План рассказа В дурном обществе Короленко 5 класс

План рассказа “В дурном обществе” 5 класс, по главам- как составить?

План рассказа “В дурном обществе” 5 класс, по главам– как составить?

Подробный план по главам рассказа Короленко “В дурном обществе” представлен ниже. Всего в рассказе (или повести) находится девять глав и последним следует заключение. Хочу обратить ваше внимание, что в плане для девятой главы есть опечатка в первом пункте – следует читать:

Соня это сестра главного героя Васи.

  1. История развалин старого замка и часовни на острове
  2. Княж-городок, в котором жил Вася
  3. Смерть матери и отстранённость отца
  4. Развалины старого замка притягивали Васю
  5. Замок был пристанищем для нищих людей
  6. Католики изгнали из замка всех, кто не был “добрым христианином”
  7. Страдания изгнанных нищих
  8. Вася был напуган жестокостью католиков

  1. Изгнанные нищие обрели новый дом в часовне
  2. Описание жителей подземелья часовни
  3. Руководитель “тёмных личностей” Тыбурций Драб
  4. Приёмные дети Тыбурция Драба

Рассказ “В дурном обществе” написал замечательный русский писатель Владимир Короленко. Рассказ свой Владимир Короленко писал о городе Ровно, где он родился и жил долгое время. Рисунки карандашом и иллюстрации в хорошем качестве к рассказу “В дурном обществе” вы можете найти в большом количестве – порядка тридцати штук рисунков и иллюстраций, если пройдёте вот по этой ссылке.

Главный герой рассказа Тургенева “Муму” – Герасим, простой крестьянский мужик, которого барыня по прихоти берет в город. Это работящий и справедливый человек, который не любить бездельничать. Когда он попадает в город он не может найти себе дело, его прямые обязанности кажутся ему шуткой. Сравнение городской работы с шуткой подчеркивает трудолюбие Герасима.

Свои нехитрые обязанности Герасим выполнял очень хорошо, что свидетельствует о его старательности и ответственности:

Автор описывает внешность Герасима как богатырскую, используя гиперболы-преувеличе­ ния:

А вот еще сравнения, которые помогают представить образ Герасима, как очень здорового и сильного человека:

А вот еще одна гипербола опять же о силе Герасима:

В стихотворении Сурикова “Зима” мы читаем о первом снеге, который выпал ночью. Он назван поэтом пушистым и белым. Эта картина кажется мне чудесной, ведь если с вечера была слякоть и грязь, а утром стало все белым бело, то разве это не чудо?

музыка конечно помогает увидеть красоту первого снега.

Сочинение-миниатюра “Первый снег”.

На землю всю ночь падал снег. Он был такой пушистый и мягкий. Он падал большими хлопьями. Все вокруг сразу стало чистым и белым. И дорожка от дома, и забор, и кусты сирени под окном – все оказалось к утру укрыто снежным одеялом.

Мы проснулись и с радостью выбежали на первый снег. Зима пришла!

Для измерения небольших количеств стоячей воды применяется стеклянный сосуд со шкалой – мензурка.

Мензурки используются в химических лабораториях, в медицине, в учебных заведениях.

Для измерения проточной воды используется счетчик.

Счетчики применяются для измерения больших количеств расходуемой воды, в быту, в промышленности.

Есть так же шкала ординара. Ординар – постоянный уровень колебаний природных вод (рек, озер, морей и океанов) Ординар наносится на борта кораблей выше и ниже ватерлинии для определения осадки судна. Ватерлиния, это граница осадки судна, при погружении выше которой судну грозит затопление.

Так же ординар наносится на специальные сооружения на берегах водоемов в местах, которые подвергаются периодичным затоплениям для предупреждения надвигающегося наводнения.!

Ох уж эта русская печка! Основной атрибут русской избы. Она и помощница, и палочка-выручалочка для всей семьи. И домочадцев поможет накормить, и почётных гостей уложит на ночлег. Поэтому не удивительно, что в сказках, одним из персонажей выступает русская печка. Есть много картинок и раскрасок этой замечательной русской теплой красавицы.

Обычно Печка была одушевленным персонажем-помощнико­ м, она выручала из беды главных героев сказок. Печка могла накормить, спрятать, обогореть, помочь выполнить какое-нибудь сложное поручение, которое давали злые герои.

Часто Печка на картинках изображена с пирожками или с героями-детьми.

Также нельзя не вспомнить знаменитую печку Емели, которая служила ему средством передвижения.

Иногда в русских сказках печка была связана с образом Бабы-Яги. Обычно она кормила какого-нибудь Иванушку, укладывала спать на печку, а потом собиралась приготовить и съесть.

Вот такой представлена печка из русских сказок на рисунках.

План – конспект урока “В дурном обществе”

Урок 4. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению (Урок развития речи). Цель урока: подвести пятиклассников к мысли о том, что беда сплачивает людей; учить анализировать складывающуюся вокруг ребят обстановку, понимать обстоятельства; развивать речь учащихся.Задачи:

– обучающие: изучить данную тем, раскрыть понятие «В дурном обществе»

-развивающие продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере

-воспитательные воспитание стремления к системным знаниям по литературе и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.

Тип урока обобщение, урок развития речи

Формы работы учащихся фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальная работа с ЭОР, выполнение проверочной работы по вариантам

Необходимое техническое оборудование компьютерный класс, АРМ учителя. урок начинается со вступительного слова учителя (или подготовленного ученика ) о жизни и творчестве В.Г. Короленко. Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г.Житомире, на Украине. С детства хорошо знал русский, польский и украинский языки. Повзрослев, стал писателем, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам. Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе». Жанр произведения «В дурном обществе» – повесть. Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий. Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи. Один из этапов урока – словарная работа: Убежище – это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь. Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении. Кров – слово высокого стиля, обозначает жилище, приют. Потомок – человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу. Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой». Суровое лицо – угрюмое, сердитое лицо.

Раздоры – разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.

Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.

«Серый камень» – это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

«Призраки старого замка» – это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки.

