, и тот в порыве откровенности признается ей в любви и просит выйти за него замуж. Елена вынуждена признаться, что у нее роман. С горя Лариосик собирается идти к армянину за водкой и напиться до беспамятства.

Входит Шервинский, и сообщает, что « Петлюре крышка ». Ночью в город должны войти красные, чтобы установить Советскую власть. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, Шервинский был вынужден взять напрокат у дворника его облезлое пальто. Он сообщает, что благодаря своему прекрасному голосу нашел новую работу.

Шервинский вновь делает предложение Елене, и та соглашается, но с условием, что тот изменится и перестанет « хвастать и лгать ». На радостях он рвет портрет Тальберга. В комнату входит бледный Николка на костылях. Увидев разорванный портрет Тальберга, обо всем догадывается.

Появляются Студзинский и Мышлаевский, оба в штатском. Они принимаются обсуждать планы на будущее: Студзинский намерен « уйти вслед за Петлюрой » и продолжать биться с большевиками, в то время как Мышлаевский уже не хочет идти « к генералам под команду », он « за большевиков, но только против коммунистов ».

Их спор прерывает Шервинский, который радостно сообщает о предстоящей свадьбе с Еленой. Все принимаются их поздравлять, и в этот момент неожиданно появляется Тальберг. Елена объясняет, что Алексей – убит, « Николка – калека », а она выходит замуж за Шервинского. В разговор вмешивается Мышлаевский, который выгоняет Тальберга из дома и сообщает Елене, что тот согласен на развод.

Все собираются в комнате, тушат свет и зажигают елку. Лариосик говорит замечательную речь, вдали раздаются пушечные удары. Николка замечает, что этот вечер станет великим прологом к новой исторической пьесе, на что Студинский отвечает: « Кому — пролог, а кому — эпилог »…

Заключение

В своем произведении Булгаков осветил судьбу русской интеллигенции в годы гражданской войны, обреченность белогвардейского движения и старого мира в целом.

После ознакомления с кратким пересказом «Дни Турбиных» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание: Дни Турбиных

