Анализ рассказа Платонова В прекрасном и яростном мире

«В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

История создания

Первоначальное название рассказа – «Машинист Мальцев». Под таким заголовком он был напечатан в сокращённом виде во втором номере журнала «30 дней» за 1941 г., а в третьем номере журнала «Дружные ребята» за 1941 г. под названием «Воображаемый свет». Рассказ был написан в 1938 г.

В произведении отражён опыт писателя, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его был механиком и помощником машиниста.

Литературное направление и жанр

В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств. И совершенно неизвестно, как влияет молния и предшествующая ей электромагнитная волна на зрение отдельных людей. Для читателя даже неважно, есть ли вообще эта электромагнитная волна.

Все эти физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нём – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.

Тематика и проблематика

Тема рассказа – одиночество мастера. Основная мысль состоит в том, что талант часто приводит к гордыне, которая делает человека слепым. Чтобы увидеть мир, нужно раскрыть ему навстречу сердце.

В произведении поднимается проблема превозношения и сочувствия, одиночества, проблема справедливости наказания человеком человека, проблема вины и ответственности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 частей. Повествование динамично, охватывает два года. Рассказчик становится помощником машиниста Мальцева на новом паровозе и работает с ним около года. Вторая главка посвящена той самой поездке, во время которой машинист ослеп и чуть не въехал в хвост товарному поезду. Третья главка описывает суд над Мальцевым и обвинение его.

Четвёртая часть повествует о событиях, происходящих через полгода, зимой. Рассказчик находит способ доказать невиновность Мальцева, но искусственная молния вызывает необратимую слепоту заключённого. Рассказчик ищет пути помочь слепому.

Пятая часть повествует о событиях, случившихся ещё через полгода, летом. Рассказчик сам становится машинистом и берёт с собой в дорогу слепого машиниста. Рассказчик управляет машиной, положив свои руки на руки слепого машиниста. В какой-то момент слепой смог разглядеть жёлтый сигнал, а потом стал зрячим.

Каждая часть рассказа фиксирует какой-нибудь эпизод из истории о Мальцеве: обычная поездка – роковая поездка – суд – эксперимент с молнией и освобождение – исцеление.

Название рассказа связано с последними словами рассказчика, желающего уберечь Мальцева от враждебных сил прекрасного и яростного мира.

Герои и образы

Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.

Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.

Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.

Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.

Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.

Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.

Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный. В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.

Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.

Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».

Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.

Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».

Стилистические особенности

Поскольку рассказ написан от первого лица, а рассказчик Костя, хоть и любит Пушкина. человек технического склада, Платонов нечасто использует свой специфический, наполненный странной метафоричностью язык. Этот язык прорывается только в особенно важные для автора моменты, например, когда автор словами машиниста объясняет, что машинист Мальцев вобрал весь внешний мир в своё внутреннее переживание, таким образом обретя власть над ним.

Рассказ изобилует профессиональной лексикой, связанной с работой паровоза. Очевидно, и во времена Платонова мало кто понимал детали работы паровоза, а сегодня, когда паровозов нет, эти подробности вообще непонятны. Но профессионализмы не мешают читать и понимать рассказ. Наверное, каждый читатель представляет что-то своё, когда читает, что Мальцев отдал «реверс на полную отсечку». Важно, что Машинист исполнял свою трудную работу хорошо.

В рассказе важны детали. Одна из них – взгляд и глаза Мальцева. Когда он ведёт машину, глаза его глядят «отвлечённо, как пустые». Когда Мальцев высовывает голову, рассматривая окружающий мир, его глаза блестят воодушевлением. Слепые глаза машиниста снова становятся пустыми и спокойными.

Анализ произведения В прекрасном и яростном мире Платонова

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был написан в 1938 году. Автор – русский советский писатель и публицист Андрей Платонов. Время написания рассказа нашло отражение в сочинении – исторические реалии переносят читателя в неспокойный период репрессий, всеобщей подозрительности и скорого суда. Эти события, происходящие в жизни одного из главных героев, становятся полноценными участниками рассказа.

По жанру рассматриваемое художественное произведение в большей степени относится к фантастике – описанные события потери зрения от электрических разрядов и восстановление его на фоне душевного подъема еще ни разу не были зафиксированы на практике.

Рассказ – это повествование одного из главных героев – молодого и неопытного специалиста Кости, который оказывается в одной бригаде с лучшим паровозным машинистом Александром Васильевичем Мальцевым – основным героем произведения.

В рассказе описаны события из жизни машиниста Мальцева, который в одном из рейсов временно теряет зрение от молнии, попавшей в кабину, и чуть не становится виновником аварии с впередиидущим составом. В связи с тем, что герою не удается доказать свою невиновность, его отстраняют от работы, осуждают и помещают в тюрьму. В то же время, его помощник – свидетель всего события, настаивает на проведении опыта, который может доказать слова машиниста о временном потере зрения. Однако, случайность путает все карты и осужденный повторно, но уже полностью, теряет зрение. По причине доказанности воздействия молнии на машиниста, его оправдывают. Но жизнь на воле не вдохновляет его, без своего дела человек увядает. В финале произведения его бывший помощник, видимо чувствуя это, жалеет его и берет в поезд. Там, становясь участником процесса, Мальцев настолько восторженно вливается в процесс, что зрение возвращается к нему.

В начале сочинения даётся достаточно восторженная оценка Мальцеву – это виртуоз своего дела, буквально дышащий работой человек, полностью отдающийся процессу, которым он управляет. Все слова помощника, а от его имени и говорит автор, употребляются в хвалебном тоне, показывающем, что рассказчик не только восхищается мастером, но и пытается ему подражать.

В то же время машинист Мальцев самоуверенный и недоверчивый человек, привыкший во всем полагаться только на себя. Это проявляется и в его самостоятельных и дополнительных проверках машины перед работой и во время рейса. Недоверие к окружающим выливается в конечно счете к недоверию миру целиком, потеряв зрение машинист отказывается в это верить, пытается и дальше оставаться лидером ситуации. Это чуть было причиной масштабной катастрофы столкновения поездов.

Видя перед собой такого персонажа тем интересней наблюдать за его преображением в конце рассказа – слепой, беспомощный и поникший Мальцев не только доверяется своему помощнику Косте, но и получает такой восторг, что зрение восстанавливается.

Это и есть один из конфликтов произведения – обуздание гордыни, обретение доверия к ближнему и, как результат, прозрение. А помня в какой период писался рассказ, легко представить, что это исторический призыв автора, мастерски завуалированный в канве фантастичности повествования.

