Жизнь и творчество Виталия Бианки

Виталий Бианки

Биография

Виталий Бианки открыл советским малышам волшебный мир природы, на страницах его книг жизнь животных наполнена невероятными приключениями. Писателя называют волшебником, сумевшим увидеть чудеса в простых вещах. Легкий и красочный язык, подкрепленный знаниями биолога и натуралиста, без труда будит воображение каждого ребенка.

Детство и юность

«Все мы родом из детства» – это выражение подходит Виталию Бианки как никому другому. Мальчик родился и вырос в удивительной среде. Отец Валентин Львович, заведующий орнитологическим отделом зоологического музея Петербургской академии наук, устроил дома настоящий зоопарк.

Виталий Бианки в детстве (слева внизу), его родители и братья

Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами. Семья, прихватив живность, на лето уезжала в деревню Лебяжье. Однажды во дворе дачи Бианки даже поселился лосенок, подобранный егерями, но осенью животное пристроили в зоопарк.

На природе открывался еще более увлекательный мир, с которым отец спешил знакомить детей. Сыновья бродили с ним по лесам, записывали наблюдения, учились охотиться и рыбачить. Интерес к природе и науке определил профессии детей. Старший сын посвятил жизнь энтомологии, средний стал метеорологом. А младший, Виталий, видел себя ученым-орнитологом, впечатлившись поездками в Лебяжье, где пролегал великий морской путь перелетных птиц.

Виталий Бианки в юности

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в Петербургский университет, на отделение естественных наук, но Первая мировая война внесла коррективы – молодого человека мобилизовали.

Виталий Бианки в молодости интересовался политикой, примкнул к эсерам, ходил под знаменами Колчака. За грехи юности в дальнейшем поплатился. Мужчину преследовали советские власти, арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности и однажды даже выслали в Уральск (Казахстан).

Виталий Бианки в молодости

После Октябрьской революции Виталий Валентинович несколько лет прожил на Алтае, в городе Бийске. Здесь писатель читал лекции по орнитологии, работал в краеведческом музее, знакомил с азами биологии школьников, организовывал научные экспедиции и писал рассказы для детей.

Литература

Наблюдения за жизнью животных Виталий записывал – эти заметки стали основой произведений о природе. Список библиографии автора содержит более 300 сказок, повестей, статей и рассказов, а свет увидели 120 книг. Писатель однажды признался в обращении к читателям:

«Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка».

Литературный талант Виталия Бианки расцвел после возвращения в 1922 году с Алтая в родной город. В Ленинграде он попал в кружок детских писателей Самуила Маршака и с головой ушел в создание мира, сотканного из щебета птиц, зелени трав и приключений животных.

Виталий Бианки наблюдает за птицами

Первую сказку «Путешествие красноголового воробья» оценили юные читатели, а в благодарность получили целый ряд отдельных книг: «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше?».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».

Виталий Бианки с питомцами

Молодые родители обязательно пополняют домашнюю библиотеку сказкой «Синичкин календарь», которая в игровой форме знакомит малышей со сменой времен года и месяцами. Вместе с синичкой Зинькой познавать мир – одно удовольствие. На страницах книги – ответы на вопросы, почему замерзают реки, когда прилетают и улетают птицы и многие другие интересные факты о животных и природе.

Необыкновенной работой, не знавшей еще аналогов в литературе, стала книга «Лесная газета». Виталий Бианки начал этот труд в 1924 году, до 1958 года вышло 10 изданий, которые постоянно дополнялись и меняли вид.

Книги Виталия Бианки

Энциклопедия, календарь, игра – это все о «Лесной газете», состоящей из 12 глав, каждая посвящена месяцу года. Материал писатель облекал в газетные жанры: на странице книги появились телеграммы, объявления, хроники и даже фельетоны, содержащие новости о жизни леса. «Лесную газету» тепло приняли дети и в других странах – книгу перевели на несколько языков.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.

Писатель Виталий Бианки

Точку в творческой биографии писателя поставила незавершенная книга «Опознаватель птиц на воле». В дневнике Виталий Бианки писал:

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни. – от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде».

Личная жизнь

С будущей женой Виталий Бианки познакомился в Алтайском крае, когда работали вместе в гимназии. Вера Клюжева, дочь врача и преподаватель французского языка, родила писателю четверых детей – дочь и троих сыновей. Наследники, благодаря отцу, тоже впитали интерес к окружающей природе.

Виталий Бианки и его жена Вера

Сегодня живет и здравствует только один сын Бианки – Виталий, орнитолог, доктор наук, работающий в Кандалакшском заповеднике Мурманской области. Мужчина в прошлом году отметил 90-летие, но, несмотря на возраст, до сих пор поглощен научной работой и поездками в полевые экспедиции.

Семья Виталия Бианки

В одном из интервью Виталий Витальевич рассказывает, что отец, следуя примеру своего родителя, каждое лето вывозил детей в деревню. Дома, в городской квартире, жили канарейки, собаки, а однажды поселилась летучая мышь.

Сын Виталия Бианки

Автор детских книг отличался позитивным отношением к жизни, умел радоваться мелочам – восходу солнца, весенним ручьям и сгорающему золоту осени. В семье Бианки укоренились традиции, которые до сих пор по возможности поддерживают внуки – новогодние игрушки создавали исключительно собственными руками, а в день весеннего равноденствия пекли жаворонков из теста.

Виталий Валентинович любил играть с детьми, дочь и сыновья выступали первыми критиками его новых произведений, с удовольствием коротал часы за настольными играми.

Смерть

В последние годы жизни Виталия Бианки мучили болезни. Пока еще мог ходить, часто выезжал ближе к природе, в Новгородской области иногда снимал половину частного дома и гулял по любимому лесу. Однако вскоре диабет и заболевание сосудов лишили писателя возможности передвигаться.

Могила Виталия Бианки

Внук Александр Бианки вспоминает, что последние 20 лет дед постоянно готовился к смерти и сокрушался:

«Как хочется жить и написать еще что-то».

Автор увлекательных книг для детей умер в 65 лет от рака легких. Виталия Валентиновича похоронили на Богословском кладбище.

Жизнь и творчество В.В. Бианки

Бианки В. В. (1894 – 1959) – один из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни неподражаемого мира животных. Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода.

Виталий Бианки родился в 1894 году в Петербурге в семье обрусевшего итальянца Валентина Львовича Бианки, ученого-орнитолога, хранителя зоологического музея Императорской Академии Наук. Квартира хранителя находилась прямо напротив музея, и маленький Виталий Бианки с двумя братьями часто бывали в его залах, где за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Но это были лишь чучела животных, а дома, в квартире хранителя императорского музея, расположился небольшой зоопарк с настоящими кошками, собаками, ежиками и прочими зверушками.

Летом семья известного ученого уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий Бианки, когда ему не было и пяти лет отроду, впервые погрузился в общение с природой в лесных окрестностях Лебяжьего. С тех пор он остался влюбленным в лес и его обитателей. Мир животных стал для него заповедной страной.

Разными были интересы Виталия Бианки. Разнообразным было и его образование. Он окончил гимназию, затем поступил на факультет естественных наук Петербургского университета. Позднее он изучил еще один курс наук – в институте истории искусств. Но главной любовью его так и остался мир животных, мир леса и его обитателей. Поэтому главным своим учителем всю жизнь Виталий Бианки считал своего отца, Валентина Львовича Бианки. Именно он приучил сына записывать все наблюдения за жизнью животных.

Много лет, особенно в смутные годы установления советской власти, когда в начале 20-х годов Бианки жил на Алтае и работал в краеведческом музее и учителем биологии в одной из школ г. Бийска, он записывал все свои впечатления и наблюдения над миром животных, над жизнью обителей необъятной тайги, в которой он провел не одни сутки. Он записывал все, что видел, все, что слышал. Записывал даже тогда, когда эти записи никому не были нужны, казались абсолютно бесполезными и лежали мертвым грузом в ящике письменного стола. Но прошло немного лет, и они преобразились в увлекательные рассказы и сказки о чудесном мире природы и его обитателях.