Пьеса рассказывает о жизни семьи Турбиных. Члены семьи: Алексей Васильевич Турбин, полковник-артиллерист, 30 лет; его брат Николай, 18 лет; их сестра Елена Тальберг, 24 года; муж Елены Владимир Робертович Тальберг, полковник генштаба, 38 лет.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Квартира Турбиных, девять часов вечера. Алексей читает бумаги, Николка играет на гитаре и напевает. Внезапно гаснет электричество, Елена приносит свечу. За окном раздается пушечный удар. Николай вызывается съездить в штаб, узнать обстановку, но брат не велит ему этого делать. Загорается электрический свет. Елена всерьез обеспокоена отсутствием мужа, который должен был приехать еще утром. Братья успокаивают ее, говорят, что сейчас поезда подолгу стоят на каждой станции, поэтому и дорога длится дольше.
Раздается звонок, это приехал штабс-капитан артиллерии Виктор Мышлаевский. Он очень замерз, отморозил пальцы на ногах. Братья снимают с него обувь и растирают ему ноги, наливают водки. Елена ушла приготовить ванну для гостя. Мышлаевский рассказывает, что все крестьяне из Красного Трактира перешли на сторону Петлюры. Мышлаевский разругался со штабными офицерами, и онибыстро перевели его в город. Вот они приехал к Алексею проситься к нему в часть. Алексей с радостью принимает друга, Николка тоже рад этому.
Мышлаевскийидет в ванную, тут раздаётся звонок. Заходит Ларион ЛарионовичСуржанский, 21 год, кузенТурбиных.Он приехал из Житомира поступать в Киевский университет с письмом от матери, в котором она просит приютить сына. Елена поселила кузена в библиотеке, Николка дал ему белье, так как чемоданЛариосика украли в поезде. Кузена тоже отправляют в ванную.
И снова звонок, наконец-то приезжает муж Елены. Она радостно встречает мужа, но он с порога недоволен приездом Мышлаевского и Лариосика. И говорит, что через полтора часа уезжает в Берлин на два месяца, это необходимо, так как Петлюра уже на подступах к городу, немцы уходят и бросают гетмана, и никто об этом еще не знает. Жену он с собой не берет. Елена покорно идет собирать мужу чемодан, а Тальбергсообщает Алексею о своём отъезде. Алексей разгневан, он не подает рукиТальбергу. Разговор между ними не окончен. Пришла Елена, при ней мужчиныспокойно прощаются и Тальбергуезжает. Николка согласен с братом, он называет Тальберга крысой. Алексей добавляет: «А дом наш – корабль».
Чуть позже, когда уже накрыли стол для ужина, приехал Леонид Юрьевич Шервинский, личный адъютант гетмана. Он давно ухаживает за Еленой, вот и теперь привез ей огромный букет. Елена рассказывает Шервинскому об отъезде мужа, Шервинский не скрывает своей радости.
Входят Алексей, Мышлаевский, Николай и Лариосик, а с ними капитанАлександр Студзинский.Елена всехзовет к столу, ведь это последний ужин дивизиона. За ужином гости оживленно разговаривают про гетмана.Шервинский утверждает, что с гетманом все в порядке, и то, что немцы хотят оставить его на произвол судьбы – всего лишь слухи.
Гости засыпают молодую хозяйку комплиментами, поднимают за нее тосты. Уговаривают и ее выпить.И даже Лариосик, который сначала категорически отказывался пить, пьет наравне со всеми.
Когда Шервинскийпровозгласил тост за гетмана, то тост не поддержали. За столом начался ожесточенный спор, Алексей резко осудил политику гетмана.
Между тем все опьянели. Лариосиксадится за рояль и поёт, все ему сумбурно подпевают. Мышлаевский очень пьян, он выхватывает маузер и собирается стрелять комиссаров, с трудом его утихомиривают. А потом Мышлаевскогоуносят в ванную, так как ему становится плохо.
Шервинский и Елена одни. Про спящегоЛариосика они совсем забыли, так как заняты лишь собой.Шервинский сказал Елене, что ее муж не вернется. И это хорошо, потому что она с ним несчастлива, и не любит его. Елена спорит с Леонидом, но, в конце концов, признается, что к мужу у нее нетни любви, ниуважения. Шервинский клянется Елене в любви, умоляет ее развестись и выйти за него. Они целуются, но тут просыпается Лариосик и говорит, что его тошнит. Елена убегает.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Кабинет гетмана во дворце. Ночь.На столе телефонные аппараты. Появляется Шервинский. Он удивлён, что в кабинете нет второго личного адъютанта гетмана князя Новожильцева. Лакей Фёдор рассказывает, что тотпоговорил по телефону, изменился в лице и уехал в штатском. Шервинский в недоумении. Он звонит Новожильцеву на квартиру, но там отвечают, что тот во дворце. Шервинский узнал голос самого Новожильцева, это еще больше вводит его в недоумение. Он звонит в штаб Святошинского полка, но ни начальника князя Белорукова, ни его помощников также нет на месте. И тут раздается звонок, который окончательно добивает Шервинского.
Шервинский пишет записку и передает её вестовому.Тот должен поехать к нему на квартиру и получить по этой записке свёрток.
Входит гетман и интересуется, почему еще не приехали на совещание те, кому назначено. Шервинскийна смеси русского и украинского докладывает гетману о поведении Новожильцева и о том, что командующий добровольческой армии вдруг заболел и срочно со всем штабом отбыл в Германию. Поражённому гетману Шервинский сообщает главную новость:несколько часов назадконница Болботунапрорвалась, и скоро петлюровцы будут в городе.
Тут входят генерал фон Шратт и майор фон Дуст,представители немецкого командования. Гетман просит ихсрочно дать войска для противостояния бандам Петлюры. Генералы отказываются помогать, объясняя это тем, что вся Украина встала на сторону Петлюры, а потому у них нет достаточных сил для противостояния ему. Германия немедленно выводит свои войска, гетману предлагают отправиться с ними. Гетман в негодовании, он заявляет, что в состоянии сам собрать армию и защитить Киев, но после слов немцев о том, что Петлюра его непременно повесит, соглашается ехать в Германию.Шервинский просит взять и его с невестой, но немцы отвечают, что мест на поезде уже нет, один личный адъютант с ними уже едет. Удивленный Шервинский интересуется: «Кто же это?» На что получает ответ: «Князь Новожильцев».
Разыгрывается целое представление: Дуст выстрелилв потолок, Шраттспрятался в соседней комнате. Прибежавшимобъясняют, что генерал фон Шраттнечаянно ранил себя в голову. Вызвали германского врача, гетман переодевается в немецкую униформу, ему перевязывают голову и выносят на носиках. Следом уходит Шратт, переодетый в плащ и кепи.
Шервинский сжигает бумаги, забирает золотой портсигар, забытый гетманом («все равно лакеи сопрут»). Потом он звонит Турбину, рассказывает о бегстве гетмана, одевается в гражданскую одежду, которуюему привез вестовой. Уже уходя, Шервинский оставляет на память Федору пятьдесят карбованцев и договаривается с ним, что тот его не знает и никогда не видел.
Вечер. Штаб 1-й конной дивизии. Тихо играет гармоника. Вводят