Вариант 2

Данный рассказ «В прекрасном и яростном мире» вышел в свет в 1938 году. Автором данного произведения является писатель Платонов. В произведении автор отразил нелегкость жизни во время репрессий, во время подозрений и быстрого суда над человеком. Все это происходит в рассказе и все это придется испытать главному герою рассказа. Произведение является художественным, но из-за многих событий его можно отнести к жанру фантастика. Например, человек стал слепым из-за электрических разрядов. Но, вскоре его зрение приходит в норму и все из-за того, что на душе человека спокойствие и стабильность. Такого нигде в мире еще зафиксировано не было.

В данном рассказе, главный герой произведения Костя повествует о том, как он попал в бригаду к лучшему паровозному машинисту Александру Мальцеву, который и является центральным персонажем.

Читатель знакомится с жизнью машинистов, а конкретно с машинистом Мальцевым, который является лучшим, но однажды он ослеп из-за молнии, которая поразила кабину, кроме этого в тот момент чуть не случилась авария и в этом естественно винят его. Мальцев не смог убедить суд в своей невиновности и соответственно становится осужденным и заключенным в тюрьму. Благо у всего происходящего был свидетель, это помощник Мальцева. Он в свою очередь настаивал на том, что машинист не виновен и следует провести эксперимент. Эксперимент помог получить оправдание, но Мальцев теперь полностью потерял зрение и надежды на восстановление никто не давал. Машинист свободен, но как можно жить без дела всей жизни, человек просто душевно умирает. Заканчивается произведение на том, что помощник Мальцева увидел состояние бывшего машиниста и решает взять из жалости его с собой в рейс. Мальцев был на таком душевном подъеме, что зрение к нему вернулось.

Автор довольно восторженно преподносит Мальцева, он настоящий профессионал своей работы, ему нет равных. Машинист полностью предан своему делу, отдается ему полностью, он живет работой. Помощник восторженно высказывается о Мальцеве и естественно ему хочется быть таким как он, он подражает ему.

Но, есть и довольно негативнее стороны у главного героя рассказа. Как человек Мальцев абсолютно не доверяет никому, он всегда рассчитывает исключительно на свои силы. Например, он всегда сам повторно проверяет готовность машины к рейсу, не доверяя никому. Все это привело к тому, что Мальцев не доверяет всему миру. Когда он потерял зрение, он отказался в это верить и продолжал управлять машиной, это чуть не стало причиной аварии с другим поездом.

А потом рой меняется, все началось с потерей зрения. Мальцев теперь слеп и абсолютно беспомощен и в итоге он начинает доверять своему помощнику Костя, который взял его с собой в рейс, где к Мальцеву и вернулось зрение.

Это можно назвать главной темой произведения, а именно гордыню, которая проходит и важность доверия к ближнему человеку. Данные темы всегда останутся актуальными, конечно всегда нужно рассчитывать в первую очередь на свои силы, но нельзя забывать о ближних людях, которые могут помочь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа В прекрасном и яростном мире Платонова

Популярные сегодня темы

Человек – это звучит. Все мы люди, но не каждого можно назвать Человеком. Просто к этому слову прибавляют много-много хороших качеств. Это, скорей, идеал, каким должен быть настоящий человек.

Мне немного лет, но я понимаю, что в сегодняшнем мире найти настоящих друзей очень тяжело. Есть одноклассники, среди них есть даже те, с кем мы общаемся чаще и ближе, чем с другими

Осень – великолепная пора, которая потрясает до глубины души. В ней есть что-то волшебное и загадочное, что можно понять лишь полюбив её. Осенью можно вечно любоваться.

Шукшину удавалось с удивительной простотой выразить довольно глубокие стороны человеческого существования. В его рассказах довольно часто героем выступает простой человек и через простые мысли этого простого человека читатели начинают осознавать

В самом начале произведения рассказывается о том, когда один мужчина по имени Денис предстал перед судом. С виду Денис Григорьев был достаточно глуп, но достаточно упрям, так как пытался отстоять свою невиновность

Все темы в одном произведении . А.П. Платонов « В прекрасном и яростном мире»

Об авторе и его произведении

А.П.Платонов ( 1899-1951)- известный советский писатель, участник Гражданской войны и Великой Отечественной. Писать начал рано, многие его произведения носили автобиографический характер. Все его произведения — это попытка писателя понять человека, помочь ему найти себя в этом «прекрасном и яростном мире», в котором так много трудностей и непредвиденных поворотов судьбы.

Читайте также:  Сочинение Иванов в рассказе Платонова Возвращение

Рассказ « В прекрасном и яростном мире» был написан в 1937 году. В рассказе много из биографии самого писателя: он работал в железнодорожных мастерских и на паровозе помощником машиниста.

Краткое содержание

  • Главный герой — Мальцев Александр Васильевич. Он считался лучшим машинистом Толубевского депо. Уже в 30 лет он имел первую квалификацию и водил скорые поезда .
  • Именно Мальцеву доварили новую машину — паровоз серии « ИС». Машинистом у него был назначен довольно молодой паренёк, Костя. Это назначение Мальцев приял равнодушно — ему было всё равно, кто будет работать его помощником.
  • Всю работу по подготовке паровоза, проведённую помощником, Мальцев перепроверял, словно не доверял никому.
  • Мальцев вызывал восхищение тем, как он работал, как прекрасно знал своё дело, как вёл машину с уверенностью мастера.
  • Работали обычно молча. Лишь изредка Мальцев стучал по котлу, что значило какую-то неполадку, и помощник быстро её устранял.
  • Мальцев чувствовал своё превосходство и считал, что никто, кроме него, не сможет так хорошо разбираться в паровозе, что даже трудолюбием нельзя добиться того, чего добился он сам, что только он так сильно может любить машину. Поэтому ему было скучно со всеми. Он всегда был один и одинок.
  • Но однажды в пути произошло непредвиденное. Начался вихрь, грозовую тучу несло прямо в лоб паровозу, а потом сверкнула молния, осветив всё вокруг. Начался ливень. Мальцев как-то изменился в лице, снизил скорость и , кажется, не так уверенно вёл машину. Потом он вообще проехал, не заметив предупреждающих желто и красного сигналов светофора. И только потом он сказал Косте, что ослеп. Как же мог он стол ко вести паровоз, ничего не видя! Насколько хорошо надо знать путь и саму машину, чтобы не довести до аварии.
  • За данное происшествие Мальцева отдали под суд. Зрение к нему вернулось, и никто не верил, что он был слеп, когда его курьерский поезд шёл вслед товарному и чуть не столкнулся с ним, будто он случайно избежал катастрофы. Его посадили в тюрьму.
  • Костя случайно узнал от друга- студента, что есть такая физическая установка, которая может вызывать искусственную молнию. Тогда он решил добиться эксперимента , чтобы проверить, подвержены ли зрительные органы Мальцева на электромагнитные разряды. Тогда будет доказано, что он действительно во время трагедии ослеп.
  • Эксперимент провели, Мальцева освободили. Но во время эксперимента он снова ослеп, и уже не на несколько минут. Слишком дорогая цена была заплачена за то, чтобы Мальцева оправдали. Но следователь отмечал, что неизвестно, что лучше: слепота или осуждение невиновного.
  • Через год Костя сдал экзамены на машиниста и стал сам возить паровоз. Он часто видел Мальцева, сидящего на лавочке и прислушивающегося к тому, как вывозят паровоз, готовят его к отправке.
  • И однажды Костя пригласил в рейс Мальцева. Даже обещал , что тот сядет на место машиниста и они вдвоём буду вести паровоз. Так и случилось. В конце пути Мальцев снова стал видеть.
  • Костя проводил его домой, «боясь оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Тема: «Путь»

