Анализ произведения Белые ночи Достоевского

«Белые ночи», анализ повести Достоевского

Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

В качестве эпиграфа автор употребил цитату из стихотворения Ивана Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего.

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами», а последняя – «Утро». Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

Анализ повести Достоевского Белые ночи

Жанровая направленность произведения представляет собой сентиментальный роман, основной тематикой которого является изображение людей, отличающихся мечтательностью, изображенных в образе одиноких людей, который живут в собственных иллюзиях, но при этом нуждаются в настоящих чувствах и участии в реальности.

Центральное место в повести занимаются душевные чувства героев, выражающиеся в изображении их эмоций, переживаний, ощущений, передающиеся ключевую проблематику в виде одиночества большого города.

Повествование в повести осуществляется от лица рассказчика, который оказывается влюбленным в главную героиню, образ который в его интерпретации является идеализированным.

Композиционная структура произведения представляет собой пять глав, четыре из которых являются нумерацией питерских ночей, а последней дается название в виде утра, что позволяет придать повествованию динамическое развитие, начинаясь со сна и заканчиваясь пробуждением.

Главными героями повести являются Мечтатель и Настенька, представленные в образе изолированных от общества людей, чутких, чувственных, беспомощных в любви.

Особую роль в системе персонажей повести является образ третьего героя, создающую определенную атмосферу, представленного в качестве Петербурга, который выступает как собеседник и старый приятель рассказчика. Образ города способствует раскрытию внутренних переживаний Мечтателя, а также создает великолепный фон в отношении его романтического настроения и передает смысловое значение названия повести.

Отличительной особенностью произведения является мастерское применение писателем метода параллелизма, заключающегося в начальном описании каждой главы природных зарисовок, дающих невольные подсказки на финал главы либо веселого, либо печального.

Средства художественной выразительности представляются в повести в виде включения в повествование внутренних монологов героев, а также диалоговой манере речи. Кроме того, писателем применяются многочисленные метафоры, выстраиваемые в длинные, развернутые предложения, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску и придающие возвышенный стилистический характер.

Смысл повести заключается в изображении возможности человеческого счастья даже среди маленьких и одиноких людей, мечтающих о простой любви и высоких чувствах.

Вариант 2

“Белые ночи” повесть Достоевского Ф. М. относится к жанру “сентиментальный роман”. Здесь раскрыта проблема смысла жизни, сплетаются любовь и одиночество.

Произведение Фёдор Михайлович начал писать в конце 1847 году. Журнал “Отечественные записки” опубликовал его в 1848 г. Роман посвящён другу и поэту Алексею Плещееву.

Главная тематика: огромный город и одиночество, которое царит в нём. В конце 19 века в Петербурге существовала именно такая обстановка, неустойчивый общественный уклад в городе. Многая молодёжь ощущала себя замкнутыми, несчастными. Их давило одиночество, не было цели в жизни.

Мечтатель и Настя – одни из главных героев романа. “Маленькие люди”, к которым относятся они, живут кротко, просто. Настя общается лишь с бабушкой да с жильцами. А мечтатель только со служивыми. Вот и весь круг общения. Чтобы не сойти с ума от серости жизни, забыть о постоянных проблемах, они уходят с головой в свои фантазии, мечтания.

Петербург – это третий персонаж. Он является и собеседником и верным товарищем автора произведения. Город проникается к переживаниям героя. Создаётся романтическое настроение, которое доказывает идею заглавия романа “Белые ночи”.

Также показана в романе и тема любви. Настенька любит одного человека. А Мечтатель питает чувства к нежной милой девушке. Но любовь его безответна. Он вовсе не сердится на Настю, хоть она оставила его в глухой разобщённости. Он сумел сделать заключение: благодарность должна быть во всём и даже в том, что Настя уже когда-то преподнесла ему в своё время минуты счастья. И эти чувства нужно уметь сберечь, сохранить внутри себя, своей души. Это и есть крупицы истинного счастья, вот оно блаженство.

Мысль романа: оторваться “мечтателям” от реального серого мира. Они устали и не могут жить посреди народа, ощущать радость от обыденного, постоянных и простых вещей. Им свойственно летать в облаках и фантазиях, обрекая себя самих на одиночество, замыкаясь в её рамках.

В четырёх первых главах романа идёт посвящение Петербургу, его ночам. А пятая глава (последняя) названа “Утро”. То есть отражается полная динамика развития сюжета: пробуждение от сна. Гуляя в романтике белых ночей, Мечтатель полюбил Настю. В нём открывается душевный порыв треволнений, мечты кипят. И наступило неизбежное “утро”, когда главный герой прозревает, хоть и наносится ему личная травма. Он попадает в лапы своей драмы. Герой обретает неразделённую, но сладкую любовь. Но ему просто вынуждено с ней навсегда расстаться – наступившее утро рассеяло все никчемные фантазии и мечты. Но подарило ему надежду. Теперь есть чем жить – новым светлым будущим.

