Родина – краткое содержание стиха Лермонтова

Анализ стихотворения «Родина» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.06.2020 · Обновлено 17.06.2020

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» по плану, где описываются основные содержательные, композиционные и художественные особенности произведения.

История создания

Первые шаги в литературе М.Ю. Лермонтов сделал, будучи подростком, в 13-14 лет. Почти вся лирика Лермонтова наполнена грустью, дисгармонией с окружающей жизнью. Но, как истинный поэт, Лермонтов говорил в своих стихах не только о самом себе, своих чувствах и переживаниях, но и об окружавшем его мире. Автора, как и его лирических героев, не устраивает действительность, и они бросают ей вызов.

В своей лирике Лермонтов рассуждает о предназначении поэта и поэзии, описывает боль и тоску от неразделённой любви. Но главная любовь в жизни поэта ─ это любовь к родной земле.

Стихотворение «Родина» написано в последний год жизни Лермонтова. В марте 1841 года поэт вернулся с Кавказа и собирался подать в отставку и полностью посвятить себя литературе. В стихотворении «Родина» он признаётся в любви к своей стране. В нём поэт, по сути, подвёл итог своему творчеству и попрощался с Россией, сам не зная об этом. В красочном описании природы заметна радость автора от встречи с родной землёй. Долгое время он видел не леса и степи средней России, а горы Кавказа. В произведении он также косвенно намекнул о причине своей отставки — «слава, купленная кровью» ему чужда, поэтому он больше не собирался воевать и преумножать ее.

Жанр, направление, размер

По жанру «Родина» ─ лирическое стихотворение, элегия. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, переходящим в шестистопный. Используются кольцевая и перекрёстная рифмы, преимущественно женская рифма.

Направление творчества Лермонтова — романтизм. В каждом произведении автора проявляются его основные признаки. Даже «Родину» поэт начинает с отрицания: сначала он перечисляет ее недостатки, то, против чего выступают его разум и честь. Он начинает признание в любви с бунта против нее — таков истинный поэт-романтик!

Композиция

Стихотворение «Родина» состоит из двух строф, разных по объёму.

  1. В первой части поэт описывает то, за что другие люди любят свою страну. Его, в отличие от них, не волнуют военные успехи, покой просторов Руси и ее «темные преданья».
  2. Зато он до безумия, вопреки рассудку, любит ее красоту, ее природное очарование. Об этом и говорится во второй части произведения.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении «Родина». выступает сам автор, рассказывающий о своих чувствах. Родина для поэта ─ это, прежде всего, сама страна, её природа и народ, а не государство с его интересами.

Образ родины в стихотворении представлен воплощением дикой и необузданной красоты, первозданной свободы. Автор любит не только ее внешние стороны, но и ощущения. Ему нравится двигаться по проселочным дорогам, нравится участвовать в народных гуляниях, нравится ночевать под открытым небом. Все эти ощущения связывают его с родиной невидимыми нитями, которые не осмыслить и не объяснить логически. Эта связь возникает в душе.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Родина» изложены ниже максимально кратко:

  1. Основная проблема в стихотворении «Родина» — это ненастоящая, показная любовь, насаждаемая мнимой славой. Поэта не радуют «ни тёмной старины заветные преданья, ни слава, купленная кровью». В то время как в мрачную и суровую эпоху правления Николая I было принято восхвалять победы русского оружия, не вспоминая при этом о том, чего они стоили народу, а в отечественной истории видеть только светлые стороны, доказывая тем самым необходимость для России самодержавия и крепостничества.
  2. Другая проблема — царизм в России, против которого неизменно высказывался автор. «Ни полный гордого доверия покой» ─ строка, направленная против самого императора. Именно он в каждом своём манифесте объявлял о покое, который дарует России.
  3. Основная тема — красота и необыкновенность России. «Родина» ─ необыкновенный по красоте гимн русской природе. Автор рисует захватывающие дух картины, «лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям». «Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз, и на холмах, средь жёлтой нивы, чету белеющих берёз». Этот пейзаж навсегда остался не только в литературе, но и в живописи, став своеобразным символом нашей страны.
  4. Народ — это еще одна тема стихотворения. Автор любит родину и за то, что ее населяют такие чудесные люди. «С отрадой, многим незнакомой», поэт видит «полное гумно» ─ символ благополучия крестьянина. До полночи он готов смотреть на «пляску с топотом и свистом». Здесь автор говорит о своём единстве со всем народом, в том числе и с простыми людьми. Об уважении к труду и быту простого человека.
  5. Настроение автора одновременно и грустное, оттого, что в России много несправедливости («печальные деревни»), и у неё много врагов, в борьбе с которыми приходится проливать кровь. И в то же время счастье оттого, что он — сын этой земли. Восхищение её бескрайними просторами.

Основная идея

Странная любовь Лермонтова к родине означает недовольство настоящим и пожелание лучшей доли для России. Рассудок заставляет поэта ненавидеть ту Россию, которую в другом стихотворении он назвал «немытой страной рабов и господ». Россию ─ государство с его правительством, а не страну. Но рассудок не может победить истинный патриотизм. Да и в самой ненависти к государству тоже скрывается горячая любовь к своему народу, переживание за его судьбу. Такова главная мысль стихотворения «Родина».

В «Родине» Лермонтов доказывает, что Россию, как говорил Тютчев, умом не понять и аршином общим не измерить. Поэтому свое отношения к ней он выразил в ощущениях. Невозможно понять их и объяснить, возможно лишь ощутить то же самое, поверить и почувствовать ее близость. Таков смысл стихотворения «Родина».

Средства выразительности

В стихотворении «Родина» используются следующие тропы:

  1. эпитеты («безбрежные леса» «заветные преданья» «тёмная старина», «вечером росистым»);
  2. метафора («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой»), олицетворения, один из видов метафоры («степей холодное молчанье», «печальных деревень», «чета белеющих берёз»);
  3. сравнение («разливы рек её, подобные морям»).

До Лермонтова никому из русских поэтов не удавалось создать столь гармоничный образ человека и гражданина. Не было до него и такого глубокого размышления о жизни и человеческих поступках. Наследник и ученик Пушкина, Державина, Жуковского, Лермонтов придал русской поэзии новый облик, оказавший влияние на её дальнейшее развитие.

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Стихотворение было создано в 1841 году. Анализ стихотворения «Родина» показывает, что оно отличается от патриотически пафосной поэзии Радищева, декабристов, Пушкина лирической задумчивостью, размышлением поэта над отношением к родине. Критики признали это стихотворение одним из самых значительных литературных произведений своего времени.

