Анализ рассказ Лес и степь Тургенева

Наедине с природой. Анализ рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь»

Разделы: Литература

Задачи урока:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение работать с разными источниками информации.
  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  • закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний (проверка дом. задания) (2 мин)

Эссе: Почему человек должен быть в гармонии с природой? К чему может привести нарушение связи человека с природой?

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
(Ф.И. Тютчев)

3. Постановка цели урока, выдвижение гипотезы. (3 мин)

– Прочитайте эпиграф к уроку. Слайд 1

Сколько ни пишите еще повестей и драм, вы не опередите вашей Илиады, ваших «Записок охотника»: там нет ошибок, там вы просты, высоки, классичны, там лежат перлы вашей музы».

(Из письма И.А. Гончарова И.С. Тургеневу от 28 марта 1859 г.)

– О каком произведении будет идти речь на уроке? Слайд 2

– Как вы поняли высказывание Гончарова?

Слайд 3. Задача урока

– С какой точки зрения мы всегда анализируем литературное произведение? (понять основную мысль автора)

– С помощью каких средств, используемых автором читатель может понять основную мысль произведения?

Слайд 4. Гипотеза

– Сделайте предположение, т.е. сформулируйте гипотезу, какова основная мысль Тургенева в рассказе «Лес и степь»?

– С помощью каких средств писатель приводит читателя к этой мысли?

4. Словарная работа. (2 мин)

В рассказе есть упоминание слов, которые могут быть не понятны.

  • Пристяжные лошади Слайд 5
  • Лучина Слайд 6
  • Беговые дрожки Слайд 7
  • Перепел Слайд 8
  • Малиновка Слайд 9
  • Жаворонок Слайд 10
  • Чибис Слайд 11
  • Вальдшнеп Слайд 12
  • Дрофа Слайд 13
  • Ракита Слайд 14
  • Лозняк Слайд 15

5. Анализ собранных материалов. Групповая работа. (14 мин)

– Как условно можно озаглавить части рассказа «Лес и степь»? Слайд 16

– В рассказе, на первый взгляд, нет сюжета. Он кажется чисто описательным. Но если проследить расположение частей, то какой вывод можно сделать?

(Сюжет рассказа строится на смене времён года. Это естественный ход жизни природы.)

Ученики дома отбирали и выписывали из рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь» слова и словосочетания по группам. Все ученики выписывали слова и выражения, обозначающие цвет. Затем ученики по группам составляли перечень слов, обозначающих звуки, осязательные ощущения, запахи и чувства человека, которые упоминаются в рассказе Тургенева «Лес и степь». Распечатки собранных материалов лежат на партах.

– Проанализируйте собранный материал. В чём особенность использования цвета у Тургенева в этом рассказе? (См. приложение 2)

– Чему писатель уделяет особое внимание? (небо, воздух)

– Приведите примеры выражений, подчёркивающих эффект блеска, сверкания?

– Какие основные цвета использует Тургенев? Слайд 17

(Тургенев использует основные цвета спектра)

– Какая часть речи используется чаще для обозначения цвета? (глагол)

– Значит, колорит передаётся в динамике.

– Когда цвета становятся ярче? (при восходе и закате солнца)

– Какой общий вывод можно сделать об использовании цвета в рассказе? Слайд 18

(Колорит разнообразный, для изображения цвета Тургенев часто использует глаголы, значит, цвета показаны в динамике)

– Какие языковые средства выразительности использует Тургенев при создании колорита?

6. Сопоставление картин И. Левитана (3 мин)

– Сопоставьте картины на одну тему одного художника – И.И.Левитана, которые хранятся в Государственном Русском музее.

Исаак Ильич Левитан. Долина реки. Осень. Слайд 19, 20

Поздняя осень. Слайд 21

Осенний пейзаж с церковью Слайд 22

– Какая картина кажется более жизнерадостной? Почему?

– С какой частью рассказа Тургенева соотносится каждая картина?

– С какой частью рассказа соотносится рисунок, выполненный Варварой Бочковой? Слайд 23, 24

7. Звуки, осязательные ощущения, запахи в рассказе «Лес и степь». (3 мин)

– Какие выводы можно сделать, анализируя выписанные слова? Слайд 25

(Звуки разнообразные, но при этом рассказчик наслаждается и тишиной. В одном предложении можно прочитать: «Всё проснулось, и всё молчит»)

8. Прослушивание пения (5 мин)

  • Жаворонка Слайд 26
  • Перепела Слайд 27
  • Малиновки Слайд 28

– Какие выводы можно сделать, анализируя выражения, определяющие запахи, осязательные ощущения в рассказе?

(Преобладают запах трав, сена, цветов. Человек чувствует прикосновение ветра, веток куста, мха, ржи, цветов, ощущение упругости земли, холода и жары)

– Почему Тургенев описывает не только цвета в пейзаже, но и звуки, осязательные ощущения?

(Это делает изображение объёмным)

9. Чувства человека (3 мин)

– Какое чувство преобладает? (радость)

– Какое синтаксическое средство использует Тургенев при описании чувств человека? (риторические вопросы и риторические восклицания)

– Какие предложения делают ближе рассказчика и читателя? (риторические вопросы)

– Какие ещё синтаксические и лексические средства выразительности использует Тургенев? (метафоры, олицетворения, сравнения, лексический повтор)

– Обратите внимание на развёрнутую метафору в части «Поздняя осень». (жизнь как свиток)

– Прочитайте её в контексте. Какое значение она приобретает?

