Анализ стихотворения Родина Лермонтова 7, 9, 10 класс

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Стихотворение было создано в 1841 году. Анализ стихотворения «Родина» показывает, что оно отличается от патриотически пафосной поэзии Радищева, декабристов, Пушкина лирической задумчивостью, размышлением поэта над отношением к родине. Критики признали это стихотворение одним из самых значительных литературных произведений своего времени.

Тема и идея стихотворения

Уже первые строки стихотворения

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

задают эмоциональный и в то же время лирический тон произведению. Темой стихотворения является не любовь к Родине, а странность этой любви, точнее раздумья о странности любви к отчизне. Эта странность становится идеей, движущей силой поэтической мысли.

Тема странной любви показывается на тесно связанных и в то же время противоположных картинах: с одной стороны равнодушие к славе, купленной кровью, с другой – простые картины русской деревни, картины природы. Утверждая о своей любви к деревенской России, поэт рисует ее без романтических преувеличений. Но в то же время он обращает внимание на приметы сельского достатка.

Стихотворение «Родина» принадлежит к жанру гражданской лирики. Главной мыслью в нем остается, конечно, Россия, отношение поэта к своей стране.

Средства художественной выразительности стихотворения

В стихотворении «Родина» поэт акцентирует внимание на природе и народной жизни – то есть, на предметах, составляющих образ России. В отличие от других произведений поэта, где он не скупиться на цветовые эпитеты, здесь он словно экономит на красках, при довольно богатой палитре средств художественной выразительности. Из цветовых встречается только желтая нива и чета белеющих берез. «Родина» Лермонтова сыграла «исключительно важную роль в становлении художественного образа русской природы» считал советский литературовед, критик Кирилл Пигарев.

Лермонтов активно использует в этом произведении анафоры (повторы). В начале стихотворения использованы частицы не и ни. Причем частицы «не» являются замыкающими в этих строчках:

Из средств художественной выразительности использованы также:

  • эпитеты: странный, полный, заветные, отрадного, безбрежных, проселочным, медленным, спаленной, ночующий, желтой, белеющих, полное, резные, пьяных;
  • метафоры: купленная (кровью); темной (старины); холодное (молчанье) росистый (вечер);
  • олицетворения печальных (деревень); ночующий (обоз);
  • гипербола: разливы рек, подобные морям.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Анализ стихотворения «Родина» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.06.2020 · Обновлено 17.06.2020

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» по плану, где описываются основные содержательные, композиционные и художественные особенности произведения.

История создания

Первые шаги в литературе М.Ю. Лермонтов сделал, будучи подростком, в 13-14 лет. Почти вся лирика Лермонтова наполнена грустью, дисгармонией с окружающей жизнью. Но, как истинный поэт, Лермонтов говорил в своих стихах не только о самом себе, своих чувствах и переживаниях, но и об окружавшем его мире. Автора, как и его лирических героев, не устраивает действительность, и они бросают ей вызов.

В своей лирике Лермонтов рассуждает о предназначении поэта и поэзии, описывает боль и тоску от неразделённой любви. Но главная любовь в жизни поэта ─ это любовь к родной земле.

Стихотворение «Родина» написано в последний год жизни Лермонтова. В марте 1841 года поэт вернулся с Кавказа и собирался подать в отставку и полностью посвятить себя литературе. В стихотворении «Родина» он признаётся в любви к своей стране. В нём поэт, по сути, подвёл итог своему творчеству и попрощался с Россией, сам не зная об этом. В красочном описании природы заметна радость автора от встречи с родной землёй. Долгое время он видел не леса и степи средней России, а горы Кавказа. В произведении он также косвенно намекнул о причине своей отставки — «слава, купленная кровью» ему чужда, поэтому он больше не собирался воевать и преумножать ее.

Жанр, направление, размер

По жанру «Родина» ─ лирическое стихотворение, элегия. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, переходящим в шестистопный. Используются кольцевая и перекрёстная рифмы, преимущественно женская рифма.

Направление творчества Лермонтова — романтизм. В каждом произведении автора проявляются его основные признаки. Даже «Родину» поэт начинает с отрицания: сначала он перечисляет ее недостатки, то, против чего выступают его разум и честь. Он начинает признание в любви с бунта против нее — таков истинный поэт-романтик!

Композиция

Стихотворение «Родина» состоит из двух строф, разных по объёму.

  1. В первой части поэт описывает то, за что другие люди любят свою страну. Его, в отличие от них, не волнуют военные успехи, покой просторов Руси и ее «темные преданья».
  2. Зато он до безумия, вопреки рассудку, любит ее красоту, ее природное очарование. Об этом и говорится во второй части произведения.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении «Родина». выступает сам автор, рассказывающий о своих чувствах. Родина для поэта ─ это, прежде всего, сама страна, её природа и народ, а не государство с его интересами.

Образ родины в стихотворении представлен воплощением дикой и необузданной красоты, первозданной свободы. Автор любит не только ее внешние стороны, но и ощущения. Ему нравится двигаться по проселочным дорогам, нравится участвовать в народных гуляниях, нравится ночевать под открытым небом. Все эти ощущения связывают его с родиной невидимыми нитями, которые не осмыслить и не объяснить логически. Эта связь возникает в душе.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Родина» изложены ниже максимально кратко:

  1. Основная проблема в стихотворении «Родина» — это ненастоящая, показная любовь, насаждаемая мнимой славой. Поэта не радуют «ни тёмной старины заветные преданья, ни слава, купленная кровью». В то время как в мрачную и суровую эпоху правления Николая I было принято восхвалять победы русского оружия, не вспоминая при этом о том, чего они стоили народу, а в отечественной истории видеть только светлые стороны, доказывая тем самым необходимость для России самодержавия и крепостничества.
  2. Другая проблема — царизм в России, против которого неизменно высказывался автор. «Ни полный гордого доверия покой» ─ строка, направленная против самого императора. Именно он в каждом своём манифесте объявлял о покое, который дарует России.
  3. Основная тема — красота и необыкновенность России. «Родина» ─ необыкновенный по красоте гимн русской природе. Автор рисует захватывающие дух картины, «лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям». «Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз, и на холмах, средь жёлтой нивы, чету белеющих берёз». Этот пейзаж навсегда остался не только в литературе, но и в живописи, став своеобразным символом нашей страны.
  4. Народ — это еще одна тема стихотворения. Автор любит родину и за то, что ее населяют такие чудесные люди. «С отрадой, многим незнакомой», поэт видит «полное гумно» ─ символ благополучия крестьянина. До полночи он готов смотреть на «пляску с топотом и свистом». Здесь автор говорит о своём единстве со всем народом, в том числе и с простыми людьми. Об уважении к труду и быту простого человека.
  5. Настроение автора одновременно и грустное, оттого, что в России много несправедливости («печальные деревни»), и у неё много врагов, в борьбе с которыми приходится проливать кровь. И в то же время счастье оттого, что он — сын этой земли. Восхищение её бескрайними просторами.

Основная идея

Странная любовь Лермонтова к родине означает недовольство настоящим и пожелание лучшей доли для России. Рассудок заставляет поэта ненавидеть ту Россию, которую в другом стихотворении он назвал «немытой страной рабов и господ». Россию ─ государство с его правительством, а не страну. Но рассудок не может победить истинный патриотизм. Да и в самой ненависти к государству тоже скрывается горячая любовь к своему народу, переживание за его судьбу. Такова главная мысль стихотворения «Родина».

В «Родине» Лермонтов доказывает, что Россию, как говорил Тютчев, умом не понять и аршином общим не измерить. Поэтому свое отношения к ней он выразил в ощущениях. Невозможно понять их и объяснить, возможно лишь ощутить то же самое, поверить и почувствовать ее близость. Таков смысл стихотворения «Родина».

Средства выразительности

В стихотворении «Родина» используются следующие тропы:

  1. эпитеты («безбрежные леса» «заветные преданья» «тёмная старина», «вечером росистым»);
  2. метафора («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой»), олицетворения, один из видов метафоры («степей холодное молчанье», «печальных деревень», «чета белеющих берёз»);
  3. сравнение («разливы рек её, подобные морям»).

До Лермонтова никому из русских поэтов не удавалось создать столь гармоничный образ человека и гражданина. Не было до него и такого глубокого размышления о жизни и человеческих поступках. Наследник и ученик Пушкина, Державина, Жуковского, Лермонтов придал русской поэзии новый облик, оказавший влияние на её дальнейшее развитие.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

Стихотворение Лермонтова “Родина” изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Родина” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение написано, как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм, окантованный картинами родной природы.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине с перечислением картин родной природы.

Жанр – дума. Вторая строфа очень близка к элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры“слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты“тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение“разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную” , потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно, торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Лирическое стихотворение близко к жанру думы, который был свойственен творчеству декабристов. Вторая строфа – самая большая по объёму – отвечает всем требованиям жанра элегии. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным, и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви” . Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Читайте также:  Боярин Орша – краткое содержание поэмы Лермонтов

Средства выразительности

Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер” .

Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.

Сравнение: “разливы рек её, подобные морям” .

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_1.ppt348.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» Михаил Юрьевич Лермонтов (15.10.1814 – 27.07.1841 гг. )

Цели урока: отработать навыки анализа стихотворения; обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения; расширить словарь учеников; углубить литературоведческие знания; показать новаторство поэта в разработке темы; сопоставить поэзию и живопись.

Оборудование урока: Пейзажи А.К. Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана и других художников

Эпиграф «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта…Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно» Н.А.Добролюбов.

Структура урока: Работа над эпиграфом Словарная работа (на протяжении всего урока) Творческая история стихотворения Чтение стихотворения Лингвистический анализ произведения Осмысление результатов работы

Эпиграф «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта…Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно» Н.А.Добролюбов.

Словарная работа Пафос (греч.) – страсть, чувство, которое пронизывает все произведения, творчество. Родина «Место, где кто родился» (словарь церковнославянского и русского языка, 1847 г.) «родимая земля, чье место рождения», «земля, государство, где кто родился» (в широком значении»; город, деревня (в узком значении). (По словарю В. И.Даля); 1. Отечество, родная страна…. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь» (словарь С.И.Ожегова) Отчизна – «Отечество, родина» (По словарю В.И.Даля) – «(высокое) Отечество, Родина» (По словарю С.И.Ожегова)

Творческая история стихотворения В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. После путешествия по России в 1835-1836 годах он написал «Бородино», «Песню про купца Калашникова». И вновь возникла потребность сказать о Родине. В апрельском номере журнала «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина», которое занимает особое место в русской патриотической поэзии. Для своего времени оно было по-настоящему новаторским.

Чтение стихотворения Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полного доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужиков.

Лингвистический анализ произведения В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано ч названием «Родина». Почему? В чес поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к композиции произведения! Сколько частей в стихотворении и о чем они? В стихотворении две части; первая часть – отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине, вторая 0 объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы. Докажите, что автор спорит, причем не только с кем-то, но и с самим собой (2-й стих). В чем синтаксические особенности этих частей? Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

В чем необычность первого предложения с точки зрения пунктуации? Предложение содержит и противопоставления, и восклицания. Первый же стих окрашен эмоционально, он сразу передает волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание! Проанализируйте первый стих с точки зрения художественной речи. Какое слово является ключевым? Ключевое слово – люблю , выделенное эллипсисом. Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения. Какое слово пропущено? Какую роль играет противительный союз но ? Запятая перед противительным союзом но требует паузы тем самым выделяя интонационно следующие за союзом слово странною. Какое слово удивило вас? Странною любовью Дайте толкование этого слова. Эпитет странная имеет следующие толкования: «своеобычный, причудливый» (словарь 1847 года); «чудный, необычный, необыкновенный, особенный» (словарь В.И.Даля); «необыкновенный, непонятный, необычный, особенный, вызывающий недоумение» (словарь С.И.Ожегова).

