Жизнь и творчество Альбера Камю

Альбер Камю

Альбер Камю (1913-1960) – французский прозаик, философ, эссеист и публицист, близкий к экзистенциализму. При жизни получил нарицательное имя «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957).

В биографии Альбера Камю есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Камю.

Биография Альбера Камю

Альбер Камю появился на свет 7 ноября 1913 года в Алжире, который тогда являлся частью Франции. Он родился в семье смотрителя винодельческой компании Люсьена Камю и его супруги Кутрин Сантэ, которая была малограмотной женщиной. У него был старший брат Люсьен.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Альбера Камю произошла еще в младенческом возрасте, когда его отец погиб от смертельного ранения в ходе Первой мировой войны (1914-1918).

В результате, матери пришлось одной заботиться о сыновьях. Изначально женщина трудилась на фабрике, после чего работа уборщицей. Семья испытывала серьезные материальные проблемы, часто не имея самого необходимого.

Когда Альберу Камю исполнилось 5 лет он пошел в начальную школу, которую окончил с отличием в 1923 г. Как правило, дети того поколения больше не продолжали учиться. Вместо этого они начинали работать, чтобы помогать родителям.

Однако преподаватель школы смог убедить мать Альбера в том, чтобы мальчик продолжил учебу. Более того, он помог ему поступить в лицей и добился назначения стипендии. В данный период биографии юноша много читал и увлекался футболом, выступая за местную команду.

В 17-летнем возрасте у Камю обнаружили туберкулез. Это привело к тому, что ему пришлось прервать образование и «завязать» со спортом. И хотя ему удалось побороть болезнь, он еще долгие годы страдал от ее последствий.

Стоит отметить, что вследствие слабого здоровья Альбер был освобожден от службы в армии. В середине 30-х годов он обучался в университете, где изучал философию. К тому моменту он уже вел дневники и писал эссе.

Творчество и философия

В 1936 г. Альбер Камю удостоился степени магистра философии. Его особенно интересовала проблема смысла жизни, над которой он размышлял посредством сравнения идей эллинизма и христианства.

Одновременно с этим, Камю рассуждал над проблематикой экзистенциализма – течения в философии XX века, акцентирующего свое внимание на уникальности человеческого бытия.

Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир». В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах.

Под абсурдом Камю подразумевал пропасть между стремлением человека к благополучию и миру, который он может познать с помощью разума и реальной действительности, которая в свою очередь хаотична и нерациональна.

Вторая стадия мысли появилась из первой: человек обязан не только принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее в отношении традиционных ценностей.

В годы Второй мировой войны (1939-1945) Альбер Камю продолжал заниматься писательской деятельностью, а также участвовать в антифашистских движениях. За это время он стал автором романа «Чума», повести «Посторонний» и философского эссе «Миф о Сизифе».

В «Мифе о Сизифе» автор снова поднимал тему о природе бессмысленности жизни. Герой книги Сизиф, приговоренный к вечности, катит тяжелый камень в гору только потому, чтобы он снова катился вниз.

В послевоенные годы Камю работал независимым журналистом, писал пьесы и сотрудничал с анархистами и синдикалистами. В начале 50-х годов он опубликовал «Бунтующего человека», где анализировал мятеж человека против абсурдности существования.

Вскоре коллеги Альберта, включая Жана-Поля Сартра, раскритиковали его за поддержку французской общины Алжира, после разразившейся в 1954 г. Алжирской войны.

Камю внимательно следил за политической обстановкой в Европе. Его очень огорчал рост просоветских настроений во Франции. Одновременно с этим он начинает все больше увлекаться театральным искусством, в связи с чем пишет новые пьесы.

В 1957 г. Альберу Камю вручили Нобелевскую премию по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Интересен факт, что хотя все считали его философом и экзистенциалистом, сам он так себя не называл.

Камю во время Нобелевского банкета

Альбер считал наивысшим проявлением абсурда – насильственное улучшение общества с помощью того или иного режима. Он заявлял, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами», приводит к еще большему насилию и несправедливости.

Камю до конца жизни был убежден в том, что человек не в состоянии окончательно покончить со злом. Любопытно, что хотя его относят к представителям атеистического экзистенциализма, такая характеристика весьма условна.

Как ни странно, но сам он наряду с неверием в Бога заявлял о бессмысленности жизни без Бога. Кроме этого француз никогда не называл и не считал себя атеистом.

Личная жизнь

Когда Альберу было около 21 года он взял в жены Симону Ийе, с которой прожил менее 5 лет. После этого он вступил в брак с математиком Франсине Фор. В этом союзе у пары родились двойняшки Кэтрин и Жан.

Смерть

Альбер Камю погиб 4 января 1960 года в автокатастрофе. Машина, в которой он находился вместе с семьей своего приятеля, вылетела с шоссе и врезалась в дерево.

Писатель скончался мгновенно. На момент смерти ему было 46 лет. Существуют версии будто автокатастрофа была подстроена усилиями советских спецслужб, как месть за то, что француз критиковал вторжение СССР в Венгрию.

Биография Альбера Камю

Альбер Камю – французский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился в Мондови, в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю, эльзасца по происхождению, который погиб на Марне во время первой мировой войны, когда Альберу было меньше года. Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой. Семья Камю переехала в Алжир, к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была пойти работать служанкой. Несмотря на необычайно тяжелое детство, Альбер не замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной лишений жизнью мальчика. Детские впечатления оставили глубокий след в душе Камю – человека и художника.

