Жизнь и творчество Стивена Кинга

Жизнь и творчество Стивена Кинга

  • Дата рождения: 21 сентября 1947 г.
  • Место рождения: Портленд, США
  • Семейное положение: Женат

Краткое содержание статьи:

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Библиография

↑ Биография

Стивен Эдвин Кинг появился на свет осенью 1941 года в американском штате Мэн, в городе Портленд. Рождение мальчика можно назвать чудом. Дело в том, что Нелли Рут Пиллсбери – матери будущего писателя – врачи поставили диагноз бесплодие. И когда женщина вышла замуж во второй раз за капитана торгового корабля Дональда Эдварда Кинга, супруги приняли решение усыновить мальчика. Назвали приёмного сына Дэвидом Виктором. А спустя два года Нелли неожиданно забеременела. У пары родился сын Стивен Эдвин.

Но общий ребёнок не смог сделать брак родителей крепким. Глава семьи имел репутацию ловеласа. Будучи моряком, он путешествовал по всему миру. После Второй мировой войны Дональд уволился из флота и устроился работать торговым агентом, предлагая покупателям пылесосы. Его тяготила семейная жизнь. Когда Стивену исполнилось 2 года, отец исчез из его жизни. Мужчина вышел из дому купить сигареты и пропал. Мама объявила сыновьям, что папу похитили марсиане. Как утверждают некоторые источники, женщина догадывалась, что в качестве «марсиан» могла оказаться смазливая официантка из Коннектикута.

Забегая наперёд, скажем, что съёмочная группа одного из американских телеканалов, работая над документальным фильмом о биографии Стивена Кинга в 1990-ых, разыскала его нерадивого родителя. Как оказалось, он проживал неподалёку, в соседнем штате Пенсильвания, с женой-бразильянкой и четырьмя детьми.

После побега мужа Рут – пианистке по образованию – пришлось туго. Она бралась за любую низкооплачиваемую работу, лишь бы прокормить сыновей. Трудилась продавщицей в булочной или прислугой в богатых домах. Женщина в поисках хорошей работы переезжала из штата в штат. Семья пожила в Индиане, Массачусетсе, Висконсине и Коннектикуте. В конце концов, надолго остановилась в городке Западный Дарем в штате Мэн.

Стивен Кинг видел, как тяжело матери, хотя она никогда не жаловалась. Он ещё в юности понял, что общество равных возможностей – это миф для наивных людей. На самом деле жизнь трудна и несправедлива.

В детстве Стив стал невольным свидетелем страшной трагедии: на его глазах погиб сверстник, попавший под колёса товарного поезда. Кинг пережил сильнейший шок, после которого в его памяти жуткие кадры смерти на какое-то время стёрлись. Всплыли они лишь через несколько лет, когда ему рассказали о трагедии. Биографы писателя утверждают, что это событие оказало влияние на его творчество и вдохновило на написание некоторых произведений.

Частые переезды подорвали и без того слабое здоровье Стивена Кинга. Заболевание корью он перенёс особенно тяжело. Потом случился острый фарингит, который перешёл в одну из форм ушной инфекции, неизлечимую антибиотиками. Трижды мальчик пережил адскую боль, когда ему прокалывали барабанную перепонку. Из-за болезни Кинг два года учился в первом классе.

Возможно, все эти жизненные трудности и сформировали мрачное восприятие действительности и вкусы парня. Он обожал фильмы ужасов. Неизгладимое впечатление на его психику оказали картины в жанре хоррор «Тварь из Чёрной Лагуны», «Психушка», «Я был подростком-оборотнем», «Дворцы Монтесумы» и «Пески Иводзимы». Стивен Кинг в юности был настолько впечатлительным, что даже просмотр мультфильма «Бэмби» со сценой лесного пожара стал причиной мучительных ночных кошмаров.

В число любимых книг парня входили «Халк», «Человек-паук», «Супермен», романы Рэя Брэдбери, а также комиксы про нечистую силу «Гробница ужасов» и «Байки из склепа». Позже Стивен Кинг признался, что ему нравилось чувство страха и «ощущение полной потери контроля над чувствами».

Чтобы отвлечься от постоянных болезней мальчик, поощряемый мамой, начал писать. Проба пера случилась в 7 лет. Стивен Кинг написал маленький рассказ о приключениях капитана Кейси. Источником вдохновения стал комикс об отважном капитане. Мальчик просто пересказал прочитанное. Мама похвалила произведение, но при этом заметила, что Стив вполне может создать что-то своё. Вскоре будущий писатель представил на её суд четыре маленьких рассказа о белом крольчонке. За каждый из них мама заплатила ему первый «гонорар» в размере 25 центов.

↑ Творчество

С этого момента Стивен Кинг творил, не останавливаясь. Его первым «бестселлером» оказалась повесть, написанная на основе кинокартины «Колодец и маятник». Парень распечатал своё произведение в количестве 40 экземпляров на гектографе.

В 1959 году 18-летний Стивен Кинг вместе с братом Дэвидом начал издавать информационный вестник, который получил название «Листок Дэйва». Парни распространяли его с помощью старого мимеографа и по 5 центов продавали друзьям, соседям и родственникам. Дэвид писал местные новости, а Стив – рецензии на фильмы и собственные короткие рассказы. В это же время Стивен Кинг впервые прочитал произведения Говарда Филлипса Лавкрафта. Он стал любимым автором парня. По его признанию, после знакомства со зловещими историями сборника «Таящийся в тенях» у него появилось чувство «возвращения домой».

В старших классах Стивен Кинг никак не мог определиться, что ему делать дальше: поступать в университет или пойти добровольцем во Вьетнам, чтобы собрать интересные факты для будущего творчества. В том, что дальнейшая жизнь будет связана с писательством, он уже не сомневался. Мама убедила сына, у которого ко всему прочему были проблемы со зрением, отказаться от поездки во Вьетнам.

Кинг поступил в колледж, где начал готовиться к поступлению в университет. А ещё он устроился на ткацкую фабрику. Работа была необходима, чтобы заработать на учёбу. Стив клеил упаковки для товара и складывал их в контейнеры. В промежутках между работой отгонял тучи агрессивных крыс, которые водились в подвале. Позже эти впечатления стали основой для рассказа «Ночная смена».

В августе 1966-го Стивен Кинг поступил в университет штата Мэн, выбрав факультет английской литературы. Одновременно он учился в педагогическом колледже. Стиву и Дэйву приходилось туго, ведь мама присылала сыновьям лишь по 5 долларов в неделю на карманные расходы, при этом сама голодала.

В университете будущий «Король ужасов» женился. После окончания вуза, получив степень бакалавра, он решил зарабатывать на жизнь писательством. Но оно не приносило доходов. Поэтому Стивен Кинг и его молодая семья существовали на его скромные заработки в прачечной, студенческую ссуду супруги и маленькие гонорары за рассказы писателя, которые публиковали журналы.

Осенью 1971 года Стивен Кинг устроился учителем английского языка в одной из школ Хэмпдена в штате Мэн. Он продолжал писать, но, кажется, начал терять уверенность в своих литературных способностях. Однажды супруга нашла в мусорном ящике выброшенную Стивом рукопись романа «Кэрри». Он выкинул черновик, не дописав произведение до конца. Жена прочитала роман и упросила мужа дописать его.

Зимой 1973 года скончалась мама Стивена Кинга. Женщина не дожила год до первого успеха сына. В 1974 году одно из издательств взялось за публикацию романа «Кэрри» и заплатило писателю гонорар размером в 2500 долларов. Неожиданно для Стива роман понравился читателям. Издательство «Doubleday» продало авторские права на произведение другому, более крупному издательству «NAL», за 400 тысяч долларов. Половину суммы получил Стивен Кинг.

Писатель оставил учительство и переехал в соседний штат Колорадо. Здесь, в городе Боулдер, был создан его второй успешный роман «Сияние».

В конце 1970-ых Стивен Кинг творил под псевдонимом Ричард Бахман. Некоторые биографы писателя утверждают, что издание книг под вымышленным именем было продиктовано неуверенностью романиста в себе. Ему казалось, что достигнутый успех случаен. Повторив его под иным именем, Кинг хотел убедиться в обратном. Под псевдонимом Ричард Бахман была опубликована книга «Ярость». Но Кинг изъял её из продажи после того, как у малолетнего преступника, расстрелявшего одноклассников в Канзасе, нашли его роман.

Имя Ричард Бахман появилось под ещё несколькими романами Кинга: «Долгая прогулка», «Дорожные работы», «Бегущий человек» и «Худеющий». Примечательно, что фамилия Бахман была взята писателем на «вооружение» потому, что он был страстным поклонником известного в то время музыкального коллектива «Bachman-Turner Overdrive».

