Костяное кружево (резьба по кости) – сообщение доклад

Доклад Костяное кружево для 6 класс, 5-6 предложений собщение

Костяным кружевом принято называть резьбу по кости, которая относится к народным промыслам. Этот вид творчества известен давно, особенно он популярен среди жителей севера. Резьба по кости имеет многовековую историю. Первые изделия были незамысловатыми, их украшала довольно простая резьба, со временем она становилась все более изысканной. Этому способствовало то, что данный вид искусства передавался из поколения в поколения, а приспособления и инструменты постоянно совершенствовались. Для обработки материала сейчас используют бормашинку и штихель (стальной резец), а также полировальный станок для придания блеска изделиям.

Отличительной чертой костяного кружева от обычной резьбы по кости является наличие сквозных отверстий, которые и создают неповторимый прозрачный узор. Обычно используют геометрический или растительный орнамент.

Кости животных – это уникальный материал для народных ремесел. После правильной предварительной обработки такая вещь прослужит очень долго. Кость прочная, легко режется, полируется. Это очень красивый материал, благодаря своей слоистой структуре. Разные предметы из костей археологи часто обнаруживают при раскопках. Но самые изысканные из них относятся к 17-18 веку, это время было периодом расцвета резьбы.

Для изготовления изделий можно использовать кости любых животных, но чаще это кости мамонтов, слонов, моржей. Иногда используют рога оленей и лосей. Их обезжиривают, вываривая в течение нескольких часов, затем медленно высушивают, не допуская резких колебаний температур. При необходимости кости дополнительно отбеливают при помощи перекиси водорода, извести или соды. Изделия из этого материала можно тонировать или окрашивать.

Наиболее популярным этот вид народного ремесла был и остается на севере. Одним из центров по украшению костяных изделий резьбой является Холмогорский район Архангельской области. Местное население еще с 17 века делало очень красивые предметы из костей тюленей, моржей и найденных останков мамонтов. Иногда использовали кости домашних животных: коров, лошадей. В этой традиции резные изделия иногда окрашивали, подкладывали цветную фольгу под орнамент, что делало его более выразительным. Для холмогорской резной кости характерно применение узоров в виде ягод и веточек, изображение целых сюжетов, сцен из жизни, портретов, местных животных. Изготавливали не только предметы и украшения, но и посуду (кубки), даже копии скульптур и памятников.

Кроме холмогорской известны ямальская, тобольская и чукотская резная кость. В Тобольске народный промысел берет свое начало с изготовления табакерок, которые пользовались большой популярностью. Это привело к тому, что из костей начали делать украшения и иконы. Изделия тобольских мастеров были отмечены медалями на международных выставках. На Тобольской фабрике есть уникальная коллекция предметов из костей мамонта, зубов кашалота и клыков моржей. Именно эти дорогие и дефицитные материалы сначала применялись на фабрике. Позже стали использовать обычные кости.

Поскольку костяное кружево создается вручную, то двух одинаковых изделий не существует. Это очень долгая и кропотливая работа. На изготовление одного предмета мастер может потратить от месяца до года. Из кости можно делать игрушки, фигурки для шахмат, а также очень красивые украшения, например, гребни, серьги, браслеты. Украшают костяным кружевом веера и броши, шкатулки, ножи. Тонкими костяными пластинами с узорами оклеивают мебель и портреты. Толщина некоторых не превышает 0,5 см. Многие изделия сейчас хранятся в музеях.

Доклад Костяное кружево сообщение

В мире великое множество различных искусств и ремесел. Любой, совершенно прозаический и даже обыденный материал, в руках талантливого художника или скульптора может стать произведением искусства.

Археологи находят необычные и диковинные изделия. Большинство из этих предметов носили в первую очередь практический, а потом уже эстетический характер. Предметы быта изготавливали из подручных материалов, стараясь сделать их красивыми, прочными и полезными. Так появилось и костяное кружево.