«Дурное общество» – общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.

Просмотр содержимого документа
«план – конспект урока “В дурном обществе” »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Уроки по повести В.Короленко «В дурном обществе»

Урок 4. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению (Урок развития речи)

Асоскова Валентина Александровна

Место работы МКОУ «Дробышевская СОШ» Троицкого района Челябинской области

Должность учитель русского языка и литературы

Предмет литература

Класс 5

Тема и номер урока в теме Уроки по повести В.Короленко «В дурном обществе» Урок 4. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению (Урок развития речи)

Базовый учебник «Литература. 5 класс», учебник-хрестоматия В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Цель урока: подвести пятиклассников к мысли о том, что беда сплачивает людей; учить анализировать складывающуюся вокруг ребят обстановку, понимать обстоятельства; развивать речь учащихся

9. Задачи:

– обучающие: изучить данную тем, раскрыть понятие «В дурном обществе»

-развивающие продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере

-воспитательные воспитание стремления к системным знаниям по литературе и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика

Тип урока обобщение, урок развития речи

Формы работы учащихся фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальная работа с ЭОР, выполнение проверочной работы по вариантам

Необходимое техническое оборудование компьютерный класс, АРМ учителя

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Введение нового материала

И.И. Пчелко «Кукла»

(ЭОР № 3)

I. Глава «Кукла» — кульминация повести.

Главы «Кукла» и «Заключение» обязательно читаем вслух на уроке. Прежде чем начать чтение, выясним:

— Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?

— О чём говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?

— Когда Вася нёс куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?

Читает главу учитель или заранее подготовленный ученик.

Презентация

(ЭОР №4)

— Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой?

— Как вы понимаете слова Тыбурция, обращённые к Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?

Сопоставим фразы: “Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку”;

любовно погладила мою опущенную голову”;

“Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы”.

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках. ”

Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.

Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьёй.

“— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь легла мне на плечо

“Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.

— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

Разработка урока литературы для 5 класса по повести «В дурном обществе»

Разработка урока литературы для 5 класса по повести «В дурном обществе»

Задачи урока:

Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести.
Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В. Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.

1) Орг. момент.

2) Слово учителя об авторе.

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, “нравственным гением” русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учёбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой.

В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключён, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.

Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьёй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”». Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко — повести «В дурном обществе» (1885 г.), «Слепой музыкант» (1886 г.), «Река играет» (1892 г.).

Читайте также:  Дети подземелья – краткое содержание рассказа Короленко

Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.

В 1900 г. Владимир Галактионович стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.

Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.

Умер 25 декабря 1921 г. в Полтаве.

3) Чтение 1, 2 глав учителем.

4) Беседа по содержанию рассказа.

Понравилось ли вам начало рассказа? Почему?

— От чьего имени ведётся рассказ?

– Каким вы представляете себе Васю? Какие поступки он совершает?

-Как ему живётся дома? — Как складывались отношения Васи с отцом?

— Почему мальчик начал бродяжить?

— Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создаёт автор?

— Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?

– Как Вася относился к происходящему?

— Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?

5) Работа в группах. Составить рассказы 1.о Васе;2.о Валеке;3.о Марусе;4.о Тыбурции.

6) Итог урока. Рефлексия.

7) Домашнее задание: дочитать рассказ.

Разработка урока литературы для 5 класса по повести «В дурном обществе»

Задачи урока:
Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести.

Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков; обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В. Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.

1) Орг. момент.

2) Определение жанра, сюжета. Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести.

— Как вы думаете, прочитанное нами произведение — рассказ или повесть? Почему?

— Почему «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в этом произведении главных героев? Назовите их.

— Что такое сюжет?

— Как вы понимаете, что такое “сюжетная линия”?

— Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?

3) Анализ рассказа.

– С кем познакомился Вася у часовни?

– В каких условиях жили новые друзья?

– Найдите в тексте описание Валека. Какой он?

– Что мы узнаём о Марусе? Сравните Марусю и Соню.

-Как Валек относился к Марусе?

– Как Вася чувствовал себя рядом с новыми друзьями?

— Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

— Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?

— Как Вася познакомился с Тыбурцием?

— Как и когда изменилось мнение Васи об отце?

4) Итог урока. Рефлексия.

— Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

5). Домашнее задание. Подготовить чтение глав «Кукла» и «Заключение».

Разработка урока литературы для 5 класса по повести «В дурном обществе»

Задачи урока:
Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести.

Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков; обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В. Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.

1) Орг. момент.

2) Выразительное чтение глав «Кукла» и «Заключение».

3) Беседа по вопросам.

— Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?

— О чём говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?

— Когда Вася нёс куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?

— Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой?

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках. ”

— Как вы понимаете слова Тыбурция, обращённые к Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?

4) Итог урока.

— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

5) Подготовка к сочинению.

Тема сочинения: «Путь Васи к правде и добру».

Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

— Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт?

— Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

— Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

6) Домашнее задание. Написать сочинение.

Анализ рассказа «В дурном обществе» (В.Г. Короленко)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.03.2020 · Обновлено 12.03.2020

«В дурном обществе» — одно из самых известных произведений Владимира Галактионовича Короленко. История, рассказанная автором, очень трогательна, поэтому она нравится большому количеству людей. Перечитывая художественный текст, каждый из нас сможет найти в нём новые, скрытые до этого грани смыслов и отголоски значений. Попытаемся разобраться, какие тайны хранит в себе данное произведение. Многомудрый Литрекон представляет Вам полный анализ «В дурном обществе» Владимира Короленко по плану.

История создания

Стоит начать с того, что текст произведения «В дурном обществе» практически полностью был написан автором во время его пребывания в ссылке. Короленко отправили в Якутскую область из-за его революционных взглядов. Писателя подозревали в оппозиционной деятельности. За время мытарств и пересылок он смог проникнуться жизнью бедных и обездоленных людей, которых гонители писателя попросту не замечали. Именно в этих впечатлениях мы находим корни его оппозиционности.