10. Подведение итогов. (5 мин)

Какова тема урока? Слайд 29

– Какую задачу урока мы ставили? (понять основную мысль автора, а также с помощью каких средств он создаёт произведение и доносит свою мысль до читателя) Слайд 30

– Какова основная мысль рассказа Тургенева? (показать, что только наедине с природой человек может достигнуть внутренней гармонии, наедине с природой он может получить наслаждение для души и возможность поразмышлять о жизни)

– Какую гипотезу выдвигали? Слайд 31

– Сопоставьте свои размышления о природе, которые вы писали дома, с нашим выводом.

– Какие авторские приёмы помогли понять авторскую мысль?

– Какие языковые средства выразительности использует Тургенев? Слайд 32

– Как проявляется мастерство Тургенева-пейзажиста в рассказе «Лес и степь»?

– В чём особенность использования цвета в этом рассказе?

– Почему Тургенев не ограничивается только описание цвета? (объёмность изображения)

– Почему Тургенев расположил это произведение в цикле «Записки охотника» последним?

11. Рефлексия. Слайд 33 (3 мин)

– Что нового вы узнали на уроке?

– Чему вы удивились при анализе?

– Какое выражение Тургенева вам особенно запомнилось?

12. Домашнее задание. Слайд 34 (1 мин)

  • Эссе «Человек и природа в рассказе Тургенева «Лес и степь».

«Лес и степь» – краткое содержание рассказа И.С. Тургенева

Жанр произведения

Все рассказы цикла «Записки охотника» имеют четкую сюжетную линию и персонажей, которые взаимодействуют между собой. Рассказ «Лес и степь» является исключением. Произведение стало эпилогом к сборнику «Записки охотника». Оно построено в виде зарисовок, описывающих величие природы средней полосы, и представляет собой монолог главного героя — Петра Петровича Каратаева, бывалого охотника и ценителя русской природы. Именно поэтому многие критики считают произведение не рассказом, а очерком.

Краткое содержание

Это произведение раскрывает Тургенева как мастера пейзажа, рисующего красоту русской природы, которая необыкновенна во всех состояниях и в любое время года. Его картины природы живописны и совершенны.

Автор раскрывает ее красоту как художник. Каждый небольшой фрагмент позволяет рассмотреть цвет, движения и свет, почувствовать запахи и услышать звуки.

Очерк состоит из необыкновенно красивых описаний лесных и степных пейзажей в утреннее время, днем и при закате солнца. Автора восхищают все времена года. Такой литературный прием позволяет показать очарование окружающего мира и создать настрой для восприятия рассказа Тургенева «Лес и степь».

Краткое содержание рисует очарование русской природы, которое, по мнению классика, способны рассмотреть только охотники, обладающие зорким взглядом. Произведение начинается с описания сборов и выезда на охоту, когда в доме все спят. Писатель подробно описывает ранее весеннее утро, покрытую ковром телегу и сложенные в нее ящик и самовар.

Дует легкий предрассветный ветер. На небе еще светятся и мерцают звезды. Вдалеке багровеет рассвет, медленно поднимается солнце. В такое время дышится легко. Ранним утром можно увидеть, как просыпается природа. Небо становится светлее и выше. С песнями взмывают ввысь жаворонки, и человек чувствует себя свободнее в предвкушении наступающего дня.

Вечером, когда садится солнце, воздух становится прозрачным. На небе полыхает пожар зари, а на землю опускается легкий туман. На небосклоне появляется первая звезда, и вскоре опускается ночная мгла. В такое время приятно вернуться домой и расположиться за накрытым столом.

Пейзаж Тургенева ярок, эмоционален, красочен. Размышления охотника во время прогулок по лесу дополнены красочными описаниями:

  • реки, протекающей через зеленые луга;
  • холмов, виднеющихся вдали;
  • небольшой горы;
  • птичек, порхающих над поверхностью воды.

Особое восхищение вызывает у писателя степь, где природа оказывается другой. Она прекрасна зимой, укрытая толщей снега, и весной, когда под первыми лучами солнца появляются проталины. Чтобы добраться до нее, нужно проделать долгий путь. Дорога лежит мимо полей, холмов и оврагов, деревенских домишек и постоялых дворов.

Степь для Тургенева является олицетворением другого мира.

Времена года в рассказе

Краткое содержание «Леса и степи» воспроизводит состояние природы в разные времена года. Необычайно яркое и чувственное описание позволяет увидеть сверкание снега под лучами солнца, появление первых проталинок, осенний листопад и яркий багровый рассвет.

С особым трепетом и волнением Тургенев описывает летнее утро, красоту которого может оценить только человек, оказавшийся в лесу с первыми лучами солнца. Писатель дает возможность вдохнуть прохладный лесной воздух, полный горьковатых ароматов полыни, сладости меда и гречихи. Солнце начинает припекать и все сильнее прогревает воздух. День приносит колючий зной, от которого хочется укрыться в тени около ручья с прозрачной холодной водой.

Внезапно на небе появляется свинцовая туча, слышны раскаты грома, сверкает молния. Начинается ливень, от которого охотник укрывается в сарае. После проливного дождя воздух напоен ароматами свежей зелени, грибов и лесных ягод.