Тема и идея стихотворения

Уже первые строки стихотворения

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

задают эмоциональный и в то же время лирический тон произведению. Темой стихотворения является не любовь к Родине, а странность этой любви, точнее раздумья о странности любви к отчизне. Эта странность становится идеей, движущей силой поэтической мысли.

Тема странной любви показывается на тесно связанных и в то же время противоположных картинах: с одной стороны равнодушие к славе, купленной кровью, с другой – простые картины русской деревни, картины природы. Утверждая о своей любви к деревенской России, поэт рисует ее без романтических преувеличений. Но в то же время он обращает внимание на приметы сельского достатка.

Стихотворение «Родина» принадлежит к жанру гражданской лирики. Главной мыслью в нем остается, конечно, Россия, отношение поэта к своей стране.

Средства художественной выразительности стихотворения

В стихотворении «Родина» поэт акцентирует внимание на природе и народной жизни – то есть, на предметах, составляющих образ России. В отличие от других произведений поэта, где он не скупиться на цветовые эпитеты, здесь он словно экономит на красках, при довольно богатой палитре средств художественной выразительности. Из цветовых встречается только желтая нива и чета белеющих берез. «Родина» Лермонтова сыграла «исключительно важную роль в становлении художественного образа русской природы» считал советский литературовед, критик Кирилл Пигарев.

Лермонтов активно использует в этом произведении анафоры (повторы). В начале стихотворения использованы частицы не и ни. Причем частицы «не» являются замыкающими в этих строчках:

Из средств художественной выразительности использованы также:

  • эпитеты: странный, полный, заветные, отрадного, безбрежных, проселочным, медленным, спаленной, ночующий, желтой, белеющих, полное, резные, пьяных;
  • метафоры: купленная (кровью); темной (старины); холодное (молчанье) росистый (вечер);
  • олицетворения печальных (деревень); ночующий (обоз);
  • гипербола: разливы рек, подобные морям.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» кратко

Михаил Юрьевич был не только выдающимся поэтом, но и отважным офицером, который принимал участие в боевых действиях на Кавказе. После возвращения писателя на родную землю появилось произведение Лермонтова «Родина». Анализ стихотворения кратко даёт понять, насколько удивительна и прекрасна родная страна для человека, который долгое время был окружён горными массивами Кавказа.

История написания

В 1841 году Лермонтов возвращался на родную землю с Кавказа, чтобы сообщить об отставке и заняться написанием новых литературных произведений. Длительное пребывание среди горной местности сподвигло поэта на создание стихотворения, посвящённое родине. Писателя настолько вдохновила красота родного края, что он написал прекрасные строки, пронизанные искренней любовью.

Стих был написан 13 марта под названием «Отчизна». Однако при публикации название изменилось на «Родину», так как оно больше отражало всю суть того, какие чувства испытывал автор к своей стране, и звучало более мягко на слух.

Писатель изобразил в своём произведении тоску по родине и осознание того, насколько важна её близость. В стихотворении читатель может заметить как реальное описание природы России в те времена, так и пейзажи, которые Лермонтов взял из своих впечатлений и воспоминаний другого периода.

Особенности композиции и сюжет

Михаил Юрьевич рассказывает о любви к стране, силе чувств и ощущений, не связанной с политическими предубеждениями. Описание настроения лирического персонажа чередуется с попыткой автора обратить внимание читателя на красоту родных ландшафтов. Это истинное достояние, которым надо гордиться. Ни одна победа в войне не сравнится с тем, чем доводится любоваться каждым день.

Делая кратко письменный анализ «Родины» Лермонтова, стоит напомнить читателю, что автор презирает представителей светского общества, привыкших плести интриги, льстить друг другу и притворяться заинтересованными в сплетнях. По его мнению, существование таких личностей бессмысленно и тоскливо. Автору хочется, чтобы патриоты, искренние и честные, имели безграничную свободу и учили других любить Родину, как члена семьи, даже если недостатки очевидны.

Композиция произведения отличается нестандартностью. Литературный изыск состоит из 26 рифмованных отрывков и подразделяется на основные части:

  1. В первых 6 отрывках литератор выражает любовь к отчизне и заявляет, что оно отличается от привычного. Михаил Юрьевич думает не об исторических датах и не о победах в войнах и их характеристиках. Его волнует не доблесть, а тот факт, что здесь посчастливилось родиться и научиться многому. Это то же самое, что любить сварливого родственника, имеющего бесчисленное количество слабостей и пороков. Иными словами, в начале стихотворения отрицаются принятые ценности.
  2. В остальных 20-ти отрывках Лермонтов выражает безмерное почтение. Он говорит о том, что всегда будет предан Родине, и выражает мнение по поводу «истинной» России.

Подобные композиционные приемы были использованы неслучайно. Творец противопоставляет прежние убеждения внезапным новшествам.

Ему хочется объяснить читателям, что родные края необъяснимо прелестны. Нельзя ценить время, проведенное на Родине, только из-за достижений в прошлом.

Тема и проблематика произведения

В стихотворении читатель может чётко проследить тему «Родины», которая выражается в любви к её пейзажам, и патриотизм, раскрытый практически без гражданского подтекста. Он есть только в самом начале произведения, а дальше убирается весь пафос, Лермонтов рассказывает о быте, обычных людях и красоте природы.

Любовь писателя к своей стране очень искренняя. Он любит в ней всё: берёзки, запах костра, маленькие домики, которые выстроены вдоль небольшой дороги. Сам автор не может описать причины такой огромной любви, но она прослеживается в каждой строчке. Из-за отсутствия причин автору кажется своя любовь странной. Написать такое проницательное произведение может только очень талантливый человек. Лермонтову надоела светская жизнь, он не питает к ней интереса. Ему надоели интриги, заговоры, слухи, светские встречи, дворянское общество и пустота действительности.

Основной мыслью стихотворения остаётся любовь к родине. Автор описывает это чувство как нечто неподвластное, не требующее причин.

Идея Лермонтова в стихотворении заключается в том, чтобы описать обычного человека-патриота, любящего свою родную землю и привязанного к ней всей душой. Писатель преподносит это чувство как сильную любовь к близкому человеку, который имеет свои недостатки.

В произведении поднимаются проблемы:

  • патриотизма;
  • взаимоотношения человека и природы;
  • познания природы.