Итак, Мечтатель терзается, но не приходит к трагической развязке. Любовный фронт терпит неудачу. Но судьбу нужно благодарить за то, что ему выпадает счастье, хоть и призрачное. Полная гармония героя с собой – вот доказательство, что роман пропитан сентиментализмом.

Анализ произведения Белые ночи Достоевского

Повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи» является прекрасным образцом сентиментального романа. Так о ней отзывался и сам автор. Действительно, отличительной чертой таких романов является смещения акцента с действий героев на их чувства и переживания. Так и «Белые ночи» показывают читателю персонажей, которые предпочитают действиям размышления и чувства.

Читайте также:  Отзыв о рассказе Куст сирени Куприна

Основные персонажи это Мечтатель и Настенька. Они случайно находят родственную душу в огромном городе. Оба они довольно необычны. Герои принадлежат к такому типу людей, которые предпочитают больше размышлять, даже о несуществующих вещах, чем взаимодействовать с внешним миром. Именно поэтому они кажутся такими оторванными от жизни, витающими в облаках. Для них фантазии гораздо важнее, потому что они в несколько сотен раз ярче, чем их обыденная жизнь.

Им очень сложно найти себе друга из-за этой особенности. Но Достоевский не осуждает эту их черту. Наоборот, мечтательность становится их положительной характеристикой. Именно такие люди способны разглядеть что-то новое и прекрасное, поскольку обыденные радости для них чужды. Именно поэтому Мечтатель не воспринимает свою неразделенную любовь к Настеньке, как нечто плохое. Он рад, что в его жизни были те минуты радости, которые ему подарила девушка. Ведь каждый человек сам выбирает, как ему оценивать происходящее. А от этой оценки зависит и его эмоциональное состояние.

В повести есть и третий главный герой – Петербург. Сложно представить, что подобная история могла произойти в другом месте. Северная столица выступает не только локацией, она является другом героя. Шумный город со своим многочисленным разношерстным населением и замысловатой архитектурой подпитывает натуру Мечтателя, подавая ему все новые темы для размышлений.

Интересно автором использована и подача времени суток. Действия почти во всех главах разворачивается ночью, оправдывая название повести. Ведь ночь это самое благоприятное время для раздумий и мечтаний. А последняя глава описывает утро. Здесь происходит развязка. Также как утро знаменует окончание темноты, разрушая ночные грезы. А в жизни героев заканчивается их недолгое общение, как заканчивается сон.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Белые ночи

Популярные сегодня темы

Практически все работы Виктора Михайловича были написаны с любовью к русскому фольклору. Вот и полотно «Аленушка» не стало исключением, его он написал по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в 1880 году.

Тольятти – мой родной и, конечно, самый-самый любимый город! Сразу скажу, что это достаточно современный город – советский. Он во многом похож на все другие города того времени… У нас есть центральный парк отдыха и культуры

Литературные произведения XIX века отличаются обилием художественных методов изображения происходящего. Модный сентиментализм сменяется реализмом. Основными писателями, использующие реализм

В произведении великого русского писателя (поэта) Михаила Юрьевича Лермонтова отсутствует прямое указание на отношение самого автора к главному персонажа поэмы. К примеру, в поэме «Евгений Онегин»

С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки

“Белые ночи” – анализ повести Достоевского

Осень 1848 года в мире литературы ознаменовалась выходом еще одного гениального произведения – повести “Белые ночи”, которую написал Федор Достоевский. Опубликовал ее журнал “Отечественные записки”. На нашем сайте вы также можете прочесть краткое содержание повести “Белые ночи”, краткий анализ которой мы сейчас проведем.

Начнем с того, что Достоевский названием произведения сразу указал на то, что события происходят в Петербурге, а кроме того это названием является неким символом фантастичности и нереальности действия. Но помимо самого названия у повести есть два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”. Они тоже нам многое говорят. Во-первых, о том, каков жанр и сюжетная линия, во-вторых, о том, что повествование будет идти от первого лица. Правда, сразу возникает вопрос: если своими воспоминаниями делится мечтатель, стоит ли ему всецело верить? Продолжим анализ повести “Белые ночи” Достоевского.

Главный герой повести – кто он?

Почему здесь автор решил построить рассказ от первого лица? Таким образом Достоевский придает повести определенный характер – мы видим исповедь, или размышления в автобиографическом уклоне. Не спроста многие критики сходятся во мнении, что образ главного персонажа напоминает самого автора, который еще молод. Хотя есть версия, что прототипом героя повести стал близкий друг Достоевского, и писал он вовсе не о себе, а о поэте А. Плещееве.

