Писатель Аристофан. Жизнь и творчество

Аристофан

Биография

Древнегреческий драматург и комедиограф Аристофан по прозвищу Комик оставил после себя литературное наследие, созданное в лучших традициях античной сцены. Из 44 комедий до наших времен дошли 11, в том числе «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Мир». В произведениях события разворачиваются на фоне древнего мира, но проблематика понятна и современному читателю.

Судьба

Аристофан родился около 446 года до н.э. в Афинах. Современники драматурга отказывались причислять его к гражданам этого полиса, потому что его отцу, Филиппу, принадлежал участок на острове Эгина, а образование Комик получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род. Мать Аристофана звали Зенодора.

Биография древнегреческого комедиографа полна белых пятен, и те факты, которые известны, черпались из написанных им пьес. В комедиях того времени в лирических отступлениях (парабазисах) было принято говорить от первого лица, и благодаря этому в произведениях Аристофана имеются реальные интересные факты. В основном они связаны с литературным творчеством, но вычленяются и недвусмысленные подсказки о личных убеждениях и жизненных событиях писателя.

Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально — учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников. Эта работа воспитала в писателе умение обращаться к людям с требующими решения вопросами. Писатель утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.

Клеон

Аристофана можно охарактеризовать как человека консервативного. В пьесах «отец комедии» высказывал мысли, которые расходились с общепринятыми, искажал образы мыслителей – Еврипида, Клеона, Сократа, высмеивая их за тягу к новому. Злейшим врагом писателя считался Клеон – политический деятель, стратег периода Пелопонесской войны. Он трижды вызывал Аристофана на суд, но не смог пресечь творчество Комика: карикатуры на Клеона появлялись и после смерти политика.

Историки утверждают, что Аристофан писал пьесы для увеселения публики, а также – чтобы побеждать в литературных состязаниях. Хор, для которого он писал пьесы, содержался хорегом – состоятельным гражданином, который брал на себя расходы по его содержанию (оплачивал декорации, костюмы, афиши) в виде общественной повинности или почетной обязанности.

Платон

Считалось, что быть хорегом – высшая почесть, но нередко гражданские обязанности воспринимались как наказание, наложенное демагогами и популистами вроде Клеона. Взгляды хорега передавались и Аристофану, потому в пьесах присутствует враждебный консерватизм.

В 385 году до н.э. Платон выступил с диалогом «Пир» («Симпосий») о разновидностях любви. Одна из частей посвящена Аристофану и называется «Эрот как стремление человека к изначальной целостности». От имени Комика Платон рассказал об андрогинах – третьем поле человечества, среднем между мужским и женским. Философ говорил, что эти существа слеплены,

«рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых».

Зевс ненавидел этих уродцев, а потому в порыве гнева разрезал андрогинов пополам, и они стали обычными женщинами и мужчинами. С тех пор при встрече половинки некогда одного существа охватывает

«удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время».

Мораль Платон выразил цитатой:

«Наш род достигнет блаженства тогда, когда мы вполне удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе».

В речи Платон указывал, что Аристофан стремится удовлетворить Эрота. Описывая товарища, философ пишет, что он «делит свое время между Афродитой и Дионисом», то есть между вином и плотским удовольствием. Известно, что Аристофан рано полысел, об этом свидетельствуют упоминания в пьесах «Облака» и «Мир», но в факте можно усомниться, глядя на бюсты писателя.

Бюсты Аристофана

Много пробелов и в личной жизни комика. Доподлинно известно, что у него было двое детей – сыновья Арарос и Филипп, оба продолжили дело отца и писали комедии. Имеются предположения о том, что у Аристофана был третий сын, Никострат или Филетер. Упоминания по последнему имени дважды появляются в каталоге победителей литературного праздника Ленеи. Не сохранились сведения о женах Аристофана.

Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении Комик не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах. Умер писатель между 387 и 380 годами до н.э., причина смерти неясна.

Творчество

Предположения о том, что Аристофан писал ради победы, подтверждаются. Дебютная пьеса «The Banqueters» (утрачена) на Дионисии 427 года до н.э. заняла 2-е место, а год спустя «The Babylonians» удостоилась главной награды, как и первая дошедшая до нынешнего времени пьеса «Арханяне». Стоит отметить, что формально автором этих трех пьес выступил Каллистрат, уже известный комедиограф, друг Аристофана.

Портрет Аристофана

«Арханяне» поставлена на Ленеях в 425 году до н.э., призыв пьесы – прекратить Пелопонесскую войну во славу мира. Главным героем в повествовании становится Дикеополис, который из-за сражений вынужден покинуть родной дом и приехать в Афины. Он пытается вразумить местных жителей, что мир лучше бесконечной войны, но демагоги переманивают граждан на свою сторону.

Решив действовать в одиночку, Дикеополис отправляет в Спарту человека, способного заключить мир от его имени. Поход успешен: спартанцы даруют Афинам 30 лет без войны. Довольный Дикеополис устраивает праздник, в разгар которого в город вступают арханяне, «люди грубые и твердые, как дубы», заклятые враги спартанцев. Они гневаются на героя за то, что посмел вмешаться в установленный порядок вещей.

Бюст Аристофана

Дикеополис просит последнее слово и отправляется за помощью к Еврипиду, чтобы тот одолжил отрывок из речей. Слова, произнесенные героем, убеждают арханян отступить, и в Афинах устанавливается мир. Дикеополис открывает рынок для прихожан и живет в мире.

Успех «Арханян» убедил Аристофана выпустить следующую пьесу под своим именем – в 424 году до н.э. свет увидели «Всадники». Произведение было поставлено в период, когда Клеон, злейший враг Комика, сиял в лучах славы за достижения в Пелопонесской войне.

