Происхождение человека – сообщение доклад

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира

Содержание:

  • Происхождение человека.
  • Человек как вид, его место в системе органического мира.
  • Гипотезы происхождения человека современного вида.
  • Движущие силы и этапы эволюции человека.
  • Человеческие расы, их генетическое родство.
  • Биосоциальная природа человека.
  • Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

Происхождение человека

Основные положения теории эволюции человека сформулированы в работах Ч. Дарвина. Это были смелые взгляды для того времени, так как господствовали религиозные воззрения на происхождения человека, животных, в целом — жизни на Земле. Основатель биологической систематики К. Линней еще до Ч. Дарвина высказывал предположения о родстве людей и высших обезьян (рис.1).

Современная антропология — молодая наука. «Антропос» в переводе означает «человек». Антропологи изучают происхождение, становление человека, как биологического вида, популяции, причины их разнообразия, взаимодействие.

Согласно законам и правилам систематики, современные люди принадлежат к роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens), подвиду H. sapiens sapiens,

В XX веке первым «настоящим» человеком считали вид Homo habilis. Это человек умелый, чьи останки нашли в танзанийском ущелье Олдувай в 1960 году (рис. 2). Первобытный человек уже применял орудия труда.

Следующий этап эволюции — питекантроп. Систематическое название этого предка — Homo erectus, что в переводе означает «Человек прямоходящий». Этот предок занимался охотой, собирательством, рыболовством. Постепенно происходило расселение и обособление групп Homo erectus. Так, в Европе около 40 тыс. лет назад появились неандертальцы. Это были прямые предки современных людей.

Теория происхождения и развития человека почти в неизменном виде просуществовала со времен Дарвина до конца XX века. Затем, на Ближнем Востоке были найдены ископаемые останки человека современного типа, возраст которых составлял 90 тыс. лет. Похожие открытия были сделаны и в других регионах. Это означает, что современный человек сформировался за последние 100–200 тыс. Находки вызвали «эволюцию» теории, появление разных моделей происхождения человека.

Человек как вид, его место в системе органического мира

Многие черты строения тела, функции органов и систем подтверждают общность человека и животных. Так, в процессе развития эмбриона появляется хорда, формируются жаберные щели в глотке, развивается нервная трубка, как у других групп хордовых. Возникают позвоночник, две пары конечностей, как у позвоночных животных. На последующих этапах развития плод приобретает черты человека.

Человек в системе органического мира:

  • Царство Животные.
  • Подцарство Многоклеточные.
  • Тип Хордовые.
  • Подтип Позвоночные (Черепные).
  • Класс Млекопитающие.
  • Отряд Приматы.
  • Секция Узконосые обезьяны.
  • Семейство Гоминиды.
  • Род Человек.
  • Вид Человек разумный (Homo sapiens).
  • Подвид H. sapiens sapiens.

Вскармливание детенышей молоком, которое образуется в молочных железах женщин, подтверждает отношение человека к млекопитающим. Другие сходные черты: теплокровность, четырехкамерное сердце, семь шейных позвонков, наличие волос на теле. Внутриутробное развитие эмбриона происходит так же, как у плацентарных животных. Зародыш связан с матерью через плаценту.

Проявления сходства человека с животными:

  • Похожее строение отделов скелета и систем органов.
  • Хромосомный набор в клетках.
  • Сходство эмбрионов.
  • Состав крови.
  • Роговые пластинки на пальцах.
  • Общие болезни и паразиты.
  • Рудименты — третье веко, аппендикс, копчик.
  • Атавизмы — волосатость, многососковость, зачаток хвоста.

Многие признаки указывают на принадлежность вида H. sapiens к семейству человекообразных обезьян. От наиболее высокоорганизованных современных приматов человека отличает увеличенный объем мозга, членораздельная речь. Кариотип насчитывает 46 хромосом, а не 48, как у обезьян.

Отличия человека от животных — результат биологической эволюции:

  • Двойная сводчатость стопы.
  • Передвижение на двух конечностях.
  • Вертикальное положение туловища и головы.
  • Приспособление верхних конечностей для хватания, освобождение рук для трудовой деятельности.
  • Большой объем переднего мозга, значительное развитие коры больших полушарий.
  • Усложнение и большое разнообразие высшей нервной деятельности.
  • Умение изготавливать орудия труда.

Видовыми признаками Человека разумного считают использование верхних конечностей для труда, изготовления орудий, способность мыслить абстрактно. Люди осуществляют коллективную деятельность, которая больше подчиняется социальным, а не биологическим законам (как у общественных животных).

Гипотезы происхождения человека современного вида

Археологи Лики первыми предположили, что предки современных людей жили в Африке. В основе гипотезы — сенсационные открытия стоянок человека в Танзании и Эфиопии (Олдувайское ущелье). Так появились взгляды на единый центр происхождения человека. Африка долгие годы считалась единственной прародиной человека.

Прямолинейный подход к эволюции, господствовавший со времен Дарвина и открытия Лики, сменился на «древовидный» (схема 1). Последователи моноцентризма и полицентризма не подвергают сомнению происхождение человека от общих предков с современными человекообразными обезьянами.

Согласно гипотезе полицентризма или мультирегионального происхождения, первые люди появились в Африке, относительно рано начали расселяться по другим территориям (схема 1). В новых местах обитания происходили эволюционные изменения, не зависящие от событий в других центрах. Мультирегиональная гипотеза получила много палеоантропологических и археологических подтверждений.

Сторонники этого научного взгляда на происхождение гоминид обращают внимание на параллельную эволюцию человека в Африке, Европе и Азии. Полицентристы объясняют специфические особенности строения у представителей разных территориальных групп происхождением от разных видов палеоантропов или архантропов. Также, исследователи обращают внимание на равномерность и параллельность развития культуры у разных групп на территории Старого Света.

Гипотеза моноцентризма — учение об одном центре происхождения человека. Африка признана родиной древнейших людей планеты. Все последующие волны миграций, заселение других частей света тоже начинались на жарком континенте.

Человек, согласно гипотезе моноцентризма, впервые появился в Африке. Именно на этом материке найдены останки женской особи «Люси», жившей 3,18 млн. лет назад (рис. 3), древнейшие каменные орудия труда возрастом 3 млн. лет.

Впоследствии произошло расселение первых людей по территории Евразии, смешивание с уже обитавшими там аборигенами. Подтверждают гипотезу моноцентризма археологические и антропологические данные.

Более 2 млн. лет назад древние люди мигрировали из «африканской колыбели» человечества в Европу и Азию. Это были представители вида Человек умелый (Homo habilis). Постепенно, они все дальше продвигались по территории Евразии, возможно, вслед за стадами животных — объектами охоты.

Гипотеза внетропического происхождения человека описывает возникновение первых людей в высоких широтах Евразии (Сибири). В пользу этого учения свидетельствуют открытие на территории современной Якутии палеолитических стоянок.

Не утратила своего значения гипотеза божественного происхождения человека, относящаяся не к биологии, а к теологии. Существуют предположения о проникновении первых людей с других планет, скрещивании диких предков с разумными существами из космоса.

Движущие силы и этапы эволюции человека

Антропогенез происходит под воздействием двух групп факторов — биологических и социальных. Поэтому, человека называют биосоциальным существом. Движущие силы антропогенеза способствовали развитию вида, занявшего господствующее положение в животном мире. Биологические факторы эволюции обоснованы Ч. Дарвиным (рис. 4.) в труде «Происхождение человека и половой отбор (1871 г.).

Биологические факторы эволюции человека:

  • Наследственная изменчивость.
  • Борьба за существование.
  • Индивидуальный естественный отбор, с которым связано появление прямохождения, изменение кисти, развитие мозга.
  • Групповой отбор, вызвавший появление социальной организации (действовал на уровне семьи, племен).

Появление отличных от животных морфофизиологических признаков, закономерно следует из перечисленных выше факторов.

Произошедшие изменения в организме человека:

  • разделение функций верхних и нижних конечностей;
  • S-образный изгиб позвоночника;
  • прямохождение;
  • сводчатая стопа;
  • изменение соотношения лицевого и мозгового отделов черепа.