Выберите из этого синонимического ряда эквивалент, который, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Своеобразный, непонятный, особенный. Объясните свой выбор. Сделать это вам поможет следующий вопрос. Местоимения какого лица преобладают в стихотворении? Местоимения 1-го лица единственного числа (я, мой, мне). Поэт подчеркивает свое понимание, личное понимание Родины, это только его точка зрения. Какова роль инверсии? Инверсия – перестановка слов, нарушающая обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях. Инверсия люблю …я требует постановки логического ударения на я , что еще раз подчеркивает лиризм стихотворения и своеобычность того, о чем говорит автор. Проведите лингвистический эксперимент: замените в первом стихе слово отчизна словом родина (люблю я родину, но…) Почему Лермонтов, назвав стихотворение «Родина», пишет о любви к отчизне? С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Со славой, купленной кровью, с преданиями старины.

Найдите слова высокие, поэтические. В какой части они преобладают? Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»? Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм. Какова роль союза ни ? Он усиливает отрицание. Дайте толкование слов отрадное и отрада? Отрада – «утеха, услада, утешенье, успокоение, наслаждение, что покоит, облегчает скорбь». (В.И.Даль). Отрада – «чувство удовольствия, радости. Удовлетворения» (С.И.Ожегов) Отрадное – доставляющее удовольствие, приятное, отраду. У Лермонтова – это мечтанье, несущее утешенье, надежду, задевающее самые сокровенные струны души. Образ родины раскрывается во второй части стихотворения. Можно ли сказать, что оно посвящено природе, что оно относится к пейзажной лирике? Почему из множества примет родины поэт выбирает степи, леса, реки? Какие тропы использует Лермонтов? Олицетворение, эпитет, сравнение.

Люблю отчизну я, но странною любовью! Тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему. Поэт впервые «малую родину», изображенную более реально и объективно, чем это делалось до него, соотнес с понятием «большой родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой родины». Такое соотношение впоследствии стало традиционным в русской поэзии. Создавая художественный образ Родины, русские поэты обычно использовали лексику, называющую деревья (дуб, липа). Лермонтов впервые употребил слово береза , в сочетании со словом чета . Впервые в русской поэзии гражданская тема воплотилась в интимном, лирическом жанре, причем именно Лермонтов завершил начавшийся при Пушкине распад жанровых стихотворений, утвердив окончательно реалистический метод изображения действительности.

Анализ стихотворения Родина Лермонтова 9, 7 класс по плану

Михаил Лермонтов один из самых знаменитых русских поэтов 19 века. Он оставил огромный творческий потенциал будущему поколению, и тем самым сделал большой вклад в развитие национальной культуры. Его творчество олицетворяло множество тем, он писал о любви, много произведений отведено теме одиночества. Но помимо всего Лермонтовым было создано несколько произведений посвященных своей родине, к которым хотелось сегодня обратиться. И одно из них так и называется « Родина », написанное незадолго до гибели поэта. Это стихотворение по своей смысловой структуре является чем то похожим на выплескивание автором своих душевных волнений в отношение неравнодушного родного края. Хочется отметить, что поэт не ведет речь об отдельном месте, а обобщает всю Россию в целом.

В начале стихотворения Лермонтов, пытается донести нам, его непомерную тягу к любимой стороне. Мы можем увидеть некоторые утверждения автора, которые говорят нам о сильных чувствах, испытываемых лирическим героем. Эта череда утверждений, ясно дает понять, герой каждой клеточкой своего тела любит родину до самых глубин души. В следующей части произведения Лермонтов приводит убедительные примеры, основанные на образных картинах большинство из которых относятся к природе.

Стоит отметить, каждый природный элемент сопровождается определенной еле уловимой динамикой, как например лесов безбрежных колыханье или взором медленным пронзая ночи тень. Все это наводит особую утонченность, которая может возникнуть только от переизбытка чувств автора, который смог уловить такие тонкие детали. Особенность этих образов в том, что они относятся именно к деревне, нет ни одного упоминания о каких либо городах, из этого следует сделать вывод, познающий нам о неравнодушие Лермонтова, к простым обывателям деревни. Ведь именно они составляют основную часть страны, и на которых она держится. Такое отношение к деревне, а не светским вечерам, говорит нам о возможном сострадание Лермонтова к российскому народу, который угнетен, но тяга к жизни и борьба людей, скорее всего, вдохновляет поэта. Ведь эта простая жизнь, так нравиться поэту. Стихотворение очень проницательное, оно так и веет неким раздольем и свободой, которое приносят такое блаженство душе лирического героя.

Подводя итоги, остается сказать только одно, тема родины в творчестве Михаила Лермонтова стоит преувеличивать, в чем мы убедились на примере стихотворения « Родина ». Это уникальное произведение, в котором автор, словно подводит итог своего отношения к родине, перед смертью. Мы можем это почувствовать в трагичных нотках, пронизывающих стих, и сразу можно догадаться, что некое обобщение являться попросту, прощальным взглядом.

Анализ стиха Лермонтова Родина

Данное произведение было написано в 1841 году, в год смерти поэта на дуэли. Главной темой является отечество, которое ценил и любил автор. Как и у многих писателей того времени у Лермонтова были определенные взгляды на жизнь, которые не поддерживались некоторыми слоями общества. Это и стало, по сути, причиной создания данного стихотворения. Из-за своих высказываний в стихотворении «Смерть поэта» автор был осужден и в качестве наказания его изгнали на Кавказ, после возвращения Лермонтов снова был изгнан. В стихотворении «Родина» Лермонтов скучает по родной земле, которую увидит не скоро. В изгнании автор сильно изменился и общество, по сути, для него стало потерянным.

