Анализ стихотворения Северная береза Бунина

Пейзажная лирика И.Бунина
план-конспект урока (9 класс) по теме

Урок-практикум по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_liter._peyzazhnaya_lirika_i.bunina.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе

в 9 классе слабослышащих

Учитель: Солодянкина Елена Викторовна

Тема: Пейзажная лирика И.А.Бунина. Стихотворения «Бушует полая вода…» и «Северная берёза».

Форма проведения: Урок – практикум.

  1. Познакомить учащихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина, помочь увидеть творческий почерк поэта.
  2. Учить анализу лирического стихотворения.
  3. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие текста.
  4. Совершенствовать навыки осмысленного, выразительного чтения.
  5. Развивать восприятие на слух вопросов и заданий учителя.
  6. Воспитывать любовь к природе.

Репродукции картин Е.Волкова «В конце зимы», «В лесу. По весне», А.Саврасова «Грачи прилетели», «Ранняя весна. Оттепель», Ф.Васильева «Оттепель», И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода», С.Жуковского «Ранняя весна».

Аудиозапись фортепианной пьесы П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка».

Листы с текстами стихотворений И.Бунина.

Карточки с практическими заданиями.

Этапы работы над стихотворением И. Бунина «Бушует полая вода»

  1. Подготовка к восприятию стихотворения.

Рассказы детей о природе весной (личные впечатления).

Рассматривание иллюстраций, их озаглавливание, проведение словарно-стилистических упражнений.

  1. Непосредственное восприятие стихотворения.

Выразительное чтение педагога.

Репродуктивная беседа на выявление уровня восприятия.

Чтение стихотворения детьми.

  1. Углубленное изучение произведения.
  1. Обобщение изученного.

Сравнение текста с иллюстрациями. Выбор самой подходящей к содержанию и настроению текста репродукции (иллюстрации) .

Оценочное суждение о прочитанном.

  1. Орг. Момент. Сегодня на уроке мы будем учиться вдумчиво читать и анализировать пейзажные стихотворения И.А.Бунина. Работайте активно, внимательно слушайте мои вопросы.
  2. Подготовка к восприятию. (Учитель задаёт вопросы за экраном.)

– Какое сейчас время года? (Весна)

– Какой сейчас месяц? (Март)

– Какая в этом году весна? (Ранняя весна)

– Что обычно происходит в природе в начале марта? (Обычно только начинает таять снег, появляются проталинки, бегут первые ручейки, прилетают грачи)

  1. Реализация домашнего задания.

Какое впечатление произвела на вас экскурсия в природу?

Прочтите свои сочинения-зарисовки.

– Посмотрите на картины русских художников. К какому жанру живописи относятся эти картины? (Это пейзажи) – Что их объединяет? (На всех этих пейзажах изображена ранняя весна.) – Какие признаки весны мы видим?

-Великий русский поэт Иван Алексеевич Бунин был настоящим художником слова. Послушайте, как он описывает приход весны.

4. Выразительное чтение стихотворения «Бушует полая вода…» учителем.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу “зайчики” трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Репродуктивная беседа, выявление уровня восприятия прочитанного.

– Какое время года описано в стихотворении? (Ранняя весна)

– По каким признакам вы это определили? (Бушует вода, кричат грачи, тает снег)

– Перечитайте стихотворение внимательно, постарайтесь запомнить как можно больше признаков весны.

– Письменно ответьте на вопрос: Какие картины стихотворения вам запомнились?

– Прочтите вслух свои записи.

-Чтобы текст предстал перед вашим воображением ярче, перечитаем его по строфам.

– Вспомним, что называют строфой. (Это группа строк, связанных рифмами)

– Сколько строф в стихотворении? (Шесть строф)

  1. Углубленное изучение произведения.(«Вслед за автором»)

– Прочтите первую строфу.

– Какими звуками наполнена природа весной? (Шумит вода, кричат грачи)

– Какие это звуки, какое настроение они рождают? (Волнение и радость)

– Прочтите вторую строфу.

– Какое время суток изображено? (Утро)

– Что подмечает автор весенним утром?

-Как вы понимаете выражение «Дымятся чёрные бугры»? Как можно сказать по-другому? (Пар поднимается от проталин)

– Чем наполнен этот пар? (Теплом и светом)

– Перечитаем третью строфу.

– Какое время суток описано? (полдень)

– Что можно нарисовать на иллюстрации к этой строфе?

