История Древней Руси кратко

Древнерусское государство (Киевская Русь)

Древнерусское государство. Государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в. до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X – начале XI вв. – практически все их).

Возникновение. Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».

Столица: Киев.

Самоназвания: Русь, Русская земля; «Древнерусским государством» (или «Киевской Русью») оно именуется в исторической науке.

Глава государства: Великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским).

Герб. Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 – 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 – 1016 и 1018 – 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1018 и 1019 – 1054 гг.) – трезубец.

Законодательство Древнерусского государства в конце IX – Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI – начала XII вв. складывается свод писаных законов – Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).

Функции государственного аппарата в конце IX – конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.

Общественный строй. В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным – т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.

Периоды истории государства. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.

1) Около 882 – начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).

2) Начало 990-х гг. – 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается – на две половины (с границей между ними по Днепру), – и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.

3) 1054 – 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде – великому князю русскому. Однако в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).

4) 1113 – 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).

Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.

Литература

  1. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.
  2. Карпов А.Ю. Княгиня Ольга. М., 2012.
  3. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
  4. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998.
  5. Петрухин В.Я. Русь в IX – Х вв. От призвания варягов до выбора веры. М., 2013.
  6. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. М., 1983.
  7. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

Читайте также:

Татьяна Черникова. Проблема образования государства Русь. Становление династии

Татьяна Черникова. Расцвет древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI – начало XII вв.)

Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 2: Древняя Русь – Россия, Украина, Белоруссия

Русская история на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям
Сергей Нечаев, 2017

Удивительно, как скучно сегодня выглядит изучение истории в школе. Спросишь какого-нибудь школьника или студента, а он в ответ: «Фу, история…» Да как же такое возможно? И как же это нужно постараться, чтобы история, полная захватывающих событий, интриг и приключений, стала «скучной»? Все мы любим сказки о храбрых героях и прекрасных царевнах – так почему же нам так не нравится наша собственная история, полная загадок и интриг? Здесь действуют реальные люди, и добро побеждает далеко не всегда. Зато какие персонажи! Какие личности! Из этой книги вы узнаете: – Самые интересные события от крещения Руси до Великой Отечественной войны; – Все тайны династии Романовых; – Главные мифы российской истории!

Оглавление

  • От автора
  • Глава 1. Образование Древнерусского государства
  • Глава 2. Княгиня Ольга – гроза древлян и печенегов
  • Глава 3. От Святослава до Ярослава Мудрого
  • Глава 4. Королева Анна Ярославна

Из серии: Библиотека вундеркинда

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская история на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Образование Древнерусского государства

В древние времена в нашем отечестве не было таких прекрасных городов, как Москва и Санкт-Петербург. На тех местах, где вы теперь любуетесь красивыми зданиями, широкими проспектами и уютными парками, наслаждаетесь сокровищами архитектуры, контрастирующими с бешеным ритмом большого города, когда-то были видны лишь непроходимые леса, топкие болота да неказистые избенки.

Дошедшая до нас древнерусская летопись «Повесть временных лет» (она, если кто не знает, излагает события русской истории до начала XII века, и ее первая редакция была составлена примерно в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором) констатирует: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная».

Были эти люди честными и добрыми, но на войне они становились страшными и непримиримыми. Именно так — на войне они были так храбры, что и весьма отдаленные народы боялись их. Одно было плохо — не знали славяне истинного Бога и молились всевозможным идолам.

Наши предки звались славянами, теми самыми славянами, которые ныне расселены на обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Считается, что сейчас общая численность славян в мире — 300–350 миллионов человек, и среди них выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, силезцы и др.), восточные славяне (русские, белорусы, украинцы и русины) и южные славяне (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы, македонцы и словенцы).

Существуют несколько версий происхождения слова «славяне». По одной из них, оно происходит от слова «словене» — это люди, знающие наши слова, говорящие «по-нашему», в отличие от немцев — «немых», то есть не владеющих нашим языком. По другой версии, слово «славяне» происходит от «славене», что значит славные.

В далекой древности насчитывалось полтора десятка только восточнославянских племен: это были кривичи, древляне, поляне, вятичи, уличи, бужане, волыняне и т. д.

А что такое идол?

Это — истукан — статуя, вырезанная из дерева и представляющая собой человека или зверя.

А как называется тот, кто поклоняется идолам?

Идолопоклонник. Или язычник. Но ученые, как правило, избегают использования терминов «язычник» и «язычество» из-за неопределенности и разнообразия их смыслов.

Ну, и пусть себе избегают. Для нас же тут важно то, что славяне были разделены на разные племена, поклонявшиеся разным истуканам, и они все почитали начальником своим того, кто больше всех отличался на войне. А войну и все связанное с ней славяне очень любили, ибо на поле боя можно было лучше всего увидеть истинный характер человека. Но это представляло собой очень большую проблему.

Как вы думаете, почему?

Да потому, что славяне не имели одного государя, а так как все они были храбры, то и всевозможных начальников у них было много. И что характерно, каждый из них желал приказывать по-своему, и народ не понимал, кого слушать, и от этого у славян происходили постоянные споры и несогласия.

И вот наступил момент, когда славяне поняли, что из-за этих несогласий все их дела идут дурно, и они даже перестали побеждать своих врагов, которых до этого всегда побеждали. Долго думали они, что делать, и наконец придумали средство привести все в порядок.

В те времена на берегах Балтийского моря (тогда, впрочем, никто еще не знал, что оно так будет называться) жил другой народ, называвшийся варяго-руссы.

Кто же были эти варяго-руссы или просто варяги?

Одни историки считают, что они происходили от великих завоевателей в Европе — норманнов.

Норманны — это значит «северные люди». Считается, что этот термин использовался жителями Западной Европы по отношению к скандинавам, опустошавшим их государства морскими набегами. В самой Скандинавии норманнов называли викингами (воинами), а вот на Руси они получили наименование «варяги». То есть, по сути, эти «находники из-за моря» были обычными морскими разбойниками, что уходили из родных поселений в вик (в путь), чтобы промышлять банальным грабежом.