Кость отличный материал для творчества. Он твердый и прочный. Во времена наших предков это был доступный, недорогой материал. Особенно для прибрежных районов и областей, где водились крупные морские животные. А их останки можно было найти на берегу. Для изделий использовались кости и бивни моржей или мамонтов. Реже в употребление шла кость крупного домашнего скола: лошадей, коров, буйволов. Гребни, браслеты, броши, кулоны, рукоятки ножей, шкатулки, веера, выполненный в этой технике хранятся столетиями, даже, находясь в земле. Об этом свидетельствуют множественные археологические находки.

Современное костяное кружево – это один из способов вырезание узоров на кости. Этот вид резьбы отличается тем, что косторез делает сквозные отверстия, которые представляют собой единый узор. Тонкие и изящные переплетения узора создают эффект кружева, обретая причудливую форму. В наше время ажурной резьбой украшают мелкие костяные предметы.

В некоторых областях нашей страны до сих пор живы ремесленные традиции. Например, в Архангельской области Холмогорский район. Холмогорская костяная резьба включает в себя признаки сразу нескольких традиционных стилей: Северной Руси и Центральной Руси. А также элементы западноевропейского стиля. Такая многогранность придает местным изделиям особый шарм и привлекательность. Очень любят иностранцы увозить домой такие сувениры с нашей родины. Гребни, коробочки, ларцы и табакерки пользуются особенной популярностью.

Но не только в России прижился этот вид искусства. Древняя китайская культура также славилась особым изяществом костяных работ.

Для 6 класс, 5-6 предложений

Костяное кружево

Популярные темы сообщений

Природа – это весь окружающий нас мир. Наша планета – единственная на данный момент, на которой обнаружена жизнь. Все ее особенности трудно перечислить. Например, она является самой крупной из всех планет земной группы.

Приокско-террасный заповедник был основан 19 июня 1945 года. С тех пор заповедник превратился в пусть самый маленький по площади, но один из чистейших заповедников России. Он так же является исследовательским центром

Одним из самых популярных и ожидаемых праздников по всему миру является Новый год. В большинстве стран он отмечается в ночь с тридцать первого декабря на первое января. Считается, что Новый год – это праздник,

Доклад Костяное кружево 6 класс сообщение

Одно из красивейших искусств в области кружевных дел, имеет популярность и в современности. Для создания кружева из кости требуется иметь хорошее терпение и усидчивость, а также должные навыки в резьбе по кости.

Зарождение данного искусства пришлось на начало 18 века, когда тогдашние мастера и искусники научились создавать красивую резьбу по слоновой кости, украшая этим различные шкатулки из других дорогих материалов. Позже мастера усовершенствовали процесс работы и смогли создавать красивые веера с резьбой по кости, делая их изделия достаточно дорогими. Спустя несколько лет, данный вид искусства получил свою популярность и начал активно появляться в различных культурных местах тех времён. Костяным кружевом украшались комоды, портреты известных личностей и тому подобные. Виртуозы умудрялись создавать из кости браслеты и броши для дам того времени, однако это занимало гораздо больше времени, чем создание обычного костяного кружева для какой-нибудь шкатулки.

Особенностью и уникальностью костяного кружева является неповторимость каждого узора на кости, с помощью инструментов можно вырезать практически любой узор. Однако раньше было достаточно проблематично создать нужный узор, так как инструменты 17-18 веков были не слишком практичны и удобны в использовании. Современные инструменты позволяют создать узор любой сложности, прикладывая как можно меньше усилий и при меньших затратах материала. К слову, основным материалом является слоновая кость из-за своей прочности и внешнего вида. Кости моржа также занимают достойное место среди материалов для костяного кружева, но они их прочность немного меньше, чем у конкурентов. Ещё один из материалов – рог оленя. Достаточно легок в добыче, имеет такую же прочность, как у кости моржа.

Данный вид искусства популярен по сей день. Множество работ с различными узорами и формами украшают известные музеи мира. В современности мастера могут изготавливать красивые изделия за несколько часов с помощью современных технологий. Некоторые виртуозы добавляют различные драгоценные камни в свои изделия.

Сообщение про Костяное кружево

У древнего человека была большая фантазия и огромный простор для творчества, а вот материалы как основу приходилось поискать. Кости диких животных были одним из самых первых материалов, предназначенных для творчества древнего мастера, увлекавшегося древним искусством. И если сначала декоративные работы не отличались сложностью, замысловатостью и, скорее всего, аккуратностью, то со временем искусство резьбы по кости усовершенствовалось и достигло такого уровня, что даже верится с трудом, что эти работы выполнены человеком.

