Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души (текст эпизода наказ, завет, совет)
“. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу. “
Анализ эпизода Наставление отца Чичикова (9 класс)
Отец не просто наставлял Павлушу, то есть не просто учил его, а ещё и провожал в другой город – далекий. И наверное, отец понимал, что после нескольких лет учебы Павел не вернётся домой работать – там и места нет. Сын взрослый останется в городе, там будет карьеру делать. Про женитьбу речь не идёт совсем. Только про друзей…
Наставление это начинается нормально вроде бы… Учиться нужно, не стоит хулиганить, вести разгульный образ жизни. То есть не гулять и пить! А то студенты могут плохо повлиять… Но тут же всё это привычное и нормальное сворачивает на то, чтобы угодить учителям, а ещё начальникам, то есть тем, кто «важней». Отец поясняет, какой толк от хороших отношений с начальством. Если там всё хорошо, то и учиться не нужно. Тут же он противоречит тому, что сказал выше. Вроде нужно учиться, но не нужно, если всё у вас хорошо с начальниками. Если таланта нет, то тем более нужно угождать. Наверное, отец считает, что у его сына особого таланта нет…
Нужно, по его мнению, всех опередить! А с ровесниками отец не советует дружить. Толку от них? Но вдруг так получится, то дружить можно с богатыми. Ведь от них может быть польза! Если что, то они тебя выручат… Вообще, это уже всё ужасно, ведь отец учит его дружить («оценивать людей») по их достатку. Если человек потеряет своё состояние, то потеряет и дружбу! И ещё учит его не угощать людей, а делать так, чтобы они его угощали. Это уже совсем некрасиво! Есть и пить за чужой счёт! А самому экономить… И тут отец говорит, что самое важное – беречь копейку. Она вроде как не выдаст! А товарищ, типа, выдаст. Но с нашим курсом денег всё может быть – и копейка предаст. Вот так будешь копить, а тут деноминация какая-нибудь, кризис или реформа.
Понятно, почему он так говорит, но всё-таки это слишком подло, так мелочно. Если услышать такое, то и не захочешь дружить с таким человеком. А ведь Павлуша ни разу не возразил отцу! Хотя это было бы, может, и не очень вежливо – спорить со старым человеком. Но после ведь говорится, что Павел Иванович впитал эти слова родителя, следовал им всю жизнь. И мы знаем, к чему это его привело! Скупать мертвые души! Сориентировал его отец на деньги, против людей.
Наверное, отец у Чичикова не самый добрый человек. Вот сын его и не приезжал к нему. Сбиты ориентиры с людей, просто с чего-то хорошего, на просто деньги. А они ведь средство! Чего хотел Чичиков (отец) этими деньгами добиться? Власти – задавить других.
Вариант 2
В детстве Чичикову приходилось непросто: жил он безрадостно и трудно. Его отец часто болел, и ласки от него было не дождаться. Когда отец провожал Павлушу в другой город, то дал ему наставление, которое кардинально повлияло на становление характера и его дальнейшую жизнь.
В своем наставлении отец советовал Чичикову учиться и не перечить учителям; выслуживаться начальству; заводить общение с теми, кто посостоятельнее; вести себя лучше так, чтобы тебя угощали, а не угощать кого-то; беречь и ценить каждую копеечку. Отец ничего не говорил про честность, доброту, отзывчивость и милосердие, хотя Чичиков и сам не спрашивал про это. Однако вскоре вспомнил, что дополнения к наставлению отца совершенно не нужны, ведь они только мешают, тревожа чувство совести.
В своем наказе отец противоречит сам себе: сначала говорит, что необходимо учиться, но сразу, после всего вышесказанного, повествует о том, что учиться совсем и не обязательно, если ладить с начальство. А талант к этому отсутствует, то тем более нужно угождать. Скорее всего отец считал, что у Чичикова таланта не было.
Чичиков постоянно угождал всем учителям, даже в самых незначительных вещах, что помогло ему стать любимчиком. «При выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».