– Почему слово «зайчики» автор взял в кавычки? (Оно употребляется в переносном значении)

– Какие «зайчики» трепещут в комнате? (Солнечные)

– Куда переносится взгляд автора в четвёртой строфе? Прочтите её. (Автор любуется небом и ласковым солнышком)

– Какие слова употребляет автор для описания облаков, неба, солнца?

-Как голубеет небо?

-Какие непонятные слова встретились в этой строфе? (Слово гумно.)

– Гумно – это большое помещение, где молотили и хранили зерно.

– Прочтите пятую строфу.

– Какие чувства испытывает автор?

– Какими запахами наполнен воздух? ( «И слышен свежий запах сада и теплый запах талых крыш»)

– Закройте глаза и попытайтесь представить эти запахи.

– Чем могут пахнуть талые крыши? (Возможно, щепой или прелой соломой)

– Прочтём заключительную строфу стихотворения.

– Обратите внимание, как автор передаёт краски и звуки весны : журчит, сверкает вода, звучит крик петухов. А что ещё чувствуем мы своей кожей? ( Мы ощущаем прикосновение мягкого и сырого ветра)

– Итак, как автор обогатил наше представление о приходе весны?

(Мы не только увидели её цвета и краски, не только услышали весенние звуки, но и почувствовали аромат весны, ощутили её прикосновение своей кожей.)

Прочтём стихотворение целиком. (Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.)

Словарно-стилистическое упражнение. (Работа с карточками) (Во время самостоятельной работы учеников в классе звучит музыка П.И.Чайковского.)

Выберите из текста и запишите в тетради эпитеты ( образные, художественные определения ) к словам:

(Если чувствуете необходимость, перепишите из карточки в тетрадь определение термина «эпитет»).

  1. Обобщение изученного.

– Снова обратимся к репродукциям картин русских художников.

– Какая из картин ближе всего и по содержанию стихотворению И.А.Бунина, прочитанному нами? (Наиболее близки Бунинскому стихотворению картины Саврасова «Грачи прилетели» и «Ранняя весна. Оттепель».

– Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Бушует полая вода»? Какие мысли и чувства оно вызвало?

7. Чтение и анализ стихотворения «Северная берёза».

Работа по карточкам:

-Внимательно прочтите текст.

Над озером, над заводью лесной –

Нарядная зеленая береза.

“О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!”

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады.

“О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!”

Опять, опять нахмурилось, – опять

Мелькает снег и бор гудит сурово.

“Я вся дрожу. Но только б не измять

Зеленых лент! Ведь солнце будет снова”.

– Кто является лирическим героем стихотворения? (Берёза)

– Какой художественный приём использовал автор?

– Как называется художественный приём, когда неодушевлённому предмету приписываются свойства человека ( в данном случае- способность говорить)?

– Чем необычна композиция (построение) стихотворения? (Каждая строфа делится на две части – слова автора и голос берёзы.)

– Какие чувства испытывает берёза? (Она дрожит от холода, радуется солнцу и своей юности, боится измять свои наряды – совсем как молоденькая девушка)

– К кому обращается берёза? ( К девушкам)

– Как вы думаете, почему именно к ним? (Она сама похожа на девушку)

– Какие эпитеты использует автор для описания берёзы? (Нарядная, зелёная)

– Выпишите из текста : А) сравнение;

– С какой интонацией следует читать это стихотворение?

Какое настроение дарит нам стихотворение «Северная берёза»? (Радость, ощущение свежести, молодости, чистоты).

-Составьте партитуру чтения понравившегося вам текста. Приготовьтесь к его выразительному чтению.

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

  • Главная
  • Проверка сочинений
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
  • Подготовка к ОГЭ по русскому языку
  • Подготовка к ОГЭ по литературе
  • Уроки русского языка
  • Уроки литературы
  • Творческие работы
  • Внеклассная работа
  • Тесты по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • ОГЭ по русскому языку
  • Диктанты по русскому языку
  • ЕГЭ по литературе
  • Тесты по литературе
  • О себе
  • Достижения учеников
  • Фотогалерея
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Справка
  • О сайте
  • Полезные ссылки
  • Поддержать проект
  • Пользователей: 7
  • Гостей: 87
  • Мобильных: 43
  • Роботов: 11
  • Разделы
  • |
  • Задание 4
  • |
  • Задания 1-3
  • |
  • Перечень произведений для подготовки к экзамену в форме ОГЭ

6.4.1. Есенин С. А. «Берёза»

БЕРЁЗА

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

1. Каким настроением проникнуто стихотворение С. А. Есенина «Берёза»?

