Творчество Василия Перова

Василий Григорьевич Перов: биография, творчество, лучшие картины русского художника

Василий Григорьевич Перов (Vasily Grigorevich Perov; родился 21 декабря 1833 г. — умер 29 мая 1882 г.) был великим русским художником XIX века, имя которого навеки вписано в историю мировой живописи. Творчество Василия Перова открыло для русского искусства новые горизонты. Перов был человеком непростой судьбы. Возможно, поэтому его картины столь глубоки и сложны, психологичны и жизненны. Их сюжеты остро социальны и демонстрируют всю правду тяжелой жизни народа. Один из учеников даже как-то назвал мастера «подлинным певцом скорби».

Биография Василия Григорьевича Перова

Василий Перов появился на свет 21 декабря 1833 года в холодном сибирском Тобольске. Младенец родился вне брака: его отцом стал губернский прокурор, барон Криднер. Позднее родители будущего мастера все же обвенчались, но клеймо бастарда сопровождало Перова всю жизнь. Не только титул, но также фамилия отца и все связанные с нею преимущества навсегда остались недосягаемы для художника.

Василий Григорьевич Перов получил свою фамилию не сразу. В официальных бумагах он фигурирует как Васильев — такую фамилию носил крестный будущего живописца. Перовым же художник стал много позднее. Своим происхождением фамилия обязана дьячку, который обучал мальчика письму и часто отмечал его успехи. Дьячок же и дал ученику прозвище, которое затем стало творческим псевдонимом мастера.

Сложно судить о том, когда у ребенка проснулся интерес к живописи. Рассказывают о случае, который вполне мог стать определяющим для судьбоносного выбора. У барона была картина, которую тот хотел немного изменить. Для этого выписали живописца, который и перерисовал нужную деталь. Растирание красок, письмо, технические приемы приглашенного художника — все это настолько заинтересовало юного Василия, что после отъезда гостя он с головой погрузился в новое увлечение.

С 1843 по 1846 Перов посещает Арзамасское уездное училище. Живет подросток на квартире у учителя Фаворского. В училище он не бросает занятий рисованием и после окончания поступает в процветающую школу живописи академика Ступина, основанную в 1802 году. Обучение продолжается до 1849 года. Юноша одним из первых учеников начинает писать масляными красками, осваивает мастерство, копируя работы знаменитых живописцев.

С 1853-го Василий Перов проходит обучение в Московском училище живописи, во время которого несколько его работ удостаиваются медалей Академии художеств. Малая серебряная медаль получена в 1856-м за портрет брата Николая, большая серебряная — годом позже, за «Приезд станового на следствие». В 1860-м малой золотой медали удостоился холст «Первый чин». А большая золотая медаль, которую в 1861-м заслужила «Проповедь в селе», дала мастеру возможность продолжить учебу за границей на казенные средства. В 1862 году Перов вместе с супругой Еленой уезжают в Европу.

Живописец посещает Германию, затем переезжает в Париж. Он пытается рисовать, но работа идет плохо — за границей ему скучно, чужие земли не вдохновляют. Художник просит Академию позволить ему вернуться на Родину раньше срока. В 1864-м Василий Перов приезжает в Москву. Его наконец замечают критики, а картины становятся интересны публике.

Мастер плодотворно работает на родине. Из-под его кисти выходят всё более зрелые, пронзительные по своему психологическому воздействию работы, обличающие отношение общества к «черни». В них отражена гражданская позиция живописца.

Кроме социальных работ художник пишет шедевры, где запечатлен быт простых людей, прекрасные портреты самых талантливых деятелей страны.

Художник организует в Москве группу передвижников и на семь лет становится членом ее правления. Он много пишет и при этом успевает преподавать: с 1871-го дает уроки живописи в Московском училище. Педагогическому таланту Василия Григорьевича Перова отечественное искусство обязано появлением целой плеяды великих художников.

В 1881-м художник тяжело заболевает. Лучшие врачи пытаются помочь ему, но болезнь прогрессирует. В 1882-м, 29 мая Василий Перов тихо угасает от чахотки, не дожив до своего 50-летия всего полтора года. Последним пристанищем живописца стало кладбище Даниловского монастыря.

Самые известные картины Василия Григорьевича Перова, народного художника

Картины Василия Перова — в некотором роде «совесть эпохи». Каждое произведение — голос заступника за обиженных и обездоленных. Среди наиболее известных шедевров художника:

  • «Чаепитие в Мытищах» (1862). Картина написана по заказу городских властей. При этом она отличается остросоциальной тематикой.
  • «Тройка» (1866 год). Самая страшная и пронзительная картина мастера, свидетельствующая о том, как жилось бедноте в России.
  • «Приезд гувернантки» (1866). Типаж купца для этого шедевра был подсмотрен художником на нижегородской ярмарке.
  • «Птицелов» (1870-й). Бытовая сценка, перенесенная на холст, принесла Василию Григорьевичу Перову звание профессора. Картина написана в соавторстве с Алексеем Саврасовым.
  • «Охотники на привале» (1871). Знаменитый шедевр был написан мастером для европейской выставки.
  • «Голубятник» (1874). Одно из самых жизнеутверждающих произведений мастера. На картине изображен молодой юноша, восхищенно наблюдающий за полетом голубей.

