Писатель Евгений Носов. Жизнь и творчество

Биография Евгения Носова

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво Курской области в семье слесаря.

В 1927 семья переехала в Украину, в г. Артемовск, где отец работал на стройке.

В 1929 вернулись в Курск, отец Носова поступил на завод котельщиком, а мать туда же сетопробойщицей. Мальчик был в курсе всех заводских дел. Позже эпизоды из производственной жизни семьи встретятся не в одном произведении Носова. Так, рассказ «Мост» (1961) предваряет посвящение: «Памяти отца моего, Ивана Георгиевича Носова, — рядового котельщика первых пятилеток». Каждое лето Носов проводил в деревне у деда с бабкой: «Неграмотная крестьянка, не умевшая читать, она неведомо откуда наизусть знала кое-что из Пушкина, Некрасова, Кольцова, была неисчерпаема на сказки, но и сам ее повседневный язык был сущим кладезем. ».

В школе Носов увлекался математикой и мечтал стать инженером. Но началась война, и в 1943, после окончания 8 классов, Носов ушел на фронт. Солдатом-артиллеристом воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского, довелось форсировать Днепр, брать Минск, польский город Белосток. Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Потом он опишет это в рассказе «Красное вино победы» (1969).

По возвращении с фронта Носов поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа «Шумит луговая овсяница» (1973), — детство и война — «из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность».

После окончания школы Носова отправляется в Среднюю Азию, в г. Талды-Курган, устраивается цинкографом и художником-ретушером в газете «Семиреченская правда». Здесь же в 1947 появились его первые публикации.

В 1951 Носов возвращается в Курск, работает в областной газете художником-ретушером. «Судьба моя сложилась так, что я вошел в литературу не через Литинститут, а с полевых дорог журналистики», — вспоминает Носов.

Первый рассказ Носов «Радуга» с его же иллюстрациями был опубликован в одноименном курском альманахе в 1957.

В 1958 были опубликованы рассказы «Портрет», «Во поле березонька стояла», «Последняя дорога», «На карповой ферме», «Зимородок», «Чирки», в курском издательстве вышла первая книга Носова «На рыбачьей тропе».

В 1959 в Курске вышла еще одна книга Носова — «Рассказы».

В ранних произведениях Носов уже вполне проявил свой почерк — неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. При этом Носов предстает не просто созерцателем природы, но высвечивает философский взгляд на течение земной жизни. В военной теме Носов никогда не расскажет о «громе победы», о ярком мгновении подвига, в его произведениях большие события звучат либо как в «Живом пламени», метафорично, либо по-крестьянски застенчиво, сдержанно, но обязательно они выявляют свое сущностное значение, как, например, в очерке «Фронтовые кашевары» (1975).

Первый крупный успех Носову принес опубликованный в Москве сборник «Тридцать зерен» (1961). Притчей о смысле творчества и смысле бытия прозвучал заглавный рассказ книги.

Заметной вехой в биографии Носова стала учеба на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, которая продолжалась до 1962. Здесь он познакомился и подружился со своими однокурсниками: В. Астафьевым, Б. Можаевым, В. Беловым.

В 1961 в Курске вышел сборник Носова «Где просыпается солнце?». Адресованный детям, он удивляет и трогает взрослого читателя, В вошедшей сюда повести «Моя Джомолунгма» психологически точно переданы писателем столь далекие юношеские ощущения и мысли, то смятенное состояние души, которое бывает перед входом во взрослую жизнь. В автобиографических рассказах «Дом за триумфальной аркой» и «Мост» герой еще мальчик; Носов как бы вновь проживает свое детство, но при этом видит происходящее глазами умудренного опытом человека и вкладывает в него понимание взрослого человека. Впоследствии этот сборник неоднократно переиздавался в центральных изданиях.

В 1963 часть его рассказов вошла в другую книгу — «Дом за триумфальной аркой». В журнале «Новый мир», «Наш современник», «Огонек», «Смена» в 1960-70-е печатаются новые рассказы Носова: «Багульник» (1964), «Белый гусь» (1964), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1965), «Объездчик» (1966), «За долами, за лесами» (1966), повесть «Затмение луны» (1966), «Пятый день осенней выставки» (1967), «Красное вино победы» (1969), «Шумит луговая овсяница» (1973) и др.

Меру жизненных и философских ценностей Носова ищет в повседневном, будничном бытии героев. (Не случайно критика сопоставляла рассказ «Шуба» с гоголевской «Шинелью».)

Появившийся в 1973 на страницах «Нашего современника» рассказ «Шопен, соната номер два» связал современную жизнь с прошедшей войной живой и горькой памятью.

В повести «Усвятские шлемоносцы» (Наш современник. 1977. №4-5) торжественно прозвучала идея защиты Отечества как историческая обязанность русского человека. Идея эта выражена не декларативно, она высвечивается через описание трудовой жизни народа, этика которой подразумевает свято чтить и сохранять свое духовное и материальное пространство.

Повесть стала событием в литературной и культурной жизни страны, получила многочисленные критические и читательские отзывы; в 1982 была экранизирована под названием «Родник» (реж. А. Сиренко); в театрах страны успешно прошли постановки спектакля «Усвятские шлемоносцы».

С 1980-х Носов пишет немного, в 1988 попытался дать исторический анализ советского общества (Что мы перестраиваем? // Литературная газета. 1988. 20 апр.).

В 1990-е вышло несколько рассказов Носова, проблематика которых либо перекликается с ранними автобиографическими вещами (НЛО нашего детства // Смена. 1993. №9), либо в притчево-метафорической форме рассказывает о нынешней жизни села (Темная вода // Новый мир. 1993. №8). Носов продолжает размышлять о русской классической литературе (Жди ясного назавтра дня // Проблемы изучения жизни и творчества Фета. Курск, 1992), активно выражая полное принятие и подчинение себя ее традициям. Как вариация хрестоматийных крестьянских образов Хоря и Калиныча предстали герои рассказа Носова «Костер на ветру» (Москва. 1993. №10). За спиной у каждого свой жизненный опыт, свои взгляды на мир, но в отличие от своих классических прототипов они оба оказались на обочине жизненной колеи, оба одинаково беззащитны перед крахом крестьянской жизни.

Евгений Иванович Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.

Евгений иванович Носов (1925-2002)
презентация к уроку по литературе на тему

Носов Евгений Иванович , прозаик. Родился 1 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
evgeniy_ivanovich_nosov.pptx774.49 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Евгений иванович Носов (1925-2002)

Ев Курска. Носов Евгений Иванович , прозаик. Родился 1 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля – 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ “Красное вино победы”. Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности. После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.

