Культура Древней Греции 5 класс

Культура Древней Греции

Мир древнегреческой культуры – мир совершенно особенный. Греки были едва ли не первым народом, который попытался сам себя описать. Они испытывали к себе и миру громадное любопытство, благодаря этому мы и знаем о них так много.

Этот исследовательский интерес греков, умение наблюдать и понимать человека, был унаследован европейской цивилизацией. Древние греки оставили свой след во всех областях культуры и науки. Достаточно вспомнить, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Древнегреческая наука. Философия

В VI в. до н.э. знаменитый математик Пифагор сказал: «Я не мудрец, я только любитель мудрости (по-гречески «философ»). Греческая философия родилась из желания свести воедино все известные сведения об окружающем мире и понять его. Греческие мифы помогали человеку ориентироваться в мире, объясняя на свой лад, как он устроен, но не давали ответа на вопрос, почему мир устроен именно так. Философия, выросшая из мифологии, ставила своей целью дать ответ на вопрос: «почему?» В поисках истины философы от описания окружающего мира перешли к его анализу, от конкретных образов и чувств – к абстрактным понятиям.

Первые философы, в том числе причисленные к семи мудрецам, искали первооснову мира – то, из чего он создан, его начало. У Фалеса таковой была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь (то воспламеняющийся, то затухающий). Гераклиту принадлежат слова: «Все течет, все изменяется. Нельзя в одну и ту же реку войти дважды». Поиски первоосновы привели друга Перикла Анаксагора, а затем Демокрита к идее о делении всех веществ в природе на мельчайшие частицы. Демокрит назвал их атомами и считал, что даже боги состоят из них.

Позже греческие философы стали больше размышлять не о природе вещей, а о природе человека: его характере, страстях, лживых и праведных поступках. Появились софисты, бравшиеся научить любого человека строить логические рассуждения и доказывать любую идею. Добропорядочных греков крайне возмущала такая «торговля мудростью».

«Возмутителем спокойствия» многие афиняне IV в. до н.э. считали Сократа, который путем сложных вопросов заставлял людей задуматься об их поведении, о законах добра. В итоге суд приговорил философа к смерти. Верный ученик Сократа Платон, благодаря которому мы и знаем о жизни Сократа (сам мудрец не вел записи, считая, что ими убивается вечно меняющаяся мысль), создал свою собственную философскую систему. Он считал, что мир можно познать только разумом, поскольку все предметы в нем – лишь тени, отражение идей предметов, существующих в особом мире идей. Он же разработал картину идеального государства, в котором все жители делились на философов, стражей и работников.

Платон организовал философскую школу в роще героя Академа недалеко от Афин – Академию. Одним из учеников в этой школе был Аристотель – величайший философ античности. В дальнейшем он тоже открыл свою школу – в роще Аполлона Ликейского, от ее названия происходит современное слово «лицей».

Хотя названия современных наук – математика, биология, история, география и другие – происходят от греческих слов, в самой Древней Греции они еще не отделились друг от друга, как в наши дни. Античные ученые, как правило, делали открытия сразу во многих областях. Основой наук оставалась философия. Философ Пифагор составил таблицу умножения и доказал знаменитую теорему, философ Анаксагор считал звезды и Солнце раскаленными шарообразными телами, в философской Академии Платона была начертана надпись: «Да не войдет сюда никто, не знающий геометрии».

Наконец, в IV в. до н.э. Аристотель сделал попытку обобщить и систематизировать в строгой последовательности накопленные греками знания из области биологии, физики, риторики, истории, астрономии, логики и т.д. Он написал несколько десятков трактатов, среди которых «О движении животных», «Механика», «О направлениях и названиях ветров», «О душе». Именно Аристотель обосновал многие понятия и подходы, на которые в настоящее время опираются современные науки.

Литература

У истоков древнегреческой словесности находятся эпические произведения VIII–VII вв. – великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и сочинение Гесиода «Труды и дни». Сохранилась легенда о состязании Гомера и Гесиода и присуждении победы Гесиоду, потому что он воспевал мирный труд, а не войну. В период архаики в Греции начался расцвет иной поэзии. Аристократы поклонялись красоте и желали слушать лирические стихи, предназначавшиеся для небольшого круга ценителей.

Самым известным автором любовных стихов была поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли торжественные песнопения для праздничных хоров, для прославления победителей всевозможных состязаний. Среди них прославились Пиндар и Арион, написавший первый дифирамб – гимн Дионису. С возникновением театра появились новые поэтические жанры – трагедия и комедия, новые авторы и новые художественные идеи.

Прозаические произведения создавались историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама история в древности считалась художественным повествованием. Также образцами художественной прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего Демосфена. Да и авторы философских произведений Платон, Аристотель придавали огромное значение литературной отделке, языку своих произведений.

Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово «филология» (от греческих слов «фило» – «любить», и «логос» – «мысль», «слово»). Впрочем, к филологии они относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Первым филологом в современном смысле слова был Аристотель. Он создал сочинение о законах литературного творчества – «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).

Архитектура

В искусстве греков в V–IV вв. до н.э. отразились обычаи, взгляды и вкусы свободных эллинов. От предыдущих периодов греческого искусства это время отличается такой законченностью и совершенством, что его назвали классическим – образцовым.
Архитектуру определяют как «стилеобразующее искусство»: она задает ритм, образ, размер, линию, даже цвет другим видам – скульптуре, живописи, декоративно-прикладному искусству.

Градостроительство греческой классики основывалось на архитектурном ордере. В этот период их было два – строгий и величественный дорический и легкий изящный ионический. В период эллинизма начал распространяться изысканный и пышный коринфский. Наиболее распространенными общественными зданиями в Греции были храмы. В зависимости от количества колонн они делились на несколько типов. Торжественный и нарядный облик храму придавали фронтон со скульптурами и рельефами, верхние части наружных стен, портики с колоннами, пронизанные воздухом и светом. Колонны создавали постепенный переход от пространства к храму.

Греки считали, что храмы олимпийских богов, которые внесли в мир порядок, следует возводить такими же гармоничными, упорядоченными.

Внутри храма находилась статуя бога, чьим домом считался этот храм, священные предметы и сокровища, часто здесь же хранилась городская казна. Греческий храм, в отличие от христианской церкви, предназначался для внешнего осмотра людьми, вся его красота была снаружи, а не изнутри.

Греческие архитекторы не только мастерски создавали отдельные здания. Их достижением была разработка идеи регулярного города, то есть строительства городов по заранее обдуманному, разумному плану. Ее придумал Гипподам из Милета. И хотя его предложения годились для городов на новом месте (например, по его плану выстроили Пирей), в старинных городах вроде Афин тоже старались архитектурно выделять акрополь, агору, строить театры и стадионы в определенных местах.

Появилось понятие архитектурного ансамбля – единство и художественная связь построенных рядом зданий, скульптур, «вписанных» в пейзаж. Образцом такого ансамбля был Афинский Акрополь, отстроенный при Перикле под руководством Фидия. В архитектурный ансамбль Акрополя входили Пропилеи (нарядный вход), Пинакотека (место для хранения картин), храм богини Ники Аптерос (Бескрылой), Эрехтейон и самое прославленное из сохранившихся древнегреческое сооружение – Парфенон.

