Сочинение по картине Празднество свадебного договора Шибанова

Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора

Художник, который обладает удивительным талантом и чувством, которое помогало ему показывать всю действительность своего времени. Очень жаль, что на мало известно про его жизнь и деятельность, но известно только одно, что в основном, он работал на заказ.

До наших дней дошла его прекрасная работа «Празднество свадебного договора», которая подтверждает еще раз его мастерские способности. На этой картине, мы видим обряд сватовства, который у славян играл очень важную роль, так как в этот момент жених и невеста, могли присмотреться друг к другу. Мастер очень красочно и правдоподобно передает весь этот момент, который по всей видимости очень волнительный.

Все участники этой церемонии, одеты в расписные одежды, которые художник очень досконально передал, так как использует в своей работе очень богатую цветовую и световую гамму, которая достаточно достоверно все передает. Особое внимание в это работе, можно уделить лицам наших героев, которые мастер изобразил очень правдоподобно, так как мы можем понять все настроение, как невесты, так и ее гостей. Мы можем только догадываться, что невеста ответит нашему жениху, который по всей видимости от нее без ума. Всем становится ясно, что будет очень веселая и пышная свадьба.

Вариант №2

Мало кому был известен знаменитый и популярный русский художник по имени Михаил Шибанов. А все, потому что сведений о нем практически нигде нет. Практически нигде не написано когда именно он родился и кем были его родители. Многие даже не знают, какое у него было отчество. Известно только то, что его родители были крепостными крестьянами. В некоторых документах ясно, что он является живописцем у самого Григория Потемкина. Кроме этого в некоторых статьях написано еще и о том, что он писал разные иконы, которые потом передавал в разные церкви.

А также он писал еще и для людей, которым нужны были картины домой. сегодня можно увидеть совсем не многие его картины, а только те, которые сохранились. А теперь давайте перейдем к самой картине под названием «Празднество свадебного договора». На данной картине изображены сразу две семьи. И они договариваются о том, чтобы поженить детей. Раньше дети никого себе не искали, а всем этим занимались родители. Дети должны лишь согласиться с выбором родителей и выйти замуж. Если родители уже договорились о свадьбе, то расторгнуть или отказаться уже было нельзя. Данный договор обговаривался в доме невесты. Здесь же определялось время венчания, приданное невесты, сколько будет приглашено гостей на свадьбу и все в этом духе. После того как родители заключили договор и все обговорили, приглашается невеста и жених. Они знакомятся и скрепляют свой союз рукопожатием.

Именно это рукопожатие изображено на данной картине. В центре картины изображены жених, а рядом с ним невеста. Жених изображен не полностью, а все, потому что он сидит за столом, а вот невеста изображена в полный рост. Сразу же стало понятно, что жениху очень даже приглянулась его будущая жена и он это показывает нежным взглядом. А невеста опустила голову. В левой руке у невесты находится платок.
Если посмотреть в другой конец картины, то там изображены сваты и отцы жениха и невесты. Одному из сватов было предоставлено слово. И своим жестом он приглашает жениха и невесту сесть вместе с ними за стол. Стол ломиться от различных угощений.

Кроме жениха и невесты здесь присутствует еще огромное количество гостей. Они находятся в правой части картины. Одни из них сидят на стульях, а все остальные стоят. Раньше сватовство было таким же праздником, как и свадьба и поэтому праздновали его широко и с большим количеством гостей. Невеста богато одета, также как и ее родители.

Шибанов – Празднество свадебного договора

События, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество

Я родился в республике Дагестан. Это великая и поистине могучая страна. Страна славится своими невероятными пейзажами, а если быть точнее, то это горы. Как говорят у нас, Дагестан – это страна гор.

Армавир – это армянский город на российской земле, если говорить упрощенно. Так или иначе, несколько веков назад выходцы из Армении, исповедовавшие христианство, опасаясь потерять веру и жизнь,

В комедии Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль», подняты не только социально-политические проблемы конца 18 века, но и тема, которая волнует просвещенного автора- воспитание и образование

Прекрасная картина, которая еще раз подтверждает одну простую, но довольно точную истину, что собака друг человека. Почти у каждого из нас, был пес, которого мы любили, а он обязательно отвечал нам взаимностью. Когда смотришь на эту картину,

Павел Афанасьевич Фамусов – признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии

Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора

Глядя на полотно «Празднество свадебного договора» окунаешься в период давно ушедшего времени. На полотне изображена довольно обеспеченная крестьянская семья, которая выдает свою дочку замуж. Поэтому каждый зритель понимает насколько это важный и величественный момент в жизни.