Действие социальных факторов на антропогенез показано Ф. Энгельсом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (1896 г.). Согласованное действие движущих сил антропогенеза привело к формированию биосоциального существа.

Основные этапы антропогенеза

Человек произошел не от существующих в настоящее время человекообразных обезьян. Около 25 млн. лет назад жил общий предок этих двух групп приматов — дриопитек. Он лазил по деревьям, передвигался на четырех конечностях и только на двух нижних. Переносил пищу и орудия защиты в руках. Примерно 5–8 млн. лет назад произошло разделение предков высших обезьян и человека.

От дриопитека 4 млн. лет назад произошел австралопитек (рис.5). Предки, обитавшие в саваннах Африки, дали начало и другим ветвям, которые могли рано покинуть территорию жаркого континента и длительно развиваться параллельно на других материках и архипелагах.

Более 2 млн. лет назад произошло обособление представителей рода Человек, вида Человек умелый (Homo habilis). Это существо невысокого роста (1,5 м), с объемом мозга 670 см 3 . Человек умелый пользовался грубыми орудиями труда, изготовленными из расколотой или обтесанной гальки. Имелись зачатки мимики и речи.

Древнейшие люди

От H. habilis произошел Человек выпрямленный (H. erectus). Этот биологический вид сформировался в Африке 1,6 млн. – 400 тыс. лет назад, расселился на огромных территориях в Азии и Европе. Ископаемые останки питекантропа, обнаружены на о. Ява. В Китае найдены останки синантропа.

В Европе в то же время обитал гейдельбергский человек. Этих представителей объединили в группу древнейших людей (архантропов). Архантропы имели черты обезьяны и человека, жили первобытным стадом, пользовались огнем.

Древние люди

Существовали 250–150 тыс. лет назад. Неандертальцы ходили согнувшись, достигали в высоту 150–160 см. Имели низкий скошенный лоб, заметные надбровные дуги, челюсть без подборочного выступа (рис. 6). Неандертальцы жили группами, изготовляли орудия труда, охотились, занимались собирательством.

Первые современные люди

Появились 90–40 тыс. лет назад. Кроманьонцы имели рост до 180 см, высокий прямой лоб, развитый подбородочный выступ. Объем мозга достигал 1600 см3. Кроманьонцы жили родовыми общинами, шили одежду из шкур, устраивали жилище, приручали животных, обрабатывали землю, рисовали на стенах пещер (рис. 7).

Более развитая речь, изготовление орудий труда, зарождение религии, культуры — отличительные черты современных людей.

Человеческие расы, их генетическое родство

В процессе биологической эволюции сложились наиболее устойчивые группы людей внутри одного вида и подвида H. sapiens sapiens. Это расы, для которых характерны определенные генотипы и фенотипы. Представители одной расы характеризуются общими наследственными особенностями — цветом кожи, разрезом глаз, строением век, структурой и окраской волос (табл. 1).

Современные расы людей

Азиатско-американская (монголоидная)

Евразийская (европеоидная)

Экваториальная (австрало-негроидная)

Причиной образования рас в далеком прошлом было расселение по материкам. Последующая географическая изоляция закрепила адаптивные признаки. Приобретенные в процессе биологической эволюции морфофизиологические различия не являются доказательством разной степени организации. Все расы и народы находятся на одной и той же ступени эволюции. При скрещивании появляется плодовитое потомство. Утверждения о расовом превосходстве не имеют научных объяснений.

От рас следует отличать национальности и нации. Этносы сформировались в результате социальных процессов.

Биосоциальная природа человека

Дарвин собрал убедительные доказательства общности происхождения приматов. Исследования касались лишь морфофизиологических изменений, возникших под действием естественного отбора. Социальные аспекты теории происхождения человека разработаны Ф. Энгельсом.

Действие социальные факторов на антропогенез перечислены в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (1896 г.):

  • Трудовая деятельность, использование, а затем и создание орудий труда.
  • Совершенствование деятельности головного мозга.
  • Развитие руки.
  • Становление общественного образа жизни.
  • Развитие членораздельной речи, мышления и сознания.
  • Воспитание и обучение потомства, передача ему накопленного опыта.

Согласованное действие движущих сил антропогенеза привело в итоге к формированию человека как биосоциального существа. Это биологический вид со всеми вытекающими из этого особенностями строения тела, физиологии, поведения. Одновременно человек — социальное существо, для которого характерны общественный образ жизни, речь.

Биосоциальная природа человека определяет относительно равномерное значение биологической и социальной адаптации в обществе, сохранение всех функций. Значение социального фактора повышается, биологического постепенно снижается. Естественный отбор уже не выполняет ту роль, которая ему свойственна в популяциях растений и животных.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека

Социальная среда — материальные, общественные, духовные условия существования и деятельности, окружающие человека с самого рождения. Исключение — дети – «маугли», выросшие в изоляции по каким-либо причинам. Социальная среда включает семью (рис. 8), образовательный и трудовой коллективы, группы по интересам. Более обширные категории — экономические системы, общественные отношения, культура.

Индивид приспосабливается к социальной среде, именно в этом случае могут быть реализованы его потребности, цели. Происходит адаптация к условиям учебы, работы, быта, досуга, формируются отношения с другими людьми. Индивид активно изменяет среду для более полного удовлетворения своих потребностей. В процессе приспособления и активной деятельности меняются мотивы, ценности, поведение человека.

Среда сама изменяется под воздействием людей, что в свою очередь вызывает новый виток приспособлений. Возрастают информационные и эмоционально-психологические нагрузки. В результате снижаются возможности адаптации в новых условиях, что приводит к стрессу.

В стрессовом состоянии выделяются гормоны, вызывающие учащение пульса, повышение артериального давления и другие изменения, помогающие в природе выжить. Животное предпринимает какие-либо действия: спасается бегством от врагов или само нападает. Человек в образовательном, трудовом коллективе, семье зачастую не предпринимает активных действий. Развивается дистресс — такие изменения, которые ведут к болезням.

Большой вред наносят привычки «заедать» стресс сладостями. Забвение и отдых от проблем нередко пытаются найти в курении, употреблении алкоголя, наркотиков. Чтобы избежать стресса, нужно учиться владеть собой, овладевать приемами аутотренинга. Помощь в стрессовых ситуациях оказывают врачи-психотерапевты.

Происхождение человека

Систематическое положение человека

Таксон — классификационная единица в систематике растительных и животных организмов.

Классификация
ИмперияКлеточные
НадцарствоЭукариоты
ЦарствоЖивотные
ПодцарствоМногоклеточные
ТипХордовые
ПодтипПозвоночные
КлассМлекопитающие
ОтрядПриматы
ПодотрядЧеловекоподобные
СекцияУзконосые
НадсемействоГоминиды (человекоподобные)
СемействоГоминиды
РодЧеловек
ВидЧеловек разумный (Гомо сапиенс)

Основными доказательствами происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов и атавизмов.

Рудименты — это органы, утратившие в процессе исторического развития (эволюции) своё значение и функцию и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме. Они закладываются ещё во время развития зародыша, но не развиваются. Примерами рудиментов у человека могут быть: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), аппендикс (отросток слепой кишки), волосяной покров тела; ушные мышцы (некоторые люди могут шевелить ушами); третье веко.

Атавизмы — это проявление, у отдельных организмов, признаков, которые существовали у отдельных предков, но были утрачены в ходе эволюции. У человека это — развитие хвоста и волосяного покрова на всём теле.

Историческое прошлое людей

Первые люди на Земле. Имя обезьяночеловека — питекантропа получила одна из самых ранних находок, сделанная в 19 веке на Яве. Долгое время эта находка считалась переходным звеном от обезьяны к человеку, первыми представителями семейства гоминидов. Этим взглядам способствовали морфологические особенности: сочетание современных по виду костей нижней конечности с примитивным черепом и промежуточной массой мозга. Однако питекантропы Явы — довольно поздняя группа гоминидов. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия и по настоящее время в южной и Восточной Африке было сделано важное открытие: найдены остатки двуногих плио-плейстоценовых приматов (от 6 до 1 млн. лет). Они положили начало новому этапу в развитии палеонтологии — реконструкции данных стадий эволюции гоминидов на основе прямых палеонтологических данных, а не исходя из различных косвенных сравнительно-анатомических и эмбриологических данных.