Чичиков обладал такими качествами, как смекалка, приспособленчество и ловкость. Он мог манипулировать людьми, получая с ним выгоду, и это не составляло для него труда. Чичиков рано научился лицемерить, угадывать желания начальства, что помогло ему сделать карьеру.
Для Чичикова стало занятием первой важности выслуживаться начальникам, чтобы добиться главной цели – копить богатство. По этой причине руководство относилось к нему всегда хорошо.
С самого начала Чичиков интересовался финансовым вопросом. Он постоянно копил деньги: мог слепить фигуру из воска и продать ее, купить пряников и ждать, пока товарищи проголодаются, а он в свою очередь с них возьмет в тридорого.
На протяжении всей поэмы мы видели, как формировались личность и подсознание главного героя. Душа Чичикова даже на вершине его успехов находилась где-то там, в глубоком детстве, в атмосфере вечной сырой осени за окнами старого дома.
Также читают:
Картинка к сочинению Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души
Популярные сегодня темы
Сочинения на тему Родина
Иван Васильевич, от чьего имени ведётся рассказ, был приглашён на губернский бал в последний день масленицы. Он описывает бал в радужных красках. Герой был влюблён, и всё ему казалось преувеличенно прекрасным
Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором
Нельзя сказать, что герой этот сам придумал свою теорию. В произведении он больше просто говорит, что слышал одно там, а другое – там. Но он добавил туда образ кафтана, как блага.
Я точно склоняюсь к мысли о том, что Печорин не был жертвой, наоборот, это он виноват почти во всех бедах Бэлы.
Исполнил ли Чичиков заветы отца? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
В начале своего жизненного пути Павлуша Чичиков вместе с полтиной меди получил от отца в «наследство» совет, «умное наставление»: «учись. и не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись с теми, которые побогаче», «не угощай. никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали», «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Отец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и собственного достоинства, а мальчик сам не спросил, но понял вскоре, что отцовскому завету не нужны никакие дополнения, которые только мешают в жизни, будоража совесть.
Способностей к наукам у Павлуши не оказалось, но он отличался «прилежанием и опрятностью». Угождая учителю даже по мелочам, угадывая его желания, Чичиков быстро сделался любимцем, заслужил похвалу и «при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Учиться и угождать начальникам стало первостепенным делом для Чичикова на пути к главной, самой заветной его цели — накоплению богатства, поэтому он всегда был на хорошем счету у начальства. Ловкость, смекалка, изощренное приспособленчество, умение пользоваться достоинствами и недостатками людей в своих целях, лесть пригодились Чичикову не только в училище, но и когда он служил в казенной палате, на таможне, в звании поверенного. Рано научившись лицемерить, угадывая желания и склонности начальства, герой поэмы легко делал карьеру.
Для того чтобы скопить капитал и вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками», Чичиков «не повесничал» даже в ранней молодости: «еще ребенком, он умел уже отказать себе во всем». Он никогда не был мотом, напротив, зачастую отказывал себе в отдыхе, развлечениях, хорошей еде, маленьких, но приятных радостях — и все для того, чтобы получить повышение по службе, понравиться начальству, которое он сам потом безжалостно обманывал.
Друзей у Чичикова никогда не было, да он в них и не нуждался. Никогда и никого он без корыстной надобности не угощал, а, напротив, старался устроиться так, чтобы «его угощали». И после окончания училища, исполняя должностные обязанности, Чичиков без зазрения совести брал взятки и подношения.
