Анализ стихотворения Северная береза Бунина

Пейзажная лирика И.Бунина
план-конспект урока (9 класс) по теме

Урок-практикум по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_liter._peyzazhnaya_lirika_i.bunina.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе

в 9 классе слабослышащих

Учитель: Солодянкина Елена Викторовна

Тема: Пейзажная лирика И.А.Бунина. Стихотворения «Бушует полая вода…» и «Северная берёза».

Форма проведения: Урок – практикум.

  1. Познакомить учащихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина, помочь увидеть творческий почерк поэта.
  2. Учить анализу лирического стихотворения.
  3. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие текста.
  4. Совершенствовать навыки осмысленного, выразительного чтения.
  5. Развивать восприятие на слух вопросов и заданий учителя.
  6. Воспитывать любовь к природе.

Репродукции картин Е.Волкова «В конце зимы», «В лесу. По весне», А.Саврасова «Грачи прилетели», «Ранняя весна. Оттепель», Ф.Васильева «Оттепель», И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода», С.Жуковского «Ранняя весна».

Аудиозапись фортепианной пьесы П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка».

Листы с текстами стихотворений И.Бунина.

Карточки с практическими заданиями.

Этапы работы над стихотворением И. Бунина «Бушует полая вода»

  1. Подготовка к восприятию стихотворения.

Рассказы детей о природе весной (личные впечатления).

Рассматривание иллюстраций, их озаглавливание, проведение словарно-стилистических упражнений.

  1. Непосредственное восприятие стихотворения.

Выразительное чтение педагога.

Репродуктивная беседа на выявление уровня восприятия.

Чтение стихотворения детьми.

  1. Углубленное изучение произведения.

Сравнение текста с иллюстрациями. Выбор самой подходящей к содержанию и настроению текста репродукции (иллюстрации) .

Оценочное суждение о прочитанном.

  1. Орг. Момент. Сегодня на уроке мы будем учиться вдумчиво читать и анализировать пейзажные стихотворения И.А.Бунина. Работайте активно, внимательно слушайте мои вопросы.
  2. Подготовка к восприятию. (Учитель задаёт вопросы за экраном.)

– Какое сейчас время года? (Весна)

– Какой сейчас месяц? (Март)

– Какая в этом году весна? (Ранняя весна)

– Что обычно происходит в природе в начале марта? (Обычно только начинает таять снег, появляются проталинки, бегут первые ручейки, прилетают грачи)

  1. Реализация домашнего задания.

Какое впечатление произвела на вас экскурсия в природу?

Прочтите свои сочинения-зарисовки.

– Посмотрите на картины русских художников. К какому жанру живописи относятся эти картины? (Это пейзажи) – Что их объединяет? (На всех этих пейзажах изображена ранняя весна.) – Какие признаки весны мы видим?

-Великий русский поэт Иван Алексеевич Бунин был настоящим художником слова. Послушайте, как он описывает приход весны.

4. Выразительное чтение стихотворения «Бушует полая вода…» учителем.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу “зайчики” трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Репродуктивная беседа, выявление уровня восприятия прочитанного.

– Какое время года описано в стихотворении? (Ранняя весна)

– По каким признакам вы это определили? (Бушует вода, кричат грачи, тает снег)

– Перечитайте стихотворение внимательно, постарайтесь запомнить как можно больше признаков весны.

– Письменно ответьте на вопрос: Какие картины стихотворения вам запомнились?

– Прочтите вслух свои записи.

-Чтобы текст предстал перед вашим воображением ярче, перечитаем его по строфам.

– Вспомним, что называют строфой. (Это группа строк, связанных рифмами)

– Сколько строф в стихотворении? (Шесть строф)

  1. Углубленное изучение произведения.(«Вслед за автором»)

– Прочтите первую строфу.

– Какими звуками наполнена природа весной? (Шумит вода, кричат грачи)

– Какие это звуки, какое настроение они рождают? (Волнение и радость)

– Прочтите вторую строфу.

– Какое время суток изображено? (Утро)

– Что подмечает автор весенним утром?