В строках автор выражает свою любовь к русским людям и связывает себя с ними кровно, а также не упускает возможность написать о красоте родной природы, которая не сравнится ни с чем в мире. Лермонтов не возлюбил высокие чины и правительство, ему близки простые люди, люди которые с ним имеют одну позицию на ситуацию в обществе и стране. Автор видит весь негатив, который присутствует в людях того времени и уверен в том, что спасение лежит именно в народе русском. Все страдания и горечь, которые испытывают русские люди, автор пропускает через себя и сам переживает все тяготы жизни.

Стихотворение наполнено множеством сравнений и литературных приёмов. Используется достаточное количество эпитетов и метафор. Автор заложил в каждую сточку стихотворения любовь к родине и природе. Автор сам называет любовь, которую он испытывает «странной». Возможно, это связано с тем, что объяснение ей он не находит. Но и сам же уверен в том, что доводы и доказательства излишние.

Произведение построено довольно интересно. По размеру стихотворение относится к шестистопному ямбу. Начало стихотворения написано в торжественном стиле. Далее стилистика произведения меняется и потом просматривается грусть в описании красоты родной природы.

Изначально автор назвал стихотворение «Отчизна», но потом переименовал его. Одни источники утверждают, что замена названия произошла из-за уже существующего стихотворения с таким названием. Также существуют еще версии, но ни одна не подтверждена официально.

Вариант №3

В философской лирике «Родина» Михаил Лермонтов рассуждает о своей любви к Отчизне. В этом стихотворении автор говорит о том, что патриотизм у каждого проявляется по-разному. У лирического героя произведения, по его словам, «странная» любовь к Родине. Его рассудок не волнует история и слава, а вот красота пейзажей заставляет сердце биться чаще. Условно стихотворение можно разделить на две части, которые строятся на антитезе. Казённый патриотизм ( нём говорится в первой части) противопоставляется любви к природе и деревушке ( вторая часть).

Автора больше волнует жизнь крестьян, красота полей, нив, лесов, рек. Читатель после знакомства с этим стихотворением поймёт, что Михаил Лермонтов не представляет свою жизнь без деревни, потому и описывает её в деталях: телега, дымок жнивы, нива, берёзы, изба, покрытая соломой, ставни, росистый вечер, пляска, свист, пьяные мужики. Но в тоже время сквозь строки этого произведения мы чувствует душевное одиночество Михаила Лермонтова. Поэт устал, и отдых ему может принести только размеренная деревенская жизнь.

В стихотворении используется анафора. С помощью этой разновидности повторов автор подчеркивает свою духовную близость и привязанность к Родине . Насыщено произведение различными видами тропов. Почти в каждой строке есть эпитеты: холодное молчанье, безбрежное колыханье, медленный взор, безбрежное колыханье, ночующий обоз. Много эпитетов, связанных с цветовой гаммой: жёлтая нива, белеющие берёзы. Метафоры, раскрывающие чувства автора: купленная кровью, пронзает взором, рассудок не победит.

Стихотворный размер стихотворения «Родина» – ямб. Используется женская и мужская рифма, а также перекрёстная, парная и кольцевая рифмовки.

В произведении используется аллитерация: ее лесов безбрежных колыханье. Присутствует также ассонанс: смотреть до полночи готов.

Поэзию «Родина» нужно прочесть вдумчиво и глубоко, чтобы понять подтекст и открыть для себя широкую гамму чувств поэта. Михаил Лермонтов сердцем прикипел к родной природе и самобытности народа.

9, 7 класс по плану, кратко 8 класс

Картинка к стихотворению Родина

Популярные темы анализов

Одно из своих самых известных стихотворений Некрасов написал в 1845 году. Автор пишет про то, как младенец ведет сравнение своей жизни в будущем с нынешней жизнью его отца. Некрасов использует критику, которую всячески скрывает,

Русский поэт Константин Николаевич Батюшков писал на различные темы. Его считают предшественником Пушкина. Батюшков писал в несколько необычном стиле. В его произведениях был и классицизм, и сентиментализм,

Константин Дмитриевич Бальмонт – один из первых в России поэтов-символистов. Хотя, в общем понимании, его творчество нельзя было затиснуть в рамки одного конкретного направления. Произведения, созданные в начале творческого пути,

Афанасий Афанасьевич Фет – знаменитый русский поэт середины XIX века. “Чудная картина” относится к раннему периоду его многогранного творчества. Читатель может обнаружить для себя череду спрятанных в произведении мотивов.

В данном элементе творчества писателя рассказывается история восстания при Екатерине Великой, недовольства казаков и того, что повториться через много лет, при большевистской революции.

Краткое содержание Лермонтов Герой нашего времени по главам

Глава 1. Бэла

Роман начинается с рассказа офицера, путешествующего по землям Кавказа. В пути он знакомится с попутчиком, штабс-капитаном Максимом Максимычем, который поведал ему интереснейшую историю о русском офицере Григории Александровиче Печорине. Тот был замешан в каких-то неприятных делах, поэтому был командирован на Кавказ.

Молодой офицер был хорош собой, образован и принадлежал к классу зажиточных дворян. Но, при всех своих достоинствах, был человеком, отличающимся дурным характером. С Максимом Максимычем, под командование которого он попал, они достаточно быстро поладили.

