Пленный рыцарь – краткое содержание произведения Лермонтова

«Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады» – характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной», оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества, несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой «темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы»– едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» – ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы». Герой пассивен – ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней: «душно …мне стало».

Третья строфа представляет развернутую метафору, где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.

В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах (щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы) при помощи антитезы камня и железа (щит, шлем, забрало) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является внутренний параллелизм образов – центральные образы (щит, меч, конь) повторяются в катренах, получая художественное развитие.

Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время». С помощью скрытой кольцевой композиции – противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.

Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам – четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение (мчись же) вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь – хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным («смерть… подержит мне стремя»).

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, который в сочетании со сплошной женской рифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя. Аллитерация шипящих звуков (сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно) передает интонации безнадежности и трагизма.

В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.

Краткое содержание «Мцыри»

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Главные герои

Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени.

Другие персонажи

Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.

Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.

Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых – Очень краткое содержание «Мцыри»
  • для самых компанейских – Главные герои «Мцыри»
  • для самых занятых – Читательский дневник «Мцыри»
  • для самых любопытных – Анализ «Мцыри» Лермонтова
  • для самых крутых – Читать «Мцыри» полностью

Краткое содержание

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух рек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет под покровительством России, «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обета Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь, а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, реке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчугу и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать о его мыслях в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова о них рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос: это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родного края. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

Тест по поэме «Мцыри»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова

После того как Лермонтов участвовал в дуэли в 1840 году, его на некоторое время арестовали. Полностью прочувствовав тяжести и горести тюремного заключения, писатель создает стихотворение «Пленный рыцарь». Написанное произведение воссоздает трагическое мировоззрение поэта. Он настолько силен духом, что это словно выходит за рамки всего земного бытия. Лермонтов дает понять, что познать духовную свободу сполна, можно лишь выйдя за рамки чего-то большего, чем просто жизнь. Главной темой произведения является герой – рыцарь, который лишившись свободы, оказывается в тюрьме. У героя возникают душевные страдания и чувства безнадежности, где-то в душе он понимает что свобода, это лишь размытый силуэт, виднеющийся где-то очень далеко.

Для основы написания стихотворения Михаил Юрьевич берет собственные переживания и душевные терзания. Поэта все больше начинают посещать мысли о его несбывшейся самореализации. Лермонтову с каждым годом все тяжелее жить с уже сложившимися устоями общества. Главного героя, который смотрит на внешний мир через решетку, посещает мысль о стыде и одиночестве. Он знает, что вся его жизнь это сражение. В первую очередь он свободный воин, который защищает, а так как на данный момент его нет на поле боя, он заточен в неволе, значит, герой не справился со своей задачей, воин просто проиграл.

Находясь под стражей, герой завидует всему, что находится в его поле зрения. Он завидует свободным птицам, которые с такой легкостью парят в небесах. Смотря на это, воин вспоминает, как он словно та свободная птица, участвовал в сражениях. Эти мысли все больше огорчают его. Предыдущая жизнь давала герою надежду, он был сильный и мужественный, каждый день надевал железные доспехи. Теперь все это в прошлом, его доспехами стала темница, которая давит и душит героя каждую минуту. В боях с рыцарем был верный друг, его конь, где же он теперь, кто им управляет? Время проходит, оно не стоит на месте, а жизнь главного героя не меняется, он так и остается пленником своей тюрьмы, надеясь на то, что долгожданная свобода уже близка. Он обращается к смерти, надеясь, что с ее приходом придет и свобода.

Данное стихотворение представляет собой монолог главного героя, рассказ его раздумий о свободе и заключении, засевших в душе. Лермонтов полностью видит свое сходство с героем стихотворения. Писатель уверен, для поэта просто необходима свобода. Творческий человек не может создавать шедевры, сдерживаясь какими-то рамками. Эти мысли лежат тяжелым грузом на сердце Лермонтова, поэтому он так похож на своего героя.

