Жизнь и творчество Василия Белова

Василий Белов

Биография

Писателя и сценариста Василия Белова называют родоначальником «деревенской прозы». Он яростно вставал на защиту сел, считал города непригодными для полноценной жизни. Великий художник болел за сохранность национального достояния страны – русского языка.

Портрет Василия Белова

Из-под пера автора выходили увлекательные рассказы, романы и очерки о простом и одновременно сложном быте деревенских жителей. Василий Иванович кропотливо собирал обычаи и творчество обитателей северных глубинок, за что сейчас этнографы бесконечно ему благодарны.

Детство и юность

Будущему писателю-деревенщику была известна вся подноготная жизни маленького поселка. Особенности деревенского уклада, менталитет и обычаи он, как говорится, впитал с молоком матери. Василий Иванович родился в крестьянской семье в деревушке Тимонихе (Вологодская область). Детство выдалось тяжелым – отец погиб в огне Великой Отечественной, маме пришлось в одиночестве поднимать на ноги детей.

Василий Белов в молодости

Вася – старший из пяти ребятишек. Мальчишкой уже пошел работать в колхоз. В мемуарах «Невозвратные годы» писатель вспоминал, что те времена навсегда остались в памяти как самые голодные. Единственное, что скрашивало юношескую жизнь, так это книги – Василий читал запоем все, что попадалось в руки. А еще он научился играть на гармошке, которую мать «за полпуда ржи купила».

В 1949 году Белов окончил сельскую семилетку и уехал из отчего дома в город Сокол. Здесь в заводской школе освоил профессии столяра, моториста и электромонтера. А когда пришло время, отправился в армию. Служба проходила в Ленинграде. Здесь молодой человек начал делать первые шаги в творчестве и поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.

Литература

Творческая биография будущего знаменитого писателя стартовала во времена службы в армии. Василий Белов сочинил первые стихи из цикла «На страже Родины», которые опубликовала газета Ленинского военного округа. Дебютной изданной книгой стал поэтический сборник «Деревенька моя лесная», которая увидела свет в 1961 году. Однако поэта из мужчины не вышло, его ждала блестящая судьба прозаика, умеющего правдиво и проникновенно писать о деревне.

Писатель Василий Белов

Начинал писатель с рассказов. Первое произведение в прозе читатели получили в том же 1961 году, была опубликована повесть «Деревня Бердяйка». Вдохновение и бесценный материал черпал с малой родины: Белов поселился в Вологде, а Тимониху превратил в подобие дачи, где проводил много времени.

Спустя пятилетку Василий Иванович уже занимал почетное место в когорте ярких авторов, пишущих на сельскую тематику. Белова даже назвали основателем «деревенской прозы» – из-под пера вышла работа «Привычное дело». Повесть легла в основу мелодрамы «Африканыч» с Николаем Трофимовым в главной роли.

Николай Трофимов в экранизации книги Василия Белова «Привычное дело»

А чуть позднее лавров добавили «Плотницкие рассказы» (1968). Это произведение тоже привлекло внимание представителей кинематографа. В одноименном телеспектакле о жизни колхозного плотника снялись Борис Бабочкин, Петр Константинов, Василий Бочкарев, Екатерина Калинина.

В золотое наследие кино вошла также картина «Целуются зори», снятая по мотивам рассказа вологодского писателя. Режиссер Сергей Никоненко отдал главные партии известным актерам: односельчан, приехавших в город, сыграли Борис Сабуров, Иван Рыжов и Андрей Смоляков.

Часть литературных произведений вошла в программу среднего образования. Например, с рассказом «Весенняя ночь» школьники знакомятся в пятом классе.

Книги Василия Белова

Россыпь повестей составили цикл «Воспитание по доктору Споку». За основу взята идея противостояния деревни и города, конфронтация жизненных укладов и менталитетов. Позиция писателя оказалась бескомпромиссной: мужчина прямо говорил, что жизнь в городе лишена естественности. Василий Иванович старался сохранить чистоту русского языка, активно пользовался диалектными словами, способными лучше передать смысл и эмоции.

Перо Белова было заточено и на произведения, посвященные детям. Василий Иванович – автор «Рассказов о всякой живности», куда вошли забавные истории и сказки о животных, в том числе про злющую собачонку Мальку.

Книга Василия Белова «Рассказы о всякой живности»

Значимым трудом Василия Белова признано собрание этнографических очерков «Лад». В книге объединились произведения о северной деревне. Она представляет собой настоящую поэму, в которой воспет русский человек.

Василий Иванович сплел неповторимую паутину из пословиц, бывальщин, рассказов, собранных на просторах Архангельской, Кировской и Вологодской областях. Рассказал читателю о народных промыслах и традициях. Точку в творчестве Белова поставил сборник этнографических очерков «Повседневная жизнь русского севера» (2000). Эти две работы сегодня – ценнейший материал для российских этнографов.

Личная жизнь

Жена Василия Белова, Ольга Сергеевна, имела дворянские корни, родилась в учительской семье. И сама выбрала путь учителя, преподавала в школе русский язык и литературу. По словам дочери, финансовое положение семьи позволяло не работать, однако Ольга Сергеевна учительствовала для себя, чтобы «не одичать».

Василий Белов с женой и дочерью

На полвека женщина стала музой и главной сподвижницей талантливого мужа. Говорят, Белов слыл человеком со сложным характером, нелегко было терпеть его взрывной нрав. Для родных до сих пор загадка, как под одной крышей уживались две противоположности, уверены, что без большой любви явно не получилось бы совместной жизни.

Василий Иванович стал отцом поздно, только в 40 лет. Дочь Анна – искусствовед, работает экскурсоводом в музеях Московского Кремля. В интервью женщина рассказывает, что писатель не спешил заниматься воспитанием, все время отдавал работе – пропадал в командировках, в том числе часто входил в состав российских делегаций, ездивших за границу. Лишь когда наследница достигла подросткового возраста, взялся за воспитание.

Василий Белов с дочерью Анной

По воспоминаниям Анны, отношения складывались сложные, не обошла стороной проблема отцов и детей, ссорились и спорили по любому поводу. Дочь считает, что всему виной большая разница в возрасте, ведь папа годился Ане в дедушки. Только со временем стали друзьями.

Василий Иванович – человек увлекающийся, искусство любил в любом проявлении. Коллекционировал картины и собирал антиквариат. В бога не верил, только отпраздновав золотой юбилей, обратился к вере, участвовал в восстановлении храма.

Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов

Близкие друзья автора деревенской прозы – люди именитые. Лучшими товарищами были писатели Владимир Крупин и Валентин Распутин, а также Анатолий Заболоцкий, оператор Василия Шукшина.