Храм Афины стоял не в центре Акрополя, а сбоку, на самой вершине. При его создании архитекторы Иктин и Калликрат решили не стесывать, не выравнивать верхнюю площадку скалы. Так создавалось ощущение, будто храм вырастает из самой природы и при этом торжествует над ее каменным хаосом. Зрители сравнивали Парфенон с птицей, готовой взлететь.

Классическая греческая архитектура была соразмерна человеку. Она не подавляла своей мощью и неприступностью, как египетская или персидская, а как бы приподнимала человека до уровня героя. Греки образно говорили, что «до ступеней Парфенона надо дорасти».
Архитекторы Парфенона учитывали особенности человеческого глаза, который искажает пропорции предметов.

Поэтому они сделали чуть толще середину ступеней, колонн и особенно карниза, чтобы они не казались прогнувшимися под тяжестью; а угловые колонны чуть утолщили и поставили ближе к соседним, потому что предмет в пустом пространстве смотрится тоньше, чем на самом деле. Так греческая архитектура, даже создавая храмы богам, была ориентирована на восприятие человека. Она в полной мере воплощала слова философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Дух свободы, гармонии, человеческой соразмерности унаследовала от греческой классики вся дальнейшая европейская архитектура.

Скульптура

Скульптура была излюбленным видом изобразительного искусства греков. Современники шутили, что в Афинах статуй больше, чем живых людей. Скульпторы работали в полном согласии с архитекторами, примером тому служит жизнь Фидия. Скульптурные группы были частью фронтонов храмов, в Эрехтейоне колоннами служили статуи девушек – коры. И множество статуй богов, богинь и героев из мрамора, бронзы, дерева стояли в храмах, общественных зданиях и на улицах полисов.

В период архаики скульпторы еще находились под влиянием восточных мастеров и изображали богов и героев застывшими, скованными, со знаменитой «архаической улыбкой» – несмелой, как у не уверенного в себе человека. В V в. до н.э. изображения стали более живыми, похожими на реальных людей. Скульпторы научились передавать самые сложные движения, напряжение мускулов, разнообразные чувства и настроения своего героя.

Наибольшую известность приобрели работы Мирона, Поликлета, Фидия. Поликлет в сочинении «Канон» разработал пропорции идеальной человеческой фигуры – рассчитал соотношения размеров частей тела. Его статуя «Дорифор» была создана в соответствии с этими расчетами и называлась канонической. Прославленные творения Фидия – статуи Афины на Акрополе и в Парфеноне, 160-метровый фриз Парфенона и статуя сидящего Зевса в Олимпии, причисленная к семи чудесам света.

В IV в. до н.э. греческая скульптура стала еще более «очеловеченной». Мастера все чаще изображали не идеального воина-атлета, а живого человека с его переживаниями, страстями; это коснулось даже статуй богов. Такими были работы Скопаса и Лисиппа. Женские фигуры стали изображать обнаженными. Первым на это решился Пракситель, чью статую Афродиты Книдской современники считали «выше всех произведений, вообще существующих во вселенной». По преданию, юноши влюблялись в нее, как в живую женщину.

Греческие скульптуры дошли до нас в римских копиях и достаточно редких подлинниках.

Изобразительное искусство. Вазопись

Греческая архитектура и скульптура давали много работы живописцам. Открытые части статуй окрашивали в телесный цвет, оружие – в золотой, глаза писали краской по мрамору. Детали храмов тоже раскрашивались. Любимыми цветами были синий и красный.
Картины, фрески и мозаики греческих живописцев из-за непрочности материалов не сохранились. Однако описания современников говорят, что они были не менее популярны, чем скульптуры, и столь же прекрасны.

В V в. до н.э. мастера Полигнот и его ученик Панайн (брат Фидия) создавали многофигурные картины, посвященные великим событиям: взятию Трои, Марафонской битве. Римский оратор Цицерон утверждал, что эти художники использовали только четыре краски – белую, желтую, красную и черную, создавая множество оттенков. В Афинах живописные работы были выставлены у входа на Акрополь – в залах специально построенной для этого и всегда открытой для граждан Пинакотеки.

Греческие живописцы, как и скульпторы, стремились достичь достоверности изображения. Про художников IV в. до н.э. рассказывали, что они состязались в умении так нарисовать предмет, чтобы никто не смог отличить его от настоящего. Например: будто бы виноград, нарисованный художником Зевксисом, пытались склевать подлетевшие птицы, а кони, подведенные Апеллесом к его картине, заржали, потому что увидели на ней кобылицу.

Мы можем получить представление о греческой живописи благодаря росписи на вазах. Образцов прославленной греческой керамики сохранилось множество. В VI в. до н.э. был распространен чернофигурный стиль: по красной глине художник наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. он сменился краснофигурным: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы.

История. 5 класс

Конспект урока

История, 5 класс

Урок 22. Культура Древней Греции

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Виды школ: школа, палестра и гимнасий.
  2. Греция – родина философов.
  3. Первые Олимпийские игры.
  4. Зарождение театра.

Палестра частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет.

Гимнасий – воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции, где обучали чтению и письму с интенсивным курсом физической подготовки.

Стилос металлическая или костяная палочка для письма.

Философ любящий мыслить, профессиональный мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения

Олимпионик олимпийский чемпион.

Олимпийские игры крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Энциклопедия для детей «Всемирная история» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
  4. Энциклопедия для детей «Культура мира» под редакцией Е. Ананьевой. – М.: «Аванта», 2004.
  5. Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Само слово школа имеет греческое происхождение и переводится как «досуг», «учебное занятие».

Школы в Греции, как и у нас с вами, были разные, правда, учились в них только мальчики. Для девочек школ не было, их учили дома. Мать передавала им те знания, какие имела сама. Самым главным было домоводство, а уж потом пение, музыка и грамота.

Мальчики с 7 лет под присмотром педагога отправлялись в школу. Педагог был рабом, непригодным для какой-либо работы, он мог даже плохо говорить по-гречески, и поэтому его обязанностью был присмотр, а не обучение ребенка.

На уроке письма маленькие греки писали на натертых воском дощечках металлической или костяной палочкой. Она называется стиль или стилос.

Греки переработали уже известный вам финикийский алфавит. Греческая система письма была более простой. Они первыми ввели в алфавит гласные буквы. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны.

Создание таблицы умножения и теоремы приписывают греческому мыслителю Пифагору. В древности ученики знакомились с поэмами великого Гомера «Илиадой» и «Одиссеей». Многие греки могли похвастаться тем, что знают сочинения Гомера наизусть.

Маленькие греки учились мудрости на баснях Эзопа, напоминающими басни И.А Крылова. К истории в Греции относились с особым уважением, ведь им было чем гордиться.

