Анализ стихотворения В огромном омуте прозрачно и темно Мандельштама

Осип Мандельштам
«В огромном омуте прозрачно и темно. »

В огромном омуте прозрачно и темно,
И томное окно белеет;
А сердце, отчего так медленно оно
И так упорно тяжелеет?

То всею тяжестью оно идет ко дну,
Соскучившись по милом иле,
То, как соломинка, минуя глубину,
Наверх всплывает без усилий.

С притворной нежностью у изголовья стой
И сам себя всю жизнь баюкай;
Как небылицею, своей томись тоской
И ласков будь с надменной скукой.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: чётностопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: темно-белеет-оно-тяжелеет.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: дну-иле-глубину-усилий.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: стой-баюкай-тоской-скукой.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Разностопный размер

Разностопный размер – размер, в котором строки стихотворения состоят из различного кол-ва стоп (например, чередование строк, написанных двухстопным и трёхстопным дактилем или четырёхстопным и пятистопным амфибрахием, и пр.).
Четностопный размер – вариация разностопного размера с исключительно чётным кол-вом стоп во всех строках стихотворения (например, комбинации строк, написанных двухстопным и четырёхстопным ямбом, и т.п.).
Пример чётностопного дактиля:

Сад весь в цвету, 2
Вечер в огне, 2
Так освежительно-радостно мне! 4
( А.Фет )

Нечётностопный размер – строки с исключительно нечётным кол-вом стоп (например, строки с трёхстопным и пятистопным хорееем).
Пример нечётностопного ямба:

Летят, блестят мелькающие спицы, 5
Тоскую и дрожу, 3
А все вперед с летящей колесницы, 5
А все вперед гляжу. 3
(Иван Бунин)

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Мандельштама «В огромном омуте прозрачно и темно…»

Душа человека многогранна, словно кристалл, и невозможно определить, какая из граней будет сиять под лучами солнца, а какая превратиться в подобие опасной бритвы. О свойствах человеческой натуры в своих произведениях нередко размышлял Осип Мандельштам, пытаясь вывести закономерность, согласно которой у людей меняется настроение и отношение к окружающему миру. Подобную тему в своих произведениях поэт затрагивал неоднократно, и стихотворение «В огромном омуте опасно и темно…», написанное в 1910 году, не является исключением. В нем автор

пытается дать определение таким понятиям, как душа и сердца, а также выявить ту тонкую связь, которая существует между духовным и материальным мирами.

Душа видится Мандельштаму опасным и темным омутом, глубину которого познать дано далеко не каждому из нас. Более того, люди редко рискуют заглядывать в собственные души, боясь найти на их дне то, что хотели бы навеки спрятать не только от посторонних, но и от собственных глаз. Наоборот, все мы стремимся к свету, который просачивается сквозь «томное окно». Именно оно связывает душу с сердцем, таким беззащитным и ранимым, которое «так упорно тяжелеет» после

каждого неблаговидного поступка, греховного помысла или же неприятных воспоминаний. Когда болит душа, все отражается на сердце, которое со временем начинает биться все медленнее и медленнее, пока и вовсе не останавливается под грузом жизненных забот и переживаний.

Этот путь проходит каждый человек, но далеко не всем дано осознать, что именно является первопричиной всех бед. Мандельштам убежден, что разгадка кроется в слишком снисходительном к себе отношении, ведь каждый из нас» «с притворной нежностью у изголовья стоя», постоянно «баюкает» свои обиды и горести. При этом лишь единицы посещает спасительная мысль о том, что в них они сами же и виноваты. Гораздо проще, по мнению автора, томиться тоской, не пытаясь докопаться до первоисточника, чем признаться себе в том, что та вереница проблем, неудач и душевных разочарований, преследующая каждого из нас, является следствием определенных собственных действий.

Мандельштам весьма далек от христианской религии, однако он понимает, что источником всех бед является сам человек, которые редко обращает внимание на свои недостатки, но при этом замечает их у других. Желание казаться лучше приводит к гордыне, которая, в свою очередь, оборачивается «надменной скукой», ласковое т снисходительное отношение к которой разрушает жизнь человека, наполняя ее страданиями, неудовлетворенностью и желанием доказать собственную значимость в мире, где каждый из нас подобен песчинке, но желает выглядеть айсбергом.

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет…» Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний.

Анализ стихотворения Мандельштама «Вечер нежный. Сумрак важный…» С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу.

Анализ стихотворения Цветаевой «В огромном городе моем — ночь…» Весной 1916 года Марина Цветаева начинает работу над циклом произведений под названием «Бессонница», в который входит стихотворение «В огромном городе моем — ночь…». Оно является.

Анализ стихотворения Мандельштама «Звук осторожный и глухой…» Первый поэтический сборник под названием «Камень» Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги —.

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…» Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни.

Анализ стихотворения Мандельштама «Дано мне тело — что мне делать с ним…» Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить.

Анализ стихотворения Мандельштама «Нежнее нежного» Летом 1915 года Осип Мандельштам познакомился в Коктебеле с Мариной Цветаевой. Это событие стало поворотным в жизни, поэта, так как он влюбился, как мальчишка. К.

Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи.

Анализ стихотворения Мандельштама «Как кони медленно ступают…» В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но.

Анализ стихотворения Мандельштама «Декабрист» В начале 19 века группу русских дворян, участвовавших в организации восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, сослали на каторгу в Сибирь. Прошло почти 100 лет.

Анализ стихотворения Мандельштама «Чуть мерцает призрачная сцена…» Осип Мандельштам в своем творчестве время от времени обращался к истории, и навеянные прошлым сюжеты ложились в основу его произведений. Так случилось и со стихотворением.