Смерь

Василий Иванович страдал от неприятной и опасной болезни – склероза сосудов конечностей. Этот недуг стал причиной инсульта. Писатель-деревенщик умер после продолжительной болезни в 2012 году.

Биография Василия Белова

Василий Иванович Белов – русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы» – родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского р-на Вологодской области в крестьянской семье.

Учился в школе ФЗО в г. Соколе Вологодской обл., работал столяром, мотористом, электромонтером; после службы в армии (1952-1955) работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной газеты «Коммунар» (Вологодская обл., 1956); с этого времени начал выступать в печати.

В 1958 был избран секретарем РК комсомола в Грязовецком р-не Вологодской обл.; в 1959-1964 учился в Литературном институте им. М. Горького; в 1963 был принят в СП СССР.

Как и многие писатели советского времени, рождением и воспитанием связанные с русской деревней, с крестьянством, Белов пережил отход от «почвы» (впрочем, недолгий и недалекий) и возвращение к ней. Этот драматичный, но неизбежный эпизод обогатил его опыт и творчество, придал позже «почвенной» позиции Белова большую прочность.

В даровании Белова первой заявила о себе лирическая стихия; найдя поначалу свое выражение в поэзии, она сохраняется и в прозе Белова.

Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х (период «оттепели»): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, с чем связан повышенный тонус существования, жажда движения, героики. Еще в юности Белов покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. Шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям; позже в поэме «О чем поет гармонь» Белов скажет о том: «И тогда совсем не горевал я, / Уходя из дому налегке». В «Плотницких рассказах» герой Константин Зорин (наделенный автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней: «. я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда» (Сельские повести. М., 1971. С. 255).

Но очень скоро тяга к «отцовскому краю» становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества. Тема «возврата» звучит уже в первом поэтическом сборнике «Деревенька моя лесная» (Вологда, 1961). «Слишком много дедовским местам / Мы с тобою, сердце, задолжали» — эта мысль с той поры не оставляет Белов.

Путь сердца к родине, к «почве», к дому и земле у Белова не путь сентиментальных воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х в книгах Белова воссоздается мир северной русской деревни в ее природных, бытовых, речевых чертах. В сборнике повестей и рассказов «Знойное лето» (Вологда, 1963) картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который подчинен деревенскому календарю, чреде домашних дел, течению беседы. Наброски знакомых крестьянских типов были уже в стихотворениях «Дед», «Свекровь»; к углубленному осмыслению своих отношений с родной землей Белов впервые обращается в поэме «Белая кровь», над которой писатель работал в 1961. Не случайно отрывок из последней — «На родине» (День поэзии. 1981. М., 1981) — лег в основу написанного впоследствии рассказа «Холмы». Переход от поэзии к прозе у Белова естествен и по-своему неизбежен.

Большая повесть «Привычное дело» (1967) — этапное произведение в творчестве Белова; она стала и заметным литературно-общественным событием. С ее появлением старая тема народа, крестьянства приобрела новую этическую остроту, встали новые вопросы о художественной разработке этой темы.

Чуткость Белова к скрытому трагизму существования героев присутствовала уже в повестях «Деревня Бердяйка» (1961), «За тремя волоками» (1965). В более сложных ракурсах эта тема дана в «Плотницких рассказах» (1968).

Белов ищет возможность гармонической цельности и находит ее в уютном мире «малой родины», где «тихо спят теплые ельники», где от леса веет покоем, тишиной, где так хорошо жить. Однако подобное состояние — редкость и почти недоступно современному человеку. Оно удерживается в немногих вещах Белова — таких, как рассказ «Бобришный угор», и лишь эпизодически возникает в произведениях 1970-80-х.

Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных. Герой болезненно переживает недостаток сердечности, любви, простоты в людях, и только неиссякшая пока вера в добро да счастливо сложившиеся обстоятельства позволяют ему не падать духом («Воспитание по доктору Споку», 1974).

Мотив «надломленности» самих оснований крестьянской жизни намечен был еще в «Плотницких рассказах». Рядом с Олешей возникает фигура Авенира Козонкова, бывшего колхозного активиста, до старости не расстающегося с «руководящими» замашками.

Трагическая эпоха коллективизации оказывается в центре внимания Белова с начала 1970-х. Писатель выходит к новому для него жанру — роману-хронике, создавая «Кануны» (ч. 1-3, 1972-1984) и продолжение их — «Год великого перелома» (1989-1991) и «Час шестый» (1994-1998). По ходу создания романа границы изображения раздвигаются, одновременно суровей становятся краски, более жесткой — кисть.

Самая оптимистичная, даже праздничная книга Белова — «Лад» (1979). Мир крестьянской общины, семьи, хозяйства, мир работ и досугов, ремесла и художеств, обычаев и языка предстает в идеально «ладном» состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни.

Новую и непростую задачу поставил себе писатель в романе «Все впереди» (1986) — исследовать современную русскую жизнь, «человеческую породу» в условиях городского смешения наций, традиций, стилей, в столкновении разных нравственно-психологических типов.

Затронутые в романе мотивы переходят в публицистику Белова, переплетаясь с основными темами его творчества — темами крестьянства, нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры. Яркое выражение они нашли в выступлениях Белова в качестве народного депутата СССР (1989-1992) и члена Верховного Совета (1990-1991), а также в ряде статей и книг: «Начать с личного самоограничения» (Сибирь. 1988. № 1), «Из пепла. » (Наш современник. 1991. №4), «Внемли себе» (1993) и др. В своей «почвенной» позиции Белов тяготеет к философским и историческим воззрениям И.А. Ильина, чьи избранные работы он подготовил и издал с собственным предисловием (Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993).

Перу Белова принадлежат рассказы для детей, юмористические миниатюры («Бухтины вологодские завиральные в шести частях»), пьесы («Князь Александр Невский», «Над светлой водой» и др.), киноповесть «Целуются зори. ».

В 1997 за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Вологды.

Василий Иванович Белов скончался 4 декабря 2012 года после продолжительной болезни. Похоронен на родине в Тимонихе.

Белов Василий Иванович — краткая биография

ФИО:Белов Василий Иванович
Дата рождения:23.10.1932
Место рождения:д. Тимониха, Вологодская область
Знак зодиака:Скорпион
Деятельность:Писатель, поэт, сценарист
Дата смерти:04.12.2012 (80 лет)

Белов Василий Иванович — талантливейший прозаик и сценарист, драматург и один из создателей «деревенской прозы». Великий творец, болеющий за целостность главного национального достояния — родного русского языка. При жизни вступил на путь защиты сёл, считал города местами, непригодными для спокойного, размеренного и полноценного проживания.