Например, победой над персами в греко-персидских войнах. Подвиг 300 спартанцев во главе с царёем Леонидом, героическое Саламинское сражение воспитывали в маленьких греках гордость за родину, мужество и готовность сражаться за независимость Эллады. Память об этих событиях, а также многих других событиях древней истории сохранилась до нашего времени благодаря древнегреческому «отцу истории» Геродоту. Его трактат «История» изучают и современные историки.

Читайте также:  Россия на рубеже 19-20 веков кратко самое главное

Не обходилось в греческой школе и без всеми любимых уроков музыки и физической культуры. Эти уроки были столь же важными, как и все остальные. Греки считали, что идеальный гражданин полиса должен быть не только умным и грамотным, но и высоконравственным и физически развитым человеком. Любовь к музыке, театру, танцам, занятия гимнастикой были не менее важны, чем знание математики.

В возрасте 12 лет многие из детей начинали посещать еще одну школу – палестру. Ее название происходит от слова «пале», т. е. борьба. Не трудно догадаться, что здесь большое внимание уделялось занятиям борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Каким должен быть греческий юноша, наглядно демонстрировали статуи знаменитых греческих скульпторов Поликлета и Мирона. Скульпторы изображают человеческую фигуру в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.

Копия древнегреческой статуи Мирона «Дискобол»

Была еще одна афинская школа. Это гимнасий. Здесь обучение проходили уже не дети или юноши, а взрослые афиняне. Здесь обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлениях. В разные периоды времени в гимнасиях мы могли бы услышать речи уже известного нам Пифагора и других известных греческих философов, которые выступали перед многочисленными слушателями. Они излагали свои мысли по поводу устройства вселенной, законов природы, управления государством. Итак, в Греции были школы трех видов: школа, палестра и гимнасий.

Греция – родина философов. Философ в переводе с греческого означает «любящий мудрость». Это мыслитель, занимающийся познанием мира, причин всех явлений.

Знаменитый греческий философ Аристотель первым привел доказательства того, что Земля круглая. Не менее известный Фалес Милетский впервые определил продолжительность года, а заодно и измерил высоту египетских пирамид. Знаменитый греческий врач Гиппократ первым высказал мысль, что болезнь – это не «кара богов», а естественное для организма явление. Именно его имя носит знаменитая клятва, которую дают все врачи мира: «Не навреди пациенту». Это лишь малая часть тех открытий, которые сделали греческие мыслители и ученые.

Практически все современные науки берут свое начало в Древней Греции.

Если в гимнасиях греки в основном состязались в мудрости, знаниях, то свои умения в беге, метании копья атлеты могли продемонстрировать в Олимпии – небольшом городке на Пелопоннесском полуострове. Здесь у подножия храма Зевса, который является одним из чудес света, располагались стадион и ипподром, где состоялись в 776 г. до н.э. первые Олимпийские игры.

В программу первых Олимпийских игр входил только бег. История сохранила даже имя первого Олимпийского чемпиона, олимпионика, как называли их в Древней Греции. Удивительно, но им стал простой пекарь по имени Кореб. Символом победы стал оливковый венок, медалей тогда не давали.

Позже стали проводиться борьба, кулачные бои, метание копья, диска и молота, прыжки в длину, гонки на колесницах. Несмотря на то, что в соревнования олимпиады вошли дисциплины из военного дела, этот период был периодом абсолютного мира. Никто не смел ступать на землю Олимпии с оружием в руках. Участники же давали клятву, что готовились и будут состязаться честно.

На стадионе находились только одни мужчины, женщин не допускали на Игры под страхом смертной казни, но они могли, тем не менее, стать олимпийскими чемпионками, если были богатыми и владели колесницей, потому что именно хозяин лошадей, а не наездник считался победителем в этом состязании.

До сих пор никто из борцов не превзошел рекорд легендарного Милона Кротонского, борца, который становился олимпиоником 6 раз! Значит, никто не мог его победить на протяжении 24 лет!

Олимпийские Игры проводились более 1000 лет, но в 394 году были запрещены как пережиток язычества и возродились только в конце XIX века. А в древности являлись символом мира, призывали состязаться не на войне, а в ходе соревнований.

Жизнь греков сопровождалась многочисленными праздниками. Почти все они были посвящены богам. Самыми знаменитыми были праздники в честь Диониса. Греки верили, что бог присутствует на празднике. Участники распевали песни и разыгрывали сценки, которые с течением времени становились всё длиннее и разнообразнее. Так появились жанры представлений: трагедия и комедия. В переводе с греческого слово «трагедия» означает «песнь козлов». Название произошло от того, что участники шествий, которые сопровождали бога Диониса, одевались в козлиные шкуры.

Участники комедий изображали сценки из реальной жизни. Целью такого представления было выставить на потеху публики забавную ситуацию или дурной характер того или иного человека.

Позже для показа представлений отводились специальные места. Как правило, оно располагалось у подножия пологого холма. На склонах делали каменные ступеньки для зрителей – театрон (от греческого слова «Смотрю»). Так зародился бессмертный театр.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между именами греческих учёных и их деятельностью.

“Культура Древней Греции”. Урок истории в 5-м классе

Тип урока – обзорная лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы.

План:

  1. Культура — объединяющий стержень древнегреческой цивилизации. Искусство Древней Греции. Представления древних греков о красоте. Скульптура. Канон классических статуй и образ идеального гражданина. Творения Фидия, Мирона и Поликлета.
  2. Расцвет древнегреческой архитектуры в классический период. Система ордеров. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.

Вспоминаем понятие культура, материальная и духовная культура, примеры.

Задание для учащихся:

В процессе прослушивания лекции выписать и постараться объяснить следующие понятия и имена (записаны на доске): скульптура, Фидий, Мирон, Поликлет, краснофигурный и чернофигурный стиль росписи, архитектура, Акрополь, Парфенон, кариатиды, ионический, дорический, коринфский стили (ордера).

Материал для рассказа учителя:

Культура Древней Греции в период ее расцвета была насыщена красотой. В понимании древних греков красота человека и окружающего его мира заключалась в гармонии и уравновешенности. То есть основным правилом древнегреческого мастера было соблюдение чувства меры, совершенство и пропорциональность форм.

Древние греки очень любили искусство. Литературные произведения великих авторов и музыка преподавались им с раннего детства. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой воины. Музыка звучала на праздниках и в театре. О значении музыки в Древней Греции свидетельствует миф об Орфее, чудесное пение которого очаровывало богов и людей и усмиряло дикие силы природы. (Приложение 1.Слайд 2. Греческая лира)

Наибольшего успеха древние греки достигли в таком виде искусства, как скульптура.

Самые древние статуи греки делали из дерева. Потом их стали изготавливать из глины и камня. Чаще всего скульпторы использовали мрамор, так как его бело-розовый цвет очень походил на цвет кожи, и поэтому статуи казались живыми. Но больше всего греки ценили статуи из бронзы. Первые скульптуры изображали лишь богов. Затем они начали делать и статуи выдающихся граждан. (Приложение 1. Слайд 3-4.Бронзовая статуя древнегреческого воина. Артемида-охотница. Геракл, сражающийся со львом.)

