История Древнего мира – сообщение доклад

Доклад-сообщение «История Древнего мира»

окружающий мир, история

Со временем, когда популяция древних людей стало расширяться, уменьшились запасы еды и питья. Так, более 40 тысяч лет назад люди заселились в разных территориях, на которых производили все, что необходимо для жизни. В скором времени первобытные люди начали строить первые государства.

Древний Египет

Египтяне часто называли свою страну «Та-Мери» (Черная земля), поскольку они славились своими плодородными черными землями. Население Египта обитало у берегов Нила, которая использовалась для полива полей, садоводства и сельского хозяйства.

Страна известна строительством пирамид. Было воздвигнуто более, чем 30 пирамид, которые служили для погребения царей – фараонов, а также их сокровищ. Историк Геродот пишет, что для строения пирамиды Хеопса потребовалась 30 лет. Первые 10 лет сто тысяч людей работали над дорогой, по которой они должны были таскать камни. Последние 20 лет египтяне соорудили саму пирамиду.

Древние египтяне были смуглыми, так как всю свою жизнь проводили под жарким солнцем. Большинство людей занималось земледелием, либо ремеслами. Популярным ремеслом у египтян было бальзамирование. Они верили, что после смерти человек обретает новую жизнь. А для того, чтобы душа умершего вернулась в свое тело, надо было готовить его к воскрешению. Так покойного бальзамировали и рядом ставили все то, что могло пригодиться при жизни. Бальзамировщики пропитывали умершего разными составами, высушивали его и обволакивали предварительно замоченными в гипс бинтами. После этого тело клали в деревянный саркофаг, а после перемещали в каменный.

В Египте для письменности создали иероглифический алфавит, знаки которых люди высекали на камне. Со временем создали слоговое и буквенное письма, а также стали писать на папирусе. Стоит заметить, что грамоте учили далеко не всех. Образование могли получить только люди состоятельные, из знатных семей. Для простых людей обучение было роскошью.

Интересные факты о Древнем Египте

1. Первая полиция появилась в Египте. Патрульными животными были обезьяны и собаки

2. Египтяне не отмечали дни рождения.

3. Мужчины, как и женщины носили макияж, который имел духовный характер. Люди считали, что косметика имеет целебные свойства.

Древний Китай

В Китае протекают Хуанхэ и Янцзы – крупнейшие реки местности. Земли побережья были настолько податливыми, что люди легко могли обрабатывать их без сложных инструментов. Именно здесь появилась китайская цивилизация, которая заложила основы науки, литературы и медицины.

Китайский образ жизни многим отличался от других народов. Их жизненная позиция заключалась в проявлении доброте и любви к близким. Они оберегали семейные ценности, жили скромно, почитали старших и все время совершенствовались.

Важнейшие достижения Древнего Китая

1. Изготовления шелка из кокона бабочек – шелкопрядов.

2. Изобретение бумаги. Изготавливали ее из рыболовных сетей, древесной коры и ветхих тканей. Все это натирали и тщательно варили в кипятке. Смесь размазывали по ситу и после того, как вся вода стекала, на сетке оставался лист бумаги.

3. Порох, который использовали в первую очередь для лечения ран и язв, а потом для фейерверков и боевых снарядов.

Древняя Индия

Одна из первых цивилизацией, которая принесла миру уникальную архитектуру и многообразие религиозных учений. Интересно, что данные строки «Не делай другому то, что было бы неприятно тебе» впервые появились именно в Индии. Сборники священных писаний индуизма стали энциклопедиями народной мудрости. В их литературе можно найти сведения из самых разнообразных областей, таких как земледелие, геометрия, медицина, военная техника.

Достижения Древней Индии

1. Традиционная система медицины Аюрведа, которая врачевала людей целебными травами и корнями.

2. Изобретение шахмат. Это игра тренировала ум, развивала работу обоих полушарий мозга.

3. Среди наук особо развилась математика. Даже арабская система цифр происходит из Индии.

История древнего мира: продолжительное детство человечества

На период, условно именуемый древней историей, приходится более 99% всего существования человечества. В этот огромный промежуток времени человек сформировался как биологический вид. Тогда же были заложены основы всех важнейших аспектов человеческого существования – экономики, общественной организации, сферы познания. Поэтому значение древней истории для человечества переоценить невозможно.

Принципы периодизации и районирования

Огромный хронологический и территориальный масштаб древней истории заставляет специалистов разделять ее на временные промежутки и давать уточняющие характеристики по разным регионам. Расхождения в хронологии и особенностях протекания исторических процессов в зависимости от региона бывают весьма значительными.

При систематизации древней истории используется несколько принципов.

  1. Особенности общественной организации. По этому показателю древнюю историю делят на историю первобытного общества (безгосударственную, или доисторическую) и собственно историю древнего мира (древнейших государств). Зарождение государственности относят к VI тыс. до н.э., однако во многих регионах (Австралия, Центральная Африка, Южная Америка) местное население не имело представления о государственности до XIX века.
  2. Материал для изготовления орудий труда: камень или металл. Соответственно, идет разделение на каменный век, век меди-бронзы и железный век. Появление государственности связывают с началом использования металлов (что происходило в разных регионах в разное время). Однако в Южной и Центральной Америке известны индейские государства, не знавшие металла, а во многих регионах Евразии, Северной Америки и Африки умение получать металлы не привело к появлению настоящей государственности.
  3. Тип хозяйствования: присваивающее (охота, рыбная ловля, собирательство) или производящее (земледелие, скотоводство, ремесло). Процесс перехода от первого ко второму известен как неолитическая революция. Однако даже сейчас существуют малые народы, живущие за счет присваивающего хозяйства.
  4. Тип рабовладения. Выделяют патриархальное рабство (рабы являются вспомогательной рабочей силой, а экономика держится на труде относительно свободных людей) и классическое (рабы являются основной производительной силой). Этот признак используется только для государственного периода. Первую группу составляют страны так называемого Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай…), вторую – государства классической античности (Греция и Рим).

В период древней истории человечество в значительной степени было зависимым от природных условий. Поэтому особенности протекания любого исторического процесса были напрямую связаны с глобальными природными изменениями (оледенение или межледниковье, появление или исчезновение определенных видов животных) и особенностями географического положения конкретной местности.

Хронологические рамки для древней истории установлены условно. Считается, что она началась с появления человека как вида и закончилась с переходом от рабовладельческих отношений к феодальным. Но из сказанного выше ясно, что происходили эти явления не везде (некоторые народы вообще не знали рабовладельческой или феодальной стадии развития) и в разное время. Поэтому условно началом древней истории считается датировка древнейших из известных в мире орудий труда из урочища Олдувай в Африке (2,5 млн. лет до н.э.), а завершением – падение Западной Римской империи в 476 г. н.э. Однако для разных регионов существуют варианты.

Первобытная история: основные вехи

Каменный век – самый длинный период в истории человечества, а первобытная история продолжалась еще дольше. Ее хронологический отсчет начинают от появления у предков человека навыков систематического целенаправленного изготовления и использования орудий труда. Как было сказано, древнейшие из них датируются 2,5 млн. лет. Однако первобытный исторический период известен еще многими глобальными достижениями.

  1. Прошла биологическая эволюция — трансформация человека и обретение им современного вида. Изменения вызывались новыми навыками и связанными с ними изменениями образа жизни. В результате произошла специализация конечностей, сформировалось прямохождение, изменилось строение кисти руки, увеличился объем мозга. В процессе эволюции имелись и тупиковые ветви (одной из них ныне признан неандерталец). Современный биологический тип человека сформировался примерно 40 тыс. лет назад.
  2. Произошло расселение человека по планете. Приобретаемые навыки давали человеку возможность выживать там, где на начальной стадии эволюции он этого делать не мог, а увеличение численности вида вынуждало делать это. В результате уже к концу каменного века люди имелись на всех континентах, кроме Антарктиды.
  3. Начался процесс разделения труда. Изначально он шел по половозрастному принципу (мужчины занимались охотой, женщины и дети – собирательством). С переходом к производящему хозяйству началось разделение между земледелием и скотоводством, сельским хозяйством и ремеслом.
  4. Произошла неолитическая революция – человек перестал брать необходимое из природы в готовом виде и начал создавать его целенаправленно. Появились культурные растения, произошло одомашнивание животных.
  5. Человек освоил основные составляющие обустройства быта: использование огня, строительство жилищ, изготовление одежды.
  6. Появились первые формы организации и структуризации общества – род и племя.