Вернувшись осенью 1922 года в Петроград, он познакомился с С. Маршаком, который привел молодого естественника в интересный литературный кружок при одной из городских библиотек. Там собирались так называемые “детские” писатели: Чуковский, Житков, Маршак. Рассказы Виталия Бианки о жизни животных очаровали всех, и вскоре он понял, что все записки обо всем виденном им в тайге, не сделаны напрасно и не будут лежать мертвым грузом в ящике его письменного стола. Совсем скоро в литературном журнале для детей с веселым названьем «Воробей» был опубликован первый рассказ Виталия Бианки «Путешествие красноголового воробья». А в следующем, 1923 году, увидела свет его первая книжка о жизни животных «Чей нос лучше».[31]

Но самой знаменитой книгой Бианки В. В. о мире животных стала его добрая и гуманная «Лесная газета».[8, 84] Это была первая такая книга в мировой литературе. Она до сих пор остается непревзойденной как по оригинальности формы, так и по насыщенности содержания. Другой подобной не было и нет. Вся возможная и невозможная информация о жизни животных и птиц, все самое доброе, самое каждодневное и обычное, но скрытое от глаз человеческих лесными далями, и все удивительно необычное, что происходило и происходит из века в век, изо дня в день в живом мире животных, описано на страницах «Лесной газеты». Здесь можно было найти все – от объявления о съеме квартиры скворцами до уголовной хроники, не редкими в мире животных.

С 1928 года «Лесная газета» много раз переиздавалась, переводилась на разные языки мира. Много лет лесные репортажи звучали изо дня в день по радио в детской передачах «Вести из леса».

Бианки В. В. писал о лесе 35 лет. Он автор более трехсот произведений о жизни мира животных. Его добрые гуманные рассказы и сказки воспитывали миллионы детей. Не одно поколение ребят они научили доброте и любви к братьям нашим меньшим, научили заботе и милосердию к тем из них, кто попал в беду.

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.

В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок», о которых он писал: «Они лежали мертвым грузом у меня на душе. В них – как в Зоологическом музее – было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить». Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой «Лесной газеты» на каждый год (1927).[31]

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – «Чей нос лучше?» (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

В статье «Об антропоморфизме» (1951) писатель отвергал определение себя как писателя-антропоморфиста. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как «Первая охота» (1923), «Кто, чем поет» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937) и др. По некоторым из них («Оранжевое горлышко» (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести («Одинец», 1928, «Карабаш», 1926, и др.), рассказы (сборник «Прятки», 1945 и др.) и тематические циклы («Мышонок Пик», 1926, «Синичкин календарь», 1945 и др.)

Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Писатель Н.И. Сладков говорит о нем как о «первооткрывателе», а сам автор называет себя «переводчиком с бессловесного». Во многих рассказах Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней («По следам», «Как дяденька Волов искал волков», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Озеро-призрак» и др.) Перед нами не скучный морализатор, а мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий (рассказ-загадка «Роковой зверь», приключенческая повесть «Мышонок Пик», «биографическое» описание животного «На Великомморском пути» и др.) Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, который с легкостью усваивается ребенком младшего школьного возраста.

Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив. человеческую жизнь в зависимость от знания следов», — писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя.

Его известные «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо обязательно постигнуть, докопаться до самой их сути.

В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышёвку-сверчка)». В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке – «неслышимке»: «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда станет, понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное».[7, 147]

Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатств.

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Совершенно особое место в творчестве писателя занимает «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Идею создать “колесо года” подсказал отец, а название придумал С.Я. Маршак.

«… Я написал «Лесную газету». Книга имела успех. Я тогда не думал об этом.… Но и тогда и теперь одна у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая её чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из неё, как цыплёнок из яйца».[7, 164]

Читайте также:  Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Рассказывая детям о круглогодичных изменениях в природе, В. Бианки смело и остроумно обыгрывает форму газеты, имитируя газетные отделы, броские заголовки, периодичность выпуска номеров, даже объявления, телеграммы, письма. Очень хороши отделы «Тир» и «Остроглаз», которые дают материал для творчества читателей. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Можно не только читать обо всем на свете, но и играть, разгадывать, узнавать следы зверей, мастерить кормушки, птичьи домики и многое другое.

Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Познавательные рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Виталия Валентиновича Бианки, на страницах детских журналов и газет. Виталий Бианки писал: “Весь огромный мир кругом меня, надо мной и предо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире”.[7,191]

Не хотелось бы только, чтобы все, кто работает с детьми, относились к В. Бианки только как к популяризатору научных знаний, рассматривали его произведения как дополнительный материал к урокам природоведения или биологии. Значение его творчества гораздо глубже. Это определил его ученик и последователь, писатель Э. Шим: “Про Виталия Бианки можно сказать, что он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он тоже учит девчонок и мальчишек, как вырасти настоящими людьми”.[26, 122]

Виталий Валентинович Бианки биография детство, личная жизнь, творчество, интересные факты из жизни, список книг, рассказов и произведений детского писателя

Виталий Бианки, биография которого включена в школьную программу, познакомил советских малышей с волшебным миром природы. Страницы его книг наполнены увлекательными приключениями, происходящими с животными, птицами и насекомыми. За писателем закрепился статус волшебника, сумевшего разглядеть чудесное в простых вещах. Посредством лёгкого и красочного языка, подкреплённого биологическими и натуралистическими знаниями, он смог легко разбудить детское воображение.

Детские и юношеские годы

Датой рождения будущего детского писателя является зима 1894 года, местом — город Ленинград. Созвучное имени отчество он получил от папы — Валентина Львовича — известного ученого-орнитолога (знатока птиц), состоявшего в Академии наук и работавшего в Зоологическом музее.

Интересным фактом является происхождение рода Бианки, уходящего корнями в начало XIX столетия. При этом одни предки писателя были швейцарцы, а другие — немцы, но все носили общую фамилию Вайс, в переводе звучащую как «белый».

А вот появление фамилии Бианки связано с прадедом Виталием, который был известной оперной звездой. Когда ему предложили концертный тур по Италии, обязательным условием было придумать псевдоним — для лучшего приёма публикой. Прадед назвался Бианки, что также обозначает «белый», но на итальянском языке. Мелодичная фамилия настолько понравилась мужчине, что он взял её официально.

Вполне естественно, что с детства мальчик заинтересовался природой — он заслушивался рассказами отца дома, часто бывал у него на работе и делал первые записи об окружающей среде. Впоследствии Виталий скажет, что папа — это его «первый лесной учитель». Выдающийся орнитолог устроил дома подобие зоопарка- c птицами, ящерицами, змеями и черепахами.

Семья вместе с живностью всегда проводила лето в деревне Лебяжье. Однажды на дачный двор Бианки забрёл лосёнок, но его вскоре определили в зоопарк.

Природа манила своим увлекательным миром, который отец открывал детям. Мальчики постоянно ходили с ним в лес, записывали наблюдения, учились охоте и рыбалке. Эти увлечения непосредственно повлияли на профессии детей:

  • старший сын стал энтомологом;
  • средний выбрал метеорологию;
  • младший мечтал связать свою жизнь с орнитологией.

Виталий, будучи подростком, даже не задумывался о сочинении и написании рассказов. Он сочинял стих, неплохо пел, увлекался спортом и точными науками.

Парень играл в футбол за несколько петербургских клубов, а по окончании школы успешно сдал вступительные экзамены на отделение естественных наук Петроградского вуза. Но с началом Первой мировой войны его призвали в армию.