Иллюстрация к пьесе Аристофана «Всадники»

Разворачивающиеся между Афинами и Спартой события способствовали заключению мира, но Клеон подстрекал жителей на продолжение сражений. Обозлившись на политика, Аристофан создал обличающую пьесу. Ирония против врага оказалась настолько злой, что актеры отказывались от роли Клеона, и его пришлось играть Аристофану.

В центре сюжета – старик Демос, в чьем образе отражен афинский народ, и Пафлагонец, прототипом которого выступил Клеон. Демос, находясь у Пафлагонца в плену, обнаруживает предсказание, согласно которому безродный торговец сосисками Агоракрит свергнет наглого и хитрого рабовладельца. Демос и двое товарищей, Демосфен и Никий, подстраивают состязание между колбасником и Пафлагонцем. Агоракрит оказывается наглее соперника и побеждает. Пафлагонец, приняв поражение, униженный, становится добропорядочным гражданином.

Иллюстрация к пьесе Аристофана «Облака»

Годом позднее, в 423 до н.э., Аристофан поставил комедию «Облака», ирония в которой направлена против софистов, в том числе Сократа. В произведении показано, что софистика — враг религиозных и семейных ценностей, нравственности.

Герой пьесы – старик Стрепсиад, который из-за разгульного образа жизни сына Фидиппида оказывается по уши в долгах. Прознав, что софисты обучают жителей юриспруденции и ораторскому искусству – тому, что поможет выбраться из бедственного положения, Стрепсиад отправляет Фидиппида на учебу. Мальчик становится лучшим учеником софиста Сократа. Окончив курсы, Фидиппид возвращается к отцу и избивает его, красноречиво доказывая, что имеет право на жестокое обращение с родителями. В ужасе от поведения сына, Стрепсиад сжигает мастерскую Сократа, в который тот портит умы молодых людей.

Комедия Аристофана «Птицы»

Лучшим произведением Аристофана считается пьеса «Птицы», поставленная в 414 году до н.э. Тогда Афины находились на пике могущества, война миновала, а жители строили воздушные замки. В произведении возгордившиеся граждане возводят мир между небом и землей и, забыв о богах, начинают поклоняться птицам. Зевс, удивившись высокомерию людей, позволяет им управлять государством. Как итог – бесконечные беды и кровопролитные войны.

Несмотря на то, что взгляды Аристофана консервативны, его творчество поднялось на высокий уровень. По количеству зрителей и почитателей Комик обогнал предшественников. Смелые выражения, ирония и желание говорить правду — возможно, именно эти черты творчества «отца комедии» и сделали его великим.

Цитаты

Умный многому сумеет научиться у врага.

Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.

Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ.

Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей.

Мудрость Человечества

Биография

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427 г до н.э , но ещё под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога Клеона, назвав кожевником, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:
Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Литературное наследие

Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11:

  • «Ахарняне»,
  • «Всадники»,
  • «Облака» (в позднейшей неоконченной поэтом переработке),
  • «Осы»,
  • «Мир»,
  • «Птицы»,
  • «Лисистрата»,
  • «Женщины на празднике Фесмофорий»,
  • «Лягушки»,
  • «Женщины в народном собрании»
  • «Плутос» (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену).

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени; только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит: «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, называя комедиографа «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного, не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничего не стесняясь. Но таким образом комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (Κώκαλος), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как и во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером стихосложения; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Аристофан — «отец комедии»: биография, общий характер творчества.

Многие детали биографии Аристофана (446/445—388 гг. до н.э.) до сих пор не прояснены. Известно, что его отец был состоятельным землевладельцем в Аттике: это объясняет, почему сын, ставший комедиографом, хорошо знал быт и труд крестьян, близко к сердцу принимал их чаяния и проблемы, усугубленные разорительной Пелопоннесской войной (431 — 404 гг. до н.э.). Первую комедию Аристофан написал и поставил в 427 г. до н.э.; всего он сочинил 44 комедии, до нас дошли тексты 11-ти: «Ахар- няне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Плутос» («Богатство»). По античным меркам это немало! Тематика его комедий, содержащиеся в них общественные, политические, бытовые реалии убеждают: Аристофан пребывал в гуще общественных идеологических конфликтов, споров своего времени. Центральным событием, получившим прямой отклик в его комедиях, была Пелопоннесская война (431—404 гг. до н.э.).

Читайте также:  Хронологическая таблица Бунина (жизнь и творчество)

Комедии Аристофана — сатирическое зеркало афинской действительности на рубеже V—IV вв. до н.э. Их автор выставлял на всеобщее обозрение сутяг, демагогов, лжеученых и др.; вторгался в сферу судопроизводства, включался в литературную полемику и дискуссии о роли женщины в обществе. В политическом плане он был сторонником умеренной демократии, свободной как от радикальных крайностей, так и от власти олигархии, т.е. господства немногих знатных и богатых родов и семейств.

«Лисистрата»: бунт женщин. Антивоенная тема в творчестве Аристофана — одна из главенствующих. Среди трех комедий, прямых откликов на Пелопоннесскую войну («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), последняя — наиболее оригинальная, популярная и имеющая богатую сценическую историю.

Главная героиня — молодая энергичная женщина по имени Лисистратараспускающая войско» или «прекращающая войны») решает с помощью подруг положить конец вооруженному конфликту между Афинами и Спартой, когда «копья в землю все воткнут копейщики». Замысел Лисистраты прост и рационален. Женщины договариваются отказывать мужьям в ласках до тех пор, пока тс не заключат мир. По настоянию Лисистраты ее единомышленницы произносят клятву: «При муже буду жить невинной девушкой». После этого женщины скрываются в Акрополе и накрепко запирают ее на засовы. Лисистрата провозглашает: «Они в Акрополь не добудут доступа, пока того, чего хотим, не сделают». В уста Лисистраты вложены принципиальной важности рассуждения о горестной женской участи:

Знай, для женщин война — это слезы вдвойне!

Для того ль сыновей мы рожаем,

Чтоб на бой и на смерть провожать сыновей.