Он является издателем самых увлекательных сказок для детей, многочисленных рассказов, романов и очерков, а также повестей, описывающих как привычную жизнь деревенских семей, так и их нелёгкий быт. Василий Иванович старался как можно точнее рассказать о собранных им обычаях, творчестве жителей северных глубинок.

Ранние годы

Родился прозаик 23 октября 1932 года в семье крестьянина в маленькой деревне Тимониха (Вологодская область). Его отец погиб в ходе военных действий, когда ребёнку было 11 лет. Чтобы помочь матери с воспитанием четырёх младших детей, Белов, будучи ещё подростком, проводил всё своё свободное время за работой в колхозе. Сам автор утверждал, что единственными вещами, которые запомнились ему с юности — вечный голод и великая любовь к чтению. Помимо этого, он быстро освоил азы игры на гармошке, которую в детстве ему приобрела мать.

Читайте также:  Писатель Вениамин Каверин. Жизнь и творчество

Окончив сельскую школу-семилетку, весной 1949 года писать отправился в город Сокол, где в заводской школе обучился на профессию плотника-столяра. Получил среднее специальное образование радиотелеграфиста во время службы в ленинградской армии. Именно здесь он решает, что его призвание — литература и поступает в Литературный институт. Свою литературную деятельность Белов решает начать как поэт. Его лирическая стихия находит выражение в стихотворениях, а в последующем сохраняется в прозаических произведениях.

Васили Белов в молодости

Хронологическая таблица жизни писателя

  • 1952-1955 года — заканчивает службу в армии и приступает к работе на пермском заводе им. Дзержинского. Здесь же в местных газетах начинают публиковать его первые стихи и очерки.
  • 1956 год — возвращается в Вологодскую область, устраивается на работу в районную газету «Коммунар». В это же время оканчивает вечернюю школу и получает аттестат.
  • 1958 год — Василия избирают первым секретарём Грязовецкого райкома. Не проработав здесь и года, отправляется для дальнейшего обучения в Москву.
  • 1961 год — пишет повесть «Деревня Бердяйка», выпускает сборник стихотворений «Деревенька моя лесная».
  • 1963 год — в свет выходит книга рассказов «Знойное лето». Автора принимают в союз писателей СССР.
  • В период с 1964 по 1967 пишет рассказы «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».
  • С 1964 живёт в Вологде и продолжает поддерживать связь с семьей и Родиной в целом. Благодаря этому, черпает всё новые силы и идеи для будущих произведений. Выпускает ещё один сборник — «Речные излуки».
  • 1966 год — в местном журнале публикуется его повесть «Привычное дело», весть о которой разлетается по всей стране, принеся Василию Ивановичу широкую известность. После публикации очередного творения за писателем утверждают репутацию лидера «деревенской прозы», которая упрочняется после выхода в 1968 году повести «Плотницкие рассказы» в городском журнале «Новый мир».

  • 1969 год — появление на публике повести «Бухтины Вологодские». Бухтиной жители Вологды привыкли называть различного рода шутки, побасёнки, а в некоторых посёлках даже поговорки. Творчество Белова начинают повсеместно обсуждать. Люди или яро отрицают его, или восторгаются гениальностью его идей и произведений.
  • 1970-е годы — формируется цикл очерков «Воспитание по доктору Споку». Здесь автор детально описывает и противопоставляет между собой два уже известных читателям понятия — «деревня» и «город». Василий Иванович сравнивает уклады жизни, царившие в них. Городская жизнь кажется ему более неестественной и отвратительной.
  • 1978 год — пишет роман «Кануны». Возвращается к прежним темам, рассказывает о жизни и традициях доколхозных северных деревень, посёлков.
  • 1979-1981 года — в обществе появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике». В этот цикл входят маленькие истории-эссе, затрагивающие разные стороны крестьянского быта, а также дух русского человека.
  • 1980-е — получает ордена Ленина и Трудового Красного знамени. Становится одним из членов Союза писателей РСФСР, продолжает работу секретарём.
  • 1989-1991 года — пишет рассказы для детей. Публикуются повесть «Старый да малый» и сказка «Родничок». А через четыре года выпускается произведение «Медовый месяц». В 1990 становится депутатом (через год членом Верховного совета). Получает многочисленные литературные премии. Его произведения печатаются значительно реже и только в «патриотических» изданиях.
  • 1997 год — Белову присваивается звание Почётного гражданина Вологды.
  • 2003-2004 года — писатель получает ордена «За заслуги перед Отечеством» и Государственную премию РФ в областях: литература и история.
  • 4 декабря 2012 года — умирает на 81 году жизни в родной деревне, в связи с развитием склероза сосудов конечностей и скорым инсультом.

Личная жизнь

Женой Василия и его единственной любовью стала Ольга Сергеевна. Её предки были зажиточными дворянами. Вышедшая из учительской семьи, она и сама выбрала профессию учителя. В школе женщина была преподавателем русского языка и литературы (как русской, так и зарубежной). Дочь Ольги утверждает, что финансовое положение семьи не вынуждало мать ежедневно отправляться на работу, но она делала это ради себя самой.

Друзья и знакомые Белова говорили, что с его взрывным нравом справиться сможет далеко не каждый, но жене удалось преодолеть эту преграду. Родные убеждены, что всё благодаря большой любви и полному взаимопониманию.

С женой и дочерью

В семье появился первенец, когда Василию Ивановичу было около 40 лет. Сегодня Анна — его дочь, проводит экскурсии в музеях Московского Кремля. Женщина рассказывает, что отец полностью посвящал себя работе, часто пропадал в командировках и уезжал заграницу. Папа мог годиться дочери в дедушки, именно поэтому они часто ссорились по пустякам. Не удивительно, что им пришлось столкнуться с проблемой отцов и детей.

Заключение

Белов не только страстно выступал в защиту сёл и деревень в своих творческих работах, но и ни разу не покидал увлечение публицистикой. Он ревностно относился к национальному достоянию родного края, слову и выразительности русского языка. За время его литературной деятельности им было выпущено более 60 книг, а написанные им произведения и по сей день продолжают переводить на многие языки мира. Этнографы разных поколений очень благодарны ему за столь кропотливый и важный для современного общества труд.

Василий Белов биография и творчество писателя для детей кратко

Василий Иванович Белов – писатель, сценарист, публицист и прозаик. Появился на свет 23 октября в 1932 году в селе Тимониха Волгоградской области в Российской империи. Имя отца было Иван Белов, он умер во время войны. Его мать Анфиса сама вырастила детей, в том числе и Василия Белова. Сценарист обучался в сельской школе на протяжении семи лет, работал столяром, также был сельским рабочим. Проходил службу в армии на период с 1952 до 1955 годов в городе Ленинград. Стал членом партии в 1956 году. Опубликовал свои произведения и стихотворения в газетах и журналах. С 1959 по 1964 годы обучался в Литературном институте имени А. Горького. В середине 1960 годов переехал в город Вологда.