Появление производящего хозяйства и разделение труда в конце концов привели к зарождению частной собственности. А это, в свою очередь, дало толчок к формированию имущественного неравенства и государственности.

История древнейшей государственности

Возникновение древнейших государств относят к VI тыс. до н.э. (эпоха меди-бронзы). В первую очередь они образовывались на территориях, удобных для ирригационного земледелия (долины Нила, Инда, Тигра и Евфрата, Янцзы), так как этот способ хозяйствования требует четкого взаимодействия большого количества людей. Развитие древних государств способствовало усложнению общественной структуры, формированию экономической специализации и усложнению разделения труда, появлению и четкому оформлению таких понятий, как наука, культура, образование, политика. Появление государств привело также к началу эпохи межгосударственных войн.

Древний Восток и античность

Появление государственности как формы общественной организации стало реакцией на формирование института частной собственности, а также подневольного труда. Эксплуатация человеком человека стала возможной благодаря совершенствованию способов производства – один человек оказался в силах произвести больше, чем требовалось для его собственного пропитания и воспроизводства. Основной формой эксплуатации в древнем мире было рабовладение.

Раб рассматривался как род имущества, принадлежащего хозяину – рабовладельцу. Рабами становились военнопленные либо правонарушители. Раба не воспринимали как человека в полной мере, традиции, защищавшие признанного члена общества («своего») его не оберегали. Однако количество рабов и их роль в экономике разных государств отличались.

При патриархальном рабстве положение рабов и младших свободных членов семьи различалось мало. Рабов было относительно немного, они использовались больше на вспомогательных работах и в домашнем хозяйстве. При классическом рабстве число рабов могло превосходить число свободных; рабами выполнялись почти все основные производственные операции. При этом сам раб рассматривался как «говорящее орудие производства».

Для наиболее древних государств характерно патриархальное рабство. Эти государства условно объединяются в группу под названием «Древний Восток». В их число входят шумерские и аккадские города-государства в Междуречье, Египет, Финикия, Древний Китай, Древняя Индия, иудейские государства. Патриархальное рабство было характерно также для кочевых народов, занимавшихся преимущественно скотоводством (скифы, сарматы). При этом такие народы часто бывали поставщиками рабов на международные рынки.

Классическое рабство характерно для так называемых античных государств – Древней Греции и Древнего Рима. В ходе завоевательных войн оно могло распространяться и на территории, присоединяемые к ним. В Риме классическое рабство достигло наивысшей стадии развития.

Формы правления в древнейших государствах

В древности возникли фактически все известные ныне формы правления, хоть и в упрощенной форме. При этом жесткость государственной системы и авторитет центральной власти были связаны с особенностями экономики и условий жизни в стране.

Наиболее ранней формой государственности была военная демократия. При ней важные для общества решения совместно принимались взрослым населением (чаще мужским, но бывали и исключения). Руководители-вожди избирались ситуативно и могли быть в любой момент сменены.

Для стран Древнего Востока характерна деспотическая форма правления, чаще в форме наследственной монархии. Правитель имел огромные полномочия во всех сферах жизни и передавал власть по наследству согласно заведенной процедуре. Такая система позволяла избегать сложностей, связанных с периодами безвластия, а также гарантировать дисциплинированность населения в деле выполнения государственных решений.

В античных государствах изобретена демократическая форма правления, подразумевающее участие полноправного населения в управлении страной через посредство избранных представителей. Слово «демократия» – греческое, в Риме такая форма правления называлась республикой. Античные государства знали и деспотическую, и монархическую формы правления.

Древняя история дала миру и первые империи, то есть крупные государства, в составе которых есть неравноправные, подчиненные территории и народы. Примерами могут быть Ассирийская, Персидская империи, китайские государства Цинь и Хань, держава Александра Македонского. Древний Египет на некоторых этапах также был империей. Империи создавались преимущественно военным путем и имели монархическую форму правления. Однако Рим получил основания считаться империей задолго до падения республики.

Основные достижения государственного периода древней истории

Кроме формирования основ государственности и совершенствования производственного процесса, государственный период древней истории дал человечеству целый ряд открытий, без которых дальнейший прогресс был бы невозможен. Некоторыми из древнейших изобретений люди пользуются по сей день, практически без усовершенствований.

  1. Появилось международное и региональное разделение труда. Египет продавал в другие страны зерно, Греция – вино и оливковое масло, Китай – шелк. Торговля выделилась в отдельный род занятий.
  2. Возникла письменность (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись и другие системы). Появление письменности усовершенствовало как государственное управление, так и систему передачи знаний.
  3. Были созданы писаные законы. Древнейшими из них признаны законы Хаммурапи (Вавилон, XVIII век до н.э.). Писаные законы исполнялись строже и вызывали меньше двусмысленных ситуаций, чем традиционное право.
  4. Возникли и обрели структуру религиозные учения, в том числе мировые религии иудаизм, буддизм и христианство. Появились и нерелигиозные мировоззренческие концепции – философия.
  5. Сформировались новые социальные и профессиональные слои – жречество (служители культа), чиновники (государственные служащие). Начался процесс разделения труда на физический и умственный. Начали формироваться и другие профессиональные группы работников умственного труда – врачи, инженеры, преподаватели, деятели искусства.
  6. Развивалось и расширялось научное познание мира, выделились такие отрасли знаний, как медицина, астрономия, география, история, математика. Некоторые достижения того времени (например, формула определения площади круга, теорема Пифагора, деление небесного свода на созвездия а суток на 24 часа) используется без правок по сей день.
  7. Наука обеспечила также расширение сферы практических знаний. Изобретениями древнего периода стали керамика, стекло, шелк, парус, рычаг и блок, архитектурные формы пирамиды, амфитеатра, купола, свода и арки и многое другое.
  8. Сформировались и обрели свои правила и каноны различные виды искусства – от художественной литературы до театра и танца.

Впрочем, прогресс имел и негативные стороны. Ими стали войны, практика эксплуатации и угнетения человека человеком, государственный и религиозный диктат.

В дальнейшем заложенные в древности основы производственных отношений. государственного устройства и системы сохранения и передачи знаний совершенствовались и дополнялись. Но принципиальные схемы сформировались еще на стадии древней истории. Соответственно, этот период лежит в основе всего прогресса человечества.

Древний мир [Эпоха, Древность, История]

Древний мир — это исторический период, находящийся между Первобытным обществом и Средними веками.

Переход человечества к цивилизации сопровождался расслоени­ем общества на богатых и бедных, правителей и подданных, разви­тием эксплуатации, становлением государств, появлением городов, письменности, сложных и совершенных видов искусства, зарожде­нием науки, философии, литературы, политических и морально-нравственных учений, утверждением первых мировых религий.

В целом очень многие реалии современного общества основаны на открытиях, сделанных ещё в глубокой древности. Поэтому изуче­ние истории Древнего мира и культуры древних обществ важно для современного человека.

Микенская женщина

Периодизация Древнего мира

Границы Древнего мира очень расплывчаты, и в различных регионах мира очень сильно разнятся. Так, нижняя граница в большинстве регионов пересекается с неолитом, в верхняя в некоторых частях света — доходит до окончания средневековья. Обычно периодизацию Древнего мира применяют только к Европе и Ближнему Востоку.

