Слон и Моська – краткое содержание басни Крылова

Крылов Иван басня Слон и Моська

Читательский дневник по басне Ивана Крылова ” Слон и Моська”

Автор: Иван Крылов

Название произведения: “Слон и Моська”

Число страниц: 2.

Жанр произведения: басня.

Главные герои: собака – Моська, Слон, другая собака – Шавка.

Характеристика главных героев:

Слон – спокойный и огромный.

Не обратил внимание на маленькую шавку.

Моська – находчивый, ловкий и громкий.

Добивался того, чтоб другие его зауважали за бесстрашие перед слоном.

Краткое содержание басни “Слон и Моська” для читательского дневника

По улицам города решили провести Слона.

Огромное животное вызвало большой поток внимания к себе.

Все жители хотели посмотреть на тропического зверя.

За Слоном ходили толпы людей.

На встречу ему вышла маленькая собака по имени Моська.

У нее были серьёзные намерения – начать поединок с огромным животным.

Она начала громка лаять и бросаться на Слона.

Собачка путалась под ногами животного, преграждала ему путь и продолжала громко и отчаянно лаять.

Неподалеку стояла другая собака – Шавка, и возразила Моське, что так вести себя негоже.

Вызов Моськи Слон проигнорировал и потопал дальше.

Кидая взгляд на уходящего Слона, собака поняла, что не сможет победить его.

Моська возразила другой собаке.

И тут Шавка поняла, почему маленькая Моська стала агрессивно вести себя по отношению к Слону.

Она не хотела сражения, она хотела стать знаменитой.

Ведь без драки ее посчитают злой и бесстрашной забиякой, поймут, что она сильная и ничего не боится.

А о ее силе и нраву будут говорить все собаки вокруг.

План для пересказа басни

1. Прогулка Слона по улицам города.

2. Встреча Слона с Моськой.

3. Неравный бой собаки с огромным животным.

4. Диалог Моськи и Шавки.

5. Цель лая Моськи на Слона.

Детский рисунок-иллюстрация басни “Слон и Моська”

Синквейн про слона.

Идет, виляет, улыбается.

Безразличен к лаю, шуму.

Синквейн про Моську

Громкая, маленькая, смелая.

Хочет казаться бесстрашной и отважной для других.

Главная мысль басни “Слон и Моська”

Иван Крылов не вложил мораль в басню, как и в другие свои произведения.

Басня Крылова рассказывает нам об огромной силе воли Моськи, которая бесстрашно лаяла на огромного Слона.

С другой стороны, произведение Крылова показывает нам целеустремленность, неподвластность мнению и обстоятельствам, огромную силу духа персонажа Слона.

Чему учит произведение

Прочитав басню, можно понять, что писатель рассказывает о людях, которые хотят добиться признания, имитируя вокруг себя бурные действия.

Со стороны это всегда кажется нелепо и бессмысленно, и вовсе не характеризует такого человека, как сильного и смелого, а наоборот.

А у Слона можно поучиться спокойствия и целеустремленности.

Слон учит нас не обращать внимание на неудачи, на людей, которые хотят выделиться из толпы за счет других.

Необходимо двигаться только вперед, не обращая внимание на тех, кто мешает и вставляет палки в колёса на нашем пути.

Краткий отзыв по басне “Слон и Моська” для читательского дневника

Басня “Слон и Моська” Ивана Крылова мне очень понравилась.

Писатель тонко и точно подметил характер главных героев.

Но произведение мне понравилось не только увлекательным сюжетом, но и уроком, который я вынес из него.

Оказывается, у каждой ситуации есть две стороны: кто-то оценит тебя по доброму, а кто-то твой поступок расценит смешным и жалким.

Но главное, что цель каждого нашего действия знаем только мы сами, а то, что подумают люди – это не важно.

Отрывок из басни, поразивший меня больше всего:

“Ай, Моська! знать, она сильна,

Пословицы к басне “Слон и Моська”

Крылатым выражением басни Крылова стала конечная строчка: “Знать она сильна, что лает на Слона”.

“Собака лает, караван идет”.

“Вольно собаке и на небо лаять”.

“Не пори, когда шить не умеешь”.

Неизвестные слова и их значения:

Зевака – человек, который слоняется по улицам без дела.

Забияка – человек, провоцирующий ссору.

Диковинка – странный предмет или явление.