-Как вы понимаете выражение «Дымятся чёрные бугры»? Как можно сказать по-другому? (Пар поднимается от проталин)

– Чем наполнен этот пар? (Теплом и светом)

– Перечитаем третью строфу.

– Какое время суток описано? (полдень)

– Что можно нарисовать на иллюстрации к этой строфе?

– Почему слово «зайчики» автор взял в кавычки? (Оно употребляется в переносном значении)

– Какие «зайчики» трепещут в комнате? (Солнечные)

– Куда переносится взгляд автора в четвёртой строфе? Прочтите её. (Автор любуется небом и ласковым солнышком)

– Какие слова употребляет автор для описания облаков, неба, солнца?

-Как голубеет небо?

-Какие непонятные слова встретились в этой строфе? (Слово гумно.)

– Гумно – это большое помещение, где молотили и хранили зерно.

– Прочтите пятую строфу.

– Какие чувства испытывает автор?

– Какими запахами наполнен воздух? ( «И слышен свежий запах сада и теплый запах талых крыш»)

– Закройте глаза и попытайтесь представить эти запахи.

– Чем могут пахнуть талые крыши? (Возможно, щепой или прелой соломой)

– Прочтём заключительную строфу стихотворения.

– Обратите внимание, как автор передаёт краски и звуки весны : журчит, сверкает вода, звучит крик петухов. А что ещё чувствуем мы своей кожей? ( Мы ощущаем прикосновение мягкого и сырого ветра)

– Итак, как автор обогатил наше представление о приходе весны?

(Мы не только увидели её цвета и краски, не только услышали весенние звуки, но и почувствовали аромат весны, ощутили её прикосновение своей кожей.)

Прочтём стихотворение целиком. (Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.)

Словарно-стилистическое упражнение. (Работа с карточками) (Во время самостоятельной работы учеников в классе звучит музыка П.И.Чайковского.)

Выберите из текста и запишите в тетради эпитеты ( образные, художественные определения ) к словам:

(Если чувствуете необходимость, перепишите из карточки в тетрадь определение термина «эпитет»).

– Снова обратимся к репродукциям картин русских художников.

– Какая из картин ближе всего и по содержанию стихотворению И.А.Бунина, прочитанному нами? (Наиболее близки Бунинскому стихотворению картины Саврасова «Грачи прилетели» и «Ранняя весна. Оттепель».

– Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Бушует полая вода»? Какие мысли и чувства оно вызвало?

7. Чтение и анализ стихотворения «Северная берёза».

Работа по карточкам:

-Внимательно прочтите текст.

Над озером, над заводью лесной –

Нарядная зеленая береза.

“О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!”

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады.

“О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!”

Опять, опять нахмурилось, – опять

Мелькает снег и бор гудит сурово.

“Я вся дрожу. Но только б не измять

Зеленых лент! Ведь солнце будет снова”.

– Кто является лирическим героем стихотворения? (Берёза)

– Какой художественный приём использовал автор?

– Как называется художественный приём, когда неодушевлённому предмету приписываются свойства человека ( в данном случае- способность говорить)?

– Чем необычна композиция (построение) стихотворения? (Каждая строфа делится на две части – слова автора и голос берёзы.)

– Какие чувства испытывает берёза? (Она дрожит от холода, радуется солнцу и своей юности, боится измять свои наряды – совсем как молоденькая девушка)

– К кому обращается берёза? ( К девушкам)

– Как вы думаете, почему именно к ним? (Она сама похожа на девушку)

– Какие эпитеты использует автор для описания берёзы? (Нарядная, зелёная)

– Выпишите из текста : А) сравнение;

– С какой интонацией следует читать это стихотворение?

Какое настроение дарит нам стихотворение «Северная берёза»? (Радость, ощущение свежести, молодости, чистоты).

-Составьте партитуру чтения понравившегося вам текста. Приготовьтесь к его выразительному чтению.

Анализ стихотворения «Береза» Есенина

Есенин написал стихотворение “Береза” как воспоминание о своем детстве – перед его домом в Рязанской губернии как раз росла такая красавица. Краткий анализ “Береза” по плану может быть использован на уроке литературы в 5 классе, чтобы ученики лучше поняли суть произведения и почувствовали его эмоциональный настрой.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Береза.