  • Бронзовый век (ок. 3500-3300 — 1200 гг. до н. э.).
  • Железный век (ок. 1200 г. до н. э. — 340 г. н. э.).

Европа в древности

  • Ок. 6000 г. до н. э. — в Греции, а затем и по всей Европе начинают выращивать злаковые культуры.
  • Ок. 3000 — 1500 гг. до н. э. — строительство Стоунхенджа в Британии.
  • Ок. 1900- 1450 гг. до н. э. — минойцы строят на Крите дворцы.
  • Ок. 1600 г. до н. э. — Микены становятся самым мощным государством в Греции.
  • Ок. 1450 г. до н. э. — микенцы захватывают Крит.
  • Ок. 1100 г. до н. э. — начало темных веков в истории Древней Греции.
  • Ок. 800 г. до н. э. — жизненный уклад кельтов распространяется по всей Западной Европе.
  • Ок. 776 г. до н. э. — первые Олимпийские игры.
  • 753 г. до н. э. — легендарное основание Рима.
  • Ок. 509 г. до н. э. — Рим становится республикой.
  • Ок. 500-300 гг. до н. э. — эпоха благоденствия в античной Греции.
  • 431-404 гг. до н. э. — Пелопоннесская война.
  • 356 г. до н. э. — рождение Александра Великого.
  • 44 г. до н. э. — убийство Юлия Цезаря.
  • 27 г. до н. э. — Август становится первым императором Рима.
  • 117 г. н. э. — Римская империя в годы правления императора Траяна достигает своих максимальных пределов.
  • 395 г. н. э. — Римская империя окончательно распадается на две части.
  • 476 г. н. э. — крушение Западной Римской империи.
Читайте также:  Жизнь первобытных людей - доклад сообщение

Европа в период неолита

Античный мир

Особре место в Древнем мире занимает Античность — Древний мир, территориально ограниченный Древней Грецией и Древним Римом.

Кельты

Азия в древности

Ближний и средний Восток

Южная Азия

Дальний Восток

Древнейшие государства

Первые государства на Земле возникли на берегах больших рек. Люди всегда селились возле воды. В реке брали воду, лови­ли рыбу, по ней плавали.

Древнейшие государства, появившиеся в Египте, Древнем Двуречье, а за­тем и во многих других частях Земли, были небольшими. Постепен­ное их развитие, войны с соседями привели к их укрупнению, а в дальнейшем — к образованию империй, к числу которых относи­лись Египетская, Ассирийская, Нововавилонская, Персидская им­перии, держава Александра Македонского, эллинистические госу­дарства, Римская империя, древнеиндийская империя династий Маурьев и Гуптов и древнекитайские империи Цинь и Хань.

Америка в древности

  • 13000 г. до н. э. — в Северной Америке уже появляются люди.
  • Ок. 6000 г. до н. э. — в Центральной Америке начинают возделывать землю.
  • Ок. 1200 г. до н. э. — ольмеки строят храмы. Получает развитие жизненный уклад племени чавин.
  • Ок. 1000 г. до н. э. — племя адена насыпает из земли могильные холмы.
  • Ок. 300 г. до н. э. — на смену племени адена приходит племя Хоупвелл.
  • Ок. 200 г. до н. э. — племя наска оставляет в пустыне гигантские рисунки.
  • Ок. 1-700 гг. н. э. — племенем мочика правят воины-жрецы.
  • Ок. 250-900 гг. н. э. — эпоха расцвета племени майя.
  • Ок. 500 г. н. э. — город Теотихуакан становится шестым в мире по численности населения.

Африка в древности

  • Ок. 6000 г. до н. э. — в Сахаре приручают диких животных.
  • Ок. 5000 г. до н. э. — в долине Нила начинают возделывать землю.
  • Ок. 3100 г. до н. э. — царь Менес объединяет Верхний и Нижний Египет.
  • Ок. 2686 г. до н. э. — начало эпохи Древнего царства в Египте.
  • Ок. 2530 г. до н. э. — начало строительства египтянами Великой пирамиды в Гизе.
  • Ок. 2040 г. до н. э. — начало эпохи Среднего царства.
  • Ок. 1720 г. до н. э. — гиксосы захватывают Египет. Гибель Среднего царства.
  • Ок. 1570 г. до н. э. — начало эпохи Нового царства.
  • Ок. 1450 г. до н. э. — египетская держава в правление фараона Тутмоса III достигает своих наибольших размеров.
  • Ок. 814 г. до н. э. — основание финикийцами города Карфагена.
  • Ок. 500 г. до н. э. — становление жизненного уклада у народности нок.
  • 332 г. до н. э. — покорение Египта Александром Великим.
  • 146 г. до н. э. — разрушение Карфагена римлянами.
  • 30 г. до н. э. — завоевание Египта Римом.
  • Ок. 100 г. н. э. — царство Аксум набирает силу.
  • Ок. 500 г. н. э. — племя банту добирается до Южной Африки.

Австралия и Океания в древности

  • Ок. 40000 г. до н. э. — в Австралии появляются аборигены.
  • Ок. 1500 лет до н. э. — расселение племен на островах Тихого океана. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Политика Древнего мира

Республика

Древние цивилизации создали такую политическую форму, как республика, при которой политические права предоставлялись дос­таточно широким слоям свободного населения, когда люди сами выбирали органы власти, самостоятельно принимали законы, по которым им следовало жить.

Демократия

Во многих республиках Греции (поли­сы) сложился политический режим демократии, для которого ха­рактерно участие рядовых граждан в управлении своим государст­вом. Однако в соответствии со спецификой эпохи политические права предоставлялись лишь гражданам, которые составляли мень­шую часть населения страны.

Дипломатия

В древности между государствами складывались сложные отно­шения. Но не только войны и захваты территорий определяли характер международных отношений в те времена. Дипломатия, иг­рающая огромную роль в жизни современного мирового сообщест­ва, зародилась и получила значительное развитие именно в древ­них цивилизациях. Традиция заключения межгосударственных союзов и международных договоров насчитывает не одно тысяче­летие.

Рабство

История Древнего мира наполнена войнами и завоеваниями, порабощением целых народов и стран. В древнейших государствах получила распространение самая жестокая и бесчеловечная форма эксплуатации человека человеком — рабство. Угнетение людей не­избежно порождало их протест, который проявлялся в различных формах — бегстве от своих хозяев, восстаниях рабов, подневольных крестьян и ремесленников, а также народов завоёванных стран против своих угнетателей.

Законы и право

Древними обществами были сделаны замечатель­ные открытия, многие из которых составили основу человеческой цивилизации.

Одним из замечательных достижений стало создание права, ко­торое и сегодня играет огромную роль в организации жизни обще­ства. Благодаря законам были определены права различных катего­рий людей, создан механизм защиты имущества, здоровья, личности, жизни свободных полноправных граждан. Но при этом древние законы закрепляли социальное неравенство, предоставляя привилегии знатным и богатым слоям общества.

Культура Древнего мира

Культура массовых зрелищ и развлечений также зародилась в древних цивилизациях. Театрализованные религиозные праздне­ства появились в Китае, Индии, Северной Африке, на Ближнем Востоке, на островах Средиземного моря и в Греции, различные спортивные состязания стали любимым развлечением у народов многих стран.

Религия

В Древнем мире возникли две из трёх мировых рели­гий — буддизм и христианство, появились национальные рели­гии — иудаизм, даосизм, зороастризм и др., морально-этические учения — конфуцианство и др., которые требовали от человека нравственного самосовершенствования, определяли принципы, на которых строятся отношения между людьми. Выработанные в те времена духовно-нравственные принципы до настоящего момента не претерпели существенных изменений и не утратили своего зна­чения.