дезертира.Командир Болботунприказывает сотнику Галаньбе допросить дезертира. При допросе выясняется, что на самом деле это петлюровец, который обморозил ноги и пробирался в лазарет. Галаньбапосылаетего к лекарю, и приказывает после лечения дать ему пятнадцать шомполов, за то, что без документов ушел со своего полка.
Затем привели человека с корзиной. Он рассказал, что сапожник, несет сапоги в город, в магазин к хозяину. Петлюровцы отнимают у него сапоги, он возражает, за что получает в ухо, а Болботун обещает его застрелить. Сапожник в испуге убегает. И тут объявляется наступление.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Вестибюль Александровской гимназии, рассвет. Николка поёт романсы на мотив солдатской песни, ему оглушительно подпеваютюнкера.Мышлаевский, видя окоченевших от холода юнкеров,приказывает ломать парты и топить печи. Совсем близко разрываются снаряды. Входит Алексей Турбин и посылает вернуть заставу на Демиевке, а потомговорит, что распускает дивизион, т.к. борьба с Петлюрой закончена. Всем нужно немедленно снять погоны, знаки отличия и прятаться по домам.
Мертвую тишину разорвали крики. Кто-то кричал:«Что это значит?», кто-то: «Предатель, арестовать его!», кто-то: «Стоять!»Всю эту неразбериху остановил Алексей Турбин. Он рассказал, что тот, кого они хотят защищать ночью бросил их на произвол судьбы и сбежал в Германию вместе скомандующим армией князем Белоруковым. Слова полковника отрезвили всех, посыпались проклятия в адрес гетмана. Кто-то предложил бежать на Дон к Деникину, но Алексей сказал, что там ими будут командовать такие же штабные сволочи, которые пошлют их на смерть и сбегут за границу. «Белому движению конец, и не только на Украине. Ему конец везде, так как народ против нас.Бросайте винтовки и по домам!».
В зале начинаетсясуматоха, все разбегаются. Алексей сжигает бумаги. В окнах гимназии зарево, появляется Мышлаевский и кричит, что зажёг цейхгауз.Турбин приказывает Мышлаевскомузабрать Николку и идти к Елене, а он дождется заставу. Мышлаевскийуходит. Тут появляетсяНиколка и заявляет, что без Алексея не уйдет. Алексей грозит ему револьвером, умоляет пожалеть сестру, но все без толку, брат не уходит. В это время появляются юнкера, которые были в заставе, и сообщают, что за ними идёт конница Петлюры. Алексей приказывает им уходить подвальным ходом.
Близкий разрыв снаряда разбиваетстекла в окнах, Алексей падает. Николка слышит его последние слова, брат приказывает бросать геройство и бежать. И тут в зал врываются петлюровцы, стреляют в Николку. Он ползет по лестнице вверх и бросается вниз с перил.
Квартира Турбиных, рассвет. На столике горит свеча, электричества нет. В комнате Лариосикговорит обеспокоенной Елене, что готов пойти и узнать что происходит и где братья. Но Елена считает, что идти надо ей. Так как она женщина ее не тронут.
Стук в дверь, заходит Шервинский. Он рассказывает, что Петлюра взял город, а гетман и князь Белоруков сбежали. Алексея он предупредил и уверен, что с Турбиными все хорошо. Тут в дверь снова стучат, это пришли
Мышлаевский и Студзинский и говорят, что Алексея с Николаем проводит застава, они скоро будут.
Мышлаевскийнасмехается над Шервинским, упрекает его в любви к гетману. Шервинский злится, назревает ссора, которую удается предотвратить Студзинскому. Офицеры уже беззлобно переругиваются, Шервинский показывает золотой портсигар и говорит, что его гетман сам ему подарил за верную службу.
Кто-то стучит в окно. Студзинский и Мышлаевскийвыглядывают и, ругаясь, убегают. Они вносят в комнату Николку, у него кровь на голове и в сапоге. Ему бинтуют голову, и тут в комнату быстро входит Елена. Она спрашивает у Николая про Алексея, но Николка молчит. Елена впадает в истерику, она догадывается, что случилось, и упрекает офицеров в том, что они бросили командира. Мышлаевский говорит, что они выполняли приказ, а Студзинский хватается за револьвер, упреки Елены попали ему в самое сердце. Шервинский и Мышлаевскийпытаются отнять револьверуСтудзинского и успокоить его. Елена им помогает, говорит, что она от горя так сказала. И тут Николка говорит, что Алексея убили. Елена падает без чувств.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
Сочельник 1919 года. Прошло два месяца после смерти Алексея. Елена сЛариосиком наряжают ёлку. Лариосикпредлагает Елене выйти за него замуж, читает ей стихи. Елена нежно называет Лариосикапоэтом и по-дружески целует его в лоб. И признается, что у неё роман. да, этого человека Лариосикхорошо знает. И он вспомнил ту пьяную ночь, Шервинского с Еленой. РасстроенныйЛариосикидет за водкой, желая напиться.
Приходит Шервинский в нелепом маскараде и рассказывает, что красные ночью будут в городе, а Петлюре конец. Начинается новая жизнь, он пел, и его приняли на работу.Шервинский вновь просит Елену стать его женой, говорит,что Тальберг уже не вернется. Елена соглашается, но приусловии, чтотот перестанет лгать и изменится. Шервинский снимает со стены потрет Тальберга и бросает его в камин. Они идут в комнату Елены. Там заиграл рояль, слышно, как поёт Шервинский.
ВходитНиколка, еще слабый, на костылях. Он видит раму портрета и все сразу понимает, ложится на диван. Лариосик приноситбутылку водки и рассказывает, с какими приключениями ему удалось ее достать. Но когда Николка показал ему на пустую раму и сказал, чтоЕлена разводится с мужем и выходит за Шервинского, бутылка выпала из рук нечастного и разбилась.
В дверь звонят, пришли Мышлаевский и Студзинский. Студзинскийговорит, что они, белогвардейцы, не уживутся с красными, надо им присоединиться к обозу и уйти в Галицию, апотом на Дон, к Деникину, и вновь биться с большевиками. Мышлаевскийпротив этого, он не хочет больше воевать за отечество, которое бросило его. Напомнил про убитого Алексея и про то, что он говорил про генералов. Сказал, что разобьют их на Дону, и тогда куда? «За границу» -ответил Студзинский. Мышлаевский заявил, что никому они там не нужны. Он останется в России, и пусть с ней будет то, что будет. Жаркий спор прервал Шервинский, он объявил, что они с Еленой поженятся. Все их поздравляют и радуются, кроме Лариосика. В этот момент входит Тальберг с чемоданом.
Елена просит всех выйти. Муж говорит, что приехал за ней. Он разочаровался в гетманщине, но ему повезло: он достал командировку к генералу Краснову на Дон. На это Елена ответила,что решила развестись и выйти за Шервинского. Тальберг решает устроить скандал, но Мышлаевский вовремя возвращается и говорит Елене, что он сам объяснится. Та соглашается и уходит. Разговор получился короткий. Мышлаевскийсо словами: «Ну? Вон!» ударилТальберга по лицу. Тот молчауходит.
На ёлке зажигают лампочкии тушат свет. Лариосиксмущенно говорит речь. Говорит о том, что они все вместе пережили за эти два месяца,о том, как ему нравятся все эти люди.
Слышатся пушечные удары. Это салют. По улице идут красные,играет «Интернационал». Все смотрят в окно. Для кого-то этот вечер начало новой пьесы, а для кого-то – конец, эпилог.