Большое влияние на К. оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 г. поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Однако в 1930 г. Камю заболел туберкулезом, что навсегда лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы платить за обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934 г. Камю женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года, а в 1939 г. развелись официально.

После завершения работ о Блаженном Августине и греческом философе Плотине Камю в 1936 г. получает диплом магистра философии, однако академической карьере молодого ученого мешает очередная вспышка туберкулеза, и Камю в аспирантуре не остается.

Уйдя из университета, К. в лечебных целях предпринимает путешествие во французские Альпы и впервые оказывается в Европе. Впечатления от путешествия по Италии, Испании, Чехословакии и Франции составили первую опубликованную книгу писателя «Изнанка и лицо» («L`Envers et 1`endroit», 1937), сборник эссе, куда вошли также воспоминания о его матери, бабушке, дяде. В 1936 г. Камю приступает к работе над своим первым романом «Счастливая смерть» («La Mort heureuse»), который увидел свет только в 1971 г.

Тем временем в Алжире Камю уже считался ведущим писателем и интеллектуалом. Театральную деятельность (Камю был актером, драматургом, режиссером) он сочетает в эти годы с работой в газете «Республиканский Алжир» («Alger Republicain») в качестве политического репортера, книжного обозревателя и редактора. Спустя год после выхода в свет второй книги писателя «Бракосочетание» («Noces», 1938) Камю навсегда переезжает во Францию.

А. Камю во время Нобелевского банкета 10 декабря 1957 года

Во время немецкой оккупации Франции Камю принимает активное участие в движении Сопротивления, сотрудничает в подпольной газете «Битва» («Le Comat»), издававшейся в Париже. Наряду с этой чреватой серьезной опасностью деятельностью Камю работает над завершением повести «Посторонний» («L`Etranger», 1942), которую он начал еще в Алжире и которая принесла ему международную известность. Повесть представляет собой анализ отчужденности, бессмысленности человеческого существования. Герой повести – некий Мерсо, которому суждено было стать символом экзистенциального антигероя, отказывается придерживаться условностей буржуазной морали. За совершенное им «абсурдное», то есть лишенное каких-либо мотивов, убийство Мерсо приговаривается к смерти – герой Камю умирает, ибо не разделяет общепринятых норм поведения. Сухой, отстраненный стиль повествования (который, по мнению некоторых критиков, роднит Камю с Хемингуэем) еще больше подчеркивает ужас происходящего.

За «Посторонним», имевшим огромный успех, последовало философское эссе «Миф о Сизифе» («Le Mythe de Sisyphe», 1942), где автор сравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным вести постоянную борьбу против сил, с которыми не может справиться. Отвергая христианскую идею спасения и загробной жизни, которая придает смысл «сизифову труду» человека, Камю парадоксальным образом находит смысл в самой борьбе. Спасение, по мнению Камю, заключается в повседневной работе, смысл жизни – в деятельности.

История жизни Альбера Камю

После окончания войны Камю некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили Камю, считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда.

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, Камю в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В «Бунтующем человеке» («L`Homme revolte», 1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву Камю с промарксистски настроенным Сартром.

Памятник Камю в городе Вильблевен

В 50-е гг. Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, Камю широко пользуется в «Падении» христианской символикой.

В 1957 г. Камю был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.

Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм Камю не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно».

Могила Камю на кладбище Лурмарена.

По мнению американской исследовательницы Сьюзан Зонтаг, «проза Камю посвящена не столько его героям, сколько проблемам вины и невиновности, ответственности и нигилистического безразличия». Полагая, что творчество Камю не «отличается ни высоким искусством, ни глубиной мысли», Зонтаг заявляет, что «его произведения отличаются красотой совершенно иного рода, красотой нравственной». Английский критик А. Альварес придерживается того же мнения, называя К. «моралистом, сумевшим поднять этические проблемы до философских».

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Камю Альбер

Камю Альбер

Камю (Camus) Альбер (7. 11. 1913, Мондови, Алжир, — 4. 01. 1960, Вильблевен, деп. Йонна, Франция) — французский писатель, мыслитель и мо­ралист. Родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю. Мать — Катрин Сантес, испанка по происхождению. Когда Камю не бы­ло еще года, от тяжелого ранения, полученного в битве на Марне, умирает отец. Мать Камю с дву­мя детьми переезжает в Алжир, где устраивает­ся уборщицей.

В 1918 г. Камю отдан в начальную школу Белькура. Окончив ее с отличием, учится в Алжир­ском лицее на стипендию, которую выхлопотал для него его школьный учитель Луи Жермен. В лицее (1923–1932) Камю знакомится с трудами Ницше, с книгами А. Жида, М. Барреса, А. Мальро, М. Пруста. Одним из любимейших его писателей становится Ф. М. Достоевский.

В 1930 г. Камю заболевает туберкулезом, почти год лежит в больнице, после чего возвращается в лицей. В 1931 г. в классе философии Камю знакомится с молодым преподавателем философии и литературы Жаном Гренье, оказавшим огром­ное влияние на духовное становление будущего писателя и став­шим впоследствии его наставником и другом. Благодаря Ж. Гренье Камю знакомится с идеями религиозного экзистенциализма, определяется его интерес к философии.