  • Какой путь избрать в жизни, чтобы быть поистине счастливым человеком.
  • Может ли привести к удовлетворению и счастью путь одиночества, не зависимого от других существования?
  • Важность правильно выбранного пути
  • Нравственные основы жизненной позиции человек

Выбор пути – это сложный, порой мучительный процесс. Как жить, по какой дороге пойти, что сделать своими нравственными ориентирами?

Мальцев избрал для себя свой путь. Он заключался в беззаветной преданности делу, даже любви к нему. Он весь погружался в работу. Да, мы восхищается его профессионализмом, тем, как он мастерски управляет паровозом. Однако герой не понял, что паровоз — всего лишь машина. Вокруг люди, которым нужно внимание: жена, живущая , в общем-то, одиноко, помощник Костя, которому нужно помочь овладеть профессией машиниста. Да и просто вокруг жизнь во всей её прелести. И лишь после несчастного случая пришло к герою истинное душевное прозрение.

Как прекрасен другой герой — Костя. Он с увлечением овладевает новой профессией, тоже любит её. Однако он в то же время внимателен к людям. Его доброта помогла Мальцеву. Никаких обид нет в душе Кости, а лишь желание помочь, искренне, по-человечески. По его собственным словам, он “не был другом Мальцева”, да и последний относился к пареньку “без внимания и заботы”. Тем не менее Костя не оставил товарища в беде, а помог в трудную минуту. “Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека… Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришёл в ожесточение и решил воспротивиться, сам ещё не зная, как это нужно сделать”.

Даже когда вернулось зрение к Мальцеву, Костя не оставлял его одного, был рядом, понимая, как тому нужна его поддержка.

Каждый сам выбирает свой путь. Но всё же нужно помнить, что только путь добра, справедливости, гуманности, порядочности сделает человека истинно счастливым.

Тема: «Труд»

Проблемы:

  • Роль труда, любимого дела в жизни человека
  • Преобразующая сила труда
  • Место трудовой деятельности в жизни человека
  • Красота человека труда

Герой рассказа — Мальцев — был поистине талантливым человеком, мастером своего дела, лучше его никто не знал паровозы. Не случайно ему доверили самый мощный, новый тип паровоза — «ИС».Он словно сливался с машиной, чувствовал биение «парового сердца». «…профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него». Он весь отдавался работе. Жил ею, она была смыслом его жизни.

Читатели восхищаются Мальцевым, его преданностью делом. Он действительно красив, когда весь погружён в свою работу.

Однако не нужно забывать о том, что трудовая деятельность — это только часть нашей жизни. Нужно уметь видеть её смысл и в другом: в общении с близкими, знакомыми, уметь видеть всю красоту и полноту жизни, чтобы не приключилась трагедия, если вдруг по каким-то причинам человек не сможет заниматься любимой работой.

Так и Мальцев, потеряв работу, опустился, постарел, жизнь стала для него лишена смысла.

Помощник машиниста Костя тоже любит работу. Может, он не так талантлив, но старателен, трудолюбив. Он тоже станет машинистом.

Но Костя более внимателен к людям, отзывчив. Именно он поможет вернуть справедливость и добьётся освобождения Мальцева. А затем буквально вернёт его к жизни, позволив отправиться с собой в рейс. И даже после прозрения Мальцева Костя не оставляет его, приводит домой, заботится.

Да, труд занимает важное место в жизни человека. Именно в работе можно проявить себя, самореализоваться. Любимое дело преображает людей, наполняет жизнь смыслом.

Однако не нужно забывать, что вокруг нас живут люди с их проблемами, радостями. Им иногда нужна наша помощь, взаимоподдержка. Это нудно помнить, даже полностью погружаясь в любимую работу.

Тема: « Смысл жизни»

Проблемы:

  • В чём смысл жизни человека, его назначение на земле?
  • Можно ли сужать представление о смысле жизни чем-то одним, например, трудовой деятельностью?
  • Какое место в жизни человека играет труд?
  • Можно ли быть счастливым, отгородившись от людей?

Каждый человек не раз задумывался над тем, в чём смысл его жизни. Для одних — в любви, в заботе о близких, семье, для других в служении Родине, народу. Для третьих — в любимой работе. Но не стоит всё же ограничивать наше существование на земле чем-то одним, нужно радоваться всей полноте жизни. Мир прекрасен и природой, и людьми, которые живут рядом с нами . Именно об этом «прекрасном» мире и пишет Платонов, мире, в котором так ценится дружба и взаимоподдержка, хотя не все осознают это сразу, как герой рассказа Мальцев. Огородившись от людей, живя лишь в мире своих паровозов, он не видел людей, жил, в сущности, в одиночестве, хотя у него была жена, его окружали люди. И лишь пережив трагедию, он понял красоту человеческих отношений.

Однако мир в то же время и «яростный», приносящий беды, проблемы. Это и природные явления, с которыми человек не в силах бороться( именно во время гроза Мальцев теряет зрение), это и непонимание, несправедливость окружающих ( не поверили в суде , что Мальцев действительно был ослеплён и поэтому чуть не привёл своими действиями к аварии, законы людей оказались более жестокими, чем законы природы).

Жизнь проходит в вечной борьбе. И эта борьба закаляет человека, делает его сильнее. Именно в ней раскрывается сущность человека (насколько порядочен Костя. Ведь именно он сумел восстановить справедливость, доказав невинность Мальцева)

В борьбе с трудностями меняется и сам человек. «Прозрел» духовно Мальцев, когда понял, как по-доброму относится к нему Костя. Как он выручил его из беды, да и зрение вернулось к герою именно после того, как Кося взял Мальцева с собой с очередной рейс. Благодаря Косте Мальцев стал «видеть весь свет». Он понял, что прекрасное в мире — это не только его профессия, но и окружающие люди.