Первые статуи были очень простыми и даже примитивными. Это прямостоящие, как бы оцепеневшие фигуры с тесно прижатыми к телу руками. Со временем греческие мастера научились более реалистично, т.е. точно и правдиво передать фигуру изображаемого бога или человека.

В 5 веке до н. э. в Греции творили три прославленных скульптора: Фидий, Мирон и Поликлет.

“Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов”, — писал древнеримский историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции. И, тем не менее, об этом замечательном человеке почти ничего неизвестно. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале 5 в. до н.э., умер около 432—431 г. до н. э. Большинство его многочисленных творений погибло, во всяком случае, те, что восхищали его современников. (Приложение 1..Слайд 5.Фидий и фризы Парфенона)

Самым известным произведением Фидия считается статуя Зевса в Олимпии. Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале храма и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода Зевса были из сверкающего золота.

Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. За троном Зевса стоял щит бога – эгида, который был символом покровительства богов. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из “семи чудес света”. (Приложение 1.Слайд 6.Статуя Зевса в Олимпии)

“Зевс Олимпийский” простоял почти 900 лет и погиб в 5 в. н. э. во время пожара. Все это время потомки Фидия хранили и оберегали великое произведение своего предка. Дом Фидия в Олимпии тоже бережно сохранялся в течение веков, ибо и он считался священным. Не менее выдающимся скульптором Древней Греции был Мирон. Его особенно занимала задача изобразить в камне движение. Среди произведений Мирона наиболее известна статуя дискобола. Юноша как бы замер, чтобы в следующий момент распрямиться и метнуть диск. (Приложение 1. Слайд 7.Дискобол. Мирон.)

Одна из самых известных статуй третьего выдающегося ваятеля Греции Поликлета – копьеносец (по-гречески – дорифор). Поликлет выразил в скульптуре идеал своего времени – разносторонне развитую личность. Копьеносец не только совершенен физически как атлет-победитель, он доблестный гражданин и воин, храбрый и добрый. (Приложение 1.Слайд 8. Копьеносец.Поликлет)

Все эти статуи не были портретами. Скульпторы стремились создать идеальный образ гражданина греческого полиса.

Вопросы для учащихся:

  • Что такое скульптура? Из какого материала изготавливали статуи? Кого изображали первые скульптуры?
  • Чем прославились Фидий, Мирон и Поликлет?
  • Что стремились передать в своих произведениях древнегреческие скульпторы?
  • Материал для рассказа учителя:

    Одновременно с расцветом скульптуры в Греции широкой популярностью пользовалась роспись ваз. Керамические изделия покрывались орнаментами и сюжетными рисунками. Ранняя керамика отмечена так называемым чернофигурным стилем. Это значит, что вазы покрывались черными фигурами на красном фоне. Позже появился краснофигурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между фигурами, которые на этом фоне выступали, сохраняя тон основного материала — обожженной красной глины. (Приложение 1.Слайд 9. Чернофигурный и краснофигурный рисунок)

    Античные вазы и скульптуры не только представляют собой ценнейшие произведения искусства. Сегодня они приобрели еще одно значение. Рассматривая древнегреческие вазы, можно получить представления о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.

    Задание для учащихся:

  • Что такое чернофигурный и краснофигурный стили?
  • Определите, какой стиль изображен на вазах? (Приложение 1. Слайд 10-11)
  • О чем можно узнать, рассматривая древнегреческие вазы?
  • Материал для рассказа учителя:

    “Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!” – так сказал один древнегреческий писатель. И хотя это было сказано в шутку, он был прав. Афины действительно были самым прекрасным городом Древней Греции.

    Всякий человек, оказавшись здесь, прежде всего, видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами и возвышался над городом. Это было священное для афинян место. Здесь располагалась храмы всех богов, прежде всего богини Афины – покровительницы полиса. (Приложение 1.Слайд 12.Афинский Акрополь)

    Храм (Парфенон) был необычайно богато украшен. Внутри стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. Богиня была изображена в роскошном шлеме и праздничной нарядной одежде. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами. Каждому, кто приходил в Парфенон, казалось, что перед ним живая Афина.

    (Приложение 1.Слайд 13.Статуя Афины)

    Другое знаменитое сооружение на Акрополе – небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея – Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В споре победила богиня, поэтому она стала покровительницей города. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды – каменные фигуры юных девушек. (Приложение 1..Слайд14 Эрейхтейон. Кариатиды)

    До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием.

    Вопросы для учащихся:

  • Что такое Акрополь? Опишите его местоположение? Почему Акрополь был священным местом для афинян? Какие храмы там располагались?
  • Как назывались колонны в виде фигур юных девушек?
  • Материал для рассказа учителя:

    В отличие от великолепия Акрополя, жилая часть Афин поражала своей простотой. Свои дома греки строили из глины и кирпича и вовсе не заботились об их украшении. Все силы, мастерство и фантазию они обращали на храмы. Основу этих зданий составляли колонны и лежащие на них перекрытия. Архитекторы тщательно рассчитывали размеры всех частей здания, добиваясь наилучшего соотношения между ними. Со временем в древнегреческой архитектуре сложилось два стиля, или ордера: дорический и ионический. Легче всего увидеть разницу между ними по колоннам. Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались книзу. Это создает впечатление прочности и мощи. Верхняя часть колонны – простая, без украшений. Такие колонны были в Парфеноне. (Приложение 1. Слайд 15.Храм Афины .Дорический стиль )

    Ионический стиль был распространен в греческих городах Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, иx верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. (Приложение 1.Слайд 16.Капитель.Ионический стиль) Прекрасный образец ионического стиля – храм Бескрылой Ники на Афинском Акрополе.

    Чуть позже архитекторы создали и третий ордер, получивший название коринфский. Дело в том, что впервые эти колонны в своих постройках применили архитекторы Коринфа. Верхняя часть колонн коринфского ордера отделывалась в виде листов растения акант. (Приложение 1. Слайд17. Капитель. Коринфский стиль)

    Задание и вопросы для учащихся:

  • Какие стили в древнегреческой архитектуре вы узнали? В чем их различие?
  • Определи, в каком стиле колонны изображены на слайдах? (Приложение 1. Слайд 18-19)
  • Переходим к закреплению основных понятий темы. Для этого проводится работа в парах по методики взаимотренажа (Приложение 2). Суть ее в следующем: каждый ученик в паре получает свою карточку, на которой написаны понятия и их формулировка. Один учащийся читает другому понятие и ждет ответ. Если напарник не может сформулировать ответ, значит, его должен прочитать первый ученик. Затем второй ученик читает свою карточку. Задача учащихся научить друг друга новым понятиям, закрепить известные.

    В конце урока проводится игра “да – нет”. Она поможет учителю увидеть какие моменты урока “запали”, а ученики еще раз повторят материал и разомнутся. Эту игру можно провести в середине урока в качестве физ. минутки. Если утверждение верно – ученики встают, если нет – сидят.