Читайте также:  Доклад Октябрьская революция 1917 года причины ход итоги кратко сообщение

Народные мастера передают знания от поколения к поколению, так костяное кружево переходит сквозь время. В восемнадцатом веке люди научились создавать различные предметы быта, а также украшения к оружию и одежде из костей. В это время такой вид ремесла как вырезание на кости оказалось особо популярным среди настоящих умельцев.

Чаще всего кость для создания предметов быта использовали народы Севера, сейчас в местах их обитания находят костяные амулеты, декоративные фигурки и женские украшения. Для тех, кто видит изделия из кости в первый раз, всегда является потрясением, как из такого невзрачного материала создают прекрасные статуэтки, необычные шкатулки и невесомые на первый взгляд веера. Создать из кости чудо кружевного искусства могут только самые настоящие мастера своего дела. Повторить предмет, который создается из кости, практически невозможно, поэтому каждый экземпляр является уникальным и неповторимым. Зачастую при создании кружевного изделия из кости мастер оставляет только самые тонкие линии, которые лишь соединяют детали изделия. Косторез тратит часы и дни кропотливого труда, чтобы из-под его инструментов вышла практически прозрачная и очень хрупкая ткань кружевного узора.

Особняком среди самых различных видов резьбы по кости стоит такое искусство как холмогорская резная кость. Этот вид мастерства выделяется среди других. Особенность этого вида мастерства состоит в том, что косторезы под орнамент иногда подкладывали фольгу, а вырезанные узоры немного подкрашивали – чтобы придать большую выразительность. Помимо этого, холмогорская резная кость отличается особыми орнаментами – преобладают растительные и ягодные.

Лучше всего для создания кружева из кости подходила слоновая кость, но ее нужно было везти из далеких краев и поэтому она была очень дорогой. Из-за этого мастера чаще использовали кости моржей или найденные кости вымерших мамонтов как материалы для костяного кружева. Конечно же, от того, какая будет выбрана основа для изделия, зависит то, как оно будет выглядеть и насколько хорошо оно сохранится с течение времени. Если кость правильно обработана и умело подготовлена, то в руках костореза она превратится в уникальный предмет искусства, который будет сочетать в себе природное тепло и тепло рук мастера. В современном мире самобытные резные украшения из костяного кружева являются идеальным и необычным подарком либо уникальным шедевром, который украсит интерьер дома.

Картинка к сообщению Костяное кружево

Популярные сегодня темы

Бельгия или Королевство Бельгия – страна, расположенная на Западе Европы. Государство соседствует с Нидерландами на севере, с Германией на востоке, с Люксембургом на юго-востоке и с Францией

В более давние времена люди активно путешествовали и открывали новые земли. Тогда зародилась общечеловеческая мечта объехать всю Землю и увидеть различные народы, страны и континенты.

Континент расположился в Западном полушарии, а точнее на севере Западного полушария. Омывается тремя океанами одновременно.

В мире известно более 700 видов динозавров, но этот показатель непрерывно растет – каждый месяц палеонтологи открывают один-два новых вида этих животных. «Ужасный ящер» – так переводится с гр

Город Ленинград пережил тяжелейшие времена, с которыми не сталкивался ни один другой город. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Это было ужасное испытание для горожан. У людей не было пропита

Этикет является одной из основ функционирования общества. С одной стороны этикет основан на логике, с другой – на традициях.

Костяное кружево (резьба по кости) – сообщение доклад

Педагогический коллектив Художественного училища резьбы по кости им. Н.Д. Буторина нацеливает выпускников на самостоятельную деятельность после окончания училища. В качестве дипломной работы выпускник представляет сложное, законченное изделие. Это может быть ваза, шкатулка, настольный секретер или другое оригинальное произведение. Способность выпускника продемонстрировать мастерство обработки материала, свои творческие возможности и художественный вкус становится главным критерием оценки диплома.
По окончанию учебного заведения лучшие выпускники направляются в Высшую школу народных искусств г. Санкт-Петербург и успешно оканчивают её.
Выбранный сегодня педагогическим коллективом курс на созидание и развитие индивидуальности не просто повышает роль училища в воспитании будущего мастера-художника, но и делает её местом сохранения и развития старых, а также создания новых холмогорских косторезных традиций.