Еще читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Анализ и мораль басни Слон и Моська Крылова

В басне Ивана Андреевича Крылова «Слон и Моська» повествуется о слоне, которого вывели на улицы города для развлечения жителей, и о Моське, маленькой дворовой собачке. На вполне себе мирно шествующего слона внезапно начинает лаять, визжать, скулить Моська. Другая собака по кличке Шавка удивленно спрашивает Моську, зачем же она это делает, ведь слон никогда не начнет с ней драку. Та отвечает, что ей только это и нужно. Благодаря этому, другие псы, более большие и сильные, начнут уважать Моську за ее храбрость и силу, ведь невозможно же набрасываться на врага, если не быть сильнее, чем он?

На мой взгляд, в басне есть четыре взгляда на происходящее. Первый взгляд – слона, не обращающего внимание на пустую болтовню. Второй – главной героини Моськи, добивающейся своей цели любыми способами и всеми возможностями. Третий – остальных псов, что увидели лишь поверхность действий Моськи и не вникли в их суть. Четвертый – собаки Шавки, удивленно смотрящей на весь этот балаган и непонимающей его.

Мораль

Я считаю, что моралей этой басни несколько, как и взглядов основных действующих лиц. Первая состоит в том, что иногда достаточно лишь казаться кем-то, а не быть им, для достижения своих целей. Вторая – не надо обращать внимания на людей, что могут лишь говорить и говорить, быть невозмутимыми и спокойными. Третья – не стоит верить личностям, стремящимся прославиться нападками на добрых и честных людей.

Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1808 году для журнала «Драматический вестник». Вдохновение для её написания он взял из притчи Александра Петровича Сумарокова, русского поэта и драматурга, которая называлась «Мышь и слон». После ознакомления с нею, выяснилось, что из общего в обеих баснях лишь наличие слона и стремление главных героев, Моськи и мыши, выделиться за счет других.

Мне кажется, что великий талант Крылова, состоящий именно в способности преподать всем известные истины в такой смешной и всем понятной форме, в полной мере проявился в этой басне. Не зря же ее последняя строчка – «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона» – стала фразеологизмом, означающим насмешку над всеми людьми, что лишь кажутся великими и могучими.

Вариант 2

Произведение является по жанровой направленности ироническим рассказом, выполненным в стихотворной форме, именуемым басней, которая представляет собой иносказательный вид повествования с использованием в образе героев животных и птиц с целью раскрытия насущных общественных проблем.

Сюжетная линия произведения рассказывает о встрече на городской улице маленькой собачонки по кличке Моська и диковинного, огромного зверя, слона, выступающих в роли двух основных персонажей басни.

В образе Моськи автор представляет небольшую собачку, мечтающую обрести определенную значимость в глазах окружающих путем привлечения их внимания громким и яростным лаем на большое животное. Слон же изображается в басне в качестве спокойного, большого, безразличного, невозмутимого зверя, не замечающего мелочности окружающего мира, тем более визгливого лая мелкой Моськи.

Моська символизируется поэтом с пустыми, никчемными людьми, желающими достичь авторитета и уважения за счет нападок на порядочных людей. Тем самым в соответствии с авторским замыслом достигается понимание действий собачонки, которую не интересует реакция слона на ее лай, поскольку ее стремление нацеливается на мнение окружающих. По небольшому разумению Моськи в глазах других она должна казаться сильной, смелой, бесстрашной зверюшкой, не испугавшейся слона, символизирующего сильных мира сего.

Языковая стилистика произведения позволяет автору остро и точно изобразить нелепость смешной ситуации, в которую собачонка загоняет себя по собственной воле, не понимая своей глупости и недальновидности.

При рассмотрении вопроса о морали в басне читательская аудитория выдвигает два противоположных мнения, одно из которых придерживается прямой позиции о реальной храбрости Моськи, не побоявшейся вступить в ссору с великим животным, а вторая часть читателей и критиков высказывает точку зрения о наличии в басне скрытого смысла, подразумевающего нарочито показное поведение собаки, пытающуюся при помощи хвастовства, глупой запальчивости и бесстыдного самохвальства обрести определенную популярность в лице общественного мнения и, соответственно, какие-либо жизненные блага и удовольствия в будущем.

Произведение, вышедшее в свет в начале XIX века и имеющее в основе незатейливый сюжет, является актуальным и востребованным не только в период жизни автора басни, но и в настоящее время.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ басни Слон и Моська

Популярные сегодня темы

Мир не стоит на месте, все меняется в бешеном ритме, но успевает ли меняться школа? Школа – это не только учреждение, в котором в юные умы закладывают научные знания.