Древний Рим — сообщение доклад (4, 5 класс)

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов – латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата – Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реи Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Жизнь в Древнем Риме была очень разнообразной. Причём, у бедных и богатых эта жизнь сильно различалась, но было и что-то общее (утреннее вставание, работа, отдых и развлечения). Некий стандарт в распорядке дня был всеобщим и более обязательным, чем в настоящее время, например, отдых и развлечения. В определенные праздники происходят в цирке конные состязания — и весь Рим сидит в цирке, в другие — празднуется победа, справляются торжественные поминки, родственники покойного устраивают гладиаторские бои. И все римляне по возможности собираются на любое событие в амфитеатре. В Древнем Риме даже действовал особый режим работы городских бань: открывались днем в половине третьего летом и в половине второго зимой.

Просыпаться в Риме было принято раньше рассвета солнца, дневным светом очень дорожили, поэтому уже на заре в городе стоял шум: молотки медников, ювелиров и позолотчиков начинали свою пляску по металлу; пекари выкликали свой товар; кричал в школе учитель, и вопили его ученики. Валяться в постели, когда солнце стоит высоко, считалось делом непристойным; позднее вставание было признаком беспорядочной и развратной жизни римлянина.

День любого римлянина начинался одинаково — сунуть ноги в сандалии, вымыть лицо, и руки (при ежедневном мытье в бане большего и не требовалось), прополоскать рот и накинуть плащ, если на улице было прохладно. У богатых людей, имевших своего цирюльника, за этим следовала стрижка и бритье. Многие римские аристократы не любили эту процедуру из-за серьёзной затратности времени и болезненности. Дело в том, что наточить железную бритву (стальных в древней Италии тогда просто не было) до требуемой остроты было невозможно; мыла Рим также не знал: перед бритьем щеки и подбородок только смачивали водой.

Спустя некоторое время после умывания полагался первый завтрак, состоявший обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазанного медом или просто посыпанного солью, оливок и сыра. Дети по дороге в школу покупали оладьи или лепешки, жареные в сале.

Затем шли занятия делами хозяйственными, проверка счетов и отчетов, и отдача распоряжений по текущим делам. И начинался прием клиентов, занимавший при большом их количестве часа два. Сенаторы, магистраты, люди, выступавшие в суде, иногда бывали заняты до вечера, до солнечного заката, но обычно все дела кончались к 12 часам дня. После рабочих дел римляне занимались второстепенными занятиями: присутствовали на семейном празднике в честь совершеннолетия сына, на сговоре или на свадьбе, приглашали подписать завещание, выступить в защиту в суде, дать совет. В римском обществе было не принято отказывать в просьбах людям, все дела считались важными и обязательными, как и должностные.

Полдень был чертой, разграничивающей день на две части; время до него считалось «лучшей частью дня», которую посвящали занятиям, оставляя, если было возможно, вторую часть для отдыха и развлечения. После полудня полагался второй завтрак; те, кто ел только дважды в день, отодвигали эту первую для себя еду на срок более ранний. Был он тоже очень скромен, чаще всего состоял из хлеба и сушеного инжира. К примеру, Марк Аврелий добавлял к хлебу лук, бобы и мелкую соленую рыбешку. У рабочего люда приправой к хлебу была свекла. Мальчик, сын состоятельных родителей, вернувшись из школы, получал кусок белого хлеба, маслины, сыр, сухой инжир и орехи. И теперь наступало время полуденного отдыха. Римляне во время полуденного отдыха любили немного вздремнуть.

После этого полуденного отдыха наступал черед мытья в банях, гимнастических упражнений, отдыха и прогулок. А потом семья в полном составе собиралась на обед, на который обычно приглашали еще кого-нибудь из друзей и добрых знакомых. Маленькие же дети питались отдельно от взрослых. Во время обедов было распространено чтение, у многих оно ещё сопровождалось музыкой. Иногда ставились сценки из комедий, развлекали танцовщицы (в особенности славились рабыни из Ближнего Востока). Скромный обед у людей победнее обходился без «бесстыдных гадитанок» (танцовщиц), а многие строгие дома вообще не допускали такого «развлечения». Обед длился несколько часов (у богатых он продолжался более трёх часов). Питались в столовых, которые ромеи называли по-гречески «триклиний», так как вокруг круглого стола расставляют три ложа. Мужчины обедали лежа; женщины за столом сидели, возлежание для женщины считалось неприличным. В одной такой ложе сидя могло уместиться до 3-х человек. Мужчины лежали наискось, опираясь левой рукой на подушку, положенную на стороне, обращенной к столу; подушками отделены были одно от другого и места на ложе.

В бедных дома, конечно, трапеза проходила сидя из-за малых пространств в помещениях. В тесной убогой квартирке негде было расставить ложа для лежания. Большинство столовых, которые мы знаем по помпейским домам, были очень неудобны: это небольшие комнаты (3.5–4 метра шириной и 6 метров длиной), почти целиком занятые обеденными кроватями, которые приходилось придвигать чуть ли не вплотную к стенам, чтобы оставить больше места для прислуги, подающей кушанья. В императорское время в богатых домах появляются столовые нового типа — это большая комната (в некоторых помпейских домах до 80 квадратных метров), в которой можно поставить несколько столов с ложами.

Обычный обед состоял из трех перемен: закуски — gustus (в нее входили салат, порей, разные острые травы, яйца и соленая рыба; все запивали напитком, приготовленным из виноградного сока или вина с медом — mulsum); вторая перемена состояла из мясных и рыбных блюд и каш, полбяной и бобовой; на десерт подавались всевозможные фрукты и каштаны.

Обычным напитком италийцев, и богатых и бедных, было вино разного качества. Конечно, «бессмертный фалерн» появлялся у людей состоятельных, рабочий люд пил «дешевое сабинское» или ватиканское.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский. Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний – Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, Сенат принял решение изменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность была связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский. В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя. Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель – Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Царский период (середина VIII века-510г. до н.э.)

Царский период характеризовался монархической формой управления. Поскольку письменных свидетельств той эпохи практически не сохранилось, известно о данном периоде довольно немного. Древние историки основывали свои труды на устных рассказах и легендах, так как многие документы были уничтожены галлами во время грабежа Рима (после битвы при Аллии в IV веке до нашей эры). Поэтому вполне вероятно серьезное искажение событий, происходивших на самом деле.

Традиционная версия римской истории, изложенная Ливием, Плутархом и Дионисием Галикарнасским рассказывает о семи царях, правивших Римом в первые века после его основания. Общая хронология их царствования составляет 243 года, то есть в среднем почти по 35 лет каждый. Цари, за исключением Ромула, основавшего город, избирались народом Рима на пожизненный срок, при этом ни один из них не применил военную силу, чтобы завоевать или удержать трон. Главным отличительным знаком царя была фиолетовая тога.

Царь был наделен высшими военными, исполнительными и судебными полномочиями, официально предоставленными ему куриатной комицией (собранием патрициев 30 курий) после вынесения Lex curiata de imperio (специального закона) в начале каждого царствования.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Восстание Спартака
  • 2. История Древнего Рима
  • 3. Архитектура Древнего Рима
  • 4. История Римской империи от начала до конца

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Читайте также:  Египетские пирамиды - сообщение доклад

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротно и качественно сделаны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Средняя республика (287-133г. до н.э.)

Приток добычи и дани от завоеваний привели к возникновению класса чрезвычайно богатых римлян — сенаторов, воевавших в качестве полководцев и губернаторов, а также деловых людей — эквитов (или всадников), которые взимали налоги в новых провинциях и снабжали армию. Каждая новая победа приводила к притоку все новых рабов: в течение последних двух веков до н.э. работорговля Средиземноморья стала огромным бизнесом, причем Рим и Италия были основными рынками назначения.

Большинство рабов должны были работать на земле сенаторов и других богачей, которые начали развивать и улучшать свои имения с помощью новых методик. Обычные фермеры не могли конкурировать с этими современными по тем временам владениями. Все больше мелких фермеров теряли свои земли, разоренные богатыми соседями. Пропасть между сословиями увеличивалась, все больше фермеров покидали свою землю и направлялись в Рим, где пополняли ряды растущего класса безземельных и безродных людей.