Совет беречь и копить копейку Чичиков взял за основное правило своей жизни. Даже будучи маленьким мальчиком, он «из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращение, показав оборотистость почти необыкновенную». Не довольствуясь одними лишь безобидными способами накопления денег (продал дрессированную мышку, слепленного из воска снегиря), Чичиков шел на подлости, мошенничество, совершал недостойные поступки: мог в училище продать ребятам их же угощение, до времени припрятанное; присвоил деньги, отпущенные на постройку казенного дома; работая на таможне, связался с контрабандистами и получил за помощь им большую сумму. Чичиков был уверен в своей правоте: «Кто же зевает на должности? — все приобретают». И эта неутолимая жажда приобретения вела его по чужим головам, сердцам, душам. Чичиков часто оглядывался назад, на прошлый опыт, но не затем, чтобы посмотреть, не обидел ли он кого, не сделал ли больно, а чтобы удостовериться: он не упустил ничего важного на пути достижения своих корыстных целей. Материал с сайта //iEssay.ru
Лучше всего внутренний мир дельца-приобретателя Чичикова раскрылся во время выполнения плана задуманной им великой аферы: при покупке «мертвых душ», а после — их продажи как живых. На этом деле Чичиков рассчитывал собрать достаточный капитал, чтобы наконец-то зажить в свое удовольствие. И здесь ему пригодился опыт всей предшествующей жизни и заветы отца. Во всем своем безобразии раскрылись перед нами приспособленчество, хитрость, лицемерие, подхалимаж, подлость главного героя. «Кто же он? стало быть, подлец?» — спрашивает у себя Гоголь и тут же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».
В образе Чичикова Гоголь изобразил новый тип человека, дельца, предпринимателя, зародившийся в России, когда старинные патриархальные устои начали разрушатся. Этот человек явился предвестником нового класса — буржуазии и новой угрозы для косного самодержавного мира — угрозы бессовестного хищничества, бескомпромиссного и беспринципного приобретательства.
Чичиков задержался в мире, ему комфортно и сегодня, ведь всегда есть люди, которых легко обдурить и облапошить. Надевая различные маски, то улыбаясь, то угрожая, чичиковы добиваются своих целей, и в этом им, безусловно, помогает «умное наставление», полученное в детстве от отца главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.
Главный герой произведения – Чичиков – вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».
Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» – Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.
Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.
И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.
Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».
Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели – богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно – всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.
Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, – ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы – единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», – говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.
Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая
Особенности поэмы «Мертвые души»
Сочинение Чичиков в поэме Мертвые души (Образ и характеристика 9 класс)
Чичиков Павел Иванович выступает в образе главного героя произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Это мужчина средних лет. Воспитывался в бедной семье. С детства родители привили мальчику любовь к труду. Чичиков всегда стремился зарабатывать деньги. Когда парень пошел учиться, его отец советовал ему не перечить учителям. Чичиков должен был экономить деньги и отказывать себе в своих желаниях. Отец рекомендовал Павлу дружить только с богатыми людьми, потому, что от них можно получить выгоду.
Чичиков, слушая отца смог окончить учебу с хорошими отметками и прекрасными рекомендациями от педагогов. Он был хитрым. Чичиков просил одноклассников, что бы те с ним поделились, а затем эти вещи продавал им за деньги. Павел был смышленым и умным парнем. Однажды парень смастерил поделку из воска и продал ее. Потом он поймал мышку, выдрессировал ее и тоже получил от этого хорошую прибыль. Он был смышленым парнем с математическим складом ума. Он прекрасно считал в уме.
Внешность у Паши была довольно привлекательной. У него было красивое лицо и мужественный подбородок. Чичиков был слегка упитанным.
Главной целью Павла было разбогатеть. Он хотел жить на широкую ногу и ни в чем себе не отказывать. Чичиков хотел обеспечить себе и своим будущим детям безбедную жизнь. Закончив учебу, он сразу же отправился на службу. Он нравился своему начальству, потому что мастерски умел угождать. Когда Чичиков освоился, он начал брать взятки, за что и был уволен. За это время он накопил хорошую сумму денег.
Он постоянно выдумывал новые схемы и авантюры. Однажды он придумал закупить мертвые души и продать их дорого как живые. Чичиков был прекрасным психологом. Он умел находить подход к людям. Ему часто приходилось лицемерить. Он претворялся благородным человеком. Он прекрасно играл роль знатного и богатого человека. Единственное что могло выдать его бедное происхождение это незнание французского языка.
В принципе Павел был подлым и корыстным человеком. У него водились деньги. Чичиков всегда подавал милостыню нищим. С женским полом он старался не общаться потому, что был уверен, что до добра отношения ни приведут. Он не был романтиком.
Чичикова нельзя считать полностью отрицательным персонажем. У него были положительные качества, но все они меркли на фоне негативных черт характера. Мужчина был приспособленцем, эгоистом и жадным к деньгам. Но. Несмотря на это он умел веселиться и имел чувство сострадания.
