Сочинение Береги платье снову, а честь смолоду

Сочинение на тему: “Береги честь смолоду” по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс

Примеры готового сочинения на тему «Береги честь смолоду» по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 8 класс

  • Произведение: «Капитанская дочка»
  • Автор: А.С. Пушкин
  • Класс: 8 класс
  • 8 класс
  • Капитанская дочка
  • Пушкин А.С.
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по русскому языку

Пример 1

Александр Сергеевич Пушкин для своего произведения “Капитанская дочка” выбрал эпиграф, который является поговоркой “Береги честь смолоду”. Он выбрал его неспроста, поскольку в своем романе поднимает тему сохранения чести.

Автор на примере своих героев показывает, как по-разному могут вести себя люди в одной и той же ситуации. Петру Гриневу с детства прививали понятие того, что он всегда должен быть честен и порядочен. Петр получил отличное образование, ему были не чужды нравственные устои, потому что он жил среди людей порядочных. Перед тем, как отправить сына на службу его отец наказал:

“…Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”…

Хотя Петр был молод, он очень хорошо усвоил эти слова и старался поступать так, как учил отец. Когда Гринев проиграл сто рублей, он заставил Савельича отдать долг, хотя тот и был недоволен, но это было делом чести. Петр Гринев в Белгородской крепости знакомится со Швабриным, и хотя тот является дворянином, он относился к простым людям с презрением, оговорил Машу только из-за того, что она ответила ему отказом. А значит никаких моральных качеств, которые должны быть у дворянина у него не было. Петр решил защитить честь девушки и вызвал Швабрина на дуэль, хотя это и было запрещено, но он не мог так просто оставить это дело.

Когда же Пугачев захватил крепость, Алексей Швабрин перешел на его сторону, потому что понял, что он выигрывает. Он решил, что неважно, на чьей ты стороне, плюнул на верность родине и на то, что присягал на верность отчизне и императрице. А вот Гринев ни при каких обстоятельствах не предал бы родину, он предпочел смерть. От виселицы его спасло то, что во время его первой поездки в Оренбургскую область по доброте душевной он пожертвовал Пугачеву свой тулуп, хотя и не знал кто был тот человек. Емельян тоже не лишен чести совсем, он помиловал Гринева в память о добром поступке Петра. Гринев потом также приходит на казнь Пугачева, чтобы выказать благодарность за спасение Маши.

Пушкин хотел в своем произведении показать, что слово честь не пустой звук для многих людей, и нужно стараться быть благородным, тогда удача будет на твоей стороне. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше злобы и подлости.

Пример 2

Стала крылатой цитата из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», которая гласила: «Береги платье снову, а честь смолоду». Что означает это выражение?

Именно такой наказ дает отец Петра Гринева перед тем, как отправить сына служить в Белогорскую крепость. Главный герой старался его свято чтить и соблюдать на протяжении романа. Как бы ни было тяжело, главный герой всегда поступает по совести, делал благородные поступки, старается не запятнать свою честь. Так, Петр Гринев отдает заячий тулуп проводнику, просто потому, что тот легко одет во время зимней стужи. Вроде мелочь, но показывает доброту и благородство человека. Именно из таких мелких деталей и составляется характер личности. Например, мы понимаем низость Швабрина не тогда, когда он перешёл на сторону Пугачёва, а в тот момент, когда оклеветал Машу Миронову в личных целях. Далее Пётр продолжает делать поступки, которые не могут быть не благородными. Он бережёт честь, прежде всего, потому, что он всем говорит правду, никому не врёт. Так Емельян вспомнил главному героя и пригласил присоединиться к войску. Однако Пётр Гринев был искренен с бунтовщиком и ответил, что дал присягу государыне и не может её нарушить, даже если бы и хотел. Именно честность главного героя удивляет и трогает Пугачёва, что будет заметно далее в повествовании еще не раз. Пётр поступает по совести, благородно даже тогда, когда это кажется неправильным действием. С одной стороны, просить у Пугачёва помощи и заступничества в спасении Маши, по сути, может считаться даже предательством. Но с другой, важнее и благородней вытащить из крепости девушку, возлюбленную, находящуюся в беде. Далее Петра снова спасает именно честность в общении с Пугачёвым, так как он даже осмелился спорить и не соглашаться с предводителем бунтовщиков, что поразило Емельяна (эпизод после сказки про калмыцкого орла) и заставило его еще больше уважать юношу.

«Береги честь смолоду!», – принцип, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе «Капитанская дочка». По этому правилу старается жить главный герой произведения, несмотря на все трудности на своём пути. Пётр Гринев – благородный, добрый, честный человек. Именно его принцип и привел в итоге главного героя к счастью. Я думаю, есть люди, которые, прочитав этот роман, задумались и начали следовать этому правилу и в реальной жизни.

Сочинение Береги платье снову, а честь смолоду

27.12.2020 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

17. Можно ли сказать, что слова пословицы «…береги платье снову, а честь смолоду» характеризуют такого героя повести «Капитанская дочка», как Савельич? (Вариант 2.)

«…береги платье снову, а честь смолоду», – это довольно емкие и меткие слова, характеризующие человека, который обладает такими качествами, как верность, справедливость, правдивость, благородство, чувство собственного достоинства и доброта. Исходя из этого, я, несмотря на то что герой стар, а слова пословицы адресованы молодому поколению, с полной уверенностью говорю, что крепостной мужик, преданный наставник и слуга Петра Гринева Савельич является человеком чести и долга.

Так, слуга молодого господина имел безупречную репутацию. На протяжении всей повести герой был для юноши добрым защитником и мудрым наставником, который приходил на помощь даже в самых трудных ситуациях. Вспомним хотя бы то, как Савельич много раз отчитывал и поучал неопытного хозяина. Например, когда тот проиграл деньги Зурину и подарил тулупчик “вожатому”.А, когда пугачевцы подвели Гринева к виселице, верный слуга был готов пожертвовать своей жизнью ради спасения молодого барина. Савельич попросил за него самого предводителя народного бунта Емельяна Пугачева, напомнив ему о заячьем тулупчике и полтине на водку.