История создания – стихотворение написано восемнадцатилетним Есениным в 1913 году, являясь частью его раннего творческого наследия.

Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года.

Композиция – простая, одночастная, развивающаяся линейно.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный хорей с пиррихием.

Эпитеты“белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро”.

Метафоры“береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом”.

Сравнение“снегом точно серебром”.

История создания

К 1913 году, когда было написано это стихотворение, восемнадцатилетний Есенин уже уехал из родных мест в Москву. Но его история создания связана не со столицей России, а с Рязанской губернией. Возле дома, где поэт родился и вырос, росла белоснежная красавица, так что он мог наблюдать за сменой ее образов в самые разные времена года.

Несмотря на то, что Москва действительно впечатлила Есенина, который полюбил и ее размеры, и ее суету, именно родное село Константиново так навсегда и останется у него связанным не только с домом, но и с понятием красоты. Именно эту идею поэт и воплотил в стихотворении “Береза”.

Оно было впервые представлено читателям в 1914 году в популярном до революции литературном журнале “Мирок” и подписано псевдонимом “Аристан”, которым Есенин в тот период пользовался.

Красота березы не только как символа России, но и как части природы, как воплощения волнующих воспоминаний есенинского детства. Для кого-то это обычное дерево, но главный герой, который “озвучивает” мысли поэта, воспринимает его как воплощение всего прекрасного, что происходит в окружающем мире. При этом стихотворение не просто выражает чувства его автора – оно создавалось с расчетом на то, чтобы вызвать у читателя ответные эмоции.

Нельзя не заметить, что “Береза” стала своеобразным прощальным письмом в родные места – поэт тоскует за ними, понимая, что вернуться получится не скоро.

Композиция

Благодаря максимально простой линейной композиции, развивающейся от первой строфы до последней, в этом четырехстрофном стихотворении Есенин смог понятно и в то же время красиво высказать главную мысль: русская природа прекрасна в любое время года, как прекрасна береза, символ страны.

В первой строфе он рисует картинку дерева, укрытого снегом, раскрывая этот образ во второй и третьей строфах, где он сравнивает ее снежное убранство с белой бахромой и рассказывает о горящих в сонной тишине снежинках. Четвертая строфа завершает произведение и символично показывает вечный природный круговорот.

Этот стих – классический образец пейзажной лирики, которая преобладает в творческом наследии Есенина. Некоторые исследователи также трактуют его как образно-философское произведение, мотивируя это тем, что поэт считал себя в некотором роде язычником, так что береза была для него не просто деревом-воспоминанием, она также символизировала возрождение и чистоту духа.

Есенин использовал для стиха трехстопный хорей с пиррихием. Эта едва ли не нарочитая простота перекликается с темой произведения: о таком простом и прекрасном дереве, как береза, нельзя писать заковыристым размером, он ему не подходит. Пиррихий же делает звучание стихотворения более плавным.

Чередование мужской и женской рифмы также придает поэтическому повествованию плавность, ту же функцию выполняет и кольцевая рифма.

Средства выразительности

В этом стихотворении Есенин не использует никаких сложных художественных средств. Простота делает созданные им образы максимально выразительными и объемными. Добиться такого эффекта помогают:

  • Эпитеты – “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро” .
  • Метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом” .
  • Сравнение – “снегом точно серебром”.

Кроме того, поэт использует олицетворение: береза рассматривается им как спящая красавица. То есть Есенин воплощает в ней классические женские образы, близкие русскому человеку – не только Родины, но также матери, сестры, возлюбленной. Созданный образ также является явной отсылкой к известной сказке о спящей царевне.

В то же время каждый читатель может создать собственный образ березы – свобода есенинского стихотворения вполне позволяет это сделать, не навязывая никаких доминирующих концепций.

«Конспект урока литературное чтение для 2 класса на тему «И.А. Бунина «Северная береза».»

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса

Выполнила:
Гапко Е.В.
Учитель начальных классов

Тип урока: Изучение нового материала.
Тема урока.
Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина “Северная береза”.