Произведение “Деревня Бердяйка” было опубликовано в начале 1960 годов в журнале “Наш современник”, его первое произведение, которое обратило заинтересованность критиков. В 1981 году он получил Государственную премию СССР за повествования “последних лет”. Также с 1980 года входил в состав Союза писателей РСФСР, а с 1981 года был в составе СССР. В 1990 году был одним из секретарей Союза писателей. В 1997 году ему было удостоен титула Почетного гражданина города Вологды, за огромный вклад в развитие отечественной словесности.

Василий Белов рассказывает о простой жизни сельхозников. Писатель акцентирует внимание на колхознике как на личности, то есть с его муками и потехами, с трудностями в его жизни. Например, в повести “Привычное дело”, которая принесла ему широкую известность, автор показывает крестьянина в образе Ивана Африканыча. Также он показал, что крестьяне стали привычными для русских произведений, эти колхозники принимают трудную жизнь и еле сводимые концы с концами как должное.

Бесполезную и нескончаемую дискуссию между соседями, автор показывает в “Плотницких сказках”. Константин Зорин является основным героем в этих сказках. Он появляется не только в этой повести, но и в других более поздних произведениях Белова, он показывает различия между городской и деревенской жизнями. В произведении “Воспитание по доктору Споку” Белов рассказывает о грустном ребячестве ребенка в семье, где его отец и мать хладнокровны друг к другу. В книге “Лад. Очерки о народной эстетике” содержатся короткие записи, которые показывают все стороны обычной жизни крестьян. Эти заметки написаны автором, чтобы люди не забыли о потерянной житье-бытье крестьян, о ее присоединёности в природную гармоничность. Пьеса “Над светлой водой” рассказывает о гибели стареньких деревенек, с которыми связаны и хозяйственные, и человеческие потери. Автор осуждает равнодушную жизнь в городской среде в произведении “Все впереди”.

Белов в своих произведениях показывает бездонную серьезность, коренную взаимосвязь с крестьянами, они содержат много элементов крестьянской психологии. Василий сохранил разговорный язык крестьян в диалогах и рассказе, используя слова и обороты этого стиля, которые необычны для литературного стиля. Умер 12 декабря в 2012 году в городе Вологда. На восьмидесятом году своей жизни.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Александр Македонский – выдающаяся личность истории, полководец, царь, создатель мировой державы. Родился в 356 году до н.э в Македонской столице. Принадлежит к роду мифического героя Геракла

Керенский родился не в самой богатой семье, но и не в очень бедной, 1881 года, в мае, в городе Симбирск. Кроме того, в этом городе также родился Ленин. Родители Александра хорошо дружили с родителями Ленина.

Писателем Борис Львович Васильев стал, когда ему уже было больше 30 лет. Но это уже полностью духовно состоявшийся человек, прошедший ад войны. На фронте был контужен. Из армии ушел в 1954 году, пожелав развиваться на писательском поприще.

Брюсов считается, если не создателем русского символизма, то одним из наиболее заметных деятелей этого направления. На стыке веков, когда пришелся период творческого акме поэта многие люди создавали невероятные произведения

ворчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы.

Больше, чем русский

К 85-летию писателя Василия Белова

23 октября 2017 года исполняется 85 лет со дня рождения Василия Белова (1932–2012) – замечательнейшего писателя, одного из родоначальников и лидеров «деревенской» прозы, мастера слова, воителя за сохранение русского крестьянства и русского видения мира.

В то утро мы записывали воспоминания о Василии Шукшине кинооператора Анатолия Заболоцкого. Всё происходило у ВГИКа, около памятника известным кинематографистам – Шпаликову, Тарковскому и собственно Шукшину. Заболоцкий был расстроен – с самого начала ему эта скульптура не нравилась: «Здесь героизирован Тарковский и совершенно принижен Шукшин: это же быдло сидит, с бычком, в кепке. Он никогда таким не был. Он был интеллектуальнее, чем Андрей». Уже в машине, после записи, пытаясь как-то успокоить Анатолия Дмитриевича, я перевел тему на другого его друга, тоже писателя-«деревенщика» – Валентина Распутина. И тут в разговоре промелькнуло одно имя – Василий Белов. Я быстро сообразил, что речь о крупном писателе из того же направления «деревенской» прозы, но я ничего у него не читал. И чтобы не выглядеть полным профаном, честно сказал: «Обязательно ознакомлюсь!» Глаза собеседника загорелись. «В книжном на Тверской лежит полное собрание сочинений Белова! Купите! Вы не пожалеете! Это надо обязательно прочитать!» – затвердил он.

В книжный я тогда не пошел – пожалел денег, а вот Заболоцкий не пожалел подарить мне большую иллюстрированную книгу Белова. Часть тома занимала живопись из собрания писателя, а часть – его рассказы и очерки. Книга несколько дней пролежала на журнальном столике, терпеливо дожидаясь моего внимания. И вот я ее открыл… С тех пор изменились мои – нет, не дни, а сны. Мне снятся слова Белова. Не образы, не персонажи, а именно буквы, слова, предложения. И мне всегда хочется их произносить, пробовать на вкус… Нырять в их соль, как в родник на жаре. Проза Василия Ивановича для меня – колодец: посмотришь в него, а там живая Россия, села, поля, мельницы, часовни… Смыслы.

Для непосвященных нет резона читать лекцию о литературном направлении «деревенской» прозы, к которому принято причислять Белова. Достаточно знать, что из тени соцреализма оно вышло в середине XX века, когда русская литература уже переставала быть русской, потому что теряла почву под ногами, а именно – духовность, жизнь и чаяния человека, работающего на земле; теряла язык, на котором говорила крестьянская Россия.

Русский язык терял Бога – советская пропаганда готовилась праздновать победу. Хрущев спал и видел «по телевизеру последнего попа». Но тут появились сначала очерки журналистов о жизни на селе – не отчеты о сборе урожаев, а именно очерки о крестьянской жизни. Потом – первые рассказы. И вот в мире заговорили о новой волне в русской культуре – о «деревенщиках». Абрамов, Распутин, Белов, Астафьев, Шукшин… Их книги начали активно издавать, по ним стали делать экранизации. Чем можно объяснить такую популярность прозы, рассказывающей не о космосе, не о Карибском кризисе, не о войнах, а о деревенских старушках, мужаках и мужичишках, о коровках и козочках, о часовенках и банях?