О том, что слуга является человеком достойным, заботящимся о своем добром имени, читатель может узнать из письма Савельича отцу молодого барина, Андрею Петровичу Гриневу. «Я не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно всегда служил и дожил до седых волос», – с чувством собственного достоинства пишет слуга, которого ничуть не пугают угрозы хозяина сослать его пасти свиней.Крепостной прекрасно знает, что он добросовестно исполняет свою главную задачу: охраняет и защищает от бед и напастей молодого барина. Своим бесстрашием и преданностью герой заслужил доверие Гринева, и потому он поручил именно Савельичу сопроводить до отчего дома драгоценную возлюбленную свою, Машу Миронову.

Таким образом, на мой взгляд, великодушного, доброго и честного человека Савельича как нельзя лучше характеризуют слова пословицы «…береги платье снову, а честь смолоду».

Поделись с другом в социальной сети

Сочинение-рассуждение по пословице «Береги честь смолоду»

Виды пословиц и поговорок

И, в основном, пословицы и поговорки нужны для прогностической функции или определения чего-то постфактум. Например, когда человек повторяет неблаговидные поступки своих родителей, про него говорят со вздохом: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но это значит, что человек уже совершил нечто нехорошее, и ничего поделать нельзя теперь. Но есть отдельный вид поговорок — назидательные. Они призваны рассказать людям, как стоит поступать, чтобы жизнь была более «правильной» и отвечала ожиданиям окружающих. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» относится именно к таким. Она была создана, чтобы подрастающее поколение понимало общий канон поведения, принятый в обществе.

Популярные сочинения

  • Сочинение Бабушка и дедушка
    Бабуля и дедуля. По-другому я не могу называть этих замечательных людей. Я испытываю к ним непреодолимую нежность и уважение, так как всё детство я провела у них. Поэтому сейчас я бы хотела поподробнее рассказать про них и их жизнь.
  • Сочинение Описание березы (про березу)
    Когда речь заходит о берёзе, невольно вспоминаются знаменитые есенинские строчки: «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром». А сколько других известных поэтов
  • Сочинение по произведению Ионыч Чехова
    В рассказе интересно показано, как меняется отношение героев ко всему. Сами герои тоже меняются, но не в, объективно, лучшую сторону.

Значение поговорки: абстрактное и конкретное

Это выражение сравнивает, с одной стороны, бытовое и понятное утверждение о том, что за платьем необходимо ухаживать с того момента, как оно было сшито. То, что здесь употребляется конкретное слово, не означает именно частный предмет одежды. Это скорее собирательный образ, наименование любой одежды вообще, вещи в принципе.

Всякому рачительному хозяину известно, что и рубаху, и сапоги, и даже мешок зерна стоит применять строго по назначению и не содержать в неправильных условиях. Ведь если рубахой вытирать новорожденных телят, она быстро испортится. А если зерно хранить не в специальном хорошо проветриваемом амбаре, а за печкой, то оно отсыреет и его будет нельзя есть. И уж тем такие более дорогие вещи, как сапоги, кафтан, тулуп, ковер, которые не только один раз в жизни покупали, но и передавали по наследству. Их надо беречь, чтобы они прослужили как можно дольше. Аккуратное отношение к вещи есть залог ее «долгой и здоровой жизни».

С другой стороны, поговорка повествует о таком сложном и абстрактном понятии, как честь.

И создается этот контраст намеренно. Об абстракции люди задумываются редко, тем более молодые. Их кровь горяча, всякие запреты и рамки им кажутся не более, чем выдумкой отживших свое стариков. Но именно в молодости чаще всего люди совершают поступки, которые можно было бы охарактеризовать как бесчестные. Поэтому и возникла эта поговорка, как назидание и поучение более молодому поколению.

Таковы размышления по теме: «Береги платье снову, а честь смолоду: значение пословицы и анализ ее».

Prometa

A Little Life, Маленькая жизнь

“Маленькая жизнь” – это большой, философский роман, который в нашей культуре стоит воспринимать как продолжение традиции Достоевского. В том смысле, что для автора важно не рассказать историю или живописать характеры, не отразить важную социальную проблему, не стать голосом поколения, а познать – через литературные средства – одну из тайн бытия.

Условность места и времени действия, характеров и ситуаций отсюда. Янагихара, пусть не врут авторы аннотаций про “Четверо друзей пытаются добиться успеха в Нью-Йорке”, создает свой виртуальный мир только как верстак для мысли.

Это очень важно понимать. Есть книжки, которые нужны, чтобы думать о жизни как она есть, об отношениях, о закономерностях и черных лебедях, чтобы любоваться героями и примерять их поступки и мысли на себя. “Анна Каренина”, например, Толстой и рад бы туда побольше философии закачать, но все равно это про то, как Левин с физическим наслаждением косит луг, потому что это так приятно, хотя и бессмысленно с точки зрения налаживания образцового хозяйства, и в этом есть правдивая правда настоящей жизни. Кто пытается в этой традиции писать, тот должен писать правду, правду, правду, чтобы каждая читательница могла сказать: “Да, так бывает”, на эпизоде, где Вронский приходит с Анне на перроне по дороге в Петербург, и через снежинки в свете фонаря говорит то, что он говорит, а она знает, что от этой влюбленности офицера будет много мороки и печалей потом, но все равно радуется.

И есть другая совсем игра, когда человек хочет рассказать о чем-то, что относится к базовой аксиоматике, к самым простым и мощным идеям, но это нельзя говорить прямо, потому что по-дурацки получится, и приходится делать кукольный театр, чтобы как-то по ролям это разыграть. Получается, например, “Книга странных новых вещей” – не самый великий роман, но тоже попытка объяснить, что человек никогда не может быть понятым, а, если ему кажется, что его поняли, и он понял, то он ошибается.

