Храм Хоодо Япония (Павильон Феникса) – сообщение доклад

Доклад на тему Храм Хоодо. Япония (храм Феникса)

В 11 веке японская архитектура начинает отходить от заимствований китайского стиля, в ней появляется больше самостоятельности и самобытности. По-настоящему японская культура, широко использующая культ красоты и духовной утонченности, ярко отражена в храме Хоодо.

Это название обычно переводят как храм Феникса. Представление о хоо – яркой и разноцветной птице с головой петуха – пришло в Японию из Китая. Согласно буддийской мудрости, птица феникс является символом высшей добродетели, а также бесконечной веры в Будду. Не случайно именно феникс был изображен на фамильном гербе императрицы Японии.

В отличие от феникса, поверье о котором пришло к нам из Египта, восточный феникс не обладает свойством воскресать из пепла. Однако увидеть его очень сложно, ведь он появляется лишь однажды за тысячелетие.

Согласно летописям, один из знаменитых японский политиков, бывший одновременно и императорским регентом, однажды решил сделать один из домов, принадлежащих ему, храмом. Таким образом в пригороде Киото, там, где сейчас располагается город Удзи, и появился удивительный храм Бёдо-ин.

Бёдо-ин – один из лучших образцов японской архитектуры, относящийся к буддийской секте Дзёдо. Вокруг храма был разбит невероятно красивый сад, а сам по себе весь комплекс должен был воплощать рай в том виде, в котором его представляли буддийские монахи. За многочисленные века его существования в храме Бёдо-ин часто бушевали пожары, однако удивительным образом огонь никогда не затрагивал ту часть, где находился храм Хоодо. Поэтому храм Феникса сохранился до наших времен в практически неизмененном виде.

Храм Хоодо по своей архитектуре напоминает феникса, раскинувшего крылья. Даже галерея за храмом расположена так, что по форме похожа на длинный птичий хвост. Изначально весь храм находился на острове в самом центре большого пруда. Окружавшая здание вода была символом очищения от всего земного. Удивительная сама композиция, сочетающая в себе храм и окружающую природу, которые гармонируют друг с другом.

Храм Хоодо также венчает высокая крыша с грациозным изгибом, довольно далеко вынесенная вперед. На коньке крыши располагаются позолоченные фигурки фениксов. Галереи, расположенные по бокам здания и символизирующие крылья феникса, также имеют высокие крыши с двумя ярусами. Все здание в целом поражает своей легкостью, четкостью линий и грациозностью.

На данный момент храм Хоодо причислен к главным архитектурным сокровищам Японии и находится под охраной государства.

Сообщение про Храм Хоодо

Одной из красивых и удивительных достопримечательностей в Японии являются храмы. На всей площади страны расположено огромное количество различных храмов, принадлежащих к разным религиозным направлениям. Одним из храмов, который по сей день хранит традиции такой религии, как буддизм, является храм Хоода или храм Феникс. На сегодняшний день он является частью древних строений, которые в те времена имели популярность, как один из красивейших монастырей в Японии. Этот храм с удовольствием посещают как туристы, так и местные жители. Среди них также есть жители городка Удзи, располагающегося неподалеку от Киото.

Храм называют Фениксом за счёт того, что он своей формой напоминает это мифическое животное. Если смотреть на него сверху, то длинные коридоры будут напоминать крылья огненной птицы. Сам же храм также имеет очертания, схожими с Фениксом и двумя его птенцами. Огненно-красный цвет, в который окрашен храм, придаёт ещё большее сходство, так как напоминает пылающие яркие перья.

В 14 веке большую часть храма уничтожил пожар, оставив лишь фрагмент величественного исторического и культурного наследия. Пожар смог уничтожить всё, так как здание строилось из бамбука и дерева. При этом каждый элемент обладает своей опорой в виде колоны. Также интерес вызывает крыша. Благодаря уникальной черепицы создаётся ощущение, что храм имеет просторный второй этаж. С двух сторон от храма расположено два строения, находящихся в симметрии друг с другом. Возле одного из них расположен уникальный мост. Также храм имеет выступающую часть с тыльной стороны. Именно она и представляет хвост Феникса.