На картине зритель видит у стола две группировки участников этих событий. Одна из этих группировок представляет жениха, а вторая – невесту. Пока они держатся порознь, но скоро они объединятся и станут одной семьей.

Центральное место на полотне художник с большой любовью посвятил фигурам виновникам этого торжества, жениху и невесте. На картине видно как жениха частично от зрителя загораживает стол. Поэтому большую часть своего внимания автор уделил невесте и дал зрителю полюбоваться ее шикарным нарядом. Она одета в дорогой праздничный наряд – это белая рубаха и длинный сарафан с яркой шикарной вышивкой. Голова невесты украшена широкой расшитой лентой, поверх которой накинуто легкое длинное расшитое покрывало символизирующее фату. На ее шее покоятся красивые бусы. Тонкий, сложенный в ее руке платок, словно завершающий штрих к царственному образу невесты.

Жених заботливо и ласково своей рукой держит руку своей возлюбленной. Он с большой любовью и волнением глядит на нее. Одет он тоже празднично. Но его костюм более сдержанный: розовая косоворотка, фисташковый жупан опоясанный опояском, сверху темно-зеленый зипун, а на его ногах обуты черные сапоги.

На всю величественность этого события также заостряет внимание зрителя наряды прочих персонажей на полотне. Женщины и девушки одеты в нарядные головные уборы, красивые вышитые туники и сарафаны. На мужчинах – нарядные рубашки и зипуны. С восторгом сжала руки уже не молодая женщина в платке. Можно предположить, что это бабушка невесты. Позади молодой стоит женщина, скорее всего это ее мать, она подвела свою любимую дочь к ее суженому. Девушка, как было заведено в те времена, скромно опустила глаза. На ее лице зритель видит боязливую радость в сочетании с грустью. О чем-то задумался мужчина с бутылкой и кружкой в руках. Видимо это отец жениха, и в данный момент он вспомнил свои молодые годы, и свою свадьбу. Сидящий на стуле спиной к зрителю мужчина в красном зипуне, дает последние напутствие молодым, видимо это отец девушки.

Вся праздничность и величие картины в большей степени приобретается за счет контраста цветовых гамм. Это яркая одежда и потускневшие стены дома. Главные цвета этого полотна – черный, коричневый, красный и много оттенков зеленого цвета. Стены и мебель изображены в коричневых тонах, также в коричневых тонах изображен отец жениха. Красные цветовые гаммы присущи невесте и ее родственникам. В одежде жениха присутствуют все оттенки зеленого.

Это полотно, словно живое, оно передает все переживаемые чувства его героев. Их радость, волнение, переживания, грусть и торжественность. А самое главное любовь… Любовь молодых, родительскую любовь, а также любовь близких людей. Автору удалось передать то великолепие и традиции прошлой эпохи.

Описание настроения картины Шибанов – Празднество свадебного договора

Популярные сегодня темы

На картине изображен захватывающий момент охоты. Действие разворачивается в степи, покрытой разноцветным ковром из распустившихся цветов. Художник не пожалел красок, чтобы показать все многообразие растительного мира

Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.

Больше всего на свете Айвазовскому нравилось рисовать не только море, но еще и разные города и страны. Частенько он бывал в Турции, именно поэтому на многих полотнах можно увидеть эту страну.

Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы

Читайте также:  Сочинение по картине Юона Зимнее солнце 4, 6 класс

С первого момента картина Мокрый луг, приковывает взгляд своей завораживающей красотой. В дали безграничного пространства, виднеются два одиноких дерева, стоящих окутанными грозными тучами

Сочинение по картине Празднество свадебного договора Шибанова (7 класс)

Художник Михаил Шабанов изобразил одно из важных событий в жизни молодых, обряд свадебного сговора о свадьбе, который являлся одним из важных крестьянских обрядов. Данный обряд происходил в родительском доме невесты. На сговоре обсуждались такие важные вещи как венчание, приданое, сколько будет гостей присутствовать на свадьбе и прочие немаловажные моменты. Данная картина была написана в восемнадцатом веке.

В центре картины изображена скромная невеста. На ней одет длинный сарафан серебристого цвета, а поверх него душегрейка. На одежде изображены яркие красные цветы, на голове одета красивая длинная фота.

Девушка очень переживает на данной церемонии, для ее поддержки жених взял ее за руку. В ее руке платок, на тот случай если невеста растрогается и заплачет.