Читайте также:  Сочинение Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге

Поэтому не надо пенять на стерильную условность книги. Да, не бывает на свете таких ангелоподобных, терпеливых и бесконечно добродетельных людей как Виллиам или Гарольд. Да, основа сюжета выглядит неправдоподобно: как вообще так могло получиться, что монахи-педофилы воспитывали найденного младенца у себя в монастыре, при этом, никак не скрывая от внешнего мира его наличие. Камон, этого просто не может быть, если ребенок остался без опекунов, он попадает в систему социальной помощи. Никто не может просто так взять себе младенца с помойки. А потом что они собирались со своим воспитанником сделать – убить и закопать? Дело-то тянет на много-много лет в тюрьме. И, если брата Люка и доктора Тейлора арестовали, то про дальнейшую судьбу монахов ничего неизвестно, как и о том, были ли наказаны сотрудники приюта. Почему, когда в клинику попадает избитый до полусмерти шваброй (уродливые шрамы на всю жизнь) подросток из приюта, не начинается расследование? Там много такого, концы с концами не сходится.

Дело не в сюжете, а в решении автором большой загадки: может ли предельное добро победить предельное зло? Как уже все знают, автор первые пятнадцать лет жизни подвергает своего героя самым чистым проявлениям зла, которые может придумать. Все и сразу, бездна жестокости, предательств, лжи и страданий. Зато следующие тридцать пять лет Джуд получает космическую меру любви и света. Успех, деньги, признание. Три человека буквально посвящают ему свою жизнь, множество преданных друзей носятся с ним годами и десятилетиями. Многие говорят: не бывает такой невероятной дружбы, совсем далеко от правды жизни. Но Янагихаре не нужно “как в жизни”, для нее важно было сначала устроить парад абсолютного зла, чтобы потом проверить, что с этим может сделать не менее экстремальное добро.

Мне по мере слушания книжки постоянно вспоминался Солярис или Westworld: положительные персонажи появляются готовенькими, с уже заложенными установками (люби Джуда. Люби Джуда, кому сказали), если что – их перезагружают. Весь роман – это умственный театр теней.

Янагихара смотрит на эти качели зла и добра, заставляя смотреть нас. Что победит в пределе? Авторский талант и значение романа в том, что смотреть на эту главную борьбу интересно, хороший сюжет (с фабулой-то сразу все понятно). Джуд получает новую порцию концентрированного хорошего, и тут же в нем проступает еще одна рана, которая все поглощает. Травма сама воспроизводит себя в самых разных формах – саморазрушение, отношения с абьюзером во взрослом возрасте. Хорошее требует постоянного напряжения сил. В итоге добро перекрывает зло, но зло – это статика, зло оставляет свои следы навсегда, а добро – движение, поэтому оно побеждает, только пока длится. Добро означает носить воду решетом, что вполне возможно, но всегда временно. За какой стороной силы осталась победа, неизвестно. Пусть будет загадка.

Крайне удачная придумка Янагихары состоит в намеренно создаваемой ей иллюзии, что Джуд хороший и милый, раз его все так любят, но, если вдуматься, автор ловко маскирует под видом зайчика, которому перерезало ножки, сильно покалеченного волка. Вот это очень здорово сделано, на мой взгляд, потому что есть здесь и скрытый поворот сюжета, и перпендикулярность толстой традиции литературы о сиротках. Джуд – представитель самого опасного вида городских хищников, корпоративный юрист, и в конце карьеры он дослуживается до предстедателя совета директоров, что требует совершенно волчьих качеств. Все отмечают, что в зале суда он – холодный и беспощадный, страшный. В горе Джуд мстительный: разоряет иском водителя, совершившего роковую ошибку, зная, что у него семья и больной ребенок, засудил всех, кого мог засудить. Обидчикам из детства и любовнику-садисту Джуд не пытается мстить, потому что слишком боится огласки, а так-то не знает пощады. Даже блестящий и жестокий Келеб нужен не только, чтобы показать, как Джуд ненавидит и наказывает себя. При первой встрече очевидный социопат Келеб видит в Джуде (тот все время сидит, и его увечья незаметны) равного себе – сильного, злого, веселого. Келеб притягивается к красавцу-юристу с недоброй славой, и только потом понимает, что тот еще и инвалид, ужасно огорчается, поскольку признание равенства отменить не может, и вынужден потом отделываться от своих демонов и страха перед немощью. Джуд часто задумывается, кем бы он мог быть, если бы имел нормальное детство – ну Келебом бы он и стал. Не факт, что избивал бы инвалидов, а в остальном – да.

Такая история. Проблема романа состоит в том, что он холодный и рассудочный, а многие воспринимают его эмоционально, принимая необходимые для конструкции описания зла за то, чему нужно сопереживать. Я думаю, что в наши дни рисовать зло через причинение мучений ребенка – дешевый и гнусный трюк, недостойный большого писателя. Взрослые тоже страдают, и их тоже впоне себе плохо насиловать и калечить, вот бы и сосредоточилась на совершеннолетнем Джуде.