Внимание туристов также привлекает и музей, находящийся за храмом. Там собраны экспонаты, имеющие большую культурную ценность Японии. Однако выше всех стоят деревянные фигурки, которые почитают буддисты. Порядка пятидесяти образов сторожат самую главную достопримечательность- Статуя Будды, вырезанную из кипариса. Благодаря покрытию золотого оттенка, складывается ощущение, что она вся состоит из золота.

Хоодо находится на берегу реки. Благодаря общей картине, в которой наблюдается связь с природой, достигается гармония духа и умиротворение. Именно с таким настроем уходят посетители храма, в конце своей прогулки.

Картинка к сообщению Храм Хоодо. Япония

Популярные сегодня темы

При наступлении тепла мы видим огромное количество бабочек, но речь сегодня пойдет именно о бабочке крапивнице.

Люди с древности наблюдают за звёздами. Они научились определять по ним путь и предсказывать некоторые события. Для упрощения, человек объединил некоторые группы небесных светил, объединив их

Со времен античности до настоящего времени в разных сферах жизнедеятельности человека существует огромное количество бесценных открытий.

Сосна – это уникальное и удивительное дерево. Сосна относится к вечнозеленым растениям семейства Хвойных. Сосну обыкновенную можно встретить в лесу, тайге, лесостепи и степи евразийского конт

Совершенно обоснованно нефть называют черным золотом. Ведь этот ценный природный ресурс на данный период является своеобразным эквивалентом общей ценности в экономике и представляет собой уни

Одним из самых красивых и загадочный небесных тел, несомненно является созвездие скорпиона. Находится оно во Млечном пути и имеет свои границы и очертания. С востока – граничит со Стрельцом

Храм Хоодо Япония (Павильон Феникса) – сообщение доклад

На оборотной стороне японской 10-йеновой монеты изображено протяженное здание – главный павильон буддийского храма Бёдо-ин, больше известный в народе как «храм Феникса». Действительно, раскинувший свои крылья-коридоры, он напоминает по форме большую птицу, которая распласталась на берегу пруда, чтобы попить, да так и застыла, заглядевшись на свое отражение.


Храм Бёдо-ин. Зал Феникса

Буддийский храм Бёдо-ин (яп. 平等院) — находится в городе Удзи недалеко от Киото.
Удобнее всего добраться сюда на железнодорожном экспрессе: всего 17 минут от центральной станции Киото, и вы погружаетесь в атмосферу средневековой Японии. Дорога от станции поведет вас через небольшой городок, маленькие магазинчики выставляют на прилавки местные сувениры, и главным из них, безусловно, является зеленый чай города Удзи – лучший в Японии.


Чайный магазин, где можно приобрести чай Удзи

Вы обязательно обратите внимание на статую на берегу реки, выполненную в романтическом стиле японской живописи. Так японцы представляют Мурасаки Сикибу (Murasaki Shikibu) – известейшую писательницу эпохи Хейан. Вообще, время, о котором пойдет речь, является эпохой небывалого подъема японского искусства и литературы, когда императорский дворец перестал быть местом политических баталий и превратился в центр процветания культуры. В этот же период небывалых вершин достигла японская проза и поэзия. Придворные состязались в изысканности слога, вот и упомянутая Мурасаки Сикибу, происходившая из знатного года Фудзивара, служила при дворе императрицы Сёси. Вершиной ее творчества считается «роман о Гэндзи» (Гэндзи Моногата́ри) – одно из величайших произведений японской классической литературы, представляющее собой сплетение трёх жанров: живописи, поэзии и прозы. Роман рассказывает о любовных похождениях принца Гэндзи, этакого японского Дон Жуана, который, однако, представляется не в виде коварного соблазнителя, но в виде соблазнителя, желанного для любой дамы и берущего на себя заботу о каждой женщине, встретившейся на его любвеобильном пути. Вот такой рыцарь средневековой Японии! Существенная часть описываемых событий происходит здесь, в городе Удзи, где находились загородные дома японской знатии.

