Детство Тёмы – краткое содержание Гарин-Михайловский

Краткое содержание Детство Тёмы повести Гарина-Михайловского для читательского дневника

Год: 1891 Жанр: повесть

Главные герои: мальчик Тёма, лучший друг Иванов, приятели Касицкий и Данилов, одноклассник Вахнов

Главный герой повести Тема подружится с одноклассником Ивановым, который станет для него эталоном во всем. Иванов и Тема станут друзьями «не разлей вода». Но этой дружбе не суждено было продолжаться. После одного случая в классе, Иванова исключат со школы. Тема найдет себе новых приятелей, с которыми будет мечтать о путешествии в Америку. Но эта мечта так и не осуществится.

Повесть учит своего читателя, что следует признавать свои ошибки, раскаиваться в совершенном и контролировать свои эмоции. Во всех своих неудачах не следует винить окружающих, а сначала следует разобраться в себе.

Читать краткое содержание Детство Темы по главам (Гарин-Михайловский)

Иванов

Сюжет повести разворачивается вокруг семьи Карташевых. Главный герой произведения Тёма – старший ребенок в семье. Его мама Аглаида Семеновна использовала гуманные средства воспитания, а вот его отец Николай Семенович был против сентиментальных методов воспитания, так как был в прошлом генералом. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и следует их держать строго.

Однажды мальчик поломал цветок отца, рассказать о случившемся он безумно боялся, так как знал, чем это может закончиться. Но рано или поздно правда выходит наружу. Отец узнал об этом случае и жестоко наказал юнца. Спустя многие годы, Тёма помнил об этом, он испытывал чувство вражды к отцу.

Только матери он доверяет самые сокровенные тайны и находит успокоение своей души. Последствиями тяжелых физических наказаний становится болезнь Темы. Он показывает настоящее мужество и совершает храбрый поступок.

По рассказам няни, мальчик узнает, что его любимую собачонку бросили в колодец. Тема вначале во сне, а затем уже наяву спасает Жучку. Это событие раз и навсегда изменило мировоззрение мальчика. Тема заболел и несколько недель лежал с горячкой. Хороший иммунитет, молодой организм справился с болезнью, и Тема выздоравливает.

Мальчик посещает пустырь, там он проводит время, играется с ребятами, ведет беззаботную жизнь. Так проходит два года. Тема успешно сдает экзамены в 1 класс.

В школе герой в первый раз узнал, что такое настоящая дружба. Он подружился с соседом по парте Ивановым, который в последующем стал дл него идеалом. Тема во всем пытался подражать приятелю. Он начал много читать, так как его друг любил книги. Приятель Темы поделился своей историей жизни.

Иванов – сирота, приехал к родственникам, богатым помещикам, но они относятся к нему с презрением. Летом он собирается поехать в деревню к другим родичам. Там хорошо, много вишни на деревьях. Тема внимательно слушал рассказы товарища. Ему было жалко друга, он был готов отдать ему все, что имел.

Школа мальчику быстро надоела, он ленился рано вставать, но тут же вспоминал, что увидит Иванова и его одолевало прекрасное чувство.

Ябеда

Пришло время, когда дружба двух друзей прекратилась.

Учитель французского языка Бошар плохо относился к ученикам. На одном из его уроков произошел инцидент полностью изменивший жизнь Темы. В глазок двери заглянул чей-то глаз, а Вахнов показал глазу дулю. В дальнейшем выясняется, что это глаз Иван Ивановича. Последний решает рассказать все директору, но Вахнов пытается оправдать себя и просит помощи у Бошара. Тот естественно ему отказывает. Тогда Вахнов встал на колени перед Иван Ивановичем и стал просить помилования. Он пожалел мальчика и ничего не рассказал директору.

Но об этом случае стало известно директору и педсоветом Вахнова приговорили к аресту на две недели по два часа в день. Вахнов думал, что донес информацию Бошар, но это было не его рук дело.

Как то раз на уроке Вахнов рассказал ребятам, что подложил иголку на стул Бошара. Урок начался, учитель сел на стул и тут же вскочил и вышел с класса. Пришел директор и забрал Тему, Иванова и Вахнова. Первым под раздачу попал Тема. Директор кричал и требовал рассказать правду и Тема не выдержал такого давления и все доложил.

Добившись желанного, директор запер мальчика в комнате, а сам вышел.

В скором времени Тема услышал крики Иванова и понял, что его также допытывает директор. Но Иванов угроз директора об отчислении даже не боялся, он не выдал товарища.

Теме сказали идти в класс, осознавать себя ябедой было жутко неприятно, на душе было очень тяжело.

На заседании педсовета было решено исключить из школы Вахнова, а родственникам Иванова разрешили добровольно забрать документы. Тема был наказан на неделю.

Герой вернулся домой, расплакался и излил матери душу. Мама успокаивала сына и советовала впредь контролировать свои эмоции, не поддаваться слабости. Еще долгое время Тема рыдал, у него была истерика, он не мог представить, что никогда не увидит своего товарища Иванова. Одного неверного шага бывает достаточно, чтобы испортить отношения с человеком. Тема предал, но он этого не желал, он просто не справился со своими эмоциями.

В Америку

Спустя несколько дней Тема остыл. У него появились новые приятели Касицкий и Данилов. Данилов рассказывал друзьям о море. Он хорошо управлял лодкой и часто катал на ней друзей. Приятели забросили учебу и начали получать плохие отметки. Об этом Тема дома умалчивал. А у его мамы было мало свободного времени контролировать успеваемость сына, так как у нее родился еще один ребенок. Ребята мечтали отправиться в Америку. Все деньги, которые им давали на обед, они отдавали Данилову, который собирал их в общую кассу. На Пасху, приятели решили осуществить свою мечту. Подплыли к кораблю, который отправлялся в Америку, и начали махать белыми флагами. Но пассажиры подумали, что с ними прощаются и поэтому корабль не остановился. Так сорвался гениальных план мальчишек.

Экзамены

Приближались экзамены, а Тема так и не рассказал о своей успеваемости. После того как он провалил три экзамена, он признался родителям об обмане. Мать и отец были в ярости, они не ожидали такого крутого поворота. Тема был готов сквозь землю провалиться. Увидев спички, он решает покончить жизнь самоубийством, но после его одолевает страх. Поломав головки спичек, он кладет их в стакан с водой и выпивает. Все это видят родители. Мать в истерике начала отпаивать сына молоко, отец плюнул и вышел с комнаты. Тема умолял пощады, он осознал свою вину. После этого случая, он пересдал три экзамена на отлично.