Рассказ «В дурном обществе», так же известный и как «Дети подземелья», сочинялся с 1881 по 1885 года. Многие детали и образы были «взяты с натуры». Судья, сыном которого является главный герой, во многом похож на отца Короленко, а Княжье — Вено напоминает город Ровно, где и вырос творец.

Владимир Галактионович считал себя журналистом, а не писателем. Но цензура запрещала ему публикацию серьезных и насущных статей. Поэтому ему пришлось завуалировать свой посыл литературными тропами и жанром, чтобы хоть как-то проникнуть в печать и обратить внимание общества на тех, от кого оно отвернулось.

Жанр и направление

Попробуем разобраться, каковы же жанровые особенности произведения Владимира Галактионовича Короленко. Книгу «В дурном обществе» принято считать рассказом. Действительно, повествование полностью удовлетворяет всем правилам данного жанра. Объём текста не очень большой, хотя и достаточный для короткой повести. Второстепенные и эпизодические персонажи раскрывают характер главного героя. Название рассказа очень меткое и точное, читатели сразу могут понять, какие примерно события будут происходить с мальчиком Васей. Основной сюжетной линией книги является знакомство сына судьи с детьми из «дурного общества». Автор уделяет огромное внимание деталям, что ещё раз доказывает, что перед нами настоящий рассказ.

Произведение Владимира Короленко относится к реалистическому направлению. Автор не романтизирует окружающий нас мир, он показывает проблемы городка Княжье — Вено. Читатели видят типичные характеры при том, что герои «В дурном обществе» несомненно наделены индивидуальными особенностями и чертами. Произведение отображает современную для Короленко реальность, обыденную жизнь. Автор не делит персонажей на хороших и плохих. Воры предстают перед нами достаточно смышлёными людьми, а справедливый судья — человеком, относящимся с холодностью к своему сыну. Кроме всего вышеперечисленного, писатель уделят особое внимание такой социальной проблеме, как взаимоотношения общества и личности (характерная черта реализма).

Смысл названия

Название рассказа очень меткое. Оно сразу подготавливает читателя к тому, о чём пойдёт речь в тексте. Мы понимаем, что главный герой будет частью «дурного общества», людей низкого социального статуса.

Короленко интересно обыгрывает смысл данного словосочетания. Вася становится одним из детей подземелья, при этом являясь сыном высокопоставленного человека. Мальчика принимают за своего, Тыбурций позволяет ему видится с Марусей и Валеком. Не бедняки отталкивают мальчика, а обычные люди, в том числе и его отец. Нищие никому не мешают, но людиуже осуждают их. Значит, дурной является не компания Васи, а то общество, которое считает себя главным в городе и решает, кому жить, а кому уходит восвояси.

При этом в название звучит одна из проблем произведения. «Дурное общество» — явный предрассудок горожан. Не узнав лучше людей, вынужденных нищенски существовать, жители Княжье — Вено сразу окрестили их ворами и опасными личностями, с которыми не стоит иметь ничего общего.

Композиция

Повествование в произведении «В дурном обществе» линейное. События не нарушают свой хронологический порядок. Главный герой рассказывает обо всём, что с ним случилось, в прошедшем времени, следовательно текст построен на приёме ретроспекции.

Такая модель построения и развития сюжета ещё раз подчёркивает, какую важную роль в жизни Васи сыграло знакомство с членами «дурного общества». Персонаж решает поделиться с нами именно воспоминаниями, связанными с Валеком и Марусей. Эта наивная детская дружба во многом помогла главному герою.

Благодаря товарищам, Вася смог помериться со своим отцом, избавиться от предрассудков и понять, что не всегда люди заслуживают того положения, в котором они оказываются по вине различных обстоятельств.

Суть: о чём рассказ?

Художественный текст «В дурном обществе» повествует нам об одном значимом событии в жизни маленького мальчика. Вася случайно знакомится с девятилетним Валеком и четырёхлетней Марусей, которые являются нищими. Они — часть «дурного общества», возглавляемого Тыбурцием, а значит, им суждено стать воришками, чтобы хоть как-то прокормить себя в будущем.

Однако происхождение новых друзей не отпугивает сына судьи. Мальчик начинает постоянно наведываться к товарищам. Один раз детей застаёт Тыбурций, но он не запрещает Васе встречаться с ребятами.

Неожиданно и без того слабая Маруся заболевает. День ото дня девочке становится всё хуже. Главный герой решает попросить у своей сестры куклу, чтобы на время отдать её четырёхлетней малышке. Маруся радуется игрушке, однако девочке становится лучше лишь на короткий срок. Дома Васю начинают подозревать в том, что он украл Сонину куклу. Мальчику напрочь запрещают выходить из дома. В один из дней отец, переживающий кончину любимой жены, срывается на ребёнка. На помощь юноше приходит Тыбурций. Он рассказывает судье о том, что Вася попросил у сестры игрушку, чтобы отдать её умирающей девочке. Отец и сын примеряются, между ними впервые появляется взаимопонимание.

Лидер «дурного общества» сообщает мальчику печальную новость. Маруся не смогла побороть болезнь. Вася приходит в подземелье, чтобы увидеть подругу в последний раз. Юноша передаёт Тыбурцию деньги и предупреждает пана о том, что ему стоит покинуть Княжье-Вено. Вскоре практически все члены «дурного общества» исчезают. Соня и Вася часто навещают могилу Маруси. Герой защищает оставшихся в городе нищих от уличных хулиганов.