Читайте также:  Зойкина квартира - краткое содержание рассказа Булгакова

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Дни Турбиных». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Дни Турбиных краткое содержание

Краткое содержание «Дни Турбиных» Пьеса «Дни Турбиных» Булгакова была написана в 1926 году на основе романа «Белая гвардия». При этом автор сохранил как основных героев романа, так и ключевые события. Сюжет произведения переносит читателей в 1918 год – период зарождения «новой России». Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дни Турбиных» по главам, которое будет полезным для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Главные герои Алексей Васильевич Турбин – полковник-артиллерист, тридцати лет. Николай Турбин (Николка) – юнкер, 18-летний восторженный юноша. Елена Васильевна Тальберг – сестра Алексея и Николая, красивая, прекрасно образованная девушка 24 лет. Другие персонажи Тальберг Владимир Робертович – супруг Елены, полковник генштаба, неприятный тип, 38 лет. Мышлаевский Виктор Викторович – артиллерист, штабс-капитан, бесстрашный, открытый человек, 38 лет. Шевринский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана, давно влюблен в Елену. Студзинский Александр Брониславович – капитан, 29 лет. Суржанский Ларион Ларионович (Лариосик) – 21-летний кузен Турбиных, родом из Житомира. Краткое содержание Действие первое Картина первая В квартире Турбиных Николка «играет на гитаре и поет». Его брат Алексей просит спеть другую песню, между ними завязывается перепалка. Они замечают, как нервничает их сестра Елена, чей муж до сих пор не появился дома. Появляется замерзший Мышлаевский, которого Турбины принимаются отогревать. Он рассказывает, как в страшный мороз они стояли без валенок против Петлюры. После того, как он скандал «в штабе на посту устроил», его отправили к кавалеристам. Алексей решает забрать его к себе. В этот момент раздается звонок в дверь, и на пороге появляется житомирский кузен Лариосик. Все удивлены его появлению, поскольку телеграмма от его матери так и не дошла к Турбиным. В сопроводительном письме мать просила Турбиных, у которых «такая громадная квартира», принять сына – будущего студента Киевского университета. Наконец, появляется Тальберг, которого Елена ожидает с самого утра. Он сообщает, что «немцы оставляют гетмана на произвол судьбы», и ему нужно срочно бежать с ними «в Германию, в Берлин». Благодаря своим связям ему удалось достать одно место «в германском штабном поезде». Растерянная Елена отпускает его. Прощаясь с женой, он переживает лишь о том, чтобы она не бросила «тень на фамилию Тальберг» и проследила за сохранностью их комнат. Алексей, узнав о побеге Тальберга, не подает ему руки на прощанье. Николка замечает, что муж Елены «на крысу похож». Картина вторая Сразу после ухода Тальберга «внезапно появляется на пороге» Шервинский с огромным букетом для Елены. Он осыпает комплиментами Елену, в которую давно влюблен. Настроение его еще больше улучшается, когда он узнает о внезапной «командировке» Тальберга. Все садятся за стол, выпивают, поют песни, обсуждают политику и неумелое командование гетмана. Они понимают, что война проиграна, и у них «теперь другое, более страшное, чем война, чем немцы, чем вообще все на свете» – большевики. Пьяный Мышлаевский хватается за маузер, чтобы стрелять красных комиссаров, и его уносят в ванну. Лариосик, не выдержав обильных возлияний, засыпает. Шервинский, оставшись наедине с Еленой, признается ей в любви. Елена, в свою очередь, вынуждена признать, что не любит и не уважает мужа, который ее бросил на произвол судьбы. Шервинский умоляет ее развестись с Тальбергом и стать его женой. Действие второе Картина первая В «рабочий кабинет гетмана во дворце» входит Шервинский. От лакея он узнает, что никого из адъютантов нет. Появляется гетман «в богатейшей черкеске, малиновых шароварах и сапогах без каблуков кавказского типа». Шервинский передает ему «известие чрезвычайной важности» – командующий добровольческой армии отбыл в Германию, поскольку петлюровские части прорвали фронт. Появляются «представители германского командования», которые сообщают об отступлении немецких войск. Они предлагают гетману бежать в Германию, и тот после недолгого раздумья соглашается. Его переодевают в немецкую форму, заматывают бинтами голову и под видом раненого выносят из кабинета. Узнав, что в спасительном поезде нет больше мест, Шервинский предупреждает Алексея Турбина о побеге гетмана, переодевается в штатское и на прощанье дает лакею денег и просит не выдавать его в случае чего. Картина вторая В пустое помещение штаба 1-й конной дивизии приводят пойманного дезертира с отмороженными ногами. Полковник Болботун выясняет, что это простой солдат, который пробирался к лазарету. Несчастного обвиняют в том, что у него нет соответствующего документа, и уводят под арест. Следом приводят ремесленника с корзиной, полной сапог. Болботун приказывает раздать своим людям новую обувь. Узнав, что два гетманских сердюкских полка могут перейти на их сторону, Болботун седлает коня и отправляется на переговоры. Действие третье Картина первая В Александровской гимназии юнкера под командованием Мышлаевского ломают парты, чтобы растопить печи. Сторож Максим в ужасе от подобного вандализма. Услышав вдалеке звуки разрывающихся снарядов, один из юнкеров не сомневается: «Это по нас, господин капитан, пожалуй». Мышлаевский подбадривает юнцов, и те запевают песню. Появляется Алексей Турбин, и приказывает всем «слушать, запоминать. Запомнив, исполнять». Из-за внезапных изменений в государственном положении Украины он берет на себя ответственность и распускает дивизион. Алексей приказывает юнкерам и офицерам «немедленно снять с себя погоны, все знаки отличия и немедленно же бежать и скрыться по домам». Все в смятении, кто-то порывается арестовать Алексея за измену. Турбин сообщает, что изменять некому, поскольку господин гетман «бросив на произвол судьбы армию, бежал, переодевшись германским офицером». Студзинский предлагает всем отправиться на Дон к Деникину, но Алексей отвечает, что там они встретят «тех же генералов и ту же штабную ораву», которые «заставят драться с собственным народом». Турбин заявляет, что белому движению пришел конец не только на Украине, но и «в Ростове-на-Дону, всюду». Услышав приближающиеся пушечные удары, «юнкера срывают погоны, бросают винтовки». Алексей сжигает бумаги, списки юнкеров. Он приказывает Мышлаевскому отправиться к Елене и охранять ее. Николка, несмотря на все угрозы, остается со старшим братом. Прикрывая отступающих юнкеров, Алексей умирает, став жертвой разорвавшегося снаряда. Стреляют в Николку, но ему удается скрыться. Картина вторая Дождавшись рассвета, Елена собирается выйти на улицу и узнать о судьбе братьев. Лариосик всеми силами пытается ее удержать дома. Появляется Шервинский и с порога сообщает, что «Петлюра город взял», а все командование сбежало. Он уверяет Елену, что Алексей с Николкой вскоре вернутся домой. Приходят Мышлаевский и Студзинский. Мышлаевский набрасывается на Шервинского, который в свое время «сулил и государя императора и за здоровье светлости пил». Шервинский напоминает, что это именно он успел предупредить всех об измене командования. Студзинский с трудом мирит друзей. Успокоившись, Мышлаевский расспрашивает о подробностях позорного побега гетмана, и Шервинский, несколько приукрасив, удовлетворяет его любопытство. В качестве доказательства своих слов демонстрирует тяжелый золотой портсигар гетмана, который тот в спешке забыл на столе. Вдруг раздается стук в окно. Все осторожно выглядывают на улицу, а после бегут во двор, где обнаруживают раненого Николку. Елена догадывается, что Алексея убили. Обращаясь к офицерам, она обвиняет их: «Все домой пришли, а командира убили?». Те оправдываются, что лишь «исполняли его приказание». Студзинский берет на себя вину за все случившееся. Он хватает револьвер и порывается выйти из дома. Мышлаевский его успокаивает, но у капитана начинается истерика. Придя в себя, Николка сообщает: «Убили командира…». Действие четвертое Спустя два месяца, в «Крещенский сочельник 1919 года» Елена и Лариосик украшают елку. Елена просит юношу прочесть стихи собственного сочинения, и тот в порыве откровенности признается ей в любви и просит выйти за него замуж. Елена вынуждена признаться, что у нее роман. С горя Лариосик собирается идти к армянину за водкой и напиться до беспамятства. Входит Шервинский, и сообщает, что «Петлюре крышка». Ночью в город должны войти красные, чтобы установить Советскую власть. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, Шервинский был вынужден взять напрокат у дворника его облезлое пальто. Он сообщает, что благодаря своему прекрасному голосу нашел новую работу. Шервинский вновь делает предложение Елене, и та соглашается, но с условием, что тот изменится и перестанет «хвастать и лгать». На радостях он рвет портрет Тальберга. В комнату входит бледный Николка на костылях. Увидев разорванный портрет Тальберга, обо всем догадывается. Появляются Студзинский и Мышлаевский, оба в штатском. Они принимаются обсуждать планы на будущее: Студзинский намерен «уйти вслед за Петлюрой» и продолжать биться с большевиками, в то время как Мышлаевский уже не хочет идти «к генералам под команду», он «за большевиков, но только против коммунистов». Их спор прерывает Шервинский, который радостно сообщает о предстоящей свадьбе с Еленой. Все принимаются их поздравлять, и в этот момент неожиданно появляется Тальберг. Елена объясняет, что Алексей – убит, «Николка – калека», а она выходит замуж за Шервинского. В разговор вмешивается Мышлаевский, который выгоняет Тальберга из дома и сообщает Елене, что тот согласен на развод. Все собираются в комнате, тушат свет и зажигают елку. Лариосик говорит замечательную речь, вдали раздаются пушечные удары. Николка замечает, что этот вечер станет великим прологом к новой исторической пьесе, на что Студинский отвечает: «Кому — пролог, а кому — эпилог»… Заключение В своем произведении Булгаков осветил судьбу русской интеллигенции в годы гражданской войны, обреченность белогвардейского движения и старого мира в целом. После ознакомления с кратким пересказом «Дни Турбиных» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.

Читайте также:  Анализ стихотворения Кинжал Брюсова 11 класс

Краткое содержание пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных»

Михаил Булгаков известен в читательских кругах не только написанием мистических романов и историй, но и способностью создавать злободневные уникальные пьесы. Краткое содержание «Дней Турбиных» и глубокий анализ текста окунает в историю и времена падения правления гетмана Скоропадского. Произведение основано на другом творении автора «Белая гвардия» и было выпущено в трех редакциях.

История написания и сюжет

В 1925 году Михаил Булгаков получил предложение о создании пьесы по ранее написанному им роману «Белая гвардия». Работа над творением была начата в июле. В качестве основы автором были взяты собственные воспоминания о Киеве во времена Гражданской войны. Первая редакция была прочтена писателем в театре МХАТ в сентябре того же года. После чего было получено разрешение на постановку.

Дальнейшая судьба пьесы:

  • Позднее произведение несколько раз редактировалось. «Дни Турбиных» написал Булгаков в трех редакциях, также неоднократно приходилось менять название из-за цензуры тех времен.
  • Рукописный текст не сохранился, поэтому принято считать последней и актуальной работу 1955 года. Именно по ней сейчас ставятся спектакли.
  • Произведение автором было переведено для заграничных постановок, для чего Михаил Афанасьевич просил в Моссовете разрешения на выезд за границу.

В кратком содержании «Дней Турбиных» события происходят в конце 1918 года. Именно тогда Киев охватывает жестокая война, происходит падение гетманского режима и приход Петлюры. Власть постоянно меняется, что приводит к трагическим событиям в семействе Турбиных. Их жизнь уже никогда не будет прежней, о чем и рассказывается в четырех актах книги, разделенных на главы.