Сюжет выстроен как цепь комических, не лишенных фривольности эпизодов, в основе которых — неудачные попытки истосковавшихся мужчин захватить Акрополь. Впрочем, забастовка женщин тягостна и для ее инициаторов. Иные изобретают разные предлоги, чтобы уйти из Акрополя. Лисистрате приходится следить за тем, чтобы женщины не «расползались». Например, когда одна из них ссылается на беременность, Лисистрата разоблачает уловку, обнаружив, что неожиданно выросший у нее живот — это всего лишь спрятанный под платьем воинский шлем.

Комичен эпизод, когда афиняиии Кинессий приходит к своей жене Миррине и, распаленный ее ласками, соглашается заключить сепаратный мир и выйти из войны. Наконец, Вестник из Спарты прибывает с сообщением, что и спартанка Лампито подвигла своих подруг на аналогичный бунт. В конце концов, мужчины обеих воюющих сторон капитулируют, заключают мир. Финал комедии, как это бывает у Аристофана, — всеобщее веселье и пирушка. Лисистрата призывает навсегда покончить с кровопролитием. Так с помощью остроумного сюжета комедиограф утверждал: женщины могут играть весомую роль в антивоенных акциях.

«Всадники»: против демагогов. В этой комедии антивоенная тема соединилась с другой, не менее злободневной — изобличением бесстыдных политиканов, демагогов, дурачащих наивных сограждан и прибегающих разнообразными способами к обману и лести. Поводом к написанию послужил реальный эпизод, когда два стратега, Демосфен и Никий, осуществили удачные военные операции, однако лавры достались политику и демагогу Клеону.

В комедии Клеон действует под именем раба, имя которого переводится то как Пафлагонец, то как Кожевник. В сущности это «говорящее» имя, неологизм, буквально означающий «кожебрызжущий». Зрителям в Афинах было ясно, что перед ними известный политик Клеон, сын владельца кожевенной мастерской. Клеон снискал недобрую славу тем, что запугивал людей ложными доносами, обманывал граждан, вымогал взятки, был замешан в казнокрадстве, а произнося речи, кричал, ругался, брызгал слюной (отсюда и его комическое имя: кожебрызжущий).

В комедии действие разворачивалось перед домом старика Демоса (народа афинского). Власть над ним забрал пронырливый раб Кожевник. В итоге Демос совершенно «потерял рассудок». Раб Никий находит способ ограничить влияние Кожевника. Новый раб Агоракрит (колбасник) намеревается стать фаворитом у Демоса и «сразить» Кожевника. Старые рабы, знающие нрав Колбасника, так его аттестуют: «Буян, горлан, как мельница, грохочущий». Его извещают о новом назначении: он станет владыкой Афин, но Колбаснику, малограмотному, некультурному, трудно в это поверить. Демосфен призывает Колбасника смело браться за дело, ведь он «рожден быть демагогом».

Центральный эпизод комедии — знаменитый спор (агон) между Пафлагонцем и Колбасником. Оба извергают друг на друга поток ругательств, желчных обвинений, грубостей, стараясь преуспеть в похвальбе и оскорблениях. Оба раба наперебой потчуют Демоса разными яствами: лепешкой, похлебкой, вырезкой, пирогом. Но Демосу захотелось зайца. Колбасник ворует его и зажаривает. После этого Парод велит Пафлагонцу снять венок и передать его Колбаснику в знак победы.

В финальной сцене (эксоде) Колбасник сообщает, что сварил Демоса и сделал безобразного старика моложе на целых шестьдесят лет. Таким образом он вернул его к временам победы над персами при Марафоне, т.е. к поре расцвета демократии.

«Облака»: против лженауки. Это одна из самых остроумных комедий Аристофана. Ее тема — критика модной философской системы — софистики.

Софистами, или мудрецами, называют представителей влиятельного направления в древнегреческой философии, популярной в аристофановскую эпоху, в V— IV вв. до и.э. Одним из ее представителей был Протагор, утверждавший, что «человек есть мера всех вещей», что каждый предмет можно характеризовать двояким образом, в зависимости от способа аргументации. Значительное внимание софисты уделяли преподавательской деятельности, в частности риторике. В условиях демократической системы, возросшей роли судов софисты учили искусству выступать на процессах, аргументировать свою точку зрения. Вместе с тем среди тех, кто учил красноречию, встречались крючкотворы и шарлатаны, откровенно дурачившие своих клиентов. Именно они и стали объектом сатиры у Аристофана.

В «Облаках» осмеянию подверглась широко известная личность — близкий к софистам философ Сократ (470—399 гг. до н.э.). Одна из ярких фигур своего времени, мыслитель, он не оставил после себя сочинений; они переданы в изложении его учеников, среди которых был и великий Платон.

Сократ призывал к самопознанию, самоуглублению, постижению внутренней сущности. Один из его афоризмов — «Познай самого себя». Человек нс без странностей, Сократ был любим своими учениками, но и имел немало недругов. Когда Пелопоннесская война закончилась поражением афинян, враги избрали его козлом отпущения. Ему вменяли безбожие и критику многих сторон афинской жизни, что якобы вызвало гнев богов, наказавших афинян поражением. Против Сократа был затеян судебный процесс; его обвинили в том, что он сотворил из себя «божество», «совращая молодежь», слушал голос «демона». Большинством голосов (280 против 220) он был признан виновным и приговорен к смерти. Суд над Сократом (это было уже после выхода комедии) показал, что далеко не всегда большинство, сложившееся в результате демократического голосования, право. Когда Сократ находился в тюрьме, его навещали ученики, предлагали план побега. Сократ отказался и мужественно выпил чашу с ядом.

В комедии Аристофана не исторический Сократ, а карикатура на философа.