Роману бы это нисколько не повредило. Тем более, что почти все издевательства над Джудом достаточно опереточные, особенно идея заменить хрестоматийного священника-педофила целым монастырем педофилов, это уже почти пародия. Во всех печальных флешбеках героя есть одна только линия, в которой чувствуется трагическая правда – это сцены между Джудом и братом Люком в мотелях, где беглый монах обещает мальчику, что вот-вот, и они уже накопят денег на домик в лесу, можно будет перестать принимать клиентов в мотелях и зажить. Остально искусственно, а это душераздирающе. Вероятно еще и потому, что связано с личным опытом автора (я не про насилие) – она в детстве с родителями много-много ездила по стране, и вполне хлебнула бесконечных мотелей с их анонимностью, слегка прикрытым убожеством и следами чужих жизней. А однажды на прогулке она с другом заблудились и устали, встретили в лесу мальчика, который пригласил их выпить стакан воды в хижине в лесу – там оказался еще и взрослый мужчина, про которого как-то быстро стало понятно, что он вовсе не отец. К чести автора, нужно сказать, что она вызвала полицию, как только выбралась из леса. Который раз убеждаюсь – если уж Толстой прекрасней всего там, где писал правду из жизни, то остальным тем более показано.

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь – это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний – это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие «чести» между «этикетом» и «достоинством». Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом – конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз – бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего – некрасиво, обвинить его в краже — означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

«Береги платье снову, а честь смолоду»: смысл пословицы

Пословицы используются человеком уже на протяжении многих веков. Они не являются обычными строками, которые имеют созвучие или рифму. Это нечто большее, что дает возможность осознавать нормы и правила поведения в обществе, а также отражает моральные убеждения и противоречивость высказываний. Используя всего пару фраз пословицы, можно объяснить многим важную концепцию бытия в целом. К сожалению, не каждый правильно расшифровывает их, тем самым нарушает всю картину описываемого действия.

Народная мудрость

Как правило, все существующие пословицы в мире считаются народными, то есть их придумывал не один человек, а многие люди. Таким образом, в них сокрыт громадный опыт, накопленный столетиями, который и по сей день является уместным. Понятное дело, что все они были преобразованы многократно, с момента своего появления на свет, и тем не менее сама суть таких посланий из прошлого будет важной до скончания веков.

Среди множества подобных народных высказываний в современной жизни очень часто используется такая пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду». Но что она означает и правильно ли ее толкуют люди разных возрастов? Как показывает практика, чаще всего ее понимают правильно те люди, которые уже имеют большой жизненный опыт. А предназначается она скорее для молодых, которые только начинают взрослую жизнь. Поэтому крайне важно из этих красивых слов выделить и понять истину.

Вариант 2

Многие писатели в своих произведениях обращали внимание на человеческие пороки и всего из этого вытекающего. Создавая данные произведения, писатели, пытались исправить человеческое общество, исправить через свои творения человечество от тех или иных пороков, хотя это и не всегда получалось, почти всегда не получалось.

Александр Сергеевич был как раз одним из таких авторов. Он пытался сделать мир лучше, попытаться помочь людям стать умнее и просветленее. Им были написаны многие произведения, но самым показательным из них была “Капитанская дочка”. В нём писатель говорил нам о проблеме чести и нравственности. Рассказывая нам о том или ином отрезке в произведении автор почти всегда указывает, на какую либо проблему, также скрытно определяя способ её решения.

В большинстве своём в произведении обсуждается проблема нравственности. Автор говорит нам о важности чести, о её роли в нашей жизни, он говорит нам, что нам нужно беречь свою честь смолоду, яростно бороться за её целостность и качество. Он говорит о том, что для человека не ничего важнее, чем его честь, и нет ничего хуже, чем запятнать её своими действиями. Для Пушкина этого было сравнимо со смертью, из-за чего он и погиб в дуэли. Защищая свою честь он был ранен, а впоследствии и умер от данного ранения через несколько дней. Отсюда мы видим, что для автора не было ничего важнее, чем честь и её сохранность, о чём он и говорит в произведении. Так или иначе он написал прекрасное произведение, которое являлось своеобразным пособием по нравственности для людей того времени. С его помощью множество людей стало лучше, и до сих пор читая его произведения люди, становятся лучше.

Всё вышеописанное является моё мнение, но оно не претендует на истинно верное и может быть опровергнуто. Я надеюсь, что приведенные аргументы имели вес и имели под собой веское основание, ведь они были сформированы на воспоминаниях современников Александра Сергеевича Пушкина.

Учение на века

Трудность понимания многих пословиц заключается в их метафорическом высказывании, которое порой тяжело понять без подсказок и трактовок. Таким образом, пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» может быть понята буквально, т. е. как напутствие ухаживать за нарядом. Но только главной составляющей здесь является именно вторая половина фразы. Она гласит, что человеческую честь нужно беречь изначально, ведь, запятнав ее, уже никогда не получишь возможности очиститься. Точно так же и старому платью никогда не стать новым, сколько бы его ни чистили и ни стирали.

Высказывание «Береги платье снову, а честь смолоду» значение имеет большое для всех молодых людей. Ведь именно они, начиная взрослую жизнь и не зная, как правильно себя вести во многих ситуациях, допускают массу ошибок, которые очень часто ставят жирное пятно на их репутации. Поэтому эта пословица считается скорее наставлением и указателем на жизненном пути для всех подростков.

Когда приходит осознание

В основном о всевозможных пословицах люди узнают еще в школе, когда изучают устное народное творчество на уроках литературы. И, как правило, они не имеют никакого значения для ребенка, а идут как навязанный учителями материал, который нужно учить только ради оценок. Просто ребенок еще не обладает тем багажом знаний, которые будут столь важны во взрослой жизни. Поэтому пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» для школьника является лишь красивой фразой, и ничем более.

Осознание важности этого высказывания придет только во времена, когда ребенок вырастает и попытается самостоятельно сделать выбор между решающими его судьбу вещами. Возможно, в этот период он сможет вспомнить и проанализировать сие мудрое изречение и впоследствии примет правильное решение.

Была бы честь!

Многие люди иногда думают, что поступают правильно, согласно высказыванию «Береги платье снову, а честь смолоду», а на самом деле они очень сильно заблуждаются. Все происходит оттого, что не каждый понимает верно определение «чести». Или даже правильней будет сказать, что у каждого оно свое. Например, если взять двух человек, один из которых будет бандитом, а другой офицером, то каждый из них будет действовать согласно своим нормам поведения и устоявшимся взглядам. И каждый, по его меркам, будет защищать свою честь, вот только бандитская будет противоречить всем правилам поведения в обществе.