Другие историки утверждают, что варяги — это финляндцы, жившие за Ладожским озером, то есть за Русским морем, и что они так назывались потому, что имели русые волосы. Третьи рассуждают так: варяго-руссы происходили из Пруссии, где окрестности реки Неман назывались Порусьем. Ну, а есть и такие, кто говорит, что варягами были турки, обитавшие по северным берегам нынешнего Черного моря.

Вот, между прочим, у историков всегда так: одни предлагают одну версию, другие — другую, а третьи утверждают, что все вообще было совершенно иначе. Однозначные ответы встречаются редко, и даже свидетели одного и того же события порой описывают его совершенно по-разному.

И кому же верить?

Отвечу на этот вопрос словами героя одного очень хорошего фильма: «Верить нельзя никому. Порой даже самому себе. Мне — можно!»

Но это так, лирическое отступление. А для нас тут важно другое:

Кем бы ни были варяги, древнерусская летопись «Повесть временных лет» именно с ними связывает появление Древнерусского государства.

Соседи считали варягов народом умным, потому что у них уже давно имелись правильные государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о своих детях, и у них были придуманы законы, по которым эти государи управляли ими. Поэтому варяги, по мнению окружающих, жили вполне себе счастливо.

Видя это, славянские старейшины уговорили своих соплеменников отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу, чтобы просить у него князей для управления ими. Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, так что идите княжить и владеть нами».

Понятное дело, варяги оказались очень даже рады такой чести, и отправился к славянам князь Рюрик. Он пришел в новгородские земли, пришел по призыву славян, пришел для того, чтобы положить конец их внутренним раздорам и междоусобицам. И он стал основателем Новгородского княжества на Руси, князем новгородским с 862 года и родоначальником княжеской (ставшей впоследствии царской) династии Рюриковичей.

Но он пришел не один. Вместе с ним пришли его братья Трувор и Синеус. Первый сел начальствовать в Изборске (ныне это деревня в Печорском районе Псковской области), а второй — на земле, лежавшей около Белого Озера (оно находилось на западе нынешней Вологодской области, а теперь входит в состав большого водохранилища, являющегося частью Волго-Балтийского водного пути).

Таким образом (и это очень важно понимать), варяги были лишь исполнителями воли славян. Поэтому неправы те, кто говорит, что варяги якобы поработили славян. На самом деле, вся власть варягов над славянами состояла не более чем в охране внешней безопасности и внутреннего порядка, за что славяне сами обязались платить дань и изъявлять покорность. Точнее, так — славяне наняли варягов. За деньги наняли. И, кстати, именно поэтому одно из первоначальных значений слова «варяг» — наемник. Но при этом варяги не имели сильного влияния на славян, так как Рюрик и его люди были народом безземельным, кочевым и стояли на весьма низком уровне образованности.

Плюс они прибыли к славянам по просьбе, сделавшись повелителями по добровольному подданству, а не насилием. А еще прибывших варягов было очень мало, и им, в случае чего, можно было легко открутить головы.

От этих трех варяго-руссов славяне начали называться русскими, а земля их — Русью или Россией.

Трувор и Синеус вскоре умерли, и после этого власть на Русской земле сосредоточилась в руках Рюрика. Он стал на ней Великим князем русским, и княжил он счастливо два года с братьями, а потом пятнадцать лет без них.

Рюрик умер в 879 году, но до этого он успел жениться, и жена родила ему сына Игоря. Однако после смерти Рюрика сын этот был еще маленьким и не мог работать государем. А посему Рюрик перед смертью попросил своего родственника и товарища по имени Олег (Ольг) управлять государством, пока Игорь не повзрослеет.

Подчеркнем еще раз, ибо это точно не помешает, языческие славяне были мирным и гостеприимным народом, чтившим род, старшинство в роду и семью. А вот варяги — это было полное отрицание семьи, отца и матери. В их, по сути своей, бандах во главе угла был один закон — безусловное подчинение сильному вожаку. И это нужно всегда иметь в виду, чтобы понимать, что за среда породила Рюрика, по каким законам воспитывались его сын, внук, правнуки и т. д.

Но вернемся пока к Олегу. Конечно, он был храбр и хитер, и он победил много соседних народов и так увеличил Русь, что при нем она стала простираться почти до Карпатских гор, за которыми лежала территория мадьяр (венгров).

Читайте также:  История города Санкт-Петербург кратко

В летописи «Повесть временных лет» говорится, что Олега прозвали Вещим (знающим будущее, предвидящим будущее), и прославился он тем, что захватил Киев и перенес туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян.

А дело было так. Двое смелых воинов Рюрика, по имени Аскольд и Дир, отправились с товарищами на юг от Новгорода, и на прекрасных берегах реки Днепр они увидели маленький городок, который им очень понравился. Этот городок и был Киев, который, согласно легенде, основали три брата: Кий, Щек и Хорив, а также сестра их Лыбедь. Это был центр племени полян, и он был назван в честь старшего брата Кия.

Аскольд и Дир недолго думали и завладели Киевом, сделавшись государями Киевскими. А в 882 году преемник Рюрика князь Олег, захватив Смоленск и ряд других городов, подошел к Киеву и узнал, что там правят Аскольд и Дир. И тогда Олег пошел на хитрость. Он спрятал своих воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в небольшой лодке в греческие земли. Когда же те пришли, воины выскочили из ладей, и Олег сказал окруженным Аскольду и Диру, что они не княжеского рода, а он — княжеского, а вместе с ним еще и малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.

А еще Олег прославился походом в Византию. В 907 году он, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, выступил в поход на Царьград (так тогда славяне называли будущий Константинополь и нынешний Стамбул) — столицу тогдашнего славного «греческого царства», занимавшего Балканы и Малую Азию.

Византийский император Лев VI Философ приказал затворить ворота города и загородить цепями проход в гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды. Однако Олег пошел на очень необычный штурм. Он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на эти колеса ладьи. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.

При виде подобной невидали защитники города испугались и предложили Олегу мир. Согласно договору, Византия пообещала платить победителям дань, а Олег в знак славной победы прибил свой щит к вратам Царьграда.