    1. Фидий – древнегреческий скульптор, автор статуи Зевса в Олимпии.(Встают)
    2. Чаще всего статуи делали из дерева.(Сидят)
    3. Кариатиды – это колонны в виде фигур девушек. (Встают)
    4. Колонна – утолщающаяся книзу, без украшений – ионический стиль? (Встают)
    5. Парфенон – храм бога Зевса. (Сидят)
    6. Ваза – покрытая черными фигурами на красном фоне – чернофигурный стиль? (Встают)
    7. Скене – круглая площадка, на которой выступали актеры. (Сидят)
    8. Акрополь – холм с крутыми склонами, священное место для афинян. (Встают)
    Читайте также:  Бог Зевс - доклад сообщение

    Подведение итогов. Возможно выставление оценок.

    На дом ученики получают листы с заданием (методика взаимопередачи тем). Слабые ученики получают задание по параграфу 37 (учебник “История древнего мира” Вигасин А.А., Годер Г.И.). Более сильные – параграф 39, который практически не разбирался на уроке. У каждого ученика есть алгоритм работы. Суть работы в следующем: ученик читает первый абзац параграфа, озаглавливает его, отвечает на первый вопрос с листа. Вопросы простые, предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца. Вопросы даны к каждому абзацу. Когда ученик прочитал весь параграф и устно ответил на вопросы, проверяет себя по более сложным вопросам в конце параграфа. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления текста.

    Считается, что ученик готов передать определенную тему, если он имеет подробный план, состоящий из заголовков абзацев текста, ответил на все вопросы.

    На следующем уроке ученики в парах будут воспроизводить каждый свою тему. (Приложение 3)

    При подготовке урока были использованы:

    1.Учебник “История Древнего мира” Вигасин А.А.

    2. Электронное издание “Всеобщая история” 5 класс. “Кордис & медиа”

    3 М.А.Мкртчан “Общие методики коллективных учебных занятий”.

    Презентация на тему: Культура Древней Греции (5 класс)

    Пречистенская СОШ Культура Древней Греции Выполнил: Брюханов Владислав ученик 5 «б» класса 2010 г.

    Культура древней Греции Античная цивилизация ( I тыс. до н.э. —Y в. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация.

    Карта Древней Греции

    Исторические памятники Древней Греции Особое место Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений Афинского Акрополя

    Исторические памятники Древней Греции Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом наивысшего расцвета Афин. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы

    Исторические памятники Древней Греции Акрополь включал ряд сооружений одним из которых являются парадные ворота – Пропилеи

    Главное сооружение Акрополя – Парфенон Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества. Парфенон – Храм Девы Афины (Парфенос)

    Неподалеку от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон Храм был посвящен одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. Он был построен на том месте, где по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном

    Эфес – греческий театр Греческие театры располагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей

    Греческие скульпторы Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Статуя Зевса Олимпийского

    Олимпийские игры в Древней Греции Здесь более двух с половиной тысяч лет тому назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты.

    Греческое зодчество Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.

    Керамика Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи, ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции.

    Мужская одежда Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.

    Женская одежда Женский костюм того времени надо было не столько кроить, сколько драпировать на себе. Как и мужская , женская одежда разделялась на две основные части – легкое нижнее платье и более плотное верхнее одеяние – ПЕПЛОС. Нижний ХИТОН делался гораздо длиннее мужского. Это длинное свободное одеяние, подхваченное поясом, который замужние женщины носили под грудью, а девушки – на талии или на бёдрах. Обычно хитон скреплялся на правом плече пряжкой или перекрещивался на груди и отделывался каймой

    Обувь На ноги надевали сандалии, прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи, но иногда и из войлока. Некоторые украшали обувь золотом или серебром.

    Женские прически У женщин были длинные густые волосы. Волосы завивались, скреплялись шпильками повязками, укладывались различными фигурами и локонами.

    Мужские прически Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Мужчины, как и женщины, красили волосы – или чтобы сделать их белокурыми, или чтобы скрыть седину.

    Характерные особенности культуры Древней Греции Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была ориентирована на свободную гражданскую личность. Величайшим достижением греческой культуры было создание письменности, так называемого слогового письма. Эпос — особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера — шедевры античной культуры. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства, характеризует культуру Древней Эллады.

    Урок 5 класс. Культура Древней Греции.
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Урок с использованием презентации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    istoriya_5_klass_konspekt.docx31.79 КБ
    razdatochnyy_material.docx219.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    История 5 класс

    Тема. Культура Древней Греции.

    В городе богини Афины.

    Цель. Продолжить знакомство с культурой Древней Греции, с примечательными местами и сооружениями Древних Афин;

    Задачи. 1. Формирование навыков визуальной коммуникации;

    2.Формирование умения описывать памятники культур;

    3. Развитие умения отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык, которым «говорит» искусство данной эпохи;

    4. Воспитание чувства прекрасного при общении с произведениями искусства.

    Тип урока. Урок-путешествие

    1. Компьютер
    2. мультимедийный проектор
    3. презентация «Культура Древней Греции»
    4. раздаточный материал.
    1. Организационный этап

    Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравсвуйте, дети! Прекрасные и совершенные!)

    1. Подготовка к изучению нового материала.

    Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. А куда, давайте определим из рассказа грека .( Слайд 1)

    – Я люблю путешествовать, многое я видел, а сейчас возвращаюсь в свой родной город. Во время путешествия я часто вспоминал свой родной город, городские площади, украшенные храмами и другими постройками, где повсюду много мраморных и бронзовых статуй. На улицах моего города можно встретить ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания. Все обмениваются новостями, занимаются делами.

    Я люблю свой город. Это моя Родина.

    III. Изучение нового материала.

    – Мы с вами отправляемся в город, которым гордились афиняне – Афины.

    «Да ты — чурбан, коли Афин не видывал;

    Осел — коли, увидев, не пришел в восторг;

    Верблюд — коли покинул их, не жалуясь. говорили они.

    -Как вы думаете, на чём мы отправимся в Афины?

    Итак, мы подплываем по морю на корабле к городу Афины. (Слайд 3)

    Сам город отсюда не виден, но вдали в лучах солнца что-то блестит. Это позолоченный наконечник копья и шлем бронзовой статуи богини Афины, установленной на вершине Акрополя.

    -Мы подплываем к прекрасному порту.

    Как он назывался? (Слайд 4, 5 )

    Мы выходим на берег и идем по Пирею. Это хорошо распланированный город, его улицы прямые и пересекаются под прямым углом.

    За мелкую серебряную монету нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге между двух стен.

    -Как они называются?

    -Длинные стены, которые соединяют Афины с Пиреем.

    Задание: «Нерешённый кроссворд». (Раздаточный материал. Лист1)

    – Почему мы не можем его решить? (Слайд 6)

    -И вот мы вступаем в Афины! Идем по улицам, которые на удивление не кажутся нам привлекательными: они кривые, пыльные, не имеют мостовых и настолько узкие, что по ним с трудом проезжает одна повозка. С двух сторон улицы видны невзрачные дома, сложенные из кирпича-сырца и булыжника, в один – два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступают над первыми. Многие не имеют дворов и двери из комнат выходили сразу на улицу. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Но берегитесь, иначе прямо из окон на вас могут быть вылит помои.