Жених с рыжей бородой, одет в рубашку, сверху которого накинут кафтан зеленоватого оттенка.

По бокам также изображены сваты, с обеих сторон. С левой стороны расположились, пришедшие со стороны жениха, а с правой-со стороны невесты

Также слева зритель может увидеть мужчину, который внимательно и с интересом разглядывает невесту. С правой стороны на стуле сидит мужчина в красном длинном кафтане и что-то объясняет рядом сидящей женщине. Рядом с ними также присутствует женщина преклонных лет. Скорей всего она является матерью невесты.

Также на данную церемонию пришли и другие жители деревни, которые очень хотели лицезреть данное событие своими глазами. Гости также празднично одеты.

На столе стоят различные вкусные угощения, также в самом центре расположен традиционный каравай. Его должны разломить на две части, это будет являться знаком того, что сговор прошел удачно и договор совершился.

На картине царит атмосфера праздника, это чувство достигается благодаря ярким оттенкам, которые выбрал художник при написании. Яркие цвета присутствуют на ярких одеждах. Они неплохо сочетаются с темными стенами бревенчатого дома.

Михаил Шибанов своим произведением показывает, как в то время для крестьян было важно придерживаться традициям и обрядам. Это произведение передает зрителям помимо действий еще и чувства, и эмоции участников этой картины.

2 вариант

М. Шибанов – художник, о котором почти ничего не известно. Никто не знает даже дату его появления на свет. Известно, что художник работал только над частными заказами. Главные герои картин Шибанова – это простые русские крестьяне. Уникальность Шибанова как художника состоит в том, что в то время крестьян никто не изображал на своих полотнах. Полотно «Празднование свадебного договора» изображает быт крестьянина, его жизнь.

Полотно Шибанова занимает особое место в русской живописи 18 века. На картине художник изобразил заключение свадебного договора. Жених приезжает в дом невесты, чтобы посмотреть на нее. Будущие молодожены обмениваются подарками и кольцами. Если все стороны заключили договор, всех все устраивает, то нарушать данное согласие никто не может, так как он свят и незыблем. Обратная сторона картины содержит авторскую надпись, которая описывает сюжет картины.

Действие картины разворачивается в избе родителей невесты. В центре полотна зритель видит невесту в праздничном одеянии. Она выделяется среди других людей, взгляд сразу приковывается к ней. Вокруг нее находятся люди, которые внимательно разглядывают ее. На невесте яркий цветной сарафан. На голове у нее фата и убор, расшитый золотой нитью. Нить жемчуга обвивает шею невесты. Рядом с девушкой стоит жених. Он с любовью смотрит на невесту. Его образ серьезен и спокоен.

Невеста же переживает, волнуется, она бледна, поза ее совсем не естественна. Ее волнение понятно, ведь она вступает в новую жизнь, в другую семью.

Жених одет в праздничный кафтан, на голове надета темная шляпа. Вокруг жениха и невесты стоят много людей, все они одеты в праздничную одежду. Также на картине изображен стол и 4 мужчины. Весь стол заставлен различными блюдами. Наверное, это родственники невесты, они радушно приглашают к столу всех пришедших.

М. Шибанов создал свою картину, что продемонстрировать зрителю жизнь простого крестьянина, показать его веру в традиции. Несмотря на сложную жизнь, крестьяне все равно соблюдали традиции и делали это искренне, с открытым сердцем.

Смотря на картину, зритель чувствует, с какой любовью художник писал портреты своих героев. На первый взгляд даже не скажешь, что на картине изображены простые крестьяне. В них он раскрыл черты русского человека, а именно: жизнерадостность, жизнелюбие и благородство.

Празднество свадебного договора Шибанова

Популярные сочинения

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Среди многочисленных понятий в нашей жизни, которые напрямую связаны с человеком, есть такие, без которых существование людей на земле немыслимо.

Одним из главных героев в романе является Андрей Болконский. Князь красивой внешности, который мечтает о военной славе. Для Андрея самым главным в жизни является долг перед Родиной.

Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сведений о жизни Михаила Шибанова, русского художника, жившего во второй половине XVIII в., сохранилось крайне мало. Неизвестны ни год его рождения, ни отчество. Известно, что он происходил из крепостных крестьян, в 1783 г. получил вольную. Имеются документы, в которых Шибанов именуется «живописцем его светлости» графа Григория Алексан­дровича Потёмкина, фаворита императрицы Екатери­ны II. Также известно, что художник писал иконы для церквей в южных городах России — возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме того, Шибанов пи­сал для частных заказчиков в Москве и Петербурге. До наших дней дошло несколько картин, по отно­шению к которым авторство Шибанова не вызывает сомнений. Это несколько портретов современников, в том числе Екатерины II, и две жанровые картины из крестьянского быта — «Крестьянский обед» и «Празд­нество свадебного договора». Тематика этих картин для своего времени уникальна — тогда крестьян не принято было изображать на полотне.