В стихотворении главным поэтическим образом является образ белой берёзы. Этот постоянный эпитет «белая» ассоциируется с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием, он ярко характеризует настроение лирического героя. Лирический герой восторгается зимним пейзажем, радуется вместе с природой. Слова «горят», «золотые», «заря» «серебром» подчёркивают не только игру света и яркие краски окружающего мира, но и внутреннее горение человека, тихую радость и умиротворение.

2.1. Какова роль эпитетов в данном стихотворении?

Изображая картину зимней природы, С. Есенин использует эпитеты. Одним из ключевых слов является слово «белая»: «белая берёза», «снежная кайма», «белая бахрома». Преобладающий белый цвет ассоциируется с чистотой, непорочностью, святостью. Поэт-живописец как бы рисует белым по белому, а это говорит о его мастерстве. Белизна расцвечивается сверканием, сиянием: в сонной тишине снежинки горят «в золотом огне». Благодаря эпитетам поэт в стихотворении нарисовал не просто красивый пейзаж, в образе берёзы, одетой в драгоценный наряд, ощущается лёгкость, изящество, сияние света.

2.2. Почему для создания картины зимней природы автор стихотворения использует олицетворения?

Олицетворения, использованные С. Есениным для создания образа зимней природы, оживляют картину: «берёзка принакрылась снегом», «стоит берёза в сонной тишине», «заря … обсыпает ветки новым серебром». Создается атмосфера спокойствия, безмятежности и «сонной тишины». А принакрытая снегом берёзка, стоящая у дома, как бы олицетворяет саму Русь, величавую, гордую, похожую на женщину. В одном её движении угадывается желание сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, лёгкая, изящная, сверкающая белизной. Заботливое внимание зари ещё больше возвеличивает березу.

3. Сопоставьте стихотворение С. А. Есенина «Берёза» и приведённое ниже стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою. » Что сближает эти произведения?

Чародейкою зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет* На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

*Мещет (устар.) – мечет.

В стихотворениях обоих поэтов нарисована картина природы – зимний пейзаж. Как у Есенина берёза – одухотворённый образ, так и у Тютчева лес «околдован», как живое существо. Жизнь леса «неподвижная», «немая», а потому «чудная». Мотив спокойствия, безмятежности и «сонной тишины», в которой скрыта «чудная» жизнь природы, прослеживается у С. Есенина. Стихотворение «Берёза» звучит лирично, радостно, величественно, в финале появляется образ зари, которая «обсыпает ветки новым серебром». У Тютчева солнце, мечущее стрелы-лучи на лес, словно божество, которого лес должен бояться, он как бы причастен к живому и мёртвому («не мертвец и не живой»), а значит, колдовскому царству – царству природы. В стихотворении С. Есенина, в отличие от стихотворения Ф. Тютчева, нет мотива смерти, вечности.

Анализ стихотворения «Родина» (И. А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.07.2020 · Обновлено 19.07.2020

Иван Бунин известен многим читателям своей прозой. Его сборник рассказов «Темные аллеи» до сих пор имеет успех у читающей публики и вдохновляет режиссеров, сценаристов, художников и других творцов на новые воплощения бессмертных сюжетов. Однако Бунин-поэт не менее интересен, чем Бунин-прозаик. Его произведения красивы, лаконичны и совершенны по форме. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ стихотворения «Родина» по плану. Так Вы поближе познакомитесь с творчеством этого многогранного автора.

История создания

Иван Алексеевич Бунин написал стихотворение «Родина», когда переживал тяжёлые времена. Поэт был влюблён в Варвару Пащенко, но не смог вступить с ней в брак из-за финансовых проблем. Его родителям пришлось продать всё своё имущество, чтобы хоть как-то справляться с материальными затруднениями. Тогда поэт был молод и остро ощущал все впечатления, которые пестрой чередой сменяли друг друга. Он уже тогда подмечал красоту отечественной природы и научился ее изображать. Его классический литературный стиль не стал открытием для эпохи модернизма, но сохранил величавую прелесть традиционного русского слога.

В своём произведении, созданном в 1896 году, поэт изобразил такую Россию, какой он её запомнил после вынужденного отъезда из страны в 1920 году. Возможно, в стихотворении он изображает родовое имение Озерки, его любимое место.

Жанр, направление, размер

«Родина» — лирическое стихотворение, оно относится к пейзажной лирике. Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой. Ритм у стихотворения медленный, нет резкости, оно читается с уравновешенной интонацией.

Направление творчества Бунина не было модернистским. Он писал как классик, вне времени и моды. Он не принадлежал к каким-либо течениям или школам, а работал над своим индивидуальным стилем.