Читайте также:  Средневековое искусство – сообщение доклад (6 класс История)


Мурасаки Сикибу – автор романа Гэндзи Моногатари

А мы с вами подходим к основной цели нашего путешествия – храмовому комплексу Бёдо-ин. В 998 году это была вилла главного императорского советника Фудзивара-но-Митинага. К тому времени Киото уже отпраздновал свое двухсотлетие, и превратился в центр небывалого развития изящных искусств и словесности, не оставалась в стороне и архитектура. Сменилось поколение клана Фудзивара, и в 1052 году «дворец Удзи», как он тогда назывался, был переделан в буддийский монастырь Бёдо-ин – «Храм равенства». Этот год принято считать годом основания храма.


Павильон Каннон-до (Kannon-do) храма Бёдо-ин

В следующем, 1053 году был возведен новый павильон – Храм Будды Амида, который теперь широко известен как Зал Феникса – Хоо-до. К сожалению, мы уже не можем увидеть, как выглядели первоначальные постройки комплекса: междоусобная война в 1336 г. превратила их в пепел, однако, по счастью, Зал Феникса чудом сохранился. К слову сказать, это единственная сохранившаяся постройка из череды великих монастырей, построенных японской знатью эпохи Хейан.


Павильон Феникса был построен почти десять веков назад

Посетителям предлагаются короткие экскурсии по Залу Феникса, которые начинаются каждые 20 минут. Их стоимость составляет 300 иен в дополнение к цене билета. Сам зал очень невелик, и внимание посетителей, прежде всего, привлекает позолоченная статуя Амиды. Ее создатель – монах по имени Дзёте, использовал особый способ сочленения отдельных резных частей фигуры, и она очень хорошо сохранилась до наших дней. Статуя установлена таким образом, чтобы свет утреннего солнца падал на ее лицо. На светящемся золотом ореоле позади статуи изображены двадцать бодхисаттв. Сохранились некоторые фрески и потускневшие от времени изображения Амиды и небесных обитателей. Изящные деревянные фигурки, спускающиеся к нам на пушистых облаках, изображены играющими на музыкальных инструментах, танцующими, некоторые из них несут религиозные символы. К сожалению, видео- и фотосъемка внутри здания строго запрещена.


Каждые 20 минут в Зале Феникса проводятся экскурсии

Позади Зала Феникса, на холме, находится Хомоцу-кан – сокровищница, где в должных условиях хранятся оригинальные изображения бодхисаттв, колокол храма, а также два феникса, установленные когда-то на крыше Храма Амида (сейчас на крыше находятся копии этих мифологических птиц). Эти экспонаты являются самыми старыми из всех ныне существующих образцов японского стиля ямато-э.


Павильон Дзёдо-ин (Jodo-in) был воздвигнут в конце 15-го столетия во время восстановления комплекса Бёдоин

В 1180 году в непосредственной близости от храма состоялась знаменитая Битва при Удзи между кланами Минамото и Тайра. В этом ужасном сражении немногочисленная армия Минамото была полностью разгромлена. Глава рода, 74-летний Минамото Ёримаса, вынужден был совершить ритуальное самоубийство – сэппуку. Это произошло на территории храма Бёдо-ин, здесь же были упокоены его останки. Перед смертью на своем боевом веере, старый воин написал коротенькую поэму: «Как жаль, что старое окаменевшее дерево должно умереть, так ни разу и не зацветя».


Место, где Минамото Ёримаса совершил сэппуку

Бёдоин

БЁДОИН — буддийский монастырь в городе Удзи, префектура Киото. Известен благодаря храму Хоодо (Феникса).

В 998 г. Фудзивара-но Митинага, один из самых влиятельных и талантливых политиков своего времени, при котором дом Фудзивара фактически стал правящим домом в стране, перестроил загородный дворец в Удзи, где он позже, уйдя на покой, предавался медитации.