Самое позднее сохранившееся свидетельство о жиз­ни Шибанова относится к 1789 г. Это просьба ху­дожника в канцелярию Екатерины II о назначении ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось.

На картине «Празднество свадебного договора» изображён сговор двух семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали роди­тели. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор — это окончательная договорённость, и рас­торгнуть её было почти так же невозможно, как и брак. Сговор происходил в доме родителей невесты, на нём определялось время венчания, обсуждалось приданое невесты, количество гостей и тому подобные моменты. Когда отцы заключали соглашение, приглашали неве­сту, и мать подводила её к жениху со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После этого молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя договор родителей.

Именно этот момент и запечатлел художник. Фи­гуры жениха и невесты занимают центральное место на картине. И если жениха частично заслоняет от зрителя стол, то невеста изображена во весь рост, что позволяет без помех полюбоваться её нарядом. Жених держит невесту за руку и нежно смотрит на неё — сразу понятно, что девушка ему понрави­лась. Невеста скромно опустила глаза, как и было положено девушке в те времена. Женщина за спиной невесты — вероятно, её мать, которая, согласно обы­чаю, подвела дочь к жениху. Невеста в левой руке держит платок — может быть, чтобы вытирать слёзы, которые полагалось проливать, прощаясь с девичьей «волюшкой».

В левой части картины, под образами в красном углу, сидят сваты и отцы жениха и невесты. Один из сватов поднялся с места и широким жестом при­глашает молодых людей сесть рядом с родителями — теперь, когда обо всём договорились, начнётся пир, и будущие супруги тоже должны в нем участвовать. На столе уже стоит угощение, в том числе и тра­диционный круглый каравай в центре. Этот каравай должны разломить надвое в знак того, что договор совершился.

Кроме непосредственных участников сговора — родителей, сватов и жениха с невестой — в комнате ещё много людей. Все они изображены в правой части картины, там же, где виден вход. Кто-то сидит — вероятно, наиболее почётные гостим, может быть, близкие родственники — большинство же стоит, с лю­бопытством глядя на происходящее. Это люди разного возраста — молодые и старые, в самом низу в правом углу изображён маленький ребёнок. В старину сговор был событием почти столь же крупным, как и сама свадьба, и праздновали его широко, приглашали не только близких родственников, но и соседей, если достаток позволял, то и всё село. А о том, что се­мья невесты имеет достаток, нетрудно догадаться по наряду девушки. Художник старательно выписал за­тейливые узоры, игра света говорит о том, что одежда невесты сшита из парчи. На шее у девушки ожерелье, в ушах серьги, из-под подола платья выглядывают носки красных сапожек. Мать девушки тоже богато одета, её головной убор украшен жемчугом, в ушах у неё серьги.

Читайте также:  Сочинение по картине Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве (описание)

Художник старательно изобразил головные уборы присутствующих на сговоре женщин, и это неслучай­но. В старину головной убор мог многое рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отли­чался от головного убора девушки.

Действие происходит внутри крестьянской избы. В интерьере нет ничего особенно примечательного: тёмные стены, иконы в углу, под ними стол и лавки. Зато живо показаны разнородные чувства, охватив­шие присутствующих. Рядом с. невестой и её матерью старушка в клетчатом платке опустилась на коле­ни, молитвенно сложив руки и глядя на иконы. По обычаю сговора, после достижения соглашения пола­галось помолиться всем вместе. Но остальные пока с этим не торопятся. Мужчина в красном кафтане, сидящий спиной к зрителю на стуле — вероятно, по­чётный гость — о чем-то оживлённо переговаривается с сидящей рядом молодой женщиной в кокошнике. Наверное, это его жена. Мужчина, изображённый с краю в левой части картины, держит на коленях бутылку с вином и кружку. Выражение лица у него радостно-умиротворённое, он явно доволен, всё полу­чилось, как он хотел. По-видимому, это отец кого-то из молодых людей, которым вскоре предстоит стать супругами.