Сочинение 2
Мы видим, что Чичиков у Гоголя образ необыкновенный, наделенный сверхмагической силой. Отношения писателя к герою, это его отношение к России.
С первых страниц произведения Николай Васильевич Гоголь дает нам полное представление о Чичикове. Жизнь у нашего героя была нелегкой. Рано оставшись без родительской поддержки, он вынужден пробиваться сам, благодаря своей изобретательности, хитрости. Помня наказ отца беречь каждую копеечку, наш герой прибегает к накопительству, используя свою служебную деятельность.
Одной из хороших качеств Чичикова – это умение не огорчаться по любому поводу. Кроме того про него можно сказать, что он был необыкновенным авантюристом и мошенником. Большой опыт, который накопился у него за время службы, особенно знание души у человека, не позволили ему впасть в отчаяние после краха, а наоборот, осуществить его прекрасную мечту. Именно сделка с «мертвыми душами» должна была принести ему значительный доход. Деньги для Чичикова являются не средством, а самоцелью. Он думает только об одном, стать состоятельным дельцом любыми средствами. Для того, чтобы осуществить свою мечту, он становится изворотливым, упорным и деятельным. Было бы прекрасно, если бы он свои задатки употребил на общее дело Отчетливо показано, как Чичиков выделяется на фоне данного губернского общества, существовавшего в атмосфере застоя и косности. Павел Иванович мог очаровать и заговорить собеседника в любой ситуации, вызвав у окружающих восхищение. Все это является лишним доказательством, что Чичиков – прекрасный психолог.
Помимо этого, Чичиков, имея замечательное воспитание, втирается в доверие к провинциальным чиновникам, терпеливо выжидая удобного момента. Однако наряду с превосходством героя Гоголь показал и всю его подлость. Его мошеннический ход связан с человеческими несчастьями. Он заинтересован в том, чтобы умирало больше крестьян.
Общество губернского городка принимает Чичикова, потому что он представлен здесь миллионером. Его, как и местных господ, сближает одна общая черта-путь наживы. Гоголь сам не знает, кто Чичиков- подлец, или удачный предприниматель. Свой вопрос он ставит перед читателем, который должен решить, что больше в герое хорошего или плохого. И как бы там не было, Чичиков показан как человек новой эпохи ,который придет на смену плюшкиным и ноздревым.
Характеристика Чичикова
Чичиков является одним из центральных героев произведения великого классика. Именно вокруг Чичикова происходят все события поэмы. Раскрывая этот образ, писатель говорит нам о его происхождении и формировании характера.
С первых страниц произведения мы узнаем, что наш герой был родом из семьи дворян, но бедных. Самым главным состоянием, доставшимся ему от отца был совет-учиться и беречь имеющиеся у него деньги и слушать руководство. Однако Чичиков не стал прислушиваться к этим советам и сам пробивал себе дорогу в жизни, не надеясь ни на чье покровительство. Свое благополучие он делает чужими руками при помощи взяточничества, казнокрадства, обман. И никакие неудачи не могут нарушить его планы наживы. Мы видим, как Павел Иванович обладает всеми чертами характера местных помещиков. Он любезен и обходителен, как Манилов, полон фантазий, как Ноздрев, жаден, как Плюшкин. Со всеми помещиками наш герой смог найти общий язык. Как прекрасный психолог тронул самую чувствительную струну у каждого помещика, добившись при этом своей цели. Чичиков неплохой герой. В нем много положительных черт. Так, например, в сцене с Ноздревым, Чичиков, испугавшись, что тот его убьет, думает о том, что пропав, не оставил ни состояния, ни честного имени будущим детям.
Чичиков, скупая покойных крестьян, не считает это дело плохим. Ведь раньше обогащение, и не важно каким образом, было на первом месте. Конечно же Чичиков был карьеристом, спекулянтом и просто мошенником, но он обладал неиссякаемой энергией и огромным воображением. Его долго не могла подловить полиция. Испытав неудачи на службе, он не пал духом, а придумал новое дело, скупать мертвых крестьян. Герой поставил для себя сверхцель -стать обеспеченным господином любой ценой. Препятствием для задуманной цели стала Коробочка, которая, приехав в город, чтобы узнать цену за мертвую душу, поняла сомнительность данной сделки с Чичиковым. Так, наш герой терпит поражение.