Общее настроение той эпохи проникнуто печалью и грустью. С конца X в. среди буддийского духовенства, а потом и среди аристократов стала распространяться идея о скором наступлении века «конца Закона», первый год которого падал на 1052 г. Спасение было в Будде Амида, он — властитель Чистой земли, рая, давший Великий обет: вести в свою обитель всех людей. Вот почему Ёримити, сын Митинага, стремился окончить постройку такого храма именно к моменту наступления последней эры. В 1052 г. он превратил дворец своего отца на берегу реки Удзи в монастырь Бёдоин — «Монастырь равенства», посвященный Будде Амида. Ёримити не случайно назвал построенный им монастырь Бёдоин, поскольку буддийские проповедники того времени утверждали, что в деле спасения «все люди равны». Нужно лишь взывать к Будде Амида: «О, Будда Амида!», и тогда возрождение в Чистой земле будет обеспечено. И на первый план в японском буддизме выступило учение Дзёдо (Чистой земли). Культ Дзёдо стал постепенно проникать и в среду аристократов, которые стали воздвигать великолепные храмы в честь Будды Амида. Одним из сохранившихся сооружений этого типа и является Амидадо в монастыре Бёдоин, который Ёримити мыслил как храм-мавзолей. Позднее Амидадо стали называть храмом Хоодо — храмом Феникса.

Главная статуя Будды Амида плоскостна и декоративна. Будда сидит в канонической позе, его колени слегка приподняты. В целом образ Будды отличается спокойной сосредоточенностью. Статуя сидящего Будды выполнена строго по принятой модели подобных изображений, но лицо Будды уже другое: перед нами явный японец. Позу изменить было нельзя, но даже это закованное в каноны искусство стало приобретать национальные черты. Сохранилось и имя мастера — это был скульптор Дзётё, сын скульптора Косё, основавшего в Киото мастерскую буддийской скульптуры.

В XI в. в японской архитектуре наблюдается значительный отход от китайского стиля, это находит отражение и в скульптуре. Японские мастера все смелее вступают на путь самостоятельных решений. Придворная культура Хэйан с ее культом красоты и эстетизма, с призывом к духовной утонченности нашла отражение и в архитектуре. В этом можно убедиться на примере храма Хоодо.

Название Хоодо часто переводят как зал или храм Феникса. В представлениях китайцев, а затем и японцев Хоо — фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы; крылья окрашены в пять цветов. Птица Хоо символизирует высшую буддийскую добродетель — беспредельную веру в Будду Амида.

В плане здание имеет форму фантастической птицы Феникс с двумя крыльями и хвостовой галереей. Это была иллюзия небесного дворца. Первоначально дворец был воздвигнут на острове посреди пруда. Вода, полностью окружая здание, выполняла символическую роль — очищала от всего земного.

Идеи и настроения в буддизме XI в. нашли свое отражение в удивительной композиции постройки и окружающей природы, архитектурная форма как бы растворилась в окружающей среде. Храм Феникса представляет собой небольшой прямоугольный деревянный павильон с боковыми крыльями сквозных галерей. Он увенчан высокой, грациозно изогнутой крышей с большим выносом, на концах конька возвышаются позолоченные фигуры фантастической птицы Феникс. Всю тяжесть перекрытий и крыши принимают на себя парные трехъярусные кронштейны, расположенные на квадратных столбах. Легкий обходной балкон, расположенный между ярусами крыши, скрывается в тени ее низких скатов.

Увенчанные одноярусными кровлями легкие открытые галереи, концы которых подчеркнуты высокими двухъярусными крышами, расположены по обе стороны центрального павильона. Все здание производит впечатление легкой нарядной постройки с четкой завершенностью и уравновешенностью объемов.

Развитие художественного ремесла в X–XI вв., особенно лаковой росписи золотом, способствовало созданию торжественного оформления интерьера дворца со сложными формами украшений, которые сохранились при превращении дворца в храм.

В убранстве дворца широкое применение нашла резьба по дереву в виде сложных композиций растительного характера, резьба по металлу, причем ажурные бронзовые позолоченные пластины дополнительно украшались тончайшей гравировкой. Решетчатый потолок и столбы, покрытые золотым лаком и росписями, свидетельствуют о высоком мастерстве в этом виде декора. Отдельные деревянные детали внутри зала украшены также инкрустацией перламутром.