Впрочем, многие историки считают этот поход легендой. А вот другие утверждают, что именно Олег объединил Новгородскую и Киевскую земли, установил контроль над двумя важнейшими отрезками пути «из варяг в греки» и тем самым подвел, как сейчас говорят, экономическую базу под еще складывавшееся государство.

В самом деле, во время правления Олега в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра и сложилось подобие федерации племен во главе с Великим князем Киевским.

И уж совсем не легенда то, что осенью 912 года князь Олег погиб от укуса змеи (волхвы предсказали князю гибель от «коня своего», он расстался с животным, а когда конь умер, он посмеялся над предсказанием и поставил ногу на череп коня, но оттуда выползла змея и смертельно ужалила князя). Впрочем, известный историк Н.М.Карамзин назвал все это «явной народной басней, достойной замечания по своей древности». Ну, в самом деле, для этого же было необходимо, чтобы Олег ходил совершенно без обуви, а князья в то время носили тяжелые сапоги, прокусить которые змее явно не под силу.

Хорошо. Тогда пусть будет так — и уж совсем не легенда то, что в 912 году, после смерти Олега, стал править Игорь, сын Рюрика, муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича.

Согласно «Повести временных лет», Ольгу Игорю привели в 903 году, когда ей исполнилось 12 лет (по византийским законам той эпохи, именно с этого возраста девушка считалась совершеннолетней), а ему — 25. Но дата эта сомнительна, так как их сын Святослав, согласно тому же источнику, родился только в 942 году.

В те времена печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией (предгорьями Северного Кавказа), территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан тюрками-огузами. Они не строили домов, но делали подвижные шатры или шалаши. Когда стада их не находили более корма на лугах, они переносили шалаши свои на другое место и оставались там, пока была трава. Они прекрасно передвигались на лошадях, и это помогало им нападать на своих соседей, уводить в плен бедных жителей и убегать от возмездия. Печенеги также любили наниматься на службу к таким народам, которые имели с кем-нибудь войну, и тогда они злодействовали, сколько им заблагорассудится.

Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так удачлив, как Олег: при нем явились в первый раз в Россию печенеги — народ, который потом долгие годы был страшным врагом наших предков.

Игорь никак не мог прогнать печенегов подальше от границ своего государства. Считается, что в 943 году Игорь собрал большое войско из варягов, славян и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большую часть войска отправил по морю. Предупрежденный заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. И Игорь, удовлетворенный данью, повернул назад.

А осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам, обитавшим в Полесье (в нынешней Житомирской области и на западе нынешней Киевской области). Древляне не числились в составе его войска, и поэтому Игорь решил поправить финансовое положение за их счет. Но древляне были также славянского племени, а Игорь решил взять с них больше дани, чем они платили обычно. Древлянам это показалось так обидно, что они забыли всякое почтение и убили Игоря и всех его дружинников, так как их было мало.

Так погиб этот несчастный государь. Он княжил 32 года, но не отличился никакими особенно примечательными делами.

Гораздо более Игоря прославилась его прекрасная супруга Ольга. Святослав, ее сын, был еще очень мал, когда умер его отец, и потому Ольга правила государством вместе с двумя знаменитыми воеводами: боярином Асмудом, дядькой-наставником маленького Святослава, и Свенельдомом, начальником войска.

Согласно преданиям, вдова князя Игоря жестоко отомстила древлянам.

Древнерусское государство Киевская Русь

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородскими и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.

Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

История Древней Руси кратко

Уважаемые коллеги!

Кафедра философии приглашает принять участие в работе Всероссийской научной конференции «Художественная культура и трансформация индустриального менталитета в условиях моногорода», которая состоится 12 февраля 2021 года.
Стоимость публикации – 100 руб. /страница, объем – до 6 страниц. Сборник размещается в РИНЦ.
Статьи принимаются до 5 февраля 2021 года.

Подробнее – в информационном письме.

Будем рады сотрудничеству!

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Современный менеджмент: теория и практика»

Уважаемые коллеги, аспиранты, магистранты, студенты!

Институт экономики и управления МГТУ им. Г.И. Носова 29-30 января 2021 года проводит VI Всероссийскую научно-практическую конференцию «Современный менеджмент: теория и практика» и приглашает принять участие ученых, преподавателей, студентов, магистрантов.
По итогам конференции будет издан сборник материалов. Сборник материалов конференции будет выслан в электронном виде с присвоением ISBN и регистрацией в РИНЦ.

Основные направление работы конференции:

  • Управление в социально-экономических системах: теория и практический опыт
  • Теория современного менеджмента: концепции, технологии, методы
  • Антикризисное управление в современных условиях хозяйствования
  • Менеджмент в малом бизнесе: региональный аспект
  • Менеджмент и маркетинг предприятия
  • Стратегический менеджмент
  • Производственный менеджмент
  • Экологический менеджмент
  • Финансовый менеджмент
  • Логистический менеджмент
  • Инновационные подходы в современном менеджменте
  • Предпринимательство: проблемы и перспективы
  • Управление изменениями и управление знаниями
  • Профессиональная подготовка управленческих кадров: проблемы и перспективы
  • Система менеджмента качества: проблемы и перспективы
  • Правовое регулирование социально-экономических отношений
  • Экономика труда и управление персоналом

Требования к оформлению статьи

Заявка и статья присылаются двумя отдельными прикрепленными файлами в форматах MicrosoftWord 97-2003 (имя файла.doc) или MicrosoftWord 2007 и выше (имя файла.docx) в одном электронном письме!
Файлы подписываются: Фамилия, инициалы автора. Например: Иванов И.И.-статья, Иванов И.И.-заявка.
Размер листа – А 5. Размер шрифта – 9, гарнитура Times New Roman, межстрочный интервал – одинарный, все поля по 2 сантиметра, абзацный отступ 1 см (автоматически), выравнивание текста по ширине, расстояние между абзацами 0 pt.
Аннотация и ключевые слова печатаются после названия статьи шрифтом – размером 8 кегль, курсивом.
Таблицы нумеруются арабскими цифрами, при ссылке на таблицу указывают ее номер. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе размером 8 кегль. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Основной текст таблицы – 8 кегль. Рисунки должны быть сгруппированы и иметь наименование (подрисуночный текст) и нумерацию; наименование помещают по центру текста под иллюстрацией – размер 9 кегль.
Наличие списка литературы обязательно. Ссылки на литературу указываются в тексте статьи в квадратных скобках [5, с. 45], [7]. Библиографический список дается после текста статьи через одинарный междустрочный интервал, 8 кегль, оформленный согласно образцу. Наличие библиографического списка обязательно.