Атмосфера праздничности, торжественности на картине в немалой степени достигается благодаря жи­вым, ярким краскам. Нарядная одежда большинства присутствующих составляет контраст с потемневши­ми стенами избы. Основные цвета в картине — корич­невый, чёрный, красный, различные оттенки зелёного. Коричневый — это фон, стены помещения и мебель, а также кафтан крайнего слева мужчины. Это цвето­вое единство словно намекает, кто хозяин этого дома и, соответственно, отец невесты. Красный цвет — это кафтаны гостя на переднем плане и одного из сватов. Красный присутствует и на душегрейке невесты: крас­ные цветы в узоре сплетаются с чёрными листьями. На девушке красные сапожки, хотя и не столь яркие. На мужчинах чёрные сапоги, сарафан и головной убор матери невесты тоже тёмные, практически чёрные. Чёрными прямоугольниками выделяются на стене ико­ны. В одежде жениха преобладают зеленовато-серый и травянисто-зелёный цвета. Подол платья невесты зеленовато-золотистый, выглядит слегка тускловатым — вероятно, из-за недостатка освещения в избе.

Картина насыщена не только действием, но и живо передаёт чувства, переживаемые его участниками. Ху­дожнику удалось показать не только торжественность момента, но также колорит эпохи, её дух.

Сочинение по картине Празднество свадебного договора Шибанова

Замечательные картины – «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777). Высокие живописные качества этих картин ставят их в один ряд с наиболее выдающимися произведениями русского искусства XVIII века, а продуманность и оригинальность их замысла, меткая наблюдательность, острый психологизм и совершенное умение справиться со сложной многофигурной композицией свидетельствуют о большом художественном опыте и творческой зрелости мастера.

Тематика этих картин совершенно необычна для живописи XVIII века: обе они изображают бытовые сцены из крестьянской жизни.
В эстетике того времени бытовому жанру отводилось самое низшее, подчиненное место. Изображение современной действительности не признавалось задачей, достойной кисти художника. Народные образы были, в сущности, изгнаны из сферы официального искусства. Правда, в Академии художеств в 1770-1780-х годах существовал так называемый класс домашних упражнений, где изучали бытовую живопись. Но сцены из «грубой» жизни простого народа, разумеется, не допускались и там.
Шибанов первым среди русских художников обратился к народным образам и темам, взятым из крестьянской жизни.

То, что было сделано в этой области до Шибанова, едва заслуживает упоминания. Русских крестьян изображали заезжие художники-иностранцы– француз Лепренс, в 1758-1762 годах сделавший ряд рисунков (повторенных впоследствии в гравюре) на русские бытовые темы, и датчанин Эриксен, автор группового крестьянского портрета. Лепренс воспринял русскую жизнь как «восточную экзотику», непонятную и неправдоподобную, а натуралистическая картина Эриксена не имеет ни познавательного, ни художественного значения. Иноземцы, не знакомые с русской жизнью, не могли, конечно, заложить основы прочной традиции. Если Шибанов и знал их работы, то, во всяком случае, имел право с ними не считаться.

Единственным его предшественником был А. Лосенко, использовавший крестьянский типаж в исторической картине «Владимир и Рогнеда». Бородатые воины в шлемах, изображенные Лосенко, производят впечатление написанных с натуры русских крестьян. Но, вводя в свою картину народные образы, художник-академик был вынужден прибегнуть к «исторической» мотивировке. А Шибанов, не связанный нормами академической эстетики, непосредственно воспроизвел в своих картинах живые сцены современной народной жизни.

«Крестьянский обед» представляет собою внимательный и точный этюд с натуры, в котором правдиво и метко переданы характерные типы крестьян. Художник стремился здесь прежде всего к живой естественности изображения.

«Празднество свадебного договора» гораздо сложнее и значительнее. Здесь перед нами уже не натурный этюд, а законченная картина с хорошо найденным типажем, с обстоятельно продуманной многофигурной композицией, картина, в которой сознательно поставлены и удачно решены нравоописательные и психологические задачи.

На обратной стороне картины сохранилась авторская надпись, поясняющая выбранный Шибановым сюжет:
«Картина представляющая суздальской провынцы крестьянъ. празднество свадебнаго договору, писалъ в тойже провшцы вселв татарове в. 1777. году. Михаилъ Шибанов».

О сущности этого празднества мы узнаем из старинных описаний русского крестьянского быта: «Сговор состоит в обменивании колеи, и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим».