Соседство большого богатства и массовой бедности в самом Риме отравило политический климат — в римской политике доминировали враждующие фракции. Это были не современные политические партии, представляющие совершенно разные идеологии, а скорее идеи, вокруг которых группировались разные фракции. Сторонники идеи перераспределения земли, имевшие меньшинство в Сенате, ратовали за раздел и распределение земельных ресурсов среди безземельной бедноты. Сторонники противоположной идеи, представлявшие большинство, хотели сохранить нетронутыми интересы «лучших людей», то есть самих себя.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.

Рис. 3. Гладиаторские бои.

Возникновение Римской империи (27г. до н.э.)

После победы над Помпеем Юлий Цезарь стал самым могущественным человеком в Риме. Сенат объявил его диктатором, и это фактически стало началом заката Республики. Цезарь был чрезвычайно популярен в народе, и недаром: его усилия по созданию сильного и стабильного правительства увеличивали благосостояние города Рима.

Было проведено множество преобразований, самым значительным из которых стала реформа календаря. Была создана полиция и назначены должностные лица для проведения земельных реформ, произведены изменения в налоговом законодательстве.

В планах у Цезаря было строительство беспрецедентного храма, посвященного богу Марсу, огромного театра и библиотеки по прототипу Александрийской. Он приказал восстановить Коринф и Карфаген, хотел превратить Остию в большой порт и прорыть канал через Коринфский перешеек. Цезарь собирался завоевать дакийцев и парфян, а так же отомстить за разгром при Каррах.

Однако достижения Цезаря стали причиной его гибели в результате заговора в 44 г. до н.э. Группа сенаторов во главе с Брутом и Кассием опасалась, что Цезарь становится слишком могущественным и может по итогу попросту отменить Сенат.

После смерти диктатора, его родственник и соратник Марк Антоний объединил свои силы с племянником и наследником Цезаря Гаем Октавием Фурином и его другом Марком Эмилием Лепидом. Их совместная армия разгромила войска Брута и Кассия в двух битвах при Филиппах в 42 г. до н.э. Оба убийцы диктатора покончили с собой; солдаты и офицеры, кроме принимавших непосредственное участие в заговоре против Цезаря, получили прощение и предложение вступить в армию победителей.

Октавий, Антоний и Лепид образовали второй триумвират Рима. Однако члены и этого триумвирата оказались слишком амбициозны. Лепиду отдали в управление Испанию и Африку, что фактически нейтрализовало его от политических притязаний в Риме. Было решено, что Октавий будет править римскими владениями на западе, а Антоний на востоке.

Однако любовная связь Антония с царицей Египта Клеопатрой VII, разрушила хрупкое равновесие, которое Октавий стремился сохранить, и привела к войне. Войска Антония и Клеопатры были побеждены в битве у мыса Акциум в 31 г. до н. э., после которого любовники позже покончили с собой.

Октавий остался единственным правителем Рима. В 27 г. до н. э. он получает от Сената чрезвычайные полномочия, имя Октавиана Августа и становится первым императором Рима. Именно на этом моменте заканчивается история древнего Рима и начинается история Римской империи.

Доклад История Древнего мира 5 класс сообщение. Доклад история древнего мира

История древнего мира

Компендии, это: а) краткие исторические конспекты; в) курс семи школьных наук;

б) небольшие поэмы IV-V вв.; г) библиотеки IV-V вв.

  1. Устами Цицерона римляне нарекли историографию:

а) «пустым времяпровождением»; в) «Жизнеописанием правителей».

б) «божественным откровением»; г) «наставницей жизни».

  1. Этрусский стиль в керамике называется:

а) краснофигурный стиль; в) чернофигурный стиль;

б) восточный стиль; г) буккеро.

  1. Одеждой римлян является:

а) хитон; б) плащ; в) туника; г) тога.

  1. Кавдинская катастрофа произошла:

а) в 323 г. до н.э.; б) в 222 г. до н.э.; в) в 191 г. до н.э.; г) в 96 г. до н.э.

  1. Этот город носил почетный титул «столицы Великой Греции». Это:

а) Рим; б) Афины; в) Тарента; г) Спарта.

VII. тематика докладов и курсовых работ по истории древнего мира. методические советы по написанию докладов, курсовых и дипломных работ VII. 1. Тематика докладов и курсовых работ по истории Древнего Востока

  1. Источники и историография по истории древнего Египта.
  2. Культура древнего Египта.
  3. Роль жречества в Египте эпохи Древнего царства.
  4. Современное состояние изучения древнеегипетских памятников.
  5. Политическая история шумерских городов-государств в раннединастическую эпоху.
  6. Законы Хаммурапи как исторический источник.
  7. Реформы Тиглатпаласара III и новое возвышение Ассирии.
  8. Экономика и общество Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.
  9. Клинопись и ее влияние на формирование систем письменности у народов Передней Азии.
  10. Эпос о Гильгамеше – выдающееся произведение мировой поэзии.
  11. Теория панвавилонизма.
  12. Особенности социальной структуры хеттского общества.
  13. Хеттское царство.
  14. Мифология и литература хеттов.
  15. Гибель Троянского царства.
  16. Финикия в древности.
  17. Карфаген в IX-III вв. до н.э.

VII. 2. Тематика докладов и курсовых работ

по истории Древней Греции и Рима

  1. Минойская культура и ее наследие в классической Греции.
  2. Социально-политический и экономический строй Пилосского царства (по документам дворцового архива).
  3. Гомеровские поэмы как исторический источник. Вопрос о микенских элементах в эпосе.
  4. Цари и народ в поэмах Гомера (к вопросу о политической структуре гомеровского общества).
  5. Идеальное хозяйство в представлении Гесиода (по поэме «Труды и дни»).
  6. Причины и характер Великой греческой колонизации.
  7. Греки в Египте (по данным Геродота).
  8. Новеллы о тиранах у Геродота как исторический источник.
  9. Аристократические идеалы Алкея и Феогнида.
  10. Политическая программа и жизненное кредо Солона.
  11. Основные социально-политические группировки в Афинах во времена Солона и Писистрата.
  12. Оппозиция против тирании при Писистратидах (заговор Гармодия и Аристогитона).
  13. Территориальная и административная реформы Клисфена.
  14. Ликургова Ретра как источник по ранней истории спартанского государства.
  15. Царская власть и эфорат в Спарте.
  16. Древнейшие договоры между греческими государствами как источник по истории международных отношений.
  17. Политическая роль Дельфийского святилища в архаическую эпоху.
  18. Происхождение греческого театра.
  19. Греческая скульптура периода архаики.
  20. Греческая вазовая живопись в век архаики архаики.
  21. Литературная традиция о жизни Пифагора.
  22. Политическая деятельность Фемистокла в 90-80-е годы V в. до н.э.
  23. Остракизм как средство политической борьбы в Афинах в V в. до н.э.
  24. Битва при Саламине по Геродоту и Эсхилу.
  25. Процессы Павсания и Фемистокла.
  26. Образование и конституция Первого Афинского морского союза.
  27. Ареопаг и реформа Эфиальта.
  28. Личность и деятельность Перикла.
  29. Строительство в Афинах в век Перикла.

VII. 3. Доклад по истории древнего мира

Главная задача семинарских занятий по профильным дисциплинам на I курсе исторического факультета – помощь студенту в освоении азбуки его будущего ремесла, то есть в овладении навыками самостоятельной творческой работы в избранной им области науки. Важнейшим средством решения этой задачи является подготовка студентом под руководством преподавателя конкретного научного исследования в форме доклада и обсуждение его на семинарском занятии.

Между докладом и каким – либо другим конкретным исследованием (статьей, монографией) нет принципиальной разницы. В любом случае автор обязан на основе критического анализа источника или комплекса источников с учетом доступной ему научной литературы по этой тематике дать самостоятельное грамотно оформленное решение конкретной проблемы и тем самым внести посильный вклад в развитие как науки, так и своего собственного творческого потенциала.