Читайте также:  Древняя Греция – сообщение доклад

Адрес оргкомитета

455000, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 24, МГТУ, институт экономики и управления, кафедра менеджмента ауд.215, 218, тел.8(3519)230428
По всем интересующим Вас вопросам обращаться к организаторам конференции.
Председатель оргкомитета – Симаков Д.Б., зав.каф.менеджмента, к.т.н., доцент
члены оргкомитета: Кузнецова Н.В. – к.п.н., доцент, доцент кафедры менеджмента

Где зарождалась Русь

В еликий Новгород, Псков, Изборск, Смоленск — в России немало древних городов. Вспоминаем их историю и рассказываем о значении, которое они имели в истории страны. О том, какими были эти города столетия назад и какими стали в нынешнем веке, — в материале портала «Культура.РФ».

Старая Ладога, Ленинградская область

Сегодня Старая Ладога — это небольшой поселок в Ленинградской области, однако когда-то именно этот город стал первой столицей Руси. Согласно некоторым летописям, прибывший на Русь варяг Рюрик сел княжить не в Новгороде, а именно в Старой Ладоге, где в то время строилась мощная крепость.

По данным археологических исследований, Старая Ладога существовала задолго до прихода Рюрика и была важным пунктом торгового пути «из варяг в греки»: на территории города обнаружили клад арабских серебряных дирхемов, датируемый 786 годом. Датой же основания города историки считают 753 год, когда других славянских городов вовсе не существовало.

После основания Петром I Новой Ладоги Старая потеряла былое значение и лишилась статуса города. Однако сюда до сих пор приезжают туристы ради древних крепости и храмов, а также живописных видов на Волхов. Городская крепость, построенная по указу местного посадника Павла в 1116 году — древнейший памятник Старой Ладоги, сохранившийся до наших дней. Ранее на ее месте находились еще более древние постройки — укрепления времен Рюрика и Вещего Олега. Последний, по легенде, описанной в первой Новгородской летописи, был похоронен в этих местах: его возможной могилой считается небольшой курган — сопка.

Великий Новгород

862 год считается началом русской государственности — именно тогда, согласно Повести временных лет, произошло знаменитое призвание варягов. На Русь прибыли три брата — Рюрик, Синеус и Трувор, каждый их которых получил в княжение один из славянских городов. Старшему Рюрику достался Новгород. Датой основания города считается 859 год, хотя исторически эти места были заселены еще с V века. Правда, археологические исследования не подтверждают такую дату основания города — самые ранние находки ученых на территории города датируются 930-ми годами.

Новгород всегда занимал заметное место в истории России: здесь правили виднейшие русские князья — Олег Вещий, Ярослав Мудрый, Александр Невский. В XII–XV веках город был независимым центром собственной республики. В Новгороде ведущую роль в управлении городом играло вече — собрание горожан. Они выбирали князя и посадника, устанавливали размеры податей и решали вопросы войны и мира. Московское и Тверское княжества, а также Великое княжество Литовское не один раз пытались подчинить независимый Новгород, и наконец в 1478 году стараниями Ивана III он был присоединен к Москве, после чего несколько потерял былое значение.

Новгород сыграл важную роль в развитии российской исторической науки: благодаря многочисленным найденным здесь берестяным грамотам ученые смогли узнать не только многие факты политической и социальной истории, но и лучше понять культуру повседневности Древней Руси. В основном грамотами были челобитные, купчие, письма, заговоры. Особенно интересными с научной точки зрения оказались грамоты с рисунками мальчика Онфима: датируемые XIII веком, они являются одними из самых древних среди дошедших до нас произведениями детского творчества. На них изображены воины, кони и даже сам Онфим. Сегодня берестяные грамоты можно увидеть в экспозиции Новгородского музея-заповедника.

Из древнейших памятников города до наших дней дошли Новгородский детинец (Кремль) 1044 года, и Софийский собор, построенный по указу князя Ярослава Мудрого в 1045–1050 годах. Сегодня это главные городские достопримечательности, входящие в состав Новгородского городского музея-заповедника. Несмотря на музейный статус, Софийский собор — это действующий храм.

Белозерск, Вологодская область

Согласно Повести временных лет, младший брат Рюрика Синеус сел княжить в Белоозере, современном Белозерске. Правда, археологических подтверждений существования города в 862 году у ученых до сих пор нет.

Белозерцы принимали участие во многих важнейших событиях своего времени — походах Вещего Олега на Киев, киевских походах Андрея Боголюбского и других. Некоторое время город был центром собственного княжества, который постоянно пытались заполучить князья более крупных уделов. Наконец, в 1380 году он был присоединен к Москве.

К сожалению, до наших дней не дошли первые постройки Белоозера. Самое раннее сохранившееся сооружение — Белозерский кремль, вернее его земляной вал, — датируется XV веком.

  • Фрески затопленного монастыря, которым больше 350 лет
  • Все столицы России: от Ладоги до Москвы
  • Маршрут по Вологде: кремль, памятник букве О и пряники-козули

Белозерские места окутаны древними легендами — по преданию, здесь жил князь всех медведей, который едва не убил во время охоты Владимира Киевского. А еще именно в Белозерске снимал свой известный фильм «Калина красная» Василий Шукшин. Городской краеведческий музей проводит экскурсии по местам съемок.

Изборск, Псковская область

Наконец, самый младший брат Рюрика Трувор в том же 862 году стал княжить в Изборске. Само место, где изначально был основан Изборск — Труворово городище, на котором находится кладбищенский крест, — в память о первом князе называют Труворовой могилой. Название это довольно условно, так как этот христианский крест был установлен в XIV веке, когда точное место захоронения Трувора могло уже забыться.