Бывший крестьянин Стрепсиад, переехавший в город, страдает от того, что его сын Филиппид, подражая «золотой молодежи», увлекся дорогостоящим конным спортом, залез в долги, а старика-отца одолевают кредиторы. Стрепсиад не знает, как от них отбиться, и сын посылает родителя в «мыслильню» Сократа, где ловкие крючкотворы научат доказывать, что черное — это белое. Мыслильня — странное заведение. Сократ висит в корзине, «паря в пространстве», размышляя о «судьбе света». О нем и его учениках Филиппид отзывается так: «Негодяи бледнорожие, бахвалы, плуты, нечисть босоногая, дурак Сократ и Херсфонт помешанный». В мыслильне Стрепсиад наблюдает, как Херефопт ставит эксперимент, изучая длину прыжка блохи, и решает вопрос о «комарином пенье»: «Трубит комар гортанью или задницей».

Исполнен комизма процесс обучения Стрепсиада Сократом. Аристофан представляет в пародийном виде схоластическую «аргументацию» философа, которую никак не может уразуметь Стрепсиад.

В итоге Сократ изгоняет своего горе-ученика, «старикашку, бестолкового и забывчивого». Вернувшись домой, Стрепсиад посылает в мыслильню своего отпрыска, который оказывается более восприимчивым к искусству «правду делать кривдой». Он применяет эти «знания» в общении с явившимися к нему кредиторами, которые «отчаливают носом», так и не получив долгов. Вскоре после этого между отцом и сыном вспыхивает спор на литературную тему, Филиппид оказывается противником Эсхила, зато восхваляет Еврипида, который, естественно, не нравится Стрепсиаду, приверженцу старины.

Полемика между стариком и сыном завершается потасовкой, во время которой Филиппид начинает «душить, давить, тискать» Стрепсиада. Когда же отец упрекает Филиппида за то, что тот поднял руку на него, сын заявляет, что имеет право побить также и собственную мать.

Нс в силах вытерпеть такого Стрепсиад заявляет, что их обоих «попутали» мерзостные Хсрсфонт и Сократ. Решив «подкалить безбожников», Стрепсиад поджигает мыслильню Сократа, призывая слугу «колоть, рубить тех, кто богов бесчестили».

В комедии отразились идейные дискуссии аристофановской эпохи, столкновения приверженцев старых и новых воззрений. Что до Сократа, отношение к которому у его современников было разноречивым, от поклонения до неприязни, то для автора комедии он — не реальная историческая фигура, а персонификация типа лжеученого. Значение комедии шире, чем критика софистов. Это сатира на лженауку и псевдоученых, которые не перевелись. В этом актуальность комедии.

«Лягушки»: спор о природе театра. Аристофан — автор первого сатирического произведения, посвященного проблемам драматического искусства и эстетики, — комедии «Лягушки», написанной в печальном 406 г. до н.э., когда афинская сцена потеряла двух великих трагиков: сначала Еврипида, затем Софокла.

В комедии отчетливо выделяются две части: в первой — путешествие Диониса в загробный мир, чтобы вернуть на землю своего любимца Еврипида. Во второй — полемика оказавшихся в Аиде Эсхила и Еврипида. Еврипид заявляет о своем праве быть первым на поэтическом троне. В их полемике, в которой Дионис выступает в роли арбитра, отразились художественные вкусы того времени. Заметно, что Аристофан симпатизирует Эсхилу: упреки, высказанные Еврипиду, характерны для отношения афинян к автору «Медеи».

Первым в словесный бой ввязывается Еврипид. Он укоряет Эсхила за тяжеловесность, за то, что он вывел на сцену молчаливых героев, «трагических чучел». Себе в заслугу Еврипид ставит то, что он поэзию Эсхила «подсушил», приблизил трагедию к жизни, позволил высказаться представителям всех слоев общества, и «женщинам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже». Но сердцевина — назначение поэзии, т.е. драмы. В широком плане взгляды драматургов, в сущности, близки. На вопрос Эсхила: «За что почитать мы должны и венчать похвалою поэтов?», — Еврипид отвечает:

За правдивые речи, за добрый совет И за то, что разумней и лучше Они делают граждан родимой земли.

Но если они исповедают общие цели, то методы воздействия на граждан, ими провозглашаемые, различны. Эсхил — сторонник искусства возвышенного, героического. Он бросает обвинение Еврипиду в том, что тот подтачивал общественную мораль, изображал женщин, предававшихся «страстям нечестивым», «изменявших мужьям». Эсхил, относивший себя к наследникам «Гомера богоравного», прославлял возвышенные идеалы: «Воинский подвиг; оружье, мужей». «О прекрасном должны мы всегда говорить», — утверждает Эсхил. Конечно, изображение Еврипидом негативных явлений в быту, — отнюдь не свидетельство безнравственности драматурга.

В финале Дионис предлагает обоим спорящим читать свои стихи, а потом бросить их па весы. Стихи автора «Орестеи» — весомей, Дионис забирает Эсхила на землю, а тот на драматургическом троне оставляет своим заместителем Софокла.

Таким образом, в комедии Аристофан утверждает высокую воспитательную роль, которую играл в Афинах и во всей Элладе театр.

Поэтика Аристофана: палитра сатирических приемов. Автор «Лиси- страты» — классик, стоящий у истоков как античной, так и западноевропейской сатиры. Аристофан аккумулировал все богатство комических приемов и форм, заложенных в народной Смеховой культуре: гротеск, фантастику, шарж, карикатуру, гиперболу. Он с успехом использует сказочный сюжет, «перелицовывает» миф, из фольклора берет таких «массовидных» персонажей, как «хвастун», «глупец», «шарлатан».

Аристофан умел воплотить абстрактную идею в конкретном образе. Метафора туманной философии софистов — это бегущие к небу, меняющие форму облака, которые ассоциируются с белыми развевающимися одеждами хора. Выразительны и говорящие фамилии: в комедии «Осы» протагонист-сутяга носит фамилию Филоклеон (т.е. «любитель Клеона»); его сына, носителя здравого смысла, зовут Бдиклеон (т.е. «ненавидящий Клеона»); Филиппид означает «любитель коней». Комедии Аристофана имеют немалое познавательное значение. Когда знаменитый философ Платон находился у сицилийского правителя Дионисия, а тот попросил у него текст конституции Афин, Платон подарил ему том комедий Аристофана.