Анализ стихотворения Мандельштама «Век» Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны — он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни страны. С другой — понимал.

«Сохрани мою речь навсегда» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Сохрани мою речь навсегда» было написано Мандельштамом в 1931 г. При жизни поэта не печаталось. Стихотворение было напечатано через 30 лет в.

«Батюшков» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Батюшков» Мандельштам написал в 1932 г. В это время они с женой жили в Доме Герцена. На стене их комнаты висел автопортрет.

«Вечер нежный» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Вечер нежный» Мандельштам написал в августе 1910 г. и прислал его Вячеславу Иванову, в «башне» которого в это время бывал, когда возвращался.

Анализ стихотворения Мандельштама «Из омута злого и вязкого…» Вошедшее в дебютный сборник Мандельштама «Камень» стихотворение «Из омута злого и вязкого…» датируется 1910 годом. Произведение принадлежит перу поэта совсем юного — на момент создания.

Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы» Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в.

«Мы живем, под собою не чуя страны…» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны» написано в 1933 г. Это не просто поэзия, но акт гражданского мужества. Пастернак, которому.

«Я ненавижу свет» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Я ненавижу свет» было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике «Камень» . Литературное направление и жанр Это стихотворение первое.

«Нежнее нежного» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Нежнее нежного» написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник «Камень». Юному поэту всего 18 лет. В это время он учится.

Анализ стихотворения Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны…» В ноябре 1933 года Мандельштам написал одно из самых известных стихотворений двадцатого столетия — «Горец» или «Кремлевский горец». Оно представляет собой эпиграмму на Сталина. Своего.

«Ленинград» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а.

Анализ стихотворения Мандельштама «Да, я лежу в земле, губами шевеля…» Судьба Осипа Мандельштама сложилась весьма трагически, и после революции он подвергся гонениям со стороны советской власти. Впрочем, сам поэт не жаловал тех, кто устроил в.

Анализ стихотворения Мандельштама «Смутно-дышащими листьями» Мир стихом Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно.

«О свободе небывалой» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «О свободе небывалой» было написано в 1915 г. и включено в третье издание сборника «Камень» . С 1914 г. Мандельштам был увлечен.

Анализ стихотворения Мандельштама «Петербургские строфы» Впервые стихотворение «Петербургские строфы» было опубликовано в 1913 году в февральском номере ежемесячного литературного сборника поэтов-акмеистов «Гиперборей». Впоследствии оно вошло в первое издание дебютной книги.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сумерки свободы Мандельштама

Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium» Стихотворение «Silentium» впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник «Камень». По мнению.

Анализ стихотворения Мандельштама «Природа — тот же Рим и отразилась в нем…» В 1913 году на собственные деньги Мандельштам выпустил дебютный сборник под названием «Камень». Впоследствии вышло еще два издания книги, причем содержание ее менялось. Название возникло.

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград» Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в.

Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Творчество поэта Осипа Мандельштама весьма разнопланово и подразделяется на несколько периодов, которые существенно отличаются друг от друга по настроению и содержанию. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие.

Мой Мандельштам (о трагизме лирики Мандельштама и одиночестве человека в мире).

Что “зацепляет” современного подростка в лирике Мандельштама? Что близко ему, что он видит сам, без подсказок и “наводок” учителей? Полностью самостоятельная работа десятиклассницы. Размышление о свободе, одиночестве и смерти в лирике Мандельштама.

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_mandelshtam.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

(о трагизме лирики Мандельштама и одиночестве человека в мире)

Сборник Осипа Эмильевича Мандельштама “Камень” был переиздан более трех раз. Я прочитала дополненный вариант собрания лирики, и у меня создалось интересное впечатление.

Вначале хочу заметить, что почти весь сборник “Камень” полон трагизма и меланхолии. Трагизм Мандельштама сконцентрирован в некоторых темах: в теме свободы, места поэта в мире, одиночества, смерти. Сначала я прокомментирую тему свободы.

Понятие свободы в нашем житейском восприятии очень субъективно, поэтому нельзя дать точное определение этому слову. Для Осипа Мандельштама свобода – “избранных удел” (стихотворение “Encyclica”), “сердцевина бытия” (стихотворение “Посох”), некая истина, за которой лирический герой отправился в Рим. А в стихотворении “Я так беден, как природа…” Осипа Эмильевич пишет, что свобода призрачна, что он сам беден и прост, как природа и небеса. А миром, “болезненным и странным”, правит пустота. Здесь, в этом стихотворении, ясно виден мотив одиночества: лирический герой – часть пустого мира…

Тема одиночества присуща многим стихотворениям Мандельштама. Например, в стихотворении “Воздух пасмурный влажен и гулок…” лирический герой покорно несет “легкий крест одиноких прогулок”, а в другом стихотворении, “Раковина”, сама раковина “без жемчужин” сопоставлена с образом лишнего, одинокого, покинутого всеми человека. С темой одиночества тесно связана тема места поэта в мире.
Например, в стихотворении “Как облаком сердце одето…” автор пишет, что поэт в “темноту погрузился”, что ждет “сокровенного знака” от Господа, а в стихотворении “Я так же беден, как природа…” лирический герой является частичкой пустого мира.

Меня еще заинтересовало то, что в некоторых стихотворениях проявляется мотив бесконечного, вечного, и везде он проявлен по-разному. Например, в стихотворении “Не говорите мне о вечности…” Осип Мандельштам пишет о том, что вечность для него невместима, то есть вечность бесконечна. Любовь и беспечность вечны, их нельзя изъять из души. А с другой стороны, в стихотворении “Довольно лукавить: я знаю. ” грядущая вечность – это смерть.