Впоследствии большого значения в истории Руси Изборск не играл — в период с X по XIII век о нем не было ни одного упоминания в летописях.

Сохранившаяся городская крепость датируется XIV веком — ее построили по указу изборского посадника Шелоги для защиты от ливонцев. В XIV веке ливонцы дважды пытались взять город, но оба раза после многодневной осады уходили ни с чем. Лишь в XVI веке в ходе Ливонской войны крепость не устояла перед натиском войск Стефана Батория — однако по условиям Ям-Запольского мирного договора Изборск был возвращен России.

Другой древний памятник Изборска, находящийся внутри крепостных стен Никольский собор, был построен в XIV веке на месте старой деревянной церкви. Некогда он был кафедральным собором Псковской митрополии, но сегодня это лишь небольшой действующий храм.

Туристам лучше всего приезжать в Изборск в июне или августе: в это время там проходят фестивали раннесредневековой культуры «Исаборг» и «Железный град». Посетители могут понаблюдать за реконструкцией старинных военных сражений и процессом изготовления предметов быта по древним технологиям.

Смоленск

Смоленск упоминается в Повести временных лет еще в 862 году, когда во время южного похода варягов Аскольда и Дира он стал первым поселением, встретившимся им на пути. Позже о городе писали уже в связи с Царьградским походом князя Олега: хорошо укрепленный город Смоленск был присоединен к формирующемуся Древнерусскому государству.

Находящийся на границе Руси, Смоленск всегда страдал от иноземных захватчиков: в XV веке — от Великого княжества Литовского, в XVII веке — от Речи Посполитой, а в XIX веке город захватили наполеоновские войска.

До наших дней сохранились древние храмы эпохи независимого Смоленского княжества — церковь Петра и Павла на Городянке 1146 года и храм Иоанна Богослова XII века. Смоленская крепость, сдерживавшая неприятелей на подступах к Руси, была построена в XVII веке архитектором Федором Конем. В то время это была самая протяженная крепостная стена страны — ее длина составляла 6,5 километра. Отличался Кремль и массивностью стен толщиной в пять метров и высотой в 19 метров. К сожалению, большая часть крепости была уничтожена наполеоновскими войсками, и сегодня можно увидеть лишь половину крепостных башен.

Помимо архитектурных достопримечательностей, Смоленск славен живописными видами — как и Москва, он стоит на семи холмах, с которых открываются красивые пейзажи набережной Днепра и городских улочек. Особенно захватывающая панорама видна с кремлевской башни Веселухи.

Муром, Владимирская область

Согласно Повести временных лет, Муром существовал еще до призвания варягов — он вошел в зону подвластных территорий князя Рюрика. Это подтверждается археологическими раскопками: на территории Мурома обнаружили остатки керамики X века, а также следы деревянных мостовых и построек.

В XII веке Муром был центром самостоятельного княжества, но после того, как его полностью уничтожили татаро-монголы в середине XIII века, город пропал со страниц летописей вплоть до середины XIV века. Самый древний памятник Мурома — Спасо-Преображенский собор, основанный в 1096 году. Правда, современный облик монастыря начал формироваться лишь в XVI веке — прежние древние постройки не сохранились. Муром — родина многих былин. Здесь родился Илья Муромец: известно даже, где именно была изба, в которой он 33 года пролежал на печи. Сегодня на ее месте стоит жилой дом, но о жизни и подвигах Ильи Муромца можно узнать в местном музее былинного героя. А еще в Муроме находится место захоронения святых Петра и Февронии, которое очень популярно у паломников.

Гастрономический символ Мурома, изображенный даже на его гербе, — калач, который здесь пекут с XVI века. Муром считается родиной калача. Раньше его готовили из ситного теста (пропущенного через сито, а не через решето), а для того, чтобы выпечка получилась пышной и мягкой, тесто долго мяли. Попробовать настоящий муромский калач можно в трапезной Спасо-Преображенского монастыря или в фирменном магазине «Муромский калач».

Ростов Великий, Ярославская область

862 год считается годом основания Ростова Великого. Он также был в числе владений, которые после призвания варягов отошли к родоначальнику первой династии российских правителей — князю Рюрику. Однако археологические исследования доказали, что город был основан позднее, в середине X века.

На XI век пришлось время расцвета Ростова: город был центром собственного княжества. Одно время здесь правил Ярослав Мудрый. Князя поставили на это место, когда он был еще девятилетним ребенком, а в конце своего княжения, в 1010 году, он основал в этих местах город Ярославль.

Правда, с тех древних времен в городе ничего не сохранилось: сначала он пострадал в годы татаро-монгольского владычества, потом был сожжен уже в эпоху Смутного времени.

Главная достопримечательность Ростова Великого, его Кремль, была построена в XVII веке. Но на его территории находится Успенский собор — памятник начала XVI века. Ростов до сих пор считается центром традиционного художественного ремесла финифть, в городе даже работает целое предприятие по изготовлению сувениров и украшений в этом стиле. Финифть — это техника создания художественных произведений с помощью эмали на металлической подложке. Искусство финифти появилось в России еще в Х веке благодаря влиянию византийской культуры, но на Ростовской земле ее расцвет пришелся на XVIII век. Местные мастера были настолько искусны, что их произведения поставлялись к императорскому двору — большими любителями ростовской финифти были Екатерина II и Павел I.

Псков

Немногим моложе Ростова город Псков — в Лаврентьевской летописи он упоминается под 903 годом, когда князь Игорь познакомился с будущей княгиней Ольгой, происходившей из этих мест. По инициативе Ольги в Пскове был построен Троицкий собор (сегодня на его месте находится одноименная церковь 1699 года).

В Средние века Псков, как и Новгород, был центром собственной независимой республики, но в 1510 году его присоединило к себе Великое княжество Московское.