Читать краткое содержание Гарин-Михайловский – Детство Тёмы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Гарин-Михайловский – Детство Тёмы

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

На поверхности ночной реки плывет русалка, ее освещает полная луна. Она играет серебристой пеной от волны и хочет, чтобы она долетела до луны.

Началом повествования, является рассказ об обычной учительницы по имени Ксения Андреевна Карташова, которая больше тридцати лет учила сельских ребят.

Роман «Маленький оборвыш», написанный британским писателем Джеймсом Гринвудом, повествует о существовании беднейших слоёв населения Англии в 19 веке.

Геша Черемыш – пятиклассник – пришел учиться в новую школу. Чтобы быть в центре внимания, мальчик решил выдать себя за младшего брата летчика-героя Климентия Черемыша.

После первой мировой войны в Германии начинаются массовые преследования евреев и инакомыслящих. Несколько человек нелегалов, среди которых находится молодой герой романа Людвиг Керн

Детство Тёмы

Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства — отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определённое направление воспитанию детей, среди которых Тёма, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения», а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребёнке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного зверёныша», запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тёма, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.

Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своём поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар — вся «повесть грустного дня» — первого дня повествования, заканчивающегося для Тёмы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

В этот ранний период для матери Тёмы важно то, что, «несмотря на всю сутолоку чувств» и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди её сына «сидит горячее сердце». Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий. После искреннего признания и раскаяния Тёма испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбуждённом состоянии от перенесённых физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.

«Набедокуривший баловень» вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что «какой-то ирод» бросил её в старый колодезь, Тёма сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с «вонючей поверхностью» и «слизистыми стенками полусгнившего сруба» надолго остались в памяти Тёмы. Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом — в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).

Тогда Тёмины «подвиги» заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжёлой болезни. Однако здоровый организм ребёнка берет верх — следует выздоровление, а тёплая, по-осеннему примиряющая погода создаёт у героя такое настроение, когда «вокруг все то же», «все радует своим однообразием» и снова есть возможность «зажить одной общею жизнью».

Выздоровление Тёмы совпадает с ещё одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием. Тёме разрешают посещать «наёмный двор», пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями «носиться с ребятишками», «отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей»: их играм в «дзигу» (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю. Так прошло ещё два года привольной жизни, и «подоспела гимназия». Тёма выдерживает экзамен в первый класс — начинаются первые страхи перед «свирепым латинистом» и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний. Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, «бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами».

На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Тёмой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Тёмы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего», и ему приходится пережить несколько дней «тяжёлого одиночества».

Впрочем, с Ивановым Тёма ещё встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путём пошлой жизни». Приятели, увлечённые строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учёбе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тёма скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. «Америка не выгорела»; компания заслужила прозвище «американцев», а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек», счастливо и без последствий закончившееся. Тёма сдаёт экзамены и переходит в третий класс.

Именно на это время приходится сближение Тёмы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о «походах, товарищах, сражениях». Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и весёлый дом Карташевых наполняется «рыданиями осиротевшей семьи».

Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге — «Гимназисты» — читатель встречается с Тёмой Карташевым — учеником шестого класса.

Краткое содержание «Детство Темы»

Рассказ «Детство Темы» Гарина-Михайловского был написан в 1892 году. Это автобиографическое произведение, в котором писатель уделил особое внимание периоду, в котором человек наиболее уязвим, нежен и беспомощен – детству.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Темы» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Артемий Карташев (Тема) – живой, непоседливый мальчик с добрым сердцем и пытливым умом.

Другие персонажи

Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, прямой, честный, твердый мужчина.

Аглаида Васильевна Краташева – мать Темы, добрая, чуткая, все понимающая женщина.

Зина – старшая сестра Темы, с которой он постоянно конфликтует.

Таня – любимая горничная Темы, добрая и приветливая девушка.

Вахнов, Иванов, Касицкий, Данилов – одноклассники Темы.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Глава 1. Неудачный день

Утро восьмилетнего Темы начиналось, как всегда, очень радостно. После гигиенических процедур и завтрака мальчик отправился на террасу, где увидел, как расцвел « любимый папин цветок, над которым он столько возился ».

Читайте также:  Инженеры - краткое содержание рассказа Гарина-Михайловского

« Маленькое сердце Темы » затрепетало от счастья – он представлял, как обрадуется папа, и как они вместе отправятся к главному садовнику ботанического сада, чтобы показать этот чудесный цветок.

От переполнявших чувств Тема захотел поцеловать цветок, но, не удержав равновесие, упал и сломал его. С ужасом взирая на сломанный цветок, Тема отдал бы все, что угодно, « чтобы все вдруг остановилось » и беда прошла стороной.

Мальчик представлял, как отец, узнав о содеянном, страшно накажет его. Не в силах вынести эти муки, Тема решил исправить ситуацию и воткнул стебель цветка в землю. Скрывшись на кухне, он с облегчением узнал, что родители собрались уезжать – наказание откладывалось.

Провожая родителей, Тема особенно горячо поцеловал мать, и та заподозрила, что совесть мальчика не чиста. Отец же решил, что подобное воспитание превратит его сына в « какую-то противную слюнявку ».

Оставшись без родительского надзора, Тема принялся вовсю шалить. Он взобрался на резвую лошадь и, немного проскакав, упал с нее. Затем принялся ругаться с бонной и драться со старшей сестрой Зиной.

Оставшись в одиночестве, Тема предложил Иоське – сыну посудомойки – поиграть с ним в обмен на кусочки сахара. За воровством сахара мальчика застукала бонна-немка и сестра. Теперь уж точно не избежать отцовского наказания!

Когда началась гроза, Тема вспомнил, что давно не видел свою собаку Жучку. Он бросился на улицу искать ее, и в этот миг столкнулся с отцом.

Глава 2. Наказание

Выявив « полную несостоятельность системы воспитания сына », отец решил наказать его. Тема предложил отрубить ему руки или отдать разбойникам, но отец решил иначе. Он принялся пороть мальчика, невзирая на его мольбы прекратить это. В душе ребенка впервые проснулась ярость и ненависть, и он укусил руку отца. Не выдержав криков, мать вбежала в кабинет, и остановила порку.

Глава 3. Прощение

Мать заметила « маленькую фигурку Темы, лежащего на диване с уткнувшимся лицом ». Аглаида Васильевна решила его не беспокоить, и отправилась в свои покои. Женщина укоряла себя за то, что допустила телесное наказание сына. Она считала, что детей нужно не бить, а объяснять, убеждать и рассказывать – « вот задача правильного воспитания ».