Этот торжественный момент в жизни крестьянской семьи и показан в картине Шибанова. Действие происходит в избе, принадлежащей родителям невесты. В самом центре композиции помещена невеста, одетая в богатый национальный наряд. На ней застегнутая доверху полотняная рубашка, парчовый белый сарафан, вышитый цветами, и поверх него парчовая золотая с красным шитьем душегрея. На голове–девичий убор, состоящий из золотой расшитой повязки, и фата. Шея украшена жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах серьги. Рядом с невестой – жених в нарядном голубом кафтане, из-под которого видны зеленоватое полукафтанье и розовая вышитая рубаха.

Справа, позади невесты, теснятся приглашенные. Они тоже богато одеты: женщины в сарафанах и кокошниках, мужчины в длинных суконных зипунах. Шибанов проявил большое композиционное умение, ритмически расположив фигуры участников празднества и объединив их общим движением. Группа приглашенных замыкается фигурой молодого мужчины, широким жестом указывающего на жениха и невесту. Строгое ритмическое построение ни в какой мере не исключает ни живой естественности поз, ни их разнообразия.

В левой части картины – стол, покрытый белой скатертью и уставленный всевозможной снедью. За столом — четыре крестьянина, по-видимому, отец невесты и ее старшие братья. Один из них привстал и обращается с речью к жениху и невесте. Фигура этого крестьянина, слегка наклоненная, с протянутой вперед рукой, необходима художнику для того, чтобы связать между собой две разобщенные группы действующих лиц.

Свет в картине ярко выделяет центральную группу (жениха и невесту) и постепенно рассеивается в правой половине композиции; вся левая часть ее затенена, и только на лицах мерцают слабые блики. Этим приемом художник добился того, что внимание зрителей сосредоточивается на основных персонажах.

С уверенным и безупречным мастерством написаны ткани одежд. Их цвет и фактура переданы с такой точностью, которая позволяет распознать даже сорт материи. Этнографическая верность праздничных крестьянских костюмов Суздальской провинции, то есть Подмосковья, подтверждается сохранившимися до наших дней образцами. Но для Шибанова имела значение не только точность, но и художественность изображения. Цветовое разнообразие одежд приведено в картине к тонкой колористической гамме, к декоративному единству, хорошо передающему ощущение праздничности и торжественности совершающегося обряда.
Подчеркнутое внимание к внешней, обстановочной стороне сцены, продиктованное безукоризненным знанием крестьянского быта, отнюдь не отвлекло Шибанова от главной художественной задачи – создания правдивых и жизненных образов.

Реалистическое мастерство Шибанова вдохновлено глубокой и подлинной любовью к народу. Художник любуется своими героями, раскрывая в них типические черты русского характера – мужество и душевное благородство, сознание собственного достоинства, светлый, оптимистический взгляд на жизнь. Характеристики Шибанова выразительны и метки. Особенно привлекателен образ жениха, молодого крестьянского парня, с любовью глядящего на невесту. В его мужественной красоте нет ничего кричащего, вызывающего, весь его облик отмечен проникновенной серьезностью и величавым спокойствием.
С большой тонкостью раскрывается центральная психологическая тема картины – душевные переживания невесты. Лицо ее бледно, поза кажется несвободной и не совсем естественной; но за этой внешней принужденностью чувствуется глубокое внутреннее напряжение, едва сдерживаемое волнение, вполне понятное у крестьянской девушки, вступающей в новую жизнь.

Подлинной поэзией овеяны старческие образы, созданные Шибановым. С большой художественной силой написана величественная голова седого крестьянина, отца невесты. Примечателен по своей выразительности и жизненной правде образ старой крестьянки в правой части композиции. Это, бесспорно, один из самых глубоких и вместе с тем демократических образов в русском искусстве XVIII века. Дарование портретиста-психолога, с такой силой раскрывшееся в позднейшем творчестве Шибанова, отчетливо проявляется уже здесь.

Читайте также:  Сочинение по картине Кустодиева Сирень 7 класс

Но, наряду с чертами острого и проникновенного реализма, в «Празднестве свадебного договора», несомненно, присутствуют и черты идеализации крестьянского быта. Они находят свое воплощение в декоративном строе самой композиции, в подчеркивании элементов торжественности и праздничности, пронизывающих всю картину Шибанова.
Довольство и даже зажиточность изображенной им семьи отнюдь не типичны для русской деревни XVIII века. Мы знаем, что положение крепостного крестьянства в екатерининское время было поистине ужасающим. Жизнь крестьянина проходила в нищете, в условиях чудовищного угнетения, и Шибанов, сам крепостной, мог знать об этом лучше, чем кто бы то ни было. А между тем, картина Шибанова может создать совершенно иные, ошибочные представления об условиях жизни изображенной им социальной среды.