Действующие лица

Говоря о кратком содержании «Дней Турбиных» Булгакова, нельзя не упомянуть обо всех действующих лицах, с которыми приходится встречаться читателю, взявшему в руки книгу, или обозревателю постановки по произведению. Пьеса богата на персонажей — главных героев и второстепенных. Поэтому со всеми действующими лицами и их характеристикой стоит познакомиться заранее:

  • Алексей Васильевич — полковник, служащий в артиллерийских войсках, 30 лет.
  • Николай — младший, 18-летний брат Турбина старшего.
  • Тальберг Елена Васильевна — замужняя сестра Алексея и Николая.
  • Владимир Робертович — полковник генерального штаба, супруг Елены.
  • Мышлаевский Виктор — служащий артиллерийских войск, обладатель такого обер-офицерского почетного титула, как штабс-капитан, 38 лет.
  • Шервинский Леонид Юрьевич — поручик, гетманский персональный адъютант.
  • Студзинский Александр Брониславович — 29-летний капитан.
  • Лариосик — житомирский кузен Турбиных.

Помимо этого, пьеса знакомит читателей с гетманом всея Украины Павлом Скоропадским, командиром первой конной дивизии Петлюры Болботуном, сотником и экс-ротмистром Галаньбой.

Также в произведении появляются второстепенные действующие лица — немецкие майоры и генералы, армейские врачи, дезертиры-сечевики, лакеи, офицеры, юнкеры и другие.

Содержание пьесы, кратко

Первое действие начинается в квартире Турбиных, где Николай играет на гитаре и поет песню, после чего от его старшего брата Алексея звучит просьба исполнить что-то другое, что приводит к ссоре. В это время Елена нервно ожидает своего мужа, не появившегося вовремя дома. На пороге дома главных героев появляется Мышлаевский. Они принимают замерзшего гостя, рассказывающего о страшном морозе и вынужденной необходимости стоять в такую непогоду против Петлюры. Алексей Турбин решает переманить артиллериста к себе.

В гости к Тубиным заявляется кузен из Житомира Лариосик. Он собирается стать студентом Киевского университета, поэтому мать попросила приютить парня на время. Хотя вышеописанная телеграмма так и не дошла до адресатов. На пороге наконец-то появляется Тальберг, сообщающий о своем отъезде в Берлин ближайшим штабным поездом. Супруга отпускает мужа, оставляющего жене несколько наставлений. Алексей рассматривает поступок Владимира Робертовича как побег, поэтому не пожимает тому руку на прощание.

Стоило Тальбергу уйти из дома, как на пороге появляется тайный воздыхатель Елены — Шервинский с букетом цветов. Его радует отъезд Владимира. Домочадцы с гостями усаживаются за стол, вместе выпивают, поют песни, обсуждают политические вопросы и невозможность гетмана командовать войсками.

Они осознают, что страшное будущее в виде большевиков не за горами. Встреча заканчивается дебошем Мышлаевского, скукой Лариосика и просьбой Леонида к Елене развестись.

Действия в кабинете гетмана и штабе

В дворцовой резиденции гетмана появляется Шервинский. Здесь он не застает адъютантов, но встречает самого правителя, которому приносит важнейшее известие об отбытии командира добровольческой армии в Германию, так как те проиграли петлюровцам. Представители германского командования также в голос говорят гетману о необходимости скорейшего отбытия. Скоропадский соглашается, переодевается в немецкую форму и отбывает из резиденции под видом раненого солдата. О гетманском побеге Леонид сообщает Алексею.

Пойманный дезертир с отмороженными конечностями попадает в плен конного дивизиона. Полковник Болботун узнает, что перед ним обыкновенный солдат, пробиравшийся к лазарету. Все заканчивается арестом дезертира. Местный ремесленник раздает людям полковника новую обувь. Сам же Болботун отправляется на переговоры с сердюкскими полками.

Вандализм в Александровской гимназии

Мышлаевский командует юнкерами и приказывает им сломать все парты в александрийской гимназии, которые пускаются на растопку печи. Сторож Максим возмущен происходящим актом вандализма. Вдали раздаются звуки от разрыва снарядов, юнкера начинают волноваться. Алексей Турбин появляется в здании гимназии и сообщает о роспуске дивизиона. Офицеры вынуждены снять с себя отличительные знаки, погоны, чтобы без проблем могли скрыться дома.

Не все слушают приказа Турбина. Кто-то обвиняет его в измене. Другие же поддерживают командующего, ссылаясь на бегство гетмана. Студзинский предлагает поехать на Дон, чтобы поговорить с Деникиным. Но Алексей утверждает о полном падении белого движения повсюду.

Пушечные удары заставляют военных скорее выполнить команду. Главный герой сжигает все бумаги и юнкерские списки. Прикрывая отступающих офицеров, Алексей умирает.

Спасение Николки

С наступлением рассвета Елена отправляется на улицу, чтобы узнать о судьбе своих братьев. Шервинский опережает ее и рассказывает о побеге командования и взятии города петлюровцами, скором возвращении Турбиных домой. Тут же появляется Мышлаевский со Студзинским. Они начинают спорить с Леонидом, обвинять его. После чего следует примирение друзей. Шервинский подробно рассказывает Виктору о позорном бегстве гетмана, несколько приукрасив историю. Свои слова он подтверждает золотым портсигаром правителя, который тот забыл во время побега.

Слышится стук в окно. Осторожно выглянув на улицу, все замечают раненого Николая. Ему удалось чудом спастись. Елена понимает, что старшего брата уже нет в живых. В смерти Алексея женщина винит офицеров, оправдывающихся исполнением приказа командира. Всю вину за произошедшее на себя берет Студзинский, пришедший в настоящую истерику.

Спустя два месяца

События в доме Турбиных успокоились. Елена вместе с Лариосиком наряжает елку. В ответ на просьбу прочесть стихи собственного сочинения, она слышит от юноши признания в любви. На взаимность ему рассчитывать не приходится. Елена рассказывает о своем романе. Кузен приходит в отчаяние и желает напиться.

В помещение входит Шервинский, сообщающий о конце Петлюры. Этой ночью должны войти красные для установки советской власти. Также он рассказывает о том, что нашел новую работу благодаря хорошему голосу. Влюбленный мужчина снова делает предложение хозяйке дома. Она соглашается, но просит его больше не врать и не хвастаться. Радостный Леонид разрывает портрет Тальберга. Это видит Николай, догадывающийся о романе сестры.

Студзинский и Мышлаевский приходят, чтобы рассказать о планах. Первый собирается дальше вместе с петлюровцами бороться с большевиками. Второй же выступает против коммунистов. Зарождается спор, прерванный Шервинским, который рассказывает о скорой свадьбе. Все приступают к поздравлениям. В дом входит Тальберг, которому супруга рассказывает о происходящем. Заканчивается все торжественным зажиганием елки и рассуждениями о великом прологе к новой исторической пьесе.