Таким образом , смысл жизни- в самой жизни, в ежедневной деятельности, в общении, в умении видеть, как она , эта жизнь, прекрасна, хоть и яростна.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

«В прекрасном и яростном мире»: необыкновенность платоновской литературной вселенной

Меню статьи:

Андрея Климентова в литературных кругах знали под фамилией «Платонов». Произведение, названное «В прекрасном и яростном мире», – плод конца 1930-х годов. В этот период творчество писателя приобретает притчевый, метафорический характер. Хотя этот рассказ весьма реалистичен и основан на событиях, которые случались в действительности. Но и здесь есть элементы фантастики и разыгравшегося воображения…

Из истории написания произведения

Изначально Платонов назвал свое творение «Машинистом Мальцевым». Именно под этим названием текст стал известен публике в 1941 году. Рассказ напечатали в периодическом издании «30 дней». Позже произведение также выходило в «Дружных ребятах», но уже под другим заголовком: «Воображаемый свет». Год рождения платоновского шедевра – 1938-й. Андрей Платонович пишет о 1915–1917 годах – нелегком времени для России. В этот период писатель работает механиком – помогает машинисту в Воронежской области. Этим промыслом занимался также отец автора. Опыт этих лет и работы стал основой произведения.

О литературном направлении и жанре рассказа

Иногда, читая этот текст, можно встретить подзаголовок – «Фантастический рассказ». И правда, кажется, в науке нет доказательств возможности потерять зрение от молнии, а потом восстановить его. Пока что ученые не знают всех деталей о влиянии молнии и электромагнитной волны, которая ей предшествует, на глаза людей. Впрочем, для читателя эти подробности и научная скрупулезность не столь важны.

Физиология, биология, физика, выдумка, реальность – все это сливается воедино в фантастическом описании исцеления машиниста. Однако все остальные черты произведения вполне напоминают реализм. Платонов обращается также к психологизму: в тексте аккуратно прописывается характер и автора-рассказчика, и механика-героя. Причем это описание динамичное, а не статичное.

О теме и проблеме произведения

В центре повествования – одиночество героя. Платонов часто описывает талантливых, даже гениальных, людей. Впрочем, мастерство этих персонажей не спасает от одиночества. Автор предостерегает читателя: талант часто имеет оборотную сторону – гордыню.

И эта гордыня ослепляет человека. Это – центральная метафора рассказа. Как вернуть себе прежнее зрение? Как избавиться от слепоты? Ответ и прост, и сложен одновременно: раскрывая сердце миру, мы снова имеем возможность видеть его.

Платонов поднимает проблему сострадания и сочувствия, гордыни. Автор размышляет о превозношении и справедливости, о вине и об ответственности. В особенности, писателя интересует, справедливо ли, когда один человек наказывает и судит другого человека.

О сюжете и композиции текста

В этом маленьком по объему произведении читатель насчитает целых пять частей.

1 часть

Платонов любит динамику, поэтому умудряется уместить на нескольких страницах два года жизни. Автор постепенно дослуживается до помощника машиниста. Место работы – новенький паровоз. Так, в трудах, проходит год. Это первая часть.

2 часть

Во второй части рассказывается о поездке, когда машинист потерял зрение. Из-за слепоты машиниста чуть не случилась ужасная трагедия: паровоз почти столкнулся с товарным поездом.

3 часть

Конечно, за такой проступок машиниста отдали под суд, выдвинув соответствующее обвинение. Так заканчивается третья часть.

4 часть

В четвертой части автор пишет о том, что произошло зимой. Прошло полгода. Рассказчику удается оправдать машиниста, однако кое-что остается непоправимым: слепота Мальцева. Автор искренне хочет помочь слепому механику.

5 часть

События пятой части раскрывают случившееся еще через шесть месяцев. Зима сменилась летом. Автор получил повышение и теперь сам стал машинистом. В очередной поездке рассказчика сопровождает бывший слепой начальник. Слепой Мальцев положил руки на руль. Его подстраховывает рассказчик, который положил свои руки сверху. Это очень символично. И вот, внезапно, слепец увидел желтое сигнальное пятно, а потом и вовсе вернул себе зрение.

Линия событий

Таким образом, в каждой части фиксируется определенная сцена из повествования о слепом машинисте. Мы бы могли выстроить такую линию событий:

  • все начинается с обычной поездки;
  • потом обычная поездка сменяется роковым путешествием;
  • затем происходит суд;
  • автор описывает эксперименты с молниями;
  • рассказчик оправдывает машиниста и того освобождают;
  • снова происходит символическая поездка;
  • и машинист исцеляется.

Что касается названия произведения, то его смысл проясняется в конце, когда автор произносит свои последние слова. Рассказчик стремится уберечь товарища от злобного мира. Окружающий человека мир прекрасен, но в то же время яростен и враждебен.

О героях и образах платоновского творения

В центре произведения – яростный и прекрасный мир. А точнее – образ такого мира. В произведении действуют два ключевых персонажа:

  • во-первых, Платонов пишет о машинисте, которого зовут Александром Васильевичем Мальцевым;
  • и, во-вторых, важным для текста оказывается рассказчик, которого, соответственно, зовут Костей.

Поначалу эти два героя не слишком ладят между собой. Повествование – это, по сути, описание взаимоотношений, динамики развития дружбы между этими персонажами. Наконец, автор говорит, что настоящая дружба – это поддержка друг друга в трудное время.

Образ Мальцева

Машиниста можно с легкостью назвать истинным мастером в своей профессии. Когда Мальцеву исполнилось тридцать лет, герой стал машинистом первого разряда. Мальцева назначили работать на новый паровоз «ИС». Работа, мастерство мужчины восхищает рассказчика. Мальцев похож на артиста, которого вдохновляет путь, процесс вождения паровоза. Однако при этом Мальцев равнодушен к окружающим, мастер отчужден. И эта специфическая черта машиниста не радует его коллегу. Мальцеву свойственно недоверие к помощнику, да и в жестах, в поведении машиниста появляется некая механичность.

Проходит время, и рассказчик осознает, что Мальцев считает себя выше и лучше других. Это гордыня. С другой стороны, машинист лучше ладит с паровозом, чем с людьми. Машины ближе Мальцеву.

Произведение «Неизвестный цветок», принадлежит к поздним творениям Платонова. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Гордыня, как мы помним, считается смертным грехом. Вероятно, именно в этом грехе кроется причина последующих страданий героя. Но Мальцев был, безусловно, талантливым: равных Мальцеву по мастерству не находилось.

Молнию, ослепившую героя, Мальцев не увидел. Однако понял, что это была она. Но профессионализм машиниста позволял мужчине вести паровоз и без зрения. Внутреннее зрение сохраняло образ привычного пути. Однако герой не сумел разглядеть красный сигнальный свет – принял тот за зеленый.