Важно подметить, что у главного героя нет имени. Да, он никак не назван, и таким приемом автор усилил связь с самим собой или своим другом. На самом деле по многим произведениям видно, что об образе мечтателя Достоевский размышлял постоянно, и в его планах была даже задумка сесть за написание романа, полностью отдавшись этой теме.

Анализ произведения “Белые ночи” подразумевает описание главного героя. Он хорошо образован, у него много сил и он молод, однако по характеру совсем робкий. Это одинокий мечтатель. Он грезит о романтике, и эти мысли уводят его от реальности. Мечтатель не думает о повседневных делах и заботах, выполняя их лишь по привычке, а в целом он чужой в своем окружении, и мир вокруг него тоже совсем чужой.

Чтобы обезличить своего героя, Достоевский даже подробно не пишет, на какой он службе состоит и чем в принципе занимается. Друзьями он не богат, девушки у него никогда не было. Все это служит поводом для насмехательств и отстранения людей от него. А самому мечтателю кажется, что он просто помятый грязный котенок, обиженный всеми вокруг, и от любого он ждет подлости.

Поговорим теперь немного о Настеньке – девушке, которую автор противопоставляет нашему мечтателю. Она утонченная и романтичная красавица, родственная душа. Однако, несмотря на это, Настенька наивная и даже ребячливая. Ее чувства искренние и сердечные, она хочет отстоять свое счастье, даже если придется взять возлюбленного и убежать вместе с ним, используя в этих целях того, с кем случайно познакомилась. Но девушке на самом деле самой нужна поддержка.

Другие детали анализа “Белые ночи”

Композиция повести “Белые ночи” традиционная. В тексте пять глав, и только одна называется “Утро” при том, что остальные имеют название “Ночь”. Романтика белых ночей в корне поменяли мышление и ощущения мечтателя. Когда он встретился с Настенькой и полюбил ее, он был спасен от нереальных грез и почувствовал, что его жизнь наполнилась действительностью. Главный герой любит девушку чисто и бескорыстно, он даже готов пойти на жертвы ради этой любви.

В качестве эпилога повести Достоевский использует последнюю главу с названием “Утро”. Эпилог драматичен и излучает надежду. Вот наступает дождливое серое утро, и все лучшее заканчивается. Прекрасные белые ночи позади, а одиночество снова рядом с мечтателем, но вот что важно в анализе произведения “Белые ночи”: герой не обижен и не разочарован. Он простил девушку и благословил ее.

Одна из самых поэтичных повестей Достоевского “Белые ночи” является красивой утопией и мечтой о том, что если человек честен и бескорыстен, он может стать счастливым. А какая романтическая атмосфера создана благодаря фантастическим белым ночам Петербурга!

Мы надеемся, что краткий анализ повести “Белые ночи” оказался интересным и полезным для вас. Заходите почаще на наш литературный блог, где вы найдете много статей с анализами произведений и характеристиками персонажей. Посетите также раздел Краткие содержания.

Анализ «Белые ночи» Достоевский

Одной из ярких литературных работ, принадлежащей раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи». Сам же автор отнес свое детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нем проблематику любви, одиночества, смысла жизни. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Белые ночи.

Год написания – 1848 год.

История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящен близкому другу писателя – Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм.

История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности, это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге образца середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному, и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, обвиняя ее во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Читайте также:  Описание степи в повести Тарас Бульба Гоголя

Основная мысль произведения – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро».

Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Белых ночей».

Проводя в «Белых ночах» анализ произведения, следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что еще раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализма.

Анализ повести Достоевского «Белые ночи»

Автор: Guru · Опубликовано 23.06.2017 · Обновлено 08.10.2017

Жанровое и тематическое своеобразие «Белых ночей»

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Читайте также:  Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. » В этой фразе и заключается идея произведения. Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Анализ произведения Ф. Достоевского «Белые ночи»

Характеристика текста

Дата написания повести — 1848 год. Автор посвятил ее лучшему другу — А. Плещееву. Сразу после создания произведение опубликовали в известном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского можно увидеть, что он часто писал о «петербургских мечтателях». Несколько своих сочинений автор опубликовал в едином сборнике «Петербургская летопись» не исключением стал и рассказ «Белые ночи». Астрономическую эстетику в литературе Достоевский использовал для описания характеристик и быта главных персонажей произведения.

Центральной тематикой является одиночество человека, находящегося в большом городе. Эта тема очень часто использовалась авторами в середине XIX века. Всему этому послужило нестабильная ситуация в городе. Многие молодые люди утратили смысл жизни и чувствовали себя несчастными и никому не нужными.