Не только Перов работал в жанре критического реализма. Это направление привлекло множество талантливых живописцев. Их работы можно приобрести на аукционах онлайн-портала Very Important Lot. Используйте возможность недорого купить картины, графику и рисунки талантливых современных художников напрямую у авторов.

Оценка, продажа и реализация картин В.Г. Перова

Подлинный певец скорби в живописи В. Перов

Василий Григорьевич Перов появился на свет в Тобольске в 1834 году. Его отцом был барон Г.К. Криденер, однако к моменту рождения мальчика его родители не были обвенчаны, поэтому ребенок считался незаконнорожденным и носил фамилию Васильев по фамилии своего крестного. Во время учебы учитель прозвал его Перовым за то, что мальчик великолепно владел пером. Со временем прозвище стало фамилией будущего художника.

Образование юноша получил в столичном училище живописи, в которое его приняли в возрасте 19 лет. В первые же годы его наградили несколькими медалями: малой серебряной за потрет его брата, большой серебряной за произведение «Приезд станового на следствие», малой золотой за полотно «Сцена на могиле», большой золотой за работу «Проповедь в селе».

Перов состоял в обществе передвижников, активно выставлял свои работы и за годы трудовой деятельности создал множество ярких картин. К их числу относятся «Спящие дети», «Тройка», «Первый чин», «Никита Пустосвят. Спор о вере», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», автопортрет, Портрет Тургенева и другие.

Вторая половина жизни художника была довольно трагичной: вначале он похоронил жену, затем двоих старших детей и сам подхватил чахотку. Ушел из жизни Василий Перов в 1882 году в возрасте 48 лет.

Направление в деятельности Перова

Василия Григорьевича называют отцом русского жанра, поскольку ему хватило смелости отказаться от действующих в то время канонов классического и романтического направлений. Продолжая идеи художника П.А. Федотова, Перов фактически стал лидером нового направления — русского реализма. Именно с его подачи появилась новая трактовка живописи, когда на первый план выступает социальная направленность произведения.

Перов одновременно подвергался влиянию реализма и сам формировал его, создавая новые черты национального искусства. Для него на первое место выходили мысли о человеке, о долге, справедливости, совести, что нашло выражение во многих картинах. Так, в своей работе «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» художник затронул остросоциальную тему отношения сытого попа и нищего старика с мальчиком. Контраст двух социальных слоев показан в картине очень ярко: вальяжно развалившемуся попу с большим животом, не реагирующему на просящих, противопоставлен старик с орденом на груди и босоногий мальчик в рваной одежде.

Перова даже называли подлинным певцом скорби, так как его картины изображали в основном драматические сюжеты и были призваны обличать несправедливость. Это были, например, работы о забывшей свой долг церкви: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Первый чин». Позже он перешел к теме униженных и обездоленных, стремясь показать всю глубину страдающего человека. Это картины «Сцена на могиле», «Проводы покойника», «Дети-сироты на кладбище» и многие другие.

Особенности работы Перова

Обострение деталей сюжета

На эскизах художника сюжеты часто предстают менее драматичными, чем в оригинале. Создав рисунок, Перов обдумывал, каким образом можно сделать сюжет более социально обостренным. Например, на одном из первых рисунков к «Чаепитию в Мытищах» старик и ребенок представлены сгорбленными, что символизирует сломленность жизнью. Однако в дальнейшем автор отказался от этого замысла и усилил разницу между двумя социальными группами: нищих выпрямил, а попа «произвел» в архимандриты.

Деталям и композиции художник уделял много внимания. Он заранее намечал рамками расположение фигур, а затем скрупулезно работал над каждой деталью, добиваясь максимального эффекта в передаче своего замысла.

Законченность рисунков

Перов много работал с рисунками и акварелью. Интересно, что для него характерна законченность многих рисунков, которые служили эскизами будущих картин. Уверенные карандашные линии в сочетании с черно-белым исполнением порой еще больше подчеркивали социальную драму, разворачивающуюся на полотне. Для многих его рисунков характерны отличная прорисовка каждой фигуры, каждой детали и одновременно сохранение живости изображения. Надо заметить, что художник мастерски владел карандашом, чередуя мощные штрихи с едва заметным касанием.

Фактически рисунки Перова стали центром развития русского рисунка этого периода. В своих рисунках он не просто продумывал композицию, но рассказывал историю, чем способствовал развитию повествовательного рисования.