В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей “На рыбачьей тропе”. В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы “Тридцать зерен” (1961), “Дом за триумфальной аркой”(1963), “Где просыпается солнце” (1965). Произведения Е.Носова печатаются в журналах “Новый мир”, “Наш современник”, “Огонек”, занимая достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть ” Усвятские шлемоносцы ” (1980); в 1986 под этим названием выходит его сборник повестей и рассказов (1986); в том же году – книга очерков “На дальней станции сойду”; в 1989 – книга рассказов для младших школьников “Где просыпается солнце”; в 1990 – повести и рассказы “В чистом поле”; в 1992 – книга рассказов для старших школьников “Красное вино победы”. Е.Носов живет и работает в Курске. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты.

Книги, написанные Евгением Носовым Сонет Лесная тишина. Лишь дальний крик сорок. У наших ног пылает костерок. Снежинки робкие на ворсе теплой шубы, Ладошки тонкие, простертые к огню, И детски радуются выпавшему дню Твои зардевшиеся губы. Но час придет – И это все пройдет, И след костра сугробом занесет. Минувший день отложится преданьем, И глядя из окна в заснеженный простор, На дальнем друг от друга расстоянии, Мы будем вспоминать погасший тот костер, И буду шепотом неповторимое молить, Чтобы оно смогло все это повторить. Евгений Носов

Памятник Е.И. Носову в Курске

В октябре 2005 г. в Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю, Герою Социалистического Труда, почетному гражданину г. Курска, члену Академии российской словесности, лауреату различных литературных премий, кавалеру многих орденов и медалей Е.И. Носову работы скульптора В. Бартенева. На церемонии открытия памятника с теплыми и благодарными словами в адрес писателя выступили губернатор области А. Михайлов, мэр Курска В. Суржиков, секретарь правления Союза писателей РФ Ю. Пахомов, скульптор В. Бартенев, ответственный секретарь Курского отделения Союза писателей РФ В. Детков, сын писателя Е. Носов.Они говорили о большом вкладе Мастера в русскую культуру, о неизмеримой любви знаменитого курянина к России и ее народу, к родному краю, о большом значении творчества литератора для современных читателей. Открыли памятник губернатор области А. Михайлов, мэр Курска В. Суржиков и сын писателя Е. Носов. Взорам собравшихся предстал величественный монумент. Люди, хорошо знавшие писателя, дружившие с ним, увидели Е. И. Носова в бронзе таким, каким знали его в жизни в минуты отдыха: сидящего, как представляется, на берегу реки и вдохновенно-задумчиво созерцающего окружающий мир.Многочисленные участники церемонии во главе с губернатором области возложили к памятнику цветы. Артисты драмтеатра им. А.С. Пушкина, музыкальные коллективы города посвятили мастеру художественного слова свои выступления.

Е . И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске. Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде».

Носов Евгений Иванович

Евгений Иванович Носов — русский советский писатель, художник-оформитель.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Книги
  • 3 Сборники
  • 4 Евгений Носов / Произведения на иностранных языках
  • 5 О жизни и творчестве
  • 6 Экранизации
  • 7 Память

Биография

Евгений Носов родился 15 января 1925 г. в с. Толмачёво Курской области в семье рабочего. В 1933 году будущий писатель поступил в среднюю школу города Курска и до начала Великой Отечественной войны окончил 8 классов. В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. В составе артиллерийской батареи прошел через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву. Рядовой Носов воевал на передовых позициях, за проявленное мужество был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».

В феврале 1945 г. получил тяжелое ранение под Кенигсбергом. День Победы Евгений Носов встретил в госпитале ( г. Серпухов). Впоследствии эти события были отражены в рассказе «Красное вино победы». В июне 1945 года был демобилизован по инвалидности и вернулся в Курск. Окончил среднюю школу, получил аттестат. Уехал в Среднюю Азию, в г. Талды-Курган Казахской ССР. Устроился работать цинкографом и художником-ретушером в газете «Семиреченская правда». В это время начал заниматься литературным творчеством.

В 1951 г. вместе с семьей вернулся в Курск, стал сотрудником газеты «Молодая гвардия». Первый рассказ «Радуга» был опубликован в одноименном альманахе в 1957 г. В 1958 году выходит первая книга «На рыбачьей тропе». В период с 1961 по 1963 годы Евгений Носов обучался на Высших литературных курсах. После их окончания перешел на профессиональную писательскую работу.

Первый значительный успех Евгению Носову принес опубликованный в Москве сборник «Тридцать зерен» (1961).

Евгений Носов

В журналах «Новый мир», «Наш современник», «Огонек», «Смена» печатаются новые рассказы Носова: «Багульник» (1964), «Белый гусь» (1964), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1965), «Объездчик» (1966), «За долами, за лесами» (1966), повесть «Затмение луны» (1966), «Пятый день осенней выставки» (1967), «Красное вино победы» (1969), «Шумит луговая овсяница» (1973), «И уплывают пароходы, и остаются берега» (1975), «Усвятские шлемоносцы» (1977) и др.

Литературно-творческая работа позволяла Евгению Ивановичу Носову активно заниматься общественной деятельностью. Он являлся членом правления Союза писателей СССР, секретарем правления Союза писателей России, членом редколлегий журналов «Наш современник», «Подъем» и «Роман-газеты».

За книгу «Шумит луговая овсяница» ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975). За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность Евгению Ивановичу Носову присвоено звание Героя Социалистического Труда (1990), он награжден двумя орденами Ленина (1984, 1990), орденами Трудового Красного Знамени (1975) и «Знак Почета» (1971).За рассказы 90-х годов был отмечен Международной литературной премией имени М. А. Шолохова (1996).

Тридцать зерен / Евгений Носов

Шумит луговая овсяница / Е. И. Носов

Зимородок / Евгений Носов

Белый гусь / Евгений Носов

Моя Джомолунгма / Е. И. Носов

Усвятские шлемоносцы / Е. И. Носов

Евгений Иванович Носов — Почетный гражданин города Курска (1982), член Академии Российской Словесности (2000), ему присвоено звание «Человек 2000 года» в номинации «Деятель культуры и искусства». В феврале 2001 г. была присуждена литературная премия Александра Солженицына.

В течение всей жизни Е.И. Носов жил в Курске.

Умер писатель 12 июня 2002 г. Похоронен в Курске на Никитском кладбище.

В апреле 2003 г. библиотеке-филиалу №2 муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная система библиотек города Курска» (МБУК ЦСБ города Курска) было присвоено имя Евгения Носова.

