Кирилл и Мефодий – сообщение доклад

Биография Кирилла и Мефодия

Детство и юность

Братья появились на свет в византийском городе Фессалоники, более известном как Салоники. Их отцом был военачальник, мужчина из знатного рода, и семья жила очень хорошо. Мать занималась воспитанием семерых сыновей: Мефодий был самым старшим из них, а Кирилл – самым младшим.

В ту пору Византия была многонациональным городом, и точно установить этническую принадлежность братьев до сих пор не удалось. Предположительно, они были греками. Фессалоники был двуязычным городом, жители которого прекрасно владели греческим языком и славянским солунским диалектом, на котором говорили соседние племена (сагудаты, драговиты, смоляне).

До пострига братьев звали иначе: Михаил (Мефодий) и Константин (Кирилл). Поскольку мальчики принадлежали богатому знатному роду, они получили прекрасное образование. Когда они подросли, их пути разошлись: Михаил связал себя с военной службой и со временем стал губернатором одной из византийских провинций, а Константин, который тяготел к наукам, после окончания Магнаврского университета стал преподавать азы философии в придворном училище при Царьграде.

Христианское служение

Перед Константином открывалась блестящая перспектива сделать светскую карьеру, однако юноша предпочел выбрать духовно-ученую стезю, и подстригся в монахи, сменив имя на Кирилл. В тот период для Византии важной стратегической задачей было укрепление и пропаганда православия. По этой причине дипломатов, которые разъезжали по разным странам, неизменно сопровождали и миссионеры, призванные распространять по миру христианскую веру. Одним из таких миссионеров и стал 24-летний Константин, которому было поручено показать мусульманам путь к Христу.

В конце 50-х годов братья, устав от мирской суеты, удалились в монастырь, где Михаил в возрасте 37-ми лет принял постриг, став монахом Мефодием. Однако Кириллу не позволили долго отдыхать: император назначил его одним из членов важной Хазарской миссии. Суть ее заключалась в том, чтобы христиане смогли доказать истинность своей веры иудеям и мусульманам. Такое условие поставил хазарский каган, который в случае победы византийских священнослужителей готов был перейти на сторону православия. Кирилл блестяще справился с поставленным заданием, и Хазарское государство хоть и не стало полностью христианским, но каган разрешил своим поданным креститься.

В краткой биографии братьев Кирилла и Мефодия была еще одна важная миссия – Моравская. Однажды правитель моравских земель Ростислав попросил помощи у Константинополя. Он нуждался в грамотных учителях-богословах, которые могли бы на доступном языке донести до народа истинную веру. Во время этой поездки браться трудились, не покладая рук: переводили греческие книги, учили славян вести богослужения, преподавали азы письма и чтения. Трехлетняя кропотливая работа братьев подготовила почву для дальнейшего крещения Болгарии.

Славянская азбука

Однако Кирилл и Мефодий вошли в историю, прежде всего, как создатели славянской азбуки. Это произошло в 863 году: Кирилл при помощи брата создал алфавит, состоящий из 38 знаков, который впоследствии назвали глаголицей. Основой для глаголицы послужила греческая тайнопись. Буквы были очень похожи между собой, и нередко глаголицу путали с восточными буквами. Также Кириллом были использованы еврейские буквы, призванные обозначать специфические славянские звуки. В дальнейшем глаголица была усовершенствована учеником Кирилла, Климентом Охридским, которая нашла самое широкое распространение. Эта азбука получила название «кириллица».

Создание славянской азбуки оказало большое влияние на развитие христианства. Братья перевели на славянский язык такие важные церковные книги как Псалтирь, Евангелие, Апостол. Это позволило славянским народам перейти на богослужения на родном, понятном языке, и христианство стало распространяться гораздо быстрее.

Смерть

Первым ушел из жизни Кирилл. Не справившись с тяжелой болезнью, он умер в 869 году. Мефодий пережил своего брата на 16 лет. После смерти братьев-просветителей богослужения на славянском языке оказались под запретом, на их последователей и учеников открыли настоящую охоту. Однако славянская культура смогла пережить трудные времена, и вскоре центром книжности стала Русь.

Равноапостольных братьев почитают на Западе, и на Востоке. Церковью братья были удостоены высокой награды — их приравняли к Святым. И в наши дни память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов.

Храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших

Официальный приходской сайт п. Советский Советского района Республики Марий Эл

Откуда азбука пошла? /библиографический урок, для младших школьников, посвященный первоучителям Кириллу и Мефодию/

Можно ли представить жизнь без электричества? Конечно, трудно! Но известно, что раньше люди читали и писали при свечах и лучинах. А представьте себе жизнь без письменности. Кто-то из вас сейчас подумает про себя, ну и что же, вот было бы здорово: не надо писать диктанты и сочинения. Но тогда не будет и библиотек, книг, афиш, писем и даже электронной почты и «эсэмэс». В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за наше письменное слово, на котором написаны наши любимые книжки? За нашу грамоту, которой мы учимся в школе? За нашу великую русскую литературу, с которой вы знакомитесь и еще будете изучать в старших классах.

Жили на свете Кирилл и Мефодий,

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычны!

Надо создать для славян алфавит…

Именно благодаря трудам Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия была создана славянская азбука.

Братья родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Мефодий был старшим сыном, и, выбрав путь военного, отправился на службу в одну из славянских областей. Его брат – Кирилл, родился на 7-10 лет позже Мефодия, и уже в детстве горячо полюбив науку, поражал учителей блестящими способностями. В 14 лет родители послали его в Константинополь, где он в короткий срок изучил грамматику и геометрию, арифметику, астрономию и медицину, античное искусство, хорошо овладел славянским, греческим, еврейским, латинским и арабским языками. Отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, Кирилл занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке и одновременно преподавал философию в университете, за что и получил прозвание «философ». Его старший брат Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Будучи честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости, он ушел с военной службы и удалился в монастырь.

В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии , чтобы попросить прислать в свою страну проповедников и рассказать населению о христианстве. Император решил отправить в Моравию Кирилла и Мефодия. Кирилл, прежде чем отправиться в путь спросил, имеют ли моравы азбуку для своего языка – «ибо просвещение народа без письмен его языка, подобно попыткам писать на воде», — обьяснил Кирилл. На что получил отрицательный ответ. Азбуки у моравов не оказалось, тогда братья начали работу. В их распоряжении были не годы, а месяцы. Они работали с раннего утра, едва рассцветало, и до позднего вечера, когда уже рябило в глазах от усталости. В короткий срок была создана азбука для моравов. Она была названа в честь одного из её создателей – Кирилла – кириллица.

При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий очень быстро перевели основные богослужебные книги с греческого на славянский. Первой книгой написанной на кириллице стало – «Остромирово Евангелие», первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, была фраза – «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И сейчас, уже более тысячи лет церковнославянский язык используется в русской православной церкви во время богослужения.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Каждая буква имела свое название – «аз» — А; «буки» — Б; «веди» — В; «глаголь» — Г; «добро» -Д.

Вот отсюда и крылатые фразы «Аз да буки – вот и все науки», «»Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки». Кроме того буквами можно было обозначать и цифры. Всего в кириллице было 43 буквы.

Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I, убравшего устаревшие буквы без которых вполне можно было обойтись – «юс большой», «юс малый», «омега», «ук». В 1918 году из русского алфавита ушли еще 5 букв – «ять», «фита», «ижица», «ер», «ерь». За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё». Их придумал в XVII веке русский писатель и историк Карамзин. И вот, наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.

А как вы думаете откуда произошло слово «АЗБУКА» — по названию первых букв алфавита, «аз» и «буки»; на Руси существовало ещё несколько названий азбуки – «абевега» и «буквица».

А почему алфавит называется алфавитом? Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит».

Славяне были очень рады: у других народов Европы (немцев, франков, бриттов) не было своей письменности. У славян же теперь была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу! «То было чудное мгновенье. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые» – записано в летописи тех времен.

Учиться стали не только дети, но и взрослые люди. Писали острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском. Дети полюбили своих учителей Кирилла и Мефодия. Маленькие славяне с радостью шли на занятия, потому что таким интересным было путешествие по дорогам Истины!

С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись книги. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться в течение шести-семи лет и была очень дорогой. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.