Цены, уходы картин Перова

Сколько стоят картины Перова на современном рынке? Ответить на этот вопрос помогут данные об уходах картин.

На полотна известного художника неоднократно покушались грабители. Так, в 1999 году в Санкт-Петербурге из музея Академии художеств украли почти два десятка картин знаменитых художников: Репина, Шишкина, Перова, Крамского и некоторых других. Полотна по-вандальски вырезали из рам, а уже через несколько дней подкинули обратно, но уже в плачевном состоянии.

В этом же городе похитили картины Перова из Государственного Русского музея. Это полотно «Гитарист-бобыль» 1865 года создания и эскиз к картине «Тройка» этого же года создания. Страховые агенты оценили обе работы в 1,2 миллиона долларов. Хищение совершила преступная группировка, которую удалось задержать. В 2000 году обе картины вернули музею.

Что касается аукционных продаж, то в 2009 году была продана картина «Охота на кабана» за 260 тыс. долларов, в 2007 за 250 тыс. долларов ушло с молотка полотно «Разговор за круглым столом», а в 2005 году — «Бабушка читает сказки» за 133,7 тысяч. За меньшую сумму уходили и другие работы художника.

Большая часть работ Перова находится в государственных музеях: в Третьяковской галерее, Русском музее, Ярославском художественном музее, Историческом музее и других.

В вопросе о том, сколько стоят картины Перова, равняться только на данные аукционов и страховых агентов не стоит. Последние лишь доказывают, что полотна художника пользуются спросом, но стоимость конкретной работы зависит от многих факторов. Об этом далее.

Оценка, продажа, скупка картин Перова

Оценка картин Перова

Так как картина Перова может стоить круглую сумму, перед ее продажей рекомендуем обратиться к профессионалам. Они проведут независимую экспертизу картины Перова и выяснят, действительно ли работа принадлежит данному автору, насколько хорошо ее состояние, а также назовут ее примерную стоимость с учетом известности картины, давности ее создания и других параметров. Оценить картину Перова можно у любого независимого эксперта, например, в Центре независимой экспертизы имени Бенуа.

Читайте также:  Сергей Королев – доклад сообщение
Как продать картину Перова

Поскольку Перов относится к числу известных художников, к продаже его картины стоит как следует подготовиться. Базой этой подготовки будет сбор информации о картине. Во-первых, опишите историю создания художником полотна (чем она интереснее, тем больше внимания будет к картине). Во-вторых, подробно опишите историю самой картины: всех известных вам владельцев и участие картины в выставках. Если есть фотографии с выставок или от прежних владельцев, они могут добавить ценность произведению.

В-третьих, опишите состояние полотна. Если заказывали экспертизу картины Перова, укажите данные экспертного заключения, а также опишите размеры картины и используемые художником материалы.

В-четвертых, подготовьте качественные фотографии. На этом не стоит экономить, так как профессиональная фотография может стать залогом быстрой продажи. Кроме самой картины стоит сфотографировать отдельные ее фрагменты с подписями, дарственными надписями или какими-либо пометками на раме.

После всей этой подготовки можно переходить непосредственно к процессу продажи.

Где продать картину Перова

Наша галерея является специализированной площадкой по продаже произведений искусства. Вы можете выставить картину у нас, продемонстрировав ее тем самым множеству заинтересованных покупателей. В этом случае вы сами регулируете вопрос цены и решаете, устраивает ли вас предложение определенного покупателя.

Второй вариант рассчитан на тех, кто не готов ждать покупателя. В этом случае можно продать картину Перова нашей галерее. Скупка картин Перова ведется на конкретных условиях.

Василий Григорьевич Перов. Его творчество – обличение порядков Российской империи или тонкая лирика?

Всем нам с детства знакома картина Перова «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду», написанная им в 1866 году и в настоящее время находящаяся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. За нее живописец получил звание академика в том же году.

Художника не занимала благополучная жизнь детей высших классов. Он изобразил поистине ужасные условия, в которых протекало начало жизни простого русского человека. Картина — наиболее известное творение мастера. Сходные по социальному звучанию картины «Утопленница» и «Последний кабак у заставы», написанные спустя один-два года, также полны ощущения несправедливости и безысходности.

Раннее творчество Перова — это тоже, по сути, глубокая социальная сатира, а то и мрачный пессимизм работ, направленных на обличение существовавших порядков в России. Таковы картины «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861 г.) и «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862 г.).

В последнем случае сюжет картины делится на две части. С одной стороны мы видим сытого и толстого попа, а с другой — нищих мальчика и старика. Орден героя Крымской войны на груди старика усиливает общее впечатление социальной несправедливости.