Таким образом, в пословице «Береги платье снову, а честь смолоду» смысл кроется глубокий, нужно только правильно истолковать понятие чести. А оно, в свою очередь, должно быть единым для всех жителей планеты и базироваться на общих нормах поведения. Другими словами, человек чести – это личность, обладающая благородством, смелостью, справедливостью, честностью, а также многими другими положительными качествами.

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь – это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний – это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие «чести» между «этикетом» и «достоинством». Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом – конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз – бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего – некрасиво, обвинить его в краже — означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

Наедине с собой

Бывают в жизни ситуации, когда человек, в прямом смысле этого слова, идет на сделку со своей совестью. Утешая себя тем, что о его поступке никто и никогда не узнает. Но этим утверждением он загоняет себя в ловушку. Ведь самые страшные муки — это муки совести, от которых никуда не спрятаться. Поэтому нужно прислушаться к высказыванию «Береги платье снову, а честь смолоду». Пословица эта указывает не только на возможные, видимые для людей ошибки человека, но и на его собственные переживания, терзания от выполнения плохих поступков.

Только с чистым сердцем и хорошими помыслами можно прожить счастливую жизнь. Поэтому их, согласно народной пословице, нужно все время беречь от гнилых и черных мыслей. Ведь в противном случае невозможно будет все повернуть вспять.

Читайте также:  Сочинение Внутренний конфликт чувства против разума

Многозначительная репутация

Репутация для каждого человека имеет большое значение, ведь по ней можно понять, что он собой представляет. Конечно же, никто не захочет иметь дело с тем, кого считают вором или, скажем, обманщиком, аферистом. Поэтому пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду» объяснить в этом ракурсе очень просто. Чем больше человек будет следить за своими словами и поступками, тем лучше к нему будут относиться окружающие.

Следует уделять внимание своим поступкам и мыслям, многократно обдумывать предстоящие дела, и так — на протяжении всей своей жизни. К сожалению, в нынешние времена не многие живут по таким принципам. А раньше, в эпоху рыцарей, придавали огромное значение каждому сказанному слову и никогда не бросали их на ветер. Потому что их репутация ценилась, слава и почет передавались от прадедов к внукам. Очень жаль, что нельзя вернуть те времена, тогда бы, наверное, каждый смог понять и оценить выше упомянутую пословицу. Ведь ответить за содеянное, поплатиться за нарушение чести и достоинства пришлось бы не простыми оправдательными фразами, а своей жизнью и фамильными ценностями.

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Тема «Береги честь смолоду»

формировать понятия «честь» (из каких нравственных качеств оно состоит), и «честный человек»; подвести к выводу «Почему необходимо беречь честь смолоду?».

Задачи урока:

  • развивать познавательные интересы;
  • воспитывать доброту, чуткость, гуманность; положительные черты характера, культуру поведения; желание уважать себя и окружающих людей, свою Родину;
  • побудить детей к анализу собственных поступков;
  • обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство
  • беречь честь, уметь выбрать свою жизненную позицию.

Оборудование:

высказывания о чести; словарь В.И. Даля; дерево Чести;

1.Организационный момент.

(Приветствие учителем учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).

Господа кадеты! Когда-то так обращались и к Суворову Александру Васильевичу, и к Кутузову Михаилу Илларионовичу. Теперь так приветствуют вас – тех с кем связаны надежды на возрождение традиций российской армии и флота. На вас возложена миссия, притворять в жизнь девиз кадет: «Жизнь Отечеству, честь – никому!»

2. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое сочинил Сережа, герой рассказа Аллы Потаповой «Честное слово не брал!»

Что может быть честнее

Я большим поручиться не могу.

Я честь не меньше жизни берегу,

Только с честью вместе!

Сравните с высказыванием английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира.

«Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (Шекспир Уильям.)

— С чем сравнивают оба героя свою жизнь, и если это у них отнять, то их жизни придет конец?

Правильно, с честью.

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
— О чести и ее значению в жизни.

О высоко нравственных, морально-этических качествах человека, одним из которых является честь.
Обратить ваше внимание на тему нашего урока «Береги честь смолоду…»

Цель нашего урока:

Выяснить, что такое честь?

узнаем, что такое честь и почему она так важна для жизни человека.

• Кого называют честным человеком?

• Почему необходимо беречь честь смолоду?

3. Основная часть.

— А разобраться с этими вопросами нам поможет вот это
«Дерево Чести».
— Какие ассоциации вам приходят в голову со словом честь?
(совесть, честность)
Эти слова пишу на ветках дерева.

Давайте попробуем своими словами дать определение, что такое честь.

— А теперь давайте заглянем в словарь знаменитого толкователя русского языка Владимира Ивановича Даля.

На слайде выводится определение чести по Далю.

– это внутреннее нравственное
достоинство
человека,
доблесть
,
честность
,
благородство
души и чистая
совесть
».

Какие значимые слова вы услышали? Каких слов нет на нашем дереве? (дописываю)

Работа в парах.

А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат листики с этими же словами, вам нужно прочитать, обсудить в парах и соединить эти слова с их значением на ваше усмотрение, а когда мы рассмотрим все качества человека, вы сами убедитесь, оправдались ваши предположения или нет. Соедините простым карандашом.

— А теперь давайте о каждом из них сейчас и поговорим.

Первое значимое слово – это
достоинство.
— «Достоинство» и «честь»- это слова синонимы. Что такое синонимы? (Это слова близкие по значению). Достоинство

— уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.