Как это могло случиться? Почему художник-реалист, изображая крестьянскую жизнь, не отметил в ней самого главного, определяющего?

Некоторые исследователи выдвигали предположение, что в шибановской картине изображены не крепостные, а так называемые государственные крестьяне, которых было довольно много именно в окрестностях Суздаля. Жизнь их была, конечно, несколько более легкой сравнительно с нищенским существованием крепостных. Но, думается, разгадку этого нужно искать в реальных исторических условиях русской действительности XVIII века.

Картина Шибанова написана всего через три года после трагического окончания грозной крестьянской войны, возглавленной Пугачевым. В памяти русского общества были еще вполне свежи свирепые репрессии и казни, обрушившиеся на всех причастных к крестьянскому движению. В эти годы сказать правду о страшной крепостной действительности – значило бы открыто поставить себя в ряды пугачевцев. Вспомним о жестоких репрессиях, постигших много лет спустя А. Н. Радищева за его правдивую книгу.

После расправы с крестьянским движением правительственные и помещичьи круги желали видеть в искусстве изображения «поселян, благоденствующих под мудрым управлением императрицы». В 1778 году академический художник Тонков написал картину «Сельский праздник», где показано, как знатные господа приехали в раззолоченных каретах полюбоваться на счастливую деревенскую жизнь. В картине Тонкова представлена «счастливая Аркадия», не имеющая ничего общего с реальной действительностью.

Картина Шибанова не принадлежит, конечно, к этому типу фальшивых изображений крестьянской жизни. Она слишком правдива по своим образам, по своему психологическому содержанию. Но полной правды Шибанов не решился сказать, и это, бесспорно, снижает познавательную ценность его работы. Он намеренно выбрал праздничную тему, за которой как бы скрыты противоречия и страшные стороны крестьянского быта.

И все же, несмотря на этот существенный недостаток, историко-художественное значение шибановской картины остается очень большим.
Шибанов выступил как смелый новатор, прокладывающий пути искусства в никем еще не затронутой области. Русский крестьянин стал героем художественного произведения впервые именно в творчестве Шибанова.

«Празднество свадебного договора» – описание картины Михаила Шибанова

История написания

Нарисована картина Шибанова была в 1777 году. Многофигурность требовала от художника создания полотна, способного уместить все элементы. Размеры готовой работы составили 199 на 244 см. Сейчас это произведение искусства находится в московской Третьяковской галерее. Живописные качества рисунка настолько покорили критиков, эстетов, искусствоведов, что он был поставлен в один ряд с другими, более выдающимися картинами XVIII столетия.

Не так много сохранилось сведений о написании произведения. Сохранившаяся авторская надпись на оборотной стороне холста позволяет обозревателю узнать, что рисунок посвящен свадебной церемонии, проводимой в те времена суздальскими крестьянами. Также художник обозначает место создания — писалось произведение в той же провинции. В своих изображениях Михаил Шибанов проявляет острый психологизм, передавая детально черты лица и переживания героев, меткую наблюдательность, творческую зрелость.

Несмотря на проникновенность реализма, на картине «Празднество свадебного договора» можно увидеть идеализацию крестьянской жизни. Существует немало теорий, почему художник выбрал именно такой стиль написания. Так как произведение писалось в Суздали, где тогда проживали государственные крестьяне, считавшиеся более зажиточными и благоустроенными, нежели крепостные их собратья, это оправдывает пышность праздника.

Произведение было написано спустя три года после трагичности судьбы крестьян, пострадавших от войны, возглавляемой Пугачевым. Свирепство репрессий, постоянные казни народа, жестокость царицы — все это не исчезло из памяти простого люда. Расправившись с крестьянским движением, помещики и правители хотели видеть на картинах поселян, которые благодарны императрице за мудрое правление. Никто не мог говорить правду, даже художники через картины. Возможно, это оправдывает идеализацию крестьянской свадьбы, изображенной на его творении. Но это не меняет того, что Михаил Шибанов стал своеобразным реформатором русского искусства.

Основная тематика

Основная тема крутится вокруг таинства знакомства жениха с невестой и заключения договора о браке, что тогда проводилось повсеместно крестьянскими семьями. Но не так важен сюжет, как тематика, затрагивающая жизненный образ простого люда. Тогда это не было популярно среди художников. Бытовые сцены не рисовались. Русское искусство было представлено пейзажной живописью, автопортретами, картинами с пышно одетыми людьми.