Узнав, что сын ничего не ел весь день, Аглаида Васильевна очень расстроилась. Вечером она приготовила для Темы ванну и приглушила свет. Она знала, что во время порки Тема намочил штанишки, и приказала всем сделать вид, будто ничего не случилось.

Тема самостоятельно вымылся и, увидев специально оставленный хлеб, съел его. Любимая его горничная – добрая и приветливая Таня – предложила мальчику пожелать доброй ночи родителям, и он нехотя согласился.

Не выдержав напряжения дня, Тема горько заплакал, « закрывая руками лицо ». Он рассказал матери обо всем, что случилось, и слезы принесли его душе долгожданное облегчение. Аглаида Васильева объяснила сыну, что « трусить, бояться правды – стыдно », и нужно было сразу признаться в содеянном – тогда бы и наказания никакого не было.

Глава 4. Старый колодезь

От няни Тема узнал, что его любимицу Жучку « в старый колодезь бросил какой-то ирод» . Собака страдала, лаяла и визжала весь день, но никто ей не помог. Тема с трудом заснул, а утром почувствовал « какую-то болезненную истому» .

Преодолев слабость, мальчик отправился к заброшенному колодцу, чтобы выручить Жучку. От жалобного воя собаки « сердце Темы мучительно сжалось ». С большим трудом он спустился на дно колодца, и достал Жучку. Силы покинули Тему, и он потерял сознание.

Тема очнулся, « лежа на своей кроватке » и с ледяными компрессами на голове. Он был очень болен и находился на волосок от смерти.

Глава 5. Наемный двор

Тема боролся с болезнью все лето, и только к осени « организм ребенка взял верх ». Чтобы Тема быстрее восстановил прежние силы, родители разрешили ему « бегать и играть на наемном дворе ».

Просторный наемный двор примыкал к дому, где жило семейство Карташевых, и был отделен от него сплошной стеной. Николай Семенович сдавал это бесполезное для него место еврею Лейбе, который, в свою очередь, сдавал наемный двор по частям. На территории двора находились лавка, трактир, а также крошечные квартирки, которые Лейба « отдавал внаем всякой городской голытьбе ». Здесь было много грязных, но здоровых и веселых детей, которые « целый день бегали по двору ».

Тема с большим удивлением и не меньшим удовольствием окунулся в эту совершенно новую для него жизнь. Кучи мусора, которых было великое множество во дворе, представляли для местных мальчишек « неисчерпаемые источники богатств и наслаждений ». Тема не заметил, как за веселыми играми с его новыми приятелями пролетел год. За это время он заметно « вырос, окреп и развернулся ».

Однажды ребята зашли без спроса на бойню, где на них напал разъяренный бык. Только чудом мяснику удалось спасти Тему, и он « на прощанье надрал ему уши ». Мальчик решил отплатить за это унижение и бросил в мясника камень, разбив ему лицо. Генерал заступился за сына, в то время как Аглаида Васильевна была глубоко возмущена поступком Темы.

Глава 6. Поступление в гимназию

Тема поступил в гимназию и « в первый раз надел форму » – он был очень счастлив. Он не отказал себе в удовольствии пройтись в новенькой форме по наемному двору, чтобы все заметили его новый статус.

Тема согласился пойти с ребятами искупаться в море, где его форму украл какой-то старик. Ему пришлось голышом пробираться по городским улицам, и он с трудом стерпел это неслыханное унижение. Пока шили новую форму, Тема был вынужден сидеть дома, и он явился в гимназию с опозданием.

Свободное место оказалось на последней парте, где сидел верзила – четырнадцатилетний Вахнов. Из-за него первый день Темы в гимназии оказался на редкость мучительным. Однако он не стал ябедничать директору на Вахнова, и тот решил исключить его из гимназии.

Карташевы « поехали объясняться к директору ». На педагогическом совете было решено в течение недели оставлять Тему на лишний час в гимназии в качестве наказания.

Глава 7. Будни

В тот же год в гимназию поступила и Зина, и теперь брат с сестрой каждое утро отправлялись вместе на учебу. Тема любил предаваться фантазиям, и часто опаздывал, за что его постоянно ругали учителя.

Вахнов не прекратил издеваться над более слабым и беззащитным Темой, который неизменно получал плохие оценки по поведению. Вахнов измывался не только над Темой, но и над слабым учителем немецкого языка, страдавшего от « тяжелой, неизлечимой » болезни.

Тема рассказал матери о больном учителе, и они отправились навестить его. Там они встретили Томылина – учителя естественной истории, которого любили все ученики. Аглаида Васильевна выразила ему благодарность за его методы преподавания, а также за его чуткость и стремление оберегать « чувство собственного достоинства ребенка ».

Зина и Тема вместе делали уроки, « всегда под непосредственным наблюдением матери ». Они очень отличались в своем отношении к урокам: Зина была старательной, трудолюбивой ученицей, в то время как Тема всячески старался увильнуть от своих обязанностей.

После уроков Тема немного бродил по дому, а после ложился спасть, ведь рано утром нужно было идти в школу – так проносилась череда « скучных, тоскливых дней »…

Глава 8. Иванов

Учитель немецкого языка все-таки умер, и на его место пришел новый преподаватель. Как-то незаметно для себя Тема « сошелся с своим новым соседом, Ивановым ». Тихий и спокойный мальчик оказал большое влияние на Тему – благодаря новому другу он пристрастился к чтению, и уже во втором классе с упоением читал Гоголя, Майн-Рида, Вагнера.

Иванов был круглым сиротой и жил у родственников. Он сразу понравился Аглаиде Васильевне, которая жалела его. Тема рассказал матери, что приятель пригласил его летом отдохнуть у них в деревне. Аглаида Васильевна согласилась, но только с тем условием, что Тема благополучно перейдет в третий класс.

Глава 9. Ябеда

Однако планам Темы отправиться летом в деревню не суждено было сбыться. Однажды Вахнов решил отомстить учителю французского языка и всунуть в его стул иголку. Он рассказал об этом Иванову и Теме, но вместо одобрения услышал, что это « гнусная гадость ».

Когда учитель пожаловался директору на злую проделку, тот привел к себе в кабинет Тему, и принудил его назвать имя проказника. Вахнова исключили из гимназии, также выгнали и Иванова, который даже под угрозой исключения не мог « сделать подлость ». После этой истории Тема чувствовал себя отвратительно.

Он рассказал всю правду только матери, и та предложила ему помолиться и попросить у Бога « твердость и крепкую волю в минуты страха и опасности ».

Глава 10. В Америку

Тема сдружился с Касицким и Даниловым – только эти мальчики из всего класса пожалели его после неприятной истории с Ивановым и Вахновым. Новые приятели решили сидеть за одной партой.