Язык Аристофана богат и колоритен. Он прибегает к «сплаву» литературного стиля с «низким» (вульгаризмами и просторечием). Важный элемент стиля — пародия, комическое обыгрывание языка высокой трагедии или ученой дискуссии.

В истории мировой литературы Аристофан — пример художника слова, открыто тенденциозного, «политизированного», отважно вторгающегося своими произведениями в обсуждение жгучих проблем, волнующих людей. Многие мастера сатиры, начиная с Рабле, Мольера, Свифта, вплоть до художников XX в., таких, как Брехт, Оруэлл, Воннегут и другие, обращались к художественному опыту Аристофана — «отца комедии» и «отца сатиры».

Уильям Шекспир

Уильям Шекспир – один из самых великих драматургов и поэтов в истории. Его произведения изучают во всех школах мира, а пьесы переведены на все основные языки и ставятся на сценах театров чаще, чем пьесы каких-либо других авторов.

Работы Шекспира состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Шекспир именуется национальным поэтом Англии, а его фамилия с английского языка переводится как «потрясающий копьём».

Читайте также:  Жизнь и творчество Эдуарда Успенского

В биографии Шекспира много темных пятен, которые едва ли когда-то прояснятся. Однако это делает фигуру величайшего драматурга еще более загадочной, таинственной и привлекательной.

Итак, вашему вниманию предлагается биография Уильяма Шекспира. К слову, самые интересные факты про Шекспира читайте здесь.

Биография Шекспира

Биографы Уильяма Шекспира до сих пор спорят об истинной дате его рождения. Считается, что он родился 23 апреля 1564 г. в небольшом английском городе Стратфорд-на-Эйвоне.

Однако эта дата точно соответствует дню его смерти, отчего ее корректность еще больше подвергается сомнению.

Более того, 23 апреля отмечается день святого Георгия, покровителя Англии, поэтому вполне возможно, что благодарные потомки попросту приурочили к этому дню рождение величайшего национального поэта.

Любопытно происхождение фамилии «Шекспир», которая переводится с английского языка как «потрясающий копьём».

Детство и юность

Уильям Шекспир рос в обеспеченной семье. Его отец, Джон, занимался изготовлением перчаток. Благодаря этому он нажил неплохое состояние и неоднократно избирался на разные государственные должности.

Интересен факт, что отец Шекспира намеренно не ходил в храмы во время богослужений официальной Англиканской церкви, вследствие чего ему приходилось платить большие штрафы. Биографы считают, что возможно он был тайным католиком.

Мать Шекспира, Мэри Арден, являлась урожденной саксонкой, принадлежавшей к древнему роду. Кроме Уильяма в семье Шекспиров родилось еще 7 детей.

Образование

О том где учился Уильям Шекспир также точно неизвестно. Считается, что он ходил в грамматическую школу, находящуюся в его родном городе. Он хорошо учился и глубоко изучал латинский язык.

Существует мнение, что будущий драматург продолжил учебу в королевской школе, где ему удалось познакомиться с трудами древних римских поэтов.

Так или иначе, но судя по произведениям Шекспира можно смело утверждать, что он был чрезвычайно образованным человеком.

Один из самых популярных портретов Шекспира

Личная жизнь

В 18 лет в биографии Шекспира произошло знаковое событие. Он женился на дочке землевладельца Энн Хатауэй, с которой жил по соседству. Интересен факт, что избранница Уильяма была старше его на 8 лет.

Исследователи Шекспира считают, что этот брак был вынужденным, по причине беременности Энн. Через несколько месяцев после женитьбы у них родилась дочка Сьюзен, а через 2 года у пары появились двойняшки – мальчик Хемнет, и девочка Джудит.

При этом стоит заметить, что ряд биографов Шекспира считают, что он вообще никогда не был женат.

Существует даже предположение, будто драматург имел отношения с мужчинами, однако такая версия не подтверждена никакими серьезными фактами.

Театральная карьера в Лондоне

Любопытно, что о семи годах (1585-1592) биографии Шекспира вообще ничего не известно. Только в 1592 г. появляется первое свидетельство о том, что он занимается театральной деятельностью.

Единственное известное достоверное изображение Шекспира — гравюра из посмертного «Первого фолио» (1623) работы Мартина Друшаута

Поэтому достоверно узнать о том, в каком возрасте Шекспир начал писать свои пьесы – не представляется возможным.

На сегодняшний день известно, что он состоял в труппе «Слуги лорда-камергера», будучи одним из ее соучредителей. Шекспир писал для труппы пьесы, и сам же выступал на сцене в качестве актера.

Постановки имели невероятный успех у публики, которая с интересом смотрела на игру артистов. Интересно, что на спектакли ходили не только простые люди, но и вся королевская знать.

Благодаря этому актеры стали очень хорошо зарабатывать и смогли построить собственный театр, который был назван «Глобус».

Спустя несколько лет они выкупили театр «Блэкфрайер», а Уильям Шекспир стал одним из самых богатых людей Лондона.

Литературная деятельность

Принято считать, что Шекспир одновременно занимался, как актерской, так и литературной деятельностью. Его первое произведение было опубликовано в 1594 г.

Творческий период драматурга можно условно разделить на 4 части:

  1. Написание легких комедий, «трагедий ужаса», хроник и двух поэм. В это время его произведения были еще достаточно сырыми и отличались наличием большого количества персонажей.
  2. Появление зрелой драматургии, хроник с драматическим повествованием, античных пьес и сонетов.
  3. Написание античных и мрачных трагедий.
  4. Сочинение драматических сказок.