Биография Александра Вампилова

Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года. Хотя часто местом рождения А.В. Вампилова называется посёлок Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района

Отец — Валентин Никитич Вампилов (1898—1938) — бурят, по образованию педагог. Вскоре после рождения сына (17 января 1938 года) был арестован, 9 марта 1938 года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В.Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.

Мать — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906—1992), оставшись после гибели мужа с 4 детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. Вампилова.

В 1954 году первая попытка поступить в ИГУ не удалась. Один год Вампилов проработал инструктором струнного кружка в районном Доме культуры. С 1955 по 1960 учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета (вместе с Валентином Распутиным).

Начал свою литературную деятельность как прозаик: в 1958, будучи студентом, опубликовал в иркутских газетах 10 юмористических рассказов. Впоследствии они составили первую книгу рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», вышедшую в Иркутске под псевдонимом А. Санин (1961). Ранние рассказы Вампилова — это своего рода «маленькие сценки», источник многих коллизий и образов будущих его пьес. Рассказ «Успех» был позднее переделан им в одноактную комедию под тем же заглавием.

В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964. Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

В 1960 женился на студентке ИГУ Людмиле Добрачёвой, в 1963 развелся с ней и в этом же году женился на Ольге Ивановской. В 1966 у них родилась дочь Елена.

В 1962 на семинаре драматургов в пос. Малеевка Вампилов представил 2 одноактные пьесы — «Сто рублей новыми деньгами» и «Воронья роща» (впоследствии соответственно «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем»). Однако попытка опубликовать первую из них в журнале «Театр» натолкнулась на отказ редакции. Дебют Вампилова как драматурга состоялся в 1964 в том же журнале «Театр» (№ 11), где под рубрикой «Народный театр» была напечатана его одноактная комедия «Дом окнами в поле». В ранних произведениях Вампилова уже обозначились некоторые характерные особенности его творческого облика: интерес к миру и быту обыкновенных людей из провинциальной российской глубинки; слегка ироничный, добрый и одновременно требовательный взгляд на человеческие отношения; умение в микросцене передать ощущение всей прошлой жизни персонажа и т.д. Мелкий случай, взятый из жизни, превращается под пером Вампилова в настоящее нравственное испытание героя.

С 1965 по 1967 Вампилов учился на Высших литературных курсах в Москве, где сблизился с Николаем Рубцовым, посвятившим ему одно из своих стихотворение — «Я уплыву на пароходе. »

Осенью 1965 по итогам Читинского семинара молодых писателей А.В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.

Приход Вампилова в «большую» драматургию связан с появлением его первой многоактной пьесы «Прощание в июне», вышедшей в 1966 тремя изданиями (альманах Ангара. №1; Театр. №8; отдел распространения ВУОАП). Впервые она была поставлена в Литве (Клайпедский драматический театр, 1966), затем во многих провинциальных театрах страны. Однако на столичную сцену пьеса смогла пробиться лишь в 1972 (Театр им. К.С. Станиславского, реж. А.Г. Товстоногов). Тесно связанная с молодежной прозой и драматургией 1960-х, она подвергалась многократным переделкам из-за неудовлетворенности автора своей пьесой и настойчивого желания усовершенствовать ее (по свидетельству жены писателя О.М. Вампиловой и его старшего коллеги по перу А. Симукова, существует 17 вариантов данного произведения). Канонической признана редакция пьесы, вошедшая в вампиловский сборник «Избранное» (М., 1975).

В дальнейшем лирико-комедийное начало еще более углубилось в пьесе Вампилова «Старший сын» (1968, первоначальное название «Предместье»). Премьера ее состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова (1969, реж. В. Симоновский), через год она появилась на сцене Ленинградского областного театра драмы и комедии (реж. Е. Падве). «Старший сын» довольно быстро стал наиболее популярным произведением Вампилова (в 1972 его поставили 44 театра страны). На основе пьесы были созданы телефильм (1976, реж. Виталий Мельников), опера (1983, композитор Геннадий Гладков).

Новые произведения Вампилова отчетливо выявили его тяготение к жанру трагикомедии. В центре «Утиной охоты» (1970; опубликованный в альманахе «Ангара», № 6) — судьба «непутевого» героя, внутренние борения сложной, противоречивой личности, беспощадное выявление душевного кризиса человека, скрытого за внешне благополучным существованием. Подобный тип героя сделал пьесу предметом дискуссии в литературной и театральной печати. Ни одна из ее постановок, осуществленных в 1970-е и первой половине 1980-х (в т.ч. и во МХАТе, 1979, реж. О.Н. Ефремов), при отдельных частных достижениях в актерской игре и режиссуре, не была признана в полной мере удачной, соответствующей уровню и духу вампиловской пьесы. То же можно сказать и о кинофильме «Отпуск в сентябре», созданном на ее основе (1979, реж. Виталий Мельников, выход на экран в 1987). Недаром за ней закрепилась репутация «наиболее трудной» и загадочной пьесы Вампилова.

Нелегкой оказалась и судьба последней драмы Вампилова — «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Как и некоторые предшествующие его пьесы, она натолкнулась на предвзятость, непонимание и была изъята из уже набранного номера альманаха «Сибирь». Автору так и не довелось увидеть ее напечатанной.

За время литературной работы Александр Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, А.В. Вампилов трагически погиб — утонул в Байкале у истока Ангары (перевернулась моторная лодка).

На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 на могиле был установлен памятник — камень с автографом.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Александр Вампилов – драматург, прозаик: биография, творчество, гибель

У Александра Вампилова судьба обычного советского человека, а мысли, поступки и творчество как будто из другой эпохи. Друзья называли его «канатоходцем». Всю жизнь он балансировал на грани обычного и рискованного, искал свой особый путь и никогда не притворялся. Сегодня же его называют последним русским драматургом мирового уровня. Мы знаем этого писателя как автора известных пьес и рассказов, хотя свое главное произведение он так и не успел написать. Непредвиденная трагедия не позволила этому талантливому человеку при жизни познать заслуженный успех и признание.

Биография

Будущий писатель Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в Иркутской области. Его семья состояла из представителей разных народов: мама – русская, папа – бурят, очень интеллигентный и образованный человек, с отличием окончил университет, знал несколько языков, а позже был назначен на должность директором школы в селе Кутулик, там же работала учителем и его жена. Маленький Саша стал для них уже четвертым ребенком.

Однако, вскоре вмешалась суровая действительность, через несколько месяцев после рождения сына, старшего Вампилова обвинили чуть ли не в государственной измене. Приговор в таких случаях один – расстрел. И теперь большой семье приходилось жить только на маленькую зарплату матери.