Цель: Познакомить со стихотворением И. Бунина “Северная береза”, раскрыть идею и смысл произведения.
Задачи: Образовательные – совершенствовать навык чтения;

обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств.
Воспитательные – воспитывать любовь к природе, поэзии, родному краю.
Развивающие – развивать образное мышление;
– развивать память.

Оборудование: репродукция картины Левитана “Березовая роща”, учебник, словари.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание

·. Организация класса на работу.

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!
Садитесь. Сейчас у нас урок литературного чтения. Ребята, проверьте, чтобы у вас на парте был учебник, тетрадь и пенал.

1-2 мин.
Учитель заходит в класс.

·
·. Актуализация знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
Сейчас, ребята, проверим домашнее задание.

Какой темой проникнуто стихотворение Бунина?
Выразительное чтение Бунин И.А. “Первый снег”. Иллюстрации к стихотворению.
Любовь к Родине, тоска по ней, любовь к природе.

III. Подготовка к первичному восприятию.
а)Разгадывание загадки.

б) Беседа по картине.
–Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Бунина, в котором прослеживается та же тема.
Ребята, разгадайте загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
–Правильно, это березка – милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины. Березу издавна считают символом России. Воспета она и в музыке, и в живописи.
–Художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой нашей природы.

·V. Чтение стихотворения.
Над озером, над заводью лесной-
Нарядная зеленая береза.
“О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!”

То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады.
“О девушки! Как весел лес и луг!
Как радостны весенние наряды!”
Опять, опять нахмурилось, – опять
Мелькает снег и бор гудит сурово.
“Я вся дрожу. Но только б не измять
Зеленых лент! Ведь солнце будет снова”.

V. Анализ первичного восприятия.
а) Эмоционально-оценочная беседа.

б) Элементы стилистического анализа.

в) Выяснение идеи.
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали его?
– Узнали ли вы что-то новое о березе?
– Какие слова вам непонятны?
– Какие строчки вам показались наиболее образными?
– Какое настроение передает автор в стихотворении?
– Какого цвета это настроение?

– Обратите внимание: слова березы в основном восклицательные предложения. Зачем?
Почему же ей приходится волноваться?
Как автор в названии стихотворения дает понять, что ее переживания обоснованны?
Чем заканчивается стихотворение?

– Заводь, лазурь, бор.

– Вначале спокойно-безмятежное, затем взволнованное, испуганное

– Передать сильные чувства, она волнуется, что ее весенний наряд будет испорчен.
– Верой в то, что солнце будет снова.

VI. Работа над выразительностью
а) Составление партитуры чтения.
б) Выразительное чтение детьми.
Ребята, давайте проставим паузы, логические ударения.

Чтение детьми стихотворения.

VII. Творческая интерпретация.
а) Создание иллюстрации.
б) Выразительное чтение наизусть.
в) Мини-сочинение.
– Ребята, нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.

Приготовьте выразительное чтение наизусть.
Напишите мини-сочинение о берёзе.

  • 0006aac9-e9e8fc53
    Размер файла: 49 kB Загрузок: 0

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Методическая разработка урока литературы в 6 классе.

Тема: Лирика как род литературы. Обобщающий урок (2 часа).

Цель урока: актуализация знаний учащихся, обобщение знаний о лирике как ро-де литературы.

Тип урока: интегрированный урок с применением интерактивных форм обуче-ния.

  • 1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения (рабо-та в группах).
  • 2.Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости.
  • 3.Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку и род-ной природе.
  • 1.Раздаточный материал
  • а)распечатка стихов,
  • б)распечатка вопросов к стихам,
  • в)распечатка кроссвордов.
  • 2.Доска
  • а)репродукции картины Э.Грабаря “Февральская лазурь”,
  • б)схема слова – разгадки кроссворда,
  • в)новые литературные термины (оксюморон, лирический герой).
  • 3.Стена
  • а) иллюстрации детей к стихам, изученным ранее.