Данилов, как истинный сын капитана порта, « спал и грезил морем ». Он « давно уже умел и грести, и управлять рулем », и предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. Вскоре « прогулки по морю стали излюбленным занятием друзей ». Зимой же, когда море замерзало, они просто гуляли по берегу, слушая увлекательные истории Касицкого.

Однажды ребята решили отправиться в Америку. Они стали копить деньги, и даже построили лодку. Впрочем, уплыть им не удалось, но они не слишком огорчились – на носу были важные экзамены.

Глава 11. Экзамены

Во время сдачи экзаменов Тема уверенно держал оборону, и рассказывал родителям, что все предметы сдает хорошо. Но вскоре выяснилось, что « он срезался по трем предметам », и родителям нужно было лично явиться к директору, чтобы тот допустил нерадивого ученика на пересдачу.

Тема ждал проявления гнева и упреков в свой адрес, но родители отнеслись с презрением к его слабым познаниям, но главное – к обману. Мучаясь от стыда, он решил – « отчего бы ему не умереть?!» . Тема представил, как бы огорчились родители, и « злое, недоброе чувство » шевельнулось в его сердце.

Недолго думая, Тема привел в исполнение свой план и наглотался серных головок от спичек. К счастью, Таня вовремя заметила намерение Темы, и его удалось спасти.

Родители договорились с директором о пересдаче экзаменов, и Тема всю неделю « не мог оторваться от книг ». После блестящей сдачи всех предметов директор заметил, что Тема при желании мог « бы быть украшением гимназии ».

Глава 12. Отец

Здоровье Николая Семеновича Карташева стало заметно ухудшаться. « Он стал мягче, ласковее », и вся чаще искал общества родных людей.

Тема поделился с родителями своей мечтой – поступить на флот, и отец неожиданно поддержал его. Он принялся рассказывать мальчику увлекательные истории из своей прошлой военной жизни, красочно описывал сражения, отношения с товарищами по оружию.

Вскоре Николай Семенович почувствовал себя настолько плохо, что слег в постель, и уже больше не вставал. Беспомощность некогда отважного генерала « щемила сердце и вызывала невольные слезы ».

Перед смертью Николай Семенович успел благословить своих детей, и на рассвете скончался. С уходом отца закончилось и детство Темы…

Заключение

В своей книге автор выразил мысль, что детство – это не только радостная, безмятежная пора. Дети, наравне со взрослыми, учатся быть сильными, честными, благородными.

После краткого пересказа «Детство Темы» рекомендуем прочесть рассказ Гарина-Михайловского в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Детство Тёмы Гарин-Михайловский

Тёма был сыном отставного генерала. Отец его придерживался строгих правил воспитания, из-за этого у него возникали частые конфликты с женой.

Как-то отец посадил в саду экзотический цветок и с нетерпением ждал, когда он расцветёт. Тёма нечаянно сломал его. Мальчику не хватило смелости рассказать об этом даже маме. Когда родители уехали по своим делам, Тёма долго не мог успокоиться. Что-то толкало его на новые проделки. Он нагрубил и испортил юбку гувернантке, специально толкнул сестру Зину, попытался прокатиться на молодом жеребце, который, в конце концов, сбросил его. Во время обеда Тёма решил вынести из столовой несколько кусков сахара для своего друга Иоськи, но был пойман с поличным.

Вечером рассерженный отец выпорол Тёму за все его проказы. Долгие годы мальчик вспоминал этот случай и не мог простить отцу этих побоев. Перед сном Тёма рассказал матери о своих проделках. Мама объяснила сыну, что всё случилось из-за его трусости, а с этим недостатком каждый человек должен бороться.

Ночью Тёму мучили кошмары. От няни он узнал о судьбе пропавшей собаки Жучки: кто-то бросил её в старый колодец в конце сада. На рассвете мальчик отправился выручать свою любимицу и с большим трудом смог вытащить собаку из колодца. Из-за нервного и физического перенапряжения Тёма заболел и несколько недель не вставал с постели. Но молодой организм победил, и мальчик начал выздоравливать.

За время болезни Тёма сильно похудел и вытянулся. Родители разрешили ему играть с детьми, которые жили на наёмном дворе. Вместе с ними мальчик познавал окружающий мир. Он уже не боялся старого заброшенного кладбища и часто проводил там время со своими новыми друзьями.

Незаметно промелькнул год. Тёме исполнилось девять лет. Теперь их ватаге было мало двора и старого кладбища. Они часто убегали на берег моря и наблюдали за рыбаками, ловили под камнями крабов.

Через год Тёма поступил в первый класс гимназии. Ему приобрели новую форму. Мальчику захотелось показать её своим друзьям на наёмном дворе. В это время ребята собрались идти к морю. Тёма отправился вместе с ними. Незнакомый старик предложил ему подержать его костюм, пока тот будет купаться. Когда мальчики выбрались на берег, старика уже не было. Он ушёл и унёс с собой гимназическую форму Тёмы.

Читайте также:  Тёма и жучка - краткое содержание Гарин-Михайловский

Родители заказали ему новый костюм, но его пришлось ждать больше недели.

В гимназии Тёма познакомился со своими одноклассниками. Но первый день в гимназии закончился для него печально. Он не захотел выдавать напроказившего товарища, и его исключили из гимназии. Пришлось родителям Тёмы ехать к директору и улаживать конфликт.

Незаметно Тёма подружился со своим соседом Ивановым. Его новый друг был большим любителем рассказывать страшные истории. Иванов приносил Тёме книги, и тот незаметно увлёкся чтением. Часто он забирался в укромный уголок в доме или саду и читал интересные истории. Иванов был сиротой и жил у богатых помещиков. Никто не интересовался им, большую часть свободного времени он проводил в своей комнате. Мальчики очень привязались друг к другу. Лето Иванов собирался провести в деревне, в поместье своего дяди. Туда он приглашал и Тёму. Но этим мечтам не суждено было сбыться из-за происшествия в классе.

Сосед Тёмы подложил иголку в стул учителя французского языка. Директор догадался, кто был виновником этого происшествия, но у него не было доказательств. Тёму с Ивановым он по очереди забирал к себе в кабинет и допрашивал. Тёма не выдержал его угроз и всё рассказал. Иванов отказался выдавать товарища, за что и был отчислен из гимназии вместе с виновником происшествия. Одноклассники посчитали Тёму предателем и не хотели общаться с ним. Но двое ребят из всего класса поняли, как ему тяжело. Они пересели за его парту и во всём поддерживали его.