За проступок машиниста осудили и приговорили к тюрьме. Получив свободу, слепец попытался приспособиться к своей новой жизни. Мальцеву назначили пенсионные выплаты. Однако мужчине не хватало привычных поездок и родного паровоза. В результате, Мальцев сближается со своим бывшим помощником. Тот теперь работает машинистом. Гордыня Мальцева проходит, сменяясь смирением. Рассказчик приглашает бывшего командира проехаться вместе. Платонов намекает, что умение преодолеть гордыню и склонить голову в смирении – истинная причина исцеления героя. Мальцев доверяется рассказчику – этому тоже мужчине пришлось учиться. Слепой машинист раскрывается сердцем миру, на глазах мужчины появляются слезы. А с этими переживаниями возвращается и зрение. При этом, герой обретает не только материальное зрение, но и внутреннее (это симбиоз физиологии и души).

Образ рассказчика

Платонов описывает рассказчика человеком, который очень любит свое дело. Любит так, как и начальник – Мальцев. Созерцание хороших, красивых, добротных машин доставляет герою искреннее удовольствие. Рассказчик воодушевляется, когда занимается своей работой. Это напоминает ему вдохновение от шекспировских стихов, которые рассказчик читал ребенком.

Рассказчик умеет сочувствовать, старается относиться к людям по «золотому правилу морали». Внимательность, старательность, доброта, прямота, правдивость, желание помогать и защищать – характерные черты этого героя. Этот персонаж – автобиографичен. Когда мужчина работает на паровозе, то воображает, что машина спешит защищать дальние земли. Похожим образом рассказчик заботится о Мальцеве. Например, защищает начальника в суде, добиваясь справедливости.

Так как герой любил правду, рассказчик не скрывал обиду на машиниста. Мужчина прямо сообщил Мальцеву, что его ждет тюрьма. Несмотря на прошлые обиды, добрый человек все же помогает начальнику. Рассказчик не считает справедливыми роковые силы, равнодушные к людям, уничтожающие судьбы людей. Герой не видит своей вины в несчастье машиниста. Помощник беседует с командиром – несмотря на то, что тот не прощает его.

Образ следователя

Это второстепенный персонаж произведения. Следователь – это некое воплощение справедливости. С этим героем связан момент проведения эксперимента. Следователя грызет совесть, потому что невиновность подсудимого пришлось доказывать через несчастье.

Стилистическая специфика текста

Повествование ведется от первого лица. Рассказчиком выступает мужчина по имени Костя. Герою нравятся стихи Пушкина и вообще – для Кости типична легкая мечтательность. Для Платонова характерен технический склад ума, дополненный своеобразными, странными метафорами. В этом кроется особенность платоновского языка. Платонов словно обнажается в ключевых эпизодах, и тогда речь автора становится еще метафоричнее.

В тексте много профессиональной лексики, которая относится к работе машин, паровозов. Наверное, современники Платонова тоже (как и читатели сегодня) плохо разбирались в нюансах работы механизмов. В нынешнем же мире паровозов и вовсе нет, так что эти профессионализмы – уникальная черта, экстравагантная изюминка автора.

Непонятность некоторых слов не мешает понять суть рассказа. Более того, эта черта способствует индивидуальному прочтению.
Платонов делает акцент на деталях:

  • на работе машиниста, на качестве исполнения профессиональных обязанностей;
  • на взгляде машиниста-начальника и глазах героя (например, ведя паровоз, Мальцев смотрит отвлеченно, пустыми глазами);
  • в эпизоде, когда Мальцев смотрит из окна на мир, который раскинулся вокруг, взгляд мужчины блестит и выглядит воодушевленным;
  • образ слепоты, которая придает глазам пустоту и спокойствие.

Анализ ключевых эпизодов

«В прекрасном и яростном мире» насчитывается несколько ключевых для понимания эпизодов.

Автоматичность машиниста

Платонов описывает сцену, когда начальник разрешает помощнику своими силами вести паровоз. Однако помощник не выполняет график на 100%: машинист замечает, что состав отстает на несколько минут. Тогда Мальцев сам садится за руль и приводит паровоз вовремя, нагнав потерянное время. Мальцев ладит с паровозом, как с другом. Однако людям не доверяет, стремясь все контролировать и проверять. В какой-то момент машинист и сам уподобляется автоматическому механизму.

Встреча с молнией

Машинист выполнял особо сложные задания, которые не мог выполнить никто другой. Как-то раз случилось нечто непредвиденное, и это перевернуло жизнь Мальцева. Нашим героям достался сильно опаздывающий состав. Мальцева попросили сократить отставание от графика. Машинист принялся за дело, введя паровоз в область, где разыгралась гроза. В ветровое стекло попала молния и ослепила машиниста. Но Мальцев не признался в этом.

Ночью помощник замечает, что начальник ведет состав хуже. А наутро тайна машиниста стала очевидной. Путешественникам встретился человек, подающий знаки, чтобы паровоз остановился. Однако Мальцев не увидел этого. Тогда рассказчик начал кричать, после чего начальник надавил на тормоз. Катастрофы чудом удалось избежать. В этот момент Мальцев, отбросив гордыню, признал свою слепоту, передав управление составом помощнику. О случившемся доложили начальству. Рассказчик проводил машиниста домой, и вскоре тот снова начал видеть.

Суд и эксперимент

У Платонова говорится о двойном ослеплении героя. Как это произошло? За проступок машиниста, как мы помним, судили. Помощник выступал в этом деле свидетелем. Рассказчик не считал командира виновным, потому что Мальцев, собственно, не виноват в слепоте. Герой ослеп внезапно – от близкой молнии. Однако следователь отнесся к этой гипотезе скептически. Ведь молния еще не приводила к потере зрения. Но рассказчик сказал, что причина слепоты – не сам разряд, а яркий синий свет молнии.
Мальцева, тем не менее, осудили. Ведь машинист вовремя не признался в произошедшем, не попросил помощника сесть за руль. В результате герой рисковал жизнями людей, которые могли пострадать. Мальцев оказался в тюрьме. А рассказчик теперь служил вместе с другим машинистом. Однако мысли о бывшем начальнике не давали герою покоя.

Думая, как помочь Мальцеву, рассказчик изобрел эксперимент. Для этого понадобится установка Тесла, чтобы извлечь искусственную молнию. Но машиниста не предупредили об эксперименте. И в итоге герой снова утратил зрение. Однако ныне не было почти никаких шансов, что Мальцев снова сможет видеть. Рассказчик вместе со следователем винили себя в новой слепоте заключенного. К любимой работе Мальцев, даже обретя свободу, вернуться уже не смог.