Алтайский период

В 1916 г. юноша учился в армии и стал выпускником ускоренных курсов Владимирского военного училища, получил погоны прапорщика и продолжил службу в артиллерийской бригаде.

Через год он примкнул к эсерам и входил в комиссию, занимающуюся охраной художественных памятников Царского Села.

В 1918 году войска, где служил Бианки, были передислоцированы на Волгу. Тем же летом Виталий поступил на работу в самарскую газету «Народ».

Под натиском красноармейских войск будущий писатель вместе со своей частью эвакуировался из Самары. Дальше временными местами его жительства были Уфа, Екатеринбург, Томск и, наконец, Бийск. Здесь в 1919 году его мобилизовали в армию Колчака и направили сначала в Барнаул, а затем — в пехотные войска оренбургского фронта, откуда Бианки вскоре дезертировал и взял себе фамилию Белянин. По документам он до конца дней оставался с двойной фамилией Бианки-Белянин. В этот период жизни Виталий занимался:

  • чтением лекций и написанием заметок по орнитологии;
  • организацией научных экспедиций;
  • работой в краеведческом музее;
  • преподаванием биологии в школе.

Также он был автором «Лесной газеты», публиковал стихотворения и заметки. Все наблюдения за природой Виталием были записаны и сохранены, со временем их накопилось очень много. Эти записи со временем стали основой его художественных произведений.

В автобиографии Бианки указывал свою принадлежность к эсерам, по этой причине его дважды арестовывали. В 1922 году до Виталия дошла информация о предстоящем очередном аресте, и он в срочном порядке уехал из Бийска в родной город.

Литературное творчество

В Петербурге Бианки плотно занялся литературой. Он работал в клубе детских писателей вместе с Маршаком, Чуковским и Житковым. Публикация первого рассказа «Путешествие красноголового воробья» датируется 1923 годом. Затем читатели смогли увидеть книгу «Чей нос лучше?» Короткие истории о животном мире, состоящие из интересных фактов и юмористических заметок, очень понравились детской аудитории. Особой популярностью отличался рассказ «По следам», который многократно переиздавался.

В творческом списке Виталия Бианки рассказы для детей, различные повести, циклы и сказки. Все они обладают хорошим качеством: помимо интересного чтения, они побуждают юного читателя к наблюдению, сравнению и исследованию. Писатель не просто показывает картинку окружающей природы, он учит детей разбираться в тайнах леса и загадках животного и птичьего мира.

Виталий Валентинович жил стабильно и благополучно до конца 1925 года, пока его снова не арестовали. Автору детских книг вменили участие в несуществующей подпольной организации и сослали на три года в Уральск. В ссылке Бианки продолжал творить. К тому периоду относится написание:

  • «Карабаша».
  • «Одинца».
  • «Аскыра».

Прошло всего три года после возвращения в Ленинград, когда произошёл очередной арест, но тогда писателя отпустили из-за недостаточности обвинений. В 1935 Бианки снова арестовали и суд вынес решение отправить его с семьёй в ссылку (Актюбинская область). Вскоре это обвинение было снято.

Когда началась Великая Отечественная война, Виталия Валентиновича не взяли на фронт из-за больного сердца. Период блокады Ленинграда он переждал в эвакуации на Урале, а затем вернулся домой. Писатель часто жил на даче, любил выбираться в сёла и наблюдать за всем происходящим вокруг.

Одной из самых знаменитых книг Виталия Бианки стала «Лесная газета», которую он создал в 1924 году, корректировал на протяжении всей жизни и несколько раз переиздавал. Оригинальность формы и насыщенность содержания сделало эту книгу уникальной — не имеющей отечественных и зарубежных аналогов.

Используя жанр газетной публицистики, автор доносит до читателя различную информацию о ежедневных буднях лесных жителей. Всё, что удивительно человеку, но так обыденно для животного мира, раскрывается на страницах этого произведения. «Лесная газета» пестрит объявлениями скворцов, отзывами о спектакле птиц и даже уголовной хроникой.

Советские школьники зачитывались рассказами и сказками Виталия Бианки и без труда узнавали его портрет в учебниках русской литературы. Но и сегодня его творчество не менее актуально: в программу начальной школы (с 1 по 4 класс) включено изучение краткой биографии писателя и его различных произведений:

  • «Кто чем поёт?»;
  • «Красная горка»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Музыкант»;
  • «Лесные домишки»;
  • «Синичкин календарь» и др.

Всего Виталий Валентинович Бианки, которого зовут волшебником, способным разглядеть чудеса в обыденных вещах, написал более 300 произведений.

На его добрых рассказах и сказках воспитаны миллионы детей. С их помощью несколько поколений мальчиков и девочек учились быть добрыми, любить братьев своих меньших, заботиться о них и помогать тем, кто попал в беду.

Личная жизнь

Первый раз Виталий Бианки женился в 1916 году. Его супругой стала дочь титулярного советника Зинаида Захаревич. От этого брака у пары родился первенец Михаил.

Свою вторую жену писатель встретил в Алтайском крае в 1921 году, они вместе преподавали в гимназии. Вера Клюжева была дочерью врача и преподавала французский язык. Она подарила супругу ещё двоих сыновей — Виталия и Валентина и дочь Елену. Детям от отца передалась повышенная заинтересованность окружающей природой. Виталий Валентинович всегда охотно занимался с детьми, которые были первыми читателями и рецензентами его творчества, а также любил играть в настольные игры.

Сегодня остался жив только один сын писателя — Виталий. Он всю жизнь занимался орнитологией и работал в Кандалакшском заповеднике (Мурманская область). Не так давно Виталию Витальевичу исполнилось 90 лет, но, невзирая на почтенные годы, он продолжает заниматься научной работой и ездит в полевые экспедиции.

Виталий Бианки всегда позитивно относился к жизни и радовался мелочам — от восхода солнца и весеннего ручья до сгорающего золота осени. В семье писателя и сегодня чтут традиции, установленные писателем: например, его внуки собственноручно делают ёлочные игрушки и пекут съедобных жаворонков в день весеннего равноденствия.

В последние годы жизни Виталий Валентинович постоянно болел. Из-за заболевания сосудов и сахарного диабета он не мог ходить и посещать любимый лес, но писать не прекращал. Последняя книга «Опознаватель птиц на воле» так и осталась незаконченной. В 1959 году писатель скончался от рака лёгких и был похоронен на Богословском кладбище.

Сегодня в его честь названо немало улиц в различных городах и библиотек. На произведениях автора детских книг воспитано несколько поколений детей.

Бианки Виталий: краткая и полная биография писателя. Топ 10 интересных фактов

Знание жизни писателя – ключ к новым смыслам его произведений, а значит знакомство с краткой и полной биографией Виталия Бианки поможет по-новому посмотреть на творчество знаменитого автора. Советская литература для детей занимает особое место среди читателей на всём постсоветском пространстве. Бианки Виталий Валентинович, отразивший в своих литературных произведениях точные научные факты природного мира, выделяется из писателей того времени.

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) – известный детский писатель, один из основателей познавательной детской литературы, краевед, биолог и орнитолог. В творчестве автора сплелись научные знания и художественный текст, что позволило ему создать несколько сотен увлекательных произведений о природе. С самого детства Бианки делал заметки о событиях в жизни леса, которые стали основой его творений.

  1. Краткая биография
  2. Полная биография
  3. Детство
  4. Служба
  5. Личная жизнь
  6. Профессиональный путь
  7. Память
  8. 10 интересных фактов из жизни Виталия Бианки

Краткая биография

Жизнь знаменитого советского писателя Виталия Бианки началась в 1894 году в городе Санкт-Петербург. Отец, выдающийся учёный-орнитолог, старался привить сыну любознательность к окружающему миру. Виталий рос в атмосфере любви к природе: частые прогулки по лесу, посещение Зоологического музея по работе отца, регулярные приёмы учёных в области естественных наук, поездки в деревню. Всё это сформировало у Бианки неподдельное любопытство к жизни птиц, насекомых и лесных зверей, которое в дальнейшем стало основой всего его творчества.