1.Организационный момент (тема и задачи урока). Вступительное слово учителя:

  • 1)О работе групп, задачах капитана, оценочных листах;
  • 2)О работе на предыдущих уроках (учились понимать, анализировать стихи – выучили некоторые тропы; рисовали иллюстрации, учились выразительно читать стихи. Все эти навыки теперь нужно применить на практике).

Цель – активизировать внимание учащихся.

Каждая группа выбирает одно из прочитанных стихотворений (см. учебник), оп-ределяет в нём 4 ключевых слова и предлагает их вниманию других команд, кото-рые должны угадать стихотворение.

3.Короткая беседа о лирике как роде литературы

  • 1)Назовите роды литературы, которые вы знаете?
  • 2)Чем отличается лирика от эпоса? (Выражает чувства, переживания поэта. Не изображает, а выражает. Чаще существует в стихотвор-ной форме.)
  • 3)Что такое стихотворная речь? (Ритм, рифма, инверсия).
  • 4)Как вы понимаете выражение “поэтический мир”? (Все стихи автора составляют картину “поэтического мира”. У каждого человека свой, неповторимый, характер, который отражается в каждом стихотворе-нии).
  • 5)Что означает выражение лирический герой? (Лирический герой – тот, чей голос мы слышим в стихотворении).

Учитель: У каждого поэта свой неповторимый характер, свой поэтический мир. Мы прочитали дома много стихов, казалось бы, об одном и том же: о род-ной природе, о кровной связи человека с родной природой. Но какие раз-ные, непохожие голоса звучали в них! Сегодня мы проанализируем пей-зажные стихи Есенина, Бунина, Огарёва, Фета об одном, хорошо нам всем знакомом дереве – берёзе, постараемся понять, чем и почему они разли-чаются.

4.Анализ стихов по группам. Выполнение иллюстраций к стихам.

1) Н. Огарёв “Кривая берёза” (отрывок)

Вопросы к стихотворению Н.П.Огарёва “Кривая берёза”:

  • 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • 2.Что почувствовали вы, читая его?
  • 3.Что в берёзе увидел Огарёв?
  • 4.С чем в памяти автора связана берёза?
  • 5.Какие стихи других авторов напомнила вам “Кривая берёза”? По-чему?
  • 6.Почему в стихотворении нет нарочитой “красивости”, мало мета-фор, эпитетов?
  • 7.Определите размер и рифму стихотворения, приведите примеры об-разных средств.
  • 8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

2)И.А.Бунин Северная берёза”

Вопросы к стихотворению И. А. Бунина “Северная береза”:

  • 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • 2.Что почувствовали вы, читая его?
  • 3.Какой увидел берёзу Бунин?
  • 4.Какие художественные средства помогают изобразить дерево как живое существо?
  • 5.Как вы понимаете финал стихотворения? В какой символ вырастает берёза у Бунина?
  • 6.Предложите своё название стихотворения.
  • 7.Определите размер и рифму стихотворения, как они помогают по-нять замысел автора.
  • 8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

3)А.А.Фет “Печальная берёза”

Вопросы к стихотворению А.А.Фета “Печальная берёза”:

  • 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • 2.Что почувствовали вы, читая его?
  • 3.Какой увидел берёзу Фет?
  • 4.Почему берёза “печальная”? Кто её такой увидел?
  • 5.С помощью каких художественных средств поэт показывает, что сама берёза безучастна к происходящему?
  • 6.Какие ещё средства художественной выразительности исполь-зованы в стихотворении?
  • 7.Определите размер и рифму стихотворения.
  • 8.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

4) С.А.Есенин “Берёза”

Вопросы к стихотворению С. А. Есенина “Береза”:

  • 1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • 2.Что почувствовали вы, читая его?
  • 3.Рисуя берёзу, Есенин передаёт поэзию и нежность русской зимы. Какими художественными средствами поэт создал образ зимы?
  • 4.Как красоту зимней природы дополняет берёза? Какой её уви-дел поэт?
  • 5.Определите размер и рифму стихотворения.
  • 6.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

После анализа: Следует выразительное чтение стихов (повторное).

Лирика – род литературы, цель которого не столько изображение, сколько выра-жение авторских чувств. Именно поэтому стихи, посвящённые одному дереву – берёзе, получились совершенно разными, ведь они отражают чувства, эмоции разных авторов.