Однажды их вместе пригласили на свадьбу к местному жителю, князю-черкесу, который выдавал замуж свою старшую дочь. Оказавшись на торжестве, Печорин с первого взгляда влюбился в красавицу Бэлу. Как оказалось, она была еще одной дочкой князя. В его голове зреет коварный план о том, как заполучить красавицу и, при помощи ее младшего брата Азамата, ему это удается. Тот мечтал заполучить вороного коня, который принадлежал местному разбойнику Казбичу, но он не соглашался ни на какие уговоры. Тогда предприимчивый Печорин решается помочь выкрасть животное, а в обмен Азамат должен был похитить и привезти к нему Бэлу. Так сложилось, что цена свободы девушки была равна цене украденного коня.

Григорий очень трепетно и нежно относится к Бэле, бережет и помогает. Но девушка не сразу отвечает молодому человеку взаимность, а когда чувства становятся ответными, Печорин начинает терять к ней интерес. Привычная нежность сменилась безразличием, что юная девушка не могла не заметить.

В один из дней Печорин и Максим Максимыч, возвращаясь домой, увидели скачущего на лошади Казбичка с тяжелым мешком. Началась погоня, в ходе которой разбойник скинул груз и оторвался от офицеров. В мешке оказалась смертельно раненная Бэла. Так Казбич отомстил Григорию за его опрометчивый поступок. После похорон девушки Печорин перевелся в другую часть и уехал из гор Кавказа.

Глава 2. Максим Максимыч

Спустя какое-то время наш главный рассказчик встречает снова знакомого Максима Максимыча, правда уже в гостинице Владикавказа. Капитан рассказал ему, что, спустя пять лет, у него снова появилась возможность увидеться со старым товарищем Печориным. Но, к сожалению, тот пытался избежать этой встречи. А ведь после их разлуки прошло долгих пять лет. В итоге им удалось пообщаться, но встреча это была холодная и совсем не дружественная. Это очень расстроило Максима Максимыча.

Рассказчику тоже удалось встретиться с Печориным лично. Тот произвел на него приятное впечатление, правда, общение у них было недолгим, потому что Григорию нужно было срочно уезжать в Персию.

Максим Максимыч хранил личные дневники своего бывшего друга. Он был очень обижен на Печорина после их встречи, а так как рассказчик был заинтересован его персоной, решил их отдать.

Так случилось, что по пути домой и Персии, Григорий погибает, что становится одной из причин публикации его дневников рассказчиком романа. «Журнал Печорина» включил в себя несколько глав: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

Глава 3. Тамань

Итак, первая глава дневника начинается с приезда Печорина в Тамань. Сюда он был направлен по служебной командировке. Остановился он в хлипкой избушке, расположенной на берегу моря. Хозяином здесь был слепой парень.

Однажды, после заката, Григорий решается проследить за ним. Юноша впотьмах встретился с таинственной женщиной (в романе она была прозвана «ундиной»). Вместе они ожидали кого-то по имени Янко. Оказалось, что здесь, на берегу Тамани, промышляли контрабандисты.

Ундина заманила Печорина на ночное свидание и хотела убить, ведь тот прознал про их грязные дела. Все обошлось, но в итоге, она вместе со своим напарником Янко уплывают навсегда, бросая слепого мальчика одного.

По возвращению в дом, Григорий обнаружил, что у него пропали вещи. Он сразу понял, что это дело рук несчастного одинокого юноши. Не устраивая разборок, Печорин уезжает, навсегда покидая Тамань.

Глава 4. Княжна Мери

Следующие события происходят в Кисловодске. Печорин, прибывший сюда на лечение, встречает своего давнего знакомого – юнкера Грушницкого. Приятным сюрпризом для них становится встреча с княгиней Лиговской и ее очаровательной дочкой Мери. Грушницкий был без памяти влюблен в девушку, но та совсем не отвечала ему взаимностью, потому что была влюблена в Печорина.

Вскоре в город приезжает Вера – родственница четы Лиговских и по совместительству бывшая любовь Григория. Неожиданная встреча разжигает пламя в их сердцах, но остается одна важная деталь – Вера замужем.

Печорин пытался отвлечься от старых чувств и переключиться на молодую княжну Мери. Девушка была хороша собой, умна, к тому же влюблена в него. Но, к сожалению, Печорина все также тянуло к Вере. У них состоялся разговор, в ходе которого он узнал, что женщина тяжело больна и не хочет ворошить прошлое.

Григорий продолжал играть чувствами Мери – то ли от скуки, то ли от злобы на Веру. Все зашло слишком далеко. Однажды, Печорин решил тайно проникнуть в дом Лиговских, чтобы поговорить снова с Верой, но за ним проследил Грушницкий. Тот подумал, что он был у Мери и вызвал его на дуэль. Но у того другие планы, ведь на курорте он увидел свою некогда любимую женщину Веру. Они начинают втайне встречаться, пытаясь всячески заметать следы, ведь она замужняя женщина. Вера и чета Лиговских жили в одном доме и, однажды, когда Григорий в очередной раз возвращался со свидания, его заметил Грушницкий. Произошел конфликт, который вызовом на дуэль.

Секундантом Печорина выступил новый знакомый (и, между прочим, местный доктор) Вернер. Они пытались убедить Грушницкого в отмене дуэли, но тот был не приклонен. В итоге, он погиб. Чтобы скрыть факт стрельбы, решено было сообщить, что юнкер погиб от рук черкесов.

В это время Вера признается своему мужу в любовных чувствах к Печорину, от чего он немедленно увозит ее прочь из Кисловодска. А Григорий был сослан на земли Кавказа, где и познакомился с известным нам Максимом Максимычем.

Глава 5. Фаталист

В этот раз Печорин проездом оказывается в казачьей станице. Часто офицеры играли здесь в карты, выпивали и дискутировали. Однажды, они все собрались в гостях у одного майора и спорили о превратностях судьбы. Одни утверждали, что невозможно избежать того, что приготовила тебе судьбы, другие, напротив, считали, что все наоборот.

Один из гостей, Вулич, был страшно азартным человеком, поэтому и правоту своего мнения он решил доказать необычным образом. Он взял пистолет, приложил к голове и спустил курок… осечка. Но этот сумасбродный поступок не проявил впечатления на циничного Печорина. Почему-то ему казалось, что Вулич сегодня умрет, и этот холостой выстрел лишь немного отсрочил неизбежное. Офицеры посчитали его странным и эгоистичным, на этом и закончилась посиделка.

На утро всем стало известно, что поручика Вулича какой-то пьяный казак зарубил шашкой. Все случилось так, как и предсказал Григорий.

Казак Ефимыч, зарубивший Вулича, не мог поверить, что натворил. Он закрылся в доме и отказывался самовольно сдаваться. Печорин решил испытать теперь свою судьбу, поэтому проник в дом к преступнику. Судьба была на его стороне, поэтому пуля, пущенная казаком, пролетела мимо и не задела Григория. Все эти события оказывают большое влияние на его взгляды на жизнь, что приводит его к мыслям о том, что нельзя полагаться только лишь на судьбу. Необходимо всегда поступать разумно и обдуманно.

После, он снова возвращается к Максиму Максимычу на службу.

Главный герой (молодой офицер Григорий Печорин) – собирательный образ, который сам Лермонтов охарактеризовал как портрет, составленный из человеческих пороков. Пороков, которые характеризуют целую эпоху. Одни называют его отщепенцем, другие же характеризуют его как типичного представителя молодого дворянства. Но все едины во мнении, что беда Печорина – это беда всей прошлой эпохи.

Роман, на примере Печорина, показывает нам, как стоит поступать в жизни, а чего стоит избегать. Нужно стараться не повторять своих ошибок и уметь анализировать свои проступки, и вопреки всем трудностям, идти вперед. К сожалению, отсутствие цели в жизни ведет к пустоте и бессмысленности. Григорий, обладая острым умом и привлекательной внешностью, совсем не хотел использовать свои ресурсы, чтобы чего-то добиться. Он постоянно играл чужими судьбами и чувствами, казалось, что все человеческое ему было чуждо. Но это просто в очередной раз подчеркивает то, насколько он был несчастен.

При всем при этом, читатель и сам автор, Михаил Юрьевич Лермонтов, симпатизируют своему главному герою. Но, к великому сожалению, таким «Героям нашего времени» не место в любом обществе. Именно поэтому Григорий Печорин погибает в своей поездке из Персии. Вот такую аналогию провел автор.

Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – это, несомненно, легендарный роман, вызвавший бурную положительную реакцию читателей тех лет. В произведении так тонко слились и психологический, и авантюрный, и исповедальный, и авантюрный романы. Уже сотни лет между филологами не угасают споры о том, к какому же точно жанру можно отнести это произведение.

Михаил Юрьевич издавал роман частями и публиковал в газете «Отечественные записки», тем самым еще больше подогревая любопытство своих читателей. Кстати, «Герой нашего времени» считается первым и единственным завершенным произведением Лермонтова.

Краткое содержание романа «Герой нашего времени» постепенно раскрывает характер главного героя Печорина перед своими читателями. Это произведение актуально в любое время и эпоху. Человек – индивидуалист, который сильно отличается от своего окружения. Он так притягивает и так отталкивает одновременно. Иначе говоря, является лишним человеком и в мире, и в своем обществе.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Герой нашего времени по главам. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повесть «Пунин и Бабурин» начинается с того, что пожилой и больной человек по имени Петр Петрович вспоминает самые яркие события своей жизни.

Рассказ про собаку. У нее не было имени, не было и хозяина. Никто не знал, где она жила и чем питалась в эту долгую морозную зиму. Она не могла приютиться у теплых деревенских изб, поскольку оттуда ее прогоняли дворовые собаки и уличные мальчишки.

Дмитрий Круциферский, – молодой учитель, окончивший Московский университет, служит в семье престарелого помещика Алексея. Дослужившись до чина генерал-майора, Он ушел в отставку

Трилогия состоит из 3 рассказов

Это вторая книга о приключениях Гарри Поттера и его друзей. Повествование начинается с в доме Дурслей, родственников Гарри, у которых он проводит летние каникулы. Мальчик все лето не получает никаких известий от друзей

Герой нашего времени – краткое содержание

Название произведенияГерой нашего времени
АвторМихаил Лермонтов
ЖанрПсихологический роман
Год написания

Главные герои

  • Григорий Александрович Печорин – петербургский офицер, служащий на Кавказе
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, бывший комендант крепости, приятель Печорина
  • Бэла – юная горская княжна
  • Ундина – девушка-контрабандистка
  • Княжна Мери – московская барышня, отдыхающая на водах
  • Вера – бывшая возлюбленная Печорина
  • Грушницкий – юнкер, влюбленный в Мери
  • Вулич – офицер-игрок, «фаталист»

Другие персонажи

  • Рассказчик
  • Казбич – «лихой» горец
  • Азамат – брат Бэлы
  • Слепой мальчик
  • Неизвестный контрабандист
  • Княгиня Лиговская – мать Мери
  • Доктор Вернер – друг и секундант Печорина
  • Драгунский капитан – приятель и секундант Грушницкого
  • Пьяный казак

Краткое содержание

Часть первая

I. Бэла

Странствующий на Кавказе русский офицер знакомится с проезжим штабс-капитаном, бывшим комендантом южнорусской крепости. Старый офицер представляется Максимом Максимычем. Пережидая непогоду, герои знакомятся ближе, и Максим Максимыч делится историями из служебной практики. Так, рассказчик узнает о молодом офицере Григории Александровиче Печорине, сосланном на Кавказ. По признанию штабс-капитана, он был «из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи».