Осенью 1932 г. Камю поступил на филологиче­ский факультет Алжирского университета, где упорно занимался, совмещая занятия в универ­ситете с работой. С увлечением изучает труды Кьеркегора, Шопенгауэра, Шпенглера, Шестова. В журнале «Юг» опубликованы небольшие заметки Камю, написанные по совету Жана Гренье: «Жан Риктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Фи­лософия века», эссе «Бред», «Сомнения», «Иску­шение лжи», «Пожелание», «Возвращение к са­мому себе». Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, уход в мир грез, принижение ра­ционального начала в искусстве. В целом пер­вые произведения Камю отражают кризисное состояние духа, характерное для значительной части европейской интеллигенции после первой мировой войны.

Осенью 1935 г. Камю вступает в алжирскую сек­цию коммунистической партии Франции. Он рассматривает коммунизм как «первый шаг, как аскезу, подготавливающую почву для более ду­ховной деятельности». По поручению партии ве­дет пропагандистскую работу среди мусульман.

В 1936 г. Камю возглавил Театр труда, где вы­ступил как режиссер, актер и автор. В театре были поставлены «Каменный гость» А. С. Пуш­кина, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «На дне» М. Горького, пьесы по произведени­ям А. Жида, А. Мальро и др.

В 1937 г. Камю выходит из коммунистической партии.

В том же году он выпустил сборник эссе «Из­нанка и лицо» («L’Envers et l’Endroit»), главной проблемой которого ста­новится вопрос об обретении личностью достоин­ства в абсурдном мире. Камю говорит жизни «да», несмотря на абсурдность бытия, ибо нужно «быть самому вечной радостью становления…». Создавая в сборнике лирических эссе «средизем­номорский миф», Камю стремится уйти от хаоса ис­тории в мудрость природы.

В 1938 г. Камю занялся журналистской деятель­ностью в газете «Альже репюбликен» и парал­лельно продолжает литературную работу, пишет философскую драму «Калигула» («Caligula», 1944), повесть «Посторонний» («L’étranger», 1942), эссе «Достоевский и самоубийство», во­шедшее впоследствии в «Миф о Сизифе» под на­званием «Кириллов», заканчивает работу над романом «Счастливая смерть» («La mort heureu­se», 1971). Во время оккупации фашистами Франции Камю ведет подпольную работу в организации «Комба».

Роман (часто называемый повестью) «Посторонний» имел огромный успех, надолго став одним из самых читаемых произведений французской литературы XX века. Он получил высокую оценку критики. См. статью: Посторонний (роман А. Камю); Мерсо (персонаж романа А. Камю).

Отмечая внешне бесстрастный тон повествования в «Постороннем», Р. Барт говорил о «нулевом градусе письма» в повести. Действительно, Камю убежден, что жизнь проста, что люди все усложняют, а поэтому и говорить о ней надо просто, без метафор, намеков, слож­ных культурных реминисценций, за которыми стремление убежать от осознания трагизма че­ловеческого удела.

Читайте также:  Витус Беринг – сообщение доклад

Этапным д,ля Камю произведением стала книга «Миф о Сизифе» («Le mythe de Sisyphe», 1942), завершающая первый период в творчестве писа­теля. «Миф о Сизифе» имеет подзаголовок: «Эс­се об абсурде». Проблемы абсурда и «верховно­го самоубийства» как выражение человеческого бунта против него становятся центральными в этом цикле. В «Мифе о Сизифе» Камю дает опре­деление абсурда: «Сам по себе мир попросту не наделен разумом: это все, что можно о нем ска­зать. Но столкновение этой иррациональности с отчаянным желанием ясности, зов которой раз­дается в глубинах человеческого существа, — вот что абсурдно. Абсурд зависит столько же от че­ловека, сколько и от мира».

Абсурд влечет за собой бунт против Бога и человеческого удела. Предтечей экзистенциа­листов в разработке этой проблематики Камю счи­тает Ф. М. Достоевского. Один из персонажей «Бесов» Кириллов трактуется французским писателем как «человек абсурда», для которого самоубийство стало единственным средством освободиться от муки абсурдом. Кириллов—логический самоубийца: если жизнь не имеет смысла, то не имеет смысла ее проживать.

Однако существенно, что для Камю признание абсурда — это не конечный вывод, но лишь на­чальная точка в искании истинных ценностей.

См. статью: Миф о Сизифе: книга эссе А. Камю и Ф. М. Достоевский (статья Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова).

Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калигула». Непосредственным истори­ческим источником сюжета является сочинение римского историка и писателя I в. н. э. Светония «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельст­ву Кристиан Галендо, в 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светония. Он был очарован этой личностью. Он постоянно говорил о нем и глав­ным образом его «играл».

В процессе художественной обработки исто­рического материала Камю отказывается от конк­ретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию как трагедию «верховного самоубийства». В 1958 г. в предисловии к амери­канскому изданию сборника пьес Камю писал: «Ка­лигула» — это история верховного самоубийст­ва. История, которая в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к ближним, Калигула соглашает­ся умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей».

Потеряв любимую женщину, молодой император осознает простую истину: «Люди умирают и они несчастны». Калигулу раздражает успокоительная ложь, которая его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недостижим, как недостижима луна, которую хочет заполучить Калигула. Император хочет изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода беспредельны. Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного Калигулы жестокого тирана, убивающего своих подданных.

В финале пьесы Калигула терпит поражение. Он осознает свою неправоту и потому сам обрекает себя на смерть. Зная о готовящемся заговоре, он ничего не делает, чтобы предотвратить его. «Если правда Калигулы — в его бунте, то его ошибка — в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя»,— писал впоследствии Камю.

См. статью: Калигула (пьеса А. Камю).