Адрес Художественного училища резьбы по кости им. Н.Д. Буторина: 164555, Архангельская область, Холмогорский район, с. Ломоносово, д. 33
Тел: 8 (818-30) 370-75
E-mail: pu27@atnet.ru
Сайт: http://pu27arh.ucoz.ru/index/glavnaja/0-41

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Технический и художественный уровень подготовке резчиков в школе уже к началу 1980-х гг. был достаточно высок. Повышение этого уровня было обоснованным и закономерным процессом: накапливался педагогический и производственный опыт. Известные мастера-художники делились личными секретами, нацеливали молодежь на творчество. Конкретизировались и повышались требования к выпускнику. В трехгодичный период обучения он должен был овладеть всеми способами обработки кости (сквозным ажуром, гравировкой, рельефом, мелкой пластикой, тонированием) и изучить традиции холмогорской резьбы. Смотрите слайд-шоу «Художественное училище резьбы по кости им. Н.Д. Буторина».

Здание Историко-мемориального музея М.В. Ломоносова в с. Холмогоры построено в 1892 г. На территории музея (усадьбе Ломоносовых) произошли изменения: пруд отца Михаила Васильевича, Василия Дорофеевича, расширен, берега закреплены камнем, в саду появились новые насаждения, туристы могут отдохнуть в беседке. За 70 лет музей посетили почти 650 тысяч человек, проведено более 18 тысяч экскурсий. Ежегодно, в дни проведения Ломоносовских чтений и Дни памяти учёного, на его родину приезжает много гостей.
Постоянная экспозиция размещается в шести залах и знакомит посетителей с родиной М.В. Ломоносова и разными периодами его жизни. Основные темы экспозиции: «Север – родина Ломоносова», «Путь в науку», «Ломоносов – учёный, поэт, просветитель», «Памяти Ломоносова».
В выставочных залах представлены выставки «Сельская картинная галерея» и «Холмогорская резная кость».
В музее села Ломоносова коллекция работ косторезов не столь древняя, но зато обширная и разнообразная – всего около 600 пред­метов. По большей части это творения мастеров недавнего прошлого, среди которых есть заслуженные и народные художники страны. Особняком в экспозиции стоит икона XVIII в., вырезанная из мамонтовой кости.
Образ во многом загадочный, о его происхождении мало что известно – музею он достался в 1977 г. от жительницы Ломоносова Татьяны Пестовской. Официальная версия гласит, что на иконе изображены святитель Дмитрий Ростовский и великомученица Екатерина. Однако во внешнем облике святой Екатерины без труда узнаются характерные черты Екатерины Великой. Некоторые полагают, что и святитель на иконе совсем не Ростовский, а Мирликийский – Николай Чудотворец. Однако историческая связь между Екатериной II и Дмитрием Ростовским существует. В 1763 г. в Ростове Великом только-только вступившая на престол Екатерина II принимала участие в торжественном перенесении мощей святителя Дмитрия. Таким образом было положено начало традиции паломничества российских императоров ко гробу ростовского святителя.
В конце XIX в. холмогорская резьба пришла в упадок, доживали свой век последние мастера на Курострове. Возможно, так бы и кануло в Лету искусство резьбы, если бы не случай. Летом 1885 г. родину Ломоносова посетил великий князь Владимир Александрович. Младшего брата императора Александра III встречали хлебом-солью на резном блюде из моржовой кости. Великий князь поразился искусной работе, заинтересовался и, выяснив, что косторезное искусство пребывает в плачевном состоянии, решил его поддержать. Класс косторезного мастерства открылся в том же году в Ломоносовском училище, построенном на пригорке, где когда-то стоял дом отца Михайло Ломоносова.