Псковский кром, или кремль, заложенный еще в XI веке, был настолько крепким, что многочисленные войска ливонцев, меченосцев и других иноземных захватчиков так и не смогли взять его. Хотя высота крепости была небольшой (шесть — восемь метров), стены толщиной шесть метров делали кремль недоступным для врагов.

Среди других древних достопримечательностей Пскова — Мирожский монастырь XII века. В его соборном храме находятся лучше других сохранившиеся фрески домонгольского времени. Также в Пскове всегда было развито гончарное ремесло, и сегодня в лавках местных мастеров можно купить необычные сосуды, соединенные диагональной ручкой, «двойнята», свистульки и игрушки.

Углич, Ярославская область

Датой основания Углича считается 937 год — поселение заложил родственник княгини Ольги Ян Плескович. Впоследствии Углич упоминался в летописях лишь в 1148 году. В Средневековье он был центром небольшого княжества, но его полностью сожгли татаро-монголы. В конце XIV века возродившийся город был снова уничтожен — на этот раз тверским князем Михаилом.

Ключевым событием в истории Углича стала загадочная смерть наследника русского престола царевича Дмитрия. Младший сын Ивана Грозного, вероятный наследник престола восьмилетний Дмитрий страдал эпилепсией, и якобы сам упал на нож во время игры «в тычку» («ножички»). Ему посвящен один из главных городских памятников — церковь Дмитрия на Крови, небольшое каменное здание с шатровой колокольней конца XVII века. Сохранились и так называемые палаты царевича Дмитрия XV века, построенные еще князем Андреем Васильевичем в Угличском кремле. От некогда роскошного княжеского дворца сохранилась лишь престольная палата, своеобразный тронный зал. Сегодня в нем находится экспозиция Угличского музея.

В Угличе расположена одна из самых старых советских гидроэлектростанций. В 1930-х годах ее построили лагерные заключенные — для обеспечения энергией Москвы. Сегодня в соседнем с ГЭС здании находится Музей гидроэнергетики, где с помощью специальных генераторов посетители могут попробовать выработать электрический ток.

Брянск

Хотя Брянск упоминается в летописи лишь в 1146 году, датой его основания считается 985-й, на что указывают многие археологические исследования.

Первое время Брянск был одним из городов Черниговского княжества, но в XIII веке стал центром собственного, которое включало в себя Чернигов, Новгород-Северский и другие города, расположенные в том числе на территории современной Украины. Приграничный Брянск часто становился жертвой вражеских военных походов: в XIV веке он даже был на время присоединен к Великому княжеству Литовскому. Окончательно к Московскому государству Брянск присоединили в 1500 году.

Самый древний памятник Брянска, дошедший до наших дней, относится лишь к концу XVII века — Покровский собор. Остальные исторические здания были построены и того позднее — в XVIII–XIX веках.

Согласно былинам, в брянских лесах жил Соловей-разбойник — главный противник Ильи Муромца. Отсюда же был родом и легендарный монах-богатырь Александр Пересвет, чей поединок с Челубеем предшествовал Куликовской битве.

Боги Древнего Египта – сообщение доклад 5 класс

Древняя египетская религия – это система убеждений и ритуалов, которые были неотъемлемой частью жизни древних египтян. Их верования и обряды основывались на поклонении богам и богиням, представлявшим природные явления и силы. Египтяне совершали приношения своим божествам, так как верили, что это помогает поддерживать божественный порядок: истину, справедливость, гармонию, нравственность. Представителем богов считался фараон. Он был наделен полномочиями контролировать сохранение божественного порядка.

Читайте также:  13-й подвиг Геракла – краткое содержание рассказа Искандера

Характеристика египетских богов выражалась в мифах и искусстве. У богов была своя иерархия и разные отношения между собой. Верховное божество, по убеждению египтян, являлось создателем мира. Считалось, что боги присутствуют во всех сферах жизни людей, способны влиять на ход и порядок вещей в человеческой жизни. Отношения людей с их богами были фундаментальной частью египетского общества. Они молились, взывали к их действию, спрашивали совета, совершали обряды и приношения. По мнению египтологов (ученых, исследующих древнюю египетскую историю) было около 1500 божеств.

Главные боги

Амон представлялся в человеческом обличье, иногда с головой барана. Его имя означало «скрытый». Он являлся верховным божеством, богом солнца, покровителем города Фивы.

Апис считался богом плодородия, изображался в виде быка с диском солнца, покровителем Мемфиса. Из всех божеств в виде животных бык был наиболее уважаемым.

Астарта – богиня плодородия и любви, символизировала женские качества.

Атон – бог, олицетворявший солнечный диск. Во времена фараона Аменхотепа IV он был признан единым божеством по всему Египту. Также в это время было запрещено поклоняться другим богам.

Анубис – бог с человеческим телом и головой шакала. Считалось, что Анубис провожал умерших в другой мир.

Геб – сын бога воздуха, бог земли. Считалось, что из этого божества происходит вода и на нем растут все растения, которые нужны людям. Также он охранял людей от змей.

Гор – бог с человеческим телом и соколиной головой, покровитель неба и солнца.

Исида – богиня материнства, одна из главных богинь египетского пантеона богов. Она была покровительницей рабов и угнетенных.

Осирис был судьей в загробном мире. Он был богом природных сил и мира мертвых. Считалось, что именно Осирис научил человека искусствам, земледелию и наукам.

Вариант 2

Древние египтяне поклонялись огромному количеству древних египетских богов и богинь. Некоторые из них были очень похожи на людей; однако другие состояли из частей человека и животного. Поэтому некоторые египетские боги были похожи на крокодилов, шакалов, кошек, баранов и даже соколов.

Тела этих древних богов были всегда человеческими, но их головы могли быть частью птицы и животного.

Хотя сейчас большинство религий поклоняются только одному богу, древние египтяне поклонялись многим богам. Такое явление называется политеизм.

Религиозные верования древних египтян были основаны на необычайном числе древних египетских богов и египетских богинь. Характеристики и внешний вид некоторых древних божеств очень напоминали людей. Однако некоторые из божеств воспринимались как «человеческие гибриды», принимающие форму и характеристики животных, таких как крокодил, шакал, сокол. Тела этих древних божеств были человеческими, но их головы выглядели так же, как у птиц или животных.