Однажды новые друзья позвали Тёму кататься на лодке. Во время прогулки у одного из них возникла идея – отправиться на корабле в Америку. Все трое забросили учёбу и стали готовиться к предстоящему плаванию. Но на корабль их не взяли. Ребята отказались от своей затеи и решили готовиться к экзаменам.

Экзамены Тёма провалил. От обиды, что родители отнеслись к нему пренебрежительно, он решил отравиться. Его отпоили молоком и пообещали не вспоминать о его неудаче. По просьбе матери директор допустил Тёму к пересдаче трёх предметов. С экзаменами мальчик справился блестяще, даже строгий директор похвалил его.

Когда Тёма учился в третьем классе, тяжело заболел его отец. Последние недели жизни он старался больше уделять времени семье. Он рассказывал детям много интересных историй о своей службе. В такие минуты он был добр и ласков с детьми, внимателен к жене. Прощаясь с отцом, Тёма пообещал ему прожить свою жизнь честно.

Повесть учит признавать свои ошибки и вовремя исправлять их, не обвинять в своих бедах и неудачах окружающих.

Краткий пересказ

Произведение повествует нам о детских годах и учебе маленького мальчика.

Повесть начинается с характеристики главы семейства Карташевых. Николай Семенович, генерал в отставке был очень суровым мужчиной, который за каждую провинность наказывал нашего главного героя, подвижного мальчугана, и постоянно совершающего различные проказы.

Супруга Карташева , наоборот, думала, что нельзя запугивать ребенка. Ведь такое строгое воспитание может подавить развивающуюся личность.

Так мы и знакомимся с Темой, когда он находится между разногласиями его родителей. В этот день он много совершал разных нехороших поступков, за что он получил от папы суровое наказание.

Мальчишка очень любил мать, и в состоянии угрызения совести и перенесенного наказания, беседует с ней о своем поведении. После душевного разговора избалованный хулиган вспоминает о своей собаке, которую какой-то жестокий человек выкинул ее в заброшенный колодец. Ребенок, вначале во сне, а уж потом уже на самом деле приходит на помощь Жучке. Но потом долго в памяти его всплывает картина гнилого и сильно пахнущего места, что вызывает у него омерзение.

Конечно же, после своего героического поступка, Тема слег в постель с высокой температурой. Проболел он несколько недель. Забота прислуги и родственников помогли ему быстро выздороветь.

Теплая осенняя погода подняла ему настроение и настроила его на новые подвиги, тем более, папа разрешил играть ему с ребятишками на дальнем пустыре, который сдавался им в аренду.

Вот и прошли два года. Наступили занятия в гимназии. Тема успешно выдерживает экзамен перед поступлением в учебное заведение, где впоследствии обожает благодушного педагога по истории и до ужаса боится строгого учителя по латыни.

В скором времени Тема заводит дружбу с Ивановым, который был довольно таки одаренным и любознательным учеником. Так, он по совету друга, прочитывает труды Гоголя и Майн Рида. Однако, Иванова выгоняют из гимназии из-за неприятной истории. Тема стал предателем не только для него, но и для всех одноклассников, и ему объявили бойкот.

Но, после потери товарища, наш главный герой встречает на твоем пути других ребят. Они замышляют сбежать в Америку и составляют план побега. Дети, увлеченные созданием судна для путешествия, совсем перестали учиться. Когда пришел период сдачи экзаменов, Карташев-младший очень переживал, что провалит итоговую аттестацию, и даже пытался отравиться.

Но, слава богу, он остался жив, и благополучно закончил второй класс.

К тому времени характер у отца становится мягче, он больше проводит с ним время и рассказывает ему о своих сражениях. Однако, Николай Семенович вскоре заболевает и умирает.

Повесть, прежде всего, полезна для нас, взрослых. Она учит нас, как можно сделать детей счастливыми.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гарин-Михайловский. Все произведения

Детство Тёмы. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Краткий пересказ повестей входящих в Гоголя Петербургские повести

Повествование рассказа идет о том, как одному банковскому служащему пришлось ехать с непростым поручением, он должен был сообщить Люси Маннет, отец которой был их старым клиентом, о том, что ее отец жив, и находится в беспамятстве

Сергей — главный герой рассказа Юрия Марковича Нагибина «Эхо» — отдыхал в приморском санатории. У него была привычка собирать камешки на пляже. Однажды он увидел девочку. Она загорала голышом и нисколько не стеснялась.

Небольшое по объему, но емкое по содержанию произведение «Бакенщик» написал советский писатель Константин Георгиевич Паустовский. Действие рассказа происходит во время Великой Отечественной войны

Иван Иванович Сидоров был настоящим волшебником-инженером. Строил он разные приборы, и для дома машины полезные изобретал: и пол мести они могли, и кофе помолоть, и даже говорить и действовать как люди.

Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)

Гарин Михайловский написал Детство Темы, с которым мы и предлагаем познакомиться в кратком содержании, чтобы быть в курсе сюжета и уметь пересказать краткое содержание книги Детство Темы.

Детство Темы краткое содержание

Детство Темы и его краткое содержание поведает читателю о жизни мальчика, и самое интересное, что данное произведение является автобиографическим.

Глава 1

Итак, Детство Темы и его краткое содержание по главам переносит нас на террасу, что находится в доме семьи Карташовых. Там Тема стоит над сломанным цветком и не верит в произошедшее. А ведь какую-то долю секунды назад он представлял, как позовет отца и обрадует его тем, что расцвел удивительный цветок. Теме захотелось поближе посмотреть на цветы. Мальчик присел на корточки и просто упал на цветок, сломав его. Тема в растерянности, ему страшно, ведь нужно признаться отцу в случившемся, а значит, наказание не минует. Он представляет, как огорчится его отец, как позовет его в свой кабинет, где они останутся вдвоем. А ведь его отец такой страшный в гневе. Мальчик представил, как отец снимет ремень и начнет его пороть. Представляя все это, мальчик по прежнему стоял возле цветка. Он думал о том, как все исправить и, услышав шорох, быстро принимает решение. Воткнув цветок в землю, Тема скрывается на кухне, где кипит работа. Там Тема узнает, что родители уезжают и мальчик вздыхает с облегчением, ведь теперь наказание оттягивается.

Так как наказание откладывается, то Тема вышел в сад, где играли его сестры. Там он случайно ломает лозы, за которые отец также может наказать. А тем временем Еремей подготовил карету. Тема подбежал к родителям, где стал проявлять нежность к матери, та и поняла, что что-то произошло. Родители едут, а Теме приходит в голову прокатиться на Гнедко — их лошади. Своей идеей он делится с сестрой. Затем сев на лошадь, он скачет галопом и резко притормозив, падает с лошади. Дальше Тема ругается с бонной, которая присматривала за детьми, дерется с сестрой, после чего все уходят.