«Родина» Лермонтова

Люблю отчизну я, но странною любовью! ‎ Не победит ее рассудок мой. ‎‎ ‎ Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. ‎‎ Но я люблю – за что, не знаю сам, – ‎‎ Ее степей холодное молчанье, ‎‎ Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. ‎‎ ‎ Люблю дымок спаленной жнивы, ‎‎‎ ‎ В степи ночующий обоз ‎‎‎ ‎ И на холме средь желтой нивы ‎‎‎ ‎ Чету белеющих берез. ‎‎‎ ‎ С отрадой, многим незнакомой, ‎‎‎ ‎ Я вижу полное гумно, ‎‎‎ ‎ Избу, покрытую соломой, ‎‎‎ ‎ С резными ставнями окно. ‎‎‎ ‎ И в праздник, вечером росистым, ‎‎‎ ‎ Смотреть до полночи готов ‎‎‎ ‎ На пляску с топаньем и свистом ‎‎‎ ‎ Под говор пьяных мужичков.

Творческое наследие русского поэта и писателя Михаила Лермонтова насчитывает немало произведений, которые выражают гражданскую позицию автора. Однако стихотворение «Родина», написанное Лермонтовым в 1941 году, незадолго до смерти, можно отнести к разряду наиболее ярких образцов патриотической лирики 19 века.
Литераторов, являющихся современниками Лермонтова, можно условно разделить на две категории. Одни из них воспевали красоту русской природы, сознательно закрывая глаза на проблемы села и крепостное право. Другие, наоборот, пытались в своих произведениях вскрыть пороки общества и слыли бунтарями. Михаил Лермонтов, в свою очередь, пытался найти в творчестве золотую середину, и венцом его стремлений выразить свои чувства к России максимально полно и объективно по праву считается стихотворение «Родина».

Читайте также:  Тамань - краткое содержание главы из романа Герой нашего времени Лермонтова

Одно состоит из двух частей, различных не только по размеру, но и по концепции. Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы. Автор признается, что любит Россию не за ее ратные подвиги, а за красоту природы, самобытность и яркий национальный колорит. Он четко разделяет такие понятия, как родина и государство, отмечая, что его любовь носит странный и несколько болезненный характер. С одной стороны, он восхищается Россией, ее степями, лугами, реками и лесами. Но при этом отдает себе отчет, что русский народ по-прежнему угнетен, а расслоение общества на богатых и бедных с каждым поколением становится все более ярко выраженным. И красота родного края не в состоянии завуалировать «дрожащие огни печальных деревень».

Исследователи творчества этого поэта убеждены, что по своей натуре Михаил Лермонтов не был человеком сентиментальным. В своем окружении поэт слыл задирой и скандалистом, любил насмехаться над однополчанами и решал споры при помощи дуэли. Поэтому тем более странно, что из-под его пера родились не бравурные патриотические и не обличительные строки, а тонкая лирика с налетом легкой грусти. Впрочем, этому есть логическое объяснение, которого придерживаются некоторые литературные критики. Считается, что люди творческого склада обладают удивительной интуицией или, как это принято называть в литературных кругах, даром предвидения. Михаил Лермонтов не являлся исключением и, по словам князя Петра Вяземского, предчувствовал свою гибель на дуэли. Именно поэтому он поспешил попрощаться со всем тем, что ему было дорого, сняв на мгновение маску шута и лицедея, без которой не считал нужным появляться в высшем обществе.

Впрочем, существует и альтернативная трактовка этого произведения, которое, бесспорно, является ключевым в творчестве поэта. По мнению литературного критика Виссариона Белинского, Михаил Лермонтов не только выступал за необходимость государственных реформ, но и предчувствовал, что очень скоро русское общество с его патриархальным укладом изменится полностью, окончательно и бесповоротно. Поэтому в стихотворении «Родина» проскальзывают грустные и даже ностальгические нотки, а основным лейтмотивом произведения, если читать его между строк, является обращение к потомкам любить Россию такой, какая она есть. Не возносить ее достижения и заслуги, не акцентировать внимание на общественных пороках и несовершенстве политического строя. Ведь родина и государство – это два совершенно различных понятия, которые не стоит пытаться привести к единому знаменателю даже из благих побуждений. Иначе любовь к Родине будет приправлена горечью разочарования, чего так боялся поэт, испытавший это чувство.

О чем стихотворение?

Делая анализ стиха «Родина» Лермонтова следует заметить бескрайнее выражение любви автора к жителям России и ее красотам. Поэт говорит о некой связи, соединяющей всех русских с нашей природой. Отчетливо видно, как поэт радуется вместе с русским народом и как печалится за него. Как и у большинства русских в душе Лермонтова живет «нелюбовь» к богатому обществу, крепостному праву, несправедливости и безнаказанности. В тоже время автор четко обозначает свое положительное отношение к простым людям, крестьянам и природе.

Поэт возмущен господством недостатков и пережитков прошлого в умах правителей и пренебрежением к народным нуждам. В связи с этим, заметна тревога его души о родном крае. Это можно прочитать в следующих строчках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…». Все стихотворение буквально пронизано патриотическими чувствами, заботой, любовью и тревогой за будущее России.

Жанровая характеристика стиха

Жанром произведения является дума, что считается главной особенностью творчества декабристов.

​Первая часть строится на отрицаниях и противоречиях. Автор объясняет, какие причины любви к Родине называет вздорными. Во второй строфе, превосходящей первую по объему, можно заметить признаки элегии.

Лермонтов признается в нежных и пылких чувствах, изредка отвлекаясь, чтобы полюбоваться завораживающими пейзажами. Он делает это в простой манере, намекая на то, что тяготение невозможно доказать или «заслужить» каким-либо образом. Традиционный стихотворный размер, используемый поэтом, — ямб.

Главная идея

В идейном выражении «Родина» Лермонтова предстает в образе сильной и могучей любви поэта к своей Родине. Эта патриотическая любовь проносится через все написанное произведение и творчество поэта. Данное стихотворение относится к поздним творениям автора, как будто бы Лермонтов предчувствовал свой скорый уход из жизни и боль за оставленное им Отечество. Этим произведением поэт хочет сказать своим противникам, что одним из главных направлений его творчества является любовь к родной стороне. Бессмысленность упреков толпы о его не заботе, о Родине, он хочет перечеркнуть данным стихотворение. Поэтому в произведении «Родина» так часто слышится слово «люблю».

Любовно отзываясь о Родине Лермонтов неуклонно и твердо воспевает природные красоты и непростой крестьянский быт. Он пишет: «Люблю отчизну я, но странною любовью!», как будто идет противостояние радости и боли за родное Отечество. В стихотворении не один раз говорится об отрицании общественного уклада, ненавистного для Лермонтова. Создается впечатление что в сложившейся обстановке поэт вопреки всему любит и болеет душой за свою Родину.