Стремление к естественным наукам ведёт Виталия Бианки в Петроградское высшее учебное заведение. Отучиться Виталий не успевает, в начале Первой мировой войны отправляется в армию. Будущий писатель получает образование военного и в звании прапорщика служит в артиллерии.

В первое десятилетие XX века в жизни Виталия Бианки происходит множество разнообразных событий: встреча с Зинаидой Александровной Захаревич и первая женитьба, присоединение к социалистам-революционерам и как результат эвакуация и частые переезды. В этот период писатель сменяет 5 городов: Самара, Уфа, Екатеринбург, Томск, Бийск. Но, вне зависимости от места и обстоятельств, Бианки ведёт свою естественно-научную деятельность: лекции по орнитологии, экспедиции, управление краеведческим музеем, уроки биологии для детей.

Второе десятилетие XX века ознаменовано становлением в профессиональной литературной деятельности. Из жизненных событий этого периода можно выделить знакомство с Верой Николаевной Клюжевой, второй женой Виталия Бианки.

Писатель создаёт «Лесную газету», публикуется в печатной периодике, становится участником литературного клуба для детских писателей и совершает успехи в издательском направлении с рассказом «Путешествие красноголового воробья» и книгой «Чей нос лучше?». Читатели положительно восприняли творчество автора. Сказочные повествования с занимательными фактами животного мира стали популярными среди детской аудитории.

1928 – год выпуска «Лесной газеты», произведения в стиле художественной публицистики о круглогодичной жизни леса. Книга стала популярной среди юных читателей и неоднократно переиздавалась.

Во времена Великой Отечественной войны Виталий Бианки не стал участником боевых действий по причине болезней сердца. Всё это время писатель продолжал создавать волшебный мир природы. В середине пятидесятых годов XX века «Лесная газета» получает своё развитие в передаче для радио «Вести из леса».

1950-е года стали тяжёлыми для Виталия Бианки. Он постоянно болел, но, несмотря на это, продолжал творческую деятельность. Последнюю книгу «Опознаватель птиц на воле» автор так и не успел окончить. 1959 – год смерти знаменитого детского писателя. В июне состоялись похороны на Богословском кладбище города Санкт-Петербург.

Полная биография

Детство

Начинается история Виталия Валентиновича Бианки зимой 1894 года. Его отец Валентин Львович, выдающийся учёный-орнитолог, с ранних лет стремился привить сыну естественную любознательность к природе. Он водил сына на работу в Санкт-Петербургский Зоологический музей, организовывал лесные прогулки, развивал наблюдательность по отношению к живому миру и научил его фиксировать замеченные события.

В своих воспоминаниях писатель отмечал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей» (Виталий Бианки «Отчего я пишу про лес?»)

Валентин Львович, названный писателем «первым лесным учителем», сильно повлиял на профессиональный путь Виталия Бианки. Постоянными гостями в их семье были путешественники, учёные-биологи и зоологи. Такие встречи демонстрировали Виталию образ правильного отношения к природе и своему делу и, без сомнения, оказали воздействие на его становление.

Семья Бианки регулярно ездила в деревню Лебяжье, в окрестностях Санкт-Петербурга. Здесь будущий писатель знакомился с животным миром: на прогулках с отцом, в домашнем зоопарке, куда попадали разные звери от птичек до косули и лося, на охоте.

Детство Виталия Валентиновича Бианки стало «родиной» его писательского таланта. Любовь к природному миру, сформировавшуюся в этот период, он пронёс через всю жизнь и прививал другим своей деятельностью и творчеством. А заметки, начатые ещё в ранние годы, стали материалом для художественных произведений, которые принесли ему признание юных читателей.

Служба

Завершив обучение в школе, Виталий Бианки становится студентом факультета естественного отделения Петроградского университета. В начале Первой мировой войны покидает учёбу и отправляется по призыву в войсковое объединение, в артиллерийскую бригаду.

В 1916 году оканчивает Владимирское военное училище со званием прапорщика и продолжает службу.

В 1917 году Виталий Бианки присоединяется к социалистам-революционерам и выполняет работу по охране искусства в Царском селе.

В 1918 году войска, в которых находился Бианки, перемещаются на Волгу, там Виталий становится сотрудником независимой демократической газеты «Народъ».

Из-за эвакуации из Самары и дальнейших переездов, Виталий Валентинович оказался в городе Бийск Алтайского края. Он вернулся в армию, в пехотные войска, под управлением Александра Васильевича Колчака. Бианки самовольно оставил воинскую службу и прятался под фамилией Белянин до утверждения Советской власти в регионе.

Во время нахождения в Алтайском крае, Виталий Бианки становится одним из соорганизаторов Бийского музея краеведения. Однако, писателя ожидает серия арестов, задержаний, ссылок и переездов. Череда событий приведёт Виталия Бианки в родной город Петербург, где начнётся профессиональный путь в художественной литературе.

Личная жизнь

Виталий Валентинович Бианки дважды был женат. Первую жену, Зинаиду Александровну Захаревич, встретил ещё в 1916 году. Она подарила писателю первенца – сына Михаила.

Отношения их были недолгими и в двадцатые годы XX века Бианки знакомится в городе Бийск с преподавательницей французского языка Верой Николаевной Клюжевой. В 1921 году они заключают брак, и вскоре в их семье появляется дочь Елена. Вера Николаевна родит Виталию ещё двух сыновей – Виталия и Валентина.

Дети писателя унаследовали любознательность к природе и стали главными читателями и критиками произведений отца.

Профессиональный путь

Двадцатые годы XX века знаменуются решимостью Виталия Бианки в занятиях писательским делом. Он становится участником клуба детских писателей и, в 1923 году, уже издаёт первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», следом печатается книга «Чей нос лучше?». С этого момента творения Бианки регулярно появляются в журналах по всей стране.

Читайте также:  Циолковский – доклад сообщение (2, 3, 5, 9 класс)

В 1928 году Виталий Валентинович Бианки выпускает «Лесную газету» – «самоучитель любви к родной земле, родному лесу», как называл его автор. Произведение из 12 частей на весь год с описаниями событий и занимательными историями о природном мире.

В 1932 году издаётся сборник «Лесные были и небылицы» с популярными и сейчас рассказами: «Лесные домишки», «Первая охота», «Мышонок Пик» и другими. Позже появляются и такие знаменитые произведения как «Путешествие муравьишки», «Оранжевое горлышко» и «Теремок».

В 1950-е годы «Лесная газета» получает своё развитие в передаче для радио «Вести из леса», которая выходила ежемесячно. Для детей послевоенного времени она стала любимой, ведь писатель создал её «чтобы не скучали ребята, а радовались».

На протяжении почти четырёх десятков лет писательской деятельности Виталий Бианки создал около 300 произведений, которые внесли огромный вклад в развитие советской детской познавательной литературы. В его творчестве и юмористические сказки, и драматические повести, и рассказы с увлекательным сюжетом. Бианки искал и создавал новые формы в литературе. Но любые его творения пронизаны любовью к природе и стремлением познакомить читателя с миром, в котором действуют не только абстрактные животные.

Память

В июне 1959 года Виталий Валентинович Бианки ушёл из жизни и похоронен на Богословском кладбище.

Имя выдающегося детского писателя присвоено множеству мест по территории всей России: музеям, библиотекам, природному ландшафту «Поляна Бианки», и улицам в городах.

10 интересных фактов из жизни Виталия Бианки

1. Династия орнитологов.