Печорин и Максим Максимыч легко становятся друзьями. Когда местный горский князь приглашает их на свадьбу дочери, Печорин знакомится с Бэлой, младшей княжной. Григория Александровича поражает ее несходство со столичными светскими барышнями, и он решает во что бы то ни стало сделать Бэлу своей. На помощь приходит случай: Печорин подслушивает разговор Азамата, брата Бэлы, и горца Казбича, знакомого старого князя. Юный Азамат умоляет продать ему знаменитого коня Карагеза, равных которому нет во всей в Кабарде. Мальчик предлагает Казбичу взамен выкрасть Бэлу, которая очень нравилась горцу:

«Я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха.

Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?»

Казбич отказывается, и этим пользуется Печорин: он обещает увести заветного коня для Азамата, если он выкрадет и отдаст сестру ему./p>

«Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия», — Максим Максимыч возражает против этого замысла, но Печорин принимает решение без колебаний. Азамат привозит Бэлу в крепость и забирает коня, пока Григорий отвлекает горца. Мальчик сбегает, опасаясь мести Казбича. Опасный горец скрывается, затаив обиду.

Поначалу Бэла тяготится жизнью в крепости, тоскуя по дому. Печорин дарит ей подарки, признается в чувствах, всячески пытаясь расположить ее к себе, но его уловки подействуют лишь спустя долгое время. Бэла влюбляется в странного русского офицера, и довольно быстро Печорин охладевает к горянке. Он все чаще выезжает охотиться один. Максим Максимыч выговаривает Печорину за равнодушие к Бэле. Печорин рассказывает штабс-капитану о смертельной скуке, которая одолевает его:

«… Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно. »

Сторожевые все чаще начинают замечать вблизи крепости Казбича. Мстительный горец подстерегает и похищает Бэлу во время прогулки. Печорин и Максим Максимыч пытаются догнать его, но Казбич ранит девушку в спину и скрывается. Спустя два дня мучений она умирает на руках у Печорина. Тот замыкается в себе и отныне избегает любых упоминаний о княжне.

Печорина переводят в другую часть.

II. Максим Максимыч

Случай снова сводит вместе Максима Максимыча и рассказчика в дорожной гостинице. Здесь он сталкивается и с Печориным: офицер направляется в Персию и также останавливается в гостинице.

Штабс-капитан отправляет лакея к бывшему товарищу и предвкушает встречу. Однако ответа на приглашение не следует, и Максим Максимыч, напряженно ожидая появление старого друга, всячески найти оправдания его поведению: он не понимает, почему Печорин уходит от встречи с ним.

Немного спустя Максим Максимыч все-таки встречает Печорина, но тот уже собирается в отъезд и не выказывает особенной радости от мимолетного свидания. Максим Максимыч уговаривает Печорина задержаться, Григорий отказывается. Старик глубоко огорчен: «Не так я думал с вами встретиться», но молодой офицер отзывается: «Всякому своя дорога». На вопрос, как поступить с его дневником («журналом»), который штабс-капитан все эти годы берег, он получает равнодушное дозволение делать с записями все, что ему заблагорассудится.

«Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

Разочарованный Максим Максимыч передает журнал Печорина офицеру. Именно из этих материалов и из заметок проезжего и получится в итоге роман «Герой нашего времени». Опубликован он будет спустя несколько лет, когда рассказчик узнает, что Печорин погиб на обратном пути из Персии.

Журнал Печорина — это беспристрастный, откровенный анализ собственных чувств.

Журнал Печорина

I. Тамань

Путешествуя по службе, Печорин останавливается в приморском городе Тамань. Не найдя свободных квартир, он поселяется в лачуге на берегу моря. В мрачном доме, окруженном дурной славой, живут глухая старуха и мальчик- сирота.

Ночью Печорин замечает, что слепой убегает к берегу моря, и отправляется следом. На побережье Григорий Александрович видит незнакомую девушку, которая вместе со слепым словно ожидают кого-то. Причаливает лодка, неизвестный спускает с нее груз, который принимают слепой и девушка.

Утром Печорин знакомится с ней — незнакомка оказывается дочкой глухой старухи — и рассказывает, что стал свидетелем их ночных приключений. Девушка не смущается, отшучивается. Печорин отмечает, что она ведет себя странно: говорит загадками, никогда не дает прямых ответов и больше напоминает русалку-ундину, чем обычную женщину. Догадываясь, что и девушка, и слепой, связаны с контрабандой, он грозится донести о них властям, не подозревая, что эти слова могут впоследствии стоить ему жизни.

Вечером девушка зовет Печорина на свидание у моря. Предупредив слугу-казака о возможной опасности и велев ему бежать на берег, если он услышит выстрел, Печорин отправляется к ней. Девушка заманивает его в лодку, они отплывают, несмотря на дурные предчувствия Печорина.

«… щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание».

Незнакомка признается ему в любви, целует, выбрасывает пистолет в море и пытается скинуть Печорина с лодки. Чудом он одолевает ее, сбрасывает в воду и возвращается на берег. В доме Печорин обнаруживает, что все его ценные вещи украдены.

Позже Григорий снова видит контрабандистов. Мужчина и девушка уплывают навсегда, равнодушно прощаясь со слепым мальчиком. Печорин уезжает из Тамани с сожалением: он не хотел «нарушать покой честных контрабандистов».

Часть вторая

II. Княжна Мери

Печорин приезжает на воды, в Пятигорск, чтобы восстановиться после ранения. У источников, где собирается свет общества, он встречает раненого юнкера Грушницкого. Внешне они состоят с ним в приятельских отношениях, но по признанию Печорина не любят друг друга. Он чувствует: «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге и одному из нас несдобровать».