Давным-давно, когда история великой Русской державы только начиналась, «она» стоила дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней или стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в дорогих тисненых кожах, в жемчугах да каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд! Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!» Трудились над ее созданием долго, а вот судьба ее могла сложиться очень грустно. Во время нашествия врагов ее брали в плен вместе с людьми. Она могла погибнуть в пожаре или при наводнении. Ею очень дорожили: она внушала надежду, возвращала силу духа. Что же это за диковина такая. Да, ребята, это Ее Величество – Книга. Она сохранила до нас Слово Божие и предания далеких лет. Первые книги были рукописные. На переписывание одной книги уходили месяцы, а иногда и годы. Центрами книжности на Руси всегда были монастыри. Там в посте и молитве трудолюбивые монахи переписывали и украшали книги. Собрание книг в 500-1000 рукописей считалось большой редкостью.

Читайте также:  Хронологическая таблица Солженицына (жизнь и творчество)

Жизнь идет, и в середине XVI века появилось на Руси книгопечатание. Печатный двор в Москве появился при Иване Грозном. Руководил им Иван Федоров, которого называют первым книгопечатником. Будучи дьяконом и служа в храме, он пытался воплотить свою мечту – священные книги без писцов переписывать. И вот в 1563 году он приступил к набору первой страницы первой печатной книги — «Апостол». Всего он издал за свою жизнь 12 книг, среди них была полная славянская Библия.

Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

«Ученье – свет, а неученье – тьма», — говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед. Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. В год тысячелетия со дня создания славянского письма в России Священный синод принял постановление, в котором устанавливалось «каждогодное, начиная с сего 1863 года, в 11 (24)день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию». До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрожден. Этот праздник стали называть Днем славянской письменности и культуры.

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

5. Как называлась первая книга, написанная кириллицей? (Остромирово Евангелие»)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник,)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена.(Петра 1)

9.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

10.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)

11.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

12.Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

13.Какие слова были первыми написаны на славянском языке? (Вначале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог)

14.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)

История братьев: Кирилл и Мефодий

Солунские братья

Братья Михаил и Константин (такие имена получили в миру святые равноапостольные Мефодий и Кирилл) родились в городе Солунь (ныне греческий город Салоники) в семье византийского военачальника по имени Лев.

Мефодий (805/815 — 885 гг.) — самый старший из семерых детей, продолжил карьеру своего отца, став военнослужащим. В 843 году по поручению самого византийского императора Мефодий отправился воеводой в одну из провинций, где проживали славянские племена. Там он смог ознакомиться с языком, обычаями и культурой местных жителей. Со временем Мефодий решает оставить военную службу и становится настоятелем небольшого монастыря Полихрон. Именно тогда он и принимает свое монашеское имя.

Кирилл (826-869 гг.) — самый младший из братьев, еще в детстве удивлял многих своими способностями, постоянно углубляясь в книги и молитву. В Магнаврской школе Константинополя, где Кирилл получил образование, его наставником был известный богослов и писатель, а позже и патриарх Фотий. В этой школе Кириллу удалось изучить грамматику, риторику, философию и многие другие дисциплины. Особое внимание он уделял творчеству Григория Богослова — одного из наиболее известных церковных мыслителей, считая его своим духовным пастырем.

Кирилл прославился как философ и знаток языков. Помимо греческого, он владел славянским, латинским, а также арамейским языками. Знания и опыт, которые солунские братья получали в течение долгих лет, сыграли важную роль в деле создания старославянской азбуки.

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фреска на наружной стене собора Бигорского монастыря (Македония). 2-ая половина XIX в.

Величие Византии

В середине IX века Восточная Римская империя, или Византия, встала на путь восстановления своего былого величия. Если ранее империя, теснимая с Востока арабами, а с Запада — славянскими племенами, долгое время вела тяжелые оборонительные войны, то с середины столетия началась эпоха наступления византийцев.

Могущество империи основывалось на завоеваниях. Однако куда важнее для византийцев в это время было приобщение соседних народов к своей культуре. Большое значение здесь отдавалось христианскому учению. Христианские миссии должны были привлечь на сторону Византии многие народы, а также принести покой и процветание на границы империи.
Во главе миссий важно было поставить самых талантливых богословов. Одним из таких считался Кирилл, принимавший участие в разных дискуссиях на философские и богословские темы. Его ораторские способности, умение правильно выстраивать свою аргументацию позволяли ему одерживать победы во многих словесных поединках.