Характеристики главных героев

Разберём подробнее образы основных действующих лиц. Многомудрый Литрекон бережно поместил их в таблицу:

Характеристика ВасиМальчик является сыном городского судьи. Ребёнок очень любопытен, он любит исследовать различные труднодоступные места. Герой не подвержен стереотипам и предрассудкам. Вася не перестаёт общаться с Валеком и Марусей после того, как узнаёт о том, что его новые знакомые нищие. Сын судьи умеет хранить чужие секреты, не рассказывает никому о своих друзьях из «дурного общества». Кроме того, мальчик наделён добротой и состраданием. Он пытается сделать всё возможное, чтобы поднять настроение заболевшей Марусе. В то же время ребенок очень одинок: отец забросил его воспитание из-за моральной травмы от потери супруги.
Характеристика ВалиМалыш достаточно умён и вынослив для своих девяти лет. Он во всем доверяет лидеру «дурного общества» Тыбурцию. Ребёнок умеет размышлять и приходить к правильным умозаключениям. Данное суждение подтверждает сцена, в которой Валек говорит о том, что брать вещи и еду без спроса у родителей равносильно настоящему воровству. Герой — заботливый и добрый человек, хоть на первый взгляд может показаться холодным и задиристым. Мальчик переживает за Марусю, приглядывает за ней, всячески пытается порадовать.
Характеристика МарусиДевочка предстаёт перед читателями спокойной и очень сдержанной, немного странной. «Серый камень высосал из неё жизнь», — так говорит о малышке Тыбурций. Маруся практически не знает радостей. Однако она меняется в лучшую сторону, преображается, когда Вася приносит ей куклу. Девочка становится чуточку счастливее, улыбчивее. Читатели понимают, что малышке сильно мешает болезнь. Слабый детский организм не может выдержать тяготы жизни в подземелье.
Характеристика ТыбурцияЛидер «дурного общества» — человек мудрый и рассудительный. Он легко понимает, кому можно доверять. Для Валека и Маруси Тыбурций — несомненный авторитет, на который стоит равняться. Дети постоянно цитируют высказывания своего предводителя. Герой очень заботлив. Он приходит на помощь Васе, когда тот не может объяснить отцу, зачем взял куклу сестры. Именно лидер «дурного общества» примиряет судью с его сыном.
Характеристика СудьиОбраз отца главного героя противоречив. С одной стороны, читатели понимают, что судья преданно служит закону, не позволяет горожанам нарушать установленные правила. Даже главарь «дурного общества» положительно отзывается о работе данного персонажа. С другой с тороны, блюститель порядка и справедливости настолько погружается в своё горе, что забывает уделять должного времени детям. Судья не следит за тем, что делает его сын, не пытается сблизится с ребёнком. Герой слишком поглощён своей трагедий, он не понимает, что дети тоже переживают потерю матери. Лишь спустя какое-то время отец делает первый шаг навстречу Васе, становится добрее к нему.
Читайте также:  Дети подземелья - краткое содержание рассказа Короленко

Обратим внимание и на тематику «В дурном обществе»:

  1. Тема детства одна из ключевых в произведении. Главные герои повествования ещё совсем юны. Для них не существует разделений по социальным классам. Вася прекрасно понимает, что его новые друзья — нищие, для которых кража является единственным способом выживания. Однако мальчик не отказывается от приобретённых товарищей. Для него гораздо важнее духовные качества людей, их заинтересованность в общении, а не принятые обществом стандарты.
  2. Не менее значима и тема доброты. Юный Вася старается всячески помогать членам «дурного общества». Он приносит Валеку и маленькой Марусе еду, не отворачивается от своих друзей — воришек. Когда девочка заболевает, главный герой идёт на большой риск и уговаривает свою сестру Соню отдать на время красивую куклу. Доброту проявляет и Тыбурций Драб. Он не запрещает сыну судьи видеться с друзьями, объясняет отцу главного героя, зачем мальчик забрал у сестры любимую игрушку.
  3. Тема сострадания во многом похожа на уже упомянутую тему доброты. Вася понимает, какая сложная у его друзей жизнь, пытается им помогать. Мальчик умеет сопереживать другим людям. Даже после того, как Маруся умирает от болезни, а Тыбурций с Валеком исчезают, герой не перестаёт защищать членов дурного общества. Сын судьи «пролил не мало крови в битвах с еврейскими мальчиками», чтобы те перестали терзать старого Туркевича упоминаниями о колющих и режущих предметах.
  4. Конечно же, в тексте Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» затронута и тема дружбы. Главный герой находит близких по духу товарищей не сразу. Сначала он шатается по городу с разными мальчишками, имена которых в произведении так и не упоминаются. Однако встреча с детьми из «дурного общества» меняет привычную жизнь Васи. Валек и Маруся становятся для главного героя очень значимыми. Сын судьи практически каждый день встречается с ребятами. Можно сказать, что такая необычная дружба положительно влияет на мальчишку.

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко ставит несколько очень значимых проблем, которые создают единую проблематику текста:

  1. Проблема социального неравенства очень хорошо раскрыта автором. Вася и его друзья являются членами разных классов. Тыбурций отмечает, что главному герою в будущем суждено судить других людей, а юному Валеку воровать, чтобы обеспечить себе пропитание. С помощью этого эпизода Владимир Галактионович Короленко ярко показывает ту пропасть, которая пролегает между детьми. Примечательно и место обитания людей из дурного общества. Главный герой не может подолгу находиться там, где его друзья вынуждены жить, ведь у них нет отдельного, тёплого дома.
  1. Проблема принятия утраты тоже присутствует в тексте. Отец главного героя не может смериться со смертью любимой жены. Он полностью абстрагируется от внешнего мира, закрывается от своего сына. Судья очень тяжело переживает случившееся. Лишь в тот момент, когда Тыбурций объясняет ему, зачем Вася забрал у своей сестры куклу, персонаж начинает проявлять теплоту по отношению к ребёнку. Данное событие становится решающей точкой накала, после которой служитель правосудия постепенно «возвращается» к привычной действительности.
  1. Нельзя обойти стороной и проблему равнодушия. Люди, населяющие городок, привыкли не обращать внимание на членов «дурного общества». Зная о том, что нищие вынуждены голодать, никто из жителей так и не решился хоть чем-то помочь. Торговки не давали им бесплатную еду, а правительство не выделило тёплое место для ночлега. Равнодушие погубило Марусю. Заболев, малышка так и не смогла выздороветь, ведь у неё не было должных лекарств и правильно ухода.
  1. Проблема предрассудков чем-то похожа на проблему равнодушия, однако она более значима. Многие горожане не хотели помогать нищим именно из-за предубеждений. Жители были уверены, что в «дурном обществе» обитают лишь пропащие люди, не способные самостоятельным трудом зарабатывать себе на хлеб. Описанные в тексте взаимоотношения разных социальных групп дают нам понять, насколько сильно в Княжье-Вено господствуют предрассудки.