Основные древние египетские боги

Ра был богом солнца и главой древнеегипетской божественного пантеона. Ра изображался как человек с головой ястреба и с головным убором в виде солнечного диска. В какой-то момент Ра был объединен с другим богом Амоном для создания еще более могущественного бога Амон-Ра. Это была одна из первых религиозных реформ в истории человеческой цивилизации, когда фараон Аменхотеп решил упразднить весь пантеон древнеегипетских богово и поклоняться только богу Амону-Ра. Считалось, что Ра создал все формы жизни и был верховным правителем богов.

Осирис также был одним из главных древних божеств, роль которого была в руководстве подземным миром. Он являлся судьей мертвых.

Сетбыл олицетворением египетского зла и тьмы. Это бог был самым ужасным среди древних египетских богов, поскольку он убил своего брата Осириса.

Древняя египетская богиня Исида, богиня-мать, была женой Осириса и матерью Хоруса, который помогал в воскрешении Осириса.

Одним из самых известных божеств, покровителем животного царства, был наполовину ибис бог Тот. Он также покровительствовал книжникам, писателям и ученым и изобретателям иероглифов.

Анубис, бог шакал, возможно, был одним из самых известных древних божеств, так как являлся богом мертвых, заведовал гробницами и бальзамированием.

Другим из знаменитых полубогов-полуживотных был бог силы и могущества Собек, наполовину крокодил.

Магия окружала египетских богов, а Хека был богом магии и медицины. Хека был сыном Хнума, бога плодородия.

Скарабей был значимым символом в Древнем Египте, и одно из божеств, Хепри, было изображено с головой скарабея.

Многие фараоны строили большие храмы в честь богов, которых считали своими покровителями. В этих храмах были большие статуи божеств и фараона, сады, алтари и места поклонения. У каждого города были храмы богам-покровителям именно того города.

Некоторые знаменитые храмы включают храм Луксора, Храм Исиды в Филе, Храм Гора и Эдфу, Храмы Рамсей и Нефертити в Абу-Симбеле и Храм Амона в Карнаке.

Древние египтяне считали фараона своим главным посредником между ними и богами. Фараон считался более главным, чем священники в храмах. При этом, люди верили, что фараон был настолько тесно связан с богом Гором, что порой мог принимать его форму. Позднее фараоны утвердили в народе верование, согласно которому они являются детьми богов.

Древние египтяне считали, что существует загробная жизнь после смерти. Они думали, что у людей есть две важные составляющие души и тела: «ка» или жизненная сила, которая олицетворяла тело, и «ба», которая больше напоминала душу. Если «ка» и «ба» получилось объединить в загробном мире, то человек будет существовать в загробной жизни. Ключевым компонентом этого было сохранения тела для загробной жизни. Вот почему египтяне использовали бальзамирование или мумификацию для сохранения мертвых. Но это было не из дешевых удовольствий и его могли позволить себе только обеспеченные люди. Для сохранения своего забальзамированного тела фараоны возводили огромные гробницы-пирамиды. Пирамида фараона Хеопса является единственным сохранившимся в современном мире чудом света.

Боги Древнего Египта

Интересные ответы

Династией Ланкастеров в Англии правила француженка – Маргарита, это вызвало недовольство династии Йорков. Бароны северной Англии и Ирландии приняли сторону Ланкастеров. Тогда как Йоркам помогали феодалы, купцы и горожане.

Когда 23 февраля 1918 года молодые войска Красной Армии разгромили войска немецких завоевателей в Пскове и Нарве, мало кто понимает, что в военной истории появилась новая страница, которую вооруженные силы

Страна располагается на севере Северной Америки, омываемая сразу тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим (на западе) и Атлантическим (на востоке).

В России нет ни одного человека, который не был знаком с произведениями Эдуарда Успенского. На его произведениях выросло много поколений детей. Отец Эдуарда был кинологом, поэтому детство автора проходило среди животных

Доклад и сообщение Боги древнего Египта

Религия Древнего Египта пестрит огромным количеством богов и существ. Каждый народ, который был в составе государства, имел своих отдельных божеств, но всегда насчитывалось только 9 главных. Именно эти 9 богов образовывали «пантеон» – основной круг божественного начала.

Представителями веры Египта были жрецы, обладавшие большой властью и авторитетом. Они молились своим богам, приносили жертвоприношения, занимались предсказаниями и ворожбой, были советниками фараона.

В Египте насчитывалось 9 основных и единых для всех божеств: Ра, Геб, Нут, Сет, Нефтида, Исида, Осирис, Тефнут, Шу.

Бог Ра – представлял собой солнце. Являлся самым главным божеством в древнеегипетском пантеоне. Создатель всего сущего и управленец всеми живыми и неживыми предметами. Настоящее имя бога было известно только ему, и именно в этом крылась основная сила Ра. Только однажды он проговорился о своем имени и в результате предательства потерял большую часть своей силы. Управлял небосводом и передвигал солнце.

Бог Геб – правитель земли. Взял в жены родную сестру Нут, от брака с которой появились дети: Осирис, Нефтида, Исида, Сет. Удивительно, что Нут была очень кровожадной богиней и каждую ночь поедала своих детей, а на утро их снова рожала. По этой причине Геб часто ссорился со своей женой, в результате чего боги разъединили их. Геб остался править на земле, а Нут поднялась в небо.

Богиня Нут – правительница неба, супруга Геба. Управляла днем и ночью, а также небесными светилами. Была связана с подземным миром. Охраняла погребения и поднимала души умерших на небо.

Бог Осирис – правитель земли после своего отца Геба. Был праправнуком главного бога Ра. Любил людей и заботился об их существовании. С периодом его правления на земле стали развиваться большое количество ремесел.