После превращения дворца в буддийский храм, посвященный Будде Амида, было сооружено алтарное возвышение для статуи с великолепным резным балдахином. Сама статуя Будды Амида была обрамлена вырезанным из дерева тонким золоченым нимбом. Стены и створки двери были расписаны: изображалось, как сходит с небес Амида, чтобы принять к себе молящегося подвижника. И художник, Такума Тамэнари, позволил себе отступление от канона — он изобразил горы и воду той местности вокруг селения Удзи, где был расположен храм.

Читайте также:  Костяное кружево (резьба по кости) – сообщение доклад

За свою долгую историю храм Феникса часто подвергался разрушениям, но восстанавливался. Храм причислен к государственным сокровищам страны.

Комментарии

Сайт Cult Line участник Topsites Japan проголосуйте за нас

Скачать большую энциклопедию Японии от А до Я с мультимедиа:

Нажав кнопку, начнется загрузка самой полной и последней версии энциклопедии Японии с мультимедийными материалами. В Энциклопедии уделено большое внимание российско-японским отношениям. Дополнительно раскрыты следующие темы: города Японии, производство в Японии, острова Японии, развитие Японии, война с Японией и многое другое.

Бёдоин

БЁДОИН — буддийский монастырь в городе Удзи, префектура Киото. Известен благодаря храму Хоодо (Феникса).

В 998 г. Фудзивара-но Митинага, один из самых влиятельных и талантливых политиков своего времени, при котором дом Фудзивара фактически стал правящим домом в стране, перестроил загородный дворец в Удзи, где он позже, уйдя на покой, предавался медитации.

Общее настроение той эпохи проникнуто печалью и грустью. С конца X в. среди буддийского духовенства, а потом и среди аристократов стала распространяться идея о скором наступлении века «конца Закона», первый год которого падал на 1052 г. Спасение было в Будде Амида, он — властитель Чистой земли, рая, давший Великий обет: вести в свою обитель всех людей. Вот почему Ёримити, сын Митинага, стремился окончить постройку такого храма именно к моменту наступления последней эры. В 1052 г. он превратил дворец своего отца на берегу реки Удзи в монастырь Бёдоин — «Монастырь равенства», посвященный Будде Амида. Ёримити не случайно назвал построенный им монастырь Бёдоин, поскольку буддийские проповедники того времени утверждали, что в деле спасения «все люди равны». Нужно лишь взывать к Будде Амида: «О, Будда Амида!», и тогда возрождение в Чистой земле будет обеспечено. И на первый план в японском буддизме выступило учение Дзёдо (Чистой земли). Культ Дзёдо стал постепенно проникать и в среду аристократов, которые стали воздвигать великолепные храмы в честь Будды Амида. Одним из сохранившихся сооружений этого типа и является Амидадо в монастыре Бёдоин, который Ёримити мыслил как храм-мавзолей. Позднее Амидадо стали называть храмом Хоодо — храмом Феникса.

Главная статуя Будды Амида плоскостна и декоративна. Будда сидит в канонической позе, его колени слегка приподняты. В целом образ Будды отличается спокойной сосредоточенностью. Статуя сидящего Будды выполнена строго по принятой модели подобных изображений, но лицо Будды уже другое: перед нами явный японец. Позу изменить было нельзя, но даже это закованное в каноны искусство стало приобретать национальные черты. Сохранилось и имя мастера — это был скульптор Дзётё, сын скульптора Косё, основавшего в Киото мастерскую буддийской скульптуры.

В XI в. в японской архитектуре наблюдается значительный отход от китайского стиля, это находит отражение и в скульптуре. Японские мастера все смелее вступают на путь самостоятельных решений. Придворная культура Хэйан с ее культом красоты и эстетизма, с призывом к духовной утонченности нашла отражение и в архитектуре. В этом можно убедиться на примере храма Хоодо.

Название Хоодо часто переводят как зал или храм Феникса. В представлениях китайцев, а затем и японцев Хоо — фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы; крылья окрашены в пять цветов. Птица Хоо символизирует высшую буддийскую добродетель — беспредельную веру в Будду Амида.