8 класс по плану, кратко

Картинка к стихотворению Пленный рыцарь

Популярные темы анализов

Стихотворение « Сумерки », написано русским поэтом Брюсовым Валерием, в 1907 году. Произведение представляет собой описание вечернего города, каким видит его сам писатель, и на основе увиденного он оживил свои мысленные образы

Зинаида Гиппиус была одним из самых ярких представителей русского символизма. Вместе с супругом Д. С. Мережковским она составила один из самых необычных и продуктивных литературных союзов. Круг ее литературных интересов был чрезвычайно

Данное произведение вышло в свет в 1905 году и стало частью издания стихотворений о любви «Из ада изведенные». В стихотворении встречаются две важные темы. Тема любви и тема изменений в жизни, которые могут произойти мгновенно.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать 9 класс

Стихотворение «Одиночество» было написано в 1959 году Иосифом Бродским. Уже в 19 лет поэта отвергали все печатные издания из-за его мыслей о властях, поэтому он чувствовал себя изгоем в обществе.

Стихотворение написано в 1925 году и является итогом всей его жизни. В его строках он просит, чтобы его сердце перестало биться, что он устал уже обманываться в этой жизни. В последние полгода своей жизни Сергей Александрович решает

Пленный рыцарь. Анализ стихотворения «Пленный рыцарь Быстрое время мой конь неизменный

Михаил Юрьевич Лермонтов имел дворянское происхождение, поэтому с раннего детства его воспитывали в строгости, с полным освоением светских манер. И безусловно, огромное внимание уделялось образовательному процессу. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна, у которой он с раннего возраста воспитывался, не жалела средств на обучение своего любимого внука. Иначе откуда бы у него взялись такие великолепные знания русской и зарубежной литературы и нескольких иностранных языков? Лермонтов также учился музыке и прекрасно рисовал. Все это вскоре принесло свои плоды.

«Пленный рыцарь»

Лермонтов, воспитанный на литературных творениях великих Вильяма Шекспира и Фридриха Шиллера, творчеством которых в юности своей был сильно увлечен, хотел стать тоже известной личностью или, на крайний случай, каким-нибудь полководцем, которого бы знал весь мир, и, например, завоевать пол-Европы, как это сделал Наполеон.

Поэзией Лермонтов начал увлекаться с самого детства. Его первые стихи были написаны на французском языке. Он был большим мечтателем и фантазером, но мечты и желания его так и не сбылись, потому что во все времена всегда было легче жить невеждам и глупцам, чем таким умным и талантливым людям, какими были, например, Пушкин и Лермонтов.

Свое стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтов писал под воздействием чего-то несостоявшегося и несбывшегося. Образ рыцаря, который создал Лермонтов за год до своей смерти в 1840 году, стал в буквальном смысле посмертной маской поэта. Он практически заживо похоронил себя в полном расцвете лет. Его душа к тому времени была уже истерзана и изранена. Поэт понимал, что его время близится к концу, для борьбы уже не осталось ни сил, ни желания.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»

Автор его написал уже во взрослом возрасте в 1840 г. Поэт создавал произведение после того, как состоялась его поединок с Э. Барантом. А опубликовано только через несколько месяцев, в «записках». В нем продолжается тема тюрьмы, узничества.

В нем заключение в камеру связано неразрывно с чувством одиночества. Оно вызвано конфликтом поэта с окружающим миром. Здесь описаны душевные переживания автора, потому что его идеалы никак не перекликаются с той действительностью, которая существует.

Стихотворение имеет пять строф, и выглядит как монолог, в котором раскрываются противостояния сообщества и человека, заточения и свободы. Цитата «темница – синее небо» создает конфликт. Молчание — так поэт выражает свою связь с пленением, причем тюрьма в этом случае распространяется на все вокруг. А «вольные птицы», которые резвятся на небосводе, подразумевают свободное чувство.

Рыцарь очень переживает из-за того, что ему приходится сидеть в заточении, хотя ему надо было выйти победителем или погибнуть в сражении. Все его отважные подвиги ушли в забытье, а сейчас остались только печальные думы и простое проживание, ожидая своей гибели.