Краткое содержание Дни Турбиных

Пьеса «Дни Турбиных» была создана на основе романа М. Булгакова «Белая гвардия», однако в ходе работы автор вынужден был, учитывая условность сцены и требования цензуры, сжать действие и количество персонажей до минимума и отказаться от многих любимых идей и образов. Как и в романе, в пьесе Булгаков обращается к изображению семьи в трагические дни гражданской войны и, следуя толстовским традициям, противопоставляет хаосу войны обыденные картины жизни турбинского дома. Пьеса состоит из четырех действий и имеет кольцевую композицию: финал перекликается с началом. События первых трех действий «Дней Турбиных» относятся к зиме 1918 года, четвертого — к началу 1919 года. С первого действия пьесы драматург любовно творит образ Дома, который складывается из бытовых
реалий, важных для самого автора: огонь в камине, часы, которые нежно играют менуэт Боккерини, рояль, кремовые шторы. С первой сцены становится понятно, что в этом доме царит атмосфера тепла, дружбы, внимания и сочувствия друг к другу, атмосфера любви. Дом населяют Алексей, Николка, Елена Турбины, но здесь находят теплый прием, чистое белье и горячую ванну обмороженный Мышлаевский, друг дома, и житомирский кузен, которого никто не ждал, Лариосик, поэт и трогательный человечек. Несмотря на тревожное время, на этом островке уходящего семейного быта находится место друзьям. Только один Тальберг, муж Елены, здесь чужеродное явление. Он ворчит: «Не дом, а постоялый двор». И именно карьерист Тальберг бежит, бросая Елену на произвол судьбы, из этого дома, как крыса с корабля, бежит из обреченного города и страны.

В сцене прощания Алексея с Тальбергом намечается основной конфликт пьесы: между порядочностью, верностью долгу и чести защитников Дома, представителей «белой гвардии», с одной стороны, и подлостью, предательством, трусостью и шкурничеством «штабной сволочи», бегущей из страны с крысьей побежкой», с другой. Алексей не подает руки Тальбергу , показывая свое неприятие его поведения, и готов за это ответить на поединке чести. Так в семейной линии завязывается конфликт. Появляется и завязка любовной интриги, которая не играет в конфликте пьесы решающей роли, однако бегство мужа Елены позволяет ей решать свою судьбу самостоятельно и позднее принять предложение Шервинского. Все мужчины дома Турбиных, кроме Лариосика,
офицеры белой армии. Им предстоит заведомо обреченная попытка отстоять город от Петлюры. Трагическая предопределенность слышится в монологе Алексея во время «последнего ужина дивизиона». Он предчувствует смертельную схватку с большевиками,
негодует по поводу того, что гетман не начал вовремя формирование офицерских корпусов, которые прихлопнули бы не только Петлюру, но и большевиков в Москве. А теперь офицеры превратились в завсегдатаев кафе. «Он В кофейне сидит на Крещатике, а вместе с ним вся эта гвардейская штабная орава». В дивизионе полковника Турбина «на сто юнкеров — сто двадцать студентов, и держат они винтовку, как лопату». Предчувствуя собственную гибель, Алексей всё же идет защищать город (э На рожон, но пойду!»), по-другому он не может Поступить. Так же, как и другие офицеры: Мышлаевский, Студзинский и его младший брат Николка.

Война Врывается в дом Турбиных, принося хаос. Рушится Привычный мир, любимый марш на стихи Пушкина «Песнь О вещем Олеге» приходится петь без «крамольных» слов, в настроениях людей чувствуется надломленность, растерянность, но все же первое
действие завершается лирической сценой объяснения Елены с Шервинским. Как в: во всей пьесе, в этой сцене трагическое удачно переплетается с комическим: поцелуй влюбленных прерывается репликой пьяного Лариосика: «Не целуйтесь, а то меня тошнит».

Во втором действии сюжет выходит за рамки турбинского дома, приобщая семейную линию к исторической. Булгаков показывает штаб гетмана, куда заступил на дежурство Шервинский, немцев, забирающих гетмана с собой, затем Штаб l-й конной дивизии
петлюровцев, занимающихся откровенным разбоем. Бегство переодетого гетмана, офицеров штаба и главнокомандующего добровольческой армии, оставивших защитников города без руководства, позорно предавших их, вынуждает Полковника Турбина распустить дивизион. Вовремя предупрежденный Шервинсвим, Алексей решает взять на себя эту ответственность, чтобы спасти жизни юных добровольцев в: офицеров. Сцена в вестибюле Александровской Гимназии является кульминационной для всей пьесы и для обе-
их сюжетных линий. Алексей не сразу встречает понимание у своего дивизиона. Возникает суматоха, кто-то плачет, кто-то грозит полковнику револьвером, требует его арестовать. Тогда Турбин задает главный вопрос: «Кого вы желаете защищать? » На этот вопрос уже нет ответа. Раньше был, теперь вместо великой России и армии — «штабная сволочь» и кофейная армия, То же самое на Дону, всюду. «Белому движению … конец … Народ нес нами. Он против нас». В этом контексте гибель Алексея, воплощающего образ благородного, бескомпромиссного, честного офицера и человека, символична. Распустив дивизион, Турбин остается ждать заставу, а по мнению Николки, не покинувшего брата, несмотря на все угрозы, ждать «смерти от позора», которая не замедлила явиться. Гибнет Алексей, гибнет белое движение на Украине. Николка ранен, но спасся, и ему предстоит сообщить Елене о том, что «убили командира». Опять действие перемещается в дом Турбиных, понесший трагическую утрату. Вернулись все офицеры, кроме Алексея, и Елена, потерявшая голову от горя, обвиняет их, добавляя к боли утраты еще и чувство вины.
Студзинский не выдерживает этих обвинений и пытается застрелиться. Елена все же находит мужество отказаться от своих слов: «Я от горя сказала. У меня помутилось в голове. Отдайте револьвер!» И истерический крик Студзинского: «Никто не смеет меня упрекать! Никто! Никто! Все приказания полковника Турбина я исполнил!» — подготавливают реакцию Елены на последнее признание Николки о гибели Алексея и ее обморок. Даже в непосильном горе эти люди сохраняют благородство и великодушие.

Читайте также:  Краткое содержание Собачье сердце Булгакова

Последнее действие приходится на Крещенский сочельник, наступивший через два месяца после описанных событий. «Квартира освещена. Елена и Лариосик убирают елку». Булгаков, создавая реалистическое и исторически выверенное произведение, впервые нарушил историческую хронологию, перенеся уход петлюровцев из Киева на две недели вперед, так важно ему было, по его собственному признанию, использовать елку в последнем действии. Образ сияющей огнями елки возвращал в осиротевший дом уют,
воспоминания детства, отгораживал от войны и хаоса и, самое главное, давал надежду. На какое-то время за кремовые шторы вернулся мир с его праздником (Крещение во что?), путаницей взаимоотношений, торжеством дружбы. Лариосик объясняется Елене в любви, Елена и Шервинский объявляют о своей помолвке, и неожиданно возвращается Тальберг.