Говоря о земле, «деревенщики» на самом деле говорили о Небе

Всё просто: говоря о земле, «деревенщики» на самом деле говорили о Небе. Для советского времени это было откровением. Необычно. Ново. А главное – пронзительно. Эта литература пронзала пафосный налет пропаганды и доставала до самых истоков, до колодезной воды. «Деревенщики» снова вернули на страницы журналов и книг не советских, а русских людей. Тех самых, которые в Золотом веке как бы застыли и всё это время ждали своей разморозки. В этом смысле именно «деревенщики» – преемники Золотого века. Но главное – «деревенские» прозаики вернули России язык, а русской культуре – Бога. И кому-кому, а Белову мы точно обязаны этим новым расСВЕТОМ!

Он сам был как свет. Как луч – не от солнца, а от золотого купола. Его книги стали тихой проповедью для тысяч советских людей. Его слово несло в себе благодатный огонь, который ласкал уставшие от бестолкового строительства коммунизма души.

Вот лишь один отрывок, для того чтобы всё всем стало понятно. Это из рассказа «Холмы», одной из жемчужин русской литературы. Герой рассказа пробудился от «щемящей тревоги». Накануне к нему пришло ощущение необратимости: он полжизни прожил, а так и не понял: «откуда он взялся, и что значит всё это?» И вот мужик идет гулять по родной деревне:

Читайте также:  Жизнь и творчество Владимира Короленко

«Он вышел на крутой и зеленый холмик, огибаемый голубой озерной подковой. Купол церкви плыл в небе, плыл в редких белых облаках, плыл и всё не мог уплыть. Пчелы тихо жужжали над купами верб. Внизу от ветра и солнца мерцало озеро, голубизна, пронизанная лучами, темнела, дробилась в своем бесконечном изменении. А здесь, на холме, было тихо и зелено. Зной истекал в небо, искажая лесной горизонт волнистыми вертикальными струями».

В этом рассказе есть одна строчка, заслуживающая особого внимания. Герой приходит на кладбище, замечает, что все могилы там – женские. Мужики разбежались. «Шли, торопились, будто на ярмарку, успев лишь срубить дома и зачать сыновей. И вот сейчас на родине, одинокие даже в земле, лежат прабабки и бабушки».

«Одинокие даже в земле» – строка, которая сразу ставит Белова в один ряд с Чеховым, Шмелевым, Буниным и товарищем по цеху «деревенщиков» Распутиным…

Помню, как меня подбросило, когда я это прочитал. Невероятная силища! И у Белова такой силы в каждом рассказе – хоть отбавляй. Пока прочитаешь, все мурашки мира через себя пропустишь.

Белову было что дарить. Более того – он не имел права это не дарить.

Но почему именно ему досталось всё это? (Вопрос: от Кого досталось? – для меня тогда уже был решен.)

Сначала я думал, что это такое утешение писателю за его тяжелые детские годы. Белов с семьей жил на русском Севере, на Вологодчине, в деревне Тимониха; отец его погиб на войне, семья голодала. Все в ту пору спасались как могли. Вася – спасался книгами. Он читал, как ел, – жадно, быстро, с аппетитом. И как любому читающему много и с толком, ему захотелось писать самому. Так родился Белов-писатель.

Но с другой стороны, миллионы так жили и так читали. Но не все стали Беловыми. И тогда я стал снова думать, почему же Бог поцеловал именно Василия Ивановича. И, кажется, недавно додумался. Дело – в любви. Мастер любит, боготворит своих героев, свои деревни, свою землю.

По любви воздастся – это про Белова.

Вот, казалось бы, небольшая зарисовка о деревенской соседке Паране «Колоколена». Совершенно чеховская вещь. «Параня постарела… но говорила она все так же хорошо, громко, на весь дом, слова, как и раньше, не придумывала, а они сами у нее сыпались».

Весь рассказ – это бабкины байки о внуках, детях, о соседе-алкаше. Но с какой нежностью любуется ею писатель! Будто смотрит на икону (образов в доме Белова было всегда много) и радуется. Как радуется любой, у кого есть дар видеть в каждом Божий свет.

«Долго еще я слышал громкий бабкин голос, колоколит он у меня в ушах и посейчас, призывая меня в ольховый родимый край, туда, где точат тихие грибные дожди и пахнет горьким березовым дымом».

Ах ты, Боже мой, какая мы-зы-ка! Зовущая на Русский север, в Тимониху, где остался писательский дом, где в память о его свете играют с солнцем купола восстановленного Василием Ивановичем Никольского храма, где кроется сила Белова. Та недюжинная сила, с которой он не боялся в советское время заступаться за деревню и кричать о том, что вековая крестьянская культура уничтожалась, когда пытались уничтожить православное сознание, и если хотите теперь возродить Россию – стройте церкви.

В 1990-е годы пришлось тратить свой дар на защиту Родины. Но Белов понимал: за это простится, если говорить правду. Да, этой другой Белов по стилю, по жанру, по подходу к языку – но смысл его слова остается прежним: мы уходим от своих корней, а значит, мы умираем.

А еще, – говорил Белов, – «союзное правительство во многих случаях ведет себя по-предательски не только к тем русским, которые живут в республиках, но и ко всей России»; «Я могу доказать, что в сию минуту сохранившиеся в нашей стране остатки крестьянства оскорбляются, эксплуатируются и третируются»… За подобные выражения в «свободные» перестроечные времена можно было легко поймать пулю при выходе из собственного подъезда, и по Василию Ивановичу стреляли – ярлыками. Националист, ретроград, фашист… И казалось, всей демократической и либеральной прессе удалось похоронить Белова заживо. Но нет! – стучала машинка на Вологодчине, скрипел карандаш… И летели по всей стране статьи, рассказы, интервью самого, пожалуй, свободного человека в новой России.

Свобода Белова была проникнута любовью и заключалась только в одном – не вытирать ноги о родную землю. Как ни странно это прозвучит для потомков, но уже одно это в 1990-е и 2000-е годы было подвигом.

Это тогда всенародно любимого русского героя Василия Шукшина опустили на корточки перед ВГИКом.

Лишь в последние годы всё изменилось в нашем мировоззрении, заговорили о том, что Василия Макарыча надо «приподнять», зацитировали Белова… Правда, пока неуверенно. Пока невнятно. Не понимаем мы еще столпов русского слова и русского духа, расставленных писателем в своих произведениях. Не понимаем его персонажей, мечтающих построить мельницу (тоже мне мечта! вот получить бы работу с большой зарплатой. ), смеемся над тем, как деревенский плотник «смакует свое одиночество» (вот же выдумал! ехал бы в город, жил бы весело)… И таких непонятностей из Белова можно приводить десятками…

«Лад» – это не только очерки о русском быте, это гимн памяти о России, а «память формирует духовную крепость человека»

Беловские символы России – они же на самом деле наши исконные, такие же древние, как русский язык («древнеславянский язык, “кровный” родитель русского, мы получили от Бога») – расшифрованы в книге «Лад». С нее лучше всего начать знакомство с Василием Ивановичем. Это не просто очерки о русском быте, это гимн памяти о России! («Память формирует духовную крепость человека».)