Развернутая метафора содержится в 3 строфе, где поэт ввел лексику, которая еще сильнее подчеркивает бездеятельность героя. Он закован, заколдован. Ведь из каменных стен очень тяжело выйти.

4 столбец выстроен весь на фигуральных изменениях (щит это двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы). Сочетания слов показывают то, как состязаться за свободную жизнь – это камень, железо. Художественное свойство получается из-за внутреннего параллельного соотношения образов. Герой, сознавая свою несвободу, хочет вырваться из плена. Но за счет различных художественных приемов делается сильнее трагическая безысходность всей ситуации рыцаря.

В пятой строфе происходит синтаксическое противопоставление первым четырем. Здесь всего лишь три предложения, два являются побудительными, повелевают что-то сделать, чтобы достичь цели. И здесь начинают появляться светлые настроения. Все-таки героя не сломили, он еще не побежден. Он не собирается складывать свое оружие. И здесь отражаются терзания самого поэта.

Молча сижу под окошком темницы,Синее небо отсюда мне видно:В небе играют всё вольные птицы;Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности.

387. ОЗ. 1841, № 8. — — Печ. по копии ПД, тетр. 15. Датируется предположительно 1840 г. Ст-ние завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.

Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит. В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания.

Вольная жизнь и в этом стихотворении выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутренняя связь с нею прервана.

Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Датируется предположительно апрелем 1840 года, когда Лермонтов сидел под арестом за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом.

Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться. Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.

1840 г. когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом. Это произведение перешло в общественное достояние. В первую очередь, отсутствием свободы. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам.

Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением. Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

С 1963 в Московском театре им. Моссовета. В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок». Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы».

«Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ произведения

Лермонтов стал заложником своего времени, ему, как человеку прогрессивных и революционных взглядов, не нравились общественные устои, а в таком состоянии он не мог обрести ту духовную свободу, о которой мечтали декабристы и Пушкин.

Стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтова полностью раскрывает внутренний мир поэта, хоть и в завуалированной форме. Лермонтов здесь ассоциирует себя с уставшим рыцарем, сидящим «под окошком темницы», которому больно и стыдно. Отчего у него такие сильные эмоции? А все из-за отсутствия той долгожданной свободы, которой он так долго добивался, но не обрел.

Метафора

В произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов часто обращается к метафоре. Его герой — это опытный воин, который понимает, что уже никому не нужен. Уставший от своего бездействия, он теперь вынужден находиться взаперти, в темнице, где шлема забрало — это решетка бойницы, его щит — чугунные двери, а каменный панцирь заменяют высокие стены. Время ассоциируется с конем, которым никто не правит. Здесь Лермонтов подразумевает собственную жизнь, уже никчемную, бесцельную и никому не нужную. Он желал выполнить свое предназначение, но был лишен такой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, — это смерть. Этот образ проявляется в последних строчках стихотворения. Причем воспринимается смерть как помощница, которая может поддержать рыцарю стремя, когда он приедет. Тогда-то и наступит то долгожданное облегчение от одиночества, душевных волнений и тоски, связанных с нереализованными мечтами.

Текст «Пленный рыцарь» М.Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решотка бойницы, Каменный панцырь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме. Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти . осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Анализ стихотворения пленный рыцарь лермонтова. «Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ стихотворения

Михаил Юрьевич Лермонтов имел дворянское происхождение, поэтому с раннего детства его воспитывали в строгости, с полным освоением светских манер. И безусловно, огромное внимание уделялось образовательному процессу. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна, у которой он с раннего возраста воспитывался, не жалела средств на обучение своего любимого внука. Иначе откуда бы у него взялись такие великолепные знания русской и зарубежной литературы и нескольких иностранных языков? Лермонтов также учился музыке и прекрасно рисовал. Все это вскоре принесло свои плоды.