Основная идея

Автор хотел рассказать своим читателям реалистичную и грустную историю о дружбе ребёнка из привилегированного сословия с нищими, которые обделены кровом и продуктами питания. Столь простой на первый взгляд сюжет заставляет нас задуматься о важных проблемах социального неравенства людей.

Мы привязываемся к персонажами понимаем, что Валек и Маруся не чуть не хуже Васи. Каждый член «дурного общества» по-своему особенный. Предрассудки не должны мешать нам хорошо относится к окружающим. Это и есть смысл рассказа «В дурном обществе».

Не случайно Короленко делает главными героями детей. Для них ещё не существует разделения на классы. Их мысли чисты, они руководствуются чувствами, а не слухами и чётким расчётом. На них должны ровняться и взрослые люди. Тогда ничего дурного в обществе не останется. Такова главная мысль рассказа «В дурном обществе».

Чему учит?

Из произведения Короленко можно вынести множество нравственных уроков. Никогда нельзя оставаться равнодушным к чужому горю. Даже маленькая помощь и поддержка способна улучшить жизнь человека, оказавшегося в трудной ситуации. Стоит избавляться от предрассудков, не поддаваться равнодушию.

Каждый из нас может оказаться на месте изгоя, который вынужден существовать в нищете. Доброта к окружающим людям — это не слабость и не порок, а настоящая духовная сила. Вот в чём выражается мораль рассказа «В дурном обществе».

Писатель показывает читателям, какой колоссальной ценностью обладает дружба. Именно она способна растопить наши сердца, избавить мысли от нелепых предрассудков. Таков вывод из книги «В дурном обществе».

Критика

Произведение Короленко очень реалистично, оно пронизано правдоподобностью. Образы героев отражают в себе некоторые черты знакомых автору людей. Даже сам город — калька места, во многом повлиявшего на судьбу творца.

«Многие черты взяты с натуры, и, между прочим, самое место действия описано совершенно точно с города, где мне пришлось оканчивать курс», — скажет писатель в своей автобиографии.

Художественные особенности рассказа «В дурном обществе» заключаются в мастерски прорисованных деталях, которые выражают авторское отношение к происходящему. Пейзаж вырисовывается очень угнетающий. Тюрьма — лучшее архитектурное сооружение Княж — городка. Даже суффикс -ка-, использованный Короленко, выражает пренебрежительное отношение творца к этому Богом забытому месту.

Автор также даёт собирательный портрет людей, которые живут в Княжье — Вено. Многие обыватели подвержены предрассудкам насчёт членов «дурного общества». Они не пытаются помочь бездомным, а, наоборот, стараются отгородиться от общения с ними. Пан Тыбурций утверждал, что весь город держится лишь на нескольких честных личностях, одной из которых является отец главного героя.

Особое внимание к описанию места событий и созданию образов героев — основные художественные особенности текста Владимира Короленко. Сам автор очень сильно не хотел, чтобы его произведение урезали, убрав из него моменты, связанные с пейзажными зарисовками.

«Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идёт в десятках тысяч экземпляров дешёвых изданий в сокращённом и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном», — утверждал творец в одном из своих писем.

Краткое содержание «В дурном обществе»

Повесть «В дурном обществе» Короленко была написана в 1885 году, во время пребывания писателя в якутской ссылке. В своей книге автор раскрывает тему социального неравенства сквозь призму детского мировоззрения. Позже повесть «В дурном обществе» была адаптирована в более подходящий для детей вариант, который публиковался в виде рассказа «Дети подземелья».

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В дурном обществе». Также пересказ повести пригодится для читательского дневника.

Главные герои

Вася – девятилетний мальчик с добрым и чутким сердцем.

Валек – нищий, бездомный мальчик, самостоятельный и ответственный, ровесник Васи.

Маруся – младшая сестра Валека, болезненная, слабая девочка четырех лет.

Другие персонажи

Тыбурций – бездомный мужчина, с чистой доброй душой, приемный отец Маруси и Валека.

Отец Васи – средних лет мужчина, городской судья, вдовец, отец Васи и Сони.

Соня – младшая сестра Васи.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

I. Развалины

Васе было всего шесть лет, когда его мать умерла. После смерти жены отец почти забыл о его существовании, и по-своему заботился только о дочери Соне, « потому что в ней были черты матери ».

В небольшом местечке Княжье-Вено, где проживала семья Вани, местной достопримечательностью служил « старый, полуразрушенный за́мок ». Среди жителей он пользовался дурной славой и о нем « ходили предания и рассказы один другого страшнее ».

Одно время развалины замка служили бесплатным « убежищем всякому бедняку без малейших ограничений» , но затем бывший графский слуга Януш принялся сортировать местное общество, оставив « в за́мке только «добрых христиан», то есть католиков ».

II. Проблематические натуры

Изгнанные из замка нищие в течение нескольких дней искали себе убежище, и вскоре « нашли приют где-то на горе, около униатской часовни ».

Среди изгоев общества встречались поистине неординарные личности. К примеру, вечно бормочущий что-то себе под нос мужчина по прозвищу «профессор», который « не мог равнодушно слышать упоминания о режущих и колющих орудиях ».

Нищие всегда стояли друг за друга горой, особенно, пан Туркевич и отставной штык-юнкер Заусайлов. Под особой опекой у пана Туркевича находился спившийся чиновник Лавровский, который опустился на самое дно из-за несчастной любви.

Еще одной примечательной личностью среди нищих был Тыбурций Драб, поражавший всех своей необычайной ученостью и энциклопедическими знаниями.

С приходом пана Тыбурция в обществе местных нищих появилось двое детей: « мальчик лет семи, но рослый и развитой не по летам, и маленькая трехлетняя девочка » – Валек и его младшая сестренка Маруся.