    -Давайте спросим у кого- нибудь из местных жителей, в каком районе мы находимся? (Слайд7)

    (Роль местного жителя играет один из учеников)

    -Вы находитесь в районе Афин, где живут гончары. Эта часть района называется Керамик. По гречески – «кЕрамос» – глина. Давайте войдём в мою гончарную мастерскую .(Слайд8). В углу двора находится круглая печь для обжига посуды, за забором дымится печь соседней мастерской. Кроме меня- хозяина ,в мастерской вы видите покупателя, носильщиков сосудов и работников. Один месит ногами глину в прямоугольном бассейне, другой, стоя на коленях, разминает глиняное тесто. Третий работник вращает руками гончарный круг, четвертый формирует сосуд. Два художника расписывают вазы.

    -Как вы думаете, кто из моих работников является свободным, а кто – рабом?

    Обратите внимание на сосуды. (Слайд 10) В верхнем ряду — три кратера, амфора и гидрия-ведро. В нижнем ряду — пузатая пелика, кувшин-ойнохоя, блюдце-килик, маленький лекиф, кубок-канфар, черпак-киаф и чашка-скиф. Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко. Пифос — это глиняная бочка для хранения припасов; Амфора — это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для перевозки и переноски вина и масла. Он строен, как человек; «устье», «шейка», «плечи», «тулово», «ножка» — называют археологи его части. Гидрия с тремя ручками — это ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом. без ручки называлась «фиал» (отсюда нынешнее слово «пиала»); чашка с ручкой — «скиф»; кубок со вскинутыми, как крылья, фигурными ручками — «канфар» (жук); кубок, имеющий форму звериной морды, — «ритон». Это все — сосуды для пищи и питья. А для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленьких амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.

    Но все они отличаются не только по форме, но и по цвету. У нас в Греции два стиля вазописи: чернофигурный (Слайд11) и краснофигурный. (Слайд 12 )

    -Давайте прочитаем отрывок из текста об этих стилях и ответим на вопрос: какой стиль более ранний и почему? Чернофигурная вазопись более ранняя, т.к. более простая.

    Учитель. Давайте продолжим нашу экскурсию, и пройдем с вами на рыночную площадь – Агору. (Слайд13) Слышите громкий крик ослов и мулов? Это жители окрестных селений везут на торговую площадь города вино, ячмень, овощи, фрукты.

    В утренние часы на Агоре слышны громкие крики торговцев. «Купите масла!», «Купите рыбу!» , «Вы забыли зелень!» Здесь же и развлечения: петушиные бои, выступление фокусников, глотателей кинжалов.

    Подойдем с вами к храму Гефеста.

    -Вспомните, какие здания были в Керамике? А как вы думаете, почему общественные здания – храмы, стадионы и театры строились большими и красивыми?

    Храм Гефеста (Слайд14) представляет собой окруженное колоннами прямоугольное каменное здание с двускатной крышей; колонны и стены храма располагаются на трехступенчатом основании. Посмотрите на схему. Как оно называется?

    Если бы мы зашли внутрь храма, то убедились бы, что внутри он не был построен. Здесь стояла статуя бога, которому он был посвящен; находились ценные предметы, подаренные храму богатыми людьми; в некоторых храмах находилась казна полиса. Праздники в честь бога проводились не внутри храма, а снаружи – на площади. Поэтому строители стремились достичь того, что именно внешний вид храма был наряден и красив.

    Ниже храма Гефеста расположено длинное полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. Прочитайте, как оно называется? (Слайд 15)

    В Афинах и других греческих полисах было много портиков. Здесь было удобно назначать встречи, обсуждать дела , можно было отдохнуть, обсуждая последние новости. Портик защищал от прямых солнечных лучей, но там не было душно, т.к. постоянно дул ветерок.

    Физкультминутка: встали, посмотрели друг на друга, чтобы в пути вы не потерялись, запомнили всех, кто вас окружает, теперь поднимемся по ступенькам (шагаем), прошу занять свои места.

    Учитель. Мы покидаем с вами Агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это – Акрополь. (Слайд 16) Он был разрушен во время Греко-персидских войн.

    – Вспомните в каком веке это было и кто командовал персидскими войсками?

    Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, выпало Фидию. Размеры Акрополя невелики- 300 м в длину и 130 м в ширину. И на таком пространстве греческие архитекторы воздвигли свои прекрасные здания. О! Нам повезло, вы видите, как много людей идут на Акрополь? Сегодня большой праздник в честь богини Афины. Нам повезло: такое зрелище можно увидеть раз в четыре года. Этих быков и баранов приносят в жертву Афине. Видите дым на холме? – жертвоприношение началось.

    – Ребята, а вы помните, почему город назван в честь богини Афины? (Слайд 17)

    (Миф о споре Посейдона и Афины)

    Учитель. Не спешите! Перед вами схема Акрополя. (Раздаточный материал. Лист2. ) (Слайд 18)

    Задание. Вы должны будете отмечать цифрами те памятники, о которых пойдёт речь.

    Посмотрите на право. Видите храм на уступе скалы? Этот изящный храм был построен в честь богини победы Ники – Бескрылой.

    Ученик . (заранее подготовленный) Пропилеи построил архитектор Мнесикл .(Слайд 19) Они представляют собой глубокий сквозной портик с пятью проходами вдоль колонн. По лестнице, обрамленной колоннами Пропилеи, в древние времена во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкала пинакотека – картинная галерея в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. Справа от Пропилей находился крошечный, изящный, легкий храм Ники Аптерос (Бескрылой) – богини Победы .(Слайд 20). После победы над персами афиняне пожелали оставить навсегда богиню у себя и не дать ей улететь.

    Учитель . Пройдя через ворота Пропилей, мы оказываемся на удлиненной площади. Смотрите, какая красивая статуя. Эта статуя Афины Промахос (т.е. воительницы), (Слайд 21 )покровительствующей Афинам. Она была воздвигнута прославленным скульптором Фидием в честь Марафонской победы. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Она сделана из бронзы. Шлем и острие копья сделаны из золота. Видите, как ярко они сверкают на солнце! Эта статуя видна со всех сторон города и это её мы видели с моря . Правее статуи Афины Промахос находился знаменитый Парфенон.

    Ученик. Храм Парфенон (Слайд 22) посвящен Афине Парфенос (т.е. Деве). Выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом, он стал одним из прекраснейших греческих храмов. Огромный и могучий, построенный из золотисто-розового мрамора, Парфенон стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Центром храма была колоссальная 12-метровая статуя Афины Парфенос работы Фидия.(Слайд 22) Она была из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Статуя сохранилась лишь в римских копиях. На гребне шлема Афины – сфинкс и пегасы. На ладоне правой руки помещались статуэтка Ники, левая рука опиралась на щит (эгиду), на внешней стороне щита – битва греков с амазонками; на внутренней поверхности щита, полузакрытой фигурой свернувшегося змея, – сцена битвы богов с гигантами. Храм являлся, по сути, архитектурной оправой для драгоценной статуи. Печальна судьба Парфенона. Он был разрушен в 1687 году в ходе войны венецианцев с турками, под игом которых находилась Греция. Во время осады Афинского Акрополя ядро, пущенное из венецианской мортиры, попало в Парфенон, где был расположен турецкий пороховой склад. Взрыв превратил прославленное здание в руины. Хотя, как писал Корбюзье, «Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах».