С точки зрения логики характера, это возвращение не оправдано: не мог трус Тальберг решиться на такое рискованное предприятие — заехать в осажденный красными Киев по дороге на Дон. Однако для завершения основного конфликта, а также и любовного, необходимо было разделаться с Владимиром Робертовичем окончательно, а в его лице — со всей «штабной сволочью». Главное обвинение ему — гибель Алексея. К Тальбергу уже нет такого снисхождения, как к друзьям, сделавшим все зависящее от них: он предатель.
Турбинский дом снова собрал за столом теплый круг друзей, но нет Алексея, а Николка — калека, за окном оркестр играет «Интернационал. И салютуют большевистские пушки. Будущее тревожно и неясно. Подвести итог писатель доверяет по преимуществу
военному человеку Мышлаевскому и человеку не военному Ларносику. Виктор Мышлаевский прогоняет Тальберга, он же берет на себя ответственность высказать то, что сказал бы Алексей, будь он жив. Мышлаевский отказывается идти на Дон, под командование тех же генералов. Он отказывается и бежать из России: «Я не поеду, буду здесь, в России. И будь с ней что будет!» Очевидно, что все герои «Дней Турбиных» разделят судьбу отечества, как это делали благородные люди того времени, как правило, обрекая себя на гибель или страдание. Мышлаевскому же принадлежит высказанное убеждение, что будущее у России есть. «Прежней не будет, новая будет. Новая и снова звучит победный марш: «Мы победили, и враг бежит, бежит, бежит!» Социальный враг на пороге, но в доме горит елка, Лариосик говорит речь: Мы все снова вместе». Лариосин великодушно желает любимой женщине счастья с другим и цитирует Чехова: «Мы отдохнем, мы отдохнем». А дальше новая историческая пьеса. Война и мир, хаос и тихая « гавань с кремовыми шторами», порядочность и предательство, история и частная жизнь семьи — составляющие конфликта пьесы, ее вечного общечеловеческого контекста. Булгакову пришлось многое изменить под давлением Главреперткома, добавить «красный» акцент. Однако пьеса сохранила свою притягательную силу — исключительное обаяние героев, образ Дома-корабля, устоявшего в борьбе со стихией, незыблемые даже в это смутное время ценности: любовь к родине, к женщине, к семье, дружба, не подвластная идейным разногласиям, верность чести и долгу.

Краткое содержание Дни Турбиных в сокращении (Булгаков Михайл)

Три первых действия пьесы происходят зимой 1918 года, а четвертое – в начале 1919 года. События пьесы разворачиваются в городе Киеве.

Главные действующие лица:

Алексей Васильевич Турбин, полковник-артиллерист, 30 лет;

Николай Турбин, его брат, 18 лет;

Елена Васильевна Тальберг, их сестра, 24 года;

Владимир Робертович Тальберг, полковник генштаба, муж Елены, 38 лет;

Виктор Викторович Мышлаевский, артиллерист, штабс-капитан, 38 лет;

Леонид Юрьевич Шервинский, поручик, личный адъютант гетмана;

Александр Брониславович Студзинский, капитан, 29 лет;

Лариосик — житомирский кузен Турбиных, 21 год.

Квартира Турбиных. Девять часов вечера. Алексей Васильевич работает с бумагами. Николай играет на гитаре и поет. Елена ждет мужа и беспокоится за него, ведь в городе обстановка революционная, наступают войска Петлюры. Братья ее успокаивают, говорят, что немцы надежно охраняют западное направление.

Раздается звонок и входит Мышлаевский.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он совершенно замерз, рассказывает, что чудом попал в город из Красного Трактира, где крестьяне перешли на петлюровскую сторону. Алексей рад принять его в свою часть, которая размещается в Александровской гимназии.

Пока Мышлаевский грелся у камина, Елена приготовила ему ванну, он уходит. В квартире раздается очередной звонок. Появляется кузен Турбиных из Житомира Ларион с чемоданом и большим узлом. Несмотря на предварительную телеграмму, Турбины не сразу узнали его. Но затем все прояснилось. Оказывается, Лариосик приехал в Киев поступать в университет.

Ларион – маменькин сынок, совершенно неприспособленный к самостоятельной жизни. Он редкостный неудачник, который витает в своем отдельном мире. По дороге из Житомира его обокрали. Елена решает кузена поселить в библиотеке.

В это время возвращается Тальберг, муж Елены. Она очень рада его видеть, рассказывает про Мышлаевского и Лариосика. Тальберг в плохом настроении: город окружили петлюровцы, немцы оставляют Киев и гетмана на волю судьбы, хотя пока никто об этом не знает.

Тальберг тоже планирует бежать в Германию. Он как бы советуется об этом с женой, а на самом деле ставит ее перед фактом своей «командировки». Елену он не может взять с собой, но обещает вернуться через пару месяцев. Пока он строго запрещает ей принимать у себя назойливого поручика Шервинского, личного адъютанта гетмана, дабы не позорить фамилию.

Елена отправляется собирать мужу чемодан. В комнату входят Алексей и Николай, Тальберг рассказывает им о своем отъезде. Алексей в гневе и отказывается даже пожать ему руку напоследок. Николай тоже осуждает трусость Тальберга и называет его «крысой». Полковник генштаба говорит, что они за свои слова ответят, когда он вернется и уезжает.

Накрыт стол для ужина. Елена грустит, сидя за роялем. Входит Шервинский и преподносит ей огромный букет цветов. Он говорит красивые слова и делает ей комплименты. А когда она рассказывает об отъезде мужа, Шервинский радуется возможности ухаживать в открытую и хвастается своими вокальными данными.

Входят Алексей, Николка, Лариосик и друзья семьи Студзинский с Мышлаевским. Все садятся ужинать. На следующий день назначено выступление дивизиона полковника Алексея Турбина. Гости едят и дружно пьют за здоровье хозяйки. Шервинский продолжает говорить комплименты Елене и рассказывает, что с гетманом все обстоит замечательно, не стоит доверять плохим слухам.

После того как Шервинский предложил тост в честь гетмана, за столом обстановка накалилась. Офицеры не поддержали тост. Алексей резко осуждает действия (точнее бездействие) гетмана. Лариосик некстати говорит тост в честь Елены и ее супруга, отбывшего в Германию. Шервинский защищает гетмана и упоминает императора Николая II, который, якобы, не убит красными, а находится при дворе Вильгельма, немецкого императора. Ему возражают. Мышлаевский уже пьян, он сначала хочет идти стрелять комиссаров, потом плачет, затем ему становится плохо и другие офицеры уносят его в ванную.

Елена и Шервинский остаются вдвоем. Ее беспокоит сложившаяся обстановка. Она не верит признаниям Шервинского, упрекает его в нахальстве, но затем признается, что мужа не любит и презирает, а поручик ей симпатичен. Они целуются.

Ночь. Лакей во дворце открывает дверь, и Шервинский входит в кабинет гетмана. Он удивлен, что ни дежурных, ни адъютантов на месте нет. Шервинский звонит второму личному адъютанту гетмана Новожильцеву, но голос Новожильцева по телефону сообщает, что его нет. Начальник штаба Святошинского полка и его помощники тоже отсутствуют. Шервинский просит лакея передать вестовому записку, по которой тот должен получить некий сверток.

Появляется сам гетман в блестящих генеральских погонах. На нем – богатая черкеска, малиновые шаровары и сапоги кавказского типа. Гетману около сорока пяти лет, голова его гладко обрита, усы коротко подстрижены.

Он назначил совещание командованию русской и немецкой армий. Шервинский сообщает, что никто не явился, и рассказывает о поведении Новожильцева. Он также докладывает гетману, что командующий армией добровольцев заболел и уехал вместе со всем штабом в германском поезде. Кроме того, поступило сообщение, что петлюровские войска прорвали фронт и 1-я конная дивизия, которой командует Болботун, пошла в прорыв. Гетман поражен.