Успехи Кирилла привлекли внимание императора Михаила III. По решению императора, а также своего учителя Фотия, он отправляется вместе с дипломатической миссией в арабские страны. В Багдаде Кирилл проявил себя глубоким знатоком не только Библии, но и Корана.

В 856 году в Константинополе был убит логофет Феоктист — покровитель Кирилла. Богослов принял решение удалиться в монастырь, где настоятелем был его старший брат Мефодий. Но дела государства вскоре вновь возвратили Кирилла в столицу. Ему было поручена новая миссия на Восток — в Хазарский каганат. В путь вместе с Кириллом отправился и Мефодий. Это было первое совместное путешествие солунских братьев.

Совет византийского императора Михаила III с философами о посылке учителей-просветителей в славянские земли; беседа в Селуни пос ла Михаила со Львом, отцом Кирилла и Мефодия. Радзивилловская летопись, конец XV века.
«Се слышав, царь Михаил созва философы вся и сказа им речь словеньских князь. Слыша царь, посла по ня в Селунь ко Лвови, глаголя: „Поели к нам сына своа Мефодьа и Костянтина“».

Моравская миссия

Христианские миссии византийцев обратили на себя внимание и славянских народов. Правитель Великой Моравии князь Ростислав отправил приглашение христианским богословам. В 863 г. Кирилл и Мефодий отправились в путешествие к славянам. Их миссия не только способствовала укреплению христианской веры среди славянских народов, но и внесла неоценимый вклад в развитие их культуры.

Князь Ростислав стремился объединить разрозненные церковные службы в единый епископат. Для этого было необходимо проводить литургии не на латыни, а на славянском языке. Кирилл и Мефодий, прекрасно знакомые с языком и культурой славянских народов, принялись за создание азбуки — глаголицы.

Появление глаголического алфавита позволило богословам перевести на славянский язык Священное Писание. Кирилл и Мефодий создали в Великой Моравии церковную школу, в которой обучались священники из числа местных жителей. Ученики осваивали славянское письмо, а также обучались ведению проповедей и церковной службы на славянском языке.

Вопрос о первенстве глаголического и кириллического алфавита долго время был предметом многочисленных споров. Принято считать, что во время моравской миссии солунскими братьями была создана именно глаголица. Кириллица появилась несколько позже благодаря труду учеников и последователей Кирилла и Мефодия. Однако именно солунским братьям принадлежит заслуга создания первой старославянской азбуки.

Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки; перевод на cлавянский язык Апостола и Евангелия. Радзивилловская летопись, конец XV века.
«Сима же пришедшима, начаста составливати писмена азбуковнаа словеньскы, и прело-жиста Апостол и Еуангелие. ».

Наследие Кирилла и Мефодия

Миссия Кирилла и Мефодия сыграла огромную роль в истории славянских народов, которые все больше обращались к христианскому учению. Появление азбуки и перевод Священного Писания дали начало старославянскому литературному языку и книжному делу. Солунские братья выступали в роли просветителей, обучая славян грамоте и знакомя их с основами византийской культуры.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий почитаются как в Восточной, так и в Западной христианской традиции. В 1863 году в России был учрежден праздник в честь солунских братьев. День Кирилла и Мефодия отмечался 11 мая (по юлинаскому календарю). Сейчас этот день — 24 мая, известен как «День славянской письменности и культуры». Помимо России, этот праздник также отмечается в Белоруссии, Украине, Сербии, Болгарии и ряде других славянских государств.

Доклад на тему Агния Барто сообщение 2, 3, 4 класс

Поэтесса является уроженкой Москвы, родившей в начале двадцатого столетия. С юного возраста девочка интересуется поэзией, любовь к которой прививает ей ее отец, глубоко образованный человек, работающий ветеринарным доктором.

Кроме стихосложения в детстве писательницу привлекает балетное и музыкальное искусство, результатом которого становится ее обучение в хореографическом училище, где юная балерина не прекращает сочинительство поэтических произведений.

Первый сборник стихотворений поэтессы издается в девятнадцатилетнем возрасте, сразу же завоевав читательский интерес. С этого момента писательница решает посвятить свою судьбу литературному творчеству, оставив мечты о балетном будущем.