В семье Виталия Бианки образовалась целая династия учёных-орнитологов.

Валентин Львович Бианки – выдающийся зоолог, орнитолог и энтомолог, сотрудник Зоологического музея Академии наук в Санкт-Петербурге.

Виталий Валентинович Бианки был краеведом, орнитологом, биологом и не только продолжил путь отца, но и привил научный интерес к природе своим детям.

Один из сыновей писателя, Виталий Витальевич Бианки, также посвятил жизнь орнитологии, получил почётную степень доктора биологических наук и создал множество научных работ.

2. История фамилии.

Изначально род Бианки носил совсем другую фамилию – «Вайс», в переводе с немецкого означает «белый». Прадед писателя, солист оперного театра, изменил её после выступлений в Италии. Необходимым условием турне было взятие псевдонима близкого итальянцам. «Бьянки» в переводе с итальянского «белый», как и немецкая версия. Звучание настолько понравилась певцу, что он решил оставить этот вариант и позже.

3. Покровитель Виталия Бианки.

В двадцатых годах XX века, когда Бианки решил посвятить себя писательству, он вступил в литературную организацию – клуб детских писателей. Проводником и помощником на этапе становления для Виталия Валентиновича стал Самуил Яковлевич Маршак. Он поддерживал начинающего писателя и способствовал первой публикации – рассказа «Путешествие красноголового воробья».

4. Творчество в цифрах.

Около 40 лет длилась писательская деятельность Виталия Валентиновича Бианки. На протяжении этого времени было создано: 300 произведений разных жанров, вошедших в 120 книг, тираж которых составил около 40 миллионов экземпляров.

5. Любимое произведение писателя.

«Лесная газета» – книга-энциклопедия, книга-игра, книга-открытие и, как признавался сам Виталий Бианки, его любимая книга. Неожиданный для первой половины XX века формат журнала в литературном произведении привлекал новизной читателей. Каждодневные события лесной жизни на протяжении года поданы в необычной форме и увлекают оригинальными разделами: объявления, игры, советы, новости. Работа над «Лесной газетой» велась даже после её первого издания в 1928 году, а книга издавалась больше десяти раз только в период до 60-х годов XX века.

6. Сюжеты на экране.

Многие произведения Виталия Валентиновича Бианки легли в основу мультипликационных и художественных фильмов. Самыми популярными стали: «Оранжевое горлышко», «Муравьишка-хвастунишка», «Мышонок Пик» и известный всем на постсоветском пространстве мультфильм «Путешествие муравья».

7. Домашний зоопарк.

Отец писателя организовал дома что-то вроде зоопарка, куда попадали совершенно разные питомцы: птицы, ящерицы, черепахи, котята, собаки, и даже козлята и лосята. В «Отрывках из автобиографии» Виталий Валентинович вспоминает «Оставшихся жить у нас зверюшек и птиц кормила мать, и они быстро ручнели. Больше всех мне полюбилась в детстве ручная жёлтенькая овсянка и две молоденькие косульки – козёл и козлушка».

8. Неожиданное увлечение.

Виталий Бианки любил охоту. Первое собственное ружьё ему подарил отец ещё в 13 лет, хотя стрелял писатель и до этого. В предисловии к книге Михаила Самуиловича Гроссмана «Птица-радость», Бианки писал: «Охота – это совсем не только убивать птиц и зверей. Это, прежде всего, – сильное желание, страстная любовь. Охота – целыми днями, выбиваясь из сил, бродить с ружьём по лесам и болотам, или часами терпеливо сидеть с удочкой над рекой, или, встав чуть свет, по холодной росе идти брать грибы».

9. Аресты.

1920-е-1930-е годы для писателя помимо достижений в профессиональной сфере, ознаменовались ещё и арестами. Всего Виталия Бианки задерживали около 5 раз по разным причинам (отношение к эсэрам, неоправданное участие в подпольных организациях) и почти отправили в ссылку с семьёй, но обвинение во время было снято.

10. Другая фамилия

Период жизни на Алтае внёс коррективы в фамилию писателя. Когда Виталий Валентинович самовольно покинул воинскую службу Александра Колчака, он взял для прикрытия фамилию Белянин. С того времени у писателя по документам осталась двойная фамилия Бианки-Белянин.

Биография Виталия Бианки

Вита́лий Валенти́нович Биа́нки родился 30 января [11 февраля] 1894 в Санкт-Петербурге, с детства писал стихи.

Его отец — Валентин Львович Бианки (1857—1920) — был учёным и работал в орнитологическом отделении Зоологического музея Академии наук. Дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Известно, что род Бианки в России появился в начале XIX века. Одна ветвь рода имела итало-швейцарские корни, другая — немецкие. Прадед Виталия был известным оперным певцом. Перед турне по Италии по просьбе своего импресарио поменял немецкую фамилию Вайс (нем. weiß означает белый) на Бианки (итальянское bianco тоже означает белый).

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. В молодости играл в футбольных командах Санкт-Петербурга в играх чемпионата города. Выступал за клубы «Петровский» (1911 год), «Нева» (1912), «Унитас» (1913—1915, 1916 весна). Обладатель Весеннего кубка Санкт-Петербурга 1913 года.

После гимназии в 1915 году Виталий поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета.

В феврале 1916 года он женился на дочери титулярного советника Зинаиде Александровне Захаревич.

В 1916 году Бианки призвали в армию. После окончания ускоренных курсов Владимирского военного училища в чине прапорщика он был направлен в артиллерийскую бригаду.

В феврале 1917 года солдаты избрали его в Совет солдатских и рабочих депутатов. Вошёл в партию эсеров. Был членом комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Весной 1918 года вместе со своей частью оказался на Волге. Летом 1918 года Бианки стал работать в самарской газете «Народ» (издавалась с сентября по декабрь 1918 Агитационным культурно-просветительным отделом эсеровского Комуча).

В связи с наступлением войск Красной армии Бианки эвакуировался из Самары и жил некоторое время в Уфе, Екатеринбурге, затем снова в Уфе, потом в Томске и, наконец, осел в Бийске. Здесь в 1919 году он попал в армию Колчака писарем и был переброшен в Барнаул, затем на оренбургский фронт в составе пехоты, откуда осенью сбежал и стал жить в Бийске под фамилией Белянин. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась у него до конца жизни. В то время он читал лекции и писал заметки по орнитологии, организовывал научные экспедиции, работал в краеведческом музее, преподавал биологию в школе.

К концу 1920 года его первый брак распался. В Алтайском крае он познакомился со своей женой Верой Клюжевой, преподавателем французского. Тогда же стал писать «Лесную газету», начал публиковать стихи и заметки. В планах было возвращение в Петербург и получение биологического образования. Все свои наблюдения за природой Виталий записывал и хранил, их скопилось огромное количество. Эти записи впоследствии пригодились для создания его художественных произведений.

После установления Советской власти в Бийске Бианки стал работать в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.

Бианки был активным участником Бийского общества любителей природы, читал в Алтайском народном университете лекции по орнитологии. Живя в Бийске, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.

В 1921 году дважды арестовывался ЧК Бийска, к тому же отсидел 3 недели в тюрьме в качестве заложника. В сентябре 1922 года В. Бианки был предупреждён о возможном аресте, и, оформив командировку, отправился с семьей в Петроград. В родном городе Бианки полностью посвятил себя литературе. Вступил в клуб детских писателей, в который входили также Маршак, Чуковский и Житков.

В 1923 году опубликовал свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем выпустил книжку «Чей нос лучше?».

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела.

Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

В конце 1925 года Бианки был снова арестован и приговорен за участие в несуществующей подпольной организации к трём годам ссылки в Уральск. В 1928 году, благодаря многочисленным ходатайствам, в том числе М. Горького, обратившегося к Г. Г. Ягоде, получил разрешение переехать в Новгород, а затем и в Ленинград. В ссылке Виталий не переставал писать, к тому времени относится много произведений, в том числе «Карабаш», «Одинец», «Аскыр». Спустя три года после возвращения в Ленинград он снова был арестован, но спустя три недели освобожден из-за отсутствия обвинения.

В ноябре 1932 года последовал новый арест. Через три с половиной недели он был освобождён «за отсутствием улик».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».

В марте 1935 года Бианки как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти» был еще раз арестован и приговорён к ссылке на пять лет в Актюбинскую область. Благодаря заступничеству Е. П. Пешковой ссылка была отменена, и Бианки был освобождён. С 1924 по 10 июня 1959 года (за исключением ссылок и эвакуации) проживал в Ленинграде по адресу — Васильевский остров, Малый проспект, дом 4.

В эти годы перед войной В. Бианки организовал у себя дома в Ленинграде «литературную школу». Учениками школы были Николай Сладков, Алексей Ливеровский, Зоя Пирогова, Кронид Гарновский, Святослав Сахарнов, Борис Житков и др., ставшие позднее известными писателями. В. В. Бианки стал руководителем и наставником известного ученого-селекционера и начинающего писателя Н. Павловой. К этой обязанности Виталий Валентинович относился добросовестно. Перед встречей с ней тщательно готовился, делал много замечаний, объяснял формы развития сюжета, как правильно начинать и заканчивать произведение, как отражать в сочинении время. С помощью Виталия Валентиновича Бианки писательница написала свой первый рассказ «Рекордный снимок» (1935). Новые литературные труды Нина Михайловна Павлова присылала Бианки для редактирования по почте, иногда приносила ему рукописи. Бианки читал и редактировал их. Во время её болезни (острый суставной ревматизм) письма В. В. Бианки были для нее большой поддержкой. В своём девятом прижизненном издании книги «Лесная газета» В. Бианки опубликовал 28 рассказов Н. Павловой.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.

Во время Великой Отечественной войны В. Бианки из-за болезни сердца не был призван в армию, эвакуировался на Урал, затем вернулся в Ленинград.

В последние годы жизни он тяжело болел. В 1949 году перенёс инфаркт, затем два инсульта. Системное заболевание сосудов вызывало сильные боли в ногах, почти полностью лишавшие его возможности ходить. 10 июня 1959 года Виталий Валентинович Бианки умер. Похоронен на Богословском кладбище. Надгробие работы скульптора Жермены Меллуп входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил 120 книг, которые были напечатаны общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. В Советском Союзе книги Бианки широко использовались в детских садах и в начальной школе.

Биография Рэя Брэдбери

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя Дуглас мальчик получил в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса. Полное имя Рэя Брэдбери именно Рэй (Ray), а не Рэймонд (Raymond), как многие считают. Такое имя записано в его свидетельстве о рождении. Кстати, сам писатель утверждал, что первое время его писали Rae в честь двоюродного дяди, но по совету школьного учителя написание сменили на традиционное Ray, чтобы мальчика не задразнили за слишком женственное имя. Этот факт, впрочем, не подтверждается никакими документами.

Вместе со старшим братом Брэдбери — Леонардом родился его брат-близнец — Сэм, но он умер в возрасте двух лет). В 1926 у Брэдбери появляется сестрёнка — Элизабет, она также умерла будучи ребёнком. Эти две смерти и смерть дедушки наложили мрачный отпечаток на впечатлительного ребёнка, обладающего поразительной памятью. Тема смерти и ухода от неё в фантастические миры — одна из основных в его книгах.

отцу с любовью, проснувшейся так поздно

Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению, родом из большого шведского клана Мобергов. Дед и прадед Рэя по отцу — потомки первопоселенцев — англичан, приплывших в Америку в 1630 году, в конце 19 века издавали две иллинойские газеты. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери — суровый человек, всю жизнь мучимый страстью к путешествиям. Вслед за своим отцом он неоднократно делал попытки «покорить Запад», ещё ребёнком сбежав из дома, чтобы присоединиться к отцу в его путешествии. В итоге семья Леонарда Брэдбери таки переехала из Иллинойса в Калифорнию.

Рэй Брэдбери — блондин неспортивного сложения, близорукий мечтатель и книжный червь — мало походил на отца и старшего брата. В результате их отношения оставляли желать лучшего. Мать Брэдбери, потерявшая двух детей, опекала младшего сына Рэя сверх меры —, вплоть до того, что простуда служила поводом для длительного постельного режима. До шести лет маленького Рэя кормили с бутылочки, до того некрасивого эпизода, когда отец за ужином не отобрал у мальчика бутылку и не разбил её в раковине. Это, конечно, травмировало мальчика.

В результате, хотя вся семья писателя — поголовно выведена в его книгах в образах вымышленных героев — фантастических и вполне реальных (в «Вине из одуванчиков»), отец писателя почти нигде не появляется. Но позже, в книге «Лекарство от меланхолии» (1960) можно найти следующее посвящение: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына». Впрочем, Леонард-старший прочесть этого уже не мог, он умер за два года до этого, в возрасте 66 лет. Яркое отражение эта невыраженная любовь нашла в рассказе «Желание» (1973).

дядюшка Эйнар

«Дядюшка Эйнар» существовал в действительности. Это был любимый из родственников Рэя, брат его мамы — один из многочисленной шведской семьи. Когда в 1934 семья перебралась в Лос Анджелес, туда же переехал и он — к радости племянника. Также в его рассказах встречаются имена другого дяди — Биона, и тёти Невады (её в семье называли просто Невой). Тётя Нева — фантазёрка, художница, скульптор и рукодельница — оказала огромное влияние на мальчика, открыла для него множество книг и музыки.

уникальная память

Рэй Брэдбери обладает уникальной памятью. Вот как он рассказывает об этом сам: «У меня всегда присутствовало то, что я бы назвал „почти полным мысленным возвратом“ к часу рождения. Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорождённого, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни. Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего такого не помнит. И психологи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то — видел, слышал, знал. ». (вспомните рассказ «Маленький убийца»).

Читайте также:  Микеланджело Буонарроти - доклад сообщение

Есть теория, что столь яркие детские воспоминания связаны с тем, что Брэдбери появился на свет переношенным: он был в утробе десять месяцев. В последний месяц у него могли развиться зрение и слух.

Он отчётливо помнит первый снегопад в жизни. Более позднее воспоминание — о том, как его, ещё трёхлетнего, родители первый раз взяли с собой в кино. Шёл нашумевший немой фильм «Горбун собора Парижской богоматери» с Лоном Чейни в главной роли, и образ урода поразил маленького Рэя до глубины души.

Писатель не скрывает, что практически все образы из его книг — это его детские и взрослые воспоминания, художественно изложенные. Образы «земляничного окошка», маленького американского городка, большого дома его дедушки и оврага рядом с домом из «Вина из одуванчиков» — пришли из его детства. Город «Гринтаун» — это город Уокиган, в котором вырос писатель.

жуткое ночное путешествие

«Мои ранние впечатления обычно связаны с картиной, что и сейчас стоит перед глазами: жуткое ночное путешествие вверх по лестнице. Мне всегда казалось, что стоит мне ступить на последнюю ступеньку, как я тотчас же окажусь лицом к лицу с мерзким чудовищем, поджидающим меня наверху. Кубарем катился я вниз и с плачем бежал к маме, и тогда мы уже вдвоём снова взбирались по ступенькам. Обычно чудовище к этому времени куда-то убегало. Для меня так и осталось неясным, почему мама была начисто лишена воображения: ведь она так и не увидела ни разу это чудовище».