Студенту, работающему над докладом, необходимо иметь в виду, что его главная задача заключается в выработке нового знания, которое невозможно найти в готовом виде ни в источниках, ни тем более в научной литературе. Для решения этой задачи, кроме добросовестности, трудолюбия и интереса к избранной специальности, требуются также достаточно высокий уровень общего развития, организованность, собранность, владение хотя бы элементарными профессиональными навыками и определенный склад способностей. По-видимому, наряду с людьми, органически неспособными к занятиям музыкой, математикой или иностранными языками, есть также и те, кто органически не способен заниматься историей. Работа над докладом полезна и для этих людей, поскольку может помочь им осознать допущенную при выборе специальности ошибку и своевременно ее исправить. К счастью, полная неспособность к творческой работе в этой области встречается столь же редко, как и ярко выраженный талант. Лень и расхлябанность гораздо чаще препятствуют успешной творческой работе, чем полное отсутствие способностей.

Принципы отбора тем докладов I курса. Студенты, которых не устраивает список тем, предложенных преподавателем, нередко просят найти им тему поинтереснее, обычно по истории религии или идеологии. Иногда некоторые сами предлагают тему доклада. К сожалению, ответ почти всегда бывает отрицательным. Из нескольких сот студентов, писавших доклад под моим руководством, только одному удалось написать прекрасную работу по собственной теме. Дело в том, что не только студенту, но и преподавателю найти хорошую тему для доклада I курса по истории древнего мира очень нелегко, поскольку эта тема должна соответствовать таким условиям, которые редко встречаются одновременно.

Для удачного доклада прежде всего необходима конкретная проблема, решение которой не является слишком сложным и трудоемким и связано с анализом компактных повествовательных источников, изданных в приличном переводе, снабженном добротными комментариями и указателями. Эта проблема должна относиться к периоду, неплохо изученному в отечественной историографии, и вместе с тем быть обойденной вниманием отечественных исследователей, поскольку в большинстве своем первокурсники, не имеющие опыта и навыков самостоятельной творческой работы, осознанно или неосознанно стремятся найти готовое решение поставленной перед ними задачи в доступной им литературе, и все, что есть по их тематике даже в самых слабых работах, они предпочитают не критиковать, а заимствовать. В силу этого тема доклада не должна совпадать с темой того произведения античного автора, которое является основным источником, чтобы докладчик не мог подменить критический анализ источника пересказом его содержания. Так, например тема «Восстание ионийских греков против Персии по Геродоту», не подходит для доклада I курса, а тема «Спартанские цари по Геродоту» подходит идеально.

Итак, проблема доклада должна быть избрана и сформулирована таким образом, чтобы исключить возможность описательного подхода. Докладчика следует поставить в ситуацию выбора одного варианта решения из нескольких возможных, причем даже правильный выбор в этой ситуации может быть признан лишь в том случае, если он сделан самостоятельно и аргументирован в соответствии с требованиями, принятыми в науке.

Для докладов I курса лучше всего подходят темы по истории древней Греции и древнего Рима, причем предпочтительнее те из них, которые связаны с конкретными проблемами социально – политической и социально-экономической истории, допускающими более или менее однозначное решение. Темы по истории религии, идеологии, ментальности вызывают, как правило, более живой интерес, но научить кого-либо азбуке исследования при работе над этими темами – дело чрезвычайно трудное, если не безнадежное.

Для студенческих докладов I курса не подходят не только сложные категории источников, но и сложные, то есть слабоизученные «темные» периоды античной истории, такие, например, как Крито-микенский или Гомеровский в истории древней Греции, либо же – Царский или период Ранней республики в истории древнего Рима. Студенту-первокурснику лучше всего постигать азбуку своего будущего ремесла, стоя на твердой почве, а не паря в разреженных слоях атмосферы.

Оформление доклада I курса по истории древнего мира. Пословица «по одежке встречают – по уму провожают» относится в числе прочего и к науке. Мало кто возьмет на себя труд прочитать до конца работу неряшливо, а тем более неграмотно оформленную. Во многих журналах как отечественных, так и зарубежных такие работы отклоняют не читая. Поэтому навыки правильного оформления докладов студенту – первокурснику следует не просто освоить, а довести до автоматизма, тем более, что на старших курсах этого неукоснительно требуют, но специально этому уже не учат.

Доклады I курса сдают преподавателю напечатанными на компьютере или написанными от руки. В первом случае печатать как основной текст, так и постраничные примечания необходимо 14 кеглем с расстоянием между строчками в полтора интервала. Некоторые студенты печатают текст примечаний очень малым кеглем, не оставляя интервалов между строчками. Такой текст преподаватель может вернуть докладчику, не читая.

Рукописный доклад надо сдавать в беловом варианте и написанным разборчивым почерком. Если преподавателю приходится не столько читать, сколько расшифровывать рукописный текст, он вправе потребовать от автора, чтобы тот напечатал доклад на компьютере. Страницы должны быть пронумерованы, начиная с 4-го листа. Каждая страница должна иметь поля слева шириной 3 см., справа 1 см., сверху 2 см. и снизу 2 см. Писать набело нужно с помощью расчерченного шаблона (разметки), чтобы строки шли ровно. Расстояние между строками не может быть уже, чем ширина самой строки, причем на листе формата А4 должно быть не больше 30 строк. Писать нужно только на лицевой стороне листа. Пользоваться тетрадными страницами не разрешается. Каждый новый раздел и новый пункт доклада следует начинать с новой страницы, причем давать не только название раздела или пункта, но и номер, под которым они стоят в плане.

Объем доклада в среднем 10-20 страниц.

Конкретное исследование по истории античности, как и любая другая научная работа, немыслимо без научного аппарата, то есть без грамотной системы ссылок на источники и научную литературу. В науке ничто не принимается на веру, поэтому любое сообщение исследователя должно быть основано на свидетельствах источников или данных, почерпнутых из научной литературы, и сопровождаться грамотно оформленными сносками, позволяющими читателю легко проверить точность и корректность этих утверждений.

Сноски на источники у антиковедов оформляются особым образом не так, как у историков других специальностей. Поскольку почти все античные авторы издаются и в оригинале, и в научном переводе в соответствии с единым стереотипом, в сносках на их сочинения не указываются ни издания с их выходными данными, ни страницы. Вместо этого в прозаическом тексте, кроме имени автора и названия его сочинения( и то и другое приводятся в сокращении), указывают номер книги1, главы и параграфа, а в поэтическом тексте указывают номер песни и стиха, если же это отдельное небольшое произведение, то только стиха. Например, ссылка на Афинскую политию Аристотеля оформляется так: (Аристот. А. п. 3.5). В этом случае первая цифра обозначает главу, а вторая – параграф этой главы, поскольку такое небольшое сочинение, как Афинская полития, не имеет деления на книги. Ссылка на Илиаду будет выглядеть так: (Гом. Ил. 4. 18 –25), что означает песнь четвертая, стихи с 18 по 25. Если ссылаются на античного автора, от которого дошло только одно сочинение, то его название обычно не указывают, например, (Г. 6.12; Ф. 2.18.4) означает – Геродот, История, книга шестая, глава 12; Фукидид, История, книга вторая, глава 18, параграф четвертый. В том случае, когда доклад пишут только по одному источнику, например, по Геродоту, при ссылке достаточно указать номер книги и главы(а также параграфа, если они имеются), к примеру, (6.12). В докладе по комедиям Аристофана надо указывать в ссылке сокращенное название произведения и номер стиха, например, (Ах. 37 – 43; М. 572). Это означает: комедия Ахарняне, стихи с 37 по 43; комедия Мир(Тишина), стих 572. Если ссылаются на сочинение, автор которого точно не установлен, то дается только название этого произведения в сокращении, например, (Д. А. 7.4 – 6 ), что означает – Деяния Апостолов, глава седьмая, стихи с четвертого по шестой. Сноски, оформленные таким образом, позволяют читателю легко найти указанное место по любому изданию.