Сове поэтическое творчество автор полностью посвящает детям, написав для ребячьей аудитории многочисленные замечательные веселые произведения, а также являясь сценаристом для детских кинофильмов. Детство многих ребят начинается со знакомства всеми любимых стихов о мишке с оторванной лапой, о девочке Тане, которая ревет из-за утонувшего мячика и многих других.

Во время Великой Отечественной войны Барто работает в эвакуации заводским токарем, а также выезжает в прифронтовую зону в качестве фронтового корреспондента. В канун победы в семье писательницы случается несчастье с сыном, который погибает в детском возрасте, попав под грузовик. После потери ребенка поэтесса длительное время мучительно преодолевает материнское горе.

Читайте также:  Жизнь и творчество Ивана Тургенева

Во второй половине двадцатого века поэтесса участвует в качестве радиоведущей в программе, помогающей разыскивать членов семей, разлученных во время войны. С помощью ее спокойного, негромкого голоса, звучащего из радиоприемников, удается воссоединить почти миллион семей. Благодаря этой работе в творческом багаже писательницы появляется книга, рассказывающая о людских судьбах, пережитых тяготы войны.

В литературной копилке поэтессы есть необычное произведение, именуемое «Переводы с детского», в котором писательница собрала накопленный ее опыт общения с юными поэтами из разных стран мира, шутливо называя их невеликими поэтами.

Поэтесса прожила непростую, но очень интересную долгую жизнь, скончавшись в возрасте 75 лет, почувствовав неожиданное недомогание.

Сообщение про Барто

Чтобы воспитать доброго, отзывчивого, неравнодушного к окружающему миру человека, нужно следовать тем нравственным принципам, которые существуют в обществе. Но основные мотивы кроются в литературе, которая является поучительным этапом и примером для подражания в воспитании и обучении каждого из нас.

Ни одна семья не обошлась без книг, автором которых является всемирно известная, горячо любимая русская писательница Агния Львовна Барто.

Родилась поэтесса в 1906 году, ее счастливое детство прошло в одной из квартир города Москвы. Мать – домохозяйка, отец – ветеринарный врач с детства привили девочке любовь к книгам. Среди авторов русской классики часто в этой семье перелистывались страницы книг И. Крылова, Л. Толстого.

Обучение в гимназии Агния совмещала с посещением хореографического училища. Но никогда девочку не покидало желание сочинять стихи и эпиграммы. Впоследствии работа в балетной труппе осталась лишь мечтой Барто, так как ее отец не решился отпустить дочь в поездки. Так, Агния создавала одно за другим понятные и детям, и взрослым стихотворения, которые были полны морали и смысла. При этом читались всеми с огромным желанием, что еще в молодости принесло девушке огромную популярность.

Тема военных лет также нашла отражение в ее сочинениях. После эвакуации она продолжала писать статьи на военный мотив, очерки. Именно после этого, чтобы окунуться полностью в мир своих героев, Агния обучилась профессии токаря и впоследствии ее популярность увеличилась благодаря произведению “Идет ученик”.

Тема войны продолжала звучать в ее стихотворениях и после войны, когда она зачитывала свои стихи в детских домах.

Поэтесса работала на радио. Своими выступлениями она помогла восстановить немало семей, в которых были потери после войны.

Творческая деятельность Агнии Львовны продолжалась на протяжении всей жизни. Среди всемирно известных сочинений ежедневно популярностью пользуются: “Бычок”, “Выборы”, “Болтунья”, “В школу” и многие другие.

Она была счастливой супругой и матерью двух детей. Смерть писательницы наступила в 1981 году по причине болезни.

Картинка к сообщению Агния Барто

Популярные сегодня темы

Сообщение по Музыке

Вольтер (1694-1778 гг.), рожденный под именем Франсуа-мари Аруэ, относится к великим французским философам просветительского века, оставившим свой след и в литературном наследии.

Воздух – это смесь газов. На 78 % состоит из азота, 21 % – это кислород, 1% приходится на углекислый газ. Мельчайшая доля приходится на примеси других газов и водяного пара. В 1754 году это

Тропики занимают наибольшую часть «зеленой» территории суши на планете. Климатические условия здесь практически постоянные в течение всего года. Температурный режим без резких колебаний. Раст

Без истории нет будущего. Поговорим о памятниках истории, это не только те которые стоят на площадях и в парках. Памятниками истории могут быть исторические, памятники культуры и архитектуры

Курение — неофициальный наркотик, так как вызывает не меньшее привыкание и дальнейшую зависимость, от которой крайне сложно избавиться, как и от любой другой вредной привычки.