Его общительность, деловая хватка не помогли Павлу Ивановичу разобраться, где кроются подводные камни. Буржуазный характер России помог приобрести ему черты, отличавшиеся от других людей того времени. И хотя его можно назвать славным малым, то все-таки он больше предприимчивый делец, к которым на Руси относились не очень хорошо. И возможно поэтому мы грусти, когда говорим о Чичикове, потому что наряду присутствующего в нем оптимизма есть и жажда наживы.
Образ Чичикова в поэме Мертвые души
Популярные сочинения
Это, действительно, так – в нашей жизни постоянно приходится делать выбор. Пусть даже многие стараются его избегать – перекладывать на других. И всё-таки мы делаем его постоянно! Просто в мелочах
Любовь всегда будет самой глубокой темой для любого поэта и писателя. Это чудесное нежное чувство способно стать вдохновением для множества творческих деятелей
Произведение создается автором в период его крымской ссылки, при этом первоначальное название рассказа изменяется писателем по причине возможной цензуры.
Краткое описание детства Чичикова в поэме «Мертвые души»
В произведениях Гоголя главные герои, как правило, предстают перед читателем вполне сформировавшимися личностями, имеющими устоявшуюся жизненную позицию и занимающими определенное социальное положение. О прошлом если и упоминается, то в качестве необходимых пояснений. В поэме «Мертвые души» детство Чичикова автор описывает без назойливых подробностей, но не упуская моментов, ставших отправными в судьбе главного героя.
Семья и домашнее воспитание
Родился Чичиков у обедневших дворян, имеющих в услужении всего лишь одну семью крепостных. Какой была его мать и как звать ее, остается неизвестным, словно ребенок был исторгнут в мир самой «кисло-неприютной» жизнью, навечно поселившейся в «маленькой горенке». И только реплика дальней родственницы, которая помогала при родах и почему-то думала, что ребенок должен «пойти в бабку» по материнской линии, доказывает, что Чичиков был зачат, выношен и рожден естественным образом.
Что касается отца, «бледная память» героя запечатлела человека, зажатого с одной стороны болезнью, с другой нуждой. Непонятно, занимался ли родитель хозяйственными или иными делами. Мальчик запомнил «вечный шарк» его тапочек и беспрестанные вздохи.
Учеба и досуг
Досуга, если понимать под этим детские забавы и игры, у маленького Павлуши не было вовсе, как не было «ни друга, ни товарища», ни любимой игрушки. Домашнее образование заключалось в «вечном» сидении за столом и выведении «вечной» прописи, заключающей истины добродетели, которые от множественного повторения утратили свою глубину и смысл.
На коротком отрезке текста автор несколько раз использует слово «вечно», которое усиливает атмосферу:
Мальчик был совершенно лишен радостей и привилегий, которые дарит детство. Малейшее желание развлечься пресекалось «суровым голосом» отца и последующим за этим наказанием. Таково описание «первоначальной» картины детства Чичикова в поэме «Мертвые души», «бедного» по содержанию, но оставившего глубокий след в душе Павлуши и определившего точку невозврата. После смерти отца он без сожаления избавляется от «родового гнезда» и переезжает в город. Но это будет много позже описываемых событий.
Обучение в городском училище
Однажды, в начале весны, подросший Павлуша был отвезен отцом в город и оставлен в доме у родственницы, где должен был проживать до окончания городского училища. Расставание прошло без слез. От родителя мальчик получил полтину и «умное наставление»:
- «угождай начальникам»;
- друзей не заводи;
- никого не угощай;
- водись с теми, кто может быть «полезным»;
- «береги и копи копейку».
Слова отца «глубоко заронились» в сердце мальчика и определили его дальнейшее поведение. Последний пункт стал для Павлуши основополагающим и наиважнейшим. Он бережет и копит копейку, чтобы с помощью ее «прошибающей» силы проложить дорогу к материальному благополучию.