Сноски на источник даются, как правило, в круглых скобках в самом тексте доклада (а не в постраничных примечаниях) сразу же после цитирования или краткого изложения содержания свидетельства или нескольких однородных свидетельств источника. Прибегать к цитированию следует лишь тогда, когда текст сноски допускает разные варианты интерпретации и требует поэтому особого разбора. В остальных случаях довольно краткого изложения содержания, что позволяет избежать чрезмерного расширения объема работы.

Сноски на научную литературу в работах по истории античности оформляются в постраничных примечаниях по тому же самому принципу, что и в трудах по другим разделам истории. Когда на какую-либо работу ссылаются в первый раз, то приводится полный вариант сноски: фамилия и инициалы автора, название работы, ее выходные данные(то есть место и год издания) и номер страницы1, при последующих сносках на ту же работу дается сокращенный вариант: фамилия автора, ук. соч.( то есть «указанное сочинение») и номер страницы1, либо в том случае, если в докладе есть сноски на несколько работ этого автора, дается другой вариант сокращения: фамилия автора, краткое название произведения и номер страницы2. Если сноска дается на статью в научном журнале, например в Вестнике древней истории, то приводятся фамилия и инициалы автора, название статьи, сокращенное название журнала, год издания, номер выпуска и страницы3. При ссылке на сборник статей или коллективную монографию указываются фамилия и инициалы автора, название статьи или главы, полное название сборника или коллективной монографии, фамилия и инициалы редактора, номер тома, его выходные данные и номер страницы4. При следующих ссылках на те же самые работы дается сокращенный вариант сноски: фамилия автора, краткое навание работы и номер страницы5 .

Встречаются случаи, когда студент (намеренно или случайно) забывает дать сноску на научную работу, которую он использует в своем докладе, приписывая тем самым себе авторство чужих мыслей. Такая практика именутся «плагиат», то есть литературное воровство, и как любое воровство сурово карается. Иногда студенты забывают указать выходные данные или номера страниц, либо неграмотно оформляют сноску, в этом случае доклад возвращается на доработку. Пока не исправлены даже мелкие небрежности в оформлении научного аппарата, доклад, как правило, не зачитывают.

страница 1 . страница 10 страница 11 страница 12 страница 13 страница 14 страница 15 страница 16

Реферат – Тематическое планирование «История древнего мира» 5 класс

по системе ИОСО

Составила Носова С. А,

учитель истории Ойской СОШ

Учебник Вигасин А., Годер Г. «История древнего мира», рабочая тетрадь авт. Годер Г., части 1, 2.

Почему Иван Грозный убил своего сына?

Историки утверждают, что в своей жизни Иван Грозный любил только трех людей: в первую очередь себя, потом свою любимую жену Анастасию Романову и, наконец, их общего сына Ивана. Царица Анастасия, скорее всего, была отравлена. На её похоронах царь Иван рыдал как дитя, и именно после этого события отмечают перелом в его характере. Но переломлен, в конце концов, оказался висок их сына царевича Ивана…

Своего любимого сына, по наиболее распространенной версии, Иван Грозный убил 19 ноября 1581г. (хотя ряд источников дают другие даты). Почему убил? На этот счет существует четыре основные версии.

Версия первая. Политическая

Она пошла гулять по свету из девятого тома «Истории государства российского» Карамзина, и связана с Ливонской войной 1561-1583 гг.

В 1581 году начались предварительные переговоры о мире, который приносил России существенные территориальные потери. Царевич Иван выступил против, и в сопровождении бояр явился к отцу требовать, чтобы он с войском был послан освобождать Псков от захватчиков.

Иван Грозный рассвирепел: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!» В приступе гнева царь замахнулся на сына, находившийся рядом Борис Годунов попытался это предотвратить, за что был избит царем. После этого Иван Грозный повернулся к сыну, продолжил начатое «отцовское воспитание», которое и привело к злополучному удару в висок.

Против этой версии обычно возражают тем, что Ям-Запоольский мир был заключён между Московским царством и Речью Посполитой 15 января 1582 года, а Плюсское перемирие 26 мая 1583 года, т.е. после смерти царевича Ивана. Но в длительных войнах и переговоры о перемирии обычно длятся годами.

Основной же аргумент против этой версии можно свести к одному – Карамзин при этом не присутствовал. Но так можно опровергнуть любой исторический факт: например то, что Иван Грозный являлся отцом царевича Ивана – никто ведь из историков не присутствовал при его зачатии.

Версия вторая. Бытовая

Её автором является Антонио Поссевино иезуит, прибывший в Москву для участия в переговорах о перемирии в Ливонской войне и склонении Ивана Грозного к унии с Ватиканом.

В оставленных после себя «Исторических сочинениях о России» католический монах так описывает это событие:

«Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет.

Неожиданно ее посетил великий князь московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика.

В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом».

Против этой версии обычно возражают, что Иван Грозный никак не мог зайти к жене сына. Мол, комнаты знатных жён обычно были постоянно закрыты, а ключ находился у мужей. Как же тогда царю удалось войти и увидеть царевну Елену, да еще в исподнем платье?

Как-как, да вот так! Царь на то и царь, что ходит, где хочет. К тому же следующая версия объясняет, зачем царь мог заходить к невестке.

Версия третья. Эротическая

Первый брак Ивана Грозного с Анастасией Романовой длился 13 лет, вплоть до её внезапной смерти. Последующее количество супружниц Ивана Грозного точно не установлено, но обычно называют еще семь имен.

Иван был вельми охоч до женского пола и, по словам знавшего его лично англичанина Джерома Горсея, «сам хвастал тем, что растлил тысячу дев».

Сынок царевич Иван пошел в папу царя Ивана, тоже часто менял жен и наложниц, и к своим 27 годам был женат трижды. Причем иногда царевич делился с папашей своими любовницами, а вот третьей женой – Еленой Шереметьевой, делиться пожадничал.

Но Ивану Грозному очень хотелось стать снохачем (так на Руси называли свёкра, вступившего в половую связь с женой сына, она же «невестка», она же «сноха»). Стал или нет – неважно, но дело дошло до семейных разборок, в результате которых царевич и получил посохом по голове.

И последняя версия. Патриотическая

Иван Грозный вообще не убивал своего сына, как на него наговаривают клеветники России. В октябре 2013 года группа православных историков и деятелей обратилась с письмом к министру культуры РФ с просьбой-требованием убрать из Третьяковской галереи знаменитую репинскую картину на эту тему, заявляя, что данное произведение «оскорбляет патриотические чувства русских людей».

В обращении было отмечено: «Современной исторической наукой твердо установлено, что Первый Русский Царь Иоанн не убивал своего сына». Это они соврали, конечно, – ничего исторической наукой здесь не установлено (а уж тем более «твердо»), и что там произошло на самом деле, никто не знает.

А я хочу спросить у русских людей: «Правда, что ли, Репин этой картиной оскорбляет ваши патриотические чувства?».

Действительно ли Иван Грозный убил своего сына, исторические доказательства

19 ноября 1582 г. стало роковым и одним из самых запутанных событием всей российской истории. В этот день погиб царевич Иван Иванович, сын царя Ивана Грозного.

Всего у Ивана IV было 3 дочери и 5 сыновей. Все дочери умерли в младенческом возрасте. А из сыновей до взрослого возраста смогли дожить только 2 сына: Фёдор Иванович и Иван Иванович. Сын Фёдор был младше на 3 года своего брата, обладал слабым здоровьем и умом. Он не мог взойти на российский престол. Поэтому именно Иван Иванович был главным наследником престола после смерти Грозного.

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 г.