— Давайте попробуем записать его таким образом. ДО-СТОИН-СТВО. Назовите корень этого слова. Он как бы указывает на «стоимость». Это та стоимость, в которую сам себя оценивает человек за то, что он единственный и неповторимый. Его особое отношение к себе, как к личности и отношение к нему со стороны общества. Если вы осознаете, что вы единственны и неповторимы и также осознаете, что все люди единственны и неповторимы, то будете высоко ценить и себя и окружающих вас людей.

Человек ценит себя не за модные вещи, крутые айфоны, планшеты, а за свою человеческую сущность, за то насколько он ЧЕЛОВЕК.

Таким образом, независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живет, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Второе значимое слово –
доблесть
Доблесть –

высшая добродетель, стойкость, мужество, самоотверженность. Это способность добывать победу. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Сильные духом, это люди чести.

Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди: Наполеон:

«Дайте мне русского солдата, казака и я покорю весь мир»

1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович

, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка вместе со своим войском три часа держал страшный удар татарской конницы.

1854 год. Адмирал Владимир Корнилов

, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: » Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойная. Я счастлив, что умираю за Отечество.

Много имен известнейших патриотов, прославившихся на поле брани, родила земля Русская, но не меньше их и в наше время.

— Какие нравственные качества проявились в этих поступках?

(
Мужество, доблесть)
— Можно ли его назвать человеком чести?

Давайте составим словесный
портрет «Человека чести».
— Какими качествами он должен обладать?

Не предавать друзей, Родину.

Умение сдержать свое слово.

Не совершать безнравственных поступков.

Прийти на помощь слабым.

Третье слово – честность
– это качество человека, достойного уважения.
— А какого человека называют честным?

(Который всегда говорит правду. Он справедливый, правдивый, совестный.) А почему?

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни давал честное слово. А вы давали честное слово? Если да, то сдерживали вы его?

— Как вы понимаете «Честное слово»?

Честный человек всегда правдив. Он сдерживает свое слово и поступает по правде. Честным должно быть каждое слово человека. Честный человек имеет честь, он достоин уважения.

4. Физкультминутка.

— О последнем мы и поговорим.
Благородстводуши.
Благородство — это когда ты делаешь добро незаметно, не ради признания и наград. Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или трудное положение ради доброго дела — это не значит поступиться собственным достоинством, а значит поступить великодушно.

— Чистая совесть –

это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков, это осознание ответственности за свое поведение, свои поступки перед самим собой.

— Вот мы и выяснили, что такое честь. Посмотрите на свои ответы. Оправдались ли ваши предположения или нет.

5. Подведение итогов урока

— А теперь, давайте выясним, почему необходимо беречь честь смолоду

.
Кто может объяснить смысл этой пословицы.
Беречь честь смолоду – значит делать и поступать только так, что б потом за твои дела и поступки плохого не мог сказать никто. Если за новой одеждой не ухаживать, она быстро превратиться в тряпьё. Если в юности ты не понимаешь, что такое честь и позволяешь унижать себя или унижаешь других, т. е. поступаешь бесчестно, то вряд ли это можно будет исправить в будущем.

Какие плоды мы соберем в будущем, если с детства будим беречь свою честь?

Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ по произведению А.С. Пушкина Капитанская дочка.

Перед вами сочинение на тему «Береги честь смолоду». Это сочинение-рассуждение по произведению «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В сочинении исследуется характер Гринева.

Вам также могут быть полезны эти страницы:

А сейчас – к делу.

Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ

Поверьте мне, я чист душою., Н. Рубцов

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Надеюсь, вам понравилось это сочинение-рассуждение «Береги честь смолоду» по творчеству А.С. Пушкина.

Несколько полезных идей можно также почесрпнуть с этого слайда:

Сочинение на тему Опыт сын ошибок трудных

Сочинение №1 Опыт сын ошибок трудных

Еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что «опыт, сын ошибок трудных». И до сих пор эту строку любят говорить люди. Эта поэтическая строка отсылает нас к одной из самых популярных поговорок: «На своих ошибках учатся».

Можно привести множество примеров из каждодневного опыта человека, которые доказывают, что ошибки помогают приобрести опыт. Почти каждый ребенок учился кататься на велосипеде. Это умение пришло только после того, как ученик несколько раз упал с велосипеда. Возможно, даже ударил коленку. Но в итоге, он приобрел опыт, который останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Если один раз научился кататься на велосипеде, то не разучишься никогда.

Именно поэтому опыт можно считать сыном ошибок.

Сочинение №2 Опыт сын ошибок трудных

Люди часто делают ошибки. Многие любят повторять пословицы, которые связывают плачевные ошибки с опытом. Например, присказка: «Учится на своих ошибках». Иногда, это кажется странным. Чему можно научиться на ошибках. Ошибка – это какая-то глупость, которую совершил человек. Но на самом деле часто ошибки превращаются в опыт и знание, которое помогает человеку по жизни.

Читайте также:  Сочинение на тему Человек и время

Люди приобретают большее количество знаний на практике. Например, зимой многие ребята любят облизывать качели. Когда они делают это в первый раз, они не знают, что их язык примерзнет к холодному железу. Так же они не знают, что оторвать язык от железа будет очень больно. Зато, когда они совершают эту ошибку, они узнают все это, следовательно, приобретают опыт. Они могут не знать законов физики, но уже знают, что не стоит «целовать» железо на морозе.

Так же опыт приобретается, когда человек совершает ошибки в школе. Например, первоклассник не знает, что будет, если он не сдаст домашнее задание. Он не приносит тетрадь и получает двойку. После этого он понимает, что тетрадь не стоит забывать дома, ведь тогда ему поставят плохую оценку.

В начале истории человечества, многие ученые постигали наш мир опытным путем. Они проделывали разные эксперименты и получали результаты. Когда результаты совпадали, они могли найти различные закономерности. Так, по легенде Ньютон открыл притяжение, когда на его голову упало яблоко. Возможно, его ошибка была в том, что он сидел под яблоней, но это переросло в опыт.