Эпоха двуногих человекообезьян австралопитеков. Первый австралопитек Восточной Африки — зинджантроп обнаружен супругами Л. и М. Лики. Самая яркая отличительная черта австралопитеков — прямохождение. Об этом свидетельствует строение таза. Прямохождение относится к древнейшим приобретениям человека.

Первые представители человеческого рода в Восточной Африке. Вместе с массивными австралопитеками в Восточной Африке 2 млн. лет назад обитали и иные существа. Впервые об этом стало известно, когда на следующий год после открытия зинджантропа обнаружили остатки миниатюрного гоминида, объём мозга которого был, не меньше (а даже больше), чем у австралопитека. Позже выяснилось, что он был современником зинджантропа. Важнейшие открытия сделаны в самом нижнем слое, датирующемся 2–1,7 млн. лет. Его максимальная толщина составляет 40 метров. Климат, когда закладывался этот слой, был более влажным и его обитателями были зинджантроп и презинджантроп. Последний просуществовал недолго. Кроме того в этом слое были найдены и камни со следами искусственной обработки. Чаще всего это была галька размером от грецкого ореха до 7–10 см, с немногочисленными сколами рабочего края. Первоначально предполагалось, что это умели делать зинджантропы, однако после новых открытий стало очевидно: или орудия изготовлял более продвинувшийся презинджантроп, или оба обитателя были способны к такой начальной обработке камня. Возникновение зажима с полным противопоставлением большого пальца руки должен был предшествовать период преобладания силового захвата, когда предмет сгребался в горстью и зажимался в руке. Причём особенно сильное давление испытывала именно ногтевая фаланга большого пальца.

Предпосылки антропогенеза.Общими предками человекообразных обезьян и человека были стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход этой группы к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привёл к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали замену дугообразного позвоночного столба S-образным, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче, и главное — передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. Переход от использования предметов к изготовлению орудий — рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла по пути естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Наряду с прямохождением, важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.

Этапы становления человека. В эволюции человека различают три этапа: древнейшие люди, древние люди и современные (новые) люди. Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

Предки человекаПрогрессивные черты во внешнем обликеОбраз жизниОрудия труда
Парапитек (обнаружен в Египте в 1911 году)Ходили на двух ногах. Низкий лоб надбровные дуги, волосяной покровРассматривается как древнейшая человекообразная обезьянаОрудия труда в виде дубинки; обтёсанные камни
Дриопитек (найдены костные остатки в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке. Древность от 12 до 40 млн. лет)По мнению большинства учёных, дриопитеки рассматриваются как общая предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека
Австралопитек (костные остатки древностью 2,6—3,5 млн. лет обнаружены в Южной и Восточной Африке)Имели небольшое тело (дл. 120–130 см), массу 30–40 кг, объём мозга — 500–600 см 2 , передвигались на двух ногах.Потребляли растительную и мясную пищу, обитали в открытой местности (типа саванн). Австралопитеков рассматривают и как стадию эволюции человека, непосредственно предшествовавшую возникновению древнейших людей (архантропов).В качестве орудий использовали палки, камни, кости животных
Питекантроп (древнейший человек, останки обнаружены — Африка, Средиземноморье, о. Ява; 1 млн. лет назад)Рост 150 см; объём мозга 900–1 000 см 2 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступаОбщественный образ жизни; жили в пещерах, пользовались огнём.Примитивные каменные орудия труда, палки
Синантроп (Китай и др., 400 тыс. лет назад)Рост 150–160 см; объём мозга 850–1 220 см 3 , лоб низкий, с надбровным валиком, нет подбородочного выступаЖили стадами, строили примитивные жилища, пользовались огнём, одевались в шкурыОрудия из камня и костей
Неандерталец (древний человек); Европа, Африка, Азия; около 150 тыс. лет назадРост 155–165 см; объём мозга 1 400 см 3 ; извилин мало; лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабоОбщественный образ жизни, строительство очагов и жилищ, использование огня для приготовления пищи, одевались в шкуры. Использовали жесты и примитивную речь для общения. Появилось разделение труда. Первые захоронения.Орудия труда из дерева и камня (нож, скребок, многогранные острия и др.)
Кроманьонец — первый современный человек (повсеместно; 50–60 тыс. лет назад)Рост до 180 см; объём мозга — 1 600 см 2 ; лоб высокий; извилины развиты; нижняя челюсть с подбородочным выступомРодовая община. Относились к виду человек разумный. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. Развитая. Развитая речь. Приручение животных, окультуривание растений. Имели наскальную живопись.Разнообразные орудия труда из кости, камня, дерева

Современные люди. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно (около 50 тыс. лет назад), которых назвали кроманьонцами. Увеличившийся объём мозга (1 600 см 3 ), хорошо развитая членораздельная речь; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальная живопись), одежда, украшения, костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные — всё свидетельствует о том, что настоящий человек окончательно обособился от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид — Человек разумный. Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передача опыта.

Расы человека

Всё современное человечество принадлежит к одному виду — Homo sapiens. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. Внутри вида — Homo sapiens — выделяют пять больших рас: негроидную, европеоидную, монголоидную, австралоидную, американскую. Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, форма носа губ и т.п. возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Предполагают, что чёрная кожа поглощала ультрафиолетовые лучи. Узкие глаза защищали от резкого солнечного воздействия в условиях открытых пространств; широкий нос быстрее охлаждал вдыхаемый воздух путём испарения со слизистых оболочек, наоборот узкий нос лучше согревал холодный вдыхаемый воздух и т.д.

Но человек благодаря труду быстро вышел из-под влияния естественного отбора, и эти отличия быстро потеряли приспособительное значение.

Расы человека начали формироваться начали формироваться, как полагают, около 30–40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком Земли, причём тогда многие расовые признаки имели приспособительное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды. Всем расам человека свойственны общевидовые особенности человека разумного, и все расы абсолютно равноценны в биологических и психических отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

Между основными расами нет резкой границы, и существует ряд плавных переходов — малых рас, у представителей которых сглажены или смешаны черты основных масс. Предполагают, что в будущем различия между расами совсем исчезнут и человечество в расовом отношении будет однородным, но со многими морфологическими вариантами.

Расы человека не следует смешивать с понятиями нация, народ, языковая группа. Разные группы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы — в состав разных наций.

О происхождении человека

Главная > Доклад >Биология

О
происхождении человека

Где возник род человеческий

Одна из интереснейших и сложнейших тем, изучаемых в курсе общей биологии, – происхождение человека. Где, когда и как возник род человеческий? Как он расселился по Земле?

В прошлом веке в европейской культуре существовало два ответа: один дан в Библии, другой – в теории Чарлза Дарвина. И хотя происхождение человека от обезьяноподобного предка было одним из частных следствий дарвиновской теории эволюции, естественно, именно этот вопрос – создан ли человек Богом или произошел от обезьяны – привлек внимание широкой публики.

Наиболее ортодоксальные сторонники библейской версии считают, что каждый вид, в том числе и человек, был создан Богом. Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется креационизмом . Современные креационисты подтверждают тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех тварей по паре – если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных – около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось – для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.

Чарлз Дарвин не отрицал существования Бога, однако считал, что Бог создал лишь начальные виды, остальные же возникли под действием естественного отбора. Альфред Уоллес, который пришел к открытию принципа естественного отбора почти одновременно с Дарвином, в отличие от последнего утверждал, что между человеком и животными существует резкая грань в отношении психической деятельности. Он пришел к выводу, что мозг человека не может рассматриваться как результат естественного отбора. Уоллес провозгласил, что этот “мыслительный инструмент” возник в результате потребностей его обладателя, и предполагал “вмешательство высшего разумного существа”.

Человек – это животное, интересующееся своим происхождением. Интерес к собственному происхождению свойствен человеку с глубокой древности. Чем дольше ученые изучают палеонтологическую летопись, тем яснее вырисовывается картина превращения обезьяны в человека. Современные представления гораздо сложнее излагавшейся в наших старых учебниках “единственно верной” теории, которую можно резюмировать словами Абрама Терца (Синявского): “Обезьяна встала на задние лапы и пошла прямым путем к коммунизму”.