В плане здание имеет форму фантастической птицы Феникс с двумя крыльями и хвостовой галереей. Это была иллюзия небесного дворца. Первоначально дворец был воздвигнут на острове посреди пруда. Вода, полностью окружая здание, выполняла символическую роль — очищала от всего земного.

Идеи и настроения в буддизме XI в. нашли свое отражение в удивительной композиции постройки и окружающей природы, архитектурная форма как бы растворилась в окружающей среде. Храм Феникса представляет собой небольшой прямоугольный деревянный павильон с боковыми крыльями сквозных галерей. Он увенчан высокой, грациозно изогнутой крышей с большим выносом, на концах конька возвышаются позолоченные фигуры фантастической птицы Феникс. Всю тяжесть перекрытий и крыши принимают на себя парные трехъярусные кронштейны, расположенные на квадратных столбах. Легкий обходной балкон, расположенный между ярусами крыши, скрывается в тени ее низких скатов.

Увенчанные одноярусными кровлями легкие открытые галереи, концы которых подчеркнуты высокими двухъярусными крышами, расположены по обе стороны центрального павильона. Все здание производит впечатление легкой нарядной постройки с четкой завершенностью и уравновешенностью объемов.

Развитие художественного ремесла в X–XI вв., особенно лаковой росписи золотом, способствовало созданию торжественного оформления интерьера дворца со сложными формами украшений, которые сохранились при превращении дворца в храм.

В убранстве дворца широкое применение нашла резьба по дереву в виде сложных композиций растительного характера, резьба по металлу, причем ажурные бронзовые позолоченные пластины дополнительно украшались тончайшей гравировкой. Решетчатый потолок и столбы, покрытые золотым лаком и росписями, свидетельствуют о высоком мастерстве в этом виде декора. Отдельные деревянные детали внутри зала украшены также инкрустацией перламутром.

После превращения дворца в буддийский храм, посвященный Будде Амида, было сооружено алтарное возвышение для статуи с великолепным резным балдахином. Сама статуя Будды Амида была обрамлена вырезанным из дерева тонким золоченым нимбом. Стены и створки двери были расписаны: изображалось, как сходит с небес Амида, чтобы принять к себе молящегося подвижника. И художник, Такума Тамэнари, позволил себе отступление от канона — он изобразил горы и воду той местности вокруг селения Удзи, где был расположен храм.

За свою долгую историю храм Феникса часто подвергался разрушениям, но восстанавливался. Храм причислен к государственным сокровищам страны.

Храм Хоодо Япония (Павильон Феникса) – сообщение доклад

Войти

Бедоин – Храм Феникса

Я уже давно анонсировала рассказ о том, где нужно обязательно побывать, посещая Японию, даже если этого места нет в Вашем путеводителе (это проблема Вашего путеводителя). У меня, например, 2 путеводителя по Японии – в одном оно есть, в другом – нет. Это город Уджи (или Удзи) . Там находится то, что осталось от некогда большого монастыря Бёдоин – Храм Феникса (* для поклонников Гарри Поттера: это место не имеет ничего общего с Орденом Феникса, его члены тут не собирались, это совсем другая история*). Все остальные постройки монастыря были сожжены во время войны еще в 14 веке.

Даже те кто никогда здесь не бывал, но путешествовал по Японии, знают это место – на монете в 10 йен Храм Феникса на месте орла:

Заметьте, ни одна другая постройка такой чести не удостоилась!

А вот так он выглядит в действительности и с разных ракурсов:

Храм назван Храмом Феникса, потому что, во-первых, в проекции он напоминает птицу с расправленными крыльями – боковые галереи похожи на крылья, а сзади есть одна галерея, которая напоминает хвост, перед главным зданием – большой каменный фонарь – глаз феникса. Во-вторых, крыша украшена фигурами двух фениксов. ДА и сама постройка как будто парит над озером.

Это сейчас здание выглядит мрачновато, а когда-то оно было совсем другим – все коричневые колонны, украшения и балки были ярко красными, а все остальное – белым.