Отца реабилитировали спустя 19 лет, но долгое время детям приходилось жить под косыми взглядами окружающих, ведь они были родственниками врага народа. Возможно, именно эти тяжелые события детства закалили молодого человека, помогли ему четко видеть перед собой цель в жизни.

После окончания школы Александр Вампилов пытается поступить в Иркутский университет на историко-филологический факультет. У него это получается только на второй год. Именно здесь начинает он свой путь как драматург и писатель.

Начало литературной деятельности

Атмосфера университета располагала к творчеству, здесь же на курс старше учился Валентин Распутин. Вампилов не стал отличником, и, вообще, никогда не отличался усердием к учебе, предпочитая делать только то, что ему интересно, то есть писать.

Очень скоро природное обаяние и живой ум помогли сплотить вокруг себя таких же молодых и горячих ребят, желающих сочинять. Иногда их фантазия не знала предела, так в одну из поездок в колхоз они выдумали изображать действия с известных картин и снимать это на камеру, эти фотографии доступны и сейчас.

Друзья отмечали у него отличный музыкальный слух, но уже на третьем курсе Вампилов Александр Валентинович понимает свою истинную страсть – сочинительство. Поначалу желание писать было неудержимое, он не прекращал работать даже на лекциях и по ночам.

В 1958 г. молодой автор решает опубликовать свой первый сатирический рассказ «Стечение обстоятельств» (спустя три года также будет называться его единственная прижизненная книга) в студенческом журнале «Иркутский университет», «Советская молодежь» и «Ленинские заветы». Вампилов не стал подписываться своим настоящим именем, а придумал псевдоним – А. Санин.

Работа в журнале

Еще учась на пятом курсе, он становится сотрудником популярной в Иркутске газеты «Советская молодежь». Попасть туда, да еще студенту, было очень сложно, но руководство издания уже было знакомо с творчеством молодого писателя, потому и взяло его в качестве корреспондента.

Работая в газете, Александр Вампилов смог многому научиться, узнать людей, поездить по области, поэкспериментировать с некоторыми публицистическими жанрами. Ему поручали освещать важные областные события, как то: строительство городов или Братской ГЭС. С самого начала его статьи разительно отличались от других публикаций. Он преимущественно выбирал жанр фельетона или очерка, что позволяло Вампилову избежать избитых фраз и установленных конструкций. Каждый его отчет был уже полноценным рассказом, только с настоящими, а не выдуманными героями.

Читатели «Советской молодежи» это быстро замечают и выделяют талантливого юношу среди других корреспондентов. Понимают ценность сотрудника и редакторы, потому после получения диплома Иркутского университета в 1960 году, Александр Валентинович остается работать в газете.

“Творческое объединение молодых”

В коллективе издательства устанавливается особая творческая атмосфера, создателем которой не в последнюю очередь может считаться Вампилов. Начинающие авторы часто собирались, обсуждали книги, делились впечатлениями, под эгидой Союза писателей они создают ТОМ (творческое объединение молодых). Устраивали встречи с читателями и студентами, для Александра Валентиновича работа в «Советской молодежи» стала отличной школой жизни.

Из-за особой атмосферы дружественности, юношеского задора и таланта, региональная газета пользовалась большой популярностью у населения Иркутской области.

Он отлично проявил себя как лидер и наставник, несмотря на частые командировки, всегда находил время, чтобы помочь своим товарищам. Уже после двух лет работы Александр Вампилов был направлен на Высшие курсы повышения квалификации для журналистов в Москву, где проучился несколько месяцев. Именно в это время он пробует себя в написание пьес.

Уход и журналистики

Александр Вампилов – драматург появился не сразу. До 1964 года, помимо работы в газете, его в большей мере занимали рассказы, сатирические очерки. Позднее критики усмотрят в его судьбе повторение пути великого А. П. Чехова, тот когда-то тоже начинал с прозы.

Его коллеги уже понимали, что рано или поздно Вампилов уйдет из публицистики, ему уже тесно было в Иркутске. Многое изменилось в начале 60-х, когда писатель начинает активно участвовать в семинарах авторов – одноактников. Первыми его работами в этом жанре стали «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

Александр Вампилов, пьесы которого и сейчас ставятся во многих российских театрах, не сразу решился на окончательный разрыв с журналистикой. По его собственным словам, иногда талант не главное, важно принять решение изменить жизнь, и иметь мужество его исполнить до конца.

Это удается в 1964 году, тогда же его пьеса «Дом окнами в поле» была впервые опубликована в журнале. Но путь в театры по-прежнему был закрыт, ведь без специальных связей поставить на сцене свое произведение в Москве практически невозможно.

Первые постановки в театре, заслуженный успех

Все изменилось в 1965 г., когда Александр Валентинович на Всесоюзном писательском семинаре в Чите был принят в Союз писателей, его выбрали из тринадцати кандидатов.

Членство в самой влиятельной культурной организации Советской России позволило Вампилову завести новые полезные знакомства, тем более что его теперь признавали одним из лучших авторов в стране.

В том же году он близко сходится с Алексеем Арбузовым, влиятельным драматургом Москвы. Именно с его помощью Вампилову впервые удается показать свое творчество на сцене. Правда, сделать постановку в столице не удалось, премьера пьесы «Прощание в июне» с большим успехом прошла в Литве, драмтеатре города Клайпеда.

Отлично были приняты и другие его знаменитые пьесы, такие как «Старший сын» и «Утиная охота». Зритель сразу полюбил простых, каких-то народных героев. Однако весь этот успех сопутствовал драматургу только в провинции, московские режиссеры по-прежнему не желали ставить его пьесы, из-за чего Вампилов очень переживал, ведь он знал цену своему таланту.

Только в 1970 году в Ленинграде состоялась премьера «Старшего сына», постановки же остальных произведений на сценах известных советских театров он так и не увидел. Об Александре Вампилове в полный голос заговорили только после его смерти, – привычная история для русских талантов.

Особенности творчества

Первые годы своей литературной деятельности будущий драматург писал прозу. Для него это был этап созревания как талантливого автора пьес, своеобразная проба пера. Всего им были написаны около шестидесяти повестей, юморесок, фельетонов, очерков, большинство во время его работы в газете «Иркутский университет».

Александр Вампилов, рассказы которого не получили такой же известности, как пьесы, в начальный этап учился понимать действительность, преобразовывать ее в слова и идеи. В этих повестях еще видно и наивность взглядов, необдуманный выбор тем и т. д. Но уже здесь формируется его особый стиль, необычная сатира, умная, с подтекстом. Появляются некоторые известные персонажи, такие как Яков Андреевич Черных, герой пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Александр Вампилов напишет ее уже в 1972 году.