III. Я и мой отец

После смерти матери Васю « очень редко видели дома »: с утра и до позднего вечера он бродил по окрестностям местечка, тщательно изучая их.

Бесконечные похождения Васи были связаны с натянутыми отношениями с отцом, на лице которого « лежала суровая печать неизлечимого горя ». Вася и рад бы вместе с ним разделить горечь утраты, но тот был всегда скован и холоден в общении с мальчиком.

IV. Я приобретаю новое знакомство

Изучив все достопримечательности в городе, Вася решил исследовать изнутри заброшенную часовню, и для этой цели позвал с собой друзей. Они помогли ему забраться внутрь, но сами отказались последовать за ним.

Мрачная обстановка, едва освещенная заходящим солнцем, произвела на Васю сильное впечатление – ему показалось, что он очутился в загробном мире.

Неожиданно из сумрака часовни к Васе вышли две детские фигуры. Это были приемные дети пана Тыбурция – Валек и Маруся. Ребята быстро подружились и договорились о скорой встрече.

V. Знакомство продолжается

С тех пор жизнь Васи переменилась. Каждый вечер и каждое утро он « думал о предстоящем визите на гору ». Он стремился как можно больше времени проводить в «дурном обществе», и неизменно приносил своим новым друзьям яблоки и лакомства.

Визитам Васи особенно радовалась малышка Маруся, напоминавшая « цветок, выросший без лучей солнца ». Мальчик часто сравнивал сестру Соню с Марусей и удивлялся разительному контрасту между ними. Соня была здорова, крепка и очень игрива, в то время как Маруся из-за слабости « никогда не бегала и смеялась очень редко ».

VI. Среди серых камней

Валек полностью доверился новому другу и раскрыл ему главную тайну местного «дурного общества» – подземелье. Его холодные серые камни поразили Васю – « казалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву ». Ему стало худо внутри, и он попросил Валека и Марусю побыстрее подняться наверх, к солнцу.

Валек признался, что бегал в город за булкой, которую вынужден был украсть – денег у него нет и никогда не было, а сестренка была очень голодна.

VII. На сцену является пан Тыбурций

Сильная гроза вынудила детей, резвившихся на улице, спуститься в подземелье. Во время их резвой игры в жмурки в подземелье спустился пан Тыбурций, который никак не мог взять в толк, что делает в компании нищих сын городского судьи.

Наскоро приготовив обед, пан Тыбурций пригласил к «застолью» и Васю, предварительно взяв с него обещание, что он никому не расскажет, куда ходит.

Вася впервые осознал, что связался с кастой отверженных, но « изменить этому обществу, изменить Валеку и Марусе » он уже не мог.

VIII. Осенью

С наступлением осенних холодов « Маруся начала прихварывать » – она не жаловалась на плохое самочувствие, но с каждым днем все больше худела и бледнела. Холодные и сырые камни подземелья делали свою « ужасную работу, высасывая жизнь из маленького тельца ».

Вася с Валеком старались чаще выносить Марусю на свежий воздух, где ей немного легчало. Но оживление у девочки быстро проходило.

IX. Кукла

Болезнь Маруси стремительно прогрессировала, и девочка смотрела на мир « равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами» . Чтобы хоть немного отвлечь ее от грустных мыслей, Вася принес ей куклу, которую на время выпросил у Сони.

При взгляде на большую куклу « с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами » Маруся заметно ожила – еще ни разу в своей крошечной жизни она не видела такой удивительной красавицы.

Читайте также:  В дурном обществе – краткое содержание рассказа Короленко

Спустя несколько дней отец Васи, узнав о пропаже куклы, решил строго наказать сына за воровство. Но в этот момент в их доме появился Тыбурций с куклой в руках. Он наедине переговорил с отцом Васи, а после подошел к мальчику и попросил прийти проститься с Марусей, которая умерла.

После разговора с нищим Вася впервые за долгое время увидел отца совсем другим – он смотрел на сына любящими добрыми глазами.

Заключение

После смерти девочки « члены «дурного общества» рассеялись в разные стороны ». Каждую весну маленькая могилка Маруси « зеленела свежим дерном, пестрела цветами », и сюда часто приходили Вася с отцом и Соней.

Заключение

В своем произведении Владимир Короленко продемонстрировал всю трагичность разделения общества на высшие и низшие классы, от которого больше всего страдают дети.

Для беглого ознакомления с сюжетом подойдет краткий пересказ «В дурном обществе», после прочтения которого рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание В дурном обществе Короленко

Герой рассказа провел все свое детство в не большом городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася – это имя героя, он был сыном судьи. Рос мальчик, как беспризорник. Причиной тому была ранняя смерть матери (она умерла, когда мальчику было всего шесть лет), а отец полностью погрузился в свое горе и не замечал ребенка, ему было не до него. Мальчишка скитался по городу целыми днями, он был увлечен городскими тайнами и загадками. Все оставило глубокий след в его сердце и памяти.

Одной из загадок был замок стоящий на одном из прудов окружающих город. Раннее данный замок принадлежал некой графской чете. Но сейчас данное сооружение на половину разрушено, и читатель видит его разрушенные от возраста стены, а внутри жили люди, скитавшиеся и не имеющие своего жилья. Прототипом данного замка являлся дворец знатного рода Любомирских, носивших титул князей проживающих в Ровно.

Эти две четы не могли жить в понимании и согласии т.к. у них были разные вероисповедания, а также конфликт с прислуживающим графьям – Янушем. И этот самый Януш имел право решать, кому ныне разрешается жить в замке, а кто прочь должен уйти. Старый слуга оставляет там проживать избранных «аристократов», а изгои поселились в подземелье. Вася очень часто бывал в этом сооружении. Януш приглашал его к себе, но мальчика больше тянуло к изгнанным, он их жалел.

Многие из тех изгоев были известными людьми. Среди них были: полубезумный пожилой «профессор»; штык-юнкер Заусайлов; алкоголик и чиновник в отставке Лавровский; генерал Туркевич, а вот руководит всеми этими людьми – Тыбурций Драб. Вся его биография покрыта неизвестностью.