В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести.

При анализе произведений русской классической литературы особое внимание всегда уделяется деталям, оговоркам; любой образ, независимо от роли в повествовании, является «собирательным»

В данном рассказе говорится в первую очередь о таких понятиях, как долг и совесть. Автор считает, что когда военный долг призывает совершать действия, противоречащие основным нормам морали и принципам людей, то уже нельзя

Знание – мощная сила. Мудрецы с древних времен до наших дней определяют стремление к познанию среди естественных качеств человека, что помогает ему развивать свои способности, идти вперед и достигать своих целей.

Басни Крылова в сжатом пересказе

Басни И.А. Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях. Басни Крылова – краткое содержание самых популярных произведений баснописца для читательского дневника.

Краткое содержание басни «Ворона и лисица»

Басню автор начинает моралью о том, что, сколько не предупреждай людей не поддаваться на гнусную и вредную лесть, льстец своими словами всё равно проберётся в любой уголок сердца так, что никто не сможет устоять.

Ворона где-то отыскав кусочек сыра, забралась на ель и решила вкусно позавтракать. Держа сыр во рту, как на беду, немного призадумалась. А тем временем, тут как тут, пробегала хитрая Лиса. Почуяла она сырный запах, остановилась и увидела ворону с сыром.

Не смогла Лиса удержаться от такого запаха и подошла тихонько, вертя хвостом, к дереву, на котором сидела Ворона. Не сводя глаз, стала восхищаться её красотой. Сладким голосом, чуть дыша, принялась льстить Вороне, рассказывая о том, как она хороша. Но чтобы заполучить сыр, нужно было как-то заставить Ворону открыть рот. И попросила хитрая Лиса своими льстивыми речами глупую Ворону не стыдиться и спеть, пообещав ей титул царь — птицы. У Вороны от таких слов закружилась голова, она и не подумала, что петь не умеет, от радости как каркнула во всё своё горло. Сыр выпал, а Лисе только это и надо было, она его схватила и убежала.

Читайте также:  Ларчик - краткое содержание басни Крылова

Басня учит тому, что не стоит верить льстивым речам, ведь льстец всегда преследует только свою выгоду.

Пересказ басни «Квартет» Крылова

Собрались как-то четверо друзей: Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь, сыграть на музыкальных инструментах. Затеяли они сыграть Квартет, хоть таланта такого не имели.

Они взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Сидели музыканты на лугу. Ударили они и в скрипки, и в альты, и в баса, но толку нет. Мартышка подумала, что они не так сидят, поэтому музыка не получается. Она принялась всех рассаживать по определенным местам, и сама пересела.

Разместились звери, и опять смычками заиграли. Но удивительно, у них ничего не вышло, результат тот же. Теперь сказал, Осел, что надо рядышком всем сесть. Сели звери дружно в ряд, а Квартет опять не ладится. Начали друзья спорить, что, да как им делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.

Обратились музыканты к сладкозвучной птице, чтобы он их рассадил правильно, а то Квартет не получается, хотя все инструменты, и ноты, имеются. Соловей ответил друзьям, что если нет ни слуха, ни голоса, рассаживай, не рассаживай – музыки не получится.

Басня учит нас заниматься своим делом, к которому есть талант и призвание. Обычно самоуверенные люди хватаются за все и сразу, даже если не способны это сделать. Ничего хорошего из этого не получается. Если твоя работа тебе по душе, и ты знаешь, как ее выполнить, это дело будет ждать успех.

Краткое содержание басни Крылова «Обоз»

В басни Крылова «Обоз» речь идет о двух лошадях. Одна везет обоз, нагруженный различной посудой и домашней утварью. Она очень осторожничает, продумывает каждый свой следующий шаг и вообще ведет себя неуверенно. Конечно, ведь на нее возложена большая ответственность и совершенно не хочется подвести своих хозяев.

За этим продвижением обоза со стороны наблюдает вторая героиня басни. Лошадь, которая смотрит за всем сбоку надсмехается и ерничает. Она бы сама сделала все намного быстрее и проворнее. Все что она может – это высмеивать свою подругу и раздавать ценные на ее взгляд советы. Ситуация меняется и теперь лошадке, которая так много советовала самой приходится впрячься в упряжку. Но что случилось практически сразу же? Обоз покатился на огромной скорости с горы, и резвая героиня басни ничего не могла с этим поделать – все горшки и посуда разбились и раскатились.