Недавно мы изучали другой род литературы – эпос. Теперь вам предстоит определить отличительные черты эпоса и лирики.

Анализ стихотворения Северная береза Бунина

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 080
  • КНИГИ 592 377
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 709

Иван Алексеевич Бунин

Собрание сочинений в шести томах

Том 1. Стихотворения

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин, умерший в Париже в 1953 году, при жизни не был знаменитым писателем в обычном смысле этого понятия. Имя его никогда не становилось знамением литературного направления, «школы» или просто моды. Присвоение И. А. Бунину в 1909 году звания почетного академика императорской Академии наук, в глазах передовых читателей, само по себе в то время не могло вызвать к нему симпатии. В среде демократической интеллигенции еще памятен был исполненный достоинства отказ Чехова и Короленко от этого почетного звания в связи с отменой Николаем Вторым решения академии о присвоении такого же звания М. Горькому. Точно так же и Нобелевская премия, присужденная Бунину в 1933 году, — акция, носившая, конечно, недвусмысленно тенденциозный, политический характер, — художественная ценность творений Бунина была там лишь поводом, — естественно, не могла способствовать популярности имени писателя на его родине.

За всю долгую писательскую жизнь Бунина был только один период, когда внимание к нему вышло за пределы внутрилитературных толков, — при появлении в 1910 году его повести «Деревня». О «Деревне» писали много, как ни об одной из книг Бунина ни до, ни после этой повести. Но нельзя переоценивать и этого исключительного в бунинской биографии случая. Отсюда еще далеко было до того, что называется славой писателя, подразумевая не полулегендарную прижизненную славу Толстого или Горького, но хотя бы тот обширный и шумный интерес в читательской среде, какой получали в свое время произведения литературных сверстников Бунина — Л. Андреева или А. Куприна.

Бунин только теперь обретает у нас того большого читателя, которого достоин его поистине редкостный дар, хотя идеи, проблемы и самый материал действительности, послуживший основой его стихов и прозы, уже принадлежат истории.

Вышедшее у нас несколько лет назад пятитомное собрание сочинений И. А. Бунина (весьма неполное и несовершенное) тиражом в двести пятьдесят тысяч экземпляров — цифра космическая в сравнении с заграничными тиражами бунинских изданий — давно разошлось. Кроме того, выходили однотомники прозы, выходили «Стихотворения» Бунина в большой и малой сериях «Библиотеки поэта», отдельные издания лонгфелловской поэмы «Гайавата» в его классическом переводе — их уже не найти в книжных магазинах. Все это говорит, конечно, прежде всего о небывалом, в смысле не только количественном, росте читательской армии на родине поэта, покинутой им когда-то в страхе перед разрушительной силой революции, перед мыслившимся ему попранием ею святынь культуры и искусства, всеобщим одичанием. И еще эти факты свидетельствуют о принципах новой, социалистической культуры, исключающей в отношении к подлинным произведениям искусства какое-либо подобие мстительного чувства к их авторам, некогда отвернувшимся от нее и даже ронявшим себя до мелочных, обывательски озлобленных суждений о ней.

То, что, как сказано, слава не пришла к Бунину при жизни, не означает, однако, что он не имел значительного круга своих читателей и почитателей. Нынешнее признание его огромного таланта, значительности его вклада и заслуг в развитии русской прозы и поэзии не является открытием нашего времени. И при жизни Бунин пользовался уважением даже таких его современников, как Блок и Брюсов, чьи эстетические взгляды и творческую практику сам- он начисто отвергал. Обожаемый Буниным Чехов со свойственной ему сдержанностью, но очень благосклонно оценивал еще совсем молодого Бунина и дарил его дружеским расположением. Но совершенно исключительным вниманием Бунин пользовался со стороны М. Горького. М. Горькому принадлежат самые высокие оценки, самые щедрые похвалы таланту Бунина, какие когда-либо к нему относились.