Отказаться от псевдонима Стивену Кингу пришлось после того, как его разоблачил внимательный продавец одного из книжных магазинов Вашингтона. Тогда романист объявил, что Бахман скончался от рака.

В 1980-90-ых появляются лучшие книги Стивена Кинга. Прежде всего, это роман «Стрелок», ставший первым в цикле «Тёмная Башня». В том же 1982-ом за рекордных 10 дней он написал 300-страничный роман «Бегущий человек».

В 1996 году появилась на свет книга «Зелёная миля». Это один из наиболее любимых романов Стивена Кинга. Через год литератор заключил контракт с издательством «Саймон энд Шустер», которое выплатило ему аванс размером в 8 миллионов долларов за роман «Мешок с костями», а также обязалось отдавать 50 % доходов от продажи.

Многие произведения «Короля ужасов» экранизированы. В 1998 году Стивен Кинг выступил в качестве сценариста одного из популярнейших сериалов тех лет – проекта «Секретные материалы», в котором свои звёздные роли сыграли Джиллиан Андерсон и Дэвид Духовны.

Летом 1999 года прогуливающегося с собакой писателя сбил микроавтобус. У Стивена Кинга диагностировали множественные переломы правой ноги, перелом бедра, травмы головы и лёгких. Ногу едва удалось спасти от ампутации. Длительное время романист мог сидеть не более 40 минут, после которых боль в сломанном бедре становилась мучительной. Это событие легло в основу 7-ой части серии романов «Тёмная башня», а также нашло отображение в одном из фильмов сериала «Королевский госпиталь».

В 2002 году Стивен Кинг огорчил своих поклонников известием о том, что прекращает писательскую карьеру. Ему всё ещё трудно сидеть, что не позволяет сосредоточиться над очередным шедевром. Но к огромной радости фанатов романист нарушил обещание прекратить писательство.

В 2004 году вышла последняя часть эпопеи «Тёмная Башня». А спустя 2 года романист подарил новое произведение под названием «История Лизи».

В 2006 году любитель мистификаций Стивен Кинг объявил, что нашёл неопубликованный роман Бахмана «Блейз». На самом деле это была найденная им собственная рукопись студенческих времён, которая всё это время хранилась в университете.

С 2008-го по 2016-ый Стивен Кинг порадовал читателей сборником рассказов «После заката» и романами «Дьюма-Ки», «Под куполом», «Доктор Сон», «Мистер Мерседес» и «Возрождение». Летом 2016 года «Король ужасов» презентовал третью часть романа «Мистер Мерседес», которая называется «Пост сдал».

В том же году поклонники таланта «Короля ужаса» с удовольствием посмотрели на экранах литературный вечер с участием двух знаменитых писателей – Стивена Кинга и Джорджа Мартина. Встреча состоялась в городе Альбукерк.

↑ Личная жизнь

Как было сказано выше, с будущей супругой Табитой Спрус романист познакомился в университете. В те трудные годы у них родились сын Джозеф и дочь Наоми. Позже появился второй сын – Оуэн. Табите не чужда литературная деятельность – женщина тоже пробовала творить, но её девять романов особым спросом не пользовались.

Личная жизнь Стивена Кинга с любимой супругой сложилась счастливо. Вместе они прошли через многие испытания. В начале семейной жизни – через бедность. Позже – через алкоголизм и наркоманию романиста. В 1999 году в одной из сатирических газет появилось письмо, якобы написанное Стивеном Кингом, в котором он признался, что период написания романа «Томминокеры» выпал из его памяти.

Как оказалось, 1980-ые действительно были омрачены пристрастием Кинга к выпивке и наркотикам. Чтобы убедить отрицавшего пагубные привычки писателя обратиться к врачам, родные «собрали» доказательства: они вывалили перед ним найденные в мусоре банки от пива, упаковки от валиума, кокаина и марихуаны. Лишь тогда, с ужасом увидев на ковре всё это «богатство», Стивен Кинг признал болезнь и обратился за помощью специалистов.

Первым произведением, написанным им после выздоровления, стал роман «Нужные Вещи».

Вместе с женой Стивен Кинг владеет тремя поместьями: в Бангоре, Ловелле и Сарасоте. Последний семья посещает зимой. Он расположен на берегу тёплого Мексиканского залива во Флориде.

Сегодня у писателя и его супруги есть четверо внуков.

Сыновья Стивена Кинга тоже сделали первые шаги в писательстве. Дочь Наоми писательством не увлекается. Она известна тем, что состоит в отношениях с учительницей теологии Тандекой.

В свободное время Стивен Кинг посещает игры любимой бейсбольной команды «Бостон Ред Сокс». В 1990-ых супруги спонсировали строительство стадиона «Мэнсфилд», а в 2014-ом писатель принял участие в сборе средств для людей, которые болеют амиотрофическим склерозом.

Биография Стивена Кинга

Именуют:
Стивен Эдвин Кинг.

Осчастливил мир своим появлением:
21 сентября 1947 года.

Почти баскетбольный рост:

И не толстый:

Родные (кому это интересно?):

  • Мать – Нэлли Рут Пилсбэрри (умерла от рака в 1973 году).
  • Отец – Дональд Кинг (ушёл из семьи, когда Кингу было 2 года).
  • Брат – Дэвид Виктор Кинг (старший).
  • Жена – Табита Спрюс (посвятил ей несколько книг).
  • Дети:
    1. Оуэн Филлип Кинг;
    2. Джозеф Хиллсторм Кинг;
    3. Наоми Рэйчел Кинг.

Образование:

  • Начальная школа Дюрхэм.
  • Средняя школа Лисбон Фоллз.
  • Университет штата Мэн в Ороно.

Его контактный адрес (не проверенный):

49 Florida Avenue, Bangor, Maine, 04401 USA.

Дом:

47 West Broadway Bangor, ME United States

Боится:

  • Других (паранойя).
  • Смерти.
  • Насекомых (особенно пауков, мух и жуков).
  • Закрытых пространств.
  • Крыс.
  • Уродства.
  • Хлюпающих вещей.
  • Темноты.
  • Кого-нибудь ещё.

Родился
21 сентября 1947 года в Портлэнде, штат Мэн. Он был единственным ребёнком Нэлли Рут Пилсбэрри и Дональда Кинга (его старшего брата усыновили за 2 года до его рождения). Плохие отношения в семье привели к тому, что когда Кингу было 2 года их отец ушёл из семьи. Таким образом, братья Кинг были воспитаны их матерью.

Детство
Прошло в разъездах между штатами Массачусетс (город Malden) и Мэн (городок Pownal) где у них были родственники со стороны матери.

Начало писательской карьеры
В январе 1959-го Стивен со своим братом Дэвидом решают издавать свою местную газету, названную “Шутки Дэйва”. Дэвид купил мимеограф и стал печатать газету тиражом 20 экземпляров, которую продавал по 5 центов за выпуск. Стивен писал статьи, обзоры на ещё не вышедшие телевизионные шоу и они пользовались успехов, что не могло не вызывать вдохновение. Некоторые его рассказы продавались по 30 центов за штуку.

Первый сборник рассказов
В 1963-м Стивен Кинг опубликовал коллекцию из 18 рассказов, названную “Люди, места и твари – том I”. В нее вошли такие рассказы как:

Годом позже была опубликована вторая часть книги, названая “Звездные захватчики”.

Первые настоящие публикации
Рассказ “Я был подростком, грабившим могилы” Кинг написал в 1965 году. Он был впервые опубликован в “Comics Review” и содержал около 6.000 слов. Первое профессиональное издание имело место в 1967 году, когда “Startling Mystery Stories” приняла его рассказ “Стеклянный пол”.

Окончание школы
В 1966-м Стивен Кинг закончил среднюю школу Лисбон Фоллс. Оглядываясь назад на свое школьное время, Кинг говорил: “моя карьера в средней школе была ординарной, я не был ни среди лучших, ни среди худших”.

Университет штата Мэн
Сразу после окончания школы Стивен поступил в Университет Мэна и в этом же году начал писать роман под названием “Getting It On”. В течение первого курса он завершил свой первый полноценный роман “Долгий путь”. На предложение издательству “Bennet Cerf/Random House” напечатать его, он получил отказ. Кинг тяжело воспринял отказ издательства и надолго отложил роман.

На этом же курсе Кинг получил небольшой гонорар в 35 $ за рассказ “Стеклянный пол”, опубликованный в “Startling Mystery Stories”.