Драматургия

Уильям Шекспир по праву считается самым великим драматургом всех времен и народов. В конце 16 века многие литераторы стремились писать исторические драмы.

В связи с этим в биографии Шекспира появились пьесы «Ричард 3» и «Генрих 6».

Как уже говорилось, первые произведения Шекспира отличались легкостью и ироничностью. В поздний период его пьесы становятся уже более интересными и содержательными.

Одними из самых известных его трагедий являются «Гамлет», «Отелло» и «Король Лир».

С каждым годом его произведения становились все лучше и содержательнее. Ему удавалось в тонкостях передавать детали разных исторических событий, а также мастерски описывать характеры своих героев.

Шекспировские драмы «Антоний и Клеопатра» и «Кориолан» считаются эталоном совершенства.

Интересно, что некоторые биографы Шекспира убеждены в том, что несколько своих пьес он написал в соавторстве с другими писателями.

Но даже если предположить, что это действительно так было, в этом нет ничего удивительного, поскольку такая практика была вполне распространенной в то время.

Поэмы и сонеты

В 1593 г. в Англии свирепствовала эпидемия чумы, унесшая десятки тысяч жизней. На протяжении 2 лет люди умирали в страшных мучениях думая, что их постигла кара Божья. Само собой разумеется, что театральное искусство в то время было не очень актуальным.

В связи с этим Уильям Шекспир какое-то время не участвовал в спектаклях. Вместо этого он много читал. После прочтения «Метаморфоз» Овидия из-под его пера вышло 2 эротических поэмы.

Однако больше всего драматург прославился, как автор сонетов. За свою биографию Шекспир написал 154 сонета, каждый из которых состоит из 14 строк.

Стиль Шекспира

Изначально творчество Шекспира сильно не отличалась от литераторов того времени.

Однако почувствовав уверенность в собственных силах, ему захотелось достичь больших успехов на писательском поприще, поэтому он часто экспериментировал с различными стилями написания пьес и сонетов.

В своих произведениях Уильям Шекспир нередко прибегал к так называемым анжамбеманам, когда автор использует нестандартные конструкции и меняет длину предложений.

Кроме этого, он неоднократно предлагал читателю самостоятельно додумывать окончание той или иной фразы.

Критика

Бесспорно, Шекспир считается литературным гением мирового значения. Его творчеством восхищались такие русские поэты и писатели, как Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Некрасов и многие другие.

Интересен факт, что при жизни талант драматурга не был оценен по достоинству. Лишь столетие спустя Шекспир станет национальным героем Англии, после чего его книги начнут переводить на все языки мира.

Однако были и те, кто скептически относился к творчеству английского писателя. Одним из самых авторитетных его критиков являлся Лев Толстой. Он публично критиковал способности Шекспира, как драматурга.

При этом великий русский драматург Антон Чехов называл Шекспира «объективным поэтом» и очень восхищался им. Станиславский считал Чехова продолжателем шекспировских традиций.

Смерть

В последние годы жизни Уильям Шекспир жил в родном городе, где продолжал писать пьесы. Чем он занимался еще невозможно сказать по причине отсутствия какой-либо достоверной исторической информации.

Недавно обнаруженный в семейной коллекции портрет елизаветинца (1610). Некоторые искусствоведы утверждают, что это единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира

Биографы, изучающие рукописи Шекспира, отмечали, что в конце жизни его почерк стал более размашистым и неуверенным. На основании этого некоторые из них выдвинули версию о том, что драматург был серьезно болен.

23 апреля 1616 г. Уильям Шекспир умер в возрасте 52 лет.

После смерти все его имущество перешло дочерям. Интересен факт, что на том месте, где Шекспир прожил свои последние годы, ему был позже установлен памятник.

Биография Уильяма Шекспира

Уильям Шекспир (1564-1616) – великий английский поэт и драматург, входит в число лучших писателей мира, национальный поэт Англии. Произведения Шекспира имеют переводы на все основные языки мира и наибольшее количество театральных постановок по сравнению со всеми другими драматургами.

Рождение и семья

Уильям родился в 1564 году в небольшом местечке Стратфорд-апон-Эйвон. Точно неизвестен день его рождения, есть только запись о крещении малыша, которая прошла 26 апреля. Так как в то время младенцев крестили на третий день после рождения, предполагается, что поэт появился на свет 23 апреля.

Отец будущего гения, Джон Шекспир (1530-1601), – зажиточный горожанин, занимался торговлей мясом, шерстью и зерном, имел перчаточное ремесло, позднее увлёкся политикой. Он часто избирался на значимые в обществе должности: в 1565 году олдерменом (членом муниципального собрания), в 1568 году бальи (мэром города). В Стратфорде отец имел много домов, так что семья далеко не бедствовала. Отец никогда не ходил на службу в церковь, за это на него возлагались немалые штрафы, предполагается, что он тайно исповедовал католицизм.

Мама поэта, Мэри Арден (1537-1608), вышла из старейшего дворянского рода Саксонии. Уильям был третьим из восьми детей, родившихся в семье Шекспиров.

Учёба

Маленький Шекспир посещал местную «грамматическую» школу, где занимался риторикой, латынью и грамматикой. Дети в подлиннике знакомились с произведениями знаменитых древних мыслителей и поэтов: Сенеки, Виргилия, Цицерона, Горация, Овидия. Это раннее изучение лучших умов отложило отпечаток на дальнейшее творчество Уильяма.

Провинциальный городок Стратфорд был маленький, все люди знали там друг друга в лицо, общались независимо от сословия. Шекспир играл с детьми обычных горожан и знакомился с их жизнью. Он познавал фольклор и впоследствии списывал со стратфордских жителей многих героев своих произведений. В его пьесах появятся хитрые слуги, высокомерные вельможи, простые люди, страдающие из-за рамок условностей, все эти образы он черпал в детских воспоминаниях.