Он был вторым сыном Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевны (его старший брат Дмитрий умер до его рождения).

Вплоть до 27 лет Иван Иванович не обладал особой ролью в управлении государством. Он вёл обычную жизнь наследника престола:

  • принимал участие в государственных совещаниях;
  • смотрел за казнями;
  • участвовал в военных экспедициях (иногда сопровождал отца в военных походах);
  • принимал иностранные делегации (послов);
  • разрешал споры бояр по второстепенным вопросам;
  • даже был одним из претендентов на корону польскую.

Словом, он участвовал в любых действиях, которые должны были подготовить его к центральной власти.

Пытался он также найти себя и в других областях – известно, что он написал житие святого Антония Сийского.

Женился три раза:

  • на Евдокии Сабуровой (в 1571 г., когда царевичу было 17 лет);
  • на Феодосии Соловой (в 1574 г.);
  • и на Елене Шереметьеве (в 1581 г.).

Благодаря оставшимся от дьяка Ивана Тимофеева записям известен факт немилости Грозного к двум первым жёнам царевича по причине того, что они не могут забеременеть. За это он их насильно отправил в монастырь.

Последняя жена была беременна в год гибели царевича Ивана. Но она не смогла выносить и родить ребёнка, потому что была избита во время беременности Иваном Грозным. Царевич заступился за неё и сам был тяжело ранен отцом. Он умер несколько дней спустя после безрезультатного лечения.

Царь Иван Грозный убил своего сына и наследника. Видимо, правитель так сильно ударил жену царевну Елену, что у неё случился выкидыш. Произошла ссора, которая переросла в драку: царь ударил сына в висок своей тростью с металлическим окладом. Четыре дня спустя, 19 ноября 1581 г., царевич умер.

После смерти сына Грозный не пришел уже в себя, хотя его жестокость не уменьшилась.

В качестве даты возникновения спора с отцом, сообщается 16 ноября, а смерти – 19 ноября, хотя можно встретить и другие даты.

Долгое время не возникало сомнений в версии об убийстве своего единственного наследника Иваном Грозным. Но эта версия, несмотря на убедительность, не обладает достаточными доказательствами.

Версия № 1: фатальное покровительство

Исторический источник

Папский легат Антонио Поссевино.

Суть версии

Иван Грозный увидел беременную жену своего сына в ненадлежащем виде. Елена, находясь в положении, лежала в покоях в нижнем белье. Царь впал в ярость, захотел “проучить” невестку, ударил Елену по лицу и избил с помощью посоха. В это время в покои влетел царевич Иван и стал обвинять своего отца за то, что тот первых двух жён без всякой причины, без вины отправил в монастырь, а теперь извивает третью жену, убивая нерождённого сына во чреве. На это грозный деспот убил сына, проломив ему череп.

Недостатки версии

Несмотря на хрестоматийность версии, она была выгодна для современников. Российский царь представлялся для всего мира как безжалостный сыноубийца, который несёт угрозу всему миру. Кроме того, этот кошмар на Руси мог в какой-то мере легитимизировать инквизицию в Западной Европе.

Версия № 2: политические разногласия

Исторический источник

«История» Николая Карамзина

Суть версии

Царевич желал в благородном порыве освободить Псков, и возродить честь Отечества. Иван Иванович прибежал к отцу и стал требовать, чтобы тот отправил его с войском в Псков для изгнания неприятеля. Тогда Грозный обвинил сына в мятеже, в участии в боярском перевороте. Он поднял на сына руку. Борис Годунов хотел сдержать Ивана Грозного. Но тот нанёс с помощью острого жезла несколько ран по сыну и ударил им его в голову.

Недостатки версии

По сути, это пересказ Карамзиным первоначальной версии Антонио Поссевино, только с новой трактовкой. Его литературное изложение вызывает не меньше сомнений в достоверности. Нет никаких других источников, подтверждающих эту версию. Хотя доля правды здесь может быть, т.к. в то время была очень напряжённая обстановка при царском дворе.

Версия № 3: отравление

Исторический источник

Вскрытие гробницы царевича Ивана в 1963 г. и медико-химические, медико-криминалистические исследования гробницы.

Суть версии

Останки царевича Ивана в 32 раза превышали нормальное содержание ртути, в несколько раз – свинца и мышьяка. Следовательно, он был отравлен.

Недостатки версии

В ходе экспертизы нельзя было доказать, что у царевича был проломлен череп. Известно, что мать Грозного и его 1-я жена умерли от отравления селемой. Учитывая это, версия с отравлением царевича Ивана очень вероятна. Но непонятно: кто мог это сделать?

Версия № 4: убийства не было

Исторический источник

Слова обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева и других исторических деятелей.

Суть версии

Иван Грозный не убивал сына. Картину Репина называли фантастической. Благодаря этой картине почти никто даже не рассматривает альтернативную версию о невиновности царя.

Недостатки версии

Это лишь одна из версий. Хотя картина Репина у многих вызывала негодование. Так, в 1913 г. её ножом повредил старообрядец Абрам Болошов. А недавно инициативные активисты предложили министру культуры РФ убрать её из Третьяковской галереи.

Историческая фальсификация

Российские историки очень доверяли западным свидетельствам: немца Генриха Штадена, француза Жака, Маржаретта и др. Но тот же Генрих Штаден по возвращении в Германию предложил свой план завоевания Московии, согласно которому надо в первую очередь уничтожать православную веру, храмы, монастыри, а потом обращать жителей в рабство.

При этом российские историки, писатели, государственные деятели очень любят обличать всё плохое, и не замечать ничего хорошего в родной истории. Всё сделано ради одной цели: показать историю государства тёмной, варварской, невежественной и т.д.

Упокоение души

В результате преждевременной гибели своего сына Грозный очень изменился. Он стал «заложным покойником». По всем канонам его нельзя было даже отпевать. Чтобы хоть как-то облегчить вечные страдания, царь Иван в 1583 г. предложил ввести в богослужебную практику чтения «Синодика опальных» — «вечной» молитвы жертв Опричнины в Московской митрополии. Таким образом, он хотел спасти свою душу, и облегчить участь души своего сына взамен на облегчение посмертных мук жертв опричнины.

Анализ картины Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

Сцена, изображённая на картине художника Репина, разворачивается в богато оборудованной и украшенной комнате, в царском дворце. На полу видны искусно вышитые ковры, на фоне видна декоративная печь-камин и вазы. Илья Репин представил Ивана Грозного и его сына в то время, когда царь нанёс Ивану Ивановичу смертельный удар посохом в голову. Он стоит на коленях на ковре, спускаю полусознательного сына, обнимая левой рукой его окровавленную голову. Выражение лица правителя выражает безумное отчаяние и запоздалое сожаление из-за совершённого преступления. На переднем плане видны брошенные скипетр, в дальнейшем – опрокинутый царский трон. В свою очередь, лицо царевича спокойное. Умирающий прощает убийцу.

В указанной сцене Репин был заинтересован главным образом психологическим аспектом событий, а не верным воспроизведением истории. Интерьер комнаты, в которой произошло убийство, был показано в соответствии с реалиями, но центральная точка композиции представляет собой ярко освещённый Иван и сын.

Цензура запрещала показ этой картины. Холст приобрел Павел Третьяков, которому было приказано не выставлять картину на всеобщее обозрение и не допустить её распространения каким-либо иным способом. Портрет царя-убийцы был признан нападением на институт монархии в России.

Один из критиков тогда заявлял, что изображение из-за лишнего ужаса не даёт зрителям эстетического удовольствия. Другой комментатор, оценивая психологический аспект произведения, считал, что она достигла максимальной силы слова: одна лишняя деталь – и всё стало бы карикатурой.

25 мая 2018 г. картина была серьёзно повреждена из-за пьяного посетителя, который разбил защитное стекло перед картиной, а её осколки в трех местах повредили холст. Часть осколков повредили историческую рамку.

Ссылка на основную публикацию