Отношения с учителем и учениками
Способностью к наукам маленький Чичиков не отличался, однако сразу сообразил, что классный наставник хорошее поведение ставит выше остроты ума. Присовокупив к безмолвному и неподвижному сидению на уроках опрятность и расторопную услужливость, с которой он подавал в конце занятий учителю «треух», Павлуша снискал расположение начальства.
Мальчик обладал практичным умом и способностью ограничить себя во всем. Он не только не угощал одноклассников, как заповедовал ему отец, но и принятое от них угощение мог продать им же, безо всякого смущения и укоров совести. Имеющиеся деньги маленький Чичиков пускал в прибыльный оборот. Покупал еду на рынке и продавал голодным одноклассникам по цене «сообразной аппетиту».
Следует отметить, что Павлуша не был вовсе лишен талантов, зачатки которых были использованы в практических целях и совершенно неразвиты и забыты, как не отвечающие главной жизненной цели. Мальчик слепил восковую фигурку снегиря, выкрасил ее и продал, причем «очень выгодно», что свидетельствует о хорошем качестве поделки. В другой раз он потратил 2 месяца на дрессировку мыши, научил ее по приказу ложиться и вставать на задние лапки, а потом удачно сбыл с рук.
Когда вырученных денег скапливалось до пяти рублей, Чичиков зашивал их в мешочек. По выпуску из училища он имел на руках:
- аттестат, удостоверяющий успешное постижение «всех наук»;
- книгу, подаренную за прилежание и благонравие;
- собственные денежные накопления и средства, полученные за продажу «дворишка» и «землицы», доставшихся в наследство.
Это все, что рассказывает автор о детстве героя в поэме «Мертвые души». Воспитание Чичикова, если принимать за этот процесс совокупность неизбежных внешних обстоятельств и влияний, закончилось.
Итоговая характеристика: «Надул, Павлуша», — вынесенная бывшим наставником, оказавшимся в бедственном положении и материальная помощь которому не входила в планы его «благонравного» воспитанника, стала вектором, определяющим дальнейшую жизненную позицию героя.
Важность экскурса в детство героя
Изучение в школе литературного наследия Гоголя включает все этапы творческого пути русского классика, высшей точкой которого принято считать «Мертвые души». Нельзя считать случайным отступление автора к детству героя, о котором рассказывается в заключительной одиннадцатой главе. Здесь дается не только представление о происхождении Чичикова, но кратко и четко описывается скупая и «мутная» атмосфера, в которой воспитывался мальчик:
- Павлуша с рождения лишен материнской заботы и ласки.
- У него нет друзей.
- Отец необычайно строг и раздражителен.
- Вместо детской сказки, ему вбиваются моральные правила, которые неприменимы в окружающих реалиях, а потому бессмысленны и бесполезны.
- Последнее благословение отца отправляет ребенка на путь лицемерия, недоверия и алчности.
В характере первого своего начальствующего, ставящего смирное и угодливое поведение выше умственных способностей, Чичиков встречает подтверждение словам родителя. Учитель гораздо ближе и понятнее Павлуше, чем сверстники. В первом повторяются знакомые черты отца — авторитарность и нетерпимость к нарушению норм поведения, возведенных в абсолют. Интересы одноклассников для него далеки, как что-то новое и несовместимое с его пониманием основ жизни.
В школьном сочинении по гоголевской поэме любая тема непременно пересекается с образом Чичикова, будь то краткий анализ эпизода или характеристика действующих персонажей. Все преломляется через призму внутреннего восприятия главного героя, с проекцией обычно нелестной как для предмета исследования, так и для самого Чичикова.
Отступление к годам детства и ранней юности позволяет понять проблемы личности, лишенной тех привилегий, что дает человеку пора жизни, которые многие почитают лучшей.
Сочинение: Чичиков в поэме “Мертвые души”
Название: Чичиков в поэме “Мертвые души” Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 22:42:19 30 июня 2001 Похожие работы Просмотров: 48863 Комментариев: 157 Оценило: 228 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать |