Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7 класс

Стихотворение «Ангел» М. Лермонтова является романтическим произведением. Оно относится к раннему периоду творчества поэта, и было создано в 1831 г. В основу легла колыбельная, которую часто напевала ему мать. Но из этой детской песни заимствован только размер, а содержание полностью поменяно.

Стихотворение состоит из 4 четверостиший. В нем описывается полет ангела, который уносит молодую душу перед ее рождением. В пути он напевает про мир.

Стихотворение построение на противопоставлении неба и земли. Это можно заметить не только по содержанию, но и по тому, что первым словом (за исключением предлога) является именно «небо». А в последней строчке есть слово «земля». Условно все произведение делится на 2 части. К первой относится 3 строфы. Тут обозначается небесный мир. Он правдивый, тихий, радостный, спокойный. Вторая часть описывает образ земли.

В стихотворение используются такие художественно-изобразительные образы и средства:

  • Все четверостишия являются самостоятельными предложениями.
  • Размер – трехстопный амфибрахий, благодаря чему звучание у стихотворения плавное.
  • Автор использует эпитеты «святая» и «тихая» для описания песни ангела.
  • Автор применяет ассонанс, аллитерации, а также подбирает слова, у которых больше шипящих мягких и свистящих звуков, чтобы передать ощущение воздуха, который рассекается крыльями ангела в полете.

Стихотворение «Ангел» М. Лермонтова имеет большое значение. Оно относится к ранней философской лирике автора. Прослеживается влияние творчества Байрона. В произведении чувствуется одиночество человека, его души в этом земном мире и желание снова вернуться обратно – в небесный мир. Это стихотворение – попытка М. Лермонтова объяснить самому себе, почему он чувствует тоску и не понят окружающими людьми.

Анализ стихотворения Ангел Лермонтова

Известное стихотворение «Ангел» Михаила Юрьевича Лермонтова было написано им в раннем возрасте, как раз в то время, когда он был очарован творчеством Байрона. Несмотря на то, что жизнь его была короткой, поэт успел оставить после себя великое наследие.

Говорят, что основой произведения стало предчувствие скорой кончины отца и колыбельная матери, которая звучала из детских воспоминаний. В памяти писателя отпечатался, только размер, само же содержание отличалось от навеянных строк из детства. Романтичное стихотворение состоит из четырёх четверостиший. Повествование ведётся от третьего лица и отличается особым завуалированным трепетом и мелодичностью. В основе лежит, рождение новой жизни, душу которой несёт ангел, для воссоединения с новорожденным телом младенца. Пока ангел летел, из его уст источалась божественная песня, воспевающая всё высшее, чистое, райское, неземное. Новой душе обещается жизнь, лишенная прегрешений и безграничный рай на земле, поскольку сохраняются воспоминания о том, что было до рождения, о душах, чей дом теперь – небо, и Боге. Завершается стихотворение описанием земного существования души, жизнь которая была преисполнена бессмысленных скитаний и томлений по ангельской песне.

Несмотря на то, что разум героя, осознанно, не помнил ангельской песни, душа его не могла сжиться с песнями земными, ибо не могли они заменить ей тех светлых, лучезарных воспоминаний. Жизнь протекала в тоске и томлениях от всего земного и стремлениях к высшему.

Изящная песня Лермонтова словно воспевает божественный мир, путь в который открыт, лишь избранным, ведущим жизнь в праведности и безгрешности. В начале и в конце стихотворения автор противопоставляет небо и землю. Его строки полны контраста, лёгкости и небывалой теплоты. Тонкая линия, проходящая на границе миров пересекается, довольно косвенно, в моменты пребывания на свет и ухода из него.

Прочувствовав стих от начала до конца, можно понять душевное состояние поэта. Ощущение «лишнего человека» давило на Лермонтова всю жизнь. Ощущение душевных скитаний и изгнания, отождествления себя не с серыми мирскими реалиями, а с более высокими духовными материями и определяло мировоззрение юного таланта. Поэт считал, что страдая, человек очищает душу, а песня ангела служит хрупким воспоминанием о божественной жизни, словно вопиющее наваждение, и дарует надежду на воссоединение души и бесконечного бытия.

Вариант №3

Основой данного произведения поэт называл детскую колыбельную песню, которую ему очень часто пела в детстве его мама. Однако, стоит отметить, что от колыбельной Михаил Юрьевич позаимствовал лишь размер. Если говорить про содержание, то оно полностью изменено, и не имеет ничего общего с той самой колыбельной.

Данное произведение является эпическим, и состоит из четырех четверостиший. В нем довольно подробно рассказывается о рождение нового человека, при чем речь скорее идет не о физическом появление человека на свет а о рождение души.

Стихотворение “Ангел” является уникальным, ни один автор и поэт ни разу не создавали что-то подобное. Данное произведение очень нежное, нежность в нем заключена в каждое слово, в каждую букву.

Этого эффекта поэт смог добиться благодаря тщательному подбору каждого слова, каждого звука и слога. Всё это очень важно, ведь у каждого слова здесь своя определенная задача.

И надо сказать, это очень удивительно, ведь не стоит забывать написано оно ещё практически в детском возрасте. Как совсем юный парень смог создать такое произведение, для многих до сегодняшнего дня остается загадкой. Однако критики и специалисты в области литературы уверены, что тут всё дело в воспитании поэта.

Нельзя не сказать о убедительной контрастности, которая присутствует в данном стихотворении. Этого Михаил Юрьевич смог добиться благодаря сопоставлению двух миров.

Вообще многие поэты называли данное произведение чем-то божественным и прекрасным.

В заключении хотелось бы сказать, что именно такие произведения хочется перечитывать снова и снова. Поэтому если вы ни разу в своей жизни не читали данное стихотворение, поверьте стоит исправить это недоразумение и прочитать “Ангел”, вникнув в каждое слово.

7, 9, 10 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Ангел

Популярные темы анализов

В этом прекрасном и удивительно праздничном стихотворении, чувствуется, что его написал молодой человек, который полон творческих сил, которые помогут ему свернуть горы. Наш герой очень молод и талантлив, так как это стихотворение,

Незадолго до своей трагической гибели, в 1840 году, Лермонтов пишет стихотворение “Благодарность”, воспроизводя в стихах субъективно личное чувство, обращенное к Богу. Поэт подводит итоги всей жизни, как будто предчувствуя свою учесть

Автор был выбран на получение Нобелевской премии. Эту премию он по праву заслужил за свою огромную лепту, которую внес в литературу. Но это совершенно не принесло писателю никаких благ. СССР не очень хорошо приняли данное

Название этого лирического произведения «Мечты» звучит довольно романтично. Однако, содержание его отнюдь не радостное. Оно – очень печально. Мечты, о которых идет в нем речь – пусты и безнадежны.

Ярчайшим примером произведений революционного времени можно считать стихотворение Анны Ахматовой “Мне голос был”. Именно в нем звучит голос тогдашней интеллигенции, которая попадая в круговорот тех событий, все-таки остается верна своим

Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

Анализ вариант для 7 класса

Произведение “Ангел” относят еще к раннему периоду работы Лермонтова. Дата его написания-1831 год. Основой данной работы является колыбельная песня, которую Михаил Юрьевич помнил с детства, так как его мать часто её напевала. Хотя по сути из детской песни остался только размер, а суть была изменена. Стихотворение “Ангел” можно выделить, как одно из самых романтичных произведений, в его основе лежит четыре четверостишья.

Сюжет заключается в рассказе о зарождении новой человеческой жизни, ангелу велено нести душу ребенка, чтобы соединить её с телом. Показана дорога ангела, во время которой он поет песню и вещает будущему ребенку спокойную жизнь. Но к сожалению, на самом деле, у родившегося ребенка всё будет не так сладко, как предвещал ангел. Малышу предстоит столкнуться с обидой, слезами и унижением. Единственной радостью этого человека, на всю жизнь будет оставшаяся в душе песня ангела, которая будет идти с ним до последних дней.

Данное стихотворение Лермонтова отличается от других своей мелодичностью, оно звучит как песня, которую хочется пропустить через себя. Такая мелодичность может быть связана с определенным подбором шипящих и свистящих звуков.

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова 9 класс

  1. История создания произведения
  2. Тема и идея стихотворения
  3. Художественно-изобразительные средства
  4. Образ лирического героя

История создания произведения

Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха». Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну. А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.

Тема и идея стихотворения

В стихотворении, состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога, которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».

И эта песня, которую человеку невозможно высказать, остается в принесенной на землю душе, постоянно терзая его в земном существовании необъяснимым «желанием чудным» вновь ее услышать. Ведь ангельская песня – это музыка небес, которую обыденная жизнь заслонить не в состоянии: «И звуков небес заменить не могли/Ей скучные песни земли». Повествование о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний, которые ждут невинную душу, делят стихотворение поровну.

Художественно-изобразительные средства

Как же получилось создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения, связанные между собой, оканчивающиеся точкой. Для того чтобы передать торжество момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает эпитеты «тихая» и «святая». Небесным «кущам райских садов» противопоставлено земное существование человека, и для этого использованы последние строки второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была». Эти строки как будто меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему тексту. В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.

Образ лирического героя

Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона.

Чувство избранности, противопоставления себя окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова. А этот небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей. Тоска по чему-то неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет все произведения Михаила Юрьевича.

Итоги и выводы, полученные во время анализа данного стихотворения, пригодятся учащимся 7 классов при подготовке сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»».

Самые популярные материалы февраля для 7 класса:

Не понравилось? – Напиши в комментариях чего не хватает.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА «АНГЕЛ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА «АНГЕЛ». 7 КЛАСС.

Стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831) некоторые исследователи считают ключом ко всей его поэзии. Да и сам поэт, по всей видимости, придавал ему особое значение: ведь это одно из немногих юношеских стихотворений, которое включено им в сборник произведений 1839 года, а Лермонтов был очень строг к их отбору. Значит, «Ангел» чем-то дорог ему. И в самом деле, в этом стихотворении много «знаков» лермонтовского мироощущения и мировосприятия.

Действо его совершается в необъятных просторах Вселенной и прежде всего в небесах, хотя устремлено оно к земле. Участники этого действа: месяц, звёзды, тучи, ангел, духи, душа. За ними угадывается Творец, объединяет их «тихая святая» песня ангела «о Боге великом» и «о блаженстве безгрешных духов / Под кущами райских садов». В этой песне вся суть жизни, она определяет тот пик совершенства, к которому должна устремляться душа человека. Отсюда и томления её в «мире печали и слёз».

К образу ангела не раз обращались и художники слова, в том числе и замечательный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Этот образ возникает во многих его произведениях, но мы обратимся к одному из ранних, юношеских стихотворений, созданному в 1831 году. Поэту не исполнилось тогда ещё и семнадцати лет … Некоторые считают, что в нём ключ ко всей поэзии Лермонтова. Следовательно, и для нас понимание его очень важно.

История создания стихотворения «Ангел».

Читайте также:  Русалка – краткое содержание стихотворения Лермонтова

Никто не знает точной истории создания этого стихотворения, но многие соотносят его с воспоминаниями поэта о рано ушедшей из жизни матери. Лермонтов не помнил её облика: ему было всего три года, когда она умерла. Но помнил её голос и мелодию колыбельной песни, которую она певала над ним. «Когда я был трёх лет, — вспоминал поэт, — то была песня, от которой я плакал … Её певала мне покойная матушка». Это воспоминание согревало его в дни одиночества и печали.

А теперь познакомимся со стихотворением «Ангел». (Стихотворение выразительно
читает учитель.)
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?
Детям стихотворение нравится своей мелодичностью. Они замечают, что настроение его меняется от начала к концу произведения: если вначале оно радостное, умиротворённое,
светлое, то к концу становится печальным, в чём-то даже безысходным.
Какие картины вам представлялись, когда вы читали и слушали стихотворение? Каким вам видится «небо полуночи»?

Сравните словосочетание небо полуночи с возможным небо полночи. Некоторым семиклассникам представляются райские сады, где ангел, играя на арфе или лире, поёт нежные песни. Но большинство рисует звёздное небо, по которому плывет лёгкое белое облачко; приближаясь, оно всё больше принимает очертания грациозной фигуры ангела с младенцем на руках … Голова склонена к младенцу, кудри касаются его щеки.

«Небо полуночи» учащимся кажется праздничным, сияющим мириадами звёзд, которые, словно свита, сопровождают посланца Бога, а месяц стелет ему похожий на кисейное покрывало путь. Небо не мрачное, не чёрное,скорее оно напоминает тёмно-синий бархат, в котором, словно корона, сверкает золотой месяц. Небо исполнено благоговейного внимания к песне ангела. Небо полночи, наверно, выглядело бы по-другому: непредсказуемое, настораживающее, полное страшных тайн и снов.
Почему так отчётливо, так ясно видится в ночном небе ангел?
Он светлый и потому особенно выделяется в темноте ночи и становится ещё ярче в свете звёзд и месяца.
Откуда и куда держит путь ангел? Какова его цель?
Ангел спускается с неба на землю, куда он несёт «душу младую». Обратите внимание на первое и последнее слово стихотворения. (Небо и земля.). Эти слова расширяют пространство
произведения до космического, вселенского и чётко обозначают небесный и земной миры.
От кого мы узнаём о небесном мире? Каким вам представляется небесный мир?
Попробуйте доказать, что он воплощение гармонии. О небесном мире поёт ангел. Из его песни этот мир предстаёт перед нами прекрасным и гармоничным — в нём под райскими кущами блаженствуют безгрешные духи, а на них с радостью взирает Бог. Вся Вселенная внимает этой песне.
Какими эпитетами охарактеризована песня ангела? (Тихая, святая.)
Найдите в стихотворении контекстный синоним к слову песня. (Хвала.)
Значит, песня хвалебная, а хвалебная песня, как мы знаем, — это гимн или, может быть, ода. Гимн — песня торжественная, обычно поэтому достаточно громкая, величественная.
Но у Лермонтова она тихая. Почему? Для кого она поётся и зачем?
Песня поётся для «младой души», которую ангел несёт на землю. Поэтому песня тихая, как колыбельная для младенца, и одновременно святая, потому что она «о Боге великом» и о
«блаженстве безгрешных духов» в раю: «младая душа» должна знать, откуда она вышла, к чему ей надо стремиться и куда вернуться. Песня — «хвала». Объясните слова «И хвала / Его непритворна была». Песня ангела искренна, полна любви к небу и Богу. Песню слушает не только «младая душа», но и небеса.

Каким словом Лермонтов подчёркивает особое внимание небес к песне ангела? (Внимали.)
Что значит внимать? В чём отличие этого слова от слова слушать?
Внимать — осторожно слушать, прислушиваться, жадно поглощая слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это волю свою. То есть «месяц, и звёзды, и тучи толпой» не просто слушают, а вбирают в себя каждое слово песни ангела. Она важна не только для «младой души», но для всех. Почему? Это песня о совершенстве небесном, о гармонии, блаженстве, о которых мечтает и к которым стремится каждый.

Обратите внимание, что в одной строфе душа названа сначала младой, а затем — молодой. Почему? На первый взгляд, это одно и то же слово, но первое взято из старославянского языка, второе — из современного.
Какой оттенок звучания при одном и том же лексическом значении приобретает в каждом случае слово? Старославянский язык — язык церковный. В первом случае использовано слово младая: ведь в этот момент душа в объятиях ангела, а значит, ещё чиста и невинна. Молодой, приземлённой она стала уже на земле, в «мире печали и слёз», где ею может овладевать множество соблазнов, вместе с которыми приходят и грех, и скорбь …
Что осталось от небес в этой душе?
Звук песни ангела. Слов нет — есть только мелодия. Между прочим, поэты-романтики, к которым на раннем этапе творчества принадлежал и Лермонтов, придавали особое значение музыке и считали, что только она может в
полной мере выразить душу человека.
Какое чувство вызывает песня у души? Почему?
Песня возвращает душу туда, откуда она спустилась на землю, — к небесам, к миру гармонии и блаженства. Она вызывает у неё томление по этой утраченной гармонии, рождает «желание чудное» вернуться к истокам.

А вы чувствуете, слышите звук чудесной песни ангела? Какова её мелодика? Что помогает её создавать?
Да, мы слышим эту песню в удивительном слиянии гласных (а, о, э, и, у), сонорных согласных (л, м, н), глухих звуков (п, т, х, с), которые создают ощущение плавных переливов тихой песни:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Лермонтов здесь использовал приёмы аллитерации и ассонанса. Песня томит душу, противопоставляя небесную гармонию земному миру.

Каким он предстаёт перед нами? Чьими глазами мы его видим? Какие детали помогают его
увидеть?
В земном мире нет гармонии и блаженства, он назван миром «печали и слёз», пребывание в нём кажется неимоверно долгим ( ← Амур спросил ↑ Лермонтов Благодарность →

Анализ стихотворения «Ангел» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.07.2020 · Обновлено 14.07.2020

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик, драматург и художник. Признание писатель получил ещё при жизни. Его творчество оказало значительное влияние на писателей XIX – XX веков. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения «Ангел». Разбор осуществлён по плану, где представлены история создания, темы, идея и композиционные особенности произведения.

История создания

М. Лермонтов был совсем юным, когда, в 1831 году, написал удивительное по силе чувств стихотворение «Ангел». На создание стихотворения «Ангел» М. Лермонтова воодушевила колыбельная, которую поэту пела в детстве мать. Слова песни не запомнились ему, но само приятное воспоминание обрело форму в данном произведении. Автор лишился матери в раннем детстве, поэтому каждое такое воспоминание было свято для него.

Бытует и иное мнение, будто произведение «Ангел» было посвящено отцу, который умер от чахотки в 1831 году. Тяжёлый жизненный путь отца также, возможно, стал основой для стихотворения М. Лермонтова. Он был бедным офицером, который женился на любимой женщине против воли ее родителей. Но счастья в этом браке он не обрел, а после смерти возлюбленной ее родственники отняли у него сына. Чтобы обеспечить мальчику лучшее будущее, он отдалился от него.

Жанр, направление, размер

«Ангел» – это лирико-эпическое, романтическое стихотворение религиозно-философского направления, написанное в жанре восторженной песни. Поэтическая прелесть, лёгкость, энергия и звучность переплетаются с глубиной возвышенных и чистых чувств, которые высказаны в строках этого произведения.

Размер стихотворения «Ангел» – разностопный амфибрахий (трёхстопный и четырёхстопный). Рифмовка смежная, рифма мужская.

Композиция

В стихотворении «Ангел» 4 строфы, каждая из которой несёт в себе законченную мысль. Произведение можно разделить на 2 смысловые части.

  1. 1-я часть состоит из трёх четверостиший, в которых повествуется об ангеле, как о посланнике Бога, несущего в земной мир младую душу, которую ждёт трудная жизнь. Ангел ликует, ведь он выполняет важную задачу – он должен подарить жизнь новому человеку.
  2. 2-я часть – последнее четверостишие, в нём говорится о той самой душе, которую привёл небесный посланник в мир.

Композиция стихотворения «Ангел» линейная, то есть события в нём изложены в хронологическом порядке.

Образы и символы

В стихотворении «Ангел» видны чистые и искренние эмоциональные порывы юного поэта. В своём произведении он с любовью и благоговением создал картину рождения человека на свет. Религиозность и собственное философское прочтение начала человеческой жизни завораживают читателя своей простотой и волшебством. Произведение, наполненное свежестью, возвышенностью и ангельским ликованием, содержит образы и символы, обязательные для понимания смысла происходящих в стихотворении событий.

Лирический герой стихотворения – ангел, небесный посланник, который нёс в своих объятиях, как бы охраняя от всего дурного, молодую душу. Стихотворение повествует о рождении человека. Песня ангела – метафора молитвы, благословения души. Его песне внимают вся природа. Таким образом, в стихотворении присутствует основная мысль о том, что Творец и ангелы неотделимы от природы, они взаимодействует с ней. Песня осталась в душе без слов, но она давала жизнь душевным качествам: любви, нежности, доброте, непорочности и чистоте. Кроме того, песню можно расценить как гимн Райскому миру, который уготован всем тем, кто чист духовно и тем, кто раскаивается в своих согрешениях. В последнем четверостишии говорится о человеке, который родился благодаря ангелу. Душа его долго томилась на свете. Её «чудное желание» – это стремление к совершенству, к Богу. Автор делает акцент на том, что человек на протяжении всей жизни идёт к этой самой безупречности. «Скучные песни земли» – в понимании автора это земная жизнь, которая не могла сравниться по своей красоте с райской красотой, со «звуками небес».

Можно даже сказать, что стихотворение «Ангел» в какой-то мере даёт чувство защищённости, если читатель невольно сопоставляет себя с молодой душой, окружённой ангельской благодатью.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Ангел» описаны в списке:

  • Основной темой стихотворения является религия. М.Ю. Лермонтов описывает ангела, который несёт в мир божественное начало – чистую душу, вселяя в неё своим пением духовную красоту.
  • Также главной темой произведения является рождение нового человека, который проживёт непростую, но долгую жизнь, полную надежд и стремлений.
  • Тема жизни и смерти тоже присутствует в этом стихотворении, вырисовываясь в последней строфе, где читателю сообщается о том, что душа после долгого жизненного пути покинула этот мир.

М.Ю. Лермонтов выражает в стихотворении «Ангел» проблему, которая читается ясно и точно: в мире много боли и горя, но, несмотря на это, важно всеми силами стремиться к свету, чтобы не нарушить закон Божий. Автор заставляет задуматься о том, что нельзя сдаваться, и как бы ни были скучны для человека «песни земли», он должен всегда быть полон «чудным желанием», чтобы идти дальше и достойно пройти жизненный путь. Такова проблематика стихотворения.

Основная идея

Главная мысль в стихотворении М.Ю. Лермонтова очевидна, её не нужно читать между строк, она непосредственно читается в последней строфе – это стремление человека к Божественному небу. Молодой поэт, очевидно, был идеалистом, так как через всё произведение проходит также идея о том, что звуки небесные прекраснее любых земных песен.

Песня ангела, что поётся для человека при его рождении, должна остаться в памяти для того, чтобы он не смог потерять связь с небесным раем и всё время ощущал благость и радостный свет. Также в произведении подчёркивается бесстрашное и лёгкое отношение к умиранию, к смерти. Таков смысл стихотворения «Ангел».

Средства выразительности

В стихотворении «Ангел» М.Ю. Лермонтов применил немного средств выразительности, но оно, безусловно, наполнено изяществом и сакральным смыслом. В произведении есть сюжет, энергичное, трогающее душу движение событий. Тропы, использованные автором, помогают читателю прочувствовать всё то, что хотел сказать своим стихотворением молодой поэт:

  1. Эпитеты: «тихая песня», «младая душа», «желание чудное».
  2. Олицетворение: «тучи внимали», «тучи толпой».
  3. Аллегория: «звуки небес» (подразумеваются райские песни).

В стихотворении «Ангел» используются возвышенные слова, которые придают строкам воздушность, святость и духовность: «ангел», «внимали», «святой», «блаженство безгрешных духов», «кущи райских садов», «Бог», «хвала», «желание чудное».

Конспект урока – Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова “Молитва”, “Ангел”
план-конспект урока на тему

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова “Молитва”, “Ангел”

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
m.yu_.lermontov_angel_i_molitva_urok_1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова “Молитва”, “Ангел”

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология : мастерская, диалоговая .

Методические приемы : комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов.

Х О Д У Р О К А

Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.

1. Слово учителя.

(Читаю эпиграф урока).

Эпиграфом к теме нашего урока мы возмём слова Андрея Дементьева “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов . Душа – внутренний, психический м ир человека, его сознание

Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения М.Ю. Лермонтова “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт – юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения .

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

– Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” – ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

– Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью .

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Ангел летел и пел.

Радости, счастья, умиротворения , легкой грусти

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Песня ангела о Боге.

Печальное, легкая грусть,

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой

Ангел несет на землю душу

Теплое. Уютное, немного тревожное

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Душа помнит песню ангела

Печаль о прошлом.

– С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

( Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

– Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

– Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)

– Определите рифму (мужская)

– Какая рифмовка стихотворения? (смежная)

4. Культуроведческий аспект.

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

– Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

– Откройте, пожалуйста, учебник на странице, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. ( Ребята читают абзац)

– И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.

5. В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

– Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

– В каком случае человек обращается к молитве?

– Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

– Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

  1. Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
  2. Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.
  1. Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.
  2. М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.

Республика Марий Эл

МУ «Отдел образования» администрации

МО «Оршанский Муниципальный район»

МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа»

План урока составила Чепайкина Любовь Петровна

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова

Стихотворение “Ангел” изучается на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Ангел” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ангел.

История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.

Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.

Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.

Метафоры“и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.

Эпитеты“чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.

Антитеза“скучные песни земли” и “ангела песня святая”.

История создания

Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловне, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение, поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано оно было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “ младую душу ” ждёт “ мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной ” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “ внимают ” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томится в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли” . Стихотворение написано в форме, характерной для романтического направления.

Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ). Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.

Средства выразительности

Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни” . Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу” , именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была” . Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.

Герой нашего времени

Очень кратко : XIX век. Скучающий молодой офицер, сосланный за провинность на Кавказ, губит молодую черкешенку, компрометирует княжну, предаёт старого друга, после чего уезжает в Персию и умирает, возвращаясь домой.

В оригинале первые две главы написаны от лица странствующего офицера, имя которого в романе не упоминается, а последние три — от лица Печорина, в виде записей в его дневнике.

Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает попутчика — старого штабс-капитана Максима Максимыча, бывшего коменданта крепости на южных рубежах России.

Тот рассказывает ему историю о молодом офицере Григории Печорине, который после какой-то неприятной истории был переведён на Кавказ и поступил под его командование.

Он и Максим Максимыч быстро стали приятелями. Однажды местный горский князь пригласил их на праздник. Там Печорин увидел младшую дочь князя, красавицу Бэлу, влюбился и решил выкрасть девушку из отцовского дома.

От Максима Максимыча Печорин узнал, что младшему брату Бэлы нравится конь Казбича — одного из гостей князя.

Ради коня мальчик был готов на всё и даже предложил Казбичу украсть для него свою сестру, но тот отказался.

Видите, как иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Печорин решил этим восполь­зоваться и пообещал мальчику помочь выкрасть коня у Казбича в награду за Бэлу, Мальчик привёз Бэлу в крепость, забрал коня и исчез навсегда.

Бэла долго тосковала по дому и не отвечала на ухаживания Печорина. Со временем она полюбила его, но он успел к ней охладеть и начал тяготиться ею. Печорина снова одолела скука, и он начал надолго уезжать на охоту, оставляя девушку одну в крепости.

Во время одной из таких отлучек Казбич похитил Бэлу. Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, но Казбич, понимая, что ему не уйти, бросил девушку, смертельно ранив её. Бэла умерла на руках у Печорина.

Утрату он пережил глубоко в себе и о Бэле больше никогда не говорил. Вскоре после похорон его перевели в другую часть.

Максим Максимыч

Вскоре рассказчик снова встретил Максима Максимыча в придорожной гостинице. В это же время, по пути в Персию, здесь остановился и Печорин. Старый офицер обрадовался предстоящей встрече с другом, но тот не спешил увидеться со стариком.

Печорин объявился на следующий день, холодно попривет­ствовал сослуживца и сразу же собрался уезжать. Огорчённый и обиженный Максим Максимыч хотел отдать Печорину его дневник, но тот заявил, что он ему больше не нужен.

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

Максим Максимыч отдал дневник Печорина рассказчику. Опубликовать его рассказчик решился, узнав, что Печорин умер, возвращаясь из Персии домой.

Тамань

Находясь в командировке, Печорин остановился в Тамани, в доме на берегу Чёрного моря, где жила старуха и слепой мальчик. Ночью Печорин заметил, что слепой отправился к берегу моря и решил проследить за ним.

На берегу он увидел, как мальчик и незнакомая девушка передавали какой-то груз мужчине в лодке. Утром, снова увидев девушку, Печорин познакомился с ней и спросил о ночном происшествии, но та не ответила ему. Печорин, догадавшийся, что это были контрабандисты, пригрозил рассказать о них властям. Это едва не стоило ему жизни.

Поздно вечером девушка позвала Печорина на свидание, и они вместе отплыли на лодке в море.

И щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание.

Неожиданно девушка попыталась столкнуть Печорина в воду, но ему удалось удержаться в лодке, сбросить её в море и вернуться на берег.

Позже Печорин снова увидел контрабандистов. На этот раз мужчина уплыл вместе с девушкой навсегда. Слепого мальчика они оставили на произвол судьбы. На следующее утро Печорин уехал из Тамани, жалея, что нарушил покой честных контрабандистов.

Княжна Мери

Печорин прибыл лечиться на воды в Пятигорск, где встретил приятеля — юнкера Грушницкого.

В образовавшемся на водах светском обществе блистали Лиговские — княгиня и её прелестная дочь Мери.

Грушницкий, очарованный княжной, искал повод для знакомства, но Мери не спешила с ним сближаться. Печорин, напротив, подчёркнуто избегал знакомства с ней, чем вызвал её интерес. Об этом он узнал от местного доктора Вернера, с которым сдружился.

Спасаясь от скуки, Печорин решил покорить сердце девушки, понимая, что этим вызовет ревность Грушницкого, уже страстно влюблённого в Мери.

Вряд ли найдётся молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, ‹…› не был этим поражён неприятно.

От Вернера Печорин узнал, что у княгини гостит очень больная родственница, и по описанию понял, что это Вера, его давняя возлюбленная.

У Печорина проснулись забытые чувства. Он начал часто бывать у Лиговских, для отвода глаз ухаживая за Мери.

Печорин искусно дразнил Мери своей холодностью. Постепенно княжна начала думать только о нём и всё меньше внимания обращать на Грушницкого. Тот понимал, что причина — в Печорине, ревновал и подчёркнуто сторонился бывшего приятеля.

Вера тоже начала ревновать и потребовала с Печорина обещание, что он не женится на княжне. Однажды на прогулке Мери призналась Печорину в любви, но он проявил безразличие, втайне наслаждаясь своим достижением — он влюбил в себя девушку, не зная зачем.

Возвращаясь с прогулки, Печорин подслушал разговор офицеров и узнал, что они задумали забавы ради свести его и Грушницкого на дуэли и подсунуть им незаряженные пистолеты. Они были уверены, что Печорин струсит.

Однажды, спрыгнув глубокой ночью с балкона комнаты Веры, Печорин наткнулся на Грушницкого с товарищами. На следующий день Грушницкий во всеуслышание объявил, что Печорин — любовник Мери.

Оскорбленный Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он рассказал Вернеру о том, что Грушницкий задумал сделать с пистолетами, и доктор согласился быть его секундантом. На дуэли Печорин заявил, что пистолеты не заряжены, и оружие заменили.

Стрелялись на краю обрыва, чтобы даже лёгкая рана была смертельной, а труп списали на черкесов. В итоге Грушницкий погиб.

Узнав о дуэли, взволнованная Вера призналась мужу, что любит Печорина, и муж в негодовании увёз её из города. Только тогда Печорин понял, что Вера дорога ему — она одна любит и принимает его безоговорочно.

Начальство Печорина заподозрило, что тот участвовал в дуэли, и перевело его служить на Кавказ. Перед отъездом он сказал Мери, что не любит её, и в ответ услышал: «Я вас ненавижу».

Фаталист

Батальон Печорина стоял в одной из казачьих станиц. По вечерам офицеры играли в карты. Однажды во время игры зашёл разговор о судьбе — предопределена ли человеку его смерть.

Один из офицеров, Вулич, страстный игрок и фаталист, предложил испытать судьбу.

На спор он взял наугад пистолет, при этом Печорину показалось, что он видит печать смерти в глазах Вулича. Вулич выстрелил себе в висок, произошла осечка, но пистолет был заряжен. Печорин не понимал, почему ему всё ещё кажется, что Вулич сегодня должен умереть.

Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться.

Под утро Печорину сообщили, что Вулича насмерть зарубил шашкой пьяный казак. Он понял, что невольно предсказал судьбу несчастному офицеру.

Казак-убийца заперся в хате и сдаваться не собирался, угрожая стрельбой. Печорин решил, подобно Вуличу, испытать судьбу. Через окно он проник в дом, казак выстрелил, но задел лишь эполет Печорина. Казака скрутили и увели, а. Печорина чествовали как настоящего героя.

О произошедшем Печорин рассказал Максиму Максимычу, но тот в судьбу не верил.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Бэла («Герой нашего времени») – краткое содержание

Повесть Бэла – это начало романа «Герой нашего времени». Она посвящена одному из эпизодов биографии главного героя – Григория Александровича Печорина. Ниже читатель познакомится с кратким содержанием этой главы.

В этой главе Лермонтов рассказывает о своем путешествии по Военно-грузинской и дороге и знакомстве с Максимом Максимычем. В дороге между двумя путниками завязывается беседа. Автора удивляет тот факт, что его полупустую тележку 6 быков тянут еле-еле, в то время как телега Максима Максимыча загружена до верха, а ее с легкостью везут всего 4 быка. Свой вопрос он адресовал штабс-капитану, на что тот ответил, что эти азиаты ужасные бестии. Они изображают тяжелую работу, но в то же время не знающий человек не понимает, что они кричат своим быкам. Максим Максимыч на Кавказе служит давно. Он начал службу при Алексее Петровиче Ермолове.

День клонился к закату, и путники были вынуждены остановиться на ночлег. Лермонтов пригласил Максима Максимыча на чай, и стал расспрашивать его о военной службе. Очень хотелось ему вытянуть из собеседника какую-нибудь историйку.

Максим Максимыч не сразу, но начал рассказывать о том, как к нему в крепость, что стояла за Тереком, прислали молодого офицера, лет двадцати пяти, которого звали Григорий Александрович Печорин. Он прослужил с Максимом Максимычем примерно год, но этот год был беспокойным для штабс-капитана, наполненным множеством событий.

Однажды Максима Максимыча пригласил на свадьбу черкесский князь, и штабс-капитан позвал с собой Печорина. На свадьбе Печорин увидел юную черкешенку Бэлу, младшую дочь князя. Она подошла к Печорину и пропела ему на черкесском языке полу-комплимент полу-признание в своих чувствах. Максим Максимыч был переводчиком.

За девушкой на свадьбе наблюдал еще один гость – Казбич, про которого ходили разные слухи о его разбойничьих подвигах, но напрямую он никогда не попадался. Максим Максимыч знал его, потому что Казбич приводил в крепость продавать баранов. Много никогда не просил, но и торговаться не любил, не уступал.

Выйдя из душного дома на улицу, Максим Максимыч невольно подслушал разговор между Казбичем и Азаматом, младшим братом Бэлы. Азамату очень нравился конь Казбича. Зная, что тот неравнодушен к Бэле, Азамат предложил Казбичу сделку: он привезет свою сестру в обмен на коня. Казбич отказался.

На свою беду Максим Максимыч рассказал о подслушанном разговоре Печорину. И когда Азамат приезжал в крепость, Печорин начал соблазнять юношу. В конце концов, он поставил Азамату условие: Печорин добудет для него коня Казбича, а Азамат привезет в крепость Бэлу.

Обмен состоялся, и девушка вскоре появилась в крепости. Первое время она дичилась Печорина, не доверяла ему. Максим Максимыч по-отечески привязался к Бэле, жалел ее, и она это чувствовала. Она призналась штабс-капитану, что Печорин понравился ей сразу, как только она увидела его на свадьбе сестры.

Григорий Александрович баловал Бэлу, покупал ей наряды. Она повеселела, похорошела. Бэла пела и танцевала для Печорина. И какое-то время он действительно был увлечен ею. Прошло где-то месяца три, и Печорин заскучал, снова начал уезжать на охоту. Белла оставалась одна.

В один из таких отъездов, когда из крепости вместе с Печориным уехал и Максим Максимыч, Казбич похитил Бэлу из крепости. Выстрелы солдат услышали Печорин и Максим Максимыч, и сразу повернули назад. Действительно, Казбичу мало было того, что он убил князя, отца Бэлы. Он похитил девушку. Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню. Печорин прицелился и ранил под Казбичем лошадь. Проскакав шагов десять, она споткнулась и упала. Казбич ударил кинжалом Бэлу, и тяжело ранил ее. Ему самому удалось скрыться.

Печорин и Максим Максимыч осторожно привезли Белу в крепость. Черкешенка прожила три дня. Ее похоронили за крепостной стеной. Печорин тяжело переживал гибель девушки, а месяца через три его перевели в Грузию в другой полк.

Ссылка на основную публикацию