Все произведение выдержано в жанре лирического раздумья автора. В стихотворении «Родина» тесно переплетается мысль существования русской деревни, связанной с русской природой. Страдания русского народа Лермонтов считает своей болью и тревогой. Философский смысл будущего русской деревни соотносится с будущим всего государства. Неудержимая любовь и боль за родную Отчизну звучит на протяжении всего прочтения. Проводя анализ «Родины» Лермонтова хочется самому встать на защиту и русской деревни и самой России.

“Родина” – анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

История создания

«Родину» Лермонтов написал во время второй ссылки на Кавказ. В первый раз он попал туда после того, как написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели Пушкина. Эта ссылка была похожа на исследовательское путешествие. Он изучал язык и нравы обитателей Кавказа, любовался горной природой и делал зарисовки.

Во второй раз Лермонтов был сослан на Кавказ после дуэли с сыном французского посла. Во время поединка никто не пострадал, и стороны разошлись по обоюдному соглашению. Но поэту было предъявлено обвинение в противозаконных действиях, так как дуэли в то время были строго запрещены.

По распоряжению императора Николая II Лермонтов повторно был сослан на Кавказ, а его командованию было дано распоряжение использовать его в опасных боевых действиях. Во время военных операций поэт проявил мужество и храбрость, что было отмечено в донесениях.

В 1841 году Лермонтов отправился в Петербург, чтобы хлопотать об отставке. Он планировал завершить военную карьеру, чтобы полностью отдаться литературной деятельности. Стихотворение «Родина» поэт написал по дороге с Кавказа. Первоначально он дал своему произведению название «Отчизна», но так уже называлась написанное в 1939 году сочинение Хомякова.

Лермонтов придерживался демократических взглядов. Его стихотворение «Родина» было полемическим ответом на произведение Хомякова. Мысли, высказанные Лермонтовым, власти сочли слишком вольными, поэтому его стихотворение долго не печатали.

Краткий анализ произведения

Стихотворение Лермонтова «Родина» изучают в 9 классе средней школы. Лингвистический разбор его содержания кратко проводят по следующему плану:

  • Жанр. Произведение считается думой. Его 2 строфа приближается к элегии.
  • Композиция. Стихотворение состоит из 2 частей, которые содержат размышления поэта и его признание в любви к Родине. В них поэт старается наиболее ярко изобразить картины природы.
  • Тема. Патриотизм, чувства к Отчизне.
  • Размер. Шестистопный ямб, переходящий в четырех-пятистопный с преобладанием женской рифмы.

В произведении используются художественные приемы:

  • метафоры («слава, купленная кровью», «чета берез»);
  • эпитеты («темной старины заветные преданья»);
  • сравнения («разливы рек ее, подобные морям»).

Идея и композиция

Основная мысль стихотворения «Родина» Лермонтова — это любовь к своей стране, патриотизм, глубокий и личный, лишенный государственной составляющей. Лирическое настроение произведения оттеняют родные пейзажи и картины быта. Поэт с нежностью описывает огоньки в окошках сельских домов, крытые соломой избушки, березки, растущие у дороги. Он пишет, что любит Отчизну странной любовью, потому что сам не понимает ее причин. Но каждая строка произведения проникнута огромным чувством патриотизма.

Лермонтову опостылело высшее общество с его интригами, низкопоклонством, пустым и бессмысленным существованием. Идея стихотворения «Родина» Лермонтова состоит в том, чтобы раскрыть сущность человека-патриота, такого как сам автор, который беззаветно любит свою родину и привязан к ней всей душой. Лирический герой выражает свои чувства как что-то личное, он любит Родину, как родного человека, несмотря на его недостатки.

Композиционно произведение состоит из 26 стихов. Оно делится на 2 части:

  • В первых 6 стихах поэт говорит о своем отношении к Отчизне и поясняет, что оно отличается от общепринятого. По словам автора, у него отсутствует привязанность к истории страны, ее героизму и славе. Он любит ее не за что-то, а вопреки всему, что она ему сделала. Лейтмотив первой части — отрицание.
  • В остальных 20 стихах содержится признание лирического героя в любви к своей Родине. Поэт рассказывает, что он считает настоящей Россией.

Такая композиция использована автором для того, чтобы особенно ярко подчеркнуть противопоставление. Подобный прием позволяет сказать читателям, что Россия гораздо прекраснее, чем принято думать. Ее можно любить не только за достижения, но и за простой быт и красоту природы.

Стихотворение отличается своеобразной антитезой. В начале используется возвышенная и торжественная лексика, а во второй части — разговорный язык с использованием бытовых описаний.

Образность и тематика

В содержании стихотворения глубоко раскрывается образ Родины. Он одновременно романтический и реалистический. Обычно Россию восхваляли за военные успехи, ее великую историю. Поэт не отрицает, что все эти качества присущи стране, но в ней имеется и внутренний образ, также заслуживающий внимания. Лермонтов стал первым из поэтов, использующих березу как символ России. Эта традиция была продолжена в XX столетии многими авторами, особенно Сергеем Есениным.

Литературоведы считают, что стихотворение было написано ночью. Об этом говорит упоминание слов: «ночи тень», «до полночи», «ночлег», а также упоминание «огней деревень», «холода». В произведении прослеживаются следующие мысли:

  • Поэт раскрывает значение деромантизированного образа Родины. Ее истинное величие — это не доблесть, а деревни, жнивы, проселки.
  • При написании используется тема одиночества. На примере образа Отчизны автор показывает, что мало кто может его понять. Его чувства к Родине отличаются от тех, что испытывает большинство его современников.
  • Автор говорит, что истинное богатство страны заключается не в ее казне, а на крестьянском гумне. Он радуется тому, что год был урожайным и весь урожай собран.

Стихотворение Лермонтова «Родина» по жанру близко к творчеству декабристов. Подобные произведения называются думами. Вторая строфа близка к жанру элегии. В первой строфе приводятся три отрицания (анафоры): «Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…». Они придают эмоциональность и возвышенность размышлениям героя.

Во второй строфе автор описывает свои чувства к Родине. Он изображает картины родных пейзажей, но не приводит доказательств и причин любви, только сам ее факт.

Смысл и средства выразительности

Главная мысль произведения выражена в первой строке: «Люблю Россию я, но странною любовью!». Поэт предлагает читателю по-новому взглянуть на свою страну. Ему нравятся не только положительные стороны Отчизны: леса, реки, праздники, но и отрицательные: печальные деревни и холодные степи.