По пути гоминизации шли многие виды приматов, и Homo sapiens в момент своего появления был просто представителем одной из нескольких конкурирующих линий. То, что именно он достигнет успеха на арене эволюции, не было предопределено. Высыпая ведро песка, вы не можете предсказать, какая из песчинок окажется сверху. Однако ясно, что какая-нибудь из них займет место наверху, чуть-чуть выше других. То же происходит и в процессе эволюции: один из близких видов оказывается чуть-чуть успешнее, чем другие, но какой именно – заранее предсказать нельзя.

Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете (рис. 1).

Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется, что наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителей этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди, появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам.

Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строении зубов, которые характерны для неандертальцев и Homo erectus ( Человека прямоходящего ). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т.е. они специализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди были подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно осуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зрения оспаривается большинством антропологов.

Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо.

Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана.

Самый близкий родственник человека был открыт в 1856 г. в местечке Неадерталь возле Дюссельдорфа. Рабочие, нашедшие пещеру со странными черепами и большими костями, решили, что это останки пещерного медведя, и даже не предполагали, какие жаркие споры вызовет их находка. Эти кости, а также кости, найденные позже на севере Англии, на востоке Узбекистана и на юге Израиля, были останками предка человека, получившего название неандерталец, – примитивный человек, живший от 200 000 до 27 000 лет назад. Неандерталец делал примитивные орудия, раскрашивал тело узорами, имел религиозные представления и похоронные ритуалы.

Предполагается, что неандерталец эволюционировал из Homo erectus в Европе и вымер, не способный конкурировать с пришедшим из Африки Homo sapiens . Причиной вымирания могла быть и слишком высокая специализация – неандертальцы были приспособлены к жизни в условиях ледниковой Европы. При изменении условий такая специализация обернулась для них бедой.

Долгие годы обсуждался вопрос, где место неандертальцев на эволюционном древе и могло ли происходить скрещивание между ними и Homo sapiens в период их сосуществования на протяжении десятков тысячелетий. Если скрещивание было возможно, то современные европейцы могли бы иметь некоторые гены неандертальцев. Ответ – хотя и не окончательный – получен совсем недавно при исследовании ДНК неандертальца. Генетик Сванте Пэбо – тот самый, который изучал ДНК из египетских мумий, экстрагировал ДНК из останков неандертальца, имеющих возраст несколько десятков тысяч лет. Несмотря на то что ДНК была сильно фрагментирована, ученым удалось с помощью самого современного метода анализа ДНК – метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) – установить нуклеотидную последовательность небольшого участка митохондриальной ДНК. Митохондриальная ДНК была выбрана для исследования потому, что в клетках ее молярная концентрация в сотни раз превышает концентрацию ядерной ДНК.

Экстракция ДНК проводилась в условиях высочайшей стерильности – ученые работали в костюмах, напоминающих скафандры, для того чтобы предотвратить случайное загрязнение исследуемых образцов посторонней, современной ДНК. В обычных условиях при помощи использованного учеными метода полимеразной цепной реакции удается “читать” фрагменты ДНК протяженностью до нескольких тысяч пар нуклеотидов. На изучаемых образцах максимальная длина “прочитанных” фрагментов составляла около 20 пар нуклеотидов.

Получив набор таких коротких фрагментов, ученые восстановили по ним исходную нуклеотидную последовательность митохондриальной ДНК. Сравнение ее с ДНК современного человека показало, что они значительно отличаются. Полученные данные позволяют предположить, что неандертальцы составляли отдельный, хотя и родственный человеку вид.

Скорее всего, скрещивание этих двух видов было невозможно – слишком велики генетические различия между ними. Следовательно, в генофонде человека нет генов, полученных от неандертальцев. По последовательности ДНК было оценено время расхождения ветвей неандертальца и современного человека, которое составило 550–690 тыс. лет. Однако полученные данные можно считать предварительными, т.к. это результаты исследования только одного индивида.

История в наших генах

История эволюции человека записана в наших генах и в наших способах действий. Профессор Стэнфордского универститета (США) Лука Кавалли-Сфорца составил карты распределения частот нескольких сотен генов в европейских популяциях (он назвал эти карты “генетическими ландшафтами”) и по генетическим дистанциям между популяциями вычислил даты их разделения.

Ему удалось реконструировать несколько волн миграций людей. Первая, оставившая наиболее заметный генетический след (частота встречаемости комплекса из 95 генов плавно понижается от районов Среднего Востока к месту обитания басков, см. рис. 2, а ), соответствует экспансии неолитических земледельческих народов из мест зарождения земледелия (район Месопотамии) на север и запад Европы. Ее датировка на основе генетических дистанций совпадает с археологическими датировками (6–9 тыс. лет назад). Баски – популяция, уникальная по генетическим характеристикам, – являются, видимо, единственными современными представителями древнейших жителей Европы – кроманьонцев. Вероятно, они сохранили свою генетическую уникальность, т.к. жили в дальней точке миграционного пути, по которому в Европу были привнесены гены, земледельческая культура и индо-европейские языки ранненеолитическими племенами с Ближнего Востока. Выводы генетиков подтверждаются и данными лингвистов об уникальности языка басков.

Частота встречаемости другого комплекса генов наиболее высока на юге России и снижается как в направлении к северу, так и к югу от этой области. Этот след оставили миграции скотоводов-кочевников 4–6 тыс. лет назад (рис. 2, б ).

Изменение распространенности третьего комплекса генов соответствует экспансии греческой культуры в I тысячелетии до нашей эры (рис. 2, в ).

Не только миграции приводят к изменениям концентрации генов в популяциях. Например, частота встречаемости генов, связанных с адаптацией к холоду, плавно уменьшается с севера на юг.

Кроме сравнения частот встречаемости генов в популяциях для реконструкции истории человечества используется метод “молекулярных часов”. Он основан на том, что скорость изменения нуклеотидной последовательности молекулы ДНК за счет точечных мутаций (т.е. изменения только одной пары нуклеотидов) настолько постоянна, что ее можно использовать для датировки отхождения данной эволюционной ветви от общего ствола. Так как большинство этих мутаций, по современным представлениям, нейтральны, т.е. не оказывают какого-либо полезного или вредного влияния на их обладателя, они не элиминируются отбором. Эти “молекулярные часы” были откалиброваны при сравнении скорости изменения ДНК тех видов, время расхождения которых было надежно установлено по ископаемым останкам.

“Молекулярные часы” помогли определить дату разделения ветвей человека и обезьян – от 5 до 7 млн лет назад. До этого палеонтологи полагали, что разделение произошло около 25 млн лет назад. Однако теперь “молекулярная” датировка является общепринятой. Считается, что предки человека и шимпанзе разделились около 5 млн лет назад, отделение горилл произошло раньше, а еще раньше, около 10–15 млн лет назад, отделилась ветвь орангутанов.

Метод “молекулярных часов”, позволяющий установить степень родства разных видов по различиям в их ДНК, очень похож на метод глоттохронологии, используемый при установлении родства разных языков. За 1000 лет в так называемом базовом словаре (он включает те слова, которые есть в любом языке, – “дом”, “земля”, “небо”, названия частей тела и т.д.) сохраняется 86% слов, т.е. каждый из языков двух народов, разделившихся 1000 лет назад, имеет 86% общих слов с предковым языком. Следовательно, друг с другом эти языки имеют 74% (86% от 86%) общих слов. Сопоставление эволюционного древа популяций человека с лингвистическими данными и классификацией языков по надсемействам показало, что в большинстве случаев языки генетически родственных популяций принадлежат к одной лингвистической группе. Чем раньше разделились две популяции, тем дольше они эволюционировали независимо и тем больше накопилось замен в их ДНК и в их языках. Конечно, языки не зависят от генов, и корреляции генетического и лингвистического родства определяются лишь историческими обстоятельствами.

Чем выше скорость накопления мутаций в ДНК, тем меньшие отрезки времени эволюции видов могут быть определены при помощи “молекулярных часов”. Быстрее всего накапливаются мутации в митохондриальной ДНК. Митохондрии содержат кольцевую молекулу ДНК, состоящую из 16 500 пар оснований, – это совсем немного по сравнению с ДНК хромосом, находящихся в ядре клетки и состоящих из десятков и сотен миллионов пар оснований. При оплодотворении митохондриальная ДНК (мтДНК) сперматозоида не попадает в яйцеклетку, так что и мужчины, и женщины получают мтДНК только от матери.