Новые ощущения в прогулках по лесу находят свое отражение в наблюдениях и ярких красках. Особый трепет вызывает описание леса осенью во время охоты на вальдшнепа. Это время года не вызывает у писателя грусти. Он живо описывает мягкий воздух, безветренную погоду, воды небольшой реки, рощу с облетевшей листвой. Осенняя прогулка по лесу навевает воспоминания. В памяти всплывают давно позабытые картины и лица дорогих людей. Писатель мастерски описывает звуки и запахи:

  • колючий морозный воздух зимой;
  • свежее дыхание весны;
  • ароматы цветов и ягод летом.
Читайте также:  Сочинение Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника Чехова

Это позволяет читателю представить картинку природы и прочувствовать ее неповторимую красоту. После ознакомления с кратким содержанием рассказ нужно читать полностью, чтобы сделать пересказ живым и красочным.

Главная мысль

В рассказе не происходит никакого действия, но он заставляет пережить особое эмоциональное состояние. Русская природа достойна поклонения, ведь она является частичкой жизни человека и пробуждает в нем лучшие чувства.

Произведение еще раз подчеркивает многогранный талант писателя. Благодаря правильно подобранным метафорам и сравнениям, использованным для описания природы, композиция становится цельной и яркой.

Учебно-исследовательская работа по литературе по теме: «Метафора как средство выразительности (на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь»)

Метафора в художественных текстах – одно из средств создания выразительности. Метафора активно воздействует на воображение, формирование эмоций, это средство выразительности является неотъемлемой частью художественного текста. Произведение И. С. Тургенева «Лес и степь» уникально по своей художественности. Цель данного исследования заключается в комплексном изучении особенностей создания и функционирования метафоры в произведении «Лес и степь»

Скачать:

ВложениеРазмер
uchebno-issledovatelskaya_rabota_po_literature.zip1.28 МБ

Предварительный просмотр:

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Учебно-исследовательская работа по литературе

Тема: «Метафора как средство выразительности (на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь»)

Автор исследовательской работы:

Проскурякова Мария, 7 б

Руководитель: А.И. Канева,

учитель русского языка и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Участник исследования : Проскурякова Мария 7б класс МБОУ СОШ №1, пгт. Троицко-Печорск.

Тема исследования: Метафора как средство выразительности (на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь»).

Актуальность темы: Метафора в художественных текстах – одно из средств создания выразительности. Метафора активно воздействует на воображение, формирование эмоций, это средство выразительности является неотъемлемой частью художественного текста. Произведение И. С. Тургенева «Лес и степь» уникально по своей художественности. Язык его ярок, экспрессивен.

Предмет исследования – метафора в художественном тексте.

Источник исследования – Произведение И. С. Тургенева «Лес и степь»

Материал исследования – 25 метафор, используемых в тексте произведения И. С. Тургенева.

Цель данного исследования заключается в комплексном изучении особенностей создания и функционирования метафоры в произведении «Лес и степь»

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи :

– Рассмотреть понятие метафоры;

– Проанализировать метафоры рассказа «Лес и степь»;

– Выяснить, какую роль метафора играет в современном мире;

Общим методом исследования является описательный метод, основанный на наблюдении, описании и обобщении выявленных особенностей метафоры.

Научная новизна работы заключается в попытке впервые комплексно рассмотреть метафору в структуре художественного текста рассказа И. С. Тургенева «Лес и степь»

Практическая ценность исследовательской работы определяется возможностью использовать ее результаты в школе на уроках литературы и русского языка.

Работа состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, приложения.

Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.

Цель первой главы – осветить теорию метафоры, рассматриваются понятия «метафоры», приводится классификация метафор (различие языковой и художественной метафоры), освещаются особенности использования метафоры в художественном тексте.

Вторая глава обращена к анализу метафор в произведении И. С. Тургенева.

В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.

В приложении к работе зафиксированы все выбранные и анализируемые метафоры рассказа.

Глава 1 Метафора как средство выразительности

§1 Термин метафора

Лингвистический энциклопедический словарь даёт метафоре следующее определение, на которое мы и будем опираться: «Метафора- это троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающий некоторый класс предметов, явлений и т.п. для характеризации и наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса аналогично данному в каком- либо отношении. В расширительном смысле термин метафора применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении». [1]

Исследования в теории метафоры начаты Аристотелем и таким образом насчитывают более двух тысяч лет. Занимаясь проблемами поэтики и риторики, Аристотель рассматривал метафору только как фигуру речи, но не говорил о метафоре как об индивидуальном языковом явлении: «Всякое имя бывает или общеупотребительное, или глосса, или метафора, или украшение, или вновь составленное, или растяженное, или сокращенное, или измененное». Сам Аристотель, настаивая на том, что в рассуждениях следует избегать пользования метафорами, высоко ценил их как способ описания не того, «что было, а того», «что могло быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости». [2] Скляревская Г.Н. в книге «Метафора в системе языка» говорит о том, что, несмотря на это, благодаря Аристотелю сложился, получивший развитие в 20 веке взгляд на метафору, как на « неотъемлемую принадлежность языка, необходимую для коммуникативных, номинативных и познавательных целей » .

История пересмотра старого понимания метафоры в русской филологии связана с именем А. А. Потебни, который рассматривал метафору не как стилистический приём, а как «необходимый элемент художественного мышления», помогающий внушить читателю то, что «растолковать невозможно»

Английские философы-рационалисты считали, что метафора служит для выражения мысли и передачи знания и что для выполнения этой функции пригодны только слова, употреблённые в прямом смысле. Например, по мнению философа Т. Гоббса, метафора, равно как и переносные значения вообще, являются препятствием к выполнению этого главного назначения языка.