«Пленный рыцарь»

Лермонтов, воспитанный на литературных творениях великих Вильяма Шекспира и Фридриха Шиллера, творчеством которых в юности своей был сильно увлечен, хотел стать тоже известной личностью или, на крайний случай, каким-нибудь полководцем, которого бы знал весь мир, и, например, завоевать пол-Европы, как это сделал Наполеон.

Поэзией Лермонтов начал увлекаться с самого детства. Его первые стихи были написаны на французском языке. Он был большим мечтателем и фантазером, но мечты и желания его так и не сбылись, потому что во все времена всегда было легче жить невеждам и глупцам, чем таким умным и талантливым людям, какими были, например, Пушкин и Лермонтов.

Свое стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтов писал под воздействием чего-то несостоявшегося и несбывшегося. Образ рыцаря, который создал Лермонтов за год до своей смерти в 1840 году, стал в буквальном смысле посмертной маской поэта. Он практически заживо похоронил себя в полном расцвете лет. Его душа к тому времени была уже истерзана и изранена. Поэт понимал, что его время близится к концу, для борьбы уже не осталось ни сил, ни желания.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»

«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетается с творчеством Пушкина, который часто рассуждал на тему узничества. Лермонтов тоже не приемлет заточения, он погибает без свободы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

В роли лирического героя в стихотворении выступает некий рыцарь. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь в первую очередь – воин, а так как он находится в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в вышине синего неба, и вспоминает о боях, в которых он побывал.

Если раньше он был в доспехах, защищающих его, то теперь он как в панцире находится в темнице, где стены и потолок давят на него. Рыцарь вспоминает о коне, им никто не правит. Скорее всего конь здесь предстает как символ времени, которое несется без остановки не щадя никого. Рыцарь находится в заточении, а время-то идет. Он мечтает, чтобы время шло быстрее и тогда он наконец-то познает свободу.

«Пленный рыцарь» – это монолог лирического героя, рассуждающего о темнице и о свободе. Неволя здесь противопоставляется свободе, т.е. используется прием антитезы. Лермонтов написал данное стихотворение четырехстопным дактилем. Произведение отличается мелодичностью и напевностью, подобное ощущение обеспечивает женская рифма.

Лермонтов сопоставляет себя с пленным рыцарем. Поэт практически все жизнь чувствовал себя одиноким. Он переживал в первую очередь о том, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать в каких-то рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и делало его одиноким пленником.

«Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ произведения

Лермонтов стал заложником своего времени, ему, как человеку прогрессивных и революционных взглядов, не нравились общественные устои, а в таком состоянии он не мог обрести ту духовную свободу, о которой мечтали декабристы и Пушкин.

Стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтова полностью раскрывает внутренний мир поэта, хоть и в завуалированной форме. Лермонтов здесь ассоциирует себя с уставшим рыцарем, сидящим «под окошком темницы», которому больно и стыдно. Отчего у него такие сильные эмоции? А все из-за отсутствия той долгожданной свободы, которой он так долго добивался, но не обрел.

Лермонтов, Пленный рыцарь. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но?

Какие мысли и настроения владеют лириче­ским героем? С помощью каких приемов они пере­даются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? При­ведите конкретные примеры из текста.

Настроение грусти, тоска и стыд владе­ют лирическим героем, который остро пе­реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло­жения и вольной птицы (прием антите­зы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото­рые стали основными в его жизни. По­нятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах камен­ный панцирь, каменный шлем. Тако­го обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоцииро­вать со стенами тюрьмы (в этом отно­шении метафора развертывается), с дру­гой — воспринимать как отражение ду­ховного плена.

Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но? Испытывает ли герой чувство вины?

Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ­но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте­ны темницы? Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добивать­ся свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов­ной. Стыдно за свое бессилие. Литературо­вед Ю. М. Лотман видит в монологе лири­ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко­дексом рыцаря герой выражает стоиче­скую готовность принять смерть…».

В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот­ман считает, что в нем заложено определенное про­тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин­ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня­тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.

С мнением Ю. М. Лотмана следует со­гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос­тями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсо­лютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему уз­ничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном ры­царе» свободы достичь поможет только смерть.

Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю­щей его действительности отражены в этом стихо­творении?

Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си­дел под арестом за дуэль с де Барантом.

Время реакции после декабристского вос­стания, ограничение свободы в общест­ве — это реалии действительности, ко­торые могли отразиться в стихотворе­нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей­ствия молодого поколения в этих усло­виях нашли отражение в таких стихо­творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

Во многих стихотворениях Пушкина и Лер­монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?

Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4).

Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?

Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав­лены друг другу. Рыцарю всегда полага­лось иметь даму сердца и посвящать ей се­ренады. Однако плен заслоняет эту сторо­ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение за­ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз­ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока­зываются в прошлом. В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос­тается пленному рыцарю.

Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.

Смысл метафоры в том, что детали тем­ницы, изображенной Лермонтовым, пре­вращаются в части рыцарского воору­жения. Метафора эта помогает воспри­нять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Про­тивопоставление тюрьмы и боя — антите­за камня и железа. Железо вызывает ассо­циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.

Лермонтов, Пленный рыцарь. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но?

На этой странице искали :
  • анализ стихотворения пленный рыцарь
  • анализ стихотворения пленный рыцарь лермонтов
  • какие мысли и настроения владеют лирическим героем
  • пленный рыцарь анализ
  • лермонтов пленный рыцарь анализ
Сохрани к себе на стену!

Метафора

В произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов часто обращается к метафоре. Его герой — это опытный воин, который понимает, что уже никому не нужен. Уставший от своего бездействия, он теперь вынужден находиться взаперти, в темнице, где шлема забрало — это решетка бойницы, его щит — чугунные двери, а каменный панцирь заменяют высокие стены. Время ассоциируется с конем, которым никто не правит. Здесь Лермонтов подразумевает собственную жизнь, уже никчемную, бесцельную и никому не нужную. Он желал выполнить свое предназначение, но был лишен такой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, — это смерть. Этот образ проявляется в последних строчках стихотворения. Причем воспринимается смерть как помощница, которая может поддержать рыцарю стремя, когда он приедет. Тогда-то и наступит то долгожданное облегчение от одиночества, душевных волнений и тоски, связанных с нереализованными мечтами.

Вариант 2

Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

Мотивационная составляющая заточения сплетается с чувством трагической покинутости, которая вызвана личностным конфликтом с миром. Стихотворение передает трагическое миропонимание поэта, который полагал, что духовное чувство свободы возможно только за пределами земной жизни. Подчеркивается вся безнадежность упования на земную свободу.

Состоящее по структурной композиции из пяти катренов, стихотворение представлено в форме монолога, который раскрывает личностный и общественный конфликт.

Конфликт появляется с помощью антитезы в первом катрене «темница — синее небо». Наречие «молча» ассоциируется с неволей. В образе темницы герой представляет весь мир, и только лишь птицы выступают представителями безграничной воли. Рыцарь испытывает боль и стыд из-за того, что оказался сломлен и заточен. Соответствуя рыцарскому кодексу необходимо было одержать победу либо погибнуть в битве.

Настоящее для героя представлено в форме горестных раздумий и бессмысленном ожидании исхода.

Третий катрен представлен в виде развернутой метафоры, в которой рыцарские доспехи становятся тюремными атрибутами. Подчеркивается полное бессилие героя, он закован и на него давит шлем, который в сочетании с прилагательным «каменный» создает образ тесного пространства в форме склепа.

Герой понимает своё абсолютное ограничение и видит избавление от этого только в смерти, приход которой он старается поторопить.

Произведение выполнено в размере четырехстопного дактиля, который сочетаясь с постоянной женской рифмовкой создает стихотворению некую напевность, передавая ощущения тоски и печали. Множественное повторение твердых шипящих звуков [ж], [ш] создают интонацию трагизма.

В своём произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов обозначил личные страдания, которые были вызваны не состоявшейся самореализацией и высказал категорическое нежелание складывать оружие перед общественными условностями.