Особенно интересна картина с острым социальным содержанием «Приезд гувернантки в купеческий дом», написанная мастером чуть позже, в 1865 году. Скромная молодая девушка, одетая в темно-коричневое платье, в руках у нее ридикюль, из которого она вынимает аттестат на звание домашней учительницы, и приземистые фигуры купеческого семейства, на лицах которых видны подозрительная недоброжелательность с цинично-самодовольной улыбкой, разительно контрастируют в произведении. Наверное, совсем не просто придется в этом семействе интеллигентной и образованной девушке, и она, скорее всего, промаявшись какое-то время с купеческими детьми, сбежит от них как можно дальше. В. Г. Перов, «Приезд гувернантки», 1866 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Но данная статья — это не труд на искусствоведческую тему, не подробный разбор картин знаменитого художника, а попытка разобраться с интересной коллизией, или даже трагедией, произошедшей в семье Перова.

В 1870 году у живописца умерли жена и двое детей. В живых остался один младший сын. Боль утраты резко подорвала здоровье художника, и писать картины-протесты он больше не мог.

И здесь возникает интересный вопрос. Мы все живы как личности, пока в нас есть сострадание к убогим и сирым, неравнодушие к человеческой беде и помощь другим людям. Но где та хрупкая грань, за которой страдание может просто разрушить нашу жизнь и наше простое человеческое счастье? Поэты, художники, писатели и философы ХIХ века, вдоволь насладившись в своих произведениях темами несчастья и страдания, предвосхитили торжество и победу позитивной философии и психологии в ХХ и ХХI веке. «Думай позитивно и будет тебе счастье и достаток». Но это уже другая крайность, достойная порицания.
В. Г. Перов, «Голубятник», 1874 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Во всяком случае Перов после перенесенных страданий и утрат обратился к теме повседневной жизни маленького человека, к его простым заботам и радостям. Особенно в этом плане выделяется его картина «Голубятник» 1874 года. Это очень светлая и оптимистичная картина, в которой ощущается и летнее тепло, и радость жизни, и озорство юности, и, конечно, любовь. Как не похожа она на предшествующие периоды творчества живописца!
В. Г. Перов, «Ботаник», 1874 г.
Фото: ru.wikipedia.org

А были еще картины «Птицелов», «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Ботаник», где художник раскрывает тонкий психологический мир своих героев, подчеркивая неповторимость индивидуального мира каждого персонажа картины. Можно обвинить мастера в отходе от признанного канона, от своей путеводной звезды, однако не стоит забывать, что Перов в этих картинах открыл новый мир своей живописи, лиризм и гениальную одухотворенность образов.
В. Г. Перов, «Охотники на привале», 1871 г. Фото: ru.wikipedia.org
Фото: ru.wikipedia.org

В последние годы жизни в творчестве Перова происходят кардинальные перемены. Он написал ряд картин на исторические и религиозно-мифологические темы. Здесь можно выделить картину «Первые христиане в Киеве», 1880 г. В мрачной пещере первые христиане читают молитвы. Картина носит ярко выраженный мистический характер. В. Г. Перов, «Первые христиане в Киеве», 1880 г.
Фото: ru.wikipedia.org

И в заключение статьи хотелось привести любопытный факт из жизни Перова.

Маленький Василий рано научился читать и писать. Местный дьячок, у которого обучался будущий мастер, за успехи в чистописании и прозвал его Перовым. Впоследствии это прозвище было принято художником в качестве фамилии, а родился он в Тобольске 23 декабря 1833 года.

Василий Григорьевич Перов умер в возрасте 49 лет 29 мая 1882 года от туберкулеза и похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Василий
Григорьевич Перов

Василий Григорьевич Перов (приблизительно с 21-23 декабря 1833 г. по 2-4 января 1834 г., Тобольск – 29 мая 1882 г., с. Кузьминки) – русский художник, жанровый живописец.

Особенности творчества : работая в историческом и портретном жанре, Перов выбирал для своих картин сюжеты из жизни простого народа. Его полотна обличают знать, погрязшую в роскоши и невежестве, в то время как крестьяне и рабочие с утра до ночи тяжело трудятся, чтобы прокормить свою семью. Если присмотреться к фото картин Василия Перова, размещенных на этой странице, можно увидеть, что он использует вполне понятные и доступные для обывателя приемы, с точностью воспроизводя не только окружающую среду, но и те чувства, которые испытывают его персонажи.

От ученика до мастера

Будущий художник Василий Перов обучался живописи в училище г.Арзамаса. Отец, заметив успехи юноши, принял решение о продолжении художественного образования и определил юношу в школу, которой руководил А.В.Ступин. Учитель разрешил ему одному из первых использовать масляные краски, будучи уверенным в том, что из Василия получится настоящий мастер. В период обучения в школе появляются первые картины с подписью Василия Перова, их названия — «Распятие», «Деревенская тройка», «Нищий, просящий милостыню…».