Другой же философ-рационалист Дж. Локк утверждал, что образное употребление слов внушает ложные идеи и вводит в заблуждение рассудок. Философы романтического склада, напротив, считали метафору единственным способом не только выражения мысли, но и самого мышления. Метафора возникает при уподоблении одного явления другому на основе семантической близости состояний, свойств и действий, характеризующих эти явления. С формальной точки зрения, метафорический перенос заключается в употреблении слова (словосочетания, предложения), предназначенного для обозначения одних объектов (ситуаций) действительности, для наименования или характеризации других объектов (ситуаций) на основании условного тождества приписываемых им предикативных признаков. [3]

§2 Функции метафоры

Метафора выполняет несколько функций. В риторике и лексикологии считается, что первичная функция метафоры- номинативная, в поэтической речи- оценивающая и характеризующая.

Изучение функций метафоры приводит к выводу о зависимости характера метафоры от литературного метода. В стихотворной речи это выразилось в стремлении употреблять слова в прямом значении, что, однако, не исключало мотивированного использования метафор.

Рассматривая функции метафорического моделирования, специалисты по регулярной многозначности отмечают, что при его помощи человек «как бы отмечает пункты наиболее напряженной активности человеческой мысли по выработке адекватного миропонимания», эти модели своего рода «русло, по которому привычно движется бессознательная творческая активность всенародного сознания, и дискуссионное поле, творческая лаборатория по созиданию образа мира у человека» [Постовалова 1994: 208]. Использование новых слов по уже существующим моделям часто создает в тексте оптимальное соотношение стандарта (использование модели), экспрессии (различные виды оживления метафоры), привлекает внимание адресата к способу выражения мысли, которая воспринимается как более яркая и значимая

Метафора состоит из четырех частей: основной и опущенный вспомогательный субъекты, а также соотносимые свойства каждого объекта или класса объектов. Это стоит учитывать при анализе метафоры, потому что свойства основного субъекта не обозначены, вследствие чего метафора допускает разные толкования.

§3 Сравнение языковой и художественной метафор

Метафора имеет двоякую сущность. Она может быть одновременно и средством языка, и поэтической фигурой. В лингвистической литературе традиционно выделяются два типа метафор – языковая метафора и художественная метафора.

Языковая метафора представляет собой готовый элемент лексики: такую метафору не надо каждый раз создавать, она воспроизводима в речи зачастую без осознания говорящим фигурального смысла первичных слов. [4] Г.Н. Скляревская в своей книге, посвященной метафоре отмечает, что языковая метафора «стихийна, заложена в самой природе языка и исследуется в лингвистике как комплексная проблема, такую метафору не нужно каждый раз создавать, её берут готовой и употребляют в речи, при этом живая речь обычно перенасыщена метафоричностью». Языковая метафора иначе называется также общеупотребительной, ведь её мы используем настолько часто, что уже не замечаем.

Художественная метафора помогает в раскрытии образов. Позволяет автору обратить внимание читателей на то, что, по его мнению, действительно важно. От языковой метафоры она отличается оригинальностью и новизной.

Метафора как объект исследования оказалась чрезвычайно притягательной не только для лингвистов, но и для философов, так как является одним из способов организации познавательной деятельности.

Создается впечатление, что исследование метафоры становится тотальным. Нельзя не согласиться с Г. Г. Кулиевым, который пишет, что «в самом факте постоянного обращения к данной теме заключено и признание ее неисчерпаемости».

Существенны различия языковой метафоры и художественной с точки зрения их лексического статуса. Если языковая метафора представляет собой самостоятельную лексическую единицу, относительно свободно вступающую в семантические связи и реализуемую в разнообразных лексических окружениях, то художественная метафора не имеет такой лексической самостоятельности — она всегда связана со “своим” контекстом.

Особенности контекстуальной обусловленности художественной метафоры были описаны В. Н. Телией: художественная метафора “исходит” из конкретного контекста; рождается и существует в контексте, распадаясь вместе с ним; коннотативные признаки, создающие метафору, фокусируются только в рамках данного лексического набора.

“Лес и степь”, анализ произведения Ивана Тургенева

В середине XIX века в журнале “Современник” были напечатаны рассказы Ивана Тургенева из цикла “Записки охотника”. В 1852 году они вышли отдельным изданием. Практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги. Исключение составляет лишь произведение “Лес и степь” . Критики, кстати, так и не смогли “договориться” о его литературной форме.

Одни считают “Лес и степь” очерком, другие настаивают на том, что это – рассказ.

В произведении нет прямой речи, все повествование представляет собой монолог заядлого охотника

“Лес и степь” является своеобразным эпилогом к “Запискам охотника”, а также поэтическим гимном русской природе. Основному тексту предшествует эпиграф, что весьма необычно для сочинений Тургенева. Это – отрывок из его собственной неизданной поэмы.

Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал Белинский: “Он любит природу не как дилетант, а как артист”.

В этом небольшом отрывке из произведения “Лес и степь” автор передал практически все нюансы восприятия природы: цвет, движение, запах, звук, свет, а также тактильные ощущения . И перед читателем явственно возникает картина поздней осени.

Для изображения красоты средней полосы России Иван Сергеевич пользуется разнообразными приемами, широчайшей палитрой цветов и оттенков, всем богатством языковых средств: наречий, простых и сложных прилагательных, глаголов. К примеру, небо у Тургенева “бледно-голубое”, “смутно-ясное”, затем оно “бледнеет”. Прилагательные выступают не только эпитетами, но и Метафорами : “огнистое море заката”, “свинцовая полоса на небосклоне”, “золотые полосы”.

Но мастерство Тургенева проявляется не только в филигранном владении словом. Описание природы всегда охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героев. Стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение. Летом “весело пробираться по узкой дорожке”, сердце трепещет весенним утром, осенью вас охватывают светлые воспоминания.

Показательно, что осенний пейзаж не вызывает у автора грусти: воды реки радостно мчатся, а роще легко и весело стоять голой.

Тургенев постоянно Олицетворяет природу. Осины у него лепечут, а могучий дуб похож на крепкого бойца, который демонстрирует свою мощь красивой липе. Мастерски использует писатель и запахи, упоминание о которых делает пейзаж ярче, красочней, эмоциональней. Мы чувствуем свежее дыхание весны или летний воздух, напоенный медом гречихи и горечью полыни так, что голова кружится от благоухания.

После грозы пахнет грибами и земляникой, зимой приятно вдыхать острый морозный воздух.

А как разнообразны и “вкусны” звуки! Здесь – слабый шум ночных деревьев, лязганье косы, скрип телеги, золотой голосок малиновки и тишина леса. Фыркают лошади, храпит сторож, стучит мельница, звонко лает собака, поют жаворонки.

Произведение соткано из описаний лесных, луговых и степных пейзажей ранним утром, в полдень, на закате дня и при восходе луны. Тургенев восторгается охотой во все времена года. Такой прием позволяет автору показать ежеминутную красоту русского пейзажа, композиционно завершить произведение “Лес и степь”, а также весь сборник.

Получился мощный и жизнеутверждающий аккорд охотничьего цикла. Коротко его можно выразить словами самого автора: “Свежо, весело, любо!”

Сочинение на тему Карманные деньги Деньги испокон веков имеют особую ценность в обществе. В мире все решается деньгами их количеством. Карманные деньги для подростков несут немало важную роль, ведь благодаря им, подростки реализуют свои потребности.

САЛОН КРАСОТЫ 1. Число 1 сильно отличается от других чисел при умножении и при делении. 2. При возведении в первую степень показатель степени обычно не пишется 3. Число 1 при возведении в.

Анализ стихотворения Блока Родина А. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но.

Сценарій свята Першого вересня Звучить сигнал фанфар. 1 – й ведучий Розквітають посмішки навколо, Радісно луна веселий сміх. Це моя найкраща школа Зустрічає школярів своїх. 2-й ведучий Знову свята радісні хвилини, Безліч вересневих привітань.

Сочинение на тему Счастье человека Что значит быть счастливым человеком? В чем заключается счастье? Эти вопросы когда-либо хоть раз, да заставляли задуматься человека. В моем понимании, счастье-это неотъемлемая часть души. Если человек душевно не спокоен.

“В дороге” анализ стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей “Ася”, “Первая любовь”, романов “Рудин”, “Дворянское гнездо” и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако.

Хроники строительной фирмы Хроника строительной фирмы 1.03. Ура! Нам предложили крупный контракт на постройку 12-этажного жилого дома. У всех бурный энтузиазм. Выпили на радостях 2 ящика пива. 2.03. Заказчику не нравится выражение “как.

Зимняя дорога Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть.

Рылеев К. Ф. биография РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович [18 сентября 1795, с. Батово Софийского уезда Петербургской губ. – 13 июля 1826, казнен в Петербурге], русский поэт, декабрист. Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в.

Мовознавча гра Конкурс 1. Розминка ” Творимо слова”. -Запишіть якомога більше слів, складених із букв слова Україна . Конкурс 2. Ребуси. -Розшифруйте ребуси . 40 А 3 буна Пі 2 л 10. на.

“Листопад” анализ стихотворения Бунина Стихотворение “Листопад” относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком “Осенняя поэма” было.

“Каменщик” анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение “Каменщик” было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике “Urbi et orbi” в 1903 г. в цикле “Картины. На улице”. Литературное направление и жанр Стихотворение.

Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом Произведение “Разговор книгопродавца с поэтом” Пушкин написал в 1826 году в сентябре. Это произведение очень необычно и весьма своеобразно. Но это произведение наверно никак бы не существовало бы и не.

Конспект урока по математике “Путешествие на морское дно” Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение “Детский сад №12” г. Усинска Конспект урока по математике “Путешествие на морское дно” Подготовила Воспитатель МАДОУ “Детский сад № 12” Бочкун Галина Александровна Г. Усинск.

Периодизация и продолжительность жизни животных Вопрос 1. Что позволяет выделить четыре основных периода в жизни животных, размножающихся половым путем? Основных периоды в жизни животных, размножающихся половым путем, позволяет выделить изучение совокупности анатомо-физиологических признаков данных животных.

Сочинение рассуждение на тему Родительская любовь Любовь – это понятие обширное. Это чувство можно испытывать к Родине, родителям, друзьям, к противоположному полу. Но родительская любовь – самая сильная, бескорыстная, нежная, трепетная, огромная, бесконечная. Счастливы те люди.

Сочинение по картине Сатарова Мороз На картине Михаила Сатарова “Мороз” мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода. Снег.

“Два Шурика”, или Прогулки в Садах Учебной Словесности Я не училась на филфаке МГУ. И даже не пыталась туда поступить. А мои ученики поступали, учились, оканчивали. И никогда не получали за вступительное сочинение больше четверки. Даже самые лучшие.

Эвридика-Орфею разбор стихотворения Автор: Цветаева М. Для тех, отженивших последние клочья Покрова О, не превышение ли полномочий Орфей, нисходящий в Аид? Для тех, отрешивших последние звенья Земного… На ложе из лож Сложившим великую.