Сила сопротивления

Мальцев задумался, что в мире (прекрасном и жестоком, яростном) существуют роковые силы. Эти силы вмешиваются в жизнь людей случайным образом. Некоторые люди – более слабые – сдаются. Но не Мальцев: герой борется и сопротивляется ситуации.

Проходит год с момента фатальных событий. Помощник работает машинистом. Водит пассажирские поезда. Мальцев часто приходил на старую работу, ходил туда-сюда по платформе, тосковал. Рассказчик понимал: бывший машинист лишился смысла жизни. Но чем же ему помочь?

Произведение “Потомки солнца” Андрея Платонова – уникальный пример советской литературы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Мальцев, между нет, раздражался, когда ему сочувствовали и жалели его. Рассказчик предложил Мальцеву проехаться вместе, позволив сесть на свое место – у руля. Подстраховывая старого командира, рассказчик держал руки слепца на руле. Так друзья успешно преодолели путь. Обратная дорога прошла так же. Если же участки встречались тихие и спокойные, бывший помощник и вовсе давал Мальцеву рулить самостоятельно. Опоздания не ожидалось, товарищи укладывались в график. И случилось чудо – к Мальцеву вернулось зрение. Так закончилась борьба героя с собой и с враждебными обстоятельствами. Мир из яростного стал прекрасным.

«Ты видишь теперь весь свет!» (Урок по рассказу А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

урок литературы для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
v_prekrasnom_i_yarostnom_mire.docx.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Ты видишь теперь весь свет!» (Урок по рассказу А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»)

2. Анализ рассказа. (Работа по главам).

– Каков главный герой (А.В. Мальцев) по 1 гл.?

(«Лучший паровозный машинист», 1-го класса, талант, превосходство.

Даже имя: Александр Васильевич – как Суворов (генералиссимус, непобедимый полководец); Александр – «защитник людей» (сила!); Василий – «царский»).

– Отношение Мальцева к своему таланту – ?

(Ощущал себя «великим мастером», «вдохновенным артистом»; «чувствовал свое превосходство перед нами»)

– Портрет в работе – ?

– Отношение к людям – ?

(Отчужденность, равнодушие, недоверие; не верит, что кто-то может его превзойти в таланте, любви к машине – «лучше, он думал , нельзя»).

Его талант вознес его на вершину, с которой он властвовал над «внешним миром».

– Была ли от этого радость?

Но в то же время он был одинок («он скучал от своего таланта, как от одиночества»), ибо считал, что его все равно никто не поймет.

– Т.е. какое качество является главным в его характере? (Гордость. По словарю С.Ожегова, это 1 ). Самоуважение, 4) Высокомерие, надменность .)

Гордость Мальцева давала ему уверенность в том, что он обладает властью над миром. Перед грозой он воодушевлен, как перед схваткой: «Он понимал, что работа и мощность нашей машины могла идти в сравнение с работой грозы, и, может быть гордился этой мыслью».

– Противостояние 2-х сил: человека и мира природы.

Мир может быть «прекрасным», когда живут по одним с ним законам (Божьим) – и «яростным», когда человек хочет властвовать над ним (революционная идея).

Итак, гордому, самовлюбленному человеку противится природа.

– Кто оказался в этой схватке сильней?

– Почему Мальцев ослеп?

(С одной стороны, воздействие молнии на «зрительный нервы»; а с другой стороны, слепота была получена уже раньше – на духовном уровне он ослеплен своим превосходством, гордыней).

– Почему он не сразу передал управление машиной?

(Настолько привык быть первым, что сам себе не верит (см. разговор с Костей в 3 гл.)

Символично, что Мальцев не видит желтого (предупреждающего) и красного (запрещающего) сигнала. Он воображает, что для него всегда в жизни будет «зелёный сигнал».

Т.е. у человека, ослепленного своей исключительностью (гордыней), нет реального видения мира, искажено зрение.

– Прав ли был следователь, осудивший Мальцева? (См. конец 3 гл.)

– Признал ли Мальцев свою ошибку?

(Нет. Он говорит: «И я тоже прав, а не виноват» – нет силы смириться!)

Православная мудрость : «В смирении человеку требуется более силы внутренней, чем в активном проявлении своевольной гордыни его» (М.Дунаев).

«Смирение… не есть самоуничижение: оно есть выражение силы духа, свободного от самолюбия и подчинения житейской суеты» (Н.О. Лосский, философ).

– Почему герой ослеп во 2-й раз?

(Духовное ослепление героя не проходит – возвращается и физическая слепота после проведения опыта).

Интересно проследить за описанием глаз Мальцева ( работа в группах :

1-я группа : найти описание глаз (эпитеты, сравнения) в 1-2 главах;

2-я гр. : выписать и сосчитать слова с корнем «слеп-»;

3-я гр. : глаза и внешний облик Мальцева в 5 гл.)

– Почему глаза в литературном портрете (а в этом произведении особенно) играют важную роль?

(Глаза – зеркало души;

Здесь: для машиниста главное – зрение, а для Мальцева смысл жизни заключен в работе).

– Глаза Мальцева в 1 гл.- ? ( Всё видят, но « как пустые » – снижение образа!)

(Перед схваткой со стихией « блестели воодушевлением », « пустые покойные глаза », «глаза. засияли, отражая свет тусклой лампы » – безжизненность.

Когда прозрел: « ясные, думающие глаза» – потрясение отрезвило его: он увидел, что не всесилен).

– В 3 и 4 главах – ? (Описания глаз нет, но 13 раз – слова с корнем «слеп»: слепой, ослеп и т.д.)

– В 5 главе – «опустевшие слепые глаза»

Но вспомним: уже в 1 гл. «как пустые». Следовательно, уже к началу рассказа гордыня опустошила душу героя. Фамилия – как подтверждение.

– Как выглядит Мальцев в 5 главе?

– О чем это свидетельствует?

(На внешнем облике может отразиться внутреннее состояние человека. Здесь: крах, потеря смысла жизни).

Православная мудрость: «Когда человек сам возомневает себя всевластным господином над своею судьбою, тогда беда…»

– Осознает ли Мальцев свою беду (в духовном плане) в начале 5 главы?

(Слово «прочь!» говорит о несмирении, как и во 2 главе).

Но рассказчик искренно хочет помочь учителю. И интуитивно выходит на единственно правильный тон в обращении с ним (см. текст).

– Реакция Мальцева – ? ( Согласился, смирился )

– Почему этот грубоватый тон переменил Мальцева?

(Слова Кости произнесены со властью, с силой, которую пришлось признать Мальцеву.

В результате: « Смирился передо мной»).