правнук колдуньи

В семье Брэдбери бытовала легенда о колдунье в их собственной родословной — пра-пра. прабабке, будто бы сожжённой на знаменитом Сейлемском процессе над ведьмами в 1692 году. Там, правда, осуждённых вешали, да и имя Мэри Брэдбери в списке проходивших «по делу» могло оказаться простым совпадением. Тем не менее, факт остаётся фактом: с детства писатель считал себя правнуком колдуньи. Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их преследователи — пуритане, ханжи и «чистюли» — законники.

Великая депрессия

В Лос-Анджелес семейство Брэдбери перебралось в годах, в разгар Великой депрессии. Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали.

произведения Достоевского

«Я начал читать произведения Достоевского, когда мне было 20 лет. Из его книг я узнал, как нужно писать романы и рассказывать истории. Я читал и других авторов, но, когда я был моложе, Достоевский был главным для меня».

вместо коллежда

«На поездах. в поздние вечерние часы я наслаждался обществом Бернарда Шоу, Дж К. Честертона и Чарлза Диккенса — моих старых приятелей, следующих за мной повсюду, невидимых, но ощутимых; безмолвных, но постоянно взволнованных. Иногда Олдос Хаксли присаживался к нам, слепой, но пытливый и мудрый. Часто езживал со мной Ричард III, он разглогольствовал об убийстве, возводя его в добродетель. Где-то по середине Канзаса в полночь, я похоронил Цезаря, а Марк Антоний блистал своим красноречием, когда мы выезжали из Элдебери-Спрингс. »

Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне. В 1971 году вышла его статья под названием «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в

Многие из его рассказов и повестей названы цитатами из произведений других авторов: «Something Wicked This Way Comes» — из Шекспира; «Диковинное диво» — из неоконченной поэмы Колриджа «Кубла(й) Хан»; «Золотые яблоки солнца» — строка из Йитса; «Электрическое тело пою» — Уитмен; «И по прежнему лучами серебрит простор луна. » — Байрон; рассказ «Уснувший в Армагеддоне» имеет второе название: «И видеть сны быть может» — строка из монолога Гамлета; начало «Реквиема» Роберта Луиса Стивенсона — «Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря!» также дало название рассказу; рассказ и сборник рассказов «Машины счастья» названы цитатой их Вильяма Блейка — список этот далеко не полон.

«Жюль верн был моим отцом.

Уэллс — мудрым дядюшкой.

Эдгар Аллан По — приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь — вечно обитал у нас на тёмном чердаке.

Флэш Гордон и Бак Роджерс — [Герои американских детских комиксов, которые маленький Рэй фанатично собирал] мои братья и товарищи.

Вот вам и вся моя родня.

Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница „Франкенштейна“.

Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке.»

эмоции, слёзы и гнев

Брэдбери очень часто плачет: и от радости, и от печали. До слёз его может довести и выпуск новостей, и сказанное читателем доброе слово, и воспоминания. Брэдбери как правило не стыдится слёз.

Несмотря на то, что книги Брэдбери полны довольно крепких выражений, Брэдбери в жизни и в текстах избегает по-настоящему грубых слов: сказывается строгое воспитание. В его семье за матерное слово могли в рот засунуть кусок мыла. Есть, правда, свидетельство случая (приводится в биографии за авторством Сэма Уэллера), когда Брэдбери выругался публично: в местном университете студенты объясняли писателю, о чём на самом деле его книга «451 градус по Фаренгейту». Брэдбери несколько раз пытался втолковать им, почему они не правы, и что он на самом деле имел в виду, после чего в гневе покинул комнату, бросив студентам «f-off».

Маргарет

Всю свою жизнь Брэдбери жил с одной женщиной — Маргарет (Marguerite McClure Bradbury). Вместе они нажили 4 дочерей (Беттина, Рамона, Сьюзан и Александра).

Они поженились 27 сентября 1947 года. С этого дня в течение нескольких лет она работала целыми днями, чтобы Рэй мог оставаться дома и работать над книгами. Её руками был набран первый экземпляр «Марсианских хроник». Ей же и была посвящена эта книга.

Маргарет за жизнь изучила четыре языка, а также слыла знатоком литературы (в числе её любимых писателей Марсель Пруст, Агата Кристи и. Рэй Брэдбери). Ещё она хорошо разбиралась в винах и любила кошек.

Все, знавшие её лично, отзывались о ней, как о человеке редкого обаяния и обладательнице незаурядного чувства юмора.

Она умерла 24 ноября 2003 года.

профессия — писатель

В двенадцать лет от роду Брэдбери понял, что хочет стать писателем, и серьёзно занимался только этим единственным делом. Когда ему было восемнадцать, он подрабатывал продавцом газет — в то время Америка была в Великой депрессии — а позже жил за счёт жены, но продолжал писать каждый день с невероятным упорством.

В своих ранних опытах он копировал стиль напыщенной викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер — один из писателей, которых Брэдбери осаждал в стремлении показать работы, не сказал ему: «Напишешь ещё один такой рассказ — и я убью тебя».

Мало-помалу, и его рассказы начали продаваться в «палп» журналах — дешёвых изданиях в мягких обложках, печатавших огромное количество фантастической и фэнтезийной прозы самого разного качества. На общем фоне рассказы Брэдбери выделялись лиричностью и психологической глубиной, за что он был прозван «поэтом мягких обложек».

Свой сборник «марсианских» рассказов, который был издан под видом повести «Марсианские хроники» Брэдбери повёз через всю страну — из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк к литагенту Дону Конгдону на автобусе, потому что на поезд не было денег. Это стало его первым большим коммерческим успехом. Получив деньги за публикацию, он отправился второй раз в Нью-Йорк и, остановившись в Чикаго, он встретил толпу молодых людей с книгами в руках — это были его первые поклонники, которые хотели получить его автограф на первом издании «Марсианских хроник».

профессия — кино

Брэдбери вырос в Голливуде в прямом смысле этого слова: подростком он поселился в Лос-Анджелесе и часто бывал у киностудий, охотясь за автографами. И в переносном: он воспитывался на классических голливудских лентах. Свою прозу он называет кинематографичной: «вырывайте страницы и вставляйте в камеру: будет фильм». За свою жизнь он написал множество киносценариев, самым крупным и самым успешным из которых считается сценарий к фильму «Моби Дик». Множество его произведений были экранизированы в разных странах мира и неоднократно. Самым большим кинопроектом стал сериал «Театр Рэя Брэдбери».

Весьма характерная истоия: Рэй Брэдбери мог выступить автором сценария легендарного фильма Альфреда Хичкока «Птицы», однако произошёл казус: в это же самое время он работал над другим проектом режиссёра — сериалом «Альфред Хичкок представляет».

Хичкок дал Брэдбери текст рассказа Дафны Дюморье под названием «Птицы», по которому он планировал снимать фильм.

Брэдбери взял рассказ домой, прочёл его и встретился с Хичкоком снова, чтобы обсудить дела. «Он спросил меня, напишу ли я сценарий», — вспоминал Рэй, — «Я сказал, что напишу. Если он подождёт меня две недели».

— Зачем ждать две недели? — Спросил Хичкок.

— Потому что прямо сейчас я работаю над телепьесой.

К сожалению, Хичкок не мог ждать две недели. «Надо было мне за него взяться», — с сожалением говорил Брэдбери позже, — «Фильм полон дыр. Он слишком длинный. Я часто думаю, что бы случилось, если бы я писал сценарий. Концовка фильма, каким мы его знаем, получилась крайне неудачной».

автомобильный номер

В рабочем кабинете Рэя Брэдбери к стене прибит автомобильный номер «F-451», притом что сам он за руль ни разу не садился.

Причиной тому стало, что ещё маленьким Брэдбери видел своими глазами две страшных автомобильные аварии. Во время одной из них он оказался рядом с разбитой машиной и встретился глазами с изувеченной, но ещё живой женщиной. В тот день мальчик заболел от пережитого. Жуткое впечатление осталось с писателем навсегда.