Образ Обломова 1. Образ жизни Ильи Ильича. 2. Образ Обломова и окружающие. 3. Что такое Обломовщина? Илья Ильич Обломов живет в большом доме на Гороховой улице. Это молодой человек, помещик “лет тридцати.

Сейчас вы читаете: “Лес и степь”, анализ произведения Ивана Тургенева

СЕНСОРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В РАССКАЗЕ ТУРГЕНЕВА «ЛЕС И СТЕПЬ»

магистр, преподаватель СКГУ,

магистр, преподаватель СКГУ,

Тургенев известен как автор многочисленных пейзажных описаний. Русская природа на страницах его книг оживает перед мысленным взором читателя. Тургенев пишет: «…в самой природе нет ничего ухищренного и мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в самых своих прихотях она добродушна». Истоки любви писателя к природе ведут свое происхождение из места, где родился писатель. Его родовое гнездо в Орловской области – Спасское-Лутовиново. Пейзажные описания в «Записках охотника» покоряют многие поколения читателей.

Сенсорное пространство — это пространство ощущений. «Существуют . пять вложенных друг в друга сенсорных пространств: зрительное, звуковое, обонятельное, тактильное и вкусовое» [1, 149]. В соответствии с этим можно выделить сенсорные миры, непосред­ственно связанные с переживанием жизненных ситуаций. «В рамках каждого сенсорного пространства накапливается определенный фонд артефактов и стереотипов, — фонд, который позволяет владеть тем или иным сенсорным пространством. Полнота бытия необходимо включает сенсорную полноту» [1, 149].

Анализ сенсорных пространств в рассказе Тургенева «Лес и степь» из цикла «Записки охотника» позволяет почувствовать слияние природы с душой человека. Персонаж И.С. Тургенева проживает каждое мгно­вение своего пребывания на природе всеми доступными ему чувствами, и здесь мы полностью согласны с исследователем К.С. Пигровым, который писал: «Непосредственное переживание полноты бытия дается не только и не столько рационально, сколько эмоционально. Эмоцио­нальное — это само содержание жизни» [1, 149]. Поскольку «полнота бытия необходимо включает бытовую полноту» [1, 149], И.С. Тургенев, задавшись целью передать счастье и полноту жизни, не мог проиг­норировать ни одно из ощущений, доступных человеку, и попытался отразить все, что испытывает человек наедине с природой.

Произведение начинается с пейзажного лирического стихотворения. Музыкальность лирики позволяет нам погрузиться в звуковое сенсорное пространство природы. Известна музыкальность прозы И.С. Тургенева. Недаром в его романах звучат классические произведения. Не одной инструментальной музыкой наполнены его произведения; музыкальность присуща и его малой прозе, и заключается в самой природе. Читатель погружается в звуковое сенсорное пространство, ведь оно значит ничуть не меньше, чем зрительное описание пейзажа, и мастер слова это понимает.

Как много звуков природы, и крайне мало здесь человека, разве что храп сторожа или разговор. Мы слышим шелест деревьев от ветра, звуки грозы, дождя, пение и чириканье птиц, фырканье лошадей. Как великолепна природа в рассказе Тургенева, и сколь малой частицей здесь представлен человек! Все меньше и меньше таких великолепных пейзажей осталось в наше время. И рассказ Тургенева погружает нас в забытую, но откуда-то знакомую с детства картину.

Больше всего автору нравится лесная тишина и отдельные, возникающие на ее фоне звуки: «Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны»; «Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…». Эти звуки отражаются, возникает эхо: «Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит». Так писатель передает величие и простор русского национального пейзажа.

Русской природе, как и любой другой, свойственны определенные зрительные образы. Это растения, которые перечисляет автор: липа, ландыши, ракиты над водой, дуб, крапива, рожь, и весь этот пейзаж освещается солнечными лучами. Такой пейзаж присущ только русской природе и является важной составляющей национальной картины мира.

Основой зрительного пространства рассказа выступают цветовая палитра и свет. Писатель мастерски использует различные оттенки, освещение, затененность, вечернее и ночное освещение. Советский писатель И.А. Новиков называл эту организацию зрительного простран­ства «тургеневской светотенью».

Потрясающая гармонию света и тени передана И.С. Тургеневым: «деревья слабо шумят, облитые тенью»; «свет так и хлынет потоком»; «небо темнеет по краям; воздух вблизи как-то особенно прозрачен отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою».

Цветовая палитра также очень богата оттенками, благодаря чему возможна чрезвычайная широта и универсальность цветовых ассоциаций. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, традиционно вызываются предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Такие ассоциации могут быть архетипическими, врожденными. Например, светлые цвета априори воспринимаются человеком как легкие, а темные — как тяжелые.

Преобладающими цветами в рассказе И.С. Тургенева являются красный, белый, синий, желтый и зеленый, а также их многочис­ленные оттенки: алый, багровый, красноватый, огнистый; водянисто-зеленый; свинцовый, бледно-голубой, васильковый, бурый, серебристый; золотисто-желтый, золотой, золотистый. Палитра рассказа приближена к цветовым традициям русской иконописи. Желтый, или золотой цвет в русской иконографии – это символ Божественного присутствия, небесного света. Белый цвет символизирует невинную чистоту, святость, сияние Божественной славы. Красный цвет может символизировать мученичество и человеческую природу Христа. Синий и голубой цвета символизируют вечность, тайну, мудрость, глубину. Зеленый – цвет гармонии и вечной жизни. Преобладают светлые тона, в рассказе практически отсутствуют мрачные, «тяжелые» цвета.