Адрес Историко-мемориального музей М.В. Ломоносова:164555, Архангельская область, с. Ломоносово
Тел.:8 (818) 303-70-06
Сайт: http://museum.lomic.ru/

Читайте также:  Византийская архитектура - сообщение доклад

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Холмогорская резная кость соединяет черты крестьянского и городского искусства. Древний промысел художественной резьбы по кости, история которого насчитывает более четырех столетий, сформировался на родине великого русского ученого М.В. Ломоносова. Богатая художественная культура Русского Севера и близость торговых путей в значительной степени повлияли на его развитие. Более 400 лет живёт уникальное искусство холмогорской резьбы по кости, первые архивные сведения о котором относятся ещё к XVII в. Наибольшего расцвета холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра I. Именно в то время были выполнены те уникальные работы, которые и по сей день служат образцами художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. Смотрите слайд-шоу «Историко-мемориальный музей им. М.В. Ломоносова».

Виды и особенности резьбы по кости

Минуло то время, когда мы украшали свой интерьер штампованными безликими изделиями. Сегодня всем хочется иметь хоть одну, но уникальную вещь, придающую неповторимость и изысканность. Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

Резьбой по кости занимаются очень талантливые, высоко духовные люди, способные оживить этот с виду неказистый, хоть и очень дорогой материал. Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.

Наверное, столь высокое эмоциональное воздействие можно объяснить тем, что резьба по кости является очень древним искусством. Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

Видов резьбы по кости несколько:

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Резьба по кости народов Севера

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Холмогорская резьба по кости

Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.

Хотьковская резьба

Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы. В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия – шкатулки и женские украшения. Характерно сочетание в изделиях различных материалов – кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

История зарождения резьбы по кости

Искусство резьбы по кости – древнейший вид деятельности в декоративно – прикладном направлении. Возникновение косторезного промысла берет начало в эпоху зарождения человеческой цивилизации. Древние мастера изготавливали предметы быта иглы, ножи, ложки, наконечники для стрел, а также ювелирные украшения и предметы сакрального предназначения. Со временем интерес к косторезному мастерству вырос, стал отдельным видом творчества, и частью человеческого достатка и роскоши.

Для резьбы по кости чаще использовались: бивни слона и мамонта, “цевка” – кость крупного рогатого скота, зуб кашалота, олений и лосиный рог, клык моржа. В мировых музеях хранятся изделия из мамонтовой и слоновой кости, которые относятся к эпохам всех времен и культур. Тонкости художественной резьбы по кости зародились еще в ювелирных мастерских Минойской цивилизации. Ученые выявили, что примечательным и значимым считается культурное наследие Минойской цивилизации, которое представляло прообраз всеми известной Атлантиды. К счастью, мы можем лицезреть по прошествии тысячелетий, сохранившиеся изделия из кости тех времен.

В зарождение и развитие резьбы по кости великий вклад внесли древние мастерские Греции и Рима. Сохранилась информация, что в древней Греции мастера изготавливали огромные изваяния. Самым значимым произведением тех времен является огромная статуя Зевса в Олимпии покрытая пластинами из кости. В античности небольшие статуи мастера целиком вырезали из слоновой кости. Статуи большего размера состояли из деревянного каркаса, облачения покрывались золотом, а части лица и тела выполняли из бивней крупных млекопитающих. Такие изображения имели название – Хрисоэлефантинная скульптура. Мастера из Константинополя создавали творения из благородного материала, которые послужили образцом для Европейских мастеров – косторезов в эпоху средневековья.

Cтатуя Зевса в Олимпии

В Средневековом искусстве косторезный промысел обогатился созданием религиозных произведений искусства и имел особенное значение. Создавались костяные иконы, и рельефные накладки с изображением святых. В эпоху средневековья изделия из кости стали признаком высокого достатка и материального положения. В Италии и Германии продолжают использовать изделия из природного материала для отделки интерьера, украшают мебель, создают интерьерную скульптуру, и изготавливают предметы обихода.

В Азии и на Востоке изготавливались образцовые изделия, здесь появлялись специальные школы, где из поколения в поколение передавались тонкости художественной резьбы по кости. Восточное косторезное искусство всех времен сохраняет видное место. Самым знаменитым воплощением Китайских мастеров является произведение “Шар в шаре”. Этот шедевр был создан впервые около тысячи лет тому назад. Во всем мире изделия мастеров Китая являются наиболее заметными и известными.

Читайте также:  Жизнь первобытных людей - доклад сообщение

Китайская резьба по кости Шар в шаре

Искусство резьбы по кости в России произрастает в старинном Новгороде. В процессе археологических исследований было найдено множество изделий из кости. Впоследствии промысел зародился на Севере нашей страны. На Севере сырья было в достатке, и пролегали купеческие караваны в страны Востока и Запада. Северные мастера в некоторой степени повторяли Европейский принцип резьбы. Здесь зародились первые косторезные русские школы – это Тобольская, Якутская и Чукотско-эскимосская школы. Русские изделия из кости отличались многофункциональностью, и имели практическое использование, малая часть служила для украшения быта. Исключительной особенностью для русских резчиков оказалось то, что мастера имели доступ не только к кости животного происхождения, но и добываемой из недр земли мамонтовой кости. Бивень мамонта стал основой для создания изделий русских мастеров.

Холмогорская резьба по кости, резной гребень

В наши дни количество сверх драгоценного сырья исчерпывается, что создает для мастеров сложное положение. Но невзирая на возникающие трудности материал преображается с помощью мастеров – профессионалов в прекрасные изделия, являющиеся мировым культурным наследием всех времен!

Два дня скидка 5% .

Если вы еще не нашли подарки для ваших мужчин, то у нас для вас есть специальное предложение!

Холмогорская резьба по кости

Этой статьей мы открываем цикл публикаций о художественных промыслах, которыми славится наша страна. Вы узнаете, как создаются удивительные вещи, традиции изготовления которых передаются веками из поколения в поколение, сможете полюбоваться лучшими произведениями народного искусства, а, возможно, и откроете для себя новое увлекательное хобби. Наш первый рассказ – о холмогорской резьбе по кости. Этот промысел процветает на Русском Севере уже более трехсот лет и постоянно обогащается новыми сюжетами и художественными приемами.

Зарождение традиций создания удивительного костяного кружева относится к периоду расцвета Холмогор, ставших к концу XVII века крупным торговым и иконописным центром. Обитатели побережья Белого моря – поморы – издавна промышляли добычей морского зверя, и рано поняли прекрасные свойства природного материала – моржовой кости. Попадалась им и ископаемая кость мамонта. Хотя попытки художников того времени изобразить вымершего зверя вызывают сегодня лишь улыбку, сам материал, в особенности бивни, люди ценили и умели обрабатывать с глубокой древности. На изделия «для народа» шла так называемая «простая кость» — цевка крупного рогатого скота, которая также позволяла выполнять тонкую резьбу, а, будучи затонированной природными красителями, мало уступала мамонтовой в красоте оттенков.

Для первого этапа развития этого северного искусства характерны религиозные сюжеты, выполненные в технике объемной скульптуры, накладной резьбы или гравировки и имеющие много общего с традициями северной иконописи. На рубеже XVIII-XIX веков мастера дают волю своей фантазии: из кости начинают рождаться причудливые растительные орнаменты, портреты исторических деятелей и даже многофигурные жанровые композиции. Появление ручных лобзиков с тонкими пилками позволило создавать настоящее кружево, которое делали одновременно более выразительным и прочным, подкладывая под резьбу бархат, цветную фольгу или наклеивая на основу из ценных пород дерева. В советское время косторезные традиции удалось сохранить, однако многие изделия получили идеологическую подоплеку: религиозные сюжеты ушли, а в искусный растительный орнамент начала вплетаться советская атрибутика и коммунистические лозунги. Сегодняшние мастера обрели настоящую свободу в выборе сюжетов: они одновременно обращаются к древним традициям и экспериментируют с новыми техниками и мотивами. Например, широко распространены в современной холмогорской резьбе мотивы русской истории, анималистическая пластика или сценки быта коренных народов Севера.