Роман «Чума» («La peste», 1947) — самое крупное из прозаических произведений Камю. По выходе в свет роман был отмечен премией критики. Французский критик Г. Пикон писал: «В этом стройном произведении, столь безмятежном на вид, звучит много различных голосов. В нем уживаются одновременно абсурд и бунт, безразличие и страсть, холодность и восторженность, отвлеченность и чувственность, ощущение вечного и сиюминутного…».

См. статью: Чума (роман А. Камю).

Второй период творчества Камю завершает его философская работа «Бунтующий человек» («L’homme révolté», 1951), в которой писатель прослеживает историю идеи бунта. Писатель последо­вательно рассматривает «метафизический», «ис­торический» бунт, «бунт и искусство». Исходным пунктом его философии остаются абсурд и выте­кающий из него бунт. Однако в «Бунтующем че­ловеке» дана несколько иная трактовка бунта, нежели в «Мифе о Сизифе». Бунт отныне не про­сто «отказ от примирения» и «зрелище человече­ской гордыни», некое абсолютное отрицание, чреватое вседозволенностью, но требование че­ловеческой солидарности, признание ценности «другого». «В бунте человек воссоединяется с другими людьми, и с этой точки зрения челове­ческая солидарность является метафизиче­ской», — писал Камю. Таким образом, в «Бунтующем человеке» «индивидуальная ценность личности обретает об­щечеловеческое значение и смысл» (К. М. Дол­гов).

В сб. рассказов «Изгнание и царство» («L’exil et le royaume», 1957) Камю вновь призывает пре­зреть суетность повседневной жизни, одолеть в себе косность привычного существования и слиться с «нежным безразличием природы». Критика встретила сборник доброжелательными отзывами. Г. Пикон отмечал «материальную ве­сомость», появившуюся в новеллах сборника, столь отличную от абстрактности и аллегорично­сти предшествующих произведений писателя.

В 1956 г. была опубликована повесть Камю «Па­дение» («La chute»). Первоначально он предпо­лагал включить ее в состав «Изгнания и царст­ва», но значительные размеры повести изменили его намерение.

«Падение» — произведение позднего Камю, от­разившее существенные особенности его творче­ской эволюции. В повести заметна некоторая смятенность писателя, нечеткость его авторской позиции. Она представляет собой исповедь «ложного пророка», человека умного, но бесчест­ного, пытающегося собственный нравственный проступок оправдать всеобщей, по его убежде­нию, низостью и порочностью. Герой Камю — двули­чен: он желает казаться порядочным, не будучи таковым. Его главная забота — оправдать себя, а главное качество, по выражению автора, — неспособность любить.

Как отмечал исследователь творчества С. И. Великовский, в «Падении» Камю учиняет рас­праву над собственным мировоззрением, кото­рая «неизбежно устраняла заслоны, оберегав­шие его былой гуманизм от поглощения болез­ненным скепсисом и мизантропией».

В 1957 г. Камю становится лауреатом Нобелев­ской премии по литературе. Премия была при­суждена писателю «за его значительную литера­турную деятельность, которая с чрезвычайной проницательностью осветила проблемы челове­ческой совести в нашу эпоху».

Выступая по случаю вручения ему Нобелев­ской премии с речью, получившей название «Шведской речи» («Discours de Su?de», 1958), писатель изложил основные положения своей эстетики. Он возлагает на художника ответственность за все, что происходит вокруг. Он отмечает воз­растающую роль искусства и художника в со­временном мире. Назначение искусства Камю видит в «отрицании лжи и сопротивлении угнетению».

В 1959 г. Камю осуществляет инсценировку «Бе­сов» Достоевского.

Камю погиб в автомобильной катастрофе 4 янва­ря 1960 г. Ф. Мориак, говоря о месте писателя в совре­менной культуре, отмечал: «Молодой человек жаждет моральных наставлений… И заслуга Ка­мю состоит именно в том, что он удовлетворяет эту потребность».

См. статью: Камю Альбер: Хроника жизни и творчества.

Соч.: Théâtre. Récits. Nouvelles. P., 1962 (Bibl. de la Pléiade); Essais. P., 1965 (Bibl. de la Pléiade); Carnet I, mai 1935 à février 1942. P., 1962; Carnet II, janvier 1942 à mars 1951. P., 1964; Correspondance 1932–1960. P., 1982; в рус. пер. — Избранное. М., 1969; Сочинения. М., 1989; Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990; Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки. М., 1990; Соч.: В 5 т. Харьков, 1998; Записные книжки. М., 2000.

Лит.: Евнина Е. М. Современный французский роман. М., 1962; Великовский С. И. Грани «несчастного сознания»: Театр, проза, философскя эссеистика, эстетика Альбера Камю. М., 1973; Кушкин Е. П. Альбер Камю. Ранние годы. Л., 1982; Барт Р. Нулевая степень письма // Барт Р. Семиотика. М., 1983. С. 306–349; Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М., 1990; Фокин С. Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., 1999; Трыков В. П. Камю // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 1. С. 496–500; Луков Вл. А. Драма Альбера Камю «Калигула» // Зарубежная литература ХХ века: Практикум / 4-е изд. М., 2004. С. 297–313; Луков Вал. А., Луков Вл. А. Горизонты истории идей и ключевых слов: поиск собеседника в едином поле литературы. «Миф о Сизифе» Альбера Камю и Ф. М. Достоевский // Горизонты гуманитарного знания: Колл. монография. М., 2011. С. 250–265; Luppé R. Albert Camus. P., 1957; Quilliot R. La mer et les prisons. P., 1970; Crochet M. Les mythes dans l’?uvre d’A. Camus. P., 1975; Moreau J. -L. Camus, l’intouchable. Polè?miques et complicités. P., 2010.