До конца дней М. Горький в своих печатных и изустных высказываниях неизменно называл имя Бунина в ряду крупнейших имен русской литературы, настоятельно советовал молодым писателям учиться у него. Он по-человечески очень любил Бунина, хотя и знал за ним «барскую неврастению» и огорчался неспособностью его направить свой талант «куда нужно».

В письмах Горького к Бунину то и дело проявляется что-то глубоко трогательное, полное бережливой нежности и восхищения — вплоть до самоотверженной готовности признать за ним первенство в искусстве. «Вы только знайте, что Ваши стихи, Ваша проза — для „Летописи“ и для меня — праздник, — писал ему Горький в 1916 году. — Это не пустое слово. Я Вас люблю — не смейтесь, пожалуйста. Я люблю читать Ваши вещи, думать и говорить о Вас. В моей очень суетной и очень тяжелой жизни Вы, может быть, и даже наверное — самое лучшее, самое значительное… Вы для меня — великий поэт, первый поэт наших дней».

Пусть некая степень этих оценок может быть отнесена за счет, так сказать, широты натуры и склонности к увлечениям великого собирателя и воспитателя литературных сил. Но, пожалуй, ни одно из многочисленных «увлечений» Горького не было таким длительным и прочным. Бунин отвечал ему выражением чувств признательности и дружеской преданности.

«Мы в отношениях, во встречах с Вами чувствовали эти минуты — то настоящее, чем люди живы и что дает незабываемую радость. Обнимаю Вас и целую крепко — поцелуем верности, дружбы и благодарности, которые навсегда останутся во мне, и очень прошу верить правде этих плохо сказанных слов!»

Только спустя много лет после того, как в 1917 году их дороги навсегда разошлись, Бунин назовет свою дружбу с Горьким «странной», а в своем литературном завещании, прося не печатать, не издавать его писем, сделает неожиданное признание: «Я писал письма почти всегда дурно, небрежно, наспех и не всегда в соответствии с тем, что я чувствовал, — в силу разных обстоятельств (один из многих примеров — письма к Горькому…)».

Но это уже особая черта старого Бунина, поправлявшего Бунина прежнего и отрекавшегося от связей и симпатий своей лучшей поры.

У нас, к сожалению, еще не выпущено в свет ни одной значительной монографической работы, посвященной И. А. Бунину, его художническому опыту, в немалой степени сказавшемуся на культуре современной русской прозы и стиха. Но можно утверждать, что опыт этот не прошел даром для многих наших мастеров, отмеченных — каждый по-своему — верностью классическим традициям русского реализма. Разумеется, ни Шолохов, ни Федин, ни Паустовский, ни Соколов-Микитов, осваивая в своей литературной молодости, вкупе со всем богатством классического наследия, опыт Бунина и высоко оценивая искусство этого мастера, не могли разделять его идейных взглядов, его известных пессимистических настроений.

То же можно сказать и о более молодом поколении советских писателей, прежде всего о Ю. Казакове, на чьих рассказах влияние бунинского письма сказывалось, пожалуй, в наиболее очевидной степени. Из совсем молодых, начинающих прозаиков, нащупывающих свою дорогу не без помощи Бунина, назову В. Белова и В. Лихоносова. Но круг писателей и поэтов, чье творчество так или иначе отмечено родством с бунинскими эстетическими заветами, конечно, значительно шире. В моей собственной работе я многим обязан И. А. Бунину, который был одним из самых сильных увлечений моей юности.

Словом, Бунин не есть сегодня некая академическая величина, которой отдается от случая к случаю дань почтения. Он именно в наши дни приобретает все более широкий круг читателей, его наиболее ценные и безусловные художнические принципы — реальная, действенная часть живого и многосложного современного литературного процесса.

Говоря о Бунине, нельзя не начать с главного обстоятельства его литературной и житейской судьбы, которое на долгие годы определило и известную скудость высказываний нашей критики об этом художнике, рассматривающей его обычно отдельно, вне ряда классических мастеров русской литературы конца XIX — первой половины XX веков, и смутность, отрывочность представлений о нем до недавнего времени в среде читателей. Не все, помнившие его в 20-х, в 30-х годах по книжкам собрания сочинений в приложении к дореволюционной «Ниве», даже знали, что этот писатель еще жив, но живет в эмиграции, и среди написанного им за эти десятилетия есть замечательные произведения, но немало и такого, что могло вызывать лишь сожаление о судьбе художника.