Бог Сет – брат Осириса и его главный антагонист в религии. После победы над братом Сет разрубил его на 14 частей. Жена Осириса, Исида, соединила все куски, превратила мужа в мумию и забеременела от него. Так родился бог Гор, последний правитель из божеств на земле. Самый младший из детей Геба и Нут, правитель хаоса и войны. Появился на свет через бок своей матери в предновогодний несчастливый день. Именно поэтому египтяне относились к Сету с боязнью и ненавистью. Вносил смуту и боль в жизнь богов и людей. После убийства своего брата Осириса стал правителем земли, до момента победы над ним Гора. Сравнивая с другими религиями, он напоминает Дьявола, Люцифера, Шайтана, Джина.

Богиня Исида – олицетворение всего женского начала и самой жизни. Одна из самых почитаемых божеств, т.к. управляла плодородием и деторождением. Считалось, что от слез Исиды, проливавшимся от скорби по мужу Осирису, разливалась река Нил.

Богиня Нефтида – жена Сета и правитель всего эфемерного, т.е. всего, что создается воображением человека. Несмотря на брачную связь с Сетом, богиня не обладала какими-либо негативными качествами. Наоборот, очень почиталась жрецами и народом. Защищала умерших и сопровождала Ра в его путешествиях по небесному своду.

Вариант 2

Египет — одно из самых древних государств, существующее и по сей день. Население исповедовало такую религию, как язычество, то есть верило в различных Богов. Но было это отчасти от того, что никто не мог объяснить природные явления в роде гроз, штормов, наводнений и считали, что их карают сверхъестественные силы свыше за какие-либо провинности.

Главным культом являлся Амон Ра, справедливы и заботливый Бог солнца, просыпающийся с рассветом, а с закатом он садился в лодку и уплывал в иной подземный мир, как гласит предание. Ему служили жрецы, а под строительство храмов для поклонения этому Богу фараоны выделяли немалые земли. До наших дней эти сооружения находится на территории Гелиополя, Абу-Симбеля, Абу-Гурабе и Абусира.

Анубис был первым сторожем подземного мира, но его сместил в дальнейшем Осирис, но некоторые функции он всё равно сохранил. Например, проволжал мертвых в загробное царство, взвешивая их сердца на специальных весах, определяя, достойна ли она остаться там. Охранял могилы и гробницы. В некоторых писаниях упоминается о его способности предвидеть будущее. Обычно изображался в обличии шакала либо волка, но затем от животного осталась только голова, и появилось человеческое тело.

Сет был олицетворением зла, войны, смерти. В представлении египтян это божество с головой мифического существа, брат Осириса. По их мнению, все беды происходили по его вине, но в то же время они считали его защитником Ра, поэтому и не теряли веру в него, не отрекались, так как верили, что во Вселенной должен быть баланс, который невозможен без разрушений и насилия.

Апис — священный бык, то есть самое почитаемое животное древнего Египта, имевшее реальное воплощение, известное лишь жрецам. Чёрного быка поселяли в храме и на протяжении всей жизни, которая не должна была превышать 25 лет, приносили ему божеские почести, задобряя Аписа, чтобы обеспечить богатый урожай на ближайший год. Ежегодно проводился праздник Аписа в низовье Нила. После смерти быка по всей стране объявлялся траур, это было большим горем. Его похороны проходили подобно погребению фараона: помещали в саркофаг и помещали в склеп — серапиум.

Сообщение Боги в древнем Египте

Религиозная система Египта является одной из первых систем, которые обладали гармоничной завершенностью и глубиной. Конечно, на протяжении истории, менялась и культура и Египетская религия претерпевала различные перемены. Самый яркий пример – реформа Эхнатона (Аменхотеп Четвертый) в которой основное значение отвели культу Амона Ра.

Тем не менее, на протяжении не просто веков, но тысячелетий религиозная система Египта оставалась практически непоколебимой. Даже сейчас мы можем исследовать пантеон египетских богов весьма детально и наслаждаться стройностью этой системы.

Космогония начинается равно как во многих других религиях с небытия, существовал хаос, из которого появляется верховный Атум, далее появляется двойственность, мужское и женское – Шу и Тефнут, соответственно. Они порождают небо и землю – Нут, Геб. При этом земля (Геб) является мужским божеством, а Нут – женским.
Небо и земля в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сетха и Нефтиду. Осирис является практически центральной фигурой основного действующего пантеона, он имеет брачный союз с Исидой, который начался в утробе общей матери – Нут.

По легенде завистью к Осирису проникается Сетх, который обманом заточил Осириса в сундук и выбрасывает в море, далее он разбрасывает куски его тела по Египту. Исида ищет эти куски, соединяет и хоронит, а потом рождает сына Хора, который побеждает Сетха. На символическом уровне Осирис – погибающий и возрождающийся мир, Исида – материнство, супружеская верность, Сетх – негативное в мире, в частности засуха и пустыня (эти символы обуславливаются географическим расположением Египта).

В завершение следует отметить Ра – солнце, которое движется по небосводу. Тот – помогает Ра бороться с тьмой, символ мудрости и правды, обладатель множеством знаний. Пта – символ истины и божественной справедливости, он часто считался верховным во всем пантеоне и творцом мира и остальных богов.

Картинка к сообщению Боги древнего Египта

Популярные сегодня темы

Данное учение используется древнеримскими, средневековыми и новыми европейскими литераторами, различающими с точки зрения риторики и поэзии несколько стилей: низкий, средний и высокий

Воздух – это смесь газов. На 78 % состоит из азота, 21 % – это кислород, 1% приходится на углекислый газ. Мельчайшая доля приходится на примеси других газов и водяного пара. В 1754 году это

Экосистема или экологическая система – это среда обитания живых организмов, которые обеспечены всем для полноценной жизнедеятельности. Например, пруд, в нем живут рыбы

Близнецы принадлежат зодиакальным созвездиям. Они расположены на небе северного полушария, севернее созвездия Орион. Его соседями являются Телец, Единорог, Рысь и Малый пес. Близнецов можно н

Бородинское сражение – это битва, которая состоялась во времена Отечественной войны 1812 года. Участники сражения: армии Российской империи и Франции.

В жизни человека огромное значение имеет гражданско-патриотическое воспитание. Люди должны свое мнение, твердую позицию и четкое понимание своих прав и обязанностей

Ссылка на основную публикацию