Композиция

Композиция произведения «Родина» разделена на 2 части.

  1. В первой перед нами предстаёт мрачный пейзаж российских просторов, в нём нет ничего примечательного.
  2. Во второй части изображение природы смягчается, поэт изображает её ненавязчиво, мягко, так что печаль становится светлой.

Образы и символы

Образ природы – главный в произведении «Родина», читатель легко угадывает родные края. Она суровая и однотонная, мрачная и угрюмая. Россия огромна, непостижима, таинственна. И в этом кроется ее могучая красота.

«Сумрачная даль» символизирует бесконечность России и подчеркивает некую торжественность ее описания.

«Мертвенно-свинцовое» небо свидетельствует о душевном опустошении, и здесь прослеживается параллель с зимним пейзажем, а именно «снежной пустыней». Это ощущение усиливает фраза в первой строфе: «Нет конца лесам сосновым».

Лирический герой печален, он видит в природе родной страны свое отражение: впереди сумрачная даль, и лишь туман, как некая иллюзия, скрывает эту безрадостную перспективу.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения И. А. Бунина «Родина» – описание российской природы. Стоит отметить, что поэт выбирает очень неподходящее время для наблюдения за ней – последние минуты уходящего дня. Изображение тёмных сосновых лесов наводит тревогу, «мертвенно-свинцовое» небо создаёт подавленное настроение. Но всё-таки есть что-то оптимистичное в произведении: веру в благополучный итог дарит «молочно-синий» туман. Автор выражает истинный характер России — угрюмой, необъятной, страшной в своей немилости. Но эта страна так близка ему, что даже ее смурной вид он описывает с бесконечной любовью.

Настроение стихотворения гнетущее, мрачное, но в финале печаль приобретает светлый оттенок, ведь тема сглаживает резкие черты Родины.

Основная идея

В своём стихотворении И. А. Бунин стремится заставить читателя проникнуться красотой родного края. Не восхититься, а именно проникнуться. Зимний вечер дает нам понять и увидеть еще одну грань характера России — угрюмой и огромной страны, которая не всегда ласкова и приветлива. Она скупа на эмоции, но так близка и безгранична, так могущественна и степенна, что туманные дали навевают беспричинно печальные мысли. О чем? У каждого — свое. Смысл стихотворения «Родина» заключается в передаче ощущения России — мрачной, сильной, холодной страны, которую нельзя понять. Только почувствовать. Именно этому способствуют такие красивые и простые строки.

Главная мысль стихотворения «Родина» проникает в читателя вместе с пейзажем: каждый из нас видел его и не раз, каждый из нас проникся его холодной безмятежностью и несомненным величием. Именно это ощущение навеки связывает нас с Родиной.

Средства выразительности

Бунин использует художественные средства, которые придают стихотворению «Родина» глубину и выразительность. К ним относятся…

  1. эпитеты («мертвенно-свинцовые», «молочно-синий»);
  2. сравнения («один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»), и олицетворения («угрюмо меркнет зимний день»);
  3. гипербола («нет конца лесам сосновым»);
  4. метафоры («Родина – снежная пустыня»).

Краткий анализ стихотворения Есенина «Береза» по плану

1. История создания

Сергей Есенин написал стихотворение «Береза», будучи совсем молодым человеком. Оно датируется 1913 годом и относится литературоведами к раннему творчеству поэта, что чувствуется в самом произведении.

Есенин создал стихотворение, когда ему было всего восемнадцать лет. Оно стало своеобразной данью памяти о детстве, ведь под окнами отчего дома росла именно та березка, вдохновившая начинающего поэта.

2. Литературное направление

Произведение относится к имажинизму, на это указывает яркость и неординарность образа, рисуемого автором. Но также есть черты романтизма и даже реализма.

3. Род

Данное стихотворение относится к лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – лирическое стихотворение о природе, или пейзажная лирика.

5. Проблематика

Стихотворение просто описывает неповторимую красоту символа России, так горячо любимой Есениным, – березки. Никакой проблематики оно не затрагивает.

6. Тематика

В произведении затрагивается тема красоты и неповторимости родной природы, а точнее – березы, растущей под окном дома.

7. Идея

Автор написал это произведение, чтобы показать, как прекрасен символ России, а через него – и вся страна.

Не забываем и того, что именно в березе, согласно многочисленным фольклорным мотивам, кроется душа русского народа, его открытость и красота. Не зря тонкое дерево всегда сравнивали с девушками.