Молодые годы

Шекспир был очень трудолюбивым, тем более что жизнь заставила его рано начать работать. Когда Уильяму было 16 лет, отец совсем запутался в своих торговых делах, обанкротился и не мог содержать семью. Будущий поэт пробовал себя в качестве сельского учителя и подмастерья в мясной лавке. Уже тогда проявлялась его творческая натура, перед тем, как забить животное, он произносил торжественную речь.

Когда Шекспиру было 18 лет, он сочетался браком с 26-летней Энн Хатауэй. Отец Энн был местным землевладельцем, на момент бракосочетания девушка ждала ребёнка. В 1583 году Энн родила девочку Сьюзен, в 1585 году в семье появилась двойня – девочка Джудит и мальчик Хемнет (умер в 11 лет).

Спустя три года после женитьбы семья уехала в Лондон, потому что Уильяму пришлось скрываться от местного помещика Томаса Люси. В те времена считалось особой доблестью убить оленя в поместье местного богача. Этим занимался Шекспир, и Томас начал его преследование.

Творчество

В английской столице Шекспир устроился работать в театр. Сначала его работа заключалась в присмотре за лошадьми посетителей театра. Потом ему доверили «штопать пьесы», на современный лад он был рерайтером, то есть переделывал старые произведения для новых спектаклей. Пробовал играть на сцене, но знаменитого актёра из него не вышло.

Со временем Уильяму предложили работу театрального драматурга. Его комедии и трагедии играла труппа «Слуги лорда-камергера», которая занимала одну из ведущих позиций среди театральных лондонских коллективов. В 1594 году Уильям стал совладельцем этой труппы. В 1603 году после кончины королевы Елизаветы коллектив переименовали в «Слуги Короля».

В 1599 году на южном берегу реки Темзы Уильям с партнёрами выстроил новый театр, получивший название «Глобус». К 1608 году относится приобретение закрытого театра «Блэкфрайерс». Шекспир стал довольно состоятельным человеком и приобрёл дом Нью-Плэйс, в родном городке Стратфорде это строение было вторым по величине.

С 1589 по 1613 годы Уильям сочинил основную часть своих произведений. Его раннее творчество состоит в большей степени из хроник и комедий:

  • «Всё хорошо, что хорошо кончается»;
  • «Виндзорские насмешницы»;
  • «Комедия ошибок»;
  • «Много шума из ничего»;
  • «Венецианский купец»;
  • «Двенадцатая ночь»;
  • «Сон в летнюю ночь»;
  • «Укрощение строптивой».

Позднее у драматурга наступил период трагедий:

  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Юлий Цезарь»;
  • «Гамлет»;
  • «Отелло»;
  • «Король Лир»;
  • «Антоний и Клеопатра».

Всего Шекспиром написано 4 поэмы, 3 эпитафии, 154 сонета и 38 пьес.

Смерть и наследие

Начиная с 1613 года, Уильям больше не писал, а три последние его произведения были созданы уже в творческом союзе с другим автором.

Шекспир умер 3 мая 1616 года. Супруга пережила его на семь лет.

Свою недвижимость поэт завещал старшей дочке Сьюзен, а после неё уже прямым наследникам. Сьюзен в 1607 году сочеталась браком с Джоном Холлом, у них родилась девочка Элизабет, которая потом два раза выходила замуж, но оба брака были бездетными.

Младшая дочь Шекспира Джудит вступила в брак с виноделом Томасом Куини вскоре после смерти отца. У них было трое детей, но все они умерли, не успев создать семьи и родить наследников.

Всё творческое наследие великого драматурга досталось благодарным потомкам. В мире установлено огромное количество монументов, памятников и статуй, посвящённых Уильяму. Сам он захоронен в церкви Святой Троицы города Стратфорда.

Биография Шекспира.
Жизнь и творчество Шекспира

Уильям Шекспир (англ. William Shakespeare) (1564-1616) – английский драматург и поэт эпохи Возрождения, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Его произведения и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне (англ. Stratford-upon-Avon). Его отец, Джон Шекспир, был перчаточником, в 1568 г. был избран мэром города. Его мать, Мэри Шекспир из рода Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где изучил латинский язык, основы греческого и получил знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В возрасте 18-ти лет, Шекспир женился на Энн Хэтуэй (англ. Anne Hathaway), от брака с которой появились на свет дочь Сюзанна (англ. Susanna) и близнецы Гамнет (англ. Hamnet) и Джудит (англ. Judith). Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть “утерянными годами”, т.к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир. Примерно в 1587 г. Шекспир покинул свою семью и переселился в Лондон, где занялся театральной деятельностью.

Читайте также:  Ломоносов – сообщение доклад

Первое упоминание о Шекспире, как о писателе, мы находим в 1592 г. в предсмертном памфлете драматурга Роберта Грина “На грош ума, купленного за миллион раскаяния”, где Грин отозвался о нем как об опасном конкуренте («выскочка», «ворона, щеголяющая в наших перьях»). В 1594 г. Шекспир числиться одним из пайщиков труппы Ричарда Бербеджа «Слуги лорда-камергера» (Chamberlain’s Men), а в 1599 г. Шекспир становится одним из совладельцев нового театра “Глобуса”. К этому времени Шекспир становится достаточно состоятельным человеком, покупает второй по величине дом в Стратфорде, получает право на фамильный герб и дворянское звание – джентльмен. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 г. стал откупщиком церковной десятины. В 1612 г. Шекспир покидает Лондон и возвращается в родной Стратфорд. 25 марта 1616 года нотариусом составлено завещание и 23 апреля 1616 года, в день своего рождения, Шекспир умирает.

Скудость биографических сведений и множество необъяснимых фактов дали повод выдвигать на роль автора произведений Шекспира довольно большое количество людей. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце XVIII в.), что пьесы Шекспира принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигались самые разные претенденты – от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство. Однако кем бы он ни был, – а в многочисленных спорах о личности великого драматурга и поэта точка будет поставлена не скоро, возможно, что и никогда – создания гения Ренессанса сегодня по-прежнему вдохновляют режиссеров и актеров всего мира.