И всё же, делясь своими размышлениями о Василии Ивановиче, я признаю: мы прочитаем его не скоро. Кому сегодня до Белова? Если в театрах Третьего Рима выходит на сцену курица с трансвеститом, если в нашем кино не осталось образа русского мужика, если в литературе – мат-перемат, воспевание страстей и копание в собственных комплексах… Кто на фоне всего этого расслышит слова Парани из «Колоколены»?

Ушла под воду Матера Распутина; убили шукшинского Прокудина, духовно голодного, но ищущего и кающегося; теперь доживает свой век Север Белова… А что дальше? Конец русской литературе? Подчеркнуть: «русской»! Лишь временами появляются талантливые авторы, как отсветы на темной полированной мебели, но все это не превращается в единое течение (по примеру «деревенской» литературы), и темное светлым так и не окрашивается…

И несмотря на то, что колодец русского языка переполнен до краев, черпать из него мало кто хочет. Русские родниковые слова гниют и покрываются паутиной – как вода в деревенских журавлях.

Любовь в жизни и творчестве А.С.Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:38, сочинение

Краткое описание

Пушкин. Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в раннем детстве со своими добрыми, мудрыми сказками и остается с нами до конца, с каждым годом даруя нам все больше мыслей и переживаний, которые мы черпаем из его произведений. И с каждым новым прочитанным творением великого поэта мы открываем для себя иного Пушкина. Каждый находит в нем что-то свое, быть может, близкое и понятное только ему.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе любовь в жизни А.С.Пушкина культурология.docx

Институт экономики, управления и права.

«Любовь в жизни и творчестве А.С.Пушкина».

Выполнила: студентка I курса

группы Д 921у Ибрагимова Л.Я.

Преподаватель: Яковлева Е.Л

Казань 2013 год.

Пушкин. Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в раннем детстве со своими добрыми, мудрыми сказками и остается с нами до конца, с каждым годом даруя нам все больше мыслей и переживаний, которые мы черпаем из его произведений. И с каждым новым прочитанным творением великого поэта мы открываем для себя иного Пушкина. Каждый находит в нем что-то свое, быть может, близкое и понятное только ему. Для кого-то Пушкин — учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни. Кто-то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы. А кто-то видит в нем просто друга, которому можно поведать самые сокровенные тайны своей души. Но так или иначе каждый из нас в различные периоды своей жизни обращался к бессмертным творениям Пушкина, черпая в них новые душевные силы, находя успокоение израненному сердцу или просто отдыхая от житейских проблем в волшебном мире стихов Александра Сергеевича.

Для Пушкина любовь была одной из важнейших жизненных ценностей. В трагической по мироощущению «Элегии», написанной в 1830 году, он высказывает свою заветную мечту:

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Дружба, творчество и свобода были для поэта одними из главных ценностей человеческой жизни, ценностями, без которых жизнь превращается в существование. И все же лучшее, наиболее возвышенное из всего, что может подарить человеку судьба, — это любовь. Самое чистое и самое прекрасное чувство, которое может испытывать человек. Чувство, которое отделяет нас от всего остального живого мира. Только любовь дает возможность прикоснуться к основе бытия и познать основу мироздания, с предельной силой ощутить себя живущим. Именно поэтому духовное начало любви, чистота и возвышенность, скрытые в этом чувстве, постоянно притягивали к себе поэта. Любовь была источником и самых сильных его переживаний, и самых совершенных из написанных им лирических стихотворений.

Вся творческая биография поэта неотделима от его любовной лирики. В изображении А.С. Пушкина, как и в самой жизни, любовь многолика и многогранна. Ей сопутствуют самые разнообразные и противоречивые переживания. Все их невозможно перечислить. Это и слепая страсть, кипящая в крови, и ревность, и робость, и уязвленная гордость, вызванные неразделенным чувством. Это печаль и радость, увлечение и разочарование и многое-многое другое.

К теме любви Пушкин обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Темпераментный стих раскрывает любовь поэта к жизни во всем ее многообразии, полифонии и многоголосье. Он восхищается духовной и физической красотой человека. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье. » пронизано грустью, воспоминанием, горестным сознанием утраты, счастьем встречи. Строки:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь —

раскрывают красоту, пылкость, полноту внутреннего мира человека, когда он влюблен. Стихотворение «Я вас любил. » поражает и трогает до глубины души силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Добровольный отказ от личного счастья, амбиций ради самого дорогого и единственно близкого человека на всем белом свете невольно вызывает уважение и восхищение, преклонение перед душевной мощью автора этих строк.

Любопытно проследить, как изменяются любовные переживания поэта и его лирического героя по мере их взросления. Вот стихотворение 1825 года «Желание славы». Вспоминая об оставившей его возлюбленной, о том счастливом времени, когда «. я на тебя глядел и думал: ты моя. », лирический герой горделиво заявляет:

Я новым для меня желанием томим:

Желаю славы я, чтоб именем моим

Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною

Окружена была, чтоб громкою молвою

Все, все вокруг тебя звучало обо мне.

Четыре года спустя подобная ситуация вызовет уже иные ощущения в душе поэта. Во время путешествия в Арзрум он создает лирическое восьмистишие, ставшее шедевром мировой любовной лирики:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой. Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Итак, теперь утрата возлюбленной не вызывает в душе лирического героя эгоистических переживаний. Он желает счастья прежде всего для любимой женщины, и, если ока нашла его с другим мужчиной, значит, тот ее достоин.

Пушкин — тонкий психолог. С какой искренностью, правдивостью смог он передать чувства молодой девушки в письме Татьяны к Онегину! Любовная лирика поэта не позволяет ни одному сердцу оставаться холодным.

Любовь в поэтическом мире Пушкина — это упоительное чувство, которому невозможно сопротивляться. Это закон природы, закон человеческого сердца. Не раз обманувшись в своем пылком порыве, не раз разочаровавшись в любимой женщине, поэт снова и снова возвращается к любви, не задумываясь он ныряет в ее омут, всецело и беззаветно отдаваясь вновь захлестнувшему его чувству.

И хоть порой уже и «не к лицу» и «не по летам», но «болезнь любви» опять берет сердце в плен, заставляя его «пылать и забываться». Сила жизни неизменно побеждает разочарование, жажду спокойствия, стремление к трезвому взгляду на законы реальности: «И сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может».