8. Пафос

Поэт восторгается красотой и изящностью, даже какой-то хрупкостью дерева. Оно завораживает в любое время года, в любую погоду, сохраняя свое неповторимое очарование. Этот восторг передается и читателю.

Кроме того, ощущается светлая ностальгическая грусть по родным местам, по детству, которое уже не вернуть.

9. Система образов

Центром стихотворения является образ березки.

Вся ткань произведения, по сути своей, это описание художественного образа дерева в духе, свойственном имажинизму: яркая, живая картинка, предстающая перед глазами лирического героя и, конечно же, читателя.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи произведения – конечно же, сама береза. Ведь именно ее так красочно живописует автор, и лирический герой.

Он наблюдает за деревом и за меняющимся пейзажем за окном. Это глазами лирического героя смотрит читатель, открывая для себя красоту русской березки.

11. Лирический герой

Не забываем, что произведение, по сути своей, биографическое. Автор описал настоящую березку, растущую возле его родного дома. Значит, лирический герой тут – прообраз самого Есенина, воплощенный в ткани произведения и художественно переосмысленный.

12. Сюжет

Как такового сюжета нет, как и во многих стихотворениях, описывающих природу.

Мы видим березу, стоящую «в сонной тишине». Автор застал удивительное состояние мира. Природа еще не проснулась, заря только-только начала восходить, и в этом свете дерево кажется каким-то нереальным, сказочным.

Тут очень сильно ощущается народное восприятие природы, что объединяет стихотворение с произведениями фольклора.

13. Композиция

Линейная композиция, причем одночастная.

  • Первое и второе четверостишия – экспозиция, в нем автор знакомит читателя с березкой.
  • Затем следует завязка действия, представленная в третьем четверостишии, рассказывающая о сонной березе.
  • Потом – развитие действия и одновременно развязка: появляется заря, обсыпающая ветки дерева «новым серебром».

Композиция весьма условна, потому что как такового сюжета тут нет. По сути, перед нами просто красивое описание природы.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень выразительным, живым, красочным языком. Казалось бы, обычное дерево, в котором нет ничего удивительного, но автор описал его как что-то волшебное.

В небольшом стихотворении поэт, уже уехавший к тому времени в Москву, сумел передать особенный трепет, с которым относился к родному краю. И в нем же уже ярко проявились черты имажинизма – литературного направления, в котором творил поэт.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано трехстопным хореем, встречаются пиррихии.

Всего 4 катрена, причем рифмуются только четные стихи, нечетные не рифмуются: (АБВБ).

16. Средства художественной выразительности

Как правило, отличительная черта любого произведения, относящегося к имажинизму, – богатое использование средств художественной выразительности. В этом небольшом тексте их тоже много.

  • Эпитеты: «белая береза», «пушистые ветки», «снежная кайма»
  • метафоры: «распустились кисти снежной бахромой», «горят снежинки в золотом огне».
  • образное сравнение («точно серебром»),
  • олицетворения («а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром», «принакрылась снегом»).

От такого изобилия художественных средств, текст становится очень ярким, живым, образным.

17. Значение произведения

Произведение помогает понять тоску Есенина по своей малой родине. В нем чувствуется то бережное отношение к деревенским просторам, которое поэт пронес через всю свою жизнь.

18. Актуальность

Любовь к родине – чувство, всегда близкое и знакомое каждому человеку. Стихотворение не теряет своей актуальности даже в наше время.

19. Моё отношение

Мне нравится это произведение, потому что оно очень красивое, лиричное и полностью передает настроение автора.

20. Чему учит

Стихотворение учит любви к своей родине, к бережному и внимательному отношению к тем местам, где ты родился.

«Береза» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – метафоры, главная мысль, эпитеты

Есенин написал стихотворение “Береза” как воспоминание о своем детстве – перед его домом в Рязанской губернии как раз росла такая красавица. Краткий анализ “Береза” по плану может быть использован на уроке литературы в 5 классе, чтобы ученики лучше поняли суть произведения и почувствовали его эмоциональный настрой.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Береза.

История создания – стихотворение написано восемнадцатилетним Есениным в 1913 году, являясь частью его раннего творческого наследия.

Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года.

Композиция – простая, одночастная, развивающаяся линейно.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный хорей с пиррихием.

Эпитеты“белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро”.

Метафоры“береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом”.

Сравнение“снегом точно серебром”.