    Учитель .Напротив Парфенона возвели Эрехтейон.( Слайд 23) Небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея – Эрехтейон. На этом месте произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды – каменные фигуры юных девушек. Храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. Восточная посвящалась Афине, где стояла статуя из оливкового дерева. Западная часть посвящалась Посейдону. Здесь находился ритуальный бассейн (эрехтеево море), возникшее якобы от удара трезубца о скалу.

    На этом заканчивается наше путешествие по городу богини Афины. Сегодня мы узнали не многое о культуре Древней Греции, но ещё многое предстоит узнать.

    IV. Подведение итогов (Рефлексия)

    «Нерешённый кроссворд». Ученики возвращаются к кроссворду.

    Учитель. Почему теперь мы легко справились с этой задачей?

    Надеюсь, что сегодня вы испытали хотя бы малую толику того восхищения, которые испытывали жители древних Афин. Теперь вы понимаете фразу жителей Афин.

    «Да ты — чурбан, коли Афин не видывал;

    Осел — коли, увидев, не пришел в восторг;

    Верблюд — коли покинул их, не жалуясь»

    Греки гордились своими достижениями в области культуры гордились своим городом. И в последующем развитии, человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим. Для многих представителей культуры древнегреческое искусство станет образцом для подражания.

    Домашнее задание.§37, сделайте рисунок, что больше всего запомнилось вам из путешествия.

    Спасибо за урок!

    При подготовке урока были использованы:

    1.Учебник “История Древнего мира” Вигасин А.А.,Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. –М., Просвещение, 2оо8

    2. Электронное издание “Всеобщая история” 5 класс. “Кордис & медиа”

    3.Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира, М-«Вако» 2005

    История Древнего Китая доклад, сообщение

    Издавна на обширной территории, между реками Янцзы и Хуанхэ расположилась маленькая страна, которая примерно в 1766 году до нашей эры. получила название Государство Шан-Инь. Обычные люди называли свою стану «Чжун Го», что означало «Срединное государство». Здесь уже тогда жили люди, знающие письменность, умеющие выплавлять бронзу, ковать оружие, изготавливать боевые повозки, разводить и запрягать лошадей, распространять власть и облагать данью, налогами более слабые племена.

    Старейшины шан-инь, изгнав жившие на этой территории раннее племена, стали править единолично. Среди низших слоёв укрепилось представление о царях как о «сыновьях Неба». Ну а цари считали, что ведут своё происхождение от ласточки – птицы цвета ночи, которая была послана на землю, чтобы создать страну Шан.

    Со временем и другие племена овладели знаниями и умениями народа Инь. В 1122 году до нашей эры династия свергла «иньцев». Владыки племени Чжоу называли себя ванами, то есть царями. Первым царём стал У-ван, который значительно увеличил размеры страны. Своим приближённым он раздавал различные титулы и наделял их уделами, однако не в вечную собственность. Все правители провинций были зависимы от монарха. У них было только право накладывать подати и собирать рекрутов.

    В результате набегов степных кочевых племён, ослабления власти вана и неповиновения провинций, государство распалось на 7 уделов: Цинь, Хань, Чу, Чжао, Ци, Янь, Вэй. Этот период (с 770 по 403 годы до нашей эры) получил название «Весна и осень».

    Далее настало время «Воюющих царств», длившийся почти 2 столетия (403 – 221 годы до нашей эры), – борьба удельных правителей за власть. Мёртвые лежали прямо на улицах города, а поля сражений окрасились в ярко-красный цвет.

    Однако нужно заметить, что несмотря на междоусобицы, эпоха Чжоу стала периодом культурного и экономического роста. Народ с тоской вспоминал о прошлом, все мечтали о старом, добром времени. Нашлись образованные люди, которые выразили эти мечты. Таковыми были древнекитайский мыслитель Лао-цзы и более молодой современник этого смутного времени Кун-цзы.

    В битве при Чанпине в 260 году до нашей эры войны царства Цинь заживо закопали четыреста тысяч сдавшихся в плен солдат вражеской армии. Благодаря новой организации войска: в атакующих отрядах была молодёжь, а в обороняющих – пожилые войны – победу в междуусобице одержали «циньцы».

    Покорив и объединив все 6 царств, правитель Цинь, тринадцатилетний Ин Чжэн, вместо титула «ван» взял себе титул «хуанди». И с того времени он повелел называть себя так: Цинь Ши-хуанди. Цинь Ши-хуанди очень многое сделал для страны, начиная с объединения провинций и расширения границ страны, заканчивая внутренней политикой: создал централизованную систему управления (Вся страна была разделена несколько территорий, в каждой назначалось по два правителя, один из которых отвечал за гражданскую власть, а другой – за военную. За правителями велся тщательный надзор), ввел единые деньги, письменность и систему законов. Он был очень жестоким императором, и эта жестокость объяснялась желанием императора сохранить страну единой и не допустить распада. Так, были отменены все аристократические титулы, вся знать была перемещена в столицу под надзор чиновников, никому из жителей страны не разрешалось носить оружия, теперь каждый член семьи становился ответственным за жизнь своего сородича (Возник мощный разветвленный клан родственников, крепко державшихся друг за друга и порой составляющих целую деревню. Интересам семьи придавалось гораздо большее значение, чем отдельной личности). Кроме того, были подвержены гонениям последователи Конфуция.

    Однажды предсказатель предрёк императору: «Погубят Цинь хусцы, что на севере.» В то время с севера на Китай совершали частые набеги племена Хуннов. Для защиты страны Цинь Ши-хуанди приказал начать строительство Вань ли чан чэн – Велькой китайской стены. Для её постройки он послал два миллиона солдат, военнопленных и принудительно посланных работать местных жителей. Жестокие законы превращали людей рабов, для отличия одетых в красную одежду. Многие так и не вернулись с постройки: тела умерших были замурованы в Великую стену, или в башни.

    Нужно сказать, что это предсказание действительно имело место быть. Императора погубили не хунны, а жестокость. Большому отряду солдат-новобранцев к определённому сроку нужно было попасть на северную границу. Однако они опоздали и испугались, что теперь их приговорят к смерти. Отряд взбунтовался и пошёл обратно. По пути к ним присоединились тысячи людей, вспыхнули восстания. В итоге власть захватил вождь крестьян Лю Бан. Он стал императором и основал новую династию Хань (206 год нашей– 25 год нашей эры).

    Лю Бан более разумно продолжал дело Хуанди: были отменены жестокие законы Циньской империи, по окончании войны с соперниками император распустил часть армии, чтобы та могла заняться сельским хозяйством и ремеслом, были усовершенствованы приёмы и орудия агротехники, были созданы железно деятельные мастерские. В этот период организуются походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с государствами Центральной Азии и Ближнего Востока Так появился Великий шёлковый путь.