В студенческие годы Стивен был автором еженедельной колонки для студенческой газеты “Кампус Мэна”, членом Студенческого Сената, а также поддерживал антивоенное движение в кампусе Ороно, считая, что война во Вьетнаме была антиконституционной.

Во время обучения Стивен познакомился со своей будущей женой, Табитой Спрюс.

По окончанию Университета в 1970 Стивен получил степень бакалавра наук в области английского языка и возможность преподавать в средней школе.

Начало семейной жизни
Стивен Кинг и Табита Джейн Спрюс поженились 2-го января 1971. Поскольку Стивен не смог найти работу школьного учителя сразу после окончания Университета, им пришлось жить на скромные заработки от работы в прачечной, сбережения Табиты и редкие гонорары за публикации рассказов в журналах для мужчин типа “Cavalier” (позднее многие из этих рассказов вошли в сборник “Ночная Смена”).

Читайте также:  Доклад Александр Невский

Тёмная башня
Однажды, роясь в библиотеке, Кинг обнаружил поэму Роберта Браунинга “Малыш Роланд к Темной Башне пришел”. Благодаря этой книжке он загорелся идей написания саги “Тёмная башня”. Но, из-за недостатка денег для написания столь объемного романа, он забросил его. В то время Кинг подрабатывал на бензоколонке за 1,25 доллара в час.

Первые большие деньги
В это время Стивен начинает работу над рассказом о девушке Кэрриетт Уайт. После написания нескольких страниц, он выбрасывает написанное, посчитав, что рассказ получается плохим. Его жена заинтересовалась рассказом и, прочитав его, убедила мужа продолжить работу. Закончив “Кэрри” в 1973 году Кинг отправляет его в издательство “Doubleday” и получает аванс в размере 2.500 $. Роман сразу становится очень популярным, что позволяет издательству “Doubleday” продать права на его переиздание “NAL” за 400.000 $. Стивену Кингу причиталась ПОЛОВИНА! Это дало ему возможность оставить работу учителя и заниматься только писательством.

Писатель ужасов
Следующий опубликованный роман был написан Стивенов за зиму, проведённую им в летнем домике на озере Себаго, куда его семья была вынуждена переехать из-за ухудшающегося состояния его матери. После публикации “Судьбы Иерусалима”, первоначально имевшего название “Второе Пришествие”, Кинг получил статус писателя в жанре ужасов.

Меняет издательство
Кинг решает расстаться с компанией “Doubleday” и заключить контракт с “NAL” по нескольким причинам. Главной причиной являлись деньги. Другой причиной были обложки книг. При издании романа “Мёртвая зона” обложка получилась более живой и привлекательной, чем те, которые делали в “Doubleday”.

Дальнейшая судьба
С тех пор Стивен Кинг издал более 50 книг и стал одним из самых высокооплачиваемых писателей. Издательства всего мира борются за возможность опубликовать его новые романы. В 1998 году Кинг занял 31 место в списке знаменитостей “Forbes Top 40 List of Entertainers”, заработав за год около 40 миллионов долларов.

Чуть не погиб
В 1999 году Стивена Кинга сбила машина, когда он делал пробежку по обочине автодороги в местечке Норт-Лоувелл неподалёку от своего загородного дома. Он получил множество переломов и внутренних повреждений, довольно долго был прикован к постели и проходил реабилитацию.

Заканчивает писательскую карьеру
В сентябре 2002 года Стивен Кинг выступил в американских СМИ и заявил, что намерен закончить писательскую карьеру после окончания работы над сагой “Тёмная башня”.

Известен как:
Ричард Бахман.

Появился на свет:
Начало сороковых годов (Нью-Йорк).

Родные:

  • Жена – Клаудиа Инес Бахман;
  • Дети – мальчик (умер в шесть лет).

Родился
В начале сороковых годов в Нью-Йорке.

Детство
Его детство и юность покрыты мраком, но известно, что в молодости он четыре года служил в Береговой охране, а затем 10 лет работал в торговом флоте.

Фермерство
Позднее он поселился в Нью-Хемпшире и стал работать на своей молочной ферме средних размеров. Днём он занимался хозяйством, а ночами писал книги (он страдал хронической бессонницей).

Ребёнок
У него и его жены Клаудии Бахман был ребёнок. Он трагически погиб, в шестилетнем возрасте, упав в колодец и захлебнувшись.

Болезнь и смерть
В 1982 году Бахман перенёс операцию по удалению опухали мозга. Но, несмотря на то, что операция была успешной, тремя годами позже он скончался от рака псевдонима.

Результаты его жизни
Бахман успел написать 5 книг:

Сбор и обработка информации ChAko

Как была раскрыта тайна Бахмана

Стив Браун – человек, обнаруживший, что Бахман являлся Кингом.
Ниже приводится его рассказ о том, как это произошло.

Однажды я читал предварительную копию “Худеющего”, не позже, чем через две страницы, я сказал – “Это либо Стивен Кинг, или его лучший имитатор”. Я исходил из того, что все-таки это был Стивен Кинг.

Я не относился к этому серьезно – это была своего рода игра. На метро я доехал до Библиотеки Конгресса, чтобы взглянуть на документы по авторскому праву. Все, кроме самого старого, были оформлены на имя Кирби МакКолей – интересная находка, поскольку Кирби являлся агентом Кинга, но до конца пока ничего не прояснилось. У МакКолей было много клиентов.

Я почти застрял на этом, поскольку самая старая книга была защищена авторским правом еще до введения компьютерного учета. Но я все же настоял на том, чтобы клерк вручную нашла мне этот документ. Когда мне вручили документы, я увидел имя и адрес: Стивен Кинг, Бангор, шт. Мэн. Я отксерокопировал все документы и пошел домой.

Я восхищаюсь и уважаю Кинга, у меня не было ни малейшего желания делать что-нибудь, что могло бы повредить ему. Поэтому я сделал копии всех материалов и послал ему письмо, поясняющее мои находки. Я сказал ему, что хотел бы написать небольшую статью относительно этого, но если по каким-то причинам Кингу это нежелательно, то пусть он сообщит мне об этом, и я обещаю сохранить тайну. Я отправил пакет Кингу через Кирби МакКолей и стал ждать реакции.

Прошло две недели. Наконец меня вызвали по интеркому в большом книжном магазине, где я работал: “Стив Браун, Вас хотят слышать на линии 5”.

Я поднял трубку, и голос сказал – “Стив Браун? Это – Стив Кинг. О’кей. Вы знаете, что я это Бахман. Я знаю, что я – Бахман. Что мы собираемся делать по этому поводу? Давайте поговорим”.

Я не думал, что он будет звонить, так как я не потрудился сообщить ему мой телефонный номер или хотя бы название магазина. Он провел весь день, обзванивая все книжные магазины в округе, пытаясь найти меня!

Так или иначе, некоторое время мы побеседовали и он дал мне свой незарегистрированный домашний номер и попросил перезвонить вечером.

Я побежал и купил диктофон, подключающийся к телефону. После чего брал интервью у Стивена Кинга в течение трех ночей прямо по телефону. Он был очень расслаблен и всегда весел. Он не казался мне расстроенным. Кинг был чрезвычайно добр и сказал, что не будет говорить с кем-нибудь кроме меня, и что, таким образом, у меня будет эксклюзивное интервью по этому поводу.

Потребовалось время, чтобы все оформить и найти издателя. Все это время Кинг поддерживал со мной контакт и сказал мне, что “Худеющий” имеет успех. Наконец я издал статью в “Вашингтон Пост” после чего все узнали, кто на самом деле был Бахманом.

Мое интервью (с корректировками на которых настоял “Вашингтон Пост”) было позже переиздано в сборнике эссе о творчестве Кинга “Королевство Страха” издательства “Underwood/Mille”.

Я подчеркиваю, что никогда не делал ни малейшего намека на шантаж, что Кинг говорил со мной по доброй воле и сам предложил дать интервью. Я думаю, что он знал, что все рано или поздно раскроется, и ему понравилась ситуация, когда истину выяснил никому неизвестный клерк из Вашингтона, а не “Нью-Йорк Таймс” или кто-нибудь еще.

Я хочу также подчеркнуть, что я делал все это из уважения к человеку, а также, потому что это была дико интересная игра. Я делал это не ради денег! Кинг упомянул меня во вступлении к первоначальному изданию книг Бахмана, но это упоминание уже исчезло в последующих изданиях.