Таким образом, особенность тургеневской палитры заключается в воздушности, «акварельности», легкости красок. Писатель — мастер полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий.

Если найти эквиваленты зрительных и слуховых образов просто, то пространство запаха, пространство осязания — это совершенно иные миры. Сложно найти формы, способные зафиксировать эти ощущения. «Осязание во всем своем экзистенциально значимом много­образии, насколько мне известно, вообще никак до сих пор не каталоги­зировано…Артефакты во всех этих контактных (или промежуточных, как обоняние) сенсорных пространствах проблематичны» [1, 152]. Многие писатели и поэты пытаются художественно осмыслить и пере­дать мир запахов, однако не у всех это получается. Но И.С. Тургенев с легкостью справляется с этой задачей.

Пейзажи Тургенева живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря осязательной и обонятельной «насыщенности» картин природы. Художник слова мастерски передает ощущаемый персонажем летний утренний зной и ночную свежесть, весенний ветер и зимний морозный воздух. Все осязательные, тактильные и эмоцио­нальные ощущения мы условно разделили на 4 группы: температурные, эмоциональные, характеризующие психическое и физическое состояние.

Температурные ощущения: «вам холодно немножко», «чувству­ется близость жары», «уже жарко стало», «колючим зноем пышет неподвижный воздух», «зной густеет», «как воздух свеж и жидок»; «мягкий пар, теплый на вид», «морозным, острым воздухом».

Эмоциональные ощущения: «сердце в вас встрепенется, как птица»; «свежо, весело, любо!»; «какое наслаждение выехать весной до зари».

Физическое состояние и физические ощущения: «Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны. »; «Спокойно дышит грудь».

Психическое состояние: «вам дремлется», «лень пошевельнуться», «на душу находит странная тревога».

Наиболее обширно представлена группа температурных ощущений. Тургенев описывает мельчайшие погодные изменения, будь то зной, пар или воздух.

Рассказ проникнут чувством восхищения красотой русской природы. Она порождает в человеке не только чувство красоты, но и философские размышления о грандиозности мироздания: «идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек» [3].

Мы полностью согласны с Л.А. Крыловой, которая замечает: «Все земное и живое во множестве своих проявлений, раздробленные на отдельные запахи, звуки, краски – самостоятельный предмет изобра­жения у писателя, наводящий на мысли не только о неразрывном единстве человека и природы, но и о памяти культуры прошлого» [2].

Не каждый современный человек может испытать слияние с природой. И мы можем констатировать, что большая часть человечества находится в состоянии сенсорного голода, то есть голода эмоцио­нального. Отсюда – острое неудовлетворение жизнью, фатальное исчезновение чувства полноты бытия. Погружаясь в созданный писателем мир, «видишь не только пейзаж души русского человека, но сенсорное включение бытия природы в мир человека» [2]. Русский пейзаж в состоянии понять человек, духовно связанный с культурой, традицией.

Список литературы:

  1. Пигров К.С. Философия в сенсорных пространствах // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. – СПБ, 2006. С.147-158.
  2. Крылова Л.А. Сенсорные пространства русской усадьбы в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки». // Филологические науки / 1. Методика преподавания языка и литературы.
  3. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 3. М.: “Наука”, 1979.

Лес и степь Тургенев

Пятница, 17 февраля 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Лес, степь, Тургенев, произведение
Автор статьи: lololo
Иван Сергеевич Тургенев, один из тех авторов, которые несмотря на свою принадлежность к дворянскому роду, хорошо знали жизнь простого народа и не боялись писать об этом. Произведения Ивана Сергеевича всегда имели сюжетную линию, рассчитанную на диалоги. Автор считал, что именно так его работы будут лучше поняты.

Произведение «Лес и степь» своеобразное исключение, где писатель, в виде многочисленных зарисовок, описывает красоты средней полосы России и отражает всё величие природы. Рассказ «Лес и степь» подчеркивает талант писателя, завоевавшего сердца любителей литературы.

Содержание рассказа «Лес и степь»

Рассказ «Лес и степь» выразительно описывает красоту природы в любое время года. Начало произведения открывает события, связанные со сборами и дальнейшим выездом на охоту ранним утром весной. Иван Тургенев детально описывает, как телега покрыта ковров, а в ногах можно увидеть ящик, самовар. Все жители дома еще спят… Слышится храп сторожа.

Телега начинает ехать, а кучер тем временем посвистывает. Дорога, по которой едет телега, пролегает вдоль течения реки, холмов. Через четыре версты начинает светлеть… Слышится пение птиц. Именно эти признаки свидетельствуют о наступлении утра.

В избах зажигаются лучины и слышатся сонные голоса только проснувшихся людей. Тем временем над просторами восходит багровое солнце.

Об активной жизни свидетельствует следующее описание: кони идут крупной рысью, а навстречу им движется стадо из деревни.

События дополняются красивым описанием:

река, которая протекает среди зеленых лугов;

пологие холмы, виднеющиеся вдали;

чибисы, вьющиеся над болотом.

каждый человек чувствует, насколько легко, вольно дышится.

Следующая часть посвящена описанию летнего утра… В это время охотник прогуливается по лесу и кустам, стараясь найти дичь. На росистой траве удается увидеть его следы. Воздух наполняется травянистыми запахами. В это время подъезжает косарь на телеге, оставляя лошадку в тени. Солнце начинает припекать, прогревая воздух все сильнее. Косарь подсказывает охотнику, где в овраге можно найти источник с холодной водой и близлежащим тенечком. Однако… Внезапно надвигается туча и начинает сверкать молния. От грозы удается укрыться в сарае, потому советы о роднике, который изначально освежил ассоциативный ряд произведения, оказываются ненужными. Ливень вскоре заканчивается, оставляя напоминания о себе в ароматах земляники, грибов.