    У каждого народа своя история. От того, насколько хорошо он её помнит, зависит успех страны в современном мире. Китай – яркое тому подтверждение.

    История Древнего Китая

    Интересные ответы

    Божья коровка – очень распространенное насекомое. Обитают они почти на всей планете, исключением являются – Антарктида и вечная мерзлота.

    Красивым и грациозным хищником является лисица. Тело имеет длинную форму с тонкими лапами и широким и пушистым хвостом. По габаритам, лисица примерно, как собака среднего размера

    Если вы посмотрите на небо, то увидите солнце. Без солнца жизнь на Земле невозможна. Солнце привлекает взгляды людей тысячелетиями. В древности ему поклонялись и приносили жертвы.

    Средние века были наполнены духовными исканиями великих творцов. Одним из творений того столетия является средневековое искусство.

    Африка – материк, на территории которого существовала одна из древнейших цивилизаций – египетская. В нынешнее время на континенте существуют народы, которых обошли стороной современная жизнь

    Доклад-сообщение История Китая 5, 6 класс

    В I тысячелетии до нашей эры, в обществе Древнего Китая между сильными династиями велась борьба за свое наследие и власть. Это было время не только войн и разрухи, все же строились города, развивалась экономика, укреплялась торговля и сельское хозяйство. Это была одна цивилизация. Уже в III веке до нашей эры править Китаем стала династия Цинь. Ее правление было недолгим, только 11 лет. Царство Цинь из всех остальных династий было достаточно просвещенным и крепким. Заняв север страны, огородившись горными хребтами, они имели защиту от врагов. Их земли были более плодородными, так как располагались в долинах рек. Именно через территорию царства Цинь проходили многие торговые пути. Они часто вели торговлю с соседними племенами, ради обогащения.

    Правитель династии Цинь Шихуанди, после завоевания всего Китая провозгласил себя первым императором. Именно в это время набрало оборотов строительство каналов, дворцов и гробниц. Людей сгоняли из многих провинций, население словно перемешалось. Это было сделано для того, чтобы рабочие меньше бунтовали. Уже в середине IV века до нашей эры император осуществил некоторые реформы. Сюда вошла земельная реформа, которая нанесла удар по земледелию общества. Теперь все земли могли продаваться и покупаться. Царства разделялись на уезды, каждый из которых имел своего правителя. Была проведена налоговая реформа. Теперь все должны были платить налог независимо от урожая. В военной сфере появились боевые колесницы, оружие стало железным, а солдат, не проявивший в бою мужество, строго наказывался. В это время китайская армия стала самой боеспособной среди всех.

    Именно при правлении императора Шихуанди в стране возникли металлические деньги. Для письма изобрели бамбуковую бумагу. Усовершенствовалась технология письма. Люди начали писать на бамбуковых дощечках с помощью чернил. Стали достаточно популярны разные учения, такие как даосизм и конфуцианство. Самым ярким основоположником даосизма был мудрец Лао-Цзы. Он создал трактат по философии, в котором говорилось, что нужно выступать против гнета населения. Он осуждал богатую жизнь знатных людей. Хотя он не призывал людей бороться, он говорил, что нужно смириться и надеяться, покорно следую течению жизни. В царстве Цинь отлично развивались ремесла, была развита и востребована рыбная ловля и земледелие. Специалисты изготовляли замечательные керамические изделия. Прибережные города славились строительством судов. Развитие промышленности, разведение скота, ткацкое дело, сыграло большую роль для торговли в стране и за ее пределами.

    После династии Цинь в Китае начала править династия Хань. Новая династия не перечеркнула то, что было сделано предыдущим императором, напротив, китайцы были объединены в единую нацию. В истории Древнего Китая поменялось еще много правителей, кто-то приносил упадок стране, кто-то добивался ее процветанию. Из любой ситуации Китай выходил, сохраняя свое культурное наследие.

    Доклад История Китая

    Первые упоминания о Китае возносятся к периоду правления первого императора Поднебесной Фу Си 3000 лет тому назад. Его представляли как божество, повелителя всего Востока, покровителя рыболовства и скотоводства, огня и шелководства, в виде человека с телом змеи. С именем этого правителя связано множество легенд. По одной из них Фу Си появился на свет от духа грома. Именно он изобрел первые иероглифы, музыку и некоторые инструменты: например, циркуль.

    В конце 17 века возникло государство династии Шан-Инь. Правители этой династии вели много войн, практиковали жертвоприношения. Однако в 11 веке были завоеваны более сильными соседями – и была установлена династия Чжоу. Именно в этот период было принято решение о построении громадной стены. Это время называют еще периодом сражающихся царств. Появляются религиозные направления: конфуцианство и даосизм.

    В 3 веке власть в свои руки взял император из династии Цинь. При нем была осуществлена задумка и построена Великая китайская стена.

    Наибольшего расцвета Китай достиг в эпоху династии Тан: значительно расширилась территория, начали использоваться новые сельскохозяйственные культуры (хлопок и чай), процветала торговля, развивалась наука.

    В 13 веке в результате монгольского нашествия Китай был завоеван. Многие из коренного населения были взяты в рабство. Однако монгольская оккупация продержалась не долго: в упадок приходили ремесла и торговля, города, наука не развивалась, а положение жителей Поднебесной становилось все тяжелее. Вспыхнуло восстание – и была установлена новая династия – Мин.

    В 15 веке Китаем были предприняты морские экспедиции в Индию и Африку. Однако они оказались неудачными, и китайские правители сосредоточили свое внимание на покорение соседних народов. Постепенно возрастал спрос на китайские товары: чай, фарфор, шелк. В 19 веке огромное число европейских кораблей посещали порты Китая. Местное население было недовольно большим количеством иностранцев в Китае. Было организовано несколько восстаний против иностранной интервенции, которые были проиграны. Многие китайские города оказались под властью Франции и Англии.

    Огромную роль в истории Китая сыграла личность главы коммунистической партии – Мао Цзэдуна. При нем проводились значительные реформы в экономике, социальной сфере, сельском хозяйстве. Несмотря на критику некоторых действий Мао уже после его смерти в 70-ых годах, он все равно остается самым почитаемым в Китае главой государство.

    Сегодня Китай – это уникальное государство с миллиардным населением, развитой экономикой, наукой, богатым культурным наследием.

    5, 6 класс. По истории

    История Китая

    Популярные темы сообщений

    Горячими точками мира именуются военные конфликты, возникающие по всему земному шару. Если посмотреть на карту мира. То можно увидеть, что они возникают практически в каждой третьей стране.

    Роспись по дереву появилась много тысяч лет назад. Ее история начинается еще в каменном веке. Это одно из первых появившихся искусств на нашей планете. Подделки из древесины очень ценились и свидетельствовали о высшем положении в обществе.

    В нашем государстве колоссальное многообразие растений. Некоторые, из которых употребляются в целебных целях. Однако имеются растения опасные, необдуманное отношение с которыми способно послужить причиной несчастья.

    Ссылка на основную публикацию