Жизнь и творчество Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо – известный французский писатель, мыслитель, общественный деятель, создатель множества политических и философских теорий, ставших причиной революции во Франции.

Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 года в швейцарском городе Женеве. Он очень рано остался без матери, которая распрощалась с жизнью спустя несколько суток после тяжёлых родов. Все тягости воспитания на себя взвалил отец Исаак Руссо, работавший часовщиком и тренером по танцам. Несмотря на трудное финансовое положение и недостаток времени, семья дружно проводила вечера за чтением книг. Жан-Жак очень часто представлял себя одним из персонажей его любимых произведений. К сожалению, идиллия продлилась недолго. Отцу пришлось расстаться с сыном, потому что его объявили в розыск из-за совершения разбойного нападения.

Брошенный ребёнок был взят на попечение родственниками. Но вскоре они отдали его в непримечательный пансион Ламберсье. Там он обучался гравёрному делу. Порой у него не оставалось свободного времени. Но Руссо практически никогда не упускал шанс почитать интересную литературу. Просвещение очень сильно перевернуло сознание будущего философа. Он стал не только мыслить иначе, но и начал заниматься воровством и мелким мошенничеством. В юности парень покидает пансион и поселяется в туринском монастыре, где работал лакеем у богатых аристократов. Здесь он сближается с госпожой де Варан, которая продолжала давать ему образование. Тем не менее в дальнейшем женщина бросает Руссо. Юноше приходится скитаться по всем уголкам Швейцарии и некоторой части Европы.

Вскоре Жан-Жак переезжает во Францию, где знакомится с Дени Дидро, Гриммом, Кондильяком и Полем Гольбахом. Эти энциклопедисты во многом определили его дальнейшую жизнь. Именно тогда Руссо начинает работать над первыми философскими трудами. Он создаёт пьесу “Деревенский колдун”. Параллельно с этим он участвует во многочисленных конкурсах, посвящённых философии. Там он активно выступает с собственными речами, в которых прослеживалась ярая критика просвещения и образования. Несмотря на острые высказывания, философ часто награждался премиями. В это же время он женится на небогатой служанке, работавшей в одном из парижских домов. В результате их брака появится 5 детей, но родители от всех отказались. Ярким творением того периода является его работа “Рассуждения о происхождении неравенства между людьми”, где автор рассуждает о построении государственности, свободе и правах людей.

В 1756 году Жан-Жак обустраивается в маленьком лесном домике, где создаёт произведения “Юлия, или Новая Элоиза” и “Эмиль”. Они принесли Руссо необыкновенную популярность. Тем не менее власти активно притесняли мыслителя. В итоге, ему пришлось покинуть столицу Франции и отправиться в путешествие по разным местам страны. Лишь к 1770 году Жан-Жак снова останавливается в Париже. Там он пишет свою автобиографическую книгу “Исповедь”, где не только рассказывается о жизни писателя, но и о его взглядах на разные вещи и события. Его труды очень сильно повлияли на мировоззрение общества. Под веянием новых идей, предлагаемых Руссо, многие французы всерьёз задумывались о совершении революции. Тем не менее Жан-Жаку не удалось лицезреть эти события, потому что он скончался 2 июля 1778 года. Причиной смерти стало самоубийство.

Вариант 2

Сегодня мы рассмотрим биографию такого известного деятеля эпохи Просвещения – Жан-Жака Руссо. Это человек разносторонний, у него было много увлечений, он занимался музыкой, ботаникой, но больше его знают, как философа и мыслителя. Но в данной статье мы детально рассмотрим его жизнь и писательскую деятельность, которая была не менее интересна.

Родился этот необычный человек в Швейцарии, в городе Женева 27 июня 1712 года. Огромное значение в его жизни играл самый близкий ему – его отец, Исаак Руссо, который тяжело пережил утрату жены, Сюзанны Бернар, она скончалась при родах Жан-Жака. Его отец работал часовщиком, а в свободное время преподавал танцы, но несмотря на все трудности, он окружил мальчика любовью и заботой.

Обучение оказало не лучшее влияние на будущего деятеля культуры, так как благодаря образованию он научился лгать и даже воровать. Позже, в шестнадцатилетнем возрасте, после пребывания в монастыре, Жан-Жак Руссо отправился на службу к аристократам. Затем Руссо задумался над важными вопросами тогдашней жизни, о социальном неравенстве. Именно благодаря ему ввели какие-то демократические основы. Также его считают одним из инициаторов Великой французской революции.

Писатель считал своим лучшим произведением книгу «Новая Элоиза». Она получила свою популярность за счёт своего, необычного в ту эпоху, способа написания. Ведь эта книга представляла из себя 163 письма. Сюжет данного произведения повествует читателям историю. Грустную историю о трагической судьбе главной героини. Именно после всеобщего народного признания этой книги Жан-Жака стали считать основоположником романтизма в философии.

На конце жизни у него ухудшилось состояние здоровья и его близкий друг увёз его в загородную резиденцию Шато д’Эрменонвиль. Там он и женился на девушке Терезе. Писателю так понравилось это райское место, что он попросил выполнить его последнее желание – захоронить его здесь. Вот, в 1778 году Руссо умирает и друг выполняет последнее желание философа. Его похоронили на острове Ив, куда приезжали многие люди, чтобы познакомиться с этим великим деятелем. После революции его останки решили перенести в Пантеон, правда после этого, несколько мошенников украли прах великой личности и развеяли его в яме.