Перевод с английского Дмитрий Голомолзин ( Творчество Стивена Кинга )

Лайзы Роугек “Сердце, в котором живет страх. Стивен Кинг: жизнь и творчество”

Аннотация:

Стивен Кинг.
Один из самых популярных и коммерчески успешных авторов XX века?
Талантливый фантаст, автор сериала «Темная Башня», имеющего даже не культовый, а мифический статус?
Поэт, литературный критик и публицист?
Все это — и многое другое?
Кем же считает себя САМ Стивен Кинг?
Как оценивает свой грандиозный литературный успех? По каким причинам время от времени собирается бросить писать — или по крайней мере отказаться от «ужастиков», сделавших его кумиром миллионов читателей по всему миру?
Кто расскажет об этом лучше, чем сам Король Ужасов.

Впечатления о книге:

Если из мемуаров самого Кинга вы больше узнаете о его творчестве, нежели о нем самом, то эта книга дает представление о Кинге – обычном человеке: отце, музыканте, кинематографисте, добропорядочном соседе.
Поклонникам его творчества будет интересно вычислить ситуации и случаи в его жизни из которых выросли некоторые его произведения.
Неплохо. Но лучше читать вместе с мемуарами самого Стивена.

Скачать:

Вадим Эрлихман “Король тёмной стороны. Стивен Кинг в Америке и России”

Аннотация:

Удивительно, что при невероятной популярности произведений Стивена Кинга в России, значительных публикаций о нем самом до сих пор на русском языке не было. Книга исследователя и переводчика Вадима Эрлихмана призвана восполнить этот досадный пробел. Читателей ждет увлекательнейшее повествование о жизни одного из самых знаменитых писателей современности, захватывающее путешествие по сюжетам его книг и множеству снятых по их мотивам фильмов.

Биография Стивена Кинга

Стивен Эдвин Кинг (Stephen Edwin King, 21 сентября 1947) – американский писатель и фантаст, книги которого известны во всём мире и ежегодно продаются миллиардами копий. За свои невероятные истории и ужасные факты в произведениях заслуженно получил титул «Короля ужасов».

Детство

Стивен Кинг родился 21 сентября в городе Портленд, в семье капитана торгового флота. До момента рождения Стивена семья уже воспитывала приемного мальчика по имени Дэвид. Дело в том, что матери Стивена в своё время поставили страшный диагноз о том, что она не может иметь детей. А поскольку пара была еще достаточно молодой, они решили усыновить мальчика, после чего выяснилось, что врачи ошиблись в диагнозе, и Рут, мать Стивена, успешно родила здорового и крепкого мальчика.

Изначально фамилией Стивена должна была стать польская «Спенски», поскольку его родители некоторое время проживали на территории Польши. Однако после их переезда в штат Мэн отец решил сменить фамилию на «более американскую», в результате чего и стал Кингом.

Когда Стивену Кингу было два года, его отец вышел из дома и пропал. Долгое время семья жила с одной-единственной целью – узнать, где сейчас находится отец семейства. Изначально полицейские склонялись к версии о самоубийстве или несчастном случае, однако ни морги, ни больницы не подтверждали информацию. В итоге, целых два года мать и двое детей оставались в неведении. А затем они случайно узнали правду: оказывается, в тот самый вечер отец семейства просто решил уйти из семьи к своей бразильской любовнице, которая, к слову, жила неподалеку. Там он прожил счастливую жизнь и умер в 1980 году. Об этой неприятной ситуации Стивен и Дэвид узнали уже будучи подростками, тем не менее, мать была в курсе всей ситуации практически с самого начала.

На этом страшное детство маленького Кинга отнюдь не закончилось. В возрасте семи лет, будучи учеником первого класса, он видит смерть своего одноклассника, которого по дороге в школу сбивает товарный поезд. Несмотря на то, что шоковое состояние «помогает» мальчику забыть страшные эпизоды этого события, позже он всё-таки вспоминает их, из-за чего происходит сильнейший нервный срыв и ослабление иммунитета.

Частые переезды семьи тоже не могут не повлиять на состояние ребенка. Он заболевает сначала корью, затем острым фарингитом, давшим осложнение на уши. Чтобы помочь ребенку хоть как-то бороться с болезнью, врачи трижды прокалывают его барабанную перепонку, сцеживая гнойную жидкость. Эти моменты, по мнению самого Кинга, были наиболее болезненными за всю жизнь:

Начало творческого пути

Для того чтобы отвлечь бедного и несчастного ребенка от болезней и невзгод, мать ежедневно читала ему рассказы. Постепенно Стивен Книг начал увлекаться сочинением собственных повестей (преимущественно ужастиков и детективных рассказов), которые затем «проходили мамину редакцию» и критику. Так, его первым произведением стал рассказ «Мистер Хитрый Кролик», который получился наредкость интересным и увлекательным.

В том же возрасте Стивен Кинг узнал о первом серьезном преступлении, которое на тот момент было настоящей сенсацией: два подростка вместе убили одиннадцать человек в двух штатах, после чего скрылись от полиции. Кинг не только увлеченно слушал истории, которые рассказывали о преступлениях Старквейзера, но и даже собирал газетные вырезки с различными этапами поиска их жертв и самих убийц. Предположительно, это стало началом для его многочисленных историй ужасов, которые впоследствии станут известны на весь мир.

В 1959 году Стивен и Дэвид решают заняться публицистикой и открывают собственную городскую газету, где печатаются местные новости, небольшие рассказы, повести, а также рецензии на многие телевизионные шоу и кинофильмы. Спустя год к редакции присоединяется друг Стивена, Крис Чесли, вместе с которым они публикуют рассказы «Люди, места и вещи» и «Звездные захватчики».

К 1977 году о Стивене Кинге знают многие, в особенности студенты старших курсов университетов, которые читают его книги и хотят даже экранизировать некоторые из его наиболее интересных произведений. В частности, большинство юных режиссеров просят Кинга дать согласие на экранизацию рассказа «Ночная смена». Чтобы не обижать фанатов, Стивен поступает весьма оригинальным образом: он заключает договор с каждым молодым режиссером о том, что без его согласия экранизация ни в коем случае не появится на телеэкранах. А в качестве страховки он просит доллар, называя подобный договор «долларовым».

В конце 1970 года Стивену Кингу приходит в голову, что его успех скорее всего был просто стечением обстоятельств и обычным везением. Для того чтобы проверить гипотезу, он берет псевдоним Ричард Бахман и публикует под ним рассказы «Худеющий», «Долгая прогулка», «Ярость», «Дорожные работы» и «Бегущий человек». После выхода в свет работ «неизвестного автора» они приобретают невероятную популярность. Этот факт стал для Кинга доказательством того, что его успех заслуженный. Однако то, что автор новых произведений является всё тем же Кингом, раскрывается достаточно быстро, благодаря Стиву Брауну, продавцу в одном из книжных магазинов. Парень подмечает один и тот же писательский стиль произведений Кинга и Бахмана, после чего заявляет широкой общественности о своей догадке.

Автомобильная авария

19 июня 1999 года во время прогулки Стивена Кинга сбивает минивэн. Пролетев несколько метров, автор сначала скатывается с дороги, а затем падает в кювет, где его, находящегося всё еще в сознании, и находит местная полиция. Несмотря на сильнейшую боль, Стивен даёт номера близких, после чего его увозят сначала в больницу Северного Камберленда, а спустя несколько часов – в Центральный Медицинский Центр Мэна.

У Кинга обнаруживают сильнейшую деформацию правого легкого, а его нога оказывается практически полностью раздробленной, из-за чего врачи предлагают сделать ампутацию. Вплоть до 9 июля писателя поддерживают на аппарате искусственного обеспечения дыхания, после чего его состояние начинает медленно стабилизироваться. С помощью физиотерапии и пяти операций ногу сохраняют и вылечивают Кинга настолько, что он снова начинает писать.

В это же время его адвокат пытается предотвратить торги на eBay по поводу того самого минивэна, который сбил писателя. Но его выкупают раньше, о чём впоследствии сильно сожалеет сам Стивен Кинг. Но еще больше его огорчит и одновременно обрадует весть о том, что спустя месяц минивэн сдадут на металлолом.

К 2001 году Стивен Кинг полностью восстанавливается после аварии. В свет выходят такие произведения, как «Ловец снов», «История Лизи», «Дьюма-Ки», «После заката», «Сияние», «Страна радости», «Мистер Мерседес», «Возрождение», «Легкий гром» и другие. Они приобретают мировую популярность, а за автором навсегда закрепляется заслуженный и почетный титул «Короля ужасов».

Личная жизнь

В 1966 году, после поступления в Университет штата Мэн, Стивен Кинг знакомится со своей будущей и единственной женой Табитой Спрус. Их историю трудно назвать романтичной или счастливой. Она работала учительницей, он постоянно писал и находился в состоянии «творческого транса». Тем не менее, в 1971 году пара официально узаконивает свои отношения. К слову, именно Табите Кинг он обязан издательством романа «Кэрри». В один из дней жена нашла черновик книги в мусорной корзине, поскольку сам Кинг нашел идею неинтересной и скучной. Но Спрус настояла на том, чтобы писатель закончил произведение, и издала его, после чего роман разошелся миллионом копий по всему миру.

Читайте также:  Хронологическая таблица Пушкина (жизнь и творчество)

Жизнь и творчество Стефана Цвейга

Стефан Цвейг. Биография и обзор творчества

1881-1942

Среди представителей критического реализма в Австрии почетное место принадлежит Стефану Цвейгу. До 1933 г. он жил в Вене и Зальцбурге. После фашистского переворота в Германии он ее покинул. Живя последние годы в Бразилии, Цвейг сотрудничал в антифашистской прессе. Но в состоянии душевной депрессии, вызванной второй мировой войной и временными успехами гитлеровских войск, он покончил с собой в Рио де Жанейро.

Стефан Цвейг — писатель сложный и противоречивый. Тонкий психолог, часто тяготеющий к необычным психологическим и жизненным ситуациям и болезненным настроениям, он по своей гуманистической направленности и отрицанию буржуазного лицемерия принадлежит к критическому реализму.

Психологизм Цвейга отличается от декадентского психологизма. С. Цвейг никогда не унижает человека, не низводит его до состояния животного, не приемлет декадентского культа «звериного в человеке», не злоупотребляет изображением патологических состояний.

С. Цвейг был дружен с Верхарном, Ролланом, коммунистами— Ж. Р. Блоком, Анри Барбюсом, переписывался с Максимом Горьким. Он преклонялся перед Л. Толстым, М. Горьким и Р. Ролланом, высоко ставил психологическое мастерство Ф. Достоевского. Едва началась первая мировая война, С. Цвейг одним из первых присоединился к призыву Р. Роллана, Он жаждал активной борьбы против войны. «Не обратитесь ли Вы с призывом к писателям ?— просил он Р. Роллана. — Я берусь распространять его в Германии». Позднее, в 1919 г., он присоединился к группе «Кларте». Он приветствовал Советскую Россию и как друг приезжал в Москву.

Мировоззрение С. Цвейга было ограниченным. Он считал возможным исправить социальное зло через этическое возрождение. Его призывы к милосердию и прощению, его универсальное понятие добра и зла лишены конкретной четкости.

С. Цвейг — прекрасный новеллист. Он в совершенстве владеет искусством построения острого и занимательного сюжета, главным стержнем которого является психологический анализ, он развил до виртуозности жанр психологической новеллы. Цвейг всегда анализирует условия, породившие ситуацию и характер героя. С исключительной проникновенностью изобразил он внутренний мир женщины. В его лучших новеллах — «Амок», «Письмо незнакомки», «Улица в лунном свете», «Фантастическая ночь», «Двадцать четыре часа из жизни женщины», «Гувернантка» — проанализировано влияние буржуазного мира, тлетворной буржуазной среды на психику и жизнь человека. Героиня рассказа «Амок» унижает достоинство врача, так как привыкла, что все покупается за деньги, а врач в своем моральном падении доходит до забвения врачебной этики, и слишком поздно просыпается в нем чувство ответственности за человеческую жизнь. В новелле «Гувернантка» рассказана простая и страшная история гибели бедной девушки, брошенной молодым соблазнителем и затравленной его семьей. Вторая тема новеллы — крушение детской иллюзии. За маской почтенных родителей искренние, отзывчивые девочки увидели лицемерие, жестокость и трусость. Пережитая травма, гибель любимой гувернантки, лишила их детства.

Значительное место занимает в позднем творчестве Цвейга — времени эмиграции — жанр историко-биографического романа («Фуше», «Мария Стюарт», «Магеллан» и др.). Тонкий психологический анализ в этих книгах опирается на верное понимание духа истории. В романе «Мария Стюарт» (1935) создан исторически верный характер Марии — типичной женщины эпохи Возрождения, жизнелюбивой, смелой, влюбленной в поэзию и музыку, но развращенной монархической властью и католической церковью. Хорошо подан в романе и сложный характер Елизаветы — антагонистки Марии.

Интересен и роман «Магеллан» (1938). Смелый мореплаватель и землеоткрыватель, Магеллан представлен человеком широкого кругозора, беспредельного мужества и стойкости. Но великое деяние Магеллана воспринимается Цвейгом трагически: за Магелланом идут конкистадоры, которые используют во зло людям его географические открытия.

Книга проникнута раздумьем о настоящем. Повествуя о Магеллане, Цвейг видит перед собой современность.

К. Федин отмечал, что С Цвейг «утвердил новейшее искусство исторического портрета в художественной литературе»

Оригинальный талант С. Цвейга имеет- и серьезные недостатки: для него характерны упадочные мотивы, настроения тоски и безнадежности, влияние фрейдизма.

Стефан Цвейг

Биография

Стефан Цвейг – австрийский писатель, автор новелл «24 часа из жизни женщины» и «Письмо незнакомки». У владельца текстильной фабрики в Вене Морица Цвейга в ноябре 1881 года родился наследник, которого назвали Стефаном. Воспитанием ребенка занималась мать по имени Ида Бреттауэр. Женщина происходила из семьи банкиров. Период детства практически не изучен биографами Стефана Цвейга.

Автор книг и стихотворений утверждал, что детских воспоминаний, которыми бы следовало поделиться, нет. Детские годы для Стефана прошли точно так же, как и для других детей, родившихся в семьях европейской интеллигенции. В 19-летнем возрасте парень получил диплом об окончании гимназии.

Портрет Стефана Цвейга

После этого в биографии Цвейга наступил новый жизненный этап. Талантливый юноша оказался в Венском университете. Философия захватила Стефана, поэтому писатель через 4 года учебы получил докторскую степень.

В это же время молодое дарование создает сборник стихов, который назвал «Серебряные струны». Влияние на творчество Стефана Цвейга в этот период оказывал Гуго фон Гофмансталь и Райнер Мария Рильке. С поэтом Рильке у Стефана завязалась дружеская переписка. Мужчины обменивались собственными сочинениями и писали отзывы на работы.

Стефан Цвейг в молодости

Учеба в Венском университете подошла к концу, началось большое путешествие Стефана Цвейга. За 13 лет автор «Письма незнакомки» посетил Лондон и Париж, Италию и Испанию, США и Кубу, Индию и Индокитай, Панаму и Швейцарию. Постоянным местом жительства молодой поэт выбрал Зальцбург.

Окончив Венский университет, Цвейг отправился в Лондон и Париж (1905), затем путешествовал по Италии и Испании (1906), посетил Индию, Индокитай, США, Кубу, Панаму (1912). Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии (1917—1918), а после войны поселился близ Зальцбурга.

Литература

После переезда в Зальцбург Стефан Цвейг сел за создание новеллы под названием «Письмо незнакомки». Эта работа произвела впечатление на читателей и критиков того времени. Автор рассказывает удивительную историю о незнакомке и писателе. Девушка отправила письмо, в котором поведала о всепоглощающей любви и перипетиях судьбы, пересечениях дорожек главных героев.

Первая встреча писателя и незнакомки произошла, когда девушке исполнилось 13 лет. Романист проживал по соседству. Вскоре случился переезд, из-за которого девочке-подростку приходилось страдать в гордом одиночестве, не видя любимого человека. Долгожданное возвращение в Вену позволило незнакомке вновь окунуться в романтический мир.

Писатель Стефан Цвейг

Неожиданно леди узнает о беременности, но об этом важном событии отцу ребенка неизвестно. Очередная встреча с возлюбленным произошла уже через 11 лет, но писатель так и не признал в женщине ту единственную, роман с которой длился три дня. Незнакомка решилась написать письмо единственному мужчине, о котором дама думала всю жизнь, уже после гибели ребенка. Проникновенная история, трогающая за душу самого черствого человека, легла в основу фильмов.

Цвейг обладает невероятным мастерством, которое раскрывается постепенно. Но пик карьеры пришелся на выход новелл «Амок», «Смятение чувств», «Мендель-букинист», «Шахматная новелла», «Звездные часы человечества», то есть на период с 1922 по 1941 годы. Что же в словах и предложениях автора такого, что тысячи людей в довоенные времена с удовольствием листали томики с произведениями Цвейга?

Все, без исключения, считали, что необычность сюжетов дают возможность размышлять, задумываться над происходящим, над тем, какой иногда бывает несправедливой судьба по отношению к простым людям. Стефан считал, что человеческое сердце невозможно защитить, но оно способно заставить идти на подвиги.