Американский генетик Алан Уилсон изучил мтДНК людей различного происхождения – африканцев, европейцев, азиатов, австралийцев и жителей Новой Гвинеи. По количеству различий в нуклеотидной последовательности мтДНК он определил степень родства различных групп людей и построил родословное древо человечества. Самая ранняя точка ветвления на этом древе отделяет группу африканцев от остальных людей – по современным данным это произошло 137±15 тыс. лет назад.

Были определены различия между последовательностями мтДНК людей и шимпанзе. По известной дате отделения ветви шимпанзе (5 млн лет назад) было вычислено время первого разделения групп предков ныне живущих людей, которое произошло 180–190 тыс. лет назад. Это дата наиболее древней мутации в мтДНК, которую генетики могут распознать.

Древнюю обладательницу этой мтДНК сразу окрестили Евой, что внесло некоторую путаницу. Из данных анализа мтДНК вовсе не следует, что 190 тыс. лет назад на Земле жила всего лишь одна-единственная женщина. “Ева” не была единственной женщиной в это время и не отличалась от своих современниц по способности к размножению. Просто мтДНК ее современниц были утрачены (ведь не все женщины оставляют потомство, и если женщина имеет только сыновей, то они не передают ее мтДНК следующему поколению). По независимым оценкам нескольких групп генетиков, размер популяции, к которой принадлежала африканская “Ева”, составлял в то время около 10–30 тыс. человек.

Близкая оценка времени появления и численности исходной популяции Homo sapiens получена при исследовании Y-хромосомы. Эта хромосома передается только от отца к сыну и представляет удобный объект для эволюционных исследований в поисках “Адама”.

Эти выводы противоречат мультирегиональной гипотезе происхождения человека, предполагающей широко распространенное превращение популяций Homo erectus в Homo sapiens – такого небольшого количества людей просто не хватило бы, чтобы заселить всю землю.

Сильно ли мы отличаемся друг от друга?

У всех людей генетические тексты очень похожи. Два любых человека, кроме однояйцевых близнецов, различаются всего лишь одной буквой-нуклеотидом из 300. А вот от наших ближайших родственников в мире животных – человекообразных обезьян – мы отличаемся уже одним нуклеотидом из 30. Чем дальше родство, тем больше различий в генетических текстах. Исследование сходства ДНК позволяет выяснить родственные отношения между людьми – от установления отцовства, часто применяемого в криминологической экспертизе, до установления происхождения целых этнических групп. При этом иногда генетики делают, казалось бы, удивительные открытия, которые оказываются уже давно известными людям из сказаний и легенд. Например, древнее предание гласит, что все монголы произошли от трех матерей. Изучение мтДНК, наследующейся только по материнской линии, показало, что большая часть населения Монголии по генетическим характеристикам очень четко разделяется на три группы.

Генетическое исследование людей европейской расы показало, что люди с белым цветом кожи произошли от группы числом около 20 человек, при этом число мужчин в два раза превышало число женщин.

В октябре 1997 г. в Колд Спринг Харбор (США) прошла конференция по эволюции человека. Постоянные упоминания теории африканского происхождения человека и исследований африканских и неафриканских популяций вызвали тревожное замечание одной из участниц об этичности такого деления человечества, связанное со щепетильностью общественного мнения в США относительно расовых вопросов. На это остроумно отреагировал швейцарский генетик д-р Андре Лангани: вместо запланированного доклада по геногеографии он прочел лекцию о том, что, судя по генетическим данным, все мы являемся африканцами, просто есть азиатские африканцы, европейские африканцы и африканские африканцы.

Биология : Доклад: Теории происхождения человека на Земле

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж

Теории происхождения человека на Земле

Кузнецовой Юлии Олеговны

Антропогенез. Происхождение человека как биологического вида

А) Эволюционная теория

В) Теория внешнего вмешательства

Г) Теория пространственных аномалий

Основные стадии эволюции человека

Список использованной литературы

АНТРОПОГЕНЕЗ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КАК БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос “откуда мы взялись”. Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которая выделяет такое понятие, как антропогенез.

Антропогенезом называют процесс выделения человека из мира животных. До недавнего времени существовала лишь одна теория появления человека – дарвиновская, но, как человек, живущий в реальном времени, я не могу не указать на появившиеся в последнее время альтернативные теории. Следует отметить, что существует целый ряд различных теорий, но основные из них следующие.

1) Эволюционная теория

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов – человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств – палеонтологических, археологических, биологических, генетических, бихевиорных, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае, от “залетного гуманоида”, чем то, что твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи.… Но вернемся к теориям…

2) Теория творения (креационизм)

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди – Адам и Ева – были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых – сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

3) Теория внешнего вмешательства

Согласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) создание первых людей гомункулярным способом;

г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

4) Теория пространственных аномалий

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии – гуманоидной триады “Материя-Энергия-Аура”, характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры – информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез – процесс выделения человека из мира животных – прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

· Время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек),

· Древнейших людей: питекантропа или древнейшего человека, или протерантропа или архантропа.

· Неандертальца, или древнего человека, или палеоантропа.

· Современных людей (неоантропов).

Австралопитеков или “южных обезьян” – высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений. Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью, как я уже отметил выше, была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д. Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена. Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн.

Если судить по находке Луиса Лики, (зинджантроп бойсов), то возраст австралопитеков 1,75 млн. лет.

Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о. Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40 индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным “недостающим звеном” в родословной человека. Архантропы уже умели пользоваться огнем, тем самым, встав на ступеньку выше своих предшественников. Питекантропы – существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, много обезьяньих черт, как в форме черепа, так и в строении лицевого скелета. У синантропов уже отмечена начальная стадия развития подбородка. Судя по находкам возраст древнейших людей от 50 тыс. до 1 млн. лет…

О культуре палеоантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной как по технике обработки и использовании орудий, так и по разнообразию их формы, тщательности обработки и производственному назначению. Неандертальцы были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению скелета стоящие ближе к современному человеку. Объем мозговой коробки колебался от 1200 смкуб до 1800 смкуб, хотя по форме их череп отличался от черепа современного человека. На мой взгляд, самой большой нестыковкой в эволюционной теории является именно период неандертальцев. Как объяснить столь резкую несхожесть облика неандертальца и человека разумного? И что могло послужить причиной внезапного исчезновения палеоантропов? Как могло случиться, что древние люди, творцы уже достаточно высокой материальной культуры, в какой-то мере близкие к нам в проявлении своего интеллекта, эмоций – вдруг так быстро и “таинственно” исчезли с лица Земли, уступив место неантропам-кроманьонцам…и т.д. и т. п.

Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homo sapiens. Неоантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин – 180-185 см, женщин – 163-160 см. Кроманьонцы отличались длинноногостью за счет большой длины голени. Мощный торс, широкая 8рудная клетка, сильно развитый мышечный рельеф – впечатляющая характеристика, не правда ли?

Неоантропы – это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д.

Ареал расселения неоантропов необычайно обширный – они появились в различных географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам. Они жили повсюду, где мог обитать человек.

Накопленные в настоящее время научные данные позволяют считать “колыбелью человечества” Северо-Восточную Африку. Хотя некоторые исследователи до сих пор отстаивают Южную Азию, но в пользу африканской гипотезы говорят такие факты как:

В Африке в настоящее время живут антропоморфные обезьяны, из всех приматов наиболее близкие к человеку.

В Южной Африке обнаружены остатки существ, которые по всей вероятности, были двуногими и по строению передних зубов и всего скелета в целом обладали исключительно большим сходством с человеком.

Дифференциации высших приматов, выработка у них разных типов локомоции и превращение каких-то групп двуногих наземных антропоморфных в древнейших людей должна была благоприятствовать очень большая величина африканского континента и разнообразие его ландшафтов. Данные о телантропе позволяют предполагать, что в Южной Африке в начале плейстоцена существовали формы, еще более близкие человеку, чем австралопитеки. Новейшие открытия показали, что находки типа рамапитека, т.е. кениапитек, в Африке древнее, чем в Сиваликских холмах, кроме того, такие формы как Homo habilis и чадантроп – являются более прогрессивными формами, чем австралопитеки. В Олдовае был обнаружен питекантроп в слоях, пограничных между глюнц-менделем и менделем. По убеждению И.К. Ивановой переломный пункт процесса гоминизации был достигнут в приэкваториальной части Восточной Африки и этому способствовала палеографическая обстановка, сохранявшаяся там продолжительное время. Она была, с одной стороны, благоприятной для гоминизации, с другой создавала трудности, которые требовали преодоления.

Резюмируя, еще раз пробегусь по всем стадиям развития человека:

Древнейший из известных предков человека – рамапитек (Ramapithecus) – известен только по нескольким зубам и фрагментам челюсти, возраст которых определяется в 9-14 млн. лет назад. Неизвестно, был ли он прямоходящим. Начальные стадии антропогенеза начались 2,5 – 3 млн. лет назад с возникновением австралопитека африканского (Australopithecus Africanus), который был прямоходящим, обладал развитым мозгом и изготавливал орудия труда. Однако, часть современных специалистов не считает какую-либо известную разновидность австралопитека прямым предком современных людей, а полагает, что это была боковая (тупиковая) ветвь эволюции, и, следовательно, архантропы лишь имели с австралопитеками общего предка. К древнейшим людям (архантропам) относятся и различные разновидности человека прямоходящего (Homo erectus): питекантропы, синантропы, гейдельберский человек (время существования – приблизительно 1 600 – 650 тыс. лет назад) и др. Из человека прямоходящего развился человек умелый (Homo habilis) – промежуточный тип между архантропами и современными людьми. Судя по местам находок их останков, основной регион обитания древнейших людей располагался в Африке и Юго-Восточной Азии. Совершенствование орудий труда и развитие человека привели к следующему периоду антропогенеза, представленному современными людьми (Homo sapiens). Современный вид человека включает всего два подвида: неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis), появившиеся 250-200 тыс. лет назад, и люди современного морфологического облика (Homo sapiens sapiens), появившиеся около 40-35 тыс. лет назад. Неандертальцы жили 250-40 тыс. лет назад во время ледникового периода. Эти люди были широко распространены по земле, жили в разных климатических и природных условиях и делились в антропологическом отношении на разные группы, но эти группы не соответствуют современным расам. Ранее ученые предполагали, что от одной из групп неандертальцев в последующую эпоху и произошли люди современного типа. Сейчас неандертальцев рассматривают как своеобразную боковую ветвь Homo sapiens. На Дону и Северном Кавказе появление людей связано как раз с неандертальцами.

Переход человеческого общества к верхнему палеолиту (35-10 тыс. лет назад) совпал с завершением антропогенеза – формированием человека современного физиологического типа. Первые люди современного облика именуются кроманьонцами (по стоянке неоантропов в Кро-Маньон, Франция).

Родиной современного человечества была, скорее всего, Передняя Азия с прилегающими областями. Около 20 тыс. лет назад современные люди широко распространились по территории Европы, Азии и Африки. У кроманьонцев развилась членораздельная речь, появилось изобразительное искусство. В это время существенно изменилась материальная культура первобытного человека – высокого уровня достигла технология обработки камня, широко использовались рог и кость, на смену первобытному стаду пришла новая форма организации человеческого общества.

Несмотря на огромное количество тяжелейших трудов (проверил собственными руками) по антропологии и, якобы, неоспоримым доказательствам происхождения человека от обезьяны, на мой взгляд, необходимо повернуться лицом и к другим теориям возникновения человека, хотя, вероятно, этим будет заниматься уже другая наука…

А для того, чтобы посеять зерно сомнения в верности теории Дарвина, приведу выдержку из произведения А. Антонова “История Земли”: …”А была ли степень приспособленности к труду вопросом жизни и смерти для предков человека?

Во второй половине 20-го века исследователи, во-первых, хорошо изучили жизнь людей, до сих пор, живущих в каменном веке, а во-вторых, сами попробовали создать каменные орудия и поработать ими.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г.П. Зиневич. Человек изучает человека. Киев, Наукова думка, 1988

2. Л.И. Тегако, И.И. Саливон. Основы современной антропологии. Минск, Университетское, 1989

3. Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин. Антропология. Москва, Высшая школа, 1978

4. Малькольм Баудер Обезъянообразный человек. Факт или

5. заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 1998

6. Антон Антонов. История Земли. Рукопись. 1998.

7. Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора. 1859

Происхождение человека – сообщение доклад

Происхождение и эволюция человека

Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии

В этом году 12 февраля исполнилось 200 лет со дня рождения Дарвина, а 24 ноября будет 150-летие со дня выхода его главного труда «Происхождение видов». В этом труде Дарвин по стратегическим причинам не стал обсуждать вопрос о происхождении человека. Он лишь намекнул, что его теория «прольет свет» на эту проблему. Знаменитую дарвиновскую фразу о «пролитии света» приводят как пример одного из самых «скромных» высказываний в истории науки (или самых больших «недооценок», understatements). При этом она является и одним из самых удачных научных предсказаний. Свет действительно «был пролит», и за прошедшие 150 лет было получено огромное множество подтверждений идеи Дарвина о происхождении человека путем постепенной эволюции от общего предка с современными обезьянами.

«In the future I see open fields for far more important researches. Psychology will be securely based on the foundation already well laid by Mr. Herbert Spencer, that of the necessary acquirement of each mental power and capacity by gradation. Much light will be thrown on the origin of man and his history.» «This is perhaps biology’s greatest understatement».

Я расскажу о некоторых достижениях трех научных направлений, которые в последнее время вносят наибольший вклад в развитие представлений об антропогенезе. Это:

2) Генетика (в широком смысле, включая сравнительную геномику и палеогеномику)

3) Эволюционная психология (тоже в широком смысле, включая этологию человека и других животных, экспериментальную психологию и т. д.).

Понятно, что в одном докладе невозможно рассмотреть подробно все факты и теории, связанные с антропогенезом. Поэтому многое придется опустить. Интересно, что сам Дарвин вообще не имел в своем распоряжении первых двух пунктов этого списка, а что касается третьего, то он фактически сам и начал закладывать его основы. Дарвин полагался на сравнительную анатомию и эмбриологию и этого ему вполне хватило, чтобы убедительно обосновать свою теорию происхождения человека.

Во времена Дарвина этого источника данных практически не было. Дарвин прекрасно понимал, насколько неполна палеонтологическая летопись, и он даже не очень рассчитывал на то, что ископаемые остатки предков человека когда-нибудь будут найдены. Поэтому в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (изданной через 12 лет после «Происхождения видов») Дарвин ничего не говорит о палеоантропологии.

Книгу можно скачать по адресу: http://rogov.zwz.ru/Macroevolution/darwin_man.djvu

На самом деле в то время уже были найдены кости неандертальцев, но вне контекста, без других достоверных находок, их было очень трудно правильно интерпретировать. В конце концов даже Томас Гексли решил что это просто какие-то дикие, отсталые люди современного типа.

Кости неандертальцев уже были найдены, но их интерпретация оставалась спорной. Поэтому Дарвин в «Происхождении человека» фактически игнорировал эти находки.

Но в 20 веке ситуация радикально изменилась. Было сделано множество великолепных находок, на основе которых сложилась сначала довольно стройная картина линейной эволюции гоминин: от автралопитеков произошел человек умелый, от него архантропы, от них палеоантропы, или неандертальцы, а от них современные люди.

«Линейная» эволюция гоминид по старым представлениям

Однако в последние 15 лет произошел настоящий «прорыв» в палеоантропологии. Был открыт целый ряд новых ветвей эволюционного древа гоминин, которое оказалось гораздо более разветвленным, чем считалось ранее. За последние 15 лет число описанных видов гоминин увеличилось вдвое. Новые данные во многих случаях заставили отказаться от прежних взглядов.