Большое число своих стихов Пушкин посвятил весне. Весна — пора любви, пора надежд и разочарований, встреч и разлук, радостей и горечи. Стихотворения, посвященные возлюбленным, наполнены чистотой и нежностью:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Любовь не всегда бывает разделенной, счастливой. Кого-то счастье само встречает, а кто-то должен пройти тернистый путь, ведущий к нему. Однако даже в разочаровании нет злости и ненависти:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Разлука, разочарование, отсутствие взаимности в зрелой пушкинской лирике редко оборачиваются безысходным унынием, тоской и неприязнью. Поэт умел «подниматься над обстоятельствами», находить в любви «светлое» начало, невзирая ни на какие барьеры, преграды и трудности. Любовь — сама по себе уже есть настоящее счастье, одно ее присутствие доставляет истинное, ни с чем не сравнимое наслаждение. Любить — значит быть счастливым независимо от того, взаимная это любовь или нет. Это истина, понять которую могут многие, а принять и следовать ей — единицы. Удивительная вера в жизнь, искреннее преклонение перед обаянием и красотой женщины давали Пушкину возможность и силы вместо уныния испытывать «светлую печаль», вместо упреков — благословлять.

Читайте также:  Теодор Шванн вклад в биологию (и что открыл)

Покончив с беспутными похождениями юности, А.С. Пушкин земной идеал нашел в своей жене Н.Н. Гончаровой, И ее образ в воображении поэта оказался слит со светлым ликом Божьей Матери, Мадонны. Именно так обращается он к Наталье Николаевне в стихотворении «Мадонна»:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Говоря о любовной лирике А.С. Пушкина, нельзя обойти молчанием самое совершенное его творение — роман в стихах «Евгений Онегин». Разумеется, сам роман по жанру не относится к лирике, но в нем очень сильно лирическое начало, и это касается не только так называемых «лирических отступлений», но и строк, посвященных любовным отношениям героев. Здесь можно выделить два «письма»: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Их несомненная лирическая природа подчеркнута, в частности, тем, что каждое из них поэт наделяет собственным заголовком, отказываясь от разработанной им для основной ткани романа «онегинской строфы». «Письмо Татьяны к Онегину» — это эмоциональный выплеск первого любовного чувства, зародившегося в сердце юной девушки, неопытной, неискушенной, полностью доверившейся своему избраннику. Заканчивая его, она восклицает:

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю.

Кончаю! Страшно перечесть.

Стыдом и страхом замираю.

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю.

Письмо Онегина Татьяне носит иной характер. Оно написано зрелым человеком, много испытавшим на поприще «науки страсти нежной». Но и для него новая неожиданная любовь становится толчком к душевному перевороту, заслоняет собой весь мир. Если бы кто-то решил вывести «формулу любви», то ее поэтическим выражением вполне могли бы стать слова Евгения Онегина из его письма Татьяне:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть: вот блаженство!

С тех пор как были написаны эти строки, прошло много десятилетий, сменилось несколько эпох. Но они волнуют меня так, как будто написаны нашим современником. А чувства, выраженные в этих прекрасных стихах, такие же, какие может пережить каждый из нас, молодых людей начала XXI века. Поэтому я считаю, что, может быть, некоторые стихотворения А.С. Пушкина, связанные с политическими и историческими событиями его времени, не очень важны и интересны для нашего поколения. Зато его любовная лирика будет читаться и нами, и нашими детьми и внуками. Ведь любовь — это вечное чувство, которое всегда будет освещать жизнь человека.

Тема любви в поэзии Пушкина выходит за рамки лирической исповеди о конкретных переживаниях, превращается в своеобразную философию чувства, в размышление о смысле человеческой жизни.

Любовь сама по себе есть целый мир, и жить в этом мире — есть счастье, даруемое нам щедрой судьбой, счастье, которое требует от человека искренности, открытости, чистоты и благородства. Но понять эту простую истину может только влюбленный.

Без вдохновения, созданного любовью, Пушкин не смог бы творить свои прекрасные произведения о любви. Поэтому поэту требовалось постоянное состояние влюбленности. Его муза — любовь. Свою поэтическую энергию Пушкин черпал именно в ней:

Любовь в жизни А. С. Пушкина

Любовь в жизни А.С. Пушкина

1. Введение. Пока душа не обезумела

и Пушкин в ней – душа жива…………………………………………..2

2. Основная часть. Светлая грусть

3. Заключение. И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может…………………………………………….5

Пока душа не обезумела и Пушкин в ней – душа жива.

Пушкин.… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остаётся в ней до конца. Каждый находит в нём что-то своё, может быть, близкое и понятное только ему. Для кого-то Пушкин – учитель, помогающий идти по жизни. Кто-то ищет в его произведениях просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души. Ведь поэт никогда не оттолкнёт. Напротив, он даст совет, такой незатейливый и понятный, или скажет несколько добрых слов, которых так мало в нашей жизни. У каждого возраста свой Пушкин.

Е. Евтушенко сказал: «Пока душа не обезумела и Пушкин в ней – душа жива».

Блок в начале века тоже писал об этом, но по-другому: «Дай мне руку в непогоду, помоги. » И Пушкин помогал.

За что люди, познакомившись с творчеством великого поэта, влюбляются в его произведения на всю жизнь? Я думаю, за веселье и мудрость, грусть и благородство, за верность мечте о духовной свободе человека, которую он пронёс через всю жизнь, и за умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда очень нелегко. Он был и несчастным порой, и разочарованным, и измученным, и раненым, и умирающим.… Но он всегда озарял жизнь вокруг себя светом.

Светлая грусть стихотворений о любви.

Самым прекрасным чувством издревле считается любовь. На любви к ближнему построены все религии на земле. Любовь и красота являются мощными двигателями прогресса. Человечество хранит в своей памяти имена людей, жизнь которых была отмечена высокой любовью к родным людям, к Родине, к человечеству.

А. С. Пушкин – русский писатель, один из тех людей, которые удостоились этой самой драгоценной памяти человечества. Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Любовь предстала в лирике Пушкина в таком, присущем ей, естественном сочетании духовного и физического счастья, в такой своей подлинной земной сущности, предстала такою светлой, какой она ещё не являлась в мировой поэзии, склонной нарушать это единство, отделяя то одну, то другую сторону любви. Пушкинская лирика освятила, облагородила все стороны любви, она показала, что нет в них ничего «грешного», если всё освящено человечностью, целостностью чувств, его взвешенностью, глубиной.