Доклад-сообщение Агния Барто 2, 3, 4 класс

Агния Барто самая известная и самая любимая поэтесса детства. Дети любят ее произведения за то, что они очень легкие и понятные. Почти все ее стихи веселого и интересного содержания. Агния Барто всю свою жизнь старалась своими шедеврами угождать детям. Ее извечными темами были рассказы о жизни детей. Большого внимания уделяла поступкам детей, отчетливо описывая их. Писательница отчетливо описывала героев, особенно их черты характера. Почти все написанные Барто стихотворения подходят для детей дошкольного и школьного возраста. Лаконичность, простота и понятность, делают ее произведения удивительно увлекательными и запоминающимися.

Будущая выдающаяся поэтесса родилась в 1906 году в Москве. Ее девичья фамилия была Волова, но она решила оставить фамилию первого мужа. Агния Львовна была из образованной и знатной семьи. Отец работал ветеринарным врачом, а мама занималась домашними делами. Детство юной Агнии прошло в Москве. Ее отец часто был в разъездах, но всяким образом старался прививать девочке любовь к литературе, которую любил и сам. С матерью у Агнии были не такие теплые, как с отцом. Семья Агнии на то время считалась обеспеченной, они могли себе позволить для дочери няню и гувернантку. Позже, через много лет, та женщина, которая с детства вырастила Агнию, станет отличной няней и для детей самой писательницы.

Начальное образование Агния получала дома, строго под присмотром отца. Отец мечтал, чтобы его дочь выступала на сцене вместе с балетом. Поэтому с раннего детства она занималась танцами. В танцах у Агнии таланта особо замечено не было, но вот стихи она писала отменно. Отец и в этом ее контролировал, и требовал, чтобы девушка соблюдала все требования и каноны написания стихов. Агния при этом чаще всего выходила за рамки стихотворных размеров. Хотя сама того не зная, уже в этот момент, будущая поэтесса смогла создать именно эти отличительные черты своего жанра.

Барто выучилась в гимназии, после этого без труда поступила в хореографическое училище. Времена были тяжелые, и девушке пришлось найти себе работу. После учебы Агния устраивается работать в балетную труппу. Уже в 19 лет Барто пишет сборник своих первых стихов и книг. Теперь она стала равноправной писательницей этого времени. Популярность быстро настигла юную Агнию. Но ее застенчивость и не смелость, оставили девушку в глазах других людей скромницей и умницей. У нее не было врагов, она жила только так, как умела. Никому ничего не доказывала и не навязывала. Первый раз Барто рано вышла замуж, за писателя Павла Барто. У пары родился сын, но их совместная жизнь была не долгой. Двум творческим людям, наверное, трудно было ужиться, особенно, когда творческие дела у одного из них пошли в гору. Вторым и последним мужем Барто стал известный советский энергетик Андрей Щегляев. Во втором браке родилась дочь.

Детские стихи выходили в свет один за другим. В годы Великой Отечественной войны она пишет много стихов. По своему желанию отправляется на фронт читать солдатам свои стихи. Много тем уделила обездоленным детям, которые потеряв родителей, отправились в детский дом. Агния Барто долгие годы проработала на радио «Маяк».

Казалось, жизнь семьи была хорошей. Дети подрастали, война близилась к концу. В 1945 году умирает сын Агнии, после этого случая ее жизнь изменилась. Она стала больше уделять внимания мужу и дочери и продолжала писать стихотворения для детей. Барто пережила своего мужа на 11 лет, умерла поэтесса в 1981 году. Дочь не выбрала тот способ жизни, который был у матери, она пошла по стопам отца, стала кандидатом технических наук. Уже давно не стало Агнии Барто, но ее стихи продолжают приносить радость детям.

Доклад Агния Барто

Каждому из нас известны стихотворения «Идет бычок, качается…» и «Наша Таня громко плачет». Именно строчки этих произведений знает практически каждый малыш. И все такие шедевры, легкие и простые, радующие детей, написала Агния Львовна Барто.