Как и во всех баснях, в этой тоже присутствует своя мораль. И она заключается в том, что со стороны давать советы всегда легче. Но когда ты сам оказываешься внутри ситуации, скорее всего ты наделаешь ошибок еще больше. Не стоит быть самонадеянным, пока на своей собственной шкуре не прочувствовал всю тяжесть происходящего.

«Стрекоза и муравей» – пересказ басни

Басня «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова, как и все произведения этого направления содержит в себе не только интересный сюжет, но и мораль, обычно написанная в конце. По сюжету стрекоза очень легко относилась ко всему, и в течении долгого лета не озаботилась тем, чтобы сделать себе запасы и устроить жилище на зиму. Ее сосед муравей напротив – трудился все лето не покладая рук, зная что впереди его ждут тяжелые, холодные времена.

Вот прошло лето и стрекоза осознала и ощутила на себе все последствия своей безалаберности. И что же пришлось сделать героине? Конечно же бежать к своему давнему другу и просить его о помощи. Но ведь еще в самом начале басни муравей предупреждал подругу о том, что нужно позаботиться о будущем а не веселиться и танцевать все свободное время.

Так и в жизни встречаются такие люди, которые не хотят задумываться о том, что их ждет впереди. Очень праздно проводя свою жизнь, они сильно удивляются, когда в конце наступают тяжелые времена. Все что они могут – это бежать к другим за помощью. Крылов пытается научить своей басней тому, что нужно всегда быть готовым ко всему, учиться трудолюбию и умению справляться с различными трудностями не за счет других, а исключительно своими силами.

О чем басня «Слон и Моська»?

Однажды по шумным улицам одного неизвестного города водили крупного слона, для показа, чтобы люди могли близко увидеть такое экзотическое животное. Для местных жителей подобное зрелище стало в диковинку, непривычно им было видеть такое большое и важное животное, идущее с ними рядом по одной улице. Толпы зевак увязались за бедным слоном.

Вдруг, откуда ни возьмись, появилась бегущая им навстречу местная дворовая собачонка по имени Моська. Увидела она слона и как стала на него прыгать, лаять, визжать и бросаться. Так и лезет в драку. Соседка тут же кинулась отгонять собачонку с криками, что не справиться ей с таким громадным слоном, хватит срамиться. Но Моське только и надо было, чтобы показать перед другими собаками, какая она отважная.

Собачонка всё лает и лает, охрипла уже, а слон шёл себе спокойно вперёд и даже не замечал Моську. А тем временем Моська призналась соседке, что ей это придаёт силу духа, таким способом она хотела без драки попасть в большие забияки. Вот тогда другие собаки станут восхищаться и признают её сильной собакой, раз на слона не побоялась лаять.

Басня учит тому, что пустой показухой можно достичь желаемого, но со стороны это может выглядеть смешно и глупо.

Мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова

Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво. Видя себя со стороны Мартышка не могла признать того, что это именно она такая кривляка и решила, наверно это какой-то родственник. Пораженная всем увиденным она тут же поделилась своим впечатлением с Медведем.

Мартышка предложила ему посмотреть на эту рожу, отражающуюся в зеркале. В данном отражении она просила Медведя рассмотреть и согласиться с мнением о том, что это её кумушки имеют такой тоскливый вид. На это Медведь ответил, что прежде чем сваливать вину на других, следует обратить внимание на себя. Однако такой невежде, какой была обезьяна, данный урок Медведя не принёс никакой пользы и осталась она такой же необразованной.

Автор произведения высмеивает глупость, и нежелание прислушаться к мнению других.

Басня учит тому, что перед тем как обвинять других, надо уметь признавать и свои ошибки.

Очень краткое содержание басен Крылова

Несколько сжатых пересказов знаменитых басен Крылова.

«Кукушка и петух»

Кукушка восхищалась громким и важным пением петуха, а он – её плавным и протяжным кукованием. Они долго рассыпались во взаимных похвалах, сравнивая друг друга с соловьём и райской птичкой, пока пролетавший мимо Воробей не посмеялся над их «музыкой».

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку».

«Ларчик»

Приносят мастеру ларец, пришел механик и попробовал его открыть, но не получилось, а он просто открывался.

Мораль: Не нужно осложнять свою здачу, так как ларчик открыть было легко.

«Листы и корни»

Листы всем хвалились какие они красивые, но из земли послышался голос корней и сказал: “вы не кому сказать спасибо не хотите”, листья рассердились, а корни сказали: “не было бы нас, то не было бы и дерева и вас”.

«Осел и соловей»

Соловей очень хорошо умел петь, как то раз осел послушал его пение, всем понравился как спел соловей, а ослу нет и он сказал, что ему следует поучиться у петуха.

Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.

«Крестьянин и Работник»

Крестьянин и его батрак шли вечером в деревню и повстречали медведя. Медведь подмял под себя Крестьянина и уже почти задавил его. Крестьянин взмолился к Работнику о помощи. Работник, собравшись с силой, «отнёс полчерепа медведю топором и брюхо проколол ему железной вилой». Но вставший с земли Крестьянин тут же начал ругать Работника за то, что он вилами испортил медвежью шкуру.

Мораль басни: в беде мы обычно с мольбою ищем избавителя, «но только с плеч беда долой, то избавителю от нас же часто худо».

Басни Крылова про волка

В этих баснях один из главных героев – волк.

«Волк и журавль»

Главный герой басни – волк – однажды за трапезой совершенно случайно подавился косточкой. Она так плотно застряла у него в горле, что возникла настоящая угроза того, что дикое животное погибнет из-за этой ерунды. На его везенье мимо проходил журавль, который увидев неладное тут же поспешил на помощь. Волк взмолился о том, чтобы журавль незамедлительно вытащил косточку и этим спас жизнь.

Журавль, будучи добрым и жалостливым, заснул свой клюв практически полностью в пасть волку, вытащил злополучную кость и на хотел услышать хотя бы слово благодарности за проделанную работу. Но что же он получил в ответ от наглого и самоуверенного волка, который еще несколько мнут назад погибал? Да ничего хорошего. Хищник предложил птице исчезнуть с глаз долой, пока еще цел. Вот так отблагодарил он своего спасителя.

Основной мыслью басни Крылова «Волк и журавль» — это то, что есть на свете такие люди, которые совершенно не ценят хорошее себе отношение. И иногда лучше пройти мимо и не помогать в тех случаях когда ваша помощь и ваше добро не только не будут оценено по достоинству, но и еще вывернуто против вас самих же. Самое главное, читая эту басню, не увидеть в волке и его бессовестном поведении себя.

Читайте также:  Слон и Моська – краткое содержание басни Крылова

«Волк и ягненок»

Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.

Волк мог сразу съесть добычу, но это было бы слишком просто. Зверь приблизился к ягненку и стал упрекать его в том, что он загрязняет воду. Якобы это питье волка, а ягненок залез туда своим грязным рылом. Ягненок ответил ему, что стоит ниже по течению, поэтому не может чем-то загрязнить водоем.

Волк подумал, подумал, и сказал, что ягненок обидел его прошлым летом. Ягненок ответил, что это не мог быть он, так, как он еще даже не родился. Хищник сказал, что если это был не он, значит, это были родственники ягненка. Ягненок сказал, что нет у него родных. Волк стал искать разные поводы, по которым он мог быть сердит на ягненка, на что тот находил оправдания.

В итоге волк разозлился, и сказал, что страшно хочет есть, и поэтому ягненку не поздоровится. С этими словами он схватил свою жертву и поволок в лес.

Эта басня раскрывает всю силу власти и немощность простого народа. Волк – это власть, а ягненок, простой человек. Как бы он не старался, переубедить власть ему не удалось. Волк воспользовался своим могуществом и решил дело в свою пользу. Так же бывает и в нашей жизни.

«Волк на псарне Крылова»

Ночной порою, серый волк решил забраться в овчарню. На улице было темно, и бедолага не понял, как он перепутал хлевы. Вместо овчарни, хищник очутился в псарне.

В псарне почуяли зверя, и начался лай и полная неразбериха. Волк осознал, что попал совсем не туда, куда хотел. Ему стало страшно, но надо было искать выход из положения. Псы готовы были разорвать хищника. Не сладко пришлось серому, это ж надо было так опростоволоситься.

Волк думал, думал и сказал, что пришел мириться. Ему надоело вечно враждовать с собаками, и хотелось бы заключить перемирие. Псы и волки, давние сородичи, которым не пристало воевать. Волк клялся больше не трогать местные стада, а напротив, защищать на пару с псами. Хитрец называл заклятых противников друзьями. В общем, из кожи вон лез, чтобы его отпустили.

Серому хищнику не дал договорить седой Ловчий. Он сказал, что волкам верить никогда нельзя, и спустил на него свору гончих псов.

Басня учит внимательнее относиться к окружающим, иногда люди очень много лгут, ради своей выгоды. С такими, нужно быть аккуратнее. И глазом не успеете моргнуть, как они наделают глупостей, в ущерб вам. Таких личностей полно в нашем мире, и лучше держать таковых на расстоянии.

Басня «Лебедь, Рак и Щука» за 1 минуту

В этой басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о трех животных – вернее, о птице, рыбе и раке – Лебеди, Раке и Щуке. Однажды эта троица решила помочь тянуть повозку с вещами. Но, из-за того, что Лебедь хотел передвигаться по небу, Рак мог идти только назад, а Щука плыть по воде, они все тянули в разные стороны. И, так как повозка в таком случае не могла двигаться, у них ничего не получилось.

В этой басне Крылов хотел показать, как смешно и по-дурацки выглядят те, кто не может договориться между собой перед началом общего дела. Именно поэтому, из-за неумения находить компромиссы, многие люди ругаются и перестают общаться. И даже если каждый из товарищей по-своему прав – в итоге результата у них все равно нет. Не зря же цитата из басни «А воз и ныне там» стала крылатой.

Смысл басни в том, что всем людям нужно уметь договариваться и общаться между собой. Это подтверждает и первое предложение – «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».

Краткое содержание басни «Свинья под дубом»

Свинья, под огромным дубом, которому уже не одна сотня лет, поела вдоволь желудей. После такого хорошего и сытного обеда, она завалилась спать, прямо под этим же деревом.

Хорошо отдохнув, свинья проснулась. Почти сразу она принялась подрывать корни дуба своим рылом. Ворон, который сидел вверху на ветке, предостерег глупую, он сказал, что нельзя обнажать корни дуба, иначе дерево может засохнуть.

Свинья ответила, что ее не волнует судьба дерева, пусть сохнет, ведь от него мало проку. Ей хочется лишь, чтобы были желуди, от которых она жиреет.

Дуб от ее слов рассердился, и сказал, чтобы она подняла свое тупое рыло вверх, и посмотрела, откуда берутся желуди.

Некоторые личности ругают науки, не воспринимают ученья, а сами и не замечают, что используют их «плоды».

Многие люди не видят дальше своего носа, не слушают окружающих. Они руководствуются только своим мнением, считая его правильным. Они не способны понять, что такое хорошо и плохо. Они не могут поднять голову вверх, чтобы познать истину.

Басня учит не равняться на таких бесцеремонных личностей. Человек, хоть и должен иметь свое мнение, но в первую очередь, он обязан подчиняться здравому смыслу. Нужно смотреть вокруг, и отвечать за свои действия. Людям следует вести себя так, чтобы не нанести вреда остальным гражданам, природе или же, животным.

Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Используйте краткий пересказ, чтобы написать сочинение на тему “Басни Крылова”. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Мораль басни “Слон и Моська” Крылова (анализ, суть, смысл)

“Слон и моська”.
Рисунок М. М. Гужавина

Басня “Слон и Моська” Крылова была впервые опубликована в “Драматическом вестнике” за 1808 г. (вышел из печати не ранее конца марта 1809 г.). Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни “Слон и Моська” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Слон и Моська” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Слон и Моська” заключается в том, что нередко пустые, никчемные люди хотят казаться более значимыми в глазах окружающих. Для этого они нападают на хороших людей, спокойно идущих своей дорогой. При этом никчемные люди (Моськи) часто осознают свою ничтожность и пустоту, но пытаются заявить о себе хотя бы так. Умные люди (Слоны) стараются не обращаться внимания на нападки глупцов (Мосек), понимая их цель. Однако порой такие эпизоды все же омрачают жизнь достойных людей.

“Слон и Моська”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

По мнению авторов книги “50 басен И. А. Крылова”, мораль басни “Слон и Моська” заключается в следующем:

“Великое дело – людская молва, и в общей молве редко нет правды, но это не значит, чтобы иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, не облаяли мелкие людишки. Из-за чего? Если бы они толково указывали: “Это не так, другое не так. потому и потому. “. Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанью, сделанному. из любви к общему благу, можно только порадоваться.

А вот лает подчас негодный человек, только чтобы себя показать. Таких задорных “брехунов” Крылов изобразил в виде Моськи в басне “Слон и Моська”.”

(книга “Пятьдесят басен И. А. Крылова” с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Не имея в себе никаких достоинств, сами сознавая свое полное ничтожество, иные шумят, кричат, нагло нападают на действительную силу, будучи поощряемы тем, что могут делать это вполне безнаказанно, благодаря своему ничтожеству, и все лишь для того, чтобы другие сказали: “ай, Моська! знать, она сильна, что лает на слона!”. “ (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа” под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Слон и Моська”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

Педагог В. И. Водовозов дает преподавателям следующие советы о том, как объяснять басню детям:

“. “Слон и Моська”. Она отличается довольно драматическим содержанием. Здесь мы находим очень полезную для детей насмешку над глупой запальчивостью, хвастовством и бесстыдным самохвальством. Заметим, что Моську представить довольно легко, но значение басни очень изменится, смотря по тому, кого вы будете разуметь под слоном. Если тут представлять одну грубую, материальную силу, то немного наставительного извлечете из басни.” (В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

Такова мораль басни “Слон и Моська” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Слон и Моська, басня Крылова

Отзыв к басне Ивана Крылова «Слон и Моська»

Удивительно, но одной из самых известных басен поэта баснописца и публициста Ивана Андреевича Крылова «Слон и Моська», в прошлом году исполнилось 210 лет! Впервые читатель познакомился с этой саркастичной историей в журнале «Драматический вестник». Пережив множество переизданий, публикаций, экранизаций и озвучиваний, басня прочно вошла в школьные учебники, полюбившись детям и взрослым. Кроме того, красочные строки шуточного произведения переросли в известные цитаты, такие как «по улицам Слона водили» и «Моська, знать, сильна, раз лает на слона».

Содержание басни

Сюжет басни не оригинален – Крылов явно вдохновился притчей Александра Петровича Суморокова «Мышь и слон».
Однажды по городским улицам стали водить Слона. Ясное дело, диковинное заморское животное вызывало большой интерес у публики. Зеваки-горожане следовали за большим необычным зверем, разглядывая его с интересом. Но вдруг на Слона с громким пронзительным лаем бросилась маленькая собачка Моська. Кличка собаки будто подчёркивает её маленький ничтожный размер.

Собака лает, больше распаляясь, но Слон остаётся невозмутим. Проходящая собака (автор не даёт ей клички, просто указывая беспородность – шавка) удивляется и интересуется у Моськи, зачем та тратит свои силы, ведь слон даже не реагирует на её лай. На что маленькая собачка бесхитростно отвечает, что хочет слыть забиякой. Ведь для этого ничего не нужно будет делать: все вокруг увидят, что она кидается на Слона, столь огромное необычное животное, что все, наверняка, подумают какая она смелая и сильная.

Читайте также:  Осел и соловей - краткое содержание басни Крылова

Поучительный контекст

Маленькая по объёму басня, как обычно, рождает множество поучительных подтекстов, которые открываются и обрастают философскими мыслями, как только начинаешь глубже задумываться над этой милой сказкой.

Мораль №1. Конечно, через героев-зверей Крылов обращался к людям и их порокам. К сожаленью, очень часто никчемные, мелкие душой люди хотят казаться лучше, грознее, значимее, используя для этого внешний шум – нападая на других, развивая бурную, но глупую, не имеющую смысла деятельность. При этом хорошо, если умным гордым людям, которых олицетворяет Слон, хватаем мудрости не обращать на эти потуги никакого внимания.

Мораль №2. Не обладая особыми моральными и человеческими качествами, при этом осознавая собственную малозначимость, иные тяготеют хотя бы к тому, что бы внешне соответствовать избранному имиджу. И способы достижения этой цели не важны, пускай это даже будут пустые нападки на другого оппонента.

Мораль №3. Некоторые исследователи считают, что самым главным здесь является высмеивание того, как часто люди придают значение мнению окружающего общество. Что подумают о тебе, гораздо важнее того, чем ты являешься на самом деле.

Мораль №4. Неожиданная. Встречается и прямо противоположное мнение на этот ироничный рассказ. Этот вариант расшифровки морали не столь популярен, но всё же стоит справедливости ради его упомянуть. Моська выступает не отрицательным героем, а наоборот: смелая собачка не побоялась бросить вызов большому животному. Шансы победить в схватке со Слоном у неё равны нулю, но смело вступив с ним в схватку, она демонстрирует гордость и храбрость.

Как можно заметить, каждый находит в басне то, что хочет найти: кто-то осуждает бахвальство и пустое хвастовство, кто-то видит в героях антагонистов, олицетворяющих мудрость и глупость, а кто-то хвалит Моську за отчаянность.

Вот так в короткой форме, простом сюжете и через довольно милых героев, Крылов смог обличить сразу несколько пороков общества, которые, к сожаленью, будут вечны ибо прочно входят в природу человека.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Слон и Моська» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Слон и Моська

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».
«Эх, эх! — ей Моська отвечает. —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.

Цель: Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»

Задачи:

– Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

– Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.

– Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.

– Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.

Предметные умения:

– Уточнить понятия «басня», «мораль».

– Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.

– Уметь характеризовать героев басни.

Метапредметные умения:

Постановка и формулирование проблемы, выделение цели, работа по плану, умение выражать свои мысли.

Планируемые достижения:

Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль, уметь давать характеристику персонажам басни.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Семёнова Раиса Александровна
  2. МАОУ «СОШ №1» г. Набережные Челны
  3. Учитель начальных классов

Тема урока : Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.

Цель : Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»

– Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

– Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.

– Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.

– Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.

– Уточнить понятия «басня», «мораль».

– Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.

– Уметь характеризовать героев басни.

Постановка и формулирование проблемы, выделение цели, работа по плану, умение выражать свои мысли.

Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль, уметь давать характеристику персонажам басни.

Звенит звонок и весел, и горласт

И радостью душа переполняется

И каждый раз, для каждого из нас

Чудесные уроки начинаются.

– Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение» . Согласны ли вы с этой народной пословицей?

-Что для вас значит урок чтения?

-Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения?

– Посмотрите внимательно на экран. – Чей портрет вы видите?

– Что можно сказать об этом человеке по внешнему виду (доброе открытое лицо, проницательные мудрые глаза).

-Что вы знаете об этом великом человеке?

– Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Мои помощники познакомят нас с краткой биографией Ивана Крылова.

3. Постановка учебной задачи

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

  1. Что такое басня? (басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).
  2. Как вы понимаете слово «нравоучительный»?

3.Соотнесите басню с моралью.

( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак»)

1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,

Да только всё не впрок.

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица)

2. Ты всё пела – это дело,

Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей)

3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и рак)

Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська»

– А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения)

Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней)

4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.)

Вспомним эталон работы над баснями.

1. Автор, название.

2. Действующие лица и их характеристика.

3.Работа над содержанием басни.

4.Работа над выразительностью.

4. Работа с басней до чтения.

1. Прочитайте название басни.

2.Чему может научить басня с таким названием?

  1. Кого видите на иллюстрации?
  2. Предположите, какой разговор могут вести герои басни?

5. Работа с басней во время чтения

  1. Прочитайте самостоятельно басню.
  1. Оправдались ли ваши предположения?

б) Словарная работа.

1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?

ЗЕВАКИ – люди которые слоняются по улицам

НАПОКАЗ – обращает внимание для вида

ЗАБИЯКА – человек, который любит

ШАВКА – непородистая собака

ДИКОВИНКА – странная, удивительная

вещь или явление.

б) Вторичное чтение .

Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения:

– отколе ни возьмись

– вот то-то мне и духу придаёт

в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.

– Назовите действующих лиц басни.

– Как ведёт себя Моська?

– Как Слон отнёсся к нападению Моськи?

– Какой вы представляете Моську? А слона?

– Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?

– Какой вы представляете Шавку?

г) Выборочное чтение.

– Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?

– За что Шавка осуждает Моську?

– Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…)

– Что высмеивает И.А.Крылов в басне?

– Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

– Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?

Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне.

(Работа в группе). Проверка.

Чтение басни мастером художественного слова.

-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.

– Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

– Мы тоже поучимся читать басню выразительно.

е) Работа над выразительным чтением басни.

Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.

Чтение по ролям.

– Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)

– Когда в жизни можно употребить эти слова?

( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

– Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

– Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)

– Современны ли басни в наши дни?

– Почему сюжеты не устаревают?

– Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)

Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)

В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд)

Домашнее задание : на «5» – подготовить рассказ об

Ссылка на основную публикацию