Тема остается со своим другом, которому он пообещал принести сахара.

За завтраком Тема плохо ест, а когда все уходят, он крадет несколько кусочков сахара. За этим действием его застает сестра и бонна-немка. Вот теперь Тема понимает, уж точно ему никто не простит, ведь воровство — это плохо. А тут еще и гроза началась. Теме пришлось идти в детскую и, наблюдая за грозой, он вспомнил, что не видел свою Жучку. Он стал ее везде искать, ему вспомнились слова прислуги Акима, который грозился ее убить, но тот божился, что этого не делал. Тема побежал искать собаку на улицу и столкнулся с отцом. Увидев отца, мальчик бросился в дом.

Глава 2

Отец, убедив своими доводами мать, которая якобы неправильно воспитывает мальчика, закрылся с сыном в кабинете. Мальчик был напуган, он просил отца не наказывать его, но отец не слышал сына. Он приступил к порке. Как ни просил мальчик остановиться, отец не прекращал его бить. Ребенок даже укусил отца, чтобы тот остановился, но ничего не помогало. Мать же, сидя в коридоре, очень сильно переживала, каждый крик ребенка отдавался в ее сердце. Не выдержав, она вбежала в кабинет и обвинила мужа в том, что тот не умеет воспитывать, также сказала, что следующий раз он ударит ребенка только через ее труп.

Глава 3

Мать ищет Тему, но в комнате не находит его. Тема лежит в маленькой комнате на диване. Не стала она его беспокоить и пошла в свои покои. Там она винила себя, что допустила подобное, ведь нельзя детей так воспитывать. Дети делают глупости, потому что не до конца осознают, до чего могут привести их шалости. Им нужно объяснять и рассказывать, а не подобно ее мужу, воспитывать ремнем. У прислуги мать узнает, что Тема целый день ничего не ест. Это ее огорчает. Она приказывает для детей приготовить ванну.

Сначала искупались девочки и младший сын, а после позвали Тему. При этом мать приказала приглушить свет, а все потому, что знала, во время порки ее сын немного обделался и чтобы его не травмировать приказала всем сделать вид, что никто ничего не заметил. Также сказала оставить хлеб, ведь ее сын ничего не ел. Позвала Тему купаться его любимая горничная Таня. Мальчик пришел в комнату и решил купаться самостоятельно. Когда остался один, снял с себя белье и смыл все улики, спрятав мокрое белье. После искупался, а, увидев хлеб, съел его. Когда вышел, Таня повела его в покои матери, ведь нужно было родителям желать спокойной ночи, и хоть мальчику не хотелось видеться с родителями, он вошел в комнату. Там и поговорил с мамой, выплакав свои слезы и рассказав о несправедливости к нему. Мама же объяснила сыну, что все произошло из-за его трусости, ведь, если бы он сразу рассказал правду о цветке, то, возможно, никакого наказания и не было бы, а так есть что есть. Затем мальчик обнял мать и крепко к ней прижался.

Глава 4

Тема спал, но спал беспокойно, а когда проснулся посреди ночи, увидел няню. Он спросил ее о Жучке и няня сказала, что кто-то бросил ее в старый колодец. Собака целый день лаяла, звала на помощь. После этих слов Тема уснул и ему снилось, как он спасал свою собаку, а рано утром, когда мальчик проснулся, он пошел на самом деле спасать свою Жучку. Взял он веревку, направился к старому колодцу, куда пришлось спускаться, ведь по-другому вытащить собаку нельзя было. Силы изначально были на исходе, так как Тема заболел, но об этом еще не подозревал. С неимоверными усилиями ему все-таки удалось достать собаку, а когда он вылез из колодца, то упал без памяти. Его нашел Еремей. Очнулся мальчик в своей комнате, всех увидел рядом с собой, но вскоре вновь провалился в беспамятство. Он постоянно бредил и был на волоске смерти.

Глава 5

Долго организм ребенка боролся с болезнью, целое лето проболел мальчик и только под осень силы стали возвращаться. Вот он уже ходил весь худой по двору, где услышал разговор матери и отца. Они говорили о нем. Мать подняла вопрос о том, чтобы разрешить Теме играть с другими детьми в наемном дворе.

Теперь каждый день Тема ходит в наемный дом, что принадлежал его отцу и сдавался в аренду. Там среди мусора играли дети, но для них это не был мусор, это были настоящие клады, где всегда можно отыскать что-то интересное. Однажды дети нашли в одной хижине, повешенную женщину и стали придумывать различные страшилки. А вскоре дети увлеклись различными играми и здесь Тема у Абрумка просил орехов, обещая заплатить за них. Орехи он получил, а вот деньги не отдавал. И вот умерла больная жена Абрумки. Поговаривали, что он лично своими руками ее задушил, и на похорон понадобились деньги. Тема просит деньги у матери и относит Абрумке. Там видит, как его жену готовят к погребению. Тема рассуждает о жизни и смерти, о том, что все мы умрем рано или поздно и от таких мыслей ему захотелось больше двигаться. чтобы успеть пожить, наслаждаясь детством, ведь во взрослой жизни будет ему скучно.

Так и год пролетел. Тема продолжал бегать во двор, особенно любил с друзьями спускаться к морю и помогать рыбакам. А однажды ребята зашли к мяснику и там на них накинулся разъяренный бык. Мясник еле спас ребят, в том числе и Тему. За то, что дети зашли к нему без спроса, мясник надрал уши Теме. Это мальчика обидело и он захотел отомстить , поэтому, когда мясник проходил мимо двора, где жил Тема, мальчик бросил камень в лицо мужчине. Такой поступок не оценила мать, наругав Тему, а вот отец поддержал сына, но от этого Теме не было легче. Тема долго еще извинялся за проступок, а мать не могла простить такое, но потом простила и сказала, чтобы он уже брался за голову, как ни как, ему уже десять, например, один мальчик уже царем был в его годы. Тему тоже захотелось стать царем, но мать объяснила, что такое невозможно, а вот стать помощником царя можно.

Читайте также:  Студенты - краткое содержание рассказа Гарин-Михайловский

В этот вечер Тема засыпал в возвышенном настроении, представляя как он помогает грозному царю и при этом он все-таки был горд за то, что отомстил мяснику.