Весь творческий путь Шекспира – промежуток с 1590 по 1612 гг. обычно разделяют на три или четыре периода.

I (оптимистический) период (1590-1600 гг.)

Общий характер произведений первого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. В этот период Шекспир большей частью пишет комедии:

Тема почти всех комедий Шекспира – любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое (поединки в остроумии Бенедикта и Беатриче в «Много шума из ничего», Петруччо и Катарина из «Укрощения строптивой») с лирическим и даже с трагическим (измены Протея в “Двух веронцах”, козни Шейлока в “Венецианском купце”). Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельны. Комедии Шекспира разнообразны. Шекспир использует различные жанры комедий – романтическая комедия («Сон в летнюю ночь»), комедия характеров («Укрощение строптивой»), комедия положений («Комедия ошибок»).

В этот же период (1590-1600) Шекспир пишет ряд исторических хроник. Каждая из которых охватывает один из периодов английской истории.

О времени борьбы Алой и Белой розы:

  • Генрих VI (три части)
  • Ричард III

    О предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией:

  • Ричард II
  • Генрих IV (две части)
  • Генрих V

    Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии – но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях – личностном и государственном – трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

    В этот же период Шекспир пишет две трагедии:

    II (трагический) период (1601-1607 гг.)

    Считается трагическим периодом творчества Шекспира. Посвящен преимущественно трагедии. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества:

  • Гамлет (1601)
  • Отелло (1604)
  • Король Лир (1605)
  • Макбет (1606)
  • Антоний и Клеопатра (1607)
  • Кориолан (1607)

    В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

    В этот же период Шекспир пишет две комедии:

    III (романтический) период (1608-1612 гг.)

    Считается романтическим периодом творчества Шекспира.

    Произведения последнего периода его творчества:

    Это – поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию – фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

    Театр Шекспира «Глобус»

    Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 – с театром «Глобус», бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 – во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью – сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена – работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга – и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

    Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники XVI в. – открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто – написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.

    Язык и сценические средства Шекспира

    Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами – метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии XVI в. – сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста – от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова, Б.Пастернака, М.Донского и др.

    Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. – театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок – от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня – от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

    Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло, Фальстаф (по Виндзорским насмешницам) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

    Уход Шекспира

    Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 – последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью – на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

    Биография Шекспира

    Детские годы

    Не сохранилась точная дата появления на свет будущего талантливого писателя. Считают, что он родился в Стратфорд-на-Эйвоне в апреле 1564 года. Доподлинно известно, что 26 апреля он был окрещён в местной церкви. Его детство прошло в многодетной состоятельной семье, он был третьим ребёнком среди семи братьев и сестёр.

    Юношеская пора

    Исследователи жизни и творчества Шекспира предполагают, что своё образование он получал сначала в грамматической школе Стратфорда, а потом продолжал обучение в школе короля Эдуарда Шестого. В восемнадцатилетнем возрасте он обзаводится семьёй. Его избранницей становится девушка по имени Энн. В семье писателя было трое детей.

    Жизнь в Лондоне

    В 20-летнем возрасте Шекспир покидает родной город, перебирается в Лондон. Там его жизнь складывается нелегко: чтобы заработать средства, он вынужден соглашаться на любую работу в театре. Затем ему доверяют играть небольшие роли. В 1603 году на сцене театра появляются его пьесы и Шекспир становится совладельцем труппы под названием «Слуги короля». Позже театр получает название «Глобус», перебирается в новое здание. Материальное состояние Уильяма Шекспира становится гораздо лучше.

    Литературная деятельность

    Первая книга писателя была издана в 1594 году. Она принесла ему успех, деньги и признание. Несмотря на это, писатель продолжает работу в театре.

    Литературное творчество Шекспира можно условно разделить на четыре периода.

    На раннем этапе он создаёт комедии и поэмы. В это время им написаны такие произведения, как «Два веронца», «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок».

    Позже появляются романтические произведения: «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец».

    Самые глубокие философские книги появляются в третьем периоде его творчества. Именно в эти годы Шекспир создаёт пьесы «Гамлет», «Отелло», «Король Лир».

    Последние произведения мастера характеризуются отточенным слогом и изящным поэтическим мастерством. «Антоний и Клеопатра», «Кориолан» являются вершиной поэтического искусства.

    Оценка критиков

    Интересным фактом является оценка произведений Уильяма Шекспира критиками. Так Бернард Шоу считал Шекспира устаревшим писателем по сравнению с Ибсеном. Лев Толстой неоднократно выражал сомнение в драматургическом таланте Шекспира. И всё-таки талант и гениальность великого классика – неоспоримый факт. Как говорил известный поэт Т. С. Элиот: «Пьесы Шекспира всегда будут современными».

    В рамках краткой биографии Шекспира невозможно подробно рассказать о жизни писателя и проанализировать его произведения. Для того чтобы оценить личность и творческое наследие, необходимо читать произведения и знакомиться с трудами литературоведов о жизни и творчестве Уильяма Шекспира.

    Хронологическая таблица

    Другие варианты биографии

    • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

    Интересные факты

    • Будущий поэт появился на свет в небольшом английском городе Стратфорде, расположенном на реке Эйвон. Событие это произошло в семье Джона Шекспира и Мари Арден, которые принадлежали к ограниченному числу состоятельных граждан. Глава семейства зарабатывал на хлеб изготовлением перчаток. Его безмерно уважали и несколько раз приглашали в совет правления города.
    • посмотреть все интересные факты из жизни Шекспира

    Тест по биографии

    После прочтения биографии попробуйте пройти тест:

    • 1564;
    • 1566;
    • 1567;
    • 1569.
  • Оценка по биографии

    Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

    Ссылка на основную публикацию