Главные герои повести являлись типичными представителями простого населения Петербурга. Они живут скромно и не имеют много знакомых. Герой общается только с сослуживцами, а девушка по имени Настенька с бабушкой и жильцами. Чтобы разнообразить свою жизни, и внести в нее хоть какой-то смысл, центральные персонажи начинают мечтать. Это помогает им забыть бытовые проблемы.

Автор раскрывает тему любви через девушку Настеньку, которая безумна влюблена. Мечтатель же, напротив, страдает от безответной любви. Герой не злится на девушку, и не обвиняет ее в собственном одиночестве. Он благодарен даже за несколько минут, которые она была рядом. Мужчина трепетно относится к своим идеям и фантазиям по поводу счастливой жизни. Пусть это даже просто его мечтания. В глубине души герой понимает, что вряд ли сбудется его счастье, но все же продолжает сохранять надежду.

Анализ «Белые ночи» Достоевского раскрывает основную мысль. Она заключена в том, как простые люди получают радость от обычных вещей. Предпочитая мечтать и фантазировать, герои обрекают себя на вечное одиночество.

Композиционная структура

Главной особенностью произведения считается необычное построение сюжетной линии. Первые главы полностью описывают фантазии персонажа, посвященные петербургским ночам, а последняя глава называется «Утро». В тексте упомянуты только 2 главных действующих лица:

  1. Хрупкая девушка Настенька.
  2. Герой, имя которого осталось неизвестным, автор называет его Мечтатель.

Описание жизни и быта каждого из них очень точно отражает развитие сюжета в произведении — от сна к пробуждению.

Построение текста имеет символическую характеристику. На фоне ночей в Петербурге автор описывает все переживания и чувства главного героя. Кроме этого, посредством использования такого приема читателям открываются все стадии влюбленности Мечтателя. Наступление утра и пробуждения мужчина сравнивает с личной драмой. Так как рассвет развеивает все его фантазии и лишает надежды на светлое будущее рядом с любимой.

Автор считал, что жанр «Белых ночей» — сентиментальный роман. Спецификой текста, определяющей направленность, является душевные переживания главного героя.

Краткое содержание

Роман состоит из частей: описываются 4 ночи, и завершается все главой «Утро». Чтобы понять, о чем произведение, стоит каждый раздел рассмотреть более детально:

  1. Первая ночь: история начинается с описания жителя, проживающего на Неве. В этой местности он проживает около 8 лет, но еще так и не обрел счастья. Автор не раскрывает имени героя, называет его Мечтатель. Молодой образованный человек, мечтатель в душе все еще одинок. Бродя по ночному городу, он замечает девушку, которая склонилась над водой и плачет. Заметив его, она покинула свое место. Мечтатель радовался предстоящему знакомству и продолжал следовать за ней. Он спас ее от пьяного хулигана и назначил встречу. Но девушка предупредительно сказала, чтобы он не влюблялся в нее.
  2. Вторая ночь: На следующий день молодые люди встречаются. Во время прогулки Мечтатель рассказывает про свою одинокую жизнь. Она сожалеет ему и говорит, что нельзя так жить. Настенька обещает, что никогда его не бросит. После этого молодая особа начинает рассказывать свою историю. Оказывается, она проживает вместе со слепой бабушкой. Иногда они сдают комнату приезжим людям. И вот как в их доме поселился мужчина, который доставал им интересные книги. Настенька поняла, что влюбилась. Как только жилец узнал об этом, стал избегать ее и вскоре уехал в Москву на год. Сейчас он уже несколько дней находится в городе. Мечтатель предлагает доставить ему письмо.
  3. Третья ночь: в письме девушка написала, что хочет встретиться с возлюбленным и назначила место. Туда она отправилась раньше времени и очень долго прождала мужчину. Но к сожалению, он так и не явился. Настенька была огорчена, и мечтатель пообещал сходить к нему еще раз.
  4. Четвертая ночь: Девушка вновь приходит на назначенное место, а возлюбленный так и не появился. Настенька начинает плакать, в этот момент Мечтатель признается ей в любви и предлагает выйти замуж. Девушка дала положительный ответ. Проходит время и внезапно появляется ее бывший квартирант. Герой повести печально наблюдает, как они вместе уходят прочь.

Глава «Утро» завершает роман. В ней герой получает письмо от Настеньки, в котором она просит прощения за свое поведение. Мечтатель не сердится на нее, а желает ей счастья.

Аннотация произведения дает понять, какой на самом деле главный герой. Он благородный и бедный человек, который готов простить любой поступок. Это характеризует его только с положительной стороны.

Ссылка на основную публикацию