В один из дней Вася с товарищами пришли к ветхой церквушке. У них разыгралось желание заглянуть во внутрь. Товарищи помогают Васе в данном действе, подсаживают его к окну. Но увидев, что в церквушке они не одни и еще кто-то есть, ребята бросают Васю одного и убегают. Как, оказалось, там были дети Тыбурция: Васек и Маруся. Вася дружится с ребятами и частенько, потом приходил к ним в гости и приносил яблоки. Но о новых знакомых он никому не рассказывал.

Позже Валек показал Васе место обитания членов «дурного общества». Дети всегда общались в отсутствие взрослых, но в один из дней Тыбурций застал ребят вместе и не стал препятствовать их общению.

С наступление осени Маруся начинает болеть. Для того чтоб поднять ей настроение Вася просит у сестры куклу подаренную матерью при жизни. Маруся счастлива и кажется, даже слегка пошла на поправку.

Януш доносит судье о Васином общении с «дурным обществом», после этого его не выпускают из дома и он сбегает.

Марусино состояние здоровья становится все хуже и хуже… Вася решает не забирать куклу и оставляет ее девочке, ведь это ее хоть как-то ободряет.

По возвращению домой Васю опять запирают в доме и требуют ответа о том, куда он ходит, но Вася молчит. Отец мальчика просто в ярости от поведения сына… И вот вдруг Тыбурций принес куклу мальчику обратно.

Тыбурций рассказал отцу Васи о дружбе ребят и сообщает новость, что Маруся скончалась. Васю отпускают с ней простится, да и отец Васи осознал, насколько он далек был от сына.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Короленко. Все произведения

  • Без языка
  • В дурном обществе
  • Дети подземелья
  • Мгновение
  • Огоньки
  • Парадокс
  • Река играет
  • Слепой музыкант
  • Сон Макара
  • Чудная

В дурном обществе. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Писатель Шергин сначала стал известен как сказитель. Он собирал певческие сказы у Архангельских старцев и слышал от матери и исполнял сам, которые затем вошли в его дебютную книгу

Отгремела Гражданская война, но советская власть никак не может навести порядок. Повсюду очень много беспризорников.

У Фомы Пухова умерла жена. Он был человеком не очень чувствительным и резал колбасу на гробе, потому что проголодался. К нему пришёл рабочий и принес путевку на подпись

Однажды ученица четвертого класса Люся у себя на даче встречает барсука, который умеет разговаривать, да и сам очень похож на человека. Зверек рассказывает ей, что он является директором

Бондарев Юрий Васильевич, талантливейший писатель, один из столпов прозаики в Советском Союзе. Родился на свет 15.03.1924 году в городе Орске. В годы военного лихолетья Юрий не прятался за спинами товарищей

«В дурном обществе» В. Г. Короленко Кратко

Владимир Галактионович Короленко
Повесть «В дурном обществе» Краткое содержание

Повесть в «Дурном обществе» является одной из самых известных работ Владимира Галактионовича Короленко. Его творчество пронизано любовью и состраданием к бедным и обездоленным людям. Красочное и полное лиризма описание окружающей действительности характеризует автора как чуткого человека, желающего лучшей доли для простого народа.

Очень краткий пересказ повести «В дурном обществе»

Повествование ведётся от имени мальчика Васи, живущего в провинциальном городе. Его отец недавно потерял свою жену и очень тоскует по ней. Это горе отдалило его от сына. Мальчик предоставлен самому себе и целыми днями бродит по городу. Как и все сорванцы, Вася интересуется старыми развалинами заброшенного замка на окраине. Там живут нищие и бездомные. Мальчику жаль их.

Однажды он знакомится с Валеком и его сестрой Марусей. У них нет денег и дома. Несмотря на то, что жизнь в подземелье тяжела, дети остаются добрыми и открытыми. Обитатели разных миров сближаются. Вася приносит им яблоки из своего сада. Осенью девочка заболела и не могла ходить. Чтобы развлечь её, друг приносит куклу своей сестры Сони. Маруся очень рада. Отец узнаёт, что у дочери пропала кукла и обвиняет сына в краже. Тут является пан Тыбурций, возвращает игрушку и зовёт Васю проститься с умирающей девочкой. Мальчик примиряется с отцом. Могила Маруси становится для друзей любимым местом встреч.

Список действующих лиц повести «В дурном обществе» и их краткая характеристика

Главные герои повести «В дурном обществе»:

Вася – мальчик 9 лет. После смерти матери растёт беспризорником, но его чуткое и доброе сердце не даёт попасть в беду.

Валек – бездомный мальчик, живущий в подземелье разрушенной часовни. Он любит свою сестру и проявляет зоботу.

Маруся – тихая, скромная, болезненная девочка. Никогда не жалуется, любит цветы. Проживание в сыром подвале подрывает её здоровье, и она умирает.

Соня – сестра главного героя Васи. Ей 4 года. Соня, как и Вася, осталась без матери. За девочкой ухаживает нянька.

Второстепенные герои повести «В дурном обществе»:

Отец Васи – вдовец, переживающий смерть жены. Его внимание привлекает только дочь Соня, потому что в ней есть черты матери. Он работает судьёй. Дела ведёт справедливо и честно и за это его уважают в городе.

Тыбурций Драб – приёмный отец Валека и Маруси. Он с виду похож на грубого и неотесанного мужика, но имеет хорошее образование, знает латынь и греческий язык. Любит своих детей и заботится о них как может. Нищие считают его предводителем и называют пан Тыбурций.

Януш – седой старик, бывший слуга графа, владевшего замком. Считает себя самым важным среди бездомных и разделяет их на «добрых христиан» и чужих.

Лавровский – нищий спившийся чиновник в отставке.

«Профессор» – тихий старичок, страдающий слабоумием. Он все время что-то бормочет про себя. Он не переносит, когда при нем говорят о режущих или колющих предметах.