История создания

К 1913 году, когда было написано это стихотворение, восемнадцатилетний Есенин уже уехал из родных мест в Москву. Но его история создания связана не со столицей России, а с Рязанской губернией. Возле дома, где поэт родился и вырос, росла белоснежная красавица, так что он мог наблюдать за сменой ее образов в самые разные времена года.

Несмотря на то, что Москва действительно впечатлила Есенина, который полюбил и ее размеры, и ее суету, именно родное село Константиново так навсегда и останется у него связанным не только с домом, но и с понятием красоты. Именно эту идею поэт и воплотил в стихотворении “Береза”.

Оно было впервые представлено читателям в 1914 году в популярном до революции литературном журнале “Мирок” и подписано псевдонимом “Аристан”, которым Есенин в тот период пользовался.

Красота березы не только как символа России, но и как части природы, как воплощения волнующих воспоминаний есенинского детства. Для кого-то это обычное дерево, но главный герой, который “озвучивает” мысли поэта, воспринимает его как воплощение всего прекрасного, что происходит в окружающем мире. При этом стихотворение не просто выражает чувства его автора – оно создавалось с расчетом на то, чтобы вызвать у читателя ответные эмоции.

Нельзя не заметить, что “Береза” стала своеобразным прощальным письмом в родные места – поэт тоскует за ними, понимая, что вернуться получится не скоро.

Композиция

Благодаря максимально простой линейной композиции, развивающейся от первой строфы до последней, в этом четырехстрофном стихотворении Есенин смог понятно и в то же время красиво высказать главную мысль: русская природа прекрасна в любое время года, как прекрасна береза, символ страны.

В первой строфе он рисует картинку дерева, укрытого снегом, раскрывая этот образ во второй и третьей строфах, где он сравнивает ее снежное убранство с белой бахромой и рассказывает о горящих в сонной тишине снежинках. Четвертая строфа завершает произведение и символично показывает вечный природный круговорот.

Этот стих – классический образец пейзажной лирики, которая преобладает в творческом наследии Есенина. Некоторые исследователи также трактуют его как образно-философское произведение, мотивируя это тем, что поэт считал себя в некотором роде язычником, так что береза была для него не просто деревом-воспоминанием, она также символизировала возрождение и чистоту духа.

Есенин использовал для стиха трехстопный хорей с пиррихием. Эта едва ли не нарочитая простота перекликается с темой произведения: о таком простом и прекрасном дереве, как береза, нельзя писать заковыристым размером, он ему не подходит. Пиррихий же делает звучание стихотворения более плавным.

Чередование мужской и женской рифмы также придает поэтическому повествованию плавность, ту же функцию выполняет и кольцевая рифма.

Средства выразительности

В этом стихотворении Есенин не использует никаких сложных художественных средств. Простота делает созданные им образы максимально выразительными и объемными. Добиться такого эффекта помогают:

  • Эпитеты – “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро”.
  • Метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом”.
  • Сравнение – “снегом точно серебром”.

Кроме того, поэт использует олицетворение: береза рассматривается им как спящая красавица. То есть Есенин воплощает в ней классические женские образы, близкие русскому человеку – не только Родины, но также матери, сестры, возлюбленной. Созданный образ также является явной отсылкой к известной сказке о спящей царевне.

В то же время каждый читатель может создать собственный образ березы – свобода есенинского стихотворения вполне позволяет это сделать, не навязывая никаких доминирующих концепций.

Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме, которую он не считал достаточно гениальной, он стеснялся своего увлечения, так как в его семье стыдились того, что он отводил достаточно времени писательству. Поэтому он стесняется своих стихотворений, так же и общественности он показывает далеко не все произведения, а оно считает их достаточно ломанными.

Произведение под названием «Не видно птиц», было написано автором, когда ему только исполнилось 19 лет. В то время он уже считал себя человеком достаточно самостоятельным, он работает корректором в небольшой газете Орловкой губернии. В основном все произведения, связанные с пейзажной лирикой, относятся к началу его творчества. Поэтому данное стихотворение четко и точно описывает то, что происходит вокруг.

Стихотворение словно переносит читателя в одно из мест, где на протяжении долгого времени он охотиться в разных местах, поэтому он точно описывает живую природу, которая окружает его места. Он описывает природу точными эпитетами и метафорами, которые описывают опадающую листву. Поэтому он четко описывает происходящее, он точно видит, как листва опадает под его ноги, ее уже фактически не осталось. Он не меланхолично относиться к осеннему пейзажу, он наслаждается происходящим вокруг, позволяя себе подумать о том, что происходит в его жизни и могло бы происходить, развернись она по-другому.