Статья написана А. Т. Твардовским к Собранию сочинений И. А. Бунина в 9-ти томах (М., Художественная литература. 1965–1967) и опубликована в первом томе этого издания.

Конспект урока литературное чтение для 2 класса на тему И. А. Бунина Северная береза

РазделНачальные классы
Класс2 класс
ТипКонспекты
АвторГапко Е.В.
Дата07.01.2016
Форматdoc
ИзображенияНет

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса

Учитель начальных классов

Тип урока: Изучение нового материала.

Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина “Северная береза”.

Цель: Познакомить со стихотворением И. Бунина “Северная береза”, раскрыть идею и смысл произведения.

Задачи: Образовательные – совершенствовать навык чтения;

– обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств.

Воспитательные – воспитывать любовь к природе, поэзии, родному краю.

Развивающие – развивать образное мышление;

Оборудование: репродукция картины Левитана “Березовая роща”, учебник, словари.

Ι. Организация класса на работу.

– Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!

Садитесь. Сейчас у нас урок литературного чтения. Ребята, проверьте, чтобы у вас на парте был учебник, тетрадь и пенал.

Учитель заходит в класс.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    – Сейчас, ребята, проверим домашнее задание.

    -Какой темой проникнуто стихотворение Бунина?

    Выразительное чтение Бунин И.А. “Первый снег”. Иллюстрации к стихотворению.

    -Любовь к Родине, тоска по ней, любовь к природе.

    III. Подготовка к первичному восприятию.

    б) Беседа по картине.

    -Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Бунина, в котором прослеживается та же тема.

    Ребята, разгадайте загадку:

    Не заботясь о погоде,

    В сарафане белом ходит,

    А в один из теплых дней

    Май сережки дарит ей.

    -Правильно, это березка – милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины. Березу издавна считают символом России. Воспета она и в музыке, и в живописи.

    -Художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой нашей природы.

    ΙV. Чтение стихотворения.

    Над озером, над заводью лесной-

    Нарядная зеленая береза.

    “О девушки! Как холодно весной:

    Я вся дрожу от ветра и мороза!”

    То дождь, то град, то снег, как белый пух,

    То солнце, блеск, лазурь и водопады.

    “О девушки! Как весел лес и луг!

    Как радостны весенние наряды!”

    Опять, опять нахмурилось, – опять

    Мелькает снег и бор гудит сурово.

    “Я вся дрожу. Но только б не измять

    Зеленых лент! Ведь солнце будет снова”.

    V. Анализ первичного восприятия.

    а) Эмоционально-оценочная беседа.

    б) Элементы стилистического анализа.

    в) Выяснение идеи.

    – Понравилось ли вам стихотворение?

    – Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали его?

    – Узнали ли вы что-то новое о березе?

    – Какие слова вам непонятны?

    – Какие строчки вам показались наиболее образными?

    – Какое настроение передает автор в стихотворении?

    – Какого цвета это настроение?

    – Обратите внимание: слова березы в основном восклицательные предложения. Зачем?

    Почему же ей приходится волноваться?

    Как автор в названии стихотворения дает понять, что ее переживания обоснованны?

    Чем заканчивается стихотворение?

    – Заводь, лазурь, бор.

    – Вначале спокойно-безмятежное, затем взволнованное, испуганное

    – Передать сильные чувства, она волнуется, что ее весенний наряд будет испорчен.

    – Верой в то, что солнце будет снова.

    VI. Работа над выразительностью

    а) Составление партитуры чтения.

    б) Выразительное чтение детьми.

    – Ребята, давайте проставим паузы, логические ударения.

    Чтение детьми стихотворения.

    VII. Творческая интерпретация.

    а) Создание иллюстрации.

    б) Выразительное чтение наизусть.

    – Ребята, нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.

    Читайте также:  Анализ стихотворения И цветы, и шмели Бунина
    Ссылка на основную публикацию