Глава 6

Тема поступает в гимназию. Вот уже и форму ему выдали и он решил пройтись по наемному двору, чтобы все видели его в форме. Здесь же он встретил своих друзей, с которыми пошел к морю, чтобы поплавать. У моря к нему подошел старик и сказал, что негоже гимназисту плавать вместе с дворовыми ребятами, вот и отошел он со стариком в сторону. Снял свои одежды Тема и пошел купаться в море, а когда вышел, ни старика, ни одежды не было. Пришлось голым идти домой. Новую одежду пришлось ждать неделю, из-за этого Тема пришел на уроки с опозданием. Так как все места были уже заняты, он сел на последнюю парту. Там сидел Вахнов, из-за которого Тема столкнулся с первыми трудностями. Из-за Вахнова Тему чуть не исключили из гимназии, но, когда приехали родители Темы к директору, то тот сказал, что исключать не будет парня, но ему придется ответить за то, что не рассказал о шалостях и не выдал Вахнова, считая, что поступает по товарищески.

Тема остается в гимназии, а в качестве наказания ему придется оставаться в гимназии после уроков.

Глава 7

Вот и начались будни Темы. Каждый день он вместе с сестрой отправлялся в гимназию. Вот и сегодня в дождливый день они отправились вместе. Она в женскую, а он в мужскую гимназии. И в этот раз Тема вновь опаздывает. Он просит учителя не ставить отсутствие, но тот советует ему раньше вставать и уходит. На перемене Вахнов вновь издевается над Темой, который постоянно просит его этого не делать и вот входит учитель латыни. Он просит отвечать урок, но многие не готовы и делают ошибки, в том числе и Тема, далее был урок немецкого, где Вахнов издевался над больным учителем, который так и не окончил урок по причине своей болезни. Последним уроком была история естествознания, где преподавал любимый учитель Темы.

После уроков, Тема встретил сестру и они пошли домой. Дома за обедом Тема рассказывает о больном учителе и они с матерью идут его проведать.

По приходу домой, Тема с Зиной садятся за уроки и как всегда начинают спорить. Когда уроки все сделаны, Тема бродит по дому, зашел к Еремею, поговорил с Таней, а после, пошел спать, ведь завтра новый будний день и таких скучных дней еще будет очень много и Тема засыпает.

Глава 8

Учитель немецкого все-таки умирает в место него приходит новый учитель, который был не таким, как прежний. Тема находит нового друга Иванова, который любил Теме рассказывать на уроках страшные истории, о которых он читал в книгах. Тема тоже заинтересовался подобными книгами и уже во втором классе стал читать Гоголя, Вагнера, Майн-Рида. Иванов был лучшим другом Темы, и Тема его очень любил. Этот Иванов даже Теминой маме нравился. Однажды Тема попросился к Иванову поехать в деревню и мама разрешила летом съездить с тем условием, что Тема перейдет в третий класс.

Глава 9

Не долгой была дружба с Ивановым. Из-за одной неприятной истории, Вахнова и Иванова исключают из гимназии. Иванов прекращает общение с Темой, самого же Тему называют ябедой, ведь именно он выдал всю историю директору.

Глава 10

Тема заводит разговор с Касицким, который просится сесть с Темой вместе, к ним присоединяется и Данилов. Все в классе заговорили о том, что Тема и им услужит. Тема, Данилов и Касицкий сдружились. Они часто плавали вместе на лодке, в зимнее время просто бродили у моря и слушали истории Касицкого. Как-то ребята надумали ехать в Америку. Они уже и деньги стали собирать, и план приготовили. Построили лодку, на которой решили отплыть от берега, а потом пересесть на корабль. И вот тот день настал. Отплыли парни от берега и стали ждать пароход, который постепенно к ним приближался, но не забрал он парней. Друзьям пришлось возвращаться на берег. С одной стороны было радостно, что не удалась затея, а с другой стороны были на носу экзамены, которые нужно было сдавать.

Глава 11

Вот и начались экзамены. После каждого из них Тема говорил маме, что все нормально, только оценки не показывал. Как оказалось, три экзамена он завалил и нужно пересдавать. Но, чтобы разрешили пересдавать, родителям нужно было идти к директору. Так родители Темы узнали о том, что их сын завалил экзамены. Они стали ругать Тему и тут Теме пришла мысль о смерти. Он решил отравить себя, что и сделал, только вовремя Таня обнаружила Тему и его спасли. Мать же пошла к директору и договорилась о пересдаче, а Тема потратил две недели на подготовку к пересдаче в итоге все знал хорошо и смог ответить на все вопросы. Тему перевели в следующий класс, о чем он всем сообщил. Ведь может же, если хочет, может даже лучшим учеником стать.

Глава 12

В этой главе автор рассказывает о сближении отца и сына. Отец стал часто рассказывать истории о прошлых походах, о сражениях, о товарищах. Тема слушает эти рассказы с удовольствием, Вот только здоровье отца его сильно пошатнулось и вскоре отец его, некогда сильный генерал и вовсе сдал. Вскоре генерала Карташева не стало.
Завершается краткое содержание Детство Темы похоронной процессией, где лились слезы Темы по умершему своему отцу.

Краткое содержание Гарин-Михайловский «Детство Темы»

«Детство Темы» – это известная книга Гарина-Михайловского о детстве 8-летнего мальчика по имени Тема. Он рос в семье строгого отца и гуманной матери, считавшей рукоприкладство неприемлемым в воспитании. По мере взросления мальчик учится отвечать за свои действия и поступать по совести. В этой статье можно прочитать краткое содержание книги по главам. Всего в произведении их двенадцать, и каждая из глав описывает определенный этап из жизни ребенка.

Кратко о персонажах

В кратком содержании крылатого рассказа «Детство Темы» представлено несколько действующих лиц:

  • Тема – восьмилетний мальчик с добрым сердцем и пылким нравом, чье детство описывает автор. Он не может сидеть на месте и часто совершает шалости;
  • Николай Карташев – генерал в отставке, отец главного героя. Мужчина старается воспитывать сына в строгости и порядке;
  • Аглаида Карташева – мать Темы, добрая женщина. Она считает, что между родителями и детьми должно быть понимание;
  • Зина – сестра главного героя, которая часто конфликтует с братом. Несмотря на это, она прилежная ученица;
  • Таня – горничная, с ней у Темы доверительные отношения;
  • Махнов – одноклассник Темы и главный задира в классе. Его проступки приводят к самым неожиданным последствиям;
  • Иванов – начитанный и хорошо воспитанный мальчик;
  • Касицкий и Данилов – друзья главного героя, с которыми он проводил много времени.

Пересказ тезисно

Тема рос в семье отставного генерала Николая Карташева и матери Аглаиды Карташевой. Отец воспитывал сына в строгости, а мать, наоборот, считала, что с ребенком всегда нужно идти на контакт. Однажды мальчик испортил цветок, который выращивал отец, и побоялся рассказать об этом Николаю Семеновичу. В этот день генерал выпорол сына.