Все его описания показывают, что скоро должна начаться зима, ведь не видно животных, а листья фактически все опали. Но подобные метаморфозы не угнетают автора, он наоборот мечтает о том, чтобы побыть одному, побродить среди лесных тропинок и подумать о глубинных мыслях, которые ранее не приходили ему в голову.

Единственным кто становится его спутником, это ветер, гуляющий рядом с ним. У Бунина есть время подумать о том, что ждет его в будущем, а также то, что в единении с природой он находит то, что ему не хватало до этого. Он размышляет о том, что его родители хотели бы увидеть его ученым и привести домой прекрасную спутницу жизни, чтобы прожить с ней долгую и прекрасную жизнь.

Вариант 2

По биографии Бунина можно понять, что он является талантливым прозаиком и публицистом. Свои первые стихотворные строки он сочинял втайне от своих родственников, а все, потому что они несерьезно относились к его увлечению. Данное стихотворение появилось в тот момент, когда ему исполнилось девятнадцать лет. В это время он уже работал корректором в одной газете и мог сам себе зарабатывать деньги и тратить на свои нужды. Как только находилась свободная минутка, он отправлялся в лес, где занимался охотой, а также искал строчки для создания новых произведений.

В стихотворении рассказывает про осень. В это время все живое умирает и засыпает на зиму. Лес становится больным и опустевшим. Вся красота пропадает и появляется огромное количество разных деталей, которые подчеркивают его унылость. Трава практически вся завяла, растения опустили головы, на деревьях листья осыпались, а те, что остались, превратились в коричневые. Все птицы улетели в теплые края.

Лес такой же одинокий, как и сам автор и это ему нравилось. Бунин любил гулять далеко от деревень и сел. Здесь можно подумать и поразмышлять о дальнейшей жизни, а также принять нужные решения. Иногда к нему присоединялся ветер, который гонял туда-сюда не только листву на земле, но и облака на небе. Вся эта природа навевает на него воспоминания, о которых он мечтал еще в детстве, но воплотить в жизнь так ему и не удалось. Если раньше он жил иллюзиями и амбициями, которые мешали ему жить, то теперь вся жизнь перешла в реальность.

Вместе с этим к автору приходит уверенность, свобода, а также решение той или иной проблемы. Он не боится смотреть в будущее и ждет его. Человек понимает что, сколько бы он не путешествовал, и чтобы не чертила ему судьба, он все равно вернется к тому с чего начал свой путь.

Больше всего на свете родителям хотелось, чтобы их сын стал либо военным, либо ученым, а вот сам писатель хотел совсем другого. В будущем у него появилась любимая девушка, вот только родители у нее были положением ниже, чем у писателя. Именно поэтому он не мог пригласить ее к себе домой и познакомить с родителями. Но, не смотря на это, он посвящает ей очень много своих произведений. Пишет о ней стихи и прозу. А в будущем они вместе отправляются путешествовать и даже жили в Полтаве. В своих путешествиях он мечтает получить новые впечатления для написания новых произведений.

И хотя стихотворение написано легко и воспринимается тоже легко, но в нем присутствуют художественные тропы.

Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет по плану

Не видно птиц покорно чахнет

Возможно вам будет интересно

Стихотворение, название которого «Порог», написано в 1883 году. Написал это произведение Тургенев, великий писатель и поэт. Именно он был так удивлен одним поступком

Поэт Бальмонт вошел в мир литературы уже довольно успешным и сформированным поэтом. Официальным появлением на арене литературы случилось в 1890 году, Бальмонт выпустил маленький сборник своих произведений, причем ему было всего 23 года.

Фет посвятил множество своих произведений природным пейзажам, он привык считать природу олицетворением красоты. Лирический герой привык считать природу высшим состоянием души

На первой позиции в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин

Стихотворение «Восход солнца» – представляет любование автором одним из необыкновенно красивых явлений природы. Несмотря на юный возраст, он в точности воспроизводит процесс наступления рассвета

Анализ стихотворения Бунина Не видно птиц

Анализ стихотворения Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье Буниных не придавали особого значения. К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…». написанное в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет Орловской губернии. А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет…». которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими эпитетами, как «больной» и «опустевший». Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и деревень».

Его единственным спутником является «ветер однотонный», который «гудит-поет в стволы ружья», и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. Ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может привести в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.

анализ стихотворения бунина не видно птиц

анализ стихотворения бунина не видно птиц

Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье Буниных не придавали особого значения. К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение Не видно птиц. Покорно чахнет, написанное в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет Орловской губернии. А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в стихотворении Не видно птиц. Покорно чахнет, которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес покорно чахнет, наделяя его такими эпитетами, как больной и опустевший. Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день угрюм и свеж, и кругом не видно птиц, что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень.