Жизнь и творчество Жан-Жака Руссо

Интересные ответы

Христофор Колумб являлся известным мореплавателем, который родился и вырос на территории Испании. Именно он открыл Америку. Также известно, что Христофор был первым мореплавателем, который пересек

Биография Гамзата Гамзатова интересная и яркая, складывающая на протяжении всей его необычной жизни. Родился он двадцать пятого августа в тысячу девятьсот тридцать восьмого года в Махачкале. Семья у Гамзата Гамзатова была из военных

Восьмиклассница Зина приехала на каникулы к бабушке из Ленинграда в деревню. Там и застала её война. Зина с другими школьниками работали в подполье. Они ходили по селу, вроде бы прогуливаясь, и добывали самые нужные сведения

Научным открытием называется новое достижение, совершенное в процессе научно-исследовательской работы группы ученых, научных организаций или отдельных исследователей

Среди грибов встречаются разные экземпляры: съедобные и ядовитые, пластинчатые и трубчатые. Некоторые грибы растут повсеместно с мая по октябрь, другие редкие и считаются деликатесом. К последним относится гриб рыжик.

Жан-Жак Руссо. Его жизнь и литературная деятельностьСергей Николаевич Южаков

Детство и юность

Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.

Ребенок с младых лет изучал труды Плутарха, зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.

Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.

В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» — госпожи де Варан.

Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе.


Философия эскапизма

Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.

«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.

Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений. Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком. Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.

Читайте также:  Жизнь и творчество Петра Ершова

По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры. Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса. В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.

Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их. Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.

Философия и литература

Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.

Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

«Новая Элоиза» — знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.

«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.

В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:

«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?». Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.

Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.

Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.

Жан-Жак Руссо — французский мыслитель, яркая фигура французского сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор — родился 28 июня 1712 г. в швейцарской Женеве, хотя по происхождению был французом. Мать Жан-Жака скончалась после родов. В 1723-1724 гг. мальчик был воспитанником протестантского пансиона Ламберсье поблизости с французской границей. Какое-то время являлся учеником нотариуса, чуть позднее — гравера. Не приемля манеры обращения с собой, в марте 1728 г., будучи 16-летним подростком, уехал из родного города.

В этот период в его жизни появилась госпожа де Варан, молодая обеспеченная вдова-аристократка, стараниями которой Руссо был отправлен в Туринский монастырь, где стал католиком и из-за этого утратил женевское гражданство. В 1730 г. Руссо продолжил странствие по стране, но в 1732 г. возвратился к покровительнице, на этот раз в роли любовника. Их отношения, длившиеся до 1739 г., стали для него пропуском в другой мир, который ранее был ему не доступен.

В 1740 г. стараниями покровительницы он стал гувернером известного судьи из Лиона, и это знакомство сослужило добрую службу при отъезде в столицу. В 1743-1744 гг. Руссо работал секретарем при французском посольстве в Венеции, но возвратился в Париж, где в 1745 г. состоялось его знакомство с Терезой Левассер, которая стала его спутницей жизни, матерью их пятерых детей. Все они росли в воспитательном доме, т.к. Руссо-отец считал, что не может сам их воспитывать. К этому же периоду его биографии относится и знакомство с Д. Дидро.

В 1749 г. Ж.-Ж. Руссо случайно попалось газетное объявление: Дижонская академия объявила о конкурсе на лучшую работу по теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Именно Руссо стал обладателем премии, и это событие ознаменовало начало самого плодотворного десятилетия в его деятельности. В том же году Руссо был привлечен к совместной работе над «Энциклопедией». Всего он написал для нее 390 статей, в большинстве своем музыковедческих.

В 1750 г. увидел свет трактат под названием «Рассуждение о науках и искусствах». Озвученные в нем идеи противопоставления цивилизованного общества естественному состоянию получили развитие в трактате «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми» (1755). В 50-ых гг. Руссо все больше и больше отдалялся от любезно принимавших его столичных литературных салонов. В 1754 г., съездив в Женеву, он снова обратился в кальвинистскую веру, вернул себе права гражданина.

Возвратившись во Францию, на протяжении 1756-1762 гг. Руссо вел уединенный образ жизни, поселившись в пригороде Парижа. Написанный в 1762 г. роман «Эмиль» и политический трактат «Об общественном договоре» вынудили их автора покинуть Францию во избежание ареста. Его произведения были сожжены не только в Париже, но и в Женеве. Убежище он нашел в принадлежавшем прусскому королю княжестве Невшательском.

В 1770 г. он возвратился во Францию, поселился в столице и занимался переписыванием нот. Его никто не преследовал, однако писатель испытывал постоянное беспокойство, связанное с мерещащимися ему заговорами. Летом 1777 г. друзья Руссо всерьез обеспокоились его здоровьем. Весной следующего года писателя поселили в поместье маркиза Джирардена Эрменовиле, где 2 июля Жан-Жак Руссо скоропостижно скончался. В 1794 г. его останки перенесли в Пантеон.

Система взглядов Руссо, его критическое отношение к цивилизации, городской культуре, возвеличивание естественности и природы, приоритет сердца над разумом во многом повлияли на литературу и философскую мысль разных стран. Он был одним из первых, кто указал на обратную сторону цивилизации. Его радикальные взгляды по отношению к социальному развитию стали питательной средой для Великой Французской революции, послужили ее идеологической основой. Творческое наследие Руссо представлено большим количеством прозаических сочинений, поэм, комедий, стихов. Ему же принадлежит авторство первой национальной комической оперы — «Сельский колдун».