Можно приводить много примеров о том, что опыт часто связан с ошибками. И мы даже можем назвать его сыном ошибок. Каждый человек совершает ошибки, но он должен всегда извлекать из них урок. Только это поможет ему получить опыт, который поможет в жизни. А если совершать ошибки, но не исправлять их и не анализировать, то никакой опыт не будет приобретен.

Опыт сын ошибок трудных

Сострадание – это умение почувствовать страдания другого человека. Такое чувство могут испытывать только добрые и отзывчивые, внимательные по отношению к другим люди.

В литературе у каждого поэта была своя любимая и цепляющая за душу творческая тема. Всем известный писатель Афанасий Фет природа и любовь стали его главными темами в творчестве. Образы природы в его стихотворениях представлены

Писатель Иван Алексеевич Бунин – это один из числа самых известных писателей в России двадцатого века. Он писал романы, небольшие рассказы, стихи, прозу. У него есть рассказы, в которых тема любви проходит красной нитью. В таких его произведениях

Знаменитая эпопея в лице её автора – Михаила Шолохова, гласит о непростой ситуации, сложившейся в царской, а затем и большевистской России. Основной сюжет разворачивается вокруг казацких поселений, сложившихся на Дону. Произведение считается

Лето – это всегда особенное время года и каждый человек старается сделать его запоминающимся. Тут пригодится умение замечать простые мелочи, впитывать в себя солнечные и радостные моменты каждого дня.

Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .

Итоговое сочинение – Опыт и ошибки

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Опыт и ошибки”. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется. Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

  • Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство Бога.
  • Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы её повторяем.
  • Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.
  • Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
  • Опыт — самый лучший наставник.
  • Наши истинные учителя — опыт и чувство.
  • В жизни нет ничего лучше собственного опыта.
  • Единственным критерием истины является опыт.
  • Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.

  • Сочинение на тему «Опыт и ошибки»

    Как говорил древнеримский философ Цицерон: “Человеку свойственно ошибаться”. Действительно, невозможно прожить жизнь, не совершив ни одной ошибки. Ошибки могут испортить человеку жизнь, даже сломить его душу, но они же могу дать богатый жизненный опыт. И пусть нам свойственно ошибаться, ведь каждый учится на своих ошибках и иногда даже ошибках других людей.

    Многие литературные персонажи совершают ошибки, но не все стараются исправить их. В пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад” ошибку совершает Раневская, так как она отказалась от предложений по спасению имения, которые ей предлагал Лопахин. Но все же понять Раневскую можно, ведь согласившись, она могла потерять наследие семьи. Я считаю, главная ошибка в этом произведении это уничтожение Вишневого сада, который является памятью о жизни прошлого поколения и следствие этого происходит разрыв отношений. Прочитав данную пьесу, я начал понимать, что нужно хранить память о прошлом, но это только моё мнение, каждый думает по-своему, но я надеюсь, что многие согласятся с тем, что мы должны оберегать все то, что оставили нам наши предки.

    Я считаю, что каждый человек должен расплачиваться за свои ошибки и стараться исправлять их любой ценой. В романе Ф.М. Достоевского “преступление и наказание” ошибки персонажа стоила две невинные жизни. Ошибочный план Раскольникова забрал жизнь Лизы и не родившегося ребенка, но этот поступок кардинально повлиял на жизнь главного героя. Иногда кто-нибудь может сказать о том, что он убийца и не должен быть прощен, но прочитав о его состоянии после убийства, я стал смотреть на него другим взглядом. Но он заплатил за свои ошибки собою и только благодаря Соне он смог справится со своими душевными терзаниями.

    Говоря об опыте и ошибках, мне приходят слова советского филолога Д.С. Лихачева, который говорил: “восхищаясь умением фигуристов исправлять ошибки во время танца. Это искусство, огромное искусство”, но в жизни ошибок намного больше и каждому нужно уметь исправлять их, немедленно и красиво, ведь ничто так не учит, как осознание своих ошибок. Размышляя над судьбами разных героев, мы понимаем, что именно совершенные ошибки и их исправления, вечная работа над собой. Это поиск истины и стремление к духовной гармонии приводят нас к обретению настоящего опыта и к обретению счастья. Народная мудрость гласит: “не ошибается только тот, кто ничего не делает”.

    Сочинение на тему «На ошибках учатся»

    «Человек учится на ошибках» — каждому из нас хорошо известно это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этом пословице? Ведь это действительно очень верно сказано. К сожалению, мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.

    Поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а ее жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок. Это закон природы и мы ничего не можем с этим сделать. Но еще говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Зачем делать те же жизненные ошибки и попадать в те же неприятные жизненные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть умным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае — это опыт других людей, которые прошли гораздо длиннее твой жизненный путь. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.

    Однако по этому поводу можно и поспорить, поскольку существует еще одна пословица, приобретенное жизненным опытом многих поколений людей. «Не взаймы у соседа ума» — говорит эта пословица. Это значит, что не надо полагаться на опыт и знания других, не надо слушать, что тебе советуют другие, а лучше всего надо жить своим умом и проверять все на собственном опыте. Поэтому есть немало исторических и жизненных примеров. Интересный, например, тот факт, что еще Аристотель написал в одном из своих трудов, что у мухи восемь ног. На это опиралось научную среду всего мира и это заявление не подвергалась сомнению вплоть до начала XIX века,. Хотя казалось бы, чего уж проще — поймать муху и посчитать количество ее ног, чтобы убедиться в верности утверждения Аристотеля. Но этого никому даже в голову не пришло, потому что все полагались на непревзойденный авторитет великого ученого. Видимо, так считали и дальше, если бы один итальянский естествоиспытатель, которому, видимо, никогда не читать труды Аристотеля, не взял и не перечислил количество ног у мухи — их оказалось шесть! Вот так и в обычной жизни мы достаточно часто полагаемся на то, что слышим от других, даже если проверить все самому не возлагает никаких трудностей. И задумываемся над тем, что можно было бы все сделать по собственному согласию лишь тогда, когда сожалеем, что сделали все неправильно, положившись на советы других.