Его единственным спутником является ветер однотонный, который гудит-поет в стволы ружья, и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. Ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может привести в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет. »

«Не видно птиц. Покорно чахнет. » – одно из первых стихотворений поэта. Оно было написано осенью 1889 года. Ивану Бунину тогда в октябре исполнилось девятнадцать. Тем не менее сочинение производит впечатление завершённости, конкретности пережитого состояния, вкушается как бокал выдержанного коллекционного вина. Во вступительных строках про покорно чахнущий уставший пустой лес автор как будто смиренно принимает естественное завершение периода (ассоциируя лес с душевным состоянием), со светлой печалью отпускает эмоциональные пережитки пошлого. Несомненно, в этой печали есть доля глубокого наслаждения, звенящей в глубине разума радости свежих предвкушений.

Вообще, осень – пора мистическая. Едва ли кто-то вправе не поддаться её пьянящей эйфории. Одни называют сезон умирающего лета депрессивным и всячески отвлекаются от предчувствия холодов, другие наслаждаются каждым осенним закатом, запахом влажного таинственного леса, душистым вечерним чаепитием в холодеющих с каждым днём сумерках.

«Глушь стала тише и светлее, в кустах свалялася трава, и под дождём осенним тлея, чернеет тёмная листва»- Бунин принимает собственную зрелость. Легко ли, с трудом ли. Наболевшие раны больше не ноют, душа не рвётся в бегство. Поэт просто стоит в сторонке и с отчаянной лёгкостью наблюдает, как осенний ливень заливает и уносит листву прежней юности.

Предпоследние строки сочинения: полевой стихийный ветер, холодный, угрюмый день. Свежий вольный день автор проводит в степи свободной, вдалеке от заполненных людьми сёл и деревень. И вот что приходит в итоге – свобода. Свежесть угрюмого дня иллюстрирует внутреннюю чистоту, открытый сияющий разум, готовность принять что бы там ни было впереди, что бы не поджидало в будущем. Одинокое скитание в свободной степи – ещё одно напоминание, что человек проходит всё предначертанное ему и, в итоге, неизбежно возвращается к самому себе. К свободе.

Написать комментарий

Конспект урока по Литературе «Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина» 6 класс

«Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина»

Класс. 6, общеобразовательный.

Научить устанавливать связи между литературой, музыкой, живописью.

● Развивать образное мышление обучающихся.

● Формировать исследовательские навыки.

● Познакомить с произведениями искусства (музыки и живописи), созвучными бунинским стихам.

● Создать условия, чтобы ученики могли почувствовать единство с миром природы.

● Прививать гуманистические взгляды учащимся, помочь им полюбить родной край.

Оборудование: ПК, проектор, презентации, музыкальные композиции, видеоотрывок, учебник.

Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Чтение статьи учебника об И.А. Бунине. Презентация «И.А. Бунин»

Назовите известные вам произведения И.А. Бунина.

О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.

На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?

Выразительное чтение учащимися стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет. » (под классическую музыку).

Выявление первоначальных впечатлений.

Какое время года изображено в стихотворении?

Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.

Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение? (Глубокая осень. Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах Это постоянство и повторяемость – закон мудрого бытия природы.)

5.Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».

Каким настроением проникнута эта музыка?

Октябрь – это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись – ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть – частая гостья.

Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.

Как вы думаете, как могла бы эта музыка отразить настроения, которыми проникнуто стихотворение Бунина?

6.Обращение к картинам русских художников. Экскурсия повыставке репродукций: И.И. Левитан «Октябрь», М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», К.К. Первухин «Осень на исходе» (презентация).

• Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Исаак Левитан».

7. Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет. ». Беседа.

• Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К. Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?

Исследовательская работа с текстом.

1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие

звуки, запахи, цвета осеннего леса.

«Не видно птиц. Покорно чахнет…» И.Бунин

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

Анализ стихотворения Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье Буниных не придавали особого значения. К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», написанное в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет Орловской губернии. А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет…», которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими эпитетами, как «больной» и «опустевший». Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и деревень».

Его единственным спутником является «ветер однотонный», который «гудит-поет в стволы ружья», и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. Ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может привести в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.

Послушайте стихотворение аБунина Не видно птиц

Читайте также:  Кавказ - краткое содержание рассказа Бунина
Ссылка на основную публикацию