Тема смерти – одна из главных тем лирики поэта. Однозначного ответа на вопрос, как автор относится к смерти, нет. В том же стихотворении “Довольно лукавить: я знаю. ” автор принимает неизбежность смерти, называет ее таинством. А в стихотворении “Темных уз земного заточенья” последняя мечта лирического героя – «роковой и краткий гул пробоин // моего узорного щита», – то есть смерть – это мечта для автора. И в то же время Мандельштам боится умереть ( “Мне стало страшно жизнь отжить. “) и сомневается в том, что “действительно смерть придет” (“Отчего душа – так певуча…”). Самым ярким стихотворением о смерти является, мне кажется, стихотворение “Уничтожает пламень” 1915 года. Автор сравнивает свою жизнь с деревом “из одного куска”, которое уничтожает пламя.

Если объединить лирических героев всех мною перечисленных стихотворений, то у нас возникнет образ одинокого, стоящего на грани между смертью и жизнью человека.

Как мы знаем, трагический герой – это герой, находящийся в поиске ответов на вопросы, которые отражают неразрешенные конфликты, и мне кажется, обобщенный лирический герой Мандельштама в чем-то перешел грань трагического героя, перешагнул ее, потому что он нашел для себя ответы, стал кем-то, кто познал тайну мира.

В заключение, думаю, стоит сказать, почему меня заинтересовала поэзия Осипа Мандельштама. Во-первых, она привлекла меня трагизмом. Причем трагизм лирики оправдан жизнью Осипа Эмильевича – ссылка, нищета, разрыв отношений с многими близкими людьми, аресты. И даже смерть – это страдание, которое было предугадано в переводе стихотворения “Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме. ” грузинского поэта Н. Мицишвили.

Во-вторых, даже несмотря на то, что Мандельштам был акмеистом, каждое стихотворение написано сложно и непонятно. Приходится несколько раз перечитывать стихотворение, чтобы понять авторскую мысль. Думаю, это обусловлено его глубокой, философской жизнью таинственной души.

В-третьих, Мандельштам “складывает” сложные мысли в сложные стихотворные размеры. Осипу Эмильевичу свойственны логаэды – стихи, в которых сочетаются двухсложные и трехсложные стопы. А вот стихотворения максимально краткие не перенагружены, поэтому понять авторскую мысль чуть проще. В пример могу привести стихотворение “Я давно полюбил нищету. ” Всего четыре строчки, в которых заключена “огромная” мысль…

Анализ стихотворения “На розвальнях, уложенных соломой. “

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Стихотворение написано Осипом Эмильевичем в 1916 году во время визита в Москву. Мандельштам уже был знаком с Мариной Цветаевой, которая посвятила ему цикл стихов. Это стихотворение считается своеобразным «ответом» Марине, в которую поэт был влюблен.
Отношение поэта к Москве неоднократно менялось. Поэт раньше описывал «красивую Москву», теперь же его отношение к городу стало небрежным, чуточку презрительным: «Мы ехали огромною Москвой». «Мы» – это сам поэт и его «спутница» Марина Цветаева.
Но строка «От Воробьевых гор до церковки знакомой» также передает и сохранившиеся чувства к Москве и к Цветаевой, ведь «церковка» (Иверская часовня в Китай-городе) упоминалась в одном из стихотворений, посвященных Мандельштаму, в которых Марина «дарила» Москву поэту. Тем не менее, влюбленность в Цветаеву не имеет связи с темой стихотворения, Мандельштам лишь намекает ей на их разговоры и дискуссии. Тема же «рока» («рогожей роковой») станет определяющей в жизни обоих.
Следующая строфа переносит нас в Углич, намекая на Смутное время на Руси и убийство царевича Дмитрия. «И пахнет хлеб, оставленный в печи» – ассоциация с горением, сожжением, скорее всего, старообрядцев, но возможно и с сожжением Лжедмитрия. «По улицам меня везут без шапки» – отождествление себя с царевичем Дмитрием, либо же с самозванцем. Но эту тему начала еще Марина Цветаева, которая в стихотворении связывала себя с Мариной Мнишек, а Мандельштама с Лжедмитрием. Лирического героя везут насильно, он скован («связанные руки затекли», «без шапки»), под пристальными взглядами толпы, на что указывает оставленный в печах хлеб. «Три свечи» – символ одновременно и божественного начала, и посмертных почестей, и жертвы истории. Опять же, это отсылка к стихотворению Цветаевой, а позже Цветаева еще раз обратится к этому образу, почти сразу после стихотворения Мандельштама.
Третья строфа является ключевой, центральной из пяти. Она и заключает в себе главную идею стихотворения: Москва – третий Рим. Но автор не утверждает этого, а лишь дает повод для размышлений, противореча самому себе, из-за чего возникает двойственность: «три свечи» во второй строфе, а в третьей это уже «Не три свечи горели, а три встречи». Эти «три встречи» – три Рима. Теперь автор, пытаясь понять свое мировоззрение, как бы спорит сам с собой: Рима три, благословлен из них один, причем это не первый Рим («И никогда он Рима не любил»), а ко второму и третьему автор сам имеет странное отношение, так как формально принадлежал к православию, но его взгляды часто обращались к католичеству, настоящему Риму, а не Константинополю и Москве. Какую же столицу благословили: Константинополь или Москву? Скорее всего, Константинополь, так как Мандельштам знал о легендарном основании города, после того, как у императора был сон о нем. Москву же благословили цари, не Бог. Но что точно и конкретно утверждает нам Мандельштам, почти от лица Бога: «Четвертой не бывать». Рассматривая под таким углом завершающую строку, можно понять и о личном отношении Мандельштама к Москве, всегда любившему Петербург.
В четвертой строфе действие переносится обратно в Москву, продолжается езда на санях – мотив движения в пространстве и времени, «черные ухабы» – пятна истории, ее загадки. «Возвращался с гульбища народ» – под гульбищем автор может иметь ввиду место казни самозванца или же само ужасное зрелище, но никак не праздник и народные гулянья. «Худые мужики и злые бабы. » – образы уже современной Москвы, где в отличие от Петербурга, швейцары при элитных заведениях и домах были одеты не по моде, а по-крестьянски, так как сами были из подмосковных деревень.
Пятая строка очень символична, но символы и образы в ней перекрещиваются. Сначала появляется образ смерти «Сырая даль от птичьих стай чернела», ведь черные птицы – вороны, всегда ассоциируются со смертью и гнилью. Но в следующей строчке все не так: «И связанные руки затекли». Это значит, что лирический герой еще жив. В таком случае, стаи птиц лишь предвестники смерти. «Царевича везут, немеет страшно тело» – опять намек на смерть, но непонятно, «царевич» еще в агонии или уже мертв. Образ царевича же многогранен: то ли это Лжедмитрий, то ли царевич Алексей, которого убили по приказу Петра. Тем не менее, автор отождествляет себя (лирического героя) с ним. Но наводку на то, что это именно Лжедмитрий (Гришка Отрепьев), дает слово «рыжую», так как он был рыжим. Но рыжий также и цвет огня, а Лжедмитрий не был сожжен, что не дает нам полной ясности.
В заключение, хочу сказать, что стихотворение очень многопланово и необычно по тематике и структуре. Ключевая тема – Третий Рим, но лирический герой относится к Смуте, место действие может быть как средневековая Русь времен Смуты, так и Москва 1916 года, когда писалось стихотворение. Стихотворение считается посвященным Цветаевым и отвечающим на ее посвящения Мандельштаму, но в стихотворении Мандельштам отвергает и «переворачивает» «подаренную» ему Москву жестокостями Смуты и благословением Византии.