В тексте широко используются средства выразительности. Применяемые эпитеты придают объектам дополнительный смысл. Так, «степей холодное молчание» говорит не только о суровой природе, но также о ее равнодушии.

Автор использует красочные образы: «желтая нива», «белеющие березы». В стихах также имеются олицетворения: «молчание степей», «пронзая взором». При написании применяются выразительные метафоры: «лесов безбрежных колыханье». Стихотворение не потеряло актуальности и в настоящее время. Оно предлагает переосмыслить свои взгляды и по-другому увидеть мир.

Критики высоко оценили творчество Лермонтова. Белинский считал «Родину» одним из лучших произведений русской литературы и ставил его в ряд с творениями Пушкина.

Отзывы

Фразы в стихотворении обладают алмазной крепостью и исполинской энергией.

Никто из предыдущих поэтов не обладал таким безукоризненным языком, как Лермонтов.

В творчестве поэта немало подражаний Шекспиру, Байрону, Пушкину. Но в каждом из них есть что-то свое, хотя бы то, что даже разнородные стихи поэт умеет спаять в единое целое.

Читайте также:  Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова - краткое содержание произведения Лермонтова

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»

История создания

Любимым местом Лермонтова был Кавказ. Посещать его поэту доводилось не только по собственной воле, но и по долгу службы. Военную карьеру писатель планировал завершить, чтобы без остатка посвятить себя литературе. Добившись отпуска, Михаил Юрьевич покинул Тенгинский пехотный полк и отправился в Петербург, хлопотать об отставке. По дороге из Кавказа в столицу и было написано стихотворение «Родина».

У автора была возможность во время пути по-другому взглянуть на страну, а также было время в долгой дороге и поразмыслить о судьбе России. Есть версия, что изначально стихотворение называлось «Отчизна» и задумывалось как ответ на произведение поэта Хомякова, где автор призывает не гордиться завоеваниями, а помнить о высшем предназначении.

Жанр, направление и размер

Традиция обращения к теме родины берёт своё начало ещё в творчестве первых классических русских поэтов – Тредиаковского и Ломоносова. Стихотворение написано в жанре думы, что восходит к поэзии декабристов, в частности к творчеству К.Ф. Рылеева. Философская лирика на протяжении многих лет привлекала Лермонтова, именно в этом ключе написано и одно из его последних сочинений.

В поздний период творчества поэт отступает от некоторых правил строгого силлабо-тонического стихосложения. Так, в этом стихотворении Михаил Юрьевич использует вольный ямб, а способы рифмовки выбирает различные: перекрестный, парный и кольцевой. Всё это указывает на импровизационный характер произведения.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Композиция

Композиция стихотворения двухчастна. В начале Лермонтов заявляет о своей любви к отчизне, но тут же поясняет, что его патриотизм отличается от общепринятого. Лейтмотивом первой части становится отрицание. Перелом происходит с помощью противительного союза «но»:

Но я люблю — за что, не знаю сам

Далее Лермонтов упоённо рассказывает, что для него есть настоящая Россия. Об этом свидетельствует повторяющееся «люблю», а также подробность «с отрадой … я вижу».

Двухчастная композиция позволяет автору наиболее ярко подчеркнуть контраст противопоставления. Можно заметить, что составляющие стихотворения не равны, но едва ли это является структурным недостатком. Скорее наоборот: это авторский способ сказать нам, что наша страна гораздо прекраснее, чем принято думать, просто её прелесть нужно уметь видеть не только в достижениях, но и в бытовых деталях.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

СТИХОТВОРЕНИЕ «РОДИНА» (1841)

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Часть 1 Изображена официальная Россия со славой, «купленной кровью». Часть 2 Россия предстаёт уже не приукрашенной, но всё равно горячо любимой:

Но я люблю — за что, не знаю сам, Её степей холодное молченье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям …

Лирический герой воспринимает родину всеми чувствами: ⦁ зрением: «Взором медленным пронзая ночи тень»;

⦁ обонянием: «Люблю дымок спалённой жнивы

⦁ слухом: .»На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков».

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь к родине. ⦁ Идея: суть любви к родине — в истинном чувстве, а не в официальном, казённом патриотизме.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

О стихотворении В. Г. Белинский писал, что фразы отличаются «алмазной крепостью». ⦁ Эпитеты: печальные деревни, безбрежные леса, дрожащие огни, жёлтая нива. ⦁ Метафоры: слава, купленная кровью, полный гордого доверия покой, взором медленным пронзая ночи тень.

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике.

Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм.

Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о «странностях» своей любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку.

Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье… » .

Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ).

После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ).

В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов » . В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику.

В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога.

А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты.

В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы.

Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.

Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой.

Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

Образы и символы

Образ родины двулик: с одной стороны, он романтический, с другой — реалистический. Чаще всего страну восхваляют за военные успехи, следование традициям, великую историю. Лермонтов не отрицает, что весь этот комплекс качеств присущ и России, но это лишь внешний облик. Есть и внутренний образ родины, который также заслуживает внимания.

Примечательно, что Лермонтов — один из первых поэтов, кто обратился к берёзе как к символу России. Эта линия будет продолжена авторами ХХ столетия, в особенности С. Есениным.

Вероятно, это стихотворение написано ночью или поздним вечером. Образ ночи создаётся частым упоминанием этого времени суток (ночи тень, до полночи, ночлег), а также косвенными указателями: холод, огни деревень.

У лирического героя чуткое сердце, он проницателен и способен восхищаться мелочами. Его не привлекает наружная маска, он способен видеть то, что немногие способны заметить. Потому и его отрада «многим незнакома».

Темы и проблемы

  1. Тема родины раскрывается в стихотворении в деромантизированном ключе. Автор стремится представить отчизну в её истинном обличии, к которому относятся не величие и не доблесть, а просёлочные дороги, деревни, жнивы.
  2. Присутствует в стихотворении и мотив одиночества. Лирический герой признаётся в своей непонятости, мало кто способен понять его. Любовь поэта к родине отличается от того чувства, что испытывает большинство его соотечественников, ведь он совершенно иначе видит страну и ощущает дух народа.
  3. Проблема ценностей поднимается автором. Он видит главное достоинство страны не в богатой казне, а в полном гумне простых крестьян. Его радует, что пшеница убрана, а год был урожайным. В сравнении с этим вспоминается стихотворение Н. Некрасова «Несжатая полоса».