Во время работы корреспондентом у автора формируется его особая манера передачи идеи произведения. В очерках и фельетонах он пишет о простых людях, обычных ситуациях, но при чтении вместе с бытовыми проблемами незаметно встают вечные вопросы человечества. Особенно заметно это будет в другом произведении, которое написал Александр Вампилов. «Старший сын», помимо внешней истории о молодых шалопаях, обманувших простосердечного старого музыканта, содержит идею о проблемах взаимоотношения отцов и детей.

Особенности драматургии

Критики, изучающие творчество Вампилова, отмечают, что его пьесы больше тяготеют к жанру комедии, несколько даже водевильной. Удивительно, что и смешное, и печальное преподносится автором ненавязчиво, с легкостью, а концовки постановок никогда не проповедуют какую-нибудь мораль. Вампилов всегда пытался избегать этого, предпочитая оставлять зрителю решать, кто хороший или плохой.

Из пяти его известных пьес многие и посей день идут в театрах, некоторые экранизированы. Уже в пору творческой зрелости им была написана «Утиная охота». Александр Вампилов здесь уже чувствует себя полноценным художником, в ней отразились все его достижения как мастера слова и как человека, многое осознавшего в этом мире. Действие, сюжет и даже история, легшая в основу пьесы – все связано с родным Иркутским краем. Но вместе с тем автор смог показать известные жизненные реалии.

«Прошлым летом в Чулимске» Александр Вампилов писал в период с 1970 по 1971 год. Фактически она стала последним его крупным творением. Это был сложный период, он уже известный драматург, на которого давят как внешние обстоятельства, это переговоры с театрами, споры с режиссерами. Вампилова тяготила внутренняя борьба, возникшая после «Утиной охоты», драматург посчитал ее слишком непонятной, и даже называл своим творческим поражением.

Поэтому новую пьесу он постарался сделать обычной и внятной, многое в идеях «Прошлым летом в Чулимске» противостоит предыдущему произведению. Если в первой присутствовала какая-то загадка характеров, зритель сам додумывал образ, то в последней проблема главного героя объясняется социальными конфликтами.

Необыкновенная личность

Недолгий, но яркий жизненный путь прошел Александр Вампилов. Биография его с самого начала непохожа на судьбы других.

От предков он унаследовал умение смотреть на вещи иначе, чем другие, однако до поступления в институт родные и друзья не замечали в мальчике особых талантов. Хотя в школе Александр Вампилов вел активный образ жизни: участвовал в драмкружках, сам выучился играть на мандолине и гитаре, и, еще будучи юношей, твердо заявил, что намерен посвятить себя только литературе.

В компаниях он сразу становился центральной личностью, умел смешить, заводить людей на шалости, причем делалось все легко и талантливо, с искрой. Но, как и любой творческий человек, часто занимался самоанализом. Его переживания, страхи и тайные желания нашли отражение в многочисленных письмах друзьям и семье. Сегодня они изданы и доступны читателю.

Близкие люди называли Вампилова канатоходцем, иногда он стремился быть на грани не только в книге, но и в действительности, один раз даже прошел по узкой перекладине над пропастью. Возможно, такая его игра с судьбой и стоила ему жизни.

Трагедия на Байкале

Александр Вампилов, биография которого имеет много печальных эпизодов, ушел на тот свет совсем молодым. Нелепая гибель случилась в самый пик его драматургической карьеры.

Это была обычная поездка на Байкал. С этим местом у писателя связанно многое, Вампилова восхищала мощь и красота озера, но одновременно с этим пугала сильная энергетика воды. Сейчас трудно сказать, какую роль сыграл мистический страх перед Байкалом в смерти человека хотя и примечательно, что писатель не утонул, а умер от разрыва сердца.

Лодка, в которой он находился вместе с приятелем, перевернулась, Александр Валентинович скомандовал товарищу держаться за днище, а сам направился к берегу. Он не просил помощи и поплыл сам, но только его ноги коснулись дна, сердце не выдержало нагрузки и ледяной воды, раскинув руки и вскрикнув, он упал замертво.

Критика

Вампилов Александр Валентинович не дожил два дня до своего тридцать пятого дня рождения. Еще много идей не были воплощены, и он так и не успел насладиться заслуженным признанием. А ведь успех был очень близок. Сразу после похорон его творчеством заинтересовались все, его пьесы ставили лучшие театры страны, некоторые были экранизированы.

Исследователи в целом были благосклонны к писателю и его произведениям. Его называли последним классиком России, но в то же время для многих он оставался загадкой. Советских критиков ставила в тупик манера сочетать простое и парадоксальное, которой обладал Александр Вампилов. Книги, посвященные изучению его творчества, представляют собой скорее обзоры и догадки, до конца понять его потомки еще не смогли.

Причина в том, что драматургия самое сложное для восприятия литературное направление, ведь автор пишет текст, но уже другой человек – режиссер, доносит его идеи до зрителя.

Экранизации

Люди старше тридцати лет без подсказок ответят, кто такой Александр Вампилов. Фильмы по его произведениям мы смотрели с детства. Сразу после смерти драматурга на телевидении выходит спектакль по его пьесе «Прошлым летом в Чулимксе», поставили его актеры Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, а режиссером стал Владимир Андреев.

Годом позже на экраны появляется двухсерийный фильм «Старший сын» по одноименной пьесе Вампилова. Кино стало необычайно популярно в стране и быстро разошлось на цитаты.

Последняя работа на телевидении по мотивам его произведения «Утиная охота» стала драма Александра Прошкина «Райские кущи». Режиссер смог передать всю боль и нерв идей Вампилова в современной действительности.

Память

После гибели писатель получил заслуженную славу и признание. В театрах родного Иркутска, которые ни разу не поставили ни одной его пьесы при жизни драматурга, теперь шли премьеры за премьерами. С 1987 г. ежегодно проводятся фестивали, посвященные писателю. А иркутский ТЮЗ был назван в его честь.

На берегу Байкала, неподалеку от места гибели, установлен памятник Александру Вампилову, а по озеру курсировал пароход с именем известного драматурга. В 2012 году в том же Иркутске администрацией был открыт Культурный центр, в котором любой желающий может ознакомиться с книгами и личными вещами писателя.

Вклад его в русскую литературу неоценим. Все исследователи единодушно сходятся во мнение, что со временем из-под его пера мог бы выйти отличный роман. Но как многие русские гении, Александр Вампилов умер очень рано, оставив потомкам лишь пять пьес.

Александр Вампилов: биография и творчество

  • 7 Марта, 2020
  • Искусство
  • Анисимова Светлана

Талантливый драматург Александр Вампилов, биография которого полна трагических событий, прожил короткую, но насыщенную жизнь, оставив потомкам пьесы, рассказы, которые позволили ему войти в историю советской и русской литературы.

Детство

Началась биография Вампилова в городке Черемхово, в роддоме которого он появился на свет 19.08.1937 года. В районном центре Кутулик жила его семья: родители, два старших брата, сестра. Здесь прошло его детство. Саша был активным ребенком, гонял со сверстниками мяч, ходил в походы. Он научился играть на гитаре и на мандолине, а в свободное время читал книги.

В школе он учился неважно. Несмотря на то, что его мать была учителем математики, не любил точных наук. Именно школьные годы в биографии Вампилова сыграли основополагающую роль, в это время сформировалась его любовь к литературе. По его словам, он был готов не пить, не есть – только читать и читать.

Живя в небольшом городке, где не было театра, приобщился к драматургии. Александр участвовал в школьном драмкружке. Писать тоже начал в школьные годы. Был членом редколлегии, занимался выпуском стенгазеты: редактировал, писал стихи, небольшие заметки о жизни школы.

Родители

Семья Вампиловых проживала в поселке Кутулик Иркутской области. Его родители – представители провинциальной интеллигенции. Отец, Валентин Никитич, – учитель русского языка, окончил университет. Был высокообразованным человеком. По национальности бурят, но русский язык знал настолько хорошо, что в молодые годы служил репетитором у сына генерал-губернатора Иркутской губернии. Работал директором кутуликской школы.

Он был арестован в начале 1938 года по доносу сослуживца, обвинившего своего руководителя в том, что он якобы выступает за присоединение Бурятии к Монголии. Расстрелян весной 1938 года. Через несколько месяцев его сыну Александру исполнился год. Так что начиналась биография Александра Вампилова как сына «врага народа». С этим клеймом ему пришлось жить до 20 лет. В 1957 году Валентин Никитич был реабилитирован посмертно.

Мать, Анастасия Прокопьевна, преподавала в поселковой школе математику. Оставшись одна с четырьмя детьми и являясь женой «врага народа», она с трудом могла себе представить, как жить дальше. Родственники мужа недоброжелательно относились к его русской жене, а после ареста и вовсе отвернулись от нее. Всю тяжесть жизни с ней разделила ее мать, Александра Африкановна Копылова, которая постоянно была с детьми, помогала всем, чем могла.

Студенческие годы

Окончив школу, Александр поехал в Иркутск и подал документы в университет на историко-филологический факультет, но завалил экзамен по немецкому языку. Он возвращается домой и поступает на работу в Дом культуры, где руководит струнным кружком и готовится ко второй попытке.

На следующий год Александр становится студентом ИГУ. Здесь он знакомится с будущим знаменитым писателем Валентином Распутиным, который учился курсом старше. Дружба их длилась до самой смерти Александра. В студенческие годы в биографии Вампилова произошло еще одно важное событие – появились первые его напечатанные произведения.

Александр был очень общительным, душой любой компании. Его любили за открытость, готовность всегда прийти на помощь. Он умел шутить так, что собеседники хватались за животы от хохота. У Саши было много друзей.

Первые произведения

Учась на третьем курсе, Александр начал сочинять юмористические рассказы, которые печатались в местной периодике под псевдонимом А. Санин. Ранний рассказ «Финский нож и персидская сирень» был опубликован в газете «Иркутский университет» в 1957 году. Следом печатается рассказ «Стечение обстоятельств». В 1959 году его зачисляют в штат областной газеты «Советская молодежь». Окончив университет, он продолжает в ней сотрудничать.

Газета «Советская молодежь»

Работа в редакции иркутской “Молодежки” в биографии Александра Вампилова сыграла немалую роль. В ней печатаются его рассказы и статьи по заданию редакции, он зачислен под ее эгидой в «Творческое объединение молодых» (ТОМ) и Союз писателей Иркутска. Руководители газеты по достоинству оценили талант молодого сотрудника. В 1961 г. вышел сборник его рассказов.

В 1962 году его, как молодого талантливого сотрудника и комсомольца, направляют в Москву. Он учится в Центральной комсомольской школе на Высших литературных курсах. Учеба в Москве сыграла немаловажную роль в биографии Вампилова, его творческом становлении. Этому способствовали лекции известных писателей и драматургов Он пишет две одноактные пьесы: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

Вернувшись в Иркутск, назначается ответственным редактором. В этой должности Александр проработал два года, после чего принимает решение уйти из газеты, чтобы заниматься творчеством, но остается в редакции как внештатный сотрудник. Продолжает ездить в командировки по заданию редакции.

Творчество А. Вампилова

В биографии писателя наступает время, когда он может спокойно писать. В Иркутске печатают два его сборника рассказов. В 1962 году он закончил пьесу «Двадцать минут с ангелом». Следом идет «Прощание в июне» (1966 г.). Положительную рецензию на нее дал известный драматург А. Арбузов. В 1967 г. Вампилов закончил «Утиную охоту» и написал новую пьесу «Старший сын». В 1970 году выходит пьеса «История с метранпажем».

В 1965 году Вампилова приняли в “Союз писателей СССР”. В 1966 г. его пьеса «Прощание в июне» была поставлена клайпедским театром и имела большой успех. Но попытки предложить ее к постановке в театрах Москвы или Ленинграда наталкивались на непонимание.

Ю. Любимов предложил ему переписать пьесу «Утиная охота», а Олег Ефремов – двигать эту пьесу «как произведение национального автора». Это обижало Вампилова. Уже после его смерти О. Ефремов говорил вопреки мнению, будто бы чиновники были главными виновниками отсутсвия на сцене его пьес, продвижению их мешали «наши стереотипные мозги», которые не смогли разглядеть талант автора.

Начало признания

В 1972 году отношение к творчеству молодого драматурга стало меняться. В биографии А. Вампилова это был самый счастливый год. За постановку «Прошлым летом в Чулимске» берется театр Ермоловой. «Прощание в июне» идет в театре Станиславского. В марте Товстоногов ставит «Провинциальные анекдоты» в Ленинградском БДТ.

Студия «Ленфильм» подписывает с автором договор для написания сценария к фильму «Серебряные родники». Вампилов счастлив, молод и полон творческих планов. Семейные отношения с женой Ольгой складываются хорошо, у него растет дочка. Но счастье было недолгим.