7924 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Мандельштам О.Э. / Стихотворения / Анализ стихотворения “На розвальнях, уложенных соломой. “

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама

На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.

А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.

Не три свечи горели, а три встречи –
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече –
И никогда он Рима не любил.

Ныряли сани в черные ухабы,
И возвращался с гульбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.

Сырая даль от птичьих стай чернела,
И связанные руки затекли;
Царевича везут, немеет страшно тело –
И рыжую солому подожгли.
1916

по сравнению с “Камнем” строение образной ткани стихов Мандельштама стало неизмеримо сложней. В рассмотренных двух стихотворениях читателю легче разобраться, если он помнит, хотя бы смутно, миф о Федре и стихи Овидия и Тибулла – Батюшкова. Но когда в основе стихотворения лежит биографический эпизод, о котором читатель ничего не знает, то сплетение поэтических ассоциаций становится для него еще более загадочным.

Таково, например, стихотворение “На розвальнях, уложенных соломой. “. Возникало оно, по-видимому, приблизительно так. Мандельштам в это время был влюблен в Марину Цветаеву. Они познакомились в 1915 г. в Коктебеле, виделись зимой в Петербурге, а в феврале 1916 г. он приехал в Москву, они ездили по городу, и она “дарила ему Москву”; памятью об этом у нее остались несколько стихотворений к нему (“Ты запрокидываешь голову. ” и др.).

Цветаева любила отождествлять себя со своей тезкой Мариной Мнишек; Мандельштам оказывался в роли Самозванца, принявшего имя царевича Димитрия, убитого в Угличе. Цветаева вводила его в московское православие, как Мнишек вводила Лжедимитрия в римское католичество, – тема, близкая Мандельштаму по Чаадаеву. Цветаева быстро меняла свои увлечения, и Мандельштам предвидел себе скорый конец (так оно и оказалось: следующий его визит, летом 1916 г. в городок Александров, оказался неуместен и краток, о нем написано стихотворение “Не веря воскресенья чуду. ” [Taubman, 1989; Vitins, 1989; Фрейдин, 1991].). Отсюда вереница ассоциаций: по Москве везут то ли убитого царевича для погребения, то ли связанного самозванца на казнь; над покойником горят три свечи, а над Русью занимается пожар Смуты, рыжий, как волосы Самозванца. Три свечи – реминисценция* из Цветаевой 1911 г.: “. Где-то пленнику приснились палачи. / Там, в ночи, кого-то душат, где-то там / Зажигаются кому-то три свечи”. Три свечи ассоциируются с тремя встречами: Коктебель, Петербург, Москва, четвертой не бывать. Эти последние слова сразу напоминают старую идеологическую формулу: “Москва – третий Рим, а четвертому не бывать”, и отсюда мысль переносится на тягу и вражду к Риму, общую для самозванца, Чаадаева и самого Мандельштама. Эта быстрая скачка мыслей – от свеч до Рима – вся вмещается в центральную строфу стихотворения: “Не три свечи горели, а три встречи – / Одну из них сам Бог благословил, / Четвертой не бывать, а Рим далече – / И никогда он Рима не любил”.

Для читателя, который ничего не знает о Цветаевой и о поездках с нею по Москве, эта строфа загадочнее всего. Без нее перед нами – синтетическая картина Москвы Смутного времени, сложенная приблизительно так же, как картина Лондона в “Домби и сыне”. Но три встречи – это могут быть и встречи трех Лжедимитриев с Москвой (и только одного “Бог благословил” поцарствовать), и встречи человечества с Богом (Рим, Византия, Москва, или: иудейство, католичество, православие, или: православие, католичество, протестантство), и, вероятно, многое другое. Мандельштам сознательно не дает читателю ключа в руки: чем шире расходятся смыслы из образного пучка стихотворения, тем это лучше для него.