Дальнейшее обучение Перова происходило в художественном училище Москвы, которое готовило живописцев, скульпторов и архитекторов. В 1856 году живописец был удостоен малой серебряной медали за написанный им портрет брата. В этой работе еще прослеживалось влияние школы Ступина, однако уже спустя год на полотнах Василия проступает собственный стиль.

Академия художеств Петербурга оценила талант художника Василия Перова: в 1860 году он получил малую золотую медаль за картину под названием «Первый чин». Это открыло перед живописцем дорогу в Академию. Через год он вновь поражает всех своим талантом, получив большую золотую медаль — в этот раз за полотно «Проповедь в селе». Приятным бонусом к награде стало разрешение на заграничные поездки: художник мог выезжать как пансионер. В 1862 году состоялось бракосочетание между Перовым и Еленой Шейнс, после которого молодые отправились в поездку по городам Германии, закончившуюся в Париже. В столице Франции художник пробыл с 1863 по 1864 год, запечатлевая на своих холстах разнообразные уличные сценки.

Вернувшись в Москву, в период с 1865 по 1870 год Перов работал над реализацией своего давнего замысла — рисовал картины, демонстрирующие тяжелое положение простых людей: крестьян, гувернеров, рабочих. «Приезд гувернантки…», а также «Тройка» принесли художнику, помимо известности, звание академика. Известный коллекционер П.Третьяков купил «Тройку» для своей коллекции живописи.

В 1867 году несколько картин Василия Перова (их названия: «Дилетант», «Первый чин», «Тройка», «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника») экспонировались на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Спустя два года вместе с Г.Г. Мясоедовым Перов организовывает общество передвижников. Дальнейший творческий путь художника принес ему широкую известность среди публики, о нем говорили критики и посетители художественных выставок, а П. Третьяков сделал Перову большой заказ на написание портретов Достоевского, Даля, Погодина, Майкова, Островского, Тургенева.

Картины Василия Перова — горькая правда жизни

Потрясенный угнетенным положением простых людей, Перов стремился передать на полотне весь ужас их ежедневной борьбы за жизнь. Его излюбленным приемом было такое расположение персонажей, при котором они словно смотрят на зрителя с немым укором. Это позволяло добиться нужного эффекта, каждая работа живописца обличала чванливое, лицемерное и ханжеское общество в его равнодушии к трагедиям «маленьких» людей. Таковы полотна «Тройка», «Приезд гувернантки…», «Деревенские похороны», «Мальчик-мастеровой» и пр.

Сегодня картины Василия Григорьевича Перова являются всемирным достоянием и украшают собой художественные музеи, галереи и частные коллекции.

Василий Перов

2 января 1834 года родился художник Василий Перов.

Личное дело

Василий Григорьевич Перов (1834 – 1852) родился в Тобольске. Он был внебрачным ребенком губернского прокурора барона Григория Криденера. Позже его родители вступили в брак, и младшие дети в семье получили фамилию Криденер и право на баронский титул, Василий же был записан мещанином под фамилией своего крестного отца – «Васильев».

Через несколько лет барон Криденер уволился с государственной службы. В 1842 году семья переехала в Арзамасский уезд, где он стал управляющим крупного имения Саблуково. В Арзамасе Василий окончил уездное училище, а затем поступил в местную школу академика живописи Александра Ступина, находившуюся под патронажем Академии художеств. После этого еще три года жил в имении со своей семьей и занимался живописью самостоятельно. Наконец, в 1852 году он переезжает в Москву и на следующий год поступает в Московское училище живописи и ваяния.

Читайте также:  Вальтер Скотт - доклад сообщение

В 1855 году обучение Василия Перова чуть было не прервалось, так как его отец разорился и средств на жизнь в Москве не было. Перов предполагал уехать в провинцию и зарабатывать уроками рисования, но один из преподавателей училища, Егор Васильев, предложил Перову жить в своем доме, так что учение удалось продолжить.

В 1856 году за «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника» Академия художеств наградила Василия Перова малой серебряной медалью. В 1860 году он получил малую золотую медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». В 1861 году он переехал в Петербург и написал картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». За первую получил большую золотую медаль и право поездки в качестве пансионера за границу, вторая же была отвергнута Академией художеств и вызвала большое недовольство Святейшего Синода и части публики.

В 1862 году Василий Перов женился на Елене Шейнс и уехал с ней за границу. Он посетил Германию и Италию, жил в Париже. Но не прошло и двух лет, как Перов решил вернуться в Россию, не дожидаясь конца пансионерского срока. Он объяснил такое решение желанием «по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов, как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества».

В течение 1860-х годов он становится известным художником, каждая новая его картина вызывает активное обсуждение в обществе. В 1869 году умерла жена Перова, затем – двое старших детей. В 1872 году он женился второй раз, на Елизавете Другановой. В 1870 году Перов получает звание профессора. В тот же год он становится одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Перов вошел в состав правления общества и был кассиром его московского отделения.