Книги Стефана Цвейга

Новеллы Цвейга разительно отличались от работ современников. Долгие годы Стефан работал над собственной моделью произведения. За основу автор брал путешествия, которые становились то утомительными, то приключенческими, то опасными.

Происшествия с героями у Цвейга происходили не в дороге, а во время остановок. По мнению Стефана, для судьбоносного момента не нужны дни и месяцы, достаточно несколько минут или часов.

Писать романы Цвейг не любил, так как не понимал жанр и не был способен уместить в событие в пространственное повествование. Но среди работ писателя присутствуют книги, выполненные в этом стиле. Это «Нетерпение сердца» и «Угар преображения». Последний роман автор не закончил из-за гибели. Впервые это творение увидело свет в 1982 году, а перевели на русский язык только в 1985 году.

Книги Стефана Цвейга

Время от времени Стефан Цвейг предпочитал отдавать всего себя созданию биографий современников и исторических героев. Среди них Жозеф Фуше, Мария Стюарт, Фернан Магеллан, Эразм Роттердамский. Эти работы представляли интерес для литераторов, так как Цвейг для сюжета брал официальные бумаги, но иногда автору приходилось включать фантазию и психологическое мышление.

В работе под названием «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» писатель показал близкие своему «я» чувства и эмоции. Автору нравилась позиция Эразма о гражданине мира. Описываемый ученый предпочитал жить обычной жизнью. Мужчине оказались чужды высокие должности и другие привилегии. Роттердамскому не нравилась светская жизнь. Главной целью жизни ученого оказалась независимость.

Стефан Цвейг показал Эразма как порицателя невежд и фанатиков. Представитель эпохи Возрождения выступал противником разжигателей розни между людьми. Европа превратилась в кровавое побоище на фоне возрастающей межнациональной и межклассовой розни. Но Цвейг предпочел показать события с другой стороны.

Стефан Цвейг в военной форме

В концепции Стефана присутствовала идея, что Эразм ощущал внутреннюю трагедию из-за невозможности предотвратить происходящее. Цвейг поддерживал Роттердамского и верил, что первая мировая война – лишь недоразумение, которое никогда не повторится. Стефан с Анри Барбюсом и Роменом Ролланом пытались добиться этого, но спасти мир от войны друзьям не удалось. Во время создания книги об Эразме в доме писателя проходил обыск, за которым стояли немецкие власти.

О книге «Мария Стюарт», которая была написана в 1935 году, Стефан заявлял, как о романизированной биографии. Цвейг изучил многочисленные письма, написанные Марией Стюарт к английской королеве. Ненависть на расстоянии – так можно описать отношения двух коронованных особ.

Новелла «24 часа из жизни женщины» появилась в 1927 году. Через четыре года книгу экранизировал режиссер Роберт Ланд. Современные кинематографисты оценили новеллу и представили свой вариант. Новый фильм вышел на экраны в 2002 году.

Стефан Цвейг

Стефан Цвейг познакомился с русской литературой в гимназии. Писатель влюбился с первого взгляда в труды классиков. Главным достижением автор новелл и романов считает перевод сборника сочинений на русский язык.

Максим Горький считал Цвейга первоклассным художником, среди талантов которого присутствует дар мыслителя. Русский писатель заявлял, что Стефан может передать всю гамму переживаний обычного человека.

Впервые Цвейг посетил Советский Союз в 1928 году. Визит был связан с празднованием 100 лет со дня рождения Льва Толстого. В России Стефан познакомился с Владимиром Лидиным и Константином Фединым. Вскоре мнение Цвейга о Советском Союзе поменялось. Недовольство высказывал писатель Ромену Роллану. Автор новелл сравнивал растреляных ветеранов Революции с бешеными собаками. По мнению Стефана, такое обращение с людьми недопустимо.

Личная жизнь

Первой супругой Стефана Цвейга стала Фридерика Мария фон Винтерниц. Бракосочетание молодых людей состоялось в 1920 году.

Стефан Цвейг и его жена

Спустя 18 лет брака Фридерика и Стефан оформили развод. Прошел год и в паспорте писателя появился новый штамп о заключении союза с секретаршей Шарлоттой Альтман.

Смерть

Еще в 1934 году Цвейг вынужден уехать из Австрии из-за прихода ко власти Гитлера. Новый дом Стефан обустроил в Лондоне. Через 6 лет Цвейг с супругой отправились в Нью-Йорк. Надолго останавливаться в городе небоскребов писатель не планировал. Молодые люди поехали в Петрополис, что находится в пригороде Рио-де-Жанейро.

Жизнь вдали родины и отсутствие мира во всем мире ввергали Стефан Цвейга в депрессию. Разочарование привело писателя к самоубийству. С женой автор новелл принял смертельную дозу лекарственных препаратов. Супругов нашли мертвыми. Они держались за руки.

Позже в доме, где смерть настигла Стефана Цвейга, организовали музей. А в Австрии к вековой годовщине появилась почтовая марка в честь писателя.

Цитаты

Нет ничего более ужасного, чем одиночество среди людей.

Человек ощущает смысл и цель собственной жизни, лишь тогда, когда сознаёт, что нужен другим.

Сердце умеет забывать легко и быстро, если хочет забыть.

Если бы все мы знали всё то, что говорится обо всех нас, никто ни с кем не разговаривал бы.

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Биография Стефана Цвейга

Стефан Цвейг (Штефан Цвайг) – австрийский писатель, драматург и журналист; автор множества романов, пьес, стихов и беллетризованных биографий – родился 28 ноября 1881 года в Вене (Австрия) в богатой еврейской семье.

Отец, Мориц Цвейг (1845-1926), владел текстильной фабрикой. Мать, Ида Бреттауэр (1854-1938), происходила из семьи еврейских банкиров. О детстве и отрочестве будущего писателя известно мало: сам он говорил об этом довольно скупо, подчёркивая, что в начале его жизни всё было точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков.

Окончив в 1900 гимназию, Цвейг поступил в Венский университет, где изучал философию и в 1904 получил докторскую степень. Уже во время учёбы на собственные средства опубликовал первый сборник своих стихов («Серебряные струны» (Silberne Saiten), 1901). Стихи написаны под влиянием Гофмансталя, а также Рильке, которому Цвейг рискнул отправить свой сборник. Рильке прислал в ответ свою книгу. Так завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке в 1926.

Окончив Венский университет, Цвейг отправился в Лондон и Париж (1905), затем путешествовал по Италии и Испании (1906), посетил Индию, Индокитай, США, Кубу, Панаму (1912). Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии (1917-1918), а после войны поселился близ Зальцбурга.

В годы Первой мировой войны Цвейг опубликовал проникновенный очерк о Ромене Роллане, назвав его «совестью Европы». Также он создал эссе, посвящённые Максиму Горькому, Томасу Манну, Марселю Прусту и Йозефу Роту.

В 1920 Цвейг женился на Фридерике Марии фон Винтерниц (Friderike Maria von Winternitz). В 1938 они развелись. В 1939 Цвейг женился на своей новой секретарше Шарлотте Альтманн (Lotte Altmann).

В 1934, после прихода Гитлера к власти в Германии, Цвейг покидает Австрию и уезжает в Лондон. В 1940 Цвейг с женой переезжают в Нью-Йорк, а 22 августа 1940 — в Петрополис, пригород Рио-де-Жанейро.

Испытывая жестокое разочарование и депрессию, 22 февраля 1942 года Цвейг и его жена приняли смертельную дозу барбитуратов и были найдены в своём доме мёртвыми, держащимися за руки.

Дом Цвейга в Бразилии позднее был превращён в музей и известен теперь как Casa Stefan Zweig.

Новеллы Цвейга — «Амок» (Der Amokläufer, 1922), «Смятение чувств» (Verwirrung der Gefühle, 1927), «Мендель-букинист» (1929), «Шахматная новелла» (Schachnovelle, оконч. в 1941), а также цикл исторических новелл «Звёздные часы человечества» (Sternstunden der Menschheit, 1927) — сделали имя автора популярным во всём мире. Новеллы поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Цвейг не устаёт убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой преступления толкает человека страсть.

Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов. Но когда он пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в растянутые многословные новеллы. Поэтому романы из современной жизни Цвейгу в общем не удавались. Он это понимал и к жанру романа обращался редко. Это «Нетерпение сердца» (Ungeduld des Herzens, 1938) и «Угар преображения» (Rausch der Verwandlung) — незаконченный роман, впервые напечатанный по-немецки в 1982 спустя сорок лет после смерти автора (в пер. «Кристина Хофленер», 1985).