Жанр и композиция произведения

Условно «Родину» можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек – полемические, остальные – элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Далее точка зрения лирического героя меняется – он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Смысл

Идея стихотворения в том, чтобы предложить читателю другой взгляд на родину. Поэт изображает пейзажи своей страны, национальный дух. Странность любви Лермонтова к родине проявляется в том, что ему нравятся не только положительная сторона: леса, реки, праздники, — но и отрицательная: холодные степи, печальные деревни. Поэт любит родину абсолютно за всё, искренне, всем сердцем.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что воспевания в стихах достойны не только великие победы, открытия или деяния государственного масштаба, но и простые жизненные мелочи. В них тоже необходимо видеть прекрасное и почитать их. Поэт твёрд в своих убеждениях, его не прельстят «слава, купленная кровью» или «заветные преданья».

Взросление, фатальность и жизненный опыт писателя

Повзрослев, Лермонтов стремился к любви, желая обрести свободный образ жизни. Но выход в свет для вспыльчивого юноши оказался не слишком успешным. В школе прапорщиков Лермонтова считали циником и остряком. Будущий писатель показывал успехи в учебе, но держался слишком независимо и дерзко. Порицания высшего общества вызвал и стих «Смерть поэта», написанный Лермонтовым после смертельной дуэли Пушкина. Впервые юный поэт резко обвиняет в смерти Пушкина высший свет Петербурга и персон, приближенных к трону. Император Николай первый отправляет поэта в ссылку на Кавказ.

Ссылка продлилась недолго, друзья поэта и бабушка Елизавета Арсеньева приложили усилия для того, чтобы вернуть Лермонтова домой. Чуткая душа творческого человека уже впитала в себя широкий спектр ощущений и эмоций.

Высшее общество кажется Лермонтову мелочным, погрязшим в вечных интригах. Поэтому скоро из-за участия в дуэли поэт снова отправляется на Кавказ. Личная неприязнь императора к Лермонтову послужила причиной ссылки. И на этот раз непосредственно на передовую.

О разных видах любви: любовь к Родине

Любовь – загадочное чувство, и, пожалуй, самые искушенные в чувственности люди, самые мудрые философы, ученые и художники (в широком смысле этого слова) до сих пор бьются над вопросом, что же такое любовь? В санскрите существует 99 слов для того, чтобы описать любовь, в украинском языке – два слова, в древнегреческом – как минимум пять слов. Античный мудрец Теренций говорил, что «когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же». Вот так и с родиной: любовь к отечеству – тоже разная, как слова, обозначающие это чувство, разные.

Разные ипостаси любви

Средства художественной выразительности

Эпитеты в стихотворении Лермонтова служат важными уточняющими элементами, придают дополнительные смыслы изображаемым объектам. Почему «молчание степей» именно «холодное»? Это может говорить о суровом климате, а также о равнодушии. Любопытно наблюдать, как перечисление объектов влияет на художественные средства: автор думает о лесах, реках, и первым даёт определение «безбрежные», а реки сравнивает с морями. Но не только ассоциации использует поэт. Подобно живописцу, он раскрашивает образы: желтая нива, белеющие берёзы.

Обращается автор и к олицетворениям: молчание степей, пронзая взором, преданья не шевелят. Лермонтов применяет смешанный троп — олицетворяющий эпитет (печальные деревни, дрожащие огни).

Выстроить композицию стихотворения помогает такая фигура речи как анафора, а используется она в первой части и в начале второй.

Критика

В.Г. Белинский считал «Родину» прекраснейшим стихотворением и ставил его в один ряд с шедеврами А.С. Пушкина. В целом позднее творчество Лермонтова критик оценивал очень высоко.

Для традиции русской литературы «Родина» также имеет большое значение. Если в эпоху классицизма были приняты помпезные восхваления страны в одах, то романтизм предлагает совершенно иное, субъективное восприятие отчизны. Лермонтов продолжает линию, начатую ещё Байроном, его произведением «Англия», на русской почве эту традицию продолжает Пушкин в «Медном всаднике» и поклонник Лермонтова Якубович в стихотворении «Люблю я, Дон, твои станицы…». Новым для этих авторов было не восхваление, а признание в любви к родине.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь-филиа

Так древние греки называли глубокую душевную привязанность, близость между самыми родными людьми, которая основывалась на общих интересах, бытовых вопросах, повседневности и целях. Любовь-филиа близка к ощущению полноценного счастья. Это постоянное чувство новых и свежих эмоций, ярких впечатлений, которое при этом еще и отличается стабильностью.

Любовь-агапэ

Наиболее возвышенную разновидность любви античные мыслители назвали любовью-агапэ. В узкой трактовке – это любовь к Богу. Любовь-агапэ трактуется и в более широком контексте. Красота, высшая духовность, идеал – характерные черты агапэ. Чувственность при такой любви становится жертвой, чувственность игнорируется. Описываемая Лермонтовым патриотически-фатальная любовь к отечеству вполне может расцениваться как любовь-агапэ.

Любовь-маниа

В контексте отношения к родине, любовь-мания – это выражение радикального, нездорово гиперболизированного чувства. Мания – это желание властвовать, преобладать и обладать предметом вожделенной любви.

Страшнее всего – изменить любимому в чувствах, в эмоциональной привязанности. Например, такова любовь эмигранта, который, физически покидая родную страну, все же остается верным отечеству, поддерживая в своем локальном мире традиции родной культуры, продолжая говорить на родном языке.

Любовь-сторгэ

Деликатность, такт, подчеркнутая рыцарская вежливость, направленная на главную цель – поддержать компромисс и гармонию в отношениях. Античные мыслители считали, что если любовь-агапэ – это выражение любви к Богу, то сторгэ – это идеальная форма семейных отношений. Дружба, нежность, человечность во всех ее проявлениях. Но сторгэ не приемлет грубости, эгоизма, неискренность и черствости. Это полная сострадания и сочувствия любовь.

Любовь-прагма

Это чувство, которое основывается на рассудочности. Крайняя форма любви-прагмы – желание получить выгоду из предмета своих чувств, например, воспользоваться благами, ресурсами родины для того, чтобы реализовать собственные интересы. Пожалуй, с любовью-прагмой мы встречаемся чаще всего. Именно это чувство скрывается за красивыми лозунгами. Любовь-прагма возникает из логики, из определенного расчета и схематизма, поэтому такая привязанность проходит достаточно быстро. Любовью-прагмой трудно «заболеть», но от кратковременной хвори на эту любовь легко излечиться.