Первоначально храм был построен как сельская вилла одного из членов могущественного клана Фудзивара, а потом – в середине 11 века – на вилле было решено построить храм. В то время японцы жили ожиданием ни много ни мало конца света или, по крайней мере, заката буддизма и наступления эры вырождения. Подобные ожидания связывались с тем, что в 1051 году должно было пройти 15 столетий со времени смерти Будды. Для спасения от этой напасти нужно было молиться Будде Амиде – Будде света. Считалось, что именно он может помочь достичь просветления и попасть в “чистую землю” – рай будд и бодхисатв. Поэтому знатные люди строили на територии своих поместий частные буддисткие храмы, чтобы всегда иметь “под рукой” статую Будды Амиды. Она до сих пор находится в главном зале храма (фотографировать там нельзя поэтому фотки из инета):

Читайте также:  Викинги – сообщение доклад (5, 6 класс. История. География)

По сторонам некогда было по 26 бодхисатв (т.е. всего 52) на облаках, которые играют на разных музыкальных инструментах. Сейчас там примерно половина от этого числа, остальные из сохранившихся в музее:

Это подлинные фигуры 11-12 вв. Раньше они тоже были совсем другие – раскрашенные в яркие цвета. Вот современная реконструкция:

Вообще там абсолютно гениальный музей храма. Современное здание, но его практически не видно – со стороны храма оно замаскировалось под гору. Там много подлинных храмовых древностей, рассказ об истории храма, какие-то археологические находки и показывается замечательное видео про то, как храм мог выглядеть в 11 веке – как разноцветная шкатулка – все стены и потолки расписаны красными, зелеными, синими красками и золотом.

Еще пара интересных фоток. Осенью сакура выглядит совсем непривлекательно:

Феникс на крыше повстречался с аистом:

Удительно красивое место и за пределами Храма Феникса. Эти лодки катают людей по реке Уджи:

Пернатые обитатели Уджи:

Природа там потрясающая. Быстрая течение – на этом месте бывает рыбалка с бакланами:

Атмосфера романтичная. С одной стороны реки музыкант играет что-то очень лиричное:

Невозможно не влюбиться:

А еще в Уджи – самый лучший чай в Японии. Многие японцы приезжают сюда именно за чаем. На главной улице почти все лавочки торгуют исключительно чаем:

Для тех, кто еще не готов убить меня при встрече за фотографическое насилие, есть вот эта ссылка

Бёдоин

Фотографии

Основная информация

Городок Удзи недалеко от Киото известен прежде всего самым лучшим в Японии зелёным чаем. Многочисленные кафе и ресторанчики поражают разнообразием зелёного меню. Здесь можно попробовать зелёный рис, зелёную соба (гречневые макароны), зелёные моти, зелёное мороженое, ну и зелёный чай.

Второе, чем известен городок Удзи – это храм Бёдоин, изображенный на 10-иеновой монетке. Известен благодаря храму Хоодо (Феникса).

В 998 году Фудзивара-но Митинага, один из самых влиятельных и талантливых политиков своего времени, при котором дом Фудзивара фактически стал правящим домом в стране, перестроил загородный дворец в Удзи, где он позже, уйдя на покой, предавался медитации.

Общее настроение той эпохи проникнуто печалью и грустью. С конца X в. среди буддийского духовенства, а потом и среди аристократов стала распространяться идея о скором наступлении века «конца Закона», первый год которого падал на 1052 год. Спасение было в Будде Амида, он – властитель Чистой земли, рая, давший Великий обет: вести в свою обитель всех людей. Вот почему Ёримити, сын Митинага, стремился окончить постройку такого храма именно к моменту наступления последней эры. В 1052 году он превратил дворец своего отца на берегу реки Удзи в монастырь Бёдоин – «Монастырь равенства», посвященный Будде Амида. Ёримити не случайно назвал построенный им монастырь Бёдоин, поскольку буддийские проповедники того времени утверждали, что в деле спасения «все люди равны». Нужно лишь взывать к Будде Амида: «О, Будда Амида!», и тогда возрождение в Чистой земле будет обеспечено. И на первый план в японском буддизме выступило учение Дзёдо (Чистой земли). Культ Дзёдо стал постепенно проникать и в среду аристократов, которые стали воздвигать великолепные храмы в честь Будды Амида. Одним из сохранившихся сооружений этого типа и является Амидадо в монастыре Бёдоин, который Ёримити мыслил как храм-мавзолей. Позднее Амидадо стали называть храмом Хоодо – храмом Феникса.