Анализ стихотворения Пленный рыцарь по плану

История создания стихотворения «Пленный рыцарь»

Стихотворение «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, его навестил Белинский. Воспоминание об этом событии, записано И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, который зашел к нему после встречи с поэтом.

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от беседы с Белинским. А может быть, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в этот момент создавал новое стихотворение о пленном рыцаре. Ведь, как известно «мало поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану

1. История создания

«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.

На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.

А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».

Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду «Молитву» можно отнести к философской религиозной лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – элегия.

Философское размышление представлено в форме монолога лирического героя.

5. Проблематика

Автор поднимает проблему одиночества человека в мире, непонимание личности окружающими людьми, в результате чего и возникает «минута жизни трудная», и не каждый в состоянии справиться с возникшими трудностями самостоятельно.

6. Тематика

Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу. Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.

В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».

У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.

7. Идея

Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.

Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.

Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения показывает широкий диапазон чувств лирического героя – от охватившей его тоскливой безысходности и трагического восприятия мира, до пробуждения в душе надежды и веры в лучшее в заключительных строчках.

9. Система образов

В произведении присутствует образ лирического героя, который в тяжёлый момент своей жизни обращается к образу высшей силы.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, который ведёт повествование от первого лица.

11. Лирический герой

Мы не знаем жизненных реалий лирического героя. Остаётся неизвестным, кто он, чем занимается, как живёт. Но, тем не менее, понимаем, что он может быть отождествлён с автором стихотворения и, в значительной степени, выражает его мысли.

Через своего лирического героя Лермонтов говорит читателям о своих жизненных трудностях.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и нет действия. Автор описывает лишь эмоциональное состояние своего героя, чья скорбь и печаль, вызванные неизвестными читателю обстоятельствами, побуждают его обратиться к Богу посредством молитвы.

13. Композиция

Стихотворение состоит их трёх строф.

В начале стихотворения лирический герой говорит о своей тоске и печальном состоянии духа. Вторая строфа дарит ему надежду, а в заключительной происходит метаморфоза – скорбь и тревога покидают лирического героя, печаль «с души как бремя скатится», ему становится легко.

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.

Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.

Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении «Молитва» – двенадцать строк, три строфы.

Написано оно четырёх- и трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (АВАВ) с чередованием мужская – женская.

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: «сила благодатная», «слов живых», «молитва чудная», «святая прелесть».

Метафоры: «сила слов», «теснится грусть», «святая прелесть дышит… в них».

Удачно подобранная лексика позволяет следить за душевным настроением лирического героя – из состояния уныния «в минуту жизни трудную» он, посредством «слов живых», обретает состояние душевного покоя.

17. Значение произведения

Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.

Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.

18. Актуальность

Стихотворение «Молитва» написано около двухсот лет назад, но по-прежнему актуально. Оно находит отклик в душе у многих людей, поскольку проблема преодоления тяжёлых жизненных ситуаций, состояния духовного и душевного кризиса – одна из основных во все времена.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение. Оно мелодично по звукописи и трогательно по содержанию, поскольку выражает настоящие, знакомые каждому чувства и написано прекрасным языком.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс

20. Чему учит

Произведение учит не замыкаться в себе в трудные минуты, когда «теснится в сердце грусть», а искать выход и уметь обращаться за помощью, искать «силу благодатную», которая поможет вернуть уверенность в себе и в своих силах.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…)

Михаил Юрьевич Лермонтов в своем произведении «Молитва» точно описал чувства, свойственные многим верующим людям. В этом стихотворении открылись новые грани личности поэта. Он верит в Бога и надеется на избавление от тяжестей судьбы и сомнений. Поэт будто исповедуется перед читателем и открывает ему секрет легкой жизни. Он проводит читателя по пути от отчаяния до очищения души.

В первой строфе Лермонтов представляет мрачное настроение лирического героя, от которого и призвана избавить молитва. Какая из многочисленных молитв приносит ему успокоение, остается тайной.