Напыщенный юнкер мечтает «сделаться героем романа», и мгновенно влюбляется в дочь московской княгини Лиговской, юную Мери, она также выказывает интерес к юнкеру. Княжна убеждена, что Грушницкий разжалован за дуэль, и это придает ему романтического очарования. Печорин чувствует зависть, ведь внимание княжны устремлено не на него, и решает изменить ход событий. Он пускается на провокации, чтобы раздразнить княжну Мери. Немного спустя знакомый Печорина, доктор Вернер, подтверждает успешность предпринятых Григорием усилий:

« — Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно».

Вернер также упоминает девушку, в описании которой Печорин узнает Веру — свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за немолодым богатым дворянином. Они встречаются, говорят о былых чувствах друг к другу, тайный роман вспыхивает вновь.

На прогулке верхом Печорин встречает Мери и Грушницкого, княжна принимает его за черкеса, Григорий дерзко комментирует свое внезапное появление, вызывая негодование княжны. Вера приглашает Печорина в дом Лиговских под предлогом, что нигде больше видеться они не смогут. На бале Печорин пытается извиниться перед княжной Мери за свою дерзость. Он пользуется случаем и вступается за нее перед пьяным драгунским капитаном, заслуживая прощение, а отныне и теплое отношение Мери.

С этого момента они общаются все чаще, и интерес княжны к Грушницкому постепенно сменяется симпатией к Печорину. В журнале Печорин подчеркивает, что любить Мери не будет никогда, и цели его сугубо эгоистические:

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность ; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Княжна влюбляется в Печорина, он торжествует. Грушницкий, которого произвели в офицеры, в свою очередь, обнаруживает, что Мери охладела к нему, и страшно ревнует. Он мстит, распуская слухи о якобы предстоящей женитьбе Печорина и Мери.

Печорин проводит немало времени с княжной. На прогулке верхом они говорят о любви, Печорин целует Мери, и она фактически признается в своих чувствах. Вечером Григорий становится невольным свидетелем разговора о себе пьяных военных во главе с Грушницким, они подстрекают Грушницкого к дуэли. У Печорина рождается ответный план.

На следующий день он встречается с Мери. Убежденная во взаимности девушка вымаливает у него признание в чувствах, однако Печорин открыто заявляет, что не любит ее.

У Григория развивается роман с Верой. Вечером, связав две простыни, он тайно покидает комнату Веры, которая живет в том же доме, где и Лиговские, и мимоходом наблюдает за Мери сквозь ее окна. На земле Печорина ловят драгунский капитан и другие приятели Грушницкого, завязывается драка, которую впоследствии представят как нападение черкесов.

Грушницкий публично обвиняет в ночном вторжении Печорина, и тот вызывает его на дуэль. В секунданты Григорий выбирает доктора Вернера, который рассказывает, что знает о заговоре шайки Грушницкого: они хотят зарядить только один пистолет. Условия дуэли смертельные — стреляться на шести шагах (шесть шагов между шпагами).

Дуэль происходит утром. Печорин предлагает расположиться на обрыве скалы, чтобы исход дуэли действительно был смертельным и чтобы впоследствии поединок можно было скрыть от властей, списав труп на черкесов.

Грушницкий отказывается убивать Печорина, но капитан обвиняет его в трусости и тот все же стреляет, легко задевая колено Печорина. Печорин раскрывает обман с незаряженным пистолетом, и убивает Грушницкого. Он падает с обрыва, разбиваясь о камни.

Доктор Вернер, как было условлено заранее, вынимает пулю, и убийство списывают на черкесов. Вера, узнав о дуэли, признается мужу, что любит Печорина, и тот увозит ее. Печорин мчится верхом в Пятигорск, надеясь перехватить Веру до отъезда, но загоняет коня. Единственная дорогая ему женщина потеряна безвозвратно.

«Изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал. И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым»

Начальство, подозревающее Печорина в дуэльной истории, переводит его в одну из кавказских крепостей. Он наносит визит в дом Лиговских и признается княжне Мери, что насмехался над ней и ее чувствами.

III. Фаталист

Последняя повесть «Журнала Печорина». Во время игры в карты завязывается спор о существовании некоего предопределения, ответственного за то, когда человеку придет час умереть. Поручик Вулич, известный карточный игрок, вызывается проверить существование «списка смерти» на практике. Печорин предлагает пари, Вулич соглашается: если его час умереть настал, это случится, если нет — он выживет. При этом Печорин замечает, что на лице Вулича словно присутствует тень чего-то неизбежного, рокового. Он предупреждает Вулича о скорой смерти, но тот не воспринимает его всерьез. Находят пистолет, Вулич стреляет себе в лоб, случается осечка, но когда он следом стреляет в фуражку на другой стороне комнаты, раздается выстрел. Вулич выигрывает спор. Публика ошеломлена. Печорин не может понять, почему он ощущал, что Вулич скоро умрет.

«Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться».

По пути на квартиру Печорин размышляет о судьбе и взаимосвязи жизни и смерти. Внезапно он обнаруживает на дороге труп свиньи, разрубленный пополам. Казаки ищут виновника — пьяного, который гнался за животным с шашкой. Войдя к себе, Печорин недолго остается один — приходят офицеры и объявляют, что Вулич убит. Он случайно попался под руку пьяному казаку. Печорин осознает, что невольно предсказал ему трагическую судьбу.

Он сам решает проверить теорию предопределения и берет живым убийцу-казака, который заперся в доме с оружием и отказывается сдаваться. Пользуясь удачными обстоятельствами, Печорин проникает в дом через окно, казак стреляет, но задевает лишь эполет Григория. Печорина чествуют. Рассказывая в крепости Максиму Максимычу о происшедшем, Печорин не получает от него сколько-нибудь глубокомысленных комментариев по поводу произошедшего. Восприятие фатализма у штабс-капитана сводится к фразе «видно, уж так на роду у него было написано».

Ссылка на основную публикацию