На следующий год начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики вспоминали его как блестящего педагога. «В Московской школе живописи, – писал Михаил Нестеров, – все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. За редким исключением все были преданными, восторженными его учениками». Помимо Нестерова учениками Перова были А. Рябушкин, И. Левитан, К. Коровин, Н. Касаткин, А. Архипов. В училище Перов близко сошелся с другим преподавателем – Алексеем Саврасовым, художники часто работали вместе.

Но вскоре у Василия Перова начались проблемы со здоровьем. В 1874 году у него обнаружилась чахотка. Нестеров писал, что в 49 лет Перов стал «седым, разбитым стариком». В 1881 году он перенес тиф и воспаление легких. 29 мая (10 июня) 1882 года Перов умер в больнице на территории усадьбы Кузьминки.

Чем знаменит
Для творчества Василия Перова 1860-х годов наиболее характерны жанровые и сатирические картины. В произведениях, изображающих духовенство и купечество («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом»), чувствуется, что Перов продолжает творческую линию Петра Федотова. Однако антиклерикальный настрой Перова, выразившийся в его картинах, не надо считать свидетельством его атеизма, художнику принадлежат и религиозные произведения («Снятие с креста», «Христос в Гефсиманском саду», «Первые христиане в Киеве»). Многие картины Перова показывают тяжелую жизнь простых людей («Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы»). Немного позже Перов создает ряд жанровых картин, проникнутых мягким, добродушным юмором («Птицелов», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник», «Ботаник»). С начала 1870-х Перов начинает работать в жанре психологического портрета, среди его работ портреты Александра Островского, Владимира Даля, Михаила Погодина, Федора Достоевского. Обращался художник и к историческому жанру («Суд Пугачева», «Никита Пустосвят. Спор о вере»).

О чем надо знать

Одна из самых известных жанровых картин Перова – «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду», 1866). Работая над картиной, художник быстро нашел натурщиков для одного из мальчиков и девочки, но вот для центрального мальчика поиски затянулись. Наконец, он встретил мать с сыном, пришедших в один из московских храмов. Мать не соглашалась, чтобы ее Вася позировал художнику, опасаясь, что это сглазит сына. Но Перов все-таки сумел уговорить ее. Спустя четыре года женщина пришла к Перову и рассказала ему, что Вася умер. Перов отвел ее в Третьяковскую галерею, где висела «Тройка». Женщина, увидев картину, воскликнула: «Вот он – как живой! Вот и зубик его сломанный!». Перов и Третьяков оставили ее у картины, а, вернувшись, увидели, что она стоит перед ней на коленях. Перов написал портрет Васи и подарил его матери.

Прямая речь

«Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно».

«На его картине «Никита Пустосвят», не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы: сам Никита, бурный, страстный, раздраженный, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество, а немного позади него товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей».

Василий Стасов «Выставка передвижников»

«. Не думаю, чтобы поняли, например, Перова «Охотников». Я нарочно назначаю одну из понятнейших картин нашего национального жанра. Картина давно уже всем известна: «Охотники на привале»; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется. Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства. Я уверен, что если бы г-н Перов (и он наверно бы смог это сделать) изобразил французских или немецких охотников (конечно, по-другому и в других лицах), то мы, русские, поняли бы и немецкое и французское вранье, со всеми тонкостями, со всеми национальными отличиями, и слог и тему вранья, угадали бы всё только смотря на картину. Ну а немец, как ни напрягайся, а нашего русского вранья не поймет. Конечно, небольшой ему в том убыток, да и нам опять-таки, может быть, это и выгоднее; но зато и картину не вполне поймет, а стало быть, и не оценит как следует; ну а уж это жаль, потому что мы едем, чтоб нас похвалили».

Федор Достоевский. Дневник писателя. IX. По поводу выставки

«Прежде, чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли».

Из воспоминаний Анны Достоевской

Восемь фактов о Василии Перове

  • Фамилию Перов будущий художник получил в детстве от дьячка, учившего его грамоте, за прекрасный почерк.
  • Пять картин Перова демонстрировались на Всемирной выставке 1867 года в Париже: «Проводы покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Тройка». А в 1873 году на Всемирной выставке в Вене – «Охотники на привале», «Рыболов» и «Портрет А. Н. Островского».
  • Место действия картины «Тройка» можно определить довольно точно, так как на ней видна стена московского Рождественского монастыря.
  • Известны прототипы всех трех героев картины «Охотники на привале». В образе рассказчика Перов изобразил известного в Москве врача и большого любителя ружейной охоты Дмитрия Кувшинникова. Слушателем-скептиком стал другой врач и художник-любитель Василий Бессонов. Молодой охотник, доверчиво внимающий рассказу, написан с друга и коллеги Бессонова и Кувшинникова Николая Нагорнова.
  • Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана после того, как в 1862 году Василий Перов совершил пешее паломничество из Москвы в Троице-Сергиеву лавру.
  • Идея написать историческую картину «Никита Пустосвят. Спор о вере» появилась у Перова в результате общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским.
  • Сын Перова Владимир тоже стал художником, работал в основном в пейзажном и анималистическом жанре.
  • Василий Перов был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве, в советское время его могила была перенесена в Донской монастырь.