Читайте также:  Доклад Тургенев (сообщение)

Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Бальзака (1940).

В исторических романах принято домысливать исторический факт силой творческой фантазии. Где не хватало документов, там начинало работать воображение художника. Цвейг, напротив, всегда виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплёку.

Драматическая личность и судьба Марии Стюарт, королевы Шотландии и Франции, всегда будет волновать воображение потомков. Автор обозначил жанр книги «Мария Стюарт» (Maria Stuart, 1935) как романизированная биография.

Герой книги «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam, 1934) особенно близок Цвейгу. Ему импонировало, что Эразм считал себя гражданином мира. Эразм отказывался от самых престижных должностей на церковном и светском поприщах. Чуждый суетных страстей и тщеславия, он употребил все свои усилия на то, чтобы добиться независимости. Своими книгами он покорил эпоху, ибо сумел сказать проясняющее слово по всем больным проблемам своего времени.

Цвейг тяжело переживал надвигавшуюся европейскую катастрофу. Вот почему столь элегична его заключительная мемуарная книга «Вчерашний мир»: прежний мир исчез, а в настоящем мире он всюду чувствовал себя чужим.

Избранная библиография:

Стихотворные сборники:
«Серебряные струны» (1901)
«Ранние венки» (1906)

Драмы, трагедии:
«Дом у моря» (трагедия, 1912)
«Иеремия» (Jeremias, 1918, драматическая хроника)

Циклы:
«Первые переживания: 4 новеллы из страны детства» («В сумерках», «Гувернантка», «Жгучая тайна», «Летняя новелла») (Erstes Erlebnis.Vier Geschichten aus Kinderland, 1911)
«Три мастера: Диккенс, Бальзак, Достоевский» (Drei Meister: Dickens, Balzac, Dostoyevsky, 1919)
«Борьба с безумием: Гёльдерлин, Клейст, Ницше» (Der Kampf mit dem Dämon: Hölderlin, Kleist, Nietzsche, 1925)
«Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой» (Drei Dichter ihres Lebens, 1928)
«Психика и врачевание: Месмер, Бекер-Эдди, Фрейд» (1931)

Новеллы:
«Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина» (Castellio gegen Calvin oder. Ein Gewissen gegen die Gewalt, 1936)
«Амок» (Der Amokläufer, 1922)
«Письмо незнакомки» (Brief einer Unbekannten, 1922)
«Незримая коллекция» (1926)
«Смятение чувств» (Verwirrung der Gefühle, 1927)
«Двадцать четыре часа из жизни женщины» (1927)
«Звёздные часы человечества» (в первом переводе — «Роковые мгновения») (цикл новелл, 1927)
«Мендель-букинист» (1929)
«Шахматная новелла» (1942)
Легенды:
«Легенда о сёстрах-близнецах»
«Лионская легенда»
«Легенда о третьем голубе»
«Глаза извечного брата» (1922)

Романы:
«Нетерпение сердца» (Ungeduld des Herzens, 1938)
«Угар преображения» (Rausch der Verwandlung, 1982, в пер. — «Кристина Хофленер»)

Беллетризированные биографии, жизнеописания:
«Франс Мазерель» (Frans Masereel, 1923; совместно с Артуром Холичером)
«Мария-Антуанетта: портрет ординарного характера» (Marie Antoinette, 1932)
«Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (1934)
«Мария Стюарт» (Maria Stuart, 1935)
«Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина» (1936)
«Подвиг Магеллана» («Магеллан. Человек и его деяние») (1938)
«Бальзак» (Balzac, 1946, опубликована посмертно)
«Америго. Повесть об одной исторической ошибке»
«Жозеф Фуше. Портрет политического деятеля»

Автобиография:
«Вчерашний мир: воспоминания европейца» (Die Welt von gestern, 1943, опубликована посмертно)

Статьи, эссе:
«Огонь»
«Диккенс»
«Данте»
«Речь к шестидесятилетию Ромена Роллана»
«Речь к шестидесятилетию Максима Горького»
«Смысл и красота рукописей (Речь на книжной выставке в Лондоне)»
«Книга как врата в мир»
«Ницше»

Жизнь Стефана Цвейга

Стефан Цвейг — один из самых популярных в мире австрийских писателей. Его новеллы о любви захватывают читателя с первых арок, щедро одаривая радостью узнавания и сопереживания. Он так проникновенно писал о любви не только потому, что был талантлив, но и потому, что любил. В его жизни была большая и светлая любовь, но однажды он отказался от нее ради того, чтобы вернуть себе молодость. Он ошибся: оказалось, это возможно только в сказках…

  1. Корифей невесты
  2. «Я встретил вас…»
  3. Игры разума и любви
  4. В поисках вечной молодости
  5. Прозрение и признание
  6. «За свободу, до конца. »
  7. Послесловие к жизни

Корифей невесты

Стефан Цвейг родился 28 ноября 1881 года в Вене в богатой еврейской семье преуспевающего фабриканта и дочери банкира.
Окончив в 1900 году гимназию, Стефан поступил в Венский университет на филологический факультет. Уже во время учебы на собственные средства опубликовал сборник своих стихов — «Серебряные струны».

Окончив университет и получив докторскую степень, Цвейг несколько лет вел жизнь путешественника, насыщенную событиями, городами и странами: Европа и Индия, «туманный Альбион» и Северная Африка, обе Америки и Индокитай… Эти путешествия и общение со многими выдающимися людьми — поэтами, писателями, художниками, философами — позволили Цвейгу стать знатоком европейской и мировой куль­туры, человеком энциклопедических знаний.

…Несмотря на успех собственного стихотворного сборника и, главное, поэтических переводов, Цвейг решил, что поэ­зия Не его стезя, и начал серьезно заниматься прозой. Первые же произведения, вышедшие из-под пера Цвейга, обратили на себя внимание тонким психологизмом, занимательностью сюжета, легкостью слога. Он захватывал читателя с первой страницы и не отпускал до конца, водя по интригующим тропам человеческих судеб.

С годами голос писателя окреп и при­обрел индивидуальный колорит. Цвейг пишет трагедии, драмы, легенды, эссе, но наиболее «уютно» он чувствует себя в жанрах новеллы и исторических био­графий. Именно они приносят ему сна­чала-европейскую, а потом и мировую славу…

«Я встретил вас…»

…В общем-то, их знакомство было де­лом случая: круг интересов и, главное, общения, у сына богатого буржуа и дамы из круга служилой аристократии разные. И все-таки одна точка соприкосновения у них нашлась — страстное увлечение литературой.
Это произошло в одном из обычных маленьких венских кафе, где любили собираться литераторы и их поклонники.

Фридерика Мария фон Винтерниц, жена кайзеровского чиновника, при­мерная мать двух дочерей, молодая, но серьезная женщина, скромно сидела с подругой за столиком в углу. А в центре расположились двое мужчин, один из них — стройный, щегольски одетый, с ровно подстриженными усиками и в модном пенсне — все время поглядывал на Фридерику. И даже пару раз нежно ей улыбнулся.

Незадолго до этого подруга подарила Фридерике томик стихов Верхарна в переводе Цвейга. И сейчас, осторожно показывая на улыбчивого щеголя, она ска­зала: «Смотри-ка, вон наш переводчик!»

Через день Стефан Цвейг получил письмо, подписанное «ФМФВ». Оно начиналось так: «Дорогой господин Цвейг! Надо ли объяснять, почему я с такой легкостью решаюсь сделать то, что люди считают неприличным… Вчера в кафе мы с вами сидели недалеко друг от друга. Передо мной на столе лежал томик стихов Верхарна в Вашем переводе. До этого я читала одну Вашу новеллу и сонеты. Их звуки до сих пор преследуют меня… Я не прошу вас отвечать, а если все же появится желание, напишите до востребования…»

Она отправила письмо, в общем-то, ни на что не рассчитывая. Тем не менее, по­началу завязалась вежливая, ни к чему не обязывающая переписка. Потом они стали звонить друг другу. И, наконец, на одном из музыкальных вечеров Цвейг и Фридерика познакомились лично.

На фоне пусть даже статного, пригожего (и направо и налево изменявшего ей), но в общем-то бывшего заурядным чиновником мужа, Стефан был для Фридерики особым мужчиной. Она это поняла очень быстро. Но и Фридерика оказалась для Цвейга необычной женщиной, в ней он почувствовал родственную душу.