*Реминисценция (от позднелат. reminiscentia – воспоминание), в художественном произведении (преимущественно поэтическом) отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимствованием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего). Пример: “Я пережил и многое и многих” (П. А. Вяземский) – “Я изменял и многому и многим” (В. Я. Брюсов). Как сознательный приём рассчитан на память и ассоциативное восприятие читателя.
Реминисценция – это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление, взгляд назад или в прошлое.

*Михаил Леонович Гаспа́ров (1935 – 2005) – российский литературовед и филолог-классик, историк античной литературы и русской поэзии, переводчик (с древних и новых языков), стиховед, теоретик литературы.

Расшифровка Мандельштам. «На розвальнях, уложенных соломой…»

Как Мандельштам соединяет разные исторические эпохи в стихотворении о романе с Цветаевой

На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.

А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.

Не три свечи горели, а три встречи —
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече —
И никогда он Рима не любил.

Ныряли сани в черные ухабы,
И возвращался с гульбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.

Сырая даль от птичьих стай чернела,
И связанные руки затекли;
Царевича везут, немеет страшно тело —
И рыжую солому подожгли.

Это стихотворение Осипа Эмильевича Мандельштама нельзя назвать ни ран­ним, ни поздним, это такой, средний период. Оно было написано в 1916 году и вошло во вторую книгу Мандельштама — «Tristia». И это стихотворение вслед за великим филологом Михаилом Леоновичем Гаспаровым, который, может быть, больше всего сделал для понимания Мандельштама, можно назвать «сти­хо­творением с отброшенным ключом» или даже «стихотворением с двумя отброшенными ключами».

Когда мы читаем это стихотворение, не имея к нему ключей, оно кажется странным, запутанным. Мы чувствуем, что возникают ассоциации с допетровской Москвой, с допетровской историей России. Но какая тут связь, мы не очень понимаем — стихотворение остается непонятным.

Нам нужно знать два обстоятельства из биографии Мандельштама, чтобы это стихотворение стало если не прозрачным, то гораздо более понятным. Первое обстоятельство: в 1916 году, в год написания стихотворения, Мандельштам впервые приехал в Москву. Он ро­дился в Варшаве, провел детство близ Петер­бурга, потом в Петербурге, учился в Гейдельбергском университете, потом в Сорбонне, потом в Петербурге. Он ни разу не был в Москве — и можно только представить себе, как должен был поразить его этот город.

В своих воспоминаниях Мандельштам пишет о стройном рае прогулок Петер­бурга. Собственно, это не мандельштамовское индивидуальное впечатление. Петербург — город, построенный по определенному плану, Петербург — город, который мы понимаем разумом, рацио, во всяком случае тогдашний Петер­бург. Москва же — город хаотически устроенный, где улицы переплетаются, где непо­нятно, как что устроено. Главными московскими постройками тогда остава­лись постройки, которые были возведены до Петра: Кремль и Ново­деви­чий монастырь.

Вот это первое обстоятельство — Мандельштам прибывает в неизвестную ему Москву:

На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.

Здесь стоит обратить внимание вот на это: «огромною Москвой». Он долго-долго едет. И, собственно говоря, мы можем более или менее попытаться восстановить маршрут. Мы знаем, что «церковка знакомая» — это Иверская часовня при входе на Красную площадь. Мы знаем, что он едет от Воробь­евых гор: он видит как раз Новодевичий монастырь. Московские виды, реки, монастыри связываются в его сознании с Москвой допетровской. Он выезжает у храма Христа Спасителя и дальше приезжает уже к Кремлю. То есть он проезжает по огромной Москве и видит вокруг себя вот эти москов­ские виды. Это первое обстоятельство, которое нам поможет читать этот текст.

Второе обстоятельство следующее: «мы» в этом стихотворении это не «мы» обобщенное, это не много «мы». «Мы» — это два человека: это Мандель­штам и его первая разделенная любовь — Марина Ивановна Цветаева (которая, кстати, тоже откликнулась стихотворениями на этот роман с Мандельштамом). И для нас сейчас важно будет не только то, что это Цветаева, не только то, что это поэтесса, — еще важнее будет то, что ее звали Марина.

Таким образом, мы можем представить себе картинку: молодой человек на роз­вальнях, то есть на санях, зимой, едет рядом с девушкой, в которую он влюб­лен, которую зовут Марина, по допетровской Москве. Всё.

Дальше понятно, какие ассоциации возникают в сознании Мандельштама. Понятно, что главные ассоциации — с Мариной Мнишек, а значит, сам он — как Дмитрий Самозванец. И эти ассоциации связываются, конечно, с Борисом Годуновым, — видимо, еще и в литературной, в поэтической подсветке: прежде всего здесь, конечно, важен Борис Годунов Пушкина, а может быть, и Карам­зина, которого Мандельштам тоже внимательно читал.

Если мы будем это знать, то стихотворение окажется не таким сложным. Потому что вот вторая строфа:

А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.

Вот вам ассоциация и возникла: Углич, убитый, по легенде, царевич Дми­трий. Хлеб «оставлен в печи», потому что люди бегут: казалось бы, самое доро­гое, самое важное — тот хлеб, который они пекут, но известие о смерти Дми­трия поразило их настолько, что они забыли про свой хлеб, он сгорит, по-видимому. Воз­ни­кает этот трагический мотив.

И дальше резкий перескок ассоциаций: «По улицам меня везут без шапки» — то есть «я» становлюсь Лжедмитрием, Гришкой Отрепьевым, которого уже по московской улице везут на казнь. И одновременно меня еще только везут, но уже и отпевают, потому что следующая строка — «И теплится в часовне три свечи» (, в той самой церковке, в Иверской часовне). Известно, что три свечи зажигали по покойнику. То есть вот она, эта цепочка ассоциаций: я с Мариной на санях, Дмитрий-царевич, дальше я — Лжедмитрий, и дальше я уже Лжедмитрий казненный, Лжедмитрий, по которому зажигают три свечи.

Здесь еще подключается, видимо, то, что ему лихорадочно говорила в это время Цветаева: «Я — Марина Мнишек, ты — мой Димитрий». Вот короткий кусочек из ее стихотворения:

Димитрий! Марина! В мире
Согласнее нету ваших
Единой волною вскинутых,
Единой волною смытых
Судеб! Имен! Марина Цветаева, 1916

А дальше возникает новый пучок ассоциаций:

Не три свечи горели, а три встречи —
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече —
И никогда он Рима не любил.

Здесь понятно, какая историческая ассоциация возникает: знаменитая фор­мула «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». А что такое три встречи, одну из которых сам Бог благословил? Это может опять пониматься в раз­ных смыслах. С одной стороны, это третья встреча Цветаевой и Мандельштама: впервые они встретились в Коктебеле у Волошина, тогда между ними ничего не возникло, потом в Петербурге возникло некоторое напряжение, и вот третья встреча — он к ней приезжает, и развивается роман, впервые счастливый в его жизни (поэтому «одну из них сам Бог благословил»). С другой стороны, речь может идти и о Лжедмитриях: одному из них, как известно, все-таки удалось немножко поцарствовать («одно из них сам Бог благословил»).

«Четвертой не бывать, а Рим далече» — это опять связано и с самим Мандель­штамом, который в это время увлекается Римом. Но это связано в то же время, конечно, и с като­лической темой, которая для «Бориса Годунова» важна: Марина Мнишек, Рим, католики, которые двигают Дмитрием Самозванцем через Марину Мнишек.

«И никогда он Рима не любил» — опять то ли это Дмитрий, то ли это Ман­дель­штам, который как раз за год до этого неудачно сдавал экзамен по античным авторам, провалился, и, может быть, возникли такие студенческие ассоциации. Но все эти ассоциации работают.

Следующая строфа замечательно совмещает времена:

Ныряли сани в черные ухабы,
И возвращался с гульбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.

Эта строфа может описывать как современность ман­дель­штамовскую, так и прошлое. И мужики, и бабы, и ворота — все это было в современной Мандельштаму Москве. Но слово «гульбище», как кажется, дает оттенок другого времени. То есть вокруг Мандельштама — Москва совре­менная, на которую накладывается Москва историческая.

Дальше идет: «Сырая даль от птичьих стай чернела». Как кажется, здесь возни­кает еще одна важная для Мандельштама историческая, допетровская ассоци­а­ция. Это знаменитая картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», где есть птицы, есть сани-розвальни, есть снег, есть Москва. То есть возникает еще одна ассоциация, очень важная для Мандельштама, — ассоциация не только со вре­менем Годунова, но и со временем Алексея Михайловича, тишайшего царя.

Таким образом, в эти строки как бы спрессовываются разные исторические эпохи. Собственно, через это и достигается главная задача Мандельштама — он, говоря о современности, о современной Москве, одновременно говорит и об эпохе Алексея Михайловича, и об эпохе Годунова.

В финале: «И связанные руки затекли». Можно подумать, это «мои» руки, но даль­ше мы читаем: «Царевича везут, немеет страшно тело». Это уже не «мое тело», а «тело царевича», причем не говорится, что лжецаревича. И таким образом, возможно, возникает еще один царевич: Алексей Петрович, сын Петра I.

И ударный, как и бывает в гениальных стихотворениях, финал: «И рыжую солому подожгли». Он мог сказать и «желтую солому подожгли», но говорит «и рыжую» — почему? Да и почему подожгли? Ни одного из Лжедмитриев не сожгли, их казнили другими способами. С другой стороны, жгли старо­об­рядцев — здесь отыгрывается та тема, которая возникла в связи с «Боя­ры­ней Морозовой». Но самое главное, что и у Пушкина в «Борисе Годунове» есть: рыжим был Гришка Отрепьев.

Таким образом, в строке «и рыжую солому подо­жгли» речь может идти не только о гибели Лжедмитриев, но и не только о старообрядцах. В последней строке для посвященных, — собственно, для Цве­таевой, для адре­сатки стихо­творения, — становится понятно, что это любовное стихотворение: «Моя лю­бовь, пока все прекрасно. Мы едем, ты показываешь мне Москву. Но мы уже обречены на смерть, как обречен на гибель я, как был обречен на смерть Гришка Отрепьев, влюбившийся в Марину Мнишек».

Анализ стихотворения Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…»

Стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…», датированное 1916 годом, включено во второй сборник Мандельштама «Tristia». Оно тесно связано с важным событием в жизни поэта. В год его написания Осип Эмильевич первый раз посетил Москву.

Город произвел на него сильнейшее впечатление, так как слишком отличался от дорогого сердцу Петербурга. В первую очередь из-за построек, значительная часть которых была возведена до времен правления Петра Великого. В начальной строке стихотворения указано, что лирический герой на розвальнях едет

Догадаться, кого имел в виду поэт, довольно легко. В Москве его встречала Цветаева, в которую он был взаимно влюблен. Сложившаяся ситуация вызвала у Мандельштама ряд ассоциаций, переданных в стихотворении. Пара, едущая на розвальнях, — Марина Мнишек и самозванец Гришка Отрепьев. Углич, упомянутый во второй строфе, — место гибели малолетнего царевича Дмитрия Ивановича, обстоятельства смерти которого до сих пор до конца точно не выяснены.

Лжедмитрия везут по московским улицам без шапки на казнь. Действие в стихотворении развивается стремительно. Финал второй строфы — отпевание

Под тремя встречами, по-видимому, подразумеваются три свидания с Цветаевой. Кроме того, обыгрывается знаменитая концепция «Москва — Третий Рим», введенная монахом Филофеем: «…ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Последняя строфа напоминает описание известной картины «Боярыня Морозова», принадлежащей кисти Сурикова.

Там тоже и сани-розвальни, и птицы черные, и снег лежит. Так в стихотворении появляется еще одна историческая эпоха — времена правления Алексея Михайловича. Последняя строка — «…и рыжую солому подожгли» — самая сильная в произведении «На розвальнях, уложенных соломой…». По свидетельствам современников, рыжие волосы были у Григория Отрепьева, выдававшегося себя за царевича Дмитрия. После смерти тело его сожгли, а пеплом, смешанным с порохом, выстрелили из пушки в сторону Польши.

Только в финале произведения становится понятно, что относится оно к интимной поэзии. С одной стороны — все хорошо, вместе с возлюбленной герой едет по московским улицам. С другой — он предчувствует скорый конец, трагическую гибель, сравнивая свою судьбу с судьбой Григория Отрепьева, полюбившего Марину Мнишек.

Дайджест:

Анализ стихотворения Мандельштама «Я вздрагиваю от холода…» В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием «Камень». Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет увидел второй выпуск, который включил. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Чуть мерцает призрачная сцена…» Осип Мандельштам в своем творчестве время от времени обращался к истории, и навеянные прошлым сюжеты ложились в основу его произведений. Так случилось и со стихотворением «Чуть мерцает призрачная сцена…», которое. .

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…» Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно. .

Анализ стихотворения «Ласточка» Мандельштама О. Э Утрату самоценности слова, его внутренней формы, его образных и пластических возможностей острее всех чувствуют поэты, художники. «Слово стало как скорлупа сгнившего ореха, условный меновой знак, не обеспеченный золотом», — таков. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны…» В ноябре 1933 года Мандельштам написал одно из самых известных стихотворений двадцатого столетия — «Горец» или «Кремлевский горец». Оно представляет собой эпиграмму на Сталина. Своего авторства поэт никогда в тайне. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Век» Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны — он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни страны. С другой — понимал, какие колоссальные потери их могут. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Смутно-дышащими листьями» Мир стихом Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице Мандельштам. .

Анализ стихотворения Мандельштама «В огромном омуте прозрачно и темно…» Душа человека многогранна, словно кристалл, и невозможно определить, какая из граней будет сиять под лучами солнца, а какая превратиться в подобие опасной бритвы. О свойствах человеческой натуры в своих произведениях. .

Анализ стихотворения Толстого «Бор сосновый в стране одинокий стоит…» В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. «Листок для светских людей» без подписи опубликовал стихотворение «Бор сосновый в стране одинокой стоит…». В тексте видно явное влияние творчества. .

Анализ стихотворения «Обиженно уходят на холмы…» Мандельштам «Обиженно уходят на холмы…» Стихотворение практически завершает поэтический сборник Мандельштама «Камень». В стихотворении выразился трагизм «Камня» — в страхе пусто­ты, в бессознательном и постоянном ощущении прерывистости всего живого. Поэт пытается. .

Анализ стихотворения «Все сбылось» Пастернак «Все сбылось». В стихотворении изображается лес ранней весной: «дороги превратились в кашу», «крикливо пролетает сойка пустующим березняком», «пластами оседает наст». Стихо­творение философично: сквозь пролеты «пустующего березняка» поэт видит «всю будущую. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Эпитафия» У юного Лермонтова было достаточно много кумиров, которыми он искренне восхищался. В 16 лет поэт открыл для себя творчество Дмитрия Веневитинова, который был современником Лермонтова, но скончался в 1827 году. .

Анализ стихотворения: Тихая моя родина Н. Рубцов — стихотворение «Тихая моя родина!» В этом стихотворении лирический герой возвращается на свою родину, в край, где он не был много лет. Все ему здесь близко и знакомо. .

Анализ стихотворения Фета «Кричат перепела, трещат коростели…» В фетовскую лирику второй половины 50-х гг. XIX в. привносятся пессимистические мотивы. Ночной пейзаж, доминантой которого становится яркий костер, вызывает тревогу. Сравнение ельника со сборищем «пьяных гигантов» усиливает диссонанс, а. .

Анализ стихотворения Кольцова «Лес» Раннее творчество Кольцова испытало на себе влияние лирики Вяземского, Дельвига, Веневитинова, Рылеева, Жуковского, Хераскова, но больше всего молодого поэта вдохновляло творчество Пушкина. Естественно, трагическая гибель Александра Сергеевича в 1837 году. .

Анализ стихотворения Фета «Непогода — осень — куришь…» В 1850 году свет увидел второй сборник Фета. Книга включила в себя небольшой цикл «Хандра», состоящий всего из трех произведений. В них Афанасий Афанасиевич рассматривает и анализирует состояние душевной опустошенности. .

Анализ стихотворения Фета «Вчера я шел по зале освещенной…» После завершения обучения в Московском университете Фет, чтобы вернуть себе фамилию отца, право на наследство и положение в обществе, поступил на службу в кирасирский полк. Вместе с ним поэт попал. .

Анализ стихотворения Быть может, уж недолго мне В стихотворении А. С. Пушкина «П. А. Осиповой» лирического героя представляет сам поэт. В произведении говорится об окончании ссылки, проведенной в Михайловском. Данное стихотворение Александр Сергеевич посвятил соседке Полине Осиповой. .

Анализ стихотворения «Летний вечер тих и ясен…» Фет А. А Краски летнего вечера нашли отражение в стихотворении Фета «Летний вечер тих и ясен…» . Природная музыка, которыми наполнены строки данного произведения, постепенно наполняют этой симфонией чувств и красок любого читателя. .

Анализ стихотворения Фета «Еще одно забывчивое слово…» «Еще одно забывчивое слово…» — стихотворение, написанное в 1884 году и вошедшее во второй выпуск сборника «Вечерние огни» . Если смотреть на расположение произведения в книге, то становится понятно —. .

Анализ стихотворения Пушкина «Мечтателю» Стихотворение «Мечтателю», созданное в 1818 году, обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру — другу Пушкина и его однокурснику по Царскосельскому лицею. Тот был влюблен, но взаимности не жаждал. В анализируемом тексте. .

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина С. А «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. .

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковский Послушайте! Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна еще не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечен футуризмом. Он с надеждой смотрел. .

Анализ стихотворения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…» «Весна, весна! как воздух чист. » — одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие. .

Анализ стихотворения: Заметался пожар голубой С. Есенин — стихотворение «Заметался пожар голубой». Стихотворение «Заметался пожар голубой» было написа­но Есениным в 1923 году. Оно посвящено Августе Микла­шевской, актрисе, в которую поэт влюбился. В этом стихо­творении лирический. .

Анализ стихотворения «Я — Гамлет…» Блока «Я — Гамлет…» . В стихотворении изображена траге­дия чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира. Стихотворение сюжетно: преданность любви Гамлета обостря­ется враждебностью мира. Любовь к Офелии — единственное тепло среди. .

Анализ стихотворения Некрасова «Что ни год — уменьшаются силы…» В 1861 году император Александр II провел одну из важнейших в истории Российской империи реформ, отменив крепостное право. Соответствующий манифест был подписан девятнадцатого февраля. Преобразования многим пришлись не по нраву. .

Анализ стихотворения Свободы сеятель пустыный Данное стихотворение было написано А. С. Пушкиным в 1823 году. В это время он находился в южной ссылке, считая ее несправедливой. Гнев и недовольство своей страной, народом, он выразил в. .

Анализ Стихотворения Пушкина «Демон» Стихотворение А. С. Пушкина «Демон». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Демон» было написано А. С. Пушкиным в 1823 году. В 1824 году оно было напечатано в альманахе «Мнемозина». Читатели увидели в. .

На тему: Тема трагедии личности и народа в поэзии 0. Мандельштама У Осипа Мандельштама есть стихотворение «Нашедший подкову». Подкова всегда приносит счастье. У Мандельштама такой «подковой» был его поэтический талант. И все же «подкова» не принесла ему счастье. Судьба поэта была. .

Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Одна из главных особенностей стихотворений А. А. Фета — это музыкальность. Поэтому произведения поэта так легко ложатся на музыку, и создано множество романсов на их текст. А. Фет создал целый. .

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «Русский огонек» Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в стихотворении «Русский огонек» . Лирический герой поэта — путник и странник, путешествующий по России, за­терянный во времени и пространстве. Он заходит в дома незнакомых. .

Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число» Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами. В этом деле Михаил Юрьевич следовал за зарубежными романтиками —. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Умирающий гладиатор» Михаил Лермонтов с детства увлекался зарубежной поэзией, и Байрон долгое время являлся для него образцом для подражания. Именно по этой причине в манере, присущей этому английскому литератору, в 1836 году. .

Анализ стихотворения: Учись у них — у дуба, у бере­зы А. Фет — стихотворение «Учись у них — у дуба, у бере­зы…». В своем стихотворении А. Фет использует символический пейзаж. Зима символизирует лютый холод в сердце лиричес­кого героя. Весна же. .

Анализ стихотворения «Как никогда, беспечна и добра…» Ахмадулина Б. А «Как никогда, беспечна и добра…» Стихотворение Б. Ахмадулиной «Как никогда, беспечна и добра…» — небольшая зарисовка из городской жизни. Уже первые строки его «Как никогда, беспечна и добра, я вышла. .

Анализ стихотворения Бунина «Мороз» В произведении, написанном летом 1903 г., изображен погожий зимний вечер. Спящая природа, обилие инея и блеска, серебристые и голубые оттенки — это доминанты морозного бунинского пейзажа. Над «хрустальным царством лесным». .

Анализ стихотворения Бродского «Postscriptum» В стихотворении «Postscriptum», написанном в 1967 году, нашла отражение трагическая история любви Бродского и Басмановой. С Марианной Павловной поэт познакомился в гостях у их общего знакомого в начале 1962-го. Закрутился. .

Анализ стихотворения «Я и вы» Гумилев «Я и вы» . Данное стихотворение вошло в поэтический сборник «Костер», который свидетельствует о новом этапе в раз­витии гумилевского акмеизма. Утрачены юношеская пылкость, максимализм, чрезмерная экзотичность, но осталось главное —. .

На тему: анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро, 3 класс, 5 класс, 6 класс, краткий анализ, письменный анализ, по плану, основная мысль — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро, 3 класс, 5 класс, 6 класс, краткий анализ, письменный анализ, по плану, основная мысль. Читая лирику Пушкина, иногда ощущаешь. .

Ссылка на основную публикацию