Материалы о Василии Перове

Арион – греческий поэт (сообщение доклад 6 класс литература рассказ)

Арион – греческий поэт, певец с кифарой с острова Лесбос. В мифе является сыном Посейдона – морского бога и нимфы Онеи. Он очень много путешествовал и был известен своими песнями о Дионисе. Арион придумал новый жанр поэзии – дифирамб.

Однажды тиран Периандр предложил поселиться Ариону в Коринфе и последний согласился. Вскоре Ариону предложили поучаствовать в качестве музыканта в конкурсе в городе Тенар. Периандр не желал отпускать его, но все же позволил ему отправиться. Арион победил и взял главный приз, а почитатели принесли ему много подарков. Команда корабля стала завидовать и задумала ограбить певца и разделаться с ним. Капитан сказал Ариону, что тот должен умереть за свое богатство. Он предложил им все свое имущество в обмен на жизнь, но те даже не хотели слушать. Арион готов был прыгнуть с судна, но только если ему разрешат спеть в последний раз. Капитан дал свое согласие и Арион, облачившись в лучшую одежду и драгоценности, вышел на палубу и исполнил свою песню, а затем прыгнул в море, а судно отправилось дальше в путь. Но его песню услышал дельфин из стаи. И так им понравилось, что один позволил человеку плыть, держась за него. И вместе со стаей дельфинов Арион добрался до Коринфа даже быстрее корабля.

Тиран Периандр, был безумно рад спасению Ариона. Вскоре в пристань зашел корабль и причалил к берегу, Периандр притворился, что ни о чем не знает и спросил у команды куда подевался певец Арион. Те ответили, что тот не захотел возвращаться из Тенара. Периандр был в ярости от поступка команды корабля, но не подал виду и попросил их принести клятву на могилах, а затем явился Арион. Команда была казнена. Через какое-то время Аполлон – бог искусств и предсказаний поместил образ греческого певца и дельфина на небе среди звезд.

Арион и тиран Периандр — реальные личности, что жили примерно в 7 веке до нашей эры. Но некоторые не уверены, что этот миф правдив, хоть и остались некоторые доказательства и тот факт, что дельфины действительно чувствуют музыку и были случаи спасения ими людей. Один автор писал, что он лично видел эту историю, а Арион поставил памятник дельфину в Тенаре. Существует множество вариаций этого мифа с некоторыми различиями. Например, что дельфинов послал Аполлон или сам принял образ одного из них. В итоге Арион и его история еще долго вдохновляли поэтов и художников.

Читайте также:  Кирилл и Мефодий – сообщение доклад

Доклад 2

Кто такой Арион и его легенда.

В нашу эпоху существовало большое количество известных писателей или музыкантов: Пушкин, Бетховен, Бах, Ломоносов и так далее. Но до нашей эры были совсем другие знаменитости с жанрами, совершенно отличающиеся от современных жанров. Одним из таковых людей был Арион. Чем он прославился и что внес в литературу?

Краткая биография Ариона.

Арион был греческим поэтом в области лирики. Родился и умер в 7 веке до нашей эры. Жил на Северных Эгейских островах. Еще он был великолепным певцом и музыкантом. Некоторые твердили, что его отцом был сам бог морей Посейдон.

Арион был создателем одного из греческих жанров – дифирамбы. Если кто не знает, дифирамба – это гимн, посвященный богу вина Дионису. Но больше всего данный поэт прославился благодаря легенде, появившаяся на свет благодаря Геродоту.

Легенда об Арионе

После того, как поэт заработал на пении, он собирался плыть в Коринф. Моряки согласили его подвезти. Но во время плавания случилась беда: они собрались вместе и сговорились обокрасть и убить поэта. Итак, моряки напали на Ариона, но он сам предложил деньги, лишь бы его не тронули. И разбойники практически согласились, но страх того, что Арион про них расскажет, заставил поступить по-другому.