Трагическая гибель

Александр Вампилов с иркутским писателем Г. Пакуловым едет на Байкал, чтобы отдохнуть. Друзья решили покататься на моторной лодке. Она наскочила на «топляк» и перевернулась. Глеб схватился за перевернутую лодку и стал кричать, его спасли. Александр молча поплыл к берегу. Он достиг его, но сердце не выдержало переохлаждения. Он умер.

Произведения Вампилова после смерти получили поистине народное признание. Их ставили практически во всех театрах страны и за рубежом. Только одну пьесу «Старший брат» играли в 44 театрах. По его произведениям снимались кинофильмы, даже поставлена опера “Старший брат” на музыку Г. Гладкова. Но Александр этого уже не видел.

Мистическое в жизни Вампилова

В жизни писателя много таинственных, мистических моментов, которые предопределили биографию Вампилова. Они связаны с его отцом, потомком бурятских лам. Когда Анастасия Прокопьевна была беременна Александром, Валентина Никитича преследовали сны, в которых он видел русских классиков литературы.

Поэтому в своем письме жене он не то в шутку, не то всерьез пишет, что родится обязательно мальчик и его ждет в будущем тяжелая писательская судьба. Интересно, что своего сына он назвал Александром в честь Пушкина. Но в год рождения мальчика отмечали печальную дату – столетие со дня гибели великого поэта. Александр Вампилов прожил без нескольких дней 35 лет.

Александр был жизнелюбом, полным творческих замыслов. Он не хотел умирать. На его похоронах происходят события, препятствовавшие его захоронению. Когда гроб привезли на кладбище, то выяснилось, что не подумали о веревках, на которых его будут спускать в могилу.

Стали искать кладбищенского сторожа, чтобы взять их. Когда принесли, то выяснилось, что вырыли узкую могилу, в которую гроб попросту не входил. Ждали, пока докопают. Присутствующие на похоронах просто чувствовали, что Александр не хочет уходить.

Александр Вампилов – биография, информация, личная жизнь

Александр Вампилов

Александр Валентинович Вампилов Родился 19 августа 1937 года в Черемхово Иркутской области – погиб 17 августа 1972 года на озере Байкал близ посёлков Байкал и Листвянка. Русский советский драматург, сценарист, прозаик.

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в Черемхово Иркутской области.

В некоторых источниках местом рождения Вампилова называется посёлок Кутулик, хотя в реальности он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района.

Семья проживала в поселке Кутулик, до этого они 3 года жили в селе Аларь Аларского района Иркутской области, которое Вампилов называл своей Малой Родиной.

Отец – Валентин Никитич Вампилов (1898-1938), по национальности – бурят, учитель русского языка и литературы, знал пять языков, до революции служил репетитором у сына иркутского генерал-губернатора. Вскоре после рождения сына – 17 января 1938 года – был арестован, а 9 марта 1938 года – расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года был реабилитирован посмертно.

Мать – Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), учитель математики, работала в Кутуликской средней школе.

Бабушка – Александра Африкановна.

Родители Александра Вампилова

В семье было четверо детей. Кроме Александра – старший брат Михаил, а также близнецы Галина и Владимир. Брат Михаил впоследствии стал геологом, а сестра Галина – учителем русского языка и литературы.

Александр Вампилов в детстве

Оставшись без мужа, Анастасия Прокопьевна воспитывала их вместе с Александрой Африкановной. Дед Вампилова также был репрессирован. Воспитанием детей в основном занималась бабушка, поскольку матери приходилось много работать. Для Александра Вампилова бабушка стала тем же, кем была Арина Родионовна для Пушкина.

Александр Вампилов и бабушка Александра Африкановна

Однако известно, что и мать оказала очень большое влияние на формирование личности Вампилова.

В школе учился неважно, однако очень любил литературу, сам он в одном из писем другу отмечал: «Ничего, кроме литературы, я не хочу изучать больше школьной программы. Читать я, например, готов, не жрамши сутки! Но что касается немецкого, физики, химии. ».

В Кутулике был школьный драмкружок, где Александр Вампилов впервые окунулся в театральную атмосферу, играл в самодеятельных постановках. Обучился играть на мандолине и гитаре, был редактором школьной газеты, писал стихи.

В 1954 году предпринял попытку поступить в Иркутский университет на историко-филологический факультет, но провалился на вступительном экзамене по иностранному языку (немецкому).

Вторая попытка оказалась успешной и в 1955-1960 годах он учился на филологическом факультете ИГУ.

В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 года. Покинув редакцию, он не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

Свой первый рассказ он написал, будучи студентом третьего курса. Рассказ «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

Во время учебы в ИГУ он решил писать пьесы.

Его мать Анастасия Прокопьевна вспоминала, как сын, еще будучт студентом, приехал в Кутулик на каникулы и поделился с ней: задумал написать пьесу. А она засомневалась – по силам ли ему это? И услышала в ответ: «Ты, мама, не веришь в меня. ». Она признавала: “И действительно, мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов – трудно ему приходилось”.

В 1962 году Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 году им была написана первая большая пьеса – комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно.

Уже после его гибели Олег Ефремов вспоминал: “Пьесы Вампилова в 60-е годы у многих не вызвали интереса. Играли Розова, Володина, мечтали о “Гамлете”, а “завтрашнего” драматурга просмотрели. Очень распространено мнение, что пьесам Вампилова мешали только некоторые не в меру ретивые чиновники. К сожалению, мешали и стереотипно устроенные наши собственные мозги”.

Сам Вампилов в одном из своих писем так описывал свою ситуацию: “Это вот на что похоже. Шайка головорезов (актеры) с матерым рецидивистом, с вором в законе (режиссером) во главе проигрывают в карты несчастного прохожего (автора). А дальше? Если автор случайно останется жив, за углом его ждет местный Закшевер из управления культуры. Скажите, ради Бога, при чем здесь искусство?”. Он говорил своим друзьям, что “устал переделывать пьесы в угоду хамам и чиновникам”. Рассказывал, как однажды услышал в одном московском театре: “Этого настырного бурята больше сюда не пускать”. Горевал, что Юрий Любимов предложил переписать «Утиную охоту» под представление в духе Таганки, а тот же Олег Ефремов советовал двигать публикацию этой ныне самой знаменитой пьесы Вампилова как “пьесу национального автора”.

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр – Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

В 1965 году Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В том же году Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

В 1971 году Вампилов завершает работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное – июнь, июль, август. ». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» – и после смерти автора оно стало окончательным.

Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.