Главная статуя Будды Амида плоскостна и декоративна. Будда сидит в канонической позе, его колени слегка приподняты. В целом образ Будды отличается спокойной сосредоточенностью. Статуя сидящего Будды выполнена строго по принятой модели подобных изображений, но лицо Будды уже другое: перед нами явный японец. Позу изменить было нельзя, но даже это закованное в каноны искусство стало приобретать национальные черты. Сохранилось и имя мастера – это был скульптор Дзётё, сын скульптора Косё, основавшего в Киото мастерскую буддийской скульптуры.

В XI в. в японской архитектуре наблюдается значительный отход от китайского стиля, это находит отражение и в скульптуре. Японские мастера все смелее вступают на путь самостоятельных решений. Придворная культура Хэйан с ее культом красоты и эстетизма, с призывом к духовной утонченности нашла отражение и в архитектуре. В этом можно убедиться на примере храма Хоодо.

Название Хоодо часто переводят как зал или храм Феникса. В представлениях китайцев, а затем и японцев Хоо – фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы; крылья окрашены в пять цветов. Птица Хоо символизирует высшую буддийскую добродетель – беспредельную веру в Будду Амида.

В плане здание имеет форму фантастической птицы Феникс с двумя крыльями и хвостовой галереей. Это была иллюзия небесного дворца. Первоначально дворец был воздвигнут на острове посреди пруда. Вода, полностью окружая здание, выполняла символическую роль – очищала от всего земного.

Идеи и настроения в буддизме XI в. нашли свое отражение в удивительной композиции постройки и окружающей природы, архитектурная форма как бы растворилась в окружающей среде. Храм Феникса представляет собой небольшой прямоугольный деревянный павильон с боковыми крыльями сквозных галерей. Он увенчан высокой, грациозно изогнутой крышей с большим выносом, на концах конька возвышаются позолоченные фигуры фантастической птицы Феникс. Всю тяжесть перекрытий и крыши принимают на себя парные трехъярусные кронштейны, расположенные на квадратных столбах. Легкий обходной балкон, расположенный между ярусами крыши, скрывается в тени ее низких скатов.

Увенчанные одноярусными кровлями легкие открытые галереи, концы которых подчеркнуты высокими двухъярусными крышами, расположены по обе стороны центрального павильона. Все здание производит впечатление легкой нарядной постройки с четкой завершенностью и уравновешенностью объемов.

Развитие художественного ремесла в X–XI вв., особенно лаковой росписи золотом, способствовало созданию торжественного оформления интерьера дворца со сложными формами украшений, которые сохранились при превращении дворца в храм.

В убранстве дворца широкое применение нашла резьба по дереву в виде сложных композиций растительного характера, резьба по металлу, причем ажурные бронзовые позолоченные пластины дополнительно украшались тончайшей гравировкой. Решетчатый потолок и столбы, покрытые золотым лаком и росписями, свидетельствуют о высоком мастерстве в этом виде декора. Отдельные деревянные детали внутри зала украшены также инкрустацией перламутром.

После превращения дворца в буддийский храм, посвященный Будде Амида, было сооружено алтарное возвышение для статуи с великолепным резным балдахином. Сама статуя Будды Амида была обрамлена вырезанным из дерева тонким золоченым нимбом. Стены и створки двери были расписаны: изображалось, как сходит с небес Амида, чтобы принять к себе молящегося подвижника. И художник, Такума Тамэнари, позволил себе отступление от канона – он изобразил горы и воду той местности вокруг селения Удзи, где был расположен храм.

За свою долгую историю храм Феникса часто подвергался разрушениям, но восстанавливался. Храм причислен к государственным сокровищам страны.

Ссылка на основную публикацию