Независимо от этого в каждой молитве содержатся живые слова. Они наполнены духовным смыслом и даруют благодать, что означает надежду на спасение души. Во второй строфе Лермонтов олицетворяет безликие слова, они «живые» и «дышат». Притом он не может объяснить природу божьей благодати, скрытой в молитве.

Третья строфа описывает воздействие молитвы. Вера заменяет сомнения и вызывает слезы облегчения. Единственное действие, которое совершает лирический герой – твердит слова молитвы. Все остальное происходит с ним независимо от его воли. Не сказано, чем заслужил герой искупление, а значит, оно даровано Богом.

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…» (Молитва)

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

Анализ №4

В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль дебошира и светского льва.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

После возвращения с Кавказа поэт понимает, что изменить мир, который его окружает, невозможно. Он не в состоянии сделать этого. Чувство бессилия заставляет Лермонтова обратиться к Богу. По причине классического религиозного воспитания поэт никогда не воспринимал веру всерьез. Современники его нередко отмечали в своих записках, что деятельная и бурная натура Лермонтова очень часто заставляла его сначала совершать поступки, а затем только думать над содеянным. Являясь бунтарем по жизни, поэт никогда не пытался скрыть своих политических убеждений. Только после нескольких месяцев, проведенных на Кавказе, он проникся идеями высшего начала, которым подчиняется судьба человека.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

В душе Лермонтов все равно остается бунтарем. Но начинает осознавать, что его миссия не заключается лишь в том, чтобы доказать окружающим их глупость и никчемность. После Кавказа он возвращается в Москву, где посещает светские рауты и близко сходится с Марией Щербаковой. В одной из бесед юная девушка заявляет поэту, что только лишь молитва, обращенная к Богу, помогает обрести душевное равновесие и найти силы в самые тяжелые минуты жизни. Нельзя утверждать, что этот разговор заставил Лермонтова по-новому взглянуть на мир. Но, видимо, поэт нашел в словах юной барышни свою, особую истину. Он пишет свою «Молитву» – самое светлое и лирическое произведение.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

Стихотворение не содержит просьб, покаяния и самобичевания. Поэт признает, что простые слова могут обладать силой, очищать душу от тоски, скорби и тяжкого бремени, вызванного тем, что человек осознает свое бессилие. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» показывает, что поэт воспринял слова юной Марии Щербаковой всерьез. Он начинает молиться в те моменты, когда оказывается загнанным собственными мыслями и переживаниями в угол. Сомнение – еще один коварный враг поэта. Оно как наказание для него. Являются ли верными его желания и стремления? Вдруг увлечение литературой – это всего лишь самообман, а идеалы, отождествляющие взаимное уважение людей и равноправие, – вымысел, плод богатого воображения? Чтобы избавиться от подобных мыслей, развеять сомнения и тревогу, пытается найти духовную опору Лермонтов.

«Молитва»: анализ и выводы

Создавая произведение, поэт старался смириться с предначертанным ему путем. Одновременно он укреплял веру в собственные силы. Не исключено, что написание стихотворения – это предчувствие скорой смерти. Это своеобразное покаяние в стихах. И смысл его заключается в том, что поэт борется с собственными слабостями, которые вынуждают его скрывать свои истинные мысли и чувства за маской благопристойности. Об этом говорит и проведенный художественный анализ. «Молитва» Лермонтова – это переломная точка, разделяющая его творчество на два отличающихся друг от друга периода.

Анализ стихотворения “Молитва”

Тема: Чудная молитва

Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

Размер: трехстопный ямб

Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)
В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]).

Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную – легко; теснится грусть – бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.
Таким образом, первая строфа – это описание состояния души лирического героя, вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья – рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.
Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное – я верю написанному Лермонтовым.

«Молитва (В минуту трудную.)», анализ стихотворения Лермонтова

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом. оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм. «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную». «теснится грусть». «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная». непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых». «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная». дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя». уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко». которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится». и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Текст «Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М. Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» 9 класс

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Послушайте стихотворение Лермонтова Молитва

Ссылка на основную публикацию