Краткое содержание повести «В дурном обществе» подробно по главам

Глава 1. Развалины

В маленьком провинциальном городе Княжье-Вено, главным украшением которого является здание тюрьмы, живёт мальчик Вася. На окраине есть пруд, с островом. Полуразрушенный замок стоит в середине его. Это строение окутано старыми преданиями и привлекает мальчишек своей таинственностью. Там живут бедняки, не имеющие дома. Ими руководит старый Януш, бывший графский слуга. Однажды он с помощниками выселил из развалин неугодных ему людей и оставил только католиков, которые попрошайничали в городе милостыню. Остальным пришлось покинуть остров. Мальчику было жаль несчастных, которых выгнали в непогоду на улицу.

Глава 2. Проблематические натуры

Несколько дней изгнанники бродили по городу, беспокоя жителей, но вскоре куда-то пропали. Говорили, что они укрыли возле заброшенной часовни. Только иногда их можно было встретить на улицах. Среди них были знаменитые личности. К примеру, выживший из ума старик, которого называли «профессор». Он без всякого смысла ходил по городу и бормотал что-то неразборчиво себе под нос. Спившийся чиновник Лавровский представлял неприглядное зрелище по сравнению с тем щеголем, каким был раньше.

Скучающие бездельники развлекались, издеваясь над ним. Но «отбросы общества» стояли друг за друга горой. Защитникам бедного сумасшедшего приходилось отбиваться с кулаками. Пан Туркевич объявил себя генералом и требовал от окружающих почёта и уважения. Предводителем всех тёмных личностей являлся таинственный Тыбурций Драб. С виду он был похож на обычного дворового мужика, но отличался глубокими познаниями истории и латыни. С ним вместе жили Валек, мальчик девяти лет и трёхлетняя девочка Маруся.

Глава 3. Я и мой отец

Вася живёт с сестрой Соней и отцом, который погружён в свою печаль по умершей жене. Работая судьёй, мужчина пользовался уважением за честность и принципиальность. Сыну он меньше уделяет внимания и поэтому мальчик целыми днями бродит по городу с друзьями. Васе хотелось бы, чтобы отец поговорил с ним, приласкал, но строгость и угрюмость отталкивали. Сын очень тоскует по матери.

Глава 4. Я приобретаю новое знакомство

Однажды друзья отправились на гору к развалинам часовни. Она была заперта, и мальчишкам захотелось заглянуть в окно. Вася с помощью товарища забрался внутрь. Но вдруг что-то зашевелилось и сорванцы убежали. И тут из дыры в полу выбрались высокий мальчик с белокурой сестрой. Поначалу ребята недоверчиво смотрели друг на друга, но потом Вася угостил своих новых знакомых яблоками из сада. Наступал вечер, и надо было идти домой. Дети проводили мальчика до города и договорились вновь встретиться.

Глава 5. Знакомство продолжается

Теперь новые товарищи стали видеться каждый день. Поначалу Вася пытался увлечь их своими шумными играми, но Валек был слишком серьёзным, а Маруся плакала. Успокоить её могли только цветы, которые она любила тихо перебирать. Вася приносил яблоки и конфеты, что вызывало у девочки большую радость. Малышка была очень слаба и болезненна. Валек рассказал, что в городе все уважают отца Васи за справедливость и это обрадовало мальчика.

Глава 6. Среди «серых камней»

Через несколько дней «тёмные личности» куда-то ушли вместе с паном Тыбурцием, а брат с сестрой остались одни. Вася увидел Валека в городе, и тот пригласил его прийти к часовне. Сам он должен был задержаться. Потом на горе они встретились и пошли в подземелье. Маруся сидела у стены и почти сливалась с серыми камнями. Казалось, что они вытянули из девочки весёлость и здоровье. Валек рассказал, что ему пришлось украсть у торговки булку, чтобы накормить голодную сестру. Денег у них не было, ведь они нищие. Вася очень расстроился и рано ушёл домой.

Глава 7. На сцену является пан Тыбурций

На следующий день Вася снова появился в часовне. Мальчик понял, что нищие тоже могут быть хорошими людьми, несмотря на обстоятельства. Дети спустились в подземелье и играли в жмурки. Вдруг появился пан Тыбурций. Он был сердит, но решил, что сыну судьи можно доверять и позволил приходить ещё. В душе Васи боролись два чувства: дружеская привязанность и отвращение к воровству.

Глава 8. Осенью

Лето закончилось и Маруся стала слабеть. Вася часто ходил в гости в часовню и подружился со всеми членами «дурного общества». Однажды старый злой Януш пришёл к отцу, чтобы нажаловаться на Тыбурция Драба и его соплеменников. Мальчик услышал это и рассказал своим новым товарищам.

Глава 9. Кукла

Маруся уже не вставала из-за болезни и, чтобы её порадовать, Вася попросил у сестры Сони куклу, которую подарила мама. Сюрприз очень понравился девочке, и это придало ей силы. Но отец что-то заподозрил и несколько дней не разрешал сыну выходить из дома. В конце концов судья строго спросил, куда Вася дел подарок покойной матери. Мальчик очень испугался, но не мог выдать своих друзей. Внезапно появился Тыбурций. Он вернул судье куклу и объяснил, что Вася, хоть и знался с «дурным обществом», но не сделал ничего плохого. Мальчика позвали попрощаться с умершей Марусей. И тут отец понял, что был неправ и наконец-то, обнял сына с любовью.

Заключение

Вскоре после этих событий «тёмные личности» куда-то исчезли, а сними и Валек с Тыбурцием. Часовня совсем развалилась, а на старом кладбище зеленела новая детская могила. Вася со своей сестрой Соней и отцом часто любили туда приходить и подолгу сидели там, разговаривая или читая книги.

Кратко бо истории создания повести «В дурном обществе»

Владимир Короленко написал повесть «В дурном обществе» в 1884 году, пока был в ссылке в Якутии. Позднее, её адаптировали для детского возраста и назвали «Дети подземелья».

Социальное неравенство между разными слоями общества всегда волновало писателя. В данном произведении тема раскрыта с помощью детского восприятия жизни главным героем.

Ссылка на основную публикацию