Как-то раз мальчик полез в колодец ради спасения собаки. От пережитого страха состояние Темы ухудшилось. Чтобы ребенок быстрей поправился, Карташевы пустили его играть с детьми из наемного двора.

Осенью мальчика устроили в гимназию, из которой его затем чуть не выгнали. Как-то раз его одноклассник Махнов воткнул иголку в учительский стул и поведал о затее Теме и Иванову. Главный герой не сдержался под директорским напором и выдал своего одноклассника. После чего вместе с задирой из учебного заведения исключили и Иванова, потому что тот молчал.

Позже главный герой завел дружбу с 2-мя одноклассниками. Из-за проблем с экзаменами мальчик почти вылетел из гимназии, но позже сдал все на “отлично”.

Здоровье Николая Семеновича совсем ухудшилось. В последний день жизни отец благословил детей, а утром уснул вечным сном.

Краткое содержание по главам

Глава 1. Неудачный день
День для Темы начался самым обычным образом. Как всегда, он умылся и побежал играть. На террасе стоял распустившийся цветок, который долго и упорно выращивал отец мальчика. Тема случайно задел цветок, поломав его, и убежал. В этот момент он отдал бы все, лишь бы остановить время и вернуть все назад. Интуитивно он понимал, что Николай Семенович его сильно накажет.

С утра родители собирались отъехать, и ребенок понимал, что его наказание будет немного отсрочено. Мальчик снова принялся проказничать: сначала он оседлал коня и упал с него, а затем рассорился со своей сестрой.

Глава 2. Наказание
По возвращении Николай Семенович обнаружил оборванный цветок. В гневе он хорошенько выпорол сына. Слезы лились из глаз мальчика, а мать, наблюдая за происходящим, хотела остановить отца. Она была против насилия в семье, считая, что с детьми нужно находить понимание.

Глава 3. Прощение
Мальчик долгое время держал обиду на отца и даже не прикасался к еде. Мать приготовила ему ванну и положила в комнату кусок хлеба, чтобы сын хоть немного поел. Позже она объяснила мальчику, что за свои поступки нужно отвечать, и, если бы он признался отцу в своем проступке, никакой порки бы не произошло.

Глава 4. Старый колодезь
От горничной мальчик услышал, что кто-то бросил его собаку в колодец. Несмотря на страх, он бросился на выручку. Тема полез за Жучкой и спас ее, но из-за перенесенного стресса у мальчика началась сильная горячка. Несколько недель болезнь не отпускала его, и близкие думали, что он находится на волоске от смерти.

Тема и Жучка сидят возле старого колодца, из которого мальчик вызволил свою собаку

Глава 5. Наемный двор
Чтобы сын смог скорее поправиться, Карташевы отпустили его поиграть с ребятами из наемного двора. Этот двор генерал сдавал еврею. Тема часто проводил время с соседскими мальчишками и за год сильно окреп физически и духом. Однажды Тема забрел в чужой двор и чуть не попал под копыта свирепого быка. Подоспевший вовремя мясник спас его, напоследок надрав мальчику уши. Главный герой затаил большую обиду на мясника и вскоре отомстил: он бросил камень в обидчика и разбил ему лицо. Мать сильно расстроилась и была зла на сына, отец же, напротив, принял сторону мальчика.

Глава 6. Поступление в гимназию
Год пронесся незаметно, и теперь Теме пора было поступать в гимназию. Родители купили ему красивый костюм, но форму украли, когда Тема вместе с соседскими мальчишками плавал в море. Поэтому для него шили новую одежду.

Дела у Темы с одноклассниками сразу не задались. Его стал задирать Махнов – верзила 14-ти лет.

Глава 7. Будни
Сестра Темы поступила в ту же школу, что и брат, поэтому ребята вдвоем посещали уроки. Тема продолжал получать плохие отметки за поведение, но выдавать Махнова он не хотел. Кроме того, одноклассник постоянно задевал неизлечимо больного учителя немецкого.

Тема и Зина вместе выполняли домашние задания. Только мальчик учился с неохотой, тогда как Зина, напротив, была способной и прилежной ученицей.

Глава 8. Иванов
Когда преподаватель немецкого скончался, в качестве замены ему прислали нового учителя. Неожиданно для себя Тема сблизился с одноклассником Ивановым, который был хорошо воспитанным и умным мальчиком. Тема идеализировал своего нового приятеля, стараясь подражать ему. Иванов даже позвал Тему в деревню на каникулы.

Глава 9. Ябеда
Чтобы поквитаться с учителем, Махнов подложил ему в стул иголку. Он поделился этим с Темой и Ивановым, но ребята его осудили.

Когда детей вызвали к директору, Тема, не выдержав напора, выдал нарушителя. После этого Махнова, а вместе с ним и Иванова, пришлось выгнать из учебного заведения. Второго отчислили только за то, что он скрыл правду.

Глава 10. В Америку
Неожиданно для себя Тема начал дружить с Касицким и Даниловым. Эти ребята не отвернулись от него после отчисления одноклассников. Все трое грезили о покорении Америки и даже начали собирать средства на поездку. Однако уехать они не могли, потому что впереди их ждали сложные экзамены.

Глава 11. Экзамены
Тема соврал родителям, сказав, что с экзаменами у него проблем нет. Правдой же было то, что мальчик завалил сразу три предмета, и родителям пришлось ехать в гимназию и договариваться о пересдаче.

Тема даже пытался покончить с собой, наглотавшись таблеток, но ничего опасного не произошло. Целую неделю он готовился к пересдаче и сдал экзамены на “отлично”.

Глава 12. Отец
Здоровье старшего Карташева ухудшалось. Видимо, чувствуя скорый конец, он стал более мягким к родным и старался проводить с ними больше времени. Он даже поддержал идею Темы поступать на флот и рассказал мальчику о своей службе.

Краткое описание книги заканчивается тем, как Николай Карташев, окончательно утратив здоровье, слег в постель. Перед смертью он благословил своих детей, а на утро скончался. Так подошло к концу и детство мальчика.

Основная идея рассказа

В произведении автор учит тому, что все события из детства, и положительные, и неудачные, создают человеческую личность. Поэтому нужно учиться бороться с жизненными трудностями и отвечать за совершенные поступки, ведь, если бы мальчик вовремя сознался отцу, что испортил цветок, его бы не стали так сильно наказывать.

В кратком пересказе книги «Детство Темы» Гарина-Михайловского были освещены только основные события. Поэтому рекомендуется прочесть произведение целиком, чтобы лучше понять идею автора и насладиться произведением.

Ссылка на основную публикацию