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Педагогическое наследие Жан-Жака Руссо

Написанный в 1750 году трактат «Рассуждение о науках и искусствах» принес Руссо широкую известность.

Однако наиболее большой популярностью пользовалось художественное произведение — «Новая Элоиза», которую он написал в 1758 году. Данное произведение было, по сути, предшественницей «Эмиля». Сам автор тоже очень любил «Новую Элоизу», повествующую об влюбленных, которых вынудили разлучиться, так как любовь оказалась бессильной перед предрассудками средневекового общества.

Руссо в свои последние годы написал такие работы как «Исповедь», которая является не чем иным как жизнеописанием и философским осмыслением его собственной жизни, «Рассуждение об управлении Польшей», посвященная также как и «Эмиль» вопросам воспитания и «Прогулки одинокого мечтателя».

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.

Смерть

Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.

Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие — два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.

Жан-Жак Руссо

Биография

Жан-Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. Этот французский философ, писатель эпохи Просвещения известен педагогическими трудами, теориями. Руссо называют основоположником романтизма в философской науке. Некоторые исследователи считают, что Жан-Жак Руссо в некоторой степени спровоцировал Великую французскую революцию.

Детство и юность

Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.

Портрет Жана-Жака Руссо

Ребенок с младых лет изучал труды Плутарха, зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.

Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.

В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» – госпожи де Варан.

Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе.

Философия и литература

Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.

Философ Жан-Жак Руссо

Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

«Новая Элоиза» – знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.

Выступление Жана-Жака Руссо

Читайте также:  Творчество Самуила Маршака для детей

«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.

В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:

«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?».

Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.

Жан-Жак Руссо

Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.

Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила – не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.

Смерть

Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.

Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие – два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Ярчайший представитель сентиментализма.

Руссо называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.

В биографии Жан-Жака Руссо есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Жан-Жака Руссо.

Биография Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 г. в Женеве. Его мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, вследствие чего воспитанием будущего философа занимался его отец Исаак Руссо. Глава семейства работал часовщиком и учителем танцев.

Детство и юность

Любимым ребенком Исаака был Жан-Жак, по причине чего он часто проводил свободное время именно с ним. Вместе с сыном отец изучал пасторальный роман Оноре д’Юрфе «Астрея», который считался крупнейшим памятником прециозной литературы 17 века.

Кроме этого они любили читать биографии древних личностей в изложении Плутарха. Интересен факт, что воображая себя древнеримским героем Сцеволой Жан-Жак намеренно обжег свою руку.

По причине вооруженного нападения на человека, Руссо-старший был вынужден спасаться бегством из города. В результате, воспитанием мальчика занялся дядя по материнской линии.

Когда Жан-Жаку было около 11 лет его отдали в протестантский пансион Ламберсье, где он провел примерно 1 год. После этого он проходил обучение у нотариуса, а затем – у гравера. В тот период биографии Руссо серьезно занялся самообразованием, ежедневно читая книги.

Поскольку подросток занимался чтением даже в рабочее время, он часто подвергался суровому обращению с собой. По словам Жан-Жака, это привело к тому, что он научился лицемерить, врать и красть разные вещи.

Весной 1728 г. 16-летний Руссо решает бежать из Женевы. В скором времени он познакомился с католическим священником, который побудил его принять католицизм. Около 4-х месяцев он провел в стенах монастыря, где обучали прозелитов.

Затем Жан-Жак Руссо начал служить лакеем в одной аристократической семье, где к нему относились с уважением. Более того, сын графа обучал его итальянскому языку и исследовал с ним поэмы Вергилия.

Со временем Руссо обосновался у 30-летней госпожи Варан, которую он называл своей «мамашей». Женщина обучила его письму и хорошим манерам. Кроме этого она устроила его в семинарию, а затем отдала обучаться игре на органе одному музыканту.

Позже Жан-Жак Руссо более 2-х лет путешествовал по Швейцарии, испытывая серьезные материальные трудности. Стоит заметить, что он странствовал пешком и спал на улице, наслаждаясь уединением с природой.

Философия и литература

Прежде чем стать философом Руссо успел потрудиться секретарем и домашним наставником. В те годы биографии у него начали проявляться первые признаки мизантропии – отчуждения от людей и ненависть к ним.

Парню нравилось вставать рано утром, трудиться в саду, а также наблюдать за животными, птицами и насекомыми.

В скором времени Жан-Жак увлекся писательской деятельностью, проповедуя свои идеи на жизнь. В таких работах, как «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» он стремился объяснить читателю причину существования социального неравенства.

Руссо первым постарался определить, имел ли место быть договорной способ образования государственности. Также он утверждал, что законы должны защищать граждан от правительства, которое не имеет право их нарушать. Более того, он предложил людям самим принимать законопроекты, что позволит им контролировать поведение чиновников.

Идеи Жан-Жака Руссо привели к серьезным переменам в государственной системе. Начали проводиться референдумы, сократились сроки депутатских полномочий, ввелась народная законодательная инициатива и многое другое.

Одной из фундаментальных работ философа считается «Новая Элоиза». Сам автор называл эту книгой лучшим трудом, созданном в эпистолярном жанре. Данная работа состояла из 163 писем и была с восторгом принята во Франции. Именно после этого Жан-Жака стали называть отцом романтизма в философии.