Брэдбери-поэт

В школьные годы Брэдбери ходил заниматься в поэтический кружок, который кроме него посещали «тринадцать талантливых девушек и три юноши неопределённого пола». Четверо из этих девушек стали потом успешными писательницами. Окружение казалось Брэдбери таким блестящим, что сам он стеснялся показывать свои работы. И, закончив школу, пообещал себе не писать стихов до зрелого возраста.

И вот однажды, когда писателю было уже 41, редактор футбольного журнала PRO FOOTBALL MAGAZINE позвонил ему, чтобы заказать статью об футболе (имеется в виду так называемый «американский футбол»). Брэдбери отказался, несмотря на то, что редактор давил, потому что сказать ему о футболе было решительно нечего. Хотя Брэдбери любил футбол, а его брат в молодости был профессиональным футболистом.

Отказав заказчику, Брэдбери повесил трубку и погрузился в воспоминания о давних днях и о брате. Неожиданно для самого себя он сел за пишущую машинку и написал поэму на восемь страниц о временах года, людях и о самой игре. Отсылать стихи в футбольный журнал Брэдбери счёл глупым, но всё равно отослал. И получил чек на 500 долларов утром следующего дня — так быстро его работы ещё никто не принимал. Поэма была напечатана в журнале, а в скорости даже перепечатана на обложке.

Воодушевлённый, Брэдбери стал писать стихи. В следующие 15 лет он писал стихи каждый день. На Родине писателя вышло больше десятка сборников. На русский язык они почти не переводились.

Брэдбери-архитектор

Совершенно неожиданно для себя самого Брэдбери стал не только писателем, поэтом и художником, но и архитектором. В году он написал статью «Девочки налево, мальчики направо — мечта о Лос-Анджелесе», которая вышла в «Лос-Анджелес Таймз». В ней он сетовал на то, что в американской культуре нет понятия «центральной городской площади», которая, по его мнению, делает Париж Парижем и служит местом для семейных и дружеских встреч в мексиканских городах.

Спустя несколько лет общий друг познакомил Брэдбери с известным архитектором Йоном Жерде. За обедом выяснилось, что источником вдохновения для недавно открывшегося сити-молла «Глендейл Галерея» (город Глендейл, штат Калифорния) послужила как раз-таки статья Брэдбери. Сперва не поверивший, а потом восхищённый и гордый Брэдбери прозвал архитектора «своим внебрачным сыном».

Этот обед положил начало еженедельным встречам, во время которых Брэдбери и Жерде разработали несколько концепций для фирмы Жерде («Жерде Партнершип»). Из них вырос новый сити-молл «Хортон Плаза», построенный в году в Сан-Диего (Калифорния) за 140 миллионов долларов. Концепцию для него Брэдбери сформулировал в эссе «Эстетика затерянности»: писатель восхвалял восторг от чувства, которое можно ощутить бродя по улицам Парижа, Лондона или Нью-Йорка и теряясь в них, без тревоги, но испытывая «божественное» чувство затерянности.

«Хортон Плаза» с его четырьмя ступенчатыми и пересекающимися этажами, балконами, скрытыми нишами, внезапными тупиками, коллонадами предлагает посетителю заблудиться на короткое время, даря ему ощущение затерянности. В отличие от дизайна обычных моллов, который весь направлен на то, чтобы покупатель меньше думал о том, куда идти, а больше смотрел на витрины, этот проект, в котором сам молл, а не магазины, были центром внимания (что ставило всю задумку с ног на голову), был крайне рискованным проектом. Однако же, риск окупился с лихвой: за год торговый центр посетило 25 миллионов человек. И по сей день он остаётся самой крупной торговой точкой города. Жерде заверяет, что «влияние Брэдбери на проект было всеобъемлющим».

что до моего могильного камня

«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне „Привет!“. А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими — сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений».

Рэй Брэдбери: биография, творчество, факты и видео

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Рэй Брэдбери: биография, творчество, факты» — о жизни американского писателя, известного по произведениям в жанре научной фантастики и психологической прозы.

Рэй Дуглас Брэдбери – один из известных писателей ХХ столетия, который считается основоположником фантастики. Его произведения любят и читают во всем мире. Они переведены на десятки языков.

Биография Рэя Брэдбери

В 1920 г. в Уокигане (США) родился будущий писатель. Отца его звали Леонард Брэдбери (англичанин), а мать Эстер Моберг (шведка). В их семье ходила легенда, что они – потомки ведьмы Мэри Брэдбери. Мэри была казнена в громком процессе над салемскими ведьмами в 1692 г.

Свой первый рассказ парень написал в 12 лет. Это было продолжение к роману Берроуза «Великий воин Марса». Из-за денежных трудностей в семье он не мог приобрести эту книгу и придумал концовку романа самостоятельно. Брэдбери считал, что большое влияние на его литературный вкус оказало именно творчество Берроуза.

Семья Рэя переехала в Лос-Анджелес в 1934 г. Они были бедны, поэтому Рэй не мог поступить в колледж. Он стал продавать газеты, а в свободное время посещал библиотеку и читал книги.

Произведения Рэя Брэдбери

В 20 лет Рэй понял – его предназначение быть писателем. Изначально он старался подражать стилю Эдгара По Позже Г. Каттнер, человек, которому Брэдбери показывал свои произведения, попросил изменить свои приоритеты. Рэй начал создавать свой собственный неповторимый стиль.

1937 год. он вступил в объединение молодых авторов, которые создавали произведения в жанре научной фантастики. Его рассказы издаются в некоторых дешевых журналах. Параллельно Брэдбери внимательно следит за прогрессом науки и техники. Впоследствии это находит воплощение в его романах.

В 25 лет Рэй познакомился со своей будущей супругой, Маргарет Маклюр. Они поженились в 1947 г. В семье подрастало четыре девочки. Маргарет много работала, обеспечивая финансовую независимость большой семьи.

Она верила в своего любимого мужа. Маргарет давала ему возможность создавать свои рассказы и расти в творческом плане. Великий фантаст очень ценил заботу своей жены и посвятил ей роман «Марсианские хроники».

В 1953 г. талант Брэдбери оценили по достоинству. Роман «451 градус по Фаренгейту» читало огромное количество людей во всех уголках Америки. Слава не заставила себя ждать. Роман решили экранизировать, самого писателя пригласили вести телепередачу, он пробовал себя в роли сценариста.

Писатель-фантаст был приглашен посетить СССР, где автором также искренне восхищались.

В 1957 г. к писателю вновь приходит вдохновение и он начинает активно писать. Появляется его новая книга «Вино из одуванчиков». Издается роман «Надвигается беда». Автор создает более драматичные произведения. Одним из наиболее ярких является роман «Смерть — дело одинокое». Он получает большое количество наград.

Последние годы жизни

В 1999 г. Рэй перенес обширный инсульт и вынужден был передвигаться в инвалидном кресле. Но он не теряет чувство юмора и в интервью часто подшучивает над собой. В 2003 г. умирает любимая жена. Перед смертью автор работал над изданием новых произведений. Он ушел из жизни в 2012 г., ему исполнился 91 год.

Рэй и Маргарет, 56 лет вместе!

Его творчество оказывает большое позитивное влияние на многие поколения. Он создал более 800 произведений. В том числе романы и повести, рассказы и пьесы, статьи, заметки и стихотворения.

Своим творчеством писатель учит радоваться жизни, создавать что-то новое, покорять планеты. Главное, не переусердствовать, чтобы не разрушить наш хрупкий мир.

Друзья, если вам понравилась статья «Рэй Брэдбери: биография, творчество», поделитесь в соц. сетях. Подписывайтесь на рассылку статей к себе на почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.

Ссылка на основную публикацию