Любовь-людус

Впервые любовь-людус, то есть любовь-игру, описал канадский социолог и писатель Джон Алан Ли. С тех пор термин «любовь-людус» прочно вошел в современную социальную психологию. Это чувство не отличается глубиной или вдумчивостью, напоминая скорее детскую забаву или, возможно, первую влюбленность. Главная ориентация любви-людус – это получение удовольствия. Может ли человек относится к родине подобным образом? Безусловно. Это любовь времен социального кризиса, упадка и торжества инфантилизма. Обычно это чувство не «гуляет» наедине с собой, объединяясь с любовью-прагмой, сторгэ, а порой – манией.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал» по плану

1. История создания

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Кинжал» было написано поэтом в 1837 году.

Поводом для его создания послужил подарок от вдовы А. С. Грибоедова Нины Чавчавадзе, к которой М. Ю. Лермонтов испытывал глубокое уважение и нежные дружеские чувства. Находясь в Грузии, поэт часто бывал в доме этой удивительной женщины, посещал вместе с ней могилу мужа.

Перед отъездом Лермонтова в Петербург Нина Чавчавадзе подарила ему великолепный кинжал, принадлежавший Грибоедову. На следующий день родилось знаменитое стихотворение.

2. Литературное направление

Произведение написано в духе романтических традиций. Об этом свидетельствуют яркие образы (булатный кинжал), сильные чувства, стремление к героическим подвигам.

Кроме того в произведении присутствуют элементы символизма: кинжал, блеск черных глаз, «светлая слеза».

Глубокий смысл стихотворения невозможно ограничить строгими рамками одного литературного направления.

3. Род

Литературный род произведения — лирика.

4. Жанр

Стихотворение «Кинжал» относится к жанру лирического послания с элементами философских рассуждений. Разговаривая с кинжалом, поэт рассуждает о своем жизненном пути и предназначении.

5. Проблематика

В стихотворении затрагивается целый ряд проблем. Избегая конкретных имен и событий, он рассуждает:

  • о женской любви и преданности;
  • о верности долгу;
  • о памяти;
  • мужественности и силе характера;
  • предназначении человека.

Все проблемы, переплетаясь друг с другом, помогают автору раскрыть идейное содержание произведения.

6. Тематика

Тема мужества и стойкости является основной в этом небольшом произведении.

Принимая кинжал из «лилейной руки», лирический герой берет на себя обязательство быть достойным продолжателем дела его бывшего хозяина.

7. Идея

Идея стихотворения — рассказ о бесценном подарке, который несет в себе глубокий смысл.

Мужчина должен быть опорой и защитой. Булатный кинжал — символ верности гражданскому долгу, твердости убеждений. Именно этими качествами должен обладать уважающий себя мужчина и гражданин.

8. Пафос

Пафос стихотворения меняется с развитием сюжета.

Героические интонации первой строфы сменяются лирическими нотками во второй и третьей. В последней строфе произведения звучат торжественные гражданские мотивы.

9. Система образов

В стихотворении Лермонтова «Кинжал» присутствуют два основных образа: булатный кинжал и лирический герой. Их окружают незримые второстепенные персонажи.

Над изготовлением кинжала трудились «задумчивый грузин» и «черкес свободный». Славное орудие должно было участвовать в «грозном бою», стать орудием мести.

Но кинжалу уготована другая участь. Лирический герой получает его из рук некой женщины, с которой его связывают нежные отношения. Поэт не называет имен, не рассказывает конкретных событий, поэтому очаровательный облик незнакомки окутан тайной.

10. Центральные персонажи

Главными действующими персонажами стихотворения являются лирический герой и кинжал.

Образ лирического героя вырисовывается из его монолога. Читатель понимает, что перед ним человек с честной и благородной душой, который с болью говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет имени, боясь оскорбить ее своими чувствами.

Он клянется быть твердым и непреклонным, не изменять своим принципам и убеждениям. Булатный кинжал для него не только друг, но и «пример не бесполезный».

Образ кинжала символичен. Поэт олицетворяет холодное оружие, наделяя его человеческими чертами. Именно с кинжалом лирический герой ведет задушевную беседу, называет «товарищем светлым и холодным», признается ему в любви.

Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего хозяина, А. С. Грибоедова.

11. Лирический герой

Мысли чувства лирического героя созвучны переживаниям поэта. Образ лирического героя на протяжении всего текста пересекается с образом кинжала.

Олицетворяя оружие, он называет его своим товарищем, которому хочется подражать. «В тебе пример не бесполезный», — говорит он кинжалу. Не изменять себе, быть сильным и непреклонным, как его «железный друг» — главная задача лирического героя.

12. Сюжет

Незамысловатая сюжетная линия содержит глубокий подтекст.

В начале стихотворения читатель знакомится с дорогим сердцу поэта булатным кинжалом. Узнает историю его создания. «На месть», «на грозный бой» ковали и точили славное оружие.

Затем кинжал попадает в руки поэта «в знак памяти». И по нему струится не кровь, а «светлая слеза — жемчужина страданья».

Заключительная строфа стихотворения — торжественное обещание автора соответствовать ценному подарку. «Я не изменюсь и буду тверд душой», — говорит поэт.

Прошлое, настоящее и будущее органично слились в единое целое, выражая основную мысль стихотворения.

13. Композиция

Композиция стихотворения линейная. События следуют в хронологическом порядке.

Произведение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три смысловые части:

  • 1 строфа — вступление, в котором автор признается в любви к кинжалу и рассказывает историю создания грозного оружия: «Задумчивый грузин на месть тебя ковал».
  • 2, 3 строфа — развитие действия. «Лилейная рука тебя мне поднесла», — говорит поэт.
  • 4 строфа содержит клятву верности «железному другу».

Рассказ о дорогом подарке ведется от первого лица.

14. Художественные особенности

Данное стихотворение — монологическое высказывание лирического героя, обращенное не к человеку, а к холодному стальному кинжалу.

Отличительной особенностью произведения является его обобщенный общечеловеческий символический смысл. Конкретная жизненная ситуация, по воле поэта, перерастает свои границы.

С помощью удачно подобранных эпитетов и сравнений поэт концентрирует внимание читателя не на внешних деталях, а на внутреннем содержании образов.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано разностопным ямбом.

Тип рифмовки — перекрестный (АБАБ).

Это позволяет автору менять интонацию повествования, переходя от спокойного рассказа к торжественным обещаниям и дорогим воспоминаниям о «лилейной руке», «черных глазах», но в то же время сохранить целостность содержания и мелодичность звучания.