После стука в дверь, входят генерал фон Шратт и майор фон Дуст. Гетман обращается за помощью к представителям германского командования и просит срочно выделить силы для восстановления порядка на Украине. Но генералы гетману отказывают и говорят, что Украина на стороне Петлюры, поэтому они выводят свои дивизии. Гетману они могут предложить только «эвакуацию» в Германию. Он пытается храбриться, но, в конце концов, соглашается. Немецкие генералы помогают гетману тайно покинуть город. Шервинский просит взять в поезд и его с невестой, но ему отказывают, объясняя, что мест в эвакуационном поезде нет (кстати, с ними уже едет Новожильцев).

Шервинский остается один. Он звонит Алексею Турбину и рассказывает о предательстве высшего руководства. Затем переодевшись в штатское, которое доставил ему вестовой, и, прихватив забытый гетманом золотой портсигар, поручик исчезает.

Вечер. Мрачное, пустое помещение, надпись на котором гласит: «Штаб 1-й конной дивизии». За окнами слышен иногда стук копыт. Петлюровцы хозяйничают в городе.

В штаб затаскивают раненого дезертира. Сотник-петлюровец Галаньба жестоко пытает дезертира, который оказывается в итоге тоже петлюровцем. У него обморожены ноги и он пробирался в лазарет. Галаньба приказывает отвести его к лекарю, а потом дать пятнадцать шомполов, чтобы не шастал без документов.

В штаб с большой корзиной приводят местного сапожника, который работает на дому, а затем относит сапоги в магазин. Петлюровцы жадно расхватывают его товар, а сапожнику вместо расписки дают в ухо. Он убегает. Объявляют наступление.

Рассвет. Александровская гимназия. Ружья, ящики, пулеметы. Дивизион готовится к наступлению. Юнкера с песней маршируют по коридорам гимназии.

Офицер сообщает Студзинскому и Мышлаевскому, что из его взвода убежали ночью пять юнкеров. Мышлаевский говорит, что Турбин поехал выяснять обстановку, а затем отдает приказ юнкерам ломать парты и топить печи. Старичок-надзиратель Максим пытается остановить их, но офицеры отмахиваются от него, ведь дров все равно нет, поэтому придется топить партами.

Появляется Алексей Турбин. Он сообщает о роспуске дивизиона. Офицеры и юнкера не понимают его и начинают возмущаться. Но Алексей говорит, что защищать больше некого. Все руководство, в том числе и гетман, сбежало в Германию. Вести в бой двести человек против двухсоттысячной армии Петлюры, он считает совершенно бессмысленным. Поэтому Алексей Турбин отдает последний приказ: снимать погоны, бросать винтовки и бежать по домам.

В зале началась страшная суматоха, разбегаются юнкера и офицеры. Алексей отсылает Максима, Мышлаевского просит идти и охранять Елену, а сам остается ждать заставу.

На лестнице появляется Николка и говорит, что не уйдет без Алексея. Алексей вынужден взяться за револьвер, чтобы прогнать Николая. Появляются юнкера, которые были на заставе и докладывают, что следом идет конница Петлюры. Алексей прикрывает юнкеров, давая им возможность убежать. Раздается взрыв, Алексей падает. В зал врываются петлюровцы, Николай ранен, но отползает по лестнице вверх и исчезает.

Рассвет. В квартире Турбиных нет электричества, на столике горит свеча. В комнате разговаривают Елена и Лариосик. Она переживает за братьев, за Студзинского, Мышлаевского и Шервинского. Лариосик готов идти на поиски, но она его останавливает. Он пытается заговорить о Тальберге, но Елена не хочет даже слышать его имя.

Появляется Шервинский и рассказывает новость о бегстве гетмана и взятии города петлюровцами. Он говорит, что сообщил все Алексею, поэтому тот скоро вернется.

Стук в дверь. Входят Студзинский и Мышлаевский, успокаивают Елену и подшучивают над Шервинским, который так яростно защищал гетмана. Но он не растерялся и хвастается перед ними золотым портсигаром, который ему якобы на прощанье подарил гетман за хорошую службу. Все удивляются.

Слышен стук в окно. Мышлаевский и Студзинский выглядывают на улицу, затем убегают и через пару минут заносят раненого Николая. Он без сознания и не может сказать, где Алексей.

Входит Елена. Она в панике, переживает за судьбу Алексея и винит в бездействии собравшихся. Студзинский хватает револьвер и хочет бежать на помощь Алексею, которого нельзя было оставлять одного. В это время, Николка приходит в себя и сообщает страшную новость о смерти Алексея. Елена падает без чувств.

Спустя два месяца, Елена и Лариосик наряжают елку к крещенскому сочельнику 1919 года. Лариосик читает стихи и признается в своей любви к Елене. Он кажется ей трогательным. Но она рассказывает, что ее сердце давно занято другим, и Лариосик знает хорошо этого человека. Несчастный кузен идет за водкой, чтобы напиться с горя. В дверях встречает Шервинского, который принес свежие новости о том, что Петлюра бежит, а к городу подступают красные. Шервинский восторженно говорит о начале новой жизни. Елена соглашается выйти за него замуж, если поручик прекратит хвастаться и лгать. Тальбергу о разводе они решают сообщить телеграммой. Шервинский бросает портрет Тальберга, который висел на стене, в камин. Они с Еленой уходят в ее комнату.

Появляется бледный и слабый Николай на костылях и ложится на диван. Возвращается Лариосик с бутылкой водки, которую он сумел добыть и благополучно принести домой, чем весьма гордится. Он узнает от Николая, что, судя по горящему в камине портрету, Елена согласилась стать женой Шервинского, и бутылка водки, падая, разбивается вдребезги.

Приходят Студзинский с Мышлаевским в штатском. Они говорят, что красные разбили Петлюру. Студзинский считает, что нужно отправляться следом за Петлюрой в Галицию. А дальше, идти на службу к Деникину и продолжать войну с большевиками. Мышлаевский с ним не согласен. Он больше не доверяет белым генералам, которые бросили их на позор. А к большевикам он согласен пойти на службу, потому что они не побегут, ведь за них народ, мужики русские. Разгорается спор. Входит Шервинский и сообщает о своей скорой женитьбе на Елене. Все их поздравляют. Вдруг на пороге появляется Тальберг в штатском и с чемоданом.

Оставшись с Тальбергом наедине, Елена рассказывает о смерти Алексея и ранении Николая. Тальберг говорит, что достал командировку на Дон и приехал забрать с собой жену. Но Елена сообщает ему о разводе и о своих планах стать женой Шервинского. Тальберг хочет устроить сцену, но появляется Мышлаевский и выгоняет его.

Все заходят в комнату с елкой. Лариосик зажигает на елке электрические лампочки и выключает свет. Николаю приносят гитару и он поет. Лариосик произносит речь. Раздаются вдалеке пушечные удары. На улице звучит «Интернационал». Николай говорит, что это пролог новой исторической пьесы. А Студзинский отвечает: «Кому — пролог, а кому — эпилог».

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3267

Ссылка на основную публикацию