– В каких еще словах (ключевых) показано смирение «прежнего, совершенного мастера машины»? («Сидел молчаливо и слушался меня»).

– Что дала Мальцеву эта поездка?

(Научился «слушаться» другого человека – и при этом получал «наслаждение», «блаженство», «кроткую радость»; научился «с точностью ощущать… требование» другого).

Православная мудрость: «Чтобы смочь, нужно отречься от своей гордыни, одолеть ее, смиренно признать свое бессилие».

– И как высшая награда – ? (Физическое прозрение – вслед за духовным прозрением ).

Символично, что Мальцев увидел желтый свет, в то время, как прежде в своей гордыне на духовном уровне видел только зеленый. (Переплетение материального и духовного).

Рассказчик, как человек душевно тонкий, растроганно говорит: «Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!». Это свидетельство того, что всякая слепота от Мальцева отступила.

– Какую роль в рассказе играет Костя-рассказчик? (Возвращает Мальцева в жизни).

– Рассказать о нем

(Любовь к машине, ответственность в работе).

Главное в человеке – чистота души. (Скромность, смирение, отсутствие зависти, умение восхищаться мастерством другого человека, умение простить недоверие к нему Мальцева. Он не судит Мальцева. Поэтому читателю М. может показаться на первый взгляд безупречным. Искренно хочет помочь ему, волнуется за него, готов защищать его от враждебного мира).

Анализ рассказа А. П. Платонова “В этом прекрасном и яростном мире”, план

Заглавие рассказа – “В этом прекрасном и яростном мире” – имеет существенное значение для понимания его проблематики. Почему мир Платонова “прекрасный” и “яростный”? Слово “прекрасный” связано с такими понятиями, как радость, гармония, чудо, красота, великолепие. Слово “яростный” в нашем сознании роднится с такими словами, как гнев, сила, стихия, порыв, ненависть и так далее. У Платонова эти понятия сливаются в единый поток, имя которому – жизнь.

Не так ли противоречива сама действительность? Не так ли противоречив

Именно поэтому герои Платонова чаще всего люди ищущие, пытающиеся определить свое место в мире.

Еще в 20-30-х годах XX века многие критики говорили о странных героях Платонова, о непредсказуемых финалах его рассказов, о ему одному понятной логике изображения. Но все даже самые злостные его недоброжелатели не могли не признать силу его таланта, свободу языка, невероятную плотность повествование. Очень часто писатель

Эти чувства живут практически в каждом герое Платонова. Таков и машинист Мальцев.

Александр Васильевич Мальцев обладал замечательным талантом – никто лучше него не мог чувствовать машины, не мог по одному взгляду определить неполадки в работе, не мог так всеобъемлюще воспринимать мир, замечать мельчайшие детали. Именно поэтому было вполне ожидаемым его назначение на самый новый и самый мощный поезд в депо – “ИС”. Эта машина стала его детищем. Во время поездки он как будто сливался с паровозом воедино, чувствовал биение “его парового сердца”, понимал малейший звук.

Увлеченный работой, он становился похож на вдохновенно играющего актера. Но как часто рассказчик – помощник Мальцева Костя – замечал непонятную грусть в его взгляде. А это было не что иное, как выливающееся наружу чувство одиночества. Гораздо позднее поймет Костя эту тоску. Талант машиниста обрекал Мальцева на одиночество, приподнимал над всеми и заставлял смотреть свысока.

Мальцев практически не обращал внимания на нового своего помощника, и даже спустя год он относился к нему так же, как и к слесарю – смазчику. Он весь отдавался работе, растворялся в машине и в окружающей природе. Маленький воробей, попавший в воздушную струю от паровоза, не оставался без внимания. Мальцев слегка поворачивал голову, чтобы проследить его дальнейшую судьбу. Ему казалось, что только он один способен так много вобрать в себя, так много познать.

Сила его таланта, как это ни печально, отдаляла его от остального мира людей, среди себе подобных он чувствовал себя одиноко. Потерянность и пустота царили в его душе. Это чувство так называемого сиротства характерно практически для всех персонажей Платонова.

С помощью этой характеристики героя писателю удалось делать более масштабные выводы. От судьбы одного человека он переходил к судьбам миллионов. Его мысль о потерянности человека в эпоху революций и политических переворотов проходит через все его произведения.

И действительно, печальна дальнейшая жизнь осужденного людьми Мальцева: он отлучен от работы, которой отдавал всего себя, к которой тянулся душой. На примере Мальцева мы видим, как строится Судьба человека, лишенного душевной полноты.

В рассказе важен и образ помощника Кости. Это человек чуткий, наблюдательный, не менее внимательный к мелочам, чем его учитель. Возможно, он был менее талантлив, но его старательность и прилежание очень помогли ему.

Вскоре после отставки Мальцева он и сам успешно сдает экзамены на машиниста. Да, действительно, Костя не настолько наделен даром чувствовать механизм, но он более внимателен к окружающим его людям. Это можно считать его талантом. Он смог разглядеть почти мимоходом тайную грусть во взгляде своего учителя, но он не остановился на этом, он искал “правду”, разгадку этой тоски. И он найдет ее, но только немного позже.

Это человек, который не глух к чужому горю. Именно он возвращает к жизни потерявшего себя Мальцева, ослепшего и никому не нужного. Каждый раз, собираясь в путь, он видел на скамейке своего учителя, опирающегося на трость.

На все слова утешения Мальцев отвечал неизменным “Прочь!”. Даже в своем горе, в своей беспомощности он боится подпустить к себе живого человека, чувствующую душу. Он до сих пор не верит, что есть на свете тот, кто смог бы понять его. А в его душе царила невыразимая тоска.

Он пытался хоть как-то вновь уцепиться за тот бешеный ход жизни, вернуть хотя бы часть своего прошлого. Бесцельно приходил он в депо и жадно ловил звуки железной дороги, он поворачивал голову туда, откуда слышал мощное движение паровоза.

Гордый в своем одиночестве, он, тем не менее, подчиняется Косте, однажды предложившему поехать с ним. Вместо обычного “Прочь!” он сказал: “Ладно. Я буду смирным.

Дай мне там в руки что-нибудь, дай реверс подержать: я крутить его не буду.

– Крутить его ты не будешь! – подтвердил я. – Если покрутишь, я тебе дам в руки кусок угля и больше сроду не возьму на паровоз.

Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паровозе, что смирился передо мной”.

И вот Мальцев снова ощущает дыхание встречного ветра, чувствует под рукой мощь механического гиганта. Что он испытывает в этот момент? Восторг! Радость!

Упоение! Эта буря чувств возвращает его к жизни: он прозревает. Но и здесь не оставляет его Костя.