Шибанову удалось произвести в то время истинную революцию. Ведь ранее такому картинному жанру отводилось низшее место. Простой быт считался недостойным художественной кисти мастера. Несмотря на это, домашние упражнения, направленные на изучение бытовой живописи, существовали и практиковались художественными академиями. Но и там грубое изображение народных сцен не допускалось.

Михаил Шибанов первым изобразил на холсте обыденность крестьянских семей. Ранее русских крестьян рисовали только приезжие художники — Лепренс, Эриксен. Но предшественник у него все-таки был — А. Лосенко, использовавший образ простых работяг из села при написании картины «Владимир и Рогнеда».

Так, современная народная живопись вошла в жизнь ценителей русского искусства. Картина «Празднование свадебного договора» выглядит композиционно сложной и представляет собой законченный сюжет, а не вырванный из контекста произведения этюд.

Центральный сюжет

В основу положено празднование заключения сговора между семьями брачующихся. Подробнее о церемонии можно узнать из старинных описаний крестьянского быта в России. Суть договора заключается в обмене колеи, дарении подарков, смотрин невесты. Принятый сговор считался священным и нерушимым. Именно этот торжественный момент из жизни одной крестьянской семьи изображается на картине Шибанова.

Что сразу бросается в глаза при просмотре полотна:

  1. Действия происходят в старой избушке, которая принадлежит родителям невесты.
  2. Центральная роль отведена девушке, убранной в богатый национальный костюм.
  3. Подле невесты стоит жених, одетый в нарядный кафтан, зеленое полукафтанье и розовую рубашку. Он спокоен и действительно влюблен в девушку, что прослеживается во взгляде.
  4. По правую сторону стоят приглашенные гости.
  5. По левую сторону располагается стол с праздничными блюдами и напитками.

Отдельного внимания заслуживает цветовая интонация художественного произведения. Автор специально осветлил центральную часть, чтобы обозреватель концентрировал внимание на главных персонажах, изображенных и прорисованных более детально. К правой половине свет рассеивается, к левой части он затемняется.

Образ невесты как основа композиции

Наибольшее внимание автор уделил невесте, убранной в народный наряд с богатой росписью и вышивкой. Поверх основного платья на ней надета рубашка из полотна, застегнутая к самому верху, белоснежный сарафан из парчи, расшитый цветочным орнаментом. И завершает ее образ парчовая душегрейка из золотой ткани с красным шитьем. Стоит сказать, что именно одежде автор уделял наибольшее внимание. Качественная прорисовка позволяет понять, что тогда было модным среди крестьян.

Праздничный наряд дополняется девичьим головным убором, состоящим из расшитой золотом повязки, украшенной фатой. На шее невесты непринужденно красуется жемчужное ожерелье, а в ушах сережки.

Приглашенные гости

По правую сторону от невесты и позади нее теснится толпа приглашенных гостей. А за столом уже сидит отец девушки с несколькими мужчинами (вероятнее всего, сыновьями), хвалебно поднимающими бокалы за здоровье и любовь молодых. Мужчины и женщины одеты в богато расшитые и украшенные наряды (сарафаны, кокошники, суконные зипуны). Все гости объединены одним движением, что позволило создать завершенную композицию поздравлений.

Отдельного внимания заслуживают детализированные ткани нарядов приглашенных гостей:

  • точность цвета и фактуры;
  • возможность распознать тип материала и сорт;
  • этнографическая верность праздничных нарядов;
  • художественность одеяний с цветовым разнообразием;
  • тонкость колористической гаммы;
  • декоративное единство костюмов.

Все это добавляет изображенному событию торжественности и традиционности. Словно все гости и сами виновники праздника чтят традиции.

Дополнительные детали

Так как сюжет основан на реалистичном изображении главных персонажей, то деталей на картине «Празднество свадебного договора» Шибанова не так уж много. К числу композиционных особенностей и дополнений стоит отнести:

  • небольшой стол, покрытый зеленой скатертью;
  • наличие нескольких (видно, что скромных) блюд;
  • бутылки с питьем, содержимым которых сидящие за столом люди наполняют свои бокалы;
  • простой интерьер, украшенный лишь несколькими настенными картинами.

Все эти элементы подчеркивают то, что люди не такие уж зажиточные, но и не бедствуют. Реалистическое мастерство художника действительно вдохновляет, так как оно переполнено любовью к простому народу. Шибанов любит своих персонажей и раскрывает типичные черты характера обыкновенного русского человека.

Ссылка на основную публикацию