    Как видите, два пословица, две народных мудрости, очень близкие по содержанию, но в то же время и очень разные. И если мы в своей жизни научимся правильно использовать эти премудрости и будем учиться не на своих, а на чужих ошибках, но при этом жить только своим умом, а не полагаться на разум других, все в нашей жизни будет состоять лучше и мы с легкостью будем преодолевать все жизненные преграды.

    Сочинение на тему «Опыт и ошибки»

    Опыт и ошибки – это два понятия, которые не могу существовать друг без друга, они крепко связаны между собой событиями жизни любого человека. Так, не имея жизненных, бытовых ошибок, человек не имеет возможности получить важный для себя опыт. Именно эти два понятия широко раскрывает Антон Павлович Чехов в сборниках своих рассказов. Возьмем для рассмотрения произведение «Человек в футляре».

    Главный герой всю жизнь будто был скован футляром ограничений. Который, сам себе возвел. Тем самым ему не были доступны обычные житейские радости и развлечения, эмоции и чувства, но вот он встречает девушку, которая сразу впадает ему в душу и он начинает за ней ухаживать, его ухаживания были слишком осторожны, он боялся допустить любую, хоть и не значительную ошибку. Его страх перед крахом и осуждениями привели его к тому, что он умирает, выбирая все тот же футляр.

    Из данного произведения мы можем извлечь тот опыт, что заковывая себя в футляр из ограничений, мы не сможем прожить красочную и яркую жизнь. Закрывшись от всего мира, мы и от потока жизни. Человек не развивается, и распадается как личность.

    Теперь, предлагаю рассмотреть произведение «О любви».

    Из данного произведения мы можем привести пример того, как из-за человеческой неосторожности можно лишиться того единственного, порой и важного для нас человека или счастья. Главный герой влюбляется в замужнюю женщину. Он трепетно и осторожно ведет с ней беседы, посещает их дом. Эти чувства, бесспорно, взаимны… Но делают ли они друг другу шаг? Нет! Герои возвели себе ограничения из житейской жизни, стены, через которые никто из них не может перелезть. Они боялись, что так ничего и не получится. И лишь в конце рассказа, в поезде, они осознают свою ошибку. Герой забегает вслед за женщиной, и целует ее лицо. Им хотелось бы вернуть время и исправить все, но увы, уже поздно. Героиня уезжает… Он ее больше не увидит… Герой остается один и страдает от своей робости, осторожности, от тех мыслей, которые ограничили его в прошлом. Чувства не надо скрывать, ведь без чувств не получишь и счастье в жизни.

    Исходя из всего этого, можно понять то, как порой важно раскрыть себя и свой “футляр”, поведать свои чувства и открыться миру. Жизнь невозможна без ошибок, так как из каждой ошибки следует важный для человека опыт, который он запомнит на всю жизнь!

    Сочинение на тему «Человек имеет право на ошибку»

    Как часто мы ошибаемся? Иногда, всю свою жизнь жалеем о содеянном. Грустно и печально осознавать, когда при определенных обстоятельствах кого-то можно потерять, по глупости. Но такова реальная жизнь, все мы совершаем ошибки. Суть вопроса заключается в том, чтобы люди научились прощать, давали второй шанс, чтобы все исправить. Как, казалось бы, мало просим, но как сложно это воплотить в жизненное бытие. Один не очень известный писатель написал: «Каждое действие человека в зависимости от взгляда, является одновременно и правильным и ошибкой». На мой взгляд, в этих слова глубочайший смысл. Ведь, без ошибок никогда не познаем истину.

    О своих и чужих ошибках каждый размышлял, и находил что-то общее. Неудивительно, ведь мир образован так, что общество состоит из тех или иных ошибок, которые тесно связаны между собой. В этом хаосе сплетения мыслей сложно уже разобраться, кто прав, а кто виноват. Как следствие мы получаем тот результат, который имеем на сегодняшний день. Приведу простой пример. Все мы знаем такие поговорки: «На ошибках только учатся», «Все, что не делается, то к лучшему», «Не ошибается лишь тот, кто ничем не занимается», «Знать бы, где упасть, обязательно соломинки бы подложил» и другие. А есть и такие мысли: «Врачи, не имеют право на ошибку», «Здравые биологи, не могут иметь неточности». Что ж получается, одна категория людей имеют это право на ошибку, а вторая нет? Банально, не так ли?

    Попробуем разобраться на конкретных случаях. Одно из популярных мнений – на ошибках учатся. Никто не поспорит, что так оно и есть. Но давайте задумаемся немного глубже в этот процесс. А какой масштаб может принести та или иная ошибка? Одно неверное решение может произвести «эффект массового воздействия». А именно, мы после одной нелепости пытаемся сразу же исправить ее, но теряемся все больше и больше, заставляя себя в таком состоянии делать одну ошибку за другой, с каждым разом увеличивая масштабы. Это, как бы набегающие морские волны: стоим на берегу, одна волна сбивает с ног, мы пытаемся встать, и если у нас это не получается, то следом идут вторая и третья. В итоге, волны не дают нам больше подняться, с каждым разом усиливая интенсивность падения. Так и в жизни, поспешные движения могут перевернуть всю вашу жизнь.

    Таких анализирующих примеров можно привести много – выйдет целая книга. Подводя итоги, отмечу только то, что ошибки совершают в юношеские года. Когда мы взрослые, стоит думать о каждом своем решении, осознавая их последствия. Ведь, рано или поздно свой потенциал личности стоит раскрывать.

    Ссылка на основную публикацию