Кость – неоднородный по структуре и сложный по форме материал. Чтобы увидеть в заготовке законченное изделие, нужно обладать немалым опытом. Например, внутренняя, губчатая часть кости непригодна для резьбы, и удаляется еще до создания заготовки. Затем материал необходимо выварить несколько часов в растворе соды, чтобы избавиться от жира и пятен, оставив только твердую основу. В этом этапе нет необходимости только при резьбе из самого ценного и благородного материала – бивня или кости мамонта, в котором за проведенные в земле тысячелетия практически не осталось органических примесей. После того, как кость подготовлена, художник создает заготовки разнообразной формы – цилиндры, тонкие пластины или стержни.

Древнейший инструмент для распиловки кости – лучковая пила, оставшаяся кое-где в ходу и у современных мастеров. Тонкое полотно туго натягивается на деревянную раму, как тетива лука. В отличие от простой ножовки, лучковая пила позволяет делать пропилы сложной конфигурации, глубина которых ограничена лишь высотой рамы. Регулируя силу натяжения полотна и чувствуя руками материал, мастер может справиться с хрупкой заготовкой неоднородной структуры. Отрезные станки так и не вытеснили полностью это древний инструмент: размеры костяных изделий, как правило, невелики, и при создании заготовок требуется не столько скорость, сколько высокая точность. Кроме того, лучковая пила проста в изготовлении: резчик может самостоятельно сделать инструмент, форма и размеры которого идеально соответствуют его задачам.

Контурная резьба, или гравировка по кости, выполняется с помощью гравировальных резцов – штихелей с наконечниками из твердого сплава разнообразной формы и ширины. Чтобы подчеркнуть линии резьбы и сделать их более выразительными, в бороздки обычно затирается краситель. Многие холмогорские мастера не ограничиваются единственным черным цветом, а создают на полированной поверхности сложные многоцветные композиции. Несмотря на кажущуюся простоту (по сравнению с объемной или ажурной резьбой), эта техника создает впечатляющий эффект и в то же время позволяет максимально сохранить красоту и естественную форму самого материала. Особенно часто в этой технике режут картины по моржовому клыку или зубу кашалота.

Пожалуй, единственный вид резьбы, где электрический инструмент почти вытеснил ручной – это объемная скульптура. Здесь мастера применяют бормашины с разнообразными насадками. Сначала от подходящей по размеру и форме заготовки стамеской отделяют все неоднородные места и трещины, а затем, глядя на объемную модель, с помощью грубых насадок ей придают приблизительную форму. На следующем этапе заготовка шлифуется, и на ней карандашом намечаются контуры будущих мелких деталей, которые затем углубляются тонкой острой насадкой и прорабатываются фрезами-шариками различного диаметра. Следующий этап – практически ювелирный: миниатюрными резцами или ручными штихелями создается тонкая фактура — шерсть на шкуре животного, чешуя на фигурке рыбы или сетка прожилок на лепестках и листьях цветов. Отдельные элементы скульптуры могут выполняться из других материалов (ценных пород дерева, натурального камня или кости других оттенков) и соединяться в готовую композицию. Финальный этап – полировка готового изделия – выполняется, как правило, на станке.

Тончайшее костяное кружево, которым особенно славятся работы холмогорских и архангельских мастеров, выполняется преимущественно единственным инструментом – ручным лобзиком. Такие изделия редко производятся из цельной заготовки: их обыкновенно собирают из множества небольших пластинок, с ювелирной точностью подогнанных друг к другу. Затем миниатюрными надфилями мастер сглаживает неровности резьбы, а каждому элементу готового прорезного орнамента вручную придает объем с помощью тонких резцов.

Попробовать собственные силы в резьбе по кости не так сложно, как кажется. Кость – достаточно мягкий и податливый материал. Для работы с ней вам не потребуется значительных физических усилий, а только точность, внимательность и художественный вкус. Конечно, позволить себе работать с дорогостоящей мамонтовой или моржовой костью может лишь по-настоящему опытный мастер, но материал для первых экспериментов вполне можно купить на любом рынке. А, скорее всего, и покупать ничего не придется: большинство трубчатых костей, которые вы выбрасываете во время приготовления мясных блюд, вполне подходят для работы.

Фотографии сделаны автором в музеях Архангельска

Присоединяйся к нашим группам в социальных сетях!

Ссылка на основную публикацию