Любовь – это мелодия, а мелодию творят не по мгновенному, неуверенно мелькнувшему, невзвешенному порыву, а по вдохновению. Литературоведы подсчитали, что А. С. Пушкин посвящал свои стихи ста тридцати семи женщинам. Они только не понимают, что гению позволено больше порою, чем другим, что без вдохновения, созданного любовью, не будет прекрасных произведений о любви.

Александр Сергеевич Пушкин свою поэтическую энергию черпал именно в ней:

Пройдёт любовь, умрут желанья;

Разлучит нас холодный свет;

Кто вспомнит тайные свиданья,

Мечты, восторги прежних лет?

(«В альбом», 1817 год)

«Женщинам Пушкин нравился,- вспоминает брат Лев,- он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём».

(«Это,- пишет Пушкин В.Ф. Вяземской о невесте,- замечу в скобках, моя сто тридцатая любовь». И без этого, решимся заметить в тех же скобках, мы бы, возможно, никогда не имели, например, такого обилия и разнообразия любовной лирики Пушкина.)

На излёте 1828 года на балу, как вспоминает танцмейстер Иогель, Александр Сергеевич увидел юную девушку. Когда они встретились впервые, ей едва минуло 16 лет. Она была в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове. Александр Сергеевич не мог отвести от неё глаз. Звали девушку Таша, Наташа, Наталья Николаевна, Натали.

Подъезжая под Ижоры,

Я взглянул на небеса

И воспомнил ваши взоры,

Ваши синие глаза,-

писал он ей. Пушкин полюбил её, с ней теперь стали связаны его мечты о своём доме, своей семье. 1 мая 1829 года граф Фёдор Иванович Толстой попросил руки Натальи Гончаровой у её матери Натальи Ивановны. Ответ был ни положительным, ни отрицательным – уклончивым: дескать, девушка молода, ей всего семнадцать, и с замужеством надо бы повременить.

После неудачного сватовства Пушкин уехал на Кавказ, где в то время шла русско-турецкая война. «В ту же ночь я уехал в армию,- писал Пушкин позднее,- вы спросите меня – зачем? Клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы…»

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

(«На холмах Грузии…»)

В этом стихотворении состояние лёгкой и «светлой» печали вслух мотивируется слишком корректно: лишь сдержанным названием самой далёкой побудительной причины – «ночная мгла» в горах, торжественная и тихая красота ночного мира. Поэт сводит вместе, ставит рядом далёкую причину и конечное следствие – интимное признание.

Перед нами уже некий результат того психического хода, в результате которого и «грустно и легко». Автор посвящает нас в свои переживания, – но мы при этом остаёмся «снаружи».

Около двух лет тянулась мучительная история сватовства А. С. Пушкина. Согласие было получено лишь в апреле 1830 года. Вскоре после помолвки поэт пишет: «Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой – она..почти моя… Я никогда не хлопотал о счастии. Я мог обойтиться без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?»

Как печально поражает эта горестная недоверчивость Пушкина к возможности обыкновенного человеческого счастья для него, гонимого поэта с зыбким и туманным будущим! Эти сомнения красной нитью проходят через многие его письма предсвадебного периода. Все письма невесте пишутся на французском языке. Пушкин стремится поскорее сыграть свадьбу, а она всё откладывается. Наталья Ивановна (мать невесты) постоянно находит причины для того, чтобы отложить свадьбу. Но вот она состоялась. Пушкины стали первой парой России: первый её поэт и первая её красавица. Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё больше твоего лица». Вот такую Мадонну, свою икону, так высоко ценил А. С. Пушкин свою Натали. В его глазах ей не было равных не по красоте, не по нежности, не по уму. Поэт воссоздал в своей жене свой идеал, свою Мадонну.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Трудно быть женой гения, особенно, если ты при этом молода и очень красива. В их семейной жизни было всякое: радости, высокая любовь, четверо детей, но и, конечно, недомолвки, ссоры. А ещё разлуки. Исследователи подсчитали, что за семнадцать месяцев, что А.С.Пушкин не виделся с женой, он написал ей 78 писем. И все письма жене пишутся по-русски. Это верный знак перехода нормального, довольно изысканного жениховства в нормальную простую семейную жизнь. Жена оставалась «мадонной», «красавицей», «ангелом прелести» (это все её называния в письмах к ней). Не любить Наталью Николаевну сердце Пушкина, действительно, не могло. Перед смертью он сказал: «Ступай в деревню, носи по мне траур два года и потом выходи замуж, но за человека порядочного». Это такие простые, такие великие слова, – ведь опять в них то же: «…я не хочу печалить вас…» только не всем сказанные, а одной, не завет, а прощание.

И сердце вновь горит и любит…

Многосторонне и широко претворена в поэзии Пушкина одна из вечных тем – тема любви. В душе поэта всегда жил идеал любви самозабвенной, преданной. Он воспевал её как величайшую жизненную ценность.

Пушкин открыл для себя и воплотил в своих произведениях апофеоз любви как идеал самоотверженного чувства, как могучий импульс жизни, как возрождение к творчеству, обновление взглядов на мир. Это богатство воплощения любовной темы отражало богатство души поэта, разнообразие его переживаний. Какие удивительные люди жили раньше, как они умели любить.

Любовь – сложная наука. Сейчас предлагают для овладения этой наукой пользоваться услугами книжного рынка, где имеется масса книг – руководств по вопросам любви. Но я считаю, что мы, молодые люди 21 века, не находим в современной книжной продукции ответа на волнующие нас проблемы в этом плане. Поэтому у меня лично возникает желание вновь и вновь перечитывать стихи Александра Сергеевича Пушкина, учиться у него любви.

Любовь для Пушкина – это великое духовное чудо, окрыляющее и очищающее человека. Великий человек, потому что огромная, неохватная , необъяснимая душа. Душа, сотканная из любви.

Любовь – это надежда, вселяющая в человека силу и вдохновение, возвышающая его:

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

( «На холмах Грузии…»)

Что же вообще может быть прочувствовано и высказано лучше этого, что?

1. Алексеев М. П. Новый автограф стихотворения Пушкина « На холмах Грузии» М.-Л., 1966 стр.31-47

2. Белецкий А. И. Из наблюдений над стихотворными текстами А. С. Пушкина М.- Л., 1985 стр.86, 89, 93

3. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина М., 1986

4. Мейлах Б. С. Творчество А. С. Пушкина Москва «Просвещение»1984

5. Пушкин А. С. Избранные сочинения М. Профиздат 1993

6. Рождественский В. И.И дружба, и любовь… Черты пушкинской лирики М., 1970, стр. 35-38

7. Томашевский Б. И. Пушкин М.- Л.,кн.2, стр. 73-84.

Ссылка на основную публикацию