Следующее описание раскрывает прелести вечерней природы, когда половина неба охвачена зарей, звездами. Всходит луна после того, как темнеет… Наступает время ужина, ночлега. Сквозь небольшое окошко русской избы удается разглядеть стол, на котором уже расставлены блюда к ужину. Эта часть описания, посвященного прекрасной природе и жизни обычных людей, вызывает трепетные эмоции у каждого читателя.

Столь же прекрасно и следующее описание, посвященное беговым дорожкам и возможности поехать в лес на охоту рябчиков. В это время можно насладиться тенью, тишиной. Мошки вьются высоким столбом, и слышится прекрасный голосок малиновки. Но тут! Выскакивает беляк, за которым бежит лающая собака. Описание позволяет понять, как быстро прекрасные мгновения могут смениться жутчайшими обстоятельствами.

Осенний лес также оказывается прекрасным, ведь именно в это время удается поохотиться на вальдшнепов. Кое-где удается заметить золотые листья… Несмотря на живописную природу осени, чувствуется тревога в сердце. Неожиданно начнется черед воспоминаний, стремительно сменяющихся друг друга и показывая быстротечность уходящей жизни.

Охотники не пылают любовью к летнему туману, но Иван Тургенев уверен в прелести таких моментов. Почему? Ничто не может шевелиться в беловатой мгле, но затем туман остается в прошлом и наступивший день подчеркивает яркость жизни.

Безупречный рассказ «Лес и степь» также посвящен описанию степи, где природа оказывается совсем другой. Туда можно доехать только мимо постоялых дворов и через протяженные поля. По дороге удается увидеть женщин с граблями, карету помещика, усталого прохожего с котомкой, небольшие домики, овраги и холмы… И только после этого открывается степь, являющаяся олицетворением другого мира.

В рассказе «Лес и степь» можно встретить описания зимней природы, где бывают высокие сугробы и очаровательные зайчики. Зиму сменяют мартовские проталинки, но именно с весной легче всего расставаться…

Анализ рассказа «Лес и степь»

Иван Тургенев в середине XIX столетия в отечественном журнале «Современник» напечатал ряд рассказов, которые впоследствии были включены в цикл «Записки охотника» и вышли отдельной книгой. Большинство рассказов обладает определенным сюжетом, в котором участвуют персонажи. Природа зачастую дополняет интересные диалоги персонажей. Исключением является рассказ «Лес и степь», литературная форма которого до сих пор не определена. Одни критики уверены в том, что рассказ является очерком, а другие – рассказом.

Рассказ «Лес и степь» не обладает прямой речью. Повествование построено на монологе опытного охотника, имя которого все-таки оказывается известным читателям. Охотника зовут Петр Петрович Каратаев. Он обладает способностью к наблюдению за жизнью и природой, прогрессивными взглядами. Петр Каратаев очень любит родную природу, в которой способен находить многочисленные нотки красоты.

«Лес и степь» может считаться необычным эпилогом к сборнику «Записки охотника» и удивительным гимном и даже одой русской природе, ведь рассказ олицетворяет красоту пейзажа. Основной текст раскрывается после представления эпиграфа, что оказывается «изюминкой» произведения. Тургенев практически не использовал эпиграфы для своих рассказов.

«Лес и степь» – это произведение, которое подчеркивает ценный факт того, что Тургенев является мастером пейзажа. Каждое описание природы, представленной в рассказе или очерке, оказывается совершенным, ведь слова удивительным образом подобраны друг к другу.

Иван Тургенев в небольшом отрывке может передать многочисленные нюансы восприятия природы:

приемы литературы, раскрывающие писательский талант Тургенева;

богатая палитра цветов и их оттенков, переданная в словесной форме;

богатство и разнообразие языковых средств: наречия, глаголы, прилагательные.

Такие определения позволяют представить, как все сменяется и как природа открывает свои различные грани…

Иван Тургенев проявляет мастерство в утонченном владении словом, поэтому он отражает описание природы с особенной эмоциональностью и пониманием русского мира. Стихия природы озаряет внутренний мир обычного человека и определяет его эмоциональное состояние.

Важно отметить, что у Ивана Тургенева осенний пейзаж не вызывает даже капли грусти:

речные воды радостно, стремительно мчатся;

роще легко стоять голой, так как она улавливает нотки веселья.

дуб напоминает могучего бойца;

весна обладает свежим дыханием;

лето наполняет воздух гречишным медом и горечью полыни;

зимой удается прочувствовать острый морозный воздух.

слабый шум деревьев глубокой ночью;

золотой голосок птички-малиновки;

Многочисленные описания и правильно подобранные слова способствуют созданию глубокого произведения «Лес и степь», яркой и целостной композиции.

Роль природы в творчестве Тургенева


Иван Тургенев – это, прежде всего, писатель-пейзажист. Почти в каждом произведении природе отводится большая роль. Цикл «Записки охотника» раскрывают удивительные грани пейзажа, каждая из которых способствует созданию подробной и верной композиции. Иван Тургенев проявляет мнение, выражает чувства знающего и понимающего человека. Рассказ «Лес и степь» доказывает, что Тургенев обладает глубоким и задушевным контактом с природой родного края.

Ссылка на основную публикацию