Знаменитая писательница родилась в семье ветеринара в 1906 году. С самого детства отец стремился дать ей полное образование и прочил ей карьеру балерины. Ее обучали иностранным языкам, светским манерам. Барто даже проучилась несколько лет в хореографическом училище, но затем поняла, что ее призвание – литературное творчество. Ведь с раннего возраста она увлекалась чтением книг Льва Толстого. Каждое ее созданное стихотворение анализировал ее отец, и подсказывал где необходимо доработать его. В 19-летнем возрасте в свет вышел ее первый том стихов, которые высоко оценили ее читатели. Однако Агния Львовна издавала не только стихотворные труды, но и создавала совместно с актрисой Риной Зеленой прекрасные сценарии к таким фильмам, как «Черный котенок», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер».

В годы войны она работала на заводе, будучи токарем, а также писала статьи, стихи и очерки на военную тему. Трагические судьбы настолько взволновали поэтессу, что в 1947 году она издает поэту «Звенигород», которая повествовала о ребятах, потерявших родителей в военные годы. Барто рассказала о детских судьбах после посещения детдома в Звенигороде. Именно это произведение помогло отыскать одной из женщин свою дочь. Впоследствии Агния Львовна становится ведущей радиопередачи «Ищу человека». Позже выходит в свет песни «Полезная коза», «Любитель-рыболов», положенные в основу стихов Барто. В течение всей своей жизни она путешествовала по разным странам и, записывая детские афоризмы и шутки, включила потом в сборник «Переводы с детского». Скончалась Барто в возрасте 75 лет. Творчество Агнии Львовны бесценно, и до сих пор нравится не только детям, но и взрослым.

Агния Барто

Популярные темы сообщений

Город Ангарск назван в честь реки Ангара, находится он в Восточной Сибири. Несколько раз он занимал первые места в номинации «Самый благоустроенный в РФ». Ангарск построили после войны с Германией,

Большой популярности среди прочных натуральных пород в природе, большой популярностью пользуется гранит. Это полезное ископаемое, образовалось из расплавленной магмы, в самых недрах земли. В основе гранита лежат слюда, полевой шпат и кварцевые породы.

Впервые название Воронож встречается в летописях при описании событий 1177 года. Потерпев поражение, рязанский князь Ярополк бежал в местечко с таким названием. Но общепризнанным годом основания Воронежа считается 1571 год.

Агния Львовна Барто, рассказ о жизни и творчестве.
занимательные факты по чтению (3 класс) на тему

УМК “Школа России”

Скачать:

ВложениеРазмер
agniya_lvovna_barto.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Агния Львовна Барто

рассказ о жизни и творчестве

Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее – Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Л.Н.Толстой. И как вспоминает А.Барто, отец учил ее читать по его книгам. Еще он любил читать и знал наизусть все басни И.А.Крылова. У каждого в детстве есть мечта – Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве – в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и “розовых маркизах”. Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.

А вот серьезно заняться литературой Агнии Львововне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский – нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась А.Л.Барто. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение – “Похоронный марш”. А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А.Л. обязательно будет писать – и писать веселые стихи.

Когда А.Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы. Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В.Маяковским и М.Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: ” Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?” так появилось стихотворение “Дом переехал”.

Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл стихов “Игрушки”. А С.Я. Маршак говорил: “Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым”. И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, “Обида” и “В театре”

Во время Великой Отечественной войны Агния Львововна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент “Комсомольской правды” в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение “Мой ученик”, в котором она с юмором рассказывает об этом.

В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье – погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты – жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась новая книга стихов “Звенигород” (1947 г.) – книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: “Помогите найти моего сына, дочь, маму!” что было делать? Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции “Маяк”. С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу “Найти человека”. Вот вам пример – поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: “Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман”. Через три часа после передачи пришла телеграмма “Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года”. Почти 9 лет вела эту передачу А.Л.Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга “Найти человека”, в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: “Вовка – добрая душа”. Послушайте два стихотворения из этого цикла: “Как Вовка стал старшим братом” и “Как Вовка стал взрослым”.

А еще А.Л.Барто писала сценарии к детским фильмам “Слон и веревочка” и “Подкидыш”. Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.

А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.

Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: “Игрушки”, “Младший брат”, “Однажды я разбил стекло”, “Вовка – добрая душа”, “Мы с Тамарой”, “Все учатся”, “Звенигород”, “За цветами в зимний лес” и другие.