Во-первых, стало ясно, что эволюция гоминин вовсе не была линейной, она была скорее кустообразной. Во многих случаях одновременно существовало по три, четыре вида гоминин и может быть даже больше, в том числе на одной и той же территории. Нынешняя ситуация, когда существует только один вид Homo sapiens не является типичной. Она сложилась сравнительно недавно. Например, еще 40–50 тысяч лет назад на земле одновременно существовало, по-видимому, целых четыре вида людей: современный человек, неандерталец, реликтовые эректусы в Восточной Азии и карликовые люди с острова Флорес. Есть основания полагать, что сокращение разнообразия гоминин было связано с конкурентным вытеснением архаичных видов более продвинутыми, и в первую очередь современным человеком.

Фрагмент «древа» гоминин: тупиковые ветви и «альтернативные пути».

Эволюционное древо гоминин обогатилось боковыми ветвями и разными альтернативными возможностями, как показано на этом слайде (5 из показанных видов могли жить одновременно в Африке; появился альтернативный сценарий происхождения H.ergaster/erectus от кениантропа и H.rudolfensis).

Это схема эволюции гоминин с сайта Smithsonian Institution. На схеме показано 18 видов гоминин, относящихся к 6 родам. И еще два вида людей на ней отсутствуют. То есть мы видим, что гоминины были довольно разнообразной группой приматов.

К числу важнейших недавно открытых форм относится: Sahelanthropus tchadensis (2001 год, озеро Чад, 6–7 млн лет назад). Эта форма в общем соответствует представлениям о том, как мог выглядеть общий предок человека и шимпанзе. По своему возрасту сахелантроп тоже подходит на эту роль, потому что его возраст примерно совпадает с молекулярно-генетическими данными о времени расхождения линий человека и шимпанзе.

Сахелантроп. 2001 г. 6–7 млн. лет, оз. Чад

Две вещи особенно интересны у сахелантропа. Первое это положение большого затылочного отверстия, которое сдвинуто вперед по сравнению с обезьянами, а это является признаком того, что он уже ходил на двух ногах, и поэтому позвоночник крепился к черепу не сзади а скорее снизу. Второй интересный момент состоит в том, сахелантроп жил не в открытой саванне, а в смешанном ландшафте, где открытые участки чередовались с лесными. Это отчасти противоречит старым представлениям о том, что переход к хождению на двух ногах был связан с адаптацией к жизни на открытых пространствах.

Другая важная находка — Orrorin tugenensis (2000 год, Кения, ок. 6 млн. лет). Это тоже форма, близкая к общему предку человека и шимпанзе. Черепа нет, но по строению бедра опять-таки антропологи делают вывод о хождении на двух ногах. И оррорин тоже жил не в саванне, а скорее в лесу.

Оррорин. 2000 г. 6 млн. лет. Кения.

В целом на сегодняшний день стало ясно, что двуногость была свойственна гомининам изначально, то есть практически сразу после разделения линий человека и шимпанзе представители «нашей» линии, то есть трибы Hominini, уже ходили на двух ногах. И эта адаптация не была напрямую связана с жизнью на совершенно открытых пространствах.

Краткое содержание Тринадцатый подвиг Геракла Искандер (13 подвиг Геракла) для читательского дневника

Год: 1966 Жанр: рассказ

Главные герои: учитель математики и ученик

Произведение «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера было напечатано в 1964 году. С самого начала произведения видна некая схожесть с рассказами Древней Грецией. Сам заголовок произведения говорит читателю о том, что рассказ будет связан с мифами. Всем известно о двенадцати подвигах Геракла, поэтому интересно прочитать, какой же был новый подвиг Геракла. В итоге оказывается, что это вовсе не является подвигом.

За главную идею произведения можно взять то, что на самом деле смех дает возможность посмотреть на человека с разных сторон, увидеть скрытые черты, помогает признать ошибки, чтобы в дальнейшем не совершать их.

Читать краткое содержание Искандер Тринадцатый подвиг Геракла

Наступает очередной учебный год, и в школу приходит новый преподаватель математики Харлампий Диогенович. Этот мужчина сразу выделялся среди своих коллег, был очень серьезным и умным. На его занятиях в классе царила неимоверная тишина и дисциплина. Директор долго не могла привыкнуть к тому, что новый учитель мог так успокаивать детей, и что во время урока дети находятся в классе.

Класс успокаивался только лишь при виде учителя в дверях кабинета, и тишина длилась до конца. Изредка из класса доносился смех, это Харлампий Диогенович иногда отвлекал ребят своими шутками, смеялся сам и детей веселил. Однажды к нему на занятие опоздал ученик, и Харлампий отдал ему почтение, как главному, уступил ему дорогу в класс, и после этого придумал ему кличку “принц Уэльский”. Еще одной особенностью учителя было то, что он не ругал учеников и не вызывал их родителей к себе.

Когда приходило время писать контрольные, все писали своим умом и не списывали, так как знали, что Харлампий Диогенович сразу вычислит обманщика и вдобавок еще и засмеет. Так, однажды поводом для насмешек стал и сам рассказчик. Перед одним из очередных уроков математики у него не получалось решить задачу. У рассказчика так и не получилось справится с заданием, которые было дано домой он пошел в школу. Там он выяснил, что у других учеников тоже не совсем получилась задачу, и не у всех решение совпало с ответом. Это немного успокоило рассказчика и он забыв про задачи пошел бегать и гонять мяч.

Перед уроком рассказчик был уверен, что самый умный ученик в классе- Сахаров конечно же справился с заданием. Как оказалось, и у мальчика, с которым рассказчик сидел тоже была решенная задача. Тут начался урок и рассказчик был настроен, что вызовут именно его. Но вначале урока, когда все ожидали начала опроса, в класс зашли доктор и медсестра, им нужно было найти “А” класс, так как должны были делать прививки. Рассказчик не растерявшись вызвался помочь им найти класс, на что учитель дал согласие. Пока провожал докторов он узнал, что уколы их классу хотят делать через урок, и поэтому говорит доктору, что они с классом как раз собрались идти в музей. Рассказчик побежал вперед врача в кабинет, и обнаружил, что возле доски пытаясь решить задачу стоял Шурик Авдеенко, но дать объяснение у него не получилось. Учитель приказал Шурику отправится на свое место, а похвалил за правильную задачу Адольфа.

Вскоре пришли врачи и сказали, что детям нужно сделать прививки и попросили преподавателя отпустить их с урока. Первым на процедуру пошел Авдеенко. Всё прошло удачно, мальчик не боялся, а наоборот радовался, так как вместо задачи, он пошел на укол. Комаров Адольф побледнел, ему было страшно и несмотря на утешения соседа по парте, он никак не мог успокоится. После укола ему сделалось еще хуже,и медики вынуждены были даже дать мальчику нашатырь. Рассказчик в это время гордился собой, и хвастался, что вовсе не чувствовал боли, но это было лишь хвастовство. После прививок врачи ушли.

До окончания занятия еще было время и преподаватель решил рассказать детям о подвигах Геракла, и еще одном человеке, который решил добавить тринадцатым подвиг, тем самым изменить мифологию Греции. Учитель лишь объяснил, что подвиг был из-за трусости, а для какой цели, он попросил рассказать главного героя. И тут учитель вызывает мальчика к доске и просит дать объяснение тому, как он решал домашнее задание. Рассказчик всё пытался тянуть время, но это не помогло, наоборот он выглядел нелепо и смешно.

Этот случай положительной повлиял на ученика, после этого он стал более покладисто и ответственно относится к выполнению своей работы. Рассуждая, мальчик понял, что плохо, когда человек перестает бояться показаться смешным. Ведь это может отразится на нем не самым лучшим образом.

Читать краткое содержание Тринадцатый подвиг Геракла. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Фазиль Искандер. Краткие содержания произведений

  • Возмездие
  • Детство Чика
  • Запретный плод
  • Защита Чика
  • Кролики и удавы
  • Мальчик и война
  • Мученики сцены
  • Первое дело
  • Петух
  • Сандро из Чегема
  • Тринадцатый подвиг Геракла

Картинка или рисунок Тринадцатый подвиг Геракла

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла» повествуется о мальчике, который спросонья внимательно наблюдал за ползающей мухой. Это насекомое было первым, кто попался ему на глаза ранним утром.