Моряки дали 2 выбора: либо самоубийство с последующим захоронением, либо прыжок в воду. Было выбран второй вариант. Они выбросили бедного поэта за борт и оставили его без сокровищ. Однако, Арион не умер. Его спас дельфин, который довез его до Тенарского мыса. Благодаря его помощи, у Ариона получилось достичь Коринфа. Некоторые люди, рассказывающие данную легенду, пытались приукрасить ее, говоря о том, что поэт просил у моряков время на то, чтобы в последний раз спеть. Затем он вместе с инструментами упал в море, где его и подобрал дельфин. Еще меньшее число людей твердило о том, что дельфина прислал Аполлон, бог света. Еще была версия, что сам бог стал дельфином. Как бы то ни было, но спасение людей дельфинами – это правда. Такое действительно было.

Насколько известна легенда?

Да где она только не применялась! В 1827 году Пушкин написал произведение “Арион”, в основе которого и лежала данная история. В 1994 году была показана опера “Арион и дельфин”. А в 2015 году одна из внесолнечных планет получила имя в честь поэта из Древней Греции. Да и вообще, после этой легенды было решено добавить Ариона в число мифических героев.

Арион

Интересные ответы

Такие интересные и увлекательные мокроносые приматы как лемуры обитают на Мадагаскаре.

6 марта 1927 года в города Аракатака, что в Колумбии, родился мальчик, которого в последствии узнает весь мир. Это Габриэль Гарсия Маркес. Его отец был фармацевтом и получив хорошую должность в другом месте

Специальность электрика возникла в завершении девятнадцатого века, в те времена появилось применение электричества и электрических станций. И, чтобы контролировать электрические станции

Кратко о функциях ядра клетки. Биология.

Александр Македонский был одним из величайших завоевателей в мировой истории. Он родился в 356 году до нашей эры.

Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион». Сравнительный анализ.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Цель: образовательная:

  • дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
  • развивающая:
  • развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
  • воспитательная:
  • воспитать умение работать творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
sravnitelnyy_analiz_legendy_ob_arione_i_stih._pushkina._6_klass.ppt645 КБ
legenda_ob_arione.doc74 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ. Урок литературы в 6 классе.

Тема: Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

  1. дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
  2. развивающая:
  3. развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
  4. воспитательная:
  5. воспитать умение работать творчески.

Вид деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация.

Использование педагогических технологий : РКМЧП, ИКТ, личностно-ориентированный подход.

1. Актуализация знаний.

  1. Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?
  1. Поэта А.С. Пушкина.
  1. Что такое легенда? Почему одинаковое название «Арион».

Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)

Легенда ( в переводе с латинского языка – то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

В словаре С.И.Ожегова:

«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

  1. Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?

2. Легенду об Арионе записал историк Геродот.

Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.

  1. Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.
  1. Чтение легенды об Арионе.
  1. Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)
  1. Приключилось в жизни величайшее дело.
  2. Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.
  3. Завладеть сокровищами Ариона.
  4. Драматические события разыгрываются на море, на корабле.
  1. Периандр Коринфа
  2. Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.
  3. Корабельщики задумали злое дело.
  4. Дельфин вынес Ариона к Тенару.
  1. Сопоставим образы Периандра и Ариона.
  1. Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).

Не поверил Ариону о его опасном приключении и чудесном спасении

Уличил корабельщиков в преступлении

Обучил хор. ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ.

Перед лицом смерти ведёт достойно: поёт последнюю песнь

  1. Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала) .

В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.

Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.

Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.

Происходит величайшее диво – спасение Ариона.

  1. Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».

А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.

  1. Предположите, почему он выбрал такое название?
  1. Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.
  2. Понравилась легенда…

Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь,

наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел. Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный.
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

  1. Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
  2. Дифференцированное задание учащимся :Выберите из текста примеры для цитирования? Составьте план. (по выбору)
  1. Одинаковое название.
  2. Драматизм сюжета.
  3. Герои – корабельщики.
  4. Спасение Ариона.
  5. Талант поэта и ценность искусства

Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.

  1. Выявим различия в этих стихотворениях?
  2. Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.

Легенда об Арионе.

Арион в кругу друзей

Арион бросается в воду

Вместе с другими становится жертвой «вихря»

Ариона спасает дельфин

Все погибают, Арион спасён грозою

Поёт последнюю песнь

« Я гимны прежние пою…»

  1. О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?
  1. Восстание декабристов на Сенатской площади.
  1. Из истории создания стихотворения «Арион».
  2. Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.
  3. Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.
  1. Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?

Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей.

“Арион” – лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

  1. Я узнал.
    Я научился.
    Я понял, что могу.
    Мне понравилось.
    Для меня стало новым.
    Меня удивило.
    У меня получилось.
    Я приобрёл.
    Мне захотелось.
    Меня воодушевило.
  1. Легенда об Арионе
  2. А. С. Пушкин «Арион».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени.

В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений “Пророк” Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов.

Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова.

разработка урока по творчеству А.С.Пушкина (6 класс).

Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений – сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию .

Урок-исследование, на котором сравниваются две батальные сцены двух русских классиков.

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.

Ссылка на основную публикацию