Они продолжали встречаться и переписываться, и в одном из очередных посланий Стефан предложил ей руку и сердце… Фридерика колебалась недолго и, с большим трудом избавившись от супружества со своим чиновником, вскоре стала женой Стефана Цвейга.
А потом началась Первая мировая война…

Игры разума и любви

Их брак оказался счастливым союзом двух творческих натур: Фрици, как называл ее Стефан, тоже оказалась спо­собной писательницей.
Супружескую пару ненадолго разлучи­ла война; воссоединившись, они два года прожили в Швейцарии, а потом по­селились в Зальцбурге — в старинном доме на горе Капуцинерберг.

Цвейги жили в любви, согласии и творчестве; на себя тратили не так уж много, избегали роскоши, у них даже не было автомобиля. Дни их чаще всего проходили в общении с друзьями и знакомыми, а работали они по ночам, когда ничто не мешало.
В своем доме они принимали многих представителей европейской интеллек­туальной элиты: Томаса Манна, Поля Валери, Джойса, Паганини, Фрейда, Горького, Родена, Роллана, Рильке…

Цвейг был богат, имел успех, он был настоящим любимчиком судьбы. Но не все богатые щедры и сострадательны. А Цвейг был именно таким: всегда помогал коллегам, некоторым даже выплачивал ежемесячную ренту, многим буквально спас жизнь. В Вене он собирал вокруг себя молодых поэтов, выслушивал, давал советы и угощал в кафе.

…На протяжении двух десятилетий Цвейг и Фридерика были практически неразлучны, а если и расставались на несколько дней, то непременно обме­нивались нежными письмами. Творческая семья: она — автор нескольких повестей и романов, пользовавшихся успехом в Австрии, он — всемирно известный писатель, жили в счастье и благополучии, наслаждаясь любовью и творчеством. Но однажды все изменилось…

В поисках вечной молодости

Современники отмечали особую чувствительность писателя и его склонность к депрессии. У Цвейга, человека с очень тонкой психологической конструкцией, оказался сильнейший комплекс: он панически, до ужаса боялся старости.

…Как-то вечером Стефан и Фридерика отправились побродить по улочкам Зальцбурга. Им навстречу шла пара: ста­рик, тяжело опиравшийся на палку, и бережно поддерживавшая его молоденькая девушка, которая все время повто­ряла: «Осторожнее, дедушка!» Позже Стефан сказал жене:

— До чего же отвратительна старость! Не хотел бы я дожить до нее. А впрочем, если бы рядом с этой развалиной была не внучка, а просто молоденькая женщина, кто знает… Рецепт вечной молодости остается одним на все времена: старый человек может ее позаимствовать только у влюбленной в него молодой женщины…
В ноябре 1931 года Цвейгу исполняется 50 лет. Он на вершине литературной славы, у него любимая жена — и вдруг он впадает в жуткую депрессию. Одному из друзей Цвейг пишет: «Я не боюсь ничего — провала, забвения, утраты денег, даже смерти. Но я боюсь болезней, старости и зависимости».

Фридерика же, видимо, не поняв его страхов и переживаний, решила «облег­чить» ему творческий процесс: увлечен­ная собственной литературной работой, она наняла для Стефана секретаря-машинистку. 26-летняя польская еврейка Шарлотта Альтман — худая, сутулая, не­красивая, с лицом какого-то нездорового цвета, в общем, весьма жалкое существо, — робко появилась в их доме и скромно заняла подобающее ей место.
Она оказалась отличной секретаршей, а то, что эта робкая дурнушка с первого дня работы смотрела на Стефана влюбленными глазами, Фридерику нисколько не волновало. Не она первая, не она последняя.

Но Стефан… Уму непостижимо! Стефан, которому за 50, который за время их многолетнего брака ни разу не взглянул на другую женщину… Что это? А когда услышала: «Да пойми же, Лотта для меня как подарок судьбы, как надежда на чудо…», вспомнила старика с девушкой и все поняла.

Но, видно, Цвейг и сам до конца не верил в это чудо. Несколько лет он метался внутри любовного треугольника, не зная, кого выбрать: стареющую, но все еще красивую и элегантную жену, к тому же соратницу по литературному творчеству, или любовницу — молодую, но какую-то невзрачную, болезненную и несчастную девушку, от которой ждал чуда возвращения молодости. Чувство, кото­рое Цвейг испытывал к Лотте, вряд ли можно назвать влечением, а тем более любовью — скорее, это была жалость.

И, несмотря на то, что развод им был все-таки получен, «внутренне» Цвейг так до конца и не расстался с бывшей женой: «Дорогая Фрици. В сердце у ме­ня ничего, кроме печали от этого разрыва, внешнего только, который вовсе не есть разрыв внутренний… Я знаю, тебе будет горько без меня. Но ты теряешь немногое. Я стал другим, устал от людей, и радует меня только работа. Лучшие времена безвозвратно канули, и их мы пережили вместе…»

Прозрение и признание

Цвейг с молодой женой эмигрировал сначала в Англию, затем в США, потом последовала Бразилия.
Стефан, как в былые времена, часто писал Фридерике. Характер писем, ра­зумеется, был совсем иной, чем в про­шлом. Теперь ему интересны все мелочи, все подробности ее жизни, в случае необходимости, он готов прийти на по­мощь. О себе он писал скупо: «Читаю, работаю, гуляю с маленьким псом. Жизнь здесь достаточно комфортна, люди дружелюбны. Перед домом на лужайке пасутся маленькие ослики…»
И вдруг в одном из писем фраза: «Судьбу не обмануть, царя Давида из меня не вышло. Кончено — я больше не любовник». А в следующем письме — как признание своей ошибки, как мольба о прощении: «Все мои мысли с тобой…»

…Там, вдали от любимой Европы, от друзей, Цвейг окончательно сломался. В его письмах к Фридерике все больше го­речи и уныния: «Я продолжаю свою ра­боту; но лишь в 1/4 моих сил. Это всего лишь старая привычка без какого-либо творчества…» На самом деле, «1/4 моих сил» означала труд страстный, истовый, он писал много, как одержимый, будто хотел забыться, убежать от депрессии, работой заглушить боль и горечь. Романизированная биография Магеллана, роман «Нетерпение сердца», книга воспоминаний «Вчерашний мир», рукопись капитальной книги о Бальзаке, над которой он работал почти 30 лет.

«За свободу, до конца. »

Середина 1930-х годов в Европе была наполнена событиями важными и тревожными: поднимал голову и наращивал мускулы германский фашизм. Но Цвейг, ненавидевший войну, готовности активно участвовать в противодействии ее подготовке в себе не обнаружил. Впрочем, и вся западная цивилизация не могла или не хотела остановить про­движение Гитлера. Культ насилия и хаос оказались мощнее, чем силы разума, человечности и прогресса. Но, в отличие от цивилизации, писатель мог убежать, эмигрировать — во всяком случае, хотя бы внешне.

…Из горного дома в бразильском курортном городке Петрополис 23 февраля 1942 года никто не вышел к завтраку. Когда и в полдень двери не отворились, обеспокоенная прислуга вызвала поли­цию. В комнате на кровати нашли тщательно одетых Стефана Цвейга и его жену Шарлотту. Они спали. Спали вечным сном.
Они добровольно ушли из жизни, приняв большую дозу веронала. Рядом с ними, на письменном столе — 13 прощальных писем.

Оправдывая свой поступок, Шарлотта писала, что смерть станет для Стефана освобождением, да и для нее тоже, по­тому что ее замучила астма. Цвейг был более красноречив: «После шестидесяти требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Мои же силы истощены годами скитаний вдали от родины. К тому же я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью — личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят восход солнца после долгой ночи. Я же слишком нетерпелив и ухожу ему навстречу первым».
Фридерике Цвейг написал: «Я устал от всего…»

Послесловие к жизни

Фридерика с дочерями обосновалась в Соединенных Штатах, в Нью-Йорке.
Однажды ранним февральским утром она задумчиво сидела за письменным столом перед листом бумаги, на котором было выведено: «Дорогой Стефан!». Она наконец решилась откровенно по­говорить с тем, кого так любила: рас­сказать, как ей пусто и одиноко без него, убедить в том, что, поскольку его молодая (и не любимая им) супруга не сумела вернуть ему молодость, то, может быть, ему следует вернуться к ней, что старость совсем не так страшна, если это старость вдвоем, ведь они могли бы…

…В комнату вошла дочь:
— Мама… Смотри… — и положила на стол газету, на первой полосе которой кра­совался apшинный заголовок: «Самоу­бийство Стефана Цвейга».

Фридерика вздрогнула, душа сжалась в комок от страшного холода, охватившего ее, а затре­петавшее в тоске сердце своим перебивчивым ритмом упрямо говорило, что Стефан ошибся и в этот раз…

Ссылка на основную публикацию