Доклад про Агнию Барто (сообщение)

Творчество Агнии Львовны Барто известно миллионам детей и родителей и среди них сложно найти человека, кому не нравились бы стихи этой замечательной детской поэтессы. В ее работах легкий ритм, открытые человеческие чувства и понятный для ребенка язык. Именно с ее Тани, которая громко плачет, и с ее игрушечного Мишки, которому оторвали лапу, начинается знакомство детей с поэзией.

Детство

Родилась Агния Львовна в Москве, в 1906 году, в семье ветеринара Льва Волова. С детских лет она мечтала писать стихи, очень любила танцевать и хотела стать балериной. Начальное образование Агния получила дома, как и многие дети того времени. Большую роль в обучении юной поэтессы сыграл ее отец. Именно он привил Агнии любовь к поэзии.

После домашнего обучения, Агния училась в двух заведениях – в гимназии и в балетной школе. К окончанию обучения в гимназии, Агния решила всерьез заняться танцами и поступила в Московское хореографическое училище. После окончания училища, она была принята в балетную труппу, где проработала в течение года.

Начало и расцвет творчества

В тяжелые, голодные двадцатые годы Агния не оставляет своего увлечения поэзией. В этот период молодая поэтесса еще сомневается, стоит ли ей посвящать свою жизнь литературному творчеству. Тем не менее, в 1925 году она издала две книги детских стихотворений. Этот год стал определяющим в судьбе Агнии Барто. После того, как она выпустила несколько сборников миниатюр («Игрушки», «Фонарик», «Машенька»), Агния Львовна стала известной и горячо любимой поэтессой, ее работы входили в хрестоматии, а книги издавались тысячными тиражами.

Военное

Когда началась Великая отечественная война Агнию Барто и ее семью эвакуировали в город Свердловск, который сейчас называется Екатеринбургом. В чужом городе поэтесса освоила рабочую профессию токаря и работала на заводе. Неоднократно поэтесса выезжала в прифронтовые города, где читала свои стихи и была фронтовым корреспондентом.

Незадолго до объявления Победы, в жизни Агнии Барто случилась страшная трагедия. Ее сын попал под колеса грузовика, катаясь на велосипеде и погиб. Долгое время поэтесса не могла работать и общаться с людьми.

Послевоенные годы

В 60-х годах Агнию Львовну пригласили на радиостанцию “Маяк”, предложив ей вести передачу о поиске людей, потерявшихся в военное время. Со всей страны ей присылали письма, с просьбой отыскать пропавших родных, описывали их приметы и внешность. За то время, что передача выходила в эфир, Агния Львовна помогла воссоединить более 900 семей. Часть материалов, что вошли в программу, поэтесса изложила в своей повести «Найти человека» (1968 г.).

Особый дар Агнии Барто

Агния Львовна была не только автором детской поэзии. Некоторые ее стихи стали прототипами для фильмов и мультфильмов, и она сама написала несколько сценариев. Стихи, написанные в военные годы, были отмечены Государственной премией.

В своих стихах поэтессе удавалось найти такую интонацию, которая вызывает доверие, и даже поучительные моменты не кажутся навязчивыми. Она рассказывает не только о примерных детях, но и о проказниках. А ее дар, общаться с детьми на их языке, позволял очень четко проводить границы между теми, на кого стоит быть похожими, и теми, кому подражать не надо.

Последние годы

Агния Барто посвятила детям и поэзии всю свою жизнь, и оставила нам множество своих произведений. Долгие годы она предпочитала активно проводить свое время – путешествовала, занималась спортом и учила своих внуков танцевать. Агния Львовна ушла из жизни неожиданно для всех, в марте 1981 года попав в больницу с небольшим недомоганием.

После смерти этой замечательной детской поэтессы прошли десятиления, но творчество Агнии Барто не забыто. Ее стихи переведены на многие иностранные языки и продолжают издаваться большими тиражами и в наши дни. В Москве открыт музей Агнии Барто, в котором собрано творчество поэтессы, а также проводятся экскурсии, беседы и викторины. И даже где-то далеко в космосе Агния Львовна оставила свой след: один из кратеров на Венере назван ее именем, а где-то на орбите Юпитера обитает небольшая планета имени Барто.

Ссылка на основную публикацию