Проводив его домой, он долго еще не может уйти. Чувствуя почти отцовскую привязанность к этому человеку, он боится оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Он чувствует его беспомощность перед миром, его наивность и простоту за маской высокомерия. Гениальный машинист, Мальцев замечал красоту природы, наслаждался гармонией, отдаляясь от мира людей. И жестокий мир покарал его за это.

Платонов мастерски создает контраст между двумя этими мирами. Это особенно видно в сценах борьбы паровоза со стихией. “Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту”. Мальцев и машина борются с силами природы. Платонов насыщает текст яркими метафорами, эпитетами.

Сам паровоз становится похож на мифическое божество. И каков же исход этой борьбы? В конечном итоге природа приходит снова к гармонии: “Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождем и грозой, и неслись вперед, нагоняя время”. Но что же происходит с человеком? Ослепленный молнией, Мальцев теряет зрение.

Многие исследователи часто говорят о двух молниях. Первая из них – столь сильная, грандиозная, лишила человека зрения, но не надолго. А вот вторая – искусственная – надолго лишает Мальцева способности видеть.

Автор наводит читателя на мысль, что законы мира людей куда более жестоки и беспощадны, чем природные законы. Люди не смогли рассмотреть талант Мальцева. Он становится еще более одиноким.

Путь к спасению Мальцева – в образе Кости. Он не только возвращает зрение бывшему машинисту, но и открывает перед ним путь в мир людей. “Ты видишь теперь весь свет!”

У Мальцева появляется новая машина и новый помощник. Описание работы Мальцева. Из-за молнии Мальцев слепнет и подвергает опасности жизни многих людей. Мальцева отдают под суд.

Рассказчик берет слепого с собой на машину, и тот прозревает.

Герои Лермонтова на картинах Врубеля Как демон мой, я зла избранник, Как демон, с гордою душой Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой… М. Ю. Лермонтов Михаил Александрович Врубель – один из.

ТРИ МОРЯ Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского “Море”, стихотворений А. С. Пушкина “К морю” и Ф. И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” Перед учителем, обдумывающим пути анализа художественного произведения.

Какая часть света объединяет два материка? Очень часто можно услышать в повседневных разговорах, как материк называют понятием “часть света”. Правильно ли это? Родственные ли это понятия или вообще – синонимы? Давайте разберемся! Частью света являются регионы.

Аналіз педагогічних умов використання програмно-методичних комплексів у навчальному процесі Врахування психофізіологічних особливостей студентів як суб’єктів навчання та виховання є визначальними у раціонально організованому навчальному процесі, окрім цілей навчання. Правильне врахування психофізіологічних закономірностей навчально-пізнавальної діяльності є основою сформованої на базі.

“Ариадна”, анализ рассказа Чехова История создания Рассказ “Ариадна” был напечатан в журнале “Русская мысль” №12 в 1895 г. Прототипами Ариадны были сразу несколько женщин, которыми Чехов увлекался в разное время: Ариадна Черец, дочь таганрогского.

Конспект уроку “Острови Дніпропетровської області” Тема:острови Дніпропетровської області Мета: дослідити наявність на території області островів, виявити їх походження, вивчити їх флору, фауну, дослідити їх топоніміку. Тип уроку: вивчення нового матеріалу Обладнання: підручник, фото островів, карта.

Вопросы и ответы к теме “Поэты-эмигранты XX века” 1. Назовите писателей старшего поколения – эмигрантов I волны. И. Бунин, А. Белый, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Ремизов, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и.

“В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать, уметь”, или Как соотнести процесс и результат Пусть не удивляет читателя столь необычная формулировка, вынесенная в название статьи: этими словами начинается заключительный раздел “Требования к уровню подготовки выпускников” недавно принятого предметного Стандарта. Работа над “Стандартом основного и.

О символическом смысле названия пьесы “Вишневый сад” Герои пьесы “Вишневый сад” не несут никакой символической нагрузки. Чехов переносит метафорическое ударение на предмет неодушевленный – сад, который приобретает символический смысл. Сад в этой пьесе не декорация, а сценический.

У світі цікавого про мови Найскладніша мова у світі – табасаранська. У ній – 44 відмінки. Такої кількості відмінків не має жодна мова світу. На табасаранській говорять у Табасаранському та Хінському районах Дагестану. Цією непростою.

О чеи повесть о петре и февронии Краткое содержание: В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня.

“Для развлеченья, для мечты, для сердца…” Для чего я бы рекомендовала читать Роман в стихах Пушкина ” Евгений Онегин” Для того чтобы что-то рекомендовать и чем-то мотивировать свою рекомендацию, надо сначала сказать, что “Евгений Онегин” из.

Методичний тиждень педагогічної майстерності вчителів РКЗО “Іванівська СЗШ І-ІІІ ступенів” Звіт про проведення методичного тижня педагогічної майстерності Згідно плану роботи школи в період з 11.02.13 по 15.02.13 р. в навчальному закладі проходив методичний тиждень педагогічної.

Сатирический нерв отечественной литературы XX века Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора приходится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласиться с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в 20-е годы XX века. Пожалуй.

Конспект урока музыки для 1 класса “Музыкальный альбом” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №26 “Ласточка” Конспект урока музыки для 1 класса “Музыкальный альбом” Музыкальный руководитель Конышева Ирина Александровна Г. Выкса. Нижегородской области. 2012г. Цель.

Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: “Здоровый образ жизни” Родительское собрание в старшей группе. Коспект Задачи: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. Подготовка к собранию: Изготовление вместе с детьми приглашения на.

Загадки про школу с ответами Загадки для детей от 9 до 12 лет. Загадки для школьников. Загадки о школе. Загадки о школьной жизни, загадки о школьных принадлежностях. Загадки в стихах с ответами. Не умели мы.

“Иронический авангард” как течение “другой” прозы в XX веке “Иронический авангард” – течение “другой” прозы, которое отталкивается от эстетики “молодежной”, “иронической” повести 60-х годов . Но если идти дальше, то генетически “иронический авангард” связан с традицией русской “утрированной” прозы.

Тест-викторина по сказке К. Паустовского “Стальное колечко” для учащихся 6 класса С О школы VIII вида Тест-викторина по сказке К. Паустовского”Стальное колечко” для учащихся 6 класса С О школы VIII вида Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС ОУ для обучающихся, воспитанников с.

Сказкотерапия Сказкотерапия Значение сказки в воспитании детей тяжело переоценить. Сказка не только источник народной мудрости, но и неиссякаемый источник развития эмоциональной сферы творческих способностей ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт.

Сейчас вы читаете: Анализ рассказа А. П. Платонова “В этом прекрасном и яростном мире”, план

Ссылка на основную публикацию