Интеллигентный и преданный Бим жил вместе со своим хозяином, писателем и инвалидом войны Иваном Иванычем. Шотландского сеттера Иван Иваныч спас от смерти и выкормил. Щенок стал настоящим членом семьи для одинокого писателя.

Роман о том, как в Россию попадает некий князь Мышкин, добрый, бескорыстный и глубоко порядочный человек. Его простодушие не понимают, считают его помешанным и беззастенчиво пользуются его добротой.

Данное произведение описывает, то как автор пошел в одну из галерей, которая находилась в старом Дрездене. Автору во время своей прогулке было достаточно приятно и тепло на душе

Вечером, Сашка заступил на ночной пост. Два месяца он уже находился на войне, а живого врага вблизи еще не удалось увидеть. Напарник ему достался никудышный, уже не молодой и ослабленный от голода.

Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла)

Наступил очередной учебный год, и в школе появился новый учитель. Преподавал он математику. Имя у него было необычное – Харлампий Диогенович. На его уроках всегда царили тишина и порядок. Дисциплина достигалась отнюдь не угрозами или наказаниями. Преподаватель умел так остроумно подшутить над нарушителем школьных правил, что весь класс буквально надрывался от смеха.

Главный герой рассказа учится в 5-«Б» классе. Однажды он пришел на занятия неподготовленным. С ужасом ожидал мальчик предстоящих насмешек учителя и своих одноклассников. И вот в самом начале урока в класс входят врач с медсестрой, чтобы поставить всем прививки от тифа. По правилам вакцинация должна была пройти сначала в 5-«А» и только потом в их классе, но произошла ошибка. Тогда главный герой решает воспользоваться шансом и предлагает проводить врачебную группу до кабинета 5-«А» класса, потому как находится он далеко, и найти его будет не так просто.

По пути мальчик убеждает врача начать вакцинацию именно с их класса. Неожиданно одному из учеников становится плохо, и главный герой порывается вызвать «скорую». Однако медсестра помогает мальчику прийти в себя. В результате до конца урока оставалось совсем мало времени, но достаточно для того, чтобы вызвать к доске одного ученика и выслушать его ответ. Этим учеником оказался наш герой. Тот был не в силах справиться с заданием, и тогда Харлампий Диогенович рассказал классу историю о двенадцати подвигах Геракла, а в конце сообщил и о только что совершенном тринадцатом подвиге. Только вот Геракл совершил свои великие деяния из храбрости, а этот поступок был сделан из низменных побуждений – из трусости.

Спустя годы главный герой осознает простую истину – человек не должен бояться выглядеть смешным. Учитель математики с помощью юмора и смеха закалял неокрепшие детские души, воспитывал характеры.

Подробный пересказ 13-й подвиг Геракла

Повествование ведется от первого лица школьника.

Я встречал много математиков. Все они были либо людьми с нетвердым характером, либо неаккуратными людьми, либо очень умными. Теорему Пифагора в современных условиях я бы подверг сомнению.

Но математик нашей школы Харлампий Диогенович, грек, не подходил ни под одну из этих характеристик. Дисциплину на уроке он установил железную, стояла идеальная тишина.

Около школы находился стадион, который своим шумом мешал учебному процессу. Закрыть его не получилось, но его обнесли каменным забором.

С урока математики на стадион мы не сбегали, для этого был урок пения. Больше чем комиссию из гороно, наш директор боялся завуча.

Все же на уроке математики мы иногда смеялись, но не сами по себе, а с позволения учителя. Например, он показывал, как он уважает опоздавшего ученика, и как он мало значит по сравнению с этим учеником. Такие сценки длились всего несколько секунд. Потом он садился, все затихали, и начинался урок.

Харлампий Диогенович был маленького роста, с большой головой, всегда тщательно одетый. У него был маленький блокнотик, куда он что – то о нас записывал. Он не заставлял нас учить математику, это получилось само собой. На контрольных работах мы не списывали, боясь попасть под его насмешки. Например, он мог предложить отличнику Сахарову пересесть к двоечнику Авдеенко, чтобы тот не сломал себе шею, списывая у Сахарова. Этого было достаточно, чтобы Авдеенко начинал напрягать свои мозги.

Харлампий Диогенович боролся против нас своим оружием. Он делал нас смешными. Однажды я тоже стал мишенью для него.

Я не смог решить задачу про артиллерийский снаряд, поэтому в школу пришел пораньше, чтобы исправить это. Своих одноклассников я нашел на стадионе, но у них задача тоже была не решена. Я успокоился и вместе со всеми поиграл в футбол.

Зайдя в класс после звонка, я вдруг выяснил, что отличник Сахаров задачу решил. Пока я от злости и отчаяния жестикулировал около отличника, в класс прошел Харлампий Диогенович. Я с ужасом стал ждать, что меня вызовут первым к доске.

Задачу решил даже Адольф Комаров, который сидел со мной за одной партой. Он любил руки держать на промокашке, а меня это сильно раздражало.

После некоторых манипуляций Харлампий Диогенович стал смотреть на класс. Я притаился. Но тут стали выяснять, кто дежурный, затем доктор и медсестра перепутали класс. Им нужен был пятый «А» класс, чтобы сделать прививки от тифа. Я набрался наглости и вызвался их проводить. Меня отпустили. По дороге я сообщил докторше, что на следующем уроке мы пойдем в музей. Вспомнил, как ученик нашей школы украл в музее кинжал, чтобы с ним пойти на фронт.

И тут докторша, и медсестра, чтобы нас не упустить развернулись и пошли в наш класс делать уколы. Я побежал в класс, чтобы оказаться там раньше их. Около доски страдал Авдеенко. Его мучения прервали медики, которые объявили о начале прививок. Стали вызывать самого смелого, но никто не откликнулся. Тогда математик вызвал Авдеенко. Весь класс позавидовал ему, когда он отошел со сделанной прививкой. Только Алик Комаров бледнел все больше и больше. К моменту, когда его вызвали, он был весь белый как стена. После укола он хотел упасть в обморок, но ему сунули флакончик под нос и он пришел в себя.

Мне тоже сделали укол, вел я себя геройски. После ухода медиков, Харлампий Диогенович стал задумчивым. Он начал перебирать четки и рассказывать, как один юноша захотел совершить тринадцатый подвиг Геракла, только не храбростью, а трусостью.

И тут он вызвал меня к доске, чтобы я рассказал, как я решил задачу. Мысли мои путались и я не мог сосредоточиться. Все, что я мог, это повторять слово «артиллерийский снаряд».

Весь класс смеялся надо мной, потому что я был смешным. Я стал серьезно относиться к домашним заданиям. Я с благодарностью вспоминаю уроки математика, потому что он приучил нас с юмором относиться к неудачам, а наши пороки он просто высмеивал.

Рассказ учит честности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Искандер. Все произведения

  • 13-й подвиг Геракла
  • Вечерняя дорога
  • Возмездие
  • Дедушка
  • Запретный плод
  • Защита Чика
  • Кролики и удавы
  • Мальчик и война
  • Мученики сцены
  • Первое дело
  • Петух
  • Сандро из Чегема
  • Софичка

13-й подвиг Геракла. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В данном рассказе Алексей Николаевич рассказывает о проворном мальчике Никите. Никита является главным персонажем данного произведения. Детство Никиты проходило очень радужно и беззаботно. Никита с самого раннего возраста полюбил природу и все

Алеша Бесконвойный – так сельские жители зовут скотника Костю Великова за то, что он никогда не давал согласие на работу в воскресные дни. В этот период Алеша растапливает баню. Один из таких субботних дней и описан в рассказе.

Произведение написано от имени десятилетней девочки Маши, которой на день рождения мама подарила журнал для ведения дневника. Начиная с 8 января 1833 года, девочка описывает свою повседневную жизнь.

Действие происходит в Праге, в начале 19 века. Главный герой находится в полусонном состоянии, и его преследуют видения.

О смерти Ивана Ильича Головина стало известно 4 февраля 1882 г. Коллеги умершего, невольно задумались о перемещении по служебной лестнице, ведь Судебная палата продолжала работать независимо от чьей-то смерти.

Читайте также:  История праздника Рождества Христова для детей
Ссылка на основную публикацию