Во время пребывания во Франции он познакомился с такими выдающимися личностями, как Поль Гольбах, Дени Дидро, Жан д’Аламбер, Гримм и другими знаменитостями.

В 1749 г., находясь в заключении, Руссо наткнулся на конкурс, который описывался в газете. Тема конкурса показалась ему очень близкой и звучала следующим образом: «Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов или же, наоборот, содействовало их улучшению?».

Это побудило Жан-Жака к написанию новых произведений. Немалую известность ему принесла опера «Деревенский колдун» (1753). Лирика и глубина мелодии в полной мере раскрывали деревенскую душу. Интересен факт, что сам Людовик 15 напевал арию Колетты из данной оперы.

Вместе с тем «Деревенский колдун», как и «Рассуждения», привнесли в жизнь Руссо много проблем. Гримм и Гольбах отрицательно высказались о творчестве философа. Они ставили ему в вину наличие плебейского демократизма, присутствующего в данных произведениях.

Биографы с большим интересом исследовали автобиографическое творение Жан-Жака Руссо – «Исповедь». Автор откровенно рассказал о сильных и слабых сторонах своей личности, чем расположил к себе читателя.

Педагогика

Жан-Жак Руссо пропагандировал образ природного человека, на которого не влияют общественные условия. Он говорил, что на развитие ребенка прежде всего влияет воспитание. Свои педагогические идеи он подробно изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании».

Образовательно-воспитательная система того времени неоднократно критиковалась мыслителем. В частности, он негативно отзывался о том, в центре воспитания и обычаев находится церковность, а не демократия.

Портрет Руссо

Руссо заявлял, что в первую очередь необходимо помогать ребенку развивать его природные таланты, считая это важнейшим фактором в образовании. Также он утверждал, что с самого рождения и до смерти человек беспрерывно раскрывает в себе новые качества и меняет свое мировоззрение.

Следовательно, государству нужно разрабатывать воспитательные программы, учитывая данный фактор. Праведный христианин и законопослушный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Жан-Жак побуждал отцов и матерей приучать детей к труду, развивать уважение к себе и стремиться к независимости. При этом не следует идти на поводу у ребенка, когда он начинает капризничать и настаивать на своем.

Не меньшего внимания достойны подростки, которые должны чувствовать ответственность за свои поступки и любить труд. Благодаря этому они смогут в будущем прокормить себя. Стоит заметить, что под трудовым образованием философ также подразумевал интеллектуальное, нравственное и физическое развитие человека.

Жан-Жака Руссо советовал прививать определенные качества ребенку, соответствующие конкретному этапу его взросления. До двух лет – физическое развитие, от 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – интеллектуальное, от 15 до 18 лет – нравственное.

Главам семейства предстояло сохранять терпение и настойчивость, но в то же время не «ломать» ребенка, прививая ему ошибочные ценности современного общества. Чтобы здоровье детей было крепким, их стоит побуждать заниматься гимнастикой и закаливаться.

В подростковом возрасте человеку следует познавать окружающий его мир при помощи органов чувств, а не посредством чтения литературы. Чтение несет определенную пользу, но в таком возрасте оно приведет к тому, что за подростка начнет думать писатель, а не он сам.

В итоге индивид не сможет развить свое мышление и станет воспринимать на веру все то, что будет слышать извне. Чтобы ребенок стал умным, родители или воспитатели должны выстроить с ним доверительные отношения. Если им это удастся, то мальчик или девочка сами захотят задавать вопросы и делиться своими переживаниями.

Среди наиболее важных предметов, которые должны изучать дети, Руссо выделял: географию, биологию, химию и физику. Во время переходного возраста человек особенно эмоционален и чувствителен, поэтому родителям не стоит переусердствовать с нравоучениями, а стремиться привить подростку нравственные ценности.

Когда парень или девушка достигают 20-летнего возраста, их надо знакомить с общественными обязанностями. Интересен факт, что для девушек данный этап был не обязателен. Гражданские обязанности прежде всего рассчитаны для мужчин.

В педагогике идеи Жан-Жака Руссо стали революционными, вследствие чего правительство посчитало их опасными для общества. Любопытно, что труд «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а его автора приказали арестовать.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств Руссо успел сбежать в Швейцарию. Тем не менее, его взгляды оказали огромное влияние на педагогическую систему той эпохи.

Личная жизнь

Женой Жан-Жака была Тереза Левассер, которая была служанкой в одной из парижских гостиниц. Она происходила из крестьянской семьи и в отличие от муже не отличалась особым умом и сообразительностью. Интересно, что она даже не могла определять который час.

Руссо открыто заявлял, что никогда не любил Терезу, обвенчавшись с ней только после 20 лет супружеской жизни.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

По словам мужчины он имел пятерых детей, которые все до одного были отданы в воспитательный дом. Жан-Жак оправдывал это тем, что не имел денег кормить детей, вследствие чего они бы не давали ему спокойно работать.

Также Руссо добавлял, что предпочитает сделать из отпрысков крестьян, нежели искателей приключений, каким был он сам. Стоит отметить, что никаких фактов того, что он действительно имел детей, нет.

Смерть

Жан-Жак Руссо умер 2 июля 1778 г. в возрасте 66 лет в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 г. привез его близкий друг маркиз де Жирарден, который хотел поправить здоровье мыслителя.

Ради него маркиз даже организовал концерт на острове, расположенном в парке. Руссо так понравилось это место, что он попросил товарища похоронить его именно здесь.

В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но спустя 20 лет 2 фанатика выкрали его прах и бросили в яму с известью.

Ссылка на основную публикацию