Каждая строфа стихотворения состоит из четырех, законченных по смыслу строк.

16. Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности, которые поэт использует в стихотворении, помогают выразить основную мысль, донести до читателя чувства и переживания автора.

  • Основным приемом в произведении является олицетворение. Булатный кинжал оживает под пером Лермонтова, приобретает человеческие черты. Он становится другом, спутником, примером для подражания.
  • Необычные эпитеты наполняют стихотворение лиризмом: глаза, исполненные «таинственной печали», кинжал «товарищ светлый и свободный», «трепетный огонь»;
  • Антитеза, включающая в себя метонимию, передает накал страстей: «не кровь вдоль по тебе текла, но светлая слеза — жемчужина печали»;
  • Сравнительные обороты создают яркие зрительные образы: глаза «как сталь».

17. Значение произведения

Невозможно переоценить значение этого небольшого стихотворения. Лирический герой произведения воспринимался современниками, как пример для подражания.

Его торжественное обещание: «Да, я не изменюсь и буду тверд душою», звучало, как призыв продолжить дело прежнего обладателя славного оружия А. С. Грибоедова: смело бороться с несправедливостью и беззаконием, быть верными идеалам правды и добра.

18. Актуальность

Стихотворение «Кинжал» — произведение, которое звучит актуально в любую эпоху. Ведь в нем поэт говорит об общечеловеческих проблемах бытия. Такие понятия, как любовь и верность, смелость и сила духа всегда остаются значимыми для каждого человека.

19. Мое отношение

Строки стихотворения великого поэта заставляют сопереживать лирическому герою, затрагивают душу. Читая произведение, я чувствовала боль разлуки, мечтала стать лучше и сильнее, понимала, как важно оставаться верной своим убеждениям.

20. Чему учит

Стихотворение Лермонтова «Кинжал» учит читателя быть сильным и непреклонным. Необходимо воспитывать в себе твердость духа и силу воли. Нравственные принципы и убеждения должны быть прочными, как стальной кинжал.

Анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал»

Стихотворение Лермонтова «Кинжал», как и большинство лирических произведений поэта, отличается биографичностью. Оно связано с замечательным событием в его жизни – знакомством с вдовой Грибоедова Ниной Александровной Грибоедовой. «Кинжал» написанный в жанре лирического послания — это трепетное посвящение замечательной женщине, грузинке, которую любил когда-то другой поэт.

История написания «Кинжала»

Удивительная история у стихотворения «Кинжал». Она связана с людьми, известными в русской литературе и истории двух стран. Лермонтову посчастливилось познакомиться в Тбилиси с семьей известного грузинского поэта Александра Чавчавадзе, зятем которого был русский поэт и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов, автор нашумевшей в Санкт-Петербурге комедии «Горе от ума», и погибший в 1829 году в Тегеране во время исполнения дипломатической миссии.

Михаил Юрьевич был частым гостем вдовы Грибоедова Нины Александровны. Однажды он пришел к Нине вместе с Александром Ивановичем Одоевским, которому и был обязан этим замечательному знакомством. От Нины и Александра Ивановича (являвшегося двоюродным братом Грибоедова) Лермонтов многое узнал о погибшем поэте. Сам Одоевский оказался на Кавказе за участие в декабрьском восстании 1825 года.

В одно из посещений Нина Александровна вынесла из комнаты, где хранилась отцовская коллекция, два замечательных кинжала и преподнесла их в качестве подарка русским офицерам. Лермонтов был благодарен Нине за этот замечательный подарок. Он вдохновил его на создание замечательного стихотворения. На следующий день стихотворение было прочитано молодому грузинскому поэту Николозу Бараташвили. Николоз, несмотря на свою молодость (он был на 3 года моложе Лермонтова), уже был популярен в Грузии, как поэт романтик.

Композиция

Стихотворение построено в форме послания автора к кинжалу. Оно состоит из 4-х строф, но композиционно его можно разделить на три части. Первая строфа – экспозиция и завязка. Первые две строки — признание кинжалу в любви. В двух вторых строках поэт говорит, как был создан кинжал:

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

Далее следует развитие сюжета. Лермонтов в 8-ми строках описывает, как был сделан этот подарок. И заключение – клятва поэта, который понимает, что подарок был сделан не просто так, а как знак того, что офицеры должны быть храбрыми воинами и защищать от врагов маленькую Грузию. В заключении заложена главная мысль произведения – патриотизм.

Тема произведения – подарок, полученный при расставании, событие, послужившее источником вдохновения для поэта. Идея стихотворения в следующем. Мужчина должен защищать свою семью и землю от врагов. Нина, потерявшая мужа, вверяет защиту своей семьи знакомым, родственникам мужа. Лермонтов клянется быть твердым, как кинжал.

Средства художественной выразительности и форма стихосложения

В стихотворении поэт применил следующие средства выразительности:

  • Эпитеты: булатный, холодный, задумчивый, свободный, черные, небесполезный, светлый. Этот эпитет применяется дважды – по отношению к кинжалу и женской слезе;
  • Сравнения: глаза, как сталь, тверд, (как кинжал);
  • Метафора: слеза – жемчужина страданья, таинственная печаль;
  • Олицетворения: трепетный огонь; таинственная печаль.

Вот как, используя художественные приемы, Лермонтов показывает Нину. Лилейная рука – белоснежная, ухоженная рука. Читателю становится понятно, что такие руки могут принадлежать только дворянке. Черные глаза – понятно, что такие глаза могут принадлежать только женщине с Юга. Глаза, исполнены таинственной печали. Тоже понятно, почему. Нина Александровна потеряла любимого мужа. Кстати, она так и не вышла замуж, всю свою короткую жизнь, а прожила она всего 44 года, она носила траур по мужу. Ее называли Черной Розой Тифлиса.

Четыре строфы стихотворения написаны стихотворным размером – разностопный ямб, рифма перекрестная, с чередованием мужских и женских строк.

В заключение литературного анализа этого стихотворения необходимо сказать еще, что 1836 и особенно 37 году происходит переосмысление Лермонтовым своей гражданской позиции. Позднее, Герцен заметил, что пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил Лермонтова. О чем говорили декабрист Одоевский, вдова Грибоедова, который своей комедией «Горе от ума» насмехался над дворянством и государственными чиновниками, и Лермонтов, который тоже был у царской фамилии в опале – можно только догадываться. Ответом на эти разговоры и подарок Нины стала клятва, данная кинжалу, олицетворявшему Черную Розу Тбилиси.

Ссылка на основную публикацию