За время литературной работы Александром Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Афоризмы и цитаты Александра Вампилова:

♦ Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди;

♦ Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать;

♦ Счастье – в предчувствии счастья;

♦ Говорите правду, и вы будете оригинальны;

♦ Знаменитым стать сейчас легко, надо просто потерять совесть;

♦ Из него не получилось даже пьяницы;

♦ Жениться надо ездить на бульдозере. Уважение больше, и задний ход хороший. ;

♦ В такой международной обстановке детей рожать не хочется;

♦ Богатый – уже не смешной;

♦ Считают деньги. Прислушайтесь: этим занят весь мир;

♦ Пусть думают. Нельзя же им все время петь;

♦ Хорошую вещь браком не назовут;

♦ Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье;

♦ Мечты, которые сбываются, – не мечты, а планы;

♦ Все порядочное – сгоряча, все обдуманное – подлость;

♦ Богатые и бедные – категория старая, но дураки и умные – категория бессмертная;

♦ Время нужно только для того, чтобы разлюбить. Полюбить – времени не надо.

Гибель Александра Вампилова

Трагически погиб – утонул в озере Байкал у истока Ангары – 17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия. Вместе с ним в лодке был друг – писатель Глеб Пакулов. Когда от удара бревна-топляка лодка-казанка перевернулась, Пакулов, зацепившись за лодку, смог спастись. Вампилов же поплыл, но не выдержало сердце.

Александр Вампилов и Глеб Пакулов

Вдова Глеба Пакулова, искусствовед Тамара Георгиевна Бусаргина, вспоминала о том трагическом дне: “17 августа Вампилов ближе к вечеру все-таки приехал из Иркутска, где у него были срочные дела, в том числе (об этом Глеб знал) и сердечного свойства. До темна время еще оставалось, и Саша предложил съездить в Листвянку, прикупить что-нибудь к своему дню рождения. Мы с Ольгой решительно воспротивились этому вояжу – море еще штормило. Но. Поплыли все вместе. Пока переплывали Ангару, все согласились, что в Листвянку плыть опасно, не стоит. Причалили в Николе (поселок напротив нашего распадка).

Саша, обычно сдержанный, спокойный, явно не находил себе места, был взвинчен, зачем-то опять сел в лодку, стал делать какие-то кульбиты на волнах – таким шалым я его еще не видела. Пока Глеб рыбачил, Вампилов отвез нас с Ольгой на наш берег и поплыл назад в Николу. Мы видели, как уже на середине реки он заметил рейсовый пароход из Иркутска, но вместо того, чтоб отплыть, помчался к нему на всех парах и давай кататься на волнах.

Прибрели домой. Говорить не хотелось. Вдруг Ольга стала припоминать старые обиды. Вспомнила, как упрашивала мужа не ездить в Москву на литературные курсы – дело было вскоре после рождения дочери. Ольга понимала, конечно, не по Вампилову участь провинциального драматурга. Но обида осталась. Много о чем говорили. Будто предчувствуя что-то, Ольга сказала, что ей было бы легче перенести Сашину смерть, чем его измену, разлуку с ним. В полночь, не раздеваясь, уснули.

Я проснулась часа в четыре утра. Ольга сидела на кровати, молчала. Потом, глядя мимо меня куда-то в пустоту, уверенно произнесла: «Саша утонул» Стало жутко. Уже рассвело и, о, радость! – стук в окно. Я выскочила первой и увидела Валентина Распутина. По какому-то чужому, стылому его лицу сразу поняла, что случилась беда. Валентин, не заходя, быстро сказал: «Глеб жив, а Саня утонул».

На рабочем столе Вампилова осталась неоконченная работа – водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник – камень с автографом.

Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 – посмертно).

Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230.

В 1977 году улица в посёлке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова. В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова и Центральная библиотека Аларского района его имени. В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыжипова.

Памятник Александру Вампилову в Кутулике

В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

В 1987 году в Иркутске на доме, где жил Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь. C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни», «Байкальские встречи у Вампилова». С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского. С 2001 года утвердилось современное наименование – Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова.

В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.

Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд.

В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического театра имени Охлопкова был открыт первый памятник Александру Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца. Идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.

В 2007 году к 70-летию драматурга в городе Черемхово на здании роддома была установлена мемориальная доска в честь Александра Вампилова.

В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» был установлен памятник Александру Вампилову (скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин»).

В 2012 году в Черемхове Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову.

В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя.

Александр Вампилов

Личная жизнь Александра Вампилова:

Дважды был женат.

Первая жена – Людмила Добрачёва, на момент их знакомства студентка ИГУ. Поженились в 1960 году, развелись в 1963-м.

Александр Вампилов и первая жена Людмила

Вторая жена – Ольга Ивановская. Поженились в 1963 году. В 1966 году у пары родилась дочь Елена.

Вдова Вампилова о своем супруге говорила: “Воспоминание одно – с этим человеком было безумно весело и интересно. Несмотря ни на что. Даже при самых каких-то тягостных разборках тебе становилось вдруг смешно”.

Ольга Ивановская – вторая жена Александра Вампилова

Сценарии Александра Вампилова:

1980 – Несравненный Наконечников (короткометражный)

Экранизации Александра Вампилова:

1975 – Прошлым летом в Чулимске
1975 – Старший сын
1979 – История с метранпажем (по пьесе «Провинциальные анекдоты»)
1979 – Дом окнами в поле
1979 – Отпуск в сентябре (по пьесе «Утиная охота»)
1981 – Несравненный Наконечников
1981 – Валентина (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске»)
1989 – Двадцать минут с ангелом (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
1990 – Провинциальный анекдот (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
2003 – Прощание в июне
2006 – Старший сын (Elder son)
2011 – Свидание (короткометражный)
2014 – Прошлым летом в Чулимске
2015 – Райские кущи (по пьесе «Утиная охота»)

Пьесы Александра Вампилова:

1963 – «Дом окнами в поле»
1965 – «Сто рублей новыми деньгами»
1965 – «Воронья роща»
1966 – «Прощание в июне»
1968 – «Старший сын»
1970 – «Утиная охота»
1970 – «Провинциальные анекдоты» (Трагикомическое представление в двух частях)
1970 – «Успех» (инсценировка одноимённого рассказа)
1972 – «Прошлым летом в Чулимске»
1972 – «Несравненный Наконечников»

Постановки Александра Вампилова:

1976 – «Прощание в июне» (спектакль в Рижском ТЮЗе)

Короткие сцены Александра Вампилова:

«Месяц в деревне, или Гибель одного лирика»
«Цветы и годы»
«Свидание. Сценка из нерыцарских времён»
«Квартирант»
«Кладбище слонов»
«Процесс»
«Рафаэль»

Проза Александра Вампилова:

Читайте также:  Хронологическая таблица Жуковского (жизнь и творчество)
Ссылка на основную публикацию